Лада гранта 4 ат или 5 амт

 

 

Содержание

Сергей Знаемский опробовал Ладу Гранта с автоматической трансмиссией Jatco: как едет?

Производители автомобилей так же уделяют механизму много внимания и делают ставку на дальнейшее использование и усовершенствование коробки. Все дело в большом количестве положительных нюансов, это: простота и надёжность конструкции, относительно небольшие габариты и вес, невысокая цена производства и главная особенность, это приличная экономия топлива. Не случайно коробка данного типа активно устанавливается на автомобили марки «Лада», выпускаемые ПАО «АвтоВАЗ».

Устройство и принцип работы

Многие пользователи не понимают до конца принцип работы роботизированной коробки, считая её сложным механизмом. Конструктивно 5 АМТ коробка «Лада» является не чем иным, как 5-ти ступенчатой механической коробкой передач, управление которой взяла на себя электроника.

Итак, 5 АМТ что это, рассмотрим подробно. Детальное рассмотрение коробки, выпускаемой ПАО «АвтоВАЗ» говорит о том, что используется стандартная схема автоматизированной трансмиссии механического типа с применением одного диска в конструкции фрикционного сцепления.

Компоновка выглядит следующим образом:

  • Сцепление коробки;
  • Коробка переменных передач, механического типа;
  • Приводы передач коробки и привод сцепления;
  • Управляющий модуль коробки.

За управление передачами отвечает специальное устройство, мехатроник. Поскольку он представляет собой набор управляющих элементов, в виде датчиков и электроники, то механических связей для переключения передач конструкцией не предусмотрено.

В его состав входит:

  • Датчик оборотов коробки переменных передач на первичном валу;
  • Селектор управления режимами коробки передач;
  • Актуатор, управляющий переключением передач и выключением сцепления коробки;
  • Контролер коробки передач.

Коробка передач работает в одном из двух режимов: автоматическом и полуавтоматическом. Получая информацию с датчиков, в автоматическом режиме коробка переключает передачи без участия водителя. Передачи переключаются посредством программного обеспечения и сигналов, поступающих от модуля управления. В ручном режиме, передачи переключаются водителем с применением рычага переключения. Движение вперед, повышает передачу, движение назад, понижает.

С 2012 года на автомобили «Лада» устанавливали Японскую коробку 4 АТ, производимую фирмой Jatco. Это классический четырех ступенчатый автомат, укомплектованный гидравлическим трансформатором. Перед покупателями стоял вопрос, 4 АТ или 5 АМТ, что лучше, на чем остановить выбор и как это скажется на дальнейшей эксплуатации? Автомат имел ряд преимуществ, связанных с плавностью хода и комфортом. Однако недостатков было больше, это повышенный расход топлива, дорогое и сложное обслуживание. Со временем робот стал популярен среди автолюбителей.

Техническая составляющая

В подкапотном пространстве поселились несколько вариантов силовых агрегатов, которые способны трудиться в паре не только с классической «механикой», но также и когда коробка автомат.

Комплектация «Стандарт» предусматривает установку обычного 1,6-литрового мотора, способного на отдачу в 82 «силы». Движок работает в содружестве с механической трансмиссией. Эта версия не способна порадовать владельца своими скоростными данными (максимальный показатель в данной дисциплине составляет 167 км/ч), а также не позволит окунуться в экономию топлива, поскольку потребление в городе достигает 9,7 литра. Весомым преимуществом «Стандарта» является низкая стоимость авто, что в немалом числе случаев способно склонить чашу весов в свою пользу при покупке.

У версии «Норма» присутствует куда больше достоинств. Здесь можно выбрать из двух предлагаемых вариантов мотора: оба 1,6-литровых, но с разной мощностью — 87 и 95 «лошадок». Для данной комплектации доступна не только механическая коробка, но и современная 4-уровневая коробка автомат. Именно присутствие АКПП произвело фурор, о чем вмиг узнали все регионы страны.

Над созданием агрегата потрудились японские профи, а в развитие данного проекта были направлены существенные инвестиции. Коробка автомат выступила в роли не только отличной рекламы, но стал прекрасным техническим новшеством, полюбившимся отечественному потребителю.

Моторы «Нормы» способны проявить немного улучшенные скоростные возможности — 178 км/ч. Странно, но приятно, что силовые агрегаты этой комплектации обладают большей топливной экономичностью в сравнении с моторами «Стандарта».

Отдельно следует обозначить «Люксовую» комплектацию, которая является лучшим произведением «АвтоВАЗа». Подтверждением этому являются множественные тест — драйвы, представленные в сетевых видеоматериалах. Люксовые вариации удостоены наиболее производительных силовых агрегатов. Это 1,6-литровые «четверки» с 16-клапанными механизмами ГРМ, способные на немалую отдачу: 98 и 106 лошадок. Повысился скоростной лимит «Люкса» — 177 км/ч. В тандем моторам производитель адресует не только традиционную механическую трансмиссию, но и модерновый «автомат». Эти версии по комплектации славятся расширенным набором электронных средств комфорта и помощников в системе безопасности.

LADA Granta обзавелась завидной популярностью не только благодаря возможности выбора среди трех обозначенных версий по оснащению, но и присутствием в ряду модификаций спортивного варианта. Это авто способно на завидные скоростные возможности, чему подтверждением выступает факт участия Гранты в мировых раллийных состязаниях. На данную тематику в сети присутствует немалая доля видео — контента.

На какие автомобили устанавливается

Первый автомобиль под маркой «Lada Приора» в комплектации с АМТ, был выпущен в 2014 году, устанавливаемая коробка имела модификацию АМТ-2182. После обкатки и доработки механизмов и элементов программы, автоматическими механическими трансмиссиями стали укомплектовывать «Ладу Гранта», случилось это в марте 2020 года, и «Lada Веста», в 2020 году. Такой же коробкой передач укомплектовали автомобили «Lada Калина» и «Lada Xray».

Поздние модификации коробок, конструктивно похожи на первую коробку передач, выпущенную компанией. Разница заключается в усовершенствованной программе последней версии, которую разрабатывала немецкая компания ZF Friedrichshafen AG. В основе принципа положено использование нового алгоритма переключения трансмиссии и усовершенствованная функциональная логика. АМТ имеет ряд особенностей при эксплуатации, характеризуется как простой, надежный, экономичный агрегат.

автоматы jatco отзывы автомат jatco на калину

Что делать при гарантийном случае

Решение должен принимать АвтоВАЗ. Когда вы обращаетесь к официальному дилеру, мастера снимают и разбирают коробку. Затем делают фотоснимки, затем отправляют их или всю АКПП на завод, который дает заключение.

Автомат Jatco на заводе не ремонтируется, автодилер может заменить только полностью всю коробку. В даже не существует обучения по ремонту АКПП. Если АвтоВАЗ признал, что это гарантийный случай, то он установит новый агрегат. Если что-то случилось с автоматом, сразу обращайтесь в автосалон, и на вашу Ладу Гранту поставят новую японскую коробку.

Достоинства и недостатки

Сравнивая трансмиссию с другими представителями автоматов, можно выделить как положительные, так и отрицательные черты коробки.

Достоинства агрегата 5 АМТ:

  • Пониженный расход топлива, показатели сопоставимы с механической коробкой передач 5 МТ;
  • Низкая себестоимость запасных частей и работы в случае ремонта коробки передач;
  • Конструкция коробки позволяет буксировать автомобиль при помощи троса или жёсткой сцепки;
  • При потере мощности аккумуляторной батареей коробка позволяет завести автомобиль с «толкача»;
  • Фрикционный диск и смазочные материалы коробки передач рассчитаны на весь срок службы изделия;
  • Защита коробки от неправильного переключения, что позволяет избежать поломки;
  • Наличие у коробки автоматического и ручного переключения передач;
  • Плавная работа педалью газа способствует переходу без рывков и провалов с передачи на передачу;
  • Переключение происходит за короткий промежуток времени, в пределах 120 мс.;
  • Наличие автоматического алгоритма, позволяющего начинать движение машины, находясь на наклонной поверхности.

Недостатки, присутствующие в эксплуатации коробки:

  • Поскольку конструктивно в коробке передач предусмотрено применение сцепления с одним диском, это приводит к потере тяги при переключении;
  • Нет возможности применять спортивное вождение автомобиля, поскольку коробка передач при резком нажатии педали газа выдает плавный отклик;
  • Нет возможности принудительно выравнивать скорости вращения валов коробки, путём манипуляции педалью газа;
  • Отсутствие под рулевых переключателей, при помощи которых можно оперативно менять алгоритм работы коробки передач.

Комплектации нового седана

Автомат является признаком Гранты в истолковании «Нормы-Плюс». Вместе с автоматической коробкой покупатель будет обладать также АБС, кондиционером, второй подушкой безопасности. Антиблокировочная система – важное звено для повышения класса авто. И все-таки как в элитной, так и в базовой комплектации седан стал первым в России автомобилем с АКПП в серийном производстве.

Прогревать мотор в обновленном исполнении отнюдь не обязательно. Несложный ремонт в случае необходимости без проблем можно сделать своими руками. В этом плане новые модели не несут никаких неожиданностей для владельцев.

Люксовая комплектация машины имеет роскошный и высокий салон. Сидения в нем стали теплыми из за подогрева. Плюс мощный мотор, который идеально подходит к нашим дорогам. Базовая комплектация имеет почти те же технические характеристики, прекрасные ходовые качества. В салоне удобно, но имеется только одна подушка безопасности. Для покупателей, которые привыкли считать свои затраты, Гранта является замечательной покупкой, имеющей в своем классе очень немного конкурентов.

Обслуживание трансмиссия 5 АМТ

Согласно данным производителя, трансмиссия 5 АМТ не нуждается в обслуживании, её элементы защищены от воздействия пыли и влаги, что в свою очередь закрепило за коробкойрепутацию простого, надёжного, безотказного механизма.

Тем не менее, рекомендуется придерживаться правил:

  • Следить за уровнем масла, в результате механических повреждений коробки возможна его утечка;
  • Вовремя проводить адаптацию сцепления роботизированной коробки.

Коробка представляет собой набор шестеренок, управление которыми осуществляет актуатор ZF. Сцепление коробки со временем изнашивается и его необходимо подстраивать под актуатор, этот процесс и называется адаптацией, он предназначен для устранения рывков и толчков при движении.

Адаптация проводится:

  • Каждые 15000 км пробега автомобиля;
  • В случае замены сцепления;
  • При обновлении настроек бортового компьютера.

Процесс прост и занимает несколько минут: через специальный диагностический разъём автомобиль соединяется с компьютером «АвтоВАЗ», электрик включает программу и в прямом режиме связывается с сервером производителя. Данные сбрасываются на сервер, после чего заводится двигатель и в течение нескольких секунд происходит адаптация.

Диагностику коробки желательно проводить у официального представителя, поскольку для выполнения работ потребуется специальное оборудование и обученный персонал.

В августе 2012 года начались продажи Лада Гранта с АКПП, это был первый автомобиль АвтоВАЗа, на который автоматическая коробка передач устанавливается серийно на конвейере. Почти через три года (в марте 2020 года) начались продажи Лада Гранта с АМТ (автоматизированная механическая трансмиссия). Поговорим о различиях этих двух трансмиссий, которые также могут устанавливаться на Лада Калина, Приора, Веста и XRAY. Какие их плюсы и минусы, а также с какой их них автомобиль лучше выбрать?

Предсерийные испытания

Однако сейчас на повестке дня стоит оборудованная автоматизированной механической трансмиссией Granta, в феврале начинаются ее продажи. Чтобы подойти к этой дате во всеоружии, был проведен целый ряд испытаний. Один из предсерийных автомобилей тотчас же поехал в Германию, чтобы партнеры АвтоВАЗа из ZF со своей стороны могли провести свои собственные тесты и разрешить запуск в автомобиля в серию.

Начиная с платформы Priora, автомобили подверглись огромному количеству испытаний в различных климатических поясах и по самым различным программам. Испытания проходили в горах Альпах и на Алтае при участии партнеров из Германии, при низких температурах, доходивших до -55°C, на Крайнем Севере в Сургуте. С успехом прошли тесты скорости на полигоне Porsche при влажности почти 100-процентов и при температурах превышающих +30°C. За этими испытаниями последовали ускоренные дорожные испытания на пробег 80000 км и 100000 км. Возникающие в процессе испытаний сложности были решены в рабочем порядке, быстро и профессионально.

Новая коробка передач является продуктом российского инжиниринга, так как груз решения большей части проблем лег именно на вазовские плечи. Инженеры из России продемонстрировали, что их уровень не уступает качеству инженеров в лучших европейских фирмах.

В целом, конструкция новой коробки состоит из российских деталей на 80%, а это о многом говорит.

Еще в период совместной с немцами работы над адаптацией коробки для «Приоры» именно вазовским инженерам удалось быстро добиться плавности переключения, чего в других компаниях не могут добиться достаточно долго. Трудно в зарубежных коробках и с быстрым включением – ресурс трансмиссии недостаточен.

Важным достоинством вазовской АМТ является способность системы подстраиваться под стиль вождения водителя — возможна езда как спокойная, так и агрессивная. Что еще выгодно отличает коробку от традиционной АКПП: при -40°C на улице коробка дает возможность начать движение сразу же, как только запущен мотор. Но экономия топлива, конечно, самый главный плюс.

Преимущества и недостатки АМТ

«Робот» устанавливается на более широкую линейку автомобилей Лада (Гранта, Калина, Приора, Веста и XRAY) и имеет ряд особенностей при эксплуатации. По информации АвтоВАЗа роботизированная коробка передач выделяется простотой, надежностью и экономичностью. Кроме этого робот прост в обслуживании, а его стоимость ремонта практически ничем не отличается от ремонта МКПП. Расход топлива соответствует показателям механической коробки.

Недостатки этой трансмиссии упоминаются в отзывах владельцев Лада Приора с АМТ. «Автомат» переключает передачи почти без потери тягового момента, а «робот» так не может. Именно этот момент не нравится автолюбителям. Кроме этого, идут обсуждения о гуле и вое АМТ.

Обе трансмиссии упрощают управление автомобилем, благодаря чему существенно уменьшается утомляемость водителя, особенно в пробках. А какую трансмиссию для автомобилей Лада порекомендуете вы? Напомним, тросовая «механика» знаменита своим воем.

лада гранта автомат Лада Гранта (2018 г.) Лада Гранта (2018 г.)

Роботизированная коробка передач — Автоэлектрик

Suzuki рассказала о новой роботизированной коробке РКПП. Первый автомобиль с коробкой Auto Systems Gear будет продемонстрирован компанией Suzuki на автомобильном салоне. Вслед за информационными данными о готовящемся семействе двигателей от Suzuki, данная корпорация анонсировала и новую роботизированную коробку. Необходимо добавить, что данная система передач получила кодовое наименование Auto Systems Gear. Официальная премьера вышеупомянутого робота должна состояться в следующей финансовой четверти на автомобильном салоне в городе Дели. Помимо всего этого, на данном мероприятии будет также продемонстрирован международной общественности и неназванный автомобиль, в который и будет вмонтирована новая коробка передач от компании Suzuki.

Конструкция и принцип работы АМТ

В общем виде АМТ представляет обычную механическую КПП, в которой за работу сцепления и переключение передач отвечают два специальных актуатора (сервопривод). Каждый актуатор, установленный на коробку переключения передач, представляет собой электромотор с редуктором и исполнительным механизмом. Управляет всей системой электронный блок, осуществляющий выбор и включение необходимой передачи.

Новая LADA Granta на роботе

Электронный блок учитывает скорость движения автомобиля и режим работы двигателя, а также информацию, полученную от систем, которые контролируют безопасность движения (ABS, BAS, EBD и др.). Оценивая и анализируя всю полученную информацию, блок электроники выдает команду на проведение переключения передачи.

После получения соответствующего сигнала с помощью одного сервопривода выжимается сцепление, а второй в это время включает нужную передачу. Затем первый сервопривод плавно отпускает сцепление.

При работе в режиме Tiptronic (ручное управление) водитель самостоятельно передвигает ручку селектора в сторону высшей или низшей передачи и тем самым подает команду АМТ.

Примечание: при использовании «робота» необходимость в педали сцепления отпадает.

Система обозначений АКПП Jatco

Набор букв и цифр в названиях коробок только на первый взгляд кажется непонятным. На самом деле он прост и информативен:

  • буквы R и F обозначают привод (R — rear — заднеприводный автомобиль; F — forward — переднеприводный);
  • наличие буквы E указывает на электронное управление — electronic, L — гидравлическое;
  • первая цифра — это количество скоростей;
  • последнее число и буква после него обозначают номер модификации.

В случае с вариатором количество передач обозначается цифрой 0.

АМТ для LADA Granta. Особенности конструкции

Автомобили семейства ЛАДА Гранта (седан, лифтбек) получили уже апробированную АМТ, которая устанавливается на LADA Priora начиная с сентября 2014 года. Она разработана инженерами ОАО «АВТОВАЗ» совместно со специалистами немецкого концерна ZF Friedrichshafen AG, которое является автором и владельцем многих современных технологий и инновационных решений в области систем привода.

За основу взята конструкция базовой механической КПП 2181 (модернизация КПП 2180), на которую были установлены:

  1. 1. Электромеханические актуаторы, управляющие переключением передач и работой сцепления;
  2. 2. Датчик оборотов первичного вала;
  3. 3. Контроллер управления.

Немного истории

в 1970 году была основана Japanese Automatic Transmissin Company (Jatco) и с успехом производила автоматические трансмиссии для «Ниссана» и «Мазды». До 1999 года она являлась частью концерна «Ниссан». Для большей свободы в осуществлении продаж руководство Jatco решило сделать шаг в сторону отделения от автоконцерна. Так как конкурировать приходилось только с двумя производителями АКПП — Aisin от «Тойоты», и немецким ZF, дальнейшему развитию компании ничто не угрожало.

Сегодня Jatco продаёт АКПП по нескольку сот тысяч в год. По отзывам, «автоматы» Jatco с лёгкостью конкурируют среди других производителей, выпуская бюджетную, но надёжную продукцию.

Сразу после отсоединения от «Ниссана» Jatco выпустила вариатор, тем самым завоевав первое место в мире. Даже такие автогиганты, как БМВ и «Фольксваген» стали пользоваться её продукцией, успешно оснащая АКПП и вариаторами автомобили с объёмом до 3,5 литра.

Достоинства и недостатки АМТ

Среди многочисленных достоинств «робота» можно выделить:

Расход топлива на автомобиле с установленным роботом зависит от манеры вождения и составляет в смешанном режиме 6…6,5 л/100 км, что позволяет экономить до 30% топлива по сравнению с седаном или лифтбеком ЛАДА Гранта АВТОМАТ и до 10% по сравнению с автомобилями, оснащенными обычной «механикой».

В основе АМТ лежит механическая коробка переключения передач, которая в значительно меньшей степени подвержена поломкам, чем АКПП. Кроме того оптимальные режимы работы робота определяются электроникой (отсутствует «человеческий фактор»), что значительно увеличивает ресурс двигателя. Ремонт АМТ практически не отличается от ремонта механической КПП. Кроме того он значительно проще и дешевле, чем АКПП.

  1. 3. Простота конструкции и неприхотливость при эксплуатации.

Электромеханические элементы конструкции не нуждаются в обслуживании и регулировке при эксплуатации. Все разъемы и электронные компоненты надежно защищены от попадания пыли и грязи. Робот адаптирован к сложным условиям эксплуатации и обеспечивает работоспособность при воздействии температур, находящихся в диапазоне -40…+50 градусов Цельсия.

Отсутствует механическая связь селектора с КПП, поэтому вибрация рукоятки переключения режимов отсутствует.

LADA Granta на роботе

Существующие недостатки АМТ:

  1. Начиная движение, LADA Granta с АМТ может немного откатываться назад.
  2. В отличие от АКПП робот не может переключать передачи без потери тягового момента. Это приводит к едва заметным рывкам во время переключения передач.

Конструктивные изменения

На Гранте используется свыше тридцати новых узлов и конструктивных изменений, если сравнивать его с предшественниками. И все-таки ремонт этой новинки своими руками не считается несбыточным делом. Машина проста в обслуживании. Конечно, связка мотора с автоматической коробкой стала тяжелее на тридцать три килограмма.

И еще важные перемены:

  • Авто получил в передней подвеске более жёсткие пружины;
  • Силовой агрегат оснастили вместо штампованного литым картером;
  • У поддона теперь другие точки крепления к гидротрансформатору.

Все это помогло повысить жесткость конструкции, а ремонт своими руками перемены не усложнили. Картер гидротрансформатора также заменен, чтобы удачнее вписать его в пространство под капотом. Косвенно это повлияло на снижение клиренса. Если у седана с МКПП он был равен шестнадцати сантиметрам, то у новинки – четырнадцати сантиметрам. Радиатор охлаждения стал более производительным. Сюда же конструктивно вписали охладитель масла.

Управление АМТ

В процессе эксплуатации «робот» значительно проще АКПП и классической «механики». Электронный селектор позволяет использовать 4 режима работы:

  • нейтраль — N;
  • автомат — А;
  • задний ход — R;
  • ручное управление — М.

Перед тем, как начать движение, нужно установить рычаг селектора в положение «А», затем нажать на педаль тормоза и только потом переставить ногу на педаль газа.

Внимание! Двигатель LADA Granta (седан, лифтбек), оснащенной «роботом» не заведется, если забыть нажать на педаль тормоза.

Время разгона автомобиля до скорости 100 км/час составляет 12,5 сек, что на 1,6 сек уступает моделям с механической КПП (10,9 сек), но на 0,8 сек лучше, чем у ЛАДА Гранта с АКПП (13,3 сек.). При этом переключение передач происходит на 5000 об/мин при агрессивной манере вождения или 2500 об/мин — при спокойном режиме.

Время переключения с одной передачи на другую в автоматическом режиме — не больше 2 сек. Из-за этого некоторым водителям АМТ может показаться «задумчивой», однако при переходе на ручной режим управления — скорость переключения передач соизмерима со скоростью механической КПП.

Сергей Знаемский опробовал Ладу Гранта с автоматической трансмиссией Jatco: как едет?

Я увидел паровозы на площадке вазовского технического музея — и в голове щелкнуло: лучшего задника для портрета Гранты с «автоматом» не найти! Схватил телефон, принялся названивать в администрацию с мольбами пустить машину на закрытую территорию. В субботу. Вечером. На счастье, у вазовского топ-инженера Олега Груненкова был пропуск-«вездеход» с правом доступа в любой уголок АвтоВАЗа. Но Олег обреченно вздохнул: — Вот, опять получится, что Гранта архаична, как паровоз, с таким же КПД…

Письмо-приглашение пришло в редакцию в начале июля, и в нем говорилось, что знакомство с «автоматической» Грантой состоится в Тольятти в середине… июня! Кто именно опоздал на месяц — вазовцы или электронная почта — я разобраться не успел, поскольку тут же, в программе мероприятия обнаружил еще более интригующие даты: вылет из Москвы — 19 мая, возвращение — 22 июля. Два месяца в Тольятти?

Дело, конечно, оказалось в банальных опечатках: первые товарные Лады с автоматическими трансмиссиями сошли с вазовского конвейера 19 июля нынешнего года.

— Приготовьтесь! Через пять кузовов пойдет наша машина!


Под капотом коробка передач расположена традиционно, слева от двигателя. «Автомат» на 33 кг тяжелее «механики», появилось и 33 новых детали в самом автомобиле, поэтому масса Гранты выросла на 45 кг и передние пружины пришлось сделать немного жестче. Усилены опоры двигателя, изменена растяжка передней подвески с левой стороны, установлен новый радиатор. Внешние ШРУСы на «автоматической» Гранте такие же, как на машинах с «механикой», а шарниры, соединяющие приводные валы с коробкой, — типа Tripod (у них больше рабочие углы). У «автомата» главная передача с отношением 4,08. Коробки на Грантах будут заправлены жидкостью Nissan Matic S. Электронный блок управления трансмиссией расположен в колесной арке под левой передней фарой. Ради обеспечения надежности японцы выдвинули требование увеличить жесткость силового агрегата — между двигателем и трансмиссией теперь не четыре, а шесть точек крепления. По этой же причине у вазовского мотора появился новый, литой поддон. А у самой коробки поддон как раз штампованный. Именно он — самая нижняя точка: дорожный просвет сократился до 140 мм и во время испытаний вазовцы, налетев на валун, все же разбили одну коробку. Заводской защиты моторного отсека, кроме пластикового пыльника, не предусмотрено

Вазовцы суетились, репортеры толпились, сборщики пытались пробраться на рабочие места. И вот по просторам «калиновского» сборочного цеха на стрежень сборочной линии выплывает сереб­ристая Гранта. Под вспышки камер к ней подвели шестандцатиклапанник 1.6 с пристыкованной гидромеханической трансмиссией японской фирмы Jatco.


Моторный отсек — вид снизу


Блок управления коробкой

Технологический термин «женитьба», которым принято называть соединение кузова с силовым агрегатом, всегда рождал пикантные ассоциации, и этот случай — не исключение. Во-первых, в деле внедрения «автомата» сам АвтоВАЗ по всем признакам выступал скорее в роли невесты, а во-вторых, на следующее пос­ле церемонии утро Волжский автозавод официально отмечал свой день рождения: молодой исполнялось сорок шесть. Лада с «автоматом» — запоздавшее женское счастье?

Пока автоматические Гранты идут по конвейеру с большими промежутками — к концу августа сделают лишь партию для дилерских шоу-румов. К началу будущего года должны собрать 10 тысяч машин, а в следующем году — уже 70 тысяч, то есть «автоматом» будет оснащена каждая седьмая выпущенная Лада. Но Гранты среди этих машин будут в меньшинстве — роль главного «автоматоносителя» достанется похорошевшей новой Калине. Зато Гранта — самый доступный автомобиль с автоматической трансмиссией на российском рынке!

— ZAZ Chance и Chery Indis нам не конкуренты, — уверяет Олег Хромков, который на ВАЗе возглавлял внедрение японской АКПП. — У «китайца» — «робот», и он дергает, а Chance почти на 50 тысяч дороже.

 

 


На ВАЗе говорят, что без Олега Хромкова не было бы «автомата». Выпускник Куйбышевского авиационного института (ныне Самарский аэрокосмический университет) Хромков в конце 80-х занимался на ВАЗе калибровкой двигателей по токсичности и работой над спортивными автомобилями, но в 2006 году ушел в самостоятельное плавание и «доплыл» до должности директора СеАЗа. А три года назад вернулся — и возглавил работы по интеграции японской трансмиссии. По лексикону, по владению английским, да даже по умению подобрать дресс-код складывается впечатление, что Хромков — из какой-то новой породы вазовских специалистов

У Лады Гранты за 373 тысячи 300 руб­лей — гидромеханический четырехступенчатый «автомат» модели JF414E, самый старый и самый простой из тех, что фирма Jatco предлагает для двигателей рабочим объемом более одного литра. Правда, недавно коробка подверглась модернизации, но все равно в мире этой трансмиссией оснащаются только два автомобиля — наша Гранта и Nissan March (он же Micra) китайской сборки. Вазовцы не скрывают: чтобы вышло дешевле, трансмиссию выбирали попроще, а то, что конструкция не нова, можно расценивать как залог надежности.

Летом 2010 года, когда на ВАЗе, наконец, поняли, что «автомат» нужно запускать или сейчас, или уже никогда, в шорт-листе коробок-претендентов помимо агрегата Jatco значился логановский «автомат» DP0, а еще трансмиссия FT702 московской фирмы КАТЕ. Та самая «инновационная» семиступенчатая планетарная трансмиссия без гидротрансформатора, которую последние лет пять обещал запустить в серию Максим Нагайцев, бывший вице-президент А­втоВАЗа, нынешний руководитель НАМИ, а по совместительству соинвестор КАТЕ. Одна Калина с таким «автоматом» даже приняла участие в оценочных испытаниях: силовой агрегат проявил склонность к перегреву, на том все и закончилось. Причем вазовцы говорят, что реальных сроков завершения работ над этой коробкой как не было, так и нет.

Французский же «автомат» отвергли потому, что при схожей стоимости он был еще менее современен, чем японский.


«Автомат» Jatco JF414E образца 2010 года — результат единственной модернизации той четырехступенчатой коробки, которая впервые появилась на автомобиле Nissan Sunny в 1989 году. За 22 года выпущено уже больше 11 млн таких трансмиссий. Модернизация не коснулась архитектуры: применение новых материалов и технологий позволило на 11% сократить длину корпуса и сделать агрегат на 15% легче

К слову, Jatco предлагала АвтоВАЗу и вариатор X-tronic нового поколения, но он оказался на 20% дороже гидромеханической трансмиссии, хотя и дает выигрыш по расходу топлива в 1 л/100 км. Вариатор отложили на будущее. Спортивного и зимнего режимов у грантовского «автомата» нет, равно как и возможности переключать передачи вручную. Но пластик на рукоятке упругий и приятный, есть «фартучек» из кожзаменителя и перемещается селектор с благородным усилием. В общем, не стыдно. А уж если вспомнить «кочергу» логановского «автомата»… С другой стороны, в грантовской пластмассовой меблировке рычаг новой трансмиссии смотрится, как яйцо Фаберже на придорожном рынке.


Дизайн селектора трансмиссии — вазовский, но поставщик зарубежный. Рычаг выше, чем у «механики», хода небольшие, паз прямой и промахнуться мимо положения Drive, особенно с непривычки, проще простого. В положениях 1 и 2 трансмиссия ограничивает переключения выше указанных передач. Слева у основания есть кнопка «овердрайв офф» — отключения четвертой передачи

Хотя тут уже есть и кондиционер, и пассажирская подушка безопасности. Кроме них специально для версии с «автоматом» к обычной комплектации Норма добавлены еще и АБС, и всякие мелочи вроде потолочных ручек для задних пассажиров. Магнитолы, правда, нет.


Корпоративная коммуникация по-тольяттински — прямо по ходу журналистской презентации вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу Артем Федосов (слева) убеждает главу Jatco в России Тадаси Ясуду (справа) организовать сбор «гарантийных» коробок через вазовскую «дочку» Лада-Сервис

Пока все автоматические Гранты будут выпускаться только в такой расширенной комплектации Норма Плюс. Версия Люкс появится позже — там будут и «музыка», причем с мультимедийным экраном, и «цветная» панель приборов, и система стабилизации.

«Потребительскую ценность» автоматической трансмиссии АвтоВАЗ обозначил в 35 тысяч рублей, поэтому можно смело прикинуть, что люксовая Гранта шагнет за порог в 400 тысяч рублей. Калина с «автоматом» будет еще дороже. Приора? Вживление «автомата» в ее устаревшую конструкцию обошлось бы слишком дорого — она получит его только при будущей смене поколений.


«За рабочий день я провожу семь совещаний». Олег Груненков начинал обычным конструктором, а в сорок лет стал руководителем самых главных для компании проектов: Калина, Гранта, Datsun. Груненков тоже из числа «новых» вазовских топ-инженеров — трезво смотрит на продукцию АвтоВАЗа, подкован по экономическим вопросам и говорит, что по собственной инициативе пошел учиться на курсы MBA

На то, чтобы «поженить» автоматическую коробку со своим мотором, АвтоВАЗ потратил немного: около 17 млн евро. Контракт с Jatco рассчитан на три года с правом продления, японцы будут поставлять на АвтоВАЗ c завода в городе Фуджи полностью собранные трансмиссии. Вопрос об их производстве в России если и встанет, то при условии, что продажи превысят 100 тысяч машин в год. Пока же японская фирма лишь открыла у нас представительство.

Ответственный за кооперацию с АвтоВАЗом и потому живущий теперь в Тольятти Тадаси Ясуда на вопрос о том, что было самым сложным в работе над вазовским проектом, отвечает так: угодить нуждам местных потребителей.

По ходу настройки трансмиссии вазовцы обратились за помощью к австрийской компании AVL. За отправную точку была взята работа «автомата» на хэтч­беке Nissan Note. Но «расслабленные» японские калибровки, которые вначале предложили Jatco и AVL, вазовцев не устроили.

— Реакции на педаль, работа коробки при трогании — все получилось плавно, как на электровозе, — поясняет Хромков. — Разница ездовой философии и менталитетов! Это у них там на маленьких бюджетных машинах ездят потихоньку, а у нас…

А у нас для Гранты и Калины с «автоматами» специально выбран самый мощный из возможных двигателей — 98-сильный шестнадцатиклапанник ВАЗ-21126 с облегченной шатунно-поршневой группой. При поддержке австрийцев из AVL вазовцы адаптировали калибровки «автомата» на свой манер: как сами говорят, «под драйверскую ездовую философию». И, надо полагать, неспроста для первой поездки выпустили журналистов на кольцо картодрома.

Тут-то, думаю, Ясуда-сан все и понял о нуждах местных потребителей, особенно после того как кто-то из журналистов прокатил его пассажиром — бессмысленно и беспощадно, с «ручником», с дымом из-под колес… Готов спорить: выбираясь из машины, позеленевший японец размышлял именно о разнице менталитетов.

«Как бы не пришлось искать альтернативного поставщика», — острили за спиной вазовские инженеры.


Планка с символами режимов «автомата» возле рычага не подсвечивается, поэтому единственная наглядная индикация работы трансмиссии — в правом верхнем углу дисплея на панели приборов. Тут отражается и режим коробки, и номер используемой передачи. Кстати, у японской коробки есть то, что вазовцы называют «виртуальная пятая передача». Суть в том, что если на четвертой передаче и скорости выше 50 км/ч водитель начинает разгоняться «в полпедали», коробка не переходит вниз, а остается на высшей передаче и кратковременно разблокирует гидротрансформатор для повышения крутящего момента. Машина едет как будто с полувыжатым сцеплением — заметно это лишь по стрелке тахометра, которая подскакивает почти на 1000 об/мин


Планка с символами режимов «автомата» возле рычага не подсвечивается, поэтому единственная наглядная индикация работы трансмиссии — в правом верхнем углу дисплея на панели приборов. Тут отражается и режим коробки, и номер используемой передачи. Кстати, у японской коробки есть то, что вазовцы называют «виртуальная пятая передача». Суть в том, что если на четвертой передаче и скорости выше 50 км/ч водитель начинает разгоняться «в полпедали», коробка не переходит вниз, а остается на высшей передаче и кратковременно разблокирует гидротрансформатор для повышения крутящего момента. Машина едет как будто с полувыжатым сцеплением — заметно это лишь по стрелке тахометра, которая подскакивает почти на 1000 об/мин

Я Гранту заводил с опаской — руки и ноги еще помнили седан в комплектации Стандарт, который недавно был у нас в редакции на «примерке».

Завел, поехал и понял: «автомат»», кондиционер и усилитель руля — вот она, нехитрая формула человечной Лады. Исчезла иезуитская «десяточная механика», изменились многие органы управления, с которыми контактирует водитель, — и Гранта расцвела. И пусть вазовцы не скромничают: мол, «попроще да подешевле» — даже на именитых иномарках редкий гидромеханический «автомат» настроен так же приятно, как на Ладе!

В ответ на первое легкое нажатие акселератора машина трогается без промедления, затем бодрый разгон, логичные мягкие переходы вверх и быстрые, без заминок — вниз. Работа силового агрегата при движении в городе — почти образцовая. Пусть динамика пострадала и вместо 11,6 с разгон до сотни занимает 13,5 с, теперь эти секунды все-таки бегут, а не мучительно тянутся.

Пружины передней подвески здесь чуть жестче, чем на обычной Гранте, — автомобиль потяжелел на 45 кг, но на ездовом комфорте это практически не отразилось. Подвеска как глотала все колдобины, так и глотает, а салон как ухал всеми потрохами передней панели, так и ухает.

Бодрый и в середине, и на верхах шестнадцатиклапанник относительно тих лишь до 4500 об/мин. Комфортно поддерживать скорость 120 км/ч с ним легко, но на каждый интенсивный обгон он выходит уже с боевым воплем.

Разгоняться свыше 130 км/ч по-прежнему не хочется. И с короткой рулевой рейкой (3,1 оборота от упора до упора), и с АБС грантовское шасси осталось валким и с вялыми тормозами. Новый вакуумный усилитель с «дотормаживателем», поднимающим давление в системе по мере замедления, придал педали тормоза породистую жесткость, однако сами тормозные механизмы не изменились. В результате давить на педаль надо сильнее, но замедляется Гранта все также неохотно, а АБС срабатывает намного позже момента блокировки колес.

Олег Груненков, который руководит всеми работами по Калине и Гранте, говорит, что все проблемы ему знакомы и что уже в следующем году грантовское шасси ждет модернизация. Будут усилены тормоза, отрегулирован электроусилитель (чтобы избавиться от пустоты в «нуле»), в подвеске появятся доработанные пружины, амортизаторы и стабилизаторы.

Надежность? Нормативный срок службы «автомата», по уверениям японцев, — десять лет. Но заводская гарантия на такую Гранту с АКПП такая же, как и на машины с «механикой»: три года или 50 тысяч километров. Ремонту в дилерских центрах трансмиссия не подлежит — на оборудование и обучение сервисменов нужны деньги и время, поэтому на первых порах дефектные коробки АвтоВАЗ будет менять целиком, а их восстановлением займется Автофрамос. Похоже, займется уже в ближайшее время: к концу дня моя машина из пилотной серии начала подвывать на второй передаче и мелко дрожать на холостых оборотах.

Триста семьдесят три тысячи рублей — это меньше, чем за Приору с «механикой» в похожей комплектации Норма. При этом Гранта — первый за долгое время вазовский автомобиль, который не оправдывает себя дешевизной, а, кажется, обещает покупателю выгодную сделку. Это первая Лада достойнее своей цены.

И не только Лада.

Гранта с «автоматом» — это почти что седанчик Datsun, который у нас начнут продавать в 2014 году. Ниссановцы не просто купили права на вазовскую платформу — они почти целиком позаимствовали автомобиль.


Кондиционер, пассажирская подушка безопасности, АБС и другие прелести комплектации Норма Плюс, увы, не сильно изменили салон Гранты. Версию Люкс обещают в конце года

Года за полтора до появления Гранты компания Nissan приняла стратегию, согласно которой бюджетные автомобили должны разрабатываться не глобально, а локально — с использованием производственных площадок и технических ресурсов тех стран, на которые они ориентированы. В России японцы тогда инкогнито закупили пять Калин, которые отправили в Англию для испытаний. Результат оказался разгромным — управляемость, тормоза, шумы и виб­рации… Но резюме гласило, что после доработок платформа АвтоВАЗа может быть использована для производства автомобилей компании Nissan. Японцы запросили в Тольятти стратегию развития — и вазовцы показали Ниссану свой проект Гранты.

Разработкой Датсуна сейчас руководит все тот же Груненков. Японскими у машины будут декоративные элементы в оформлении передка и кормы, а почти вся техника — нашей, включая кузов, шасси и даже моторы. На базовый Datsun решено ставить вазовский восьмиклапанник с «механикой», а на более дорогую версию — тот же шестнадцатиклапанник ВАЗ-21126 с «автоматом» Jatco, как на Гранте и Калине.

Говорю: «Datsun» — и глаза у Груненкова загораются так, как не загорались у вазовцев после появления в Тольятти французов из Renault.

— Работать с японцами очень интересно! Французские партнеры из Renault сильны в маркетинге, планировании, работе с поставщиками. А ниссановцы подкупают своим подходом к инжинирингу. Мы прибретаем колоссальный опыт.

Слушаю Груненкова — и словно собираю большой вазовский пазл. Становится понятно, почему вопрос с «автоматом», который на заводе не могли снять десятилетиями, вдруг оказался решен всего за два года. И почему «автомат» выбран именно этот. И даже то, отчего в моем приглашении значились три разные даты!

«Зацепив» Nissan, Гранта дернула за собой весь завод.

Это ведь японцы по сути пролоббировали выбор «автомата» фирмы Jatco, которая на 75% принадлежит Ниссану. А сама Jatco, в свою очередь, задала темп работы над «автоматической» Грантой — 16 месяцев.

Правда, в то, что «автомат» будет подготовлен в срок, на ВАЗе не поверили. И пресс-служба, и даже топ-менеджеры по старой традиции рассчитывали на задержку и ждали готовую машину с «автоматом» в августе или в сентябре. А коман­да Олега Хромкова закончила проект в июле, отстав от графика всего на четыре дня.

Встряхнулись и другие программы. Раз готов «автомат», негоже задерживать запуск обновленной Калины, под которую и подбиралась трансмиссия. Некуда дальше откладывать внедрение механической коробки ВАЗ-2180 с тросовым приводом, которая должна была появиться еще два года назад (АР №9, 2010), на носу модернизация грантовского шасси…

Опыта, обретенного в былом сотрудничестве с фирмой Porsche, как мы знаем, вазовцам хватило на три десятилетия. А Nissan в ближайшее время собирается де-юре стать совладельцем АвтоВАЗа — через новообразованное СП с компанией Ростехнологии японцам достанется 15% капитала. И мне показалось, что это слияние на заводе воспринимают как признание. Не как угрозу самобытности, а как надежду на нее. Как билет в будущее.

Локомотив — вот о чем я думал, когда подводил Ладу к паровозу. Ну а то, что в вазовском музее не нашлось более современного образца… Может, когда-нибудь среди экспонатов появится, например, поезд Сапсан — вот тогда обязательно сфотографирую на его фоне очередную новую Ладу. Или Datsun.

Что такое трансмиссия и как она работает — фото видео.

Когда каждый человек еще в детстве начинает интересоваться автомобилями, он изучает не только марки и моделей машин, но и устройство автомобиля. Одним из главных агрегатов автомобиля является трансмиссия, которая состоит из множества более мелких узлов и агрегатов. В данной статье мы расскажем всем интересующимся молодым автомобилистам, что такое трансмиссия в автомобиле.

Определение понятия «трансмиссия»

Согласно научным изданиям машиностроения, трансмиссия – это совокупность механизмов и сборочных единиц, которые соединяют двигатель с ведущими колесами, в данном случае, автомобильного транспорта, а также совокупность системы, которая обеспечивает работу трансмиссии.

Трансмиссия является совокупностью агрегатов и узлов, которые передают крутящий момент от мотора к ведущим колесам, при этом могут изменяться тяговые усилия, скорость и направление движения. Автомобильная трансмиссия включает в себя механизмы, которые в науке относят к составу силового агрегата – это коробка передач и сцепление.

Назначение и схемы трансмиссий

Назначение. Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. При этом передаваемый крутящий момент изменяется по величине и распределяется в определенном соотношении между ведущими колесами.

Крутящий момент на ведущих колесах автомобиля зависит от передаточного числа трансмиссии, которое равно отношению угловой скорости коленчатого вала двигателя к угловой скорости ведущих колес. Передаточное число трансмиссии выбирается в зависимости от назначения автомобиля, параметров его двигателя и требуемых динамических качеств.

В транс­миссию входят:

  • сцепление,
  • коробка передач,
  • карданная передача,
  • главная передача, устанавливаямая в картере ведущего моста,
  • дифференциал
  • полуоси.

Сцепление позволяет на непродолжительное время отсоединить трансмиссию от двигателя и обеспечивает плавное включение трансмиссии при трогании автомобиля с места или при переключении передач.

Коробка передач служит для получения различных тяговых усилий на ведущих колесах путем изменения крутящего момента, передаваемого от двигателя к карданному валу, а также для изменения направления вращения ведущих колес при движении задним ходом и для отключения трансмиссии от двигателя на длительное время.

Карданная передача позволяет передавать крутящий момент от выходного вала коробки передач к заднему мосту при изменяющемся (при движении автомобиля) угле между осями вала коробки передач и ведущего вала главной передачи.

Главная передача служит для того, чтобы передать крутящий момент под углом 90 градусов от карданного вала к полуосям, а также для уменьшения числа оборотов ведущих колес по отношению к числу оборотов карданного вала. Уменьшение частоты вращения механизмов трансмиссии после главной передачи приводит к увеличению крутящего момента и, соответственно, увеличивает силу тяги на колесах.

Дифференциал обеспечивает возможность вращения правого и левого ведущих колес с разными скоростями на поворотах и неровной дороге. Две полуоси, связанные с дифференциалом через полуосевые шестерни, передают крутящий момент от дифференциала к правому и левому ведущим колесам. Дифференциалы, устанавливаемые между приводами колес ведущей оси, называют межколесными, между разными осями — межосевыми (в полноприводных трансмиссиях).

Трансмиссии по способу передачи крутящего момента разделяют на механические, гидравлические, электрические и комбинированные (гидромеханические, электромеханические). На отечественных автомобилях наиболее распространены механические трансмиссии, в которых передаточные механизмы состоят из жестких недеформируемых элементов (металлических валов и шестерен). На автобусах Ликинского и Львовского заводов, а также на большегрузных автомобилях БелАЗ применяют гидромеханические трансмиссии с автоматизированным переключением передач. Часть большегрузных автомобилей БелАЗ имеют электромеханическую трансмиссию с моторколесами.

Схема трансмиссии автомобиля. Она определяется его общей компоновкой: размещением двигателя, числом и расположением ведущих мостов, видом трансмиссии.

Схемы трансмиссий:
а — автомобиля 4X2, б — переднеприводного автомобиля 4X2, в — автомобиля 4X4, г — автомобиля 6X4

Автомобили с механической трансмиссией и колесной формулой 4X2 имеют чаще всего переднее расположение двигателя, задние ведущие колеса и центральное размещение агрегатов трансмиссии (автомобили ЗИЛ-130, МАЗ-5335, ГАЗ-24 и др.). Здесь двигатель 1, сцепление 2 и коробка передач 3 (рис. а) объединены в один блок и образуют силовой агрегат. Крутящий момент от коробки передач 3 передается карданной передачей 4 на ведущий задний мост 5.

Существенные отличия имеет трансмиссия переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108 с колесной формулой 4X2 (рис. 6). Особенностью этой схемы является выполнение ведущим переднего моста с управляемыми колесами. Это потребовало объединения в единый силовой агрегат двигателя 1, сцепления 2, коробки передач 3, механизмов ведущего моста 5 (главную передачу и дифференциал), карданных шарниров 6 равных угловых скоростей, соединенных с передними управляемыми колесами.

На (рис. в) представлена схема трансмиссии автомобиля с передним и задним ведущими мостами (автомобиль УАЗ-469). Отличительной особенностью этой схемы является применение в трансмиссии раздаточной коробки 7, которая через промежуточные 9 карданные валы передает крутящий момент переднему 8 и заднему 5 ведущим мостам. В раздаточной коробке имеется устройство для включения и выключения переднего моста и дополнительная понижающая передача, позволяющая значительно увеличить крутящий момент на колесах автомобиля в необходимых случаях.

Схема механической трансмиссии трехосных грузовых автомобилей КамАЗ представлена на (рис. г). На этих автомобилях средний 10 и задний 5 мосты являются ведущими. Крутящий момент к ним передается одним карданным валом 4, а в главной передаче среднего моста предусмотрен межосевой дифференциал и проходной вал, передающий крутящий момент на карданный вал 11 привода заднего моста. В других схемах трансмиссий трехосных автомобилей передача крутящего момента к ведущим мостам может производиться раздельно карданными валами от раздаточной коробки (автомобиль Урал-375).

Схемы гидромеханических трансмиссий предусматривают объединение в едином блоке двигателя и гидромеханической коробки передач, крутящий момент от которой передается ведущим колесам через карданный вал и механизмы заднего моста как в обычной механической трансмиссии.

На автомобилях (БелАЗ) с электромеханической трансмиссией дизельный двигатель приводит во вращение генератор постоянного тока, энергия от которого передается по проводам в электродвигатели колес. Колесный электродвигатель монтируют в ободе колеса совместно с понижающим механическим редуктором. Такая конструкция называется электромотор-колесом.

Классификация трансмиссий

Рассмотрим классификацию трансмиссий.

По методам передачи и преобразованию момента трансмиссии подразделяются на электромеханические, механические и гидромеханические.

Механическая трансмиссия

Трансмиссии механического типа (обычные и планетарные) в КПП содержат только фрикционные и шестеренчатые устройства. Преимущества их заключаются в коэффициенте полезного действия, небольшой массе и компактности, простоте в эксплуатации и на­деж­нос­ти в работе. Недостаток трансмиссии такого типа – ступенчатость изменения передаточных чисел, понижающая использование мощности силового агрегата. Длительное время на пе­рек­лю­че­ние рычагом передач усложняет управление автомобилем. Именно поэтому спор­тив­ные автомобили, оснащенные механической трансмиссией, снабжают электронными переключателями передач (кнопками на рулевом колесе, подрулевыми лепестками) и КПП со сверхбыстрыми синхронизирующими сервомеханизмами.

Использование трансмиссий механического типа свойственно советскому трак­то­ро­стро­е­нию.

Гидромеханическая трансмиссия

Трансмиссии гидромеханического типа оснащены гидромеханической КПП, которая состоит из механического редуктора и гидродинамического преобразователя момента. Преимущества таких трансмиссий заключаются в возможности автоматизации смены пе­ре­да­чи и облегчении управления, автоматическом изменении крутящего момента на основе внешних сопротивлений, фильтрации крутильных колебаний и уменьшении пиковых наг­ру­зок, действующих на агрегаты трансмиссии, и увеличении за счет этого долговечности и надежности трансмиссии поршневого мотора.

Главный недостаток таких трансмиссий – достаточно низкий коэффициент полезного действия из-за недостаточно большого КПД гидротрансформатора. Если КПД гид­ро­пе­ре­да­чи не меньше 0.8, диапазон изменения крутящего момента не выше трех, что заставляет иметь механический редуктор на 3-5 передач, включая передачу заднего хода. Необходимо располагать специальной системой охлаждения, а также подпитки гидроагрегата, что увеличивает габаритные размеры моторно-трансмиссионного отдела. Без фрикционов или специальных автологов пуск двигателя с буксира и торможением двигателем не обес­пе­чи­ва­ет­ся.

Трансмиссии гидромеханического типа активно применяются в западном трак­то­ро­стро­е­нии – «Леопард-2» (ФРГ), М1 «Абрамс» (США). В трансмиссиях перечисленных танков в основном приводе, кроме гидромеханических передач, также применяются в до­пол­ни­тель­ном приводе гидростатические передачи для выполнения поворота. Гид­ро­ме­ха­ни­чес­кой передачей оснащен дизель-поезд под названием Д1 венгерского производства, ра­бо­та­ю­щий на постсоветском пространстве ЖД-техники.

Гидравлическая трансмиссия

Трансмиссией гидравлического типа в транспортной технике является такая транс­мис­сия, в которой переключения осуществляются не механическим методом, а гид­рав­ли­чес­ки­ми аппаратами, т.к. чисто гидравлические трансмиссии встречаются довольно редко. Трансмиссия такого типа оборудована КПП с вторичным и первичным валами, а также, как и в обычной КПП, несколькими парами зубчатых колес, но включение необходимой пары в рабочий процесс выполняет не фрикционная или кулачковая муфта, а гидромуфта или же гидротрансформатор, который заполняется для включения передачи.

Главное достоинство трансмиссии такого типа – включение передач совершенно безударное и полное отсутствие механических муфт, стабильно работающих в процессе передачи больших крутящих мо­мен­тов (к примеру, на тепловозах), главный минус – необходимость монтажа отдельной гидромуфты для каждой передачи. Из-за своих особенностей гидропередача применяется в основном на железнодорожной технике. Из отечественных разновидностей техники гид­ро­пе­ре­да­чей оснащены, к примеру, дизель-поезд ДР1, маневровые тепловозы ТГМ6 и ТГМ4.

Гидростатическая трансмиссия

В трансмиссии гидростатического типа для передачи мощности применяется ак­си­аль­но-плунжерные гидромашины. Преимущества данной трансмиссии – небольшая масса и габариты машин, отсутствие механической связи между ведущим и ведомым звеньями трансмиссии, благодаря чему удается разносить их на достаточно значительные расстояния и придавать гораздо большее число степеней свободы. Главный минус гидрообъемной передачи – высокие требования к чистоте жидкости, участвующей в рабочем процессе, а также повышенное давление в гидролинии.

Гидростатическая передача применяется на дорожно-строительных машинах (в основном в катках, так как там необходимо обеспечивать достаточно большое передаточное число, а также очень часто приводить вальцы с торца, затруднено построение механической передачи), как вспомогательная – в авиационной технике, металлорежущих станках, теп­ло­во­зах.

Электромеханическая трансмиссия

Трансмиссии электромеханического типа состоят из тягового электромотора (или нескольких), электрического генератора, электрической системы контроля, а также со­е­ди­ни­тель­ных кабелей. Главным достоинством трансмиссий электромеханического типа яв­ля­ет­ся обеспечение более широкого диапазона автоматического изменения силы тяги и крутящего момента, а также отсутствие кинематической жесткой связи между механизмами электротрансмиссии, что дает возможность создать разные компоновочные схемы.

Главными минусами, которые препятствуют распространению трансмиссий элект­ри­чес­ко­го типа, являются большая масса, габариты и цена (особенно если применяются электромашины постоянного тока), меньший КПД (по сравнению с механической). Но с развитием электротехнической промышленности, широким распространением ин­дук­тор­но­го, вентильного, синхронного, асинхронного и других разновидностей электропривода открывается все больше новых возможностей для электромеханических трансмиссий.

Данные трансмиссии широко используются в тепловозах, тракторах, карьерных самосвалах, морских судах, военной технике, самоходных механизмах, немецких военных машинах «Мышонок» и «Фердинанд», а также автобусах, которые с трансмиссией этой разновидности более правильно называются теплоэлектробусы, к примеру, ЗИС-154.

На современных автомобилях, по большей части, используется трансмиссия ме­ха­ни­чес­ко­го типа. Трансмиссия механического типа, в которой изменение крутящего момента происходит в автоматическом режиме, называется автоматической трансмиссией.

На этом классификацию трансмиссий можно считать рассмотренной.

Трансмиссия автомобиля Принцип работы трансмиссии

Урок 6 — трансмиссия, виды коробок передач, механическая, автоматическая, типтроник, вариатор

https://prometey96.ru/ustrojstvo/lada-granta-avtomat.html

Что такое трансмиссия и как она работает — фото, видео

 

 

Интересные статьи

Leave a Comment