Лужение кузова при проведении реставрационных работ | Razborka32

Лужение кузова при проведении реставрационных работ

Лужение – нанесение расплавленного оловянного сплава на поверхность металла.
В прошлом это был единственный способ качественно герметизировать сварные швы на автомобильном кузове. Но с развитием технологий кузовостроения и появлением современных материалов, в первую очередь шпаклевок, лужение перешло в разряд специфических ремонтных услуг.

В отличие от реставрации редких автомобилей, когда кровь из носу необходимо сохранить родные кузовные элементы, на обычных машинах ремонт сводится к замене пострадавших деталей или перевариванию их частей. И если есть доступ к сварным швам с обеих сторон, шпаклевка герметизирует их не хуже олова. Однако при очень толстом (больше 1 мм) слое возрастает риск растрескивания шпаклевки, будь это зона сварного шва или выправленной вмятины. Ведь кузов «играет», да и никто не застрахован от очередного внешнего механического воздействия. Вдобавок любая шпаклевка дает усадку.

Олово лишено этих недостатков. Оно значительно прочнее, но при этом пластично, поэтому обеспечивает более высокую механическую связь с поверхностью детали. Помимо выравнивания, олово усиливает метал, ослабленный после удаления ржавчины или правки серьезных вмятин. Но в большинстве случаев достоинства лужения перечеркиваются высоким ценником на работы и нецелесообразностью обеспечения столь высокого качества ремонта. Однако бывают и исключения.

Лужение – отличная альтернатива дорогостоящей замене рамок стекол, пораженных серьезной ржавчиной. Оловом наращивают слой металла, тем самым сохраняя необходимую жесткость. Также лужение сэкономит деньги, если серьезная ржавчина перешла на стойки кузова.

Еще один вариант – спасение заднего крыла. Нередко его замена или переваривание пострадавшей части выливаются в весомую сумму (дорогая запчасть и высокая стоимость работы). Один из типичных случаев – возникновение сквозных отверстий на крыле после работы со сноттером при правке серьезных вмятин. Лучше заделать их оловом, и им же нужно максимально выровнять поверхность, чтобы использовать более тонкий финишный слой шпаклевки.

Из-за дороговизны работ лужение мало востребовано при рядовом кузовном ремонте. Обычно оно обходится в два-три раза дороже шпаклевания. Причины очевидны: высокая стоимость материалов, повышенная трудоемкость процесса, квалификация мастера. Однако об этом методе стоит помнить. Иногда он оказывается настоящим спасением. Лужение будет хорошей альтернативой, когда во главу угла ставят качество и длительную гарантию на ремонтные работы. Иными словами, когда нужно сделать один раз и действительно надолго.

Технология лужения

Ремонтируемую зону зачищают до металла, а затем кистью наносят пасту. Она состоит из олова, кислоты и флюса. Основная задача пасты – создание адгезионного слоя, на который хорошо ляжет расплавленный оловянный сплав. Кислота снимаете поверхности металла оксидную пленку, которую невозможно убрать при механической обработке, а флюс предотвращает ее повторное появление при нагреве в ходе дальнейших работ.

Пасту обжигают горелкой (используют автоген или газовый баллон с насадкой) и снимают ее излишки. Важно не допускать перегрева, иначе почерневшую пасту придется полностью снять и нанести новый слой.

Затем поверхность протирают кислотой, чтобы убрать остатки флюса, вышедшего на поверхность.

Мастер разогревает оловянный стержень и поверхность крыла для наплавления. Применяют сплавы олова двух видов: с содержанием свинца и без него. С оловянно-свинцовыми стержнями работать проще благодаря широкому температурному диапазону плавления. У бессвинцового олова он гораздо уже – при малейшем перегреве металл начинает течь. Сплавы без свинца применяются из экологических соображений: при шлифовке наплавленного слоя выделяется вредоносная свинцовая пыль.

Наплавленные куски олова повторно разогревают и выравнивают покрытие деревянным или металлическим шпателем.

Так выглядит промежуточный этап работы. Как бы грамотно ни действовал мастер, слой наплавленного олова получается неравномерным и требует механической обработки.

При первоначальной грубой обработке шлифовальной машинкой используют крупнозернистые круги.

В дальнейшем место ремонта обрабатывают кузовным напильником. Чем качественнее поработает мастер, тем меньше финишного выравнивания поверхности ляжет на плечи маляра. А это не только потраченное на работы время, но и толщина слоя шпаклевки. На финише поверхность протирают кислотой, чтобы убрать флюс, который содержится в оловянном стержне. Иначе не избежать коррозии!

Состояние отремонтированной воны крыла после лужения. Далее деталь отдадут в окраску. Хорошо видно, насколько ровнее стала поверхность. Отчетливо различимы зоны родного металла (темные) и покрытого оловом (светлые). Работы под ключ с лужением обошлись в 40 тысяч рублей. При одном только шпаклевании цена снизилась бы до 25 тысяч. Однако получился бы слишком толстый слой шпаклевки, которая вскоре потрескается – и придется всё переделывать. На продажу – сойдет, а для себя имеет смысл переплатить за лужение и в итоге сэкономить.

Лужение кузова при проведении реставрационных работ

Автор: Евгений Магаков

На заре массового автомобилестроения штампы кузовного производства на автозаводах были несовершенны, частая смена матриц и пуансонов не способствовала 100%-ной повторяемости деталей, а значит, на нитке конвейера рабочим приходилось заниматься их доводкой и подгонкой по месту. Кроме того, все сварные швы и технологические стыки на внешних поверхностях надо было как-то скрыть, при этом прочно и незаметно. Многие детали перед установкой на кузов приходилось сваривать из нескольких элементов воедино, так как не было возможности изготовить их из цельного листа металла просто штамповкой. Так, передние крылья «Победы» состояли из двух частей, сваренный контактной свар- кой шов надо было защитить и сделать невидимым с внешней стороны. На фотографиях отпескоструенного (рис. 1, 2) кузова хорошо видна поверхность металла, покрытая припоем, именно он позволял наносить достаточно толстый выравнивающий слой при хорошей адгезии к основе и прочности на изгиб.

Несмотря на большую трудоемкость процесса, именно способ опайки кузова на конвейере позволял устранить значительные (до 10 мм) перепады и выравнивать зазоры, уменьшая при этом процент выбраковки кузовных деталей. Стране нужны были автомобили, проката металла катастрофически не хватало, все замеченные в ходе сборки неровности оперативно рихтовались и заполнялись припоем с последующей зачисткой и выравниванием, никто не обращал внимания на мелкие огрехи поверхности. Данная технология лужения кузова просуществовала вплоть до 60-х годов, потом на смену свинцовым припоям пришли пластизольные мастики, продержавшиеся на конвейере еще лет тридцать. Но не будем отвлекаться от нашей темы. Почему вообще сегодня встал вопрос об опайке кузова при проведении реставрационных работ? Может, гораздо проще использовать достижения современной автохимии в этой области, ведь полиэфирные шпатлевки уже «научились» хорошо держать толщину слоя, легко обрабатываются абразивом, прекрасно окрашиваются, могут содержать в себе разные наполнители для прочности или, наоборот, эластичности, или все не так просто? Рассмотрим кузов вооруженным глазом.

Безусловно, работать при подготовке кузова к окраске проще и быстрее полиэфирными шпатлевками: намазал, подождал, срезал все лишнее — и готово. Хоть поверхность и получается гладкой, и ей можно придать желаемую форму, но что будет потом, после полной полимеризации смолы? Представим себе плитку нагретого в кармане шоколада в фольге; сняв бумажную обертку, попробуем согнуть плитку двумя руками. Сам шоколад, будучи пластичным, согнется в дугу, а вот фольга порвется на поверхности в клочья. Почему? Да просто у каждого материала есть характеристика – коэффициент линейного расширения. И при совместном использовании двух и более материалов всегда надо заранее просчитывать их совместимость. В угоду ускорению процесса авторемонта, учитывая относительно небольшой ресурс жизни кузова в 7–10 лет, заложенный автопроизводителями (если делать «вечный» автомобиль, никто не купит новый), технология шпатлевания – это некий компромисс между долговечностью отремонтированного участка и временем нахождения автомобиля в ремзоне.

Учитывая тот факт, что кузов автомобиля не вырублен из цельного куска мрамора и подвержен знакопеременным нагрузкам (проще говоря, он гнется в разных местах по-разному), то надо и покрытия наносить с учетом возможных вибраций, деформаций и изгибов.

Помните, Шерлок Холмс в исполнении Василия Ливанова в «Пестрой ленте» со словами «Ворвался, натоптал, и-И-и-и- спортил ха-а-а-арОшу-у-у-ую ве-Е-ещь» разогнул обратно каминную принадлежность? Если согнуть пруток припоя, вполне можно повторить экранный трюк Василия Ливанова, когда его герой — Шерлок Холмс — в «Пестрой ленте» со словами «Ворвался, натоптал, и-И-и-и- спортил ха-а-а-арОшу-у-у-ую ве-Е-ещь» разогнул обратно каминную принадлежность. Если попытаться произвести это с колбаской из заполимеризовавшейся шпатлевки, то лучше это делать в защитных очках: осколки разлетятся во все стороны. Либо пойти дальше и взять два металлических прутка, один покрыть добрым слоем припоя, второй зашпатлевать и повторить над ними экзекуцию. Думаю, результат вполне предсказуем, вот только кузов в отличие от толсто- го прутка более нежен и нуждается в защите от коррозии гораздо сильнее. Приведенный пример, конечно, гипербола, но достаточно хорошо демонсирует плюсы использования при реставрации именно припоев, особенно на кромках и стыках, там, где риск отломить хрупкое, но твердое покрытие шпатлевки особенно велик. Разумеется, фанатично выводить все без исключения плоскости и радиусы на 100% только опайкой было бы неразумно, тратить дорогое время и припой на финишную доводку рисок и царапин неоправданная роскошь, лучше доверить эту работу химии. Вопрос именно в толщине наносимого слоя, ведь припой в 7–9 мм выдержит удар молотка рядом и непосредственно по нему, а вот его оппонент — вряд ли. Нанесенный слой доводочной шпатлевки на припое ничуть не испортит картину, ведь в тонком слое он тоже вполне эластичен. Вырисовывается следующая технология ремонта: на отпесоченный и проваренный кузов с навешенными панелями наносится флюс для опайки, по нему оловянно-свинцовый припой ПОССу 30-2, после выравнивания и зачистки наносятся защитные грунты, шпатлевки, затем грунты-поронаполнители, проявочный слой и производится финишная окраска.

«Памеедленней, пжлста, я запппсываю!»

Пришло время более детально рас- смотреть весь процесс превращения дефекта на кузове в блестяще (в буквальном и переносном смысле) отремонтированный участок. На серии фотографий можно понять область применения такой технологии – ребра, нерихтуемые места, сварные швы, выведение зазоров и получение идеальной геометрии – все это по плечу мастеру, вооруженному горелкой и деревянным шпателем. Начнем процесс с легкого шлифования нужного участка абразивом и продувкой сжатым воздухом для удаления пыли от песка и зерен наждачной бумаги. Затем, понимая, что просто так припой к железу не прилипнет, надо подготовить поверхность – создать тончайшую оловянно-свинцовую пленку, на которую уже можно смело лепить нужный слой. Готовить будем специальной пастой фирмы WURT, все достаточно просто и не требует особых навыков.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Сварочные и кузовные работы, а именно: Лужение , заполнение швов Оловом.

#1 ОФФЛАЙН haligali123

  • Город: Столица нашей родины, Самара:)
  • Автомобиль:
    w123, w126

Кто что думает по данному поводу?
Или это прошлый век.?
Или сейчас в почете адова-Химия?

Все просто: w123 да w126, более не нужно , а остальное уже не важно.
П.С. Вот зараза, видимо важно! – Взял *Волка в овечьей шкуре* w124 420E.

Быстрые ссылки по нашему форуму

#2 ОФФЛАЙН qwertyz

Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей Задунайский

  • Город: Новосибирск
  • Автомобиль:
    W124 300E 4matic

Не вижу в сварке ничего плохого , если подойти к вопросу грамотно и сразу металл защитить . А что у тебя пошло не так ?

Ремонт K-, KE-Jetronic , чистка гидроблоков АКПП 3..5 серий , замена агрегатов и жидкостей .
Toyota Highlander – 2010-.

W124 300E 4MATIC АКПП 09.87 2008-.
W126 300SE АКПП 1990 2011-.

W124 300E АКПП 1991 2018-.

#3 ОФФЛАЙН haligali123

  • Город: Столица нашей родины, Самара:)
  • Автомобиль:
    w123, w126

Не вижу в сварке ничего плохого , если подойти к вопросу грамотно и сразу металл защитить . А что у тебя пошло не так ?

Все просто: w123 да w126, более не нужно , а остальное уже не важно.
П.С. Вот зараза, видимо важно! – Взял *Волка в овечьей шкуре* w124 420E.

#4 ОФФЛАЙН qwertyz

Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей Задунайский

  • Город: Новосибирск
  • Автомобиль:
    W124 300E 4matic

Жень. понимаешь.
В общем как-то пару лет назад, наткунлся на контору в Германии, которая занимается Реставрацией Геликов и ретро-авто.
Так вот, на примере работ по видео, меняли рамки на Гелике и на каком-то еще авто, Никакой шпатли вообще.
Просто тупо вырезали гнилье под размер ремонтных деталей новых, оставили небольшой зазор му деталями со ступеньками, немного прихватили и далее все под температурой залили Олово.
Через нннное время. а это очень быстро, взяли скажем так *напильник* –излики затерли, все сразу идеально ровно. без волдырей и ям, далее грунткраскалак.
И вуаля.
Вот это-то меня и давно заинтересовало. Но найти этот сайт не могу, он был в закладках старого компа сгоревшего.
Вот теперь ищю инфу, хочу попытаться так-же сорганизовать.
Или может не стоит ? И отдасться в лапы современной химии.

Ремонт K-, KE-Jetronic , чистка гидроблоков АКПП 3..5 серий , замена агрегатов и жидкостей .
Toyota Highlander – 2010-.

W124 300E 4MATIC АКПП 09.87 2008-.
W126 300SE АКПП 1990 2011-.

Сообщества › Mercedes-Benz >› Блог › Лудить или не лудить. вот в чем вопрос

Физики разделяют процессы, происходящие в мироздании, на обратимые и необратимые. Они же утверждают, что разрушительные силы природы с течением времени все сильнее оказывают влияние на физическую систему (одушевленный или неодушевленный предмет). Не понаслышке знакомы с этим явлением мастера, занимающиеся восстановлением кузовов ретро-автомобилей. Машины, возраст которых может исчисляться десятками лет, доходя даже до сотни, зачастую прошли через «огонь и воду». При этом не только силы природы оставляют на них свои губительные отпечатки. Охотники за металлоломом, хулиганы или просто небрежные хозяева могут нанести настолько серьезный вред старинному автомобилю, что иногда пострадавшие части кузова приходится буквально изготавливать заново. Менее пострадавшие участки, на которых, например, ржавчина «проела» сквозные дыры небольшого размера, или места, где нужно выровнять поверхность кузова, устранить мелкие царапины и микротрещины, кузовные мастера «исцеляют» незаменимым методом — лужением, благодаря которому удается повернуть вспять, казалось бы, необратимые процессы.

Лужу, паяю, кастрюли починяю…

Сам термин «лужение» имеет несколько трактовок. Вот одна из них: «Лудить – покрывать полудой для предохранения чего-либо от окисления» (Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова). Или вот такая, из другого толкового словаря: «Лудить — наносить оловянное покрытие на поверхность изделий из металла». В старину лудили металлическую посуду: еще на стадии изготовления ее полностью покрывали тонким слоем олова или же ремонтировали оловом прохудившиеся места.
Применительно к кузову автомобиля с помощью оловянного припоя можно наращивать отдельные его участки или, как было сказано выше, устранять дефекты в металле. Иногда при выравнивании отдельных частей кузова рихтованием проблему решить невозможно — то ли не подобраться с нужным углом или, равняя шпатлевочной массой, получаешь неприлично толстый ее слой, а следовательно, ненадежное соединение с металлом кузова. Все эти проблемы гарантированно устраняются оловянным припоем.
При ремонте кузова автомобиля процесс нанесения тонкого слоя припоя предшествует окончательному нанесению уже большей массы припоя с разравниванием. Бывает, что именно эту предварительную подготовку называют «лужением». Но чаще под «лужением» подразумевают весь комплекс действий, которые необходимо осуществить, для того чтобы нанести припой на реставрируемый участок и подготовить его к шпатлеванию и грунтованию перед покраской. В этой статье мы будем пользоваться этим, более распространенным, определением.
В Украине лужением кузовов ретро-автомобилей занимаются немногие мастера-энтузиасты своего дела и столь же малочисленные реставрационные мастерские, освоившие этот метод. Ведь сам процесс отличается большой трудоемкостью и дороговизной, требует особых навыков, к тому же может быть вредным для здоровья.

Процесс «исцеления» кузова

Как происходит лужение? Сам процесс разделяется на три подпроцесса: подготовка поверхности, нанесение полуды, нанесение олова с одновременным запаиванием небольших отверстий и разравниванием.
Прежде всего, необходимая часть кузова очищается от краски, защитных покрытий и ржавчины. Это делается пескоструйным аппаратом, наждачным кругом, кругами с металлическими щетками или при помощи пламени горелки. При использовании горелки потемневшая и отслоившаяся краска соскабливается скребком.
В отношении пескоструя существуют полярные мнения: одни специалисты считают, что только этим способом можно вскрыть все дефекты металла и идеально вычистить поверхность, другие утверждают, что кузов автомобиля «в возрасте» нельзя пескоструить, так как под напором песка из аппарата деформируется металл, и, кроме того, после пескоструя кузов быстро сгнивает. Оба приведенных мнения имеют обоснования. Практикующие специалисты знают об особенностях обоих способов подготовки металла и стараются свести возможные негативные последствия к минимуму. Например, считается, что чем меньше времени проходит между процессом подготовки кузова до «белого металла» и грунтованием, тем дольше сохранится кузов: оголенный металл невероятно чувствителен к воздействиям окружающей среды — перепадам температуры, влажности, нагреванию. Несомненно, свойства металла в разных автомобилях отличаются, поэтому в каждом отдельном случае необходимо определять подходящий вариант очистки металла. Вопрос качества выполненных работ и гарантий снимется при обращении к проверенным специалистам.
В любом случае после очистки поверхность должна быть отшлифована до состояния, близкого к зеркальному. На ней не должно остаться даже намека на грязь или посторонние примеси. Для окончательной химической очистки и защиты от окисления металла во время пайки применяются специальные флюсы. В состав флюсов, используемых перед нанесением мягких оловянно-свинцовых припоев, могут входить такие вещества, как ортофосфорная кислота, канифоль, этиловый спирт, хлористый цинк, хлористый аммоний, вазелин. Флюс имеет температуру плавления более низкую, чем температура плавления припоя. Он должен хорошо обволакивать поверхность. Свойства флюса обеспечивают возможность припою, растекаясь по участку, полностью вытеснять флюс. Таким образом обеспечивается наилучшее протекание физико-химического процесса соединения металлов с образованием межатомных связей.
На следующем этапе на реставрируемый участок наносят тонкий предварительный слой припоя или полуды. Полуда служит основой для второго, окончательного, слоя, который будет разравниваться или формироваться в соответствии с поставленными задачами. Полуда разогревается в специальной емкости на плитке, которая поддерживает постоянную температуру, и затем наносится деревянным шпателем на поверхность.
Этот метод, при котором применяются флюс и полуда, можно считать классическим. Его практиковали заводские мастера еще на заре автомобильной эры для корректировки кузовов, и сейчас еще можно найти профессионалов, отдающих предпочтение такому способу ремонта кузова.
Вместе с тем некоторые мастерские используют другой, альтернативный, метод лужения, в котором описанная выше часть процесса сокращена благодаря применению специальной пасты. В ее состав входит порошкообразное олово и флюсовые ингредиенты. Пасту наносят на оголенный металл и нагревают. Растекаясь, паста выполняет две функции – химической очистки поверхности, исключающей окисление металла, и одновременно создание необходимого тонкого слоя полуды. Паста содержит два необходимых вещества, что позволяет объединить два рабочих процесса в один. Это экономит время, упрощает процесс, однако несколько увеличивает его стоимость.
Следующий этап и при классическом методе, и при альтернативном одинаков. После удаления хлопчатобумажной ветошью или пенькой отходов флюса или пасты на полуду наносят слой свинцово-оловянного припоя. Для кузовных работ чаще всего используют припои ПОС-30 и 40. Цифры 30 и 40 обозначают процентное содержание олова в припое. Остальную часть составляет свинец. Чем больше олова, тем мягче припой, подходящий для использования в местах, которые не подвергаются большой нагрузке. При разогреве ацетиленовой или пропановой горелкой оловянно-свинцовой проволоки горелка разогревает и саму реставрируемую поверхность. Здесь нужна определенная сноровка и опыт, чтобы не перегреть участок металла и сам припой. В диапазоне от 180 до 260 градусов припой превращается в кашеобразную массу, подходящую для нанесения на поверхность. В случае превышения этого температурного диапазона припой превратится в жидкость, которая неуправляемо будет растекаться по соседним необработанным участкам, что однозначно повлечет за собой отслоение припоя. Перегрев же участков кузова может привести к перекосам. Нанесенный кашеобразный припой подвергается предварительному черновому выравниванию шпателем, который смачивается в веществе, отталкивающем оловянно-свинцовую смесь, например, машинном масле.
Затем припой подравнивается рашпилем, напильником или наждачным кругом. В итоге, реставрируемый участок покрыт надежной и долговечной защитой от коррозии. На него теперь можно наносить шпатлевку, грунтовку (или в обратной последовательности, в зависимости от используемых мастером материалов) и покрасить.
Разные кузова имеют разные проблемы. При реставрации одних можно ограничиться шпатлеванием и грунтовкой, при этом слой шпатлевки будет настолько тонким и технологичным, что продержится на металле долго и выполнит функцию защиты от коррозии. Другие кузова требуют значительных работ, включая наращивание отдельных частей кузова, и вот здесь шпатлевать без предварительной обработки припоем, значит, халтурить. Связь металла с металлом выдержит большие нагрузки, это неоспоримо.
Вот что рассказали сами мастера, занимающиеся лужением ретро-автомобилей, о своем нелегком труде и тонкостях своей работы.

Александр Анатольевич Фокин

Участник харьковского клуба «Самоход».
Всю жизнь проработал кузовщиком, сейчас на пенсии. Александр Анатольевич занимается ретро-автомобилями около 5 лет. Опаивает кузова машин для себя. Из ретро-автомобилей опаивал кузова Opel-1,3 1939 г. и «Победы». Он, не жалея сил и времени, при реставрации опаивает практически весь кузов автомобиля, используя классический метод лужения.
«Пайка широко применялась для доводки кузовов еще с начала века. Тогда кузовные штампы были далеки от совершенства, и этим методом приходилось устранять дефекты штамповки, «подгоняя» отдельные части кузова.
Первая шпатлевка, югославская, появилась в СССР в 1976 г. После ее появления припой стали использовать намного реже, поскольку для работы с ним требовалось много времени и высокая квалификация мастеров. Кроме того, сам процесс был вредным для здоровья. Я же работаю по старым принципам. Я почти полностью опаял свой «Опель-1,3». Ретро-автомобиль невозможно отреставрировать без опайки кузова. Нужно выравнивать углы, проемы, заделывать дыры, чтобы класть минимум шпатлевки. Первые выпуски 401-х «Москвичей», «Победы» первого и второго выпусков, 21-я «Волга», ЗИМ, ЗИС-110 – все эти машины на заводе опаивались.
Я работаю с припоем, содержащим 30% олова, 70% – свинца. Ортофосфорной кислотой, скребками и щетками на дрели зачищаю участок до бела. Потом залуживаю, наношу слой припоя. Таким методом можно заделывать мелкие дырочки. Если же узел выгнил, это место вырезается, вставляется латка, которая закрепляется на «живом» металле, чтобы можно было сверху положить хотя бы 1,5- 3 мм припоя.
Щель, две детали, которые не испытывают большой нагрузки, можно заварить латунью – там, где нежелательно перегревать металл, чтобы его не повело. Кроме того, латунью можно заливать небольшие участки при реставрации хромированных молдингов, бамперов, решеток. Латунные молдинги нельзя паять латунью, только серебряным припоем. Температура плавления такого припоя в два раза ниже, чем у латуни.
Медно-цинковые припои относятся к тугоплавким. Их можно применять на бамперах, где толщина металла составляет хотя бы 1,5- 2 мм. На кузове они обычно не применяются.
Шпатлевка наносится на последнем этапе. Ею можно залить царапинки, свищи, переходики. Основная же работа делается припоем. Шпатлевка идет только мизерными порциями. Припой нужно грунтовать, а потом уже наносить шпатлевку.
Я занимаюсь лужением с 1958 г. Мой принцип делать качественно и красиво».

Сергей Викторович Шинкаренко

Участник харьковского клуба «Самоход».
Лужением занимается четвертый год. Делает машины для себя и заказчиков. Делал две «Победы», сейчас заканчивает хот-род на базе ЗИМ. Работает классическим методом.
«Я пользуюсь припоями ПОС-30 и 40. ПОС-40 мягче, в нем больше олова. Там, где нагрузки побольше, применяется припой пожестче.
Кузова больших автомобилей «играют», в них появляются микротрещины, поэтому шпатлевание здесь не подходит – не выдержит. При необходимости наложения латки ее размещают с обратной стороны поверхности кузова, а сверху накладывается припой. Если припой упал, я переплавляю и вторично его использую.
Лужение – это дорогой, длительный, вредный процесс, но лучше его ничего нет. Этим занимаются фанаты своего дела».

Владимир Могильников (мастерская «Автореанимация», г. Днепропетровск)

Мастерская занимается лужением два года. В работе используют лудильную пасту.
«После очистки до голого металла без обезжиривания и обработки накладывается паста, содержащая олово с добавлением кислоты. Кислота, выделяемая из лудильной пасты при нагревании, опасна для здоровья, поэтому при такой работе нужен респиратор и хорошо проветриваемое помещение. При нагревании пасты сразу же выделяется олово, которое надежно прилипает к металлу. Этот слой очень крепко соединяется с металлом. Для разогрева мы используем пропановую горелку.
После этого нагреваем припой до состояния каши. Наносим на поверхность. Затем деревянным бруском, пропитанным маслом, разравниваем массу припоя. Далее корректируем затвердевший припой рашпилем, напильником или наждачным кругом. Припой используется для выравнивания поверхности и заделывания небольших отверстий, выравнивания зазоров между дверьми или на крышке багажника старых машин.
Шпатлевкой очень трудно выравнивать поверхность. В основном, для комплексного ремонта кузова мы обязательно используем припой».

К сожалению, нам не удалось выяснить стоимость работ по лужению кузова. Дело в том, что кузов кузову – рознь, и у каждого автомобиля свои проблемы, соответственно, и состав работ разный. Кроме того, никто из известных нам мастеров не берется за работу только в части лужения, потому что это только составляющая процесса восстановления кузова.
Вы спросите, если лужение так полезно для старого автомобиля, почему эту услугу предлагает так мало специалистов. Резонный вопрос. Но давайте вспомним, давно ли в нашей стране культивируется сохранение старинных автомобилей? Всего несколько лет. Технологии этой, по меньшей мере, полвека, однако с появлением альтернативы – шпатлевки – забыли о старом добром методе. Исключение составляют лишь редкие специалисты, делающие это фактически для себя. Они знают о шпатлевании все, но предпочитают свои автомобили реставрировать оловянным припоем. Да, это дороже, процесс намного более трудоемкий, но после него вопрос сохранения кузова снимается автоматически, а для автомобиля это, согласитесь, очень важно. Если автомобиль делают для себя, не планируя возвращаться к кузовным работам, то альтернативы лужению нет и опускать этот процесс нельзя.
Принимая решение о покрытии припоем всего кузова, следует подумать о целесообразности в конкретном случае. На это решаются только самые ответственные владельцы раритетов, но кузов из рук хорошего мастера реально получит шанс на вторую жизнь.
В конечном счете, каждый принимает решение в зависимости от ценности реставрируемого автомобиля, бюджета и наличия настоящих профессионалов – будь то специалист, работающий со шпатлевкой, или опытный лудильщик.

Лужение и пайка кузова и кузовных деталий в Москве

Лужение кузова это очень эффективная проверенная временем технология по восстановлению отдельных кузовных деталей и узлов. По сути дела используется свинцово – оловянная пайка. Выравнивающий материал. В разогретом виде припой дает возможность полностью заполнить места сварки и технологические стыки. С появлением современных материалов данная технология стала постепенно отступать, тем не менее, есть места, где без пайки не обойтись. Тем более, что лужение упрочняет конструкцию в разы.

Лудить кузов автомобиля

Лудить кузов автомобиля приходится очень часто мастерам, занимающимся реставрацией. Это трудоемкая и очень ответственная работа.

Рассмотрим основные этапы:

  1. Подготавливаем деталь. Очищаем поверхность от всего лишнего – до металла. Как правило, используем пескоструй. Места глубокого залегания ржавчины обрабатываем специальной шлейф машинкой. Очень важно – именно на этом этапе удалить всю ржавчину. Хорошо подготовленная деталь это залог успеха.
  2. Наносим флюс на подготовленную деталь. Это нужно для предотвращения окисления. Когда будем наносить припой.

Флюс это специальный состав – хлористый цинк. Получают путем растворения цинка в соляной кислоте.

Лужение оловом — технология, методы, свойства, применяемые инструменты

Лужение – это технология антикоррозийной защиты металла от взаимодействия с окружающей средой. Роль барьера выполняет тонкий слой олова или сплавы на его основе. Защитная металлическая пленка, наносимая на заготовку, называется «полуда». В некоторых случаях данный метод используют в качестве подготовительной процедуры перед паяльными работами.

В статье можно найти развернутый ответ на вопрос, что такое технология лужения. Также будут рассмотрены способы выполнения обработки и особенности технологического процесса.

Назначение и преимущества

Лужение металла оловом применяется в следующих отраслях промышленности:

  1. Электроника и радиотехника. Олово защищает платы от коррозии.
  2. Авиация и машиностроение. Многие элементы конструкции станков и летательных аппаратов подвергают обработке.
  3. Кабельно-проводниковая. Помимо резиновой изоляции олово предохраняет металлические проводники от воздействия серы, которая содержится в резине и пластике.
  4. Пищевая. Практические все кухонные принадлежности, имеющие отношение к приготовлению пищи, защищают с помощью специального пищевого олова, которое не несет угрозы для здоровья человека. Также оловом покрывают емкости, предназначенные для изготовления консервов: это увеличивает срок их хранения – многие солдаты срочной службы помнят советскую тушенку пятидесятых годов, которая до недавних пор находилась на военных складах как неприкосновенный запас.

Оловянное покрытие используют в качестве средства предварительной обработки подшипников перед их заливкой баббитом. Также лужение – неотъемлемая часть технологической цепочки выполнения беззазорного соединения, которое называют фальцевым швом.

Однако наибольшую популярность технология лужения приобрела в качестве средства для предварительной подготовки перед пайкой. Это обусловлено следующими причинами:

  1. Производительность. Современные технологии позволяют выполнить лужение большого числа элементов за короткий промежуток времени – недаром его активно применяют на массовом производстве.
  2. Надежность. Химическая инертность олова обеспечивает надежную защиту от влаги, солей и органических кислот.
  3. Стойкость покрытия. Олово и его сплавы обладают высокой адгезией к любой к металлической поверхности. Пластичный слой не разрушается под действием механической обработки детали.
  4. Термостойкость. Луженое покрытие выдерживает значительные перепады температур.

Способы нанесения покрытий из олова

Оловянные покрытия сегодня в основном наносятся двумя методами, каждый из которых имеет ряд достоинств и недостатков. Один из них – это горячее металлопокрытие с погружением изделия в расплав олова. Во втором случае используется гальваническое (электролитическое) осаждение олова на поверхность детали, где в качестве исходного сырья применяются оловянные аноды с высокой химической чистотой. Существуют еще несколько механических и химических способов покрытия оловом (лужение натиранием, металлизация напылением, диффузионный метод и т.п.), которые в современных условиях имеют ограниченное применение из-за их сложности и низкой производительности.

Металлы и сплавы для лужения

Технология обработки металлических поверхностей зависит от типа базового материала. Например, лужение алюминия выполняется чистым оловом, без посторонних примесей. Металл необходимо предварительно нагреть до 180 °C, после чего приступают к покрытию изделия. Для обработки алюминиевых элементов запрещено применять какие-либо флюсы.

Для лужения применяют следующие металлы и сплавы:

  1. Олово и оловянные сплавы. В природе отсутствует олово в чистом виде. Оно встречается в виде соединений с серой, сурьмой, медью, железом и прочими элементами, которые влияют на технические характеристики элемента. Мышьяк или сурьма делают олово хрупким, а высокое содержание меди повышает твердость, но снижает пластичность. Существует несколько сплавов, применяемых при выполнении работ. Они отличаются сферой использования. Сплавом, который содержит олово, никель и железо, покрывают продукцию для пищевой промышленности. Комбинацией олова, свинца и цинка лудят заготовки из металла или стали. Для декоративной обработки применяют смесь олова и висмута. Данный сплав придает поверхности яркий блеск.
  2. Хлористый цинк. Применяют в качестве флюса при лужении и пайке. Он выпускается в виде кусков или брусков небольшой величины. В промышленных масштабах хлористый цинк получают путем обработки чистого металла соляной кислотой.
  3. Двухлористое олово. Является базовым компонентом при лужении электрохимическим методом.

В качестве вспомогательных материалов используют хлористый аммоний и едкий натр.

Подготовка изделий

Чем чище будет поверхность металла, тем прочнее к ней прикрепится припой. Поэтому в зависимости от требований к самой заготовке используются разные способы подготовки к лужению металла.

Первый способ – это очистка поверхности металла щетками. Обычно таким инструментом снимается окалина и ржавчина. Сначала изделие промывается водой, а затем щеткой вычищается. Нередко на этой стадии применяют известь, песок, пемзу.

Следующий способ подготовки к лужению заключается в шлифовании металла шкурками и дисками. Этот этап является доработкой изделия, то есть, доведение его поверхности до максимальной ровности.

Применяют обезжиривание с помощью натриевых составов: едкий натр – 10-15%, фосфорнокислый натрий – 10-15%, углекислый натрий – 10-15%-ный раствор. Добавим, что химические растворы перед использованием надо нагреть до 50-80С.

Применяют также травление. Для этого используют серную кислоту.

Технология лужения металла

Процесс лужения разделяют на два этапа:

  1. Предварительная подготовка поверхности.
  2. Обработка изделия.

Технология выполнения работ такова, что малейшая небрежность на любом этапе окажет сильное влияние на результат. Некачественная подготовка изделий влияет на адгезию слоя олова, покрывающего металл: он прослужит гораздо меньше положенного срока. При ошибках в процессе обработки металла слой полуды не будет иметь заданной толщины и не сможет справиться с поставленными задачами. Свои нюансы имеются на всех стадиях выполнения работ.

Подготовка изделий

От степени чистоты поверхности зависит прочность антикоррозийной защиты и надежность крепления припоя. Стандартный способ подготовки плоскости – механическая обработка металлическими щетками и специальными насадками на болгарку.

Допускается применение пескоструйной обработки, а также прочих методов абразивной очистки.

Для финишной обработки применяют мелкозернистые абразивные полотна, чтобы получить максимально гладкую поверхность.

В качестве химических очистителей используют предварительно разогретые натриевые составы. Непосредственно перед проведением обработки проводят процедуру травления с помощью серной кислоты.

Растирание и погружение

В процессе растирания расплавленного олова по поверхности используют специальный флюс, в состав которого входят хлористый аммоний и цинка хлорид. Алгоритм применения флюса выглядит следующим образом:

  1. Хлорид цинка наносят на поверхность и разогревают паяльной лампой или иным доступным способом.
  2. По достижении точки кипения в соль добавляют припой, который расплавляется под воздействием высокой температуры.
  3. Следом добавляют порошок хлористого аммония.
  4. Состав равномерно распределяется по рабочей поверхности.

При погружении применяют специальные лудильные емкости, в которых олово достигает рабочей температуры. Толщина защитного слоя зависит от продолжительности времени нахождения изделий в ванной.

Свойства и задачи оловянных покрытий

Главным образом покрытия из олова используют для защиты деталей от питтинговой коррозии, которая возникает под воздействием органических кислот и солей. Кроме того, оловянное покрытие хорошо противостоит химическому воздействию серосодержащих соединений, присутствующих в пластмассах и резине. Оловянное покрытие обладает высокой адгезией к базовому металлу, не разрушается при механической деформации деталей (изгибе, штамповке, вальцовке, вытяжке, свинчивании), устойчиво к влиянию высоких и низких температур.

Лужение и пайка

Лужение поверхности позволяет выполнить пайку и существенно упростить данный процесс. Для выполнения работ необходимо подготовить следующие инструменты:

  1. Горелка или другой источник огня.
  2. Паяльник.
  3. Расходные материалы.

Расходными материалами для выполнения работ является флюс, припой и канифоль. Лужение паяльником выполняют путем расплавления припоя горячим наконечником инструмента. Благодаря физическим свойствам олова для этого не требуется интенсивной обработки. Под действием температуры припой становится жидким, стекая на рабочую поверхность, образуя паяльную ванну. Распространение рабочего состава регулируется движением паяльника.

После использования всего состава рабочую плоскость протирают ветошью. Это необходимо сделать сразу же, пока поверхность еще горячая. Данная процедура поможет равномерно распределить состав.

Лужение кузова автомобиля

Лужение кузова оловом выполняют при так называемом жестяном ремонте транспортных средств. Данная технология применяется с 30-х годов XX века.

Для выполнения работ следует тщательно подготовить обрабатываемую поверхность. Она не должна содержать следов краски, масла или чужеродных частиц.

Во избежание окисления элементов кузова используют флюс на основе хлорида цинка.

На обработанный участок наносят защитный оловянный слой. Для этого выпускается специальная паста для лужения автомобилей.

После всех процедур выполняют пайку элементов кузова.

Защита металлических изделий слоем олова – необходимая процедура, которая предшествует пайке. Сплав обеспечивает надежную защиту от агрессивного воздействия кислот и солей. Наиболее прогрессивным способом нанесения покрытия считают гальванический метод. Горячую технологию используют преимущественно для домашних работ радиолюбители.

А вы пробовали выполнять обработку поверхности оловом самостоятельно? Расскажите, добились ли вы необходимого качества и с какими трудностями столкнулись в процессе выполнения работ.

Источник http://razborka32.ru/luzhenie-kuzova-pri-provedenii-restavracionnyh-rabot
Источник http://intehstroy-spb.ru/tehnologii/primenenie-olova-dlya-naneseniya-pokrytiy.html

Интересные статьи

Leave a Comment

X