Методы проверки и контроля пассивной безопасности автомобиля |

Через какие тесты проверяют пассивную безопасность автомобиля

Проверка пассивной безопасности авто

Проверка на безопасность авто – важнейшая часть разработки любой новой модели. Хотя существует несколько крупных международных ассоциаций, официально проводящих проверку машин на прочность и безопасность , каждая крупная компания-производитель обязательно проводит свои тесты для определения надёжности авто.

Краш-тест (буквальный перевод – «ударная проверка») – это возможность увидеть в реальном времени, что произойдёт с машиной после столкновения, и какие последствия авария повлечёт для водителя и пассажиров. Сегодня безопасности автомобилей уделяется повышенное внимание и производителей, и покупателей, поэтому каждая модель проходит многократные испытания.

Как проводятся тесты на безопасность?

Проверка на безопасность авто всегда проводится в несколько этапов, так как она оценивает результат различных столкновений и вред, причинённый разным группам участников движения. Тесты безопасности автомобилей включают 4 основных ступени проверки, по результатам которых делаются выводы о том, насколько данная модель готова встретить реальное столкновение:

  1. Фронтальный удар. Это имитация лобового столкновения, которое обычно причиняет наибольшие разрушения и представляет максимальную угрозу для людей, сидящих в машине. Автомобиль набирает скорость 64 км/ч, после чего он врезается в деформируемое препятствие, причём передняя часть должна соприкасаться с препятствием на 40%.
  2. Фронтальное столкновение со смещением. Оно проверяет, что будет с машиной, если удар придётся не в лобовую, а затронет только 25% передней поверхности.
  3. Третий тест – боковое столкновение. Движущаяся конструкция перемещается со скоростью 55 км/ч и ударяет в бок автомобиля. Эксперты при этом могут проанализировать, какой ущерб будет причинен кузову, и насколько велик риск для пассажиров на переднем и заднем сиденье.
  4. Ещё один тест безопасности авто, который начал проводиться только недавно – проверка безопасности пешехода. На скорости 40 км/ч машина врезается в манекен, при этом проверяется, насколько серьёзные повреждения машина может причинить человеку.

Понятно, что такой тест на безопасность авто не сможет проверить все существующие риски, поэтому для разных моделей очень часто проводится дополнительное тестирование.

К примеру, может анализироваться результат столкновения со столбом, сильного удара по крыше, проверяется результат при столкновении, если в салоне будут находиться дети разных возрастов и т. д.

Каждая проверка показывает конструкторам, в чем остались недоработки и какие средства пассивной безопасности лучше усилить.

В «груди» манекена размещается датчик, позволяющий зафиксировать все данные, поступающие со всех участков манекена: анализируется состояние конечностей, риск попадания удара по рёбрам, повреждения позвоночника и т. д.

Манекены для краш-тестов имеют разные размеры, так как проверка анализирует риск для людей разной комплекции, а также для детей всех возрастов.

Авто тесты пассивной безопасности

Проверка безопасности для пешеходов

Методы и средства проверки пассивной безопасности касаются не только людей, находящихся в автомобиле, но и пешеходов. Это самая незащищённая группа участников движения, уделять внимание которой начали относительно недавно. Только несколько лет назад были проведены первые тесты, анализирующие риск при столкновении с пешеходом и были предприняты попытки по уменьшению этого риска.

При столкновении основной удар чаще всего приходится на ноги пешехода, поэтому в самых безопасных современных машинах бампер изготавливается из особого смягчённого пластика, способного сделать удар менее сильным и опасным. При столкновении на большой скорости человек, скорее всего, ударится о лобовое стекло или о капот.

Поэтому с крышки капота максимально убираются ребра жёсткости, а для подкапотных агрегатов производители стараются оставить как можно больше пустого места. Тогда пешеход при аварии, даже ударившись о капот, не получит серьёзных травм.

Как увеличивается пассивная безопасность автомобилей?

Крэш-тест на безопасности по всем автомобилям показывает, что с каждым годом новые модели становятся все более защищёнными, однако, к сожалению, в большей степени это касается иномарок. Российские машины пока не получают всех рейтинговых звёзд по этому параметру, кроме тог, по нашим дорогам передвигается большое количество моделей, при разработке которых вообще не учитывался параметр безопасности.

Современный транспорт обладает следующими возможностями, позволяющими избежать травм при аварии:

  • Ремни безопасности – простая конструкция, не допускающая падений и травм при резком ударе и даже при перевороте машины.
  • Подушки безопасности. Первоначально они располагались только спереди, сегодня все чаще используются боковые подушки, способные защитить при ударе в бок автомобиля.
  • Энергопоглощающие части бампера и сминаемые передняя и задняя части кузова. Все это играет роль амортизаторов при столкновении. Средняя часть кузова, где находятся люди, останется целой, так как вся энергия удара будет погашена бампером и повреждённым передом машины.
  • Подголовники сидений. Они предотвращают травмы шеи и позвоночника при резком столкновении и способны спасти жизнь человеку.
  • Специальный педальный узел, стекла-триплекс и многое другое.
Вам будет интересно  Система активной безопасности автомобиля: описание и функции

Пассивная безопасность автомобиля — краш-тесты как оценка безопасности авто

Тест на пассивную безопасность автомобиля

Современный потребитель выбирает автомобиль в кредит не только по техническим характеристикам и дизайну. Не меньшую, если не приоритетную роль играет и его дополнительные опции безопасности. Непрерывное совершенствование систем пассивной безопасности автомобиля многократно повышает шанс уцелеть даже в самых тяжелых авариях, выжить в которых, еще с десяток лет назад, было просто не возможно.

Что понимают под пассивной безопасностью авто

Пассивная безопасность — это элементы конструкции автомобиля, которые в совокупности, и каждый в отдельности, обеспечивают снижение тяжести травм при ДТП. К элементам пассивной безопасности современного автомобиля, как отечественного производства, так и зарубежного, относятся:

  • ремни безопасности,
  • подушки безопасности,
  • сминаемые элементы торпедо;
  • трансформирование рулевой колонки;
  • педальный узел с защитой от травм,
  • энергопоглощающие бамперы,
  • подголовники сидений,
  • безопасные стёкла,
  • дуги безопасности, стойки крыши и т.п,
  • в дверях поперечные балки и т. п.

  • защита кабины от попадания мотора в салон.
  • Разбить автомобиль, чтобы выжить

    О краш—тестах и организации EuroNCAP слышали все. Действующая Европейская методика прведения краш-тестов позволяет имитировать ДТП и, тем самым, проверяется пассивная безопасность автомобилей.

    Испытания новой модели автомобиля включают четыре теста:

    1. Вначале автомобиль, разогнанный до 64 км/ч, разбивают с 40% перекрытием о деформируемое препятствие.
    2. Затем имитируется боковой удар — в движущийся со скоростью 50 км/ч автомобиль строго перпендикулярно врезается тележка весом 950 килограммов со сминаемым передком.
    3. Цель третьего теста — проверка защиты головы от бокового удара. Для этого машину размещают на платформе и, разогнав ее до 29 км/ч, бьют о металлический столб.
    4. И последнее испытание — на степень защиты пешехода, при котором автомобиль на скорости 40 км/ч сбивает манекен.

    Американская национальная ассоциация безопасности дорожного движения NHTSA проводит краш—тесты по собственной методике оценки пассивной безопасности, более жесткой, чем европейская:

    • При фронтальном ударе автомобиль на скорости 50 км/ч врезается в жесткий бетонный барьер.
    • Более суровы и условия бокового удара. Тележка весит почти 1400 кг, а автомобиль движется со скоростью 61 км/ч. Такой тест проводится дважды — производятся удары в переднюю, а затем в заднюю двери.

    В США профессионально и официально бьет машины еще одна организация — Институт транспортных исследований для страховых компаний IIHS. Но ее методика несущественно отличается от европейской.

    Даже не специалисту понятно, что описанные тесты не охватывают всех возможных видов аварий и, следовательно, не позволяют достаточно полно оценить пассивную безопасность автомобиля. Поэтому все крупные автопроизводители проводят собственные, нестандартные, краш—тесты, не жалея при этом ни времени, ни денег, так как пассивная безопасность автомобиля сохраняет человеческие жизни на дороге.

    Последствия ДТП для автомобилей

    Исследование автомобиля после краш-теста

    Самые тяжелые последствия наблюдаются в результате ударов «лов в лоб». Поэтому основная часть заводских испытаний пассивной безопасности имитирует именно этот вид аварий. При этом новый автомобиль врезают в деформируемые и жесткие препятствия:

    1. под разными углами,
    2. с разными скоростями,
    3. разными величинами перекрытия.

    Однако и такие тесты на пассивную безопасность не дают всей полноты картины. Производители стали сталкивать автомобили между собой, причем не только «одноклассников», но и машины разных «весовых категорий» и даже легковые с грузовиками, когда для «легковушек» остаются минимальные шансы.

    Благодаря результатам таких тестов на всех «фурах» с 2003 года стали обязательными противоподкатные балки.

    С выдумкой специалисты по пассивной безопасности подходят и к испытаниям боковыми ударами, используя:

    • разные углы,
    • скорости,
    • места ударов,
    • равновеликие,
    • разновеликие участники,

    — все, как с фронтальными тестами.

    Кабриолеты и крупные внедорожники испытывают еще и на переворот, ведь по статистике число погибших в таких авариях достигает 40%.

    Часто производители испытывают свои автомобили ударом сзади на небольших скоростях (15-45 км/ч) и перекрытии до 40%.

    Это позволяет оценить, насколько защищены пассажиры от хлыстовых травм (повреждения шейных позвонков) и насколько защищен бензобак.

    Отдельным испытаниям подвергаются сиденья и ремни безопасности в самой машине.

    Безопасность пешеходов при ДТП

    Пешеход — самый беззащитный участник дорожного движения. Однако его безопасностью EuroNCAP озаботилось лишь в 2002 году, разработав соответствующую методику оценки автомобилей, от пассивной безопасности которых зависит здоровье пешеходов при ДТП.

    Изучив статистику, специалисты пришли к выводу, что большинство наездов на пешехода происходит по одному сценарию:

    Вам будет интересно  Краш-тесты российских автомобилей

    Перед проведением теста на пассивную безопасность для пешехода, автомобиль подготавливают:

    • бампер и переднюю кромку капота вычерчиваются на 12 участков,
    • капот и нижнюю часть лобового стекла делят на 48 частей.

    Затем последовательно по каждому участку наносят удары имитаторами ног и головы. Сила удара соответствует столкновению с человеком на скорости 40 км/ч. Внутри имитаторов размещены датчики. Обработав их данные, компьютер присваивает каждому размеченному участку определенный цвет:

    1. Зеленым обозначаются наиболее безопасные участки,
    2. красным — самые опасные,
    3. желтым — занимающие промежуточное положение.

    Затем, по совокупности оценок, выставляется общая «звездная» оценка автомобилю за безопасность пешеходов. Максимально возможный результат — четыре звезды.

    Защита безопасности пешеходов

    Что предпринимают автопроизводители для защиты пешеходов:

    1. бампер изготавливают из более мягкого пластика,
    2. в конструкции капота применяют как можно меньше усилительных элементов.

    Но главная опасность для жизни человека — подкапотные агрегаты. При наезде голова проминает капот и натыкается именно на них. Здесь идут двумя путями — стараются максимально увеличить свободное пространство под капотом, либо снабжают капот пиропатронами.

    За последние годы прослеживается четкая тенденция — все больше новых автомобилей получают «звезды» в пешеходном тесте. Проблемными остаются только крупные внедорожники.

    Причина — в высокой передней части, из-за чего в случае наезда удар приходится не по ногам, а по туловищу.

    Пассивную безопасность проверяют на куклах

    Все знают, что для проведения краш-тестов, т.е. испытаниях автомобиля на пассивную безопасность, используются манекены. Но далеко не всем известно, что к такому, казалось бы простому и логичному решению пришли не сразу.

    Пионерами в борьбе за безопасность человека в автомобиле выступили американцы. Именно в США еще в 1949 году был изготовлен первый манекен. По своей «кинематике» он больше походил на большую куклу: его конечности двигались совсем не так, как у человека, а тело было цельным. Только в 1971 году GM создали более-менее «человекоподобный» манекен. А современные «куклы» отличаются от своего предка, примерно как человек от обезьяны.

    Сейчас манекены изготавливаются целыми семействами:

    • два варианта «отца» разного роста и веса,
    • более легкая и миниатюрная «супруга»,
    • целый набор «детей» — от полуторагодовалого до десятилетнего возраста.

    Вес и пропорции тела полностью имитируют человеческое состояние. Металлические «хрящи» и «позвонки» работают как человеческий позвоночник. Гибкие пластины заменяют ребра, а шарниры — суставы, даже ступни ног подвижны. Сверху этот «скелет» обтянут виниловым покрытием, упругость которого соответствует упругости человеческой кожи.

    Манекены для использования в краш-тестах пассивной безопасности

    Внутри манекен с ног до головы напичкан датчиками, которые во время испытаний передают данные в блок памяти, расположенный в «грудной клетке».

    В итоге стоимость манекена составляет — держитесь за стул — свыше 200 тысяч долларов. То есть, в несколько раз дороже подавляющего большинства испытуемых автомобилей!

    Зато такие «куклы» универсальны. В отличие от предшественников, они годятся для проведения тестов пассивной безопасности:

    1. фронтальных,
    2. боковых,
    3. наезда сзади.

    Подготовка манекена к проведению испытания требует точной настройки электроники и может занимать несколько недель. Кроме того, непосредственно перед тестом, на различные участки «тела» наносят метки краской, чтобы определить, с какими частями салона происходит контакт во время аварии.

    Мы живем в компьютерном мире, а потому специалисты по пассивной безопасности активно используют в своей работе виртуальное моделирование. Это позволяет собрать гораздо больше данных и, кроме того, такие манекены практически вечны.

    Всемирный день памяти жертв ДТП

    Каждый год во всем мире в ДТП погибают около 1,2 миллиона человек, а полмиллиона получают травмы и увечья.

    Стремясь привлечь внимание к этим трагическим цифрам, ООН в 2005 году объявило каждое третье воскресенье ноября Всемирным днем памяти жертв дорожных аварий.

    Проведение краш—тестов позволяет повысить безопасность автомобилей и снизить тем самым вышеприведенную печальную статистику.

    Описание и условия проведения автомобильных краш-тестов

    Безопасность — один из ключевых параметров, который анализируют покупатели при выборе автомобиля. Чтобы оценить все риски и надежность транспортного средства используют оценки так называемых краш-тестов. Испытания проводят как производители, так и независимые эксперты, что позволяет непредвзято оценить качество авто. Но перед использованием информации желательно разобраться, что такое краш-тесты, кто их проводит, как оценивают результаты и другие особенности процесса.

    1. Что такое краш-тест автомобиля
    2. Кто проводит краш-тесты
    3. Международные ассоциации по оценке автомобилей
    4. Как оцениваются результаты краш-тестов
    5. Условия и правила проведения тестов
    6. Манекены для тестов

    Что такое краш-тест автомобиля

    krash-test

    Краш-тест — умышленное создание аварийной ситуации и столкновений различной степени опасности (сложности). Метод позволяет оценивать безопасность конструкции автомобиля, выявлять видимые дефекты и улучшать эффективность системы защиты таким образом, чтобы минимизировать риски повреждений пассажиров и водителей при авариях. Основные стандартные разновидности краш-тестов (типов ударов):

    1. Лобовое столкновение — автомобиль на скорости 55 км/ч въезжает в бетонное препятствие высотой 1,5 метра и массой 1,5 тонны. Это позволяет оценить последствия наезда на встречный транспорт, стены или столбы.
    2. Боковое столкновение — оценка результата аварии с грузовиком или внедорожником при боковом ударе. Машину и препятствие весом 1,5 тонны разгоняют до скорости 65 км/час, после чего оно врезается в правый или левый бок.
    3. Заднее столкновение — в транспортное средство на скорости 35 км/ч врезается препятствие весом 0,95 тонны.
    4. Столкновение с пешеходом — автомобиль сбивает манекен человека на скорости 20, 30 и 40 км/ч.

    Чем больше тестов проведено на автомобиле и чем лучше результаты, тем безопаснее использовать транспортное средство в реальных условиях. Условия проведения испытаний отличаются, в зависимости от организации, которая их проводит.

    Кто проводит краш-тесты

    Проведением краш-тестов занимаются автопроизводители, частные компании. Первым необходимо узнать конструктивные слабости и дефекты машины, чтобы исправить проблемы до запуска массового производства. Также подобная оценка позволяет показать потребителям, что автомобиль надежный и способен выдержать большие нагрузки и непредвиденные обстоятельства.

    Вам будет интересно  Правила безопасного поведения при пожаре на транспорте - Подборки рекомендаций по противопожарной безопасности

    Частные компании занимаются оценкой безопасности автомобилей для информирования людей. Поскольку производитель заинтересован в количестве продаж, он может скрывать плохие результаты краш-тестов или рассказывать только о нужных параметрах. Независимые компании могут проводить честную оценку транспортных средств.

    Данные краш-тестов используются для составления рейтингов безопасности автомобилей. Кроме того, они учитываются органами госрегулирования при сертификации транспортного средства и допуска для продажи на территории страны.

    Полученная информация позволяет комплексно анализировать безопасность того или иного автомобиля. Внутрь машины помещают специальные манекены, которые имитируют водителя и пассажиров. С их помощью оценивают серьезность повреждений и уровень ущерба, нанесенного человеческому здоровью при столкновениях.

    Международные ассоциации по оценке автомобилей

    Одной из наиболее известных организаций является Euro NCAP — европейский комитет по оценке новых автомобилей, включая уровень пассивной и активной безопасности, который работает с 1997 года в странах ЕС. Компания анализирует такую информацию, как защиту водителей, взрослых пассажиров и детей, а также пешеходов. Ежегодно Euro NCAP публикует рейтинговую систему автомобилей с суммарным пятизвездочным рейтингом.

    euro

    Альтернативный вариант европейской компании появился в Америке от Национального управления по безопасности дорожного движения США в 2007 году под названием US’n’CUP. Она была создана с целью оценки надежности авто и уверенности в защищенности водителя и пассажиров. Американцы перестали доверять традиционным тестам лобовых и боковых столкновений. В отличие от EuroNCAP, ассоциация US’n’CUP ввела 13 бальную рейтинговую систему и организовало тесты в виде красочного шоу.

    В России подобной деятельностью занимается ARCAP — первый российский независимый рейтинг пассивной безопасности автомобилей. В Китае существует своя организация – C-NCAP.

    Как оцениваются результаты краш-тестов

    Для оценки результатов столкновений используют специальные манекены, которые имитируют размеры среднестатистического человека. Для большей точности применяют несколько манекенов, включая место водителя, пассажира на переднем и заднем сиденьях. Всех испытуемых пристегивают ремнями, после чего происходит имитация аварии.

    С помощью специальных устройств измеряют силу удара и прогнозируют возможные последствия от столкновения. Исходя из вероятности получения травм, авто получает оценку в виде звезды. Чем выше шанс повреждений или серьезных последствий для здоровья, тем ниже оценка. Общая безопасность и надежность машины зависит от таких параметров, как:

    • наличие ремней безопасности, преднатяжителей, ограничителей усилий;
    • наличие подушек безопасности для пассажиров, водителя, а также боковых;
    • максимальная перегрузка головы, изгибающий момент шеи, сжатие грудной клетки и т.д.

    Дополнительно оцениваются деформации кузова и возможность эвакуации из автомобиля в аварийном состоянии (открытие дверей).

    Условия и правила проведения тестов

    Все испытания транспортных средств проводят в соответствии со стандартными. Правила тестов и условия оценки могут отличаться исходя из местного законодательства. К примеру, рассмотрим правила европейской EuroNCAP:

    • фронтальный удар — перекрытие 40%, деформируемый барьер из алюминиевых сот, скорость 64 км/ч;
    • боковой удар — скорость 50 км/ч, деформируемый барьер;
    • боковой удар о столб — скорость 29 км/ч, оценка защиты всех частей тела.

    При столкновениях существует такое понятие, как перекрытие. Это показатель, который характеризует процентное соотношение зоны столкновения авто с препятствием. К примеру, при ударе в бетонную стену половиной передней части, перекрытие составляет 50%.

    Манекены для тестов

    maneken

    Разработка манекенов для испытаний — ответственная задача, поскольку от этого зависят результаты независимой оценки. Их производят согласно мировым стандартам и оснащают такие датчиками, как:

    • головные акселерометры;
    • шейный датчик давления;
    • коленный;
    • грудные и спинные акселерометры.

    Полученные во время столкновений показатели позволяют прогнозировать риски травм и безопасность реальных пассажиров. При этом манекены производят в соответствии со среднестатистическими показателями: рост, вес, ширина плеч. Некоторые производители создают манекены нестандартных параметров: с избыточным весом, высокого роста, беременные и т.д.

    https://eavtokredit.ru/page/cherez-kakie-testy-proverjajut-passivnuju-bezopasnost-avtomobilja
    https://avtomobilkredit.ru/page/passivnaja-bezopasnost-avtomobilja
    https://techautoport.ru/sistemy-bezopasnosti/passivnaya/krash-test.html

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *