Мост зил 131 передаточное число

Картер , полуоси и поворотные кулаки переднего ведущего моста, рулевые тяги на ЗИЛ-131

Грузовой автомобиль ЗИЛ-131 — это надежный автотранспорт, который выпускался Московским автозаводом имени Лихачева. Машина отличается повышенной степенью проходимости. Полная масса ЗИЛ превышает 10 тонн. Можно установить тяговую лебедку.

Особенности двигателя и системы трансмиссии

Автомобиль комплектуется V-образным 8-цилиндровым двигателем (карбюраторный), который выдает мощность в 150 лошадиных сил. Машина оснащена 3-мя ведущими мостами, при этом передний мост имеет электропневматическое управление.

Машина не отличается экономичностью в плане расхода топлива, которое залито в двигатель. Подходит использование АИ-76,при этом тратится около 40 литров на 100 км. На показатель расхода горючего влияет то, в каких условиях ЗИЛ совершает передвижение.

В целях экономии горючего вместо бензина на 131-ую модель можно установить дизельный мотор, объем которого равен 4.7 литров, при мощности 109 л.с.

Что касается коробки передач на ЗИЛ 131, то она является механической. Для нее требуется примерно 5 литров трансмиссионной жидкости. В том случае, если имеется коробка отбора мощности ЗИЛ, то требуется больше добавления нового горючего (около 6.5 л.).

Автомобиль имеет раздаточную коробку передач. Она обеспечивает устойчивое движение машины ЗИЛ на небольшой скорости, при этом силовая установка работает с наибольшим моментом силы.

Следует заливать около 3.3 литров нового горючего, отдавая предпочтение в пользу всесезонному маслу ТСп-15К. Основная особенность данной жидкости – отличные низкотемпературные свойства. Машина не утратит своей функциональности, при отрицательной температуре (до -20°C).

В дополнении к этому, рабочая способность не снизится и при +100°С. Также, обеспечивается защита от износа составляющих частей КПП. В том случае, если автотранспорт эксплуатируется часто при температуре более -20°C, рекомендуется применять горючее ТСП-10.

В замене масла КПП нуждается каждые 30000 км пробега.

Состав раздаточной коробки передач

Что входит в состав раздатки на ЗИЛ 131? По стандарту, раздаточная коробка включает: валы, картер, шестерни, муфты, шток, пневмокамеры, клапаны, тяги.

Схема переключения передач отражает, что в картере на подшипниках имеется ведущий вал с шестерней, зубчатым венцом. Последний расходный элемент предназначен для активации пятой скорости.

Установленный картер выполнен из серого чугуна. Имеется системная вентиляция закрытого типа. 1 2

Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Благодаря этому они отлично переносят возникающие нагрузки.

Включение моста на передней передаче – это необходимое действие, когда передвижение машины осуществляется по гололедице. Если не включается передний мост, нужно проверить идет ли питание на выключатель, состояние клапанов.

В верхней крышке имеется сапун, а в задней крышке – сливное и контрольно-заливное отверстие. На передней стенке картера надежно зафиксирована пневмокамера. Сальники встречаются в крышках подшип­ников валов.

Во внутренней части картера производителем грузового авто был установлен механизм для осуществления переключения скоростных режимов.

Возможные поломки КПП

Определить имеется ли поломка КПП или нет возможно по характерным звукам. Признаки неполадок:

  • возникновение сильного шума;
  • самопроизвольная активизация передач;
  • течь масла.

В случае появления сильного шума со стороны раздаточной коробки, целесообразно проверить состояние шестерен, подшипников. Данные элементы подлежат замене. При износе зубьев водитель может столкнуться с такой проблемой, как самопроизвольное включение передач.

Обращать внимание нужно на состояние уплотнительных элементов. При продолжительной эксплуатации транспортного средства они быстро теряют свои рабочие свойства. Это является причиной того, что будет отмечаться течь жидкости.

Проверке подлежат мембрана в пневмокамере, крепления.

Профилактика возникновения поломок с КПП

Чтобы избежать возникновения серьезных поломок, автотранспорт следует диагностировать.

При замене масла в коробке передач, следует использовать горючее, которое соответствует автомобильной системе. Когда происходит слив КПП, нужно очищать магнит, который имеется на пробке.

Доливается новая жидкость до контрольного отверстия. Очистке подлежит сапун, который имеется на крышке люка картера.

Таким образом, периодически КПП на ЗИЛ 131 должен подаваться обслуживанию. Это будет являться гарантией, что автотранспорт не утратит быстро своих рабочих свойств.

Раздаточная коробка автомобилей ЗИЛ

Шасси автомобиля

Раздаточная коробка автомобилей ЗИЛ

На трехосном автомобиле ЗИЛ-131 с приводом на все оси установлена двухступенчатая раздаточная коробка, прикрепленная за коробкой передач четырьмя болтами к двум продольным балкам, опирающимся через резиновые подушки на кронштейны поперечных балок рамы автомобиля.

Чугунный картер раздаточной коробки имеет заднюю отъемную крышку 9 и сверху люк для присоединения коробки отбора мощности, закрытый крышкой, на которой расположен сапун.

На задней крышке имеются маслозаливное и сливное отверстия, закрытые пробками.

В стенках картера на подшипниках установлено три вала: ведущий, вал привода переднего моста и вал 16 привода задних ведущих мостов.

Ведущий вал установлен задним концом в выточке вала привода задних мостов на цилиндрическом роликоподшипнике, а передним — в стенке картера на шарикоподшипнике, закрепленном стопорным кольцом и крышкой с самоподжимным сальником.

На шлицах наружного конца вала закреплен гайкой с шайбой фланец заднего карданного шарнира. На фланце приварен грязеотражатель.

Ведущий вал с помощью промежуточного карданного вала с двумя карданными шарнирами соединен с концом вторичного вала коробки передач.

На ведущем валу на шпонке закреплена шестерня первой передачи, а за ней на шлицах вала установлена скользящая зубчатая муфта включения второй (прямой) передачи, которая может входить в зацепление с внутренним зубчатым венцом, изготовленным в шестерне вала привода задних ведущих мостов. Вал установлен в стенках прилива отъемной крышки картера: впереди — на роликовом цилиндрическом подшипщше, а сзади — на шарикоподшипнике. Между подшипниками на валу закреплен червяк привода спидометра, с которым находится в зацеплении ведомая шестерня, валик которой установлен в гнезде и во втулке крышки картера. Задний подшипник вала закреплен стопорным кольцом и закрыт крышкой, в которой установлен самоподжимной сальник. Крышка является кронштейном для установки колодок центрального тормоза.

Мост зил 131 передаточное число Мост зил 131 передаточное число Мост зил 131 передаточное число Мост зил 131 передаточное число Мост зил 131 передаточное число

Нет в наличии:

Код детали Наименование Количество на модель, шт.
131-3003061-А Головка поперечной рулевой тяги левая с заклепкой в сборе 1 Нет в наличии
1 201454-П8 Болт 6 Нет в наличии
3 130-3003070 Крышка головки поперечной рулевой тяги 2 Нет в наличии
4 130-3003075 Прокладка крышки головки поперечной рулевой тяги 2 Нет в наличии
5 130-3003069 Пружина головки поперечной рулевой тяги 2 Нет в наличии
6 130-3003067 Вкладыш головки поперечной рулевой тяги нижний 2 Нет в наличии
7 120-3003032 Палец продольной и поперечной тяг шаровой 3 Нет в наличии
8 130-3003066 Вкладыш головки поперечной рулевой тяги верхний 2 Нет в наличии
9 304814-П Масленка в сборе 2 Нет в наличии
10 130-3003060-А2 Головка поперечной рулевой тяги правая с заклепкой в сборе 1 Нет в наличии
11 164А-3003074 Накладка защитная головки поперечной рулевой тяги 2 Нет в наличии
12 164-3003073 Крышка защитной накладки головки поперечной рулевой тяги 2 Нет в наличии
13 258056-П8 Шплинт 3 Нет в наличии
14 303286-П8 Гайка 3 Нет в наличии
15 200369-П8 Болт 2 Нет в наличии
17 250514-П8 Гайка 2 Нет в наличии
18 131-2303128 Кольцо опорное кулака шарнира полуоси с шайбой в сборе 2 Нет в наличии
19 131-2303068 Полуось переднего ведущего моста,правая 1 Нет в наличии
20 304084-П8 Шпилька 22 Нет в наличии
22 250515-П8 Гайка 22 Нет в наличии
23 120-2401054 Гайка подшипников ступицы колеса внутренняя в сборе 2 Нет в наличии
24 157-2401050 Шайба замочная 2 Нет в наличии
25 120-2401052 Гайка подшипников ступицы колеса наружная 2 Нет в наличии
26 307190-П8 Шпилька 4 Нет в наличии
27 131-2403048 Прокладка 2 Нет в наличии
28 131-2303110 Фланец кулака шарнира 2 Нет в наличии
29 250512-П8 Гайка 4 Нет в наличии
30 201497-П8 Болт 4 Нет в наличии
31 250515-П8 Гайка 20 Нет в наличии
33 304084-П8 Шпилька 16 Нет в наличии
34 131-2304083 Втулка цапфы 2 Нет в наличии
35 131-2304078 Цапфа поворотного кулака со втулкой в сборе 2 Нет в наличии
36 305808-П Шайба замочная 8 Нет в наличии
37 201416-П8 Болт 8 Нет в наличии
38 131-2304028 Корпус поворотного кулака правый со втулкой в сборе 1 Нет в наличии
39 131-2304037 Накладка поворотного кулака верхняя 1 Нет в наличии
40 262531-П8 Пробка КГ 1/8″ 1 Нет в наличии
41 250561-П8 Гайка 16 Нет в наличии
43 131-2304074 Прокладка регулировочная толщиной 0,05 мм (количество деталей — по потребности) ;;; Нет в наличии
43 131-2304075 Прокладка регулировочная толщиной 0,1 мм (количество деталей — по потребности) ;;; Нет в наличии
43 131-2304076 Прокладка регулировочная толщиной 0,2 мм (количество деталей — по потребности) ;;; Нет в наличии
43 151-2304077 Прокладка регулировочная толщиной 0,5 мм (количество деталей — по потребности) ;;; Нет в наличии
44 306570-П Подшипник шкворня поворотного кулака в сборе 4 Нет в наличии
45 304083-П8 Шпилька 16 Нет в наличии
45 304083-П8 Шпилька 16 Нет в наличии
46 131-2303114 Шайба полуоси опорная 2 Нет в наличии
48 201454-П8 Болт 24 Нет в наличии
49 305883-П8 Шайба 2 Нет в наличии
50 131-2304012 Опора поворотного кулака шаровая со шкворнями в сборе 2 Нет в наличии
51 307639-П Манжета 2 Нет в наличии
52 131-2303112 Обойма сальника полуоси 2 Нет в наличии
53 131-2304098 Прокладка крышки уплотнителя 2 Нет в наличии
54 131-2304092 Обойма уплотнителя поворотного кулака 2 Нет в наличии
55 131-2304094 Пружина уплотнителя 2 Нет в наличии
56 131-2304093 Манжета уплотнителя 2 Нет в наличии
57 131-2304095 Кольцо уплотнителя распорное 2 Нет в наличии
58 131-2304096-А Кольцо уплотнительное 2 Нет в наличии
59 131-2304097 Крышка уплотнителя 2 Нет в наличии
60 130-3003026 Пробка тяги 2 Нет в наличии
61 130-3003019 Упор пружины 2 Нет в наличии
62 258073-П Шплинт 2 Нет в наличии
63 120-3003021 Пружина продольной рулевой тяги 2 Нет в наличии
64 130-3003022 Вкладыш продольной тяги 4 Нет в наличии
65 131-3003012-В2 Тяга рулевого механизма продольная с пробками в сборе 1 Нет в наличии
66 304182-П Заклепка 4 Нет в наличии
67 120-3003036 Прокладка сальника продольной рулевой тяги 76х76х4 2 Нет в наличии
68 120-3003037 Чехол сальника 2 Нет в наличии
69 130-3401087-А2 Комплект сошки рулевого управления с пальцем 1 Нет в наличии
70 304817-П Масленка в сборе 2 Нет в наличии
71 131-3003011-В Тяга рулевого механизма продольная с сошкой в сборе 1 Нет в наличии
72 131-2304100 Рычаг поворотного кулака к продольной рулевой тяге 1 Нет в наличии
73 262531-П8 Пробка КГ 1/8″ 1 Нет в наличии
74 127-2403072 Втулка разжимная 4 Нет в наличии
75 131-2304029 Корпус поворотного кулака левый со втулкой в сборе 1 Нет в наличии
76 131-2303069 Полуось переднего ведущего моста левая 1 Нет в наличии
77 308387-П Клапан предохранительный в сборе 1 Нет в наличии
77 308387-П Клапан предохранительный в сборе 2 Нет в наличии
78 305070-П Пробка коническая 1 Нет в наличии
79 483015-П29 Пробка КГ 1/2″ 1 Нет в наличии
80 131-2301010 Картер переднего моста с крышкой, фланцами, стопорной пластиной и втулкой в сборе 1 Нет в наличии
81 131-3003063-А Головка поперечной рулевой тяги левая 1 Нет в наличии
82 131-3003052 Тяга рулевая поперечная в сборе 1 Нет в наличии
83 130-3003062-А Головка поперечной рулевой тяги правая 1 Нет в наличии
84 131-2304049 Заглушка корпуса поворотного кулака 2 Нет в наличии
85 262542-П8 Пробка 2 Нет в наличии
86 131-2304038 Накладка поворотного кулака нижняя 2 Нет в наличии
87 202148-П8 Болт 2 Нет в наличии
Вам будет интересно  Ремонт Киа спектра своими руками

Не можете найти необходимую деталь из группы Картер , полуоси и поворотные кулаки переднего ведущего моста, рулевые тяги на ЗИЛ-131? Проконсультируйтесь у наших специалистов по телефону 8-800-700-19-88 или по эл. почте Мы обязательно вам поможем!

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание

Многие тяжелые работы не сделать без грузовика ЗИЛ 131. Автомобиль специально разработан для перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния.

Водителям приходится не только управлять транспортом, но и выполнять ремонтные работы во время передвижения. Важно чтобы всегда была исправлена раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131.

Чтобы понять, как правильно должна она функционировать, какие неполадки возможны и каким образом их следует устранить, нужно узнать, как она устроена и как работает.

Устройство

На автомобиле ЗИЛ 131 стоит двухступенчатая раздаточная коробка. Передний мост имеет электропневматическое включение.

На первой передаче передаточное число составляет 2,08, а на второй – 1,0.

Прикреплена коробка при помощи резиновых подушек и четырех болтов, которые приделаны также резиновыми подушками к кронштейнам поперечины рамы.

Схема управления раздаточной коробки ЗИЛ 131

В целом раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131 состоит из:

  1. Пневмокамеры;
  2. Сигнальной лампы;
  3. Выключателей;
  4. Штока;
  5. Замкового устройства;
  6. Корпуса фиксатора;
  7. Ведущего вала;
  8. Шестерен первой передачи;
  9. Шестерен вала привода задней тележки;
  10. Вала привода задней тележки;
  11. Муфты включения второй передачи;
  12. Вала привода переднего моста;
  13. Зубчатого венца вала;
  14. Крышки картера;
  15. Муфты включения переднего моста;
  16. Шестерни второй передачи;
  17. Картера;
  18. Стержня;
  19. Тяги;
  20. Рычага;
  21. Электропневматического клапана;
  22. Выключателя;
  23. Реле;
  24. Впускного клапана;
  25. Выпускного клапана;
  26. Пробки контрольно-заливного отверстия;
  27. Пробки сливного отверстия.

К основным частям относятся такие, как: картер с крышками, первичный вал с шестерней, муфта с подшипниками, вал привода переднего моста вместе с шестернями и муфтами. Не менее важен механизм для переключения передач и управление включением переднего моста.

Сам картер коробки сделан из чугуна, он разъемный, задняя часть закрывается крышкой. Верхний люк закрывается также крышкой и на нем устанавливается коробка отбора мощностей. Верхняя крышка оснащена сапуном.

Сливное отверстие и контрольно-заливное расположено на задней крышке, а на сливной пробке имеется магнитик. Основательно уплотнены выходы валов из картера. На валу переднего моста прикреплена маслосгонная шайба.

На шпонку устанавливается шестерня первой передачи. Муфта включения прямой или второй – свободно перемещается по шлицам вала. Для удобства в работе шестерню изготовляют сразу с валом.

Между подшипниками вала находится червяк (это привод спидометра), шестерню привода поместили в приливе крышки заднего валового подшипника. Эта же крышка и есть опорный кронштейн на стояночном тормозе. На игольчатых подшипниках вращаются промежуточные шестерни.

Муфта включения первой передачи размещена на ступицах шестерни. Там же размещена и муфта включения переднего моста, где она же соединяется с зубчатым венцом, сделанным прямо на валу.

Вам будет интересно  Ниссан альмера ремонт подвески - АвтоПортал

К важному механизму на раздаточной коробке на автомобиле ЗИЛ 131 относят: рычаг с серьгой, тяги, стяжную пружину, пару штоков с вилками, фиксаторы, замковое устройство.

Работа раздаточной коробки

Включение переднего моста происходит за счет электропневматического устройства. Оно состоит из:

  • Электровоздушного клапана;
  • Пневмокамеры;
  • Двух микровыключателей;
  • Реле;
  • Включателя;
  • Сигнальной лампы;

Важно знать, что раздаточная коробка в машине ЗИЛ 131 будет работать нормально, если на поперечине рамы установлен электровоздушный клапан, а на передней стенке картера прикреплена пневмокамера. Микровыключатель располагается на корпусе фиксатора и на корпусе пневмокамеры, а включатель и сигнальная лампа находятся в кабине, а под капотом – реле.

Вид раздаточной коробки ЗИЛ 131

Когда происходит включение, раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ 131 постепенно подключает все остальные механизмы в работу. Водителем перемещается вперед рычаг и тут же он поворачивается вокруг точки крепления на верхней тяге и нижним концом через тягу.

С помощью штока и вилки муфта перемещается назад и в этот момент соединяются между собой шестерни. Когда перемещается шток, то сразу начинает работу микровыключатель, благодаря ему замыкается цепь реле, которое тут же замыкает цепь на электровоздушном клапане.

Опускается книзу якорь электромагнита, открывается впускной клапан и закрывается выпускной.

Чтобы раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 заработала полностью, сжатый воздух из пневмосистемы должен поступить в пневмокамеру, а она должна через шток переместить муфту назад и при этом соединить с зубчатым венцом вала.

Ведущий вал через шестерни передает крутящий момент, который равномерно распределяется между шестерней и валом, а затем переходит к мостам задней тележки и уже, потом через муфту переходит на вал привода переднего моста.

Когда происходит выключение на первой передаче, то раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 работает следующим образом:

  • Размыкается цепь электромагнита;
  • Впускной клапан плотно закрывается;
  • Выпускной клапан открывается;
  • При помощи возвратной пружины автоматически выключается передний мост.

Чтобы включить вторую передачу, раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 срабатывает так:

  • Рычаг поворачивается вокруг точки крепления на нижней тяге;
  • Через тягу, шток и вилку перемещается назад муфта и при этом все механизмы соединяются с зубчатым внутренним венцом шестерни;
  • С ведущего вала за счет крутящего момента действие переходит напрямую на вал привода мостов задней тележки.

Если движение происходит на скользкой дороге, то нужно включить мост на передней передаче, и цепь электромагнита следует замкнуть принудительно. Для этого надо воспользоваться включателем. Крутящий момент передастся напрямую через шестерни, муфту сразу на вал привода на переднем мосту.

На всех других передачах, если включен передний мост, то крутящий момент будет распределяться прямо пропорционально нагрузкам, которые приходятся на мост задней тележки и мост передний.

Когда включен передний мост, то микровыключателем цепь автоматически будет замкнута, а в кабине водителя загорится сигнальная лампочка.

Смазывается раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 специальным разбрызгивателем. Масло (в данном случае его марка Тап-15в) заливается в картер коробки. Обычная норма его составляет 3,3 л.

Схема подвески раздаточной коробки, управления и клапана управления ЗИЛ 131

Неполадки и способы устранения

Очень часто поломку раздаточной коробки можно предвидеть, для этого следует только перед выездом на трассу осмотреть автомобиль и прислушаться к звукам, происходящих во время работы механизмов.

Лучший советский военный грузовик: родословная армейского автомобиля ЗИЛ-131

Мост зил 131 передаточное число

История известного военного полноприводного грузовика ЗИЛ-131 повышенной проходимости, созданного целиком и полностью силами советских инженеров с некой оглядкой на американские стандартизованные машины М34, тесно переплеталась с развитием практически всех других автомобилей Московского автозавода третьего поколения.

Трёхосный капотный ЗИЛ-131 со всеми односкатными колёсами являлся первым отечественным армейским грузовиком среднего класса грузоподъемностью 3,5 тонны при эксплуатации на местности, который во время работы на дорогах с твёрдым покрытием доставлял армейские грузы массой до пяти тонн. Выпускавшийся в течение 34 лет ЗИЛ-131 стал основным грузовиком Советской армии и главной базой обширного семейства специальной военной автотехники.

Предшественники ЗИЛ-131 (1956-1966 гг.)

Опытные грузовики с маркировкой ЗИЛ-131 появились в 1956 году, но потом потребовалось целое десятилетие, чтобы довести их до совершенства и поставить на конвейер. Камнем преткновения был перспективный силовой агрегат V8, и потому трёхтонный первенец ЗИЛ-131А получил 135-сильный мотор V6 и агрегаты от машин ЗИС-151, ЗИЛ-157К и пробного гражданского образца ЗИЛ-130.

Мост зил 131 передаточное число

Первый прототип ЗИЛ-131А с опытным двигателем V6 и люком в крыше кабины. 1956 год

Результатом этих комбинаций стал второй 2,5-тонный гибрид ЗИЛ-131 с наименованием ЗИЛ-165 и шестицилиндровым двигателем в 125 сил. В 1959-м на испытания поступил третий ЗИЛ-131 с пробным мотором V8 мощностью 148 л.с., ставший реальной базой будущей серийной машины.

Мост зил 131 передаточное число

Промежуточный вариант ЗИЛ-165 с кабиной и оперением от пробного двухосного автомобиля ЗИЛ-130А. 1957 год

Мост зил 131 передаточное число

Опытный грузовик ЗИЛ-131 с характерным аллигаторным капотом и «хищной» штампованной облицовкой. 1959 год

Серийные автомобили ЗИЛ-131 (1966-1990 гг.)​

Долгий процесс созидания ЗИЛа-131 завершился в декабре 1966-го, серийный выпуск удалось развернуть только через год. Автомобиль оснащался совершенным для своего времени двигателем V8 мощностью 150 л.с., экранированным электрооборудованием, приводом передних колёс с шариковыми шарнирами, рулевым механизмом с гидроусилителем, регулировкой давления воздуха в шинах и цельнометаллической кабиной с панорамным лобовым стеклом. На части машин спереди монтировали пятитонную лебёдку.

Мост зил 131 передаточное число

Предсерийный ЗИЛ-131 с окошками на крыше во время приёмочных испытаний. 1966 год (архив 21 НИИЦ)

Мост зил 131 передаточное число

Основной грузовик Советской армии ЗИЛ-131, внешне не отличавшийся от своих прототипов. 1977 год (фото автора)

В процессе серийного производства ЗИЛ-131 постоянно совершенствовался и оснащался новыми узлами и мелкими деталями, но его внешние черты практически не менялись. В апреле 1974-го всему семейству был присвоен почётный государственный Знак качества.

Развитием базовой модели был седельный тягач ЗИЛ-131В с укороченной рамой и полуавтоматическим сцепным устройством, служивший для буксировки на шоссе полуприцепов полной массой до 12 тонн и на местности – 7,5 тонн.

Мост зил 131 передаточное число

Армейский седельный тягач ЗИЛ-131В первого выпуска без лебёдки. 1968 год

В конце 70-х единственной и неудачной попыткой перейти на новый военный автомобиль стали экспериментальные образцы ЗИЛ-131М с многотопливным двигателем V8 в 170 сил, удлинённым капотом и разными исполнениями облицовки передка.

Мост зил 131 передаточное число

Второй вариант ЗИЛ-131М с верхнеклапанным многотопливным силовым агрегатом. 1980 год (архив 21 НИИЦ)

В 1986-м с конвейера начал сходить экономичный базовый автомобиль ЗИЛ-131Н с полезной нагрузкой 3,75 тонны и модернизированным 150-сильным мотором. Внешне он отличался едиными блоками фар с подфарниками, указателями поворотов на передних крыльях и тентом от КамАЗа. Эти наиболее удачные машины 131-го семейства имели достаточно высокий спрос в СССР и поступали в армии социалистических и соседних стран.

Вам будет интересно  Ремонт ВАЗ 2105 1980-1992: техническое обслуживание автомобиля

Мост зил 131 передаточное число

Наиболее совершенный грузовик ЗИЛ-131Н, выпускавшийся на ЗИЛе с 1986 года. Фото автора, 2011 год

Мост зил 131 передаточное число

Частично доработанные многоцелевые автомобили ЗИЛ-131Н в вооруженных силах Финляндии. 1988 год

Обновленный седельный тягач ЗИЛ-131НВ с увеличенной нагрузкой на сцепное устройство, передней лебёдкой и двумя «запасками» за кабиной в составе автопоездов развивал скорость 75 км/ч.

Выпуск на Московском автозаводе всех версий 131-го ЗИЛа завершился в 1990 году.

Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131

В советских Вооруженных силах и в армиях зарубежных стран грузовики ЗИЛ-131 применялись для перевозки 18-24 человек на продольных или поперечных скамьях в кузове, установки армейских надстроек и буксировки прицепов и артиллерийских систем малого и среднего калибра.

Мост зил 131 передаточное число

Колонна тентованных военных грузовиков ЗИЛ-131Н для транспортировки личного состава

Мост зил 131 передаточное число

ЗИЛ-131Н с прицепной гаубицей Д-30 и боевым расчётом на военном параде в Хабаровске (фото А.Гуляева)

Мост зил 131 передаточное число

Приспособленный к северному климату ЗИЛ-131Н с 122-мм орудием Д-30 в финской армии

В войсках грузовики дооборудовали светомаскировочными фарами, стойками для личного оружия, приборами ночного видения, ящиками для военных карт, а в ряде стран на них монтировали ферменные рамы для демонстрационного показа ракетного вооружения.

Мост зил 131 передаточное число

Автомобили ЗИЛ-131 на демонстрации противокорабельных ракет комплекса «Сопка». 1970 год

В 1980-е военный завод № 38 собрал опытный вариант серийного автомобиля ЗИЛ-131Н для перевозки военнослужащих в холодное время года. Его оборудовали автономной отопительно-вентиляционной установкой с дымовой трубой, смонтированной между кабиной и утеплённым кузовом.

Мост зил 131 передаточное число

Серийный ЗИЛ-131Н для доставки личного состава в кузове с отопительной системой. 1987 год (архив 21 НИИЦ)

Военизированные седельные тягачи серии 131В обычно работали в сцепе со штатными одно- и двухосными полуприцепами, разработанными по заказу Министерства обороны, и перевозили крупногабаритные грузы, секции мостовых переправ и мостостроительное оборудование.

Мост зил 131 передаточное число

Тягач ЗИЛ-131В с шеститонным полуприцепом ОдАЗ-9325 со всеми односкатными колёсами (архив 21 НИИЦ)

Типовые кузова-фургоны​

Первоначально на ЗИЛе-131 монтировали типовые армейские кузова КУНГ-1М в нескольких исполнениях. В конце 60-х, когда началась унификация войсковых фургонов, специально для него был налажен выпуск герметизированных бескаркасных конструкций К-131 и каркасно-металлических КМ-131 с характерными плоскими скосами крыши, смотровыми окнами и системами жизнеобеспечения. Помимо различного оборудования в них длительное время могли находиться члены экипажа, выполнявшие свои обязанности при экстремальных температурах, высокой влажности и в условиях радиоактивного заражения.

Мост зил 131 передаточное число

Мост зил 131 передаточное число

Наиболее прочный каркасно-металлический кузов КМ-131 на шасси ЗИЛ-131 для оснащения ремонтных мастерских

Радиотехнические средства связи и управления​

Основная масса новых лёгких, прочных и безопасных кузовов, базировавшихся на экранированных шасси ЗИЛ-131, применялась для размещения в них многочисленных систем радиосвязи, радиолокации, разведки и управления войсками, общее количество которых достигало нескольких сотен исполнений.

Мост зил 131 передаточное число

Радиорелейная станция Р-409М в кузове К-131, служившая в Чехословакии под индексом RDM-6. 1975 год

Приоритет в этой области постепенно перешёл к автономным радиорелейным станциям, создававшим последовательные участки линий армейской связи протяженностью до 300 километров. Они снабжались разными видами антенн высотой до 20 метров, наборами кабельных катушек и собственными бензоэлектрическими агрегатами.

Мост зил 131 передаточное число

Оперативно-тактическая радиорелейная станция Р-419А с телескопическими антеннами на крыше (фото А.Мельникова)

Период 60–70-х годов считался расцветом советских мобильных радиолокационных систем разной мощности и назначения. Их основой считался аэродромный радиолокатор РСП-7Т с дальностью действия 180 км, созданный для автомобиля ЗИЛ-157 и переставленный на ЗИЛ-131. Он также применялся для контроля перемещений самолётов в районе аэродромов и обеспечения их посадки в сложных метеорологических условиях.

Мост зил 131 передаточное число

Диспетчерский радиолокатор РСП-7Т для контроля за полётами самолетов

Мост зил 131 передаточное число

Радиолокационная станция П-19 «Дунай» с поворотной антенной. 1978 год

В середине 70-х развитием прежней системы П-15М стала радиолокационная двухкоординатная станция П-19 «Дунай» на двух грузовиках ЗИЛ-131 с аппаратурой управления, складным поворотным антенным устройством и агрегатами электропитания. Её назначением были разведка и обнаружение воздушных целей на разных высотах и дальности до 160 километров, определение их координат, опознавание и передача информации на командные пункты или зенитные комплексы.

На обзорной станции дальнего обнаружения 1Л117 на расстояние до 350 км использовались два грузовика ЗИЛ-131 со специальными кузовами, в которых было смонтировано оборудование приёмопередающей станции и кабина первичной и вторичной обработки полученной информации.

Мост зил 131 передаточное число

Машина 1Л117 с кузовом КУНГ-1МД для обработки радиолокационной информации

В 70-80-е в состав автономной радиолокационной станции кругового обзора П-37 «Меч», служившей для обнаружения воздушных объектов и обеспечения управления воздушным движением, входили машина на шасси ЗИЛ-131 с аппаратурой управления режимом работы локатора в кузове КУНГ-1М и двухосные прицепы с антеннами и электростанциями. Дальность обзора достигала 350 километров, точность определения координат – 500 метров.

Мост зил 131 передаточное число

Индикаторная машина из состава радиолокатора П-37Р «Меч»

Мост зил 131 передаточное число

Аппаратная телеграфной связи П-241ТМ в армии ГДР (фото автора)

Менее обширным, чем для ГАЗа-66, являлся набор войсковых аппаратных на грузовиках ЗИЛ-131 с кузовами К-131 и КУНГ-1М. В него входили телеграфные аппаратные и машины уплотнения связи ракетных комплексов в семи вариантах исполнения.

Подвижный пункт ПУ-1 на двух автомобилях с типовыми фургонами применялся для управления дивизионом оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72. В них размещались рабочие столы, первая советская электронно-вычислительная машина для расчёта полётного задания, телеграфное печатающее устройство и коммутатор, а также бензиновый электроагрегат.

Мост зил 131 передаточное число

Подвижный пункт ПУ-1 с кузовом КУНГ-1М для управления ракетными комплексами 9К72

Мост зил 131 передаточное число

Штабной автопоезд высшего звена МШ-1 с головной машиной ЗИЛ-131 и прицепом ПШ-1. 1969 год (архив 21 НИИЦ)

К мобильным командно-штабным машинам высокого уровня относился комплекс МШ-1 на базе ЗИЛ-131 с цельнометаллическим кузовом КМ-131, в котором размещались рабочие столы для командиров и операторов, полки и шкафы для документации, системы жизнеобеспечения, электроснабжения, вентиляции и отопления. В буксируемом прицепе ПШ-1 находились места для отдыха боевых расчётов, санитарный блок и ёмкости для вспомогательного имущества.

Мост зил 131 передаточное число

Мобильная ферменная лестница ФЛ-95 «Сосна» на шасси ЗИЛ-131 для радиостанций дальней связи

Мост зил 131 передаточное число

Подъём трёхсекционной мачты «Сосна-2М» радиорелейной станции Р-410М-5,5 на шасси ЗИЛ-131Н

В конце 60-х в категории машин обеспечения работоспособности средств дальней связи появились лёгкие мачтовые опоры ФЛ-95 «Сосна» с телескопическими стрелами высотой до 35 метров, служившие для механизированного подъёма приемо-передающих устройств станций радиорелейной и тропосферной связи.

Мост зил 131 передаточное число

Односекционные мачтовые опоры тропосферной станции Р-410-7,5 на базе ЗИЛ-131

Мост зил 131 передаточное число

Пятисекционная мачта «Сосна-М» радиорелейной станции оперативного звена Р-404М3

Такие устройства базировались на грузовиках ЗИЛ-131/131Н с откидными опорами и раздвижными телескопическими секциями длиной до шести метров с приводом от гидронасоса, работавшего от коробки отбора мощности автомобиля. Для повышения устойчивости применялись тросовые растяжки, обеспечивавшие стрелам вертикальное положение при скорости ветра до 30 метров в секунду.

На заглавной фотографии – главный грузовик Советской армии ЗИЛ-131Н средней грузоподъемности, хранившийся в коллекции Московского автозавода.

Источник http://https://avto-layn.ru/gruzovoj-transport/perednij-most-zil-131-ustrojstvo.html
Источник http://https://www.kolesa.ru/article/luchshiy-sovetskiy-voennyy-gruzovik-rodoslovnaya-armeyskogo-avtomobilya-zil-131

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *