Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Одной из важных частей в устройстве авто, помимо силовой установки, является трансмиссия. Она обеспечивает передачу вращения и изменение передаточного числа от мотора на колеса.

Но если у двигателя все системы и механизмы объединены в единую конструкцию, то трансмиссия состоит из отдельных частей, взаимодействующих между собой.

Самой технологически простой является трансмиссия с механической коробкой передач.

Именно такая составляющая и используется практически на всех отечественных авто (только сравнительно недавно начали появляться модели с АКПП).

Механическая КПП относиться к несложной трансмиссии, поэтому и показатели надежности у нее – высокие. Но неисправностям она тоже подвержена и бывает их немало, не говоря уже про АКПП.

Особенности конструкции трансмиссии разных авто

Трансмиссия легковых авто может иметь разную компоновку, что и сказывается на количестве составных частей.

Так, на классических моделях ВАЗ-2106, 2107 и прочих – привод задний, поэтому конструкция трансмиссии включает в себя сцепление, КПП, карданный вал, задний мост с главной передачей, дифференциалом и полуосями.

Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

Более современные модели, та же ВАЗ-2109 – переднеприводная, поэтому у нее кардан с мостом – отсутствуют, а главная передача с дифференциалом входят в конструкцию КПП.

Но дополнительно присутствуют приводные валы с шарнирами равных угловых скоростей.

А если рассмотреть конструкцию внедорожников – ВАЗ-21213, Шевроле Нива, УАЗ Патриот, то их компоновка трансмиссии включает все указанные элементы авто с передними и задними приводами, и дополнительно еще имеется раздаточная коробка, обеспечивающая передачу вращения на обе оси и возможность отключения одной из них.

Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

Неисправности трансмиссии, признаки

Чем больше составных частей имеет трансмиссия, тем выше вероятность ее поломки. И в каждой из составляющих найдется немало неисправностей.

Сцепление

На всех указанных авто сцепление имеет практически идентичную конструкцию – оно однодисковое, «сухое».

Без сцепления невозможно было бы начать плавно движение и во время поездки и менять передаточное число на КПП, поскольку для этого нужно разъединение мотора с трансмиссией.

Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

Поскольку сцепление конструктивно одинаково, то и неисправности на всех перечисленных авто – идентичны. Единственное различие – это типы приводов.

Так, на ВАЗ-2106, 2107, а также ВАЗ Нива, Нива Шевроле, УАЗ Патриот используется гидропривод, а в ВАЗ-2109 – механический, тросовый.

Если рассматривать само сцепление, то его основными неисправностями являются:

  • Износ ведомого диска (фрикционных накладок, шлицов, демпферов);
  • Износ рабочих поверхностей маховика и ведущего диска;
  • Повреждение демпферов, диафрагменной отжимной пружины;
  • Износ выжимного подшипника и повреждение его приводной вилки;
  • Неправильная регулировка.

Признаки неисправности сцепления достаточно хорошо заметны, и проявляются они в виде «пробуксовки», «ведения», повышенной шумности при определенных условиях работы, рывков при начале движения.

В большинстве случаев для устранения проблем со сцеплением необходима его разборка, дефектовка и замена поврежденных и изношенных элементов.

Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

Что касается привода, то поломок в нем у ВАЗ-2109 не так уж и много и обычно сводятся они к проблемам с тросом – его порывом или закусыванием. «Лечится» все обычной заменой.

А вот в гидроприводе неисправностей больше. В таком приводе может появиться разгерметизация системы, повреждение основного и рабочего цилиндров.

Восстановление работоспособности зависит от составляющей, в которой возникли проблемы. Если система дала течь, то ее устраняют заменой трубопровода с последующей прокачкой.

Цилиндры же либо ремонтируются с использованием ремкомплектов, или просто меняются.

Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

Коробка передач

Коробка передач – один из основных узлов трансмиссии, и она обладает самой сложной конструкцией среди всех составляющих. Поэтому и поломок у нее больше.

На ВАЗ классического семейства (2106, 2107), «Спутник» (ВАЗ-2109, 21099), Нива 21213 и Шевроле Нива, а также УАЗ Патриот используются трехвальные механические коробки передач с постоянным зацеплением шестерен.

И хоть конструктивно КПП отличаются (особенно ВАЗ-2109 относительно остальных), но принцип работы у всех их одинаков.

Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

Поэтому и неисправности у этих узлов трансмиссии на всех перечисленных авто, по сути, идентичны, так же, как и их признаки.

Если в КПП есть проблемы, это обязательно будет проявляться, причем разными способами. Признаками поломки в коробке являются:

  • Повышенная шумность работы (при разных режимах). Зачастую проблема эта возникает из-за износа подшипников валов или муфт синхронизаторов. Но такая неисправность также может появиться также из-за повреждения блокирующего устройства, послабления крепления КПП, низкого уровня смазки в КПП, нарушения работы сцепления;
  • Снижение четкости переключения КПП, затрудненное включение передачи. Такие признаки возникают в случае сильного износа синхронизаторов или шестерен, повреждения ползунов переключения, разрегулировки или повреждения элементов механизма включения;
  • Выбивание скорости. Эта проблема возникает из-за износа и повреждения ряда составных частей коробки (все тех же синхронизаторов, шестерен, механизма переключения и прочее);
  • Подтеки масла происходят в случае износа сальников коробки и послабления крепежных элементов крышек;
  • Хруст при переключении передач. Такой результат дают поврежденные или сильно изношенные шестерни и синхронизаторы, а также сильный люфт валов;
Вам будет интересно  Трансмиссия Нива Шевроле: схема и принцип работы | Нива Ремонт

Как видно, большая часть неисправностей связана с износом составных элементов коробки.

Но точно выявить причину возможно только после демонтажа узла и его разборки. Восстановить работоспособность КПП удается путем замены изношенных составных частей.

Бывают и более специфические поломки, хотя встречаются они значительно реже. К ним можно отнести разрушение корпуса, разболчивание крепежных элементов с последующим попаданием между шестернями и пр.

Карданные валы

Следующим элементом трансмиссии являются карданные валы, которые используются для передачи вращения на ВАЗ-2106, 2107, а также Нива 21213, Шевроле Нива и УАЗ Патриот.

Но в случае с первыми двумя авто, то у них в конструкции присутствует только один вал, а вот во внедорожниках карданов – два (для передачи усилия на два ведущих моста), в Нивах также присутствует еще и промежуточный вал, соединяющий КПП с раздаточной коробкой.

Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

Составные части этих валов тоже в процессе эксплуатации повреждаются и изнашиваются, что приводит к ряду неисправностей, которые проявляются в виде:

  • Стуков при наборе скорости. Это сигнализирует о неисправности крестовины шарнира или его подшипников, а также послаблении крепежных элементов вала;
  • Скрипов (постоянных или периодических). Обычно такой результат дает заклинивание в шарнире;
  • Вибрации при движении. Появляется она в результате сильных люфтов в шарнирах, разбалансировке или изгибе самого вала;

Устраняются проблемы с карданными валами путем проверки состояния их шарниров и их замены в случае обнаружения критического износа, балансировке. Но зачастую автолюбители просто меняют валы в сборе.

Ведущий мост

Главные передачи с дифференциалами в автомобилях ВАЗ 2106, Нива, Нива Шевроле, УАЗ Патриот являются внесенным узлом и располагаются в ведущих мостах (в легковых авто – это задний мост, у внедорожников – оба).

В задачу этих составляющих трансмиссии входит распределение вращения на колеса.

Узел этот хоть сравнительно простой по конструкции и состоит из небольшого количества элементов, но неисправности бывают и у него.

Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

Признаки возникновения проблем в работе ведущего моста такие:

  • Повышенный шум со стороны моста. Увеличение шумности может произойти из-за износа подшипников, деформации балки моста или полуосей, износа шлицевых соединений, разрегулировке зазоров и появлении люфтов в главной передаче и дифференциале, заедание сателлитов и шестерен полусоей;
  • Стуки при начале движения. Появляется он в результате появления увеличенных зазоров в шлицевых соединения или зацеплении шестерен главной передачи;
  • Утечка смазки. Здесь виной неисправности являются сальники, используемые в конструкции моста;

Устранение неисправностей моста проводится путем разборки, дефектовки, замены изношенных и поврежденных элементов с последующей регулировкой зазоров зацепления.

Приводные валы

Что касается ВАЗ-2109, то у нее ведущего моста нет, и вращение от главной передачи (входящей в конструкцию КПП) на колеса передается посредством приводных валов с ШРУСами.

Отметим, что такие приводные валы используются на передней оси в Нива 21213 и Нива Шевроле. Также ШРУС на Нивах установлен и на промежуточном валу.

Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

Относительно УАЗ Патриот, то у этого внедорожника несколько иная конструкция переднего моста – полуоси присутствуют, но в отличие от задней оси, на их концах установлены ШРУСы.

В таком приводе «слабым звеном» является именно шарнир равных угловых скоростей. Этот узел очень чувствителен к загрязнениям и повреждение пыльника всегда приводит к постепенному разрушению элемента.

Выявить проблемы с шарниром не сложно, поскольку в случае попадания грязи внутрь его, при поворотах руля будет слышен отчетливый хруст.

При этом ШРУС восстановлению не подлежит и при появлении признака его износа он заменяется.

Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

Раздаточная коробка

Последний элемент, который используется в трансмиссии – раздаточная коробка, но имеется она только у внедорожников.

В ее задачу входит разделение вращения между двумя ведущими мостами, причем с возможностью понижения передаточного числа для обеспечения большего тягового усилия на колесах.

Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

Несмотря на то, что устройство раздаточной коробки отличается от механической КПП, но в их конструкциях используются, по сути, одни и те же составные элементы – валы и шестерни.

Поэтому и неисправности у раздатки идентичны КПП, а именно – повышенная шумность, самовольное отключение подключаемого моста, затрудненное переключение между режимами работы (повышенные и пониженные передачи).

Отметим, что УАЗ Патриот комплектуется раздаточной коробкой Dymos, которая конструктивно несколько отличается от классической.

Неисправности трансмиссии и способы ее устранения

К тому же она обладает электронным управлением, что делает ее еще более подверженной неисправностям, поскольку помимо механических поломок возможно нарушение работы электронной составляющей.

Вам будет интересно  Трансмиссия автомобиля - зачем нужна и что из себя представляет

Напоследок отметим, что здесь перечислены самые распространенные неисправности узлов трансмиссии, но в каждом из них найдутся и другие поломки, которые встречаются значительно реже.

К тому же бывают случаи, когда неисправности совершенно других составляющих воспринимаются как поломки трансмиссии. К примеру, стуки в задней подвеске нередко идентифицируются как проблемы в заднем мосту.

Поэтому для выявления неисправности обязательно нужна тщательная диагностика не только узлов трансмиссии, но и близко расположенных устройств авто.

Механическая КПП: устройство, принцип работы, замена масла, ремонт

Механическая коробка передач — это один из важнейших узлов автомобиля, который отвечает за правильную передачу мощности от мотора непосредственно к колёсам. Трансмиссия этого типа позволяет водителю самостоятельно выбирать нужную ему ступень, то есть передаточное число скорости вращения карданного вала. Такие агрегаты одновременно функциональны, надежны и просты в эксплуатации. Поговорим поподробнее об устройстве, принципе действия, преимуществах и недостатках, а также необходимости сервиса таких трансмиссий.

Конструкция и принцип работы

Конструкция механической коробки передач появилась ещё на заре производства автомобилей, в последующем этот агрегат постоянно модернизировался и улучшался, увеличилось количество ступеней, при этом такая трансмиссия чрезвычайно надежна и проста в эксплуатации. По сути, механика во время работы подключает и отключает различные валы, тем самым передаётся мощность вращения коленвала непосредственно к колесным приводам.

Без наличия на автомобиле трансмиссии плавно разгонять, а в последующем поддерживать постоянную скорость было бы невозможно. Трогаясь с места, водитель активирует низшую передачу, что позволяет передавать на колёса минимум мощности, поэтому автомобиль не пробуксовывает и разгоняется максимально плавно и комфортно. А вот уже на высокой скорости обеспечивается, фактически, прямая связь коленвала с колёсами, без потери мощности, что обеспечивает топливную экономичность и отличные динамические характеристики автомобиля.

Современные коробки передач включают два или три вала, а также вращающиеся параллельно друг другу шестерни. В зависимости от своей конструкции, механическая трансмиссия может иметь четыре, пять, шесть или даже семь передач, а также реверс, который обеспечивает возможность движения задним ходом. Несмотря на обилие различных валов и приводов, конструкция МКП достаточно проста, что позволяет существенно упростить эксплуатацию, такой агрегат практически не ломается и не выходит из строя во время использования автомобиля.

Особенности управления авто с МКП

Автомобили, оснащенные стандартными механическими коробками передач, имеют три педали, в том числе сцепление, основная задача которого размыкание мощности во время переключения ступеней. Без такого сцепления переключить передачи на трансмиссии без поломки валов было бы невозможно. То есть, водителю необходимо сначала выжать педаль сцепления, включить передачу, после чего плавно отпустить эту педаль, одновременно аккуратно нажимая на акселератор.

Наибольшие сложности с использованием такой механической трансмиссии возникают при старте автомобиля, когда необходимо всё делать согласованно и плавно, что исключает дергание автомобиля, который может заглохнуть при неаккуратном обращении. А вот уже на скорости можно быстро переключать ступени, не заботясь о том, чтобы плавно и медленно отпускать выжатую педаль.

Наибольшие проблемы механические трансмиссии доставляют новичкам, которым сложно привыкнуть к особенностям сцепления, одновременно отпуская эту педаль и увеличивая подачу газа. Однако со временем, как только водитель привыкнет к машине, каких-либо сложностей с управлением авто уже не возникает. Такие трансмиссии функциональны, позволяют существенно экономить топливо, в особенности при движении за городом, когда водитель может использовать накат, правильно выбирая нужные ступени в зависимости от скорости.

Преимущества механики

Во многом популярностью этого типа трансмиссии объясняется отличной надежностью и простотой эксплуатации автомобиля. Такие коробки передач позволяют лучше реализовывать мощностные характеристики двигателей.

Преимущества МКП:

  1. Возможность экономии топлива;
  2. Отличная надежность;
  3. Простота обслуживания;
  4. Прекрасная реализация мощности двигателя.

Простая конструкция механической трансмиссии обеспечивает отличную надежность такой техники. Поэтому поломки таких агрегатов отмечаются крайне редко и возможны лишь при неправильной эксплуатации автомобиля. Какого-либо обслуживания такой агрегат не потребует, что упрощает автовладельцу эксплуатацию машины.

Основные недостатки

К недостаткам механических коробок передач можно отнести сложности с управлением автомобиля, в особенности у начинающих водителей. Если машина эксплуатируется в городе в условиях пробок и плотного графика, то приходится постоянно включать и выключать сцепление, переключая передачи. Подобное может быть утомительным, в особенности, если приходится несколько часов простоять в пробке.

У начинающих водителей часто отмечаются поломки сцепления с механической коробкой передач, что объясняется их неправильными действиями при трогании с места. Ремонт таких неисправностей будет затруднен, в особенности на новых автомобилях, стоимость запчастей которых будет достаточно высока. Также необходимо помнить о рекомендации автопроизводителя о смене масла каждые 100000 километров пробега, что несколько усложняет эксплуатацию автомобиля.

Необходимость замены масла

До сих пор нет единого мнения о том, нужно ли менять масло в механической коробке передач. Кто-то утверждает, что на заводе в трансмиссию заливается техническая жидкость на ее весь срок службы. Тогда как другие мастера отмечают, что по прошествии 100-150 тысяч километров пробега в смазке появляются продукты износа, что приводит к поломкам механической трансмиссии. Сегодня часто даже сами автопроизводители рекомендуют выполнять такую сервисную работу каждые 100-150 тысяч километров, что позволяет исключить преждевременный износ и серьезные поломки механической коробки передач.

Вам будет интересно  КПП Лада Ларгус особенности и различия (JR5 и JH3)

Замена масла в механической трансмиссии не представляет особой сложности, поэтому все работы можно выполнить самостоятельно, не обращаясь в профильные СТО. Необходимо лишь правильно подобрать используемую жидкость, которая должна полностью соответствовать допускам автопроизводителя. На новых автомобилях, которые, в том числе, находятся на гарантии, такое обслуживание следует выполнять всё же у дилера, что позволит исключить какие-либо проблемы с последующей эксплуатацией машины.

Механическая коробка передач

Самостоятельный сервис

Замена масла в механической коробке передач не представляет особой сложности. Для этой работы потребуется емкость объемом в 8 литров, ключ на 8 или 12, в зависимости от используемых сливных пробок. Автовладельцу нужно лишь правильно подобрать трансмиссионную жидкость, причём экономить на её качестве не следует, так как поделки быстро выходят из строя, приводя к серьёзным поломкам МКП.

Автомобиль при выполнении замены трансмиссионного масла загоняется на эстакаду, после чего выжидают около получаса, что необходимо для остывания смазки. На картере нужно будет найти сливную пробку, которую аккуратно раскручивают и подставляют под стекающую жидкость небольшую ёмкость или ведро. Как только стечет вся смазка, нужно будет закрутить сливную пробку, после чего через масленку или аккуратно через горловину канистры залить в МКП нужное количество масла.

После замены следует первые 200 километров плавно разгонять автомобиль, не допуская резких переключений и работы мотора в красной зоне. Весь сервис обычно занимает не более 30-40 минут, что позволит автовладельцу сэкономить 2000 рублей и более, которые бы он заплатил, выполняя такое обслуживание автомобиля в специализированной мастерской. В последующем рекомендуется раз в полгода контролировать уровень масла в коробке передач, для чего используют специальный щуп.

Рекомендации по обслуживанию коробки

Обслуживание механической коробки передач не представляет особой сложности, поэтому все такие работы можно выполнить самостоятельно, существенно упростив себе эксплуатацию автомобиля. Нужно будет на регулярной основе контролировать уровень смазки в МКП, для чего используют либо соответствующие контрольные отверстия в картере трансмиссии или щуп, закрывающий заливную горловину.

Также потребуется своевременно менять масло, для чего используются фирменные технические жидкости, а такую работу следует выполнять на пробеге в 100000 километров. Это исключит износ подвижных валов и шестерёнок, все внутренние элементы будут правильно смазываться, что предупреждает многочисленные поломки и неисправности агрегата. Такой регулярный правильный сервис позволит предупредить выход из строя механической трансмиссии, ремонт которой имеет высокую стоимость.

Распространённые поломки

К распространённым поломкам относится подгорание сцепления, что часто отмечается у начинающих водителей. Чаще всего требуется менять корзину или весь агрегат в сборе, что в последнем случае существенно увеличивает расходы автовладельца. У опытных водителей, которые правильно обращаются со сцеплением, таких поломок практически не возникает, что отчасти решает проблему с эксплуатацией автомобиля.

В ряде случаев при отсутствии сервиса автомобиля и длительной эксплуатации при повышенной нагрузке могут выходить из строя приводные валы, которые быстро истираются, трескаются, а от шестерёнок откалываются зубья. Такой ремонт чрезвычайно сложен, так как приходится менять все повреждённые элементы коробки передач. Самостоятельно выполнить такую работу попросту не представляется возможным.

Самостоятельный ремонт

Самостоятельный ремонт механической коробки передач возможен лишь в том случае, если автовладелец имеет соответствующее представление о конструктивных особенностях этого агрегата. Также необходимо учитывать, что демонтаж МКП автомобиля представляет определенные сложности, необходимо использовать специальные установки и подвесные цепи, которые будут удерживать тяжеловесную коробку, когда её снимают с машины. Всё это существенно усложняет самостоятельный ремонт этого узла.

Сегодня в продаже можно найти специальные ремкомплекты для механических коробок передач, которые позволяют заменить приводные шестеренки или валы, восстановив работоспособность этого узла. Чаще всего требуется выполнять замену сцепления. Такую работу можно провести, не снимая МКП с автомобиля, что упрощает восстановление машины. Технология ремонта сцепления будет различаться в зависимости от конкретного повреждения. Можно использовать как имеющиеся ремкомплекты, так и менять этот узел в сборе.

Выводы

Механическая коробка передач — это простейшая, надежная и проверенная временем трансмиссия, которая пользуется популярностью у автовладельцев. МКП отличаются надежностью, простотой обслуживания, позволяют экономить топливо, а их поломки отмечаются крайне редко. Рекомендуется лишь раз в 100 тысяч пробега выполнить замену масла, что исключит преждевременный износ этого узла, а трансмиссия сможет прослужить на протяжении 300 тысяч километров пробега и более.

https://autotopik.ru/korobka-peredach/1331-neispravnosti.html
https://zen.yandex.ru/media/cartechnic.ru/mehanicheskaia-kpp-ustroistvo-princip-raboty-zamena-masla-remont-5dc7159b042363115e303989

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *