Содержание
Несложный ремонт крыла автомобиля своими руками. Выпрямление вмятин на кузове автомобиля своими руками
Неудачный заезд во двор или как выправить вмятину на крыле. Тема, что ни на есть в самый раз, хотя бы потому, что каждый из нас хоть раз, но ударялся авто. Это мог быть столб, гаражные ворота, бордюр, который не правильно лежит на тротуаре, прочее. И как следствие, на машине появляется вмятина, которую придется исправлять. О том, как это сделать, и что для этого необходимо давайте рассмотрим ниже.
Подручные средства и технология исчезновения
Как выправить вмятину на крыле? Для этого нам необходимо определится со способом устранения: автосервис или собственноручно. Практичней всего своими руками, правильный выбор, заодно и опыта наберетесь. Сразу хочу сказать, что способов устранения много, все зависит от металла, степени повреждения, конструкции авто. В статье мы рассмотрим все возможные варианты.
Заранее приготовьте такой инвентарь:
- Шпаклевка автомобильная эпоксидная;
- Строительный шпатель;
- Лакокрасочный материал по цветовую гамму кузова вашего авто;
- Наждачка;
- Кисть, пульверизатор;
- Лоскут грубого полотна.
Алгоритм
- место удара или столкновения обрабатываем наждачкой, делаем это аккуратно, с наименьшим повреждением остальной краски, но захватываем немного целой площади для захвата;
- любым химическим реагентом;
- С помощью тряпки удаляем остатки краски или грунтовки;
- Наносим эпоксидный раствор на место удара и немного захватив целостный материал. Не следует наносить по уровню металла. Подобную ошибку допускают многие, выводя по уровню металла. После высыхания, смесь осядет, ее необходимо будет все равно обрабатывать наждачкой и добавлять слои;
- После полного высыхания (сроки читайте в инструкции по использованию, так как у каждого материала она разная), начинайте шлифовать поверхность лоскутом драпа. В итоге у вас должна получится идеально равная поверхность без дефектов;
- Наносим краску на обработанный участок. Каким способом, выбирайте сами. Следует заметить, что чем больше площадь, тем целесообразней будет использование пульверизатора, и наоборот. Лучше всего кисть или валик. С помощью профессионального или бытового фена высушите поверхность, если нет сушильной камеры;
- После устанавливайте крыло или иную часть кузова на место.
Способ №2
- как правило, подобным методом орудуют специалисты автосервисов. Вам следует прикупить: деревянный клин, бытовой магнит, ветошь, плоскогубцы, саморезы, сверло и дрель;
- Максимально полно создайте себе доступ к вмятине;
- С помощью деревянного клинка и деревянного молотка начинайте выравнивать от наибольшего до наименьшего. Только необходимо прикладывать к поверхности с обратной стороны также деревянный брус, с той целю, чтобы не выгнуть в обратную строну;
- Не рекомендуется ударять деревянным клином по ровным поверхностям, так как высока вероятность новых вмятин;
- Те места, где нет возможности залезть, используйте саморезы и дрель. А именно: просверлите отверстия и ввинтите шурупы, после чего потяните за головки и максимально полно выровняйте поверхность;
- После проводите процесс, указанный выше с помощью грунтовки.
Способ №3: магнит
Его необходимо использовать так, приложить к началу повреждения и начинать двигать от конца вмятины до ее начала, таким путем можно выровнять металл без ущерба для лакокрасочного материала.
Но, помните одно, что если у вас нет достаточного опыта и навыков, лучше не рискуйте, а отвезите авто в автосервис для ремонта, в противном случае напортачите. На этом тему, как выправить вмятину на крыле разобрали. Надеемся, что наши советы и рекомендации помогут многим.
Кроме того, не оставляйте на ночь автомобиль на домкрате, лучше всего подстраховаться обычными деревянными подставками или пнями, куда надежнее. При соскакивании может повредится значительная часть кузова, чем прежде. Будьте аккуратны и бдительны.
Выправить вмятины без покраски довольно сложно, если нет практического опыта. В статье раскрыты основные моменты данной технологии.
Содержание статьи:
Вмятины на автомобиле, которые не имеют повреждений краски и лака, скорее наносят потери эстетике, нежели приносят реальный вред. Однако, наличие одной вмятины, а следом за ней появление другой способны стать более серьезным повреждением с жимком.
Когда можно выправить вмятины без покраски
Лакокрасочное покрытие, в случае применения данной технологии, должно отвечать определенным требованиям. Весь процесс подразумевает множественные манипуляции, связанные с изменением формы металлической конструкции. Нанесенная краска должна быть пластичной и прочной одновременно. включает в свой состав соединения, основу которых составляют полимеры, позволившие повысить свойства прочности покрытия. В результате этого, технология PDR более чем актуальна.
Краска на автомобилях, выпущенных вначале 2000-х годов, при изменении формы металла трескается. В связи с этим, выправляя повреждение, без нанесения нового слоя краски не обойтись. Технология PDR не используется, если лакокрасочное покрытие повреждено, либо в месте деформации уже осуществлялись восстановительные работы.
Восстановлению подлежат только те вмятины, которые имеют более или менее целостную структуру, т. е. гладкую форму, без перегибов. Проблемы при ремонте доставляют не размеры вмятины, а ее глубина. К примеру, неглубокая вмятина на капоте, но большая в диаметре, выправляется легче, чем в обратно противоположном случае.
Несмотря на всю эффективность системы, восстановить целостность поверхности при очень глубокой вмятине не представляется возможным. В подобных случаях металл подвергается излишнему воздействию, в результате чего его форма сильно изменяется, при этом, в большинстве случаев, краска трескается, без возможности восстановления.
Особое значение в нейтрализации последствий повреждения играют местоположение вмятин и присутствие укрепляющих ребер. Если вмятина появилась на участке кузова, на котором невозможны внутренние работы, то удалить повреждение очень сложно. В основном это очень маленькие участки.
Исправить ситуацию в случае перекоса кузова невозможно. Чтобы это сделать, необходимо восстановить целостность всего корпуса.
Инструменты для выравнивания вмятины на кузове
Рынок автомобильной продукции довольно богатый, на, разного рода, профессиональные приспособления. Однако, стоимость подобного оборудования достаточно велика. Рассмотрим инструменты и оборудование, которые общедоступны, не высокие в цене.
Для подогрева лакокрасочного покрытия достаточно воспользоваться феном, обычным или строительным. Это требуется, чтобы краска была более пластичной и не трескалась. Если на улице летняя погода, высокая температура, то можно обойтись и без него.
Вакуумно-клеевое оборудование для вмятин
Данные приспособления необходимы в случае отсутствия доступа к внутренней стороне поврежденного участка.
Технология вакуумных вытяжек актуальна в начальной стадии восстановления целостности поверхности, когда размеры деформации достаточно большие. Чтобы провести работу должным образом применяются присоски.
Для приклеивания грибков к поврежденной поверхности используется специальный пистолет, заправленный клеем. Весь необходимый комплект можно приобрести в строительном магазине.
Для проведения манипуляций по восстановлению вогнутой поверхности используются грибки. Их работа заключается в приклеивании к поверхности и срывании с нее. В качестве дополнения можно использовать приспособления, изготовленные, например, из ножек пластиковых стульев.
Использование крючков
Необходимо подготовить крючки разной формы и размера. Крючки можно сделать из прочной проволоки или прочной арматуры. Главное чтобы материал был твердый. Низкая твердость не позволит выполнить работу должным образом, они периодически будут гнуться. Увеличивая длину крючка необходимо позаботиться о его твердости. Для этого отлично подходит каленая сталь. Данные приспособления используются в случае доступности внутренней части участка кузова, через специальные отверстия.
Применение кернов
Инструменты используются вначале ремонтных работ, так и в конце. Для изготовления кернов можно использовать пластмассу или дерево. Их форма должна быть различная. Округлые, применяются на больших вмятинах. Небольшие повреждения выправляются кернами более тупой формы.
Восстановление целостности покрытия без покраски
В первую очередь осуществляется подготовка. Если имеются специальные отверстия, то доступ к ним более свободный. Это необходимо для вставки крюков. Поврежденный участок необходимо протереть и нагреть феном. Теплый металл более пластичен, а растрескивание краски практически невозможно.
Округлым керном вмятина обрабатывается по периметру. Обработке также подвергаются места перегиба, чтобы снизить напряжение.
При значительном повреждении, требуется нейтрализовать основные вогнутости. Если есть возможность подобраться к повреждению изнутри, то обработка проводится руками. В противном случае задействуются крюки. Если и этот вариант невозможен, то используются клеевые технологии. Вначале применяются грибки или присоски.
Устранив основную вмятину, локальные участки обрабатываются керном. После, необходимо применение небольших грибков. Процесс работы достаточно прост. Приклеив грибок на место повреждения, дав клею застынуть, надо его сорвать. Это повторяется не один раз.
Для завершения работы требуется применение крюков. Если доступ к внутренней стороне невозможен, то крюки использовать не получится. Данные деформации достаточно тяжело удаляются. Уменьшить их размер можно только с помощью керна и клеевого способа.
Такой метод выправления повреждений достаточно сложный, требует наличия большого опыта. Одними теоретическими знаниями не обойтись. Если имеется желание научиться, то можно долго и упорно тренироваться на обычном металлическом листе, заранее погнув его.
Большинство водителей (в особенности начинающих) периодически сталкиваются с неприятными ситуациями, такими как затруднённый запуск двигателя, повреждения ЛКП, вмятины при парковке. Чтобы удалить такую вмятину, владельцу приходится оставлять машину на пару дней на СТО — не стоит и говорить, что это неудобно. Сегодня есть возможность не обращаться к специалистам, так как можно сделать ремонт вмятин без покраски своими руками. Фото процесса есть в нашей статье. Существуют доступные технологии, с которыми справятся даже новички.
Зачастую среди причин появления таких вмятин могут быть ненеправильная и невнимательная парковка. Чаще повреждения оставляют град, ветки и сосульки, которые упали на машину сверху, шалости детей во дворе и тому подобное.
Ремонт вмятин без покраски своими руками возможен на любых местах автомобиля — можно выправлять дефекты на капоте, багажнике, дверях или крыльях. Есть несколько условий, от которых зависит успех восстановительной операции. Это не слишком сильные деформации, сохранена целостность ЛКП на поврежденном участке, отсутствие растянутого металла, прошлый ремонт делали без нарушения технологии.
Как можно убрать вмятины без необходимости покраски?
Существует два способа в зависимости от масштабов повреждения. Так, небольшие дефекты можно убирать при помощи нагрева. Более серьезные деформации выправляются при помощи специальной технологии PDR. Несмотря на то что ремонтные технологии различаются, их часто применяют вместе и комбинируют.
Рихтовка в каждой из этих технологий основывается на свойстве металла помнить свою первозданную форму. Автопроизводители в этом всячески стараются помогать своим потребителям. Для производства кузовных элементов применяют мягкий и эластичный, позволяющий легко восстанавливать свою первоначальную форму даже при серьезных повреждениях металл. Это значительно помогает автовладельцу делать своими руками ремонт вмятин на автомобиле без покраски.
Первая технология основывается на последовательных процессах нагревания и последующего охлаждения поврежденного участка. Второй способ подразумевает наличие специальных инструментов, позволяющих воздействовать на поврежденный элемент. В случае применения второй технологии, восстановительные работы будут более трудоемкими и длительными по времени.
Необходимый инструмент
Чтобы выполнить ремонт вмятин без покраски своими руками по первому способу, достаточно будет наличия промышленного строительного или же бытового фена, баллона со сжатым воздухом или присоски. Глубокие деформации с применением PDR-метода потребует наличия специальных инструментов.
Итак, понадобится лампа, которая поможет точно выявить место повреждения. Она же поможет контролировать процесс выпрямления. Кроме этого, процесс не удастся выполнить без так называемых клюшек, рычагов и крючков из высококачественной стали.
Для PDR приобретают комплект специальных присосок большого размера. Технология подразумевает использование клеев. Применяются специальные растворы для обезжиривания, минилифтер или скоба-мостик. Для удаления клея используют спирт. Также необходим специальный фторопластовый карандаш. Это то, без чего невозможен ремонт вмятин без покраски своими руками. Инструмент этот поможет быстро и недорого в домашних или гаражных условиях восстановить внешний вид автомобиля. Любая работа невозможна без молотка. В данном случае следует подготовить резиновый. После рихтовки место желательно отполировать — готовят жидкость для полировки.
Основные технологии: работаем нагревом
Чтобы определить, каким будет ремонт вмятин без покраски своими руками, какая технология будет выбрана, оценивают степень повреждений кузова.
Если дефект незначительный, тогда достаточно нагреть место дефекта таким образом, чтобы металл был ощутимо горячим. Далее место обрабатывают баллоном с воздухом. За счет охлаждения металл быстро вернется к первозданному виду. Можно вместо баллона с воздухом применить специальную присоску.
Для более глубоких деформаций кузовных элементов применяют PDR. Это наиболее доступный ремонт в домашних условиях.
PDR: преимущества
Данная технология, позволяющая удалить вмятины с кузова автомобиля, успешно практикуется с 70-х годов. Разработали ее на западе. В нашей стране PDR является новинкой. Главное достоинство данного способа — время, которое нужно на восстановительные работы. Даже серьезные вмятины глубиной в несколько сантиметров полностью убираются уже за полтора-два часа работы. При этом автомобиль не нужно красить или шпаклевать. А ведь такой ремонт применяют чаще всего.
Самое интересное, что сделанный своими руками ремонт вмятин без покраски обходится значительно дешевле, чем восстановительные работы в СТО. Там сначала восстанавливают форму металла, затем шпаклюют и красят. Кузов останется в родной краске. Эту технологию оценили люди, занимающиеся перепродажей автомобилей. Это выгодно, быстро и экономно.
Суть технологии
Итак, изнутри поврежденного места с помощью микролифта давят на поврежденный металл. В результате самый максимально деформированный участок втягивается. В зависимости от масштаба деформаций, ремонт может выполняться как внутри, так и с внешней стороны на кузове.
Наряду с инструментами, используется и большой набор расходных материалов, позволяющий с максимальной эффективностью провести реставрацию поврежденного места. Эти элементы могут быть разной ширины и длины. За счет особой формы они проникают туда, куда проникнуть практически невозможно. Если доступа к повреждению нет, тогда применяют клеевую технику. К месту повреждения крепят специальный пистон, который и выравнивает металл.
Этапы восстановительных работ с рычагами
Ремонт вмятин без покраски своими руками в домашних условиях проводится в несколько основных этапов. Так, подготовительный этап включает в себя подготовку всего необходимого в работе. От этого, казалось бы, незначительного этапа на самом деле очень многое зависит.
Первым делом ставят лампу, с помощью которой можно лучше осмотреть поврежденное место. Затем приступают к выравниванию. Через технологические отверстия крючки и рычаги крепят к месту повреждения. Если отверстий нет, тогда их необходимо сделать. Предварительно следует познакомиться с функцией крючков. Каждый из них используется для отдельного места повреждения.
Напряжение, которое возникает на металле, снимают фторопластовыми отбойниками. Ими обстукивают напряженное место. Далее все обрабатывают 200-й наждачной бумагой. Вместе с абразивной пастой нужно использовать полировочную машинку.
Используем микролифт
Вот как еще можно выполнить для авто ремонт вмятин без покраски своими руками. Чем больше размер повреждения, тем больший нужен пистон. На последний наносят клей. Далее приспособление устанавливают в центр места на 15 минут. Затем пистон помещают в паз на микролифте и затягивают гайкой. Далее плавно давят на ручку инструмента. Металл вытянется — пистон отстрелит, а оставшийся клей убирают спиртом. Останется выпуклость, которую убирают карандашом и молотком. Возможно, этот процесс придется провести несколько раз до полного выравнивания.
Используем сварочную горелку
Есть и другой способ. Этот ремонт вмятин без покраски, производимый в домашних условиях, потребует применения сварочной горелки. Здесь также имеется несколько основных этапов. Первым делом определяют центральную точку поврежденного места. Это сделать несложно — в данной точке металл будет пружинить.
Далее центр повреждения нагревают, но без использования открытого огня. Разогревают до малинового оттенка. Затем выполняют прямую ковку от краев к центру, продвигаясь по спирали. Далее место охлаждается холодной водой. Важно не спешить, иначе от излишнего охлаждения могут образоваться трещины.
Где восстановительные работы не помогут?
Далеко не все повреждения на кузове можно таким образом восстановить. Например, технология PDR не поможет при глубоких деформациях или сильно поврежденной краске. Здесь придется шпаклевать. Если слоя краски нет, то данный ремонт вмятин без покраски своими руками делать бессмысленно — он не поможет.
Глубина вмятин
Можно выправить деформации лишь тогда, когда нет сильных повреждений.
Практика показывает, что технология восстановления эффективна лишь при глубине повреждений до 4-5 см. Если вмятины более серьезные, значит, придется применять что-нибудь другое или обращаться к профессионалам.
Где не получится выполнить ремонт без покраски?
Данную технологию восстановления не используют для ремонта порогов, кромок на капоте, стоек крыши, частей дверей и багажника, повреждений панели, образованных ударами и перекосами кузова.
Возможна ли вакуумная реставрация в домашних условиях?
Ремонт вмятин без покраски своими руками дома возможен только с использованием рычагов. Микролифт для обычного автолюбителя — слишком дорогое удовольствие. Разумнее всего для восстановления обратиться в специализированные мастерские. Конечно, всегда можно найти инструмент и дешевле. Но с этим приспособлением трудно добиться того же результата, как с миркролифтом. Придется шпаклевать и красить.
Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно исправить или отрихтовавать вмятину на кузове автомобиля беспокрасочным и другими методами своими руками. Также рассмотрим технологии и инструменты по удалению и вытягиванию вмятин на крыле и капоте с наглядными фото и видео
В случае повреждении крыла, когда ЛКП не повреждено, следует рассмотреть удаление вмятин без покраски, это позволит значительно сэкономить деньги и время.
При механическом повреждении лакокрасочное покрытие ремонтируется следующим образом – если окраска не повреждена, то проблемный участок тщательным образом прогревается строительным феном и далее обрабатывается сжатым воздухом. Для этого используются небольшие жестяные баллончики, которые продаются в компьютерных магазинах. Или использовать для этих целей портативный электрический компрессор, свободно помещающийся в багажнике.
В конце вышеуказанной операции появится изморозь, которая убирается ветошью. После чего можно наблюдать, что металл выпрямился до первоначального состояния. Но такой подход приемлем к тем машинам, у которых металл не был перегрет. Только холоднопрокатная сталь имеет собственную память. Те автомобили, которые горели в результате аварий, данный вид ремонта считается совершенно бесполезным!
В случае если на вмятине наблюдается повреждение лакокрасочного покрытия, то используется другая простая технология – в центре высверливается небольшое отверстие, в которое вставляется конец обратного молотка. С помощью последнего, в результате резких толчков наружу вмятина выпрямляется до своего первоначального состояния. Далее останется, как нанести на проблемный участок автомобильную шпатлевку, ошкурить и выбрав нужный цвет нитролака, аккуратно все покрасить.
Порой с выбором краски нужного цвета могут появиться сложности, поскольку краска на кузове в результате многих лет, имеет свойство выцветать. Решение простое – используя специальную насадку, на которую выжимается специальная полироль, пройтись по всему кузову авто. Теперь цвета одинакового номера действительно будут совпадать.
Многие автомобилисты сталкиваются с полученными вмятинами на кузове своих автомобилей после различных ДТП. Если во время не устранить вмятину на кузове, то в этом месте появится коррозия, которая будет распространяться далее по всей поверхности. В данной статье мы расскажем, как можно устранить вмятины на панелях кузова автомобиля быстро и дешево.
Методы устранения вмятин на автомобильном кузове
На сегодняшний день существует несколько методов по вытягиванию таких вмятин:
– с помощью крючков;
– с помощью медных монет;
Для каждого автовладельца покраска кузова или какой-либо детали целая трагедия. Лакокрасочное покрытие это «кожа» автомобиля, которая защищает металл в первую очередь от коррозии. И если не качественно покрасить кузов, то этого не избежать. При покупке автомобиля сразу смотрят, не красился ли он. К счастью, современные инновационные технологии позволяют во многих случаях избежать этого и использовать беспокрасочный метод удаления вмятин.
Рассмотрим подробнее, что такое беспокрасочный метод удаления вмятин, и в каких случаях этот метод нам пригодится. Существует, так называемая технология PDR – совершенно новый подход к устранению вмятин как больших, так и маленьких. Удаления вмятин без покраски – одно из самых главных преимуществ данного метода. Такая технология позволяет справиться почти со всеми неровностями кузова без покраски, если, конечно же, не повреждено ЛКП.
Данная технология осуществляется двумя способами:
Удаление вмятин с помощью выдавливания специальным инструментом изнутри, не нарушая ЛКП, а значит и без покраски.
Вытягивание вмятины снаружи тоже без покраски.
Зачастую второй метод становится идеальным решением, когда нет возможности добраться до повреждения изнутри. Метод PDR довольно сложный и кропотливый. Прежде чем приступать к нему мастер должен быть хорошо обучен. Ведь малейшая ошибка, может привести к более серьезным повреждения, с которыми еще сложнее будет справиться.
Чтобы пользоваться данным методом, недостаточно просто быть хорошим профессионалом, важно иметь целый набор инструментов и материалов. К ним можно отнести специальный размерный ряд крючков, клеевая система для наружного удаления вмятин, мини-лифтер, подушка-расширитель, монтажная лопатка и другие мелочи. При использовании этого метода важно не повредить ЛКП, поэтому для выдавливания вмятин изнутри используют только имеющиеся автомобильные технологические отверстия.
Одно из преимуществ данного метода это экономия. Не нужно тратиться на рихтовку, грунтовку и покраску, кроме того важно, что автомобиль возвращается в первозданный вид, сохраняя свои заводские качества, а значит не нужно переживать из-за подбора краски. Не покрашенный автомобиль ценится на рынке при перепродаже гораздо выше. Также такой метод экономит не только средства, но и время. Беспокрасочный метод удаления вмятин происходит гораздо быстрее, нежели покраска кузова. После устранения вмятины, Вам не нужно как то ограничивать автомобиль в эксплуатации, как это нужно делать при покраске (аккуратно мыть и защищать от воздействия окружающей среды).
Существуют основные методы PDR.
Клеевой метод, или наружное вытягивание вмятин без покраски. На поверхность наносится специальный клей, на который крепятся специальные пистоны. Затем с помощью мини-лифтера вытягивается вмятина, если появляется бугор, то используют пластиковый молоток. Когда поверхность становится идеально ровной, клей с пистонами убирается с помощью специального раствора.
Выпрямления вмятин с помощью специальных крючков изнутри. Через технологические отверстия начинают выдавливать вмятину, при этом постукивая по металлу молочком для снятия напряжения, выравниваю полностью заводскую геометрию
Термический метод. Он заключается в нагреве металла техническим феном, затем быстром его охлаждении. В результате металл должен принять исходную форму.
Все эти методы применяют индивидуально к каждому случаю, в особо сложных повреждениях может потребоваться еще и полировка, но это тоже не покраска, так что Ваш автомобиль снова станем прежним. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, не стоит сразу паниковать, и бояться покраски кузова. Есть способ, который Вам поможет этого избежать. Если Вы попали под град, отскочил камень или неудачно припарковались, и при этом не нарушено ЛКП, то Вы смело можете приехать в автосервис с просьбой удалить вмятину без покраски. Важно в этих случаях обращаться именно в проверенный автосервис, и, конечно же, не пытаться сделать это самому.
Метод вытяжки вмятин актуален в том случае, если к повреждению закрыт доступ с внутренней стороны, или применить традиционные инструменты не представляется возможным.
Технология PDR подразумевает использование целого ряда инструментов:
яркая лампа для подсветки поврежденных участков кузова;
набор специальных крючков;
клипсы и термоклей для удаления неровностей с наружной стороны;
мини-лифтер;
подушка-расширитель;
монтажная лопатка;
спецраствор для удаления клея;
другие инструменты.
Преимущества технологии PDR
На кузове либо его отдельной части остается заводское лакокрасочное покрытие, поэтому во время ремонта не нужно осуществлять шпатлевание, грунтование и покраску детали, что очень важно при продаже автомобиля.
Такой ремонт мелких вмятин позволяет существенно сэкономить время. В зависимости от степени повреждения, восстановительный процесс длится от 2 до 4 часов. Удаление вмятины традиционным методом может занять несколько дней.
Беспокрасочная рихтовка вмятин – это экономия денежных средств. Низкая стоимость услуги обусловлена отсутствием необходимости покупать расходные материалы (краска, грунтовка, шпатлевка, абразивные материалы и т.д.), требуемые при обычном ремонте.
После ремонта транспортное средство не требует особых условий эксплуатации. К примеру, после обычного ремонта вмятин с покраской в процессе эксплуатации следует соблюдать «щадящий» режим: не ездить по грунтовым дорогам, не мыть авто первые несколько дней, ограничить влияние агрессивных факторов внешней среды. Технология PDR полностью исключает такие ограничения.
Инструменты, используемые в технологии PDR, позволяют подобраться к труднодоступным участкам, при этом не понадобится даже выполнять разборку авто. Демонтаж внутренней обшивки требуется лишь в особо сложных случаях.
Устранение вмятин путем выдавливания
Поверхность кузова, включая ребра жесткости, восстанавливают с помощью специальных инструментов – крючков. Они вводятся через штатные отверстия, имеющиеся в корпусе автомобиля. Демонтаж обшивки выполнятся лишь в крайнем случае, когда подобраться к повреждению другим способом не удается.
Для выдавливания вмятины производятся плавные движения. Чтобы снять напряжение по краям детали, мастер постукивает пластиковым биточком. В процессе такого ремонта геометрия доводится до заводских показателей.
На завершающем этапе устраняют царапины и другие мелкие дефекты без покраски. Для этого поверхность детали подвергают полировке. Подобный ремонт не оставит и следа даже от крупных вмятин.
Устранение вмятин путем вытягивания
В первую очередь поврежденная область тщательно очищается от грязи. После этого на площади вмятины с помощью термоклея прикрепляют пистоны разных размеров и форм (зависит от геометрии повреждения).
Для вытягивания неровностей мастера используют обратный молоток либо мини-лифтер. Когда геометрия детали будет доведена до заводских параметров, пистоны отклеивают от поверхности. Для этих целей можно использовать только профессиональный раствор, поскольку обычный растворитель воздействует на лакокрасочное покрытие.
Кузовной ремонт, или как у нас принято называть рихтовка и покраска авто, это, пожалуй, самая дорогая статья расхода в сфере обслуживания автомобиля. И естественно все мы, т. е. клиенты СТО кузовного ремонта имеем право получить работу высшего качества, но не всегда имеем возможность в момент приема машины определить все ли сделано так как мы того хотели или как оно надо, и вообще Как оно надо на самом деле… Во-первых, давайте разберемся, зачем мы обратились на СТО по поводу рихтовки и покраски? Нам не нравится внешний вид нашей машины, она ржавеет, ее уводит в сторону (нарушена геометрия кузова), или раздражают мелкие царапины? Во-вторых, какие задачи мы поставили работникам СТО (например, приемщику авто) — «сделайте как-нибудь», или «мне важен качественный результат», или «сделайте побыстрее, мне завтра на дачу ехать»… и т. д. Исходя из этого, мы будем понимать что требуется увидеть первым делом при приеме машины из ремонта и что проверять. Стандартная ситуация — это мелкая рихтовки и последующая покраска поврежденной детали авто, или деталей. Мы конечно же хотим чтобы работы были выполнены качественно, и в определенный нами срок.
Алгоритм проверки может происходить следующим образом. Если сроки соблюдаются, значит все прошло по плану, и есть шанс, что рихтовка и покраска авто выполнены на надлежащем уровне, если же были задержки, надо постараться выяснить в чем причина задержки, и приехать осмотреть авто на том этапе что есть. Бывает всякое, на СТО работают люди, могли быть и задержки, тем более что кузовной ремонт, это длительный и трудоемкий процесс. И сроки здесь более чем плавающие. Бывают случаи когда к Вашей машине еще никто не приступал и будет сделана она за два дня вместо пяти. Что тоже не очень желательно. Допустим все прошло гладко, и машину Вы забираете в срок. Делаем общий осмотр авто, смотрим нету ли новых вмятин и дефектов кузова, которых не было до ремонта (но вы должны быть точно уверены что их не было до ремонта, т. е. авто надо осмотреть непосредственно перед сдачей в центр кузовного ремонта, даже если Вы его знаете, как Вам кажется, как свои пять пальцев, желательно вместе с приемщиком, и указать ему на наличие вмятин и дефектов не имеющих отношение к текущему кузовному ремонту). Также проверить стекла, они должны быть прозрачными и без отпыла (осадки от лака при покраске авто, выводятся только в условиях СТО). Затем можно приступить и к осмотру бывшей в работе детали (или деталей). Во-первых, проверяем зазоры, сравниваем с целой стороной если есть возможность, допуск по заводу плюс минус 2 мм, средний зазор по машинам 3-4 мм. Во-вторых, проверяем форму поврежденной детали, если есть возможность сравниваем с такой же целой. Т. е. смотрим чтобы все линии были ровные или под правильным изгибом, начинались и заканчивались там где надо.
В-третьих, проверяем функциональность деталей после рихтовки, т. е. чтобы двери нормально открывались и закрывались, чтобы бампер не болтался, и т. д. Эти три пункта дадут нам представление о качестве выполненной рихтовки на авто. А правильная рихтовка – это залог качественной покраски и долговечности ремонт авто.
Общепринятое правило, по которому действуют многие СТО, в случае деформации пустотелых деталей кузова заменить их новыми. Пустотелыми деталями принято называть такие элементы автомобильного кузова, как: траверса, крылья, пороги, а также труднодоступные изнутри или сдвоенные детали. Хотя иногда все же есть способ, который позволяет избежать замены и отреставрировать деформированную деталь.
Одним из таких способов является вытяжка вмятин при помощи «гвоздей». Принцип этого метода состоит в том, что так называемые «гвозди» приваривают к месту вмятины, после чего при помощи набора инструментов «гвоздодер» производится выправка и вытяжка поверхности.
В чем смысл метода?
Существует специальная присоска, которая поможет справиться с небольшим повреждением лакокрасочного покрытия. В основном эти присоски являются инструментом для передвижения оконных стёкол и зеркал. Для того чтобы присоска помогла справиться с вмятиной, нужно приложить её к изъяну, в самый центр, и попытаться вытянуть вогнутый металл на себя. В том случае, если в наличии нет присоски, можно приобрести набор для устранения вмятин на кузове.
В такой набор укомплектован пистолет с фиксирующим клеем и специальный пластиковый грибок. С помощью фиксирующего клея необходимо прикрепит пластиковый грибок к центру деформированного участка. Оттягивающее устройство этого грибка упирается в края вмятины, остаётся только применить силу и металл восстановится.
В случае, если деформированный участок больших размеров, то таких процедур понадобится несколько. Необходимо по очереди выгнуть каждый участок вмятины. После проведения процедуры восстановления, участок нуждается в полировании. Хорошенько отполировать восстановленный участок нужно, потому что в процессе выравнивания покрытие могло повредиться.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Также существуют способы более трудоемкие, тут понадобятся специальные инструменты и умение. Такими инструментами являются особые крючья и рычаги, применяемые с целью выравнивания вмятины. Устранять вмятину с такими инструментами необходимо через технические отверстия в кузове, или укрепляя на самом повреждении. Если же повреждение на кузове масштабное со сломами и трещинами лакокрасочного покрытия, то здесь уже понадобятся более серьёзные приёмы.
Для начала нужно будет до самого металла отшлифовать поверхность. Далее при помощи сварочного аппарата необходимо будет приварить к месту вмятины электрод. Понадобится молоток обратного действия, им нужно зажать свободный конец электрода. После того как вы сделаете несколько ударов молотком, повреждённый участок должен выровняться.
Количество проводимых процедур с помощью данного метода зависит от масштаба повреждения. Можно обойтись без сварки, для этого понадобятся формовочные приспособления для таких случаев. Помимо этого в наличии должна быть шлейф-машинка, с её помощью нужно удалить все неровности, появившиеся в процессе работ по выравниванию.
Следующим этапом будет обезжиривание поверхности, это поможет хорошо положить грунтовку и шпатлёвку. Далее загрунтованную и зашпатлёванную поверхность необходимо зашкурить, чтобы она стала идеально ровной и гладкой. А потом уже можно приступать к лакокрасочным работам. Следует подобрать цвет, чтобы как можно меньше были заметны отличия, и нанести завершающий слой лака.
Этот способ подразумевает применение комплекта инструментов, включающего в себя: аппарат приварки «гвоздей», который оборудован медным соплом-зажимом, в которое помещают гвозди и трансформатор. Питания этого агрегата осуществляется посредством электросети 220/380 В. Гвозди представляют собой стальные стержни цилиндрического типа, диаметром 2-3 миллиметра. Большая часть рихтовочных работ производится при помощи ручных инструментов ударного типа, но иногда одной лишь физической силы автомеханика недостаточно. Тогда для вытягивания вмятин, удаления щелей и трещин, а также восстановления заводской геометрии деталей используются инструменты с механическим или электрическим приводом.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РИХТОВОЧНЫЙ СТЕНД?
Наборы инструментов и оборудования для удаления вмятин без покраски, которыми располагает каждый автосервис или СТО, обязательно включают такое приспособление, как рихтовочный стенд. Он представляет собой опору, на которой закрепляется автомобиль или отдельные детали кузова, и при необходимости их можно наклонять или поворачивать. Эти манипуляции возможно проводить благодаря оснащению стенда механическим или гидравлическим приводом. Рихтовочные стенды могут быть мобильными или стационарными.
Мобильные стенды можно передвигать по мастерской. Такие конструкции бывают платформенными или рамными.
Стационарные стенды жестко закрепляются на полу рихтовочного бокса и иногда требуют обустройства отдельного фундамента. В этой группе можно выделить рамные, платформенные и напольные стенды. Все они могут оснащаться ножничным подъемным механизмом, но если в рамных и платформенных конструкциях этот механизм поднимает и сам стенд с силовыми башнями, и закрепленный на нем автомобиль, то в напольных конструкциях поднимается только автомобиль, а силовые элементы жестко закреплены на раме, вмонтированной в пол. Некоторые стационарные стенды для устранения дефектов геометрии кузова могут оснащаться двумя видами подъемников.
Другие важные характеристики рихтовочных стендов, используемых для кузовного ремонта, — это:
· Количество силовых элементов (альтернативные названия — «колонна», «гусь», «стрела», «рукав») и способ их крепления (стационарные или мобильные);
· Размеры стенда (стандартные или для ремонта автомобилей с большими габаритами);
· Функциональность (универсальные или для удаления только определенной группы неисправностей: незначительных, средних или сложных);
Как правило, такие рихтовочные стенды присутствуют в наборе инструментов профессиональных мастерских. Если же вы планируете провести процедуру вытягивания вмятин или удаления небольших трещин в металле кузова в условиях собственного гаража, можно обойтись и без стенда.
ЧТО ТАКОЕ СПОТТЕРЫ?
В набор оборудования для удаления вмятин с кузова автомобиля без покраски обычно входит и споттер – инструмент для точечной сварки повреждений сопротивлением. Споттер может быть трансформаторным или инверторным и используется для устранения повреждений на крыльях, дверях или капоте авто. Однако потрудиться все-таки придется, ведь проведение ремонта невозможно без полной разборки узла. Будьте готовы и к тому, что в процессе удаления изъянов будет повреждено лакокрасочное покрытие детали.
Стоимость споттера с разной комплектацией – от 20 до 150 тысяч рублей, но если вы будете использовать этот прибор часто, затраты на его приобретение быстро окупятся, ведь вы сможете проводить ремонт кузова авто без покраски и без необходимости покупки новых дорогостоящих деталей.
Итак, рихтовочные стенды и споттеры относятся к сложному ремонтному оборудованию, которое находит применение преимущественно в автосервисах и СТО. Для тех, кто предпочитает рихтовать авто в собственном гараже, предлагаем краткий обзор ручных инструментов для кузовного ремонта.
ИНСТРУМЕНТЫ УДАРНОГО ТИПА
При работе с повреждениями любого размера и глубины необходимо иметь под рукой набор ударных инструментов для устранения вмятин без покраски. К таким приспособлениям относятся рихтовочные молоты из металла и деревянные, резиновые или пластиковые киянки.
В процессе удаления вмятин с той или иной детали кузова необходимо воздействовать на металл бережно, чтобы еще более не ухудшить его состояние. В связи с этим бойки (ударная, или рабочая часть) рихтовочных молотов имеют округлую форму и тщательно отполированы. Молот может иметь только одну рабочую часть или поставляться с комплектом сменных насадок разной формы и веса.
Большим спросом пользуются наборы молотов не только из стали, но и из цветных металлов (меди, латуни, алюминия), так как эти материалы мягче, а значит, в процессе рихтовки инструмент будет воздействовать на металл щадящим образом.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РИХТОВОЧНЫХ МОЛОТКОВ:
· Молотки для правки и выкатки металла – это инструменты, которые используются при устранении небольших дефектов на элементах кузова авто, а также при финишной, чистовой рихтовке;
· Чеканочные молотки, имеющие рабочую часть в виде закругленного конуса и применяющиеся на завершающей стадии рихтовки;
· Молотки инерционного типа, имеющие внутри бойка полость с подвижным элементом или оснащенные ограничителем хода. Они незаменимы при необходимости устранения вмятин в труднодоступных местах корпуса авто;
· Фланцевые молотки – это инструменты, предназначенные для работы с фланцевыми соединениями. Их бойки крепятся к ручке под углом 90°.
· Еще один вид инструментов ударного типа – это киянки. Они могут иметь деревянную, пластиковую или резиновую рабочую часть. Последние два материала являются более современными и более эффективными в деле рихтовки кузова, так как дерево быстрее изнашивается и со временем начинает крошиться.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ С ОБРАТНЫМ СПОСОБОМ ДЕЙСТВИЯ
Набор инструментов для быстрого и качественного удаления вмятин без покраски всегда включает приспособления с обратным способом действия, то есть такие, которые служат опорой, подкладкой для поврежденного участка кузова, на который воздействуют извне рихтовочным молотком. К этой группе инструментов относятся ложки, наковальни, подкладки фасонного типа. Их рабочая часть может иметь разный размер и разный изгиб, но она всегда идеально гладкая.
ИНСТРУМЕНТЫ-РЫЧАГИ
Приспособления рычажного типа работают таким образом, что вмятина на металле кузова вытягивается с внешней стороны. Это особенно удобно, когда нет доступа к внутренней стороне детали, чтобы использовать молоток и рихтовочную подкладку. Иногда для крепления рычагов в деталях делают небольшие технологические отверстия.
С такими инструментами следует обращаться предельно аккуратно, так как площадь их соприкосновения с деталью невелика, а сила действия – весьма существенная даже при небольшом надавливании на ручку. В результате металл может прогнуться в другую сторону.
ДОМКРАТЫ ДЛЯ РИХТОВОЧНЫХ РАБОТ
Рихтовочные домкраты правильнее называть растяжками. Их действие основано на принципах механики или гидравлики. Гидравлические растяжки находят применение преимущественно в профессиональных автомастерских. В условиях гаража чаще задействуют механические растяжки.
Для использования рихтовочных растяжек всегда необходим упор с обратной стороны. При этом размер рабочей части, которая упирается в металл кузова, можно увеличить при помощи насадок различной длины.
Используя набор специальных инструментов для ремонта вмятин без покраски, добиваются возвращения детали к первоначальной форме изаводской геометрии, а чтобы сделать поверхность после рихтовки идеально ровной, прибегают к помощи шлифмашин с электрическим приводом или дрелей со специальной шлифовальной насадкой. Если говорить о машинках, то предпочтительнее использовать орбитальный тип движения, а не поступательный. Также должна существовать возможность смены абразивного круга.
Прежде чем приступать к процессу вытяжки, поверхность деформированной детали необходимо тщательным образом зачистить от краски, шпаклевки и прочих материалов. Это необходимо для того, чтобы обеспечить надежное сваривание и хороший контакт. После этого можно приступать к правке.
Вытяжка происходит следующим образом: к предварительно подготовленному (зачищенному) поврежденному участку детали кузова привариваются стальные стержни, образующие головку. Затем при помощи инструмента правки, который конструктивно представляет собой цилиндрический стержень, по которому происходит перемещение груза. Нижний конец стержня оснащен патроном для зажима гвоздей, верхний – упором.
Для начала сварки следует установить гвоздь в пистолет, затем подключить его к источнику питания. Прежде чем приступать непосредственно к кузову, необходимо сделать несколько пробных свариваний, для того чтобы выставить оптимальное положение реле. Для того чтобы «попробовать» необходимо взять лист металла такой же толщины, что ваша деталь.
В случае обширной вмятины приваривание необходимо производить от краев эпицентра вмятины. Давление на пистолет должно быть таким, чтобы обеспечивался оптимальный контакт и прохождение тока между кольцом и листом.
После приваривания гвоздя, пистолет отводят, затем вводят небольшой патрон инструмента на гвоздь, и зажимают его. Вытяжка участков происходит посредством нанесения ударов грузом по упору. В случае необходимости, завершение правки можно произвести вручную, без применения груза, используя только гладильный или проковочный молоток. После достижения требуемого результата воспользуйтесь пистолетом для отваривания гвоздей.
В последнее время стержневая вытяжка вмятин зачастую происходит при помощи «спотов», представляющих собой электроды, которые на время привариваются к металлу. Приспособление имеет наконечник в виде цангового зажима или крючка, а тянущее усилие создается посредством рычага или обратного молотка.
Ну вот, как говорится, в двух словах я объяснил вам о том, что такое стержневая вытяжка вмятин и об особенностях данного метода рихтовки метала.
Легковые авто часто попадают в маленькие «аварии», в итоге — немного помято либо поцарапано фронтальное крыло. Поломка малозначительная, но, на её устранение в авто-мастерской придётся раскошелиться. Но, если ваша машина ремонтопригодна (а в большинстве собственном российские авто конкретно такие), то рекомендуем вам прочесть эту статью. В ней предложены советы, как выровнять вмятины на крыле автомобиля своими силами, а, как следует, сберечь средства.
Наверное, большая часть из вас имеют достаточную теоретическую подготовку: знают, какие конкретно инструменты и материалы требуются для ремонта машины, и как их использовать. Кое-кто, возможно, даже успел заблаговременно обзавестись всем нужным.
Настало время применить теоретические познания на практике. Для примера возьмём обычной и достаточно всераспространенный случай — повреждение фронтального крыла. Очевидно, повреждения бывают различные. Время от времени крыло случается так измято и изорвано, что даже самый квалифицированный рихтовщик не возьмется его вернуть. Но так бывает редко.
Еще вероятнее другая ситуация: ехали зигзагообразной лесной дорогой, немного зазевались — и задели углом дерево. Либо не среагировали на загоревшиеся впереди «стопы», и чуток задели уже остановившейся машины. Как бы и не удар, ифары целы, а на крыле «пузырь», наружность автомобиля испорчена, и автоинспекторы косятся подозрительно: а, часом, не сбили ли вы кого?
Нужно срочно сглаживать вмятины на фронтальном крыле автомобиля. Что для этого необходимо?
- Сначала, домкрат. Неплохо бы, гидравлический. Но возможно обойтись и реечным, такими до сего времени укомплектованы большая часть российских автомобилей.
- Во-2-х, домкрат необходимо дополнить удлинителями разной длины: гидравлический — отрезками толстостенной круглой трубы, реечный — квадратной, плотно надевающейся на зубчатую рейку. Если не отыскали квадратную трубу, её можно поменять 2-мя уголками, сваренными в квадрат. Самый длиннющий удлинитель должен быть размером 40-45 см.
- В-3-х, нужен рихтовочный молоток и мощная поддержка, также несколько штук добротных крепких древесных брусков.
Если всё это приготовлено, можно приступать к работе по выравниванию вмятины.
Сначала, снимем фронтальное колесо у повреждённого крыла. Под гнездо домкрата установим надёжную опору-подставку. Дальше один подходящий брусок расположим под крылом на ребро жёсткости рядом с углублением для фары, а другой брусок поместим на фронтальный щит кузова автомобиля, другими словами в заднюю часть крыла.
Наденем квадратную трубу-удлинитель на зубчатую рейку домкрата (будем рассматривать этот вариант, как более обычный), домкрат с удлинителем вставляем меж брусками и, работая домкратом, как при подъёме автомобиля, будем распирать крыло изнутри, растягивая складку. «Пузырь» станет уменьшаться на очах. И, возможно, пропадет совершенно, остается только маленькая вмятина по нижней отбортовке крыла. Вот здесь, фактически, и наступает пора незапятанной рихтовки.
Прикладывая с лицевой стороны поддержку, следует подрихтовать эту вмятину, легким постукиванием молотка изнутри крыла, не ослабляя при всем этом домкрат. Возможно, маленькой пузырь остается и у декоративной рельефной полосы крыла. Да и здесь есть выход. Необходимо обернуть тряпкой древесную рейку, проложить её точно под линией и, ударяя молотком по рейке, удалить вздутие.
Вообщем, по поводу рельефной полосы — разговор особенный, так как, какую бы деталь кузова автомобиля вы ни рихтовали, практически наверняка там будет находиться эта линия.
Дело в том, что кроме декоративной функции она же является ребром жёсткости. И если это ребро попадает в район рихтовки, начинать нужно конкретно с него. Поначалу нужно править, выколачивать ребро жёсткости, доводить линию до её начального состояния и только позже рихтовать другие участки. Это, с позволения сказать, одно из наиглавнейших правил, небольшой «проф секрет», который оказывает влияние на качество работы.
Не ослабляйте домкрат, как окончили рихтовку — бывает, что из-за остаточной упругости крыло опять может деформироваться. Чтоб этого избежать, закончив работу, подтяните домкрат ещё на один-два щелчка, вроде бы пересиливая эту самую упругость, вызванную деформацией. А сейчас можно снимать домкрат.
Часто без всяких видимых обстоятельств на крыле автомобиля вдруг появляется то, что мастера на собственном жаргоне именуют «хлопунцом»: не вооруженным глазом видно, что крыло немного вздулось наружу. Если на таковой пузырь немного нажать рукою, он исчезает, время от времени издавая соответствующий щелчок (поэтому и «хлопунец»). Но хоть какой толчок на выпуклости, и крыло опять выдувается как до этого. И так может длиться до бесконечности.
Таковой недостаток возникает от того, что крыло растянулось, образовалось вроде бы некое количество излишнего металла: деться ему некуда, только выгнуться пузырем.
Ну а если причина ясна, то становится ясно, как вылечивать. Излишний металл убираем, крыло «натягиваем». И здесь опять приходит на выручку декоративная линия. Необходимо рейку обернуть тряпкой, упереть её в декоративную линию, и подбивать молотком снизу так, чтоб крыло подтянулось под линию. Часто пары-тройки ударов довольно, чтоб избавиться от «хлопунца», крыло опять тугое и жёсткое. В этом заключается 2-ой «проф секрет».
В рассмотренных выше случаях деформации крыла рихтовка, как такая, практически не применялась: мы растянули крыло домкратом, и только немного подправили металл на ребрах.
Но бывают случаи, когда удар приходится не в торец крыла автомобиля, а с боковой стороны — в итоге на крыле появляется вмятина. Такую вмятину только вытягиванием выровнять не получится. В данном случае придется прибегнуть к рихтовке.
Сущность рихтовки в том, что образовавшийся от растяжения «излишний» металл, умеренно разгоняют в огромное количество маленьких бугорков. Чем таких бугорков будет больше, и чем они будут мельче, тем лучше ваша работа.
Но, до того как приступить к рихтовке, нужно учесть ещё одно правило: рихтовку нужно начинать с краев вмятины, и двигаться по сужающейся спирали, заканчивая в центре. Это 3-ий «секрет».
Поначалу необходимо найти, где вмятина завершается. Для этого проведем по ней рихтовочным ратфилем накрест, а позже начнем выколачивать крыло изнутри, пользуясь молотком с острым клювиком и поддержками. Когда рихтовочное полотно начнет снимать верх бугорков по всей поверхности, другими словами когда металл натянулся, можно приступать к выравниванию вмятины. Здесь воспользуемся рихтовочной «пилой». И не нужно страшиться, что она продырявит металл: толщина крыла автомобиля — 0,5-0,6 мм, снять таковой слой очень нелегко.
А после полотна сглаживать поверхность следует шпатлёвкой либо припоем. На этом можно было бы окончить. Но ведь при всех рихтовочных работах, а тем паче, используя различного рода подъёмные устройства, особо принципиальное значение имеют вопросы техники безопасности .
Следует уяснить:
- Поднятый автомобиль нельзя оставлять на домкрате — необходимо непременно использовать надёжные, крепкие подставки. При установке домкрата для вытяжки кузовных деталей, нужно убедиться, что он крепко упирается и не соскользнет.
- Нужно использовать только исправный инструмент. Повышенное внимание обращайте на насадку молотков. Ручка молотка должна быть гладкой, без заусенцев, трещинок и сколов.
- Работая, надевайте рукавицы либо, хотя бы, нитяные перчатки.
Вот и всё. Сейчас малозначительные недостатки и вмятины фронтального крыла собственной машины вы сможете поправить и выровнять сами. Это поможет вам сберечь домашний бюджет, а заодно вырасти в собственных очах, и в очах ваших близких и друзей. Но еще лучше, не попадайте в аварии, даже маленькие.
- Как варить рис для диеты
- Как приготовить низкокалорийный рис
- Что можно приготовить с семенами подсолнуха – рецепты полезных блюд Салат с использованием ядра подсолнечника
- Солянка с сосисками: рецепты с фото
Вытягивание кузова автомобиля
/>
Наиболее правильным при таких повреждениях будет обратиться в сервис. Однако за недостаточностью средств или неимением возможности совершить такой ремонт у "официалов" вполне можно устранить изъяны самостоятельно, особенно если ваш автомобиль был "травмирован" не на ребре металла, кантах и кромках кузовных деталей. При этом если вмятина случилась в легкодоступном для ремонта вместе, повреждение можно убрать буквально за несколько минут. Давайте разберемся, какими способами это можно сделать.
Если образовавшиеся углубления на кузове не очень глубокие — не более пяти-семи миллиметров — наиболее действенным способом выравнивания кузовной поверхности будет использование магнита. На роль "втягивателя" наилучшим образом подойдут мощные неодимовые поисковые магниты (сделаны из сплава неодима, железа и бора. С помощью таких устройств с силой притяжения на отрыв от 200 до 600 кг разыскивают упавшие в воду или потерянные в гараже или на складе металлические предметы). При проведении операции втягивания следует соблюдать нескольких правил.
Прежде всего — нельзя присоединять неодимовый или поисковый магнит напрямую к кузову. Прикладывать магнит к вмятине нужно через плотную ткань, чтобы ослабить действие магнитной силы (особенно необходимо, когда вы используете очень мощный магнит). Затем производится смещение магнита через подкладку от края к центру вмятины при одновременном потягивании магнита на себя. Перед тем как вы испробуете эту технологию на вашем автомобиле, рекомендуем потренироваться на деформированных кусках железа. При работе с неодимовыми магнитами следует соблюдать меры предосторожности. Как минимум — не поленитесь надеть плотные защитные перчатки.
При работе с вакуумными присосками не потребуется никакое дополнительное оборудование и материалы, однако стоит озадачиться приобретением правильного инструмента. Кстати, искать его следует в специализированных автомобильных магазинах. Многие профессиональные присоски реализуются в комплекте с набором резиновых насадок разного размера. Эффективность работы напрямую зависит от того, насколько хорошо инструмент был подогнан к конкретной вмятине. Для оптимального результата и во избежание последующей окраски нужно убедиться, что диаметр присоски чуть меньше размеров вмятины.
При этом края присоски должны плотно прилегать к металлу, иначе создание вакуумного сцепления будет затруднено. Иными словами, дефекты со сложными изгибами или сколами ликвидировать таким методом будет затруднительно. Перед присоединением присоски поврежденный сектор следует помыть и высушить, при необходимости удалить въевшуюся грязь или ржавчину.
После присоединения присоски откачиваем воздух из образовавшейся полости. В разных моделях присосок этот процесс осуществляется по-разному. После этого можно приступать собственно к вытягиванию вмятины. Для этого нужно потянуть за ручку присоски в нужном направлении. Обычно хватает мускульной силы, но иногда можно использовать тягу других транспортных средств. На финальном этапе в полость между кузовом и присоской запускается воздух для того, чтобы открепить "вытягиватель" от кузова.
В основе данного метода лежит физическая особенность металла выпрямляться под действием разницы температур. На первом этапе разогреваем место вмятины обычным феном для сушки волос, следя за тем, чтобы поверхность кузова не перегрелась. Можно использовать также более мощный строительный фен, но следить за тем, чтобы не перегреть место ремонта. Держать устройство во всех случаях следует на расстоянии не более 15 см от поверхности кузова, захватывая области металла вокруг вмятины.
Как вариант, нагреть поверхность вмятины можно также и кипятком. После того, как поверхность прогрета, немедленно направьте на нее струю освежителя воздуха, дезодоранта или баллончика со сжатым воздухом. Распыляйте спрей долго, до появления инея. Вместо спрея можно использовать пакет с сухим льдом (твердый диоксид углерода CO2, используется в основном для охлаждения пищевых продуктов при их транспортировке и хранении), предварительно изолировав разогретый участок металла фольгой. Во всех случаях через несколько секунд после процесса охлаждения происходит хлопок, и вмятина выправляется. Если вмятина не выпрямилась до конца, а лишь стала меньше, процедуру необходимо повторить. Однако это рекомендуется сделать не раньше, чем через сутки.
При использовании этой технологии сначала вмятина очищается и обезжиривается, затем прогревается феном. Затем с помощью термопистолета наносится клей на специальный пластмассовый грибок (полимерный адаптер) , который сразу же приклеивается к центру вмятины. После ожидания от одной до пяти минут грибок вытягивается минилифтером для вытягивания вмятин (специальное устройство с регулировочным винтом, обрезиненной опорой и захватом для адаптеров (клеевых пистонов или грибков).
Приобрести такое устройство можно в специализированных магазинах. После выправления вмятины нужно будет открепить грибок от кузова. Для этого отремонтированную поверхность следует основательно протереть спиртом, бензином, ацетоном или уайт-спиритом, но лучше использовать специализированные очистители, в которых нет недостатка в автомобильных и строительных магазинах.
А известный портал "Гараж 54" не так давно продемонстировал, как можно эффективно выправить даже очень крупную вмятину при помощи паяльной лампы и клеевых стержней для термопистолетов. Эта технология до безобразия проста. Сначала паяльной лампой плавится жгут клеевых стержней, расплавленный кончик жгута затем на несколько минут прижимается к центру вмятины, после чего жгут резко дергают на себя вплоть до отрыва от кузова. После нескольких повторений этой процедуры реально практически полностью устранить вмятину. При этом следов "ожогов" и грязи на кузове практически не остается.
Для данной процедуры следует приобрести набор специальных рычагов и крюков в автомобильном магазине. Такой инструмент имеет различную форму и длину. Как правило, рабочие части рычагов и крюков загнуты под разными углами. Ремонт должен выполняться с внутренней стороны кузова. Соответственно, обшивка и внешние элементы, препятствующие выправлению, предварительно демонтируют. Перед тем как выправить вмятину, рабочую поверхность очищают. Затем место ремонта нагревают строительным феном до 40-50 градусов. Затем подбирается рычаг необходимой длины и конфигурации, исходя из месторасположения конкретной вмятины.
Приспособление прикладывается к внутренней части вмятины (нередко до области ремонта добираются через то или иное технологическое отверстие), после чего плавными прокручиваниями и надавливаниями на поврежденное место производится постепенное выправление металла.
В некоторых случаях бывает полезно подложить изнутри к вмятине что-то твердое, чтобы увеличить площадь и ослабить интенсивность надавливания. В профессиональных наборах имеются специальные полимерные клинья, которые подкладывают под металл крюка или рычага, чтобы не деформировать элементы автомобиля. Оговоримся, что последний способ требует достаточно навыков. Поэтому если у вас недостаточно опыта для работы с рычагами, имеет смысл потренироваться на старых деталях или кусках металла.
5 опасных ошибок при смене и доливе моторного масла:
Здравствуйте дорогие читатели блога kuzov.info!
Эта статья будет интересна новичкам в кузовном ремонте, интересующимся процессом вытягивания кузова автомобиля после аварии.
Мы рассмотрим некоторые моменты, известные для профессионалов, но непонятные для новичков.
Итак, перед ремонтом повреждённого кузова автомобиля, важно внимательно осмотреть и понять логику повреждений. Что и куда сместилось, что можно отремонтировать, а что нужно менять. Нужно определить, изменены ли геометрические параметры кузова. При ударе в переднюю или в заднюю часть автомобиля, могут быть повреждены соответственно передние или задние лонжероны. При боковых ударах может сместиться боковая стойка кузова, а также порог и пол. Полная картина будет видна, после разбора кузова, снятия повреждённых панелей, радиаторов, фар и пр.
Ремонт начинается с постановки «на место» всех силовых элементов, влияющих на геометрические параметры кузова. Даже если какие-то из силовых элементов требуют замены, их, всё равно, нужно вытянуть и, насколько возможно, вернуть «геометрию» кузова до нужных размеров. Это вернёт точки креплений элементов, требующих замены на свои места.
Измерение «геометрии» кузова
Для понимания того, куда и насколько сместились силовые элементы кузова, для измерения геометрических параметров применяются различные измерительные системы.
Чаще всего, в условиях гаражных мастерских и небольших автосервисах применяют линейки для измерения геометрии кузова, а также простые рулетки.
Рулеткой не всегда удобно пользоваться, так как на пути двух точек, между которыми нужно измерить расстояние, могут быть различные преграды (особенно в моторном отсеке). Измерительная линейка позволяет сделать замеры достаточно легко (см. статью о измерении геометрии кузова).
Важно проверить диагонали чашек амортизаторов и мест крепления подвески к кузову. Эти параметры влияют на выставление развала-схождения колёс.
Стапель для вытягивания кузова автомобиля
Для того чтобы вытягивать силовые элементы кузова, а также, в целом, производить вытягивающие операции, кузовщики применяют стапель. Стапель предназначен для жёсткого крепления кузова и последующего вытягивания его повреждённых элементов. Крепление обычно производится за отбортовки порогов. Это нужно, чтобы автомобиль не двигался вместе с вытягиваемым элементом.
Многие гаражные мастера кузовного ремонта обходятся без применения стапеля. Для этого в гаражах используют забетонированные петли, которые располагаются по периметру гаражного пола. Они служат как для вытягивания кузова (к ним цепляется лебёдка или гидравлическая стяжка), так и для фиксации автомобиля цепями с обратной стороны вытягивающего усилия. Если вытягивается перед, то привязывается цепями к петлям зад автомобиля, если вытягивается зад, то привязывается, соответственно, передняя часть. Также, используют упоры, при применении бокового вытягивающего усилия.
Чаще, всё же, применяется стапель. Гаражные мастера кузовного ремонта приобретают стапели, пригодные для применения в небольших мастерских, а также копируют и изготавливают конструкции заводских стапелей, а также собирают самодельные стапели, придуманные самостоятельно. В крупных автосервисах применяются стапели платформенного типа.
Правила вытягивания кузова автомобиля
- Принцип вытягивания повреждённого элемента в том, чтобы приложить усилие в направлении, противоположном силе удара при аварии.
- В процессе вытягивания необходимо простукивать складки на металле, образованные при деформации. Реализуется это следующим образом: вытягивающее усилие выравнивает элемент и потом процесс как бы приостанавливается, после простукивания, вытягивание возобновляется, и складка металла разравнивается.
- Существует такое понятие, как «перетяжка». Смысл в том, чтобы перетянуть повреждённый элемент немного больше, чем нужно, так как он всё равно немного вернётся.
- Отштампованный металл, можно сказать, имеет «память». То есть, все деформированные детали кузова находятся в напряжении. Задача кузовщика снимать эти напряжения, выравнивая повреждённые элементы и «помогать» металлу вернуться в исходное состояние.
- Иногда, при вытягивании силовых элементов кузова, применяют нагрев . Это помогает вытянуть неподатливые участки. Не рекомендуется делать на высокопрочной стали силовых элементов, так как это значительно её ослабляет.
- Также, иногда, приходится делать надрезы, чтобы ослабить неподатливые складка.
Также можете прочитать статью о выравнивании кузова автомобиля, где подробно рассматриваются технологии ремонта кузова.
Гидравлическая растяжка
Гидравлическая растяжка применяется в кузовном ремонте для вытягивания методом выдавливания. Существуют различные гидравлические растяжки, дающие различное усилие от 4‑х тонн и выше. Примером применения этого приспособления можно назвать вытягивание боковых стоек кузова, выдавливанием изнутри салона. Можно выправлять смещённые в сторону лонжероны. А также, выправление деформированных дверных проёмов и проёмов лобового и заднего стёкол. Обычно мастера-кузовщики приобретают набор, включающий в себя несколько видов удлинителей разной длины, насадки, саму растяжку и гидравлический насос, но можно купить каждый элемент отдельно.
Гидравлическая стяжка
Гидравлическая стяжка действует как предыдущий девайс, но наоборот, стягивает. Может применяться для вытягивания, как альтернатива лебёдки.
Кузовные захваты
Для непосредственного крепления цепи от вытягивающего устройства (лебёдки или стяжки) к повреждённому элементу применяются различные кузовные захваты.
Иногда приваривают металлические петли и пластины с петлями в местах, где невозможно применить кузовной захват, либо при отсутствии специальных захватов.
Некоторые современные кузовные захваты имеют самозажимную конструкцию. При добавлении вытягивающего усилия, захват сжимается сильнее, что предотвращает его выскальзывание.
Вытягивание чашек амортизаторов
Как было сказано выше, при измерении «геометрии» кузова важно проверить расположение чашек амортизаторов. Измеряются диагонали отрезков от центров верхних болтов крепления стоек к болтам крепления кронштейнов капота к кузову. Также, проверяются диагонали расстояний между центрами болтов обеих чашек кузова.
При смещении чашек амортизаторов применяется специальное приспособление. Оно позволяет вытягивать чашку в любом направлении.
Зазоры
После вытягивания всех силовых элементов и замены повреждённых деталей кузова, не подлежащих восстановлению, примеряются лицевые панели кузова. Если все силовые элементы вытянуты правильно и все места креплений встали на свои места, то все зазоры лицевых панелей кузова должны быть ровными и одинаковыми с обеих сторон автомобиля.
Все двери, капот и крышка багажника должны закрываться без значительных усилий и не задевать за соседние панели кузова. О том как отрегулировать зазоры на автомобиле можете прочитать здесь.
Неравномерность зазоров может показать, что и куда недотянуто или перетянуто. Зазоры, таким образом, дают информацию о том, правильно ли вытянут кузов.
Подводя итог можно сказать, что при наличии необходимых, не самых дорогостоящих инструментов и устройств, а также знаний и опыта можно вытягивать сложные повреждения кузова автомобиля даже в условиях гаражной мастерской. Опыт, конечно же, имеет немаловажное значение. При недостаточном опыте лучше начинать вытягивать аварийные кузова, имеющие небольшие смещения силовых элементов.
Не менее высокого мастерства требует рихтование повреждённых панелей кузова. Овладев базовыми приёмами рихтования, можно выправлять достаточно сложные повреждения. О способе рихтования вмятин при помощи рихтовочного молотка, поддержки и кузовной гладилки читайте в другой статье.
Кузов автомобиля по праву считается самой дорогостоящей его деталью и это особенно актуально, когда дело доходит до серьезных восстановительных работ. По тем или иным причинам детали кузова иногда требуют рихтования, при этом металл вытягивают и выстукивают. Для этого есть много методов, которые подробно описаны в рассматриваемом материале. Некоторые из них можно осуществить своими руками в гаражных условиях, для других нужно специализированное оборудование и особая технология сложного вытягивания кузова.
Для чего нужно вытягивание?
К необходимости рихтовальных работ приводят мелкие аварии и прочие неосторожности водителя. На поверхности кузова появляются мелкие вмятины, портящие общий внешний вид автомобиля. При этом лакокрасочное покрытие может оставаться невредимым, просто нарушается геометрия поверхности кузова. Такие повреждения наиболее просты в ремонте, для восстановления не нужны сложные инструменты и дорогостоящее оборудование. Чаще всего мелкие вмятины легко можно исправить своими руками и обойтись без дорогостоящих услуг специализированных сервисов.
Более серьезного вытягивания требует кузов автомобиля, который побывал в серьезной аварии. В таких случаях своими руками мало что можно исправить, и требуется сложное оборудование и специальный инструмент. При этом некоторые элементы кузова нередко приходится заменять новыми деталями. Те места, которые можно вытянуть без потерь жесткости и прочности, возвращаются к прежней форме.
Еще один фактор, который со временем приводит владельца автомобиля на рихтовальный сервис – это естественное нарушение геометрии кузова. Этот дефект заключается в изменении расстояний между контрольными точками, которые установлены производителем для каждой конкретной модели. Такая работа не может осуществляться своими руками, так как нужны не только специальные инструменты, но и вытягивающее оборудование, которое имеется не у каждого профессионала.
Методы вытягивания
Технология вытягивания элементов кузова автомобиля включает в себя несколько распространенных методов, среди которых можно отметить следующие:
- вытягивание нагревом;
- выправка небольших участков инструментами обратного действия;
- вытягивание на стендах с использованием компьютерного управления.
По всем этим методам можно найти видео, которое поможет наглядно понять суть процесса. Первые два метода легко осуществляются своими руками, причем не требуются особые инструменты и оборудование. Последний метод реализуется только на специализированных станциях технического обслуживания, которые укомплектованы вытягивающими стендами, при этом каждый стенд рассчитан лишь на несколько марок автомобилей.
Вытягивание кузова нагревом
Один из наиболее эффективных методов рихтования незначительных повреждений – это оттяжка металла с прогреванием. Осуществляется она своими силами с использованием сварочного инвертора. Растяжка металла проводится после прогрева поврежденного участка – так материал становится более податливым, будет легче избежать образования трещин и прочих дефектов. Перед началом работ понять суть процесса поможет видео с примером такой операции.После прогрева для выравнивания используется вполне стандартный инструмент – резиновые и металлические молотки разного веса. Нарушенный участок постепенно выстукивается ими до нормальной формы.
При этом следует учитывать, что растяжка должна быть завершена своевременно, то есть металл к окончанию работ должен остыть, а иначе он может деформироваться и вновь испортить геометрию поверхности.
Выравнивание инструментами обратного действия
Этот метод можно условно разделить на два типа. Первый заключается в том, что для работы используется вакуумный инструмент, а второй тип предусматривает использование обратного молотка. Оба метода работают по схожему принципу, а понять процедуру можно, просмотрев видео по этой теме.
Технология рихтовки вакуумным инструментом заключается в следующем. К поврежденному участку металла закрепляется инструмент с присосками и физическими усилиями вмятина вытягивается до нормального положения.
Этот метод часто применяется в тех случаях, когда на месте повреждения осталось целым лакокрасочное покрытие, так как вытягивание присосками позволяет сохранить краску и избежать косметического ремонта.
Если используется обратный молоток, то покрасочных работ не избежать. Технология вытягивания вмятины этим способом такова – к поврежденному участку привариваются зацепные крючки из проволоки, к ним, в свою очередь, подсоединяется обратный молоток, и металл ударными усилиями вытягивается до нормального положения. После этого зацепы срезаются, а кузов шлифуется и красится.
Еще один способ вытянуть вмятину с помощью обратного молотка – сверление отверстия. В это отверстие продевается резьбовой наконечник инструмента, а с другой стороны надевается шайба и закручивается гайка. После выравнивания отверстие шпатлюется или заваривается. Следует отметить, что этот метод будет затруднительно выполнить в тех случаях, когда нет доступа к месту повреждения с обеих сторон. Все эти техники требуют осторожности и определенного опыта, поэтому предварительно нужно просмотреть несколько видео с разными вариантами подобной рихтовки.
Вытягивание на стендах
Самый сложный кузовной ремонт – это растяжка на стендах, для чего используется не только специальный инструмент, но и сложное оборудование. Почти всем процессом вытягивания управляет робот, который программируется предварительно человеком. Растяжка на стендах применяется в тех случаях, когда кузов требует капитального ремонта или восстановления заводской геометрии.
Для вытягивания на стендах кузов фиксируется специальными приспособлениями и на определенных точках, на которые требуется создать воздействие, закрепляются оттягивающие цепи или рычаги. После этого практически все делает компьютер – по предварительным измерениям, которые характеризуют степень нарушения геометрии, оборудование настраивается на такое воздействие, которое возвращает все контрольные точки на свои места.
Дополнительно при стендовом вытягивании могут использоваться и ручные инструменты в виде молотков или рычагов. Ручная выправка применяется в тех местах, где невозможно закрепить оттягивающие приспособления. Таким образом, кузов восстанавливается до прежнего состояния комплексно, а как это выглядит на практике, можно понять после просмотра нескольких видео, которые показывают возможные варианты вытягивания кузова.
Вытяжка кузова является весьма сложным процессом, который обычно выполняется после ДТП, когда все искажения геометрии кузова автомобиля устраняются при помощи оказания противоположного усилия полученному во время аварии.
Что нужно для вытягивания повреждений?
Для исправления повреждений такого характера всегда используются специальные инструменты, которые могут вернуть в прежнее состояние любую часть автомобиля, это гидравлические и винтовые домкраты, которые можно применять на:
- проемах дверей,
- капоте и крышке багажника,
- проемах лобового и заднего стекла.
То, сколько стоит вытяжка кузова всегда зависит от метода работы, но иногда отремонтировать машину после незначительного столкновения, например, неудачной парковки, можно и своими руками.
Чтобы выполнить рихтовку своими руками методом нагрева , нужно вооружиться:
- резиновые или металлические молотки разного веса;
- средства для защиты – перчатки, очки;
- источник тепла – горелка или фен.
Вытягивание кузова
Как это работает?
Выравнивание формы кузова при помощи домкратов должно происходить в несколько этапов:
- Демонтаж всех деталей, которые каким-либо образом мешают проведению ремонта и доступу к местам повреждений.
- Установка кузова автомобиля на специальные опоры.
- Установка гидравлического домкрата и определение угла воздействия.
- Запуск вытяжки. Во время проведения процесса вытягивания всегда очень важно выполнять замеры специальной кузовной линейкой и сравнивать показатели по контрольным точкам первичного чертежа корпуса.
- Во время вытягивания механики также «постукивают» молотком по всем перекосам и сгибам металла, что помогает придать корпусу первичную форму.
- В случаях, когда с первого раза так и не удалось вытянуть детали в прежнее положение, производится повторное вытягивание с передавливанием, в таком положении все оставляют на сутки для «привыкания» металла. Если повреждения очень масштабные, то вмятину могут вытягивать сразу два или три домкрата.
Такой метод может подразумевать использование вакуума в тех случаях, когда вогнутая часть сохранила целостность лакокрасочного слоя, он позволит избежать необходимости делать «косметику». Он может обойтись дороже, но учитывая, сколько стоит покраска машины, такая вытяжка все же дешевле.
Места для установки оборудования для вытягивания кузова
Не исключено и использование обратного молотка, но здесь покраски не избежать. Метод работает так:
- К погнутому участку приваривается зацепной крючок из толстой проволоки.
- К крючку цепляется обратный молоток, которые ударами будет вытягивать металл в изначальное положение.
- Когда процесс успешно завершен, зацепки срезаются, а кузов проходит шлифовку и покраску.
Иногда для установки обратного молотка может просверливаться отверстие для зацепки, в которое продевается гайка с шайбой. После завершения отверстие обрабатывают шпатлевкой или заваривают.
Еще одним способом ремонта корпуса является вытягивание с применением газовой горелки, в основном его используют для осадки вытянувшегося металла и разравнивания складок. Здесь работать нужно очень осторожно, держа горелку на расстоянии, иначе есть риск прожигания корпуса.
Обратите внимание, что вытяжка должна быть своевременно закончена. Это означает, что все работы вы должны завершить одновременно с полным остыванием поверхности, иначе он может вернуться в неправильное положение.
Стенд для рихтовки автомобиля
Самым популярным же среди приспособлений для устранения деформаций автомобильного корпуса является специальный стенд:
- На него устанавливается кузов и закрепляется струбцинами в четырех точках для надежной фиксации – в точках соединения пола автомобиля с порогами.
- Подбираются подходящие захваты исходя из локации повреждений. Затем они крепятся на автомобиль, и устанавливается правильный угол вытягивания.
- Запускаются гидравлические домкраты, которые выполняют предварительную вытяжку корпуса. После этого производятся контрольные замеры, при необходимости процесс повторяют.
- Далее выполняется рихтовка корпуса.
Также заслуживает внимания и самый простой способ ремонта деформаций – демонтаж испорченной детали с применением усилителя, который 6-миллиметровым сверлом пройдет по периметру сварочного шва и отделит часть корпуса от корпуса. Его рихтуют и приваривают на место.
Если ремонту подвергается весь кузов, то нужно предотвратить проседание дверей путем подставки под передние и центральные стойки специальных козелков в том количестве, сколько потребуется для надежной опоры.
Для каждого вида деформации могут применяться различные методы вытяжки и рихтовки, при этом все они направлены на сокращение масштабов вмешательства в целостность кузова. Поэтому предпочитаемым способом вытяжки считается работа с корпусом автомобиля на стенде или использование домкратов. Маленькие же вмятины порой можно ликвидировать своими руками бытовым феном, используя нагревание.
Источник http://sparkttk.ru/neslozhnyi-remont-kryla-avtomobilya-svoimi-rukami-vypryamlenie-vmyatin.html
Источник http://gogermetik.com/kak-samomu-ustranit-melkie-vmjatiny-na-kuzove.html