Обязанности автоэлектрика по ремонту автомобилей

Содержание

Инструкция по охране труда для автоэлектрика

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Для печати из «Кодекса» см. Руководство по выводу форм отчетности на печать.

УТВЕРЖДАЮ (руководитель организации; иное должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию) (фамилия, инициалы) (подпись) «___» _______ 20 ___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ слесаря-электрика по ремонту автомобилей № ___

I. Общие положения

I. Общие положения

1.1. Слесарь-электрик по ремонту автомобилей относится к категории специалистов. 1.2. Прием на работу и увольнение слесаря-электрика производится приказом руководителя организации по представлению (наименование должности). 1.3. Слесарь-электрик по ремонту автомобилей подчиняется непосредственно (наименование должности). 1.4. На работу слесарем-электриком принимается лицо, имеющее ______ образование и стаж работы не менее (количество) лет. 1.5. Слесарь-электрик по ремонту автомобилей должен знать: – приемы основных видов слесарных, слесарно-сборочных работ; – инструменты и приспособления для сборки, разборки и очистки автотранспортного средства (АТС); – конструктивные особенности обслуживаемого АТС; – конструктивные особенности и возможности вспомогательного оборудования; – конструктивные особенности балансируемых деталей машин и механизмов; – конструктивные особенности электронных блоков в пределах выполняемых работ; – конструктивные особенности обслуживаемых и монтируемых систем АТС; – конструктивные особенности оборудования, с которым взаимодействует монтируемая система; – методы практической обработки электротехнических материалов; – основные сведения по электротехнике; – технологию выполнения работ; – физические и химические основы процессов пайки и лужения; – механические и электрохимические характеристики электротехнических материалов; – химические особенности используемых при пайке и лужении флюсов; – назначение, свойства и области применения электроизоляционных материалов; – способы сращивания проводов и жил кабеля; – приспособления, используемые для сращивания проводов и жил кабеля; – виды и области применения соединительных муфт; – различные методы прокладывания провода или кабеля; – основные инструменты и приспособления для обслуживания и ремонта АТС; – назначение, устройство и взаимодействие узлов и групп электромашин, электроаппаратов, электроприборов, аппаратов, механизмов, в т.ч. образующих систему дистанционного управления; – систему допусков и посадок деталей; – методы практической обработки конструкционных и электротехнических материалов, в т.ч. используемых для выполнения заземления и зануления; – методы разборки и сборки устройств или механизмов, содержащих тугие, скользящие и прочие виды посадок деталей; – методы расчета заземляющих устройств; – методы определения сопротивления заземляющих устройств; – методы измерения омических сопротивлений электрических цепей; – методы диагностики электроники и используемые для этого приборы и приспособления; – способы прокладки заземляющих и зануляющих проводников; – способы и методы выполнения заземления или зануления электроустановок; – способы проверки исправности электрических систем; – способы устранения дисбаланса, их достоинства и недостатки; – способы проверки параметров полупроводниковых приборов, используемых в электронике;



ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Для выполнения обязанностей автоэлектрика, могут быть приняты лица не моложе 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья и прошедшие:

— вводный инструктаж по пожарной безопасности;

— первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

— обучение безопасным методам и приемам труда;

— проверку знаний требований охраны труда;

— обучение и проверку знаний по электробезопасности на соответствующую группу, в качестве оперативно – ремонтного персонала при выполнении работ, связанных с эксплуатацией электрооборудования;

— обучение по пожарно – техническому минимуму.

1.2. Автоэлектрик должен проходить:

— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже, чем через каждые 6 месяцев;

— стажировку от 2 до 14 смен;

— внеплановый и целевой инструктажи: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);

— периодический медицинский осмотр.

1.3. Автоэлектрик обязан:

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

— соблюдать требования безопасного выполнения работ при эксплуатации оборудования;

— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной и коллективной защиты;

— незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о произошедших с ним или другими работниками несчастных случаях, травмах, неисправностях оборудования и т.д.

1.4. Автоэлектрик должен:

— уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

— знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;

— применять в процессе своей работы оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода – изготовителя;

— выполнять только порученную непосредственным руководителем работу и не передавать ее другим без разрешения непосредственного руководителя;

— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать присутствие на рабочем месте лиц, не имеющих отношения к работе;

— содержать рабочее место, в том числе и проходы к рабочим местам в чистоте и порядке, при обнаружении захламления рабочей зоны – необходимо обеспечить ее уборку.

1.5. Автоэлектрик должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров).

1.6. Автоэлектрик обязан выполнять свою работу в соответствии с трудовым договором, должностной инструкции. В своей работе необходимо неукоснительно действовать с установленными правилами внутреннего распорядка дня. Запрещается оставаться на территории предприятия по окончании продолжительности рабочей смены.

1.7. Основными опасными производственными факторами при выполнении работ могут быть:

— пониженная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;

— повышенная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;

— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности инструмента и приспособлений;

— недостаточная освещенность рабочей зоны;

— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

— повышенная температура поверхности оборудования.

1.8. На основании п. 91 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 N 541н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» – автоэлектрику положены следующие СИЗ:

— Полукомбинезон х/б для защиты об общих производственных загрязнений и механических воздействий или полукомбинезон из смешанных тканей для защиты об общих производственных загрязнений и механических воздействий – 1 шт. на 1 г.;

— Перчатки диэлектрические – дежурные;

— Галоши диэлектрические – дежурные.

— При занятости на участках горячих работ:

— Комбинезон х/б с огнезащитной пропиткой вместо полукомбинезона х/б для защиты об общих производственных загрязнений и механических воздействий или полукомбинезона из смешанных тканей для защиты об общих производственных загрязнений и механических воздействий – 1 шт. на 1 г.

1.9. В случае получение травмы работником, ему в обязательном порядке оказывается первая помощь, а в последующем организовывается доставка пострадавшего работника в медицинское учреждение.

1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

1.11. Контроль за выполнением мероприятий, изложенных в настоящей инструкции работником осуществляет непосредственный руководитель.

Чем занимается автоэлектрик?

Профессия автоэлектрика в наши дни глобальной автомобилизации очень востребована. Тем более что современные машины оборудуются все более усложняющейся и влияющей на многие системы электроникой, которая требует своевременного и качественного обслуживания и ремонта. Таким ремонтом и периодической диагностикой электронной начинки автомобиля и занимается автоэлектрик.

Основным местом работы автоэлектрика можно назвать автосервисы и автомастерские, хотя на предприятиях других направлений деятельности эта специальность тоже может быть востребована. Например, если в организации имеется собственный автопарк или гараж с функцией обслуживания и ремонта автотранспорта.

Обязанности автоэлектрика по ремонту автомобилей

Основными функциями автоэлектрика в любом из перечисленных случаев обычно являются:

  • поиск обрывов и коротких замыканий в проводке;
  • диагностика и ремонт стартеров, генераторов, систем охлаждения, отопления, вентиляции и т. д.;
  • диагностика и ремонт составляющих наружного освещения автомобиля;
  • ремонт электронных систем машины;
  • диагностика и установка автосигнализации, газоразрядных/ксеноновых фар и прочего дополнительного электрооборудования.

Трудовые обязанности автоэлектрика и иные особенности его труда определяются в должностной инструкции этого специалиста, которую каждая организация разрабатывает самостоятельно. При этом не имеет значения, работает автоэлектрик в специализирующемся именно на ремонте авто предприятии или в штате организации, основное направление деятельности которой с этим даже не связано.

Курсы автоэлектриков

Автоэлектрик, автоэлектрик-диагност — очень востребованная профессия.

Выпускников с квалификацией «слесарь-электрик по ремонту электрооборудования автомобилей» ждут во многих автосервисах СПб и Москвы. Обучение включает теоретические занятия в учебном классе и производственную практику на СТО.

На курсах автоэлектриков слушатели изучают следующие темы:

  1. Основы электротехники и электроники.
  2. Система электроснабжения.Система электростартерного пуска.
  3. Система зажигания. Системы освещения и световой сигнализации.
  4. Автомобильная информационно-измерительная система.
  5. Системы автоматического управления агрегатами автомобиля.
  6. Система безопасности водителя и пассажиров.
  7. Противоугонные системы. Охранная сигнализация.
  8. Диагностика неисправностей электрооборудования
  9. Вспомогательное электрооборудование.
Вам будет интересно  Тушение автомобиля: рекомендации, общие правила

Обучение рассчитано на 5 недель. Есть утренние, вечерние группы и группы выходного дня.

Занятия на курсах автоэлектриков-диагностов начинаются по мере комплектования групп 2-4 человек, примерно каждые две недели.

Для записи на курсы нужно заключить договор.

Автоэлектрик-диагност – востребованный специалист автосервиса.

По мнению экспертов, рынок труда в сфере автосервиса оказался пересыщен рабочими специальностями. Единственным исключением, даже для такого мегаполиса как Москва, стала специальность автоэлектрика. Грамотный диагност по ремонту электронной начинки автомобиля – по-прежнему редкость. Работа автоэлектрика включает диагностику и ремонт электропроводки, систем климатконтроля, мультимедийных и систем безопасности, поэтому требует высокой квалификации, особенно при обслуживании автомобилей новейших марок.

Данная ситуация диктует спрос не только на вакансии, но и на курсы автомехаников-диагностов. Логично будет задать вопрос, где в Москве и Петербурге этому учат?

Пройти курс «Автоэлектрик-диагност» можно в учебном . Обучение включает теорию в учебном классе и практику в одном из действующих автосервисов . В первой части курса преподаватель знакомит слушателей с основными принципами устройства и работы аккумулятора, генератора тока, стартера. Подробно разбираются электрические схемы систем обдува, мультимедиа, сигнализации.

Но большая часть времени обучения на автоэлектрика посвящена практике и включает в себя:

  • Устройство генератора;
  • Устройство стартера;
  • Правила проверки системы энергораспределения автомобиля;
  • Проверка аккумуляторной батареи;
  • Поиск неисправности генератора;
  • Поиск неисправности стартера;
  • Правила измерения тока потребления и тока покоя.

Все, что было усвоено теоретически, изучается теперь на практике в автосервисе, где есть возможность разобрать-собрать, увидеть, как это работает, а главное, самому найти и устранить неисправность.

Практика по обучению автоэлектриков-диагностов завершается подробным подведением итогов, ответами преподавателя на вопросы, возникшие по ходу курсов, тестированием и экзаменом.

Востребованность вакансий «Автоэлектрик» сомнений не вызывает. Остается добавить, что ценность курсов по этой профессии заключается в полном цикле обучения, получении диплома и возможности работать. Учебный центр, беря на себя ответственность по трудоустройству и стажировке своих студентов, ничем не рискует, потому что работа автоэлектрика никогда не выйдет из моды, а будет нуждаться только в росте квалификации и форм обучения. По мере прогресса и навороченности современных моделей.
Стоимость обучения составляет 16 900 рублей

Стандартная структура должностной инструкции автоэлектрика

Несмотря на то что должностную инструкцию каждая организация разрабатывает с учетом особенностей именно ее деятельности, основная структура документа остается неизменной и предусматривает несколько разделов:

  1. Общие положения. Эта часть документа описывает основные условия трудовой деятельности автоэлектрика в организации. В частности, в этот раздел включается информация о требованиях, предъявляемых к претенденту на должность, о правилах его принятия в штат, увольнения и замещения. Кроме того, здесь же определяется место должности автоэлектрика в общей структуре предприятия, его непосредственный начальник и иные данные о должности.
  2. Должностные права и обязанности работника. Это основной раздел документа, представленный перечнем трудовых обязанностей и прав сотрудника. При этом важно, чтобы и обязанности, и права работника были определены как можно более подробно. Такая тщательность упростит выполнение работником своих трудовых функций и облегчит его взаимоотношения с работодателем.
  3. Ответственность работника. В этой части должностной инструкции определяются трудовые нарушения, за которые работник может быть наказан, и соответствующие виды наказания. Разрабатывая эту часть должностной инструкции, нужно помнить, что дисциплинарная и материальная ответственность сотрудника, установленная внутренними документами организации, не может быть строже, чем та, которую устанавливает трудовое и гражданское законодательство. В части же уголовной и административной ответственности не допускается отклонений от норм УК и КоАП соответственно ни в сторону ужесточения, ни в сторону смягчения.

Традиционные требования к претенденту на должность автоэлектрика

Основное требование, которое работодатель может предъявить к претенденту на должность автоэлектрика, касается специального профильного образования. Профессией автоэлектрика можно овладеть в среднем профессиональном учебном заведении (техникуме, колледже и т. д.). Однако для того, чтобы получить более престижную или высокооплачиваемую работу, может потребоваться стажировка или дополнительное обучение в фирменном дилерском центре. Такое требование к кандидату на эту должность тоже может установить работодатель.

Кроме того, наниматель вправе установить определенный опыт работы, который должен быть у соискателя. Как правило, требуемый стаж работы по профессии составляет от 1 до 3 лет. Вчерашние же выпускники (имеются в виду свежеподготовленные специалисты) могут обычно претендовать лишь на должности помощников автоэлектриков или автоэлектриков низшей категории, если организация имеет в своем штате несколько таких сотрудников.

Помимо профессиональных навыков, в зависимости от специфики работы, могут быть заявлены и некоторые другие требования (например, знание иностранного языка или умение работать с определенными компьютерными программами).

Автоэлектрик — вымирающая специальность

Опытные автослесари с тех самых пор, как человек сел за руль, высоко ценились и были постоянно востребованы. Среди рабочих специальностей сегодня эта сфера наиболее перспективна для молодежи. Заработная плата хорошего «автомобильного доктора» в разы превышает оплату офисных сотрудников. Во многих регионах сегодня остро чувствуется нехватка квалифицированных автослесарей и автоэлектриков. Этот факт должен заставить будущих специалистов задуматься о выборе своей профессии.

Не приходится думать, что в ближайшие лет 100 в ремонте и обслуживании машин не будет необходимости. В мире машин становится с годами только больше, а их разнообразие и модификации поражают воображение. Это порождает спрос на специалистов новых направлений. Старые мастера автоэлектрики и автомеханики могут легко повысить свой профессионализм на специальных курсах, например 101course.ru.

В недалеком советском прошлом ежегодно ПТУ выпускали достаточное число специалистов по ремонту автомобилей, часть из которых сразу же шла устраиваться на работу на многочисленные предприятия или СТО. Однако в наши дни такие учебные заведения не пользуются прежней популярностью, что привело к большой нехватке рабочих рук профессионалов на станциях технического обслуживания. Часто можно видеть такую картину, когда владелец машины готов заплатить любые деньги, только за то, чтобы попасть к специалисту, способному «вылечить» его автомобиль. Очень мало действительно хороших специалистов, увлеченных своим делом. Многие начинающие молодые кадры бросают автомобильную отрасль ради более легкой и чистой работы. Предъявляемые требования к новым работникам остаются теми же: техническое образование, трудолюбие, умение налаживать отношения с коллективом, желание выйти на высокий профессиональный уровень. Для автоэлектрика очень важно любить свою нелегкую работу, переживать душой за результат и чувствовать большую ответственность за свои действия. В этой специальности важно уметь работать не только физически, но и много знать, иметь большое терпение. Важно также понимание близких, ведь часто мастерам приходится работать до поздней ночи, чтобы устранить проблему в автомобиле, который уже утром должен стоять у подъезда своего хозяина. Сложности возникают и с машинами, которые приезжают из районов. Часто водители хотят вернуться домой в тот же день, и на отремонтированном автомобиле.

Среди работников автосервисов автоэлектрики пользуются большим уважением. Не часто можно встретить в этой специальности молодого специалиста. В своем большинстве это мужчины, которым уже за 40. Как нам известно, многие из этих первоклассных специалистов подвержены распространенной в нашей стране вредной привычке – тяге к алкоголю.

Однако есть и нормальные трудолюбивые люди, отличающиеся независимостью от вредных привычек и дурного влияния. Такие мастера часто создают собственные цеха, нанимают людей, зарабатывают неплохие деньги.

Должностные обязанности автоэлектрика

Основными обязанностями автоэлектрика в общем случае являются:

  • грамотная диагностика электрооборудования;
  • выявление неисправностей;
  • устранение поломок.

Также в обязанность автоэлектрику может вменяться:

  • выполнение полного перечня заказанных работ по автомобилю в рамках должностного профиля;
  • обеспечение сохранности сданного на ремонт автомобиля;
  • отслеживание рабочего состояния инструментов и оборудования, использование их по назначению;
  • оповещение начальника и клиента об обнаружении неисправности в автомобиле, которая может повлиять на безопасность его эксплуатации;
  • соблюдение техники безопасности, правил противопожарной безопасности.

Содержание каждого из разделов описано лишь примерно, т. к. в любом случае перечень требований, обязанностей и пр. зависит от условий работы и пожеланий работодателя. Общим остается одно: при разработке должностной инструкции для автоэлектрика именно требованиям, предъявляемым к претенденту на должность, и кругу трудовых обязанностей, которые должен будет выполнять указанный специалист, стоит уделить максимум внимания.

Основные обязанности автоэлектрика диагноста

Одной из профессиональных функций такого работника является диагностика проблем в электрической системе транспортных средств. Если вас заинтересовала данная тема, то при желании вы сможете узнать подробнее на курсах автоэлектрика https://tech-school.ru. Это может быть непросто, поскольку типы систем в транспортных механизмах бывают разные. Для осуществления диагностического теста применяются определенные инструменты: автоэлектрику нужно знать, как безопасно и правильно их использовать. При осуществлении работы может возникать опасность получения ударов электротоком, поэтому автоэлектрику надлежит научиться избегать их для личной безопасности и безопасности окружающих, а также для сохранения в целости и сохранности оборудования в транспортном механизме.

После проведения правильной диагностики транспорта автоэлектрик должен уметь составлять точное ценовое предложение для клиента. Это станет гарантией того, что затраты покроют стоимость ремонта, а клиенту будет предоставлена точная информация о том, сколько стоит решение проблемы в его автомобиле. Электрику следует иметь четкую информацию о стоимости каждой единицы оснащения и о том, сколько времени потребуется для выполнения ремонта. Для электриков-новичков данный процесс может быть трудоемким, но опытные специалисты очень хорошо разбираются в этом и предвидят, какие сложности возможны во время осуществления ремонта автотранспорта.

Распространены различные модификации существующих структур. Автоэлектрик должен уметь устанавливать новые технологии (устройства GPS, радиоприемники и mp3-плееры, нестандартные источники света, лебедки и другие аксессуары) без повреждения существующих устройств. В некоторых случаях может потребоваться монтаж отдельного устройства в автомобиле для питания некоторых аксессуаров и электрических блоков.

Такая необходимость наиболее часто встречается при ремонте больших грузовиков или внедорожников. Электрику необходимо умение устанавливать или модифицировать электрические системы в легковых и грузовых автомобилях для приспособления к новым аксессуарам.

Электрики в автомастерских должны уметь устанавливать, обслуживать, испытывать, ремонтировать, собирать и настраивать механические и электроприборы, электропроводку, оборудование, аппаратуру, приспособления, при этом используя ручные и электроинструменты.

Популярные материалы:

© 2011–2019 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» – практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Кадровое дело» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015.

Вам будет интересно  Самые безопасные автомобили: 10 лучших моделей на 2019 год

Охрана труда

Документы по охране труда новичку

Обязанности автоэлектрика по ремонту автомобилей

Рубрики

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. Настоящая инструкция предназначена для персонала, выполняющих ремонт и техническое обслуживание электрооборудования автотранспорта

2. К самостоятельной работе на оборудовании допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение и группу по электробезопасности не ниже II, прошедшие:

инструктаж по пожарной безопасности;

первичный инструктаж на рабочем месте;

обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 20 часовой программе

инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 30 календарных дней);

диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г

2. Персонал по обслуживанию электрооборудования автотранспорта обязан:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

соблюдать требования к эксплуатации оборудования;

использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

3. Персонал по обслуживанию электрооборудования автотранспорта должен:

уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;

выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;

во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

содержать рабочее место в чистоте и порядке.

4. Персонал по обслуживанию электрооборудования автотранспорта должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

5. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.

6. При обнаружении загорания или в случае пожара:

сообщить в пожарную охрану и администрации;

приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.

7. При угрозе жизни покинуть помещение.

8. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.

9. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.

10. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомашины;

острые кромки деталей;

выполнение работ вне помещения при неблагоприятных атмосферных явлениях (дождь, гроза);

отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;

11. В соответствии с “Нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим” персоналу по ремонту электрооборудования автотранспорта выдаются сроком на 12 месяцев костюм хлопчатобумажный, на 3 месяца рукавицы комбинированные, перчатки диэлектрические, на наружных работах зимой дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке, брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

12. Убедиться в исправности и надеть специальную одежду, застегнуть ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

13. Проверить не загромождены ли проходы и рабочее место посторонними предметами. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза. Напряжение местного освещения не должно превышать 42 В, а переносных электроламп 12 В.

14. Проверить СИЗ, убедиться в их исправности.

15. Проверить необходимый для работы инструмент и приспособления и убедиться в их исправности. Неисправный инструмент и приспособления с рабочего места убрать. Переносить рабочий инструмент следует в специальной сумке или ящике.

16. Проверить электроинструмент

затяжку болтов, крепящих узлы и детали;

исправность редуктора путем проворачивания рукой шпинделя (при отключенном двигателе);

состояние провода, целостность изоляции, отсутствие изломов жил;

работу на холостом ходу;

четкость работы выключателя.

При ощущении хотя бы слабого действия тока электроинструмент отключить от сети и сдать в ремонт.

17. Соединение электроинструмента производите с помощью штепсельных соединений. При этом проверьте контакты принудительного и опережающего включений заземляющего провода

Глава 3. Требования по охране труда во время работы

18. Во избежание возникновения замыкания в системе электрооборудования машины при ее ремонте пользуйтесь электрической схемой, приведенной в техническом описании и инструкции по эксплуатации машины или оборудования.

19. Контрольно-регулировочные работы, выполняющиеся в помещении мастерской при работающем двигателе машины (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора) проводится на специальном посту, оборудованным отводом выхлопных газов из помещения в атмосферу.

20. При снятии и установке стартера и щитка приборов предварительно отсоедините от аккумулятора провод, соединяющий с массой.

21. При работе и регулировке электрооборудования на машине во избежание короткого замыкания, пользуйтесь инструментом с изолированными ручками.

22. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание травмирования, снимите с нее приводной ремень.

23. При необходимости выполнения работ под машиной, установите ее в стороне

24. Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при остановленном двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверки электрооборудования и тормозной системы.

25. Домкрат при подъеме автомобиля ставить на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота его подъема должна соответствовать необходимой высоте подъема автомобиля и его узлов. Работать под автомобилем можно только после установки его на козелки.

26. Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля можно только в специальную тару.

27. При производстве сварочных работ на автомобиле и вблизи его бензобаки закрыть асбестовыми чехлами.

28. Кузов автомобиля-самосвала предварительно укрепить упорной штангой при выполнении работ с поднятым кузовом.

29. В целях безопасности при постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонт автомобиль затормозить с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу, выключить зажигание, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (клиньев, башмаков).

30. Разборку и сборку колес производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шины колес в предохранительном устройстве, осаживать стопорное кольцо в это время молотком или кувалдой не допускается.

31. При работе с электротельфером следует выполнять инструкцию по охране труда для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола и имеющие удостоверение.

32. При работе на сверлильном, заточном станках следует выполнять инструкции по охране труда для лиц, пользующихся этим оборудованием и имеющие удостоверение.

33. Пользоваться специальными зажимными приспособлениями при замене, разборке и сборке рессор. Проверять совпадение отверстий с помощью бородка или оправки.

34. Перед выполнением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, проверить выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночную тормозную систему. После окончания работ затянуть рычаг стояночной тормозной системы и вновь включить первую передачу.

35. Находиться и работать под автомобилем, висящем на тросе грузоподъемного механизма, не допускается.

36. При ремонте и техническом обслуживании автомобилей с высоким кузовом пользоваться лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 150 мм.

37. Перед ремонтом автомобиля, установленного на осмотровой канаве необходимо:

проверить правильность расположения колес по отношению к направляющим;

поставить автомобиль на тормоза и подложить под колеса распорные подкладки;

убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности напольной решетки в канаве.

38. Находясь в осмотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

39. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только при остановленном двигателе.

40. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.

41. Стружку с верстака, оборудования и автомашины сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать голыми руками не допускается.

42. Не допускать разлива горюче смазочных материалов (бензин, солярка, масло, солидол и т.п.). Сливать воду и масло только в специальную тару, не допуская их разлива на пол.

43. При регулировке работающего двигателя в помещении применять бесшланговый местный отсос или накидные шланги для отвода отработанных газов в атмосферу. В случае отсутствия указанных отсосов работать в закрытом помещении с работающим двигателем не разрешается.

44. При разборочно-сборочных работах автомобиля снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мост, кузов и раму при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных захватными приспособлениями, гарантирующих безопасное выполнение работ. Поднимать автомобиль за буксирные крюки запрещается.

45. Снятые детали следует укладывать на специальные стеллажи. Длинные детали (полуоси, карданные валы и т.п.) укладывать горизонтально в отведенное для них место.

46. При работе пневматическим инструментом необходимо:

работать только исправным инструментом, клапаны должны быть отрегулированы так, чтобы они легко открывались, при прекращении нажима на управляющую рукоятку быстро закрывались и не пропускали воздух в закрытом положении;

подсоединение шлангов к инструменту и разъединение их с инструментом производить после выключения подачи воздуха. Перед присоединением к инструменту шланг тщательно продуть;

работать только в защитных очках;

пользоваться абразивными кругами, полученными в инструментальной кладовой и специально предназначенные для пневмомашинки;

проверить крепление защитного кожуха на абразивном круге.

47. Переносная электролампа должна иметь защитную сетку, исправные изоляцию шнура и резиновую трубку.

48. При работе с электроинструментом необходимо:

пользоваться диэлектрическими перчатками, галошами или ковриками;

следить за исправностью изоляции, электроинструмента, надежного крепления заземляющего провода и штепсельной вилки с заземляющим контактом;

при перерывах в работе выключить инструмент из штепсельного соединения.

Включать электроинструмент в сеть только при наличии специального штепсельного соединения.

49. Во избежание травмирования при запуске двигателя держать заводную ручку так, чтобы все пальцы руки обхватывающие рукоятку были с одной стороны.

50. В период обкатки двигателя на стенде или автомобиле производить исправления и касаться вращающихся деталей двигателя можно только после полной его остановки.

Вам будет интересно  Рейтинг 2021 года надежных авто из Китая, продаваемых в России, отзывы специалистов

51. При ремонте и техническом обслуживании двигателя работающего на этилированном бензине соблюдать инструкцию по охране труда для лиц работающих с этилированным бензином.

52. Подходить к открытому огню, зажигать спички, если руки и спецодежда смочены бензином, не разрешается.

53. При осмотре автомобиля не допускается пользоваться открытым огнем.

54. Хранить на рабочем месте легковоспламеняемую жидкость и обтирочный промасленный материал не допускается.

55. Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или основного водителя автомобиля.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

56. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить в отведенное для них место.

57. Проверить надежность установки автомобиля на козелках. Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, не разрешается.

58. Сообщить бригадиру или мастеру о выполненной работе, замеченных недостатках, которые были выявлены в процессе работы.

59. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

60. При потере устойчивости узлов и агрегатов автотранспорта во время ремонтных работ их следует прекратить и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного перемещения частей машин.

61. В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбестовыми покрывалами, песком или сильной струей воды), а при невозможности ликвидации загорания следует вызвать пожарную охрану по телефону 01 и поставить в известность руководство.

Поделиться «Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта»

Техника безопасности при работе с электрооборудованием

Существующее нормативное законодательство по требованиям электробезопасности при работе с оборудованием распространяется на работников из числа электротехнического персонала, чья деятельность сопряжена с высокой вероятностью воздействия электрического тока. Поэтому вопросы техники безопасности при работе такого персонала в части электробезопасности является очень значимым вопросом на любом предприятии.

Опасность поражения электрическим током

Удар током может вызвать шок и потерю сознания, а также апноэ. При ударе электрическим током человек внезапно падает без сознания, сильно сжимая руки. Чаще всего в сжатой руке находится электрический провод. В месте контакта тела с током могут быть глубокие ожоговые раны. Степень повреждения зависит от величины напряжения и тока, его продолжительности и пути прохождения потока.

Обязанности автоэлектрика по ремонту автомобилей

Опасность тока от электроприборов

Важно! Удар током приводит к обширным и глубоким ожогам. Напряжение от 500 до 1000 вольт вызывает внутренние ожоги.

Другим следствием поражения электрическим током является фибрилляция желудочков, которая может привести даже к кратковременному прохождению тока 110-230 вольт через грудную клетку. Этот процесс может быть смертельным, поскольку при фибрилляции желудочков все клетки миокарда движутся независимо, а не скоординированным образом, что необходимо для накачки крови и поддержания кровообращения. При очень высоком напряжении мышечные сокращения настолько сильны, что сердечные мышцы больше не могут двигаться.

Кроме того, электричество приводит к серьезным неврологическим расстройствам. Оно нарушает нервный контроль над сердцем и легкими, что приводит к нарушению деятельности центральной нервной системы, дыхания и кровообращения. Когда ток протекает через мозг, человек почти всегда теряет сознание.

Электричество с очень высоким напряжением, а также повторные удары током могут привести к невропатии.

Удар током чрезвычайно опасен для здоровья и жизни человека. Смерть может наступить в результате остановки сердца из-за фибрилляции желудочков, хотя наиболее распространенной причиной смерти людей с электрическим током являются обширные и глубокие ожоги. Если напряжение очень высокое, происходит обугливание тела.

Ниже представлена таблица пороговых величин тока.

Напряжение Ощутимый (мА) Не отпускающий (мА) Фибрилляционный (мА)
Переменное (50Гц) 1,0-1.5 12,0-15,0 100,0
Постоянное 6,0 60,0 300,0

Основы организации охраны труда

Широкое использование электричества во всех областях производства, а также в повседневной жизни, помимо многих преимуществ, предполагает также много рисков, как для человека, так и для его работы и жизненной среды.

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья людей в процессе осуществления ими рабочей деятельности.

Неправильно работающее электрооборудование может привести к поражению электрическим током, поломкам, пожару и взрыву.

Важно! Электрический ток, используемый в квартирах, офисах, мастерских и магазинах, также может стать причиной серьезных травм или даже смерти.

Основные правила техники безопасности при работе с электрооборудованием

Высокое напряжение при контакте с человеческим телом, который является хорошим проводником электричества, может привести к очень серьезным последствиям, включая необратимые повреждения тела и смерть. Напряжения, присутствующие в бытовых электрических сетях, представляют собой напряжения порядка 220-230 Вольт, что означает, что они могут легко привести к смерти человека.

Частыми причинами смерти являются как неосторожное обращение с электричеством во время попыток самостоятельного ремонта, так и эксперименты без присмотра детей, такие как попытки вставить ножницы в розетку.

При устранении любых дефектов, как сети, так и кабелей и принадлежащих ей устройств, в первую очередь должны соблюдаться следующие правила ТБ при работе с электрооборудованием:

  • всегда быть осторожным в работе с электрооборудованием;
  • перед тем, как приступить к разборке электрооборудования (телевизор, компьютер, радио и т. д.), необходимо убедиться, что оно отсоединено от контакта.

Обязанности автоэлектрика по ремонту автомобилей

Безопасность работы с электрооборудованием

Требования к рабочему месту

Техника безопасности при работе выдвигает требования к рабочему месту:

  • устранение условий, создающих повышенную опасность: сырость, повышенная температура воздуха;
  • пол не должен быть токопроводящим;
  • окружающая среда не должна быть химически активной;
  • необходимо устранять возможности соприкосновения человека к соединениям с землей металлоконструкций;
  • должна быть установлена предупреждающая сигнализация при появлении напряжения на корпусе.

Обязанности автоэлектрика по ремонту автомобилей

Электробезопасность рабочего места

Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки

Согласно приказу № 302 Минздравсоцразвития от 12.04.2011года все работники, осуществляющие деятельность с электрооборудованием, должны проходить медосмотры:

  • предварительный, то есть при приеме на работу;
  • регулярный (один раз в год);
  • внеочередной (особые случаи).

Такое требование является обоснованным, так как при работе с электрооборудованием есть ряд ограничений по состоянию здоровья.

Важно! Для всех работников в обязательном порядке проводится инструктаж на рабочем месте с подписью в специальном журнале.

Другими требованиями являются:

  • обязательное знание основ и принципов работы электрооборудования;
  • проверка знаний об электрооборудовании.

Обязанности автоэлектрика по ремонту автомобилей

Персонал, работающий с электрооборудованием

Меры предосторожности до начала рабочего процесса

Перед тем как начать работу с электрооборудованием, согласно действующим правилам, необходимо выполнить следующие проверочные действия:

  • проверить надежность всех креплений деталей;
  • проверить целостность электрических компонентов;
  • проверить работоспособность редуктора;
  • проверить целостность корпуса;
  • осуществить работу в холостом режиме;
  • проверить заземление.

Оперативное обслуживание электрооборудования

При необходимости заменить насадку или использовать другой электроинструмент, требуется отключить его от сети.

Среди прочих мер безопасности можно выделить:

  • при работе постоянно контролировать местоположение питающего кабеля;
  • включать и подавать электричество нужно только тогда, когда электрооборудование установлено на место;
  • после окончания работы все инструменты надо отключить от питания.

Важно! Если необходимо работать с системой с напряжением выше, чем считается безопасным в данных условиях, используется специальная защитная одежда, перчатки , обувь и т. д. Эта защита может использоваться только для напряжений до 1 кВ — выше этого предела может использоваться только индивидуальная защита в качестве вспомогательного оборудования.

Если невозможно использовать личную защиту, то используется специальное решение, которое либо защищает работника / пользователя от опасного напряжения прикосновения (двойная изоляция), либо также предотвращает возникновение напряжения прикосновения. Например, помещая работника на платформу, где присутствует рабочее напряжение, при любом отключенном заземлении — такие решения используются для работ по техническому обслуживанию на линиях под напряжением.

Обязанности автоэлектрика по ремонту автомобилей

Средства индивидуальной защиты

Что необходимо делать при возникновении аварии

Первая помощь заключается в разрыве электрической цепи, обычно путем вытягивания вилки из розетки или отвинчивания предохранителя. Когда это невозможно, спасатель отделяет пострадавшего от электрической цепи, отстегивая его от одежды. Он изолирован от земли с помощью сухой доски, сухой ткани или другого изоляционного материала. Если оторвать одежду невозможно, отделение выполняется сухой деревянной полосой или палкой. Спасатель всегда должен быть тщательно изолирован.

После удаления пораженного из опасного места, его дыхание и сердечный ритм в обязательном порядке контролируются. В случае потери сознания и сохранения дыхания, необходимо обеспечить безопасное положение сбоку и удерживать человека так, чтобы язык не западал. В случае остановки дыхания используется искусственное дыхание, предпочтительно методом «рот-в-рот» с использованием орально-глоточной маски в соответствии с правилами, регулирующими реанимацию. Если происходит остановка сердца, должен быть выполнен немедленно внешний массаж сердца.

Обязанности автоэлектрика по ремонту автомобилей

Первая помощь при ударе током

Ответственность

Полная ответственность описывается текущими правилами по охране труда на предприятии.

Нарушение данных правил и инструкций может создать ситуацию дисциплинарной, административной, уголовной ответственности в зависимости от тяжести случившегося.

Ответственным за соблюдение правил техники безопасности при работе с электричеством на предприятии является инспектор по безопасности, а также непосредственно руководство компанией.

Применяются следующие типы взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Взыскание применяется не позже 1 месяца с даты наступления случая. Время болезни и отпуска не учитывается. Однако крайний срок для взыскания — не позже 6 месяцев с установленной даты проступка.

Электрооборудование автомобиля и правила работы с ним

При работе с электрооборудованием автомобиля следует учесть такую особенность: в автомобиле используют кислотные аккумуляторы, обслуживание которых также связано с опасностью поражениям химическими ожогами. Поэтому работу необходимо осуществлять в перчатках, обуви (резиновой), в фартуке и защитных очках.

Важно! Сами помещения, в которых осуществляется рабочий процесс, должны быть проветриваемыми. В них нельзя употреблять и хранить пищу и курить.

Обязанности автоэлектрика по ремонту автомобилей

Безопасность работы с электрооборудованием автомобиля

Органы, осуществляющие управление охраной труда при работе с электрооборудованием

Среди государственных институтов, осуществляющих контроль за соблюдением правил техники безопасности в части электрооборудования можно назвать:

  • Роструд;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
  • Государственный пожарный надзор;
  • Роспотребнадзор.

Представители данных служб имеют право:

  • проникать на территорию предприятия за контролем по соответствующему направлению для проверки;
  • осуществлять исследование, установление причин нарушения требований охраны труда;
  • запрашивать у руководства различную информацию по вопросам контроля;
  • предъявлять предписания в случае их необходимости;
  • направлять в суды рассмотрение вопросов нарушения правил электробезопасности и др.

Важно! Деятельность подобных органов не зависит ни от каких прочих служб и органов и является независимой.

Безопасность на предприятии является гарантией успешной и безаварийной работы. Поэтому контроль за ее состоянием ос стороны руководства является обязательным элементов управленческой деятельности.

https://doska92.ru/rezyume-gid/professiya-avtoelektrik-2.html
https://oxpana-tryda.ru/instrukcii-po-oxrane-truda-po-vidovam-rabot/instrukciya-po-oxrane-truda-pri-remonte-i-texnicheskom-obsluzhivanii-elektrooborudovaniya-avtotransporta.html
https://ohranatryda.ru/tehnika-bezopasnosti/pri-rabote.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *