Содержание
Основы безопасности управления автомобилями
Вождение автомобиля – это взаимодействие водителя со своим автомобилем, окружающим пространством и другими водителями. Для безопасного вождения автомобиля необходимо научиться грамотно взаимодействовать с ними. Для этого необходимо усвоить определённые правила.
Главное правило безопасного вождения автомобиля: всегда и во всём руководствуйтесь здравым смыслом.
Не зацикливайтесь на Правилах дорожного движения (ПДД)
Беспрекословное соблюдение ПДД не гарантирует вам и вашим близким жизнь и здоровье. ПДД не могут дать ответы на все возможные ситуации на дороге.
Необходимо понимать, что иногда знаки, разметка, светофоры и указатели могут быть установлены некорректно, работать в нештатном режиме или не соответствовать текущим изменениям обстановки. Соответствующие службы не всегда успевают производить изменения в обеспечении безопасности дорожного движения того или иного участка дороги. Это может быть связанно:
- с большим объёмом работ;
- плохой обратной связью от населения;
- недостаточностью статистических данных;
- недостоверностью статистических данных;
- с неграмотностью работников соответствующих служб;
- халатностью работников соответствующих служб;
- недостаточностью финансирования;
- сбоями в автоматике.
Помимо технических проблем существует ещё и человеческий фактор, когда люди не соблюдают или грубо нарушают правила дорожного движения. Это могут быть:
- осознанные действия водителя – из-за безнаказанности или хамства;
- вынужденные из-за текущих изменений в дорожной обстановке;
- неосознанные из-за плохого знания правил дорожного движения, неправильной их трактовки или временного затуманивания сознания (по разным причинам).
В случае аварийной ситуации, когда стоит выбор попасть в аварию или нарушить ПДД – лучше нарушить правила дорожного движения! Жизнь и здоровье Вас и ваших близких – дороже!
Учитесь читать дорогу и понимать поведение других водителей
В этом поможет хорошее знание ПДД и развитие наблюдательности.
Большинство ситуаций, возникающих на дороге – типовые. Выучив их, Вы будете тратить меньше времени и сил на их решение.
Наблюдайте за другими участниками дорожного движения и берите на вооружение их решения.
Не пытайтесь читать все знаки и разметку на дороге – это невозможно. Старайтесь читать те знаки и разметку, которые нужны сейчас.
Всё время ищите пешеходов. Ищите их, чаще всего, около знаков нерегулируемого пешеходного перехода, там пешеходы наиболее наглые и безответственные.
Совершая маневры следите за реакцией других водителей. По их поведению определяйте, что они понимают, что вы делаете и уступают вам.
Будьте осторожны при маневрировании рядом с крупногабаритной техникой т.к. их обзор сильно ограничен.
Смотрите всегда на несколько машин впереди себя или на расстояние ориентировочно 50-100 м. Это позволит вам лучше понимать дорожную обстановку и иметь время для принятия решения. При езде на большой скорости взгляд лучше переносить дальше приблизительно 100-300 м. Можете по началу чередовать взгляд то на впереди идущую машину, то вперёд на несколько машин.
Если автомобиль справа или слева резко замедляется не спешите его опережать, особенно рядом с нерегулируемым пешеходным переходом или вблизи остановок маршрутных транспортных средств. Из-за них могут выйти пешеходы.
Будьте заметны на дороге
Чем больше водителей, движущихся рядом с вами, будут знать о вашем присутствии, тем больше шансов, что они будут строить безопасную траекторию своего движения с учётом вас и вашего автомобиля. Для того чтобы быть заметным на дороге:
- включайте ближний свет во время движения т.к. человеческий глаз хорошо реагирует на свет и изменение динамики движения объектов;
- включайте габариты при остановке в тёмное время суток на обочине, можно также включать аварийку для большей заметности;
- следите за исправностью лампочек в фарах и средствах световой и звуковой сигнализации;
- обозначайте грузы, которые выходят за габариты автомобиля. Даже если они выходят меньше, чем положено по ПДД.
Будьте предсказуемы
Когда другой водитель может понять (предсказать, прочитать) ваше поведение и манёвры, то он сможет безопасно строить свои маневры относительно вас. Для этого надо:
- включать поворотники при проезде перекрёстков, перестроениях и обгонах;
- включать аварийку при сдаче назад;
- включать аварийку и устанавливать аварийный знак в случае аварии и форс-мажорных обстоятельствах;
- не совершайте без крайней нужды резких маневров;
- не режьте углы при входе в поворот или разворот;
- мигайте дальним светом, сигнализируя о том, что Вы пропускаете водителя и тому подобное.
Сомневаетесь – не делайте
Если есть какие-то сомнения в выполнении того или иного маневра – не делайте или найдите другое решение. Лучше еще раз убедиться в правильности действий и сделать. При вождении автомобиля расчёт на авось чреват серьезными последствиями:
- потеря времени;
- потеря денег;
- ремонт;
- потеря здоровья;
- потеря жизни.
Не торопитесь
Вне зависимости от ситуации, за рулём, нельзя торопиться. По возможности надо стараться ездить в спокойной манере. Тише едешь – дома будешь. Не надо лезть вне очереди на тот свет. Суета и спешка ведут к возникновению ошибок при принятии ответственных решений.
Плавно трогайтесь и тормозите. Это позволит компенсировать внезапные ситуации. Примеры:
- Не торопитесь резко трогаться на светофорах. Есть большая вероятность, что кто-то, шёл на скорости и не успевает остановится на желтый или красный сигнал светофора.
- Если Вы задумались и включили неверную передачу, то плавное троганье позволит вам исправить ситуацию.
- Резкое торможение может привести к тому, что водитель, следующий за вами, не успеет от тормозится и въедет в вашу машину.
Сохраняйте спокойствие
Необходимо стараться сохранять спокойствие и хладнокровие в любых ситуациях. Бывают ситуации, особенно в ограниченном пространстве, когда Вы при маневрировании ограничили проезд и вам начинают сигналить, торопить. Если вы начнёте суетится и реагировать, то с большой долей вероятности попадёте в аварию и заблокируете проезд.
Когда человек суетится или стесняется показать свою неопытность, то начинает судорожно совершать кучу ошибок: путает передачи, педали, сдаёт не в ту сторону, крутить руль не в ту сторону, перегазовывает, неправильно оценивать ситуацию и т.д.
Я думаю никому не хочется стоять, ждать ГАИ и тратить время на суд. Если что, все подождут.
Если кто-то будет неистово сигналить и ругаться, то объясните ему о последствиях. Если он хочет ускорить процесс, то пусть поможет.
Не стесняйтесь
Не стесняйтесь просить о помощи. Это относится не только к начинающим водителям, но и к опытным, тем самым Вы и окружающие избежите достаточно большого количества проблем.
При маневрировании в ограниченном пространстве не стесняйтесь 10 раз выйти из машины и убедиться в том, что Вы ничего не задеваете. Если надо попросите кого-нибудь о помощи. Перед тем как начать маневрировать, постарайтесь объяснить своему помощнику, что именно Вы от него хотите. Вы должны убедится в том, что помощник правильно понял задачу. Если он неправильно поймёт, что именно Вы от него хотите, то Вы можете попасть в аварию.
Необходимо научиться получать удовольствие от вождения
У людей, начинающих водить автомобиль и уже опытных водителей, часто неосознанно, вырабатывается неправильное отношение к вождению автомобиля. Для них каждая поездка – это стресс. Это отношение может перерасти в привычку и иметь негативные последствия.
Когда человек получает удовольствие от езды, то он в меру расслаблен, меньше устаёт и легче реагирует на различные изменения в дорожной обстановке.
Зажатому и напряжённому человеку труднее реагировать на различные изменения обстановки требующей немедленной реакции. Это связано с физиологией. Чтобы изменить движение тела на противоположное, сначала потребуется расслабить зажатые мышцы, а уже затем менять направление движения. На это требуется время. Этого времени может не хватить при возникновении экстренной ситуации.
Напряжённые поездки отнимают у водителя много сил и очень сильно перегружают нервную систему и внимание. Это сказывается на здоровье и реакции.
Для того чтобы быстрее начать получать удовольствие от езды и снизить стрессовую нагрузку на нервную систему необходимо поменять отношение к езде. Для этого:
- перестать себя накручивать перед каждой поездкой;
- выбирать тот темп движения и маневрирования, который позволяет Вам комфортно отслеживать ситуацию на дороге;
- выбирать удобное время для поездки (когда нет пробок, хорошая погода и т.д.);
- перестать реагировать на других нервных водителей. Их нервная система – это их проблема;
- перед каждой поездкой настраивать себя на получение удовольствие от езды;
- при необходимости делать остановки для отдыха;
- не суетится за рулём.
Дай дорогу дуракам…
На дорогах встречаются разные люди (водители), и их можно разделить на несколько групп:
- Грамотные водители – к ним можно отнести людей (водителей) с большим водительским стажем и опытом, которые хорошо читают дорожную обстановку, могут прогнозировать поведение других водителей и их поведение понятно другим участникам дорожного движения. К ним можно отнести водителей с небольшим водительским стажем, которые постоянно совершенствуют водительское мастерство в свободное от вождения время и умеющих делать работу над ошибками;
- Новички – люди (водители) с небольшим водительским стажем, совершающие большое количество ошибок во время вождения. Зачастую они создают вокруг себя нервную обстановку на дороге, которая может привести к аварийной ситуации.
- Дураки – люди (водители), не обременённые знаниями поведения за рулём и не желающие их приобретать. К ним же можно отнести людей самодуров, которые считают, что они всё знают и они всегда правы;
- Больные или уставшие – это люди (водители) находящиеся в состоянии утомления или плохого самочувствия, вынужденные находится за рулём в виду определённых жизненных обстоятельств, вынудивших их сесть за руль в таком состоянии;
- Мошенники – люди (водители) основная деятельность которых состоит в незаконном отъёме денежных или имущественных средств у населения, путём мошеннических действий на дорогах;
- Бандиты – люди (водители) которые занимаются грабежом и убийством;
- Психопаты – люди (водители) находящиеся в состоянии аффекта или с патологиями психики;
- Лихачи – люди (водители) способные ради сомнительного удовольствия на бессмысленные, вредные или приступные поступки;
- Сонные – люди (водители) которые погружаются в сон или находятся в сонном состоянии т.к. не потратили достаточного времени на свой сон;
- Пьяные – люди (водители) находящиеся за рулём в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
Для комфортного и безопасного дорожного движения необходимо осознание и понимание того, что на дороге находятся все перечисленные группы водителей в той или иной пропорции. С этим надо смирится, успокоится и относится к этому с пониманием. Не стоит тратить свои нервы и здоровье на не совсем адекватное поведение того или иного водителя. На всех нервов и здоровья не хватит.
Не обязательно точно определять кто находится за рулём того или иного автомобиля. Не забивайте себе этим голову, так как человеческое внимание ограниченно. Нельзя следить за всем. В случае возникновения рядом с вами автомобиля, водитель которого странно себя ведёт (совершает опасные манёвры или провоцирующие действия), держитесь от него подальше. Если это невозможно, то примите все возможные меры для уклонения от проблем, связанных с таким водителем:
- увеличьте дистанцию;
- сверните на обочину;
- измените манеру торможения;
- обратитесь в правоохранительные органы;
- двигайтесь в оживлённые места;
- включите аварийку.
Не надо учить жизни дураков. Это могут оказаться мошенники или бандиты. Помните, что мошенники или бандиты могут маскировать своё поведение, под поведение новичков!
Не надо учить жизни новичков. Они могут по неопытности устроить такую аварию, после которой вы ещё долго будете разгребать проблемы.
Иногда водители могут совершать странные или необъяснимые поступки из-за ограниченной видимости.
Надо быть снисходительнее к людям (водителям) на дороге, так как Вы тоже были новичком и иногда тоже совершаете ошибки!
Не ухудшайте обзор
Стёкла и зеркала по возможности содержите в чистоте. Не загромождайте стёкла игрушками, наклейками, гаджетами и не злоупотребляйте тонировкой. Плохой обзор ведёт к возникновению аварийных ситуаций. За игрушкой или гаджетом вы можете не заметить пешехода, машину или препятствие.
Регулярно пользуетесь зеркалами
Грубо говоря каждые 5 секунд. Это позволит Вам лучше понимать и контролировать дорожную обстановку вокруг вас. Примеры:
- В случае аварийной ситуации Вы будете понимать можно ли куда-либо сманеврировать, чтобы избежать аварии.
- При торможении на светофоре. Необходимо посмотреть в зеркало заднего вида, чтобы убедиться, что машина сзади успевает от тормозится. Если нет, то вы можете чуть-чуть продвинуть свою машину вперёд. Заблаговременно оставив перед собой немного пространства на подобный случай.
- При поворотах вы будете видеть не режут ли вашу территорию движения кто-нибудь из других участников движения.
- При обгоне или перестроение вы будете видеть не совершает ли кто-то рядом с вами подобный маневр.
Держите исправным ручной тормоз
Не забывайте держать ручной тормоз в исправном состоянии, особенно на автомобилях с автоматической коробкой передач. Где им обычно не пользуются. Это может пригодиться тогда, когда откажут гидравлические тормоза, так как ручной тормоз имеет механический привод. Лучше всего приучить себя пользоваться им при каждой парковке.
Учитесь у всех и везде
Учитесь у опытных инструкторов, водителей и новичков. Изучайте материалы из различных источников:
- статьи;
- блоги;
- форумы;
- видео блоги;
- личный опыт знакомых;
- книги;
- журналы;
- газеты.
Учитесь делать разбор своих полетов (ошибок). Это позволит не повторять свои ошибки в будущем и повысить уровень вашего мастерства!
Держите машину всегда в исправном состоянии и она вас не подведёт.
- ← Болезни мешают быть счастливым?!
- Как работает автомобиль (двигатель, трансмиссия, кпп…) →
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения
FAQ
Основы безопасности дорожного движения (далее БДД) изучаются водителями еще при обучении в автошколе. Но одно дело – знать теорию, и совсем другое – применять ее на практике. При этом одно без другого не имеет смысла. Только используя знания и постоянно оперируя ими на дороге, новичок может стать искусным водителем.
- Основы БДД
- Остановочный путь
- Время реакции водителя
- Тормозной путь
- Центробежная сила на повороте
- Скорость, обгон, видимость, свет
- Другое
- Психофизиологические основы вождения
- Зрительное и слуховое восприятие
- Ощущения равновесия
- Реакция и внимание
- Другое
- БДД при управлении авто в различных условиях
- Нормативно-правовые основы обеспечения
- Основные принципы ОБДД
- Первая медицинская помощь
- Выводы
Основы БДД
Безопасность дорожного движения – это комплекс знаний и мероприятий, которые обеспечивают юридическую и фактическую защиту людей, их собственности от дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) и их последствий, гласит avtobddinfo.ru.
Правовые и нормативные основы обеспечения БДД принимаются и изменяются постоянно, так как здоровье, обеспечение сохранности жизни граждан – одни из главных принципов государства.
Остановочный путь
Это отрезок, который пройдет транспортное средство (далее ТС) с момента появления опасности и реакции водителя до остановки.
Включает в себя расстояние с момента обнаружения автомобилистом возникшего препятствия и тормозной путь транспорта. То есть его длина зависит как от самого водителя, так и от ТС.
Все автомобилисты проходят специальную комиссию, чтобы подтвердить возможность управлять ТС, быстро, гарантированно верно реагировать на возникновение опасных дорожных ситуаций. Лица, занимающиеся перевозкой пассажиров, сдают аттестацию каждые пять лет. Транспортные средства проходят техосмотр и тестирование ежегодно.
Время реакции водителя
Это период от обнаружения препятствия до принятия мер уклонения от него.
Длительность реакции зависит от разных причин:
- физические особенности водителя (возраст, изменения в зрении, слухе);
- самочувствие (усталость, переутомление, болезнь);
- погодные условия;
- окружающие обстоятельства (недостаточное дорожное освещение, вечернее время, заграждающие видимость объекты).
Тормозной путь
Это отрезок, пройденный ТС от нажатия на педаль автомобильного тормоза до полной его остановки.
Продолжительность пути зависима от нескольких показателей:
- исправность тормозной системы;
- скорость ТС;
- состояние дорожного покрытия;
- наклон дороги;
- изношенность, качество шин;
- масса ТС.
Центробежная сила на повороте
При повороте на ТС действует сила, по законам физики «отталкивающая» объект от центра. Чем выше скорость автомобиля, тем сильнее воздействие. Важно правильно выбрать скорость относительно радиуса дуги, а также более плавную траекторию входа в поворот.
В пределах своей полосы движения необходимо максимально приблизится к внешней стороне закругления дороги (при повороте направо отклонится налево и наоборот).
В пособиях для водителей указано, что заходить в поворот следует с постоянной скоростью (сниженной заранее), либо немного ускорится. Торможение с повернутыми колесами может вызвать занос.
Важно знать! При значительном превышении скорости и неправильном входе в поворот возрастает вероятность опрокидывания автомобиля.
Скорость, обгон, видимость, свет
Эти факторы являются одними из наиболее влияющих на ДД. Законодательством установлены правовые основы ограничения скорости дорожного движения. Они зависят от местности, погодных условий. По дорогам необходимо двигаться со скоростью, указанной на обязывающих или рекомендуемых знаках. Символы указаны вдоль трас.
Существует понятие средняя скорость транспортного потока, которой не следует противоречить. Движение медленнее или быстрее данного показателя также влияет на БДД.
При обгоне сужается сфера зрения, поэтому не стоит слишком приближаться к обгоняемому объекту. Также необходимо убедиться, что автомобиль успеет вернуться в свою полосу, не мешая другим участникам ДД. Крайне важно совершать обгон так, чтобы автомобилисты видели ваше ТС в зеркала и понимали намерения.
Казалось бы, дальний свет – большой помощник водителя. Но в условиях снегопада или тумана он неэффективен, поэтому применяется ближний свет в сочетании с противотуманками.
При приближении к высокому подъему также следует переключить дальний свет на ближний.
Другое
Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения говорят о том, что даже если водитель заметил возникшее препятствие вовремя, у него должно быть достаточно расстояния, чтобы избежать столкновения. Именно для этого предусмот-рено понятие безопасная дистанция. Оно не имеет числового выражения, сущест-вуют лишь рекомендации по его исчислению.
- в обычном режиме: половина скорости, в метрах (при движении ТС 40 км/ч дистанция должна составлять 20 метров);
- на мокром асфальте: скорость, переведенная из км. в м. (40 км/ч – 40 метров).
Но даже если вы сами соблюдаете дистанцию, автомобиль, идущий позади, может этого не делать. Если машина едет близко, чтобы не спровоцировать ДТП, следует наблюдать в зеркала заднего вида, а торможение начинать заранее и более плавно.
Важно! Не забывайте соблюдать боковую дистанцию как по отношению к соседям по движению, так и к встречному потоку.
Детальная информация видна на видео:
Психофизиологические основы вождения
Водитель должен воспринимать большой объем информации и умело производить ее анализ, чтобы вовремя реагировать на изменения в обстановке. Весь процесс требует определенных психофизических и временных затрат.
Зрительное и слуховое восприятие
Недостаточно обладать только остротой зрения, следует также учитывать особенности восприятия глаза. Правильно определять расстояние и размер предмета возможно только при нацеливании на объект.
Важно и освещение – например, в темное время суток не видно мелких деталей, по-другому воспринимается скорость идущего на встречу автомобиля. Водитель должен быть более внимателен. Быстрое изменение освещенности может вызвать световой шок и временную слепоту. Также важен цвет – расстояние до темных предметов кажется дальше, а до светлых – ближе, чем на самом деле.
ВНИМАНИЕ! Глаз воспринимает скорость объектов ниже, чем она является на самом деле, а расстояние до объекта – выше настоящего.
Постоянное воздействие на слух также влияет на общее состояние организма, нарушая координацию вестибулярного аппарата. Шум внутри легкового автомобиля не превышает нормы, а вот в грузовых ТС, а также при громком включении музыки, восприятие информации ухудшается. Отвлекают от дороги и машины со спецсигналами, а также неожиданные громкие звуки.
Ощущения равновесия
При изменении скорости, направления движения (вверх, вниз, на поворотах) на человека воздействуют силы инерции. При перегрузке они могут вызывать неприятные или даже болезненные ощущения.
Поэтому важно двигаться с той скоростью, которая оптимальная для организма.
ВАЖНО! Обязательно используйте детские кресла, подходящие по возрасту и весу ребенку. Они обеспечивают необходимую поддержку, стабилизируют равновесие при ударе.
Реакция и внимание
Показатель времени ответа человека на опасную ситуацию колеблется от 0,5 до 1,6 секунды. При утомлении, усталости, болезни, неожиданности, принятии алкоголя внимание притупляется. Как вести себя в данном случае? Ответ один – наблюдайте за своим состоянием и не садитесь за руль при ухудшении самочувствия.
Другое
Люди, пребывающие в бодром, радостном состоянии, намного внимательнее, чем эмоционально подавленные водители. Поэтому их действия в опасной ситуации более быстры и координированы.
Типичными признаками переутомления считаются вялость, сонливость, отсутствие концентрации. При подобных внутренних сигналах следует быть более внимательным и осторожным на дороге. Лучше и вовсе прекратить движение.
Детальная информация видна на видео:
БДД при управлении авто в различных условиях
Каждый учащийся и опытный водитель должен знать основы безопасности движения автомобилей в ситуациях, отличных от нормы.
- Движение на спуске. Главное правило – не нажимать педаль тормоза без перерывов, во избежание перегрева двигателя. При долгом крутом спуске можно вести машину на пониженной передаче при постоянной скорости.
- Движение с места на подъеме. Следует использовать или обычный, или ручной тормоз, отпустив его в момент нажатия на газ, чтобы не допустить скатывания назад.
ЭТО ВАЖНО! Во всех автошколах учат одному простому правилу – транспорт управляем до тех пор, пока колеса крутятся, а не заблокированы. Поэтому пользуйтесь тормозом правильно – плавно и прерывисто. - Снег. Следует включить пониженную передачу либо (если есть) режим Snow.
- Гололед. Не допускайте резких движений руля и по возможности не тормозите. Данные правила также применимы к движению по мокрой грязи.
- Мокрый асфальт. При движении по воде на высокой скорости может образоваться «водная подушка», поэтому не рекомендуется езда свыше 80 км/ч. Если занос все-таки произошел, пробуйте тормозить двигателем, понижая передачи. На мокрой траве или асфальте также используют режим Snow. После въезда в лужу желательно просушить колодки, двигаясь на небольшой скорости, а на сухом участке дороги несколько раз нажав на педаль тормоза.
ВАЖНО! АБС (антиблокировочная система) выполняет торможение на грани замыкания колес. Идеально подходит в случаях заносов (когда машина идет «юзом»), но аккуратно следует использовать при скользком покрытии дороги.
Нормативно-правовые основы обеспечения
Теперь перейдем к законам.
Нормативно-правовые основы и правила обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в следующих документах:
- ФЗ №196 от 10.12.1995;
- Указ Президента Российской Федерации №711 от 15.06.1998;
- Постановления Правительства РФ №508 от 30.04.1997 и №567 от 19.10.2004;
- Положение о ГИБДД МВД России;
- Транспортная стратегия РФ до 2030 года №1734р от 22.11.2008;
- ПДД.
Из всех перечисленных документов Федеральный закон, Транспортная стратегия и учебники правил ДД постоянно обновляются.
Основные принципы ОБДД
Безопасность на дороге – одна из важнейших задач государства.
За ею следят несколько инстанций.
Основные принципы гарантированного обеспечения безопасности движения закреплены в ст. 3 ФЗ №196:
- сохранность здоровья и жизни людей;
- соблюдение интересов отдельных особей и общества в целом, а также потребностей государства;
- обязанности должностных лиц, ответственность государства за БДД;
- целевое, программное и постоянное изменение в правилах безопасности ДД.
Первая медицинская помощь
Сохранение жизни пострадавшего в ДТП во многом зависит от того, как быстро ему оказана медицинская помощь. Это относится не только к медработникам, но и участникам ДД.
К сожалению, на лекциях в автошколах вопрос оказания первой помощи рассматривают крайне мало, конспектируя основные моменты и часто не проходя практику. Но любому водителю необходимы хотя бы минимальные знания.
- Обморок – кратковременная потеря сознания, вызванная испугом, болевым шоком, травмой. Неотложные действия:
- привести пострадавшего в горизонтальное положение;
- опустить голову;
- освободить верхнюю часть туловища от стесняющей дыханье одежды;
- обрызгать холодной водой;
- дать нашатырный спирт.
- При травматическом шоке пострадавшего требуется согреть, обеспечить покой, дать таблетку анальгина.
- При артериальном кровотечении (выброс крови яркой красной струей) следует пережать аорту выше места ранения, наложив жгут. Если кровь льется непрерывно и равномерно – это венозное кровотечение, здесь необходимо плотное прижатие вены.
- Чтобы не занести инфекцию в раны, желательно применить любые антисептики, перевязать место чистым бинтом или марлей.
- При ушибах, растяжениях, вывихах, переломах следует обеспечить покой, фиксацию и охлаждение поврежденного места.
Внимание! При травмах черепа или обмороках важно следить, чтобы человек не задохнулся, если начнется рвота – для этого поверните его голову немного на бок. Желательно не трогать пострадавшего до появления медиков. - Остановка дыхания или сердца. Необходимо начать искусственное дыхание, а в последнем случае – сочетать его с непрямым массажем сердца.
Для самостоятельного изучения правил оказания первой помощи следует ознакомиться с пособиями и книгами, желательно посетить занятия, которые часто устраивают при автошколах, а также в медицинских учреждениях в качестве государственной программы.
Такие лекции проводятся бесплатно. После прохождения курсов участниками сдаются экзаменационные тесты по основам ПМП.
Выводы
Аварийность на дорогах – серьезная международная проблема, требующая не только законодательного регулирования, но и изменения в уровне сознательности граждан, являющихся сторонами в ДД. Это относится как к водителям, так и к пассажирам, пешеходам.
Важно повышать теоретическую грамотность всех участников, начиная со школьников, проводя уроки безопасности.
Политика государства должна быть направлена на предотвращение ДТП с любыми травматическими исходами, а простым гражданам следует соблюдать ПДД и быть осмотрительными в любых ситуациях на или возле дороги.
Как оказывать первую медицинскую помощь при ДТП можно узнать из следующего видео:
Основы безопасности дорожного движения
В теории безопасности движения особое значение имеют понятия «остановочный путь», «время реакции водителя» и «тормозной путь».
Основы безопасности дорожного движения
Остановочный путь — путь, пройденный транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.
Время реакции водителя — время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по ее избежанию.
Тормозной путь — путь, пройденный транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.
Остановочный путь включает в себя путь, пройденный за время реакции водителя, и тормозной путь. Следовательно, на величину остановочного пути влияют и действия водителя, и поведение транспортного средства.
Если водитель заметил опасность на своем пути заранее и затормозил вовремя, то ему всегда хватит остановочного пути, чтобы избежать ДТП.
Но когда остановочный путь превышает расстояние до препятствия, избежать аварии за счет торможения становится невозможно.
Поэтому очень важно так наблюдать за дорогой, чтобы все опасности находились под контролем, и ни одна из них не застала водителя врасплох.
Однако добиться этого удается не всегда. В темное время суток, в условиях недостаточной видимости опасные объекты могут появиться в поле зрения слишком поздно.
Бывает и так, что водителя подводит собственное зрение — при определенных условиях глаза человека ошибочно оценивают расстояние до объектов или скорость их перемещения.
Такой обман зрения называется оптической иллюзией. Вы должны знать, в каких случаях зрение предоставляет водителю неверную информацию.
Условия | Проблема | Опасность | Совет |
---|---|---|---|
Движение в поле, степи, пустыне | Искажается восприятие собственной скорости | Реальная скорость вашего автомобиля значительно выше, чем вам кажется | Чаще сверяться со спидометром и принудительно снижать скорость |
Недостаточная видимость (воздух непрозрачен) | Искажаются расстояния до предметов | Любые предметы и объекты находятся ближе, чем вам кажется | Дополнительно увеличить дистанцию, начинать торможение раньше, чем обычно |
Недостаточная освещенность(сумерки, ночь, пасмурная погода) | Искажается восприятие скорости встречного автомобиля | Встречный автомобиль приближается быстрее, чем вы ожидаете | Соблюдать осторожность при обгоне, оставлять запас расстояния при выезде на встречную полосу |
Время реакции водителя
Считается, что у среднестатистического водителя время реакции находится в диапазоне от 0,5 до 1,5 секунды. Это время увеличивается, если водитель находится в состоянии опьянения, утомления или болезни, отвлекается от управления, разговаривает по мобильному телефону и т.д.
Вместе с замедлением реакции происходит увеличение остановочного пути и повышается риск совершения ДТП.
Так, замедление реакции водителя на 1 секунду приведет к тому, что автомобиль, движущийся со скоростью 90 км/ч, при возникновении опасности проедет лишние 25 метров, прежде чем водитель нажмет на педаль тормоза.
Впоследствии этих метров может не хватить для предотвращения ДТП.
Особую опасность представляет утомление водителя. Оно наступает незаметно и зачастую заканчивается тем, что водитель засыпает за рулем. В дальних поездках при первых признаках сонливости нужно остановиться и найти возможность поспать как минимум 30-40 минут.
Тормозной путь автомобиля
Величина тормозного пути зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются:
- Скорость движения;
- Техническое состояние тормозной системы;
- Состояние проезжей части дороги;
- Масса транспортного средства.
Основные правила выбора безопасной скорости мы рассматривали в 10-м разделе нашего курса. Если вы затрудняетесь с ее определением, можно ориентироваться на среднюю скорость транспортного потока, в котором вы движетесь. Движение значительно быстрее или значительно медленнее транспортного потока создает серьезные опасности на дороге.
Большое влияние на величину тормозного пути оказывает состояние проезжей части. Если на скользкой дороге нажать на тормозную педаль слишком сильно, то может возникнуть ситуация, когда вращающиеся колеса остановились, а сила инерции продолжает толкать автомобиль вперед.
Такое движение, при котором ТС не катится, а скользит, называется юзом. Движение юзом приводит не к уменьшению, а к возрастанию тормозного пути, поэтому его нужно избегать.
Важно знать!
Наиболее эффективным является торможение на грани блокировки колес. Оно требует умелого пользования педалью тормоза. На скользкой дороге, чтобы не допустить юза, нужно многократно и очень часто нажимать и отпускать тормозную педаль, не давая колесам заблокироваться.
Если автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов (АБС), то она сама выполняет эту работу за водителя. В таком случае, ему остаётся только держать тормозную педаль в нажатом положении до полной остановки автомобиля.
Наличие АБС улучшает управляемость и снижает вероятность заноса, однако эта система не может гарантировать предотвращения ДТП при неосторожных действиях водителя. То же самое можно сказать об использовании качественных зимних шин в холодное время года.
Тормозной путь связан с массой автомобиля следующим образом. Независимо от загрузки, торможение обеспечивают четыре колесных тормозных механизма. При увеличении массы нагрузка на них возрастает, тормоза быстро нагреваются, отчего сила трения уменьшается, а тормозной путь — увеличивается.
Особенно заметно это бывает на крутых или затяжных спусках. Во избежание отказа тормозов при длительном движении под уклон, нельзя постоянно использовать педаль тормоза для снижения скорости.
Чтобы скорость на спуске оставалась стабильной, каждый водитель должен владеть приемом, который называется «торможение двигателем». Если, не выключая передачу, отпустить педаль газа, то двигатель, работающий на малых оборотах, не позволит колесам разгоняться.
Если на крутом спуске этого оказалось недостаточно, то нужно перевести рычаг коробки передач на пониженную передачу — скорость автомобиля снизится и в дальнейшем будет поддерживаться постоянной.
Когда автомобиль находится не на спуске, а на подъеме, у начинающего водителя могут возникнуть трудности при трогании с места. Поскольку тормозная педаль в этот момент не нажата, автомобиль может покатиться назад.
Чтобы не допустить отката, вы можете заранее задействовать рычаг стояночного тормоза, а в момент начала движения отпустить его свободной рукой.
Помимо нагрева, тормозная система не любит сырости. Если при проезде через глубокую лужу в тормозные механизмы попала вода, нужно просушить их, несколько раз активно притормозив на свободном участке дороги. Тепло, которое выделится при торможении, будет способствовать испарению влаги.
Важно знать!
В процессе движения водитель должен стараться избегать резких торможений, поскольку они могут привести к наезду сзади. Перед любым торможением нужно знать, что происходит позади вашего автомобиля. Для этого существуют зеркала заднего вида. Если позади идущее транспортное средство находится на близком расстоянии, чтобы не спровоцировать ДТП, нужно начинать торможение раньше,чем вы привыкли, и нажимать на педаль тормоза более плавно. Если впереди есть свободное пространство, в такой ситуации лучше всего воспользоваться торможением двигателем, вообще не прикасаясь к тормозной педали.
Дорожные условия и движение автомобиля
Как уже было сказано, состояние дороги и погодные условия существенно влияют на движение и торможение транспортного средства. На скользкой дороге создаются условия для буксования, юза и заноса автомобиля.
Тормозной путь легкового автомобиля | ||
---|---|---|
на асфальте | на льду | |
30 км/ч | 6 метров | 17 метров |
60 км/ч | 23 метра | 69 метров |
90 км/ч | 52 метра | 156 метров |
Чтобы не застрять при движении по рыхлому снегу, нужно заранее выбрать пониженную передачу и двигаться без остановок и резких поворотов.
При движении в гололедицу следует проезжать скользкие участки дороги без торможения и резких поворотов руля, не пользуясь педалью сцепления. При необходимости снизить скорость нужно максимально использовать торможение двигателем, которое не приводит к движению юзом и заносу автомобиля.
Важно знать!
При наезде на скользкую поверхность только одной стороной автомобиля (например, правыми колесами) любое торможение и резкий поворот руля может привести к заносу.
В начале дождя после длительной сухой погоды дорога становится очень скользкой, потому что скопившаяся на ней пыль превращается в грязь. Пока дождь не усилится и не смоет грязь с проезжей части, нужно управлять автомобилем с той же осторожностью, что и в гололедицу.
Во время сильного дождя под колесами автомобиля, движущегося на высокой скорости, может возникнуть «водяной клин», из-за чего автомобиль перестаёт слушаться руля. В таких условиях нельзя развивать скорость более 80 км/ч.
Если автомобиль все же потерял управляемость из-за водяного клина, то для снижения скорости можно использовать только торможение двигателем. При этом ни в коем случае нельзя нажимать тормозную педаль, поскольку это немедленно вызовет сильный занос.
Порыв сильного бокового ветра при выезде с закрытого участка дороги на открытый (например, из леса в поле) может привести к внезапному изменению траектории транспортного средства.
Для повышения устойчивости рекомендуется снизить скорость, перейти на пониженную передачу, а при необходимости — выровнять траекторию при помощи руля.
Вывод автомобиля из заноса
Занос — это процесс, при котором задняя часть автомобиля отклоняется от основной траектории вправо или влево. При сильном заносе не исключено вращение автомобиля на проезжей части и выбрасывание его за пределы дороги.
Занос автомобиля на скользкой дороге может быть вызван одной из трех причин:
- Резким торможением;
- Резким разгоном с пробуксовкой колес;
- Резким поворотом руля на слишком большой скорости, которая не соответствует состоянию дороги.
Важно знать!
Для выхода из заноса необходимо в первую очередь устранить причину, по которой он возник — прекратить торможение, ослабить нажатие на педаль газа, либо повернуть руль в обратную сторону.
После того как причина заноса устранена, водителю остаётся только восстановить правильную траекторию. На разных типах автомобилей это делается по-разному.
Однако в любом случае основным действием является поворот руля в сторону заноса. Чтобы быстро повернуть руль на достаточный угол, держать его нужно немного выше середины рулевого колеса.
Важно знать!
Во время заноса можно пользоваться только рулем и педалью газа. Ни в коем случае не следует нажимать педали тормоза и сцепления.
На заднеприводных автомобилях (грузовики, а также легковые автомобили Mercedes, BMW) необходимо плавно сбросить газ и как следует повернуть руль в сторону заноса. Когда траектория начнет восстанавливаться — повернуть руль обратно на меньший угол.
На переднеприводных автомобилях (большинство моделей легковых автомобилей) нужно задать рулем нужное вам направление движения передних колес и плавно прибавить газ, чтобы отклонившаяся в сторону задняя ось не пыталась «обогнать» передние колеса.
На полноприводных автомобилях (джипы, внедорожники) нужно поворачивать руль, как на переднеприводном автомобиле, и пытаться найти такое промежуточное положение педали газа, при котором траектория начнет восстанавливаться.
Опрокидывание автомобиля
Как правило, автомобиль опрокидывается при движении по дуге. В это время на него действует центробежная сила, величина которой зависит от скорости движения и радиуса поворота.
Необходимо знать, что величина центробежной силы пропорциональна квадрату скорости. Это значит, что с увеличением скорости движения в два раза центробежная сила возрастает в четыре раза.
По этой причине автомобиль не опрокидывается при поворотах на малой скорости, когда центробежная сила не играет существенной роли — на перекрестках, во дворах и т.д.
Но там, где дорога описывает плавную дугу, водители продолжают двигаться достаточно быстро, из-за чего центробежная сила существенно возрастает и становится опасной.
Поэтому вы должны выбирать и поддерживать на закруглении дороги такую скорость, которая не приведет к опрокидыванию. В этом вам помогают дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости» 3.24.
Важно знать!
Проходить закругление дороги нужно с постоянной скоростью или с небольшим ускорением. Торможение на повороте, когда автомобиль движется с повернутыми колесами, создает условия для возникновения заноса. Поэтому каждый раз водитель должен снижать скорость до безопасной величины в конце прямолинейного участка перед поворотом.
Риск опрокидывания зависит также от того, какую траекторию поворота выберет водитель при проезде закругления. Чем более плавной является дуга, по которой он движется, тем меньше величина центробежной силы.
В пределах полосы движения или своей половины проезжей части всегда можно сместиться немного влево или немного вправо. Чтобы не опрокинуться на критической скорости нужно еще до начала поворота направить свой автомобиль к внешнему краю закругления дороги.
Иначе говоря, если дорога уходит вправо, отклоняться нужно влево, и наоборот.
Существует и третья причина, от которой зависит вероятность опрокидывания при прочих равных условиях.
Дело в том, что любые предметы с высоко расположенным центром тяжести падают очень легко, а предметы, у которых центр тяжести смещен вниз, отличаются хорошей устойчивостью.
В этом отношении порожний автомобиль всегда устойчивее, чем груженый или перевозящий пассажиров, потому что и груз, и пассажиры размещаются выше уровня колес, а значит, общий центр тяжести у такого автомобиля поднимается вверх.
Поэтому для снижения риска опрокидывания важно соблюдать два правила:
- При загрузке автомобиля тяжелый багаж следует размещать как можно ниже;
- На груженом автомобиле нужно проходить закругления дороги с большей осторожностью и сильнее снижать скорость перед поворотом.
Экономия топлива
При движении по одному и тому же маршруту на двух одинаковых автомобилях разные водители израсходуют разное количество топлива. Искусство экономичной езды состоит из множества секретов. Вот несколько простых правил:
- Поддерживайте свой автомобиль в исправном состоянии;
- Заправляйтесь качественным топливом;
- Используйте первую передачу только при трогании с места и на очень крутых подъемах;
- Не затягивайте переключение передач при разгоне. Последняя по счету передача — самая экономичная;
- Для плавного снижения скорости не пользуйтесь педалью тормоза, применяйте торможение двигателем;
- Старайтесь избегать лишних торможений и остановок.
Важно знать!
Резкое нажатие на педаль газа всегда приводит к излишнему расходу топлива и приносит вред вашему автомобилю.
Любое торможение превращает полезную энергию, предназначенную для движения автомобиля, в бесполезную энергию, которая препятствует этому движению. Особенно много энергии теряется при резком торможении.
https://diletant.club/2020/11/24/osn-bez-vozhd-auto/
https://avtobddinfo.ru/faq/osnovnye-printsipy-obespecheniya-bdd