Содержание
Особенности ходовой части бульдозера и инструкция по замене гусениц Komatsu
Ходовая часть бульдозера работает в постоянном контакте с опорной поверхностью, и это является главной причиной ее быстрого износа. При движении машины ведущие колеса, упираясь во втулки, перемещают гусеничные полотна, звенья цепи контактируют с направляющими колесами, опорными и поддерживающими катками, а грунтозацепы башмаков погружаются в грунт. В результате таких взаимодействий металл стирается, частицы грунта ускоряют этот процесс, воздействуя как абразив.
Износ ходовой части бульдозеров
К основным факторам, влияющим на ресурс, можно отнести следующие:
- Абразивное воздействие. Его уровень зависит от типа, текстуры и влажности грунта, на котором работает машина. Больше всего воздействуют на ходовую часть влажные грунты с высоким содержанием твердых и острых гранул. Например, песок.
- Налипание грунта. Из-за налипания грунта вокруг движущихся деталей и узлов ходовой части гусеничная цепь заедает и способствует неправильному зацеплению деталей. Хуже всего сказывается на ресурсе ходовой части увеличение диаметра направляющего и ведущего колес из-за налипания грунта, что может привести к сильному натяжению цепи, и она соскочит с колес.
- Ударные нагрузки. Способствуют увеличению зазора между пальцами и втулками, появлению задиров, изгибов или трещин в деталях ходовой части. Уровень ударных нагрузок зависит от степени проникновения грунтозацепов башмаков в грунт. Высокие ударные нагрузки приходятся на ходовую часть, если грунтозацепы не могут проникнуть в грунт, например при работе на скалистой местности или на смерзшейся почве.
Больше всего изнашиваются следующие детали ходовой части:
- Направляющие колеса (ленивцы) – из-за выработки втулок, в которые попадает грунт.
- Опорные и поддерживающие катки – стираются из-за контакта с направляющими поверхностями звеньев цепи.
- Звенья гусеничной цепи – соприкасаются с зубьями ведущего колеса. Влияет на износ абразивное воздействие, ударные нагрузки, высокая скорость поворотов машины, работа на склонах или чрезмерное натяжение цепи.
- Башмаки звеньев – из-за контакта с грунтом.
- Ведущие колеса (звездочки) – при изменении направления движения бульдозера на них приходится максимальная нагрузка.
Этот список можно дополнить натяжителями и подшипниками ведущих и направляющих колес.
Особенности гусениц бульдозеров Komatsu
В бульдозерах Komatsu применяется ходовая часть типа SALT. Ее главное отличие – консистентная смазка между втулкой и пальцем. Это решение снижает износ деталей, делает ход машины более плавным и уменьшает интенсивность растяжения цепи.
Помимо стандартной, есть еще несколько видов гусениц типа SALT:
- PLUS с вращающейся втулкой. Она смазывается и практически без трения вращается вокруг пальца. Это сокращает износ втулок и ведущих колес.
- AR – гусеница с повышенной износостойкостью. За счет специальных режимов термообработки втулок ее ресурс на 30 % выше, чем у стандартных аналогов.
- HD-AIR – гусеница усиленной конструкции с повышенной ударо- и износостойкостью втулок.
- DUAL BUSHING – гусеница с двойной втулкой: внутренняя запрессовывается в звено, а наружная свободно вращается вокруг пальца. Это оптимальное решение для машин, эксплуатируемых на абразивных грунтах с низкими ударными нагрузками, например, на песке).
Как заменить гусеницу на бульдозере Komatsu
Замену гусеницы рассмотрим на примере одной из популярных моделей бульдозеров Komatsu D65EX-16. Она может комплектоваться гусеницами STANDARD, PLUS, AR или HD-AIR. Замену производят в следующем порядке:
- Перемещая машину, устанавливают замковое звено гусеницы над направляющим колесом с таким расчетом, чтобы замковое звено находилось над осью направляющего колеса или немного позади него.
- Устанавливают больший опорный блок со стороны направляющего колеса так, чтобы он служил опорой для грунтозацепа башмака гусеницы.
- Устанавливают меньший опорный блок между поддерживающими катками. Задача блоков – не допустить преждевременного раскрытия замкового звена.
- Ослабляют штуцер регулировочного цилиндра механизма натяжения гусеницы на один оборот. Консистентная смазка высвободится из полости штока, и натяжение цепи ослабится. Если этого не произойдет, необходимо подать машину вперед или назад и повторить п. 1–3.
Если натяжение цепи не ослабевает, значит, рама гусеничной тележки неисправна. В этом случае, чтобы избежать спружинивания цепи, нужно переместить машину, прижав гусеничную цепь со стороны направляющего колеса к стене или отвалу другой машины и расположив замковое звено между направляющим колесом и передним поддерживающим катком.
Гусеница снята. Устанавливают ее в обратном порядке. Болты замкового звена нужно затянуть вручную так, чтобы соединились поверхности замкового звена. После этого затягивают болты с усилием 35±4 кгм (343±39 Нм) за первый проход и угловой затяжкой градусов за второй проход.
Как продлить срок службы гусеницы
Чтобы поддерживать бульдозер в исправном состоянии, мы рекомендуем:
- Ежедневно осматривать машину: проверять комплектность, затяжку болтов, убедиться в отсутствии утечек масла в направляющих и ведущих колесах, опорных и поддерживающих катках. Во время осмотра нужно оценить износ гусениц, но это можно делать не ежедневно, а еженедельно. Особое внимание обратить на внутренние и наружные втулки подшипников и высоту звеньев цепи.
- Чистить гусеницы после каждой смены. Грунт является абразивом и повышает износ деталей и узлов ходовой части. Накапливаясь, он мешает вращению катков, увеличивает натяжение гусениц и расход топлива.
- Проверять натяжение гусениц каждую неделю. При чрезмерном натяжении быстрее изнашиваются детали и узлы ходовой части, теряется тяговая мощность (а с ней и производительность машины), расходуется больше топлива, в три раза сокращается срок службы втулок. При недостаточном натяжении быстрее изнашиваются наружные втулки подшипников и зубцы ведущих колес.
Мы рекомендуем проводить ТО через каждые 250 моточасов (это оптимальная периодичность замены масла и масляного фильтра). Наши специалисты проводят качественное техническое обслуживание для всей купленной у нас техники.
Колёсные против гусеничных
Производители экскаваторов предлагают модели с гусеничными движителями и на колёсах. Но большая доля продаж в России приходится именно на «гусянки». Правда ли, что «колёсники» уступают в эффективности или это миф? Разберёмся вместе с экспертами.
Своим ли ходом?
На строительных площадках в России действительно преобладают гусеничные экскаваторы. Их везут на тралах за много километров к месту работ. Хотя, казалось бы, пневмоколёсный мог бы добраться своим ходом, сэкономив деньги. Но специалисты говорят, что это не так.
«Не надо забывать, что ходовая колёсного экскаватора — это не ходовая грузовика. Ходовая колёсного экскаватора не оснащена подвеской, и при перемещении на значительные расстояния в скором времени понадобится серьёзный ремонт. Ходовая колёсного экскаватора не предназначена для таких пробегов.
В США или Европе вы не увидите колёсный экскаватор, который едет с одного конца города на другой. Обычно их перевозят на низкорамных прицепах, потому что перевозка с одного объекта на другой на прицепе будет намного дешевле, чем перегон колёсного экскаватора своим ходом», — утверждает технический инструктор ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere) Александр Нилов.
В случае, если экскаватор превышает положенные для перевозки тралом размеры или массу, то придётся получать согласование в ГИБДД.
«Несмотря на высокую стоимость транспортировки тралом, он наиболее безопасен. Низкорамные платформы, как правило, имеют ширину платформы 2,5-3,2 м, длину — 6-12 м. Перед транспортировкой нужно опустить стрелу. Для колёсных экскаваторов также возможна буксировка на жёсткой сцепке, но такой способ может негативно сказаться на состоянии трансмиссии и применим только для небольших расстояний.
Перегон своим ходом также возможен, но каждые 20-30 километров требуется дать машине отдохнуть 20-30 минут, чтобы избежать негативных последствий.
Для перевозки мини-экскаваторов можно использовать прицеп или универсальный эвакуатор, или тщательно закрепить экскаватор в кузове самосвала, если позволяет грузоподъёмность», — рекомендует генеральный директор ООО «Бетонсервис+» (бренд Tech-Rent) Михаил Иванов.
Технически, на гусеничные движители можно натянуть резиновые траки, чтобы экскаватор мог переехать своим ходом. Но опять же, на условное расстояние, разрешённое производителем. При нарушении данных рекомендаций эксплуатирующая организация может столкнуться не только с повышенным износом компонентов ходовой, но и с перегревом бортовых и опорных катков, напоминает Александр Нилов. К тому же сами резиновые траки довольно быстро износятся, да и на дорогу общего пользования всё равно выезжать запрещено.
Михаил Иванов предостерегает владельцев «гусянок» от применения резиновых траков на скользких поверхностях, так как уровень сцепления с поверхностью будет снижен и, к примеру, на мокрой плите их применение небезопасно.
Востребованы в своих нишах
По словам экспертов, несмотря на сложности транспортировки у обоих видов экскаваторов, главное преимущество колёсных в мобильности. Представитель John Deere подчёркивает, что этот вид техники очень популярен у предприятий сферы ЖКХ, а не у строителей, на чьих площадках колёса часто прокалывают арматурой и острыми камнями, да и сама машина из-за меньшего опорного контура ограничена в возможностях.
«Одним из главных преимуществ гусеничных машин является низкое удельное давление на грунт, и за счёт этого они могут перемещаться в условиях любой неподготовленной площадки. Обычно удельное давление на грунт гусеницы не превышает давления ступни человека на грунт.
Главным и единственным преимуществом колёсного экскаватора является то, что он может передвигаться между близко расположенными рабочими площадками, не испортив при этом асфальта. Примером такой работы может служить прокладка водопровода или канализации вдоль улицы, там, где нужно выкопать несколько шахт на небольшом расстоянии и перемещаться между ними», — поясняет Александр Нилов.
Он также добавляет, что по части обслуживания колёсные и гусеничные экскаваторы схожи и подчёркивает необходимость использования качественных масел и жидкостей, так как именно гидравлика обеспечивает работу всех ключевых систем.
«Из кардинальных отличий можно отметить технически более сложное устройство колёсных машин в части системы трансмиссии и привода. Срок полезного использования ходовой на гусеничной машине зависит от характера работы, а также своевременного обслуживания техники, в том числе, и регулировки степени натяжения гусеничной ленты», — уверяет эксперт John Deere.
Он допускает, что хоть сами шины стоят дешевле гусениц, ремонт ходовой части колёсного экскаватора обойдётся недёшево, если машина будет переезжать с объекта на объект своим ходом.
А вот глава компании по аренде строительной техники Tech-Rent считает, что ремонт ходовой части гусеничных экскаваторов обходится дороже, чем колёсных. При активной эксплуатации на строительных площадках технике требуется регулярная замена гусеничных башмаков, катков, звёздочек и других узлов.
«Колёсные экскаваторы — универсальная спецтехника, востребованная не только для земляных работ. Как правило, большинство производителей колёсных экскаваторов включают в стандартную комплектацию гидравлические контуры для присоединения навесного оборудования и поворотно-наклонный механизм. Навесное оборудование позволяет колёсным экскаваторам выполнять ландшафтные и садово-парковые работы, уборку снега, поднимать грузы на стройплощадке, выполнять погружение свай, пробиваться сквозь дорожное полотно к инженерным коммуникациям с минимальным ущербом», — приводит пример Михаил Иванов.
Генеральный директор ООО «Бетонсервис+» (бренд Tech-Rent) Михаил Иванов
«Большая часть территории России не освоена, в то время как территория Европы густонаселена и достаточно благоустроена. Массовое применение гусеничных экскаваторов способно нанести ощутимый ущерб дорожному покрытию, а перемещение их на специальном трале выйдет значительно дороже, в то время как колёсный экскаватор способен самостоятельно передвигаться.
При работе в условиях плотной городской застройки Европы целесообразнее применять высокоманевренную технику, а гусеничные экскаваторы все же достаточно неуклюжи.
В России большое количество ресурсодобывающих площадок, обустройство которых требует применения высокомощных экскаваторов, поэтому гусеничные модели так популярны в нашей стране. Также они более востребованы в РФ из-за специфики климата, так как эффективно работают в любых, даже самых сложных погодных условиях. Гусеницы позволяют спецтехнике передвигаться по любым поверхностям и склонам, по снегу и льду.
Гусеничные экскаваторы чаще всего применяют при расчистке неосвоенных участков, разрушении зданий, в карьерах и при необходимости высокопроизводительной выемки грунта. На слабых, топких и неровных грунтах гусеничным экскаваторам нет равных: отличное сцепление с поверхностью и мощная тяга, невысокие показатели удельного давления на грунт.
Ещё один фактор, влияющий на популярность гусеничных экскаваторов, — низкая цена (на 20-30% ниже, чем колёсных). Кроме того, при покупке колёсного экскаватора взимается утилизационный сбор. Поэтому по количеству единиц проданной техники в РФ гусеничные экскаваторы превосходят колёсные практически в 2 раза.
Колёсные экскаваторы идеальны в условиях, когда необходимо передвигаться между несколькими строительными площадками, а также при работах вдоль дорожного полотна. Кроме того, есть много моделей с укороченным вылетом задней части, что упрощает работу в городских условиях».
ПРОТИВ
Технический инструктор ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere) Александр Нилов
«Не стоит категорично утверждать, что рынок колёсных машин превалирует в Европе, хотя объём рынка, безусловно, значительно больше, чем в России. При этом есть сильный перекос в распределении колёсных и гусеничных машин между конкретными странами.
Так, например, в Великобритании, которая является самым большим рынков экскаваторов в Европе, колёсные машины составляют порядка 5% от общего объёма, а в Нидерландах до 50%.
Данное распределение в первую очередь связано с характером работы машин, а также с ожиданиями клиентов относительно их универсальности. Гусеничные машины обеспечивают работу с самым широким диапазоном навесного оборудования.
В настоящий момент большинство клиентов ожидает, что экскаватор будет не только «копалкой», но и сможет работать с гидромолотом, буром, виброплитой, вибропогружателями, а также фрезами, мульчерами, гидравлическими ножницами и так далее, и ему не нужно будет стелить плиты, например, для работы на берегу реки. Колёсный экскаватор попросту утонет на влажной мягкой земле.
Из недостатков колёсных экскаваторов также можно выделить меньшую устойчивость и универсальность машины, поскольку даже при опущенных аутригерах колёсные машины обладают меньшим опорным контуром. Кроме того, любые шины, даже самые прочные, подвержены проколам и порезам, что зачастую случается на строительных площадках.
Для колёсных машин нужна замощённая дорога или, по крайней мере, грунты с высокой несущей способностью. Колёсные экскаваторы в отличие от гусеничных попросту не могут работать в условиях не подготовленной строительной площадки».
Подготовил Артём Щетников
В журнале статья опубликована под названием «О бедных «колёсниках» замолвите слово»
Источник http://https://www.komek.ru/staty/osobennosti-khodovoy-chasti-buldozera-i-instruktsiya-po-zamene-gusenits-komatsu/
Источник http://https://igrader.ru/rbt/o-bednyh-kolyosnikah/