Содержание
Освещение в автомобиле
Освещение на автомобиле появилось с момента его изобретения. Сначала это были свечи, затем начали использовать керосиновые и карбидные лампы, сегодня эти лампы можно было бы классифицировать как габаритные огни. Вот о том, что представляет собой освещение в автомобиле, мы и поговорим в этой статье.
Этапы развития автомобильного освещения
Давайте посмотрим важные этапы развития освещения в автомобилях:
- Получение асимметричной картины ближнего света фар, которая характеризуется (при правостороннем движении автомобилей) растянутым визуальным диапазоном вдоль правой стороны дороги (1957);
- Появление новых систем фар, имеющих сложные геометрические конфигурации (PES, полиэлипсоидная система, поверхности произвольной формы, многогранные отражатели) и позволивших повысить эффективность освещения на 50% (1985);
- Система фар Litronic с газоразрядными лампами (ксеноновые лампы со светящейся дугой), дающих более чем вдвое больше света по сравнению с аналогичными галогеновыми лампами (1990);
- Системы адаптивного освещения (AFS) с движущимися, динамическими PES- модулями (полиэлипсоидная система) или статическими, активируемыми отражателями для поворота (2003).
Освещение в передней части автомобиля
Основной функцией фар головного света является освещение дороги, с тем чтобы водитель мог видеть транспортную обстановку и в нужное время выявлять на дороге любые препятствия и опасности. Головные фары также служат для обнаружения автомобиля водителями транспортных средств, движущихся навстречу. Фонари указателей поворотов информируют водителей других транспортных средств о намерениях изменить направление движения или о наличии опасных ситуаций.
К головным фарам и другим световым приборам относятся:
- Фары ближнего света;
- Фары дальнего света;
- Противотуманные фары;
- Дополнительные лампы;
- Фонари указателей поворота;
- Стояночные фонари;
- Габаритные фонари (для широких автомобилей);
- Дневные ходовые огни (если этого требуют законы отдельных стран).
Освещение в задней части автомобиля
Приборы освещения, расположенные в задней части автомобиля, включаются в соответствии с погодными условиями и служат для указания местоположения автомобиля. Они, также информируют о характере и направлении движения автомобиля (например, движение по прямой с торможением или без, либо намерение водителя изменить направление движения, либо сообщение о существовании опасной ситуации). Фонари заднего хода освещают дорогу при движении автомобиля задним ходом или при разворотах.
К лампам, расположенным в задней части автомобиля, относятся:
- Лампы сигнала торможения;
- Задние фонари;
- Задние противотуманные фонари;
- Лампы указателей поворота;
- Стояночные фонари;
- Габаритные фонари;
- Лампы света заднего хода;
- Лампы освещения номерного знака.
Освещение в салоне автомобиля
При разработке системы освещения салона предпочтение отдается надежности работы и легкости доступа к выключателям, а также качеству обеспечения водителя достаточной информацией о рабочем состоянии автомобиля (с минимально возможной степенью отвлечения водителя от процесса вождения автомобиля). Эти приоритеты диктуют необходимость эффективно освещенных панелей приборов и дискретного освещения для различных секторов управления (таких как акустические и навигационные системы), где они удовлетворяют главному требованию — расслабленное и безопасное управление автомобилем. В зависимости от потребности могут применяться различные оптические и звуковые сигнализаторы для водителей.
Правила, стандарты и оборудование
Коды и символы сертификации, Европа/ЕЭК
Использование автомобильных приборов освещения подчиняется национальным и международным нормам, в соответствии с которыми эти приборы должны изготовляться и испытываться. Для каждого типа осветительного оборудования существует специальный код и символ, который должен быть нанесен на оборудование и быть хорошо читаемым. Предпочтительно наносить коды и символы на такие места, чтобы при открытом капоте они были хорошо видны — такие как рассеиватели фар и других ламп, а также детали блоков фар. Это положение также применимо к заменяемым фарам и приборам освещения.
Если на каком-то компоненте освещения имеется такой код или символ, это значит, что он проверен технической инспекцией, например, в Германии – это, Институт осветительных технологий Университета Карлсруэ, и сертифицирован лицензионным органом (в Германии — Федеральное бюро автотранспорта). Все приборы серийного производства, на которые нанесен специальный код или символ, должны во всех аспектах соответствовать принятым нормам. Примеры символов:
E1 — знак сертификации ЕЭК (ЕСЕ),
e1 — знак сертификации ЕС (EU).
Цифра 1 после буквы означает проведенное типовое испытание и сертификацию согласно Правилам ЕЭК (Европейской экономической комиссии) для Германии с признанием во всей Европе. В Европе установка всех приборов освещения автомобиля и визуально воспринимаемых сигнализаторов подчиняется не только национальным нормативным предписаниям, но также и общеевропейским нормам (ЕЭК: вся Европа, ЕС, Новая Зеландия, Австралия, ЮАР и Япония). В условиях происходящего объединения Европы введение норм в значительной мере упрощается путем гармонизации директивных предписаний и принятых законов.
Правостороннее или левостороннее движение
Правила ЕЭК аналогичным образом применяются к право- и левостороннему движению. Технические требования к освещению зеркально отображаются вокруг центрального перпендикуляра окна испытаний (см. рис.3)
Согласно Венской Конвенции 1968 года, при передвижении по странам, где транспорт движется по противоположной стороне дороги, все участники движения обязаны принять меры по предотвращению ослепления встречного транспорта ночью из-за асимметричности светового пучка. Этого можно добиться либо с помощью наклеивания специальных полосок, предоставляемых автопроизводителями, либо с помощью двухпозиционных выключателей в фарах (в случае с PES).
Правила для США
В США приборы освещения соответствуют нормам, которые в значительной степени отличаются от принятых в Европе. Принцип собственной сертификации продукции заставляет каждого производителя, выступающего в качестве импортера приборов освещения, гарантировать, а в особых случаях и приводить доказательства того, что его продукция на 100% соответствует FMVSS 108 (Федеральному стандарту по безопасности движения транспортных средств), изложенному в Федеральном Реестре. Единый порядок утверждения приборов освещения в США отсутствует. Стандарт FMVSS 108 частично основывается на промышленном стандарте SAE.
Модернизация и конверсия
Автомобили, импортируемые в Европу из других регионов, должны подвергаться модификациям, чтобы соответствовать европейским директивам. Это, в частности, относится к осветительному оборудованию. В качестве прямой замены можно использовать идентичные компоненты, предлагаемые для европейского рынка. Другие решения, такие как изделия из розничной торговли и, в некоторых случаях, оставление оригинального оборудования, требуют инженерного заключения. В Германии ст. 22а StVZO (Правила регистрации транспортных средств) предписывает наличие «Сертификатов приближения» для осветительного оборудования. Такие сертификаты выдаются Институтом осветительных технологий Университета Карлсруэ.
Последующие изменения сертифицированных фар и патронов ламп аннулируют сертификацию и, следовательно, общий допуск автомобиля к эксплуатации.
Источники света на автомобиле
В отношении автомобильных источников света различают термолюминесцентные излучатели (термо-излучатели) и электролюминесцентные излучатели. Внешние электронные оболочки атомов могут поглощать определенное количество энергии путем возбуждения (потребление энергии). Переход оболочки с более высоких на более низкие энергетические уровни каждый раз сопровождается выделением кванта света.
Тепловые излучатели
Энергетический уровень кристаллографической системы повышается за счет тепловой энергии. Эмиссия является непрерывной в широком диапазоне длин волн. Общая излучаемая мощность пропорциональна 4-й степени абсолютной температуры (закон Стефана-Больцмана). С ростом температуры максимум кривой распределения смещается в сторону более коротких длин волн (закон смещения Вина).
Лампы накаливания
Лампы накаливания с вольфрамовыми нитями (температура плавления 3660 К) также являются тепловыми излучателями. Испарение вольфрама и последующее неблагоприятное потемнение колбы лампы ограничивают срок ее службы.
Галогенные лампы
Галогенный наполнитель (йод или бром) в лампе позволяет поднять температуру нити до близкой к температуре плавления вольфрама. Ближе к нагретой стенке колбы испаряющийся вольфрам соединяется с газонаполнителем, образуя галогенид вольфрама — газообразное вещество, передающее световые лучи и стабильное в диапазоне температур от 500 до 1700 К. Поступая к нити накаливания благодаря конвекции, оно распадается под действием высокой температуры и образует на нити накаливания равномерный вольфрамовый осадок. Для поддержания этого процесса внешняя температура колбы должна быть около 300 °С. Стенка колбы, изготавливаемая из кварцевого стекла, должна располагаться вблизи нити накала. В колбе можно создавать высокое давление наполнения, затрудняющее испарение вольфрама.
Газоразрядные лампы
Газоразрядные лампы являются электролюминесцентными излучателями и отличаются более высокой световой эффективностью. Возбуждение атомов, испускаемых газом, сопровождается столкновениями, происходящими между электронами и атомами газа. Атомы, возбуждаемые во время этого процесса, отдают свою энергию в виде светового излучения. Газоразрядные лампы отличаются повышенной светоотдачей.
Примеры газоразрядных ламп: флуоресцентные лампы (освещение интерьера), натриевые лампы низкого давления (уличное освещение) и фары транспортных средств (Litronic).
Светодиоды
Светодиод или LED является электролюминесцентной лампой. Благодаря своей прочности, высокой энергетической эффективности, быстрому отклику и компактности светодиоды используются как источники света и подсветки в широком спектре областей. Они используются в салонах автомобилей для освещения, в качестве индикаторов и для подсветки дисплеев. Снаружи светодиоды устанавливаются, в частности, в дополнительных фонарях стоп-сигналов и задних фонарях и с дальнейшим ростом их световой отдачи могут все больше использоваться в лампах, применяемых в передней части автомобиля.
Автомобильные лампы
Сменные лампы накаливания для систем освещения автомобилей должны быть сертифицированы согласно ЕСЕ R37, сменные газоразрядные источники света — в соответствии с ЕСЕ R99. Другие источники света, не отвечающие этим требованиям (светодиоды, неоновые трубки, специальные лампы) могут использоваться, но устанавливаться должны как фиксированный компонент лампы или «световой модуль».
Лампы, отвечающие требованиям ЕСЕ R37, обычно бывают рассчитаны на 12 В, некоторые лампы могут быть рассчитаны на 6 В и 24 В (табл. «Спецификация основных ламп автомобилей» ). Во избежание путаницы различные типы ламп идентифицируются формами цоколя. У ламп с одинаковым цоколем, но с разным рабочим напряжением должна быть маркировка напряжения. Подходящий тип лампы в любом случае должен обозначаться на световом оборудовании.
Повышение напряжения у галогенных ламп на 10% сокращает срок службы на 70% и увеличивает световой поток на 30% (рис. «Влияние рабочего напряжения на некоторые параметры галогенных ламп» ).
Световая отдача показывает уровень фотометрического к. п. д. лампы и является одним из основных параметров лампы. Для ламп без галогенного эффекта светоотдача находится в пределах 10-18 лм/Вт. Более высокая светоотдача галогенных ламп, составляющая 22-26 лм/Вт, в основном является следствием повышенной температуры нитей накала. Газоразрядные лампы обеспечивают уровень световой отдачи порядка 85 лм/Вт в целях существенного улучшения характеристик ближнего света фар.
Сегодня световая отдача светодиодов достигает порядка 50 лм/Вт (светодиоды с высоким энергопотреблением) или 100 лм/Вт (светодиоды с низким энергопотреблением). В ближайшие несколько лет ожидается увеличение световой отдачи на 25%.
Система освещения и световой сигнализации автомобиля
Автомобильная светотехника за свою историю прошла долгий эволюционный путь и продолжает совершенствоваться.
Изначально машины не имели вообще никаких фар, хотя, по правде сказать, сами машины на заре своего существования ещё были настолько несовершенны, что даже езда в дневное время была экстремальным занятием.
Первыми фонарями транспортных средств стали обычные керосиновые лампы, которые не освещали дорогу, а просто обозначали присутствие. Ближе к концу XIX века ситуация заметно улучшилась — система освещения автомобиля получила ацетиленовые фары, которые являются вполне эффективными приборами, но хлопот с ними водители хлебнули немало. Эра электрической светотехники стартовала в 10-х годах ХХ века.
По сути, в те годы это были обычные прожекторы, интенсивность света которых не регулировалась, но данную проблему инженеры решили довольно быстро.
Современная светотехника транспортных средств очень технологична. Производители машин активно используют галогеновые, ксеноновые, светодиодные и даже лазерные фары и фонари, управляемые интеллектуальной электроникой. Давайте рассмотрим устройство системы освещения автомобиля, распространённое в наши дни.
Система освещения и световой сигнализации включает в себя фары головного и ближнего света 3, 7 (ем. рис. 3.1), противотуманные фары 4, 6, передние фонари и указатели поворотов 2, 8, боковые повторители 1,9 указателей поворотов, фонари б автопоезда, задние фонари 82, 88, фонари заднего хода 83, 87, плафоны 64, 71 кабины, вещевого ящика, подкапотную 15 и переносную лампы, лампы освещения шкалы приборов;
встроенные контрольные лампы, сигнализирующие о включении дальнего света фар, предельном падении давления масла, перегреве охлаждающей жидкости в двигателе, расходе резервного количества топлива в баке, которые размещены соответственно в спидометре 38, указателях давления масла 51, температуры охлаждающей жидкости 48 и уровня топлива 49;
блоки контрольных ламп 36 и 39 в цепях указателей поворотов автомобиля и прицепа, блокировки межосевого дифференциала, падения давления в контурах тормозного привода и включения стояночного тормоза;
комбинированный переключатель света 69, включатели 59 системы аварийной сигнализации, плафонов 58 кабины, фонарей 66 автопоезда, фонарей 45 заднего хода, сигнала торможения 66, противотуманных фар 57;
реле-прерыватели 30 указателей поворота и аварийной сигнализации, контрольной лампы стояночного тормоза;
датчики аварийного перегрева охлаждающей жидкости 26 и падения давления масла 33, блокировки межосевого дифференциала 65, включения стояночного тормоза 75, падения давления воздуха в баллонах 76, 77, 78 .
штепсельные розетки 22, 84 переносной лампы и 85,86 прицепа. Фары типа ФГ150 с двухнитевыми лампами дальнего и ближнего света и ассиметричным светораспределеннем ближнего света
установлены в передней стенке кабины и состоят из оптического элемента 2 (рис. 3.8) с лампой 3, корпуса 8 с кольцом 9 внутреннего 1 и резинового наружного И ободков.
Для регулировки направления светового потока фар используются два регулировочных винта.
Источником света является двухнитевая лампа 24 В мощностью 55 и 50 Вт. Под нитью ближнего света размещен прозрачный экран, образующий светотеневую границу, что при правильной регулировке фар исключает ослепление водителей.
Рис. 3.8. Фара ФГ150: 1 — ободок; 2 оптический элемент; 3— лампа; 4 — регулировочные винт; 5 — гайка; 6 — колпачок; 7 прокладка; 8—корпус; 9- кольцо; 10пружина; 11 — ободок
Краткое описание системы освещения автомобиля
Система освещения автомобиля базируется на совокупности различных устройств, таких как сигнальные устройства, которые могут быть расположены не только снаружи, но и располагаться изнутри. Данные приспособления важны и они имеют свои особенности и функции, которые выполняют следующие действия:
- освещение дорожного полотна: это освещение не только самой трассы, но и обочины для распознавания объектов в условиях ограниченной видимости;
- предупреждение иных участников дорожного движения о наличии иного транспортного средства на дорожном пути во избежание столкновения и различных ДТП, непредвиденных ситуаций. Данный вид освещения также необходим чтобы дать возможность водителям заблаговременно сделать маневр, определить габариты транспортного средства, чтобы можно было визуально определить его размеры и т.д.
- освещение не только пути, но и салона автомобиля и иных частей машины. Это может быть и багажник, которому понадобиться освещение в темное время суток, и бардачок, подсветка дверей, прочее.
Передняя фара. Основные названия:передняя фара/головная фара/блок фара.
Предназначение. Используется для освещения автомобилем пути впереди него. Также фара данного типа используется как сигнальный огонь, чтобы дать знак иным участникам дородного движения о приближении транспортного средства. Монтаж. Установка данного типа фар происходит на капоте машины, передняя часть авто. Установка всегда имеет симметричные черты, как справа, так и с левой стороны. Дополнительные устройства. В дополнение к данному типу фар могут также устанавливаться и системы ночного видения. Изготовление. Фары, как правило, изготавливаются в едином корпусе. В данном корпусе могут объединяться такие элементы:
- свет ближний,
- свет дальний,
- огни габаритные,
- указатели поворотов (поворотники),
- дневные ходовые огни.
Основное предназначение – информирование участников дорожного движения о смене направления транспортного средства: это может быть любой маневр, смена полосы движения или поворот. Работа поворотников синхронизирована.
Поворотники: подробности
Сигнал поворотника определяется желтым свечением. Режим работы – мигание. Мигания могут составить 1-2 в секунду. Указатели поворотников могут иметь сразу 2 режима работы.
- Режим первый: постоянный (пока устройство не отключится).
- Режим второй: разовый (от трех до пяти миганий при нажатии).
Управление указателем поворота производится при помощи необходимого переключения. Сама конструкция фар уже предусматривает автоматическое отключение сигнала после того, как рулевое колесо возвращается в нейтральное положение. Указатели поворота также имеют специальную систему по активной безопасности. Они могут быть использованы, как огни при аварийной установке.
Система освещения и световой сигнализации автомобиля
Стенд позволяет проводить следующие лабораторные работы:
- Фары головного света. Изучение устройства и функционирования. Поиск неисправностей.
- Звуковой сигнал (клаксон). Изучение устройства и функционирования. Поиск неисправностей.
- Задние фонари. Изучение устройства и функционирования. Поиск неисправностей.
- Световые указатели поворотов. Изучение устройства и функционирования. Поиск неисправностей.
- Аварийная сигнализация. Изучение устройства и функционирования. Поиск неисправностей.
- Электропитание системы освещения и сигнализации автомобиля.
- Эксплуатация приборов систем освещения и сигнализации автомобиля.
- Контрольно измерительные системы и приборы.
Блок ввода неисправностей позволяет производить ввод следующих неисправностей::
- обрыв в цепи питания ближнего света левой фары;
- повышенное сопротивление в цепи корпуса правой фары;
- обрыв в цепи корпуса звукового сигнала;
- обрыв в цепи корпуса задних фонарей;
- обрыв в цепи управления дальним светом фар;
- замыкание цепей питания задних габаритных огней и «стоп» сигналов между собой;
- обрыв в цепи питания аварийной сигнализации;
- Повышенное сопротивление в цепи питания светового указателя левого переднего поворота;
- Повышенное внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи;
- Обрыв цепи питания звукового сигнала;
Конструктивно стенд представляет собой металлическую раму, на которую крепятся аккумуляторная батарея и алюминиевый каркас с рабочей панелью.
На лицевой панели изделия изображена принципиальная электрическая схема системы освещения и сигнализации автомобиля ВАЗ-2108, там же размещены: приборный щиток и различные органы управления, обычно отдельно размещенные на панели автомобиля.
В верхней части изделия размещены блок-фары головного света и автоматический выключатель питания бортовой сети изделия.
На нижней раме крепятся задние фонари и плафоны подсветки номерного знака.
На боковых панелях закреплены боковые повторители указателей поворотов, блок ввода неисправностей и блок предохранителей и реле.
Таким образом, в изделии полностью воспроизведена система освещения и световой сигнализации автомобиля ВАЗ-2108, в соответствии с функционированием, электрической принципиальной схемой и цветовой маркировкой электропроводки системы автомобиля.
С помощью кнопок и реле блока ввода неисправностей, в схеме системы эмулируются различного рода неисправности, характерные для изучаемой системы.
Код неисправности вводится преподавателем при включенном стенде, допускается вводить неисправности одновременно в любом сочетании. После предварительного сброса кнопкой «Сброс» необходимо нажать кнопку с номером неисправности. После выключения стенда введенные неисправности сбрасываются автоматически.
Питание всех элементов изделия осуществляется от автомобильной аккумуляторной батареи 6СТ-55.
К лабораторному стенду прилагается программное и методическое обеспечение:
- комплект методической и технической документации, предназначенный для преподавательского состава.
Технические характеристики стенда:
Для чего нужно дополнительное освещение
Если раньше автомобили с красивой подсветкой салона можно было увидеть только в дорогих автомобилях высокого класса, то сейчас всё чаще интересные варианты подсветки можно встретить в случайной машине вашего города. Производители автомобилей из года в год ищут новые способы улучшить внутреннее освещение своих творений, как и водители, которые не сидят без дела, экспериментируя со своими автомобилями самостоятельно.
Неоновая подсветка салона автомобиля:
А чем плоха подсветка салона своими руками? Смотрится красиво, удобно, да ещё и какое удовольствие отвечать: «Сам сделал!». Или, например, установить подсветку порогов – в темное время суток при открытии дверей видно, на какую поверхность вы выходите. Уже какой плюс! Существует целое множество применений. Самое главное — всё можно сделать собственными руками!
Из всех мест, в которые можно установить дополнительное освещение, здесь мы рассмотрим подсветку именно салона автомобиля, а также немного расскажем, как её сделать своими руками. Почему именно салон? Потому что это не так сложно, как внешняя подсветка, да и не всякое ручное изменение автомобиля разрешено. Например, с неоновой подсветкой днища вы попросту не сможете пройти техосмотр. Внешняя подсветка — это красиво, но, с вашего позволения, начнём с салона, с удобства для вас и ваших пассажиров.
Источник http://https://press.ocenin.ru/osveschenie-avtomobilya/
Источник http://https://magistral-1a.ru/novosti-i-obzory/naznachenie-sistemy-osveshcheniya-avtomobilya.html