Содержание
От топора до лесного комбайна (Часть 4)
текст и фото: Геннадий Миронов
Выставки
Крупнейшая выставка строительных и отделочных материалов в России возвращается в офлайн
Эффективное участие в выставке bauma CTT RUSSIA – совместная работа организатора и экспонента
На международном вебинаре Woodex обсудили лесную промышленность России
Продолжаем рассказывать о шагах научно-технического процесса в лесной промышленности Красноярского края и соседних регионов.
Часть IV. 70-е годы: пришли машины в лесосеку.
В конце 60-х годов в Новокозульском ЛПХ проши испытания опытного образца валочно-трелевочного трактора ВТТ-4 с цель проверки его работоспособности в условиях сибирской тайги и глубокого снежного покрова. Машина показала себя вполне неплохо, в иные дни на ней заготавливали по 110–115 кбм древесины при средней производительности 83 кбм в смену. В серийное производство она пошла на базе трактора ТТ-4 как валочно-трелевочная машина ВМ-4А.
К началу 70-х годов также увенчалась успехом многолетняя исследовательская и конструкторская работа по созданию трелевочной машины нового поколения. Красноярским институтом СибНИИЛП в сотрудничестве с Абаканским механическим заводом была изготовлена бесчокерная машина ЛП-11-1. Принцип ее был простым: базовый трелевочный трактор ТДТ-75 снабдили вполне удачной конструкцией гидроманипулятора с клещевым захватом и специальным увязочным коником с тросовым захватом для удержания трелюемых стволов. В 1970 году прошли ее первые испытания в Пинчугском ЛПХ. В первый же год ее эксплуатации в Приангарье бесчокерным способом было стрелевано свыше 150 тыс. кбм древесина. Машина очень понравилась лесорубам, так как отпадала необходимость в ручной чокеровке – одной из самых трудных и опасных профессий на трелевке. Отмечен был лишь один существенный изъян – недостаточная мощность и слабая ходовая часть базового трактора. Но как раз в это время с конвейера Алтайского тракторного завода начал сходить новый 110-сильный трактор ТТ-4. Он-то и стал базой для бесчокерной машины ЛП-18А, к серийному выпуску которой приступил Пермский завод «Коммунар».
В Красноярском крае была отработана технология применения ЛП-18А в различных условиях. В том же Пинчугском ЛПХ эта машина стала использоваться при проведении подготовительных работ. Вальщик валил опасные и сухостойные деревья, а оператор грузил и доставлял стволы к лесовозной дороге. В Она-Чунском ЛПХ прошла проверку технология трелевки хлыстов за комли с укладкой в штабель как на погрузочном пункте, так и непосредственно на практике.
Трелевочный трактор ЛП-18Г
В Новокозульском и Предивинском леспромхозах в специально подобранных лесосеках в елово-пихтовых насаждениях была осуществлена опытная трелевка леса ЛП-18А при захвате стволов за вершину. Эффект был неожиданным: сохранялось больше подроста, чем при разработке лесосек узким пасеками на базе трелевочных тракторов с тросово-лебедочным оборудованием. Позже появились различные модификации бесчокерной машины, самой распространенной оказалась версия ЛП-18Г с более жестким рычажным увязочным коником.
Опыт красноярских лесорубов стал быстро распространяться по мере поступления новой техники в леспромхозы страны, особенно в ее восточных регионах.
В ноябре 1972 год в Минлеспроме СССР был подписан приказ «О создании и внедрении систем машин для комплексной механизации производства в лесной и деревообрабатывающей промышленности на период до 1990 года». В нем предписывалось в течение почти двух десятилетий обеспечить лесопромышленные предприятия отрасли типовыми наборами лесозаготовительной техники и нижнескладского оборудования и в итоге обеспечить уровень механизации труда до 85-90%. Позже этот этап развития лесной отрасли, в отличие от предыдущего периода механизации ручного труда, стали назвать машинизацией технологических процессов под лозунгом: «Тяжелый труд – на плечи машин».
Основными транспортными средствами на вывозке хлыстов и деревьев становились автомобили МАЗ-509, КрАЗ-255Л, ЗиЛ-131 с учетом условий эксплуатации (состояние дорог, расстояние вывозки).
В 70-е годы в лесную отрасль стали поступать валочно-пакетирующие машины ЛП-19, у которых длинная семиметровая стрела гидроманипулятора позволяла с одной позиции срезать и укладывать в пакет сразу несколько деревьев.
Валочно-пакетирующая машина ЛП-19
Трелевку хлыстов после ЛП-19 вначале обеспечивали бесчокерные трактора ЛП-18А или ЛП-18Г (на одну валочно-пакетирующую выделялись две-три трелевочные машины). Но более производительными оказались пакетоподборщики как на гусеничной базе (ЛТ-154), так и на колесной платформе (ЛТ-157, МЛ-30).
Тем временем оставалась нерешенной проблема очистки деревьев от сучьев непосредственно в лесу. Опытные образцы передвижных сучкорезных установок не находили применения из-за громоздкости и низкого качества обрезки стволов. Какое-то время пытались производить грубую очистку сучьев с пакета деревьев в процессе трелевки с помощью установки ЛО-39, представлявшей собой трактор ТТ-4 с закрепленными в передней части клещами-захватами с ножами силового резания. Суть ее работы заключалась в следующем. Трелевочный трактор с возом деревьев подъезжал к машине ЛО-39, стоящей в рабочей позиции у высокого пня или отдельно стоящего дерева. Затем раскрывались ножи и охватывали весь контур пакета. Высокий пень или дерево служили дополнительной опорой. Затем трелевочный трактор трогался с места, и за счет его силы тяги сучья ножами отделялись от ствола и частично обламывались внутри пачки. Но и этот путь в технологии обрезки сучьев оказался тупиковым. И лишь в конце 70-х в лесосеках стали появляться сучкорезные машины ЛП-33, более технологичные и производительные. Одна такая машина обеспечивала обрезку сучьев с деревьев, заготовленных двумя-тремя малыми комплексными бригадами.
Но лучше всего они работали в комплексе с валочно-пакетирующими машинами ЛП-19 и трелевочными тракторами ЛТ-154 или ЛП-18А. На Абаканском механическом заводе был налажен выпуск валочных ВМ-4 и валочно-трелевочных машин ВМ‑4А. Они в основном направлялись леспромхозы Приангарья, так как оказались более приспособленными для заготовки крупномерной древесины.
Если в начале 70-х еще кое-где можно было увидеть в лесу на погрузке хлыстов крупнопакетные установки или автокраны, то в середине десятилетия основными грузоподъемными механизмами стали лесопогрузчики ПЛ-3 на базе Т-130 и ЛТ‑65 на базе ТТ-4.
Таким образом, системы машины стали доминировать на лесосечных работах.
https://lpk-sibiri.ru/forest-industry/ot-topora-do-lesnogo-kombajna-chast-4/