Содержание
Почему двигатель «ест» масло
С началом весны все больше автолюбителей начинают ездить на повышенных скоростях. Увеличивается количество автовладельцев, которые жалуются на повышенные аппетиты двигателя к маслу. Многие жалуются на чрезмерный расход его без особых причин. Хотелось бы разобраться, почему двигатель ест масло
Аппетиты ведь мотора можно умерить или избежать проблемы увеличенного расхода. Нужно просто кое-что знать.
Все такие продукты делятся по своей структуре. Одни имеют свойства угорать, другие более стойкие к сгоранию. Первые- это полностью оригинальные моторные смазки, вторые — производные от них. Чтобы определить стойкость того или иного масла, нужно смотреть на присадку, которая помогает справиться со старением этого продукта. Однако, использование различных присадок влечет за собой качественные потери свойств масла.
Также могут быть течи. Это достаточно популярные причины повышенного расхода.
Большой расход: это сколько
Автовладельцы часто задаются вопросами о расходе это продукта двигателем. Одним из таких вопросов является потребление одного литра масла на 1000 км. Это много или может быть мало? Нужно сказать, что в каждом случае полностью индивидуально. Для многих двигателей типа V6 или V8 литр масла — это фактически обычная норма потребления. Для основной массы автомобилей литр масла не просто много, это очень много. Нужно знать, что каждый мотор, даже совершенно новый и только что с конвейера съедает определенное количество продукта. Еще масло может капать или вытекать, гореть в цилиндрах или накапливаться на стенках. Это связано непосредственно с прямым предназначением продукта. Они должны создавать смазывающую пленку на поверхностях, защищать детали мотора от трения насухо. Эта пленка отлично сгорает в камерах горения топлива.
Вопрос лишь в том, какое количество продукта будет сгорать в каком-нибудь конкретном моторе, и как решать эту проблему. Многие автолюбители ,владельцы подержанных машин, утверждают, что в изношенный мотор нужно доливать масло по мере расхода, чем тратить серьезные суммы на капремонты. Это гораздо выгоднее.
Обычно, автослесари утверждают, что основная масса причин повышенных аппетитов двигателя — это значительный износ деталей. Однако, существует огромное количество различных причин. Поставить правильный диагноз порой бывает очень трудно.
Некоторые причины можно выявить лишь при вскрытии. Именно поэтому на СТО после выполнения капремонтов владельцам авто не рассказывают о выявленных причинах. Просто совсем не оптимально в подобных случаях делать такой ремонт. Выход из этой ситуации намного проще и гораздо дешевле.
Капает масло и подтекает масло на двигатель
Здесь все ясно, если потихоньку капает или подтекает, это можно починить, заменив прокладки и сальники. Так можно избавиться от проблемы: вытекания масла из двигателя.
Вверху двигателя расположена прокладка клапанной крышки. Если в этом месте нарушена герметичность, тогда на боковых стенках можно наблюдать отчетливые следы потеков. Много вытечь не сможет, а герметичность можно легко и недорого восстановить. Таким способом избавляемся от подтеков.
Течи могут случиться из-под прокладки ГБЦ. Деталь может повредиться в различных местах. Случаются течи в систему охлаждения. Почему потекло масло? Это может случиться из-за повреждения прокладки в месте между цилиндрами и непосредственно системой охлаждении. С внешней стороны стенки будут сухими, но охлаждающая жидкость сменит цвет и значительно помутнеет. Оно будет пениться.
Проблема в срочном порядке подлежит скорейшему решению, иначе мотор может выйти из строя.
Если течет из сальников коленвала и распределительного вала, то увидеть это очень трудно. Однако снизу, на защите картера можно наблюдать масляную лужу, которая говорит о том, потекло ли масло с двигателя. Неисправность легко устраняется.
Возможны подтеки из прокладок поддона картера, однако это просто так не увидеть.
На входе в коробку передач расположен задний сальник коленного вала. В основном можно посмотреть это лишь со снятой коробкой. Однако, поставить диагноз возможно. Со стороны коробки будут наблюдаться следы подтеков- это капает масло.
Еще может течь из-под масляного фильтра. Это нередко случается. Здесь просто прокладка идет под замену, сам фильтр тоже желательно заменить.
Может вытекать из-за неверно подобранных параметров продукта. Здесь необходимо учесть и вязкость, и всевозможные присадки, и основу. Иногда некоторые масла могут быть совершенно несовместимы с резинкой.
Если автомобиль стоял более чем три недели, оно могло стечь в поддон. А при отсутствии масла, резиновые прокладки могут рассохнуться или испортиться, и поэтому капает масло.
Если масло из двигателя полностью вытекло, то необходимо срочно его туда залить. Работа без масла — это смерть. Если оно бежит ручьем, нужно ехать в СТО. Поставить диагноз самостоятельно порой невозможно, потому что причин просто уйма.
Горит масло в двигателе
Если из выхлопной трубы можно наблюдать дым сизого цвета- это является симптомом сгорания масла. Здесь большое потребление легко диагностировать. Когда сгорает нормального качества бензин, сизый дым не образуется. Если наблюдается черный дым, то это означает, что впрыск работает не так, как ему положено. Если оно регулярно горит в огромном количестве, на выхлопной трубе с краев будет видна черная пленка. это симптомы того, что машина дыми и ест масло.
Намного трудней выяснить, по какой конкретно причине оно горит. Здесь не получится выяснить причины без процесса вскрытия. Ни один, даже самый квалифицированный, автослесарь не сможет четко сказать, почему это происходит. Но сегодня есть достаточно простые и недорогие методы борьбы с горением масла. Можно попробовать применить их, прежде чем начинать процесс вскрытия мотора.
Во-первых, нужно знать, что масло горит в любом виде двигателей. Оно не может не гореть. Смазывающая пенка образуется везде, и стенки цилиндров не исключение, а ведь именно здесь пылает смесь бензина и воздуха. Но это не важно, важно другое. Какая норма масла на угар в двигателе, и какой объем выгорает по факту. Еще одна деталь. Объем продукта, которое сгорит, прямо зависит от режима работы мотора. Здесь прямая зависимость объема горелого масла от оборотов. Тут работают законы физики. Больше оборотов — больше греется мотор, значит оно разжижается, значит большее количество масла сгорит в камерах и на стенке цилиндров.
Но не стоит раньше времени устраивать похороны мотору. Выясним, как используют мотор, в каких режимах, а также его конструкцию.
Дымит и ест масло: причины
Популярная причина горения масла — низкое качество продукта горения. Большинство современных моторных масел, а в особенности синтетические составы, имеют одно из свойств, а именно: позволяют снизить потери в камере сгорания топлива. Этого добиваются при помощи специального состава основы и различных присадок, которые уменьшают угар. Здесь принцип не сложный. Из моторного масла нужно убрать основные летучие соединения. Тогда при повышении температуры, повысится устойчивость. Однако, если оно варилось в подвале за углом, то этих свойств просто не будет, и масло будет расходоваться и сгорать в огромных количествах.
Следующая причин того, что дымит и ест масло машина — это использование изношенных маслосъемных колец на поршнях. Процессов износа не избежать. Начинается износ внизу. В числе первых изнашиваются те детали, на которые воздействует давления, которые постоянно двигаются и практически не смазываются. Под это описание отлично подходят те кольца, которые устанавливают ниже компрессионных. Кольца маслосъемные, поэтому они плохо смазываются. Их задача не пропустить его к компрессионным кольцам. Они, конечно, масло пропускают, однако дозировано.
Кольца, подверженные износу, необходимо заменить. Правда, часто это мероприятие тянет за собой капитальный ремонт всего двигателя.
Возможная причина сгорания масла — это коксование поршневых колец. Кольца могут нормально работать лишь в случае, если они двигаются. Если кольца закоксовались, то естественно, что свои уплотнительные свойства они полностью теряют. Поэтому расход продукта, а он обычно сопровождается понижением уровня компрессии на нескольких цилиндрах, достаточно большой. Это может быть вызвано применением некачественных смазывающих материалов. Обычно качественное моторное масло, кроме непосредственно смазывающих свойств,обладает еще и вымывающим свойством из двигателя и цилиндров продуктов сгорания. А дешевые продукты не имеют такой способности. Иногда кольца могут быть в нормальном состоянии. Лечится это разборкой и раскоксовкой, но можно обойтись и без этого. Для раскоксовки колец нужно использовать специальные химические средства.
Еще одной причиной угара масла является изношенные цилиндры. Чем в больших объемах сгорает продукт, тем в больших количествах оно снова поступает в цилиндры через уплотнения. Уплотнения — это два узла: кольца и цилиндры. Если рабочие поверхности цилиндров имеют значительных износ, то угар масла будет большой.
Изношенные цилиндры свободно пропускают его, и оно там сгорает в больших количествах.
Менять ли масло при повышенном расходе
Автолюбители часто задают себе вопрос о необходимости замены продукта при проблеме повышенного расхода. Можно не менять, потому что мотор получает то же количество масла, который был бы без расхода при заменах.
Какое масло не горит в двигателе
Под влиянием различных факторов моторное масло может почернеть, загустеть или вспениться. Пути решения проблемы зависят от причины и характера изменений структуры вещества в двигателе.
- 1 Какими основными свойствами обладает масло для двигателя
- 2 Причины почернения: проблема № 1
- 3 Пенится на дизельном или бензиновом моторе
- 4 Разгерметизация
- 5 Несовместимость в работе моторных масел
- 6 Что делать при образовании конденсата
- 7 Сгущение: почему состав загустел и чем это грозит
7.1 Последствия несвоевремнной замены: как густое масло влияет на движок (видео)
Какими основными свойствами обладает масло для двигателя
Для улучшения эксплуатационных свойств моторного масла производители используют целый спектр присадок, которые позволяют:
- снизить трение элементов двигателя;
- менять рабочие свойства масла при различных температурах;
- регулировать «щелочное число» субстанции и т. д.
Щёлочь в составе отвечает за нейтрализацию кислот, попадающих в систему силового агрегата при работе, а также очищает поверхность элементов двигателя от нагара, препятствует образованию отложений. При этом частички загрязнений надёжно «связываются» и не мешают нормально смазывать детали мотора.
Уровень масла и его состояние следует проверять, регулярно делая анализ цвета и консистенции субстанции на масляном щупе. Потемнение не является поводом для беспокойства, а вот изменение вязкости и вспенивание указывают на проблемы, которые требуется оперативно решать.
Причины почернения: проблема № 1
Если использовать низкощелочное масло, на деталях двигателя оседает сажа, что увеличивает трение, нарушает температурный режим работы и в итоге ведёт к быстрому износу агрегата, разрушению элементов двигателя вследствие локального перегрева. Аналогичный процесс происходит, если длительное время не менять высокощелочную субстанцию — высокое содержание взвеси и старение щелочной присадки сводит преимущества такого масла к нулю.
Если масло в двигателе вашего автомобиля долгое время остаётся прозрачным, это означает, что оно не справляется со своими функциями — не очищает агрегат от сажи и других продуктов износа, не защищает металлические поверхности деталей от кислотного осадка, вызывающего коррозию. Его следует заменить высокощелочным.
Потемнение моторного масла произойдёт быстро, если состояние двигателя не самое лучшее — субстанция с высоким содержанием щелочи «отъест» накопившуюся грязь. Почерневшее вещество не требуется немедленно менять, оно способно проработать весь положенный срок, обеспечивая качественную смазку и защиту мотора. Интервал замены высокощелочного масла составляет 5000—7500 км в условиях российского климата.
Популярное мнение «тёмное — значит, плохое» является пережитком времён, когда дешёвое моторное масло чернело очень быстро из-за своего низкого качества и требовало замены при пробеге в 500—1000 км.
Сегодня же быстрое потемнение субстанции говорит о загрязнённости двигателя либо о низком качестве используемого топлива. Чтобы исправить первую проблему, требуется промыть мотор, для устранения второй сменить место заправки.
Испаряемость по методу Ноака
Угар масла в двигателе обуславливается не только износом двигателя, но и коэффициентом испаряемости по НОАК. Многие производители предусмотрительно не разглашают его. Коэффициент угорания жидкости по методу НОАКа исчисляется в процентах, и чем ниже показатель, тем меньшую способность к улетучиванию проявит масло. У нынешних синтетических масел показатель не превышает 14 %. Например, у некоторых российских и польских производителей полусинтетических и минеральных автомасел показатель держится на отметке 20 %.
Автомасла с большим показателем испаряемости по методу НОАК будут угорать и испаряться в разы быстрее. Угар напрямую зависит от вязкости. Автомобилистам советуют перейти на более вязкое масло, если оно сильно угорает в двигателе. Чем выше показатель вязкости, тем ниже показатель испаряемости по НОАК, т.е. вязкое масло меньше улетучивается.
Пенится на дизельном или бензиновом моторе
Моторное масло при насыщении пузырьками воздуха теряет свои эксплуатационные качества, поэтому обнаружив вспенивание, необходимо оперативно выявить причину и устранить проблему. При образовании пены:
- изменяется коэффициент вязкости вещества;
- субстанция с трудом проникает в омывающие каналы с небольшим сечением;
- снижается эффективность отвода тепловой энергии;
- плохо охлаждаются корпусные детали мотора;
- возрастает трение деталей при работе двигателя.
В результате движущиеся части двигателя внутреннего сгорания быстро изнашиваются, мотор может выйти из строя из-за перегрева, возникает опасность гидравлического удара.
- нарушение герметичности системы охлаждения;
- несовместимость нового масла с остатками старого, не слитого из двигателя;
- образование конденсата в системе.
Вспенивание при попадании антифриза
Какие последствия могут быть при недостаточном количестве моторного масла?
При недостатке смазки в двигателе многократно возрастает трение между подвижными частями мотора, в первую очередь – в кривошипно-шатунном механизме. Из-за этого детали быстро изнашиваются вплоть до заклинивания коленвала и невозможности спасти силовой агрегат.
Вместе с этим повышенному износу подвергаются элементы газораспределительного механизма, цепь его привода (если она имеется) и турбина нагнетателя либо компрессора, которым оснащаются некоторые автомобильные моторы. После сухой эксплуатации двигателя указанные системы и оборудование тоже могут выйти из строя.
Разгерметизация
Моторное масло вспенивается при попадании в него антифриза из системы охлаждения. Утечка охлаждающей жидкости возникает из-за разрушения защитной прокладки на головке блока цилиндров, куда и стекает тосол. Пена также образуется при смешивании масла с тосолом, поникающим через трещины в корпусных деталях.
На утечку антифриза указывает белый дым из выхлопной трубы при работе двигателя. Чтобы убедиться в правильной диагностике проблемы, достаточно завести мотор и прогреть авто в течение 7–10 минут, а затем ненадолго прикрыть выхлопную трубу бумажным листом белого цвета. Намокшую бумагу высушивают и осматривают — отсутствие пятен от масла и топливной смеси свидетельствует о разгерметизации системы охлаждения.
Обратите внимание! Самостоятельно найти место утечки и устранить проблему чрезвычайно сложно. Необходима срочная комплексная диагностика в условиях автосервиса.
Несовместимость в работе моторных масел
Конфликт возникает при смешивании составов, которые принципиально различаются по способу изготовления и структуре. Моторные масла подразделяются на три типа:
- Минеральные. Их получают путём очистки нефтепродуктов. Структура вещества неоднородная, состоит из молекул различной величины. Минеральное масло уступает синтетическому по смазывающим свойствам, коэффициенту вязкости, температуре замерзания.
- Синтетические. Каталитический синтез позволяет получать вещество с упорядоченной структурой, состоящее из одинаковых молекул и не имеющее примесей. Это обеспечивает высокие эксплуатационные свойства «синтетики».
- Полусинтетические. Совмещают лучшие качества каждого из вышеназванных.
При покупке подержанного авто не забудьте уточнить у хозяина, какое масло заливалось в двигатель
Смешивание минерального и синтетического масла недопустимо, поскольку полученное вещество характеризуется неравномерной плотностью. Такая процедура может загустить состав и проиводит к выпадению осадка, а циркуляция осадка при работе двигателя заставляет субстанцию вспениться.
Чтобы решить проблему, необходимо промыть двигатель специальным промывочным маслом, залить в него состав того типа, что рекомендует автопроизводитель, и в дальнейшем пользоваться только им.
Что делать при образовании конденсата
В межсезонье и в зимнее время в плохо прогретом двигателе может образоваться конденсат. Вода и масло — жидкости, которые не растворяются друг в друге, а образуют эмульсию при смешивании. Поэтому попадание конденсата в моторное масло влечёт за собой образование пены. Нередко по цвету такая субстанция напоминает сгущёнку.
Эта проблема не связана с неполадками в силовом агрегате или плохим качеством залитого вещества. Чтобы избежать вспенивания, перед поездками в холодное время года следует хорошо прогревать мотор, это позволит влаге полностью испариться с поверхностей деталей.
Сгущение: почему состав загустел и чем это грозит
Для нормального функционирования двигателя масло должно оставаться текучим и легко проникать в каналы для смазки и охлаждения деталей. Оптимальным режимом работы мотора являются поездки на дальние расстояния с небольшой нагрузкой.
Если автомобиль используется для коротких поездок с частыми остановками и разгонами, эксплуатируется в холодное время года без длительного прогрева двигателя, в моторном масле формируется густой осадок из-за попадания не успевших испариться воды и топлива.
Сгущению субстанции также способствуют мельчайшие частички пыли, которые не может удержать воздушный фильтр, побочные продукты сгорания. Ещё одна причина повышения густоты вещества — его ускоренное окисление при езде в жаркую погоду или с высокими нагрузками (буксировка, крутые подъёмы в гористой местности и т. д.).
Избежать сгущения поможет более частая замена масла и фильтра, чем это предусмотрено нормальными условиями. Автовладельцам, которые ездят на небольшие расстояния и с частыми остановками, рекомендуется следовать указаниям авто, т. е., менять фильтр и масло каждые 6–8 тыс. км пробега либо раз в полгода. Если вещество густеет зимой, лучше выбрать состав того же типа, но с присадками, понижающими температуру замерзания.
Последствия несвоевремнной замены: как густое масло влияет на движок (видео)
Почему меняется моторное масло, причины изменения его свойств
Входящая в состав смазочной жидкости щелочь, нейтрализует кислоты, попадающие в двигатель при его эксплуатации. Она удаляет нагар со стенок двигателя, защищает детали от появления отложений.
Процессы, происходящие с маслом
Жидкость начинает темнеть после 200-300 км пробега. Причин такого потемнения несколько:
- Плохое топливо;
- Высокоскоростная езда;
- Работа автомобиля в экстремальных условиях.
Когда топливо имеет низкое качество, оно расходуется очень быстро. В результате образуется много сажи, а также мелких не сгоревших полностью частиц. Они оседают в смазочной жидкости, ухудшают ее технологические свойства. Обычно с такой проблемой сталкиваются водители, пользующиеся минеральными автомаслами. Синтетические продукты чернеют намного медленнее.
Еще по теме: Что означает вязкость моторных масел по SAE
Когда масло начинает чернеть, это не значит, что его нужно срочно заменить. Период замены указывает изготовитель. Однако нужно всегда учитывать особенности работы машины. Если автомобиль часто перегружается, интервал полной замены необходимо сократить.
Почему масло быстро темнеет
- Низкое качество бензина. При сгорании остается много мусора.
- В состав автомасла входит слишком мало присадок. Воздух вызывает процесс окисления и последующего потемнения.
- В двигателе осталось небольшое количество отработки. Удалить ее из двигателя полностью невозможно. Если остатки были темными, новое масло тоже окрасится.
- На потемнение влияет состав автомасла, состояние силовой установки.
Если проводить замену слишком редко, поверхность деталей покроется отложениями, которые вызовут потемнение свежего масла.
Почему пенится масло в двигателе
Можно назвать несколько причин такого явления:
- Негерметичность охлаждающей системы;
- Новая смазочная жидкость несовместима со старым маслом, оставшимся в двигателе;
- В системе появился конденсат.
Почему масло густеет
Каждый вид смазки рассчитан на работу при определенном интервале температуры. Обычно эти значения можно найти на упаковке. С наступлением больших морозов минералка начинает терять свои первоначальные свойства. Она густеет, резко снижается текучесть. В результате нарушается свободная циркуляция, насос не может прокачать жидкость.
Еще по теме: Учимся ухаживать за машиной
Чтобы избежать такой ситуации, необходимо чаще менять фильтр и смазочную жидкость. Если приходится ездить на короткие расстояния и часто останавливаться, профессионалы советуют выполнять рекомендации автопроизводителя. Проводить замену автомасла совместно с фильтром после 6000–8000 пробега.
Чтобы смазка не густела в зимнее время, необходимо использовать такую же, но в ее составе должно быть определенное количество присадок, снижающих температуру замерзания.
Почему масло сворачивается
Очень сложно назвать конкретную причину этого явления. Возможно несколько обстоятельств:
- В смазочную жидкость попал тосол.
- Плохое качество бензина, в котором содержится большое количество вредных химических веществ.
- Ошибка водителя. Был залит не тот масляный состав.
- Жидкость оказалась подделкой, имеет сомнительное происхождение.
Рекомендуем: Настраиваем моновпрыск своими руками
При малейшем признаке сворачивания масла нужно немедленно провести его замену, предварительно хорошо промыв систему.
Чтобы двигатель всегда оставался в исправном состоянии, нужно постоянно следить за состоянием смазочного состава, проводить его регулярную замену, использовать только высококачественные марки. Также всегда следует хорошо прогревать автомобиль в зимнее время и пользоваться только качественным топливом.
Снижение вязкости: нужно ли менять
Разжижение масла — также серьёзная проблема, которая оборачивается ухудшением его эксплуатационных свойств. К причинам утраты вязкости относят:
- термический крекинг — компоненты, из которых состоит масло, разлагаются на составляющие с более низкой вязкостью и пониженной температурой кипения;
- загрязнение веществами, попавшими вместе с топливом;
- смешивание с растворителями, оставшимися после промывки силового агрегата;
- смешивание с моторным маслом, имеющим более низкую вязкость.
Для решения проблемы требуется заменить масло. Важно полностью слить всю субстанцию из системы, подняв автомобиль при помощи домкрата под нужным углом. Быстрее и качественнее провести процедуру в автосервисе, где специалисты проверят вязкость нового вещества после заливки.
Почему снижается вязкость и как быстро с этим справиться
Моторное масло не только густеет, но и теряет свою вязкость. Причин этому может быть несколько:
- Термический крекинг. Во время данного процесса фракции и компоненты смазки разлагаются на составляющие, из-за чего снижается вязкость состава. Главное — их точка кипения становится ниже, соответственно, они практически не воспламеняются и быстрее испаряются;
- Загрязнение смазки веществами, которые попадают в двигатель вместе с топливом;
- Смешивание смазки со специальными веществами-растворителями, которые используются для очистки силового агрегата перед сменой масла. Полностью слить такие составы невозможно;
- Смешивание масел с разной вязкостью. К этому может привести заливка новой смазки: не полностью слитая старая может отрицательно сказаться на новой, даже фирменной, жидкости.
Снижение вязкости моторного масла говорит о неправильном функционировании агрегата
Устранить все эти явления можно одним способом: заменой моторного масла. Самостоятельно сделать это не совсем просто, особенно если требуется полная очистка всей системы. Проще всего провести всю процедуру в автосервисе, где автомобиль поднимут на специальном оборудовании, промоют систему и зальют новое масло, вязкость которого проверят сразу же после ремонтных работ.
Что делать если горит лампа давления масла
Загорание лампы давления масла во время движения автомобиля или во время работы двигателя на холостых должно тревожить любого водителя.
До запуска двигателя, после поворота ключа зажигания эта контролька горит всегда, указывая на то, что давления в системе нет. Но после пуска мотора она должна погаснуть и больше не загораться, пока силовой агрегат не будет остановлен.
Работа контрольного датчика довольно проста – пока давления в системе нет, он замыкает контакты, отчего лампа горит.
После запуска мотора и повышения давления до определенного уровня, контакты размыкаются, и лампа гаснет. У полностью исправного двигателя она тухнет не позже чем через 1-2 секунды после запуска.
Причины загорания лампы
Некоторые водители на свет лампочки давления масла не обращают никакого внимания, даже если она горит постоянно и поступают они очень беспечно. Ведь проблемы системой смазки самые опасные для двигателя, поскольку они могут нанести сильнейший вред мотору и привести к капитальному ремонту.
Опытные владельцы очень серьезно относятся к загоранию контрольки давления масла.
Нехватка смазочного материала, нарушение работы масляного насоса или его перепускного клапана приведут к «масляному голоданию», из-за чего трение между узлами значительно повыситься и в конечном итоге приведет к заклиниванию узлов.
Восстановить силовую установку после такого не только сложно, но еще и обойдется в значительные затраты.
Причин загорания контрольной лампы несколько, но в любом случае необходимо сразу же принимать меры.
Важно сразу же заглушить мотор и не запускать его до выяснения причин возникшей ситуации.
А причин может быть несколько:
- Повышенный расход масла, приведший к падению его уровня и, как следствие, давления.
- Течь в системе, приведшая к ситуации в п.1;
- Закупорка масляных каналов по причине использования некачественного или не подходящего для данного типа двигателя масла. Какие масла нужно заливать в двигатель читайте тут https://autotopik.ru/sovet/610-kakie-masla-zalivat-v-dvigatel.html;
- Смешивание разных марок масел, без промывки двигателя;
- Не правильная промывка двигателя перед заменой масла, приведшая к закупорке каналов в системе;
- По индексу вязкости масло не подходит для эксплуатации в существующих погодных условиях (характерно для минеральных масел);
- Использование некачественных присадок в масло двигателя;
- Забит масляной фильтр – необходимо менять элемент каждые 8 – 10 тыс. км. пробега;
- Неисправен датчик давления (провод закорочен на массу, окислен, грязный. Как итог, выдает ложные сигналы);
- Поломка масляного насоса;
- Забитый маслоприемник;
- Мигание лампы во время езды по неровной и пересеченной местности (виражи, резкие повороты и торможение) – сильные наклоны авто приводят к такому явлению, как «сухой картер». Насос вместо масла захватывает воздух из-за этого снижается давление в системе. Кратковременно такая ситуация допустима и двигателю не навредит, в ином случае, откажитесь от такого вида езды, так как ваше авто для этого не приспособлено. Для этого существуют специальные авто с сухим картером (трактора, спорткары, авто повышенной проходимости и т.д.).
Важно понимать, что мигание лампы на панели приборов при запуске мотора с интервалом до 3 секунд с последующим прекращением ее горения, не считается неисправностью. Просто давление в системе создается насосом не равномерно и постепенно – прямо пропорционально увеличению оборотов двигателя.
Если же лампа мигает продолжительное время или совсем не гаснет, тогда нужно сразу же заглушить мотор.
Первое, что важно сделать:
- Проверить уровень масла в картере двигателя;
- Если уровень ниже нормы, то осмотром машины нужно выявить возможные места подтекания;
- Если их нет, долейте масло до уровня и попробуйте снова завести авто;
- Если уровень в норме, обратите внимание на погодные условия, если на улице сильный мороз, то в картере масло сильно густеет, особенно минеральное, и насосу на его прокачку потребуется больше времени. Тут важно понимать, что когда масло густое, то под давлением оно все равно поступает к деталям цилиндра-поршневой группы, просто ему нужно больше времени, чтобы добраться до датчика давления.
- В иных случаях потребуется более глубокая диагностика проблемы.
При проверке уровня обратите внимание на состояние масла. Если оно сильно поменяло свой цвет и вспенено, имеет не характерный запах, слишком жидкое, значит в него скорее всего попало или топливо, или тосол.
Происходит это по разным причинам, чаще из-за прогорания прокладки ГБЦ и сильного износа деталей цилиндра-поршневой группы. Реже – из-за трещин в блоке цилиндров или головке блока. В данной ситуации нужно срочно промыть систему и заменить масло.
Также его нужно менять, когда оно почернело и потеряла свои свойства. Почему чернеет масло читайте тут https://autotopik.ru/sovet/1051-chernoe-maslo-v-dvigatele.html.
Косвенные признаки снижения давления масла.
Если не тухнет лампа давления масла ни на холодном ни на прогретом двигателе на холостых оборотах обратите внимание на цвет дыма из выхлопной трубы. Он может быть белым, черным, сизым или синим.
Последние цвета указывают на сильный износ ЦПГ двигателя. При этом наблюдается сильный расход масла, так как оно в горячем состоянии становиться более жидкой субстанцией и свободно проходит через щели в изношенных деталях (поршневые кольца, вкладыши колен вала и т.д.).
При этом следует заметить при каких условиях контролька подала сигнал ведь она может гореть только на холостом ходу, а при повышении оборотов сразу же гаснуть.
Лампа может мигать или же светиться постоянно на всех режимах. Это может подсказать, где искать причину.
Итак, одной из самых распространенных причин подачи сигнала от датчика давления – недостаточное количество масла в двигателе. Обычно это проявляется светом лампы на холостом ходу.
Из-за малых оборотов мотора насос просто не способен подать масло ко всем трущимся поверхностям из-за его недостатка.
При повышении оборотов и по мере прогрева смазочного материала, оно начинает быстрее циркулировать, и давление в системе повышается, на что реагирует датчик, и лампа гаснет.
Уменьшение количества смазочного материала – явление распространенное. Среди автомобилистов данное явление получило определение «мотор берет масло». Оно присуще всем двигателям как новым, так и изношенным.
Двигатель на авто без пробега, или же капитально отремонтированный, расходует незначительное количество смазочного материала и этого практически незаметно. Изношенный же силовой агрегат может «брать масло» в немалых количествах – до 1 литра на каждые 1 тыс. км.
Поэтому при загорании конрольки давления масла в первую очередь останавливаем двигатель, осматриваем его на наличие подтеков смазочного материала, ждем некоторое время, чтобы смазка стекла в поддон (как правило 2 минуты), а после замеряем уровень.
При необходимости доводим количество масла до уровня, а затем запускаем двигатель и убеждаемся, что контролька гаснет.
Если под рукой жидкости для доливки нет, авто эксплуатировать ни в коем случае нельзя.
Вторая, не менее распространенная проблема – выход из строя самого датчика. Такое тоже случается, при этом он начинает «жить своей жизнью», замыкая и размыкая контакты без причины. При этом лампа загорается на любом режиме, без какой-либо систематичности.
Простейший способ его проверки – это резкое поднятие оборотов сначало до 1100 — 1200 об/мин, а затем до 4-5 тыс., при этом количество смазочного материала должно быть в норме.
Если при таких оборотах лампа не гаснет, проблема решается заменой контрольного датчика.
Проверку давления в системе и правильность показания датчика можно осуществить с помощью манометра. Для этого выкручивается датчик и на его место устанавливается прибор.
Важно понимать, что для определенной марки авто показатели давления на холостых оборотах могут отличатся, но в среднем они следующие — не менее 0.4 – 0.8 кгс/см 2 при 800 — 900 об/мин. Часто берут средний показатели – 0.5, 0.6 кгс/см 2 .
Также обратите внимание на сам датчик, он не должен быть грязным.
Вовремя замены масла в двигателе параллельно меняется и фильтр. Важно, перед его установкой залить в него немного свежего масла. Если это не сделать, то при первом запуске мотора рабочая жидкость будет долго заполнять пустые каналы в системе включая и полости фильтра. Как правило, на это уходит от 10 до 20 секунд. Лампа в это время будет гореть и это не считается неисправностью. Заполняя фильтр, мы уменьшаем это время.
Лампа может загораться и при использовании поддельного масляного фильтра.
В поддельных фильтрах часто смазочный материал не остается, а полностью стекает в поддон. Из-за этого насосу требуется больше времени, чтобы нагнать давление. Устраняется такая проблема обычной заменой фильтра на качественный.
Масляный насос, редукционный клапан.
Причина загорания контрольной лампы, отвечающей за систему смазки, может крыться в самом масляном насосе.
На авто применяются насосы шестеренчатого типа, и, если зубья какой-либо шестерни повреждены – он не сможет закачивать масло в систему.
Повреждение привода данного узла приводит к нарушению его и работы, и как следствие – всей системы в целом.
Редукционный клапан насоса, предотвращающий повышение давления в системе выше нормы, запросто может являться причиной загорания контрольной лампы.
Суть его работы такова – пока давление в системе находиться в допустимых пределах, он закрыт. При повышении же выше определенного значения клапан открывается, перепуская часть смазки сразу в поддон, и давление падает.
Но если из-за сора шток данного элемента заклинит в открытом положении, масло будет постоянно стекать, и насос не сможет обеспечить необходимое давление в магистралях.
Устраняется все это разборкой двигателя, снятием насоса, промывкой и заменой изношенных элементов или узла в сборе.
Маслозаборник, масляные каналы.
Маслозаборник, сетка которого забита грязью и отложениями, – еще один элемент, способный сказаться на давлении в системе. Загрязнение значительно уменьшает пропускную способность заборника, из-за чего в насос поступает недостаточное количество жидкости.
Промывка сетки обычно позволяет полностью устранить неисправность.
Самые неприятные причины, из-за которых происходит загорание контрольки – пробой поддона или корпуса фильтра. В результате этого масло очень быстро вытекает из двигателя, и каждая лишняя минута работы мотора наносит огромный вред.
Не стоит сбрасывать со счетов и такую причину, как загрязненность масляных магистралей. Несвоевременная замена смазочного материала и длительная эксплуатация двигателя на отработавшей ресурс смазке приводит к появлению отложений в каналах, которые затрудняют циркуляцию масла.
Как правило, определить насколько масло отработало свой ресурс можно по степени его почернения, про это мы писали выше. Устраняется данная причина путем промывки и раскоксовки мотора.
Само масло тоже может создать проблему. Использование некачественной смазки, не обладающей необходимой вязкостью (оно является очень жидким), приводит к тому, что насос не успевает нагнетать его в необходимом для создания давления количестве.
Поэтому важно использовать те смазочные материалы, которые рекомендованы автопроизводителем.
Особые неисправности двигателей ВАЗ
Эти проблемы являются общими практически для всех типов двигателей, применяемых на автомобилях, в том числе и отечественных.
Но есть и специфические неисправности, которые встречаются только на определенных авто.
На классических моделях ВАЗ-2106, 2107 привод насоса выполняется от цепи ГРМ посредством приводной шестерни и приводного валика.
Частой проблемой в нарушении работы системы смазки становиться износ зубчатого сектора на шестерне или валике. Замена этих элементов позволяет избавиться от проблем.
Что касается современных авто, начиная от ВАЗ-2108 и до ВАЗ-2115, то у них привод насоса прямой, от шестерни коленчатого вала.
Отсутствие промежуточных элементов в конструкции повысило надежность привода, поэтому проблемы, возникающие в двигателях классических ВАЗов, на современных авто не встречаются.
Давление в системе смазки отечественных и зарубежных автомобилях
Для каждой модели авто характерно свое давление в системе смазки. Ниже приведены некоторые примеры:
- ВАЗ 2106 – на холостых оборотах 0.2 кгс/см 2 . При 4500 об/мин — 4.5 кгс/см 2 ;
- 16 клапанные ВАЗ 2109 и Приора – на холостых 0.1 кгс/см 2 . При 5000 об/мин – 6 – 6.4 кгс/см 2 ;
- На автомобилях с двигателем ЗМЗ 405 – холостые обороты 0.4 кгс/см 2 . При нагрузках – от 2 кгс/см 2 и более;
- 8 клапанный Рено Логан – при холостых 0.3 и при 5000 об/мин 4 – 4.6 кгс/см 2 соответственно.
- Мерседес Вито с дизельным двигателем на 2.2 литра – на холостых – 0.3 кгс/см 2 , под нагрузкой от 3 и выше.
- Шевроле Лачетти 1.4 – холостые – 0.6 кгс/см 2 , при 3000 об/мин – от 3 и выше.
Что может произойти, если игнорировать проблему
Важно понимать, что масло, помимо своей главной задачи, еще играет и роль охладителя поверхностей деталей. А в нагретом состоянии они быстрее изнашиваются и выходят из строя. Особенно если это происходит при масляном голодании и под нагрузкой.
Поэтому продолжительное, не характерное для обычной ситуации, горение лампы давления масла не должно игнорироваться иначе это может привести к заклиниванию волов КШМ и ГРМ, поршней, выходу из строя турбокомпрессора, образованию задиров на деталях, к стуку гидрокомпенсаторов, и другим поломкам, которые приведут к дорогому капитальному ремонту движителя.
Итоги
Напоследок отметим, что искать причину загорания контрольной лампы давления масла лучше начинать с простого – проверки наличия подтеков и уровня масла.
Затем проверяется сам датчик и фильтр. После этого можно воспользоваться манометром, чтобы определить реальное давление в системе, причем это может дать подсказку, где искать проблему.
К примеру, если даже при средних и высоких оборотах значение на манометре не повышается, то, скорее всего, заклинил редукционный клапан.
Снимать поддон, чтобы добраться до маслозаборника, насоса и редукционного клапана необходимо в последнюю очередь.
https://ru.megasos.com/wiki/pochemu-dvigatel-est-maslo
https://avtokart.ru/diagnostika-i-remont/slishkom-zhidkoe-maslo-v-dvigatele.html
https://autotopik.ru/remont/1062-gorit-lampa-davleniya-masla.html