Почему снова начали дорожать бензин, дизель и автогаз — Бизнес и Финансы — Курс Украины

Почему снова начали дорожать бензин, дизель и автогаз

Почему снова начали дорожать бензин, дизель и автогаз

Заправщики снова начали переписывать ценники. Буквально за последние несколько дней бензин и дизель на многих АЗС подорожали от 20 копеек до гривны на литре, а на некоторых — сразу на 2 гривны. Автогаз уже стоит больше 13 гривен, хотя еще недавно продавался по 12 гривен.

Сейчас, по его словам, ценники переписывают «по инерции», хотя фактически объективных причин для этого нет, ведь ни скачков нефтяных котировок, ни валютных качелей (а именно цена на нефть и курс доллара определяют стоимость бензина) не наблюдается.

Впрочем, как отметил руководитель консалтингового агентства «А-95» Сергея Куюн, за последние месяцы автомобильное топливо на опте подрожало на 4 гривны за литр, а в рознице — только на 2 гривны. Так что у заправщиков есть еще «зазор» в 2 гривны, и, скорее всего, они попытаются втиснуть его в ценники.

Как за выходные переписали ценники

По данным агентства «А-95», за прошедшие выходные, с 29 января по 1 февраля, цены на бензин и дизель на многих заправках повысились от 20 копеек до гривны на литре. В частности, в сети WOG топливо подорожало на 50 копеек (бензин — до 29,99 гривен, дизель — до 28,99 гривен). На заправках Glusco цены повысились на 40 копеек (бензин — до 27,75 гривен, дизель — до 26,75 гривен). AMIC, «БРСМ-Нафта», UPG, Motto, Mango и другие повысили ценники на 10-60 копеек за литр.

Но больше всего топливо подорожало на АСЗ, которые принято считать подконтрольными группе «Приват» (они оформлены на разных собственников), скажем, «Авиас», ANP, «Укрнафта» и др. Всего таких заправок порядка 1,6 тысяч, это одна из крупнейших сетей в стране. И за минувшую неделю они повысил ценник сразу на 2 гривны за литр — сначала 28 января (на гривну), а затем — 30 января (еще на гривну), — рассказал Сергей Куюн.

За счет ценовых экспериментов крупных сетей в среднем по стране всего за пару дней бензин и дизель подорожали на 53 копейки на литре: А-95 — до 26,47 гривен, дизель — до 25,86 гривен.

А так как крупные сети запустили подорожание, с понедельника начали инерционно повышаться и ценники на остальных АЗС, — говорит Сергей Куюн.

Почему заправки Коломойского вдруг в один момент взвинтили ценники сразу на две гривны?

Сергей Куюн говорит, что АЗС «Привата» достаточно долго не реагировали на общий рыночный тренд — повышение цен на бензин и дизель, которые начался еще в прошлом году и был связан с подорожанием нефтепродуктов.

Геннадий Рябцев отмечает, что «логику в действиях самой крупной сети уловить сложно», и на самом деле непонятно, почему дорожает топливо, хотя формально сейчас объективных причин для этого нет.

Что будет с ценами дальше

Стоит отметить, что бензин, дизель и автогаз дорожают еще с прошлого года. В декабре ценники подскочили в среднем на 10%, что тогда поясняли ростом нефтяных котировок и скачком курса евро (к евро привязаны оптовые цены на нефтепродукты на границе Украины) . Но, как говорит Сергей Куюн, многие сети не решились повысить цены по полной. Если на опте нефтепродукты подорожали на 4 гривны за литр, то в рознице — только на 2 гривны.

То есть, остался еще потенциал для роста — 2 гривны на литре. И в ближайшее время сети пытаются «втиснуть» их в ценники. Тем более, что локдаун закончен, и спрос на автотопливо снова пошел вверх.

Вам будет интересно  Как самому настроить гбо 4 поколения

Таким образом, бензин в среднем по стране может подтянуться к ценнику 28,5 гривен, а дизель — к 27,8 гривен. А на некоторых АЗС и бензин и дизель могут перешагнуть психологическую отметку в 30 гривен за литр. И это если не будет скачка доллара, так как каждая гривна на курсе — это плюс 70-80 копеек на литре бензина.

С автогазом — отдельная история.

«Бодяжат и не доливают»

Эксперты говорят — даже сейчас на рынке немало сравнительно недорогих предложений — можно найти бензин, минимум, на гривну дешевле, но на «хитрых» АЗС.

Рябцев добавил, что нелегалы продают порядка миллиона литров бензина и дизеля в год. При этом «левое» топливо продается и на АЗС, которые работают официально.

Почему дорожает бензин и автогаз и что будет дальше: прогноз экспертов

Почему дорожает бензин и автогаз и что будет дальше: прогноз экспертов

В течение последних четырех месяцев в Украине дорожает топливо. Средняя цена за литр бензина приблизилась к отметке в 30 грн, газ стоит уже 16 грн за литр.

«Телеграф» вместе с экспертами проанализировал ситуацию и обнаружил ряд причин для подорожания и имеет прогноз на ближайшее время.

Почему подорожал бензин

Есть несколько определенных причин, по которым цены на основное топливо для машин поползли вверх. Основной из них называют повышение цены на нефть на глобальном уровне.

Динамика цен на бензин, дизтопливо, на АЗС України

Руководитель аналитического департамента ГК Форекс Клуб Андрей Шевчишин говорит, что в мире такой цены на «черное золото» не было больше года.

«Сейчас мировые цены на нефть достигли максимальных уровней с января 2020 — 65 долларов за баррель Брент. Конечно, локальный рынок реагирует ростом цен, поскольку импортеры закладывают повышение в предстоящие закупки. Особенно накануне посевной, для которой нужно иметь и объемы топлива и быстро обновлять запасы «.

В Украине вернут техосмотр легковых авто — когда это произойдет и кому выгодно?

Очевидно, рынки уже окончательно отходят от пандемии COVID-19 и перезагрузились для торговли горюче-смазочными материалами (ГСМ). Директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн говорит, что мировые цены повлияли на внутренний рынок топлива в Украине. Кроме того, важным фактором является импорт бензина из других стран.

«85% топлива в Украину импортируется, что создает прямую зависимость от мировых колебаний цен на нефть. Еще несколько месяцев назад нефть стоила 37 долларов за баррель, а сейчас уже 65, это конечно повлияло и на наши цены», — объясняет специалист.

Исполнительный директор аналитического центра «CASE Украина» Дмитрий Боярчук говорит, что нефть может подняться в цене еще на 10 пунктов и это не последняя отметка в этом году.

«Сейчас идет восстановление мировой экономики. На рынках из-за масштабных программ количественного смягчения много избыточной ликвидности. Эти два фактора давят на цены, в том числе и на энергоносители. Растет цена на нефть на мировых рынках, растет цена на бензин и в Украине. Какие перспективы? Сейчас начались разговоры, что 75 долл. за баррель очень даже не последняя точка. То есть цены, скорее всего, будут и дальше ползти вверх».

Существует еще один показатель, благодаря которому рост цены на топливо можно сдерживать — это сегодняшняя стабильность гривны.

«Вторым фактором влияния остается гривна. В таком случае, ситуация более позитивна для рынка, поскольку курс доллара удерживается ниже 28 грн за доллар», — говорит Андрей Шевчишин.

Доллар резко подешевеет, но потом «отыграется»: что говорит Минфин и независимые эксперты

Но есть еще один неофициальный фактор, благодаря которому газойль еще остается на довольно низком уровне — это контрафакт, считает Сергей Куюн.

«Примерно 20% топлива на украинском рынке — подделка. Количество бензина в нашей стране посчитать реально, потому что у нас не так много предприятий-производителей. Фальсификат делается на незаконных мини-НПЗ. Теневой рынок начал возрождаться.

Сейчас нужно снимать мораторий на проверку бензина, который вводили на период карантина менее года назад. Государству нужно немедленно его отменять, потому что черный рынок начнет расти, а потом людям придется ремонтировать свои машины, уже намного дороже».

Почему подорожал автогаз

Рост цен на нефть затронул и автогаз. Его цена сейчас равна 16 грн/л. Это при том, что в ноябре прошлого года она была менее 13 гривен.

Вам будет интересно  Как снизить расход топлива на автомобиле своими руками: полезные советы

Динамика цен на газ на АЗС України

Заместитель директора «Консалтинговой группы А-95» Артем Куюн рассказал об основных причинах и объяснил, почему цены в разных областях Украины так отличаются.

«На автогаз повлиял рост цены на нефть. Это основная причина. В июле началось подорожание в Европе. Оно дошло до Польши, а дальше уже и до нас. Что касается ближайшей перспективы по Украине, то я думаю, что дешеветь газ не будет. Это 100%. Цены остаются на уровне. В ЕС они не упадут».

Эксперт говорит, что управлять установлением цен на автогаз никто не может, поскольку это экономические процессы. Предприятия, которые продают его независимо и дешевле заправок, имеют свой запас для реализации.

«Нафтогаз» и другие предприятия, кто имеет свой газ для торговли, просто устанавливают свои цены», — добавляет Артем Куюн.

А разница в стоимости по разным регионам Украины зависит от километража до ближайшей границы — с Польшей, Беларусью или РФ.

«Разница в цене по западным и восточным регионам Украины объясняется простой логистикой. Ибо, кому-то ближе к России с ее дешевым газом, а кому-то в Польшу с ее дорогим. А разница между этими ценами примерно в 35 долларов за тонну».

Выкатили тариф после выборов. Почему снова подорожает газ

Выкатили тариф после выборов. Почему снова подорожает газ-1200x800

НАК «Нафтогаз Украины» 26 октября обнародовала оптовую цену на природный газ для производителей тепловой энергии в октябре, которая оказалась на 24,4% выше сентябрьской. Также в компании заявили о росте на 34,7% стоимости газа для бытовых потребителей с начала ноября.

Отопительный сезон только стартовал, а новости о ценовом ралли тарифов уже не на шутку пугают граждан. Чего же ждать дальше – разбираются Vesti.ua.

«Вангование» Коболева

По сообщению пресс-службы «Нафтогаза», в октябре оптовая цена газа для производителей тепловой энергии составит 5 374,10 грн за 1 тысячу кубометров (без учета НДС и транспортировки), что на 24,4% больше, чем в сентябре (4 318,99 грн) . Подорожание «голубого топлива» в компании объяснили ростом котировок в Европе, которые выросли, по сравнению с сентябрьскими ценами, на 26%.

С ноября цена газа для бытовых потребителей составит 6,33 грн за 1 кубометр газа без учета стоимости доставки, по сравнению с 4,70 грн — в сентябре. То есть рост составит 34,7%. Подорожание топлива для домохозяйств в НАКе пояснили уже сезонными факторами и увеличением оптовой цены.

В «Нафтогазе» предупредили о сохранении тренда на дальнейшее подорожание газа к концу 2020 года.

» Это привело к росту цен на европейских хабах, которые по распоряжению правительства используются для расчета цены газа для производителей тепла. Буквально за месяц цена газа в Европе выросла на 26%, а значит — пришлось пересмотреть цену газа для украинских производителей тепла на октябрь «, — поясняют ценовой взлет на топливо в компании. Также в пресс-службе госкомпании добавили, что » в ноябре-декабре следует ожидать дальнейшего подорожания газа. Но значительные запасы в подземных хранилищах Украины и Европы удержат цены от стремительного роста».

Любопытно, что в «Нафтогазе» подразумевают под понятием «стремительного роста»? Ценовой дрифт в 25% и 35% — это еще недостаточно стремительный рост, судя по риторике пресс-службы НАКа.

Интересно, что еще 7 октября председатель правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев прогнозировал, что во время текущего отопительного сезона, цена на газ снизится и будет » ниже, чем на европейских рынках, где топливо уже подорожало до максимумов с начала года «. Согласно недавнему предсказанию Коболева, нынешний сезон будет иным из-за «необычности» рекордных запасов газа.

Вам будет интересно  Редуктор ГБО: Настройка Газового Оборудования, Как Отрегулировать Давление, Метан Или Пропан, Вакуумный Или Электронный, Неисправности, Слив Конденсата

Газа много, но пути его реализации неисповедимы

Действительно, к началу отопительного сезона в украинских ПХГ было накоплено почти 28,5 млрд кубометров газа. Этим фактом даже похвастался президент Владимир Зеленский, выступая с посланием к Верховной Раде 20 октября. » Мы начинаем отопительный сезон с рекордными запасами газа и угля «, — отметил президент.

Сопредседатель фонда Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич в комментарии для Vesti.ua пояснил, что «необычность» запасов топлива, о которой говорил Коболев, заключается в том, что большая часть газа в ПХГ не принадлежит «Нафтогазу».

» Количество запасов слабо соотносится с ценовой политикой. Просто господин Коболев превратил этот вопрос в пропагандистский ход, и теперь все это выглядит весьма глупо. Из всего объема в хранилищах, «Нафтогазу» принадлежит, в лучшем случае, около трети запасов газа. Остальной объем – это газ частных компаний, газ всяких странных трейдеров, который, в общем-то, для украинского рынка и не совсем предназначен. Захотят ли частники реализовывать этот газ внутри страны – вопрос открытый”, — объяснил Дмитрий Марунич .

Также эксперт подчеркнул, что этот газ попал в украинскую систему ПХГ из-за невостребованности и очень низкой цены в Европе весной-летом. » Европейцы заполняли газом буквально все доступные хранилища. В этом смысле Украине даже повезло: оператор хранилищ «Укртрансгаз» заработает на хранении этих объемов топлива дополнительные средства. Однако не нужно отождествлять факт наполненности хранилищ с благоприятной ценовой конъюнктурой на внутреннем рынке Украины. Не факт, что этот газ попадает украинскому потребителю «, — считает Марунич.

Впрочем, у рядового потребителя возникает элементарный вопрос: если есть большие запасы, какой от них прок рядовым гражданам? Газ закачивали в ПХГ летом по одной цене, так зачем поднимать цену на товар, который уже оплачен и находится в резерве?

Дмитрий Марунич поясняет, что в рамках текущей модели рынка никого не интересует, по какой цене газ закачивают в хранилища. Кроме потребителей.

» Для примера, в прошлом сезоне «Нафтогаз» покупал дорогой газ в четвертом квартале 2019 года из-за страха прекращения транзита «Газпромом», а в первом-втором кварталах 2020-го — продавал его дешевле, чем купили. В действующей модели у них просто не было иного выхода. В условиях действия рыночных рисков никто никому ничего не должен. После отмены с 1 августа спецобязательств в рамках запуска рынка газа все определяет цена на бирже, которая коррелируется с импортным паритетом. С ростом котировок в Европе цена на газ неизбежно, с небольшим временным лагом, растет и в Украине. Это бизнес. Вся гениальность реформы газового рынка как раз и заключаться в том, чтобы превратить торговлю газом на внутреннем рынке в хороший бизнес. Другой вопрос – какой прок с такой модели для рядового потребителя. Пока никакого», — подчеркнул эксперт .

Дорогостоящее «освобождение от рабства»

По словам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, запуск газового рынка с 1 августа должен был освободить украинцев от » газового рабства «. Гражданам поясняли привычную «рыночную байку», мол, если на рынке будет много поставщиков, то вырастет конкуренция, что приведет к снижению стоимости топлива.

Марунич, отмечает, что в условиях Украины это не работает.

» Формально — все правильно: когда много газа и поставщиков, стоимость газа для потребителей снизится. Но это возможно при условии насыщения рынка газом внутренней добычи. В качестве примера – падение до копеечной стоимости газа на американском Henry Hub. Топливо внутренней добычи попросту не было куда девать из-за обвала спроса на внешних рынках, и невостребованности со стороны собственных потребителей. В Украине треть потребностей обеспечивается за счет импортного газа. Только в условиях увеличения внутренней добычи действующая модель рынка может играть на руку потребителю, а не трейдеру, который делает на этом большой бизнес «, — поясняет Дмитрий Марунич.

При этом эксперт прогнозирует, что даже с учетом тренда на дальнейший рост цены, в текущем сезоне стоимость газа вряд ли превысит показатели прошлого отопительного сезона (на уровне 7-8 грн за кубометр «голубого топлива»).

Читайте также:

  • Все – ради кредита: как простым украинцам «помогают» транши МВФ
  • Налоговая Зе-революция. Зачем в Украине вводить налог на выведенный капитал
  • Склоки в НБУ и политическое давление: как Украину заставляют дружить с МВФ

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

https://kurs.com.ua/novost/281888-pochemu-snova-nachali-dorozhat-benzin-dizel-i-avtogaz
https://telegraf.com.ua/biznes/finansyi/5613274-pochemu-dorozhaet-benzin-i-avtogaz-i-chto-budet-dalshe-prognoz-ekspertov.html
https://vesti.ua/strana/vykatili-tarif-posle-vyborov-pochemu-snova-podorozhaet-gaz