Содержание
Порядок оформления автомобиля: подробные инструкции на все случаи жизни
Личный транспорт уже давно не роскошь, а необходимость, и количество автовладельцев год от года растет. А значит, вопрос о том, каков порядок оформления автомобилей по новым правилам, актуален как никогда. Мы поможем разобраться в нюансах этого процесса.
Каков порядок оформления нового автомобиля из автосалона
При покупке нового автомобиля в автосалоне все бумаги вы оформляете на месте, совершая определенные стандартные действия. При этом ошибок практически не бывает. Но все же лучше знать и держать под контролем основные этапы этого процесса.
Хотите новый автомобиль? Для начала определитесь с его моделью, затем проанализируйте цены на нее, найдите салон, который предлагает машину вашей мечты по наиболее низкой стоимости. Идеально, если этот салон будет официальным дилером производителя. И хотя случаев мошенничества сейчас становится все меньше, все же лучше перестраховаться.
О том, насколько надежен выбранный автосалон, вы можете узнать, прочитав отзывы о нем в Интернете. Кроме того, лучше заранее выяснить, предоставляет ли продавец послепродажное обслуживание и на каких условиях.
Определившись с салоном, посетите его и обсудите детали предстоящей сделки – в первую очередь комплектацию и стоимость машины. Если понравившаяся вам модель есть в наличии, то вы можете посидеть в ней и даже совершить пробную поездку, чтобы убедиться, что не ошиблись с выбором. Если тест-драйв недоступен, то оцените качества авто хотя бы в салоне.
Не забудьте выяснить, возможна ли установка дополнительного оборудования, есть ли скидки или подарки от автосалона. После того как вы получили ответы на все ваши вопросы, уточните новый порядок оформления купли-продажи автомобиля.
Чтобы не возникло проблем при эксплуатации транспортного средства, важно соблюсти порядок оформления документов при покупке автомобиля. Помните, что договор купли-продажи должен быть оформлен в трех экземплярах, которые предоставляются:
для регистрации в ГИБДД.
Имейте в виду, что в порядке оформления договора купли-продажи автомобиля перед его подписанием следует все тщательно проверить: номера на кузове должны соответствовать указанным в ПТС, кроме того, у авто не должно быть никаких дефектов.
Далее автомобиль надо застраховать. На оформление страховки дается 10 дней со дня покупки, но лучше сделать это как можно раньше, ведь в случае отсутствия полиса при ДТП компенсировать ущерб, причиненный вами другой стороне, и ремонтировать свою машину придется за свой счет. Поэтому полис ОСАГО лучше приобретать в первый же день после покупки автомобиля. Для оформления страховки понадобятся:
удостоверение личности (паспорт и водительские права);
паспорт технического средства.
Кроме того, нужна диагностическая карта, в которой указано, что автомобиль прошел технический осмотр. Для получения полиса ОСАГО на новую машину ТО проходить не надо.
Далее необходимо в течение 10 дней после приобретения автомобиля поставить его на учет в ГИБДД. Согласно порядку оформления нового автомобиля в ГИБДД, регистрировать ТС нужно в отделении по месту жительства. Имейте в виду, что от места регистрации будет зависеть размер не только транспортного налога, но и штрафов за нарушение ПДД.
Для постановки авто на учет надо написать заявление в ГИБДД. Кстати, это можно сделать и онлайн. Для того чтобы зарегистрировать автомобиль, вам, кроме заявления, понадобятся:
паспорт технического средства и его копия;
генеральная доверенность либо ее копия (если нужно);
квитанция об оплате госпошлины.
Госпошлина за получение новых государственных номеров составляет 2000 рублей, за свидетельство о регистрации авто – 500 рублей.
Согласно новому порядку оформления автомобиля зарегистрировать его можно и непосредственно в автосалоне. От введения этого новшества хорошо и продавцу (увеличился перечень услуг салона), и покупателю (процесс постановки авто на учет стал намного проще). Теперь для регистрации машины все документы собирают менеджеры компании-продавца, они же контактируют с сотрудниками ГИБДД и в качестве законных представителей нового владельца машины получают свидетельство о регистрации на его имя.
Есть еще один бонус, который некоторые автосалоны предлагают будущим автовладельцам, – это «красивый» номер. Салоны, имеющие лицензию на подобную деятельность, сами изготавливают такие номера и регистрируют их в ГАИ. Но имейте в виду, что не все компании по продаже автомобилей имеют право это делать. На это необходимо получить разрешение в ГИБДД.
Постановка машины на учет никоим образом не ущемляет прав собственника, это необходимо для того, чтобы юридически закрепить авто за конкретным владельцем.
Рекомендуемые к прочтению статьи:
Порядок оформления подержанного автомобиля: пошаговая инструкция
Если вы приобретаете машину б/у, обязательно проверяйте документацию и ее техническое состояние, независимо от того, кто вам его продает: частник или салон подержанных автомобилей.
Далее рассмотрим порядок оформления автомобиля с пробегом.
Шаг 1. Проверка истории автомобиля и документов перед покупкой.
Приобретая автомобиль, вы должны внимательно изучить его ПТС (паспорт технического средства). Здесь должны быть записаны основные технические характеристики ТС, идентификационные данные основных агрегатов, информация о собственнике, данные о постановке и снятии с учета.
Необходимо, чтобы к машине прилагался оригинал ПТС – если продавец показывает дубликат, возможно, с авто не все в порядке, и его надо проверить более тщательно.
Подробнее узнать об автомобиле можно посредством бесплатных онлайн-сервисов, к примеру, сайта ГИБДД: там есть сведения о прежних владельцах ТС, об участии машины в ДТП, а также о том, есть ли какие-то ограничения на его регистрацию.
На сайте Федеральной нотариальной службы в реестре уведомлений о залоге движимого имущества можно узнать о наличии исполнительных производств или о том, находится ли автомобиль в кредите.
Шаг 2. Оформление покупки авто.
Основным документом в порядке оформления автомобиля, который подтверждает, что вы – новый владелец авто, является договор купли-продажи. Он оформляется в произвольной форме и не требует заверения нотариуса.
В договор следует включить такие сведения, как:
дата и место его заключения;
паспортные данные, как продавца, так и покупателя;
данные автомобиля и ПТС;
то, что машина не находится в залоге;
цена, период и условия оплаты и передачи авто.
В качестве дополнения к договору можно подписать акт приема-передачи ТС, в котором указывается:
факт передачи машины и ее техническое состояние на момент продажи;
отсутствие претензий, как у продавца, так и у покупателя в отношении друг друга.
Договор купли-продажи ТС и акт его приема-передачи оформляются в трех экземплярах: по одному сторонам сделки и для регистрации авто в ГИБДД.
Шаг 3. Получение ключей и документов.
Кроме ключей от транспортного средства, новый владелец должен получить:
два экземпляра договора купли-продажи;
акт приема-передачи (при наличии);
свидетельство о регистрации ТС;
ПТС с подписями продавца и покупателя;
нотариально заверенную доверенность от собственника автомобиля (если продавец и собственник – разные лица).
Шаг 4. Прохождение техосмотра.
Бывший владелец должен передать новому хозяину действующую диагностическую карту, в противном случае необходимо прохождение техосмотра. Это обязательное условие для получения полиса ОСАГО.
Технический осмотр можно пройти только у оператора ТО, имеющего аккредитацию РСА (Российский союз автостраховщиков).
Шаг 5. Оформление полиса ОСАГО.
Если вы покупаете подержанную машину без полиса ОСАГО, то должны обратиться за его оформлением в страховую компанию в тот же день, когда подписали договор купли-продажи.
В соответствии с ФЗ № 40 ст. 4 п. 2 владелец должен оформить полис ОСАГО на ТС в течение 10 дней после покупки. В это время вы освобождаетесь от уплаты штрафов за его отсутствие, но в случае ДТП вы, как виновник, будете самостоятельно выплачивать компенсацию второму участнику. А значит, лучше оформить полис ОСАГО сразу после приобретения авто.
Шаг 6. Регистрация автомобиля в ГИБДД.
Согласно п. 24.5 Административного регламента вы обязаны зарегистрировать машину в ГИБДД по месту вашего нахождения в течение 10 дней после его покупки. Имейте в виду, что штрафы ГИБДД рассчитываются по тарифам, которые установлены в регионе по месту вашей прописки.
Если вы зарегистрированы на сайте Госуслуг, то подать заявление на регистрацию авто можно и онлайн.
Чтоб зарегистрировать ТС, необходимо оплатить такие госпошлины:
за выдачу новых регистрационных знаков;
за внесение изменений в свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС);
за внесение записи в ПТС.
Размер госпошлины за регистрацию машины указан в п. 26 Административного регламента.
При нарушении правил регистрации автомобиля или при отсутствии таковой вы обязаны будете оплатить штрафы:
за нарушение сроков регистрации ТС (ст. 19.22 КоАП РФ) – 1500–2000 рублей;
за управление незарегистрированным ТС (ст. 12.1 ч.1 КоАП РФ) – 500–800 рублей;
за повторное управление незарегистрированным ТС (ст. 12.1 ч.1.1 КоАП РФ) – 5000 рублей либо лишение водительского удостоверения.
Шаг 7. Получение документов на автомобиль.
Порядок оформления автомобиля в ГИБДД предусматривает, что после его регистрации вы получаете:
паспорт транспортного средства (ПТС) с отметками о его регистрации;
свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС);
новые регистрационные знаки (в случае, если бывший собственник захотел оставить номер ТС).
Бывают ситуации, когда новый собственник получает отказ в постановке на учет ТС. При этом, согласно п. 24 Административного регламента, он получает соответствующий документ, в котором указана причина отказа.
Порядок оформления документов на автомобиль б/у
Разберем особенности порядка оформления автомобиля с пробегом.
1. Порядок оформления договора купли-продажи.
После проверки машины необходимо грамотно подготовить документы, подтверждающие ее приобретение. Это наиболее важный этап сделки. Далее разберем порядок оформления автомобиля с пробегом. В первую очередь надо правильно оформить договор купли-продажи. Здесь есть нюансы, которые нужно знать. В документе указываются следующие данные:
место и дата подписания договора;
персональные сведения о сторонах (паспортные данные физических лиц или регистрационные данные юридических);
полные данные а/м и ПТС;
Договор купли-продажи включает несколько разделов, которые заполняются по определенным правилам:
Суть договора. Здесь указывается, что ТС передается на возмездной основе. При этом обязательно отмечается, что продавец – полноправный владелец авто, которое не находится под арестом или в залоге.
Цена ТС и условия оплаты. В этом разделе указывают стоимость машины. Если покупатель расплачивается в валюте, надо отметить курс рубля, в соответствии с которым будет проведена конвертация. Причем новый владелец имеет право рассчитаться как наличными деньгами, так и безналичным перечислением денежных средств. Кроме того, важно зафиксировать данные о полной либо частичной предоплате.
Период поставки. Раздел можно исключить, если покупатель получает право собственности на ТС сразу после подписания договора. При других обстоятельствах нужно отразить это в соглашении.
Порядок передачи авто. В этом разделе надо указать адрес, по которому передается ТС, и предметы, которые становятся собственностью нового хозяина наряду с машиной.
Порядок расторжения договора. Здесь надо указать условия, в соответствии с которыми это соглашение можно расторгнуть.
Данные о ТС – особые характеристики автомобиля.
Сведения о продавце и покупателе – паспортные данные физических лиц и регистрационные данные юридических лиц, подписи участников обеих сторон.
После составления договора проводится сама сделка – внизу документа указывается, что продавец получил деньги, а покупатель машину.
В незаполненных строках обязательно надо проставить прочерки, тем самым вы обезопасите себя от внесения каких-либо данных без вашего согласия.
Не лишним будет оформить акт приема-передачи авто, в котором указывается непосредственно факт передачи ТС, его техническое состояние на этот момент, дата и время совершения сделки (освободит вас от уплаты штрафов за предыдущего хозяина). Кроме того, в этом документе стороны подтверждают отсутствие претензий друг к другу.
Пример бланка договора купли-продажи:
Помните, что порядок оформления автомобиля требует, чтобы бумаги были в трех экземплярах: один – для покупателя, второй – для продавца, третий – для регистрации авто в ГИБДД, причем заверять их нотариально необязательно. Но вы можете обратиться к нотариусу, если хотите, чтобы он подтвердил законность сделки и права обоих участников на ее совершение (согласно п. 1 ст. 163 ГК РФ). Это необходимо, к примеру, если машина находится в залоге у банка. В случае возникновения сомнений по этому поводу, обратитесь к Гражданскому кодексу РФ (часть 2, раздел 4, глава 30, параграф 1 статьи 454).
Также популярным вариантом является оформление генеральной доверенности с правом продажи машины. Его используют для сокращения издержек (и временных, и денежных). Продавец (доверитель) передает покупателю право на ТС, но оно остается в его собственности (статья 185 ГК РФ). Однако имейте в виду, что такая сделка рискованна для вас, так как собственник имеет право отозвать доверенность либо потребовать деньги за авто в случае его продажи. Также у вас будут проблемы, если владелец умрет либо его признают недееспособным. В этом случае право собственности на машину переходит к наследникам.
2. Оформление договора купли-продажи у нотариуса.
Вовсе не обязательно заверять договор купли-продажи у нотариуса. Но лучше это сделать, если одна из сторон не внушает доверия. Нотариально заверенное соглашение будет сложнее оспорить в суде.
Услуги нотариуса потребуют дополнительных затрат. Перед тем как идти в нотариальную контору, необходимо подготовить ряд документов. При оформлении сделки должны присутствовать представители обеих сторон.
В ситуации, когда одна из сторон настаивает на нотариальном оформлении сделки, вторая не может от этого отказаться. Чтобы устранить разногласия по этому вопросу, включите это требование в текст договора.
При оформлении договора нотариус:
контролирует, правильно ли внесены все необходимые сведения (основываясь на предоставленных ему документах);
проверяет, что разделы договора соответствуют требованиям действующего законодательства;
ставит на всех экземплярах договора печать и удостоверяющую подпись.
Нотариальное заверение договора необходимо, если собственниками машины являются, к примеру, супруги. Нотариус должен удостовериться, что муж или жена согласны на продажу совместно нажитого имущества.
При покупке машины тщательно проверьте предоставленное продавцом согласие на продажу ТС. Если оно написано от руки и не заверено нотариусом, то не имеет юридической силы. В суде будет легко оспорить подобную сделку.
3. Порядок оформления ПТС.
Порядок оформления документов при покупке автомобиля требует внесения новой записи в паспорт ТС. Будьте внимательны и заполняйте ПТС разборчивым почерком.
В ПТС вносятся такие сведения, как:
дата покупки ТС;
номер документа, подтверждающего право собственности, и дату оформления;
подписи покупателя и продавца.
Если продавец или покупатель является юридическим лицом, его подпись нужно заверить печатью. Бывает, что в ПТС уже нет места для новой записи. Тогда нужно обратиться в ГИБДД для получения нового (при этом все сведения об авто будут сверены с электронной базой данных).
После того как в ПТС внесена запись о новом владельце машины, можно передать деньги продавцу. Лучше рассчитаться безналичным способом (если не был оговорен другой) – это еще одно фактическое подтверждение передачи денежных средств.
Порядок оформления возврата автомобиля, купленного с рук
Если вы хотите спустя какое-то время после покупки вернуть транспортное средство продавцу, сделать это будет сложно. Во-первых, еще раз внимательно изучите договор купли-продажи.
Вы не сможете вернуть машину, если в договоре купли-продажи:
Есть пункт о том, что у вас нет претензий к техническому состоянию машины, так как это говорит о том, что сделка законна, даже если по факту вы получили авто без руля или без колес.
Точно описаны выявленные при покупке дефекты и поломки.
Акт экспертной службы о техническом состоянии машины.
Если же эти данные не отражены в договоре, то шансы на возврат авто вполне реальны. Далее расскажем, как это сделать.
Для начала свяжитесь с другой стороной и попробуйте договориться с прежним хозяином о возврате автомобиля, объяснив ситуацию. Нередко бывшие владельцы, не желая дальнейших проблем, соглашаются на возврат.
Но чаще бывает противоположная ситуация, когда продавец уже потратил деньги. Тогда приходится обращаться в суд, где нужно будет доказать, что неисправности в автомобиле появились еще до подписания договора. Если у вас нет документов, подтверждающих ваши аргументы, следует осуществить платную экспертизу машины. После получения экспертного заключения, составьте претензионное письмо в адрес продавца автомобиля.
Отправьте претензию с копией экспертизы заказным письмом с уведомлением, для того чтобы у вас было на руках доказательство того, что человек, продавший вам транспортное средство, ознакомился с этим документом. Через две недели, если продавец никак на ваше письмо не отреагировал, обращайтесь с исковым заявлением в отношении бывшего владельца авто в суд.
Быстро вернуть деньги вряд ли удастся. Практика показывает, что даже если вы привлечете опытного адвоката, судебная тяжба может затянуться от 6 месяцев до нескольких лет.
Полный возврат денежных средств производится в случаях, когда:
дефекты автомобиля не подлежат устранению;
стоимость ремонта машины выше цены, уплаченной новым хозяином за автомобиль.
Если же при эксплуатации автомобиля были выявлены дефекты, о которых бывший хозяин намеренно промолчал, то новый владелец имеет право на компенсацию, равную стоимости ремонта, но договор купли-продажи останется в силе.
Самостоятельно решить судебный спор, не пользуясь услугами адвоката, вряд ли получится. Нужно будет иметь на руках документы, подтверждающие непричастность покупателя к поломке машины, и суметь доказать, что продавец скрыл выявленные дефекты.
В целом, возврат машины – дело долгое и хлопотное, и вам решать, стоит ли этим заниматься.
Порядок оформления дарения автомобиля близкому родственнику
Получить машину в подарок – кто не мечтает об этом? Но каков порядок оформления автомобиля в дар? Обычно используется договор дарения. Суть его в том, что одна сторона передает другой безвозмездно движимое либо недвижимое имущество, в нашем случае – автомобиль.
Существуют разные причины, по которым люди предпочитают этот вид договора. Наиболее часто его используют родственники. Дарственную подписывают, если:
обе стороны не хотят передавать имущество по завещанию;
желают упростить передачу прав на ТС;
даритель не хочет, чтобы на автомобиль претендовали другие люди, к примеру, муж либо жена одариваемого.
Дарить имущество может только его владелец, причем без объяснения причин своего решения (но это касается только дарственной, которая оформляется на родственника).
Дарение часто осуществляют исходя из практических соображений. Например, у дарителя есть задолженность по банковскому кредиту и он не хочет, чтобы приставы отобрали машину в счет долга.
Существуют разные способы оформления дарственной на машину. Сделка заключается в письменной, устной форме либо заверяется нотариально. Но если вы не хотите, чтобы у человека, на которого вы оформляете автомобиль в дар, были какие-либо трудности в будущем, то договор дарения следует оформить в письменном виде.
Договор дарения может быть заключен и между родственниками, и между посторонними людьми, но в нем обязательно должны быть следующие данные:
место и дата заключения договора;
подробные сведения о дарителе и одариваемом (Ф. И. О., адрес регистрации, паспортные данные);
информация об автомобиле (его модель, марка, колер, год выпуска, объем двигателя, VIN);
права и обязанности сторон, заключающих соглашение;
подписи всех участников.
После подписания договора новому владельцу следует в ГИБДД переоформить автомобиль на себя.
Для перерегистрации машины понадобятся:
Паспорт владельца (оригинал).
Полис ОСАГО. При его отсутствии надо провести техосмотр машины и застраховать авто уже на себя.
Квитанция об оплате государственной пошлины.
После регистрации новый собственник получает паспорт на а/м и номерные знаки.
По закону у владельца подаренного автомобиля есть 10 дней на переоформление ТС. Иначе даритель имеет право отказаться от договора дарения и вернуть машину себе.
Договор дарения не может быть заключен, если авто находится в залоге.
Где в Санкт-Петербурге купить новый автомобиль с максимальной выгодой
Купить автомобиль Citroen у официального дилера можно в компании «Авто Премиум». Приобретая у нас любую из моделей марки «Ситроен», вы получаете весь комплекс услуг:
тест-драйв понравившегося авто;
кредиты с минимальными процентами;
программа Trade-in (с выкупом вашего автомобиля);
ремонт и ТО в лучших автомастерских;
малярные работы и обработка кузова;
предоставление технической помощи на дорогах;
набор дополнительных сервисов.
Более подробную информацию можно получить на нашем сайте или узнать напрямую у менеджеров. Будем рады видеть вас в нашем салоне!
Купил новый автомобиль в салоне, а он сломался через 15 дней (ситуация № 3)
Автовладельцы, желающие вернуть машину, обычно допускают такие ошибки:
- обращаются с требованием одновременно к дилеру и производителю;
- пишут взаимоисключающие требования или два и более требований;
- не собирают заказ-наряды и идут «качать права» без доказательств;
- передают машину на проверку качества или экспертизу, не зная, как при этом действовать;
- начинают анализировать закон, пытаясь понять, что такое недостаток, и обращаются в суд, не имея на то никаких оснований.
В этом придется разобраться
До возврата автомобиля в салон вам нужно узнать:
- как пользоваться машиной, чтобы не потерять гарантию (технические тонкости);
- как правильно себя вести при подготовке машины к возврату (юридические тонкости);
- что такое существенный недостаток автомобиля;
- какой у вашего автомобиля срок гарантийного ремонта и что делать, если в ремонте отказали.
Обо всем этом я и расскажу ниже.
Все, что вам нужно знать о гарантийном автомобиле
Начнем с основ: разберемся, что такое гарантийный срок, сколько он длится и зачем нужен.
Про гарантийный срок написано в ст. 5 Закона о защите прав потребителей. Цитирую:
«Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18, 29 Закона».
Если не кривить душой, это определение не дает понять вообще ничего. Но вот если к нему вернуться после прочтения ст. 18 и 19 Закона о защите прав потребителей, то картинка проясняется. Нам нужна как раз ст. 18 закона. Она очень сложно написана, поэтому я перескажу ее, а вы потом посмотрите оригинальный текст, если захотите.
Пока машина на гарантии, если что-то сломается, вы можете:
- вернуть машину;
- обменять ее;
- попросить отремонтировать;
- потребовать скидку на машину.
Поскольку автомобиль – это технически сложный товар, то для предъявления требований о возврате есть специальный порядок. Изложить его можно в четырех тезисах:
- Вернуть машину можно, только если вы нашли поломку (недостаток).
- Если недостаток найден в первые 15 дней со дня покупки, машину можно вернуть независимо от его серьезности (об этом читайте в статье «Купил новый автомобиль в салоне и нашел поломку в течение 15 дней (ситуация № 2)»).
- Если поломка найдена спустя 15 дней после покупки, то сначала можно потребовать только гарантийный ремонт. Сразу вернуть машину нельзя, потому что товар технически сложный. Закон дает возможность продавцу или производителю исправиться.
- И только если поломка существенная, т.е. она неустранима, или она проявилась вновь, или у вас две и более поломок, либо нарушены сроки ремонта – можно требовать возврата машины.
При этом важно, что в пределах гарантийного срока вина продавца в поломках предполагается. Именно он должен оправдываться и доказывать, что товар сломался не по его вине.
Продавец освобождается от ответственности за проблемы с машиной на гарантии, если докажет, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие:
На практике дилер (изготовитель) будет неистово доказывать именно первый пункт, т.е. что вы неправильно пользовались машиной, поэтому она и сломалась. Также дилер может всячески препятствовать вам в сборе доказательств, например постарается не дать документы по гарантийному ремонту (заказ-наряды), потому что документы – это главные доказательства того, что недостатки были и в этом нет вашей вины. Вот вам три письма, где как под копирку дилеры отказываются предоставить заказ-наряды, которые клиенты по незнанию не взяли сразу: письма владельцам Kia, Mazda и Audi.
Важно знать, сколько длится гарантийный срок, чтобы предъявить требование о возврате автомобиля вовремя. Этот срок изготовитель (продавец) может устанавливать, а может и не устанавливать. Он обычно прописан в договоре купли-продажи и сервисной книжке. В среднем гарантийный срок составляет 3 года и зависит от марки автомобиля. Бывает, его делают совсем коротким, например год. На этот случай есть специальное правило: минимальный срок гарантии составляет 2 года (п. 5 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). И даже если в договоре срок гарантии меньше, он все равно будет длиться 2 года.
Подчеркну: гарантия – это договор. Как у любого договора, у нее есть определенные условия ее действия. И если вы их не соблюли, договор вы нарушили.
А если гарантийный срок истек? Вернуть машину все равно можно. Только в этом случае уже не продавцу придется оправдываться, а вам нужно будет доказывать, что с товаром что-то не так. Об этом я расскажу в следующей статье.
Вывод: если автомобиль сломался не из-за ваших действий, поломка выявлена в течение срока гарантии, является существенной и юридически правильно зафиксирована, то есть все основания для возврата автомобиля.
Как себя вести, чтобы не «слететь с гарантии» (технические тонкости)
Рассмотрим 10 реальных примеров, когда автовладельцам отказывают в гарантийном ремонте и возврате автомобиля из-за неправильного использования.
1. Несвоевременное обращение в техническую службу.
2. Владелец не выполняет свои обязательства согласно регламенту, ТО или нарушает правила эксплуатации автомобиля.
3. Владелец решил починить свою машину в другом техцентре.
4. В ходе очередного ТО было обнаружено, что в машине появилась «чужая» деталь, и официальный дилер к ее установке никакого отношения не имеет.
5. ДТП (в этом случае необходимо обращаться сначала в страховую службу).
6. Автомобиль был поврежден по вине третьих лиц, в результате чего вышли из строя агрегаты, узлы и прочие крупные компоненты, без которых его эксплуатация невозможна.
7. Участие в гонках или превышение скоростных возможностей автомобиля, не предназначенного для активного стиля вождения (если это не спортивная машина).
8. Эксплуатация легкового автомобиля на тяжелом бездорожье.
9. Тяжелые климатические условия.
10. Повреждения автомобиля, связанные с природными катаклизмами.
Это неполный список, он может быть дополнен. И чтобы потом в суде можно было доказать свою правоту, нужно соблюдать правила обращения с автомобилем на гарантии.
В этом вам помогут несколько рекомендаций.
Правило № 1. Обязательно прочитайте руководство по эксплуатации автомобиля. Особенно ту часть, где написано о двигателе и коробке передач. Обратите внимание на правила эксплуатации и обслуживания узлов и элементов, которые не осматриваются при плановом ТО, но следить за которыми ваша обязанность.
Изучите требования производителя, соблюдение которых гарантирует выполнение им бесплатного ремонта. Например, для любого автомобиля есть такой пункт: осмотр лакокрасочного покрытия раз в год. Это должен делать владелец у дилера по заявлению. В сервисной книжке должно быть указано, что контроль проведен, дефекты лакокрасочного покрытия не выявлены. Только в этом случае вы сможете относительно легко доказать свою правоту в случае проявления производственных дефектов лакокрасочного покрытия автомобиля.
Имейте в виду: подобных требований производителя немало, причем они меняются с течением времени и в зависимости от пробега – за этим надо следить.
К каждому автомобилю в комплекте прилагается руководство по эксплуатации. Оно может называться сервисной или гарантийной книжкой. В нем написано, как пользоваться автомобилем, чтобы он не ломался, ну или хотя бы не ломался быстро. Неумелое обращение с ним или невыполнение требований эксплуатации может привести к поломке, которая не будет покрываться гарантией.
Приведу несколько примеров из практики.
Ко мне как-то обратились ребята-стритрейсеры на спортивных BMW. Они загоняли машины, и у них потек редуктор заднего моста. От производителя BMW они ничего скрывать не стали, так и написали – «разгоняли машины до 200 км/ч» и т.д. Естественно, это ведет к поломке автомобиля, а потому запрещено руководством по эксплуатации. В таком случае о его ремонте или возврате по гарантии речи быть не может.
Был случай, когда владельцы Peugeot вовремя не заливали масло, у них сломался двигатель, и они решили вернуть авто. В ходе предварительной экспертизы наш эксперт обнаружил, что двигатель сломался из-за неправильной эксплуатации.
Правило № 2. По возможности не экспериментируйте с тюнингом и дополнительным оборудованием.
Если вы хотите усовершенствовать автомобиль за счет дополнительного оборудования, лучше это делать у дилера. Он будет нести ответственность не только за выполненную работу и новые запасные части, но и за последствия, если автомобиль сломается из-за установленного им оборудования. Это важно, поскольку оно может стать причиной сбоя в работе основного оборудования.
Например, в моей практике был случай, когда сигнализация автомобиля Mitsubishi Outlander влияла на работу его электроники: не выключался или самопроизвольно включался ближний свет фар, и на парковке разряжался аккумулятор. Наш эксперт выехал в Москву, у официального дилера была проведена диагностика, дилер заменил блок управления, но неисправность появилась вновь. Во время повторного осмотра наш эксперт обратил внимание на то, что на задней стороне блока управления автомобилем был закреплен блок управления сигнализацией. Он предложил отключить сигнализацию и оставить машину на пару дней для теста. Проверка показала, что автомобиль перестал жить своей жизнью. Проблема была в том, что при активации сигнализации она давала сбой в фоновом режиме на блок управления автомобилем, а тот, в свою очередь, давал команду включить свет. По итогам данной экспертизы представительство марки всем дилерам и специализированным мастерским разослало бюллетень, в котором говорилось, что блок управления сигнализацией нельзя устанавливать на блок управления автомобилем. Так эта проблема была решена.
Правило № 3. Старайтесь не использовать приобретенные самостоятельно запчасти.
Авторизованный дилер и сервис продают их по завышенным ценам. И все же рекомендую покупать запчасти только у официального дилера, даже если их нет в наличии и ждать поставки долго. Иначе потом поломки в автомобиле сервис может обосновать использованием неоригинальной запчасти. Любое несанкционированное вмешательство в системы автомобиля и ремонт с использованием неоригинальных запасных частей могут привести к лишению гарантии.
Правило № 4. Не пользуйтесь неавторизованным сервисом.
Это позволит «официалам» отказать вам в гарантийном обслуживании. Не сможете вы рассчитывать и на реализацию других законных прав потребителя. «Чужой» сервис можно использовать для обслуживания или замены негарантийных деталей, например можно поменять тормозные колодки и т.п.
Яркий пример – чип-тюнинг. Это вмешательство в заложенный производителем алгоритм работы того или иного узла. Обычно чип-тюнинг делают для увеличения мощности двигателя. Такие услуги предоставляют профессионалы, у которых есть сертификаты от именитых производителей блоков управления двигателями. Занимаются этим и самоучки, которые скачивают программное обеспечение устаревших моделей автомобилей и «заливают» его в новые авто.
Правило № 5. Вовремя проходите плановое техническое обслуживание.
Причем делать это нужно на официальных дилерских станциях с использованием оригинальных запасных частей.
Если вы не соблюдаете интервалы прохождения планового технического обслуживания, при отсутствии поломок в автомобиле сотрудники дилера вам об этом не скажут, проведут очередное ТО, возможен даже мелкий гарантийный ремонт, не связанный с плановыми ТО и регламентными работами. Многие ошибочно полагают, что так будет всегда. Можно проходить ТО, пренебрегая сервисными интервалами: «Зачем переживать, если и так все делают?» Это заблуждение. Производитель и дилеры ради сохранения лояльности к марке и автосалону делают мелкие ремонты. Но как только сломается дорогостоящий узел или, не дай Бог, произойдет авария, так как что-то отвалилось, – тут вам припомнят всё. Вы будете доказывать, что двигатель сломался не из-за перепробега, КПП должна была еще кататься и т.д., но дилер, защищая себя и производителя, укажет вам на пункт в сервисной книжке и откажет в ремонте.
Как себя вести, чтобы не лишиться возможности вернуть автомобиль (юридические тонкости)
Правило № 1. Любую передачу автомобиля в сервис сопровождайте письменным заявлением.
Заранее подготовьте заявление в двух экземплярах. В нем опишите недостаток автомобиля и потребуйте устранить его немедленно. Затем приезжаете в сервисный центр, на ресепшене передаете заявление и просите на втором экземпляре поставить дату подачи заявления, ФИО принявшего его сотрудника и подпись, печать.
Для тех, кому этот совет покажется странным («Все равно выдадут заказ-наряд, зачем еще и заявление писать?»), – объясняю. Вы расскажете о проблемах с автомобилем, а мастер-приемщик опишет их своими словами. И делать он это будет в интересах сервиса, а потому может изменить формулировку. Придется долго настаивать на том, чтобы он написал именно так, как вы сказали, но проще параллельно подать заявление.
Правило № 2. При обращении по гарантии заберите экземпляр своей заявки с датой ее принятия, даже если поломка несущественная.
Отдав в ремонт авто, не забудьте получить акт о приемке или заменяющий документ с описанием состояния автомобиля, подписью и печатью. С момента вашего обращения начинается отсчет времени, в течение которого должен быть выполнен гарантийный ремонт.
Правило № 3. Если автомобиль не едет, требуйте у дилера бесплатный эвакуатор.
Любой крупногабаритный товар и товар весом более 5 кг на ремонт и обратно должен доставляться силами и за счет дилера. И время, которое тратит дилер на транспортировку, входит в срок ремонта. А нарушение этого срока – повод для возврата авто. Про право требовать бесплатный эвакуатор написано в п. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.
Правило № 4. При подтверждении гарантийности случая оставьте автомобиль на площадке у дилера до окончания ремонта.
При этом не забудьте зафиксировать даты, когда сдали и забрали автомобиль.
Нарушите это правило – дилер скажет, что вы ездили на ломаной машине, а значит, неверно ее эксплуатировали, либо что недостаток не мешал вам пользоваться машиной.
Правило № 5. Не забирайте автомобиль после ремонта без документов.
Когда сервис забирает автомобиль на ремонт, составляется акт приемки или заказ-наряд в двух экземплярах. Один из них остается у вас. Его могут потребовать при получении автомобиля после ремонта и обратно, скорее всего, не вернут. И неважно, как они это будут объяснять. Факт остается фактом: у вас на руках не останется документа, подтверждающего, с какой проблемой вы обращались в сервис.
Поэтому всегда сохраняйте заказ-наряды. Документы, которые вам выдают в сервисе, дополнительно фотографируйте. Если не дают заказ-наряд, сделайте хотя бы фото монитора, на который он выведен, – если там виден номер, можно будет его использовать.
После завершения ремонта вместе с автомобилем нужно будет забрать документы. В них должны быть указаны даты обращения в ТС, передачи машины в дилерский центр, устранения недостатков и возврата автомобиля, там же должна быть информация о поломках, замененных деталях и материалах, которые использовались для проведения ремонта.
И не верьте, что без заказ-наряда автомобиль выдать нельзя. Собственник вправе требовать возврата своего автомобиля, и для этого достаточно только паспорта. Как вариант: заранее сделайте копию заказ-наряда и потребуйте ее заверить подписью и печатью, только после этого можете отдать оригинал документа.
Приведу примеры диалога с дилером – вам точно пригодится.
Диалог с дилером перед сдачей автомобиля.
– Прошу выдать мне мой экземпляр заказ-наряда.
– Зачем он вам? Мы вам выдадим документ, но потом как будете забирать машину? (Возможен такой вариант: «Это внутренний документ. Поскольку ремонт гарантийный, плательщик не вы, а завод. Потому вам документы выдавать мы не должны»).
– А в чем проблема? Это мое право. Вы обязаны выдать мне заказ-наряд и акт приемки в соответствии с п. 18 Правил оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290.
Диалог с дилером перед получением автомобиля.
– Прошу вас выдать мне документы с информацией о дате обращения с требованием об устранении недостатков автомобиля, датах его передачи и устранения недостатков с их описанием, об использованных запчастях (деталях, материалах) и о дате выдачи автомобиля после ремонта.
– Зачем вам это? У нас вся информация хранится в базе. Не переживайте, она никуда не денется. В случае необходимости мы ее вам предоставим.
– Моя машина на гарантии. Мне важно знать, что вы продлили ее на то время, которое занял ремонт. Вы обязаны предоставить мне документы с перечисленными данными в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей. Я не приму машину без них.
Правило № 6. После ремонта проверьте даты принятия и выдачи автомобиля в документах.
Даты эти должны соответствовать реальным. В противном случае требуйте их исправить. Ссылайтесь на свое заявление (см. правило № 1).
Заказ-наряд составляется при передаче автомобиля на ремонт. Поступившая позднее просьба продавца подписать новый наряд свидетельствует о том, что сервисный центр пытается избежать выплаты неустойки за нарушение сроков устранения недостатков.
«Подтасовка сроков» – любимая уловка дилеров. Приняли машину – указали дату приемки. Вернули машину владельцу, забрали старые документы и выдали новые. А по новым документам ремонт длился всего один день.
Правило № 7. Не подписывайте соглашение о продлении срока ремонта.
Сервис может применить такую хитрость: вам не предложат заключить отдельный договор о продлении срока ремонта, но условие об этом мелким шрифтом будет указано в заказ-наряде. Подписав его, вы согласитесь с таким продлением.
Поэтому внимательно читайте документы, которые вам предлагают подписать в сервисе. Если вы там найдете условие о продлении сроков, нужно будет сделать письменную оговорку об отказе от продления и требовании провести ремонт в срок, установленный Законом о защите прав потребителей, т.е. незамедлительно.
Правило № 8. Если поломка повторилась, воспользуйтесь другим сервисом для диагностики.
Повторное проявление недостатка в течение гарантийного срока автомобиля – опасная ситуация для производителя (импортера, продавца). Такой недостаток считается существенным, что дает вам право обменять автомобиль на другой или требовать возврата денег. Поэтому, когда вы приедете с тем же недостатком в сервисный центр продавца, его сотрудник по компьютеру увидит, что он повторный, и постарается указать в документах другую поломку. Аналогичные инструкции могут быть у всех авторизованных сервисов.
Если же во второй раз вы поедете в другой сервис, у которого нет данных о вашем автомобиле, то, скорее всего, в документах напишут правду, тем самым подтвердят наличие повторяющегося, а значит, существенного недостатка и… откроют путь к кассе с деньгами за автомобиль.
Правило № 9. Ремонт исключает возврат автомобиля.
Закон дает вам возможность выбирать, как защитить свои права: можно отремонтировать автомобиль, а можно его вернуть. Но если вы его отремонтировали, а потом вдруг решили вернуть, то суд откажет вам, сославшись на то, что вы свое право уже реализовали.
Соблюдение всех прописанных выше рекомендаций приблизит вас к возврату автомобиля на 50%. Остальные 50% вам даст только помощь юриста-профессионала. Потому что тут нужно будет разбираться: на кого именно подать в суд – на дилера или изготовителя; где лучше это сделать (в некоторых регионах связи дилеров не дадут отстоять свои права); какое основание для возврата выбрать; какую назначить экспертизу и какие вопросы поставить; как оспорить экспертизу, если она показала, что вы не правы, и т.д.
Основания для возврата автомобиля на гарантийном сроке
Снова обратимся к ст. 18 Закона о защите прав потребителей. По истечении 15 дней со дня покупки товара требования потребителя подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленного законом срока устранения недостатков товара – 45 дней;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Как видите, одно из оснований – это существенный недостаток, а два других основания касаются сроков. О том, что срок ремонта составляет максимум 45 дней, написано в ст. 20 Закона о защите прав потребителей. Я сразу вставил его для наглядности.
Вот в этих-то основаниях люди и путаются. Давайте разложим все по полочкам.
Существенный недостаток автомобиля
Определение этого понятия надежно спрятано в Законе о защите прав потребителей. Про существенный недостаток говорится в ст. 18 этого закона, а вот само определение содержится во введении к закону, поэтому его не все находят.
Закон описывает существенный недостаток через перечисление его видов:
- неустранимый недостаток;
- недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени;
- недостаток, выявленный неоднократно;
- недостаток, который проявляется вновь после его устранения.
Чтобы было проще понять, что все это значит, рассмотрим каждый вид отдельно.
Неустранимый недостаток
Такой недостаток не может быть ликвидирован посредством проведения мероприятий с целью приведения автомобиля в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом.
Примерами неустранимого недостатка могут быть:
- нарушение геометрии кузова, из-за чего невозможно правильно установить двери, багажник, стекла и т.п., а также отрегулировать развал-схождение, выставить углы установки колес (схождение-развал) и т.д.;
- отверстие под люк автомобиля сделано с нарушением формы или технологии, из-за чего люк протекает или плохо закрывается/открывается;
- некачественная окраска автомобиля. Неустранимым недостатком считают, например, появление коррозии. Дело в том, что покраска кузова, способная устранить коррозию, которая проводится в салонах и мастерских, отличается от заводской. Поэтому такой недостаток считается неустранимым. Встречаются дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла. Например, если нарушили состав, очередность, технологию или условия нанесения слоев покрытия, перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.
Ко мне однажды обратился владелец автомобиля Škoda Superb. Дилер признал, что на заднем правом крыле были дефекты лакокрасочного покрытия производственного характера, и согласовал окраску по гарантии завода-изготовителя. Но тут есть тонкость: наши сервисы не умеют хорошо красить автомобили и, конечно, не восстановят вам заводское лакокрасочное покрытие. В чем это проявляется? Обязательно будут включения (сорины), риски, раковины, а также непрокрасы и ступеньки в случаях, когда потребуется сделать переход нового слоя краски к старому.
Проблемы с лакокрасочным покрытием характерны для таких марок авто, как: Kia/Huyndai – сорность, непрокрасы, раковины; Renault – коррозия задних арок, крышки багажника; Škoda/VW – сорность, вспучивание краски; Land Rover Range Rover – сорность; Ford – сорность, плохая адгезия; Mercedes – тонкий слой ЛКП, слабая износостойкость; китайские автомобили двух-, трехлетней давности – коррозия скрытых полостей.
Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени
В законе написано, что таким недостатком признается тот, расходы на устранение которого приближены к стоимости товара, превышают ее или выгоду, которая могла быть получена потребителем от его использования.
Несоразмерность расходов на устранение недостатков технически сложного товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены или иных его свойств 1 . Поэтому конкретные цифры в данном случае назвать проблематично. Я лично использую методическое руководство для экспертов и судей «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации».
В руководстве этом указаны такие цифры:
4.1.2. Несоразмерность расходов по устранению недостатка (расходы по устранению недостатка превышают 20% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования либо превышают 14% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды).
4.1.3. Несоразмерность времени по устранению недостатков устанавливается в 10% от срока гарантии.
4.2. Расходы по устранению недостатка узла или агрегата включают в себя стоимость запасных частей, расходных материалов и стоимость ремонтных работ, определяемые затратами времени на их производство.
5.3. Неоднократно выявляющийся производственный недостаток деталей и узлов АТС (суммарные расходы по устранению неоднократно выявляющихся недостатков превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, либо время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии).
5.4. Производственный недостаток, проявляющийся вновь после его устранения (суммарные расходы по устранению недостатка, проявляющегося вновь после его устранения, превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, либо время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии).
А вот что касается объективно необходимых сроков, то при доказывании можно обратиться к п. 3.2.11 Руководящего документа 37.009.026-92 «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора)». В нем указано, что автообслуживающее предприятие обязано выполнить согласованный с заказчиком объем работ полностью, качественно и в срок. Сроки исполнения заказов (в рабочих днях) устанавливаются в каждом случае по согласованию с заказчиком и не должны превышать:
- техническое обслуживание – 2 дней (с учетом графика сменности);
- текущий ремонт (кроме кузова) – 10 дней;
- ремонт двигателя (капитальный) – 2 дней;
- наружная окраска кузова со снятием старой краски – 15 дней;
- наружная окраска кузова без снятия старой краски – 10 дней;
- полная окраска кузова со снятием старой краски – 20 дней;
- полная окраска кузова без снятия старой краски – 15 дней;
- жестяницко-сварочные работы – 20 дней;
- сложные жестяницко-сварочные работы – 30 дней;
- жестяницко-сварочные работы с последующей окраской – 35 дней;
- сложные жестяницко-сварочные работы с последующей окраской – 50 дней.
Недостаток, выявленный неоднократно
Это разные недостатки, выявленные более одного раза. Причем каждый из них в отдельности делает товар не соответствующим образцу или описанию (при продаже товара по образцу или описанию), предусмотренным законом требованиям или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям). При этом каждый из таких недостатков приводит к невозможности или недопустимости использования товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется или о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора.
Важно не путать неоднократный недостаток с недостатком, который возник вновь после устранения. Если неправильно сформулируете в иске основание, то проиграете.
Следует понимать, что неоднократный недостаток – это не повторное проявление одного и того же недостатка, а разные поломки. Простой пример: у вас уходит масло из двигателя. Вы обращаетесь к официальному дилеру, и его сотрудник обнаруживает течь масла через сальник коленчатого вала (типичная проблема многих автомобилей). Дефект устраняют по гарантии. Спустя некоторое время вы видите лужицу масла под машиной после стоянки – и опять к дилеру. Сотрудник обнаруживает течь масла через сальник коленчатого вала, но с другой стороны. Раз сальник другой, повторяемость одного дефекта будет доказать сложно. А вот неоднократное выявление недостатков в виде течи масла через уплотнения коленчатого вала имеется.
Недостаток, который проявляется вновь
Это недостаток, повторно проявляющийся после его устранения. Причем должен проявиться недостаток именно того узла (детали), который подвергался ремонту.
Яркий пример повторяющегося дефекта детали – выход из строя датчика ABS на некоторых английских и корейских автомобилях. Представьте такую ситуацию: в процессе эксплуатации машины загорается лампочка, сигнализирующая о неисправности системы ABS. Вы обращаетесь к дилеру, он осматривает автомобиль, диагностирует неисправность датчика колеса и меняет его по гарантии (обратите внимание: несмотря на то что машина едет и тормозит, фактически вы эксплуатируете автомобиль с неисправной тормозной системой – а это еще одна юридическая история). Спустя некоторое время та же лампочка загорается опять. И вновь дилер, и вновь то же колесо, и вновь замена датчика. Вот это классический пример повторяющего дефекта. В таком случае нужно возвращать автомобиль.
Отказ в гарантийном ремонте и нарушение его сроков как основания для возврата автомобиля
Максимальный срок гарантийного ремонта составляет 45 дней (ст. 20 Закона о защите прав потребителей). Если вы обратились с претензией, но за этот срок ваш автомобиль отремонтировать не успели, то его можно возвращать. Только в любом случае придется доказать, что поломка имеется на данный момент и что причины ее заводские, а не эксплуатационные.
Если же вам вовсе отказали в гарантийном ремонте, то такой отказ будет приравнен к нарушению срока ремонта. Условия для возврата те же.
(О том, почему возврат автомобиля может оказаться очень выгодным, и о других распространенных ситуациях, когда автовладельцы хотят отказаться от недавно купленной машины, – читайте в публикации «Можно ли вернуть автомобиль в салон?»)
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Источник http://https://www.autocitroen.ru/company/news/poryadok-oformleniya-avtomobilya/
Источник http://https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/kupil-novyy-avtomobil-v-salone-a-on-slomalsya-cherez-15-dney-situatsiya-3/