Повреждение ходовой части автомобиля при дтп

Анализ повреждений рулевого управления современного легкового автомобиля в результате ДТП

Козловцев, Д. В. Анализ повреждений рулевого управления современного легкового автомобиля в результате ДТП / Д. В. Козловцев, М. В. Полуэктов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43156/ (дата обращения: 24.03.2021).

Рулевое управление является одной из важнейших систем автомобиля, обеспечивающих его активную безопасность. В предлагаемой работе проведен анализ повреждений деталей рулевого управления при ДТП с позиции их влияния на дальнейшую эксплуатацию автомобиля и возможностей устранения.

Ключевые слова: рулевое управление, дорожно-транспортное происшествие

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб. В России ежегодно в ДТП погибают около 27 000 человек, ущерб от ДТП составляет около 2,5 % ВНП России [1].

Более половины всех ДТП в России приходится на происшествия без пострадавших, только с моральным ущербом. При этом в большинстве случаев в результате ДТП повреждаются внешние и внутренние части кузова. Однако, ряде случаев, при столкновении затрагиваются элементы рулевого управления. Такие ДТП обладают достаточно тяжелыми последствиями, и их устранение трудоемко. Целью данной работы является анализ частоты проявления возможных последствий и возможности восстановления деталей автомобиля при повреждении в ДТП элементов рулевого управления.

Повреждение рулевого управления при ДТП возможно при двух факторах:

– повреждение управляемого колеса и связанных с органами управления элементов подвески автомобиля;

– повреждение мест крепления элементов рулевого управления (смещение рулевой колонки, деформация щитка передка).

Данные факторы приводят к деформациям в узлах рулевого управления, что, в свою очередь, ведет к увеличению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.

Повреждение управляемого колеса может возникнуть при перекрестном или косом столкновении автомобилей (рис.1), либо при столкновении с неподвижным препятствием (бордюр, столб, бетонный куб и пр.).

Рис. 1. Перекрестное и косые столкновения двух автомобилей [2]

При таких видах столкновений удар по управляемому колесу может быть как прямым, так и касательным, а количество и вид повреждений зависит от первоначального импульса. Наибольшие повреждения обычно получают детали, имеющие непосредственную связь с колесом, а именно: поворотные кулаки, рулевые наконечники, рулевые тяги.

При повреждении колеса могут деформироваться оба его составляющих элемента: колесный диск и шина. Поврежденный колесный диск может иметь как поверхностные внешние деформации (задиры, царапины, сколы металла, риски), так и глубокие внутренние, изменяющие форму изделия (изгиб, вмятины). Характерные повреждения колесных дисков представлены на рис. 2 и 3.

Рис. 2 Внешние повреждения колесного диска

Поверхностные повреждения дисков практически не сказываются на эксплуатационных характеристиках автомобиля, они лишь негативно влияют на внешний вид. Вместе с тем, при наличии поверхностных повреждений возможно повреждение структуры металла диска, в том числе образование микротрещин, полостей.

Рис. 3. Изменение формы обода колесного диска

Глубокие повреждения диска возникают, как правило, при ДТП с большим ущербом. Колесный диск может быть выправлен с использованием специализированного стенда, трудоемкость работы зависит от площади повреждения и составляет порядка 0,5 –2 чел.-ч.

Однако при существенной деформации, например, такой, как показано на рис. 3, диск правке не подлежит, так как высока вероятность появления трещин и остаточных деформаций.

Повреждения автомобильной шины, в связи с особенностями ее конструкции, включают два основных вида: повреждение внешнего слоя резинового покрытия (рис.4); повреждение корда (рис.5).

Рис. 4. Вырыв части внешнего слоя шины

Поверхностные повреждения наружной части шины мало влияют на эксплуатационные характеристики. Однако глубокие отрывы наружных частей могут влиять на герметичность шины.

Шины с разрывами боковой части в основном являются ремонтнопригодными, для восстановления их первоначальных характеристик используются методы вулканизации и наварки слоя резинового покрытия.

При повреждении металлического каркаса шины (корда) нарушается сопротивление шины к внешним механическим воздействиям, что, в свою очередь, может привести к взрыву шины. На рис.5 представлено повреждение каркаса шины.

Рис. 5. Повреждение каркаса шины

Основным видом деформаций поворотного кулака является изменение формы (изгиб), представленный на рис.6. Поворотный кулак рулевого управления современного автомобиля изготавливается из высокопрочной легированной стали 30Х или 40. При его повреждении нарушаются углы установки колес, а также изменяется нагрузка на сопрягаемые детали. Это приводит к снижению курсовой устойчивости и уводу автомобиля.

Поворотные кулаки современных автомобилей не предполагают ремонтных воздействий. При их повреждении производители настойчиво рекомендуют заменять поврежденные элементы.

Вам будет интересно  Ведущее колесо - это. Что такое Ведущее колесо?

Рулевые наконечники представляют собой шток с шаровым шарниром на конце. Основным видом повреждения наконечника являются: разрушение шарового шарнира; изменение формы (изгиб). При его повреждении нарушается связь управляемого колеса с рулевым механизмом. Это приводит к снижению точности управления автомобилем.

Рис. 6. Деформация поворотного кулака

Рулевые наконечники современных автомобилей не предполагают по своей конструкции восстановление первоначальных характеристик и при повреждении рулевого наконечника необходимое ремонтное воздействие — замена.

Рулевая тяга обеспечивает передачу усилия со стороны рулевого колеса на поворотные кулаки колес. Повреждениями рулевой тяги могут быть в форме разрушения резьбового соединения, изгиба тяги. Стоит также отметить, что рулевая тяга напрямую связана с механизмом рулевого управления (рулевая рейка, редуктор). В соединении отсутствуют демпфирующие элементы и при значительном импульсе удара составные части рулевого механизма (втулки, элементы зубчатой передачи) могут быть повреждены. В связи с этим, при повреждении рулевых тяг вероятность повреждения рулевого механизма повышается. В случае затрагивания при ДТП рулевой тяги нарушаются первоначальные углы установки колес, что приводит нарушению обратной связи между дорогой и элементами рулевого управления.

В связи с высокой точностью изготовления рулевых тяг, они неремонтопригодны.

Рулевой механизм выполняет передачу усилия от рулевого колеса к управляемым колесам. Внутренние части рулевого механизма современного легкового автомобиля соединены с корпусом рулевого механизма посредством втулок. При дорожно-транспортном происшествии втулки рулевого механизма выполняют роль демпфирующего элемента и разрушаются, гася энергию удара и сохраняя неповрежденными основные элементы конструкции, такие как зубчатая рейка, шестерни и валы. В связи с укрупнением конструкций узлов современных автомобилей, автопроизводители не предлагают замену разрушенным втулкам рулевой рейки, однако на рынке представлены различные виды неоригинальных запасных частей, позволяющих восстановить первоначальные характеристики узла.

На рисунке 7 представлено сравнение новой и поврежденной втулок рулевого механизма.

Рис. 7. Сравнение новой и поврежденной втулки рулевой рейки

Таким образом, в ходе проведенного анализа было установлено, что хотя доля ДТП с повреждениями элементов рулевого управления мала, но эти ДТП имеют тяжелые последствия. Исправление полученных повреждений преимущественно не производится. Более эффективным методом, обеспечивающим высокий уровень активной безопасности, является замена поврежденных деталей новыми.

Как сэкономить, восстанавливая автомобиль после аварии?

После аварии, если вашему здоровью (и здоровью других участников) уже ничто не угрожает, если оформлены все соответствующие документы по ДТП, пришло время подумать об автомобиле. Хорошо, если автомобиль застрахован по полису каско, с аварийным комиссаром и прочими эвакуаторами. Тогда следует позвонить в страховую компанию и дальнейшие хлопоты переложить на их плечи.

А вот если вам предстоит ремонт без такой поддержки, то следует оценить, способен ли двигаться автомобиль своим ходом и безопасно ли это. Если вам кажется, что машина вполне на ходу, то оцените собственное состояние. Не у каждого нервы выдержат сначала само происшествие, потом его оформление, а потом еще и поездку на этом же автомобиле. В таком случае можно прибегнуть к помощи знакомых. И помните, что рулевое управление и тормозная система должны быть исправны, иначе Правила дорожного движения запрещают передвижение своим ходом.

Ремонт автомобиля

Не на ходу? Рецепт один — эвакуатор. Но вот куда ехать — это большой вопрос. Кто-то скажет, сразу на сервис для ремонта, но порой необходимы дополнительные экспертизы. А в сервисе автомобиль уже начнут разбирать. Можно отвезти машину в сервис, имеющий лицензию на проведение оценочных работ. Понадобится экспертиза — сделают там же и после этого приступят к ремонту. Если такого сервиса нет, то лучше не торопиться, а поместить автомобиль на охраняемую стоянку. При этом следует обеспечить защиту салона от снега или дождя и уже затем определиться с кузовным сервисом.

Ремонт автомобиля

Методы поиска схожи с теми, которые используются при поиске сервиса для ремонта ходовой части, двигателя и электрики. Следует узнать мнение соседей, знакомых и рекомендации из интернета. Учесть надо снабжение кузовными запчастями, особенно если модель вашей машины не слишком распространена. Спросите о наличии координат контрольных точек геометрии кузова для вашей модели. Посмотрите, чисто ли в окрасочной камере. И очень желательно, чтобы в том же сервисе был стенд сход-развала. Важно посмотреть, что получилось с углами установки колес после ремонта. Причем хороший компьютеризированный стенд покажет и взаимное расположением осей.

Первые километры на своем восстановленном автомобиле лучше ехать осторожно, прислушиваясь к возможным отклонениям в его поведении.

Ремонт автомобиля

При ДТП страдает не только кузов — возможны и повреждения ходовой части, элементов рулевого управления, тормозной системы и электрооборудования. Некоторые недобросовестные специалисты по кузовному ремонту порой относятся с пренебрежением к механической части автомобиля. Для них главное ровность панелей, зазоры, цвет, блеск видимых поверхностей. Они отвечают за внешность машины, ну еще за салон, а на механическую часть смотрят порой как на досадную помеху установке на стапель и вытяжке различных элементов. И при работе они не очень обращают внимание на детали двигателя, радиаторы систем охлаждения и кондиционирования, сложные элементы системы питания, жгуты проводов и трубопроводы тормозной системы.

Вам будет интересно  Основные агрегаты и узлы автомобиля

Важно, чтобы на эти детали не попадали раскаленные частицы от «болгарки», а то и искры от сварки кузовных элементов. Даже при достаточно сложных кузовных работах с передней частью автомобиля не всегда снимают двигатель, а следовало бы. Вообще, принцип работы кузовщиков — по минимуму разбирать механику. Ведь ее же потом собирать, а это время и деньги. Именно поэтому, даже приняв у кузовщиков автомобиль, весь блестящий, с заведенным двигателем, не перегревающийся и с виду совершенно исправный, все-таки очень рекомендую показать машину хорошему механику в другом сервисе. Для вашей безопасности нужно, чтобы он посмотрел, все ли собрано правильно, достаточно ли затянуты ответственные соединения. Например, подумайте, что происходит с двигателем, работавшим до этого, возможно, на высоких оборотах, при переворачивании автомобиля (пусть в самый пушистый сугроб, когда кузовщина пострадала несильно) и где при этом оказывается уровень масла в двигателе. Да, за это придется заплатить, но я считаю, оно того стоит.

Ремонт автомобиля

В не внушающих доверия сервисах не исключены и «разводы» клиента на дополнительные расходы. Работа чаще всего долгая, а потому возможны злоупотребления. Например, если машина свежая, а коробка передач в аварии не пострадала, могут сказать, что пострадала. Вашу, исправную, снимут и предложат сильно бывшую в употреблении за «разумные деньги». А с вашей коробкой будет кататься сервисмен или кто-то из его друзей. Ну или просто коробки поменяют местами…

Поэтому при выборе сервиса, для того чтобы восстановить свой автомобиль после аварии, пользуйтесь рекомендациями знакомых, отзывами на интернет-порталах. Слава о хороших сервисах расползается быстро, как, впрочем, и о плохих.

Помните: для того, чтобы автомобиль был таким же безопасным, как до аварии, он и восстановлен должен быть максимально качественно.

Как зафиксировать скрытые повреждения автомобиля после ДТП в акте и на осмотре?

Техническое оснащение современных автомобилей позволяет укомплектовать в довольно ограниченном пространстве множество узлов и агрегатов. И их очень легко повредить при ДТП. Особенно остро ситуация стоит при ударе в передний или задний бампер и столкновении в подкапотный отсек. Как правильно подать заявление, чтобы в рамках экспертизы по ОСАГО страховая зафиксировала все такие скрытые повреждения? Как принимать акт осмотра-оценки и выявить их самому? На все эти и другие вопросы мы и ответим в данной статье.

Должен ли инспектор указать, что возможны скрытые повреждения?

Такая практика сложилась с далёких времён – для возможности доказать, что после ДТП получен внутренний ущерб машине, требовалось, что сотрудник ГИБДД при оформлении аварии поставил обязательную пометку: «Возможны скрытые повреждения«.

Но это далеко не обязательное указание.

  • Во-первых, такая практика повелась ещё со времён справок о ДТП, выдаваемых инспекторами, которые на 2021 год уже давно отменены.
  • Во-вторых, во все времена даже при отсутствии такой пометки это вовсе не означало, что страховая компания при осмотре по ОСАГО не учтёт их по основанию «инспектор не написал, значит, скрытые повреждения получены после ДТП«. Здесь дело в том, что сотрудник ГИБДД – эксперт по дорожной безопасности (и то не всегда на практике), а не технический эксперт по оценке ущерба.

Таким образом, указание сотрудником ГИБДД наличия возможных скрытых повреждений в документах о ДТП совсем не обязательно.

Как правильно предоставить автомобиль на осмотр?

Осмотр и оценка повреждений при ДТП является обязательной процедурой и условием для выплаты или направления на ремонт по ОСАГО. В её рамках осуществляется определение всех дефектов от аварии и готовится база заменяемых и ремонтируемых деталей для возмещения. Если требуется дополнительно делается акт скрытых повреждений.

Важно! В рамках первичного осмотра не обязательно, чтобы эксперт ОСАГО выявил все скрытые повреждения. Но вам это необходимо указать в заявлении о страховой выплате. Лучше всего прямо так и написать: «Требуется экспертиза на обнаружение скрытых повреждений«.

Порядок настаивания вами на осмотр по ОСАГО скрытых дефектов после ДТП зависит от того, каким образом будет производиться возмещение: выплатой или направлением на ремонт. Потому что при выплате дефектовка должна проводиться на этапе осмотра, а вот при ремонте уже в автосервисе по направлению автоэксперты будут разбирать автомобиль и во время этого выявлять дополнительно повреждённые детали и агрегаты.

Скрытые повреждения при выплате

Здесь всё достаточно просто. Во время осмотра машины вы обязательно будете присутствовать. Если эксперт от страховщика по вашему мнению произвёл неполную оценку количества и качества ущерба, то позже вы в любом случае это выявите – уже когда будете ремонтировать авто.

Вам будет интересно  Стук в передней подвеске: на мелких кочках или при проезде неровностей

Желательно (но не обязательно – это не урегулировано законодательством об ОСАГО) ещё в заявлении о страховой выплате, как мы уже говорили выше, указать о возможности наличия скрытого ущерба автомобилю и потребовать экспертизы на обнаружение таковых.

Во время же самого осмотра лучше всего привести автослесаря либо самостоятельно снять кузовные детали при эксперте, которые закрывают возможные скрытые повреждения. Важно не делать этого до приезда эксперта, так как в противном случае может быть отказано в выплате (это незаконно, конечно, но лишний повод для страховщика «зацепиться»).

Нередко именно так и приходится делать, так как эксперт от страховой организации по ОСАГО зачастую наплевательски относится к фиксации даже видимых повреждений, и ему буквально приходится «тыкать пальцем» на них.

Если зафиксировать то, что возможно повредилось, не удалось, и ваши настоятельные требования не помогли, в любом случае сначала необходимо дождаться выплаты, и по результатам выплаченной суммы денег оценивать, стоит ли подавать дополнительное требование о неполной компенсации ущерба. Также обязательно нужно в акте осмотра, который вам дадут на подпись, указать, что вы не согласны с результатом осмотра, так как возможны скрытые дефекты в результате ДТП.

Оптимальный порядок действий, если страховщик не посчитал все скрытые повреждения, в этом случае будет выглядеть для вас следующим образом:

  1. после ДТП вы подаёте заявление о страховом возмещении и предоставляете автомобиль на экспертный осмотр страховой компании,
  2. в рамках экспертизы происходит определение повреждений машины,
  3. далее будет согласование эксперта со страховой компанией суммы ущерба и калькуляция денег для выплаты,
  4. вам производится выплата,
  5. теперь для вас возможны 2 варианта:
    • если выплаченной суммы недостаточно, то вам необходимо заказать независимую экспертизу, которая уже посчитает все скрытые повреждения, далее вам нужно подать досудебное требование с приложением экспертного заключения с суммой и потребовать в нём заплатить недостающую сумму, в том числе стоимость независимой экспертизы и иные расходы; при отказе в удовлетворении «досудебки» остаётся только подавать иск в суд;
    • если выплаченной суммы достаточно, то вы либо ремонтируете автомобиль и забываете об этом инциденте, либо также заказываете независимую оценку, чтобы посчитали все повреждения и доплатили за них.

Скрытые дефекты при ремонте

В случае же направления на ремонт вопрос о том, как зафиксировать скрытые повреждения транспортного средства, становится несколько сложнее. Если при выплате дефекты за деталями кузова выявляются на осмотре, то при ремонте – уже по факту нахождения автомобиля на СТО и без владельца авто.

То есть порядок выявления скрытых дефектов здесь уже несколько иной:

  1. после ДТП по ОСАГО у вас стандартно рассматривают заявление (куда также нужно включить дополнительно требование о фиксации возможных скрытых повреждений) и проводят осмотр машины,
  2. эксперт выявляет все видимые повреждения и направляет на согласование данные в страховую,
  3. та, в свою очередь снова проводит расчёт возмещения,
  4. по результату в течение положенных 20 дней со дня подачи заявления вам выдают направление на ремонт,
  5. вы сдаёте автомобиль в выбранный сервисный центр и удаляетесь по своим делам,
  6. сервис, согласно вашему требованию, проводит дополнительный осмотр более глубокого ущерба, уже разбирая автомобиль, фактически начав производить ремонт,
  7. далее происходит досогласование со страховой компанией дополнительных повреждений, которые требуется исправить.

И в этом случае кроется наибольшая сложность – сами вы не будете видеть, какие скрытые повреждения удалось обнаружить во время такого осмотра, и все ли они исправлены. Особенно актуально это становится при ударах в задний или передний бампер.

Что же делать в таком случае? И здесь у нас уже 3 варианта действий:

  • либо пытаться присутствовать на допосмотре возможных невидимых при собранной машине дефектов,
  • либо уже постфактум определять скрытые повреждения в рамках независимой экспертизы,
  • либо ещё до сдачи автомобиля на ремонт (но обязательно после осмотра представителем страховщика) снять кузовные детали самостоятельно для выявления скрытых изъянов и сфотографировать их.

Наиболее оптимальный видится последний вариант, потому как присутствовать при первом разборе автомобиля не всегда представляется возможным и договориться об этом с работниками сервиса не всегда удаётся. А проведение независимой экспертизы может быть накладно, так как вы и сами не уверены в наличии скрытого ущерба, а, если его и нет вовсе, то требовать от страховщика уже нечего, а независимая экспертиза оплачена.

Здесь следует отметить, что на этапе дополнительных согласований скрытых повреждений во время разборки и осмотра в сервисе часто страховая требует с владельца автомобиля доплату. Почему на это не стоит соглашаться, а также что можно и что нельзя подписывать в числе бумаг, мы написали в отдельной статье о направлении на ремонт по ОСАГО.

В целом же, далеко не всегда при наличии возможных невидимых на первый взгляд дефектов страховая будет всячески избегать возмещения за них. Так, по практическому опыту (и, соответственно, личному мнению) автора статьи, чаще всего за скрытые повреждения выплачивают такие компании как РЕСО, Альфа-Страхование, Зетта, Согласие, реже – Росгосстрах, Ингосстрах.

Источник http://https://avtorazborka24.ru/povrezhdenie-hodovoy-chasti-avtomobilya-pri-dtp/
Источник http://