Пожарные погибли по уставу – Происшествия – Коммерсантъ

Содержание

Почему красноярские газодымозащитники попали в идеально смертоносные условия

Крупный пожар в Красноярске, где 3 февраля погибли работник склада автозапчастей и трое искавших его пожарных, расследуют Следственный комитет и комиссия МЧС. Пожарных посмертно наградил президент, а менеджеров склада задержали по подозрению в нарушении правил пожарной безопасности. Спецкор “Ъ” Владимир Соловьев разбирался в том, как погибли опытные газодымозащитники и почему склады в России созданы для того, чтобы гореть.

Следственное управление Следственного комитета России по Красноярскому краю сообщило 5 февраля о задержании Антона Гордеева и Алексея Андреева — директора и начальника административно-хозяйственного отдела склада, принадлежавшего ООО «Автотрейд-КСК». Следователи будут добиваться ареста менеджеров, подозреваемых в нарушении требований пожарной безопасности. Уголовное дело возбуждено по двум статьям УК: ч. 3 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам) и ч. 2 ст. 219 (нарушение требований пожарной безопасности лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это по неосторожности повлекло смерть человека).

Во время пожара 3 февраля погибли работник склада 22-летний житель Тувы Алдын-Херел Сат и отправившиеся на его поиски прапорщики Алексей Пузырев, Анатолий Жалнерчик и сержант Максим Рябцев. Свое расследование проводит и МЧС. Комиссию центрального аппарата, созданную по поручению главы министерства Евгения Зиничева, возглавил его заместитель генерал-полковник внутренней службы Илья Денисов.

«Работа ведется. Расшифровки, сбор отчетов и рапортов, сведение в один документ — на это нужно время»,— сообщил собеседник “Ъ”.

Пока точно известно одно: у звена газодымозащитников в баллонах закончился воздух. Между тем “Ъ” удалось выяснить и другие детали красноярской трагедии.

Звено зашло в тупик

Прапорщиков Алексея Пузырева, Анатолия Жалнерчика и сержанта Максима Рябцева обнаружили рядом друг с другом между двумя стеллажами — ими был уставлен весь склад. Пожарные были без дыхательных масок. Судя по всему, они их рефлекторно посрывали после того, как баллоны с воздухом опустели. Шансов выжить без дыхательных аппаратов не было.

«В такой ситуации и при таком ядовитом задымлении, даже если отсоединить пустой баллон от маски, закрыть отверстие подкасником или подшлемником, создать таким образом себе простейший фильтр, спасти вас может только чудо»,— говорит опытный пожарный. Чуда не случилось.

Тушение пожара на складе в Красноярске

Тушение пожара на складе в Красноярске

Фото: МЧС России

Согласно примерной схеме строения, составленной одним из сотрудников красноярского МЧС (“Ъ” с ней ознакомился), расстояние от места, где нашли газодымозащитников, до выхода из склада — около 10–12 метров. Но это если считать по прямой. Проблема в том, что выйти наружу кратчайшим путем пожарные не могли — путь преграждала стена, у которой их и обнаружили.

Обход стены с учетом сложной планировки и препятствий в виде стеллажей, существенно удлинял маршрут и, соответственно, время его преодоления.

Собеседник “Ъ”, побывавший на месте гибели пожарных, подтверждает: звено Пузырева зашло в тупик. «Со всех сторон были стеллажи. Если логически подумать, выбраться у них без линии или путевого троса (трос, используемый для ориентирования в задымленном пространстве.— “Ъ” ) шансов не было: один из тысячи вариантов. Планировка очень сложная, много ответвлений и тупиков. Стеллажи стояли как попало, создавая между собой угол в 90 градусов».

По словам собеседника “Ъ”, предупредившего, что полной картины событий у него еще нет, газодымозащитники вошли в склад с незаполненным водой пожарным рукавом. «Они на сухую прокладывали линию. Вопрос — с какой целью? Использовали рукав в качестве путевого троса? Несли на случай обнаружения по пути очага, чтобы была возможность подавить его водой?» — задается вопросами пожарный.

Одно из звеньев, которое отправилось на поиски коллег, пошло по проложенному ими рукаву, но на другом его конце никого не обнаружило.

« Почему-то они оторвались от проложенной линии. Может, решили сделать рывок в сторону предполагаемого местонахождения парня, может, ситуация еще не такая страшная была. Пока можно лишь гадать»,— говорит собеседник “Ъ”.

Все пожарные, с которыми поговорил “Ъ”, отмечают: в составе погибшего звена были опытные прапорщики, способные рассчитать себе воздух. «Почему они не предусмотрели резерв на выход — предстоит разобраться. Возможно, быстро менялась обстановка внутри. Еще не установлено, почему там так быстро распространялся пожар»,— говорит один из опрошенных “Ъ” пожарных. Уже сообщалось, что на складе было много пластиковых, а значит горючих, автомобильных бамперов и емкостей с маслами.

Звено Алексея Пузырева было оснащено дыхательными аппаратами-однобаллонниками — самое распространенное защитное средство. Закачанных в баллон 6,8 литра сжатого воздуха должно хватать на 60 минут, говорится в описании к таким аппаратам. Реальное же время защитного действия однобаллонника почти вдвое меньше. В бою хватает на 32–36 минут, объясняет собеседник “Ъ” в красноярской пожарной охране: «Мы проверяли. Воздуха хватает на 60 минут, если просто сидеть на табуретке и ничего не делать. При нагрузках это около получаса».

Пожарные во время тушения пожара на складе, у них на спине — дыхательные аппараты-однобаллонники

Пожарные во время тушения пожара на складе, у них на спине — дыхательные аппараты-однобаллонники

Московский пожарный, тоже проводивший расчеты с дыхательным аппаратом, подтверждает: на час баллона хватит при потреблении от 25 до 40 литров воздуха в минуту. При этом при высокой и очень высокой нагрузке человек дышит со скоростью 80–110 литров в минуту. Роль играет и объем легких, который у всех разный, и то, что во время стресса, в высокой температуре и при нагрузке потребление сильно возрастает.

О том, сколько времени прошло с момента входа звена Пузырева в непригодную для дыхания среду, до того, как пожарные передали, что кончился воздух, нигде пока не сообщалось. Точная хронология будет в детальном описании пожара, которое еще не готово.

Однобаллонникам есть альтернатива. Существуют немецкие аппараты Drager со сжатым кислородом, российские ПТС «ОКСИ-Огнеборец». И первые, и вторые рассчитаны на четыре часа работы. Но в России ими мало кто пользуется из-за высокой цены — немецкий стоит в районе €6 тыс., отечественный — около 315 тыс. руб.

«Однобаллонники — основное средство, поскольку аппараты на восстановленном кислороде очень дорогие. И говорить, что красноярские пожарные погибли потому, что у них не было других аппаратов, это все равно, что обвинять дивизию Панфилова в отсутствии танковой бригады»,— объясняет пожарный с 33-летним стажем работы.

Вам будет интересно  Как можно защитить машину от угона своими руками | Советы угонщиков как защитить машину от угона

Что показал пожар в Кемерово в 2018 году самим пожарным

О цене вопроса говорит и другой действующий сотрудник МЧС, работающий в Москве. «Кислородники применяют не так часто. Москва, например, держит кислородники в резерве и в случае чего выставляет на большие склады, на глубокие пожары. Если поднимаешь тему оснащения такими аппаратами — начинаются стоны про экономическую целесообразность такого оборудования».

Проблему оснащенности российских пожарных не удается решить уже много лет. Те, кто работает в пожарной охране, часто экипируются за свой счет. Вместо штатной спецодежды покупают более качественную импортную или отечественную. На специализированных форумах и группах в соцсетях идет бойкая торговля боевками, шлемами, крагами, сапогами, в том числе бывшими в употреблении.

Построено, чтобы сгореть

Если вбить в любой поисковик запрос «пожар на складе», может сложиться впечатление, что склады созданы для того, чтобы гореть. В подмосковном Талдоме 6 февраля горел склад со спортивным оборудованием, 5 февраля — продуктовый склад в Омске, 13 января — склад вторсырья в Екатеринбурге, 12 января — ангар со смазочными материалами в Среднеуральске, 8 января — склад пиломатериалов на станции Бронницы в Подмосковье. Список можно продолжать.

Часто во время пожаров на складах частично или полностью обрушивается кровля. В Красноярске она рухнула примерно через час после прибытия пожарных расчетов. Обрушение — штатная история. Кровля, можно сказать, падает в соответствии с законодательством. В федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» закреплена огнестойкость несущих конструкций таких строений — 15 минут.

Последствия пожара на складе автозапчастей

Последствия пожара на складе автозапчастей

Фото: МЧС России

Опрошенные “Ъ” пожарные и специалисты по пожарной безопасности и пожарному надзору говорят, что так и должно быть. Складское помещение не является местом большого скопления людей, и как бы подразумевается, что, если внутри кто-то есть, они успеют покинуть склад. «При возникновении пожара те, кто находится внутри, должны минут за пять выйти из здания. Но это в случае, если оно оборудовано необходимой автоматикой»,— отмечает эксперт по надзору, попросивший об анонимности.

Помимо системы оповещения, продолжает собеседник “Ъ”, должна быть система автоматического пожаротушения: «Тогда угрозы нет никому. Огонь просто не распространится. Это мировая практика. Если с момента возникновения пожара до прибытия пожарных пройдет минут десять, то тушить очень сложно. Во всем мире к пожарной безопасности складов жесткие требования и строгий контроль. И, повторю, автоматическое пожаротушение».

На складе в Красноярске система пожаротушения была, ссылаясь на информацию от собственников, сообщил губернатор Красноярского края Александр Усс. «Собственники утверждают, что система тушения сработала, но не справилась из-за стремительного распространения огня»,— написал господин Усс в Instagram.

Проблема в том, что теперь уже вряд ли кто-то ответит на вопрос, в каком состоянии были все системы на сгоревшем складе.

« То, что склады горят,— последствия решений о снижении нагрузки на бизнес. Объекты не проверяют, и бизнес сам принимает решения о том, что и как строить и как защищать от пожара»,— отмечает красноярский пожарный.

Специалист по пожарному надзору говорит, что при сильном пожаре на складе пожарным внутрь лучше не ходить. Инженер пожарной безопасности Александр Подгрушный согласен: «На складах высокие стеллажи, а межстеллажное пространство во время пожара — это гибель. Туда вообще не должны люди заходить».

Но это не касается случаев, когда внутри горящего склада остался хотя бы один человек, что и произошло в Красноярске. Ст. 81 «Боевого устава пожарной охраны» предписывает осмотреть все помещения, в которых могут быть люди, а ст. 84 гласит: «При спасении людей допускаются все способы проведения боевых действий по тушению пожаров, в том числе с риском для жизни и здоровья личного состава пожарной охраны и спасаемых».

Эксперт по пожарному надзору резюмирует: «Суть проблемы понятна. МЧС не участвует в строительстве таких объектов, не принимает их и почти не надзирает. Этому порядку 15 лет. Надзирает и принимает строительный надзор, а тушит и погибает личный состав МЧС. Пожарные последние, кому это все достается. Бойцы идут и не знают, что их ждет. Они тушат, гибнут, а потом их еще и судят. Пожарные в конце пищевой цепи».

Его коллега из системы МЧС отмечает, что собственники объектов довольно часто не вкладывают деньги в пожарную безопасность. «Не остался бы внутри работник склада — и это было бы рядовым пожаром. У собственника одна проблема: 22-летний парень, который остался внутри. За ним пошли пожарные и погибли, и делом занялся Следственный комитет. Этому собственнику не повезло, а другим везет. Чтобы все было в порядке, собственник должен рассчитывать конструкции, оснащать склад современными системами.

И заметьте, вопросы после пожара возникли к менеджерам склада, а не к собственникам. Собственники получат страховку, построят новый склад, где будет новый директор и новый ответственный за пожарную безопасность. Даже не знаю, что тут комментировать».

Уже известно, что собственник сгоревшего склада — ООО «Автотрейд КСК» — получит от страховой компании «Абсолют Страхование» 404,5 млн руб. Губернатор Александр Усс распорядился выплатить семьям погибших пожарных по 1 млн руб.

План действий при возгорании автомобиля: пошаговый алгоритм мероприятий

Среди чрезвычайных ситуаций, возникающих на дороге, особо опасными являются пожары на транспортном средстве.

Они не только наносят значительный ущерб, но и чреваты гибелью людей. Каждый водитель должен четко знать пошаговый план действий при возгорании автомобиля.

Причины возгорания автомобилей

Конструкционные материалы, из которых изготовлены детали автомобиля, в большинстве своем относятся к огнеопасным. Поэтому начавшийся пожар способен уничтожить машину в течение нескольких минут.

Возгорание автомобиля в следствии подтекания масла

Среди возможных причин возникновения пожара при эксплуатации автомобиля наиболее распространенной, согласно статистике, является утечка топлива. Даже несколько капель бензина, попав на раскаленные части двигателя, мгновенно воспламеняются. О его утечке может свидетельствовать появление устойчивого запаха топлива.

Поврежденная электрическая проводка способна стать причиной короткого замыкания цепи, в результате чего происходит воспламенение. Неисправность в аккумуляторе или электропроводке может вызвать пожар на любом участке.

При работе двигателя повышается температура технических жидкостей, которые начинают расширяться. Поэтому бывают случаи возгорания автомобиля из-за выброса масла, попадающего на горячие детали.

Перегрев двигателя может закончиться внезапным возгоранием в моторном отсеке автомобиля во время движения. Такие случаи возникают во время автомобильных гонок и чреваты тяжелыми последствиями.

К возгоранию может привести и подтекание технических жидкостей:

  1. моторного масла;
  2. антифриза;
  3. тормозной жидкости;
  4. омывателя стекол.

Во время работы двигателя температура в подкапотном пространстве сильно повышается, что может привести к воспламенению потеков жидкости.

Пожар в машине из-за самодельного газобаллонной системы

Причиной возгорания автомобиля на стоянке может стать:

  • заполненный топливом бак машины, оставленной в жаркий день под прямыми лучами солнца;
  • газовая зажигалка, забытая на приборной панели под солнцем;
  • самодельная газобаллонная система при несоблюдении мер безопасности;
  • умышленный поджог автомобиля.

Алгоритм действий водителя

Действия водителя при возгорании автомобиля должны быть быстрыми и четкими.

Вам будет интересно  Безопасная перевозка грузов автомобильным транспортом: как организовать и на что обратить внимание

Тушение возгорания в автомобиле под капотом огнетушителем

  1. остановиться на обочине, заглушив двигатель;
  2. если возможно, обесточить электросистему;
  3. вывести всех пассажиров и увести на несколько десятков метров от машины;
  4. забрать из салона документы, вещи и огнетушитель;
  5. если возгорание произошло внутри гаража, постараться вытолкнуть машину наружу;
  6. попытаться определить место возгорания;
  7. вызвать пожарную машину и приступить к тушению огня.

Если воспламенение произошло под капотом, действия при возгорании автомобиля требуют особой осторожности. При резком его открытии пламя многократно усилится от притока воздуха и может привести к сильным ожогам.

Капот следует слегка приподнять с помощью подручного средства и направить на пламя струю огнетушителя. Закрытый капот поливать сверху водой не имеет смысла, она просто будет уходить по водостокам.

Действия водителя при возгорании автомобиля

Можно использовать и другие средства огнетушения, которые окажутся под рукой:

  • накрыть очаг возгорания плотным куском натуральной ткани;
  • засыпать песком или грунтом;
  • в некоторых случаях залить водой.

Меры безопасности при тушении

Действия водителя при пожаре в автомобиле требуют соблюдения техники безопасности:

  1. окна и двери машины должны быть закрыты, чтобы не допустить поступления свежего воздуха;
  2. струя огнетушащего средства должна направляться непосредственно на очаг возгорания;
  3. мощность автоогнетушителей невелика, но призвав на помощь других водителей, можно справиться с возгоранием;
  4. тушить пламя нужно с наветренной стороны, находясь на расстоянии струи огнетушителя;
  5. если загорелся бензобак, следует срочно отойти на безопасное расстояние, так как он может взорваться;
  6. если поблизости находятся другие автомобили, надо откатить их в сторону.

Профилактические мероприятия

Пожарная безопасность транспортного средства во многом зависит от ответственного отношения автовладельца и соблюдения правил эксплуатации.

Автомобильный огнетушитель для ликвидации возможных возгораний

Основные мероприятия по предотвращению возгорания автомобиля включают:

  • содержание в чистоте подкапотного пространства;
  • наличие исправного огнетушителя и умение им пользоваться;
  • регулярную проверку технического состояния автомобиля;
  • контроль утечки газа или бензина по запаху в процессе эксплуатации машины;
  • применение для мойки двигателя огнестойких моющих средств.

Регулярный техосмотр для предотвращения пожаров в машине

Чтобы избежать возгорания, не следует:

  1. заправлять машину бензином при включенном двигателе;
  2. использовать пластмассовые емкости для перевозки бензина;
  3. курить в салоне автомобиля;
  4. выполнять ремонт машины в промасленной спецодежде.

Заключение

Автомобиль считается источником повышенной опасности. Невозможно предусмотреть все факторы, способные привести к возгоранию. Но обеспечив техническую безопасность автомобиля, можно в значительной мере минимизировать риск возгорания.

Видео: Действия водителя при возгорании автомобиля

Пожар в гараже — причины, тушение

Пожарные погибли по уставу – Происшествия – Коммерсантъ

Среди чрезвычайных ситуаций, возникающих на дороге, особо опасными являются пожары на транспортном средстве.

Они не только наносят значительный ущерб, но и чреваты гибелью людей. Каждый водитель должен четко знать пошаговый план действий при возгорании автомобиля.

Основные сведения

Чтобы минимизировать убытки от пожаров в гараже, следует подумать об обустройстве в нем системы автоматического пожаротушения. Таких систем много, но есть одна из них, которая отличается простотой и сравнительно недорогими затратами. Эта система основана на применении автоматически срабатывающих огнетушителей.

Этот тип огнетушителей применяется для тушения пожаров в различных помещениях. Они могут применяться как в автоматических системах пожаротушения, так и для установки их в индивидуальных помещениях. Их широко используют в промышленности, на железнодорожном транспорте, авиации, а также для тушения электроустановок. Эта группа огнетушителей относится к автоматическому оборудованию, которое приводится в действие без участия человека. Состоит из активного модуля пожаротушения и контролирующего датчика.

Датчик может реагировать как на задымление, так и на открытый огонь. В виде активного модуля пожаротушения в большинстве автоматических огнетушителей используется особый состав порошка.

К огнетушителям, работающим по такому принципу, относятся следующие типы:

Причины возгорания автомобилей

Конструкционные материалы, из которых изготовлены детали автомобиля, в большинстве своем относятся к огнеопасным. Поэтому начавшийся пожар способен уничтожить машину в течение нескольких минут.

Пожарные погибли по уставу – Происшествия – Коммерсантъ

Возгорание автомобиля в следствии подтекания масла

Среди возможных причин возникновения пожара при эксплуатации автомобиля наиболее распространенной, согласно статистике, является утечка топлива. Даже несколько капель бензина, попав на раскаленные части двигателя, мгновенно воспламеняются. О его утечке может свидетельствовать появление устойчивого запаха топлива.

Поврежденная электрическая проводка способна стать причиной короткого замыкания цепи, в результате чего происходит воспламенение. Неисправность в аккумуляторе или электропроводке может вызвать пожар на любом участке.

При работе двигателя повышается температура технических жидкостей, которые начинают расширяться. Поэтому бывают случаи возгорания автомобиля из-за выброса масла, попадающего на горячие детали.

Перегрев двигателя может закончиться внезапным возгоранием в моторном отсеке автомобиля во время движения. Такие случаи возникают во время автомобильных гонок и чреваты тяжелыми последствиями.

К возгоранию может привести и подтекание технических жидкостей:

  1. моторного масла;
  2. антифриза;
  3. тормозной жидкости;
  4. омывателя стекол.

Во время работы двигателя температура в подкапотном пространстве сильно повышается, что может привести к воспламенению потеков жидкости.

Пожарные погибли по уставу – Происшествия – Коммерсантъ

Пожар в машине из-за самодельного газобаллонной системы

Причиной возгорания автомобиля на стоянке может стать:

  • заполненный топливом бак машины, оставленной в жаркий день под прямыми лучами солнца;
  • газовая зажигалка, забытая на приборной панели под солнцем;
  • самодельная газобаллонная система при несоблюдении мер безопасности;
  • умышленный поджог автомобиля.

Почему возникает пожар в гаражах

Всем ясно, что без причины гараж не может загореться. Можно сказать, что внутри такого помещения идеальные для этого условия. Все дело в бензине или дизельном топливе, которое всегда есть в гараже. Последствия такого явления ужасны: от порчи имущества, до тяжелых ожогов людей. Мы приведем статистику причин возникновения пожаров, которая была выяснена в ходе некоторых исследований. Итак, самыми частыми причинами являются:

  • Неосторожное обращение людей с огнем.
  • Нарушение простых правил при работе с электрооборудованием.
  • Выполнение в гараже электрогазосварочных работ.
  • Неправильная работа электрических приборов или электросети.
  • Не выполнение правил пожарной безопасности, касающейся хранения горючих материалов и заправке транспортного средства.
  • Неисправность самого транспортного средства: электрооборудование, топливная система.
  • Курение внутри салона автомобиля.
  • Разогрев двигателя открытым источником огня.

    Если выделить самые распространенные причины возникновения пожара, то это неисправность электросети, неправильное обращение с огнем и неправильная работа с электрооборудованием. Поэтому будьте внимательны, чтобы пожар в помещении не застал вас врасплох. А что сказать о правилах пожарной безопасности? Давайте узнаем, какие они.

    Алгоритм действий водителя

    Действия водителя при возгорании автомобиля должны быть быстрыми и четкими.

    Пожарные погибли по уставу – Происшествия – Коммерсантъ

    Тушение возгорания в автомобиле под капотом огнетушителем

    1. остановиться на обочине, заглушив двигатель;
    2. если возможно, обесточить электросистему;
    3. вывести всех пассажиров и увести на несколько десятков метров от машины;
    4. забрать из салона документы, вещи и огнетушитель;
    5. если возгорание произошло внутри гаража, постараться вытолкнуть машину наружу;
    6. попытаться определить место возгорания;
    7. вызвать пожарную машину и приступить к тушению огня.

    Если воспламенение произошло под капотом, действия при возгорании автомобиля требуют особой осторожности. При резком его открытии пламя многократно усилится от притока воздуха и может привести к сильным ожогам.

    Капот следует слегка приподнять с помощью подручного средства и направить на пламя струю огнетушителя. Закрытый капот поливать сверху водой не имеет смысла, она просто будет уходить по водостокам.

    Пожарные погибли по уставу – Происшествия – Коммерсантъ

    Действия водителя при возгорании автомобиля

    Можно использовать и другие средства огнетушения, которые окажутся под рукой:

    • накрыть очаг возгорания плотным куском натуральной ткани;
    • засыпать песком или грунтом;
    • в некоторых случаях залить водой.
    Вам будет интересно  Что такое пассивная безопасность автомобиля? Регулировка узлов автомобиля

    Какие существуют правила для соблюдения пожарной безопасности в гараже

    Пожарные погибли по уставу – Происшествия – Коммерсантъ

    Чтобы избежать пожара, следует соблюдать основные правила пожарной безопасности:

    • Нельзя сушить открытым огнем картофельные ямы и не разрешать это делать своим соседям.
    • При необходимости длительного хранения техники без включения, следует отключать от аккумуляторной батареи электропроводку автомобиля.
    • Нужно позаботиться о наличии средств начального пожаротушения – огнетушителях.
    • Навести противопожарный порядок в помещении: убрать запас топлива больше 20 литров бензина или дизельного топлива, и пяти литров масла.
    • Нельзя выполнять работы, связанные с огнем, и использовать открытый огонь.
    • Привести в надлежащий порядок прилегающую к строению территорию, убрать сгораемый мусор, сухую траву, пролитую в помещении легковоспламеняющуюся жидкость, засыпать ее сухим или влажным песком.
    • Нельзя хранить внутри гаража спецодежду, которая пропитана топливо-смазочными веществами.
    • Категорически запрещено выполнять в гараже покрасочные работы, промывку деталей бензином, керосином или прочими легковоспламеняющимися растворами, заряжать аккумуляторы на любых транспортных средствах.
    • Токоведущие элементы электропроводки надежно должны быть изолированы.
    • Лампы для переноски использоваться лишь заводского изготовления.
    • В помещении должна быть смонтирована пожарная сигнализация гаражного бокса.
    • В гараже запрещается использование электронагревательных приборов. А все электрооборудование выполняться с учетом «Правил устройства электроустановок».

    Пожарные погибли по уставу – Происшествия – Коммерсантъ

    Фото о пожарах в гаражах

    Огнетушители типа ОСП

    1. Огнетушители типа ОСП. Полное название такого огнетушителя – огнетушитель самосрабатывающийся порошковый. В эксплуатацию этот тип огнетушителей поступил в 1991 году. Разработчиком такого огнетушителя считается институт противопожарной техники МЧС Российской Федерации. Конструктивно он состоит из следующих узлов: тепловой излучатель, источник формирования избыточного давления, емкости с активным огнетушащим веществом. Емкостью служит герметическая стеклянная колба, в которую и засыпается огнетушащий порошок и газообразователь.

    Пожарные погибли по уставу – Происшествия – Коммерсантъ

    Огнетушители типа ОСП

    Принцип работы огнетушителя ОСП

    Довольно простой, при нагревании колбы с порошком до критической температуры выделяется инертный газ. При этом появляется избыточное давление, приводящее к разрыву колбы и выбросу порошка на очаг пожара. Таким образом, для срабатывания огнетушителя и выброса огнетушащего вещества не требуется дополнительного постоянного устройства автоматического контроля.

    Эта функция выполняется тепловым излучателем, который комплектуется огнетушитель. Он реагирует на температуру в очаге пожара.

    Разрыв колбы происходит в следующих случаях:

    • для огнетушителей ОСП-1 – если температура очага пожара достигнет +100 °C;
    • для огнетушителей ОСП-2 – если температура в зоне пожара будет +200 °C.

    Огнетушители эффективны для тушения пожаров в небольших бытовых помещениях, в том числе и в гаражах. Огнетушители ОСП предназначены для тушения помещений, относящихся к классам А, В, С. Ими можно тушить электроустановки, напряжением до 5 кВ. В гараже используется напряжение до 1000 В, так что они могут использоваться без последствий.

    При необходимости, огнетушители ОСП можно привести в действие и ручным способом. Для этого следует разбить носик, а после направить струю порошка на очаг пожара.

    Мощность таких огнетушителей не очень большая. Так одного огнетушителя достаточно для помещения площадью 5–8 кв. м. Если площадь больше, то следует устанавливать несколько огнетушителей.

    Меры безопасности при тушении

    Действия водителя при пожаре в автомобиле требуют соблюдения техники безопасности:

    1. окна и двери машины должны быть закрыты, чтобы не допустить поступления свежего воздуха;
    2. струя огнетушащего средства должна направляться непосредственно на очаг возгорания;
    3. мощность автоогнетушителей невелика, но призвав на помощь других водителей, можно справиться с возгоранием;
    4. тушить пламя нужно с наветренной стороны, находясь на расстоянии струи огнетушителя;
    5. если загорелся бензобак, следует срочно отойти на безопасное расстояние, так как он может взорваться;
    6. если поблизости находятся другие автомобили, надо откатить их в сторону.

    Как тушить пожар в гараже

    Перед тем, как начинать тушение пожара, следует определить, какая категория по взрывопожарной и пожарной опасности гаража.

    • Повышенной взрывоопасности – А.
    • Взрывопожароопасной – Б.
    • Пожароопасной – В1-В4.
    • Умеренной пожароопасности – Г.
    • Пониженной пожароопасности – Д.

    Если избежать пожара не удалось, тогда необходимо:

    • Немедленно вызвать пожарную службу.

    До приезда пожарных:

    • Трезво оценить обстановку.
    • При распространении огня, сопровождаемого взрывами горючего, не стоит приближаться к горящим объектам.
    • Если ситуация не такая сложная, следует попытаться определить начальный источник возгорания. Если причина пожара — замыкание электропроводки, следует попробовать обесточить гараж.

    Совет: При отсутствии такой возможности, категорически запрещается использовать воду, следует пытаться забросать место возгорания песком.

    • Привлечь на помощь обычных прохожих, что позволит увеличить шансы автовладельца сохранить собственное имущество и автомобили, расположенные поблизости.
    • Постараться выкатить из гаража автомобиль.
    • Известить соседей по гаражам о пожаре, чтобы они могли спасти свои машины и вынести из своих гаражей горючие легковоспламеняющиеся вещества.
    • Необходимо постараться остановить распространение на другие гаражи огня.
    • Для его тушения можно пользоваться песком, почвой, огнетушителями, водой с большой осторожностью, другими подручными средствами.

    Пожарные погибли по уставу – Происшествия – Коммерсантъ

    Тушение горящего бензина

    После приезда пожарного авто необходимо выполнять все их указания.

    • Выяснить у специалистов или самостоятельно причину возникновения пожара.
    • Если причиной будет замыкание в проводке или иная, не зависящая от соблюдения владельцем правил техники безопасности, нужно взять заключение о причинах пожара и предоставить его в страховую компанию, что даст возможность, в случае если все имущество было застраховано, в полной мере возместить ущерб.

    Правильная огнезащита гаража, устроенная пожарная сигнализация для гаражного бокса, позволяет автовладельцу быть уверенным, что его авто не сгорит в огне. Цена огнезащиты несопоставима с расходами, возникающими в случае возгорания помещения.

    Подробно о причинах пожара, его локализации и мерах предупреждения подскажет видео.

    Видео: Действия водителя при возгорании автомобиля

    Профилактические мероприятия

    Пожарная безопасность транспортного средства во многом зависит от ответственного отношения автовладельца и соблюдения правил эксплуатации.

    Пожарные погибли по уставу – Происшествия – Коммерсантъ

    Автомобильный огнетушитель для ликвидации возможных возгораний

    Основные мероприятия по предотвращению возгорания автомобиля включают:

    • содержание в чистоте подкапотного пространства;
    • наличие исправного огнетушителя и умение им пользоваться;
    • регулярную проверку технического состояния автомобиля;
    • контроль утечки газа или бензина по запаху в процессе эксплуатации машины;
    • применение для мойки двигателя огнестойких моющих средств.

    Пожарные погибли по уставу – Происшествия – Коммерсантъ

    Регулярный техосмотр для предотвращения пожаров в машине

    Чтобы избежать возгорания, не следует:

    1. заправлять машину бензином при включенном двигателе;
    2. использовать пластмассовые емкости для перевозки бензина;
    3. курить в салоне автомобиля;
    4. выполнять ремонт машины в промасленной спецодежде.

    Подведем итоги

    С пожаром в гараже может столкнуться каждый. Но, если вы будете соблюдать правила пожарной безопасности, постоянно следить за гаражом, не хранить в нем лишние вещи, то всего этого можно избежать. А зная правила безопасности и план действий во время пожара, вы можете ликвидировать его еще вначале. В идеале устройте пожарную сигнализацию и установите противопожарную систему, которая будет реагировать на дым и в считаные секунды потушит весь пожар.

    Заключение

    Автомобиль считается источником повышенной опасности. Невозможно предусмотреть все факторы, способные привести к возгоранию. Но обеспечив техническую безопасность автомобиля, можно в значительной мере минимизировать риск возгорания.

    https://www.kommersant.ru/doc/4681650
    https://bezopasnostin.ru/pozharnaya-signalizatsiya/plan-dejstvij-pri-vozgoranii-avtomobilya.html

    Пожар в гараже — причины, тушение

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *