Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Содержание

Стоит ли покупать автомобиль с коробкой DSG? Характерные поломки трансмиссии, ее преимущества и недостатки

Автомобили, которые оснащены роботизированной коробкой передач, в основном обеспечены также двойным сцеплением. Такая коробка передач представляет собой гибридную версию механики и автомата, поэтому сочетает в себе абсолютно все достоинства этих двух типов трансмиссий. Благодаря роботу обеспечивается отличная динамика автомобиля, экономичность, комфорт и плавность переключения передач. Изначально двойное сцепление создавалось инженерами исключительно для гоночных автомобилей, которые были оснащены механикой. Механика не давала возможности быстро набирать скорость. И обусловлено это было тем, что возникающие при переключении передач потери не могли позволить устройству этого сделать. Применение двойного сцепления помогло избавиться от такой проблемы практически полностью. с ним скорость переключения передачи стала составлять всего 8 секунд.

Двойное сцепление: что это и как работает?

Что представляет собой трансмиссия DSG

Как и классический гидротрансформаторный «автомат», «робот» ДСГ использует фиксированные передаточные числа, чтобы коробка переключения передач (КПП) работала с наиболее эффективными оборотами двигателя в зависимости от выбранной скорости.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Но в отличие от типовой автоматической коробки (АКПП) роботизированная версия (РКПП) объединяет в себе одновременно два набора передач, в одном из них скорости четные (2, 4 и 6), а в другом – нечетные (1, 3 и 5, еще может быть и седьмая ступень).

Также здесь присутствуют два первичных вала, и для каждого набора предусмотрено свое сцепление, это сделано для того, чтобы обеспечить быстрый выбор включения шестерен и плавный переход между переключением.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Подобный тип коробки передач объединяет в себе принципы действия «механики» и автомата», является как бы средним звеном между ними.

Как и МКПП или «автомат», «робот» DSG имеет шестерни разных размеров, самые большие из них обеспечивают наиболее низкую (первую) передачу, при которой автомобиль будет двигаться медленнее всего.

Роботизированная КПП предлагает оптимальную легкость вождения – только две педали в салоне, как на авто с АКПП (тормоз и газ), а переключением управляет электроника.

При этом сама РКПП DSG по своей «начинке» представляет собой обычную механическую трансмиссию, у которой часть шестеренок разных размеров находятся в постоянном зацеплении, выбор передач осуществляется посредством муфт, имеются синхронизаторы и вилки.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Коробка передач — мокрое сцепление

для тех, кто не в теме.. станок Volman 1113 чехия конец 1930х годов..

в ноге станины стоит коробка скоростей, там же тормоз, реверс, и т.п. и т.д. вот картинка потрошков-

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

при работе двигателя (постоянно включен) вот эта система, что внизу картинки, передает вращение на шпендель через блок шестерен и ремень. т.е. вращаться двигатель может в одну или другую стороны, и я могу задавать рычагом правое или левое вращение патрона в независимости от направления вращения двигателя..

после переборки и замены летом кое чего в коробке, выяснилось, что при одном вращении двигателя весь механизм шумит меньше (пятно контакта приработалось видимо) но при этом сцепление очень плохо передает вращение — попросту останавливается шпендель — это левая половина муфты.

при другом вращении двигателя, передача прямого вращения шпенделя происходит через правую муфту, и тут сцепление еще вполне сносное.. но при этом коробка шумит значительно сильнее. т.к. на этой стороне шестерен видимо не работали много. а все таки хочется комфортных условий..

что было выполненно. скинул фланец с рычагами, и снял этот узел.. вот он.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

работа его основывается на том, что имеется две группы стальных колец с выступами. у одних — выступы под внешнюю обойму, у других -под пазы в валу. имеется три лапки, которые при перемещении вращающегося кольца от рычага сжимают этот бутерброд. кольца, как понятно чередуются у одних выступы в внутренний паз на валу у других — в обойму..

по задумке, происходит передача момента от полного проскальзывания (рукоятка по центру), до полного подклинивания (рукоятка в правую или левую сторону) — и соответственно, весь момент передается через вал либо в одну сторону вращение, либо в другую — через аналогичный и симмертичный узел.

на последней фото хороша видна гайка с стопором, (ближе к центру, с отверстием по торцам под ключ) которой можно поджимать этот бутерброд, для регулировки.

что я понял после неполной разборки. что по всей видимости, там нет обычных, в моем понимании фрикционных накладок. а только металл.

это сразу меня привело в ступор. т.к. как ремонтировать теперь я не знаю.

я внимательно вглядывался в противоположный, действующий узел.. там то же не видно каких либо накладок/прокладок по типу сцепления.. и пр.

в ванне коробки нет никаких обломков и прочих неквалифицированных мной деталюшек/ошмотков.. т.е. если что то бы стерлось/поломалось и вылетело бы с смазкой, то я бы обнаружил. ессно, весь узел работает в маслянном тумане/полупогруженном маслянную ванну состроянии.

Возможно All сталкивался с примерным узлом или принципом? или кто то имеет какой-то опыт на подобных узлах.. каким образом восстановить полноценную работу?

при включении высшей у станка скорости, даже исправный узел с трудом передает весь момент и набор оборотов происходит заметно долго. это там за тысячу или более оборотов.

какие будут мысли, что предпринять ?

Немного из истории создания коробки

Хотя роботизированная КПП серийно ставится на автомобили относительно недавно, она не является ноу-хау XXI века. Еще до 1931 года на британском родстере Morgan Threewheelers с 1 задним и 2 передними колесами применялась двухскоростная трансмиссия с двумя цепными приводами/сцеплениями, с ведущей задней осью.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Первым разработчиком такой трансмиссии, зарегистрировавшим свой патент, является французский механик Адольф Кегресс. Изобретатель выдвинул идею КПП с двойным сцеплением в 1939 году, намереваясь опробовать свой эксперимент на авто Citroen Traction, но внедрить планы в жизнь помешала Вторая Мировая война.

Спустя много лет подробную разработку анонсировала компания Automotive Products (AP), затем:

  • в 1985 году концерн Порше представил миру 5-скоростную коробку передач, известную как PDK (Porsche Dual Klutch) с сухим пластинчатым сцеплением;
  • примерно в то же время инженеры Luk предложили трансмиссию PSG (Parallel Shift Gearbox) «мокрого» типа;
  • в 2002-м автопроизводитель БМВ заявил о новом типе механической коробки с автоматическим гидровыжимом, установив ее на свою модель M3;
  • почти одновременно с баварским вариантом аналогичная система появилась и у Феррари на спорткаре 575M Maranello.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Массово роботизированная трансмиссия стала применяться на автомобилях Volkswagen Golf Mk4 с 2003 года, чуть позднее и на Audi TT, она получила обозначение Direct Shift Gearbox (DSG), что в переводе означает «КПП прямого включения».

Первая коробка ДСГ, которая была запущена в серийное производство, имела 6 скоростей вперед и одну назад, в ней использовались двойные фрикционные пакеты сцепления, погруженные в масляную ванну, подобная схема применяется в гидротрансформаторных классических «автоматах».

В начале 2008-го была запущена в производство первая в мире 7-скоростная DSG для двигателей мощностью до 180 лошадиных сил и крутящим моментом до 250 Ньютон метров, с двумя однопластинчатыми муфтами («сухое» сцепление»), эта разработка использовалась на моделях авто Фольсваген Гольф-4, Поло-5 и Сеат Ибица.

В сентябре 2010-го группа компаний VW выпустила семискоростную КПП DSG с индексом DQ500, способную выдерживать крутящий момент до 600 Н*м, этот узел мог идти в связке уже с более мощными движками, к тому же он стал намного надежнее.

Выбирайте лучшее

Последним пунктом в вопросе, какое сцепление лучше поставить на автомобиль ВАЗ 2107, будет короткий обзор наиболее известных комплектов сцеплений для классических машин. Различия в продукции брендов заключаются в надежности и поведении во время эксплуатации.

Valeo

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Известная компания из Франции известна также высококачественными тормозными колодками. Судя по отзывам автовладельцев, сцепление отличается мягкой работой с четким моментом включения.

Многие отмечают надежность новых комплектов Валео, которые зачастую работают без поломок более 150 000 км пробега. Из недостатков – высокая стоимость.

Всемирно известный немецкий производитель фрикционных муфт. Продукция всегда отличалась передовыми конструктивными решениями. Например, использование гасителя крутильных колебаний нажимного и ведомого дисков существенно демпфирует вибрации, что способствует комфорту. Муфты LuK – наиболее оптимальный выбор в соотношении цена-качество, однако в продаже встречается много подделок, так что при покупке нужно быть внимательно.

Kraft

Немецкий бренд известен уже 20 лет, но в последнее время продукция под этой маркой выпускается все чаще в Турции, что, естественно, удешевляет ее. Тем не менее, сцепления имеют массу положительных отзывов, среди них:

  • мягкий выжим;
  • отсутствие перегрева при тяжелом режиме эксплуатации;
  • маховик практически не изнашивается.

Sachs

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Немецкий производитель имеет богатый опыт производства деталей трансмиссии. Все модели муфт укомплектованы безасбестовыми накладками, при этом они обеспечивают:

  • Оптимальную передачу крутящего момента.
  • Устойчивы к повышенным нагрузкам.
  • Не требуют обслуживания.

Отечественное предприятие, поставляющее оригинальную продукцию для автомобилей Lada. Конструкция муфты разработана инженерами из Тольятти, но комплектующие в производстве применяются в основном импортные. Большинство автовладельцев, в качестве решения вопроса, какое из сцеплений лучше поставить на классику ВАЗ 2107, останавливаются именно на этом производителе. Причина такого выбора – невысокая цена и приемлемое качество.

Kraft tech

Турецкая продукция по лицензии немецкой компании Kraft. Комплект характеризуется мягкой работой, адаптирован к российским условиям работы. Часть негативных отзывов относится к недолговечности выжимного подшипника.

Триал

Еще один отечественный производитель, который гарантирует для своих дисков до двух миллионов циклов нагрузки без утраты эксплуатационных свойств. Средний пробег деталей комплекта составляет 80 000 км. Некоторые автомобилисты жалуются на возникновение трещин на ведомом диске в районе пружин, в результате чего они вылетают. Однако стоит отметить, что подобные неполадки у них возникли после двух-трех лет эксплуатации.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

#Тюнинг #Сцепления #Ваз #Классика #Двойная #Корзина #Мастерская #LifeStyle #Сlassic #LSC

Приветствую! Сегодня я хотел бы поговорить об сцеплении, этот узел играет не малую роль в управлении автомобилем, и от его «Жесткости» или «Зацепа» зависит многое — Старт, тяга, скорость, переключение.

Так или иначе каждый из нас, замечал что стоковое сцепление ватное. Если более менее бодрый мотор, то оно очень быстро начинает буксовать, ну и по итогу пропадает!Есть папацея!

Двойная корзина сцепления!Их продают многие. Их цены начинаются от 750 гривен.Но есть люди рукастые, которые любят поработать сами. Специально для вас я опишу как же мы собираем 2ю корзину!

Принцип работы коробки DSG

Роботизированная трансмиссия – это, по сути, две независимые механические коробки передач, объединенные в одном корпусе, управляемые электроникой с помощью компьютерной программы.

Как и у механической коробки, у ДСГ- трансмиссии есть находящиеся в постоянном зацеплении шестерни, но лишь ведущая шестеренка, передвигающаяся на ступице посредством муфты, соединяет жестко валы и задает нужное передаточное число.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Включать передачи без хруста помогают синхронизаторы, а специальные фиксаторы-«сухарики» позволяют удерживать шестеренчатое колесо во включенном состоянии.

Электронное управление КПП определяет выбор передачи в соответствии с заданной скоростью и требованиями водителя (нажатие на педаль акселератора, положение рычага-селектора), полностью «заведует» процессом переключения.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Что из себя представляет паровая автомойка, отзывы

Так как электроника сама выбирает нужную передачу с переходом с одного вала на другой, РКПП нередко еще называют преселективной (preselection переводится с английского как предварительный отбор).

Как это происходит поэтапно:

  • в начале движения при переводе селектора коробки в положение D электронным блоком выбирается нужная (первая) передача, происходит так называемый предварительный выбор, приводится в действие вал с нечетными скоростями;
  • при увеличении оборотов двигателя одним сцеплением отключается «нечетный» первичный вал, а другим сцепным механизмом подключается второй вал с четными передачами;
  • переход от одной передачи на другую (как на повышенную, так и на пониженную скорость) в дальнейшем выполняется в зависимости от заданного скоростного режима, водитель лишь меняет положение педали акселератора и селектора КПП.

При пользовании механической трансмиссией выжим сцепления производится вручную водителем, происходит некоторая потеря времени.

С коробкой-роботом переключение передач выполняется без прерывания тягового усилия и потери мощности, с минимальными задержками по времени, буквально за 8 миллисекунд.

Если трансмиссия исправна, обеспечивается такое же плавное вождение, что и в случае с классической АКПП. Чтобы автомобиль двигался задним ходом, в РКПП, как и в обычной «механике», добавляется промежуточный вал.

Ликбез. Двойное сцепление

Казалось бы, конструкция автомобиля с ДВС давно устоялась. Но новинки все-таки случаются. Разберем (мысленно) одну из них

Казалось бы, конструкция автомобиля с ДВС давно устоялась. Но новинки все-таки случаются. Разберем (мысленно) одну из них

Ликбез. Двойное сцепление

Двойное сцепление. Принцип работы © Фото: Luk

Ликбез. Двойное сцепление

Двойное сцепление. Принцип работы © Фото: Luk

В последние годы трансмиссия на основе преселективной коробки передач получила широкое распространение. О подобных агрегатах мы рассказывали неоднократно. Напомним лишь, что новая коробка передач по своей сути представляет собой две традиционных (одна — для четных, другая — для нечетных передач), объединенных в корпусе. Такое техническое решение позволило вводить в зацепление шестерни следующей передачи при включенной предыдущей и практически моментально переходить на требуемую ступень без прерывания передачи крутящего момента. Понятно, что двум коробкам требуются и два сцепления, также объединенных в одном корпусе. На практике традиционную конст­рукцию КП несколько видоизменили и добавили к ней электрон­ное управление и второй независимый ведомый диск.

Система сцепления для пре­селективной коробки передач, разработанная специалистами компании LuK, используется в серийном производстве компанией Volkswagen Group. С 2008 года модели автомобилей с крутящим моментом двигателя до 250 Нм комплектуются 7-ступенчатой коробкой с «сухим» двойным сцеплением. Кроме Volkswagen, LuK поставляет системы двойного сцепления на конвейеры Renault и Ford. В 2011 г. планируется изготовить около 1 млн двойных сцеплений для первичной заводской комплектации. Мы обратились к экспертам LuK с просьбой подробнее рассказать об устройстве нового агрегата.

«Сухое двойное сцепление имеет два передаточных механизма и два сцепления. Каждое сцепление соответствует одному передаточному механизму. Они включаются поочередно при переключении передач, исключая прерывания в передаче момента.

Система двойного сцепления состоит из трех основных компонентов: двухмассового маховика DMF, непосредственно двойного сцепления и нажимной системы. Эти компоненты управляются мехатроникой коробки передач, которая включает в себя электронное и электрогидравлическое устройства управления. Мехатронный (т.е. совмещающий механику и электронику) блок управления расположен в корпусе коробки передач, состоящей из двух независимых передаточных механизмов.

Ликбез. Двойное сцепление

Двойное сцепление. Принцип работы © Фото: Luk

Во время работы блок управления оперирует следующей информацией:

— входной (для трансмиссии) скоростью вращения; — скоростью вращения обоих валов трансмиссии; — скоростью вращения колес; — положением рычага КП; — положением педали акселератора (ускорение или торможение).

Используя эту информацию, мехатроника автомобиля определяет, какой должна быть следующая передача, и включает ее с помощью актуатора коробки передач и нажимных рычагов.

Два рабочих цилиндра, по одному на каждый нажимной рычаг, включают и выключают оба сцепления. Система настроена так, что оба сцепления выключены, когда двигатель выключен или работает на холостом ходу. Сцепление включается только тогда, когда нажат нажимной рычаг. Во время работы одно сцепление всегда включено, обеспечивая постоянную передачу крутящего момента через один из наборов зубчатых передач. Следующая передача уже заранее выбрана другим набором зубчатых передач, а соответствующее сцепление разъединено. Для переключения передачи одно сцепление выключается, а второе одновременно включается. Момент теперь идет через выбранную передачу. Таким образом, переключение передач происходит без прерывания тяги.

Вам будет интересно  Сцепление: описание,виды,устройство,принцип работы | АВТОМАШИНЫ

Оба набора зубчатых колес 7-ступенчатой коробки с двойным сцеплением работают аналогично механической коробке. Каждый набор колес связан только с одним сцеплением. Оба сцепления расположены на двух вложенных один в другой валах — внешний полый и внутренний сплошной — вращающихся независимо друг от друга. При этом первая, третья, пятая и седьмая передачи включаются первым сцеплением, момент передается в коробку передач по сплошному валу. Вторая, четвертая, шестая и задняя передача включаются вторым сцеплением, момент передается в коробку передач по полому валу».

Обсуждение Отменить

Хочу получать самые интересные статьи

Управление роботизированной трансмиссией

Все коробки DSG допускают как автоматический, так и ручной режим, имеют положения селектора:

  • Р – паркинг, используется для стоянки авто, при этом оба блока сцепления и все передачи в КПП отключены:
  • N – нейтраль, многим напоминает режим P, применяется, когда машина стоит на месте, но здесь нет блокировки тормозом, и автомобиль может ехать накатом;
  • D – драйв, движение автомобиля вперед, можно сказать, это основное положение рычага КПП, используемое при езде;
  • S – спорт-режим, он идентичен D, но переключение скоростей здесь как бы задерживается и выполняется при более высоких оборотах двигателя, что способствует более агрессивной (спортивной) манере вождения;
  • R – задний ход.

Кроме всего селектором можно переводить автомобиль в режим ручного управления, он обозначен индексами «+» (повышенная передача) и «–» (пониженная передача) рядом со значком D, на некоторых моделях авто это D/S.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Для его задействования необходимо переключить рычаг в положение Drive, подвинуть его вправо, а затем перевести на «плюс» или «минус». Чтобы опять вернуться в автоматическое управление, нужно возвратить рычаг в левое положение. Если забыть в ручном режиме включить «+» или «-», «робот» сам решит, когда переходить на повышенную или пониженную передачи в зависимости от скорости автомобиля.

Особенности

Вождение и экономия топлива

Время переключения робота с двойным сцеплением в пределах 200 мс — если, конечно, нужная передача заранее установлена. Такая быстрота даёт плавную, без рывков, езду — а также позволяет, например, ехать на минимальных оборотах 7-й передачи и держать наготове 6-ю, чтобы оперативно переключиться. Сходные характеристики есть и у других видов трансмиссий, но там свои достоинства и недостатки: например, гидроавтомат одинаково быстро переключается на любую передачу, но у него намного сложнее гидравлика.

Из-за простоты гидравлики и отсутствия гидротрансформатора малы накладные расходы энергии: в DSG7 маломощный электрический маслонасос, включающийся импульсами (давление поддерживается гидроаккумулятором). Легковой робот Renault электромеханический, а не гидравлический.

Отсюда — динамичный разгон и расход топлива на уровне ручной коробки. Так, у роботизированного Volkswagen Polo Sedan (B-класс, 1,4 л турбо, 122 л. с.) характеристики на ручной и роботе одинаковы: разгон 0→100 за 9,9 с, расход 5,7 л/100 км в смешанном цикле.

Как и любая трансмиссия со сцеплением, робот с двойным сцеплением плохо ведёт себя на малых скоростях[4]. На минимальных скоростях робот ездит только с проскальзыванием сцепления, робота сложнее подталкивать по сантиметру, для быстрого старта надо заранее дать роботу команду приготовиться, водитель должен понимать, когда при полной остановке разомкнётся сцепление и сработает ли на подъёме противооткатная система. Производители смягчают этот вопрос очень короткой первой передачей[5].

Недостаток, несущественный в спорте, но важный в гражданской езде — задержка перед резким ускорением из экономичного режима[6], связанная с тем, что коробка держит наготове не ту передачу: например, 6-ю при движении на 7-й, в то время как для резкого ускорения нужна 5-я или 4-я. Задержка зависит и от того, на какой полукоробке нужная передача: переключиться на 4-ю быстрее, чем на 5-ю. Если автомобиль турбированный, играет роль и турбояма. Потому в сложном трафике, готовясь к подобным манёврам, водители заранее включают режим S. Интересно этот вопрос решён в McLaren MP4-12C: водитель может, по принципу трёхпозиционной кнопки фотоаппарата, дать коробке команду подготовить верхнюю или нижнюю передачу.

Стоимость владения

На 2020 год цена робота с двойным сцеплением — на уровне автомата или слегка дешевле[7]. Из расходных материалов — дорогое редкое масло (особенно модели с масляным сцеплением, там масла больше 5 л[8]), а также блок сцеплений. Из-за этого DSG не даёт решающее преимущество перед гидроавтоматом по стоимости владения.

Конструкция довольно молодая, и часто (на 2018) автодилеры ремонтируют её заменой крупных узлов[5], а сторонних автосервисов, способных перебрать такую коробку, очень мало[9][5].

Отказоустойчивость и отказобезопасность

Робот — конструкция намного более простая, чем гидроавтомат. Однако некорректно работающий мехатроник быстро уничтожит коробку, и в коробках семейства DSG были несколько исправлений, повышавших долговечность программными методами. Для корректной работы робота по всему автомобилю есть дополнительные датчики и механизмы — в частности, автоматическая система удержания на подъёме[10].

Существующие версии коробок типа DSG

В течение нескольких первых лет, начиная с 2003 года, коробка передач DSG-6, получившая заводской индекс DQ250, была доступна только в связке с двигателем, устанавливаемым под капотом поперечно, автомобили при этом оснащались передним или полным приводом с муфтой Haldex, двойным «мокрым» сцеплением (Wet Clutch).

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)
DQ250

Эту трансмиссию от концерна Фольксваген можно бы считать единственной версией, у которой имеется шесть передач, но есть еще и модель DQ400e, применяемая на гибридных автомобилях, например, на Skoda Superb Mk4 и Volkswagen Golf GTE.

Начиная с конца 2007 года автопроизводитель Volkswagen стал оснащать свои машины преселективным 7-ступенчатым роботом DQ200 с «сухим» сцеплением (Dry Clutch).

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Агрегат рассчитан на работу с двигателями объемом от 1.0 до 1.9 литра, устанавливаемыми поперечно, с максимальным крутящим моментом до 250 Ньютон-метров (модели VW Polo/Golf/Caddy/Touran/ Passat, Skoda Fabia/Octavia/Jetta). Также имеется версия DSG-7 (DQ200e) со сцеплением такого же типа, применяемая на Jetta Hybrid с силовым агрегатом 1.4 TSI.

Все остальные роботизированные КПП производства VW на сегодняшний день идут только с Wet Clutch, и все семиступенчатые, но могут быть разными по типу в зависимости от расположения двигателя.

Какие есть еще модели РКПП от Фольксвагена (семь ступеней, «мокрое» сцепление, для поперечно расположенных ДВС):

  • DQ500 – выпускается с 2009 года, в основном встречается на Volkswagen Transporter, но также может устанавливаться на Passat B8 (BiTDI), Multivan T5/T6, Tiguan, Audi TT RS и RS3;
  • DQ380 – производится с 2014-го, применяется на авто Audi S3 и VW Golf-7, широко распространена в Китае, по сути, представляет собой уменьшенную версию DQ500 (авто VW Golf-7 GTI, Skoda Octavia-3, Octavia RS, Skoda Superb-3, Audi S3);
  • DQ381 – существует с 2020 года, является улучшенным вариантом DQ380, используется на многих авто, построенных на платформе MQB. Для полноприводных транспортных средств разработана модификация DQ381-7A, для переднеприводных – DQ381-7F.

Также на данный момент существует три типа 7-ступенчатых «преселективов» ДСГ, рассчитанных на работу с двигателями с продольным расположением:

  • DL382 – начало выпуска: 2020 год, встречается на Volkswagen Phideon, а также на авто Audi A4 /A5/A6/Q5. Сначала коробка передач была рассчитана на крутящий момент до 400 Н*м, с 2020 года стала устанавливаться на Ауди A6/A7 в кузове 4K с расчетом на к. м. до 500 Н*м. Здесь имеются две модификации: для 4WD – DL382-7Q, для 2WD – DL382-7F;
  • DL800 – производится с 2015-го, применяется нечасто, трансмиссию можно встретить на втором поколении Audi R8;
  • DL501 (Audi S-tronic) – выпускается с 2008-го, ставится на Ауди Q5-Q7, RS5-RS6, A6-A7, A4 Allroad, A5 Cabriolet, рассчитана на крутящий момент до 600 Н*м.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как сделать антидождь своими руками

В линейке роботизированных коробок Volkswagen есть одна не совсем типичная модель – это 10-ступенчатый «робот» DQ511, по своей механике похожий на DQ511.

О плане выпуска данной трансмиссии директор VW Group Мартин Винтеркорн впервые объявил в 2013-м, по расчетам немецкого авто передачи должны были способствовать снижению потребления топлива до 15%. Но коробка передач так и не появилась в серийной версии, от ее применения отказались в 2020 году.

Основные функции, виды и отличия сцепления автомобиля

Итак, основной задачей сцепления является плавное подсоединение маховика двигателя к первичному валу коробки передач. Это необходимо как при трогании с места, так и во время движения для возможности переключения передач.

Простыми словами, сцепление позволяет «подсоединить» и «отсоединить» коробку и двигатель, то есть обеспечивает возможность прерывать подачу крутящего момента от ДВС на трансмиссию.

Также стоит отметить, что если резко затормозить во время движения на включенной передаче, сцепление бережет коробку от перегрузок, снижая риск преждевременных поломок КПП.

  • Что касается особенностей, существуют разные виды сцепления. Как правило, его типы делятся на однодисковое и многодисковое сцепление (с учетом количества ведомых дисков). При этом однодисковое сцепление распространено больше, чем многодисковое. Также сцепление бывает «сухим» и «мокрым».

Сухое сцепление встречается часто и активно используется на авто с МКПП и РКПП. Во втором случае следует понимать, что сцепление работает в масляной ванне. Такое сцепление часто встречается на роботизированных преселективных КПП с двойным сцеплением.

Еще сцепление делится по схеме устройства привода: механический, гидравлический, электропривод, а также различные комбинации из указанных приводов. Также можно выделить отличия касательно способа нажатия на прижимной диск. Встречаются варианты с круговым расположением пружин, а также сцепление, где имеется центральная диафрагма.

Схема сцепления автомобиля предполагает следующие основные элементы:

  • нажимной диск;
  • диск сцепления (ведомый);
  • выжимной подшипник;
  • вилка привода выжимного подшипника;
  • привод (педаль) выключения сцепления;

Если рассматривать сцепление автомобиля, устройство данного узла относительно простое. Нажимной диск сцепления, который часто называют «корзина» сцепления, является выпуклым основанием, которое имеет круглую форму. В такое основание встроены особые выжимные пружины, соединенные с круглой прижимной площадкой.

Указанная площадка по диаметру аналогична диаметру маховика, одна сторона имеет шлифовку. Нажимные пружины направлены в центр нажимного диска (корзины). На них в момент выжима оказывает воздействие выжимной подшипник. Сама корзина жестко присоединена к маховику. Ведомый диск сцепления устанавливается между прижимной площадкой и маховиком.

Ведомый диск сцепления круглой формы, по конструкции имеет лучевое основание, фрикционные накладки и шлицевую муфту. Последняя необходима для того, чтобы подсоединить первичный вал КПП. Еще диск имеет специальные демпферные пружины (успокоители). Пружины стоят вокруг шлицевой муфты и нужны для того, чтобы сглаживать вибрации, которые возникают в момент включения сцепления.

Статья в тему: Как заменить электролит в аккумуляторе самостоятельно

Также на диске имеются фрикционные накладки. Материалом их изготовления может быть углеродный композит, кевларовые нити, керамика и другие варианты. Фрикционные накладки прикреплены к основе заклепками. Аналогичным образом приклепана и шлицевая муфта, расположенная внутри накладок.

Следующим элементом сцепления является выжимной подшипник. Одна сторона подшипника представляет собой круглую нажимную площадку, по диаметру площадка соответствует выжимным пружинам, находящимся в центре нажимного диска.

Сам выжимной подшипник ставится на первичный вал КПП, который выступает из коробки. При этом крепится подшипник не на валу, а на его защитном кожухе. В действие выжимной подшипник приводится вилкой привода (коромыслом). Фактически, вилка нажимает на оправку выжимного подшипника, где выполнены отдельные выступы.

Также в некоторых случаях вилка и подшипник могут быть дополнительно зафиксированы при помощи стопорных пружин. Еще выжимной подшипник по принципу действия может как нажимать, так и оттягивать нажимные пружины.

  • Что касается системы привода сцепления, простейшей является механическая (нажимное сцепление). Усилие на нажимную вилку в этом случае передается путем нажатия на педаль сцепления через трос. Трос находится внутри кожуха, который зафиксирован перед педалью выжима сцепления и выжимной вилкой.

Гидропривод сцепления включает в себя главный гидравлический цилиндр и рабочий цилиндр, которые соединены трубкой. Когда водитель нажимает на педаль сцепления, усилие передается на шток главного цилиндра. На конце штока имеется поршень, сжимающий жидкость (в качестве рабочей используется тормозная жидкость) и создающий давление.

Рабочий цилиндр тоже имеет шток, аналогичным образом соединенный с поршнем. Поршень также давит на шток, который, в свою очередь, воздействует на выжимную вилку.

Электропривод сцепления имеет в основе электродвигатель, включение которого происходит в момент нажатия на педаль сцепления. К указанному электромотору подведен трос, а сама система работает аналогично исполнению механической схемы.

Еще добавим, что на авто с МКПП имеется отельная педаль сцепления (расположена слева), тогда как на машине с автоматом, точнее, с роботом, педали сцепления нет. При этом в случае с АКПП данного типа также имеет механизм сцепления, однако он работает без участия водителя.

Коробка передач DSG6 DQ250, ее применение на автомобилях

Технически КПП DSG-6 представлена как механическая коробка передач с двумя «мокрыми» многодисковыми сцеплениями, двумя первичными валами (один внутри другого) и двумя выходными осями.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Устройство мехатроник гарантирует полностью автоматическую работу узла, в качестве опции можно выбрать режим ручного переключения передач (типтроник).

В этой трансмиссии двухмассовый маховик соединяет коленчатый вал ДВС с двумя пакетами сцепления, которые вращаются вместе с коленвалом.

Конструкция Mechatronic представляет собой модуль, состоящий из электронного и электрогидравлического блока, является частью гидравлического контура коробки передач.

Шестиступенчатый робот DQ250 (02E) считается самой первой разработкой VW, но, несмотря на достаточно длительный период выпуска, фактически не изменился с момента своего появления.

На каких моделях авто можно встретить эту трансмиссию:

  • VW Passat B6;
  • VW Golf 5;
  • VW Touran;
  • VW Caddy;
  • VW Touran;
  • Audi S3;
  • Audi TT;
  • Skoda Superb B6;
  • Skoda Octavia Mk2;
  • Skoda Octavia RS;
  • Seat Leon.

РКПП была специально разработана для автомобилей VAG с крутящим моментом двигателя до 350-380 Н*м, коробкой передач ДСГ-6 также оснащались спортивные версии Volkswagen Golf GTI и R.

Применение

Двухдисковый робот применяется широко:

  • На легковых автомобилях классов … (малый — семейный), кроссовер[11] — на одной и той же машине можно и прикоснуться к быстрой езде, и ездить экономно. Конкуренты — автомат и вариатор, но характер их езды совершенно другой.
  • На спортивных автомобилях. 1200-сильный Bugatti Veyron оснащён 7-скоростным роботом и разгоняется до 100 км/ч за 2,5 секунды[4]. Конкуренты — роботы гоночных конструкций с одним сцеплением (Lamborghini Aventador) и автомат (Maserati GranTurismo), в том числе редкая схема «автомат со сцеплением» (спортивные комплектации Mercedes S-класса).

Двухдисковый робот встречается как экзотика:

  • На легковых автомобилях классов (особо малый), (бизнес-)[12]. В особо малых авто конкуренты — автомат и вариатор, в бизнес-классе — автомат.
  • На коммерческом транспорте. Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation первой оснастила грузовик двухдисковым роботом в 2011 году[13]. Впоследствии идею подхватили другие производители (John Deere — 2012, Volvo — 2014), но на 2020 такие грузовики очень редки: сложные конструкции не прибавляют грузовику рентабельности[10]. В грузовиках обычно много передач, и зачастую переключение между передачами мгновенное, а между рядами передач — нет. Конкуренты — ручная коробка, автомат и роботы более простых конструкций, частично унифицированные с ручными.
  • На гоночных автомобилях (Porsche 956). Конкурент — гоночные полуавтоматы (роботы, не умеющие стартовать и автоматически переключаться, что запрещено в гонках) с одним сцеплением, которые проще, легче и переключаются достаточно быстро (порядка 50 мс).

Двухдисковый робот неприменим:

  • На бюджетных автомобилях — из-за дороговизны в приобретении и эксплуатации. Там «правят бал» дешёвые ручные коробки (повсеместно), построенные из них роботы с одним сцеплением (Lada Vesta) и 4-скоростные автоматы (KIA Rio).
  • На внедорожниках и строительной технике[4] — в сложной грязи и на подъёмах предпочтительнее автомат. Гидротрансформатор позволяет устойчиво ездить сколь угодно медленно и в этом режиме умножает крутящий момент, становясь дополнительной понижающей передачей. Если же подобный режим — основной (как у дорожных катков, комбайнов), используется объёмный гидропривод.
  • На крупных бизнес- и представительских — они тяжёлые и скоростные, и потому требуют много передач. Таких роботов на 2019 не существует, а 8-скоростные автоматы — существуют. Быстрый разгон можно обеспечить большим двигателем, а экономия топлива — не приоритет. Автомат со сцеплением бывает и здесь (Aurus Senat).

Роботизированная КПП других автоконцернов

Следуя по стопам VW Group, многие автопроизводители представили свои варианты КПП с двойным сцеплением, преследуя цель повысить эффективность переключения передач по сравнению с классическим «автоматом», добиться лучшей экономии топлива.

Хотя подобные типы трансмиссии очень схожи по принципу своего действия с DSG, они получили собственную аббревиатуру:

  • Mitsubishi – SST;
  • BMW – DCT;
  • Alfa-Romeo – TCT;
  • Porsche – PDK;
  • Citroen и Peugeot – DCS;
  • Ford и Volvo – Powershift.
Вам будет интересно  Чем смазать вилку сцепления

Также коробка-робот устанавливается на автомобилях Nissan GT-R, Lamborghini Huracan и Ferrari California.

Кому и зачем может пригодиться двойное сцепление на тягачах Volvo FH?

Раньше были популярны альбомы из двух дисков-грампластинок: помнится, в 1987 году я купил «Реки и мосты» группы «Машина времени». А сейчас у Volvo дебютировал «альбом» с двумя дисками… В смысле, с двойным сцеплением, которым могут комплектоваться тягачи FH. Кому и зачем может пригодиться такое сцепление? В этом я разбирался на испанских трассах в окрестностях Малаги.

Работать дальнобойщиком в Южной Испании мне не впервой: два года назад я водил здесь DAF XF Euro 6, минувшим летом — MAN TGX с новым двигателем D38, а теперь и вольвовцы привезли сюда свои новинки. Я прекрасно понимаю, почему: климат — чудесный, дороги — широкие, полупустые и в большинстве своем бесплатные, стоянки, в отличие, например, от Германии, не забиты грузовиками.

И на одной из таких стоянок — шеренга новых Volvo FH с полуприцепами. Кто сказал «страшненькие»? Да нет, я уже привык… Внешне тягачи не отличаются от тех, что дебютировали в 2012 году, а перемены — внутри.

Солнце, светящее через стеклянный аварийный люк, затрудняет чтение информации тахографа. А шторку люка надо заказывать отдельно

Роскошные FH16 получили 750-сильный двигатель, доведенный до норм Евро-6 (до сих пор он отвечал нормам Евро-5). Так что FH16 остается самым могучим серийным тягачом в мире. Другой вопрос, зачем нужна такая сумасшедшая мощность 40-тонным автопоездам, но играючи обгонять другие фуры на подъеме, как это делал я, — очень приятно! Правда, за это надо платить: на одном из участков, где дорога шла все время вверх, я получил на 750-сильном тягаче средний расход около 65 л/100 км, и это наверняка не предел.

Часть машин была оборудована новой опцией VDS — Volvo Dynamic Steering, «динамическое управление Volvo», о которой мы уже вкратце рассказывали в АР №2, 2014. Впридачу к обычному гидроусилителю смонтирован электромотор: обещано, что он облегчает рулежку при маневрах и демпфирует толчки от ухабов.

Другая новая опция — управление «роботом» I-Shift кнопками на панели вместо традиционного джойстика около сиденья. Конечно, я бы не отказался от управления с подрулевого рычажка, как у Скании или Мерседеса, но и так в кабине становится просторнее!

А главные герои дня — машины с надписями «Dual Clutch». На них стоит I-Shift с упомянутым двойным сцеплением: им будут комплектовать по заказу тягачи с 13-литровыми двигателями Евро-6 мощностью 460, 500 или 560 л.с.

«Робот» I-Shift с двойным сцеплением создан при помощи партнеров Volvo: на сцеплении — маркировка «ZF Sachs», на деталях коробки — «WABCO» и «Knorr-Bremse»

Вольвовцы хвастались этой разработкой еще два года назад, во время дебюта нового FH: «Кажется, что на машине две коробки! В одной включена первая ступень, а другая уже включила следующую».

Правда, тогда предполагалось, что двойное сцепление пойдет в паре с турбокомпаундом двигателя (это два турбокомпрессора, один из которых передает дополнительный крутящий момент на коленвал), и всю систему назовут I-Torque, поскольку она позволит резко поднять крутящий момент. Более того, было обещано, что I-Torque можно будет заказать с осени 2013 года, но, видимо, с турбокомпаундом что-то не сложилось.

А какую выгоду принесет двойное сцеп­ление само по себе? Ведь и обычный I-Shift — один из лучших «грузовых» «роботов» на рынке! Традиционно считается, что двойное сцепление позволяет ликвидировать толчки при переключении, но «роботы» на европейских тягачах уже давно переключаются незаметно.

Экономии топлива вольвовцы не обещают. А поскольку коробка стала тяжелее на 101 кг, последнее ставит под сомнение ее эффективность при работе с цистернами (вольвовцы уверяют, что двойное сцепление позволит коробке не реагировать на толчки жидкости). Во-первых, у европейских перевозчиков жидкостей каждый десяток килограммов на счету, а во-вторых, на тягачах DAF CF, которые я недавно водил, «робот» ZF AS Tronic настраивается «под цистерну» путем элементарного программирования на сервисе. В пресс-релизе утверждается, что двойное сцепление снижает риск завязнуть при вывозе бревен из леса — но для этого его надо испытывать в лесу, а не на сухих испанских трассах…

«По машинам!» — торопят инструкторы. Быстро подстроить руль (благо за его регулировку отвечает удобная педалька, а нажав ее чуть-чуть, можно отрегулировать саму баранку по углу наклона), подогнать под себя кресло (а вот с этим у меня каждый раз загвоздка, тем более что тут стояли кресла с электрорегулировкой), не забыть сунуть в прорезь тахографа над головой «фареркарте» — пластиковую карточку водителя с чипом и моими данными.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
я уже подписан

Чем отличаются версии DSG-6 и DSG-7

В 2008 году в истории коробок ДСГ началась новая веха, которая ознаменовалось появлением роботизированной трансмиссии не с шестью, а уже с семью ступенями, и 7-ступенчатая КПП стала впервые выпускаться не с многодисковыми муфтами сцепления в масляной ванне, а с «сухим» сцеплением LuK.

К тому же у DSG-7 появился дополнительный промежуточный вал, устанавливаемый в районе задней передачи.

Еще между DSG6 и DSG7 большая разница в количестве вариантов, разработанных с 2003 года. Если «преселектив» ДСГ-6 встречается в двух модификациях, «семиступок-роботов» на момент написания статьи насчитывается восемь различных версий.

Характерные недостатки и неисправности преселективной коробки ДСГ-6

Поперечная шестиступенчатая коробка передач DSG-6, также известная как DQ250 – уже достаточно старая КПП, замененная новыми версиями, но она еще встречается на многих транспортных средствах, которые эксплуатируются и в настоящее время.

Самыми главными недостатками этой трансмиссии считается увеличенный расход топлива, дергание автомобиля при переключении передач.

Также в процессе эксплуатации со временем может появиться вибрация, посторонний шум в районе «робота», лязганье при пуске/остановке мотора или на холостом ходу, ухудшение динамики.

Характерными поломками ДСГ-6 являются:

  • износ соленоидов в мехатронике, отвечающих за регулировку давления, при такой неисправности появляются рывки во время смены скоростей;
  • износ подшипников КПП, в том числе и на первичном валу, признаком неполадки является повышенный шум при наборе скорости, резком торможении. Если изношены подшипники дифференциала, гул усиливается на поворотах;
  • неполадки в электрической части mechatronic, по причине которых РКПП может перейти в аварийный режим, а электронный блок выдавать ошибки системы. Ремонт ЭБУ не всегда решает проблему, чаще помогает замена всего мехатроника;
  • ослабление или поломка демпферных пружин двухмассового маховика (DMF). Если появляется такая проблема, возникает лязгающий звук, начинаются вибрации при запуске движка и на холостом ходу.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Что такое система Hill Start Assist и на каких автомобилях она устанавливается

Шестиступенчатая коробка в целом считается более надежным узлом, чем DSG-7 благодаря «мокрому» сцеплению, к тому же у специалистов Volkswagen с 2003 года было время поработать над ошибками, совершенствованием трансмиссии.

За время своего существования «преселектив» дважды подвергался существенной модернизации: сначала в 2009-м, а затем в 2013 году, когда автопроизводитель несколько изменил корпус КПП, обновил фильтры.

Еще периодически выпускались новые версии ПО, четырежды обновлялся фрикционный блок.

При соблюдении условий эксплуатации и должном техобслуживании коробка DQ250 способна проходить без ремонта до 150-200 тыс. км и более, хотя первые подергивания могут появляться и на 50 тысячах километров пробега.

Здесь многое зависит не только от дорожных условий и своевременного качественного ТО, но и от стиля вождения, аккуратности водителя.

Средний ресурс «мокрого» сцепления на 6-ступенчатой РКПП – 120 000 км, мехатроник может засориться от металлической стружки ближе к ста тысячам пройденных километров.

Хотя замену масла здесь рекомендуется проводить каждые 60 тыс. км, более частое техническое обслуживание не помешает, многие автовладельцы машин с коробкой-роботом рекомендуют придерживаться регламента от 40 тыс. км.

Критерии: какое сцепление лучше поставить на авто ВАЗ 2107 классической конструкции?

На основании рекомендаций мастеров и отзывы автолюбителей можно составить основные принципы, которые надо учитывать при выборе деталей узла управления переключением передач. В общих чертах картина напоминает регулировку развала-схождения , когда любая полезная рекомендация значительно облегчает процесс. Помимо марки производителя при покупке ведомого диска следует уделять внимание следующим факторам:

  • Плоскость фрикционных накладок должна быть однородной, при визуальном осмотре задиры, трещины и сколы недопустимы.
  • Наличие масляных пятен на диске категорически не допускается.
  • Визуально оценить качество клепки, бортовка каждой заклепки должна быть одинакова, неравномерный расклеп по краям недопустим.
  • Шлицы должны быть без повреждений.
  • Проверить отсутствие люфта на пружинах, демпферах и накладках. Наличие люфта говорит о низкокачественной сборке узла.

Трансмиссия DSG-7 Wet Clutch

Первыми «преселективами» на семь ступеней с «мокрым» сцеплением от концерна VW стали коробки передач DL501 и DQ500, выпущенные в 2008-2009 гг., рассчитанные на крутящий момент до 550-600 Н*м.

Такие трансмиссии предназначены уже для более мощных автомобилей, DL501 ставится на машины с продольным расположением силового агрегата, DQ500 – с поперечным.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

С 2014 года в серийное производство запущена модель DQ380, уменьшенная версия DQ500 (для авто с моторами 2.0 TSI), с 2017-го выпускается ее модернизированный вариант DQ381.

При разработке этих модификаций ДСГ-7 учитывались все предыдущие промахи и конструктивные недоработки, соответственно, чем «младше» КПП по году выпуска, тем меньше у нее типичных «болезней».

А так как в данном типе «робота» используются фрикционы с погружением в масляную ванну, нет такого катастрофически раннего выхода сцепления из строя.

Принцип работы РКПП Powershift

КПП преселективного типа PowerShift, разработанная компанией Getrag – современный модуль, который соединяет две коробки передач в одном корпусе. За управление коробкой отвечает комплекс автоматики, а смена передач проходит в максимально плавном режиме. Каждое сцепление работает отдельно друг от друга. Одновременная работа двух сцеплений не предусмотрена. Управление автомобилей с такой системой характеризуется высоким уровнем комфорта и удобства. Также не забываем о значительной экономии топлива, обусловленной оптимальным выбором нужной передачи и их практически мгновенной смены.

Главный принцип функционирования РКПП Powershift достаточно прост и понятен. Во время работы одного сцепления второе бездействует, а его запуск осуществляется сразу после поступления команды с управляющего блока. При таком подходе удается проводить переключение в максимально сжатые сроки и без какого-либо ущерба для динамики авто и неразрывности потока мощности.

Основной принцип работы КПП Powershift

Исходя из действий водителя и позиции педали газа, проходит размыкание активной передачи с одновременным при этом переключением на нужную передачу. Для выбора актуального режима движения используется специальный селектор. Располагается он в салоне авто, а его подключение к коробке передач реализуется за счет особого троса.

Функционирование КПП доступно в автоматическом или полуавтоматическом режиме. В первом случае система функционирует полностью автономно, а нужная информация берется с контролирующих датчиков. В ЭБУ формируется требуемая команда, которая и позволяет совершить смену передачи.

При задействовании полуавтоматического режима переключение осуществляется ручным способом. Работа выполняется водителем, а подобный формат взаимодействия дает возможность управлять передачами посредством рычага КПП или же расположенных на руле переключателей. При управлении рычагом его перемещение вперед приводит к повышению передачи, а обратное движение ее понижает.

Принцип работы PowerShift с сухим сцеплением

При функционировании коробки передач Пауэр Шифт сухого типа перевод момента силы от силовой установки к трансмиссии реализуется за счет воздействия сухого трения. Формируется оно при результативном взаимодействии между собой двух дисков сцепления.

Главная особенность сцепления такого типа заключается в отсутствии масла при его работе, да и в вопросе эффективного расходования мощности силового контура такое сцепление выглядит более предпочтительно по сравнению с мокрым.

Но система склонна к довольно быстрому изнашиванию. Обусловлено это той активностью, которую попеременно испытывает каждое из сцеплений. Но дело не только в конструкции и принципе функционирования. Не стоит забывать и об особенностях управления ТС.

Принцип работы PowerShift с сухим сцеплением

а — включено первое сцепление, крутящий момент передается на вал нечетных передач

1 — первичный вал нечетных передач; 2 — нажимной диск; 3 — ведомый диск; 4 — ведущий диск; 5 — выжимной подшипник; 6 — маховик.

б — включено второе сцепление, крутящий момент передается на вал четных передач

1 — первичный вал четных передач; 2 — нажимной диск; 3 — ведомый диск; 4 — ведущий диск.

Принцип работы PowerShift с мокрым сцеплением

Принцип работы PowerShift с мокрым сцеплением

Мокрое сцепление по ряду параметров превосходит сухое. Связано это с активным циркулированием масла, которое с высокой эффективностью выводит тепло из участков трения. Принцип его функционирования также достаточно прост. Сжатие дисков ведомого и ведущего типа вызывает перевод момента силы на диск сцепления и его последующий переход к первичному валу КПП.

Каждое из установленных на коробке Пауэр Шифт сцеплений функционирует совершенно независимо, а расположение фрикционных дисков может быть параллельным или коническим. Первый вариант предпочтителен для заднеприводных авто, а выбор в пользу второго актуален для ТС с передним приводом и поперечным форматом расположения силовой установки.

Системы такого типа более сложны в конструкции, требуют повышенного внимания к используемому в нем масле и имеют довольно значительную стоимость. Но они лучше охлаждаются и обладают улучшенными мощностными данными. Да и рабочий ресурс у них более существенный.

Гарантии от производителя

На всю трансмиссию ДСГ компания Volkswagen предоставляет пятилетнюю гарантию, по пробегу – на 150000 км.

В соответствии с условиями обязательств автопроизводитель обещает устранять путем ремонта или замены DSG любые возникающие дефекты в течение гарантийного срока.

Гарантия распространяется на механические компоненты и электрическую часть в том случае, если повреждения связаны непосредственно с заводскими дефектами.

Изготовитель отказывается за свой счет устранять неисправности, когда автомобиль эксплуатировался не должным образом, не вовремя обслуживался, если были внесены изменения в конструкцию автомобиля (например, производился чип-тюнинг двигателя).

Ремонтопригодность роботизированной трансмиссии

Все коробки типа ДСГ довольно успешно ремонтируются, причем, работоспособность модели DQ200 можно восстанавливать не сразу в полном объеме, а частично – отдельно мехатроник, сцепление и механическую часть (замена шестеренок, подшипников, вилок переключения).

Стоимость работ зависит от их сложности, региона, ценовой политики автосервиса, в среднем по Москве действуют цены (по состоянию на 2020 год):

  • капремонт КПП «под ключ» (без запчастей) – от 15000 руб.;
  • снятие-установка коробки передач – от 7000 руб.;
  • замена сцепления (маховика) – от 8000 руб.;
  • ремонт, монтаж-демонтаж мехатроника – от 8000/ 2000 рублей;
  • адаптация РКПП – 1000-2500 руб.;
  • прошивка мехатроника – от 3500 до 10000 рублей.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Многие компании бесплатно выполняют диагностику перед предстоящим ремонтом, а некоторые еще и предоставляют свой эвакуатор.

В зависимости от типа коробки передач и количества замененных запчастей общая стоимость капремонта может доходить до 120 тыс. руб., при неполадках в механической части или вышедшем из строя мехатронике – от 35 до 80 тысяч рублей.

Основные правила вождения автомобиля с DSG-трансмиссией

С точки зрения вождения эксплуатация авто с коробкой передач ДСГ – это все равно что управление машиной с гидромеханическим «автоматом»: здесь также нужно для движения ставить селектор в положение D или S, присутствует только 2 педали в салоне (газ и тормоз).

Но есть некоторые особенности, который необходимо учитывать, и, если пренебрегать правилами эксплуатации РКПП, трансмиссия может достаточно быстро выйти из строя.

Какие основные правила вождения с DSG прописаны в инструкции:

  • во избежание скатывания на подъеме нужно всегда пользоваться педалью тормоза, этим РКПП и отличается от классического «автомата»:
  • при движении на спуске лучше всего задействовать типтроник с переходом на пониженную передачу, ездить на нейтрали (N) не допускается;
  • тормозную педаль нельзя держать длительное время или часто нажимать не до конца, иначе может произойти перегрев тормозной системы;
  • селектор переключения передач во время движения не должен находиться в положениях P или R, так можно создать аварийную обстановку;
  • когда водитель меняет положение рычага КПП, в это время нельзя ускоряться (нажимать на газ);
  • не допускается скатывание автомобиля на нейтральной передаче и с неработающим мотором, так можно вывести из строя коробку;
  • для постановки на парковку сначала глушится двигатель, затем используется стояночный тормоз, после этого рычагом КПП включается передача;
  • нельзя удерживать авто на склоне с помощью подгазовки при полунажатом тормозе.

При движении в пробках крайне не рекомендуется постоянно пользоваться комбинацией тормоз-газ (прижиматься к спереди стоящему авто), лучше выдержать паузу, допустив небольшую дистанцию (примерно 10 м), затем, отпустив тормозную педаль, нажать на газ, сократить расстояние. И следует перевести РКПП в ручной режим: передачи станут длиннее, а электроника не будет так часто переключать скорости.

Также у водителя должна быть логичность езды: если он решил ускориться, не нужно неожиданно переходить на пониженную передачу и наоборот, так как электроника КПП «не понимает» таких манипуляций, начинает постоянно переключать скорости вперед-назад, типа 1-2-1-2-1.

Вам будет интересно  Замена сцепления на грузовике с выездом в Москве | Техпомощь 24 Вольта

На остановке на светофорах автомобиль удерживается обычным тормозом, переводить рычаг на нейтраль не нужно. Так как, согласно инструкции, не допускается движение машины по спуску с коробкой в положениях N/ D и с неработающим движком, логично предположить, что и при буксировке авто с ДСГ нужно тоже такой момент учитывать, а лучше вызвать эвакуатор.

Еще такие КПП не «любят» агрессивную езду, движение в натяг.

Демонстрационные стенды

Закрепить пройденный материал помогут стенды и наглядные пособия, позволяющие применить на практике теоретические знания. Использование оборудования и специальной техники в процессе обучения улучшает восприятие информации. Поэтому, данный метод широко используется техническими учебными заведениями.

ООО «Компания Наука плюс» предлагает большой ассортимент, который предназначен для изучения различных дисциплин. Конструкция стендов позволяет студентам быстро понять и запомнить принципы взаимодействия машин и механизмов, а также научиться диагностировать технику и исправлять поломки. Использование наглядных пособий упрощает подачу материала, обеспечивая высокий уровень знаний.

Преимущества нашей компании

контрактов с ВУЗами и средними учебными заведениями в год

единиц учебно-лабораторного оборудования поставляем в год

Гарантия на продукцию

Если у Вас возникли вопросы, Вам нужно получить дополнительную информацию, или Вы хотите оформить заявку на оборудование, оставьте свои контактные данные наш специалист свяжется с Вами!

ООО «Компания Наука Плюс» предоставляет своим клиентам широчайший ассортимент учебного оборудования, которое отличается высоким качеством и надежностью. В нашем каталоге вы найдете:

  • автомобильные тренажеры – универсальная учебная система по электрике автомобиля;
  • учебные стенды по пневматической тормозной системы автомобиля;
  • действующие учебные стенды cистем впрыска топлива Common Rail, TSI, FSI, MPI;
  • действующие учебные стенды системы торможения ABS-EDS-ASR-ESP, трансмиссии DSG;
  • действующие учебные двигатели MPI / FSI /TSI /TDI /;
  • агрегаты автомобиля в разрезе;
  • тренировочные пакеты по устройству и эксплуатации автомобиля .

Мы предоставляем

Мы работаем только с проверенными производителями учебного оборудования в России и за рубежом

«Компания Наука плюс» осуществляет полный цикл подготовки учебного оборудования к использованию в учебном процессе

Мы предоставляем гарантийное и постгарантийное обслуживание оборудования по льготным тарифам

«Компания Наука плюс» работает только с сертифицированным оборудованием и гарантирует своевременную доставку

Возможность совместной разработки и создания нового учебного оборудования по техническому заданию Вашего учебного заведения

Наши специалисты в любой момент готовы ответить на вопросы, касающиеся эксплуатации учебного лабораторного оборудования

Замена масла, выбор оптимальной смазки

Согласно заводским условиям, замена масла в коробках типа DSG-7 с «мокрым» сцеплением производится через каждые 60000 км пробега, в РКПП DQ200 масляной заправки должно хватать на весь срок работы трансмиссии.

Но на практике все выглядит несколько иначе, и так как роботизированная КПП очень требовательна к качеству трансмиссионной жидкости (ТЖ), сервисмены рекомендуют заменять масло через каждые 40-50 тыс. км.

Объемы и сорта ТЖ для ДСГ различаются в зависимости от типа трансмиссии, здесь приводятся такие данные:

  • DQ250: полная заправка – 6,9 л, при замене – 5,5 л, рекомендуемое масло – G052182 A2 VAG, фильтрующий элемент – 02E305051 C;
  • DQ200: заливка в корпус КПП – 1,7 л (G052512), в мехатроник – 1,0 л (G004000 M2);
  • DQ500: полная заправка – 7,6 л, при замене – 6,0 л (G052182 A2, ФЭ – 0BH325183 B);
  • DQ501: полная заправка – 7,5 л, при замене – 6,7 л (G052529, ФЭ – 0B5325330 A);
  • DQ381: полная заправка – 6,8-6,9 л, при замене 6.0 л (G052529, ФЭ – 0B5325330 A);
  • DL382-7F: полная заправка – 4,35 л, при замене – 3,5 л (G055549 A2).

Вместо ТЖ Volkswagen G052182 A2 можно использовать аналоги: SWAG 30932380, Wolf Ecotech DSG Fluid, Pentosin FFL-2.

Также иногда используются и такие трансмиссионные масла как SWAG 99906161 или FebI 0616, но насколько надежны заменители, сказать сложно, лучше все-таки не рисковать и не экономить, заливать оригинальные жидкости.

Коробка робот PowerShift 6DCT450 (MPS6) – мокрое сцепление

Данная коробка устанавливалась на такие автомобили как Ford: Mondeo 4, Kuga, Galaxy, S-Max, C-Max, Focus3, а также на различных моделях Volvo, Dodg, Крайслер итд. Это гибрид между роботизированной и автоматической кпп. Масса КПП – 91кг. Максимальный передаваемый крутящий момент – 450 Н.м, поэтому она и называется 6DCT450.

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Коробка в сборе DCT450 Powershift Mondeo 4, Kuga, Focus 3, S-max, C-max

Данная роботизированная коробка передач Powershift 6DCT 450 состоит из следующих элементов:

  • Двойного мокрого сцепления (пакет фрикционных накладок со стальными дисками, прижимными пластинами и демпфером крутильных колебаний)
  • Масляной системы (насос, фильтр, заборник и фильтр сменный)
  • Механической части КПП (двойного полого первичного вала и вторичных валов с набором шестерен и синхронизаторов, дифференциала, вилок включения передач)
  • Электронно-гидравлического блока управления КПП (TCM) — «Мехатроник»

Дале разберём более подробно какждую из этих систем.

Ремонт сцепления на Powershift DCT450

Ремонт сцепления Powershift DCT450

Двойной пакет фрикционов

Ремонт коробки Powershift DCT450

Двойной пакет фрикционов

ремонт коробки Powershift DCT450

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Мехатроник Powershift DCT450

Ниже можно увидеть фотографии стенда, благодаря которому можно отдельно от машины запрограммировать в мехатроник любую калибровку, если конечно позволяет аппаратная часть блока.

Прошивка блока ТСМ на столе позволяет в любой мехатроник залить программу вашего автомобиля (вин-код, конфигурация, объем двигателя).

На картинке снизу можно увидеть электронную часть блока ТСМ. В нём расположены:

— сенсоры положения вилок переключения передач 1 и 3 передачи;

— сенсоры 2 и 4 передачи;

— сенсоры 5 и R передачи;

— сенсоры 6 передачи

— датчики скорости вращения вторичных валов

— датчик скорости певичного вала «выносной» и находится в картере сцепления и передает информацию о скорости вращения в блок ТСМ по проводам. Зачастую при снятии блока ТСМ эти провода вырывают, так что будьте оккуратнее при демонтаже мехатроника;

— датчики давления масла (2шт) и датчик температуры масла интегрированы в плату ТСМ

Мехатроник Powershift DCT450

ТСМ (электронная часть ) Мехатроника Powershift DCT450

Блок клапанов Мехатроника Powershift DCT450

2) СОЛЕНОИД — CCFS — клапан охлаждения сцепления.

3) СОЛЕНОИД — SHSS1 — клапан, отвечающий за включение вилки 1-3 передачи

4) СОЛЕНОИД — SHSS2 — клапан, отвечающий за включение вилки 2-4 передачи

5) СОЛЕНОИД — CSMS1 — Многозадачный клапан. распределяет давление между нечетным пакетом сцепления и переключением нечетных передач. Отвечает за включение нечетных передач, контролирует поток масла на охлаждение сцепления.

6) СОЛЕНОИД — CSMS2 — Многозадачный клапан. Распределяет давление между четным пакетом сцепления и переключением четных передач. Отвечает за включение четных передач, контролирует поток масла на охлаждение сцепления. Отвечает за аварийный сброс давления в сцеплении через клапан CPCUT.

7) СОЛЕНОИД — SHСMS — контролирует положение вилки переключения передач, а также охлаждение муфты сцепления

СОЛЕНОИД — CSPS1 — регулирует давление на нечетных передачах

9) СОЛЕНОИД — CSPS2 — регулирует давление на четных передачах

Ремонт блока управления Power Shift MPS6 6DCT450 (с; мокрым; сцеплением)

Масляный насос 6dct450 Powershift DCT450

Масляный насос 6dct450 Powershift

Как выставить уровень масла в коробке передач PowerShift 6dct450:

-Выбрать на сканере температуру масла в РКПП и дождаться не менее 40гр -Двигатель работает и пройти через все положения рычага (P-R-N-D-M) -Заглушить мотор -Открутить заправочный винт в верхней части корпуса -Открутить контрольный винт уровня -Дайте маслу стечь в течении 3 минут -Теперь налейте через заливное отверстие масло, пока не начнет выходить через пробку уровня. -Закрутить пробки.

Рекомендации по обслуживанию КПП PowerShift 6dct450

Замена масла с фильтром каждые 45-50 тыс.км пробега + Адаптация ркпп Powershift dct450 Объем масла в PowerShift 450 – 7 литров Спецификация масла для двойного сцепления – wss-m2c936-a

Частые проблемы с коробкой Powershift 6DCT450

-Вибрация и дерготня на первой и второй передаче -Течь масла между КПП и двигателем -Отказ включения передач -Пропадание передач -Пробуксовка сцепления

Цены на работу:

NEW!! Прошивка мехатроника на столе. Заливка калибровки ТСМ Ford PowerShift DCT450 на столе. 2000р
Замена масла в КПП с заменой масяного фильтра 2500р
Снятие и установка КПП 11 000р
Ремонт сцепления (без снятия кпп) от 15 000р
Замена масляного насоса (без снятия кпп) 10 000р
Замена датчика оборотов RPM (без снятия кпп) 10 000р
Адаптация коробки PowerShift DCT450. 2000р
Замена ТСМ 5000р
Ремонт механической части коробки (замена вилок, поршней, синхронизаторов) от 10 000р
Чистка гидроблока (мехатроника) 8000р
Ремонт демпфера сцепления от 7 000р

Цены на запчасти:

Масло для мокрого сцепления РКПП 6DCT450 Powershift (цена за литр) 1000р
Фильтр коробки передач 1300р
Сальник сцепления от 5 000р

В разделе «Советы мастера» вы можете ознакомится более подробно с новинками и узнать больше о роботизированных коробках передач Ford.

Падение давления в гидроблоке DQ200 (проблемный корпус гидроаккумулятора)

Одной из самых распространенных проблем DSG-7 с «сухим» сцеплением является поломка мехатроника (гидроблока), точнее, его алюминиевого корпуса.

Все дело в том, что переключением передач управляет гидравлика под большим давлением (от 42 до 60 Бар), которое «неслабо» нагружает трансмиссию.

Если КПП перегревается, на корпусе гидроаккумулятора появляются трещины, для поддержания нужного уровня давления электронасосу приходится постоянно включаться в работу, выдается ошибка P17BF.

Также признаком этой неисправности является появление подтеков масла из картера КПП, а если не обращать внимания на все неполадки, в дальнейшем корпус может совсем разрушиться, практически полностью упадет давление масла в мехатронике, и автомобиль будет обездвижен.

Наиболее частые решения такой проблемы – либо полная замена мехатроника на новый или контрактный узел, либо заварка корпуса гидроблока с помощью аргона.

Устройство и принцип работы сцепления автомобиля

Автомобиль состоит из множества сложных узлов и механизмов. Каждый элемент играет свою незаменимую роль. Если исключить сцепление из общей цепочки, автомобиль будет трогаться с места рывками, а двигатель подвергаться большим нагрузкам. Коробка передач в таких условиях эксплуатации прослужит не более трех дней.

  • Сцепление: общие сведения и назначение, функции
  • Устройство и составляющие сцепления
  • Принцип работы и механизм
  • Принцип работы приводов
  • Виды сцепления и классификация
  • Особенности сцепления АКПП
  • Характеристики керамического и металлокерамического сцепления

Сцепление: общие сведения и назначение, функции

Сцепление является неотъемлемой частью трансмиссии, а располагается между двигателем и КПП автомобиля, обеспечивая ступенчатое переключение передач, контроль крутящего момента и временное прерывание связи маховика и трансмиссии.

Принцип работы сцепления основывается на силе трения, а если точнее – скольжения. Состоит система сцепления из привода и непосредственного механизма.

При необходимости резкого торможения именно сцепление может уберечь узел от перегрузки.

Управление в автомобилях с механической коробкой передач происходит за счет педали сцепления. С ее помощью удается соединять и разрывать связь между двигателем и КПП. Если педаль отпустить резко, пружина стремительно вернет ее в исходную позицию.

Езда на транспортном средстве с механической коробкой передач при постоянно выжатом сцеплении спровоцирует перегрев и быстрый износ элементов. Езда с пробуксовкой допустима в экстремальных условиях, для поднятия оборотов.

В стандартном виде сцепление отсутствует в гидромеханических КПП и вариаторах. Хотя, в гидромеханических коробках используются фрикционные муфты для плавного переключения передач. Встретить классическую сборку возможно лишь на РКПП, где процессом переключения управляют сервоприводы (гидравлические или электронные). Очень часто в РКПП используются два сцепления для оптимизации процесса и устранения задержек переключения – когда одно сцепление работает, другое в состоянии ожидания для переключения следующей передачи.

Устройство и составляющие сцепления

Устройство сцепления условно можно разделить на две части: механизм и привод. В целом в конструкцию узла входит:

  1. Нажимной диск или корзина. Является основой для других конструктивных элементов сцепления. Имеет непосредственный контакт с выжимными пружинами, которые направлены к центру. Размер площадки пропорционален двум радиусам маховика ДВС. Прижимной участок отличается наличием шлифовки исключительно с одной стороны. Диск имеет плотное соединение с маховиком двигателя.
  2. Ведомый диск. Располагается в зазоре прижимного участка и маховика. Имеет непосредственный контакт с КПП при помощи шлицевой муфты и фрикционных накладок. Вокруг муфты конструктивно находятся демпферные пружины, которые принимают на себя всю вибрацию.
  3. Фрикционные накладки. Находятся в основании и изготавливаются из различных композитных материалов.
  4. Выжимной подшипник. Визуально делится на две части, одна из которых имеет круглую основу для воздействия на пружины корзины. Подшипник расположен на кожухе вала. Существует два типа подшипников: оттягивающего или нажимного принципа. Первый тип нашел свое применение в Peugeot. Иногда подшипник имеет несколько пружин-фиксаторов.
  5. Привод и педаль сцепления. В автоматических коробках сохранен только механизм.

устройство сцепления

Принцип работы и механизм

Вся работа сцепления построена на трении между дисками. Ведущий диск является частью ДВС, а ведомый диск – элемент трансмиссии. Когда водитель отпускает педаль, то пружины сжимают диски вместе. В итоге за счет фрикционных поверхностей, диски притираются и продолжают вращение с равной угловой скоростью. От силы лепестков пружин зависит показатель абразива диска.

Когда водитель выжимает сцепление, основа привода перемещают вилку, которая впоследствии оказывает влияние на подшипник. Последний перемещается до упора. Пружины в этот момент уже готовы прижать два диска, что значит, что вилка разорвала связь между трансмиссией и маховиком ДВС. Все трансмиссионные удары, когда водитель резко бросает педаль, когда ТС тронулось с места, поглощают и сглаживает отдельный тип пружин.

Принцип работы приводов

Привод напрямую влияет на исправность всего узла и необходим для дистанционного управления из салона. В общей системе выделяют три основных типа:

  • Механический привод сцепления. Является одним из самых распространенных. Усилие передается при помощи троса к вилке. Конструкция находится под покрытием кожуха, который находится перед педалью и вилкой.
  • Гидравлический. Предполагает наличие основного и рабочего цилиндра, которые связаны под большим давлением трубками. После того как водитель нажимает на педаль, активируется шток. Действующий в итоге поршень имеет стойкую манжету и передает давление жидкости к рабочему цилиндру. Последний имеет отдельный шток, который давит на вилку. Используемая в системе жидкость размещается в отдельном бачке.
  • Электрический привод. По принципу действия схожий с механическим приводом. Единственное отличие заключается в срабатывании мотора при давлении на педаль.

Нажатие на педаль сцепления позволяет напрямую оказывать воздействие на нажимной диск автомобиля.

Виды сцепления и классификация

Сегодня автомобилисты выделяют множество классификаций сцепления. Можно встретить однодисковые или многодисковые механизмы. Кроме того, сцепление бывает сухими и мокрым, на это влияет среда, в которой работает узел. Самое большое распространение имеет сухое однодисковое сцепление. Отдельную классификацию выделяют относительно типа рабочего привода и относительно принципа нажатия на корзину.

классификация видов сцепления авто

По характеру силы трения существует два вида: сухое и мокрое. Сухое – обеспечивается за счет функциональной работы передачи вращения между двумя шкивами. Мокрое сцепление работает за счет передачи энергии при помощи сжатия компонентов, находящихся в автомобильном масле.

Отдельно существует различие по количеству шкивов:

  • Однодисковые. Системы, которые характерны как для легкового транспорта, так и для грузового. Элемент применим для автомобилей, у которых крутящий момент попадает в диапазон 0,7–0,8 кНм.
  • Многодисковая система. Применима для тяжелых транспортных средств с высоким крутящим моментом. В конструкции предусмотрено наличие двух рабочих дисков, корзины и системы контроля синхронного нажатия.

одно- и двухдисковое сцепление

Если рассуждать относительно расположения пружин на дисках, то можно отметить, что встречаются два варианта: демпферные пружины помещены по периферии и наличие централизованной диафрагмы.

Особенности сцепления АКПП

Чаще всего автомобили с автоматической коробкой наделенны влажным многодисковым типом сцепления, хотя можно встретить варианты сухого сцепления. Управление выжимной силой, как и переключение передач, происходит за счет работы сервопривода. Актуаторы бывают гидравлические и электрические. Управление сервоприводами происходит при помощи ЭБУ или гидрораспределителя.

Больше всего негодований вызывает работа электрических сервоприводов во время переключения передач. Прежде чем, запустить в работу механизм сцепления, акутатор проводит анализ оборотов двигателя и только потом разъединяет ДВС от трансмиссии. Гидравлический сервопривод реагирует на давление, созданное распределителем и масляным насосом при достижении определенного показателя оборотов. После чего запускает в ход механизм сцепления.

Характеристики керамического и металлокерамического сцепления

В последнее время любители экстремальной быстрой езды открыли для себя керамическое и металлокерамическое сцепление. Керамика значительно выигрывает, если ее установить на мощный агрегат, который любит стартовать с пробуксовкой и сжигать резину. Металлокерамическое сцепление может выдерживать значительные нагрузки и является лучшим выбором гонщиков.

кевларовое сцепления

Диски производят с добавление углеродистого волокна, кевлара и керамики. Такой состав позволяет на 10–15% поднять передачу крутящего момента без увеличения прижимной силы, оказываемой на корзину. Живут такие диски, как правило, в четыре раза дольше обычных. Производят 3-х, 4-х, 6-и лепестковые модели, которые отлично справляются с температурными и механическими нагрузками. Некоторые водители жалуются на слишком резкое переключение передач при керамическом сцеплении, но определенного
мнения на этот счет среди автомобилистов пока нет.

Чтобы детально понимать принцип работы сцепления автомобиля теорию необходимо подкреплять практикой. Если такой возможности нет, увидеть наглядный пример можно на роликах в сети:

https://avtosotka.ru/obzory-i-novosti/chem-otlichaetsya-mokroe-sceplenie-ot-suhogo.html
https://pricurivatel.ru/ustrojstvo-i-princip-raboty-scepleniya-avtomobilya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *