Содержание
Ремонт и замена сцепления в автомобиле
Сцепление – один из основных элементов входящих в блок трансмиссии, именно благодаря ему осуществляется переключение скоростей в коробке передач. Сцепление выполняет функцию защиты авто от перегрузок и колебаний, поэтому следить за его состоянием и своевременно чинить – обязанность каждого порядочного водителя. Разберемся подробнее как все устроено.
В большинстве современных транспортных средств узел сцепления размещается между коробкой передач и ДВС. По конструкции сам по себе это довольно сложный механизм, состоящий из:
- Маховика. Весь крутящий момент мотора осуществляется за его счет. Деталь вместе с корзиной (кожуха) считается одной из самых стойких к нагрузкам в авто.
- Ведомого и нажимного дисков сцепления. Они не могут функционировать друг без друга. Нажимной либо соприкасается с ведомым, либо опускается ниже его. Это зависит от того, в каком положении находится педаль, расположенная в салоне авто.
- Вилки выключения. При нажатии соответствующей педали она способствует тому, чтобы диски сцепления разжались.
- Первичного вала КПП. Это деталь, принимающая крутящий момент через сцепление авто от ДВС.
Детали узла сцепления
- Принцип работы сцепления
- Как узнать, что пора делать ремонт
- Какие инструменты использовать при самостоятельной замене
Принцип работы сцепления
Ведущий диск (маховик) передает вращение на ведомый посредством силы трения. Тот прижат нажимным диском и постоянно взаимодействует с мощными пружинами. При нажатии педали привод сцепления отодвигает нажимной диск, следствием чего является отсоединение от маховика.
Все это нужно для того, чтобы при каждой остановке автомобиля не приходилось глушить мотор. Сцепление активирует «нейтралку», а при новом нажатии на газ совмещает вращающийся двигатель с неподвижной КПП. Это должно происходить достаточно плавно, чтобы ТС мягко тронулось с места, способствует этому аккуратность и опытность водителя.
Сцепление не любит плохого обращения, трогаться нужно плавно
Срок службы узла сцепления зависит от многих факторов: качества производства, опыта автомобилиста, техники его вождения. Чаще всего осуществляют замену этого механизма после того, как километраж составит 80-90 000 км.
Как узнать, что пора делать ремонт
Когда речь идет о неисправности узла сцепления, имеют ввиду ведомый диск (а также маховик и корзину). Он имеет свойство изнашиваться значительно быстрее остальных элементов. Прежде чем приступать к ремонту или обращаться за помощью к специалистам СТО, следует обратить внимание на такой момент:
Неравномерно расположенные лепестки сцепления, признак грядущего выхода сцепления из строя. В данных условиях между деталями сцепления ухудшается связь. Это приводит к перегреву и деформации деталей сцепления и окончательному выходу из строя данного узла.
Изношенное сцепление
Какие инструменты использовать при самостоятельной замене
В зависимости от марки машины и технической подготовки водителя избираются инструменты для самостоятельной замены узла сцепления. К ним можно отнести:
- Карданный ключ;
- Накидные ключи №17, 19, 13, 10, 15;
- Направляющие для центровки диска сцепления;
- Стопор маховика;
- Торцевая головка на 8 или 13 для откручивания корзины.
Набор инструментов автомеханика
После подготовки рабочего места и инструментария алгоритм действий таков:
- Осуществить стопор ТС с помощью клиньев.
- Кардан и рабочий цилиндр освободить от КПП.
- С помощью накидного ключа выкрутить крепежные гайки, которые фиксируют съемную подушку КПП, затем убрать коробку от движка.
- Когда маховик будет отведен, следует открутить болты на корзине, поворачивая коленчатый вал.
- Образуется паз, через который следует снять диск. Чтобы извлечь саму корзину, нужно будет сдвинуть ее в направлении двигателя. После этого демонтируется вилка и выжимной подшипник.
- Меняются все изношенные детали на новые.
Самостоятельная замена сцепления – процесс непростой и достаточно трудоемкий. Если за него берется непрофессионал, потребуется потратить не только время и силы, но и в случае неверной установки – значительные деньги на новую сборку элемента в правильном порядке. Механики в СТО устанавливают новое сцепление примерно за 5 часов, стоимость услуги – в среднем 3500 – 4000 руб. в зависимости от города и конкретного автосервиса. Рекомендуем своевременно отслеживать износ любых деталей автомобиля, в частности сцепления, чтобы избежать в дальнейшем больших проблем и затрат, а главное соответствовать безопасноти на дорогах общего пользования.
Как самостоятельно заменить сцепление
Замена сцепления на разных видах автомобилей имеет заметные отличия. На переднеприводных транспортных средствах подобные ремонтные работы выполняются несколько сложнее, нежели на автомобилях с задним приводом. Есть определенные отличия и в замене отдельных элементов и полностью сбора.
Замена в сборе
Замену сцепления рекомендуется осуществлять в сборе. Установка на прежнее место старых деталей является нецелесообразной, потому что возрастает риск через некоторое время снова собирать и разбирать сцепление для замены механизмов, пришедших в негодность.
Необходимость замены компонента трансмиссии ТС
Нажатие педали сцепления позволяет задействовать выжимной подшипник, воздействующий на корзинный пружинный механизм, благодаря чему крутящий момент не передаётся на коробку передач. Отпускание педали вызывает обратную последовательность действий.
Замена сцепления осуществляется в следующих случаях:
- выжимной подшипник шумит в процессе выжима педали сцепления;
- транспортное средство двигается при нахождении педали выжима сцепления в положении «верх»;
- движение «под горку» при резком нажиме газа сопровождается большими оборотами без разгона транспортного средства;
- заклинивает педаль сцепления;
- отсутствие движения автомобиля при отпущенной педали сцепления.
К возможным неисправностям относится выход выжимного подшипника и маховика сцепления из строя, поломка вилки включения и диска сцепления. А также износ корзины сцепления и лепестков в ней, ослабление пружинного механизма в корзине сцепления.
Инструкция по замене
Самостоятельная замена сцепления требует применения подъёмных механизмов. Такие ремонтные работы чаще всего выполняются в профессиональных мастерских.
- установка передка транспортного средства на треноги;
- демонтаж передних колёс и троса фиксации с кронштейна;
- отсоединение троса спидометра от коробки передач;
- откручивание болтов с шаровых опор с поворотными кулаками;
- ослабление заднего продольного крепления с левого рычага;
- отсоединение болтов, фиксирующих левый кронштейн растяжки;
- разворот рычага на 90 о ;
- снятие массы на коробке передач;
- отворот нижнего кожуха, защищающего маховик;
- отворот левой опоры двигателя;
- откручивание задней опоры двигателя и хомута привода;
- снятие привода переключения передач;
- откручивание фиксатора от двигателя коробки передач;
- снятие коробки передач с двигателя без отсоединения проводов;
- отворачивание сцепления;
- замена выжимного подшипника и ведомого диска сцепления оправкой.
Сборка механизма осуществляется в обратном порядке. Полный комплект сцепления представлен диском, корзиной сцепления и выжимным подшипником. Цена сцепления «в сборе» примерно на четверть дешевле приобретения всех элементов такого механизма по отдельности.
Замена цилиндра
Рабочий цилиндр сцепления расположен рядом с КПП и зафиксирован двумя болтами на картере коробки. Пришедший в негодность цилиндр вызывает вытекание тормозной жидкости, что сопровождается лёгкостью нажима педали без включения сцепления.
Инструкция по замене главного цилиндра
Главный цилиндр является узлом гидравлического привода, осуществляющим включение и выключение сцепления трансмиссии. Механизм преобразует усилие ножного нажима в давление рабочей жидкости внутри контура привода.
- откачивание тормозной жидкости из бака гидропривода при помощи резиновой груши;
- отсоединение резинового ремня, зафиксированного на расширительном бачке и автомобильном кузове;
- снятие расширительного бачка;
- отворачивание гайки, фиксирующей трубопровод на цилиндре и отведение его в сторону;
- ослабление хомута, удерживающего шланг на главном цилиндре при помощи отвёртки;
- снятие хомута с цилиндра;
- отворот пары гаек, фиксирующих цилиндр, при помощи удлинителя с накидной головкой;
- снятие цилиндра и удаление из него оставшейся тормозной жидкости.
Устанавливать новый главный цилиндр сцепления необходимо в обратном порядке. После установки обязательно осуществляется прокачка гидропривода.
Инструкция по замене рабочего цилиндра
Рабочий цилиндр является одной из составляющих гидропривода. При нажиме на педаль происходит срабатывание поршня главного цилиндра и нагнетание тормозной жидкости внутрь рабочего цилиндра.
- ослабление гайки, фиксирующей шланг на цилиндре, при помощи ключа;
- пассатижами оттягивается и снимается пружина с рабочего цилиндра;
- разгибается пассатижами и извлекается шплинт из отверстия на кончике толкателя рабочего цилиндра;
- посредством ключа выворачивается пара болтов, фиксирующих цилиндр на картере сцепления КП;
- отсоединение скобы фиксации оттяжной пружины от рабочего цилиндра;
- снятие толкателя рабочего цилиндра;
- отворот гайки, фиксирующей шланг на цилиндре;
- снятие рабочего цилиндра.
Установку нового рабочего цилиндра сцепления необходимо выполнить в обратном разборке порядке. После установки обязательно производится прокачка сцепления.
Замена диска сцепления
Неисправности ведомого диска сопровождаются пробуксовкой сцепления и проявляются наличием характерного запаха гари в процессе увеличения оборотов, медленным разгоном. А также повышенными вибрациями и увеличением свободного хода педали сцепления.
Материалы, инструменты, ход замены
Работы осуществляются при наличии смотровой ямы или эстакады, которую можно при необходимости заменить лебёдкой или домкратом для подъёма передней части автомобиля. Также потребуется приготовить новый диск сцепления, набор гаечных ключей и фонарик. При наличии гидравлического привода сцепления следует приобрести тормозную жидкость.
- в зависимости от конструкционных особенностей транспортного средства снимается стартер, резонатор, карданный вал и выпускной коллектор;
- демонтируется коробка передач для облегчения доступа к корзине сцепления;
- снимается крышка корзины и заменяется диск.
Рекомендуется выполнить также проверку состояния выжимного подшипника и его замену при необходимости. Диск устанавливается с центрированием и хорошим затягиванием болтов корзины, что предотвратит образование вибрации при работе транспортного средства. После сборки проверяется уровень тормозной жидкости внутри системы.
Замена троса
Механизм, представленный тросом привода, обеспечивает сцепление транспортного средства с дорожным покрытием. Чаще всего тросом привода сцепления снабжаются автомобили, имеющие механическую коробку передач.
Признаки и причины неисправности
Выход из строя тросика сцепления существенно затрудняет управление автомобилем. В этом случае может наблюдаться проваливание педали сцепления, отсутствие корректного включения передач в условиях включённого мотора, заметное увеличение свободного хода педали.
Обрыв тросика чаще всего отмечается при эксплуатации автомобиля в плохих условиях, но подобная ситуация может происходить и на транспортном средстве с небольшим пробегом. Также износу механизма способствует неправильный стиль вождения с резким стартом на слишком высоких оборотах или с пробуксовкой.
Инструкция по замене
Тросик – механизм, включающий в себя оболочку, крепёжные кронштейны, нижний и верхний наконечники, защитный чехол и регулировочную гайку, упорную пластину и уплотнитель. Он подлежит замене, если при осмотре механизма выявлены дефекты, представленные обрывом части проволоки или самого троса, а также повреждениями пластиковой оплётки. Для замены нужно подготовить смазку, набор гаечных ключей и отвёрток, новый тросик.
- демонтаж стеклоочистителей;
- ослабление контргайки;
- ослабление регулировочной гайки сцепления;
- извлечение на вилке-выключателе сцепления поводка тросика;
- удаление чехла нижнего наконечника оболочки и откручивание крепёжной гайки наконечника;
- извлечение открученного наконечника;
- откручивание пары болтов и демонтаж кронштейна;
- откручивание болта на защитном чехле и демонтаж держателя;
- фиксация наконечника тросика на педали сцепления и извлечение стопорной скобы;
- откручивание болта на держателе тросика и извлечение тросика;
- замена втулки и установка предварительно смазанного нового троса.
Кромка в уплотнителе троса проталкивается к отсеку двигателя и заправляется в отверстие, расположенное на щите автомобильного передка. После установки регулируется педаль сцепления.
Как заменить вилку
Приводная вилка сцепления является своего рода рычагом, обеспечивающим отведение нажимного диска и выключение сцепления. В коробках передач гидравлического привода такой механизм, состоящий из пары лапок, металлического стержня и рычага, встречается достаточно редко.
Инструкция по замене
Наряду с другими автомобильными механизмами, вилка сцепления может выходить из строя при износе или в результате растрескивания. Этапы замены:
- снятие возвратной пружины;
- отгиб цилиндра и извлечение оси вилки;
- удаление специального защитного покрытия;
- извлечение вилки.
На заключительном этапе замены устанавливается новый механизм. С этой целью конец пружины вставляется в люк и плавно продвигается в конец мимо подшипниковой муфты и пружин до специального углубления с лепестками.
Заключение
Объём и принцип выполнения ремонтных работ напрямую зависит от типа сцепления. Самым распространённым и простым является фрикционный механизм, функционирующий за счёт силы трения. Гидравлическая трансмиссия и электромагнитный вариант сцепления – более сложны в ремонте, а замену комбинированного механизма сцепления и вовсе целесообразно доверить профессионалам.
https://autopeople.ru/article/repair/6838725.html