Содержание
Ремонт системы питания бензиновых двигателей, выполняемые в топливном отделении
1. Очистка и мойка деталей
Поступившие в ремонт карбюраторы подвергаются предварительной мойке. При разборке карбюратора снимаемые детали следует укладывать в специальные сортовики (металлические поддоны с ячейками и сетчатым или имеющим отверстия днищем) для сохранности мелких деталей — пружин, клапанов, винтов и т.д.
Все детали промывают керосином и тщательно очищают от грязи, используя волосяную щетку или специальную ультразвуковую установку. Жиклеры, детали привода ускорительного насоса и привода экономайзера для удаления смолистых отложений промывают ацетоном или скипидаром. Резиновые и прорезиненные детали перед промывкой ацетоном или растворителем на его основе должны быть сняты с карбюратора для предохранения от разбухания.
После промывки и сушки все каналы, жиклеры и распылители продувают сжатым воздухом. Для очистки жиклеров и распылителей не допускается применение стальной проволоки и ветоши. После промывки и обдувки сжатым воздухом детали карбюратора осматривают, измеряют и проверяют.
2. Топливные баки
Топливные баки, поступившие в ремонт, могут иметь вмятины, разрывы, трещины в стенках или в местах крепления заливной горловины и штуцеров, нарушения крепления перегородок к стенкам.
Перед ремонтом бак очищают и моют снаружи, удаляя грязь и ржавчину; внутреннюю полость промывают моющими растворами и горячей водой. После этого проверяют герметичность бака. Для этого закрывают все отверстия заглушками, а к штуцеру сливного крана или пробки подсоединяют шланг и погружают бак в ванну с водой. При избыточном давлении в баке (до 0,05 МПа) наблюдают за выделением пузырьков воздуха, указывающих места трещин или нарушений герметичности.
Незначительные трещины в стенках баков обезжиривают, флюсуют 25%-ным раствором хлористого цинка и запаивают оловянисто-свинцовым (ПОС-40) или серебряным (ПСр-45) припоем. Большие трещины и пробоины ремонтируют наложением заплат, засверлив концы трещины, чтобы предотвратить ее дальнейшее распространение. Заплаты закрепляют на поврежденных местах пайкой или газовой сваркой.
Большие вмятины на стенках баков устраняют следующим образом: против вмятины на противоположной стороне бака вырезают окно, обеспечивающее возможность работы молотком и оправкой внутри бака; после правки поврежденной стенки вырезанное окно заделывают. Вмятины можно устранять также путем подачи сжатого воздуха в бак. Герметичность отремонтированных баков проверяют.
3. Топливопроводы
Топливопроводы низкого давления изготовляют из медных или латунных трубок или из стальных трубок с антикоррозионным покрытием; трубопроводы высокого давления — из толстостенных стальных трубок.
Основные дефекты трубопроводов: вмятины, трещины, переломы, повреждения развальцованных концов трубок в месте нахождения ниппеля.
Перед ремонтом трубопроводы промывают горячим раствором каустической соды и продувают воздухом.
Герметичность трубопроводов проверяют опрессовкой в ванне с водой. Для этого один конец трубопровода заглушают пробкой, а через другой подают сжатый воздух. По наличию пузырьков, выходящих из разрушенной поверхности трубки, определяют поврежденное место.
Вмятины на трубопроводах устраняют правкой (прогонкой шарика).
При наличии трещин или переломов, а также перетирания трубок дефектные места вырезают, затем топливопроводы низкого давления соединяют при помощи соединительных трубок, а высокого давления — сваркой встык. Концы медной соединительной трубки зачищают и профлюсовывают водным раствором хлористого цинка. Затем трубку надевают на концы поврежденного трубопровода и припаивают легкоплавким припоем, после чего проверяют на герметичность.
Поврежденные развальцованные концы трубопроводов отрезают и вновь развальцовывают. Перед развальцовкой концы трубопроводов отжигают, для чего их сначала нагревают, а затем быстро помещают в воду. Если при этом длина трубопровода уменьшилась, вставляют дополнительный кусок трубки.
После ремонта трубопроводы проверяют на герметичность, а трубопроводы высокого давления — и на пропускную способность. Отклонение величин пропускной способности трубопроводов, устанавливаемых на один двигатель, не должно превышать 10 %.
4. Топливные насосы
Топливные насосы ремонтируют в случае снижения подачи, давления или отсутствия разрежения у всасывающего патрубка. Насос разбирают и все детали промывают в керосине или бензине, после чего осматривают для выявления трещин и обломов корпусов, негерметичности всасывающего и нагнетательного клапанов, проворачивания в посадочных местах или осевого смещения патрубков верхнего корпуса, разрывов, отслоений и затвердений мембраны насоса, вытянутости краев отверстия под тягу мембраны. При проверке рычаг ручного привода и пружина рычага должны быть работоспособными. Фильтр насоса должен быть чистым, без разрывов сетки, уплотнительная кромка по всему периметру не должна иметь неровностей.
Упругость пружины мембраны проверяют под нагрузкой. Пружины и мембраны, не удовлетворяющие техническим требованиям, заменяют.
Корпус топливного насоса, изготовленный из цинкового сплава, может иметь такие повреждения, как износ отверстий под ось рычага привода, срывы резьбы под винты крепления крышки, коробление плоскостей разъема крышки и корпуса. Изношенные отверстия под ось рычага привода развертывают до большего диаметра с установкой втулки. Сорванную резьбу в отверстиях восстанавливают, нарезая резьбу большего размера. Коробление плоскости прилегания крышки устраняют притиранием на плите шлифовальной шкуркой или пастой.
У рычага привода мембраны насоса изнашивается отверстие, в которое устанавливается опорный палец, и рабочая поверхность, соприкасающаяся с эксцентриком. Изношенное отверстие развертывают до большего диаметра, а рабочую поверхность наплавляют и подвергают механической обработке по шаблону.
Изношенные текстолитовые пластинчатые клапаны насоса ремонтируют торцеванием их поверхности при шлифовании на притирочной плите. При ремонте клапанов проверяют упругость их пружин. После ремонта и сборки насос должен быть подвергнут испытанию на приборе модели 577Б.
5. Карбюраторы
Их ремонтируют в том случае, если при контрольной проверке на безмоторной установке обнаружено значительное отклонение качества приготавливаемой горючей смеси, которое нельзя устранить регулировкой. Основанием для ремонта карбюратора может служить также износ запорного игольчатого клапана, нарушение гepметичности поплавка, увеличение отверстий жиклеров, нарушение плоскостности привалочных поверхностей.
Ремонту подлежат корпусные детали карбюраторов, привалочные поверхности которых имеют неплоскостность более 15 мм. В случае неплоскостности привалочных поверхностей, превышающей указанное значение, из корпуса карбюратора извлекают переходные втулки и по пятну контакта определяют места наибольших отклонений привалочной поверхности А корпуса от общей прилегающей плоскости (рис. 1). Для этого корпус карбюратора устанавливают обрабатываемой поверхностью на шлифовальную ленту 2 зернистостью не более № 20, натянутую на стальную или чугунную плиту 3. Выполняют корпусом 2–3 круговых движения, снимают корпус и по пятну контакта определяют места наибольшей деформации. При пятне контакта менее 30 % поверхность доводят рихтовкой с последующим шлифованием, при пятне контакта менее 30 % поверхность только шлифуют.
Рис. 1. Шлифование корпуса карбюратора: 1 — корпус карбюратора; 2 — шлифовальная лента; 3 — плита; А — поверхность прилегания крышки; В — поверхность прилегания крышки насосаускорителя; С — поверхность прилегания корпуса дроссельных заслонок
Рихтовка производится нанесением ударов через латунный стержень в местах, указанных на рис. 2, по обрабатываемой поверхности корпуса карбюратора, установленного на металлической плите. После рихтовки снова определяется пятно контакта. Если оно превышает 30 %, следует выполнить шлифование обрабатываемой поверхности.
Засоренные жиклеры карбюратора продувают сжатым воздухом. Если продувка производится при снятых жиклерах, их желательно на некоторое время положить в ацетон или растворитель № 645–652 (для размягчения образовавшихся смолистых отложений). В отдельных случаях, когда продувка сжатым воздухом не дает результатов, жиклеры прочищают остро заточенными деревянными палочками и промывают. Для очистки отверстий малого диаметра в жиклерах допускается использовать мягкую медную проволоку соответствующего сечения.
При монтаже жиклеров нужно обращать особое внимание на усилие затяжки, так как даже незначительная перезатяжка приводит к изменению их формы, а значит, и пропускной способности (обычно она уменьшается).
При обнаружении в поплавке трещин и попадании в него бензина в первую очередь удаляют бензин, проколов стенку, противоположную поврежденной, и продув поплавок сжатым воздухом. После этого прокол и трещину в стенке запаивают.
Рис. 2. Рихтовка фланца корпуса карбюратора
Для устранения вмятин на поплавке его распаивают, выправляют поврежденное место и вновь запаивают. После охлаждения запаянного поплавка для устранения разрежения прокалывают маленькое отверстие и вновь запаивают его, по возможности не прогревая сильно стенку. После пайки проверяют массу поплавка и доводят до нормы отпиливанием припоя. Латунный поплавок ремонтируют пайкой минимальным количеством олова, чтобы чрезмерно не увеличивать его массу.
При невозможности пайки поврежденный участок можно заклеить эпоксидным клеем. В ремонтной практике наиболее широко используют эпоксидный клей, составляющими которого являются эпоксидная смола ЭД-16 или ЭД-201, отвердитель (полиэтиленполиамин), а также пластификатор. Механическая прочность соединения повышается при введении в состав клея наполнителя — порошка алюминия.
Основной причиной неисправности запорного клапана является:
- его негерметичность, возникающая в результате износа запорной поверхности иглы и образования кольцевого углубления в конусе;
- разрушение, потери эластичности или выпадения уплотнительной шайбы (в тех клапанах, где она установлена);
- попадание частиц грязи под иглу.
Сильно изношенную иглу следует заменить вместе с седлом. При отсутствии новых деталей работоспособность иглы можно восстановить притиркой, в ряде случаев даже без абразивной пасты, с одним маслом или «всухую». Перед притиркой целесообразно шлифовальной шкуркой снять острые выступы на границах изношенного участка конической поверхности иглы. После осторожной обработки седла клапана коническим зенкером игла садится на седло неизношенной поверхностью и может удовлетворительно работать еще в течение достаточно продолжительного времени. Выбирая зенкер, следует учитывать, что угол при вершине его конуса должен или точно соответствовать углу конуса неизношенной иглы, или, в крайнем случае, быть меньше на 2…3°. Обработка седла зенкером с большим углом при вершине может привести к значительно более глубокой посадке иглы в седло и нарушению работы поплавкового механизма.
Ремонт запорных клапанов с эластичной шайбой заключается в замене поврежденной шайбы на новую. После ремонта и разборки запорного клапана необходимо повторно отрегулировать уровень топлива. Посторонние частицы, попавшие под иглу запорного клапана, удаляют после его разборки и промывки всех топливоподводящих каналов.
Изношенные отверстия под ось воздушной и дроссельной заслонок рассверливают и запрессовывают в них бронзовые втулки, которые затем развертывают. Дроссельная и воздушная заслонки после ремонта должны легко проворачиваться.
К основному оборудованию для ремонта карбюраторов можно отнести: безмоторно-вакуумную установку; стенд для проверки жиклеров; прибор для проверки топливных насосов; прибор для проверки герметичности топливного клапана, уровня топлива в поплавковой камере, производительности ускорительного насоса; ванны с моечной установкой для мойки деталей; сверлильный и наждачные станки.
Ремонт системы питания с впрыском топлива предусматривает замену ее составляющих на новые.
Очистка топливной системы – лучшие средства и способы удаления загрязнений
В ходе эксплуатации автомобиля его топливная система может подвергнуться сильному загрязнению, из-за чего возможно увеличение расхода топлива и нестабильная работа мотора. Если в работе топливной системы появляются проблемы, их необходимо максимально быстро диагностировать и устранить, чтобы они не привели к еще более существенным поломкам. Сегодня мы расскажем о правилах очистки топливной системы при сильных загрязнениях.
1 Причины засорения топливной магистрали
Прежде чем выбирать очиститель топливной системы и заниматься очисткой, необходимо разобраться в распространенных причинах загрязнения. Зная их, вы сможете правильнее эксплуатировать автомобиль, уменьшить интервалы между обязательной очисткой и в целом повысить сроки эксплуатации важных узлов транспортного средства.
Похожие статьи
Достаточно часто топливная система засоряется из-за обычной воды, которая может попасть внутрь машины во время езды под дождем и при высокой влажности воздуха. Однако наиболее сильное негативное воздействие на эту систему оказывает плохой, разбавленный бензин. При росте температуры в топливной системе из воды образуется конденсат, стекающий по стенкам бака. Так как вода имеет больший вес, чем автомобильное топливо, она оседает на дне, и когда ее накапливается достаточно много, она попадает в бензопровод. Все это запускает коррозийный процесс в топливной системе.
Ржавчина не может пройти через топливный фильтр и остается в бензопроводе, а вот воду фильтр не останавливает. Плохой бензин с водой проходит через фильтры, и вместе они могут образовать смолисто-лаковые отложения на других элементах системы. Под воздействием высокой температуры отложения твердеют и превращаются в наросты, которые мешают нормальной работе форсунок, станков бензопровода и клапанов.
Количество налета в бензопроводе со временем будет только расти, в результате чего будет уменьшаться его диаметр, что в свою очередь приведет к плохому движению топливной смеси. Не меньше проблем налет создает и на клапанах, которые со временем просто перестают нормально двигаться. Все это негативно сказывается на работоспособности мотора, мощность двигателя снижается, и исправить все это можно только полноценной промывкой топливной системы.
Повысить продолжительность эксплуатации машины без постоянных промывок можно, заправляясь только на качественных, проверенных АЗС.
2 Сольвентная технология промывки систем автомобиля
Существует два способа очистки топливной системы. Первый и самый простой предполагает простую заливку в бак автомобиля жидкости для промывки, а второй выполняется с использованием специального оборудования. Второй метод принято считать более надежным, называется он очисткой по сольвентной технологии.
Чтобы очистить топливную систему по этой технологии, как уже говорилось, вам понадобится специальное оборудование. Лучше всего зарекомендовал себя набор JetClean-Gerat plus. Он представляет собой нержавеющий бак емкостью 7 литров с ручным пневмонасосом, клапаном Шредера, манометром и клапаном для сброса давления. Такое оборудование можно использовать для очистки бензиновых и дизельных двигателей. Входящий в состав набора бак способен выдерживать давление до 7 атмосфер, не требует подключения к электрической сети и может быть подключен к топливной системе практически любого современного автомобиля. Устройство имеет два шланга: нижний – подающий, верхний – «обратка» (используется для очистки дизельных двигателей). JetClean-Gerat plus производится компанией Liqui Moly GmbH, которая предлагает пользователям и необходимые для очистки химические средства.
Данная технология очистки подразумевает включение двигателя на определенный отрезок времени, в течение которого он будет работать только на чистящей жидкости. Для промывки принято использовать составы, которые включают в себя защитные и моющие присадки, а также катализаторы. Для бензиновых и дизельных двигателей необходимо использовать разные жидкости.
Сольвентная промывка оказывает комплексное воздействие на всю топливную систему. Она дает возможность удалить нагар и шлак с рамы, форсунок и клапанов, очистить внутреннюю поверхность камеры сгорания и все топливные магистрали автомобиля.
Однако чистка даст положительный эффект только в том случае, если она будет выполнена грамотно. Поэтому предварительно необходимо изучить конструкцию своего автомобиля и определить подходящую схему подключения оборудования к топливной системе. Для большинства современных бензиновых двигателей требуется подключение только одного шланга, а для некоторых устаревших инжекторных моторов и дизелей подключать нужно два контура.
Далее следует определить место подключения к топливной магистрали. Обычно это вход топливной рампы. Но в некоторых моделях это неудобно, и в таком случае подключают в месте вывода топлива из бензобака. Затем нужно ослабить пробку бензобака, чтобы сбросить давление. Теперь к магистрали подключаем шланг купленной системы и при необходимости подсоединяем обратную магистраль (обязательно для дизельных двигателей).
Затем выключаем бензонасос автомобиля. Для этого достаточно удалить предохранитель. Далее можно начинать очистку топливной системы вашего бензинового двигателя. Для двигателей объемом менее 2000 см³ достаточно 1 литра очистителя, для моторов объемом до 5000 см³ понадобится не менее 2 литров очистительного средства. С помощью ручного насоса доводим давление внутри системы до нужного уровня (используйте мануал своего автомобиля), затем заводим двигатель и постепенно уменьшаем давление до тех пор, пока в работе устройства не начнутся перебои, а затем снова поднимаем давление до такого уровня, чтобы мотор стабильно работал на холостом ходу. В результате таких манипуляций мы увеличим время открытия форсунок.
Оставьте двигатель работать на холостом ходу около 15–20 минут, а затем заглушите мотор. Дайте машине отдохнуть 10 минут, чтобы старые загрязнения и нагар успели размякнуть. Теперь повторно запустите двигатель, доведя уровень давления до номинального (до 2–3 атмосфер). Оставьте двигатель работающим на холостых оборотах еще на 15 минут, периодически поднимая уровень оборотов до 3000. Желательно поднимать обороты хотя бы 3–4 раза в минуту.
На этом промывка системы завершается. Остается только перекрыть подачу в топливную систему очистительного средства. После этого двигатель проработает еще некоторое время на остаточном давлении, а затем заглохнет. После остывания мотора нужно отключить переходники и можно восстанавливать нормальную подачу топлива. В конце обязательно проверьте герметичность всех соединений бензопровода.
Для повышения качества очистки, выполняемой своими руками, рекомендуется добавить в бак финишную промывку. За счет этого вы удалите из системы остатки всех старых отложений.
3 Средства для ручной промывки топливной системы
Если предыдущий метод вам кажется слишком сложным, можно промыть топливную систему с помощью специализированных очистительных препаратов, которые заливаются непосредственно в бак с топливом. В большинстве случаев этого бывает достаточно. Для очистки часто используют популярный американский очиститель марки Hi-Gear. Он имеет полностью синтетический состав и устраняет большинство проблем с топливной системой, спровоцированных низкокачественным бензином. Это универсальное средство подходит для автомобилей с инжекторными и карбюраторными двигателями.
Hi-Gear способен полностью восстановить стабильность оборотов двигателя на холостом ходу, а также устранит детонацию, повысит мощность двигателя и снизит расход топлива до нормальных величин. Одной бутылки препарата хватает на 80 литров бензина, заливать средство лучше всего через каждые 4,5–5 тысяч пройденных километров. Если вы не уверены в качестве топлива, то лучше добавлять очиститель в бак при каждой 3–4 заправке.
Немецкая компания Liqui Moly тоже предлагает клиентам хорошее очистительное средство, которое можно заливать в бак автомобиля. Этот препарат отлично подходит для очистки форсунок впрыска, быстро устраняет скопившиеся отложения и нагар, а также снижает расход топлива. В составе Liqui Moly присутствуют уникальные присадки, которые действуют при высоких температурах.
Средство Liqui Moly производят по самым современным технологиям, поэтому оно эффективно решает многие проблемы современных двигателей и не оказывает негативного воздействия на узлы топливной системы. Одной бутылки препарата хватает на 70 литров бензина. Рекомендуется использовать Liqui Moly при каждом техническом осмотре транспортного средства. Если вы используете низкокачественный бензин, то препарат добавляют в бак по необходимости.
Бороться с загрязнениями можно и с помощью отечественного препарата Супротек. Он подходит для использования на всех легковых автомобилях и малых грузовиках. Препарат оказывает комплексное воздействие, позволяет качественно очистить бак и растворяет любые, даже старые загрязнения. Супротек эффективно очищает все дозирующие элементы, камеру сгорания, а также удаляет из топливной системы воду. Одной бутылки хватает на 70 литров бензина. Использовать Супротек рекомендуется периодически, чтобы не допустить сильных проблем с двигателем.
Еще одним качественным очистителем является немецкое средство Autoprofi Line. Он хорошо очищает топливную систему от нагара, отложений и налета, выводит ржавчину и воду. Помимо очистки грязи препарат эффективно смазывает и защищает важные узлы системы от повторного загрязнения. Благодаря этому качеству средство рекомендуется использовать не реже 1 раза за каждые полгода эксплуатации автомобиля. Один баллон препарата рассчитан на 60 литров топлива. Подходит для использования на всех бензиновых двигателях.
Для защиты важных узлов автомобиля необходимо постоянно следить за состоянием топливной системы. Специалисты рекомендуют проводить проверку не реже 1 раза в год, чтобы при загрязнении сразу сделать прочистку узлов авто. Только в этом случае на деталях системы не будет скапливаться вода, и не будут происходить коррозийные процессы.
https://extxe.com/16871/remont-sistemy-pitanija-benzinovyh-dvigatelej-vypolnjaemye-v-toplivnom-otdelenii/
https://tuningkod.ru/chistka-i-uxod-za-avto/myte-dvigatelya/ochistitel-toplivnoj-sistemy.html