Рихтовка алюминиевых деталей кузова автомобиля

Как рихтовать автомобиль – технология применения основных способов для ремонта кузова в гаражных условиях. Рихтовка автомобиля – технология применения основных способов для ремонта кузова в гаражных у

За состоянием транспортной линии следует чутко следить, обеспечивая стабильную надежность основания и высокую степень безопасности движения. Также нужно проводить ремонтные работы, и одну из них мы рассмотрим прямо сейчас. Предлагаем уделить подробное внимание тому, что такое рихтовка пути, с использованием инструментов она производится, кто руководит этим процессом и какие операции осуществляются.

Сразу отметим, что данная мера не является неотложной, так как не требует устранения острых дефектов. Она планово-предупредительная, может быть реализована не сразу при обнаружении проблемы, а в одно из ближайших «технологических окон», то есть в то время, когда в плотном графике перемещения поездов по колее возникнет достаточно продолжительная пауза. Ее воплощение в жизнь сравнительно трудоемкое и обладает рядом особенностей, которые мы подробно опишем ниже.

Начнем с определения: итак, согласно многим источникам, в том числе и Википедии, рихтовка пути – это комплексная работа по перемещению по подушке (балластному слою) сразу всей рельсошпальной решетки. Выполнять ее необходимо либо в случаях, когда нарушено направление размещения колеи, либо в ситуациях с изменением плавности кривизны. Температура опорных элементов при этом должна быть такой же, как при их закреплении, или хотя бы сходной – чтобы избежать возникновения лишних напряжений и предотвратить выброс, то есть существенную потерю устойчивости при резком снижении сопротивления боковому смещению.

Часто задача сводится к сглаживанию мелких неровностей за счет сил сжатия и растяжения, но при несовпадении осей на участке значительной протяженности воплощается в жизнь по точному методу, с обязательным измерением хорд и стрел прогиба.

Что такое кузовной ремонт автомобиля и когда его проводят?

Ремонт кузова авто – это технологические манипуляции, направленные на полное восстановление внешнего вида, лакокрасочного покрытия, геометрических показателей кузова и устранение любых, даже самых незначительных дефектов: сколов, микротрещин и царапин.

Кузовной ремонт может понадобиться в следующих ситуациях:

  • образование коррозии, как на внешней, так и внутренней поверхности из-за естественных процессов;
  • изменение целостности кузова в результате аварий и столкновений;
  • нарушение систем и механизмов внутри кузова вследствие низкого качества дорожного покрытия и неумелого вождения;
  • наличие дефектов кузова, возникших в результате природных явлений;
  • химические и механические повреждения при неправильном применении реактивов.

В таких случаях автовладельцу стоит обратиться в автосервис, так как ремонт должен осуществлять только опытный мастер, в противном случае есть большая вероятность получения более сильного и непоправимого повреждения кузова.

Введение

Ремонт отечественных и зарубежных автомобилей – прибыльный вид деятельности. С каждым днем растет количество автомобилей и предприятий, которые занимаются их ремонтом. И если ремонт агрегатов и систем, техническое обслуживание автомобиля многие автолюбители производят самостоятельно, то кузовным ремонтом под силу заняться далеко не каждому. Кроме специфического оборудования, позволяющего восстановить первоначальную форму деталей и цвет автомобиля, требуется опыт работы, знание современных материалов и особенностей их использования. Это особенно важно, если автомобиль новый и дорогой, поэтому и цены на кузовные работы достаточно высоки.

При всех достоинствах современных автомобилей, они уже через несколько лет эксплуатации теряют первоначальный вид, не говоря уже о более заметных повреждениях кузова в результате аварии. Но то, что является бедой для автомобилиста, для работника мастерской, станции техобслуживания – источник дохода. И автолюбитель готов идти на траты, чтобы автомобиль был не только средством передвижения, но и радовал глаз, служил долгие годы. Это возможно только в том случае, если кузовные работы выполнены качественно, мастер знает свое дело. Стоит ли удивляться тому, что на рынке труда всегда востребованы специалисты по ремонту автомобилей? Для человека, который хочет обеспечить себя стабильным заработком, эта сфера деятельности подходит как никакая другая, ведь автомобилей с каждым днем становится все больше, а увеличение парка дорогих и престижных машин позволяет устанавливать достаточно высокие расценки на кузовные работы, ведь ремонт такой автомашины – это еще и огромная ответственность, высокий уровень качества выполненных работ.

В данном учебном пособии рассмотрены все аспекты произведения кузовного ремонта автомобиля – от оценки общего состояния и восстановления частей кузова, в том числе после аварии, до декоративного украшения автомобиля и «наведения лоска». Особое внимание уделено современному ассортименту красок и лаков, шпатлевок, средств по уходу за кузовом автомобиля. Описаны все вопросы подготовки автомобиля к покраске, возможные дефекты и способы их устранения, способы восстановления старых покрытий и т. д.

Отличие этой книги от аналогичных в том, что теоретические вопросы тесно переплетены с практическими, подробно описана технология выполнения каждой операции. Это особенно ценно для молодого специалиста, который после обучения сразу устраивается на работу – сведения, приведенные в книге, помогут без помощи опытного специалиста сразу приступить к своим обязанностям. Эта же особенность подбора, построения и изложения материала – «с нуля», очень подробно и с минимумом терминов – позволяет рекомендовать книгу автолюбителям, которые решились самостоятельно заняться кузовным ремонтом или хотят оценить реальный объем работ, а затем и качество их исполнения в автомастерской.

Виды кузовного ремонта

Для реконструкции кузова потребуется тщательная диагностика, специальное оборудование и инструменты. Благодаря диагностике определяются имеющиеся нарушения и вид ремонта, который потребуется в том или ином случае. В зависимости от разрушений и необходимых для их устранения работ выделяют несколько видов кузовного ремонта.

Инструменты, необходимые для работы

Если ваша цель — рихтовка вмятин кузова авто своими руками, то вам потребуется специальный инструмент для рихтовки, состоящий из приспособлений для обработки металла механическим способом. Вот список наиболее распространенных инструментов:

    Молотки для рихтовки кузова

Рихтовочные молотки, киянки, при помощи которых выравнивают вмятины различной сложности. У таких молотков боек закруглен и хорошо отполирован. Масса их не превышает 200 г, а делаются они из текстолита, пластика, резины или цветных металлов. В связи с этим удары молоточков не отличаются силой, а сами молотки спружинивают, минимально деформируя металл. При помощи подобных молотков рихтовка крыла или рихтовка капота машин проводится быстро и качественно. Применение: рихтовка капота крыла, крыши, двери, дисков.

Наковальни, подкладные штампы и поддержки. Нужны для фиксирования рихтуемого участка кузова. Желательно, чтобы форма поддержки соответствовала форме поврежденного участка, поэтому различных штампов в наборе рихтовщика должно быть немалое число. Применение: рихтовка капота, крыла, крыши, двери, дисков.

Итак, рихтовка кузова автомобиля своими руками вполне доступна для простого автолюбителя, располагающего местом дл проведения работ и требуемым набором инструментов и приспособлений. Все же стоит учесть, что придется приложить немало усилий и результат без наличия опыта может отличаться от ожидаемого.

От повреждений автомобиля не застрахован никто. Многие кузовные дефекты можно устранить самому, не прибегая к помощи профессионалов.

Восстановление геометрии кузова

Работы по восстановлению геометрии направлены на возврат первоначальных, максимально приближенных к заводским, параметров.

Для определения имеющихся дефектов мастера проводят диагностику, которая состоит из нескольких этапов:

  1. Визуальное обследование, в которое входит:
  • оценка внешних поверхностей, сварных границ и соединений;
  • осмотр внутреннего пространства салона, моторного отсека и багажника;
  • оценка состояния днища и других элементов на подъемнике.
  1. Замер симметричности колес. Специалисты оценивают расположение колес по отношению друг к другу, замеряют промежуток между передними и задними колесами.
  2. Тестирование контрольных точек. Осуществляется на подъемнике или стапеле с помощью специальных компьютерных программ.

После выявления неточностей в правильности общей геометрии, начинается непосредственно сам ремонт автомобиля. Для этого используется стапель, обладающий сложной системой креплений. Он позволяет проводить самую жесткую «перетяжку» и воздействовать на нужные точки. Силу и время воздействия определяет компьютерная программа. Восстановление геометрии кузова завершается, когда контрольные точки занимают указанные программой координаты.

Рихтовка кузова автомобиля

Рихтовочные работы понадобятся в тех ситуациях, когда кузов получает сильное повреждение по тем или иным причинам. Их основной задачей является исправление деформированного металлического корпуса или отдельных его элементов.

Технология рихтовки заключается в механическом влиянии на разрушенную зону до тех пор, пока кузов не приобретет правильную геометрическую форму.

Для проведения данных работ используют:

  • стенд – стапель. С помощью его силового гидравлического или пневмогидравлического привода проводятся рихтовочные работы;
  • набор специальных инструментов. К основным из которых относят: молотки с функциональными насадками, наковальни, споттер и крючки;
  • вакуумный аппарат со специальной присоской, которая фиксируется на поверхность и плавно вытягивает вмятину;
  • зацеп, который прикрепляется в небольшое, предварительно сделанное отверстие с помощью специального метиза.

Так как для подобных работ необходима максимальная точность, особое оборудование и силовое воздействие, то их лучше проводить в хорошо оснащенных автосервисах.

Варианты рихтовки автомобиля в домашних условиях

Есть несколько вариантов выполнения рихтовочных работ. Способ рихтовки зависит от характера вмятин. Если вмятина большая и пологая, то имеет смысл использовать специальную присоску для ручного выправления. Если по площади вмятины есть еще и загибы металла или маленькие, но глубокие ямы, то не без рихтовочного молотка не обойтись.

Глубокие вмятины с сильным растяжением металла потребуют не только работ по выправлению, но еще и изъятие излишков. В отдельных случаях придется удалить растянувшийся участок металла и при помощи сварочного аппарата установить заплатку.

Выстукивание выполняется при помощи специального рихтовочного молотка: для этого необходимо снять элемент, на котором присутствует повреждение. При невозможности демонтажа вмятина выдавливается специальной ложкой. Ее можно использовать, если есть возможность подобраться к вогнутости через обшивку. Если же такой возможности нет, придется просверлить отверстия в кузове и подбираться через них специальным инструментом.

Своими руками ведется по следующему принципу. Если вмятина имеет большую площадь, выстукивать или вытягивать начинают от самой ее границы. Если площадь невелика, то выстукивают от центра нанесения удара.

Иногда перед выстукиванием приходится разогреть металл до красна. И только тогда проводить рихтовку. Для стягивания металла потребуется горелка или паяльная лампа. После разогрева выпуклости, ее границы обкладывают мокрой ветошью, и металл стягивается за счет перепада температур.

Сварочные работы

После восстановления геометрии кузова могут потребоваться сварочные работы. Чаще всего в них нуждаются колесные крылья, пороги, пол, днище.

Для автосварки потребуется качественное оборудование, с которым можно работать даже на участках кузова в труднодоступном месте, и при этом создавать крепкие и надежные швы. Для этих целей чаще всего используют углекислотный полуавтомат и инвертор. Они работают при помощи тока повышенной частоты и обеспечивают быструю и качественную сварку необходимых элементов.

Рихтовка с помощью споттера

Значительная часть кузовного ремонта в автомастерских приходится на корректировку вмятин на дверях, порогах, крыльях автомобиля. Споттер помогает сэкономить деньги и время при ремонте вмятин. Не забывайте качественно подготовить деталь перед работой.

Рихтовка авто начинается с того, что нужно укрепить споттер. Некоторые устройства поддерживают возможность магнитного прикрепления. Эта возможность помогает закрыть дверь полностью, и работа станет удобнее.

После этого приварите шайбы и поправьте дефектный участок, зацепляясь за каждую из шайб по очереди; используйте обратный молоток.

Стенд для вытягивания кузова, своими руками собранный или купленный в магазине, — это важнейший инструмент, который применяют все мастера-рихтовальщики. Без него сделать рихтовку попросту невозможно.


споттер

Что касается ручного инструмента, его также можно размножить на типы:

  1. Ударные инструменты, например, киянки и молотки
  2. Ложки и поддержки
  3. Крючки и рычаги для вытягивания металла

Если у вас есть все эти предметы, то ремонт для вас не составит труда. Кроме того, вам понадобятся устройства для шлифования, например, рихтовочный напильник, абразивные смеси, а также некоторые электрические агрегаты.

Вклейка стекол

Замена стекол обычно осуществляется в несколько этапов:

  • извлечение поврежденного стекла с помощью граненой струны или пневмоножом;
  • подготовительные работы и очистка контактной поверхности автомобиля перед установкой нового стекла (удаление ржавчины и других возможных загрязнений, следов старого герметика и т.д.);
  • обезжиривание и обработка активатором краев нового стекла, а также покрытие грунтом с целью качественной вклейки и достижения максимальной герметичности, что позволит избежать развития коррозионных процессов;
  • нанесение подходящего к марке автомобиля клея на кузов либо на стекло. Для укладки стекла в основном используют специальные присоски с плавающими головками;
  • установка нового стекла и сборка крепежных элементов (дворников, подсоединение датчиков и др.).

Если на автомобиле появились серьезные повреждения, то ему понадобится и качественная покраска кузова. Данный процесс является достаточно скрупулезным и затратным по времени.

Для покраски будут необходимы следующие материалы:

  • грунт разных видов;
  • шпатлевка;
  • выравниватель;
  • эмали для отделочного покрытия;
  • базовые краски;
  • лаки.

Выбор средств для подготовки поверхности машины к покраске определяется в зависимости от материала, из которого изначально изготовлена реставрируемая часть и от вида прежнего лакокрасочного покрытия. Максимально точно подобрать краску, полностью соответствующую общему тону автомобиля можно с помощью компьютерной программы, которую обязательно используют в ведущих автосервисах.

Рихтовка пути

Основные положения.

В плане путь должен содержаться без видимых отклонений от прямого направления на прямых участках; с одинаковыми стрелами изгиба — на кривых одного радиуса; с равномерным нарастанием стрел — на переходных кривых.

Натурное положение пути в плане характеризуется стрелами изгиба рихтовочной рельсовой нити от хорды постоянной длины (рис. 2.24). Рихтовка пути назначается по результатам анализа графика стрел на ленте путеизмерительного вагона или натурной проверки состояния пути в плане путем визуального определения мест с отклонениями пути от нормального положения. Кроме этого, рихтовка является одной из составляющих комплексного технологического процесса выправки пути.

Рис. 2.24. Схема измерения стрел изгиба кривой: 0,1,2,3…- точки измерения стрел f0, f1, f2…

Рихтуют путь по одной и той же рельсовой нити: на кривых — по наружной (возвышенной); на прямых однопутных линиях — по правой нити по счету километров (при содержании на прямом участке одной рельсовой нити с возвышением относительно другой — по пониженной нити); на двухпутных линиях — по междупутной нити.

Перед рихтовкой пути проверяют стыковые зазоры, а на бесстыковом пути измеряют температуру рельсов. Не допускается приступать к рихтовке, если на звеньевом пути имеется два и более подряд слитых зазора, а на бесстыковом пути температура рельсов превышает допускаемую для данного вида рихтовки пути. В случае наличия в стыках слитых зазоров до начала рихтовки должна быть произведена их регулировка.

Рихтовка пути производится либо путевой бригадой с применением гидравлических приборов, либо с применением рихтовочных машин.

Рихтовка пути в кривых.

Рихтовать путь в кривых сложнее чем в прямых. Рихтовка прямых участков пути при небольших расстройствах производится без предварительных расчетов — на глаз, ориентируясь на видимую прямолинейность пути перед и за местом сдвижки пути. При рихтовке же пути в кривой необходимо ориентироваться на кривизну пути, соответствующую радиусу данной кривой, определять которую на глаз не представляется возможным, особенно при наличии на кривой плавных (длиной более 30 м) отклонений пути в плане.

Поэтому в кривых, как правило, рихтуют путь на глаз только в местах коротких (длиной до 30 м) отступлений в плане (углов). В других случаях кривые рихтуют совмещенным способом: в реперных точках, отстоящих одна от другой на 10 м, сдвигают путь по расчету, а в промежутках между этими точками — на глаз, если рихтовка ведется вручную, или способом сглаживания — при рихтовке пути машинами. Целесообразность совмещенного способа рихтовки состоит в том, что сдвижка реперных точек по расчетным величинам обеспечивает постановку ее в заданное положение в среднем, но не обеспечивает необходимой плавности изменения кривизны, которая достигается дополнительной рихтовкой пути между реперными точками. И, наоборот, рихтовка кривых по всей длине только на глаз или сглаживанием (без расчета величин сдвижек в реперных точках) улучшает плавность изменения кривизны, но не обеспечивает постановки кривой на заданную ось.

Необходимость рихтовки всей кривой или ее части тем или другим способом устанавливается по результатам анализа стрел прогиба кривой (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Рекомендуемые виды рихтовки кривой в зависимости от характера и величин стрел изгиба.

Вид рихтовки кривойХарактер и величина стрел изгиба на графике
Рихтовка кривой не требуетсяПуть в плане не имеет отступлений выше I степени, а также плавных (длиной более 30 м) отступлений от среднего положения кривой
На глаз — вручную, либо сглаживанием машинойПуть в плане имеет короткие отступления II и более степеней; плавные отступления отсутствуют
На части кривой — совмещенный способ; на остальной части — сглаживаниемНа части кривой имеются плавные отступления, не устраняемые при рихтовке пути машиной методом сглаживания. К плавным относятся отступления длиной более 30 м со средней стрелой, отличающейся от средней стрелы на всей кривой, более чем на 15 %, если не предусмотрено устройство второго (или нескольких) радиусов
Совмещенный способ рихтовки по всей длине кривойПо всему протяжению кривой имеются отступления как короткие, так и длинные (плавные)

Перед замером стрел на шейке рельса наружной нити кривой с внутренней стороны колеи, начиная с прямого участка (одна-две точки), наносят метки через каждые 10 м (половина хорды длиной 20 м, от которой измеряются стрелы). В качестве хорды используют капроновый шнур, оптические приборы ПРП, стрелографы, имеющиеся на рихтовочных машинах, позволяющие непрерывно измерять и записывать стрелы на специальную ленту. Затем производят расчет величин сдвижек пути в нанесенных точках.

Существуют разные методы расчета величин сдвижек пути в кривых, но все они основаны на допустимом равенстве эвольвенты данной кривой двойной сумме сумм разности натурных стрел изгиба, измеренных от середины хорды, и вытекающих из этого следующих двух зависимостях:

где hn и Hn — натурная к проектная стрелы в точке n; еn, en-1 и en+1- величины сдвижки пути в точках n, n-1 и n+1.

Из этих зависимостей следует, что при сдвижке пути в точке п на величину еn соседние точки n-1 и n+1, расположенные по обе стороны от сдвигаемой, остаются неподвижными, а стрелы в них изменяются (увеличиваются или уменьшаются в зависимости от вида неровности пути в плане) на величину еn/2 (рис.2.25).

Рис. 2.25. Схема изменения положения хорд и стрел изгиба при сдвиге кривой в точке n

По формулам (2.1 и 2.2) определяют те величины сдвижек пути в намеченных точках, при которых стрелы в пределах круговой кривой окажутся равными средней (расчетной) стреле, или близкими к ней, а в пределах переходной кривой — будут равномерно нарастать. Эти формулы могут использоваться и при рихтовке отдельных локальных неровностей пути.

На практике наибольшее распространение получил графоаналитический способ расчета кривых с постановкой их в заданное положение, основанный на определении сдвигов в намеченных точках кривой через двойную сумму сумм разностей натурных и проектных стрел.

Графоаналитический способ расчета выправки кривой представлен в табл. 2.5 и на рис. 2.26,2.27. В первой графе табл. 2.5 приведены номера точек измерения стрел. Во вторую графу занесены величины стрел, измеренных в этих точках от середины хорды длиной 20 м. В третью графу записаны величины проектных стрел (средних на графике натурных стрел), одинаковые по сумме с натурными, при этом разность сумм стрел достигается (при необходимости) внесением коррективов в проведение линии средних стрел на графике натурных и проектных стрел (см. рис. 2.26). В четвертую графу занесены разности натурных и проектных стрел. По этой графе определяют (по расположению и величине однозначных разностей) целесообразность рихтовки кривой по расчету.

Таблица 2.5. Расчет выправки кривой графоаналитическим методом

return false»>ссылка скрыта

Номер точкиНатура-льные стрелы, ммПроект-ные стрелы, ммРаз-ность стрелСумма раз-ности стрелСумма сумм разности стрелПолу-сдвигиПолу-сумма сдвигов сосед-них точек с обрат-ным знакомСдвиги, ммПроект-ные стрелы, мм
б
+8+8-7
-12-4+8+7-2+14
+8+4+4+2-11+4
-21-17+8+4+14+8
+32+15-9-16-32
-17-2+6-4+26-8
+8+6+4-10+13-20
-19-13+10-9+38-18
+29+16-3-28+26-56
-8+8+13-17+37-34
-2+6+21-9+17-18
-10-4+27+9
-4+23
Рис 2.26. График натурных (1) и проектных (2) стрел кривой
Рис. 2.27. График полусдвигов корректируемый: 1 — по кривой (см. табл. 2.5); 2 — по прямой; 3 — по ломаной линии — при условии оставления на месте фиксированной точки (6) (например, из-за наличия на пути переезда)

В пятой графе приведена сумма, а в шестой сумма сумм разностей стрел, представляющая собой величины полусдвигов пути в данных точках. В седьмой графе приведены величины откорректированных полусдвигов пути по графику полусдвигов (см. рис. 2.27), а в девятой — собственно сдвиги. В десятой графе записаны откорректированные по формуле (2.1) проектные стрелы.

Рихтовка пути гидравлическими приборами.

Для рихтовки пути используется комплект гидравлических приборов типа ГР-12Б (рис. 2.28) из трех-семи штук в зависимости от величины сдвижек, вида и степени уплотнения балласта, мощности и конструкции пути (звеньевой, бесстыковой), а также от того, прямой это или кривой участок. Например, при рихтовке бесстыкового пути с рельсами Р65 и железобетонными шпалами при уплотненном щебеночном балласте на кривом участке необходимо не менее семи приборов, а при рихтовке пути с деревянными шпалами на свежем асбестовом балласте на прямом участке достаточно трех приборов.

Рис. 2.28. Гидравлический рихтовщик ГР-12Б: 1 — коромысло насоса; 2 — корпус резервуара для масла; 3 — цилиндр; 4 — трехступенчатый рельсовый захват, 5 — опорное устройство

Рихтовочные приборы устанавливаются через два-три шпальных ящика один от другого в шахматном порядке, а при наличии «угла» — через один ящик (рис. 2.29). Большее количество приборов устанавливают на той рельсовой нити, в сторону которой рихтуется путь. С нее же в первую очередь снимают давление рихтовщиков по окончании сдвижки.

Рис. 2.29. Схемы установки рихтовочных приборов через два (а) и через один (б) шпальный ящик

Сдвижку пути следует производить с некоторым запасом (1- 3 мм), учитывающим обратную отдачу рельса после снятия давления в приборах. Он зависит от конструкции пути (тип рельса, вид шпал) и величины сдвижки и оценивается до начала работ.

При уплотненном щебеночном балласте перед сдвижкой пути его рыхлят ломами у торцов шпал со стороны, куда она будет направлена; одновременно готовят места для установки гидравлических приборов. Затем группа монтеров пути (по количеству приборов) сдвигает путь.

Рихтовкой руководит бригадир пути. Если он уже имеет достаточный опыт рихтовки, то определяет сдвижку пути на глаз или с использованием бинокля, а бригадир, не имеющий опыта рихтовки или если он у него недостаточный, рихтует путь с применением оптического прибора. При рихтовке на глаз бригадир пути отходит от группы монтеров пути, сдвигающих путь, на 40-50 м (а при пользовании биноклем — до 100 м) в сторону, противоположную направлению перемещения группы монтеров по ходу рихтовки; стоя над рельсом рихтовочной нити лицом в сторону рихтовки (рельс находится между его ног), он по рабочему канту рельса определяет место и порядок расстановки гидравлических приборов. Если это «угол», который может быть устранен за одну установку гидравлических приборов, то бригадир определяет место наибольшего отклонения пути, где устанавливается средний прибор из находящихся на данной нити; остальные приборы распределяются поровну с обеих сторон от среднего;если же неровность пути длинная и требует нескольких перестановок гидравлических приборов со сдвижкой пути в одну сторону, то бригадир пути в начале рихтовки и в последующих местах установки приборов определяет место крайнего из них (со своей стороны) и порядок расположения других приборов.

В обоих случаях после начала сдвижки пути бригадир определяет момент ее окончания. На прямом участке таким моментом является доведение сдвигаемого отрезка пути до общей прямолинейности с участком, просматриваемым бригадиром пути на длине до места сдвижки, а на кривой — до такой же кривизны, что и на отрихтованном участке кривой.

При рихтовке на прямых участках длинных односторонних отклонений пути в плане с использованием оптических приборов (рис. 2.30) сначала на длине 150-200 м просматривают рихтовочную рельсовую нить и на ней выбирают две точки (I, 2) рядом с границами участка пути, подлежащего рихтовке.

Рис. 2.30. Схемы установки зрительной трубы и реек при рихтовке прямых участков пути: a — выбор рихтовочного створа; б, в — положение реек при рихтовке в точках А, Б, В

В одной из этих точек (в начале места рихтовки) на головке рельса вертикально устанавливают зрительную трубу, а в другой (в конце места рихтовки) — рабочую рейку. Наводящими винтами совмещают пересечение вертикальной нити трубы с вертикальной линией рабочей рейки, проходящей через верхний и нижний углы ромба.

Измерительную рейку в процессе рихтовки устанавливают в точках, где необходима сдвижка пути (А, Б и т. д.), и по ней сдвигают путь на столько, чтобы после снятия усилий с гидравлических рихтовщиков вертикальные оси измерительной и рабочей реек совпадали.

При сплошной сдвижке пути в одну сторону измерительную рейку переставляют на 4-5 м от последнего места ее стоянки.

Для пропуска поезда оптический прибор и рейки снимают с пути и при необходимости устраивают плавный отвод; за торцами шпал трамбуют балласт: со стороны, куда был сдвинут путь — с целью уплотнения разрыхленного балласта; с противоположной стороны — для устранения образовавшейся щели между торцом шпалы и балластом. После пропуска поезда работы продолжаются в той же последовательности.

После окончания рихтовки пути в данном створе по указанию бригадира рейки переносят на другой створ, где сдвижка пути производится в том же порядке.

В процессе рихтовки пути с применением оптического прибора необходимо постоянно следить за положением круглого уровня на рейках для обеспечения отвесного их положения.

На двухпутных участках работы по рихтовке пути ведут навстречу движению поездов. При рихтовке пути с применением оптического прибора состав бригады увеличивается на 1-2 чел. для установки и переноски измерительной и рабочей реек.

Инструменты, необходимые для рихтовки пути гидравлическими приборами, приведены в табл. 2.6.

Таблица 2.6. Перечень и количество инструмента для рихтовки пути гидравлическими приборами

Наименование инструментаКоличество инструмента при численности бригады, чел.
5-67-89-10
Гидравлический рихтовочный прибор3-4
Лом остроконечный
Уровень
Вилы для щебня
Ключ гаечный для стыковых болтов
Молоток костыльный
Тележка однорельсовая

Рихтовка пути рихтовочными машинами.

Для рихтовки пути применяются: самоходные рихтовочные машины Р-2000 цикличного действия (рис. 2.31); путерихтовочная машина ПРБ системы Балашенко (рис. 2.32); электробалластер (ЭЛБ), оборудованный навесным рихтовочным устройством (рис. 2.33), рихтующие путь непрерывно. ЭЛБ и ПРБ транспортируются и перемещаются в рабочем положении с помощью локомотива.

Рис. 2.31. Рихтовочная машина Р-2000: 1 — уплотнитель балласта; 2 — рихтовочное устройство; 3 — энергетическая установка, 4 — силовая передача
Рис. 2.32. Путерихтовочная машина Балашенко ПРБ: 1,3,8,11 — концевые тележки стерелографов; 2, 5, 7 — измерительные тележки стерелографов; 4 — уплотнительный каток; 6 — сдвигающее устройство; 9 — масштабный редуктор; 10 — плуг
Рис. 2.33. Электробалластер с полуавтоматическим рихтовочным устройством: 1,9 — задняя и передняя кабины; 2 — будка дозатора; 3 — пневмооборудование; 4, 8 — ферма машины; 5, 20 — нижняя и верхняя кабины управления; 6 — гидрооборудоввние; 7 — механизм сдвига электромагнитов; 10,21 — концевые тележки рабочего стрелографа; 11 — рыхлитель; 12,24, 27 — ходовые тележки; 13 — масштабный каток; 14,26 — натяжные устройства; 15, 18 — следящие тележки рабочего стрелографа; 16 — электромагниты; 17 — механизм рихтовки; 19 — механизм прижатия; 22, 28 — концевые тележки контрольного стрелографа; 23 — уплотнитель балласта; 25 — следящая тележка контрольного стрелографа

Машины могут рихтовать путь: по способу сглаживания; с постановкой в заданное положение по расчету; совмещенным способом. Принципы рихтовки у всех машин аналогичны: на прямых участках критерием отрихтованности пути является расположение трех измерительных точек хорды на прямой линии, являющейся осью отрихтованного пути; на кривых — равенство отношений стрел, измеренных в двух точках четырехточечной хорды.

Отличиями являются: конструктивное устройство подъемных и сдвигающих органов машин (у машины Р-2000 — роликовые подъемники; у ЭЛБ и ПРБ — магнитные); сдвигающие усилия (у ПРБ и ЭЛБ большие, чем у машины Р-2000); размеры измерительных хорд, лежащих в основе коэффициентов сглаживания неровностей пути, равных: у машины Р-2000 — 4 (округленно); ЭЛБ — 6; ПРБ — 8; способ перемещения машины непосредственно при рихтовке пути: Р-2000 — цикличный (сдвижка пути при остановке машины); у ЭЛБ и ПРБ — непрерывный (сдвижка пути без остановки машины).

Величина коэффициента сглаживания оказывает двойное влияние на результаты рихтовки пути: чем она больше, тем, с одной стороны, выше степень уменьшения (сглаживания) неровностей пути, но, с другой стороны, больше величина увода пути в сторону от оси при сплошных рихтовках, вследствие влияния ошибок в настройке измерительной системы. Например, при настроечной ошибке 3 мм в установке средней точки измерительного троса ошибка в постановке пути на ось при сплошной сдвижке составит: у машины Р-2000 — 3х4 = 12 мм; у ЭЛБ — 3х6 = 18 мм; у машины Балашенко — 3х8 = 24 мм.

Поэтому большое значение имеет тщательная настройка рихтовочной системы машины перед рихтовкой пути. Она особо важна при рихтовке бесстыкового пути, так как с увеличением его увода со своей оси существенно снижается сопротивляемость пути боковому сдвигу в летнее время.

Все рихтовочные машины должны быть оборудованы надежными устройствами для уплотнения балласта за торцами шпал после рихтовки.

Машины цикличного действия, будучи самоходными, хтовки по фиксированным точкам; 3 — после рихтовки совмещенным способом


Приспособление к балластировочной машине для рихтовки пути Приспособление к балластировочной машине для рихтовки пути

Где найти хороший автосервис в Щелково?

Кузовной ремонт и покраску вы можете заказать в автосервисе «Заречный», одном из крупнейших в Щелково. Мы предоставляем широкий комплекс услуг по обслуживанию транспортного средства: диагностику, рихтовку, сход-развал, ремонт двигателя, кузова, электрооборудования, трансмиссии, подвески и других систем.

Наши мастера качественно выполнят малярные и слесарные работы любых видов. После наших реставрационных работ ваш автомобиль снова будет выглядеть «как с конвейера»!

Автосервис «Заречный» находится по адресу: г. Щелково, ул.Заречная, 84.

Доверьте свой автомобиль нашим профессионалам, мы гарантируем оперативность, качество и доступную цену.

Правка и рихтовка кузова

Кузовной ремонт

Рихтовка кузова автомобиля – ремонт, связанный с выравниванием и приданием первоначального вида деформированным деталям автомобиля. Правке может быть подвергнута практически любая часть кузова авто. Самостоятельно проведенный ремонт сэкономит довольно крупную сумму денег, хотя процесс этот довольно трудоемкий и требует строгого соблюдения технологии и правильного подбора инструментов и оборудования.

Когда необходима рихтовка кузова

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Подобная работа применяется в следующих случаях:

  • При восстановлении первоначальной геометрии деталей кузова. Это наиболее часто встречающийся вид восстановительных работ. Применяется рихтовка авто, если его детали были повреждены в результате ДТП или при других обстоятельствах. Ремонт подразумевает применение сварки, шлифовки, подгонки специальными инструментами.
  • Исправление локальных повреждений на небольшой площади. В этом случае при помощи рихтовки исправляются незначительные повреждения кузова. Вмятины выравнивают, используя большой арсенал молотков с различной геометрией и покрытием, нанося частые легкие удары по поврежденной области.
  • При подготовке деталей кузова авто к покраске. Иногда правка металла необходима для корректировки возникших вмятин перед нанесением ЛКП.

Кузовной ремонт непригодные детали

Отметим, что в случаях значительных разрывов и растяжений металла рихтовка не представляется возможной, так как не сможет полностью восстановить заводскую геометрию той или иной детали, поэтому целесообразнее провести полную замену поврежденного узла.

Виды рихтовки кузова

Рихтовка кузова своими руками требует от автолюбителя специфических знаний и опыта. Такой ремонт можно разделить на три вида:

    Корректировка вмятин. В большинстве случаев именно с такой проблемой сталкиваются многие автолюбители. Любой удар приводит к смятию металла и автомобилю требуется рихтовка капота или ремонт крыла. Вмятины – самый распространенный тип дефекта. Их можно устранить при помощи вакуумного метода.

Вакуумная корректировка вмятин

Механическая корректировка

Корректировка через технологические отверстия

Технология рихтовки кузова

Перед началом работ по восстановлению кузова необходим тщательный осмотр и выбор технологии, по которой будет производиться рихтовка.
При необходимости демонтируются те детали, которым необходима правка и те, которые затрудняют доступ к области, нуждающейся в ремонте.

Есть множество способов рихтовки кузова, но работа их всех основана на четырех технологиях. Ремонт с использованием конкретной технологии зависит от типа и формы повреждения, свойств металла.

Рассмотрим основные технологии рихтовки кузова авто:

  • беспокрасочная вакуумная рихтовка по технологии PDR. Paintless Dent Repair – технология рихтовки при помощи вакуумных присосок. PDR можно применять на больших вмятинах правильной формы, полученных без повреждения ЛКП. При помощи вакуумной присоски такие вмятины просто «вытягивают» обратно давлением воздуха без использования рихтовочных молотков. Однако такой способ противопоказан, если на металле есть трещины

обычная рихтовка кузова своими руками — это самый распространенный вид, применяемый с использованием молоточков, наковален, ложек. Применяется при сложных повреждениях металла. Основная проблема этой технологии – чрезмерное растяжение металла и образование хлопунцов (играющего металла). В последнее время подобная проблема исправляется споттером


рихтовка с усадкой на горячую — эта технология применяется в крайнем случае, когда обычная рихтовка не приносит результата. При этом методе металл разогревают горелкой и по спирали придают металлу необходимую форму.


рихтовка алюминия — правка и рихтовка металла в этом случае проводится методом, прямо обратным рихтовке вмятин на стальных деталях. Рихтовка деталей из алюминия и его сплавов проводится из центра вмятины к ее краям путем выбивания или выдавливания. Следует отметить, что алюминиевые сплавы нельзя рихтовать с помощью споттера, поэтому их правка проводится с внутренней стороны детали. Если невозможно исправить повреждение «холодным» способом – металл разогревают до 150–200 градусов.

Инструменты, необходимые для работы

Если ваша цель — рихтовка вмятин кузова авто своими руками, то вам потребуется специальный инструмент для рихтовки, состоящий из приспособлений для обработки металла механическим способом. Вот список наиболее распространенных инструментов:

Рихтовочный инструмент

Наковальни, подкладные штампы и поддержки

Споттер

Итак, рихтовка кузова автомобиля своими руками вполне доступна для простого автолюбителя, располагающего местом дл проведения работ и требуемым набором инструментов и приспособлений. Все же стоит учесть, что придется приложить немало усилий и результат без наличия опыта может отличаться от ожидаемого.

Источник https://shopmaxim.ru/remont/kuzova-avtomobilya-svoimi-rukami.html
Источник https://kuzovspec.ru/remont/rixtovka-kuzova/

Интересные статьи

Leave a Comment

X