Рихтовочные инструменты и принцип их действия

Рихтовочные инструменты и принцип их действия

Рис. 6. Формующий и ударный инструмент: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 — лопатки правочные; 4, 5, 13, 14 и 15 — крючки правочные; 16 — пробойник; 17 — оправка; 18 — пробойник притуплённый; 19, 22, 30, 31, 32, 33 и 34 — поддержки; 20 — отбортовка для отгибания бортов; 21 — рашпиль; 23 — молоток рихтовальный большой; 24 и 26 — молотки вытяжные; 25 — молоток отбойный; 27 — молоток рихтовальный малый; 28 — молоток вытяжной малый; 29 — киянка резиновая

Рихтовочные молотки

Устранение вмятин кузовных деталей можно произвести деформацией листового материала в обратную сторону ударным воздействием специальными молотками, которые называются рихтовочными.

Молотки предназначены для формообразования листового металла и выравнивания поверхности кузова, а так­же обеспечения высоких механических свойств обработанной поверхности удар­ным воздействием. В зависимости от вида выполняемых работ молотки делят на сле­дующие типы: многоцелевые молотки с плоскими бойками, применяемые для отбортовки, клепки, работы с зубилом, кер­нером; молотки чеканочные и вытяжные для придания необходимой формы повер­хности при правке; отделочные молотки в виде гладилок различных форм.

Универсальный рихтовочный молоток

Дефект кузовной детали в виде углубления(вмятина) можно устранить с помощью специального рихтовочного молотка с достаточно большой площадью рабочей поверхности, имеющей круглуюи слегка выпуклую форму. Удары молотком даже под небольшим наклоном не оставят на детали ненужного углового отпечатка.

Рихтовочный молоток с круглой поверхностью непригоден для исправления дефектов в местах отбортовки листовой стали. В этом случае гораздо удобнее воспользоваться молотком с квадратной рабочей поверхностью. Если последняя будет слегка выпуклой, это позволит предотвратить возникновение дополнительных дефектов листовой стали, обусловленных случайным перекосом при ударе, однако точность правки кузова в зонах отбортовки станет недостаточно высокой.

Итак, описанный выше инструмент, который принято называть универсальным рихтовочным молотком, характеризуется следующими отличительными признаками:

круглая или квадратная, плоская или выпуклая рабочая поверхность;

изготовленная из древесины длинная и тонкая рукоятка, повышающая точность при рихтовке.

Следует избегать повреждения полированной рабочей поверхности рихтовочного молотка, поэтому недопустимо его использование для работы с зубилом и проведения других аналогичных операций.

Молоток с насечкой

Для устранения вмятин размером около 1010 мм, находящихся на ровной поверхности листовой стали, использовать ранее описанный рихтовочный молоток невозможно, так как площадь его рабочей поверхности перекроет площадь зоны повреждения. Обработка вмятины от ее края к середине будет практически невозможна: каждый удар рихтовочного молотка приведет к возникновению дополнительных напряжений на краях вмятины. В подобной ситуации применяют молоток, который имеет плоскую рабочую поверхность, снабженную, подобно напильнику, тонкой перекрестной насечкой. Благодаря этому при нанесении ударов обеспечиваются лишь точечные контакты молотка с восстанавливаемой поверхностью, что предотвращает появление дополнительных напряжений в обрабатываемой зоне.

Рихтовочный инструмент для автомобиля

Кузовной ремонт — это одна из самых сложных и ответственных разновидностей работ по устранению неисправностей автомобиля. Здесь важна точность и аккуратность, поэтому от вас потребуются не только специальные знания в этой области, но и определённые навыки во владении инструментом и в обработке материалов. По сути, это технологический процесс правки кузова автомобиля. Он бывает двух видов:

  • полным;
  • локальным.

Полный ремонт необходим, если машина попала в аварию, и требуется серьёзное исправление геометрии кузова с заменой некоторых его частей.

Локальный ремонт подразумевает исправление более мелких неисправностей. Это могут быть следующие операции:

  • исправление вмятин;
  • восстановление повреждений лакокрасочного покрытия;
  • ремонт бамперов и деталей из пластика.

Очевидно, что для работ такого плана вам будет необходимо специальное оборудование. Специалисты используют в таких случаях инструмент для кузовного ремонта и специальные приспособления, которые делают возможным выполнение операций и упрощают операции с машиной. Давайте рассмотрим, каким бывает кузовной инструмент, и для чего конкретно он служит.

Стапель

Стапель предназначен для восстановления геометрии кузова

При столкновении или наезде на препятствие у автомобиля могут возникать различные нарушения геометрии кузова. Они требуют грамотной правки — машина с неправильной геометрией плохо подаётся управлению, и велик риск возникновения новой аварийной ситуации.

Для правки геометрии кузова применяется кузовной инструмент, который называют стапелем. При помощи системы фиксации одних частей и нагрузки на другие части машины происходит выправление дефектов. Стапель оборудован специальными гидравлическими приспособлениями для нагрузки и силовыми захватами для фиксации.

Есть следующие разновидности стапелей:

  • напольный — наиболее дешёвая разновидность. Он состоит из рельсов, вмонтированных в пол, анкеров и стоек. Позволяет использовать занимаемую площадь для других задач, когда в нём нет необходимости;
  • платформенный — это эстакада с трапом для въезда и рельсами. Он может использоваться для самых сложных разновидностей правки, однако он требует под себя большой площади в помещении;
  • рамный — очень удобен для правки несложных дефектов. Не занимает много места и очень эффективен.

Гидравлика для рихтовки

Набор гидравлического инструмента в специальном кофре

Гидравлика — это инструмент для кузовного ремонта, который помогает выполнению работ по рихтованию. Набор состоит из гидравлического насоса, различных насадок и удлинителей. Такие наборы различаются по тоннажности.

Рихтовочные инструменты

Суть работ по рихтовке заключается в том, что детали возвращают первоначальный вид. Иначе говоря, это разнообразные методы правки элементов автомобиля. Для выполнения работ подобного рода у вас в арсенале должны быть следующие инструменты:

  • Набор молотков для рихтования:
  • Безынерционный молоток
  • Молоток из резины.
  • Молоток вакуумного типа с насадками в виде присосок.
  • Правка для рихтования — инструмент изогнутой формы с острой рабочей кромкой.
  • Киянка с бойком цилиндрической формы из:
    • дерева;
    • резины.

    Перечень инструментов может быть длиннее или короче — всё зависит от того, насколько серьёзные виды работ по восстановлению автомобиля вы планируете.

    Оборудование для окрашивания автомобилей

    В перечень работ кузовного ремонта входят операции по окрашиванию. Очевидно, что для них также понадобится специальное оборудование. Вот краткий список того, что вам может понадобиться в процессе восстановления лакокрасочного покрытия автомобиля:

    • Разбрызгиватель для:
      • краски;
      • грунтования.

      Вам не нужны все 3 категории — будет достаточно и одной. Просто определитесь с оптимальным вариантом. Вам следует знать, что аэрограф предназначен для окрашивания небольших поверхностей и не годится для серьёзных объёмов.

      Обязательно будет нужен компрессор — он включается в схему оборудования для нанесения краски.

      Неплохо иметь пескоструйный аппарат для очистки и обезжиривания поверхностей, когда вы готовите их для окрашивания. Для работы с этим аппаратом также понадобится компрессор.

      Оборудование для работ с пластиковыми деталями

      Кузовной ремонт автомобилей может подразумевать и комплекс работ с пластиковыми элементами кузова. В основном это сварка, поскольку пластик — легкоплавкий материал, или операции по удалению дефектов.

      Паяльник для ремонта пластиковых деталей машины

      Для термоопераций используется в основном следующее оборудование:

      • Паяльники. Достаточно часто возникает необходимость в восстановлении бампера – при этом широко применяются паяльники. Различают две разновидности паяльников:
        • электро;
        • воздушный (по сравнению с электрическим его стоимость гораздо выше).

        Используемые материалы

        Автокосметика и средства ухода за кузовом

        Расходные материалы для кузовного ремонта нельзя в прямом смысле классифицировать как инструмент. Однако они необходимы так же, как специальный инструмент и приспособления. Поэтому давайте рассмотрим, что необходимо иметь в мастерской:

        • Чистящие и моющие средства.
        • Обезжиривающую химию.
        • Антистатики (предотвращают налипание пыли на свежеокрашенные узлы).
        • Средства для полирования:
          • абразивные;
          • защитные;
          • универсальные.

          Заключение

          Для ремонта кузова машины необходим целый арсенал специальных инструментов и приспособлений. Чем лучше вы оснащены в техническом плане, тем больше у вас шансов на успех в устранении неисправности вашего авто, тем выше качество и меньше времени и энергии вы потратите.

          Каждый автолюбитель, стремящийся достигнуть каких-либо высот в ремонте машины, должен очень ответственно отнестись к своему инструментарию — это один из определяющих факторов вашего успеха.

          Автор: Высоцкий Александр Петрович

          Образование высшее: Читинский государственный университет, институт технологических и транспортных систем, специальность — автомобили и автомобильное хозяйство. Ремонт легковых автомобилей отечественного и зарубежного происхождения. Ремонт ходовой,…

          Инструмент для рихтовки кузова

          Рихтовка кузовных дефектов – процедура достаточно трудоемкая, требующая определенных навыков, понимания свойств металла и понимания, как можно исправить то или иное повреждение.

          Естественно для всех этих технологических операций нужен инструмент для рихтовки кузова. Основная часть инструментов для выполнения рихтовочных работ является инструментом ручным и часто ударного типа. Однако встречаются в наборах для профессиональной рихтовки инструменты, где используется не только физическая сила специалиста, но инструменты с механическим и электрическим приводом.

          Рихтовочный стенд

          Одним из вспомогательных инструментов для кузовного ремонта автомобилей является специальный рихтовочный стенд, на котором закрепляется или устанавливается автомобиль. На нем автомобиль можно поворачивать и наклонять в ту или иную сторону. Все манипуляции с автомобилем (повороты, наклоны и т.д.) происходят за счет механического (винтового привода) или за счет гидравлики.

          Стенд для рихтовки кузова

          Обычно такие стенды – прерогатива крупных СТО. А вот в условиях гаража, все рихтовочные работы производят без стенда. И это вовсе не мешает нормально осуществлять кузовной ремонт.

          Инструменты ударного типа

          Следующий тип инструментов для рихтовочных работ – инструменты для рихтовки кузова ударного типа. К этой категории инструментов относятся различные молотки, сделанные из металла, или деревянные киянки.

          От традиционных молотков рихтовочные молотки отличаются формой бойков, которых в один комплект в виде насадок на ручку молотка может входить несколько штук. В зависимости от формы и веса они могут использоваться для выполнения различных работ по правке металла кузова.

          Для того чтобы не наносить на металл кузова дополнительных повреждений во время процесса рихтовки, рабочие части (бойки) молотков для рихтовки тщательно полируются. Т.е. инструменты имеют весьма гладкую рабочую поверхность.

          Рихтовочные молотки со сменной рабочей частью

          Материалом молотков может быть не обязательно сталь, но и различные цветные металлы. Это сделано сознательно, так как такие металлы гораздо мягче, чем сталь. Поэтому дополнительные повреждения при рихтовке металл кузова получить не может.

          Рихтовочные молотки можно разделить на несколько типов в зависимости от формы рабочей части (бойка):

          • молоток для правки и выкатки металла;
          • чеканочный молоток;
          • молоток инерционного типа;
          • молоток, который предназначен для работы с фланцами.

          Молотки могут иметь, как металлическую (обычно покрытую резиной) ручку, так и деревянную. Помимо этого встречаются молотки, в которых можно менять рабочую часть. Т.е. имеется универсальная ручка и набор различных бойков, которые прочно фиксируются на ручке.

          Наиболее часто используемый молоток для рихтовочных работ – это молоток для правки и выкатки металла. Эти молотки используются как для устранения небольших деформаций на металле, так и для выполнения чистовой правки металла после предварительной правки. А именно чистой правкой и заканчиваются все рихтовочные работы.

          Чеканочный молоток используется на завершающей стадии выкатки металла, так сказать, на финишной операции. Он имеет закругленную конусную рабочую часть.

          В основу инерционного молотка положен принцип использования эффекта инерции. Внутри бойка может иметься полость, в которой расположен подвижный элемент. Могут быть и другие конструкции инерционных молотков, в том числе и с ограничителем хода рабочей части. Такой инструмент используется для выполнения работ в труднодоступных местах. Часто одна рукоятка такого молотка имеет несколько насадок.

          Фланцевый молоток предназначен для работы с фланцевыми монтажами. Его рабочие головки повернуты под углом 90 градусов. При помощи этого молотка можно расстыковывать фланцевые соединения, и можно собирать их.

          В отдельную категорию можно выделить киянки, которые могут быть сделаны из различного материала. Имеется в виду рабочая часть инструмента. Бойки киянок могут быть деревянными, сделанными из твердой резины или ударопрочного пластика.

          Деревянные киянки встречаются все реже и реже, уступая место более современным материалам. Дерево, какое бы оно ни было прочное, со временем начинает крошиться. Резина и пластик более прочные, к тому же они обладают высокими амортизационными свойствами.

          В отдельную категорию можно вынести инструменты, которые имеют обратный способ действия. Т.е. это те инструменты, которые прижимаются к обратной стороне металла. А с прямой стороны работают молотком. Это и различной формы ложки и ручные наковальни, и другие фасонные подкладки.

          Благодаря этим инструментам выполняется выпрямление дефектов на металле кузова. И одновременно с этим металл не может уйти в обратную сторону. Формы подкладок могут быть самим разными. Рабочая часть их очень гладкая и имеет самый разный изгиб.

          Инструменты рычажного типа

          Инструменты для рихтовки кузова рычажного типа имеют множество форм и размеров. Основное их назначение – выдавливать вмятины с внешней стороны. Часто такие инструменты используют в местах, где молотком невозможно подлезть. Иногда в кузове специально под них делают специальные технологические отверстия, чтобы подлезть с внутренней стороны.

          Рихтовочный инструмент рычажного типа «китовый хвост»

          С этими инструментами следует работать очень аккуратно, так как площадь соприкосновения с металлом невелика. И даже при небольших усилиях на ручку, возникают серьезные усилия со стороны рабочей части из-за эффекта рычага, и металл может продавливаться в обратную сторону.

          Рихтовочные домкраты

          Кроме механических рычажных инструментов могут использоваться механические или гидравлические растяжки. Все эти инструменты для рихтовки кузова работают по принципу домкрата и служат для выдавливания металла при помощи механики или гидравлики. Для таких инструментов всегда нужен упор с обратной стороны.

          Чтобы увеличивать длину рабочей зоны используют разной длины насадки. Рабочая часть, которая упирается в металл, может иметь совершенно разную форму. В условиях гаража редко когда используются растяжки на основе гидравлики. Чаще всего это механический вариант или ручные растяжки.

          Для зачистки металла используются электрические шлифмашины или дрели со специальной насадкой под шлифовальный круг. Обычно используются шлифмашины с возможностью смены абразивного элемента. И наиболее часто применяются машинки с вращающимся кругом, а не с поступательным движением рабочей части.

          Инструмент для рихтовки авто и другое оборудование

          Кузов автомобиля – это именно та основа, с которой начинается знакомство с транспортным средством. Его внешний вид играет немаловажную роль для каждого водителя. Именно по ухоженности кузова легко определить возраст авто, а исходя из его общего состояния, можно многое понять и о самом владельце. Также не забываем, что в современном мире очень большую роль играет стиль машины.

          Рихтовка кузова – это важный процесс для устранения мелких и крупных вмятин, вызванных дорожно-транспортными происшествиями или небольшими ударами, например, на общественной стоянке. Применения рихтовки производится непосредственно перед процессом покраски. Она позволяет восстановить исходный внешний вид поврежденных участков.

          рихтовка авто до и после

          Необходимыми условиями для проведения качественной рихтовки являются:

          1. Специализированное оборудование.
          2. Подготовленное помещение.
          3. Мастерство и опыт исполнителя.

          При наличии больших повреждений, безоговорочно, лучше обращаться за помощью в специализированные автосервисы. С другой стороны, большинство автомобилей имеют вмятины, которые не так уж сложно исправить и «в домашних условиях». Для этого потребуется собственный гараж, качественный инструмент, ни и, конечно же, определенное желание потрудится на выходных.

          Оборудование для рихтовки в автосалоне

          Сам по себе процесс рихтовки довольно сложный и требует хороших профессиональных навыков. Поэтому большинство рабочих автосалонов, которые занимаются именно этим процессом, скажем так, зарабатывают очень и очень неплохо. Современные рихтовочные приспособления обязательно предполагают наличие споттера. Споттер – это профессиональный инструмент для проведения точечной сварки на различных металлических поверхностях, в том числе кузове авто. Раньше такое оборудование было не слишком популярным, но сейчас на рынке можно встретить целые многофункциональные системы, построенные на базе споттера. Как правило, в них обязательно присутствует гидравлический или пневматический молоток.

          В наше время все большее количество автосалонов отказывается от устаревших методов проведения рихтовки, которые предполагали набор молотков и сложный техпроцесс. Неоспоримым преимуществом споттера является высокая точность обработки поверхности. Данный инструмент позволяет ограничить грунтовку и шпаклевку слоем всего в 1 мм. Таким образом, можно обеспечить очень высокое качество последующей покраски кузова.

          спотер для ремонта автомобиля

          • Обратный молоток;
          • Молоток с острым бойком;
          • Инерционный молоток;
          • Блок для насечки.

          Беспокрасочная технология удаления вмятин

          Многие современные автосервисы предоставляют услугу вакуумной рихтовки. Она предполагает выравнивание вмятин без удаления слоя краски. Оборудование для вакуумной рихтовки – специальные присоски, использующие гидравлический принцип действия. В основном, такой метод приветствуется при наличии очень крупных вмятин. Весь процесс занимает считанные минуты. Кроме того, он значительно дешевле других технологий. Правда, есть у него и собственные недостатки.

          оборудования для беспокрасочной рихтовки

          Первый из них – это невозможность полностью избавиться от дефекта. Речь идет о том, что визуально сама вмятина будет практически незаметна, но в местах изгиба поврежденный материал не удаляется, что в будущем может стать причиной отслоения и приведет к необходимости полной замены детали.

          Во-вторых, вакуумную рихтовку недопустимо проводить на участках, где присутствуют трещины. В таком случае, вы можете нанести автомобилю еще большие повреждения.

          Набор молотков для рихтовки

          Как мы уже отмечали выше, до популяризации метода рихтовки с применением споттера, основным оборудованием выступал набор молотков.

          1. Молоток с плоским бойком – применяется для обработки плоской поверхности.
          2. Молотки с выпуклым бойком – предназначены для устранения дефектов на выпуклой поверхности кузова.
          3. Молотки гладилки – используются для сглаживания выпуклых дефектов.
          4. Молоток с насечками – предназначен для работы с вытянутыми поверхностями.
          5. Рихтовочные крючки – данный инструмент применяется для выдавливания вмятин из внутренней стороны кузова.
          6. Напильники с насечками – используются для обработки небольших выпуклых поверхностей.
          7. Поддержки и наковальни – дополнительное оборудование, необходимое для крепления и поддержки металла изнутри во время его рихтовки.

          молотки для рихтовки авто

          Такой процесс довольно сложный для использования в домашних условиях. Это вызвано крайней необходимостью наличия большого опыта подобных работ у исполнителя. Мало того, по нему практически нет никакой учебной литературы, поэтому и в автосервисах встречается не так много мастеров по ручной рихтовке.

          Рихтовка в домашних условиях

          В домашних условиях наиболее простым методом является рихтовка с помощью резинового молотка. Второе важное приспособление – домкрат. Для осуществления этого процесса, часто, достаточно лишь раз увидеть технологию его выполнения. Кроме того, необходимы минимальные знания по материаловедению и представление о свойствах металлов, с которыми придется работать.

          Перед началом процесса следует аккуратно устранить старую краску. На поверхность наложить мягкую ткань, для смягчения ударов. И лишь затем осторожно, с помощью легких постукиваний, выравнивать вмятину. По окончанию рихтовки необходимо провести грунтовку и шпаклевку и лишь затем нанести на кузов краску. В редких случаях допустимо нагревание рабочей области для облегчения процесса выравнивания.

          Стоит отметить, что такой метод неэффективен для дверей или капота авто. В подобных случаях нужно применять специальное оборудование для выравнивания вмятин.

          Конечно же, можно осуществлять процесс рихтовки и со сварочным аппаратом, если вы обладаете необходимыми навыками. В этом случае в качестве дополнительных средств вам понадобится следующий дополнительный инструмент:

          • Напильник;
          • Шлифовальное устройство;
          • Набор наждачной бумаги.

          Еще одна проблема, напрямую связанная с данным видом работ – правильное определение сложности вмятин. Допустив ошибку, можно, например, снять больший слой металла. Так что очень внимательно изучите технологию рихтовки перед началом работ.

          Стенды для рихтовки кузова

          Каждый автосервис, который предоставляет профессиональные услуги по устранению дефектов кузова, имеет в наличии такое оборудование, как стенд для рихтовки. Что он собой представляет? Стенд – это специальная платформа, на которую устанавливается авто. С его помощью мастер может регулировать положение транспортного средства, что значительно упрощает рабочий процесс. Перемещение автомобиля вертикально осуществляет гидравлический привод.

          стенд для рихтовки автомобиля

          Подобное приспособление может быть куплено в крупных магазинах электроинструмента или специализированных автомагазинах. Оно, также, рекомендуется для установки в гараже тем, кто планирует проводить устранение вмятин и другие ремонтные работы собственными силами.

          Инструмент для кузовного ремонта автомобилей. Ремонт кузова

          Для восстановления конструкции кузова и коррекции мелких повреждений на его поверхности используют специальные технические приспособления. Такой инвентарь в массе своей входит в категорию слесарного, но производители в создании оборудования ориентируются именно на автомобильную специфику. Сегодня инструмент для кузовного ремонта автомобилей доступен как в одиночных экземплярах, так и в виде наборов. При этом комплекты могут иметь разное назначение – для рихтовки, покраски, исправления общей конструкции и для других задач.

          Стенд для ремонта

          Основу любой автомастерской формируют автомобильные стенды-стапели, на которых выполняются самые ответственные операции. Наиболее распространенной считается рамная металлическая конструкция, на которой может осуществляться и ремонт сколов на кузове автомобиля, и восстановление общей геометрии. Стапели могут иметь разные размеры, поэтому следует изначально ориентироваться на параметры, соответствующие обслуживаемой машине. По длине конструкция может иметь 3-9 м, чего хватает и для легковушки, и для массивного внедорожника.

          Различают ремонтные стенды и по силовым возможностям. Исправление конструкции кузова производится за счет привода, который может обеспечивать нагрузку в несколько тонн. Обычные гидравлические механизмы вытягивают конструкции, прилагая усилие в 2-3 т. Более современные пневмогидравлические стенды позволяют выполнять ремонт кузова авто, оказывая воздействие на деформированную область в 10 т.

          Инструмент для устранения локальных дефектов

          В частном хозяйстве предусмотреть наличие габаритного стенда не всегда возможно, зато обеспечение ручным инструментом вполне допустимо для владельца небольшого гаража. В этот набор можно включить приспособления, которые позволят избавиться от мелких дефектов. В частности ремонт сколов на кузове автомобиля выполняется рихтовочным инструментом, основу которого составляют молотки, киянки, отбойники и наковальни. Будет не лишним предусмотреть и гидронасос, дополненный цилиндром прямого действия. В зависимости от вида насадки под воздействием давления пользователь сможет выполнить ту или иную ремонтную операцию.

          Важно учитывать, что от качества ручных инструментов зависит и эффективность проводимых мероприятий. Оптимальные характеристики молотка, например, позволят справиться с вмятиной без помощи специалистов и при этом не нанести вреда другим участкам конструкции. Фирменный инструмент для кузовного ремонта автомобилей обычно имеет специализированное назначение, но встречаются и универсальные приспособления, не уступающие в продуктивности функции.

          Инструмент для покраски

          Лакокрасочные операции относятся к той категории работ, которые чаще всего поручаются специалистам. Но стоит такая процедура недешево, поэтому многие автомобилисты обращаются к альтернативным методам обновления внешнего вида машины. Опять же кузовной ремонт и покраска автомобилей доступны для выполнения без сторонней помощи, но только при наличии оборудования, соответствующего параметрам конкретной операции. В данном случае потребуется краскопульт и компрессорная установка. С помощью первого устройства пользователь сможет обеспечить равномерное распыление краски, а компрессор сделает возможным подачу состава с определенными характеристиками давления.

          Вспомогательные приспособления

          Для каждой категории ремонтного инструмента предполагается широкий перечень дополнительных приспособлений и устройств. Так, ручная оснастка подкрепляется отбойными головками с разными типоразмерами, клиньями, переходниками и удлинителями, которые облегчают функцию основного оборудования. Довольно обширно и обеспечение стапелей. В комплектацию могут входить трапы для заезда машины, лебедка для захвата и перемещения техники, а также стрела для работы с верхними частями. Практически в каждом случае задействуется универсальный инструмент для кузовного ремонта автомобилей в виде домкратов, гайковертов, всевозможных зажимов и других приспособлений.

          Обычно ударно-механические операции в ремонте автомобилей не предполагают использования дополнительных материалов. Однако есть целая группа автогаражных процедур, направленных на обеспечение защитного слоя кузова. Под эти нужды заранее приобретаются грунтовочные смеси, антикоррозийные порошки и очистительные составы. Также кузовной ремонт и покраска автомобилей не обойдется без применения специальных декоративных покрытий. Это как раз те смеси, с которыми должен работать краскопульт. Наиболее популярным остается полиуретановое покрытие, но все чаще любители оригинальных дизайнерских решений применяют резиновые смеси на силиконовой основе. К расходным материалам можно отнести и защитные пленки с лентами, которые выступают и в качестве декоративных слоев, и как средство предохранения кузова от повреждений.

          Заключение

          Комплексное восстановление кузова может задействовать десятки видов ручных приспособлений, функции которых подкрепляются стендовым оборудованием. Выбирать инструмент для кузовного ремонта автомобилей следует с учетом характеристик конкретной модели. В частности внедорожник требует применения широкого рихтовочного набора, а легковушка обходится и типовыми ремонтными аксессуарами. Доступны в продаже и универсальные комплекты, которые подходят для исправления большинства физических дефектов на поверхности кузова. Более серьезные мероприятия по восстановлению конструкции реализуются только при помощи силовых модулей, которые содержит ремонтный стенд. Но чем шире возможности ремонтного оснащения, тем больше места в гараже оно займет — этот фактор заставляет многих обращаться к более компактным и в то же время функциональным комплектам.

          Инструмент для правки кузовов

          Оборудование, оснастка и инструмен­ты для правки кузовов в зависимости от характера воздействия на поврежденное место делят на следующие виды: ручные инструменты, предназначенные для фор­мообразования (рихтовки) листового ме­талла и выравнивания поверхности, а так­же обеспечения высоких механических свойств обработанной поверхности удар­ным воздействием; оборудование для правки деформированных участков кузо­ва силовым воздействием.

          Ручной инструмент. К ручному инст­рументу для рихтовочных работ относят: молотки, фасонные плиты, оправки, нако­вальни, рычаги и прижимы.

          Молотки предназначены для формообразования листового металла и выравнивания поверхности кузова, а так­же обеспечения высоких механических свойств обработанной поверхности удар­ным воздействием. В зависимости от вида выполняемых работ молотки делят на сле­дующие типы: многоцелевые молотки с плоскими бойками, применяемые для от-бортовки, клепки, работы с зубилом, кер­нером; молотки чеканочные и вытяжные для придания необходимой формы повер­хности при правке; отделочные молотки в виде гладилок различных форм.

          Фасонные плиты, оправки и нако­вальни предназначены для под­держания листа в процессе его формооб­разования ударным воздействием. Боль­шая масса наковальни позволяет погло­щать энергию удара. Различные типы плит, оправок и наковален применяют в зависимости от возможности их размеще­ния рукой во внутренних полостях восста­навливаемой детали.

          Рычаги и прижимы применя­ют для правки небольших деталей в труднодоступых местах, а также для поддержа­ния стеклоткани при устранении сквоз­ных повреждений полимерными материа­лами. Инструмент используют в качестве рычага только для выполнения тонких правильных работ.

          Форму, массу и материал инструмен­тов выбирают в зависимости от вида ра­бот, которые будут выполняться инстру­ментом.

          Оборудование для правки. К оборудо­ванию для правки деформированных уча­стков кузовов силовым воздействием от­носят винтовые и гидравлические устрой­ства, а также универсальные стенды и ус­тройства для правки и контроля.

          Винтовые и гидравлические устройст­ва обеспечивают восстановление геомет­рических параметров кузовов по проемам.

          Винтовое приспособление (рис. а) для правки различных деформаций в ку­зовах на базе домкрата состоит из силово­го устройства 1, переработанного так, что усилие правки передается на подвижной упор через коническую пару. Неподвиж­ная втулка является направляющей, через которую насадки 4 — 6 передают усилия правки на деформированный участок. Концевая упорная насадка 3 имеет форму, позволяющую быстро и надежно устанав­ливать силовое устройство в деформиро­ванном месте кузова. Набор насадок по­зволяет собрать силовое устройство необ­ходимой длины и обеспечива­ющее рабочий ход до 290 мм. Двусторонний крюк и набор цепных за­хватов создают усилия растяжения — сжатия до 10 кН .

          Комплект винтовых растяжек предназначен для устранения переко­сов проемов кузова и правки различных деформаций. В комплект входят: винтовая растяжка 1, являющаяся силовым устрой­ством, шарнирные упоры 2, набор удлинителей 3, цилиндрический упор 4, переход­ник 5, сферический упор 6, опорная пята 7, струбцина 8, проставка 9 и угловые пе­реходники 10.

          Набор удлинителей и проставок раз­личной длины позволяет собрать силовое устройство необходимого размера. Вра­щая винт, имеющий рабочий ход до 140 мм, выполняют правку поврежденных элементов кузова. Максимальное усилие, развиваемое винтом, составляет 15 кН.

          Оснастка для правки по­врежденных участков кузова состоит из гидравлического устройства и набора при­способлений. Гидравлическое устройство включает в себя ручной плунжерный на­сос, силовой цилиндр и шланг высокого давления.

          При выполнении работ силовой ци­линдр соединяют с инструментом, соот­ветствующим характеру и расположению устраняемого повреждения, и устанавли­вают в распор между поврежденными эле­ментами кузова и местом опоры. Усилие на штоке гидроцилиндра обеспечивается до 70 кН при максимальном давлении ра­бочей жидкости 60 000 кПа и наибольшем усилии на рукоятке гидронасоса 0,4 кН. Масло «Индустриальное-12», используе­мое в качестве рабочей жидкости, обеспе­чивает рабочий ход штока гидроцилиндра 120 мм.

          Универсальные стенды и устройства для правки и контроля обеспечивают уст­ранение перекосов, скручиваний и изги­бов методами силовой правки, а также контроль основных геометрических пара­метров кузовов.

          Устройство для правки состоит из основной балки 7 прямоугольного сечения, на одном из концов которой шарнирно закреплен качающийся рычаг.

          Устройство имеет длину 3000 мм, шири­ну 635 мм, высоту 1500 мм и массу 185 кг. Легкость перемещения устройства и уста­новки под аварийный автомобиль обеспе­чивают колеса 5 и 8 (одно неповоротное диаметром 170 мм и два поворотных диа­метром 190 мм), закрепленные на основ­ной балке на кронштейнах.

          Устройство работает по векторному принципу приложения сил. Для правки кузова необходимо: выставить аварийный кузов на козлы-подставки; закрепить си­ловую поперечину 4 в нужном месте за ребра жесткости порогов кузова; устано­вить устройство под кузов автомобиля в направлении полученного удара; опереть упором 3 в силовую поперечину 4; править деформированные элементы кузова с использованием цепных строп 10 — 12 и за­жимных приспособлений 13 — 16.

          В зависимости от характера работ упор 3, закрепленный на кронштейне 6, можно устанавливать на основной балке на раз­личной длине. На рис. показаны ва­рианты закрепления устройства на авто­мобиле, приемы фиксации зажимных и расчалочных приспособлений, приемы правки деформированных участков ку­зова.

          Устройство имеет следующие досто­инства: универсальность применения для правки кузовов различных марок легко­вых автомобилей; возможность приложе­ния ратягивающей силы в сторону, проти­воположную силе, вызвавшей поврежде­ние в любом из направлений в пределах 360°; небольшие габаритные размеры и отсутствие необходимости закрепления за специальным рабочим местом; возмож­ность выполнения процесса по транспор­тировке устройства, его крепления к авто­мобилю, переналадке и правке деформи­рованных элементов кузова одним рабо­чим. Конструктивная простота и применение металлопроката позволяет изготовить устройство в условиях неболь­ших мастерских.

          Источник http://studfile.net/preview/5990392/page:2/
          Источник http://almazcar.ru/*/rihtovochnyj-instrument-dlya-avtomobilya.html

Интересные статьи

Leave a Comment

X