Способы рихтовки кузовных элементов — все об авто

 

 

Способы рихтовки кузовных элементов — все об авто

Дорожно-транспортное происшествие – событие неприятное, и от него никто не застрахован. От удара страдают различные кузовные части кузова, и часто требуется замена деталей. В некоторых случаях кузовные части удается спасти – рихтовка авто позволяет сэкономить на ремонте и избежать замены.

  • 1 Рихтовка
  • 2 Инструмент для рихтовки
  • 3 Споттер для рихтовки авто
  • 4 Гидравлический кузовной ремонт
  • 5 Вакуумная вытяжка вмятин
  • 6 Рихтовка авто своими руками
  • 7 Нюансы рихтовочных работ

Восстановление геометрии кузовных элементов – дело непростое, но при определенных навыках, аккуратности и терпения рихтовки можно выполнить самостоятельно.

Рихтовка

В кузовном ремонте рихтовка – это восстановление различных кузовных элементов путем изменения геометрии деталей с помощью различных инструментов. Придать первоначальную форму кузовной детали довольно сложно, особенно, если повреждения при ДТП получены значительные. Как правило, рихтуют такие элементы как:

  • двери;
  • передние задние крылья;
  • капот;
  • дверь (крышку) багажника;
  • крыша;
  • металлические бампера;
  • пороги.

Проводить рихтовочные работы не всегда целесообразно – нет смысла восстанавливать детали, если:

  • есть значительные повреждения, для восстановления нужно много времени;
  • новые запчасти в магазине стоят недорого – дешевле и проще произвести замену элемента.

Инструмент для рихтовки

Кузовные детали можно восстановить как с помощью простейшего инструмента, так и с использованием профессиональных средств и стендов. До простых инструментов для восстановления геометрии «кузовщины» относятся:

  • молотки и киянки различных видов;
  • всевозможные поддержки (наковальни, металлические бруски всяких размеров);
  • специальные ложки для вытягивания металла:
  • рычаги и крючки;
  • инструмент для шлифования.

Существует также более сложное оборудование, а также целые наборы инструмента. В стандартном комплекте рихтовочного оборудования обычно является:

  • гидронасосы и цилиндры;
  • насадки всевозможных форм;
  • ударные пластины;
  • переходники.

В профессиональном кузовном ремонте используются реечные платформенные стапели, специальные стенды. На спецоборудовании при восстановлении геометрии кузовного элемента достигается воздействие на поврежденные участки с большим усилием и точностью, металл исправляется быстрее и с меньшими трудовыми затратами, рихтовка получается более качественной.

Споттер для рихтовки авто

Кузовной ремонт, в том числе рихтовки, можно проводить методом контактной сварки. В качестве инструмента в данном случае используются споттер – на деформированную поверхность привариваются крепежные элементы, с помощью которых извлекается металл. Если в стандартном методе для выравнивания поверхности необходимо железо выстукивать изнутри, то благодаря контактной сварке и специального приспособления выравнивания поверхности металла производится снаружи.

Использование споттера дает определенные преимущества:

  • пользоваться контактной сваркой безопаснее, чем обычным сварочным аппаратом, от него практически не летят искры;
  • на месте сварки не образуется окалины и шлака, сварочным аппаратом не прожигается даже тонкий металл;
  • приваривать крепления можно несколько раз, так крепежные шайбы от сварки не плавятся;
  • использование споттера повышает производительность работ – процесс рихтовки занимает меньше времени.

Аппараты точечной сварки выпускаются разными производителями – оборудование может быть разным по цене, стоимость зависит от нескольких факторов:

  • мощности аппарата;
  • страны-производителя;
  • бренда;
  • степени оснащенности (комплектации).

Наиболее известными фирмами, выпускающими оборудование, являются:

  • WiederKraft;
  • Nordberg;
  • DECA;
  • Gysliner;
  • Solary.

Использовать споттер особенно выгодно в условиях большого автосервиса, специализирующегося на кузовном ремонте. Принцип работы оборудования следующий:

 

 

  • участок кузовной поверхности, который необходимо выровнять, тщательно зачищается от лакокрасочного покрытия;
  • также зачищается участок кузовной детали, где будет крепиться массовый провод сварочного аппарата;
  • после обработки металл очищается с помощью сжатого воздуха, устанавливается масса – контакт должен быть надежным;
  • затем к кузовной поверхности на поврежденном участке привариваются крепежные элементы (шайбы);
  • на обратный молоток устанавливается крючок для шайб;
  • металл на поврежденном участке исправляется таким образом – крючок зацепляется за шайбу, а обратным молотком железо извлекается наружу;
  • затем шайбы удаляются, поверхность защищается и выравнивается.

Для глубоких и больших вмятин применяется система вытяжки, в этом случае:

  • на ремонтируемую поверхность привариваются специальные шайбы с удлинителем;
  • в отверстия шайб вставляется пруток;
  • на кузове закрепляется система вытяжки, соединяется с прутком;
  • зачем помощью рычагов металл на деформируемом участке вытягивается.

Также вмятины можно исправить с использованием:

  • иглы для точечной сварки и обратного молотка;
  • приварка к поврежденному участку звездочек;
  • приварка волновой проволоки (для длинных и узких участков повреждений).

Контактный сварочный аппарат также можно использовать для осадки металла. В условиях автомастерской цена рихтовка с помощью споттера снижается – работа занимает меньше времени, рихтовка становится не такой трудоемкой.

Гидравлический кузовной ремонт

В рихтовочных работах часто используется гидравлика – гидравлические растяжки и домкраты, гидроцилиндры, насосы. Гидравлический инструмент идет в комплекте, растяжка позволяет создавать усилия до 5 тонн. С помощью гидравлики рихтуются багажники и капоты автомобилей, выравнивается пороги, исправляются перекосы дверных проемов.

Вакуумная вытяжка вмятин

Если на кузове (двери, крыле, крыше) образовалась вмятина, но лакокрасочное покрытие не пострадало, можно исправить дефект с помощью вакуумной рихтовки. Для исправления вмятин используется пневматический или вакуумный инструмент (присоски), данный метод применяется для устранения так называемых «хлопунов» размерами больше 15-20 см в диаметре.

Преимущество этого способа заключается в том, что после исправления дефекта покраски не нужно – лакокрасочное покрытие не повреждается, работа выполняется намного быстрее, чем при обычной рихтовке. Но вакуумная вытяжка вмятин нужно определенного мастерства, и исправить удается далеко не каждую вмятину.

Рихтовка авто своими руками

Рихтовка кузовных деталей при большом желании можно сделать самостоятельно, но необходимо рассчитывать свои силы. Если нет соответствующего опыта, внешний вид своего автомобиля хозяин может испортить, и в дальнейшем мастерам автовладелец только усложнит работу.

Как правило, в домашних условиях водитель не имеет специального оборудования, поэтому для рихтовки в основном используется домкрат и резиновый молоток. Проще всего будет самостоятельно рихтовать небольшие вмятины, и если кузовной элемент съемный (переднее крыло, дверь, капот), его все же лучше снять.

Переднее крыло отремонтировать самостоятельно проще всего, чтобы выровнять деформируемую поверхность, деталь сначала необходимо снять с автомобиля. После демонтажа крыло следует положить на ровную плоскость, укрытую плотной тканью (войлоком) – мягкая основа здесь необходима для смягчения ударов. Нанося удары, следует регулярно осматривать крыло, проверять, насколько удается выровнять металл. Если в результате рихтовки краска облетает, нужно этот участок подготовить к покраске – зашпатлевать, зашкурить, обезжирить и затем загрунтовать.

Чтобы отремонтировать вмятины на двери, кузовной элемент также следует демонтировать. После демонтажа двери разбирается, с нее снимается дверная обшивка. Если вмятина находится примерно посередине дверной накладки, дефект устранить нетрудно – изнутри железо можно выстучать. «Гаражные болезни» вылечить сложнее, и главное здесь все же следует доверить профессионалам – качественно самостоятельно выполнить работу вряд ли получится, а толстый слой шпаклевки – это не выход из положения, шпаклевка может и отвалиться.

Нюансы рихтовочных работ

  • Если образуется вмятина на части кузова с двойным металлом, молотком выровнять поверхность не получится – изнутри к внешнему железа будет не добраться. В таком случае качественно отремонтировать элемент можно с помощью споттера.
  • Если по центру заднего/ переднего крыла, двери образовался «хлопун», его можно попробовать исправить без использования каких-либо инструментов – необходимо по железу изнутри резко ударить рукой. Безусловно, можно воспользоваться и вакуумной присоской с обратным молотком, но не у всех этот инструмент есть.
  • Бывает и так – повреждается кузовная деталь (крыло, дверь, капот, крышка багажника), что уже имеет следы коррозии. Рихтовать такой элемент не имеет смысла даже по бедности. Лучше ездить с этим дефектом и собирать деньги на ремонт и новую деталь. Конечно, в данном случае речь не идет о серьезной аварии.
  • При выравнивании поверхности одиночные резкие удары лучше не наносить, ударять следует легко и часто.
  • Есть кузовные детали, которые стоят недорого, поэтому рихтовка старого капота или переднего крыла не всегда оправдана. Но здесь есть один нюанс – на многие иномарки продаются неоригинальные китайские запчасти. Если на машине установлен оригинальный капот, и его можно отремонтировать, то лучше восстановить его, чем покупать дешевый «неоригинал», с которыми могут возникнуть проблемы: железо начнет быстро ржаветь, деталь будет трудно подогнать по месту.

Источник http://bibika.pro/sposoby-rihtovki-kuzovnyh-elementov-vse-ob-avto/
Источник

 

 

Интересные статьи

Leave a Comment