Содержание
Как размещать и крепить груз в автомобиле?
Развитие большегрузного автотранспорта предъявляет особые требования к надёжности фиксации штучных и упакованных грузов: ведь на качество дорог в нашей стране не жалуется только ленивый. Поэтому любой товар отправляется в путь только после тщательного крепления в фургоне автомобиля. С этой целью применяются специальные стяжные ремни. В большинстве случаев они включают в себя храповый механизм, а потому иногда называются рэтчетами (от англ. ratchet – храповик).
Виды и конструкции стяжных ремней
Стяжные ремни для крепления груза выпускаются в двух разновидностях – в виде эластичных лент из полипропилена на застёжках типа «велькро» (которые позволяют создать крепление за счёт силы растяжения материала) и с механическим зажимом по периметру обхвата, который обеспечивается натяжным устройством. Сама лента при этом изготавливается из более жёсткого текстильного материала, малочувствительного к внешним условиям применения. Таким образом, второй способ, хотя конструктивно и более сложен, зато гарантирует постоянство усилия стягивания, которое не зависит от факторов, сопутствующих перевозке груза.
Стягивающие эластичные ленты бывают двух видов – стальные и текстильные. Они могут использоваться:
- При небольших перепадах влажности и температуры;
- При отсутствии длительных вибраций;
- Для транспортировки сравнительно небольших по габаритам грузов.
Кроме того, сцепляющая способность стяжных ремней с застёжками «велькро» весьма сильно меняется со временем их использования. Поэтому иногда в стальных застёжках устанавливают ещё и стяжную пружину. Впрочем, допускаемые усилия стягивания при этом возрастают ненамного.
Значительно более эффективными и универсальными являются стяжные ремни для крепления грузов, оснащённые храповыми механизмами. Такие устройства включают в себя:
- Износоустойчивую ленту, параметры которой не изменяются при воздействии на неё агрессивных жидких сред, и прочих неблагоприятных факторов.
- Узла фиксации ремня – фитинга, который представляет собой стальной крюк или кольцо. Эксплуатационные качества фитинга подбираются индивидуально, под создаваемое при упаковке усилие натяжения ремня.
- Трещотки или храповика, которым создаётся и поддерживается необходимое усилие стягивания.
Стяжной ремень с храповиком обычно имеет две части: более короткую, на которой, кроме крепёжного элемента, имеется ещё и фиксатор ремня относительно внутренней поверхности фуры или кузова автомобиля, и более длинную, на конце которой и монтируется храповой механизм.
Сам механизм состоит из следующих деталей:
- Зубчатой трещотки с собачкой, которая предохраняет ремень от самопроизвольного расстёгивания;
- Замка, обхватывающего трещотку;
- Поворотной планки с пружинным прижимом, при помощи которой происходит регулирование длины ремня;
- Стального основания, посредством которого храповик присоединяется непосредственно к стягивающей ленте.
Крепление храпового механизма производится либо заклёпками, либо скобами, которые снабжаются неразъёмными замками. Это жёсткое крепление, а регулировка длины стяжного ремня обеспечивается наличием подвижной петли на короткой части устройства.
Другие способы фиксации – пряжки, лебёдки – в современных схемах стяжных ремней не используются.
Устройство стяжных ремней:
- Прочная лента, выполненная из синтетической ткани. Чаще всего — полиамида, полиэстера или полипропилена. Она мягкая и упругая, поэтому не может повредить перевозимую продукцию.
- Натяжное устройство (храповик). Регулирует натяжение ленты.
- Фитинги. Это могут быть крюки, кольца и иные крепежные устройства, с помощью которых закрепляется груз в транспорте.
Одно из важнейших преимуществ стяжных ремней — их устойчивость к различного рода воздействиям: перепадам температур, ультрафиолету, бензиновым парам, химическим жидкостям. Металлические составляющие обрабатываются специальным антикоррозийным составом или производятся на основе оцинкованной стали, ввиду чего даже при тяжелых условиях эксплуатации на них не образовывается ржавчина.
Эксплуатационные характеристики стяжных ремней с храповиками
Подбор типоразмера ремня производится в зависимости от следующих условий:
- Массы и габаритов груза.
- Характера груза – длинномеры, штучные упаковки, тюки, паллеты, мебель и т. д.
- Условий транспортировки – открытая платформа, закрытый фургон, прицеп и пр.
- Принятой схемы крепления груза.
Чаще всего используются следующие варианты крепления:
- Снизу, если на дно фуры ровное и плоское, а сами грузы упакованы на одной паллете;
- Диагональное, если груз имеет сложную конфигурацию, и не помещён в упаковочную тару;
- Смешанное (крест-накрест), если края паллеты или самого груза близко расположены к краю платформы, и поэтому не могут быть зафиксированы за её борта;
- Комбинированное – применяется при значительных высотных габаритах груза, вследствие чего его невозможно закрепить за боковые поверхности фуры или платформы прицепа.
Стяжные ремни для крепления грузов подбираются в следующей последовательности. Вначале устанавливается допустимая ширина одного ремня, которая не должна превышать ширину соответствующей горизонтальной площадки, через которую будет проходить стяжная лента. При выборе этой характеристики принимают во внимание, что стандартные размеры стяжных ремней по ширине необходимо выбирать из следующего ряда, мм: 25, 35, 50, 75, 100 (более широкие исполнения производятся обычно под заказ).
На следующем этапе выбирается количество и длина стяжных ремней. Эти характеристики зависят от максимального периметра обхвата груза, подлежащего транспортировке. Длина стяжного ремня должна учитывать также расстояние до крюка/кольца и возможность регулировки приспособления, чтобы храповый механизм надёжно фиксировал груз.
Суммарная длина ремня устанавливается из следующих соображений:
- Расстояние между смежными ремнями не может превышать наибольшего габарита груза. Это правило касается плоских поверхностей. При упаковке груза в защитную полимерную плёнку расстояние должно быть уменьшено не менее, чем вдвое. То же касается ситуаций, когда крепление производится по неровным (овальным, круглым и т. п.) поверхностям;
- При комбинированном креплении груза верхний обхват рэтчета должен выполняться по короткой, а не по длинной стороне;
- Длина свободного конца ремня должна быть не менее двух значений его ширины, для того, чтобы храповый механизм было удобно использовать.
Стандартной считается длина ремня в диапазоне 3…6 метров, но такие исполнения хороши для владельцев индивидуального автотранспорта. При большегрузных перевозках тяжёлых и габаритных грузов оптимальнее приобретать стяжные ремни в бухтах, которые выпускаются с общей длиной 50…200 м.
Последним по последовательности (но самым важным по существу) считается выбор стяжного ремня по допускаемому усилию. Ограничивающим фактором здесь является текстильная лента, которая может не выдержать усилий, возникающих при транспортировке груза.
Стяжные ремни для крепления грузов производятся со следующими значениями наибольшего стягивающего усилия, кг: 1000; 2000; 3500; 5000; 7500; 10000. Учитывая фактор безопасности, минимально допустимый коэффициент запаса прочности по усилию не может быть менее 2 (для б/у ремней это значение возрастает). Выбирая типоразмер ремня по его максимальной нагрузке, учитывают следующее:
- При заносах фуры или прицепа на неровной дороге (а также при повороте автомобиля или при его резком торможении) на груз действует горизонтальное сдвигающее усилие, равное половине общей массы груза;
- Подвижность груза на платформе/паллете резко увеличивается в условиях повышенной влажности, поскольку коэффициент трения покоя по сухой платформе составляет в среднем 0,2…0,22, а влажной – 0,3…0,35;
- Деформация элементов храпового устройства снижает усилие зажима на 40…50%.
Размещение и способы крепления грузов в кузове автотранспортного средства
В настоящее время в РФ отсутствуют нормативно-правовые документы, касающиеся вопросов безопасного размещения и крепления грузов при транспортировке. Действующие в Европе стандарты EN 12195:2010 «Крепление грузов на автотранспортных средствах. Безопасность», EN 12642 «Конструкция кузова коммерческого транспортного средства. Минимальные требования» могут использоваться у нас только в качестве справочного пособия, с целью обеспечения безопасности при перевозке различных грузов. При размещении груза в кузове автомобиля необходимо выполнять ряд требований, некоторые из них приводятся ниже:
- более крупные и тяжёлые грузы должны располагаться внизу кузова и ближе к продольной оси симметрии грузовой платформы или кузова автотранспортного средства, в середине его длины и как можно ниже над настилом платформы (кузова). Расположение центра тяжести (ЦТ) груза влияет и на устойчивость автомобиля, на его управляемость и на эффективность торможения. А конкретно, продольное расположение ЦТ груза влияет и на допустимую полезную нагрузку автомобиля. Существуют специальные диаграммы, показывающие величину грузоподъёмности автомобиля как функцию продольного положения ЦТ груза;
Пример схемы распределения груза в двухосном автомобиле
Пример схемы распределения груза в полуприцепе
Пример схемы распределения груза в трёхосном автомобиле
- однородные штучные грузы в кузове штабелируют с соблюдением одинакового количества ярусов по всей грузонесущей площади при обеспечении надёжного крепления верхнего яруса штабеля;
- грузы с меньшей объёмной массой следует укладывать на грузы с большей объёмной массой ;
- при размещении на автотранспортных средствах длинномерных грузов ( трубы , стальной прокат , лесоматериалы и др. ) разных размеров , разной длины и толщины следует подбирать их одинаковыми в каждом ряду , более длинные следует размещать в нижних рядах , а лесоматериалы кроме того в каждом ряду необходимо сочетать «комель-вершина».
Из курса физики средней школы известно , что на любое тело , двигающееся неравномерно прямо линейно или криволинейно (по радиусу) пусть даже и с постоянной скоростью , т.е равномерно действуют силы инерции , которые особенно проявляются при автотранспортных перевозках. При резком торможении, наборе скорости, трогания с места, при движении на поворотах и закруглённых участках дороги, эти силы могут достигнуть величин, способных сместить, опрокинуть и даже выбросить груз за борт автомобиля. Значения этих сил определены теоретически и подтверждены практикой. В Евростандарте EN 12195 :2010 max значения этих сил приняты следующими:
- силы, действующие в продольном направлении вперёд, равны 0,8G (где G-вес груза);
- силы, действующие в продольном направлении назад, равны 0,5G;
- силы, действующие в поперечном направлении влево, вправо равны 0,5G.
Силы инерции определяются по следующей формуле: Fm = Cxy · Fg , где Fm — сила инерции Cxy — соответствующий коэффициент ускорения инерционной силы, который равен 0,8; 0,5; 0,5 в продольном направлении вперёд, назад и в поперечном направлении соответственно. Fg — вес груза ( Fg = m · g, где m- масса, умноженная на ускорение свободного падения g=9,81 м/сек²) Изначально противостоят силам инерции только силы трения. Силы инерции и силы трения всегда противоположно направлены. Сила трения определяется по формуле: Fr = N · M, где Fr — сила трения N — сила нормального давления (сила реакции опоры) численно равна весу груза — Fg M — коэффициент трения, зависит от материала контактирующих тел. Значения коэффициентов трения для некоторых материалов сведены в таблицу:
Нагружаемая поверхность груза | Сухое сцепление материала | Мокрое сцепление материала | Масляное сцепление материала |
Дерево/дерево | 0,20-0,50 | 0,20-0,25 | 0,05-0,15 |
Металл/дерево | 0,20-0,50 | 0,20-0,25 | 0,02-0,10 |
Металл/металл | 0,10-0,25 | 0,10-0,20 | 0,01-0,10 |
Дерево/бетон | 0,30-0,60 | 0,30-0,50 | 0,10-0,20 |
Противоскользящие маты | 0,60 | 0,60 | 0,60 |
Для того, чтобы груз остался неподвижным, необходимо выполнить следующие требования: сила трения должна быть больше или равна инерционной силе,
т. е. Fr ≥ Fm, NM ≥ Fg · Cxy Для того, чтобы увеличить силу трения Fr есть два пути:
- Применить материалы с повышенным коэффициентом трения, например проложить между платформой и грузом противоскользящие маты.
2. Увеличить силу нормального давления N (без увеличения веса груза Fg). Для этого необходимо дополнительное прижатие груза к платформе. Когда груз ничем не прижат, сила нормального давления N равна весу груза Fg. Когда появляется дополнительная прижимающая сила Fv сила нормального давления равна сумме веса Fg и дополнительной прижимающей силы Fv: N = Fg + Fv Обеспечение достаточной прижимающей силы и есть основная задача крепления груза прижимом стяжными ремнями (способ увязки поверху). Необходимая прижимающая сила с учётом вертикального угла α установки ремня определится по формуле:
Fv ≥ [(Cxy — M)/(M · sin α )] · Fg , где α — вертикальный угол установки ремня рекомендуется в пределах 75º — 90º. Число необходимых для крепления груза ремней определится по формуле (при наличии одного натяжного устройства):
n = | (Cxy — M) · Fg |
M · sin α · Stf · Kn |
где n — количество прижимных ремней ; Stf — сила натяжения ремня, обеспечивается натяжным устройством; Kn — «передаточный фактор», это коэффициент, который определяет потерю натяжения прижимного ремня из-за трения между ремнём и грузом. При наличии одного натяжного устройства Kn принимается равным 1,5.
3. Для увеличения силы трения наиболее рациональным является комбинированный способ: применение противоскользящих матов и прижимных ремней одновременно. Такой способ крепления груза позволяет значительно снизить (уменьшить) количество прижимных ремней.
КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗА С ПОМОЩЬЮ ПРИЖИМНЫХ РЕМНЕЙ (способ увязки поверху)
Есть ещё два способа крепления груза в кузове автотранспортного средства, называемые: способ блокировки и способ увязки. Их общей характеристикой является то, что средства крепления напрямую воспринимают силы инерции, действующие на груз. Только в первом случае средства крепления работают на сжатие, а во втором на растяжение. При креплении груза блокировкой средствами крепления являются жёсткие элементы: распорные штанги, упоры, поддоны, планки блокировочные, колодки, бруски, брусья и т.д. Применяются и нежёсткие средства крепления: воздушные пакеты для фиксации грузов, наполненные сжатым воздухом, эластичный прокладочный материал, например полиуретан, резина и др. В конечном счете, при блокировке силы инерции воздействуют напрямую или через крепёжные устройства на элементы конструкции кузова — борта, передний, задний и боковые. Прочность их является критерием надёжности крепления груза способом блокировки. Прочностные характеристики бортов кузова необходимо учитывать при расчёте сил крепления груза этим способом. Для автомобилей, изготовленных с учётом требований Евростандарта EN12642 , прочность переднего борта кузова должна обеспечивать восприятие нагрузки, составляющей 40% грузоподъёмности автотранспортного средства, но не более 5 тонн, заднего борта -25 %, но не более 3,1 т., боковых бортов — 30% (борта-24%, тентованной части- 6%). Расчёт крепления груза способом блокировки сводится к определению сил блокировки и сил трения с последующим сравнением их суммы с соответствующими горизонтальными инерционными силами. Это условие выразится неравенством:
Fb + Fr ≥ Fm, где
Fb — сила блокировки (определяется соответствующей прочностью бортов) Fr — сила трения, равная Fg · M (Fg — сила веса (сила нормального давления), M — коэффициент трения) Fm — сила инерции, действующей на груз, равная Cxy · Fg (Cxy — коэффициент ускорения, в зависимости от направления составляет 0,8; 0,5; 0,5 — вперёд-назад, вбок — соответственно) Поясним вышесказанное на примере: груз весом 5 тонн находится в кузове автомобиля грузоподъёмностью 7 тонн, сила инерции действует вперёд коэффициент трения между грузом и платформой = 0,2. Можно ли закрепить этот груз способом блокировки? Определим силу инерции, действующую на груз Fm = Fg · Cxy= 5 · 0,8 = 4 тонны Определим сумму сил, стремящихся удержать груз : Fb + Fr = p · 40/100 + Fg · M = 7 · 0,4 + 5 · 0,2 = 3,8 тонны, т. е. 3,8 т. < 4 т, следовательно, этот груз закрепить только способом блокировки нельзя. Аналогично проверяются возможность блокировки для заднего и боковых бортов.
КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗА СПОСОБОМ БЛОКИРОВКИ Деревянными распорными устройствами
С помощью панелей
С помощью поддонов
С помощью колодок
С помощью надувных подушек
В направлении вбок
В направлении назад
Теперь рассмотрим крепление груза способами увязки, используя в качестве средств крепления тканые синтетические ремни. Как упоминалось ранее, средства крепления в этом случае напрямую воспринимают действующую на груз силу инерции и работают на растяжение, то есть воспринимают растягивающую нагрузку. Расчётным параметром ремня при креплении груза увязкой является максимальная величина прямого натяжения — αC, на которое рассчитывается тяжной ремень, чтобы поддерживать это натяжение при использовании. Условие неподвижности груза при креплении увязкой остаётся тем же, что и при блокировке, т.е. сумма сил, действующих на груз в каждом из указанных направлений должна быть равна нолю:
Fr + Fy — Fm = 0; Fr + Fy = Fm, где
Fr — сила трения между грузом и платформой, определяется: Fr = Fg · M; Fy — усилие увязки, равное Fy = Fm — Fr; Fm — сила инерции, действующая на груз Fm = Cxy · Fg; Усилие увязки определяется по формуле
Fy = Frem · n1 · n2 (M · sin α + cos α · cos β), где
Frem — величина расчётного натяжения, применяемого для крепления ремня; n1 — количество применяемых ремней; n2 — количество работающих ветвей ремня, n2 может быть 1 или 2, в зависимости от варианта увязки; α — угол ремня по вертикали (угол между платформой и ремнём); β — угол ремня по горизонтали; Расчёт крепления груза способом увязки сводится к определению Frem по формуле:
Frem = | Cxy · Fg — Fg · M |
n1 · n2 ( M · sin α + cos α · cos β) |
По найденному значению Frem выбираем ремень с параметром αC не менее, чем Frem. Например, найденное по формуле Frem составляет 2320 DAN, берём ремень с рабочей нагрузкой αC ≥ 2320 DAN.
СПОСОБЫ УВЯЗКИ ГРУЗА :
1. УВЯЗКА ПРЯМАЯ (УВЯЗКА РАСТЯЖКАМИ)
Такая увязка применяется только при оснащении груза увязочным устройством (серьги, петли, скобы, кольца и пр.). В этом случае ремень крепится одним концом за это увязочное устройство, другим за точку крепления на платформе автотранспортного средства. Для надёжного крепления груза одновременно в продольном и поперечном направлении необходимо использовать не менее двух пар ремней. Способ крепления прямой увязкой чаще используется при перевозке тяжёлых грузов: грузовой техники, технологического оборудования, металлоконструкций. Расчёт крепления груза производится по вышеприведённой формуле для способа увязки, в котором значения коэффициентов таковы: n1 = 2, n2 = 1
КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗА ПРЯМОЙ УВЯЗКОЙ (РАСТЯЖКАМИ)
2. УВЯЗКА ПЕТЛЁЙ Это вид крепления груза (в данном случае при помощи тканых синтетических ремней) к одной стороне кузова транспортного средства, позволяющей предотвратить смещение груза в обратную сторону. Для обеспечения двойного действия крепления петлевую увязку необходимо использовать попарно. Для того чтобы предотвратить перекашивание груза в продольном направлении нужны две пары петлевой увязки. Минимальное количество петель для крепления груза — три (две в одном направлении и одна в противоположном). Чаще всего применяют петлевую увязку для крепления груза в поперечном направлении (для компенсации силы инерции, равной 0,5 Fg). Необходимо помнить, что способность петлевой увязки выдерживать требуемое растягивающее усилие зависит не только от прочности ремня, но и от прочности точек крепления, так как оба конца ремня заведены на одну точку крепления. При этом каждая точка крепления, расположенная на платформе испытывает нагрузку, равную геометрической сумме натяжения ветвей ремня.
КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗА ПЕТЛЕВОЙ УВЯЗКОЙ (РАСТЯЖКАМИ)
3. Точка крепления
Расчёт крепления груза способом петлевой увязки заключается в: 1. Определении силы — Fm, действующей на точку крепления обеих ветвей ремня и сравнение этой силы с допускаемой нагрузкой — Q на точку крепления. Должно быть выполнено условие: Fm ≤ Q (в противном случае крепить этот груз только петлевой увязкой нельзя) 2. Определении усилия Fn натяжения ветвей ремня и выборе ремня по величине параметра αC (рабочая нагрузка), исходя из условия: Fn ≤ αC Значения сил: Fm — силы, действующей на точку крепления и Fn — силы натяжения ветвей ремня определяются по формулам:
Fm = | (Cxy — M) · Fg · (1 — tg α /2M) |
n · cos α / 2 |
где n — количество точек крепления ветвей ремня с одной стороны груза, в данном случае n = 2 (на рисунке это точки позиции 3); α — угол между ветвями ремня.
Fn = | Fm | = | (Cxy — M) · Fg · (1- tg α/2M ) |
2 cos α /2 | 2 · n(cos α /2)2 |
3. УВЯЗКА ШПРИНГОМ (РЕССОРНАЯ УВЯЗКА) Увязка шпрингом используется для предотвращения перемещения груза в направлении движения или в обратном направлении. У этого способа крепления есть существенный недостаток — при ослаблении ремня может происходить его смещение от своего первоначального установочного положения. Для обеспечения неизменности этого положения и предотвращения падения ремня применяют различные способы для его закрепления: закрепление петлёй, закрепление уголками, закрепление европоддонами, закрепление дополнительной верёвкой, пропущенной поверх груза. Ещё есть вариант крепления груза шпрингом, когда применяют сразу два одинаковых ремня для удержания груза в одном направлении. Можно назвать такое крепление-двойной шпринг. Ремень в этом случае не требует дополнительного удержания от падения. Блокировочная сила при этом составляет учетверённую рабочую нагрузку αC ремня, (равная значению 4 · αC)
КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗА СПОСОБОМ УВЯЗКИ ШПРИНГОМ
Закрепление ремня «петлей»
Закрепление ремня «уголками»
Закрепление ремня «европоддоном»
Заккрепление двойным шпрингом
Достоинства шпринга: — Используется двойная рабочая нагрузка αC. При этом угол установки ремня к грузовой платформе α не рекомендуется более 45 º; — Нет необходимости максимально обжимать ленту натяжным механизмом . Достаточно натяжение рукой для выбора слабины. Шпринг начинает работать только при начале смещения груза. Исчезает опасность повреждения груза от давления натяжного устройства. — Увеличение длины ленты в процессе транспортировки (вибрации , перепад температур ) не приводит к потере силы крепления. Способ закрепления ремня петлёй не всегда означает, что нужно использовать специальный ремень, можно использовать простую верёвку, установленную поверх груза, которая будет удерживать шпринг от падения. Способ закрепления уголками применяется редко, так как требует установки специализированных уголков с петлями для проводки ремня шпринга. Уголки необходимо надёжно закрепить на таре. Способ закрепления шпринга «петлёй» и «уголками» хорош ещё и тем, что рабочая нагрузка раскладывается на дополнительный прижим груза к платформе автотранспортного средства, обеспечивая дополнительную силу трения. Способ крепления европоддоном не обладает такой способностью дополнительного прижима груза к платформе, так как прижимает вниз только сам поддон. При креплении поддоном формируется передвижная стенка которая закрепляет всю сторону грузовой единицы, особенно если грузовая единица недостаточно прочная, склонная к деформациям (пакеты на деревянных поддонах). Расчёт крепления груза способом увязки шпрингом сводится к определению усилия натяжения ремня, возникающего под действием сил инерции. При закреплении ремня от смещения и падения способом «петлёй» или «уголками» расчётная формула имеет вид:
Frem = | (Cx — M) · Fg | (при условии применения одного ремня) |
2(M · sin α + cos α · cos β) |
При закреплении ремня «европоддоном»
Frem = | (Cx — M) · Fg | (при условии применения одного ремня) |
2cos α · cos β |
При креплении груза двойным шпрингом :
Frem = | (Cx — M) · Fg |
4(M · sin α +cos α · cos β) |
Условные обозначения в формулах: Frem — величина натяжения в ветви ремня возникающая при действии силы инерции; Cx — коэффициент горизонтального ускорения, составляет вперёд — 0,8 ; назад равный -0,5 ; M — коэффициент трения между между грузом и платформой ; Fg — вес груза; α — угол ремня по вертикали; β — угол ремня по горизонтали; По найденному значению Frem выбираем ремень с параметром αC большим или равным Frem, т.е. αC ≥ Frem. Выше рассмотрены способы крепления груза в кузове автотранспортного средства. Под действием сил инерции груз может не только сместиться от своего первоначального положения в плоскости кузова, но и потеряв устойчивость, опрокинуться. Для предотвращения этого грузы проверяют на устойчивость. Особенно грузы со значительной высотой и небольшой площадью опоры и грузы с высоким расположением центра тяжести. Кроме применения основных способов крепления по отдельности, например только увязка поверху или блокировка или увязка растяжками можно все способы комбинировать между собой, т.е. применять совместно, например блокировку с увязкой поверху, блокировку с увязкой петлёй, и/или шпрингом, увязку поверху с увязкой шпрингом, применение противоскользящих матов с блокировкой или увязкой поверху и т.д. Способы крепления могут дополнять друг друга, работать в одном направлении или работать в разных направлениях. Например, при блокировке в направлении вперёд, когда усилие крепления ограничено прочностью бортов дополнительная увязка поверху позволит надёжно закрепить груз, не перегружая передний борт кузова. А сочетание способов: блокировка в продольном направлении с увязкой петлёй в поперечном направлении позволит закрепить груз от смещения во всех направлениях. Способ увязки поверху предохраняет груз от смещения сразу во всех направлениях. Остальные способы увязки (петлёй, растяжками, шпрингом ) могут работать (предотвращать смещение груза) только в одном направлении (например только вперёд), если требуется предотвратить смещение груза в 2-х, 3-х и 4-х направлениях, то количество средств крепления должно быть увеличено в 2, 3, 4 раза соответственно. Все рассмотренные здесь способы крепления груза показаны на схеме «СПОСОБЫ КРЕПЛЕНИЯ (ФИКСАЦИИ) груза в кузове автомобиля» Схема позволяет быстрее определить средства и способы крепления груза. При выборе способа и средств, крепления необходимо учитывать следующее: массу и габариты груза, расположение центра тяжести груза, форму и тип груза, коэффициент трения, грузоподъёмность автомобиля, количество и расположение точек крепления на грузовой платформе и предельные их нагрузки, прочность бортов.
Производители и стоимость стяжных ремней
Цена рассматриваемых устройств зависит от ширины ленты, её материала, а также конструкции рэтчета. Наибольшей эксплуатационной надёжностью обладает храповой механизм в стяжных ремнях HFS от немецкой компании SpanSet (либо устройства, производимые по лицензии этой компании). Храповики в ремнях HFS имеют дополнительную опцию контроля от возможного ослабления, что повышает безопасность транспортирования грузов.
Все детали храповика должны иметь антикоррозионное покрытие, и быть изготовлены из качественной стали (не из дюралюминия!). Коррозионно-стойкими должны быть также и фиксирующие элементы – крюки и петли.
В сертификате на материал стяжной ленты должны приводиться результаты испытания на стойкость от поверхностного воздействия влаги и технологических масел.
Стяжные ремни для крепления грузов после использования должны тщательно очищаться от грязи и частиц материала, застрявших в зубьях храповика, этими несложными процедурами продлевается долговечность изделий.
Диапазон цен на стяжные ремни отечественного производства – от 50 до 200 руб за пог. м. для ремней с малой нагрузочной способностью и минимальной шириной, от 250 до 500 руб за пог. м. – для ремней с наибольшей шириной и допускаемым усилием натяжения (при этом надёжность храпового механизма от цены не зависит). Импортную продукцию можно приобрести по цене от 700 до 1000 руб за пог. м.
Затяжка ремня
Однако просто обвязать груз ремнём недостаточно. Во-первых, водителю-экспедитору необходимо грамотно продумать схему обвязки перевозимой клади. Здесь нужно учитывать разные факторы. При резком торможении груз не должен сорваться вперёд и пробить кабину тягача, а на подъёме — съехать на идущий следом автотранспорт. При езде по неровному асфальту или пересечённой местности необходимо удержать груз от любого продольного и поперечного смещения. А ещё бывают нестандартные транспортировки и грузы со смещёнными центрами тяжести.
Во-вторых, водителю необходимо стянуть ремни так, чтобы прочно зафиксировать груз на месте, исключив его потенциальное смещение. И здесь на помощь приходят механизмы для ремня крепления груза.
При использовании стяжных ремней категорически запрещено
- Перекручивать или искривлять ленту.
- Вешать на крюки, зацеплять один крюк задругой или за борт транспорта, без особых проушин.
- Чистить ремень химическими средствами с высокой активностью.
- Пользоваться ремнем с очевидно проржавевшим или деформированным металлическим замком и крюками.
- Использовать ленту, поврежденную больше чем на 10% от ее ширины.
- Пользоваться лентой с повреждениями от влияния температуры.
- Пользоваться запутанной лентой или лентой, на которой есть узлы.
- Использовать ремень либо без бирки вообще, либо если информация на ней не читабельна.
Пользоваться можно исключительно стяжными ремнями без дефектов и повреждений.
Помните! Груз, закрепленный ненадлежащим образом, может быть поврежден или, что еще хуже, нанести вред здоровью или жизни людей и животных!
Универсальность ремней
На сегодняшний момент времени натяжной ремень для крепления груза с механическим натяжителем храпового типа — самый популярный способ фиксации перевозимой поклажи. Кроме водителей большегрузных автомобилей, их довольно часто используют владельцы легкового автотранспорта при перевозке открытым способом, как правило, на крышном багажнике.
Водители-дальнобойщики тоже с удовольствием применяют такой тип крепления перевозимых грузов. Ремни прочно и надёжно фиксируют поклажу, при этом деликатно обжимают груз со всех сторон, нанося минимальный ущерб упаковке. Они устойчивы к воздействию технических жидкостей, таких как масло, бензин, керосин, различных этиленгликолиевых антифризов и других химических веществ. Современные ремни позволяют держать довольно высокие нагрузки на разрыв и не менять свою первоначальную длину при намокании или заморозке, что даёт возможность их использования в любое время года и при различных погодных условиях.
Давайте рассмотрим, чем мы крепим наши грузы и чем отличается метод крепления прижимом от других способов крепления, а также какие характеристики стяжного ремня которые должны приниматься во внимание при расчетах крепления.
На груз в транспортном средстве действуют инерционные силы. Если нет никакого крепления, то груз до определенного момента удерживается только силой трения. Чтобы увеличить силу трения, груз надо прижать, и прижим осуществляется с помощью прижимных ремней. Этот вид крепления широко распространен, поскольку может применяться при креплении многих видов груза. Ремень прижимает груз к поверхности, что увеличивает силу трения, а в целом предохраняет груз от смещения. Сила, с которой действует прижимной ремень, называется силой натяжения, она достигается при помощи натяжного элемента. В связи с тем, что ремень прижимает груз с двух сторон, результирующая сила натяжения — это сумма векторов двух сил F1 и F2. На противоположной месторасположению храпового механизма стороне возникает меньшая сила натяжения F2.
Эта характеристика должна быть указана в маркировке. В настоящее время рынок переполнен дешевыми стяжными ремнями неизвестных производителей, и перевозчики предпочитают использовать их, так как не существуют стандартов, ограничивающих их использование. Трудно представить, но элементы, которые удерживают от выпадения из транспортного средства многотонные грузы, остались без внимания государственных органов сертификации и контроля. Детальные указания содержатся в европейском стандарте EN 12195-2 «Крепление груза. Безопасность. Крепежные стяжные ремни из химических волокон». Стандарт EN 12195-2 принят во всех странах-участницах Европейского комитета по стандартизации и вступил в силу с мая 2001г.
Различают две системы:
Цельный крепежный ремень
Цельный крепежный ремень состоит из натяжного элемента (храпового механизма), к которому крепится ременная лента. Данный вид ремня часто используется для связывания (обхвата) элементов груза в одно целое.
Двухкомпонентный крепежный ремень
Двухкомпонентный крепежный ремень состоит из двух частей.
I — Съемный концевой элемент крепления состоит из длинной ременной ленты и соединительного элемента — крюка.
II — Ременная система с концевым элементом крепления состоит из короткой нерегулируемой по длине ременной ленты, к которой крепится храповой механизм и крюк. Двухкомпонентные крепежные ремни чаще всего используются при креплении прижимом, но могут использоваться и как растяжки.
Соединительные элементы (крюки) служат для крепления крепежного устройства в точке крепления (монтажной планке, раме транспорта).
Под крепежным ремнем понимается ременная лента из синтетического волокна, изготавливаемая плетением или ткачеством. Благодаря своим физическим и химическим свойствам предпочтение отдается полиэстеру, используются также полиамид и полипропилен. Используемый материал распознается по цвету на этикетке крепления.
Устройства натяжения
Вариантов тут немного. Можно стягивать ремни руками, используя мускульную силу. В этом случае они фиксируются на концевых крепёжных элементах, т. е. кольцами и крюками к бортам, тралам, а также к любым другим поверхностям прицепа. Такой тип крепления подходит для лёгких грузов, а перевозка их должна выполняться на тентованной платформе либо на жесткорамном прицепе-фургоне во избежание опрокидывания самого груза на проезжую часть.
Однако основная масса перевозимого товаропотока фиксируется на ремни для крепления груза с натяжным механизмом. Как правило, это устройство храпового типа с механической защитой от разблокирования, более известное как «храповик» или «трещотка». Менее популярные лебёдочные и уже практически не используются.
Стяжки для крепления груза: особенности выбора и советы как применять стяжной ремень с храповым механизмом (110 фото)
Жесткая цепная стяжка для крепления груза, как и стяжки из эластичных материалов имеют свои особенности эксплуатации.
Благодаря им можно прочно зафиксировать любые перевозимые грузы, включая мебельные конструкции и чемоданы, цифровую и бытовую технику, упакованные вещи и другие товары или продукцию.
Для фиксации грузов в авто и на нем используются разные способы и самым популярным считается применение стяжных ремней.
Удобная, простая и надежная стяжка для крепления груза с фиксатором помогает исключить повреждение грузов в процессе их транспортировке и надежно зафиксировать их для максимальной сохранности.
Выбор автомобиля
Автомобильные перевозки — популярный и доступный вид доставки по России и за пределами. Разнообразие видов автомобилей поможет выбрать нужный без усилий, но необходимо убедиться в соответствии с параметрами.
Рекомендации выбора ТС:
- грузовместимость соответствует объему перевозимого;
- проходимость ТС в трудной местности;
- использовать для малогабаритных перевозок автомобили с малым тоннажем;
- для провоза сыпучих материалов выбирать открытый тип кузова;
- избегать перегруза;
- перевозить специфичные вещества с соблюдением условий (цистерна, рефрижератор, контейнеровоз);
- длинномерный груз может выступать за пределы автомобиля не более, чем на 1/3 длины.
Материалы изготовления и устройство
Стяжные ремни могут дополняться разными замковыми элементами, фиксаторами и дополнительными креплениями.
- стандартные ремни для стяжки разнообразных грузов;
- кольцевые, с обустроенными зажимами концами лент;
- автовозные с храповиками и крюками для габаритных грузов.
Стяжные ремни подходят для перевозки больших и компактных грузов с применением грузового и легкового автотранспорта.
Их применение обязательно для транспортных компаний, экстренных и эвакуационных служб, сервисных фирм по перевозке грузов и является оптимальным решением ля владельцев личного автотранспорта.
Как закрепить
При правильном размещении материалов в кузове или контейнере автомобиля потребность в креплении практически нулевая. Но, если нарушен баланс сил, неверно выбрано ТС или кузов загружен не полностью, то вопрос как закрепить груз становится актуальным.
Распространены три способа крепления груза в кузове:
- Притягивание.
- Растяжка.
- Блокирование.
Крепление методом притягивания осуществляется на основе нейтрализации силой трения инерционного воздействия, возникающего при наличии свободного пространства в кузове после погрузки.
Крепежную функцию в этом способе выполняют ремни, которые натягивают поверх расположенного груза, тем самым придавливая.
В случае крепления прижимом стоит присмотреться к качеству ремней:
- предельная нагрузка;
- рабочая нагрузка;
- длина;
- когда и из чего изготовлен;
- соответствие ГОСТу.
Эти характеристики всегда можно найти на этикетке производителя.
Для длительной службы рэтчетов желательно соблюдать следующее:
- при креплении одного грузового места использовать как минимум два ремня;
- не натягивать крепеж поверх острых углов;
- контролировать цельность ремней;
- соблюдать требования допустимой нагрузки;
- не допускать скручивания, завязывания, склеивания крепежа.
Для крепления крупногабаритного груза или тяжеловесных конструкций допускается использование металлических цепей, тросов вместо крепежных ремней. Метод прижима также используется для крепления груза на легковом транспорте.
Использование растяжек (якорный метод) востребовано в морских грузоперевозках. В транспортировке грузов автотранспортом такое крепление нечасто. Суть якорного метода в том, что груз расположен в середине, а цепи, ремни или тросы (в зависимости от типа груза) закрепляются одним концом за груз, а вторым — за стену кузова, настил или борт. Получается, что с виду товар словно разрывает на части креплением.
- крепить одно грузовое место не менее, чем четырьмя тросами. Это создаст равномерное натяжение;
- производить натягивание крепежа под одинаковым углом;
- наличие специальных точек для крепежа якорным методом;
- соблюдать требования к эксплуатации средств крепления.
При креплении растяжками рекомендуется рассчитывать угол крепления и силу натяжения. Это обезопасит груз от смещения в процессе перевозки.
Блокирование часто используется при полной загрузке транспортного средства. Суть метода в том, чтобы разместить товар в кузове или контейнере таким образом, чтобы был прижат друг к другу и не допустить смещение при провозе. В качестве крепежных средств выступают распорки, пустые поддоны, воздушные пакеты.
Дополнительные способы крепления
Указанные способы крепления редко используются обособленно, чаще всего в сочетании с дополнительными средствами:
- Грузовое место упаковывают пищевой или специальной термоусадочной пленкой, служащую своеобразным каркасом, а также фиксирует положение товара на паллете.
- Противоскользящие настилы. Располагая груз на анти скользких матах увеличивается устойчивость грузовых мест.
- Сетки. При вероятности повреждения ремнями, цепями или тросами, груз накрывают металлическими сетками. Это обеспечивает равномерное покрытие, аккуратное расположение крепежных средств и сохранность товара.
- Для устойчивости колесных грузовых мест распространены колодки, с помощью которых колеса блокируются и смещение не происходит.
Особенности стяжных ремней для авто
Гибкие и прочные ременные аксессуары широко применяются владельцами автомобилей с навесными багажниками и приспособлениями для крыши.
Основными эксплуатационными параметрами и техническими характеристиками таких аксессуаров можно считать следующие свойства:
- прочность на разрыв;
- ширина и длина изделия;
- дополнительные фиксаторы.
По внешнему виду стяжные ремни могут напоминать стропы, они характеризуются повышенной прочностью и высоким уровнем сопротивления любым воздействиям.
Используя стяжные ремни можно прочно и качественно зафиксировать любые грузы, сбалансировав вес и его распределение в процессе движения автотранспортного средства.
Схема загрузки фуры по осям
Какой большой ни казалась бы фура, все же у нее есть ограничения на допустимый вес груза, иначе поломок и штрафов не избежать. Но даже не превышая нормы по грузоподъемности, можно повредить автомобиль, если неправильно распределить перевозимый товар.
Чтобы не совершить ошибку, надо знать количество осей, тип прицепа, правильность расположения нагрузки.
Расположение палет в фуре
Выбор крепления
Выбор способа крепления основан не столько на силе людей — грузчиков, сколько на инерционных силах самого груза. Зависит от того, какое количество инерционных сил действует на него во время транспортировки — при резкой смене положения ТС, слабо закрепленный груз массой повредит стенки или настил кузова, а также нарушит целостность.
Выбирая крепежную схему стоит принять во внимание:
- возможные опасные ситуации при перевозке;
- вспомогательные средства крепления;
- расчет количества креплений;
- надежность крепежных приспособлений.
Указанные условия помогут выбрать тип крепления.
При отсутствии уверенности в правильности выбора можно воспользоваться Приложением No 2 к «Правилам обеспечения безопасности перевозок». Там указаны специальные формулы для расчета угла крепления, количества крепежных средств и прочее.
Источник http://https://msmetall.ru/sovety/styazhka-gruza-s-fiksatorom.html
Источник http://https://molotok34.ru/zapchasti/remni-dlya-krepleniya-gruza.html