Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Кузов грузового автомобиля в сборе включает кабину, оперение и грузовой кузов.

Кузов грузового автомобиля предназначен для размещения груза и состоит из платформы и кабины водителя. К нему относятся крылья, облицовка, капот и брызговики.

Кузов грузового автомобиля в зависимости от — характера перевозимых в нем грузов может быть универсальным или специализированным.

Кузов грузового автомобиля состоит из кабины и платформы, устанавливаемых на раме автомобиля. Большинство легковых автомобилей имеют несущий (безрамный) кузов, к которому крепятся все агрегаты, узлы и механизмы.

Кузов грузового автомобиля в зависимости от характера перевозимых в нем грузов может быть универсальным или специализированным.

Кузова грузовых автомобилей, трайлеров и кузова-цистерны как для сухих грузов, так и рефрижерационного назначения изготовляются намоткой волокна на соответствующую оправку. По мере совершенствования этого процесса он может стать наиболее предпочтительным методом, главным образом из-за того, что для намотки используется стекловолокно наиболее дешевой разновидности и весь процесс изготовления изделия сводится к минимальному числу операций. При необходимости процесс намотки волокна можно прерывать для укладки заполнителя, в ином случае — делается раздельно внутренняя и внешняя оболочка и теплоизоляция инжектируется в пространство между оболочками.

Кузова грузовых автомобилей специализуются по роду перевозимого груза. На автомобилях общего назначения устанавливают металлические, деревянные или деревянные с металлической оковкой бортовые платформы.

Кузова грузовых автомобилей могут быть универсальными и специализированными. Универсальные кузова, представляющие собой деревянную или металлическую грузовую платформу, используются для перевозки разнообразных грузов. Деревянная платформа имеет откидные борта, соединенные с полом платформы петлями. Борта в закрытом положении удерживаются запорными крюками. Пол платформы собран на двух продольных и нескольких поперечных брусьях. Продольные брусья прикреплены стремянками к раме автомобиля. Специализированные кузова приспособлены для перевозки какого-либо одного вида грузов.

Кузова открытых грузовых автомобилей, занятых систематической перевозкой людей, должны быть оборудованы тентом, лесенкой для посадки и высадки пассажиров, освещением и сигнализацией к водителю, а в зимнее время утеплены.

Кузова открытых грузовых автомобилей, заняты.

Оборудование кузова грузового автомобиля для перевозки баллонов: а — устройство для перевозки баллонов в один ряд; б — укладка баллонов в несколько рядов, с применением прокладок из каната или гладких резиновых полос; в — прокладка между рядами баллонов резиновых полос с шипами; г-выгрузка баллонов с автомашины / — — деревянный щит; 2 — — рама с гнездами; 3-войлок или резина; 4-бруски; S — доски; 6 — канаты или резиновые полосы; 7 — резиновые полосы с шипами; 8-болты; 9-гайки; 10 — брус; / / — правильное опускание баллона; 12 — неправильное опускание баллона.

В сборе кузов состоит из кабины, оперения и грузового кузова.
Кабина представляет собой жесткую сварную цельнометаллическую конструкцию, состоящую из каркаса 4 (рис., а) крыши 2, верхней 7, задней 3 и боковых 5 панелей.
Кузов грузового автомобиля ГАЗ-53А :

Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные форточки. Подъем и опускание стекол, а также их фиксация в любом необходимом положении осуществляется при помощи стеклоподъемников, расположенных внутри дверей. В закрытом положении двери удерживаются посредством специальных замков. Ветровое окно кабины обычно делается неоткрывающимся и имеет гнутое стекло панорамного типа.
Сиденье в кабине может быть двухместным или трехместным. Оно выполняется общим для водителя и пассажиров или раздельным. При раздельной конструкции сиденье водителя делается регулируемым в горизонтальном и вертикальном направлениях, а также по наклону подушки и спинки. Иногда кабина оборудуется спальным местом, которое располагается за спинкой сиденья.
Кабина установлена на раме на резиновых подушках. Она может быть расположена над двигателем или за ним. Кабины, расположенные над двигателем, делают опрокидывающимися относительно передних шарнирных опор. Это облегчает доступ к двигателю и некоторым механизмам,
Кабина грузового автомобиля МАЗ-5335 цельнометаллическая, расположена над двигателем, с помощью шарнирных опор откидывается вперед на 45°, что обеспечивает хороший доступ к двигателю и его системам, к рулевому управлению, к механизмам и системам автомобиля, находящимся в передней части. В откинутом положении кабина стопорится упором-ограничителем, один конец которого крепится к кабине, а другой конец — к раме. При откинутой кабине ее масса уравновешивается пружинами, которые расположены под передней частью кабины и упираются в поперечину рамы автомобиля. Трос исключает перекос и выскакивание пружин. Крепление передней части кабины выполнено на шарнирных опорах: два литых кронштейна поперечной балки основания кабины входят в проушины кронштейнов, установленных на лонжеронах рамы. Соединение кронштейнов осуществляется осью с резиновыми втулками, которые смягчают колебания кабины. Задней опорой кабины является трубчатая балка, закрепленная на раме автомобиля. На балке установлены две резиновые подушки, ограничивающие боковые перемещения кабины при движении автомобиля.
Запорный механизм кабины грузового автомобиля МАЗ-5335 :

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газаВ задней части кабины установлен запорный механизм (рис.), который исключает самопроизвольное откидывание кабины при движении. Он состоит из захвата 4, установленного между двумя пластинами 5, и кулака 2. Закрывается запорный механизм автоматически при опускании кабины. При этом происходит перемещение запорного механизма из положения I в положение II — кулак 2 под действием пружины 1 поворачивается и удерживает захват, предотвращая самопроизвольное открывание запорного механизма. При опущенной кабине, палец 3, закрепленный в обойме б, упирается в концы вырезов пластин 5. Открывается механизм принудительно — рукояткой через систему привода. У запорного механизма имеется дублирующее устройство, состоящее из троса с петлей и штыря, Трос прикреплен к балке кабины, а штырь — к кронштейну на лонжероне рамы. Петля троса надевается па штырь.
Кабина грузового автомобиля КамАЗ-5320 также цельнометаллическая, расположена над двигателем. Наклон кабины вперед при ее опрокидывании составляет 42°, а максимальный угол наклона кабины, необходимый для снятия двигателя с автомобиля, равен 60°. Конструктивной особенностью кабины является наличие открывающейся передней облицовочной панели. При ее подъеме обеспечивается свободный доступ к отопителю кабины, к приборам электрооборудования, к устройствам омывания и очистки ветрового стекла, к передним опорам кабины. В поднятом положении облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упорами, а в опущенном положении — двумя замками. Крепление кабины к раме осуществляется в четырех точках — двух спереди и двух сзади. Передние точки крепления кабины представляют собой шарнирные опоры, а задние — четвертые листовые рессоры с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Передние и задние опоры обеспечивают мягкую подвеску кабины.
Передние шарнирные опоры и механизм уравновешивания кабины грузового автомобиля КамАЗ-5320 :
Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа
Кабина оборудована уравновешивающим механизмом, облегчающим ее опрокидывание, ограничителем подъема и запорным устройством.
Опрокидывание кабины вперед обеспечивают передние шарнирные опоры (рис.). Нижние кронштейны 1 передних опор прикреплены к поперечине 8 рамы, а верхние кронштейны 3 — к балке 4 пола. Верхние кронштейны входят в проушины нижних кронштейнов и соединение их осуществляется при помощи пальцев 2. Резиновые кольца, установленные в отверстиях верхних кронштейнов, уплотняют шарниры и предотвращают попадание в них грязи и влаги. В корпусах верхних кронштейнов установлены резиновые подушки, которые смягчают колебания, передаваемые кабине от рамы через передние опоры. Нижние кронштейны передних опор соединены с механизмом уравновешивания кабины.
Механизм уравновешивания кабины , облегчая ее опрокидывание вперед, обеспечивает почти полное уравновешивание массы кабины в любом ее положении. Механизм уравновешивания торсионного типа. Он состоит из двух взаимозаменяемых сплошных круглого сечения торсионов 9 с рычагами 5. Один конец торсиона сделан квадратным, а другой конец — имеет шлицы. Квадратный конец торсиона запрессован в нижний кронштейн 7 передней шарнирной опоры кабины, а шлицевой конец торсиона свободно установлен в резиновой втулке 10, находящейся во втором нижнем кронштейне передней опоры. Рычаг 5 нижним концом установлен на шлицах торсиона и жестко закреплен стяжным болтом 11. Верхним концом рычаг 5 шарнирно соединен с опорой 6 торсиона, прикрепленной к поперечной балке 7 пола кабины.
Задние опоры кабины (рис.) выполнены в виде листовых рессор, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Передний конец рессоры 1 стремянкой 3 и болтом 2 прикреплен к кронштейну 11, установленному на раме автомобиля. Задний конец рессоры, имеющий ушко, при помощи резинометаллического шарнира установлен в обойме 7 рессоры. В обойме также закреплен на резиновых подушках верхний конец амортизатора 9. Нижний конец амортизатора через резинометаллический шарнир соединен с нижним кронштейном 10, связанным с кронштейном 11. Перемещение рессоры ограничивается резиновым буфером 8, упирающимся в раму автомобиля при определенном ее ходе. Буфер установлен на обойме рессоры.
:
Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа
Кабина автомобиля фиксируется в рабочем положении на задних опорах при помощи запорного устройства, включающего в себя два отдельных запора. Каждый запор состоит из корпуса 12, закрепленного на продольной балке кабины, запорного крюка 16 и рукоятки 15. Кроме того, один из запоров имеет предохранительный крюк 14 с пружиной 13. Запорная скоба 6 приварена к верхнему кронштейну 4, который прикреплен к обойме 7 рессоры задней опоры кабины. На кронштейне 4 закреплена резиновая подушка 5, предназначенная для опоры корпуса 12 запора при транспортном положении кабины.
При фиксации кабины на задних опорах скобы 6 входят в пазы корпусом 12 запоров и зацепляются с крюками 16 запоров. Рукоятки 15 запорных крюков устанавливаются в крайнее верхнее положение, корпуса 12 запоров прижимаются к резиновым подушкам 5, и предохранительный крюк 14 автоматически защелкивается. При опрокидывании кабины рукоятки запорных крюков устанавливаются в крайнее нижнее
положение, а предохранительный крюк выводится из зацепления с запорной скобой.
Для кабины грузового автомобиля КамАЗ-5320 предусмотрена регулировка усилия опрокидывания кабины, которая осуществляется изменением угла закручивания торсионов. Для изменения усилия опрокидывания угол закручивания необходимо соответственно уменьшить или увеличить, что обеспечивается шлицевым соединением рычагов и торсионов механизма уравновешивания кабины. При перестановке рычага торсиона на один шлиц угол закручивания торсиона изменяется на 7°30°. Для изменения угла закручивания на меньшую величину регулировка осуществляется путем перестановки оси опоры б (см. рис.) рычага торсиона, которая имеет два отверстия. При перестановке оси из одного отверстия в другое угол закручивания торсиона изменяется на 3 градуса 45.

Каждый, кто сталкивается с грузовыми автомобилями, обязан хорошо разбираться в классификации кузовов данных транспортных средств, а также основных моделях на современном рынке.

Полуприцеп с тентом.

Данный тип грузовых автомобилей еще называют «еврофура». Это наиболее используемый в нынешних грузоперевозках тип кузова. Он очень удобен для транспортировки крупногабаритных грузов. Благодаря возможности растентовки можно производить как боковую, так и верхнюю погрузку. Грузоподъемность этих кузовов составляет 20-25 тонн. Вместимость – 34 европаллета. В длину кузов имеет 13,6 м, в ширину – 2,48 м, в высоту – от 2,6 до 2,8 м. Полезный объем равен 82-92 м3.

«Jumbo».
Это полуприцеп с повышенной вместимостью. Добиться повышения объема удалось за счет особого пола, выполненного в форме буквы «Г», а также благодаря уменьшенному диаметру колес. Грузоподъемность таких кузовов достигает 20 тонн. Полезный объем равен 96-105 м3. Вместимость – 33 европаллета.

«Автосцепка».

Это грузовые автомобили с кузовом на одной раме и прицепом. Главные достоинства этих кузовов – увеличенный полезный объем (100-120 м3) и легкая разгрузка (погрузка) товаров. Однако, есть и свой недостаток – это невозможность перевозить длинные грузы. Вместимость таких кузовов равна 33-34 европаллета.

Рефрижераторный фургон.

Представляет собой полуприцеп-холодильник. Используется для транспортировки скоропортящихся товаров и грузов с особыми условиями и хранения. Отличается увеличенной стоимостью эксплуатации – в среднем на 10-25%. Грузоподъемность от 12 до 22 тонн. Вместимость равна 24-33 европаллета.

Другие типы кузовов.

Также существуют и другие виды кузовов грузовых автомобилей:

  • Изометрические.
  • Контейнеровоз.
  • Открытый полуприцеп бортовой.
  • Открытая платформа.
  • Трал.
  • Автовоз.
  • Автоцистерна.

Современные авто могут различаться своим внешним видом и габаритами. Типы кузова автомобиля встречаются всякие, причем, кузова бывают разными как у легковых, так и у грузовых автомашин.

В этой статье мы рассмотрим, какие бывают типы кузовов грузовых автомобилей, чем отличается легковой седан от хэтчбека, что представляет собой кузов универсал или минивэн.

Все типы кузовов (ТК) легковых авто подразделяются на три основных вида:

  • закрытые;
  • открытые;
  • грузопассажирские.

Среди закрытых ТК наибольшее распространение в России получили такие модели как:

  • седан;
  • хэтчбек;
  • combi (универсал);
  • минивэн;
  • купе;
  • микроавтобус;
  • кроссовер.

Также среди закрытых кузовов существуют такие типы как town-car, фастбэк, лифтбек, хардтоп, но они на российских просторах не так распространены. Открытых ТК также достаточно много, среди них наиболее известны:

  • кабриолет;
  • фаэтон;
  • родстер;
  • спайдер.

К наименее известным типам открытых кузовов в России относятся:

  • тарга (разновидность родстера);
  • брогам;
  • шутингбрейк.

Легковых автомобилей грузопассажирских в целом немного, здесь можно отметить только лишь пикап и фургон.

Чаще всего на российских дорогах среди легковых автомобилей можно встретить седаны и хэтчбеки, последнее время все больше появляется кроссоверов. Седан от хэтчбека отличается наличием металлической крышки багажника без стекла, широким, но достаточно низким багажным отсеком.

Кузов седан бывает 2-х или 4-х дверным, 5-я дверь багажника встречается крайне редко. Как правило, такой автомобиль имеет два ряда сидений, на которых размещаются четыре или пять человек с учетом водителя. Одним из самых популярных седанов является Renault Logan (фото ниже).

Вам будет интересно  Как отремонтировать кузов автомобиля своими руками от ржавчины

Кузов хэтчбек может быть трехдверным или пятидверным, он от седана отличается дверью багажника, оснащенной стеклом. Багажный отсек хэтчбека высокий, и в отличие от седана, на hatchback задняя дверь располагается не горизонтально, а под наклоном, она всегда открывается вместе со стеклом. Наибольшую популярность hatchback приобрел в Европе благодаря своим компактным размерам и весьма вместительному багажнику.

Кузов универсал – это практически тот же самый хэтчбек, только с более объемным багажным отделением и большей грузоподъемностью. Еще универсалы в некоторых вариантах могут иметь три ряда сидений, вместимость салона при этом увеличивается до 7 человек. Часто universal называется комби, встречается сочетание обоих названий сразу – универсал-комби. Типичный представитель этого кузова – Skoda Octavia Combi.

Есть ТК, построенные на базе универсала и хэтчбека, такими моделями являются внедорожник и кроссовер. Внедорожник – это универсал увеличенных размеров с повышенной проходимостью, как правило, такой автомобиль имеет два ведущих моста, отличается высоким клиренсом (дорожным просветом). В России наибольшую популярность приобрели отечественные модели УАЗ Патриот и Chevrolet Niva, по сравнению с иностранными аналогами русские автомашины при отличной проходимости характеризуются весьма демократичной ценой.

Кроссовер (SUV) создан на базе хэтчбека, но отличие от прототипа имеет качества внедорожника, то есть, повышенную проходимость. Кроссоверы могут быть как с одной ведущей осью, так и в полноприводном исполнении, но по проходимости они внедорожникам проигрывают. Еще автомобили SUV нередко называют паркетниками, наиболее яркий представитель кроссовера в РФ – Renault Duster.

Лифтбек представляет собой сочетание кузовов седан и хэтчбек – дверь багажника напоминает крышку багажного отсека седана, но имеет скос, и она оснащена стеклом. К представителям лифтбек можно отнести марки Skoda Octavia, Seat Toledo, Renault Laguna. Следует отметить, что многие модели автомобилей выпускаются сразу в нескольких кузовах, например, Lada Kalina-1 производится в вариантах универсал, седан и хэтчбек.

Легковые минивэны относятся к закрытому ТК, но их можно выделить отдельной позицией. Этот тип кузова предназначен для перевозки людей – он имеет увеличенные габариты, оснащается большим количеством сидений, характеризуется высокой крышей. Минивэны в среднем могут перевозить от 6 до 10 пассажиров, в салоне таких авто размещается три или четыре ряда сидений. На базе minivan создан микроавтобус, который отличается большей вместительностью и размерами, легковой автобус способен перевозить от 8 до 16 пассажиров. Типичный представитель российского микроавтобуса – коммерческий автомобиль Газель, ГАЗ-3221 может перевозить 8 или 13 человек в зависимости от исполнения кузова.

Minivan бывают трех типов:

  • стандартные минивены;
  • компактвэны;
  • микровэны.

Минивэны приобрели большую популярность в Европе, они часто используются в качестве семейного автомобиля. Микровэны являются самыми маленькими в этом семействе, в основном они третьего ряда сидений не имеют. В России микровэны появились относительно недавно, типичный представитель этой модели – Nissan Note. Компактвэн по габаритам считается средним звеном между минивэном и микровэном, наиболее известные модели kompaktvan:

  • Renault Scenic;
  • Opel Meriva;
  • Citroen C4 Picasso;
  • Ford C-MAX.

Третий ряд сидений в компактвэнах бывает не всегда, впервые этот тип автомобилей появился в середине 90-х годов прошлого столетия.

Кабриолет имеет длинную историю, первые повозки cabriolet с открытым верхом появились еще в начале XIX столетия. Современные авто типа кабриолет оснащаются складывающейся крышей из мягкого материала, или имеют жесткий съемный верх. Cabriolet может быть 4-дверным или 2-дверным, в салоне обычно размещается два ряда сидений.

Кузов родстер – тот же самый кабриолет, только меньшей длины, еще в салоне имеется один ряд сидений, рассчитанный на двух человек – водителя и одного пассажира. Родстер на российских дорогах встречается редко, типичными представителями этого типа авто является Porsche Boxster и Audi TTS.

В целом авто с открытым ТК в России встречаются нечасто, и о таких кузовах, как ландо или брогам, многие автомобилисты даже и не слышали. Но все легковые автомобили с открытым верхом похожи между собой и отличаются лишь некоторыми деталями. Так фаэтон не имеет боковых подъемных стекол, а тарга является разновидностью родстера спортивного типа. В советское время наиболее известными фаэтонами были автомашины представительского класса ЗИЛ-111, ГАЗ-13 «Чайка».

Автомобиль пикап внешне чем-то напоминает грузовик с бортовым кузовом, обычно пикапы обладают повышенной проходимостью и достаточно большой грузоподъемностью. Pick-Up построен на одной платформе с внедорожником, эти машины бывают 2-х и 4-х дверными. Пикапы большую популярность завоевали в Северной Америке, в России чаще всего на дорогах можно встретить модели Pick-Up Mitsubishi L200, Nissan NP300, Ford Ranger.

Фургонов в России гораздо больше, чем пикапов, к тому же они бывают различных типов:

  • цельнометаллические;
  • промтоварные;
  • изотермические;
  • комбинированные.

Примером комбинированного цельнометаллического фургона является коммерческий автомобиль ГАЗ-2705, он выпускается в двух вариантах – в трехместном исполнении с большим грузовым отсеком, в семиместном исполнении ГАЗ-2705 «Комби». Промтоварный фургон ВИС-2347 создан на базе легкового автомобиля ВАЗ-2114, грузоподъемность машины – 540 кг.

В отличие от легковых автомашин у грузовиков салон для водителя и пассажиров выполнен в виде кабины, а вот кузовов различных очень много, самые часто встречающиеся из них:

  • тентованные;
  • бортовые;
  • самосвальные;
  • цистерны;
  • платформы;
  • фургоны различных типов, в том числе и рефрижераторы.

Грузовые автомобили обладают разной грузоподъемностью, легкие грузовики обычно перевозят груз от 2,5 до 5 тонн. Среднетоннажные грузовые авто имеют среднюю грузоподъемность 5-10 тонн, крупнотоннажная техника способна перевозить 15-20 тонн груза и более.

Во всем мире очень популярны полуприцепы большой вместительности Jumbo, максимальный объем кузова на базе джамбо может достигать 122 кубических метров. Полуприцеп может перевозить до 20 т, в качестве тягача используются автомобили DAF, Volvo, Scania, Ford, MAN.

В еврофургонах перевозят практически любые грузы, если растентовать кузов, можно производить загрузку и выгрузку с любой стороны. Еврофура имеет объем от 60 кубических метров, способна перевозить 20-25 тонн. Еще один популярный кузов грузового автомобиля – рефрижераторный или изотермический фургон, они предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов. В рефрижераторе задается определенная температура, она может достигать в фургоне -25ºC.

На грузовиках устанавливаются автоцистерны различных типов, по типу кузова грузовые автомобили делятся на категории:

  • бензовозы;
  • молоковозы;
  • водовозы;
  • пожарные машины;
  • газовозы.

В качестве материалов для автоцистерны используется простая или нержавеющая сталь, пластмасса или алюминиевые сплавы. Объем цистерны бывает разным, он может быть от 0,8 до 40 кубических метров.

Формы емкости автоцистерны также бывают различные:

  • овальные;
  • цилиндрические;
  • прямоугольные;
  • конические;
  • в виде эллипса.

Как и в рефрижераторах, в некоторых цистернах задается определенный температурный режим, он необходим для перевозки молока, битума. Чтобы молоко не портилось, его перевозят в специальной изотермической цистерне в охлажденном состоянии, для битума, наоборот, необходима высокая температура, иначе строительный материал застынет.

Главная » Стойка » Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Кузовы автобусов. Кузова легковых автомобилей и автобусов и кабины грузовых автомобилей Появление грузовиков с передней кабиной

Автобус — транспортное средство для перевозки достаточно большого числа пассажиров, более 8 человек.

Кузов автобуса вагонного типа — это несущая конструкция. К основанию кузова прикреплен двигатель, оси, коробка передач. Двигатель расположен в передней, задней или средней части — под полом. Привод идет на заднюю ось .

Но у некоторых модификаций небольшой вместимости ведущие и задние, и передние колеса. В подвеске используются резино-тканевые баллоны со сжатым воздухом — это обеспечивает хорошую плавность хода и сохраняет постоянную высоту пола и подножек независимо от нагрузки. Привод рабочего тормоза к тормозным механизмам колес — пневматический или пневмогидравлический. Первые автобусы появились в начале XX в. и быстро получили широкое применение в разных странах Европы, США. В России в 1924 г. в Москве появились линии автобусных перевозок.

Все автобусы различаются в основном по назначению, от которого зависят их характеристики: габариты, вместимость, скорость, особенности конструкции. По назначению автобусы бывают: городские, пригородные, междугородные — туристские, местного сообщения. Городские автобусы имеют несколько дверей входа и выхода, число мест для сидения ограниченно, центральный вход шире других, около дверей «накопительные» площадки, центральный проход — широкий. Иногда автобус бывает сочлененный, т. е. он состоит из двух соединенных гибким сочленением частей, но имеет одно пассажирское помещение, или автобус двухэтажный, у него два пассажирских помещения, одно над другим.

Городские автобусы имеют относительно высокую скорость, чему служит способность делать интенсивный разгон при частых остановках. Пригородные автобусы имеют большее число сидений, чем городские, за счет уменьшения центрального прохода и «накопительных» площадок.

Междугородные — туристские автобусы имеют конструкцию, обеспечивающую движение с большой скоростью, оборудуются отоплением, вентиляцией, гардеробом, холодильником, туалетом. В пассажирском помещении мягкие спальные кресла, под полом размещены багажные отсеки, все сделано с учетом комфортного путешествия. Местные автобусы имеют более прочный кузов и ходовую часть, привод на 2 или 3 оси, так как они используются для перевозки пассажиров по межрайонным маршрутам в сельской местности, с не всегда хорошими дорожными условиями.

Основная характеристика любых автобусов — вместимость, она зависит от габаритных размеров. Длина: 5 м — особо малые автобусы; 7,5 м — малые; 9,5 м — средние; 11м — большие; 12 м — особо большие; 16,5 м — сочлененные. Вместимость автобусов длиной 7,5 м достигает 40 человек, длиной 12 м — до 120 человек, сочлененных — 160 человек. Нижний предел максимальной скорости городских — 70 км/ч, пригородных и местных — 80 км/ч, междугородных — 100 км/ч.

Автобус — это удобный, комфортный вид транспорта . Дальнейшее развитие его использования направлено на совершенствование конструкции и систем управления для улучшения и комфорта путешествий.

2 Защитный пояс конструкции кузова автомобиля Опель Астра

Обеспечивает возможность размещения на АТС пассажиров в количестве более 8 человек. Как правило, АТС указанной категории отличаются между собой по максимальному количеству перевозимых пассажиров, которое обуславливает основной отличительный признак кузова АТС указанной категории ― длину кузова .

В зависимости от длинны различают кузова: микроавтобуса, автобуса средней вместимости и автобуса большой вместимости.

Конструкция каждого из указанных типов автобусов зависит так же от компоновки мотора, багажного отделения, расположения дверей, а так же требований к созданию комфорта для перевозки пассажиров. По аналогии с кузовом легкового автомобиля, кузов автобуса может быть: несущий и ненесущий (рамный), т.е. требующий, при установке его на АТС, присутствия в конструкции шасси отдельной несущей системы, т.е. рамы.

Требования к кузову АТС категории «D» ― аналогичны требованиям к кузову АТС категории «В».

Как правило, автобус представляет собой транспортное средство общего пользования. Эта особенность определяет:

1. Специфику компоновки;

4. Разнообразие типов кузова.

В отличии от кузова легкового АТС, форма кузова автобуса может быть 2-х конфигураций: двухобъемная и однообъемная.

Двухобъемная форма кузова представляет собой так называемую капотную компоновку автобуса, которая в настоящее время встречается все реже, представителем которой является автобус КАвЗ.

Однообъемная форма кузова, или так называемая — вагонного типа.

Подобная конфигурация не означает, что все кузова имеют одинаковую конструкцию. Конструкция кузова в значительной мере зависит от специализации автобуса.

К специализации автобуса относиться: возможность максимально использовать его согласно назначению. При этом назначение автобуса определяется: дальностью перевозки пассажиров, условиями перевозки (обычной или повышенной комфортности), что является существенным фактором, обуславливающим тип кузова

Различают: городские, пригородные и междугородние (туристические) автобусы.

Особенности конструкции кузова городского автобуса

Конструкция кузова городского автобуса, как правило, несущего типа, большой пассажировместимости, с высокими дверными проемами и низким положением пола.

Кузова городских автобусов, с целью повышения пассажировместимости, могут быть:

Сочлененные автобусы имеют дополнительную секцию кузова в виде прицепного звена к основному кузову, при наличии перехода пассажиров из прицепной секции и наоборот.

Особенности конструкции пригородных автобусов

Кузова подобных автобусов могут быть как несущими, так и ненесущими (рамными), устанавливаемыми на шасси грузовых автомобилей. Для них характерна: ограниченная пассажировместимость (до 40 человек), наличие багажного отсека и расположение двигателя в передней части кузова.

Особенности конструкции междугородних автобусов

Конструкция кузова зависит от требований к условиям комфорта, а так же требований, направленных на уменьшение аэродинамического сопротивления кузова. При этом различают кузова автобусов ближнего и дальнего следования.

Кузов автобуса ближнего следования должен обеспечивать комфортность перевозки в течение 4-х, 5 — ти часов присутствия в нем пассажиров.

Кузов автобуса дальнего следования обязан обеспечить комфортность пассажирам в течение 12 — часов. Имеет, как правило, одну основную и одну аварийную дверь для пассажиров. Этажность кузова может быть увеличена, имея так называемые значения: 1,25 и 1,50.

Кузов 1,25 имеет большие багажные отделения, располагаемые под полом кузова.

Развитие туристического сервиса обусловило появление туристских автобусов, конструкция кузова которых аналогична конструкции междугородних автобусов, но могут иметь повышенную этажность, с размещением на верхнем этаже салона для пассажиров, а на нижнем — пищевого, санитарного, спального салона и т.д. Подобный автобус может иметь прицепную секцию, обеспечивающую отдых при остановке. Автобусы с подобными кузовами называются караванотель .

Основы конструкции кузова АТС категории «D»

Несущая система современного кузова состоит из пространственного стержневого каркаса и листовой обшивки. Элементы обшивки могут выполнять несущую роль, соединяясь с элементами каркаса, в виде панелей, плоской или изогнутой формы.

Каркас кузова состоит из продольных и поперечных элементов. Продольные элементы (основание кузова) называются лонжеронами основания кузова, поперечные элементы — поперечинами. Каркас бортов и боковины кузова так же состоит из продольных и поперечных элементов. Продольные элементы каркаса бортов называются поясами .

В конструкции кузова автобусов особо выделяют подоконный пояс. Это продольные элементы каркаса бортов, продолжающиеся, как правило, в передней и задней части кузова,.

Вам будет интересно  Чем замазать сквозные отверстия в кузове автомобиля. Как заделать дырку в кузове автомобиля своими руками: три способа правки с использованием набора различных материалов и инструмента - Как отремонтировать ВАЗ. Этапы выполнения работ

Поперечные элементы боковин — стойки .

Продольные элементы каркаса крыши — пояса крыши.

Поперечные, как правило, изогнутые, элементы — дуги крыши.

Отдельные элементы кузова могут иметь специфическое название: передняя стойка, задняя стойка, профиль и т.д.

При обозначении элементов кузова используют термины из авиа и судостроения. Продольные элементы каркаса кузова называются стрингерами .

Замкнутая система, состоящая из поперечины, основания, стоек и дуг крыши, называется шпангоутной рамкой.

Сегодня некоторые кузова автобусов имеют особенность конструкции в виде несущей крыши (А-310).

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газаРис. 15. Внешний вид конструкции кузова автобуса

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Рис 16 Составные части в устройстве кузова автобуса-

а — каркас, б — основание каркаса, в — каркас боковин, г — передняя часть каркаса

Кузова грузовых АТС категории «В» и «С»

Часть кузова, обеспечивающая размещение груза, называется грузовой платформой , а часть кузова для размещения водителя и одного или двух пассажиров — кабиной (пассажирский кузов).

Кабины грузовых АТС

Конструкция кабины в значительной мере зависит от компановки :ее на АТС:

над двигателем (УАЗ),

впереди двигателя (КамАЗ),

за двигателем (КрАЗ).

В результате выбранной компановки, кабины грузовых автомобилей бывают капотного и бескапотного типа (рис. 7.9).

Кабины над двигателем и впереди двигателя для удобства доступа к двигателю могут откидываться, для чего оборудованы специальным устройством. Кабины, расположенные над двигателем, часто делают откидывающимися на передних шарнирных опорах. Это облегчает доступ к двигателю и другим агрегатам. При откинутой кабине ее масса уравновешивается пружинами, которые расположены под передней частью кабины и упираются в поперечину рамы автомобиля. В задней части кабины установлен запорный механизм, который исключает самопроизвольное откидывание кабины при движении. Часто для подъема кабины используется гидроцилиндр, давление в котором создается насосом с ручным приводом.

Так же зависит от требований комфорта и времени нахождения водителя в кабине

К конструкции кабины современных грузовых АТС предъявляют требования, аналогичные к требованиям, предъявляемым к салону кузова легкового автомобиля, в плане обеспечения безопасности, комфортности, экологичности. Современные кабины, по уровню комфорта, приближают к салону АТС. Кабины современных грузовых автомобилей имеют собственную систему подрессоривания, т. е. крепятся к раме не жестко, а с помощью упругих и гасящих элементов: резиновых подушек, пружин, амортизаторов. Такая конструкция позволяет улучшить условия работы водителя.

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Рис. 17. Упругая подвеска кабины

Конструкция кабины, как правило, ненесущая, и устанавливается на несущую систему АТС.

Кабина магистральных тягачей оборудуется одним или двумя спальными местами, которые располагаются за спинкой сиденья или сверху. Спальное место, расположенное сверху, делает кабину более компактной в продольном направлении, но ухудшает условия отдыха. Кроме того, кабины тяжелых магистральных тягачей оборудованы кухней и умывальником, телевизором, кондиционером, холодильником, туалетом, системой спутниковой навигации и др. устройствами. Для снижения затрат на производство некоторые фирмы-изготовители применяют для модельного ряда грузовых автомобилей одну и ту же кабину, но в разных исполнениях: со спальным местом или без него, с низкой или высокой крышей и т. д.

Рис. 1. Унифицированные кабины:

а — длинная (со спальным местом за сиденьями);

б — длинная с высокой крышей;

г — короткая со спальным местом вверху

Кабина представляет собой жесткую сварную цельнометаллическую конструкцию, состоящую из каркаса крыши, верхней, задней и боковых панелей

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Рис. 84. Сборочные единицы кабины грузового автомобиля:

1 — двери, 2 — передняя часть, 3 — основание, 4 — задняя часть; 5 — крыша

Грузовой кузов может выполняться в виде бортовой платформы (автомобили общего назначения), самосвальным, в виде фургона, цистерны и т. д. (специализированные автомобили). Иногда на место грузового кузова устанавливается технологическое оборудование: подъемный кран, пожарная лестница, компрессор и т. д. (специальные автомобили).

Платформа АТС обеспечивает возможность размещения груза при перевозке, а так же может обеспечивать выполнение следующих требований:

1. Механизация разгрузки (самосвальные платформы);

2. Механизация погрузки (кузова, оснащенные грузоподъемными устройствами в виде крановых установок, грузоподъемных бортов)

3. Создание условий для сохранности груза и защиты от действия на него атмосферы — кузова закрытого типа (фургоны), оснащаемые термоустановками (рефрижераторы).

4. Создание условий для размещения груза, определенного физического состояния (жидкого, газообразного) — цистерны имеют конструкцию в виде герметичной оболочки, которая может быть как рамного, так и несущего типа.

Бортовая платформа. Бортовые платформы представляют собой площадку, имеющую ограничители в виде щитов (борта), устанавливаемых по периметру и состоит из основания, пола и бортов. Основание включает продольные и поперечные балки, к которым прикреплены пол и борта. Передний борт, как правило неподвижен. Боковые и задний борта могут быть откидными. (при погрузке-разгрузке). Откидные борта соединены с основанием платформы с помощью петель, а передний борт — неподвижными стойками. В поднятом положении откидные борта удерживаются специальными запорами, расположенными в углах соединения бортов. В этом случае борта оснащаются замками, обеспечивающими защиту от произвольного открытия. Различают 2 типа замков:

Бортовые платформы оборудуются дополнительными устройствами, которые обеспечивают возможность наращивания высоты бортов и установку тента.

Некоторые борта могут оснащаться сидениями для пассажиров.

Бортовая платформа в сборе (грузовая площадка) устанавливается на несущей системе автомобиля посредством специальной рамы.

Материалом кузова может быть дерево, либо металл. Для повышения прочности устанавливаются продольные элементы – лонжероны и поперечные – траверсы.

Специализированные грузовые кузовы

Разнообразие специализированных кузовов (рис. 7.11) связано с необходимостью обеспечить перевозку различных типов грузов (жидкие, газообразные, сыпучие, взрывоопасные, негабаритные, скоропортящиеся, объемные и т. д.).

Производство специализированных кузовов является отдельной подотраслью в автомобильной промышленности и зачастую связано с применением высоких технологий. Один из примеров — рефрижераторный кузов , то есть фургон, предназначенный для перевозки скоропортящихся товаров. В современных конструкциях таких кузовов их стены, пол и потолок изготавливают из, так называемых, сандвич-панелей, представляющих собой легкие и прочные трехслойные панели, включающие наружную и внутреннюю обшивки, между которыми располагается слой теплоизоляционной пены (рис. 7.10). Примечательно, что стены, пол и потолок при сборке склеиваются друг с другом.

К передней стенке рефрижератора снаружи крепится специальная холодильная установка, позволяющая поддерживать в закрытом пространстве фургона заданный температурный режим. Обычно такие установки имеют автономный источник питания (небольшой ДВС) или питаются от бортовой сети тягача.

Самосвальные кузова

Оборудуются спец устройством для подъема платформ. Наибольшее распространение получили устройства гидравлического типа, в виде гидростойки телескопической конструкции изменяющей свою длину под действием давления жидкости, подводимой от насосов.

Гидростойка может устанавливаться под платформой или под козырьком. Самосвальные кузова могут иметь обогреватели основания для обеспечения не примерзания сыпучих грузов к кузову при низких температурах. Самосвальные кузова могут иметь возможность опрокидывания платформы на три стороны благодаря размещению силового цилиндра под центром силовой площадки.

Некоторые самосвальные кузова ковшовой конструкции и не имеют заднего борта.

Кузова карьерных самосвалов, как правило, оснащаются специальными козырьками для защиты кабины.

Это кузова прицепов и полуприцепов. По своей конструкции кузова АТС категории «Е»

аналогичны рассмотренным выше, и могут быть:

пассажирскими и грузовыми,

несущими и рамными,

закрытыми и открытыми,

Арматура кузова – совокупность устройств, обеспечивающих выполнение функций кузова,

в) сохранность,транспортируемых материальных объектов

г) аэродинамичность ТС.

За время существования автомобиля он обрастал различными дополнительными устройствами. Некоторые устройства обеспечивают удобство вождения, другие отвечают за безопасность, а третьи создают определенный комфорт для водителя и пассажиров. Сегодня современный автомобиль трудно себе представить без некоторых дополнительных устройств и систем.

КУЗОВ И БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ

Распространено мнение, что чем прочнее кузов автомобиля, тем автомобиль безопаснее. В действительности это мнение глубоко ошибочно. Хотя автомобиль со смятой в гармошку в результате аварии передней частью производит гнетущее впечатление, но для пассажиров это может стать спасением. Если сделать кузов автомобиля прочным, как у танка, то при столкновении со стеной при скорости 50 км/ч, передняя часть деформируется не более чем на 10 см. При этом на пассажиров будет действовать замедление 100 g, а это значит, что их вес в момент удара увеличится в 100 раз. Такой прочный автомобиль останется практически не поврежденным, чего нельзя будет сказать о находящихся в нем людях. Кузовы современных автомобилей специально проектируются таким образом, чтобы его передняя и задняя части несущей конструкции легко деформировались и могли поглотить большую часть кинетической энергии столкновения в течение нескольких сотых долей секунды.

Кузов автомобиля должен обеспечивать два вида безопасности: активную и пассивную.

Активная безопасность представляет собой комплекс мер, направленных на предотвра­щение аварии. Эти меры обеспечиваются хорошей обзорностью с места водителя, эргоно-мичностью, хорошей информативностью и т. п.

Пассивная безопасность представляет собой меры, направленные на защиту водителя и пассажиров в случае аварии. Этот вид безопасности может быть обеспечен различными устройствами: надувными подушками безопасности, ремнями безопасности с предварительны­ми натяжителями, мягкими панелями приборов, сминаемыми элементами каркаса кузова и т. д.

Элементы, образующие обитаемое пространство кузова (т. е. салон), должны иметь минимально возможные деформации, чтобы снизить тяжесть последствий аварии для пассажиров. Современный автомобиль, движущийся со скоростью 50 км/ч, после столкновения со стеной деформируется примерно на 80 см. На водителя и пассажиров при этом действует замедление порядка 20 g. При таком замедлении пассажиры автомобиля будут двигаться по инерции и неизбежно столкнутся с приборной панелью, рулевым колесом или ветровым стеклом, что приведет к серьезному их травмированию. Поэтому для обеспечения пассивной безопасности в конструкции автомобиля, кроме гашения энергии при столкновении, должно быть обеспечено ограничение перемещения в нем водителя и пассажиров. В современных автомобилях эту функцию выполняют ремни и подушки безопасности.

БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСУЩЕГО КУЗОВА

Современные автомобили имеют кузов с пространственной структурой, которая позволяет обеспечить разумную безопасность при воздействиях, возникающих в результате столкновений с любого направления. Однако статистика ДТП показывает, что наиболее опасным является лобовое столкновение. Первые официальные правила испытаний автомобилей на безопасность появи­лись около 35 лет назад и были написаны для случаев лобовых столкновений. Сегодня требуется проводить оценку защиты против боковых наездов и ударов сзади. Большинство изготовителей автомобилей проводят собственные испытания на безопасность при переворачивании.

За последние годы выработался общий принцип, который заключается в том, чтобы разработать конструкцию несущего кузова таким образом, чтобы салон автомобиля остался бы максимально неповрежденным, в то время как передняя и задняя части были бы способны прогрессивно деформироваться, поглощая энергию столкновения. Разрушение передней и задней частей поглощает энергию столкновения через пластическую, т. е. необратимую деформацию металла. Конструктивно элементы кузова выполняются так, чтобы сминаемые элементы позволяли не только поглощать максимально возможное количество энергии, но и делали это наиболее плавно с целью минимизировать пиковое замедление. Основной метод заключается в обеспечении такой деформации, при которой коробчатые профили каркаса кузова сминаются путем продольного складывания (гармошки) (рис. 7.21).

Расположение и взаимодействие элементов каркаса задают таким образом, чтобы разрушение силовых элементов всегда начиналось в нужном месте, максимально гарантируя, что оно будет точно таким, как рассчитано на стадии проектирования. Для этого коробчатые профили, из которых изготавливают кузов, имеют углубления и выступы в определенных, строго рассчитанных местах, для получения концентрации напряжений.

При расчете характера разрушения, особенно передней части автомобиля, учитываются дополнительные силы инерции и жесткости таких деталей, как двигатель и передние колеса, входящие в контакт с препятствием.

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Рис. 7.21. Смятие передней части кузова при ударе

Наиболее опасным и частым видом лобового столкновения является столкновение двух автомобилей с их поперечным смещением. Раньше проводились испытания на безопасность при лобовом ударе автомобиля в барьер, при котором имитировали смещение, направляя автомобиль под углом 30° к барьеру. Сейчас проводят испытания на столкновение при поперечном смещении автомобиля, ударяющегося в край барьера. Такой подход имеет одно неудобство — даже смещение только на 1 см может привести к существенным различиям в полученных результатах, так что необходима большая точность в рас­положении испытываемого автомобиля и анализа полученных результатов. Сила столкновения приводит к деформации пространственной конструкции барьера со стороны автомобиля по всей его ширине

В настоящее время утвержден стандарт, в котором указывается, что столкновение с барьером должно происходить с 40 %-ным смещением автомобиля. Барьер представляет собой разборную металлическую сотовую конструкцию, которая может имитировать способность к разрушению встречного транспортного средства.

Стандарт Euro-NCAP устанавливает, что испытания на столкновение проводятся со скоростью 64 км/ч. Euro-NCAP не является узаконенным стандартом, но он поддержан множеством правительственных и других организаций. Большинство ведущих производителей автомобилей проводит свои испытания и на более высоких скоростях. Необходимо отметить, что энергия удара при столкновении возрастает в квадратичной зависимости от скорости движения, т. е. при столкновении на скорости 80 км/ч кузов должен поглотить на 56 % больше энергии, чем при скорости 64 км/ч. Автомобильные кузовы, выпускаемые с начала 1990-х гг., как правило, выдерживают эти испытания.

У кузова легкового автомобиля при лобовом столкновении, часто сильно деформируется область со стороны ног водителя, которая приводит к опасному перемещению педалей. В кузовах последних моделей усиливают эту область, а также разрабатываются конструкции безопасных педалей, которые отламываются и не травмируют ноги водителя. Конструкция дверей автомобиля должна обеспечивать возможность их открывания после лобового столкновения.

Система ЗАЩИТы ОТ БОКОВОГО УДАРА

Если раньше считалось почти невозможным обеспечить эффективную защиту от бокового столкновения, т. к. автомобили нельзя сделать такими широкими, чтобы обеспечить существенное поглощение энергии столкновения без большого смещения боковых элементов кузова внутрь салона, то недавно производители пришли к выводу, что эффективную защиту от бокового удара все же можно обеспечить, разложив ее на три этапа

Вам будет интересно  Оборудование и инструмент для полировки кузова автомобиля

На первом этапе удар должен восприниматься боковыми элементами кузова (центральной стойкой, порогами и элементами проема дверей). На следующем этапе сопротивление ударной нагрузке начинают оказывать усилители внутреннего каркаса двери и запорные элементы двери. Наконец, риск травмирования пассажира может быть снижен применением боковых подушек безопасности и заполнением внутренних полостей двери пористым материалом. Все современные системы пассивной безопасности пассажиров автомобиля Renault Laguna II представлены на рис. 7.22. Инерционно-роликовые привязные ремни для пяти пассажиров включают механизмы преднатяжения (с двумя режимами для водителя) и ограничители, в то время как имеются три различные системы подушек безопасности: лобовая, установленная в приборной панели, боковая, установленная в задних частях передних сидений, и «занавес», установленный в усилителях крыши. Моменты срабатывания для подушек и механизмов натяжения должны быть тщательно скоординированы.

Использование этих принципов в современных автомобилях дало положительный эффект, и травмирования пассажиров и водителя при боковых столкновениях уменьшились. Однако нужно учитывать, что при столкновении с легко сминаемым транспортным средством боковая защита достаточно эффективна, но от столкновения с деревом или столбом такая защита не всегда сможет спасти.

Система ОГРАНИЧЕНИя ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПАССАЖИРОВ

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Ограничение перемещения пассажиров при столкновениях автомобилей достигается использованием в основном ремнями и подушками безопасности.

Рис. 15. Элементы безопасности «Фольксвагена-Гольф-111»: на­дувная предохранительная по­душка, регулируемые точки фиксации инерционных ремней для четырех пассажиров.

В большинстве развитых стран, законодательство требует обязательного использования ремней безопасности (по крайней мере, на передних сидениях). Исключение составляют некоторые штаты Америки, где широко используются надувные подушки безопасности. Они, как правило, имеют большие размеры и приводятся в рабочее состояние (надуваются) с очень большой скоростью, что может привести к опасности травмы от самой подушки. На сегод­няшний день наиболее эффективной системой пассивной безопасности является сочетание надувных подушек с ремнями безопасности, имеющими устройства для предварительного натяжения.

В автомобилях чаще всего используют ремни диагонально-поясного типа. Ремни закреп­лены в трех точках: на стойке кузова, на пороге и на специальной тяге с замком. В последнее время совершенствование конструкции ремней безопасности ведется по трем направлени­ям: улучшение их эргономики, обеспечение дополнительных средств преднатяжения ремней в случае столкновения и ограничение нагрузки, приложенной к груди диагональным ремнем. Улучшение эргономики заключается в создании более удобных ремней и правильном их рас­положении, для обеспечения максимальной защиты. Ремень должен иметь возможность регулировки высоты крепления верхней точки ремня относительно плеча, в то время как внутренняя скоба теперь обычно крепится к сиденью, а не к тоннелю кузова, гарантируя правильное положение поясного ремня безопасности, независимо от размеров пассажира. Ремни безопасности с натяжителями способствуют лучшему удержанию водителя и пас­сажиров при аварийной ситуации. Устройства преднатяжения могут быть механические или пиротехнические (рис. 7.24); в любом случае их цель заключается в том, чтобы устранить лю­бое провисание ремня на теле человека, гарантируя этим надежное удержание его на сиде­нье. Механизм преднатяжения часто дополняется инерционными катушками, которые пре­дотвращают провисание ремня вокруг барабана, что позволяет исключить затраты времени на выбор зазоров при столкновении.

Пиротехнические натяжители срабатывают, когда встроенный в систему датчик, регистрирует превышение ранее заданного порога замедления, свидетельствующе­го о начале столкновения. При этом включается детонатор пиротехнического патрона. При взрыве патрона выделяется газ, давление которого действует на поршень, соеди­ненный с ремнем безопасности. Поршень быстро перемещается и натягивает ремень. Обычно время срабатывания устройства составляет не более 25 мс после начала удара.

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Рис. 7.24. Пиротехнический преднатяжитель, действующий на замок ремня безопасности и подтягивающий обе лямки одновременно

Чтобы избежать превышения нагрузки на грудь, такие ремни имеют ограничители усилия натяжения. Ограничители работают следующим образом: вначале достигается максимум разрешенной нагрузки, после чего механическое устройство позволяет пассажиру продвинуться вперед на некоторое расстояние при поддержании нагрузки на постоянном уровне. Фирма Renault первой установила такую систему на серийном автомобиле, с тех пор эти системы стали широко распространенными. Инерционная катушка с блокировкой устанавливается на скобе, ограничивающей усилие воздействия ремня на тело человека (рис. 7.25). Ограничение усилия достигается контролируемым ослаблением натяжения ремня путем пластического углового деформирования стержня (оси инерционной катушки). Такое устройство уменьшает усилия, действующие на грудную клетку, шею и голову на 30-50 %.

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Рис. 7.25. Инерционная катушка ограничивающая усилие

Современные автобусы большей частью имеют цельнометаллические каркасные кузовы вагонного типа, позволяющие наиболее рационально использовать площадь салона.

Несущая конструкция кузова автобуса
Кузов автобуса состоит из каркаса, наружной облицовки, внутренней обивки, пола, окон, дверей и т. д. Внутри кузова размещаются сиденья для пассажиров и водителя. Каркас является основной частью кузова автобуса, в большинстве случаев его делают сварным из стальных труб прямоугольного сечения. Существуют конструкции каркаса, выполненные из алюминиевых профилей. В качестве наружной облицовки применяют стальные листы, приваренные к каркасу, или алюминиевые листы, соединенные с каркасом заклепками.

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Двери городского автобуса
Одно из важнейших требований к конструкции городских автобусов — обеспечить удобство посадки и высадки пассажиров на остановках. Для этого снижают высоту пола автобуса, а проемы дверей делают как можно шире, сами двери в открытом состоянии стремятся убрать из проема. В то же время двери не должны сильно выступать наружу в открытом состоянии, чтобы не мешать посадке пассажиров с улицы в автобус. Поэтому двери делают сдвижными на кронштейнах или убирающимися в полости внутри салона, иногда — складными, но в любом случае — распашными. Пассажирские двери городских и пригородных автобусов открываются и закрываются, как правило, с помощью пневматических механизмов, управляемых водителем.

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Полутораэтажный автобус
Кузов междугороднего автобуса должен иметь достаточно вместительный отсек для багажа. Наиболее часто это обеспечивается применением полутораэтажной компоновочной схемы, когда пассажирский отсек располагается в верхней части кузова, а багажный отсек — под ним в центральной части.
Иногда для повышения пассажировместимости кузова как городских, так и междугородных автобусов делаются двухэтажными (рис. 7.8), с установкой в салоне лестницы между этажами.

Типы грузовых кузовов общего назначения. Большая энциклопедия нефти и газа

Двухэтажный автобус
Окна автобуса (ветровое, боковые, заднее) выполняют разными по форме и конструкции и часто вклеивают в проемы кузова для повышения его жесткости. Иногда для повышения пассажировместимости кузова как городских, так и междугородных автобусов делаются двухэтажными, с установкой в салоне лестницы между этажами.
Окна автобуса (ветровое, боковые, заднее) выполняют разными по форме и конструкции и часто вклеивают в проемы кузова для повышения его жесткости.
Сиденья в автобусах для пассажиров и водителей имеют различную конструкцию. Сиденья пассажиров могут быть как регулируемыми, так и нерегулируемыми. Нерегулируемые сиденья применяют в городских, регулируемые — в междугородных автобусах. Последние выполняют в виде полуспальных кресел с изменяемым углом наклона спинки, с подушками и спинками повышенной мягкости. Сиденье водителя, обычно регулируют в продольном направлении, по высоте и по углу наклона спинки. Часто оно бывает оборудовано амортизирующей подвеской, которая гасит колебания сиденья, возникающие при движении по неровным дорогам.

В конструкции грузовых автомобилей и автобусов с самого начала «золотого века» обозначились тенденции к экономически выгодному повышению грузоподъемности и вместимости, к специализации. Но в течение 10-15 лет грузовики и автобусы все еще оставались грубыми, массивными, с тяжелым управлением и сохраняли заимствованную у легковых автомобилей классическую схему с капотом перед кабиной водителя. Эта схема приводила к неэффективному использованию длины машины и конструктивной массы; задняя стенка кабины находилась примерно посередине колесной базы.

Несколько улучшились условия работы водителя благодаря переходу на пневматические шины, введению закрытых кабин и электрического освещения. Появились тормоза на всех колесах с гидравлическим или пневматическим приводом, амортизаторы, дизели.

Дизельные грузовые автомобили

Подробнее надо сказать о дизеле. Разговор об автомобиле редко обходится без упоминания о бензине. Понятия «бензин» и «автомобиль» тесно связаны в нашем сознании; ведь до сих пор большинство автомобилей работает на бензине.

Бензин, как известно, получают из нефти, после чего остаются тяжелые виды жидкого топлива. Оно воспламеняется не так легко, как бензин. Но мысль превратить тяжелое топливо в горючее для транспортного двигателя издавна занимала конструкторов. Еще в начале XX века они приспособили двигатель, созданный Рудольфом Дизелем (1858-1913) и работающий на тяжелом топливе, для теплоходов, подводных лодок, локомотивов. Позже был осуществлен перевод на тяжелое топливо автомобиля. Только в 20-х годах дизели начали применять на грузовых автомобилях.

Работа дизеля на первый взгляд мало отличается от работы бензинового двигателя. Но в цилиндр дизеля засасывается не горючая смесь, а воздух. Поршень сжимает воздух, при этом его температура повышается. В момент наибольшего сжатия насос впрыскивает в цилиндр порцию топлива. От нагрева оно воспламеняется. В этом существенное отличие дизеля от бензинового двигателя.

Дизель не нуждается в электрическом зажигании. Топливо подается в цилиндр под давлением, а его испарению способствует высокая температура в цилиндре, поэтому оно может быть более тяжелым. Дешевизна потребляемого топлива — не единственное достоинство дизеля. Он расходует в 1,5 раза меньше топлива, чем карбюраторный бензиновый двигатель. Эта экономия достигается за счет примерно вдвое более высокой степени сжатия.

В 30-х годах еще сказывалось несовершенство дизеля. От карбюратора он избавился ценой использования очень точных и дорогих насоса и форсунок. Высокое давление требовало прочной, а следовательно, и тяжелой конструкции. Тяжелые детали ограничивали частоту вращения вала дизеля, он был не так быстроходен, как бензиновый двигатель. Запуск дизеля в холодную погоду был затруднен, для пуска требовались мощные и тяжелые стартер и аккумулятор. Дизели были более шумны, чем карбюраторные двигатели. Все это задерживало их применение на легковых автомобилях, но к 30-м годам они уже стали распространяться на большегрузных автомобилях и многоместных автобусах.

Появление грузовиков с передней кабиной

Незадолго до второй мировой войны у «классического» грузовика появился соперник — с так называемой передней (т. е. смещенной на самый передний конец рамы) кабиной. Основное преимущество: длина машины хорошо используется по прямому назначению, для перевозки груза.

Появление машин этого типа именно в 30-х годах объясняется не одним стремлением автомобильных заводов угодить транспортникам и не одной изобретательностью конструкторов. Ведь передняя кабина встречалась уже на ранних грузовых автомобилях. Но она смогла получить распространение лишь после улучшения дорог. Дело в том, что при сдвиге кабины и грузовой платформы неизбежна перегрузка передних колес. Переходу на новую схему способствовало усовершенствование шин, подвески, двигателя: можно было создать комфортабельную кабину, несмотря на ее расположение над колесами и двигателем.

Автобус вагонного типа

Развитие автобуса идет теми же путями и даже опережает развитие грузового автомобиля, хотя автобусы оставались производными от него вплоть до 30-х годов, когда появились городские машины так называемого вагонного типа.

Что такое автобус вагонного типа? Чтобы разместить в прежнем автобусе (у которого двигатель находился под капотом впереди корпуса кузова) пассажиров в соответствии с грузоподъемностью базового грузовика, пришлось бы удлинить таковой на 2-3 м (пассажиров ведь не упакуешь как груз). Он стал бы громоздким, неповоротливым, тяжелым. В вагонном же автобусе двигатель устанавливают рядом с сиденьем водителя, под кузовом или сзади; почти вся длина машины предоставлена пассажирам. Перевозка одного пассажира обходится в вагонном автобусе в 1,5 раза дешевле, чем в «капотном».

На изготовление рамы уходило до 1000 кг металла — это масса пятнадцати пассажиров. Причем никак не удавалось облегчить раму. Даже наоборот, чем мягче выполняли рессоры, чем эластичнее крепили кузов к раме для улучшения комфорта, тем более жесткой приходилось делать раму, чтобы она не прогибалась, не скручивалась и не ломалась. Кроме того, рама препятствовала понижению пола кузова. До тех пор пока кузова были каретными, деревянными, казалось, что выхода нет. Он наметился после внедрения металлических кузовов. Их коробчатую конструкцию ведь можно использовать в качестве несущей системы, жестко соединив кузов с рамой и соответственно облегчив ее. А затем и вовсе устранили раму, и все механизмы стали крепить непосредственно к кузову (у грузовиков с бортовыми платформами такой жесткой коробчатой конструкции нет, и рама у них до сих пор сохраняется).

На некоторых автобусах 30-х годов водитель находился даже в лучших условиях, чем на легковом автомобиле: его сиденье регулировалось по высоте, по углу наклона и было установлено в самой передней части кузова, откуда хорошо видна дорога. Водителю не нужно было тратить силы и внимание на переключение передач — трансмиссию ставили автоматическую, рычаг передач и педаль сцепления устранили.

Автобус — транспорт общественный, коммерческий. Пусть он стоит дорого, но если это позволит перевезти больше пассажиров, то расходы оправдаются. Пусть он несколько напоминает вагон, пассажирам общий вид машины менее важен, чем возможность быстро добраться до нужного места.

В 40-х годах грузовые автомобили и автобусы занимают ведущее место по объему перевозок среди других средств транспорта, они ослабляют напряженность пассажирооборота на железных дорогах, полностью вытесняют гужевой грузовой и извозчичий транспорт в городах. Тогда же начался ныне в основном завершившийся процесс полного отделения конструкции и производства грузовых автомобилей и автобусов от легковых.

Наиболее приемлемой классификацией автобусов по назначению следует считать их деление на три класса: I — городские; II — междугородные; III — дальнего следования.

Для отечественных автобусов можно выделить еще дополнительный класс ведомственных автобусов, предназначенных для доставки людей к месту работы.

К автобусам класса I относят городские автобусы, обладающие наибольшей вместимостью (наличие большого числа стоячих мест) и высокими параметрами пассажирообмена (большие площадь пола и ширина дверей, низкий уровень пола и др.), и максимально

Источник http://http://toyota-cluber.ru/types-of-cargo-bodies-of-general-purpose-the-great-encyclopedia-of-oil-and-gas.html
Источник http://http://kurskavtoservis.ru/kuzovy-avtobusov-kuzova-legkovyh-avtomobilei-i-avtobusov-i-kabiny-gruzovyh/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *