Содержание
Управление автомобилем с АКПП: особенности эксплуатации машины с автоматом, режимы АКПП
Все больше моделей современных автомобилей оснащается автоматическими коробками передач (АКПП). Несмотря на это не все автомобилисты знают как правильно пользоваться АКПП для того чтобы эффективно и надежно управлять своим транспортным средством.
Так же многие пребывают в заблуждении о возможностях АКПП и полагают, что механическая коробка передач — это значительно лучше, понятнее, надежнее.
Сегодня мы попытаемся разобраться в этих вопросах и, возможно, восполнить некоторые пробелы в знаниях относительно управления автомобилем с АКПП.
Главным преимуществом АКПП, является возможность автоматического подбора передаточного числа, которое отвечает за условия движения, что в значительной степени упрощает процесс вождения. Скорости переключаются без участия водителя.
Рабочие режимы АКПП
Коробка-автомат имеет несколько рабочих режимов.
- Р (Park, Parking) – режим, отвечающий за парковку автомобиля. В данном положении рычага на КПП происходит блокировка ведущих колес.
- D (Drive) – режим движения. В таком положении рычаг автоматически подбирает нужные передачи для установки скорости движения.
- N (Neutral) – режим нейтрального положения автомобиля. При таком положении происходит холостая работа двигателя автомобиля (без вращения колес). Не рекомендуется использование нейтрального режима при движении автомобиля. Иногда нейтральный режим применяется для прогрева двигателя при низких температурах.
- R (Reverse) – режим заднего хода. В таком положении рычага автомобиль совершает движение назад. Режим активизируется только во время остановки автомобиля и нажатие педали тормоза.
- D3 (S) – режим сниженной передачи. Может использоваться при движении на пологих спусках или подъемах. К тому же данный режим позволяет наиболее эффективно останавливать движение автомобиля.
- D2 (L) – режим сниженной передачи для экстремальных условий вождения (преодоление крутых спусков/подъемов, серпантинных дорог и т.д.).
Все вышеперечисленные режимы относятся к основным рабочим режимам. Однако многие усовершенствованные АКПП оснащены рядом дополнительных режимов.
- S (sport) – режим спортивной скоростной езды.
- E (Economic) – режим экономии расхода топлива, экономная езда. Данный режим позволяет более экономно расходовать топливо, при медленном разгоне автомобиля и более плавном переключении скоростей.
- M (Manual) – режим ручного управления (наподобие механической коробки передач). Позволяет осуществлять переключение скоростей вручную при помощи подрулевых рычагов с обозначениями «+» — увеличение, «-» — снижение.
- OD (over drive) – режим городского движения. Является постоянно активным, однако при его выключении, вы вряд ли сможете перейти на высокую скорость.
- L (Low) – режим сниженной передачи. В таком положении автомобиль всегда движется медленно на самой первой передаче. Может иметь значение 2 и 3. Когда движение автомобиля возможно на сниженной передаче, но не выше второй и третей соответственно.
- W (Winter) – режим зимнего вождения. Движение автомобиля возможно со второй передачи во избежание буксировки колес.
- KICK DOWN – режим, при котором автомобиль может совершать вынужденное ускорение при преодолении различных преград. Данный режим активируется путем нажатия педали газа до упора.
Особенности использования АКПП
Научиться водить автомобиль с автоматической КПП очень просто, достаточно хорошо изучить все органы управления коробки-автомата.
- При запуске двигателя необходимо выжать тормозную педаль и выставить рычаг селектора в режим D (движения) или R (задняя передача). Далее снять автомобиль с ручника и отпустить тормозную педаль для того чтобы автомобиль тронулся с места.
- Для остановки двигателя, выжимая педаль тормоза, выбрать режим Р (паркинга, остановки), выставить ручной тормоз и заглушить двигатель.
- Применять режимы D и L следует исходя из условий эксплуатации транспортного средства – снижать или увеличивать скорость, тормозить двигателем, буксировать, обгонять и т.д.
- Использование режимов N и Р не рекомендуется при торможении на светофорах или поворотах.
- При пользовании автоматической КПП в обязательном порядке необходимо следить за качеством масла. Замена масла должна проводиться с установленной периодичностью и только на марки, рекомендованные производителем транспортного средства.
- Автомобиль, оснащенный АКПП всегда должен стоять на ручном тормозе, даже если он находится на ровной дороге.
- При вождении автомобиля в зимний период, всегда нужно прогревать двигатель. Для ускоренного прогрева двигателя рычаг акселератора нужно установить в режиме «Паркинг» при нажатии педали газа.
- Переключение рычага коробки-автомата при смене направления движения допустимо только при полной остановке автомобиля. Например, автомобиль двигался вперед, затем вам нужно сделать задний ход, для этого следует остановить автомобиль и выбрать нужный режим.
- Автомобиль с АКПП не рекомендуется использовать по серьезному бездорожью, поскольку такая система управления чувствительна к качеству дорог. Именно поэтому следует избегать дорог с плохим покрытием, больших снежных заносов, болотистой местности и т.д.
Преимущества и недостатки вождения автомобиля с АКПП
К преимуществам управления автомобилем с АКПП можно отнести:
- безопасное и эффективное вождение в городских условиях;
- отсутствие необходимости постоянно переключать рычаг скоростей на коробке передач;
К недостаткам такого типа вождения относится следующее:
- высокий расход топлива при движении в городских условиях по сравнению с механической КПП (не факт, зависит от мастерства водителя);
- противопоказания к буксировке автомобилей с АКПП на гибкой или жесткой сцепке без вывешивания ведущих колес (зависит от автомата и многие современные конструкции АКПП разрешают буксировку при соблюдении определенных условий);
- противопоказания к буксировке тяжелых прицепов автомобилями с коробкой-автомат (буксировать можно, перегружать нельзя);
- сложность и дороговизна ремонта АКПП (тут уж ничего не попишешь, что есть, то есть).
В целом же стоит отметить, что автоматическая коробка передач для большинства водителей предпочтительнее. Это в значительной степени упрощает управление автомобилем, а значит, делает езду безопасней, не говоря уже о комфорте.
Бытует мнение о том, что если на машине установлена автоматическая коробка передач, и не дай Бог на ней заедешь в яму и забуксуешь, то выбраться без посторонней помощи уже не удастся. А вот если бы была механика, то раскачав машину, можно гораздо легче выкарабкаться.
Отчасти это верно, конечно, но наблюдая за водителями, попадающими в подобные ситуации, чаще всего приходится отмечать, что умение выкарабкиваться из грязевого или снежного плена присуще далеко не всем водителям.
А если препятствие более менее серьезное, то одинаково надежно в нем застревают и на автомате и на механике. Эту проблему лучше всего решать с помощью полного привода и высокого клиренса.
К тому же стоит задуматься над тем, как часто случается попадать в такие ситуации… стоит ли из-за гипотетической возможности где-то застрять раз в год, а то и реже, лишать себя комфорта и дополнительной безопасности?
Как (не) ездить на «автомате»: полное руководство по АКПП
После «механики», водить машину с автоматической трансмиссией — чистое удовольствие, особенно по городу. Но из-за более «нежного» и требовательного устройства гидравлических коробок, нужно знать, как ездить на АКПП, чтобы не сломать и не убить ее раньше срока.
Правильная эксплуатация АКПП
Перед поездкой на автомобиле с «автоматом», заведите мотор и подождите минуту, чтобы трансмиссионное масло распределилось по коробке. В холода прогрейте таким образом коробку минут 10-12. Начав движение, первые 500-1000 м преодолейте так, чтобы не пришлось нагружать коробку.
Важно: заводите двигатель только в положении Р. Затем выжмите тормоз и переведите рычаг в положение D или R: завист от того, как вам нужно выехать со стоянки.
Режим движения — D
Это основной режим, в котором вам предстоит ездить. Когда будете останавливаться на светофорах, просто удерживайте педаль тормоза. Помимо основного режима Drive, на отдельных моделях коробки предусмотрены дополнительные:
- 2 — использует только первую и вторую передача. Помогает при езде в горах и на крутых спусках. Ограничивает скорость до 40-60 км/ч.
- L — аналог понижающей передачи для внедорожников. Используется в тяжелых условиях: бездорожье и тп. Не использовать, если скорость больше 15 км/ч.
Важно: когда выбирете на коробке режим D, дождитесь легкого толчка, только после него выжимайте газ. В среднем, АКПП нужно порядка 1 секунды, чтобы прийти в полную готовность к движению. В противном случае, внутренние механизмы коробки могут не справиться с нагрузкой.
Не вздумайте пользоваться второй ногой при движении на «автомате». Если впереди у вас возникнет препятствие и вы резко выжмете тормоз, сила инерции потащит ваше тело вперед — включая ногу на педали газа. Поэтому: левую ногу на подставку. Привыкайте.
Режим нейтральной передачи — N
Важно: режим N в АКПП предусмотрен только для обслуживания в сервисе и при буксировке.
Пивычка «переходить на нейтралочку» при движении с уклона может вылиться в преждевременный ремонт коробки. Тем более не имеет смысла ждать зеленого сигнала светофора, включая режим N.
Буксировка в режиме N
Конечно, лучше вообще не буксировать автомобиль с АКПП. И уж тем более, тянуть автомобилем с АКПП другое авто.
Но если доставить ваш авто с «автоматом» нужно недалеко — 50 км предел — а двигатель заводится, включайте режим N и ползите, не превышая 50 км/ч.
Важно: Использовать буксировку как способ завести двигатель «с толкача», если у вас АКПП, категорически нельзя. Это убивает коробку на раз-два. Как и буксировка в снегу, песке.
Режим заднего (реверсивного) хода — R
Режим заднего хода, как и отальные режимы на «автомате», включается только после полной остановки. Выжав педаль тормоза, переведите селектор коробки в положение R.
Важно: никогда не включайте режим R, пока автомобиль не остановлен ПОЛНОСТЬЮ. Это чревато поломками внутри самой коробки и снаружи — элементов трансмиссии, ДВС.
Часто такую ошибку совершают при попытке вписаться в небольшое парковочное место постоянно переключаясь с D на R и обратно, кажется небольшой и допустимой ошибкой не остановить автомобиль полностью. Даже если не с первого раза, такая ошибка приведет вас к капитальному ремонту АКПП. Ее нужно избегать любой ценой. Для этого — контролировать свои действия.
Режим паркинга — P
Режим паркинга, который подразумевает заблокированный вал и ведущие колеса, используют при длительных остановках и стоянках. Некоторые предпочитают ставить АКПП в режим P при длительном ожидании светофора.
Важно: Режим Р можно включать только после полной (!) остановки автомобиля. Переход из режима паркинга в режим D или R — только через выжатую педаль тормоза.
Остановка на уклоне в режиме P
В условиях ровной площадки для стоянки или на незначительном уклоне достаточно просто перейти в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на хорошую такую горочку, задействуйте ручник.
А именно: удерживая тормоз, затяните ручник, отпустите педаль. Автомобиль немного откатится, скорее всего. Затем выберите положение P селектором. Готово, вы восхитительны.
Снимаем машину с ручника в той же последовательности: выбираем режим D, выжимаем педаль тормоза, опускаем ручник. Поехали.
Важно: если постоянно пренебрегать стояночным тормозом и сохранять неподвижность машины за счет режима паркинга, это большая нагрузка на коробку. В конечном счете шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается — и автомобиль будет скатываться с уклона при включении положения Р.
Дополнительные режимы работы АКПП
OD — OverDrive
Эта кнопка по умолчанию «утоплена» в рычаг тех АКПП, где больше чем 3 ступени передач. Соответственно, нажатой эта кнопка «дозволяет» переходить на 4,5..и т.д. передачу.
Чтобы активировать режим Овердрайв, кнопку нужно выключить. Тогда коробка перестает переключаться выше, чем на третью передачу. На приборной панели загорается лампочка «O/D OFF».
Проделывать такое полезно, когда нужно быстро разогнать автомобиль. Обороты двигателя остаются высокими, а передача — низкой. А еще Овердрайв полезен на затяжных подъемах, за счет придания тяги мотору.
Кроме того, отжав кнопку O/D, вы вызовете мягкое торможение двигателем.
Важно: не практикуйте включение O/D, если скорость движения выше 120 км/ч.
Kick-down
Кик-даун активирует сама коробка, когда водитель резко выжимает газ. АКПП автоматически переходит на пониженную передачу. В результате — интенсивный разгон при высоких оборотах. Очень полезно при маневрировании на трассах и в экстремальных ситуациях, когда нужно быстро «убраться».
Важно: Нельзя пользоваться кик-дауном «по приколу»: он сильно нагружает коробку. И не стоит активировать этот режим, чтобы красиво умчать с места, особенно, если скорость ниже 20 км/.ч.
PWR/Sport
Это программный режим автоматической трансмиссии для более «спортивной» езды. Позволяет осуществлять переключения на оборотах выше ,чем обычно. Динамика улучшается, а вот расход топлива возрастает. Для самой же коробки постоянную езду в таком режиме щадящей не назовешь.
Snow
«Снежный» режим позволяет разгонять автомобиль, минуя первую передачу. Риск, что колеса начнут буксовать в снегу, таким образом снижается. А еще в этом режиме передачи сменяются в более узком диапазоне оборотов — движение становится безопаснее.
Важно: некоторые «умельцы» включают Snow для экономии топлива круглогодично. Но если зимой гидротрансформатор коробки переносит отсутствие первой передачи нормально, то летом это может вызывать перегрев механизма. И привет, капремонт.
Как продлить жизнь «автомату»
1. Самый простой и быстрый способ угробить АКПП — посадить за руль человека с агрессивной манерой вождения, который привык «рвать» с места в карьер, тормозить «в пол» и совершать резкие маневры. Манера вождения — один из ключевых факторов ресурса коробки-«автомата». Обслуживание АКПП — лишь второй по значимости фактор.
2. Известны «народные» рекомендации, что зимой перед началом движения коробку-автомат нужно прогреть, включая все передачи на АКПП и останавливаясь на каждой по 10-15 секунд (выжав педаль тормоза), ничем не обоснованы .
Пользу от такого «прогревания» не подтверждают специалисты автосервисов. В некоторых руководствах по эксплуатации прямо указано — оставляйте селектор и положении P.
Для выхода АКПП в рабочий режим достаточно, как только температура снаружи опустилась ниже +5, прежде чем ехать, включить двигатель и дать ему поработать несколько минут.
3. Чтобы продлить жизнь «автомата», важно следить за уровнем масла (маслом называют трансмиссионную жидкость ATF — Automatic Transmission Fluid) в коробке.
Для этого использовать масляный щуп из двигателя, не допускать утечек и менять масло с фильтром каждые 40-60 тыс. км (первая замена — спустя 80-100 тыс. км. и далее каждые 60, а лучше — 30-40 тыс. км). Использовать только оригинальное масло для замены.
Несмотря на заверения производителей о «необслуживаемости» коробки, менять жидкость ATF в автомобиле нужно регулярно.
Это подтверждают и сервисмены, которые регулярно ремонтируют последствия такой вот «необслуживаемости», и владельцы, которые хоть раз сливали трансмиссионное масло самостоятельно и видели, как вместо залитой ярко-красной жидкости из коробки течет грязно-коричневая жижа.
Помимо предупреждения потенциальных проблем с износом трущихся деталей внутри коробки, свежее масло положительно сказывается на характеристиках работы АКПП — режимы переключаются плавно, без пинков.
Многие специалисты при жалобах владельцев на работу «автомата» первым делом рекомендуют менять трансмиссионную жидкость.
Но есть тут тонкий момент.
Если пробег автомобиля очень солидный, а предыдущая замена жидкости ATF неизвестно, когда проводилась (и проводилась ли вообще), нужно быть готовым к неприятным последствиям обслуживания коробки. А именно: что после замены трансмиссионного масла она попросится на ремонт.
Этому есть две причины.
Во-первых, при эксплуатации АКПП внутри коробки накапливается вода. Она поступает туда через сапун вместе с воздухом в периоды стоянок автомобиля. Влагой напитываются накладки фрикционов: чем дольше не менялось масло, тем больше внутри «автомата» влаги.
Значит, тем больше и риск того, что накладка фрикционов отслоится от диска фрикциона — и новое масло поможет этому процессу.
Во-вторых, из-за того, что новое масло эффективнее вымывает грязь, оно может поднять отложения металлической стружки и пыли, и эти комья грязи забьют масляные каналы — и привет, ремонт.
Поэтому обслуживание коробки автомобиля с пробегом выше 150 тыс. км или с неизвестной историей обслуживания — вопрос неоднозначный.
Как правильно ездить на автомобиле с автоматом — АКПП
У начинающих водителей, впервые севших за руль автомобиля с АКПП, часто возникают некоторые неудобства. Это связано с отличительными особенностями в управлении автоматической коробкой передач. Управление автомобилем с автоматической коробкой осуществляется, благодаря переключению скоростей в электронном режиме. Передаточные числа здесь подбираются без участия оператора, поэтому нет необходимости учиться правильно переключать передачи. Педаль сцепления отсутствует, в результате, левая нога не участвует в управлении авто.
Как водить автомобиль с АКПП
Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач рекомендуется начинать с изучения функций селектора АКПП и основных обозначений на рычаге переключения передач:
- «Р» паркинг, парковочный режим.
- «D» драйв, означает движение вперед.
- «R» реверс, режим заднего хода.
- «N» нейтраль, холостой ход.
- «S» («D2») понижение передачи.
- «L» («D1») последующее понижение.
Описание режимов вождения
Когда селектор находится в точке «Паркинг», вождение авто с автоматической коробкой передачне представляется возможным. Машина стоит и не может сдвинуться с места, при этом рекомендуется использовать также ручной тормоз.
При переводе рычага переключения передач в позицию «D», автомобиль начинает движение вперед. В этом случае передачи подбираются автоматически, в соответствии с интенсивностью нажатия на педаль «газа». Если автомобиль находится на площадке под наклоном, в режиме «драйв» он не будет съезжать вниз.
После полного прекращения движения разрешено включать режим заднего хода. Положение селектора в режиме «R» позволит машине ехать назад в обратном направлении.
Нейтральное «N» расположение рычага подходит для осуществления прогревания двигателя при минусовых температурах окружающей среды. При этом силовой агрегат работает на холостом ходу, крутящий момент не передается на ходовую часть, колеса. Во время движения по трассе запрещено переводить селектор в данный режим.
При преодолении крутых подъемов/спусков, автоматическая коробка передач наиболее эффективно работает в режиме «S» («D2»). В подобных условиях вождение АКПП осуществляется с использованием двух первых передач, не выше.
Если машина движется по скользкому зимнему покрытию (гололед, укатанный снег), в сложных условиях горных извилистых дорог, лучшее решение:
- вождение авто с АКПП на пониженной передаче «L» («D1»), используя только первую скорость;
- торможение – при помощи мотора.
Перевод селектора из положения «D» на уровни «D1» или «D2» производится во время движения транспортного средства.
Современные АКПП оборудованы дополнительными режимами разгона: «Е», «N», «S», которые соответствуют значениям – экономичный, нормальный, спортивный.
Особенности вождения автомобиля с АКПП
В отличие от механического аналога, автоматическая коробка передач обладает большим весом. Весь агрегат более сложный в изготовлении, труднее поддается ремонту и восстановлению. Коробка автомат намного дороже МКПП и потребляет энергии на 5% больше. Чтобы продлить ее эксплуатационный срок, при вождении автомобиля с автоматической коробкой необходимо знать, что является губительным для ее стабильного функционирования и соблюдать особые требования.
Факторы, приводящие к быстрому разрушению АКПП:
- Частое переключение селектора коробки в режим «кикдаун» (езда на максимально возможной скорости).
- Вдавливание педали газа в пол.
- Резкое понижение скорости на высокой передаче.
- Уровень трансмиссионного масла не соответствует норме (заниженный или завышенный).
- Движение автомобиля при повышенных температурных режимах в коробке передач.
- Вождение машины автомат с частым переключением передач.
- Нажатие на газ при переходе на верхний диапазон.
- Пробуксовки.
- Включение заднего хода, не дожидаясь полной остановки автомобиля.
- Начало движения машины без предварительного прогревания автоматической коробки передач.
- Буксирование авто с АКПП на длительные расстояния с повышенными скоростями.
- Одновременное нажатие на педали газа и тормоза.
- Использование АКПП на фоне троящего мотора.
- Старт на высокой передаче.
- Длительная эксплуатация автоматической коробки передач после обнаружения неисправностей.
- Использование смазочных жидкостей низкого качества и несоответствующей марки.
- Продолжение движения при перегреве двигателя внутреннего сгорания.
- Резкое маневрирование после свежего ремонта коробки передач.
- Езда задним ходом на высокой скорости.
Советы от опытных автомобилистов
Чтобы вождение машины, оборудованной коробкой автомат, было наиболее комфортным, рекомендуется воспользоваться уроками и советами опытных автомобилистов. Начинающие автовладельцы прежде всего следят за расходом топлива. В случае с АКПП нужно также уделять побольше внимания сохранности дорогостоящих узлов и деталей автоматической коробки передач.
Чтобы водить автомобиль с коробкой автомат в напряженных условиях городских пробок,ночных улиц, при управлении авто рекомендуется использовать обе руки. Начинающим водителям это поможет одновременно пользоваться селектором коробки передач и держать под контролем ситуацию на шоссе.
Часто водители забывают об особенностях свих автомобилях, связанных с буксированием. В инструкции по эксплуатации каждого автомобиля с автоматической коробкой передач подробно описаны условия, которые необходимо соблюдать:
- ограничения по буксировке на определенное расстояние;
- соблюдение скоростного режима.
Особенно это касается машин, имеющих полноприводную конструкцию, где мощность от силового агрегата передается одновременно на все колеса транспортного средства. Автомобили с полным приводом вообще запрещено буксировать любым способом. Для его транспортировки к ближайшему пункту автосервиса необходимо воспользоваться услугами эвакуатора.
https://autodromo.ru/articles/upravlenie-avtomobilem-s-akpp-osobennosti-ekspluatacii-mashiny-s-avtomatom-rezhimy-akpp
https://zen.yandex.ru/media/id/5cef9cf963dd9700af411521/kak-ne-ezdit-na-avtomate-polnoe-rukovodstvo-po-akpp-5d0a408c8433fa00b0ba53f6
https://motoran.ru/interesnoe/vozhdenie-avtomobilya-s-akpp