Содержание
Устройство дисковых и барабанных тормозных механизмов. Принцип работы системы
Тормозная система служит для:
- изменения скорости движения автомобиля;
- полной остановки ТС;
- обеспечения длительной стоянки на одном месте.
Существуют три вида тормозной системы, которые устанавливаются на автомобили:
- Рабочая. Обеспечивает торможение или полную остановку машины во время движения.
- Запасная или аварийная. Начинает действовать после отказа или неисправности рабочей системы и по принципу действия ничем не отличается от первого вида.
- Стояночная. Обеспечивает неподвижное положение автомобиля, длительный период времени.
Устройство
Тормозная система состоит из:
- механизмов;
- привода.
Чаще всего на машинах установлены фрикционные механизмы, работающие за счет силы трения.
Рабочая система размещается непосредственно в колесе, а механизм стояночного тормоза может располагаться за коробкой передач или за раздаточной коробкой.
Тормозные механизмы могут различаться по конструкции фрикционной части и подразделяются на:
- дисковые;
- барабанные.
Дисковый механизм
Состоит из суппорта, одного или двух тормозных цилиндров, а также двух колодок и диска.
Суппорт крепится на поворотном кулаке переднего колеса машины. В нем есть два тормозных цилиндра и к ним две тормозные колодки. Которые находятся с обеих сторон тормозного диска, который вращается вместе с прикрученным к нему колесом.
- При нажатии на педаль тормоза, поршни выходят из цилиндров и прижимают колодки к диску.
- При отпускании педали, механизмы возвращаются в начальное положение. Это возможно из-за легкого биения диска.
Посмотрите полезное видео, устройство и принцип работы дискового тормозного механизма:
Дисковые тормоза эффективны и просты в обслуживании. Ремонт не доставит больших хлопот.
Об достоинствах
- температурная стойкость дисков выше, чем у барабанных. Лучше охлаждаются;
- высокая эффективность уменьшает тормозной путь;
- меньше размеры и вес;
- уменьшено время срабатывания;
- изношенные колодки просто менять;
- разная температура, возникающая при работе, не влияет на прилегание тормозных поверхностей.
Барабанный механизм
- барабана,
- двух колодок;
- возвратных пружин;
- рабочего цилиндра и опоры колодок;
- опорного щита.
На опорном щите закреплен тормозной цилиндр и опора. При нажатии на педаль поршни в цилиндре расходятся и давят на концы тормозных колодок.
Колодки прижимаются накладками к внутренней стороне круглого барабана. Который вращается вместе с прикрученным к нему колесом.
Торможение колеса получается за счет сил трения, которое происходит между накладками колодок и барабана.
При отпускании педали, стяжные пружины притягивают колодки в начальное положение и действие тормозов прекращается.
Об достоинствах
- простота изготовления;
- низкая стоимость;
- имеют эффект самоусиления. Нижние части колодок тесно связаны друг с другом и трение о барабан передней части, усиливает прижатие к нему и задней части.
Стояночная система
Для постановки машины на длительную стоянку, чаще используется механический привод, в основу которого входят различные тяги и тросы, объединенные в систему.
Имеются случаи, когда в автомобиле для срабатывания стояночного тормоза, необходимо нажать на педаль. Недавно, стали применять электропривод.
Посмотрите интересное видео, устройство и принцип работы барабанного и стояночного тормоза:
- Тормозной привод основанный на работе воздуха, называется пневматическим и чаще применяется на большегрузных автомобилях.
- Если сочетаются несколько приводов, то он называется комбинированным.
Принцип действия тормозной системы
Легко понять на примере гидравлической системы:
- При нажатии на педаль, сила передается на главный тормозной цилиндр.
- Поршень главного цилиндра двигается и увеличивает давление в системе гидравлических трубок, которые ведут к каждому колесу транспортного средства.
- Тормозная жидкость давит на поршень колесного цилиндра. Который двигая колодки, прижимает их к барабану или диску. Трение замедляет вращение колес и автомобиль останавливается.
После отпускания тормозной педали, она с помощью возвратной пружины возвращается на место. Усилие, действующее в главном цилиндре ослабевает и его поршень, возвращается в исходное положение. Заставляя колодки с фрикционными накладками разжаться, тем самым, освобождая диски или барабаны колеса.
Есть ещё вакуумный усилитель, который применяется в тормозной системе. Его использование, значительно облегчает работу.
Посмотрите видео по теме, принцип работы тормозной системы:
Тормозная система автомобиля: устройство, виды
В число важных автомобильных систем, обеспечивающих безопасность эксплуатации машины, входит и тормозная. Ее предназначение —остановка автомобиля, снижение скорости авто посредством замедления вращения колес. Второстепенная функция тормозов— удержание автомобиля на месте в течение длительного временного промежутка.
Классификация
1. Рабочая. Основной задача тормозов машины, тормозной системы — замедление движения машины и полная его остановка. Управляется через педаль в салоне, нажимая на которую с различным усилием, водитель регулирует динамику торможения. Рабочая система бывает:
- гидравлической;
- пневматической;
- комбинированной
Примечание! Эксперты Моторпэйдж напоминают, что на основной тормоз нужно нажимать только правой ногой, убирая ее с педали газа.
2. Стояночная. Данный механизм используется для удержания авто на месте во время стоянки, исключая его самовольное движение. Также может применяться в следующих целях:
o экстренное торможение, если рабочая система вышла из строя;
o старт движение на подъем, чтобы избежать отката автомобиля назад.
3. Запасная. Устанавливается далеко не на всех машинах. Реализуется в качестве отдельного тормозного узла или как часть уже имеющейся тормозной системы. Функционал у запасного аналогичен основному и требуется для остановки авто в случае отказа последнего.
4. Вспомогательная. Присутствует на грузовых автомобилях. Ее задача — взять на себя частичное обеспечение тормозного усилия, чтобы разгрузить рабочую систему при съезде машины со спуска.
Устройство и принцип работы
Любой тормоз так или иначе состоит из следующих элементов:
- исполнительных тормозных механизмов, которые прижимаются к колесу для создания эффекта торможения;
- привода, управляющего ими.
В свою очередь указанные составляющие делятся на разные виды, отличающиеся по типу устройства.
Тормозные механизмы
1. Дисковые имеют следующую конструкцию и принцип действия:
- диск закреплен на ступице и крутится вместе с колесом;
- внутри суппорта (поршневого механизма) находятся колодки, а сам элемент неподвижно крепится к щитку ,.когда водитель воздействует на тормоз, суппорт прижимает колодки к диску и за счет силы трения скорость авто замедляется.
2. Барабанные отличаются конструктивом и особенностями работы:
- барабан установлен на оси и, аналогично диску, крутится вместе с колесом;
- под корпусом барабана находится неподвижный тормозной щит;
- на щите размещен рабочий цилиндр, в поршни которого упираются колодки в форме полумесяца;
- при активации тормоза поршневые элементы выходят из цилиндра и прижимают колодки к барабанному элементу.
Приводы
1. Гидравлический. Ставят на легковые авто. Ключевые элементы: педаль,главный тормозной цилиндр, трубопровод, вакуумный усилитель, исполнительные механизмы. Внутри системы находится тормозная жидкость, особенность которой заключается в том, что она не сжимается под давлением.
- Создается давление при нажатии на педаль тормоза, повышается усилителем и передается на рабочие цилиндры;
- Активируются поршни суппорта, или барабанного цилиндра, что приводит к контакту с диском ,или тормозным барабаном и происходит замедление.
2. Пневматический. Устанавливается на грузовые машины. Общий принцип работы аналогичен гидравлическому приводу. Только в пневматическом механизме вместо жидкости используется воздух.
- тормозной кран — устройство управляет потоками сжатого воздуха;
- компрессор — агрегат создающий давление в системе
- ресиверы — емкости для хранения закаченного сжатого воздуха;
- воздушные магистрали;
- тормозные камеры (цилиндры) мембранного типа — установлены на колесах.
Привод работает следующим образом: нажатие на педаль заставляет тормозной кран открыть воздушные магистрали между ресиверами и тормозными камерами. За счет появившегося давления воздуха в цилиндрах фрикционные колодки прижимаются к барабану.
3. Комбинированный. В таких системах присутствуют одновременно гидравлический и пневматический приводы, разделенные на два отдельных контура. Редко применяются в автомобильном производстве из-за сложной конструкции и дороговизны реализации (несмотря на большую безопасность).
4. Механический. Встречается на современных машинах только в качестве стояночного тормоза.
- рычаг («ручник»);
- тормозные барабан;
- колодки;
- кулачковые ваы;
- возвратные пружины;
- тросики.
Для торможения водитель тянет рычаг на себя, вследствие чего осуществляется натяжение тросиков, проложенных от «ручника» до тормозных механизмов. Из-за натягивания тросов проворачиваются валы, находящиеся в тормозных устройствах. Каждый вал соединен с колодками и в момент поворота прижимает их к барабану. Возвращение в исходное положение обеспечивается с помощью пружин. Они задействуются, когда водитель опускает рычаг.
Что нужно знать о тормозной системе современного автомобиля?
На сегодняшний день конструкция тормозных систем большинства легковых автомобилей примерно одинакова. Тормозная система автомобиля состоит из трех типов:
Основная (рабочая) — служит для замедления транспортного средства и для его остановки.
Вспомогательная (аварийная) — запасная тормозная система, необходимая для остановки автомобиля при выходе из строя основной тормозной системы.
Стояночная — тормозная система, которая фиксирует автомобиль во время стоянки и удерживает его на уклонах, но также может быть частью аварийной системы.
Элементы тормозной системы автомобиля
Если говорить о составляющих, то тормозную систему можно разделить на три группы элементов:
- тормозной привод (тормозная педаль; вакуумный усилитель тормозов; главный тормозной цилиндр; колесные тормозные цилиндры; регулятор давления, шланги и трубопроводы);
- тормозные механизмы (тормозной барабан или диск, а также тормозные колодки);
- компоненты вспомогательной электроники (ABS, EBD и т. д.).
Процесс работы тормозной системы
Процесс работы тормозной системы в большинстве легковых автомобилей происходит следующим образом: водитель нажимает на тормозную педаль, которая, в свою очередь, передает усилие на главный тормозной цилиндр через вакуумный усилитель тормозов.
Далее главный тормозной цилиндр создает давление тормозной жидкости, нагнетая ее по контуру к тормозным цилиндрам (в современных автомобилях почти всегда применяется система из двух независимых контуров: если один откажет, второй позволит автомобилю совершить остановку).
Затем колесные цилиндры приводят в действие тормозные механизмы: в каждом из них внутри суппорта (если речь идет о дисковых тормозах) с обеих сторон установлены тормозные колодки, которые, прижимаясь к вращающимся тормозным дискам, замедляют вращение.
Для повышения безопасности в дополнение к вышеописанной схеме автопроизводители стали устанавливать вспомогательные электронные системы, способные повысить эффективность и безопасность торможения. Самые популярные из них — антиблокировочная система (Anti-lock braking system, ABS) и система распределения тормозных усилий (Electronic brakeforce distribution, EBD). Если ABS предотвращает блокировку колес при экстренном торможении, то EBD действует превентивно: управляющая электроника использует датчики ABS, анализирует вращение каждого колеса (а также угол поворота передних колес) при торможении и индивидуально дозирует тормозное усилие на нем.
Все это позволяет автомобилю сохранять курсовую устойчивость, а также снижает вероятность его заноса или сноса при торможении в повороте или на смешанном покрытии.
Диагностика и неисправности тормозной системы
Усложнение конструкции тормозных систем привело как к более обширному списку возможных поломок, так и к более сложной их диагностике. Несмотря на это, многие неисправности можно диагностировать самостоятельно, что позволит вам устранить неполадки на ранней стадии. Далее мы приводим признаки неисправностей и наиболее частые причины их возникновения.
1) Снижение эффективности системы в целом:
— Сильный износ тормозных дисков и/или тормозных колодок (несвоевременное техобслуживание).
— Снижение фрикционных свойств тормозных колодок (перегрев тормозных механизмов, использование некачественных запчастей и т. д.).
— Износ колесных или главного тормозного цилиндров.
— Выход из строя вакуумного усилителя тормозов.
— Давление в шинах, не предусмотренное заводом-изготовителем автомобиля.
— Установка колес, размер которых не предусмотрен заводом-изготовителем автомобиля.
2) Проваливание педали тормоза (или слишком «мягкая» педаль тормоза):
— «Завоздушивание» контуров тормозной системы.
— Утечка тормозной жидкости и как следствие серьезные проблемы с автомобилем, вплоть до полного отказа тормозов. Может быть вызвана выходом из строя одного из тормозных контуров.
— Закипание тормозной жидкости (некачественная жидкость или несоблюдение сроков ее замены).
— Неисправность главного тормозного цилиндра.
— Неисправность рабочих (колесных) тормозных цилиндров.
3) Слишком «тугая» педаль тормоза:
— Поломка вакуумного усилителя или повреждение его шлангов.
— Износ элементов тормозных цилиндров.
4) Уход автомобиля в сторону при торможении:
— Неравномерный износ тормозных колодок и/или тормозных дисков (неправильная установка элементов; повреждение суппорта; поломка тормозного цилиндра; повреждение поверхности тормозного диска).
— Неисправность или повышенный износ одного или нескольких тормозных колесных цилиндров (некачественная тормозная жидкость, некачественные комплектующие или просто естественный износ деталей).
— Отказ одного из тормозных контуров (повреждение герметичности тормозных трубок и шлангов).
— Неравномерный износ шин. Чаще всего это вызвано нарушением установочных углов колес (сход-развала) автомобиля.
— Неравномерное давление в передних и/или в задних колесах.
5) Вибрация при торможении:
— Повреждение тормозных дисков. Часто вызвано их перегревом, к примеру при экстренном торможении на большой скорости.
— Повреждение колесного диска или шины.
— Некорректная балансировка колес.
6) Посторонний шум при торможении(может выражаться скрежетом или скрипом тормозных механизмов):
— Износ колодок до срабатывания специальных индикаторных пластин. Свидетельствует о необходимости замены колодок.
— Полный износ фрикционных накладок тормозных колодок. Может сопровождаться вибрацией руля и педали тормоза.
— Перегрев тормозных колодок или попадание в них грязи и песка.
— Использование некачественных или поддельных тормозных колодок.
— Смещение суппорта или недостаточное смазывание штифтов. Необходима установка противоскрипных пластин или очистка и смазка тормозных суппортов.
7) Горит лампа «ABS»:
— Неисправность или засорение датчиков ABS.
— Выход из строя блока (модулятора) ABS.
— Обрыв или плохой контакт в соединении кабелей.
— Сгорел предохранитель системы ABS.
8) Горит лампа «Brake»:
— Затянут ручной тормоз.
— Низкий уровень тормозной жидкости.
— Неисправность датчика уровня тормозной жидкости.
— Плохой контакт или обрыв соединений рычага ручного тормоза.
— Изношены тормозные колодки.
— Неисправна система ABS (см. пункт 7).
Периодичность замены колодок и тормозных дисков
Во всех перечисленных случаях необходимо обращаться в профессиональный сервис для ремонта или замены неисправных элементов тормозной системы. Но лучше всего — не допускать критичного износа деталей. Так, например, разница в толщине нового и изношенного тормозного диска не должна превышать 2-3 мм, а остаточная толщина материала колодок должна составлять не менее 2 мм.
Руководствоваться пробегом автомобиля при замене тормозных элементов не рекомендуется: в условиях городской езды, к примеру, передние колодки могут износиться через 10 тыс. км, в то время как в загородных поездках могут выдержать и 50-60 тыс. км (задние колодки, как правило, изнашиваются в среднем в 2-3 раза медленнее, чем передние).
Оценить состояние тормозных элементов можно, и не снимая колеса с автомобиля: на диске не должно быть глубоких проточек, а металлическая часть колодки не должна прилегать вплотную к тормозному диску.
http://avto-i-avto.ru/ustrojstvo-avto/ustrojstvo-tormoznoj-sistemy-avtomobilya.html
http://www.motorpage.ru/faq/tormoznaja_sistema_avtomobilja__ustrojstvo__vidi.html
https://tyreplus.ru/blog/diagnostika-i-sovety-dlya-avtomobilistov/chto-nuzhno-znat-o-tormoznoj-sisteme-sovremennogo-avtomobilja