Содержание
Вариатор или автомат. Что лучше — надежнее, основные плюсы и минусы. Также видео версия
Извечная проблема, я бы даже сказал для многих не решаемая. Я и сам сколько не рылся, не мог найти конкретной информации — что же лучше вариатор (CVT) или автомат (АКПП), вроде бы обе автоматические трансмиссии. Но одну покупают и любят, я имею в виду АКПП, а вот от другой сторонятся CVT! Но почему же так? Ведь если взять вариаторную коробку передач, то тут и разгон лучше, и нет рывков в переключении передач (да их как бы вообще нет), да и расход топлива с ней меньше! Так все же — какие есть различия, какая все же надежнее, у какой ресурс больше и легче ремонт? Ну что начинаем …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Автомат
- Вариатор
- ВИДЕО ВЕРСИЯ (РЕКОМЕНДУЮ. )
- Голосование
Прежде чем начать статью, хочу сказать – проводились исследования покупательской активности, автомат покупают практически в два раза чаще, чем вариатор. Примерные цифры такие:
- АКПП – около 50% продаж.
- CVT – около 27% продаж.
- Роботизированные трансмиссии – около 23% продаж.
Кстати в последнее время «робот» стали покупать намного чаще, вот и наша ЛАДА ВЕСТА и ПРИОРА идут именно с роботизированными коробками. НУ да ладно, сейчас не про статистику, а именно про строение, надежность, разгонную динамику и КПД, а также расход топлива. Начнем, в нашей статье — с автоматической коробки передач (попросту автомат), ведь первым в широком применении в производстве автомобилей начали устанавливать именно его
Автомат
Немного истории. Появился сначала в судостроении, в 1903 году. И изобретателем считается немец, профессор Феттингер, именно он впервые предложил гидродинамическую передачу, которая развязала бы винт и двигатель корабля, так на свет появилась гидромуфта, которая является самым важным элементом любого автомата. Позже в 1940 году американцы поставили первые автомобильные автоматические коробки передач Hydramatuc в автомобилях Oldsmobile. Нужно отметить, что конструкция практически не изменилась и по сей день. Автоматическая трансмиссия — содержит два основных элемента, это гидротрансформатор и собственно сам редуктор. Гидротрансформатор — заменяет собой сцепление, принцип его работы заключается в плавном, без рывков, переключении передач. Редуктор — содержит все пары шестерен в постоянном зацеплении. Это позволяет получить один компактный законченный механизм, который имеет сразу несколько ступеней. Изначально переднего привода не было, автомобили были заднеприводными и при таком раскладе автоматические коробки имели всего три передачи, что вполне хватало, сейчас другие времена автомобили получили передний привод, поэтому и передач стало больше, есть 4, 5 и 6 скоростные варианты.
Техническая часть АКПП
Что и говорить, эта трансмиссия отточена годами, сейчас ее довели почти до совершенства (не все конечно, но многие). ДА и сама техническая часть довольна прочная.
Здесь крутящий момент от двигателя передается по средствам гидротрансформатора, как я уже писал в нем нет жесткого зацепления, по сути он работает от давления масла. Если нет жесткого зацепления, то ломаться тоже вроде как нечему, однако в строении есть валы с планетарной передачей, а также стальные диски с фрикционами.
Фрикционы, заменяют собой сцепление, именно при их сжатии или разжатии, включаются нужные муфты, что соответствует передачам.
Также важными составляющими являются насос высокого давления и гидроблок. Конечно, сейчас я рассказываю очень утрированно, однако обозначаю самые важные элементы.
Что может ломаться в АКПП
Все поломки автомата, как собственно и оппонента, происходят от несвоевременного обслуживания (всем советую прочитать статью – как правильно менять масло в автомате). Зачастую многие не меняют масло даже после большого пробега (в 100 000 км), забивается гидроблок, радиатор автомата, фильтр/а – это приводит к тому, что масляный насос не может подавать нормальное рабочее давление, из-за этого фрикционы начинают прокручиваться на металлических дисках (аналог «пробуксовывания» диска сцепления), передачи начинают не включаться, проявляется дергание между передачами и т.д.
Именно поэтому при покупке советуют нюхать масло АКПП, потому как горелая ATF жидкость обозначает – что фрикционы пригорели и уже изношены! Если такой запах есть в коробке передач, то покупать такой авто, я бы не стал!
Конечно, если АКПП «запущена», то поломок может быть больше, это износ и планетарных шестерен, и износ фрикционной накладки гидротрансформатора, да еще много чего, у каждого производителя свои нюансы.
Ресурс автомата
Ресурс при должном обслуживании, может быть огромен! Лично мне встречались случаи, когда при смене масла через 40 000 километров, АКПП ходит по 400 000 км, причем это был самый обычный 4 ступенчатый вариант (на Nissan Note). Кстати именно на 4 передачи, старые версии, как я считаю самые надежные, особенно у Японских производителей.
Чтобы продлить жизнь своей трансмиссии, нужно придерживаться нескольких правил:
- Менять масло по регламенту, сказано в 60000 так и нужно! Можно даже раньше, скажем в 50000 км. Также нужно помнить необслуживаемых автоматов не бывает!
- Менять вместе с маслом, масляный фильтр, это намного продлит ресурс.
- Желательно снять радиатор АКПП и продуть его – промыть (маслом)
- Очистить дно автомата, от всякой стружки, гари и прочего, очистить магниты.
Эти простые правила, сделают свое дело, ресурс увеличиться и намного, думаю сможете проходить около 300 000 километров. Из-за такой стойкости многие и выбирают именно такой тип трансмиссии.
Теперь хочу перечислить плюсы и минусы автоматической коробки передач
Плюсы автомата
1) Легкое управление автомобилем (не нужно думать, как тронуться и какую скорость включить, АКПП все сделает за вас)
2) Надежность. Этот вид трансмиссии при должном уходя может ходить более 300 000, это больше чем у оппонента.
3) Ремонт. Автомат хорошо изучен, его могут легко отремонтировать даже сторонние организации, много мастеров.
4) Масло. Для автомата требуется специальное масло – это правда, но требования к нему гораздо ниже, чем для оппонента. ДА и стоит дешевле.
5) Мало электроники, да автоматы работают в купе с ЭБУ, но все же электронная составляющая всего около 20 – 30%. Остальное банальная механика.
6) Рывки и передачи. НА данный момент времени, появляются 6 – ти ступенчатые варианты (где-то слышал что есть и на 8 – 12 передач), так вот у них уже больший максимальный порог скорости, авто не будет реветь как потерпевший на 4 передаче, так же у них мягче переключения, уже почти не заметны.
Минусы автомата
1) Не имеет такой динамики, как скажем вариаторная трансмиссия, или механическая трансмиссия.
2) Ниже КПД. Что это значит? У автомата нет жесткого зацепления между, двигателем и трансмиссией, здесь все происходит при помощи гидротрансформатора, то есть давлением масла. Поэтому часть КПД тратиться на такую передачу.
3) Толчки при переключении. Потому как здесь есть передачи, у оппонента такого нет.
4) Трансмиссионного масла больше, чем у других трансмиссий, около 8 – 10 литров. Например, у вариатора 5 – 8 литров, у механической коробки 2 – 3 литра.
5) Больший расход топлива. ДА расходует больше чем вариатор, опять е из-за меньшего КПД.
Если подвести итог по АКПП, то получается — что надежность, перекрывает многие минусы, это низкий КПД, толчки при переключении (хотя сейчас они все менее заметны), больший расход топлива и меньшую динамику. Зато при правильно замене ATF жидкости, можете спать спокойно после 100 000 километров, чего не скажешь про оппонента.
Вариатор
Немного истории. Сontinuosly Variable Transmission (CVT). Многие считают вариатор более поздним изобретением (если сравнивать с оппонентом), а вот нет. Принцип бесступенчатой трансмиссии изобрел еще Леонардо Да Винчи, аж в 1490 году, только внедрить его в массы он не смог, у него попросту не было такого двигателя внутреннего сгорания, которым обладают современные автомобили. Однако принцип двух конусов направленными в разные стороны сужающимися частями и натянутым между ними ремнем, предложил именно Да Винчи, такие конструкции применялись на мельницах, это уже и был примитивный вариатор. Далее про эту систему как-то забывают и только в начале 19 го века, принцип начинают применять на станках в промышленности, но до автомобильного варианта, еще далеко. Первым кто задумался применять это изобретение для автомобиля, был голландский инженер Хуберт ван Доорн, создавший бесступенчатую трансмиссию Variomatic. Эта трансмиссия устанавливалась на продукцию фирмы DAF, в 1958 году. Ставилась на автомобиль с двигателем 0,59 литра. Успех был ошеломляющий и затем уже многие производители задумались о установки бесступенчатой трансмиссии на свои модели. Вот короткий экскурс в историю. А сейчас принцип действия.
Техническая составляющая вариатора
Итак, бесступенчатый вариатор, одна из разновидностей автоматической коробки передач. Только в отличие от того от оппонента, вообще не имеет скоростей. В строении имеется два шкива, один ведущий, второй ведомый, расположены друг против друга, также стянуты ремнем, только вот ремень сейчас металлический, да еще и трапециевидный. Конусы вариатора, не цельные как было раньше, они имеют сдвижные половинки. Когда ведущий шкив раздвинут, ремень крутится по малому диаметру, опираясь гранями на его поверхность, своеобразная пятая – шестая передача. А вот если шкив сдвинут, а ремень вращается по большому диаметру, получается максимальное передаточное число, что соответствует первой передаче.
Далее сдвигая шкив, можно максимально плавно уменьшать передаточное число, то есть максимально плавно переключать скорости (хотя их и нет), но передаточные числа соответствуют скоростям в обыкновенной автоматической коробке. Все это делает вариатор (CVT), очень эффективным звеном, между двигателем и колесами. Ведь здесь передается максимальное КПД, потому как передача крутящего момента от двигателя – трансмиссии – колесам, здесь жесткая, то есть передается механическими усилиями, а не давлением масла.
Что может ломаться
Вариатор очень требователен к обслуживанию. Масло меняется раз в 60 – 80 000 километров, как это регламентируют некоторые производители. ДЕЛАТЬ ЭТО СТОИТ ВСЕГДА! Потому как если вы не замените масло, то начинают проявляться проблемы и здесь они далеко не «детские».
- Также забивается гидроблок, и масляный насос не может нагнетать нормальное давление.
- От этого валы не могут нормально зажать или разжать ремень, он начинает в них пробуксовывать.
- Когда буксует ремень, он очень сильно изнашивается. При высоких износах может порваться. И тогда мало не покажется, разлетается по всей коробке и разрушает все и вся!
- Также задираются «зеркала» валов, что также негативно влияет на ремень.
- Вариатор еще плох тем, что в нем очень много электроники, то есть он ей банально управляется, она может составлять до 50%!
Ресурс вариатора
Здесь также как и у автомата, нужно помнить о сменах масла, если этого не делать, то CVT может и до 100 000 недотянуть!
Но даже если вы все правильно делаете то при 120 – 150 000 километров, вам ЖЕЛАТЕЛЬНО, заменить ремень! Иначе он может порваться! А это уже серьезно!
Таким образом, вариатор это более «беспокойная» трансмиссия, 300 000 километров на ней не пройти, банально меняя масло!
Плюсы вариатора
1) Динамичный разгон (быстрее, чем на АКПП)
2) Уменьшенный расход топлива (намного меньше, чем на АКПП)
3) Нет передач, а соответственно нет рывков переключения, что дает дополнительные преимущества по плавности и динамичности хода
4) Высокий КПД. Примерно на 5 – 10% больше чем у оппонента.
5) Легкое управление автомобилем ( новичкам, не нужно познавать азы управления автомобилем, трогание и переключение передач, на механике)
Минусы вариатора
1) Сложный, очень сложный ремонт (до конца не изучен, поэтому ремонтом занимаются только официальные дилеры, а это очень не дешево). Реально найти мастера но CVT очень сложно, особенно в провинциальных городах.
2) Замена ремня между шкивами, через 100 – 150 тыс. километров, тоже не дешево и делают далеко не все станции.
3) Сложная электроника, при ее выходе из строя, опять едем к официалам, опять платить дорого.
4) Масло, специальное и очень дорогое, купить не так просто, причем определенному производителю, нужно определенное масло, шаг вправо, шаг влево карается поломкой.
Подведем итог. Что же лучше? По своим, техническим особенностям, вариатор намного, опережает автомат, это и динамика разгона, и малый расход топлива, и «безрывковое» плавное переключение передач. Но ремонт — очень дорогой и опять, же не каждый автосервис за него возьмется, попросту нет специалистов. Также идет износ ремня, уже через 100 – 1200000 его желательно заменить, очень требователен к качеству масла! Автомат тут выигрывает, он более изучен и сделать, его можно быстрее и дешевле, неофициальные станции, давно их ремонтируют. Скажу так, если покупаете новую машину на гарантии, то вариатор, лучше, в случае чего, все поправит гарантия. А вот если вы покупаете машину уже после гарантии и за пробегом в 100 000 км, то лучше посмотреть в сторону автомата, ибо его легче и дешевле починить, да и ходит он в два раза (как минимум дольше).
Сейчас подробное видео, ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ, смотрим.
Голосование, а что вы считаете лучше, вариатор или автомат?
Вот в этой статье — автомат или механика, также разбирали что лучше. Также читайте — что лучше автомат или робот.
НА этом заканчиваю, думаю статья была полезна.
(147 голосов, средний: 4,39 из 5)
Что лучше и надежнее, вариатор или автомат
Вариатор (CVT) или автомат (АКПП) — что лучше в качестве трансмиссии? По статистике продаж автомобилей без пробега популярностью пользуются «классические» автоматы. При этом к техническому совершенству ближе вариаторные коробки. Сравнение агрегатов по устройству, надёжности и экономичности поможет сделать обоснованный выбор.
- Виды КПП: автомат и вариатор
- Автомат
- Как работает АКПП
- Сцепление и передачи
- Гидравлика и электроника
- Что может ломаться в АКПП
- Достоинства АКПП
- Недостатки АКПП
- Срок службы коробки автомата
- Вариатор
- Как работает вариатор
- Что может ломаться
- Достоинства вариаторной коробки
- Недостатки вариатора
- Срок службы вариаторной коробки
- Сравнительная характеристика двух видов коробок передач
- Как определить какое устройство установлено в автомобиле
- Разница между вариатором и автоматом с экономической точки зрения
- Какое устройство лучше с точки зрения надёжности
- Выводы. Что лучше, автомат или вариатор
Виды КПП: автомат и вариатор
Выбирая трансмиссию, нужно учесть, в каких условиях будет эксплуатироваться машина. Вариатор и автомат — разновидности автоматической коробки, которая требует регулярного ухода и щадящей манеры езды:
- без резких стартов и торможений методом «педаль в пол»;
- без буксировки тяжёлых прицепов или автомобилей;
- без пробуксовок на льду, в снегу и грязи;
- без перегрева и трогания «на холодную».
Оба агрегата нуждаются в хорошей смазке и охлаждении.
Автомобиль как с автоматом, так и с CVT оснащен селектором и педалями: газ и тормоз. В обеих коробках за управление отвечают соленоиды, гидроблок, электроника. Водитель не переключает скорости вручную, не работает сцеплением. Только после тест-драйва можно сделать вывод, чем отличается бесступенчатый вариатор от «классического» автомата, и что лучше в динамике.
Определить, что надёжней, вариатор или автомат, поможет краткий обзор их работы.
Автомат
Главное, чем конструктивно отличается автомат от вариатора — наличием механизма ступенчатого переключения передач. Дополнительный узел требует большего расхода масла, усложнения конструкции и электроники, затрат на ремонт и обслуживание. При переключении передачи водитель ощущает лёгкие толчки и слышит «рёв» мотора.
Как работает АКПП
Работу автоматической коробки можно поделить на узлы: сцепление, гидравлическая система, переключение передач, электронное управление.
Сцепление и передачи
Роль сцепления в автомате выполняет гидротрансформатор (ГДТ). Он передаёт крутящий момент от двигателя к трансмиссии через жидкость ATF. Жёсткого соединения между силовым агрегатом и трансмиссией нет. В масле гасятся вибрации мотора и удары от переключения передач. Усовершенствование ГДТ позволяет придать автомобилю спортивность и экономичность за счёт включения муфты блокировки с фрикционным диском.
В основе работы автоматической коробки передач лежит планетарный механизм, состоящий из 2 — 4 редукторов. Каждый редуктор — это набор зубчатых колёс, находящихся в постоянном зацеплении. Вращение одних шестерён и блокировка других создают разные передаточные отношения. Для фиксации элементов применяются пакеты фрикционов.
Пакет фрикционов состоит из стальных дисков и мягких фрикционов, собранных в барабан. Мягкие диски изготовлены из целлюлозного волокна с добавлением графита и склеены смолами. Фрикционы сцеплены с шестернёй, насаженной на вал.
Стальные диски соединены с барабаном. Входной крутящий момент передаётся с барабана на ведущие диски. Ведомые вращаются независимо, пока не придёт сигнал о включении передачи, и не сработает поршень.
Гидравлика и электроника
В электронный блок поступает информация с датчиков:
- о положении селектора;
- о частоте вращения вала коленчатого и выходного;
- о температуре и давлении ATF;
- о скорости автомобиля;
- о педали тормоза и др.
Компьютер анализирует данные и выдаёт импульсы на действие. Преобразование электрического сигнала в гидравлическое воздействие происходит в гидроблоке. Он подаёт управляющее напряжение на соленоид, и электроклапан открывает канал для прохода трансмиссионной жидкости.
ATF под давлением масляного насоса проходит через масляный фильтр в каналы гидроплиты и поступает к поршню. Под давлением поршня фрикционы и стальные диски сжимаются, притираются и вращаются как единое целое. При этом шестерни планетарного редуктора начинают вращаться в заданном порядке, передавая момент на выходной вал.
Что может ломаться в АКПП
Конструкция автомата изготовлена с высокой точностью и подвержена большим нагрузкам. ATF «снимает стресс», смазывая и отводя тепло от трущихся узлов в радиатор. Перегрев опасен для коробки: приводит к старению жидкости и износу деталей:
- текут сальники и уплотнители;
- выходят из строя подшипники, муфты, шестерни;
- истирается фрикционный диск в ГДТ;
- плавятся пластиковые корпуса соленоидов и втулки;
- обугливаются мягкие фрикционы.
Масло засоряется фрикционной пылью, клеевыми отслойками, стружкой. Поток разносит грязь по всей коробке:
- забивает масляный фильтр;
- осаждает каналы гидроблока и соленоидов;
- засоряет радиатор.
В системе пропадает давление, и момент передаётся с потерями. Грязь, как абразив, истирает поверхности деталей и съедает шлицы зубчатых колёс. В масло могут попасть обломки шайб, колец, лопастей. В этом случае автомат подлежит серьезному ремонту или замене.
Достоинства АКПП
Преимущества автоматической коробки сведены в таблицу.
Параметр
Описание
Недостатки АКПП
В чем вариатор может быть лучше автомата:
- Масло АКПП требует замены каждые 60 000 км пробега. Объём залитой жидкости в среднем 8 л. При цене 700 р/л затраты на покупку масла составят 5600 р. Вместе с заменой ATF нужно устанавливать новый масляный фильтр, промывать поддон, прочищать радиатор.
- Зимой автомобиль с АКПП долго прогревается из-за большого объёма масла.
- Низкий КПД и медленный разгон из-за потерь в гидротрансформаторе.
- Переключение передач происходит рывками.
Срок службы коробки автомата
Ресурс АКПП составляет 150 тыс. км гарантировано, но обычно больше — 250 — 300 тыс. км. При условии контроля уровня и состояния масла, правильной эксплуатации машины.
Вариатор
В чем принципиальная разница между вариатором и автоматом:
- нет переменных передач;
- максимально используется крутящий момент двигателя.
Популярная конструкция CVT — клиноременная передача с гидротрансформатором. В вариаторах Audi ремень заменён цепью.
Как работает вариатор
Вариатор плавно меняет передаточное отношение за счёт изменяемых диаметров валов. Ведущему валу малого диаметра нужно провернуться 2 — 3 раза, чтобы ведомый вал большего диаметра сделал один оборот. Валы соединены ремнём, по которому передаётся момент. И вот как это происходит.
На вал насажен шкив. Он состоит из двух конусных дисков, обращенных друг к другу сторонами малого диаметра. Расстояние между дисками сужается или расширяется под действием гидравлики. Изменение шкивов на разных валах происходит синхронно.
В коробке CVT установлен стальной ремень, выполненный из лент, соединённых стальной пластиной в виде бабочки. Бабочка придаёт ремню клиновидную форму в разрезе. Боковой поверхностью ремень касается шкива. Когда конусы сдвигаются, ремень под воздействием центробежных сил выталкивается. В этот момент второй шкив раздвигается, и ремень утопает. Таким образом ведущий шкив передает момент ведомому шкиву. Реализовать задний ход через шкивы нельзя, эту задачу решает планетарный механизм.
Система управления шкивами работает под высоким давлением жидкости. Масло вариатора отличается от ATF назначением смазочных свойств: оно предотвращает трение металла о металл.
Система сцепления в вариаторе реализована с помощью гидротрансформатора, аналогичного АКПП. ГДТ также регулирует привод ведущего шкива.
Что может ломаться
Вариаторной передаче свойственны те же проблемы, что и автомату, если не менять масло после 50 000 км пробега.
Отличие поломок вариатора от автомата связано с работой ременной передачи. Агрессивная езда и жёсткая эксплуатация коробки приводят к растягиванию ремня. Грязное масло стачивает боковые пластины. В результате на конусах остаются задиры от царапающих зубцов, что ведёт к быстрому износу и дорогому ремонту.
При отсутствии давления движение конусов становится асинхронным, ремень пробуксовывает, истирается. В запущенном случае ремень рвётся и разлетается по всей коробке.
Достоинства вариаторной коробки
Параметры, по которым бесступенчатый вариатор лучше автомата, сведёны в таблицу.
Параметр
Описание
Вариатор на кроссовере обеспечивает максимальный комфорт движения, если помнить, что это не внедорожник.
Недостатки вариатора
Популярность вариатора находится на низком уровне, что влияет на стоимость ремонта и комплектующих. Так, цена за новый ремень выше 20 000 р., а механики советуют его менять через 100 — 150 000 км, не дожидаясь полного истирания. Найти мастера, который возьмётся за разборку CVT, сложно, особенно в малых городах.
Другие недостатки вариатора:
- Коробке нужно оригинальное дорогое масло. Аналоги не допустимы.
- Вариаторы не устанавливают на силовые агрегаты мощностью свыше 200 л.с. Высокие нагрузки изнашивают приводной ремень.
- CVT работает с равномерным гулом. Водитель не чувствует переключения передач, что для некоторых является психологически некомфортным.
- Ответственная электроника при небольшой поломке детали или недостаточного давления масла переводит вариатор в аварийный режим или отключает его.
- Длительное движение на предельно высокой или низкой скорости нагружает ремень.
Срок службы вариаторной коробки
Вариаторы ходят 150 000 км. В этот момент можно быстро разочароваться, но известны случаи, что коробка служила по 300 000 км. Разница зависит от отношения автовладельца к своей машине: регулярность техобслуживания, манера езды, соблюдение правил эксплуатации.
Сравнительная характеристика двух видов коробок передач
Производители трансмиссии нацелены создать комфортные, экономичные и надёжные агрегаты. Сравним, какая разница по этим критериям между вариатором и автоматом.
Как определить какое устройство установлено в автомобиле
Как различить коробки по внешним признакам:
- вариатор работает в режимах “P”, “N”, “D”, “R”. У автомата бывают дополнительные “L”, “M”,”OD”;
- шильдик на двери багажника означает: CVT — вариаторная коробка, AT — автомат.
Вариатор отличается от автоматической коробки плавным разгоном и монотонным звучанием. В автомате передачи переключаются с лёгкими толчками.
Разница между вариатором и автоматом с экономической точки зрения
Чей ремонт дешевле: коробки автомат или вариатора? АКПП ставится в автомобили десятки лет. Хорошо изучен. Легко найти мастера или сервис по ремонту конкретной модели. Вместо дорогих фирменных запчастей можно подобрать качественный аналог.
Вариатор отличается от автомата меньшим весом, что отражается на расходе топлива и масла. По эксплуатационным расходам вариатор дешевле. Стоимость масла CVT может быть выше оригинального ATF, но по объему его нужно не более 7 л, в то время, как ATF требуется в среднем от 8 л.
Какое устройство лучше с точки зрения надёжности
Надёжность АКПП или вариатора зависит от модели, эксплуатации и качества обслуживания. При равных условиях ресурс обеих коробок достигает 300 000 км. Агрессивная езда, тяжёлые нагрузки, перегрев — одинаково негативно влияют на работу трансмиссий.
Какая коробка передач лучше для спортивной езды, так это автомат, поскольку вариатор плохо переносит большой крутящий момент. Для CVT подходит равномерное движение со скоростью не выше 150 км/ч.
Выводы. Что лучше, автомат или вариатор
Категорично выделить, что лучше, вариатор или автомат, нельзя. CVT подходит тем, кто ищет экономную машину для спокойных семейных поездок. Любителям динамики, спортивной езды — лучше выбирать коробку автомат.
Автомеханики дают советы, на что обратить внимание при выборе и покупке авто с пробегом:
- в машинах с пробегом свыше 150 000 км скорее всего автоматическая трансмиссия уже требует замены;
- автомобиль с вариатором лучше брать без пробега;
- если при тест-драйве на вариаторе слышны стуки, чувствуются рывки — агрегат изношен;
- перед покупкой нужно проверить машину на СТО.
За счёт простого принципа действия, экономичности, плавности вариатор в перспективе развития выигрывает у автомата.
Вариатор или автомат: что лучше и надежнее, плюсы и минусы, чем отличаются коробки передач, в чем разница
При покупке автомобиля, у многих возникает вопрос: что надёжнее и лучше, вариатор или автомат, робот или вообще старая добрая механика? Если насчёт машин с механикой не возникает много вопросов, то при выборе автомобиля с автоматической коробкой передач человек не может однозначно определиться. Это связано с тем, что кроме обычного автомата (АКПП) существует вариатор (CVT) и роботизированные трансмиссии. А кроме этого важно уделить внимание марке авто, двигателю и другим характеристикам.
Важно понимать, что покупке авто двигатель не должен быть ключевым критерием. На практике коробка передач является также очень важной характеристикой.
Интересный факт: АКПП многие любят, а вариатор нет. Хотя вариатор обеспечивает плавную езду, быстрый разгон и значительную экономию топлива.
По статистике, покупатели и в самом деле отдают предпочтение АКПП. Продажи авто с «роботами» растут ежегодно, даже отечественные авто выпускают уже с роботизированными трансмиссиями. Например, в США многие автолюбители уже сделали выбор в пользу автоматической коробки передач, а в России количество авто с ними составляет 40%, остальные машины – на механике. Отмечу, что современные АКПП стали надёжнее и долговечнее, чем были раньше.
Напомню, что в механической коробке передач 5-6 скоростей, АКПП – примерно 8, а на вариаторе тогда сколько? Ответ в статье ниже.
В статье простым языком расскажу про особенности каждой трансмиссии, плюсы и минусы, подводные камни, какой ресурс, сколько стоит ремонт, что чаще ломается, какие отзывы автовладельцев. Обещаю, будет интересно!
Механическая коробка передач
Для начала расскажу о «механике» (гидромеханической трансмиссии). Если на автомобиле установлена механическая коробка передач, то под капотом находится двигатель и коробка чёрного цвета с разнообразными муфтами и шестерёнками. А между чёрной коробкой и двигателем – специальный узел сцепления.
Когда водитель нажимает на педаль сцепления, то он разъединяет двигатель и коробку передач и может выбрать любую скорость, которая подходит в данной ситуации. Вот именно это является огромным плюсом механической коробки, особенно если водитель опытный и знает приёмы для активной езды. Минус – это то, что придётся постоянно переключать скорости (что в городских пробках не очень приятное времяпрепровождение).
Как правило, гидромеханическую трансмиссию чаще ставят на все корейские и американские авто, мощные седаны, тяжёлые внедорожники.
Если и брать автомобиль с механикой, то число ступеней должно быть не менее 6.
Теперь расскажем про автоматическую коробку передач (АКПП), которая заметно отличается от механики.
АКПП (автоматическая коробка передач, обычный автомат)
Расскажу что это такое, какой принцип работы, что может ломаться, какой ресурс, все плюсы и минусы, советы по эксплуатации.
История появления
Немецкий профессор Г. Феттингер первый в мире придумал гидродинамическую передачу для кораблей в далёком 1902 г. Таким образом, появился гидравлический трансформатор, в который входили такие детали, как турбина, насос и реактор.
Затем, в 1940 г. в США появилась первую в мире полноценная автоматическая коробка передач, в которую входила гидравлическая муфта и 4 ступени передач. Она называлась Hydramatic и устанавливалась на Oldsmobile. Отмечу, что на данный момент эта конструкция почти не поменялась. В дальнейшем выпустили модернизированную коробку передач, в которую вместо гидромуфты установили гидродинамический трансформатор, который разительно отличался от всех других автоматических коробок передач. Такая АКПП называлась Dynaflow, её ставили на Бьюик.
Гидротрансформатор в коробке передач произвёл настоящий фурор. Эта деталь могла обработать высокие обороты двигателя без переключения на более высокую передачу. В дальнейшем гидротрансформатор усовершенствовали, который сильнее экономил топливо и допускал торможение двигателем. Про гидротрансформатор подробнее расскажу ниже.
Уже в 1990-х гг. АКПП содержал целых 5 передач, а после 2000-х гг. их стало целых 9 (даже слышал, что есть модели с 12 ступенями). Сегодня можно встретить машины с 4-х ступенчатыми «автоматами» (недорогие модели), а также 5, 6, 7, 8 и 9-ти скоростными АКПП (для более дорогих быстрых авто).
А как работает автоматическая коробка передач? Ответ — ниже.
Что это такое
Для того чтобы было комфортно ездить в городе, не переключая постоянно скорости (что реально напрягает), была создана АКПП – классический «автомат». Простым словами расскажу, что это такое.
Представьте, что к обычному работающему напольному вентилятору вы подносите небольшую игрушку с пропеллером. Что случится? Пропеллер на игрушке придёт в движение из-за воздушного потока и тоже начнёт крутиться. Теперь визуально представьте, что пропеллер будет крутиться при помощи энергии двигателя автомобиля. Отмечу, что оба винта находятся в корпусе с трансмиссионной жидкостью, которая и передаёт энергию от двигателя, находясь в постоянной циркуляции. Корпус с этими деталями герметичный. Называется он — гидротрансформатор. Именно в нём происходит передача энергии между двигателем и колёсами автомобиля.
Принцип работы автоматической коробки передач
Такая система нужна, чтобы переключение скоростей было плавным, причём без участия водителя. То есть АКПП сама за водителя выжимает сцепление и выбирает правильную скорость. А жидкость в коробке нужна, чтобы передавать вращательное движение. Почему здесь не используется воздушный поток? Потому что для передачи энергии здесь требуется много сил, а плотность воздуха очень мала по сравнению с жидкостью. Поэтому в коробку передач используется специальная трансмиссионная жидкость (масло) – ATF.
Уточню, как называются узлы АКПП (кому интересно):
- Гидротрансформатор (ГДТ). Это узел (механизм), который при помощи специальной жидкости передаёт крутящий момент (тяга двигателя). Содержит турбинное и насосное колесо, которые обеспечивают связь с коленчатым валом мотора и валом коробки передач. Находится на маховике силового агрегата.
- Планетарный редуктор. Это самая главная часть коробки передач. В него входят шестерни, обгонные муфты, соединительные валы, тормозная лента, барабаны, сателлиты и другие детали.
- Комплекс гидравлического управления. Эти механизмы отвечают за нормальное функционирование планетарного редуктора.
- Электронный блок управления (ЭБУ).
Как выглядит АКПП
АКПП может быть установлена на обычных седанах, грузовых машинах, автобусах и даже на спецтехнике.
Поначалу были только заднеприводные автомобили, которые имели 3 передачи. В настоящее время во многих авто есть передний привод. Это привело к увеличению количества передач в АКПП.
Как работает АКПП
АКПП управляется при помощи специальной ручки переключения, которая называется селектор. Он устанавливается справа от водителя (центральный тоннель), или на рулевой колонке.
Основные обозначения на селекторе такие:
- Drive (D, Д) – движение вперёд.
- Parking (P, П) – парковочная блокировка.
- Reverse (R, ЗХ) – режим для движения задним ходом.
- Neutral (N, Н) – нейтральная передача (нейтралка).
- Low (L, ПП, ТХ) – понижающая передача или тихий ход.
Дополнительные режимы на селекторе: спортивная езда, зимняя езда, экономия топлива. Такие режимы есть как дорогих, так и дешёвых авто.
Если говорить кратко, то принцип работы АКПП такой: гидротрансформатор изменяет передачу крутящего момента от двигателя. Эта деталь работает за счёт постоянной циркуляции жидкости ATF, которая переносит энергию от мотора к трансмиссии. В масле «тонут» вибрация от работы мотора и щелчки от переключения передач. Они переключаются при помощи специальных муфт.
Весь процесс работы регулирует ЭБУ. В электронный блок поступает информация о положении селектора, скорости вращения валов, скорости авто, температуре и давлении жидкости, силе нажатия на педали и другие. Электрические сигналы преобразуется в гидравлическое воздействие, которые запускают процессы в узлах АКПП. Происходит автоматическое переключение скоростей в зависимости от условий езды.
При переключении передач водитель может ощущать небольшие толчки и слышать усиленную работу мотора.
А может ли эта надёжная коробка передач сломаться?
Что может ломаться в АКПП
АКПП может сломаться чаще всего из-за редкого технического обслуживания. Некоторые не меняют масло в автомате даже после огромных пробегов в 100 тыс. км и более. Из-за этого масло приходит в негодность, в него попадает стружка, клеевые отслойки, фрикционная пыль. А поскольку жидкость находится в движении, то эта грязь разносится по всей коробке передач, засоряет масляный фильтр, радиатор, каналы гидроблоков и соленоидов. Происходит постоянное стирание поверхности деталей. Масляный насос не обеспечивает нормальное давление, появляется дёрганье, передачи работают не так как надо.
Жидкость ATF необходима для смазывания деталей, предотвращения перегрева в трущихся узлах. Если возникает перегрев, то это ведёт к износу таких деталей, как:
- Фрикционный диск стирается.
- Уплотнители и сальники «текут».
- Подшипники, различные шестерни и муфты быстро выходят из строя.
- Фрикционы обугливаются.
- Пластмассовые корпусы втулок и соленоидов начинаются плавиться.
Какой пробег держит коробка передач за весь цикл свой жизни?
Ресурс АКПП
При своевременном обслуживании ресурс автоматической коробки передач может быть очень большим. В практике были случаи, что при постоянной замене масла каждые 40 тыс. км пробега, АКПП работал до 400 тыс. км и более. При этом это стандартный четырёхступенчатый вариант КПП. Я считаю самыми надёжными АКПП именно 4-ступенчатыми, производства Японии.
А теперь более подробно ознакомимся с преимуществами и недостатками «автомата».
Плюсы «автомата»
- Очень простое управление автомобилем. АКПП сама выберет и включит нужную передачу. Автомобиль не покатится назад при подъёме, что заметно облегчит движение, что важно для новичков.
- Высокая надёжность. Не забывайте менять масло, и ресурс коробки передач будет не менее 200-300 тыс. км при любых условиях эксплуатации автомобиля. Чтобы сломать «автомат» надо сильно постараться. Например, буксировать заглохший авто на сцепке (что приведёт к поломке всего агрегата), либо забыть поменять масло в указанный срок.
- Относительно лёгкий ремонт. «Автомат» существуют давно, и его ремонтировать могут многие автомастерские. Ремонт АКПП дешевле, чем вариатора. Также можно вообще обойтись без ремонта, поскольку некоторые б/у АКПП продаются на Авито в пределах 25 тыс. руб.
- Недорогое масло. Для АКПП требуется специальное масло, которое стоит дешевле, чем для вариатора. Можно приобрести как оригинальное масло, так и дешёвый аналог.
- Мало электронных компонентов. Несмотря на то, что АКПП работают вместе с электронным блоком, электроники здесь – не более 30%. Остальное – механические детали.
- Комфортность. Времена, когда АКПП вызывала рывки при передаче, давно прошли. В настоящее время существуют многоступенчатые варианты, где большой порог максимальной скорости. Авто не будет «реветь» на 4 передаче, переключения мягкие, они малозаметны.
- Защита двигателя. Особенность коробки передач не позволит водителю перегрузить двигатель.
- Типтроник. Это режим ручного переключения, которое позволяет водителю самому управлять динамикой автомобиля в сложных ситуациях. Есть не во всех автомобилях.
- Пониженный расход топлива. Новейшие системы коробок передач расходуют от 7 до 10 литров бензина (смешанный тип вождения).
- Универсальность. АКПП можно устанавливать на двигатели с мощностью более 200 л. с.
- Наличие спортивного режима. Динамичность разгона становится очень стремительная (но топливо будет расходоваться быстрее). Крутящий момент на ведущие колёса достигает очень большого значения.
- Буксирование. Разрешено буксировать другое авто или прицеп.
- Тип дороги. АКПП лучше для бездорожья по сравнению с вариатором.
Несмотря на минусы, АКПП служит очень долго
Минусы «автомата»
- Динамика авто. У «автомата» нет такой динамики, которая есть у «механики» и вариатора, поэтому здесь разгон медленнее, даже у очень мощных автомобилей.
- Сниженный КПД. Поскольку детали не закреплены между собой, работает коробка передач за счёт давления масла, на которое тратится коэффициент полезного действия (эффективность машины). Особенно это заметно при подъёме в гору автомобиля с малым количеством лошадиных сил.
- Переключение скоростей. По сравнению с вариатором здесь ощущаются толчки при переключении передач. Также отмечается некоторая «задумчивость» при переключении скоростей в бюджетных 4-5-ти ступенчатых АКПП.
- Расход трансмиссионного масла. В АКПП тратится 8-10 литров масла. Для сравнения: для «механики» требуется 3 литра, для вариатора – 6-8 литров. Кроме замены масла требуется новый масляной фильтр, очистка радиатора и поддона.
- Повышенный расход топлива. Из-за того, что КПД мал, то и расход топлива больше. Но в некоторых современных моделях уже отмечается экономия топлива, что не может не радовать.
- Цена автомобиля. Авто с АКПП дороже, чем с механикой.
- Замена масла. Требуется менять масло в срок, установленный производителем. Обычно это надо делать каждые 40-50 тыс. км пробега.
- Повышенная масса авто. Это связано с тем, что АКПП очень тяжёлая. Это ведёт к ухудшению динамики и расходу бензина.
- Прогрев. В зимнее время года автомобиль дольше прогревается из-за большого количества масла.
Немного очень полезных советов для тех, кто присматривается или ездит на авто с АКПП.
Полезные советы
Расскажу основные советы и правила эксплуатации, чтобы АКПП прослужила максимально дольше.
При подъёме в гору или остановке на спуске рекомендовано применять стояночный тормоз (ручник). Для этого надо нажать на тормоз, затянуть ручник, перевести селектор режим парковки, убрать ногу с педали тормоза и выключить двигатель автомобиля. Если этого не сделать, а просто поставить автомобиль в режим «паркинг», то даже при небольшой раскачке авто может попросту скатиться вниз.
Ручник в АКПП обеспечивает полное блокирование автомобиля с пассажирами, водителем и грузом при остановке под углом в 15°.
Если при эксплуатировании автомобиля появились рывки, толчки во время переключения передач, запах гари, гул или шум в области коробки передач, то следует срочно обратиться в автосервис.
Как буксировать авто с АКПП? Должна быть выбрана нейтральная передача, а мотор работать. Если транспортировать авто на буксире при скорости более 30 км/ч на расстояние больше 70-80 км, то коробка передач может сильно повредиться.
Как правильно буксировать авто с АКПП
Трансмиссионное масло ATF следует строго по регламенту (а лучше ещё раньше). Если написано, что каждый 50 000 км пробега, то меняйте именно тогда, а лучше уже при 40 000 км. Каждый раз с маслом надо менять масляный фильтр, чтобы продлить ресурс АКПП. Также надо снять радиатор коробки передач, продуть/промыть. Дно «автомата» надо как следует почистить, убрать гарь и стружку, прочистить магнитики, которые собирают металлическую пыль. Если каждый раз всё выполнять правильно, то ресурс АКПП может достигать 300 тыс. км и даже больше.
Теперь расскажу про вариатор, чем он лучше (или хуже?) АКПП.
Вариатор (CVT)
Для начала немного интересных исторических фактов.
История появления
Большинство автолюбителей считает, что вариатор появился позже, чем АКПП. Но на самом деле принцип работы этого устройства появился намного раньше – в 1490 г. Автор этой идеи – Леонардо да Винчи, который попросту не смог идею воплотить в действие, потому что в то время не существовало ДВС (двигателя внутреннего сгорания).
Поначалу такая конструкция применялась в мельнице: это 2 конуса, которые были направлены в разные стороны узкой частью, а между ними был натянут ремень. Потом про это на время забывают, и в дальнейшем принцип вариатора применяют на станках в заводах, но это был далеко не автомобильный вариатор.
Первым человеком, который решил применить вариатор для авто, Хуберт ван Доорн, инженер из Голландии. Было это в 1958 г. Такой тип трансмиссии устанавливали только на модели фирмы DAF, где были двигатели 0,59 л. Успех превзошёл все ожидания, и многие производители автомобилей начали применять вариатор для своих моделей.
Что такое вариатор и как он работает?
Что такое вариатор (CVT)
Вариатор обозначается словом CVT — Continuously Variable Transmission, что переводится как трансмиссия с постоянно меняющимся крутящим моментом.
Что такое вариатор? Визуально представьте обычный велосипед. В нём 2 педали и шестерёнки, соединённые цепью. На современных моделях на заднем колесе несколько шестерёнок разных диаметров, чтобы было можно переключать скорости. Переключил на одну звёздочку (которая побольше) – педали крутятся легко, проще заехать на горку, но приходится чаще работать ногами, причём скорость велосипеда уменьшается. А при езде по ровной дороге, переключаешь на другую передачу (звёздочка поменьше) – скорость велосипеда возрастает, педали надо крутить не так часто.
Теперь визуально представьте, что вместо цепи на велосипеде находится ремень, а вместо нескольких шестерёнок сзади – всего лишь 1 шкив (гладкое кольцо с выемкой под ремень), диаметр которого может плавно уменьшаться или увеличиваться. Вот это конструкция и есть вариатор.
Это устройство, в которое входит шкив постоянного диаметра, а второй шкив постоянно меняет свой диаметр в зависимости от езды. Между ними находится металлический ремень. А поскольку диаметр одного из шкивов плавно меняется, то переключения автоматической коробки передач вообще не ощущается, их попросту нет. Согласитесь, это очень комфортная штука, хотя и минусов в вариаторе немало, о которых расскажу ниже.
В вариаторе нет фиксированных ступеней передач, как в АКПП или механике. Передача крутящего момента от мотора к колёсам автомобиля плавно меняется от минимума к максимуму в определённом диапазоне. Это так называемое передаточное число – отношение количества зубьев ведомого шкива к количеству зубьев ведущего шкива. Теперь вы имеете общее представление, в чём разница вариатора от АКПП.
Как правило, вариатор устанавливается на дорогие автомобили, но не так давно его стали использовать в скутерах, мопедах, снегоходах и даже водных мотоциклах. Авто с вариаторами стали популярны недавно. Их даже устанавливают на гоночные автомобили.
Вариатор – это новая разработка, которую не рекомендовано устанавливать на мощные двигатели из-за того, что перегрузка CVT может быстро её вывести из строя. Инженеры до сих пор в поисках решения, как обеспечить устойчивость вариатора к серьёзной нагрузке, резкой езде на повышенных оборотах двигателя и буксировке транспортного средства. А ремонт вариатора – дорогая штука по сравнению с обычным автоматом.
Кому интересно, ниже описал принцип работы вариатора.
Как работает вариатор
В конструкцию вариатора входят следующие детали:
- Ведомый и ведущий шкивы.
- Цепь или металлический ремень.
- Боковины шкивов, которые раздвигаются и меняют диаметр шкивов.
- Электронный блок управления.
Краткий принцип работы CVT заключается во вращении ведомого и ведущего шкивов, между которыми натянут ремень с металлическими пластинами. Именно таким образом происходит передача энергии от двигателя к колёсам автомобиля. Боковины шкивов сдвигаются и раздвигаются, что ведёт к плавному изменению ступеней скорости (хотя их на самом деле нет). Отмечу, что передаточные числа в вариаторе соответствуют ступеням скоростей в АКПП.
Нормальную работу системы шкивов обеспечивает высокое давление масла. Такое масло отличается от ATF назначением – оно устраняет трение металлических поверхностей деталей. А сама система сцепления в вариаторе основана на работе гидротрансформатора, точной такой же находится и в «обычном» автомате. Гидротрансформатор также обеспечивает регулировку привода ведущего шкива.
Всего существует 3 вида вариаторов.
Виды CVT
Существует 3 типа вариатора:
- Цепной. Работа основана на передаче крутящего момента при помощи цепных звеньев. Встречается такой тип вариатора нечасто.
- Тороидальный. Здесь передачу энергии обеспечивают ролики, которые могут передавать немалый крутящий момент. Для изготовления используется высокопрочная сталь, что делает такое устройство очень дорогим. Поэтому не все автопроизводители не устанавливают такие вариаторы на свои модели.
- Клиноременной. Именно про этот тип CVT рассказано выше по тексту. Его устанавливают на большинство различных транспортных средств.
Самым популярным типом CVT является клиноремённый вариатор.
Какие ощущения испытывает водитель при вождении автомобиля с вариатором? Читайте ниже.
Езда на авто с вариатором
Что происходит при старте автомобиля с вариатором под капотом? Если скорость равна нулю, то двигатель работает на холостых оборотах 700-900 оборотов в минуту. Если нажать на педаль газа, то двигатель сначала наберёт необходимое количество оборотов, при этом автомобиль не будет двигаться с места. Когда обороты достигнут оптимального значения, то транспортное средство начнёт двигаться с неизменной тягой, без дёрганий и толчков независимо от скорости. Таким образом, происходит задержка ускорения автомобиля при нажатии на педаль акселератора. Это можно примерно сравнить с поездкой на троллейбусе.
Самое приятное здесь – это комфортная и плавная езда. Чтобы стремительней разгоняться, здесь следует просто быстрее (а не сильнее) жать на педаль акселератора.
Также на CVT может быть ручной режим, то есть при помощи селектора можно выбрать повышенную или пониженную скорость. Но при любом раскладе вариатор не разрешит повысить обороты двигателя до красной отметки. Также и при низких оборотах двигатель сам по себе не заглохнет.
На практике разгон в ручном режиме на вариаторе хуже, чем в автоматическом. У меня возникло такое ощущение, что ручной режим – это просто маркетинговый ход для тех, кто привык к передачам скоростей.
На полноприводных автомобилях с вариатором придётся немного поучиться. Занос придётся осваивать, потому что здесь его выполнение отличается. Чтобы выполнить правильный занос, надо жать на газ в момент поворота рулём. А при обгоне «газу» надо дать на полсекунды раньше до того, как автомобиль перестроится на встречную полосу.
Вариатор ломается чаще, чем АКПП. Ниже подробнее о причинах.
Что может ломаться в вариаторе
Требования к обслуживанию вариатора очень высокие. Масло менять надо строго по регламенту (примерно каждые 40-60 тыс. км пробега). Если масло вовремя не заменить, то появляются следующие поломки:
- Снижается давление в масляном насосе из-за ухудшения работы гидроблока.
- Может возникнуть зажатие ремня, он начинает буксовать и быстро изнашиваться. А если нагрузка высокая – то он рвётся, ломая всё в коробке передач.
- Может сломаться что-нибудь в электронике вариатора, которая составляет 50% от общей массы устройства.
Ремень в вариаторе — самая уязвимая деталь
Средний ремонт вариатора обойдётся приблизительно в 60-150 тыс. руб.
Теперь расскажу про срок службы вариатора, о его минусах и плюсах.
Ресурс вариатора
Если вовремя не проводить обслуживание вариатора и не менять масло, он не сможет «прожить» и до 100 тыс. км пробега. Если вы регулярно меняете масло, то при пробеге в 120 тыс. км рекомендовано заменить ремень в вариаторе, иначе он может порваться из-за физического износа.
Вариатор часто имеет ресурс примерно 150 тыс. км в отличие от более живучей АКПП. Хотя при бережном отношении вариатор может протянуть и до 300 тыс. км.
Плюсы вариатора
- Более динамичный разгон авто, по сравнению с АКПП. Это можно ощутить при скорости выше 60 км/ч.
- Экономия расхода топлива ощутимо выше, чем в «автомате». Средний расход топлива 7-8 л на 100 км в смешанном цикле. Например, при обычной езде обороты двигателя всегда держатся в пределах 1500 об/мин. А чем меньше оборотов – тем больше экономия. В сочетании с круиз-контролем экономия ощущается ещё выше.
- Отсутствие фиксированных передач. Это обеспечивает очень плавную и комфортную езду. Такой же принцип у электрических автомобилей типа Tesla.
- Более высокий КПД (до 10% больше), чем у АКПП.
- Очень простое управление авто. Новичкам это на руку, ему не надо познавать азы управление автомобилем.
- Можно выполнять торможение двигателем.
- Безопасность в экстремальных ситуациях из-за плавной работы тяги. Автомобиль не занесёт, он не скатится назад при подъёме в горку.
- Улучшенная экологичность из-за меньшего выброса вредных веществ.
- Защита двигателя. Электронная система управления снижает износ двигателя и деталей.
- Лёгкий вес коробки передач. В современных вариаторах применяется прочный облегчённый алюминий, который положительно влияет на расход бензина и динамику транспортного средства.
Вариатор экономит бензин, но обслуживание и ремонт очень дорогой
Минусы вариатора
- Высокая стоимость ремонта. Вариатор до конца не изучен, за ремонт берутся очень немногие автомастерские, особенно в небольших городах.
- Требуется замена ремня, который предстоит сделать после 100-120 тыс. км пробега, тоже выльется в копейку (более 20 тыс. руб.), да и найти сложно грамотного мастера.
- Электроника сложно чинится. Если она сломается, придётся ехать к «официалам», которые возьмут за ремонт втридорога. Даже при небольшой поломке электроника переводится в аварийный режим, либо она вообще отключится. Особенно это касается датчика скорости.
- Надёжность. По сравнению с АКПП вариатор более требователен к эксплуатации и обслуживанию.
- Дорогое масло. Причём оно должно быть определённой марки и оригинальное, иначе всё может плохо выйти для вариатора.
- Равномерный гул. При работе CVT в салоне постоянный шумный гул. В дальнейшем это многим может сильно действовать на нервы.
- Технически невозможно резко стартануть с места. Для старта потребуется пара секунд. Также недоступны спортивные приёмы при вождении.
- Как правило, вариатор не ставят на авто с мощными двигателями (более 200 л. с.).
- Некоторым манёврам придётся учиться заново, потому что езда с вариатором отличается от вождения на механике и АКПП (заносы, быстрый выход из поворота, стабилизация авто при манёврах и др.).
- Нельзя буксировать прицеп или другие автомобили. Буксировать машину с вариатором можно только с включённым двигателем.
- Буксировка транспортного средства, постоянная езда на высоких оборотах приведёт к быстрому износу ремня.
- Езда на грунтовой зыбкой дороге может быть опасна – авто может зарыться колёсами в землю.
- В зимнее время года потребуется несколько минут для прогрева вариатора, чтобы масло менее вязким.
Несмотря на большое количество минусов, вариатор считается почти идеальной типом трансмиссии. К тому же автопроизводители постоянно улучшают конструкцию вариатора. Осмелюсь предположить, что со временем вариатор вытеснит АКПП и механику с автомобильного рынка. Ведь история вариатора только начинается, неизвестно, насколько они будут совершенны через несколько лет.
Внимательно изучите полезные советы, как правильно обращаться с автомобилем на вариаторе.
Полезные советы
Чтобы обеспечить надёжную работу вариатора и не допустить поломки, которую сложно и дорого устранить, придерживайтесь следующих полезных советов:
- Зимой придерживайтесь спокойной езды, особенно при старте.
- Перед ездой все детали вариатора должны быть прогреты. Это позволит уменьшить вязкость масел. Если этого не делать, то ремень будет быстрее изнашиваться.
- Регулярно проверяйте уровень масла, состояние датчиков, разъёмов.
- Меняйте масло строго по регламенту производителя.
- Всегда помните, что вариатор не создан для агрессивной манеры вождения.
- При появлении проблем и неполадок в работе CVT сразу обращайтесь в сервисный центр.
- Старайтесь не ездить на максимально низкой или высокой скоростях.
- Буксируйте авто только с работающим двигателем на короткие расстояния. А вообще рекомендуется буксировать при вывешенных передних колёсах, либо на самом автоэвакуаторе.
- Рекомендовано ездить по ровной дороге, потому что ремень в вариаторе не «переваривает» повышенную ударную нагрузку из-за неровностей дорожного полотна.
- Рекомендуется водить авто в режиме D – автомат.
- Не рекомендуется покупать подержанные автомобили с вариатором. Лучше возьмите авто с АКПП, его проще и дешевле отремонтировать, да и служит в 2 раза дольше. Ну а чтобы проверить работу вариатора в автомобиле – нужно проехать на нём 1-2 км по ровной дороге со средней скоростью. Почувствовали рывки – то машину однозначно покупать не стоит.
Теперь самое важное — подробно расскажу, что всё-таки лучше и надёжнее.
Что лучше и надёжнее: бесступенчатый вариатор или автомат?
Расскажу про основные отличия вариатора от автомата, что лучше и надёжнее.
- С точки зрения экономии трансмиссионная жидкость для вариатора дороже, и менять его надо чаще.
- Вариатор помогает меньше расходовать топливо, чем АКПП. Причём даже самые современные «автоматы» не могут так экономить горючее, как CVT.
- Ремонтировать дешевле АКПП, чем вариатор. Обычный автомат ломается редко при своевременном обслуживании. Но, как ни странно, цена всей коробки вариатора дешевле, чем АКПП.
- АКПП «живёт» дольше в 2 раза, чем вариатор.
- Автоматическая коробка передач позволяет агрессивно ездить на высокой скорости, по бездорожью, буксировать другие машины и прицеп. Вариатор этим похвастаться не может.
- Вариатор всегда плавно начинает движение, причём с нарастающим гулом. Разгон на авто с вариатором гораздо быстрее, чем на машине с АКПП. Это связано с тем, что вариатор не тратит время на переключение скоростей.
- Автомобиль с вариатором никогда не заглохнет при любом движении автомобиля, а также он не сможет откатиться назад при крутом подъёме в гору.
- При езде с вариатором нет полюбившегося многим «рычания» мотора. Шум равномерный и ровный. Это несколько странно при том, что машина стремительно разгоняется с тихо работающим двигателем. Кому-то это нравится, кому-то нет. Хочется побольше шума? Тогда можно установить типтроник, который будет эмулировать звук рёва мотора и переключение передач.
- В вариаторе есть такая фишка – если максимально сильно нажать на газ, то автомобиль сразу начнёт резкое ускорение.
Вывод: вариатор экономичнее в плане потребления топлива, но дороже в обслуживании. АКПП надёжнее по ресурсу, чем вариатор.
Ещё существуют так называемые «роботы», о них речь пойдёт дальше в статье.
Роботизированные коробки передач
Это обычная механика, в которой сцепление и переключение скоростей выполняет электронный блок. Такие устройства также называют «роботами».
Преимущество «роботов» — экономия горючего, для этого они и были созданы. Они безошибочно вовремя переключают передачи, а также авто с «роботом» дешевле такой же машины с АКПП.
Минусы «роботов» такие: при стремительном разгоне ощущаются толчки переключения скоростей, они не «переваривают» пробуксовку, отмечается небольшая заторможенность, ремонт дорогой, рекомендована диагностика 2-3 раза в год. Поэтому на таких авто надо ездить спокойно, но зато можно сэкономить на потреблении топлива.
В современных «роботах» с 2-мя сцеплениями (6 и 7-ступенчатая DSG) переключение скоростей занимает миллисекунды, их практически не заметно при движении. К примеру, при разгоне на 2 скорости блок управления уже подготовил 3-ю передачу и ждёт удачного момента, чтобы на неё переключиться. Получается плавный и быстрый разгон, толчков и рывков при переключении попросту нет. То есть «робот» следит за действиями водителя и при помощи датчиков и заранее готовит правильную передачу, причём как большую, так и меньшую.
Робот DSG 6
Роботы с двумя сцеплениями ставят на большинство моделей Volkswagen, Skoda, Audi, BMW, Ford. Если робот на сухом сцеплении (7-ступенчатая DSG вариатор), то ресурс будет очень ограничен, он выходят из строя уже после 30 000 км пробега.
Что лучше автомат-робот или автомат-вариатор? И тот, и другой – на любителя, ремонт дорогой, как и обслуживание. Отличие только в том, что «робот» сохранил все преимущества механики при высоком уровне комфорта, а вариатор создан для максимально плавной езды, но он более капризный и имеет ограничения при вождении.
Лайфхак — как быстро понять, какая коробка передач находится в автомобиле. Ответ — ниже.
Как определить тип коробки передач
Многим автолюбителям бывает интересно, как определить, какая коробка передач на автомобиле, АКПП или вариатор. Ведь внешне они очень похожи друг на друга.
- Визуально. На селекторе выбора передач у обычного «автомата» имеется маркировка: D, R, D, N, L, 2, 3. При езде на авто с вариатором всегда выбирается режим L. Но этот способ определения не всегда правильный.
- Документация. Можно просто изучить документы на автомобиль в разделе с коробкой передач. Если увидите обозначение A или AT – это «автомат», а если CVT – это вариатор. Также на некоторых моделях такие же обозначения имеются на двери багажника и под капотом.
- Тест-драйв. При езде на авто с вариатором переключения скоростей никак не ощущается, слышится равномерный гул. А на автомобилях с АКПП можно заметить по стрелке тахометра, как обороты увеличиваются с небольшой паузой, будут ощущаться слабые толчки и механические звуки в районе коробки передач. Хотя в новых моделях вариаторов есть режим для имитации переключения скоростей. Поэтому этот способ определения тоже второстепенный.
- Тест на возвышенности. Заедьте на небольшую горку, остановите транспортное средство, отпустите тормоз и не трогайте педаль газа. Селектор должен быть в положении D. Если авто самостоятельно поедет дальше в горку, в нём точно «обычный» автомат. В случае с вариатором машина слегка скатится назад и остановится. Тест подходит для тех вариаторов, где нет функции противоотката.
- Автосервис. Если вы никак не можете определить, какая коробка передач, то едьте в автосервис или СТО. Грамотный и честный автомастер даст вам точный ответ на этот вопрос.
Разгон: кто быстрее, вариатор и «автомат»?
Поставим рядом 2 одинаковые марки автомобилей с равными характеристиками, но в одном – вариаторная коробка передач, а в другом АКПП. Что можно увидеть при старте?
Авто с обычным автоматом резко стартанёт и будет разгоняться, периодически переключая скорости. Автомобиль с вариатором стартанёт чуть позже, как будто там педаль газа нажали не сразу. После этого автомобиль будет стабильно разгоняться и в результате обгонит автомобиль с АКПП.
Вариатор выиграет из-за того, что он не будет тратить время на переключение скоростей (на автомате теряется не менее 10 секунд для разгона до 100 км/ч).
А что чаще всего говорят сами владельцы автомобилей насчёт автомата и вариатора?
Отзывы автовладельцев
Какая коробка передач лучше: автомат или робот или вариатор? Для производителя вариатор лучше в плане того, что он дешевле в производстве и можно увеличить свой доход. Для продавцов в салонах авто с вариатором тоже лучше в плане продаж – проще склонить покупателя к покупке из-за экономичности топлива.
Если вы планируете покупать новый автомобиль и будете на нём ездить только в рамках гарантии (3 года), то вам лучше взять машину с вариатором по причине экономии горючего. Ну а если вы будете ездить более 5 лет на такой машине, то лучше брать с АКПП, там ресурс очень большой.
На практике надёжность вариатора жёстко привязана к модели автомобиля, году выпуска и двигателю. Бывают как очень живучие модели, так и очень слабые. Изучите внимательно форумы и отзывы владельцев именно про ту модель, которую планируете купить.
Отрицательные отзывы о вариаторе связаны с тем, что на скользкой дороге колёса проскальзывают, дорогое масло и ремонт. Зимой стабильнее работает «механика»или «робот».
Если постоянно давить на газ в пол, то вариатор перегревается и быстрее изнашивается. Также придётся привыкать и учиться езде, потому что она очень отличается от других коробок передач. Положительные отзывы – крутая динамика, быстрый разгон, малый расход топлива (вплоть до 3,5-5 л по трассе), а при правильном обслуживании он вполне надёжен.
Личный опыт
По своему опыту эксплуатации и ремонту многих автомобилей дам вам такие советы, автомобили с какой коробкой передач покупать.
Обычная механика. Если вам она по душе, то смело берите. Неудобство только в пробках, приходится работать ручками-ножками. Также механика работает динамичнее на маломощных авто. Ресурс механической коробки передач зависит от манеры вождения и обращения со сцеплением.
Роботизированная коробка передач. Ресурс такой же, как и у механики. Неплохие «роботы» у Opel и Toyota.
DSG (ДСГ) – робот с двумя сцеплениями. Не берите DSG 7 с сухим сцеплением, они часто ломаются. DSG 6 на мокром сцеплении ломаются реже. Из плюсов – очень быстрое переключение скоростей, уменьшение расхода горючего.
Вариатор. Самые надёжные модели у Audi, Subaru, Mitsubishi и Nissan (здесь внимательно смотрите на модель и год выпуска). Разгон быстрый и стремительный. Часто ломается в районе 50 000 км пробега. Ремонт стоит больших денег. На недорогих авто вариаторы редко живут более 120 тыс. км пробега.
Обычный «автомат» АКПП. 4-х ступенчатые автоматы старого образца без проблем работают 200-400 тыс. км и более. Китайские и французские коробки — не очень. А надёжные АКПП – производства Японии и Германии. «Автоматы» больше потребляют бензина, подтормаживают при переключении скоростей. Но зато здесь высокий ресурс и полное раскрытие потенциала мощных моторов.
Посмотрите видео, где подробно рассказывается при отличия и виды коробок передач.
Видео: Что лучше? Механика, автомат, вариатор или роботизированная коробка передач?
Нет точного ответа на вопрос, какая КПП лучше: автомат, робот, вариатор или механика. Всё зависит от манеры вождения и личных предпочтений.
- Если нравится комфортная езда и надёжность, то подойдёт автоматическая коробка (АКПП).
- Если любите максимально спокойную езду, плавность и хотите сэкономить топливо, то вам подойдёт вариатор. Их ставят на небольшие машины, а также на средние кроссоверы.
- Если вы любите резкий старт, спортивную езду, то подойдут автомобили с механической коробкой передач или «роботы» с двойным сцеплением. Они идеальны для машин с мощными двигателями для езды по городу и бездорожью. Какая механическая трансмиссия лучше? Она должна иметь не менее 6 ступеней. Такие трансмиссии лучше для кроссовера и внедорожника.
Важный совет: если вы будете ездить на авто не дольше гарантийного срока, то можно спокойно брать автомобиль с вариатором и роботом (главное чтобы робот был не однодисковый — он менее надёжен).
Жду от вас комментарии, какой тип коробки передач вам нравится, на каком ездите (ездили), о каком мечтаете?
http://avto-blogger.ru/trans/variator-ili-avtomat.html
https://akppoff.ru/korobka-avtomat/variator-ili-avtomat-chto-luchshe
https://motorist.guru/sovety/variator-ili-avtomat-chto-luchshe.html