Виды грузовых автомобилей по грузоподъемности. Типы кузовов грузовых автомобилей

Содержание

Виды грузовых автомобилей по грузоподъемности. Типы кузовов грузовых автомобилей

Грузовые автомобили используются для перевозки всех видов товаров как внутри страны так и в международных направлениях. Многочисленные способы их классификации позволяют выделить основные параметры транспортных средств, благодаря которым подбирается оптимальный вариант для безопасной международной автомобильной перевозки .

Основные типы грузовых автомобилей

По базовым критериям, определяющим конструктивные особенности и назначение транспортного средства, грузовики делятся на три группы:

  1. Бортовые автомобили общего назначения.
  2. Специализированная техника — рефрижераторы, седельные тягачи, соединенные сцепным устройством с полуприцепами, самосвалы, контейнеровозы и другие.
  3. Автомобильные цистерны.
  • одиночные;
  • автопоезд с прицепом или полуприцепом.

Типы прицепов для грузовых автомобилей

Прицепы относятся к транспортным средствам, но не оборудованы двигателем. Они используются в составе автопоезда. По назначению различают: изотермические, самосвальные, бортовые, тентованные и др.

Фургоны — автомобили с закрытым кузовом из металла или тента. Груз в такой машине защищен от осадков и пыли, что позволяет перевозить большой ассортимент товаров. Фургоны бывают: тентованные, изотермические, рефрижераторные, «Бабочка» — особая конструкция кузова с поднимающимися боковыми частями позволяет организовать разгрузку в условиях ограниченного пространства.

Типы полуприцепов для грузовых автомобилей

Полуприцепы — это подвид прицепов, они опираются на тягач и соединяются с ним седельно-сцепным механизмом. В случае поломки тягача позволяют быстро заменить автомобиль и не выполнять перегрузку. Имеют высокую грузоподъемность и возможность перевозить длинномерные грузы. По конструкции делятся на бортовые, самосвалы, платформы, тентованные, рефрижераторы и специализированные модели.

Типы кузовов грузовых автомобилей

Евротент Рефрижератор Изотерм
Грузоподъёмность: до 25 тонн Грузоподъёмность: до 22 тонн Грузоподъёмность: до 25 тонн
Объём: до 90 куб.м Объём: до 90 куб.м Объём: до 90 куб.м
Габариты: 13,6х2,45х2,6м Габариты: 13,6х2,45х2,6м Габариты: 13,6х2,45х2,6м
Jumbo Автопоезд Фургон
Грузоподъёмность: до 20 тонн Грузоподъёмность: до 25 тонн Грузоподъёмность: до 10 тонн
Объём: до 125 куб.м Объём: до 120 куб.м Объём: до 40 куб.м
Габариты: 13,8х2,45х3м Габариты: 8х2,45х3м (два) Габариты: 6,2х2,45х2,4м
Негабаритная платформа Контейнеровоз Автоцистерна
Грузоподъёмность: до 40 тонн Грузоподъёмность: до 25 тонн Объём: до 40 куб.м

Классификация грузовых автомобилей по типу кузова включает следующие виды:

  • Тентованный полуприцеп (евротент, еврофура) — распространенный вариант кузова, используемый для большинства перевозок. Имеет специальные распорки и брезентовый тент со шнуровкой. Такая конструкция защищает груз от погодных условий и обеспечивает безопасность перевозки. При полной растентовке можно выполнить боковую и верхнюю загрузку. Такой тип кузова часто используется для грузоперевозки из Европы ,стран СНГ и некоторых стран Азии.
  • Автосцепка — автомобиль, соединенный с прицепом. Этот тип позволяет перевозить значительный объем груза до 120 м3 и в короткий срок выполнять его погрузку/выгрузку. Недостаток — не предназначен для длинномерных грузов.
  • Рефрижератор — металлический фургон, защищенный теплоизоляцией и укомплектованный климатическим оборудованием. Холодильный отсек поддерживает постоянную температуру в заданных пределах от +25º до -25º C. Его назначение — перевозка скоропортящихся грузов или грузов, требующих специальных условий. В зависимости от диапазона температур различают 6 классов рефрижераторов.
  • Изотермический кузов — цельнометаллическая конструкция сохраняющая температуру за счет укладки теплоизоляционных материалов. Условия внутри фургона благоприятны для товара, чувствительного к колебаниям температуры.
  • «Jumbo» — полуприцеп увеличенной вместимости, имеющий особую «Г»-образную форму пола и уменьшенный размер колес. Эти особенности позволяют выделить дополнительное пространство для груза.
  • Контейнеровоз — прицеп с площадкой, на которую устанавливаются контейнеры, имеющие унифицированные размеры. Данный тип прицепа незаменим для мультимодальной перевозки , например при реализации доставки груза из Китая в контейнерах через Европейские порты.
  • Автоцистерны — используются для перевозки наливных грузов . Изготавливаются из стали или алюминия, последний материал обладает лучшей устойчивостью к коррозии и не требует нанесения специального покрытия. Цистерны бывают с одной или несколькими секциями, могут оборудоваться насосами или паровой камерой для обогрева груза.
  • Самосвал — открытый бортовой кузов, имеющий гидравлическое устройство, позволяющее осуществить автоматическую выгрузку сыпучего груза. Его борт крепится на шарнирах и открывается при наклоне.
  • Открытая платформа — предназначена для транспортировки груза, на который не влияют погодные условия. Отсутствие ограничителей позволяет использовать ее для негабаритных грузов.
  • Бортовой кузов — платформа, ограниченная бортами, используемая для груза нечувствительного к внешним условиям.
  • Платформа для негабаритных и тяжеловесных грузов до 200 т. Низкорамные тралы перевозят автомобили и другую технику.

Грузовые автомобили — один из наиболее распространенных и востребованных видов транспорта в любом деле, будь то строительство или прокладка трассы, коммунальный ремонт или перевозка грузов. Какие же виды грузовых автомобилей востребованы сегодня?

Автоцистерны

Перевозят, в основном, жидкости, в том числе масляные и агрессивные. Нормативная грузоподъемность: 12-22 тонн. Объем: 8-40 метров кубических. Корпус цистерны может быть стальным или алюминиевым. Первые — более надежные, но и более тяжелые. Вторые — намного легче и более устойчивы к агрессивным грузам.

Они, как правило, делятся по форме сечения на три основных вида:

  • круглые, которые имеют максимальный показатель прочности в отношении давления на корпус;
  • эллиптические, близкие по прочностным характеристикам к круглым;
  • напоминающие по форме параллелепипед со слегка закругленными углами, имеющие смещенный к низу центр тяжести, а потому более устойчивые к опрокидыванию.

Микроавтобусы «Газель»

Работают с легкими грузами. Нормативная грузоподъемность: 1-3 тонн. Объем: 3-10 кубических метров. Плюсы: дешево и быстро. Используются как в тентовом варианте, так и с моделью кузова типа «фургон». Широко используются для частных грузоперевозок, переездов, доставки небольших объемов строительных материалов и сервисной доставки торговых сетей в черте города и пригороде.

Удлиненная «Газель»

Модифицированный вариант тентовой «Газели» или фургона предназначен для длинномерных грузов от 3 до 6 метров. Предельная грузоподъемность достигает 1,8 тонны, а полезный объем кузова — 18 кубических метров. Вмещают в себя до 8 европаллет.

Бортовая и бортовая удлиненная «Газель»

Этот тип грузовиков малой тоннажности (до 1,8 тонн) подходит для транспортировки любых, в том числе и сыпучих грузов, которые требуют верхней погрузки. Часто используются для доставки изделий из металла, твердого топлива, оборудования.

ЗИЛ «Бычок»

Эта модель грузового автотранспорта подходит для транспортировки практически любых грузов. Используется, в основном, для перевозки предметов общей массой до 3 тонн, которые не рекомендуется подвергать воздействию осадков и прямых солнечных лучей, так как оснащена полностью закрытым рамным верхом. Полезный объем может достигать 18 кубических метров.

Фургон

Это универсальный вариант для перевозки любых грузов промышленного назначения, в том числе строительных материалов. Основной тип загрузки — задний. По желанию владельца может быть дополнительно оборудован гидролифтом грузоподъемностью от 500 до 1000 килограммов. При этом собственная грузоподъемность автомобиля составляет от 2,5 до 5 тонн, а полезный объем — до 36 кубических метров.

50-тикубовик повышенного объема

Прекрасный вариант для того, чтобы перевезти легкие и объемные грузы на любое расстояние. Имеет закрытый тип кузова и один из самых больших показателей полезного объема — до 60 кубических метров. Подходит для транспортировки легких теплоизоляционных и гидроизоляционных материалов.

КамАЗ

Эти грузовые автомобили выпускаются в различных модификациях. Все их отличает повышенная грузоподъемность и проходимость. Незаменимы для транспортировки любых грузов в условиях низкой проходимости. Чаще всего используется для доставки строительных и инерционных материалов. Может быть оборудован как бортовым, так и тентовым кузовом в зависимости от целей и области использования. Максимальная грузоподъемность — 10 тонн, полезный объем кузова — 36 кубических метров. Автомобили КамАЗ выпускаются как в стандартной комплектации, так и в экспортном варианте.

Автовозы

Конструктивно сложные прицепы, перевозящие легковые автомобили. Нормативная грузоподъемность: 20-25 тонн. Их удельная вместимость зависит от длины прицепа, как правило, рассчитаны на 8 — 10 автомобилей. Имеют сложную многоярусную систему креплений и антискатов. Чаще всего используются для доставки легковых автомобилей без пробега в черту города. Некоторые модели используются эвакуационными службами для вывоза машин на штрафные стоянки или ремонтные боксы.

Зерновозы

Перевозят зерно и другие сельхозкультуры. Нормативная грузоподъемность – 12-22 тонн. Главная отличительная особенность этого типа грузовых автомобилей в глухой бортовке. Так как они рассчитаны на транспортировку мелкофракционных материалов, борта оснащены дополнительными элементами для крепления защитных тентов.

Самосвалы

Основная область применения — перевозка сыпучих грузов, инерционных строительных материалов и сухих смесей различного назначения. Подразумевают верхнюю загрузку кузова. Разгрузка производится путем сбрасывания содержимого через задний борт. Могут иметь различную форму кузова: «короб» или «чашу». Максимальная грузоподъемность самосвалов — до 22 тонн.

Лесовозы

Специализированная грузовая тяжелая техника, предназначенная для перевозки любого длинномера, в том числе сращенных труб длиной свыше 10 погонных метров. Максимальная грузоподъемность лесовозов — до 30 тонн. Часто используются в строительной и коммунальной сферах, имеют высокую проходимость и сравнительно небольшой расход топлива.

Это лишь основные виды грузового транспорта, доступного в аренду во многих специализированных компаниях, занимающихся грузоперевозками. Любой из этих видов автомобилей требует особой квалификации в управлении, а потому чаще всего арендуется вместе с водителем.

Аренда грузового автотранспорта — это удобно. Какой грузовой автомобильный транспорт заказать?

Грузовой автотранспорт классифицируют и выбирают по разным критериям.

В этой статье мы приведем основные признаки разделения на виды, покажем это в виде наглядной инфографики и перечислим главные характеристики автомобилей для грузовых перевозок в Киеве .

Какие виды грузовой автомобильной техники можно встретить на дорогах Украины?

Грузовые автомобили

К этому виду машин относят автомобили, кузов которых вместе с кабиной закрепляется на несущей раме машины. Такой вид автотехники называют «грузовики». Грузовики делятся исходя из типа кузова на фургоны и бортовые машины.

Бортовые автомобили

Бортовой грузовик — это автомобиль, объединенный в конструкции с открытой кузовной частью. Такую технику используют чаще всего для перевозок строительных материалов либо грузов, транспортировка которых не требует особых условий.

Фургон — это автомобиль, конструктивно объединенный с кузовом закрытого типа либо тентованным, в одно целое. От бортового автомобиля фургон отличается полностью закрытой кузовной частью. Такое транспортное средство может перевозить более разнообразный груз в сравнении с бортовым. Фургоны бывают с изотермическими кузовами, с кузовами, оборудованными холодильной машиной (рефрижераторы). Автомобили-фургоны используют для транспортировки продуктов с ограниченным сроком хранения и грузы, требующие особых условий при перевозке.

Тягач представляет собой самоходную транспортную единицу с двигателем. Тягачи применяются для буксировки прицепных видов техники, полуприцепов и прицепов. Существует и такое понятие, как «седельный тягач». Под ним подразумевается тягач, который создан для буксировки полуприцепных конструкций с помощью седельно-сцепного устройства. Седельный тягач более совершенная техника в сравнении с сочленными с кузовной частью видами автомобилей. Такая техника отличается большой маневренностью, высокой грузоподъемностью, с ее помощью можно удобно транспортировать длинномерные грузы. К тому же тягач легко заменяется при поломке, и груз при этом не перегружается на другую технику.

Прицепом называют транспортное средство без собственного двигателя. Оно передвигается в составе техники, то есть формирует «автопоезд». Прицеп опирается не на тягач, как полуприцеп, а на свои колесные оси. Прицеп используют при транспортировке различных видов грузов.

В зависимости от назначения прицепы делят на:

  • бортовые;
  • самосвальные;
  • тентованные;
  • рефрижераторные;
  • изотермические;
  • другие виды прицепов.

Зачастую прицеп применяют в качестве дополнения к полуприцепу в случае необходимости транспортировки груза большого объема автопоездом. При этом прицеп соединяется с полуприцепом.

Полуприцепы

Полуприцепы — это разновидность прицепов, но в отличие от последних, они опираются на тягач посредством сцепного механизма, благодаря которому и приводятся в движение. Главным их преимуществом перед фургонами и грузовыми автомобилями, объединенными конструктивно с кузовной частью, является то, что можно всегда быстро заменить «голову» тягача, если, к примеру, случится поломка. При этом нет необходимости в разгрузке-погрузке груза. Кроме этого, полуприцеп перед обычным прицепом имеет и такое преимущество, как более быстрая и простая сцепка «головы» автомобиля с ведомой частью. Описанные преимущества дают объяснение популярности полуприцепов пред другими видами транспортных средств. К тому же большая грузоподъемность, отличная маневренность, возможность транспортировки длинномерных и негабаритных грузов — это бесспорные достоинства полуприцепов.

Стандартного типа полуприцепы оснащены двумя или тремя осевыми элементами. Как правило, одна ось подъемная и задействуется только при транспортировке очень тяжелых грузов. Эта особенность дает возможность заметно снижать износ резины, когда автомобиль передвигается порожняком либо транспортирует груз с малым весом.

Полуприцеп может быть:

  • тентованым;
  • бортовым;
  • рефрижераторным;
  • в виде цистерны;
  • трала;
  • платформы;
  • самосвала, другого вида.

Классификация техники по типу кузовной части

Кузов автомобиля для перевозки грузов является его неотъемлемой частью. Кузов крепится на раме машины. Независимо от типа грузовой транспортной единицы, кузова классифицируются по их назначению:

Бортовые — самые старые конструкции грузовых авто. Такой кузов представляет собой платформу, закрытую с четырех сторон бортами. При погрузке/разгрузке борта могут откидываться.

Тентованные

Тентованные — представляют собой модификацию бортового кузова с установкой специальных элементов, на которых крепится тент, закрепляемый шнуровкой. Подобное конструкционное решение позволяет транспортировать различного типа грузы с защитой их от воздействий окружающей среды. Существуют тентованные прицепы, полуприцепы и грузовики, которые могут отличаться друг от друга способом погрузки, самый удобный и популярный из которых — загрузка сзади. Но зачастую встречаются и кузова с возможностью боковой и верхней загрузки или с возможностью растентовки (снятия стоек крепления тента), что позволяет улучшить удобство погрузочно-разгрузочных работ и сократить время на них.

Вам будет интересно  На кузове появились ржавые точки что делать? Регулировка узлов автомобиля

Цельнометаллические

От тентованных цельнометаллические кузова отличаются наличием металлических стенок. Это в разы увеличивает прочность кузовной части, а установленные на ней металлические двери хранят перевозимый груз от расхищения. Но подобное конструктивное исполнение кузовной части ведет к ограничению способов погрузки-разгрузки.

Изотермические

Изотермический вид кузова это кузовная конструкция, изготовленная на базе цельнометаллической, благодаря проклейке на стенах теплоизоляционных материалов. Такое решение позволяет хранить внутреннюю среду кузова от резких температурных перепадов, например, если автомобиль движется под палящими солнечными лучами. Это обеспечивает создание требуемых условий для перевозки грузов, которым вредна высокая температура.

Рефрижераторы

Рефрижератор представляет собой усовершенствованный изотермический кузов, комплектуемый холодильным агрегатом. В рефрижераторах поддерживается заданный температурный режим. Диапазон температурного режима будет зависеть от класса рефрижератора. Существует 6 классов рефрижераторов:

  • класс А — от+12°C до 0°C;
  • класс В — от +12°C до -10°C;
  • класс С — от +12°C до-20°C;
  • класс D — мене либо соответствует +2°C;
  • класс Е — менее либо соответствует -10°C;
  • класс F — менее либо соответствует -20°C.

Транспортировка грузов при помощи рефрижераторов более затратная по сравнению с другими видами автомобилей, так как в них постоянно работает холодильный агрегат, что ведет к увеличенному расходу ГСМ.

Цистерны используются для перевозки жидких, сыпучих, мелко-дисперсионных и газообразных видов грузов. Цистерны изготовляют из стали либо алюминия. Алюминиевые цистерны более легкие в сравнении с металлическими, не поддаются коррозийным процессам, их стенки не надо покрывать специальным покрытием. Плюс ко всему цистерны из алюминия сохраняют свои параметры при низких температурах.

По своей форме цистерны делятся на 3 типа:

  • круглые;
  • в форме эллипса;
  • в форме «чемодана».

Каждая форма имеет свои преимущества. Например, круглая цистерна очень прочная в плане давления груза на ее стены. Цистерна в форме эллипса очень компактна по высоте и также довольно прочная. А цистерна, выполненная в форме «чемодана», имеет центр тяжести, смещенный к нижней ее части, поэтому она устойчива к опрокидыванию на крутых дорожных виражах.
Кроме того, цистерны бывают с одной или множеством секций. Многосекционные конструкции включают несколько, изолированных друг от друга отделений, каждое из которых оснащено своим люком, клапаном и сливным-наливным путем для слива или заправки цистерны. Применение нижнего наливного пути дает возможность быстрее заливать/выливать жидкости, характеризующиеся пенообразованием и пузырением, и позволяет избегать испарения, утечки веществ. Для осуществления контроля уровня заливки используются электронные устройства (датчики), размещенные внутри цистерны.

Некоторые модификации цистерн снабжаются насосами, посредством которых проводится слив вещества.
С целью сохранения температуры перевозимых веществ, цистерны часто оснащают «паровыми рубашками», которые представляют собой камеру, окружающую всю цистерну. Через такую камеру-рубашку проходит горячий пар. С целью поддержания требуемой температуры в зимний период в цистернах используют также ТЭНы.
Когда цистерны заправляются не полностью, есть риск их опрокидывания по причине биения жидкости о стенки во время изменении скорости автомобиля и его направления движения. Для того чтобы уменьшить силу удара жидкостей о стенки, в цистернах устанавливают поперечные волнорезы. В этом отношении многосекционные конструкции более предпочтительны, так как благодаря разделенному по объему веществу, сила его гидравлического удара на каждую стенку существенно снижается.
Кроме этого, есть еще много приспособлений и устройств на цистернах, используемых для более удобного и правильного перемещения грузов разного характера. Например, на цистерны для транспортировки нефтепродуктов часто устанавливаются раздаточные пистолеты, снабженные счетчиком и так далее.

Данный тип автотехники изготовляется в виде цельнометаллического бортового кузова (открытого) с гидравлическим механизмом, предназначенным для автоматической выгрузки груза. В самосвалах сзади есть крепящийся на верхних шарнирах борт, который автоматически открывается во время наклона кузова, под действием силы собственной тяжести.
Используются самосвалы чаще всего для перевозки сыпучих строительных грузов, таких как: щебень, песок, кирпич, прочее.

Современные авто могут различаться своим внешним видом и габаритами. Типы кузова автомобиля встречаются всякие, причем, кузова бывают разными как у легковых, так и у грузовых автомашин.

В этой статье мы рассмотрим, какие бывают типы кузовов грузовых автомобилей, чем отличается легковой седан от хэтчбека, что представляет собой кузов универсал или минивэн.

Все типы кузовов (ТК) легковых авто подразделяются на три основных вида:

  • закрытые;
  • открытые;
  • грузопассажирские.

Среди закрытых ТК наибольшее распространение в России получили такие модели как:

  • седан;
  • хэтчбек;
  • combi (универсал);
  • минивэн;
  • купе;
  • микроавтобус;
  • кроссовер.

Также среди закрытых кузовов существуют такие типы как town-car, фастбэк, лифтбек, хардтоп, но они на российских просторах не так распространены. Открытых ТК также достаточно много, среди них наиболее известны:

  • кабриолет;
  • фаэтон;
  • родстер;
  • спайдер.

К наименее известным типам открытых кузовов в России относятся:

  • тарга (разновидность родстера);
  • брогам;
  • шутингбрейк.

Легковых автомобилей грузопассажирских в целом немного, здесь можно отметить только лишь пикап и фургон.

Чаще всего на российских дорогах среди легковых автомобилей можно встретить седаны и хэтчбеки, последнее время все больше появляется кроссоверов. Седан от хэтчбека отличается наличием металлической крышки багажника без стекла, широким, но достаточно низким багажным отсеком.

Кузов седан бывает 2-х или 4-х дверным, 5-я дверь багажника встречается крайне редко. Как правило, такой автомобиль имеет два ряда сидений, на которых размещаются четыре или пять человек с учетом водителя. Одним из самых популярных седанов является Renault Logan (фото ниже).

Кузов хэтчбек может быть трехдверным или пятидверным, он от седана отличается дверью багажника, оснащенной стеклом. Багажный отсек хэтчбека высокий, и в отличие от седана, на hatchback задняя дверь располагается не горизонтально, а под наклоном, она всегда открывается вместе со стеклом. Наибольшую популярность hatchback приобрел в Европе благодаря своим компактным размерам и весьма вместительному багажнику.

Кузов универсал – это практически тот же самый хэтчбек, только с более объемным багажным отделением и большей грузоподъемностью. Еще универсалы в некоторых вариантах могут иметь три ряда сидений, вместимость салона при этом увеличивается до 7 человек. Часто universal называется комби, встречается сочетание обоих названий сразу – универсал-комби. Типичный представитель этого кузова – Skoda Octavia Combi.

Есть ТК, построенные на базе универсала и хэтчбека, такими моделями являются внедорожник и кроссовер. Внедорожник – это универсал увеличенных размеров с повышенной проходимостью, как правило, такой автомобиль имеет два ведущих моста, отличается высоким клиренсом (дорожным просветом). В России наибольшую популярность приобрели отечественные модели УАЗ Патриот и Chevrolet Niva, по сравнению с иностранными аналогами русские автомашины при отличной проходимости характеризуются весьма демократичной ценой.

Кроссовер (SUV) создан на базе хэтчбека, но отличие от прототипа имеет качества внедорожника, то есть, повышенную проходимость. Кроссоверы могут быть как с одной ведущей осью, так и в полноприводном исполнении, но по проходимости они внедорожникам проигрывают. Еще автомобили SUV нередко называют паркетниками, наиболее яркий представитель кроссовера в РФ – Renault Duster.

Лифтбек представляет собой сочетание кузовов седан и хэтчбек – дверь багажника напоминает крышку багажного отсека седана, но имеет скос, и она оснащена стеклом. К представителям лифтбек можно отнести марки Skoda Octavia, Seat Toledo, Renault Laguna. Следует отметить, что многие модели автомобилей выпускаются сразу в нескольких кузовах, например, Lada Kalina-1 производится в вариантах универсал, седан и хэтчбек.

Легковые минивэны относятся к закрытому ТК, но их можно выделить отдельной позицией. Этот тип кузова предназначен для перевозки людей – он имеет увеличенные габариты, оснащается большим количеством сидений, характеризуется высокой крышей. Минивэны в среднем могут перевозить от 6 до 10 пассажиров, в салоне таких авто размещается три или четыре ряда сидений. На базе minivan создан микроавтобус, который отличается большей вместительностью и размерами, легковой автобус способен перевозить от 8 до 16 пассажиров. Типичный представитель российского микроавтобуса – коммерческий автомобиль Газель, ГАЗ-3221 может перевозить 8 или 13 человек в зависимости от исполнения кузова.

Minivan бывают трех типов:

  • стандартные минивены;
  • компактвэны;
  • микровэны.

Минивэны приобрели большую популярность в Европе, они часто используются в качестве семейного автомобиля. Микровэны являются самыми маленькими в этом семействе, в основном они третьего ряда сидений не имеют. В России микровэны появились относительно недавно, типичный представитель этой модели – Nissan Note. Компактвэн по габаритам считается средним звеном между минивэном и микровэном, наиболее известные модели kompaktvan:

  • Renault Scenic;
  • Opel Meriva;
  • Citroen C4 Picasso;
  • Ford C-MAX.

Третий ряд сидений в компактвэнах бывает не всегда, впервые этот тип автомобилей появился в середине 90-х годов прошлого столетия.

Кабриолет имеет длинную историю, первые повозки cabriolet с открытым верхом появились еще в начале XIX столетия. Современные авто типа кабриолет оснащаются складывающейся крышей из мягкого материала, или имеют жесткий съемный верх. Cabriolet может быть 4-дверным или 2-дверным, в салоне обычно размещается два ряда сидений.

Кузов родстер – тот же самый кабриолет, только меньшей длины, еще в салоне имеется один ряд сидений, рассчитанный на двух человек – водителя и одного пассажира. Родстер на российских дорогах встречается редко, типичными представителями этого типа авто является Porsche Boxster и Audi TTS.

В целом авто с открытым ТК в России встречаются нечасто, и о таких кузовах, как ландо или брогам, многие автомобилисты даже и не слышали. Но все легковые автомобили с открытым верхом похожи между собой и отличаются лишь некоторыми деталями. Так фаэтон не имеет боковых подъемных стекол, а тарга является разновидностью родстера спортивного типа. В советское время наиболее известными фаэтонами были автомашины представительского класса ЗИЛ-111, ГАЗ-13 «Чайка».

Автомобиль пикап внешне чем-то напоминает грузовик с бортовым кузовом, обычно пикапы обладают повышенной проходимостью и достаточно большой грузоподъемностью. Pick-Up построен на одной платформе с внедорожником, эти машины бывают 2-х и 4-х дверными. Пикапы большую популярность завоевали в Северной Америке, в России чаще всего на дорогах можно встретить модели Pick-Up Mitsubishi L200, Nissan NP300, Ford Ranger.

Фургонов в России гораздо больше, чем пикапов, к тому же они бывают различных типов:

  • цельнометаллические;
  • промтоварные;
  • изотермические;
  • комбинированные.

Примером комбинированного цельнометаллического фургона является коммерческий автомобиль ГАЗ-2705, он выпускается в двух вариантах – в трехместном исполнении с большим грузовым отсеком, в семиместном исполнении ГАЗ-2705 «Комби». Промтоварный фургон ВИС-2347 создан на базе легкового автомобиля ВАЗ-2114, грузоподъемность машины – 540 кг.

В отличие от легковых автомашин у грузовиков салон для водителя и пассажиров выполнен в виде кабины, а вот кузовов различных очень много, самые часто встречающиеся из них:

  • тентованные;
  • бортовые;
  • самосвальные;
  • цистерны;
  • платформы;
  • фургоны различных типов, в том числе и рефрижераторы.

Грузовые автомобили обладают разной грузоподъемностью, легкие грузовики обычно перевозят груз от 2,5 до 5 тонн. Среднетоннажные грузовые авто имеют среднюю грузоподъемность 5-10 тонн, крупнотоннажная техника способна перевозить 15-20 тонн груза и более.

Во всем мире очень популярны полуприцепы большой вместительности Jumbo, максимальный объем кузова на базе джамбо может достигать 122 кубических метров. Полуприцеп может перевозить до 20 т, в качестве тягача используются автомобили DAF, Volvo, Scania, Ford, MAN.

В еврофургонах перевозят практически любые грузы, если растентовать кузов, можно производить загрузку и выгрузку с любой стороны. Еврофура имеет объем от 60 кубических метров, способна перевозить 20-25 тонн. Еще один популярный кузов грузового автомобиля – рефрижераторный или изотермический фургон, они предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов. В рефрижераторе задается определенная температура, она может достигать в фургоне -25ºC.

На грузовиках устанавливаются автоцистерны различных типов, по типу кузова грузовые автомобили делятся на категории:

  • бензовозы;
  • молоковозы;
  • водовозы;
  • пожарные машины;
  • газовозы.

В качестве материалов для автоцистерны используется простая или нержавеющая сталь, пластмасса или алюминиевые сплавы. Объем цистерны бывает разным, он может быть от 0,8 до 40 кубических метров.

Формы емкости автоцистерны также бывают различные:

  • овальные;
  • цилиндрические;
  • прямоугольные;
  • конические;
  • в виде эллипса.

Как и в рефрижераторах, в некоторых цистернах задается определенный температурный режим, он необходим для перевозки молока, битума. Чтобы молоко не портилось, его перевозят в специальной изотермической цистерне в охлажденном состоянии, для битума, наоборот, необходима высокая температура, иначе строительный материал застынет.

Как бы ни было много моделей и конструктивных особенностей автомобилей, их можно разделить на несколько групп, типов или классов. О том, по каким именно признакам происходит упомянутое разделение, мы и расскажем далее в статье.

Классификация автомобилей

Транспортные средства, в зависимости от их назначения, можно разделить по на определенные типы:

  • автомобили;
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • прицепы;
  • полуприцепы.

Основные типы автомобилей — легковые и грузовые. И к первым из них относятся транспортные средства, имеющие не больше 9 посадочных мест, в том числе водительское. Они предназначены для перевозки людей и их багажа.

Автомобили же, в которых перевозят грузы или устанавливают специальное оборудование, называются грузовыми.

Более подробно каждая из групп автомобилей делится и по назначению, по габаритным размерам, по конструктивным особенностям (компоновке), типу кузова, а также по типу и объему двигателя.

Классификация грузовых автомобилей по назначению

По назначению грузовые автомобили делятся на три основные группы:

  1. Транспорт общего назначения. Эти автомобили предназначены для перемещения грузов по дорогам общего пользования, на которых существуют ограничения на осевую нагрузку.
  2. Специальные автомобили. Они имеют установленное на грузовое шасси специальное оборудование: автокраны, бетономешалки, пожарные цистерны, автовышки.
  3. Специализированные. Данные грузовые автомобили предназначены для транспортировки определенных видов грузов. Примерами их являются контейнеровозы, самосвалы, цистерны.
Вам будет интересно  Что такое кузов в автомобиле?

Самосвальные грузовые автомобили – самый распространенный тип грузовой специализированной техники. Насыпные и навалочные грузы разгружаются путем опрокидывания платформы с бортами. Эти машины делятся на группы по габаритам и осевой нагрузке.

Дорожные самосвалы – это универсальные, сельскохозяйственные и строительные грузовики. Их грузоподъемность может быть от 1,5 до 45 тонн.

Внедорожные — это карьерные самосвалы. Их задача – вывозить породу и строительные материалы из карьеров, в которых открытым способом разрабатываются полезные ископаемые. Это самые большие грузовые автомобили. Они могут перевозить до 400 т породы, но не могут передвигаться по дорогам из-за ограничений по массе и габаритам. К месту работ доставляются в разобранном виде.

Классификация грузовых автомобилей по грузоподъемности и компоновке

Грузовые автомобили можно классифицировать по нескольким признакам. Основной признак, по которому эти транспортные средства делятся на группы, – грузоподъемность. С ней напрямую связано количество осей, потому что нагрузка одной оси на дорогу регламентируется законодательно и не должна превышать определенной величины. Следовательно, чем больше масса перевозимого груза, тем больше осей должно быть у грузовика.

Грузоподъемность автомобиля определяется так:

  • особо малая, если он может перевозить меньше тонны груза;
  • малая – 1-2 т;
  • средняя – 2-5 т;
  • большая – 5 т;
  • особо большая.

К последней группе и относятся карьерные самосвалы, грузоподъемность которых значительно выше пределов, установленных весовыми ограничениями на дорогах.

Сейчас, в связи с разработкой международных требований безопасности специальными комиссиями при ООН, существует общепринятая классификация грузовых автомобилей. По европейским стандартам, классы автомобилей, в соответствии с полной массой, выглядят так:

  • N1 – до 3,5 тонн;
  • N2 — от 3,5 до 12 т;
  • N3 – от 12 т.

В США грузовые автомобили более подробно делятся уже на восемь классов по полной массе.

Классификация грузовых автомобилей по типу кузова

Существует очень подробная классификация грузовых автомобилей и по типу кузова. Кузов автомобиля может быть открытым, как у самосвала, или закрытым, как контейнер.

Первый, как по времени использования, так и по распространенности – бортовой. Так говорят, когда пространство грузовой платформы ограничено с четырех сторон бортами, которые могут откидываться при необходимости.

Если же на специальных съемных ребрах над кузовом натягивается тканевый тент для защиты груза от непогоды и любопытных глаз, то это тентованный кузов.

Вместо него может быть установлен цельнометаллический фургон с запирающимися дверями. На его базе изготавливаются изотермические кузова с теплоизоляционной защитой, позволяющие защитить грузы от резких перепадов температуры.

Изотермический кузов с климатической установкой внутри – это уже рефрижератор, предназначенный для перевозки на большие расстояния скоропортящихся грузов. В свою очередь, рефрижераторы делятся на 6 классов, в зависимости от диапазона температур.

Отдельный тип кузова – это цистерны. Они могут быть стальными или алюминиевыми, различаться по форме, размерам и количеству секций внутри, иметь насосы и другое дополнительное оборудование.

Специально оборудуется грузовая платформа у автовозов, перевозящих несколько легковых автомобилей, а также у контейнеровозов и лесовозов.

Тягачи как отдельный вид грузового транспорта

Седельные тягачи – тоже грузовые автомобили, предназначенные для транспортировки полуприцепов и прицепов. Вместо кузова на них установлено специальное седло для быстрой смены прицепного состава. В Австралии, с ее просторами, встречаются сцепки из пяти прицепов, общей массой больше 100 т.

Типы автомобилей различаются по компоновке. Так, американские седельные тягачи выполняются по классической компоновке – капотной. Европейцы же располагают двигатель под кабиной, увеличивая полезную длину автопоезда.

Для буксировки особо тяжелых грузов используются балластные тягачи. У них укороченный кузов заполнен балластом, чтобы увеличить сцепной вес.

Развозные грузовые автомобили

К классу N1, упоминавшемуся ранее, относятся так называемые развозные грузовики. Их грузоподъемность меньше 2 т. Компоновка – вагонная или полукапотная. Типы автомобилей различаются по форме кузова.

Развозные грузовики оборудуются цельнометаллическим фургоном с распашными задними и сдвижными передними дверями. Кстати, пикапы, которые находятся на границе грузовых и легковых автомобилей, являются подвидом развозных грузовиков.

Это либо модификации легковых автомобилей с грузовой платформой вместо багажника и задних сидений, которые встречаются на дорогах Европы, или специальные модели рамного типа с кабиной, которая может вмещать 2-3 или 5-6 человек.

Российские развозные грузовики – это семейства «Газель» и «Соболь» Горьковского автозавода. Производят пикапы и фургоны «ИжАвто», УАЗ и «ВАЗинтерСервис».

Классификация легковых автомобилей по типу двигателя и привода

Типы грузовых автомобилей по двигателю и топливу для него обычно не разделяют — существует множество других критериев. А вот легковые автомобили можно разделить на группы, по типу двигателя:

  • бензиновые;
  • дизельные.

Дизельные более технологичны, экологичны и экономичны в эксплуатации, но стоят дороже бензиновых. Они надежны, но требовательны к качеству топлива, особенно при морозах. Машины с бензиновыми двигателями быстрее разгоняются и до больших скоростей.

Основные классы автомобилей по отечественной классификации определяются в зависимости от объема двигателя в кубических сантиметрах или литрах как особо малый, малый, средний и большой. Последний делится на автомобили бизнес-класса и класса люкс. Отечественный автопром выпускал в большом классе с объемом двигателя более 3,5 л только правительственные «Чайки» и «ЗиЛы».

Мини-автомобили, объем двигателя который чуть больше одного литра («Ока» ВАЗ-1111), относятся к особо малому классу.

Малый класс – машины с двигателем от 1,1 до 1,8 л — это все остальные отечественные легковые автомобили, за исключением «Волги», которая относилась и относится к среднему классу (1,8-3,5 л).

Типы автомобилей могут определяться и по виду привода:

  • заднеприводные, с ведущими задними колесами;
  • переднеприводные, с ведущей передней парой колес;
  • полноприводные.

Первым российским переднеприводным легковым автомобилем был ВАЗ-2108, а полноприводным, без возможности отключения этой функции, – «Нива».

Классификация легковых автомобилей по типу кузова

Тип кузова – самый распространенный критерий, по которому различаются легковые автомобили. Он классифицируется по сочетанию трех объемов (пассажирский салон, багажное отделение и двигатель) и по конструктивным особенностям.

В зависимости от наличия крыши, легковые автомобили делятся на закрытые (седан, купе, хардтоп, фастбек, хэтчбек, универсал, лимузин), открытые, с открывающейся или съемной крышей (кабриолет, фаэтон, брогам), а также на автомобили с частично складывающимся или снимающимся верхом (ландо, тарга и пикап).

  • седан с трехобъемным кузовом, двумя или тремя рядами сидений, боковых дверей может быть две, четыре или шесть;
  • купе с двумя или тремя объемами, двумя дверями и двумя же рядами сидений, (задний может быть тесным);
  • хэтчбек с двухобъемным кузовом и большой задней дверью. За счет задних сидений, багажный отсек тут может быть значительно увеличен;
  • универсал, с кузовом, не разделенным стационарной перегородкой на пассажирский и багажный отсеки, и дверью сзади. Разновидностью является минивен с более высокой подвеской;
  • лимузин, кузов которого имеет перегородку за передними сидениями;
  • кабриолет, в котором складывается крыша и опускаются боковые стекла (в фаэтоне стекла снимаются).

Типы легковых автомобилей

Ведущие зарубежные автомобильные издания делят легковые автомобили по функциональности на четыре типа.

  1. Автомобили общего назначения, которые предназначены для поездок по дорогам с твердым покрытием. Базовые модели этого типа – это трехобъемный (седан) и двухобъемный (хэтчбек) кузов. На их основе создаются купе, универсалы, кабриолеты и даже пикапы и фургоны. Как правило, эти машины рассчитаны на 4-5 мест, их габаритная высота от 1,3 до 1,47 м.
  2. Универсалы повышенной проходимости (англоязычная аббревиатура APV). Это автомобили вместимостью до 7 человек и большим багажным отделением. Высота этих автомобилей — до 1,85 м. Силовой агрегат, рулевое управление и подвеска позаимствованы с автомобилей общего назначения. Яркие представители этого типа — Chrysler Voyager, Renault Espace, Chevrolet Lumina APV.
  3. Автомобили повышенной проходимости или, иными словами, джипы и внедорожники с высоким, до 0,2 м клиренсом, полным приводом, короткими свесами и базой. Габаритная высота из-за высокой посадки пассажиров до 2 м.
  4. Спортивные автомобили, с мощным двигателем, зачастую двухместные с максимально низкой посадкой и высотой по крыше не более 1,33 м.

Классификация легковых автомобилей по габаритным размерам

В Европе по типу кузова существует всего 4 группы автомобилей и шесть — по размерам.

Мини-автомобили относятся к классу А (особо малому). Эти крошки, с маленьким багажником, юркие и экономичные, удобны для поездок и парковки в больших городах (Smart, к примеру).

Малый класс B – это кузов автомобиля типа хэтчбек с двумя или четырьмя дверями небольшими габаритами. Например, Hyundai Getz или Ford Fusion.

Малый средний С, в честь основателя этого промежуточного класса VW Golf, называют еще «гольф-классом». К нему же можно отнести и Renault Megane и Opel Astra.

К среднему классу D относят автомобили с оптимальным соотношением габаритов, комфорта и цены — Ford Mondeo, Opel Vectra или более дорогой Jaguar X-type.

К высшему среднему Е относятся автомобили бизнес-класса с высоким уровнем комфорта и достаточно внушительными размерами, например, Nissan Maxima, Audi A6, Peugeot 607.

К высшему F причисляют автомобили класса «люкс» — представительские как Rolls-Royce Phantom или спортивные как Jaguar XJ.

Тип кузова – критерий, по которому легковые автомобили, не попавшие в классы, разделены на купе/кабриолеты (небольшие, спортивные, стильные Ferrari или Opel Speedster), внедорожники (многоцелевые переднеприводные пассажирские или грузопассажирские автомобили Volvo XC70, Nissan Patrol, Ford Expedition), минивэны/УПВ (с количеством мест до девяти, как Nissan Quest или Renault Kangoo) и кроссоверы.

Типы автомобилей и их классификация по различным признакам – тема богатая, имеющая множество трактовок и толкований. Назначение, тип двигателя, конструктивные особенности, комфортность, цена и многие другие критерии объединяют транспортные средства в несовпадающие в разных странах группы.

Даже деление на легковые и грузовые автомобили (казалось бы, чего уж проще) и то условно. Ведь чем больше становится автомобилей, и чем больше производители стараются удовлетворить запросы потребителей, тем сложнее становится классификация.

Контейнеровозы с грузоподъемными устройствами и съемными кузовами

1. Назначение и классификация контейнеровозов. Полуприцепы-контейнеровозы

1.1. Назначение и классификация контейнеровозов

Контейнеровозы – автотранспортные средства (АТС), предназначенные для перевозки грузов в контейнерах (рис. 1).

Контейнеровоз-автопоезд

Контейнеровоз-шасси

Рисунок 1 – Контейнеровозы: а) автопоезд; б) шасси

Грузовым контейнером называется единица транспортного оборудования многократного применения для перевозки и временного хранения груза без промежуточных перегрузок. Он оборудован приспособлениями для механизированной погрузки, установки, крепления и снятия с АТС.

Контейнер обеспечивает защиту перевозимых грузов от атмосферных осадков. По назначению выпускают контейнеры универсальные, специализированные и контейнеры-платформы (рис. 2).

Классификация контейнеров

Рисунок 2 – Классификация контейнеров

Универсальные контейнеры используются для перевозки штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов.

Специализированные контейнеры предназначены для грузов ограниченной номенклатуры или отдельных видов грузов. К ним относятся:

  • групповые – для группы грузов сходных по свойствам и условиям перевозки;
  • изотермические – с ограничением теплообмена внутреннего объема контейнера с окружающей средой;
  • контейнеры-цистерны – для жидких и сыпучих грузов, а также газов;
  • индивидуальные – для отдельных видов груза со специфическими свойствами;
  • технологические – для грузов, перевозимых в пределах одного предприятия или района со сходственно технологическими производствами;
  • рефрижераторные – изотермические контейнеры с поддержанием требуемой температуры.

Контейнеры-платформы представляют собой грузовые платформы с характерными конструктивными особенностями основания контейнера.

По исполнению контейнеры бывают закрытыми (рис. 3), открытыми (рис. 4), разборными (рис. 5), мягкими (рис. 6). Также они могут быть металлическими, неметаллическими (армированный полистирол, неоприн, полиэтилен и т. п.) и комбинированными из легких материалов. Например, контейнеры для перевозки автомобилей имеют крышу, глухие или сетчатые стенки с запорами (рис. 7).

Закрытый контейнер

Рисунок 3 – Закрытый контейнер

Открытый контейнер

Рисунок 4 – Открытый контейнер

Открытый контейнер

Рисунок 5 – Разборный контейнер

Мягкий контейнер

Рисунок 6 – Мягкий контейнер

Контейнер для перевозки автомобилей

схема расположения автомобилей в контейнере

Рисунок 7 – Контейнер для перевозки автомобилей (а) и схема расположения автомобилей в контейнере (б)

Основными параметрами контейнера являются:

  • максимальная масса брутто (сумма масс контейнера и груза);
  • собственная масса нетто (масса контейнера со всем оборудованием);
  • грузоподъемность (масса груза в контейнере максимальная).

Используемые контейнеры серии 1 имеют квадратное сечение и отличаются только длиной, подобранной так, чтобы на транспортном средстве любые контейнеры данной серии размещались в различной комбинации. У контейнеров типа 1А – длина 11 985 мм; 1В – 8 918 мм; 1С – 5 853 мм и 1 D – 2787 мм. Ширина и высота по 2 438 мм.

На платформе шасси автомобиля можно разместить, например, один контейнер 1А, два контейнера 1С, и т. д. (рис. 8). Причем контейнеры меньших размеров размещаются с необходимыми манипуляционными зазорами.

Принцип построения типажа крупнотоннажных контейнеров

Рисунок 8 – Принцип построения типажа крупнотоннажных контейнеров и размещение их на автотранспортном средстве

Контейнеры оборудуют фитингами для фиксации на платформе (кузове) и использования грузозахватных приспособлений.

Универсальные крупнотоннажные контейнеры снабжены угловыми фитингами, которые являются элементами несущей конструкции контейнера.

Специализированные крупнотоннажные контейнеры и контейнеры-платформы имеют те же присоединительные размеры, что и универсальные контейнеры.

Используются среднетоннажные универсальные унифицированные контейнеры и автомобильные малотоннажные универсальные контейнеры. Среднетоннажные контейнеры не имеют угловых фитингов и для погрузочно-разгрузочных работ оборудуются четырьмя или двумя стандартными рамными узлами.

Контейнеры для картофеля, овощей, фруктов и бахчевых культур перевозятся обычно автомобильным транспортом. Для транспортировки таких грузов используются также и специализированные изотермические контейнеры массой брутто 0,5 и 2,5 т (рис. 9).

Специализированный изотермический контейнер

Рисунок 9 – Специализированный изотермический контейнер

В крупных городах используются легкие контейнеры на колесах для доставки хлеба, овощей, различных штучных и фасованных продуктов, размещенных в автомобилях-фургонах (рис. 10).

контейнер на колесахЛегкие контейнеры на колесах

Рисунок 10 – Легкие контейнеры на колесах

Для перевозки и кратковременного хранения минеральных удобрений используются контейнеры трех основных типов: мягкие резинокордовые многократной оборачиваемости (грузоподъемностью 1,5…2 т), разовые полиэтиленовые и комбинированные складные с полиэтиленовыми вкладышами (до 1 т) (рис. 11). Использование таких контейнеров снижает коррозионное воздействие удобрений на транспортное, погрузочное и складское оборудование.

Контейнер для хранения минеральных удобренийКонтейнер для хранения минеральных удобрений

Рисунок 11 – Контейнеры для перевозки и кратковременного хранения минеральных удобрений

Для повышения эффективности контейнерных перевозок используется контейнерная транспортная система, которая предусматривает единую систему планирования и учета перевозок, а также нормы перевозок с использованием стандартных контейнеров. Создаются контейнерные пункты для совмещения автомобильных, водных, железнодорожных и авиа-перегрузок. На контейнерных пунктах с постоянными контейнеропользователями создается обменный фонд контейнеров, а также оборотных полуприцепов.

Вам будет интересно  Все автомобили ваз. Все автомобили ваз габариты, размеры кузова, доступные двигатели и комплектации

1.2. Полуприцепы-контейнеровозы

Перевозка контейнеров многими АТС затруднена или вообще невозможна. Перевозка затруднена вследствие высокого расположения центра масс, появления продольно-угловых колебаний, отсутствия специальных креплений контейнера и др.

Расположение узлов крепления контейнеров типа 1А и 1С делает такие перевозки вообще невозможными. Поэтому для перевозки контейнеров используют полуприцепы-контейнеровозы (рис. 12), которые делят на две группы:

  • 1 группа – для перевозки крупнотоннажных контейнеров (20–30 тонн), имеющих специальные устройства в виде фитингов для их крепления;
  • 2 группа – для перевозки средне- и малотоннажных контейнеров, не имеющих специальных устройств для крепления.

Полуприцеп-контейнеровоз

Полуприцеп-контейнеровоз

Рисунок 12 – Полуприцепы-контейнеровозы: а) для среднетоннажных контейнеров; б) для крупнотоннажных контейнеров

К полуприцепам-контейнеровозам предъявляются специфические технические требования:

  • согласованность размеров и массы со стандартами на контейнеры;
  • возможность крепления (ограничения перемещений) контейнеров;
  • возможность использования средств механизации погрузочноразгрузочных работ;
  • возможность въезда в контейнер, расположенный на платформе (кузове), небольших вилочных погрузчиков, а также возможность погрузки груза вручную.

Полуприцепы-контейнеровозы выполняются одно-, двух- и трехосными (рис. 13).

Полуприцеп-контейнеровоз одноосный

Полуприцеп-контейнеровоз двухосный

Полуприцеп-контейнеровоз трехосныйПолуприцеп-контейнеровоз трехосныйб)

Рисунок 13 – Полуприцеп-контейнеровоз: а) одноосный; б) двухосный; в) трехосный

Они могут иметь ровную или ступенчатую грузовую платформу (с пониженной средней частью). При ступенчатой платформе снижается центр масс (тяжести) груженого полуприцепаконтейнеровоза и повышается его устойчивость.

Для перевозки большегрузных контейнеров полуприцепы-контейнеровозы имеют специальные поворотные устройства (замки) для фиксации контейнеров на грузовой платформе. Они могут быть оборудованы гидравлическими погрузочно-разгрузочными устройствами (рис. 14).

Полуприцеп-контейнеровоз с гидравлическим погрузочно-разгрузочным устройством

Рисунок 14 – Полуприцеп-контейнеровоз с гидравлическим погрузочно-разгрузочным устройством

Выпускаемые в нашей стране полуприцепы-контейнеровозы имеют грузоподъемность 5… 27 т, а их погрузочная высота составляет 0,65… 1,5 м.

Для перевозки крупнотоннажных контейнеров выпускаются специализированные полуприцепы-контейнеровозы (рис. 15).

Специализированный полуприцеп-контейнеровоз

Рисунок 15 – Специализированный полуприцеп-контейнеровоз

Полуприцепы со ступенчатым расположением площадок для контейнеров имеют пониженный центр масс, повышенную устойчивость и скорость движения (рис. 16).

Для перевозок в черте города широко используют низкорамные полуприцепы со ступенчатой платформой – средняя часть опущена, а крайние (над мостом и сцепным устройством) приподняты.

Полуприцеп со ступенчатым расположением площадок для контейнеров

Полуприцеп со ступенчатым расположением площадок для контейнеров

Рисунок 16 – Полуприцепы со ступенчатым расположением площадок для контейнеров

2. Автотранспортные средства и полуприцепы-контейнеровозы с грузовыми устройствами

2.1. Автотранспортные средства с грузоподъемными устройствами

Увеличение грузооборота влечет и потребность в частых погрузках и выгрузках. Для повышения автономности АТС и облегчения труда персонала в процессе механизированной погрузки или выгрузки затаренных или штучных грузов используют следующие стандартизованные грузоподъемные устройства (рис. 17):

  • УГБ – грузоподъемный борт (площадка);
  • УКК – кран консольный стреловой;
  • УКП – кран портальный;
  • УГП – устройство грузоподъемное из двух крановых механизмов консольного типа.

Классификация грузоподъемных устройств

Рисунок 17 – Классификация грузоподъемных устройств

Автотранспортные средства с грузоподъемными бортами. Грузоподъемный борт типа УГБ устанавливается на раме автомобиля (рис. 18) или полуприцепа и применяется при перевозке с механизированной погрузкой или разгрузкой контейнеров и других штучных грузов. В зависимости от типоразмера установлена следующая номинальная грузоподъемность бортов: 0,63 т (УГБ-0,63); 1,0 т (УГБ-1,00) и 1,5 т (УГБ-1,5).

Автомобили с грузовым бортом

Автомобиль с грузовым бортом

Рисунок 18 – Автомобили с грузовым бортом

Грузоподъемные борта, устанавливаемые на АТС, классифицируются по пяти основным признакам:

  • компоновочному решению – встроенный (воротный), съемный (навесной);
  • типу подъемного механизма – тросовый, рычажный;
  • типу гидропривода – гидравлический, электрогидравлический;
  • типу грузонесущего узла – игольчатый, платформенный;
  • расположению грузоподъемного борта – сзади или сбоку автомобиля, прицепа или полуприцепа.

Грузоподъемными бортами обычно оборудуются бортовые автомобили и автомобили-фургоны, грузоподъемность которых более 2,5 т. Грузоподъемным является задний борт кузова. Привод этого борта обеспечивает его горизонтальное положение при подъеме от уровня земли до уровня пола кузова и, наоборот – при опускании. В транспортном положении грузовой борт закрыт. В тех случаях, когда кузов автомобиля не имеет бортов, грузоподъемный борт выполняется в виде съемной горизонтальной площадки, размеры которой несколько меньше борта кузова автомобиля. Перемещение грузоподъемного борта происходит по вертикальным направляющим стойкам или при помощи шарнирного параллелограмма. Погрузочная высота – 1,2… 1,4 м, время подъема и опускания груза – 7…20 с.

Наибольшее распространение получили автомобили с задним расположением грузоподъемного борта (рис. 18 – 20).

Грузоподъемный борт АПС 62Ф для автомобиля-фургона ГЗСА-891

Рисунок 19 – Грузоподъемный борт АПС 62Ф для автомобиляфургона ГЗСА-891: I – грузоподъемная платформа; 2 – направляющий рычаг; 3 – подъемная рама; 4 – корпус; 5 – гидроцилиндр; 6 – кран; 7 – промежуточные звенья; 8 – защелки

Грузоподъемная платформа, как и борт УГБ, опускается на землю, затем при помощи тросового или рычажного механизма с гидравлическим или электрогидравлическим приводом поднимается вверх на уровень пола кузова. После выгрузки грузоподъемная платформа из горизонтального положения переводится в вертикальное и может заменить задний борт. Грузоподъемные боковые борта изготавливаются обычно по спецзаказу. В транспортном (вертикальном) положении грузоподъемная платформа крепится защелками.

гидропривод грузоподъемного борта

Рисунок 20 – Принципиальная схема гидропривода грузоподъемного борта (а) и конструкция гидроцилиндра (б) с гидрозамком: 1 – шестеренный насос; 2 – золотниковый распределитель; 3 – гидроцилиндр; 4 – гидрозамок; 5, 6 – предохранительный клапан; 7 – шарик; 8 – дроссель; 9 – крестовина; 10– пружина; 11 – шарик; 12 – седло; 13 – игла; 14 – поршень гидрозамка; Б, В, Г – полость; Д, Е – канал

Автотранспортные средства с консольными стреловыми кранами. Консольный стреловой кран типа УКК (рис. 21) устанавливается на раме автомобиля или полуприцепа, применяется при перевозке с механизированной погрузкой-разгрузкой малотоннажных контейнеров и других штучных грузов.

Автомобили со стреловым краном

Рисунок 21 – Автомобили со стреловым краном

В зависимости от типоразмеров установлена следующая номинальная грузоподъемность кранов: 0,63 т (УКК-0,63); 1,0 т (УКК- 1,00) и 1,25 т (УКК-1,25).

Выпускаются автомобили с гидравлическими консольными стреловыми кранами типа 403011, 4312, 5950, 5943 и др. (рис. 22, 23).

вид автомобиля с консольным краном

Рисунок 22 – Общий вид автомобиля с консольным краном мод. 403011

Механизм поворота крана

Рисунок 23 – Механизм поворота крана: I – стойка; 2, 5 – конические подшипники; 3 – корпус; 4 – винт; б – корпус крышки; 7 – поршень; 8 – гайка

Конструкции кранов различной номинальной грузоподъемности и их гидравлические схемы аналогичны. Имеющиеся отличия связаны с необходимостью выполнения требований стандартов (например, в части вылета стрелы, расположения крюка при максимальной высоте подъема и т. п.).

Кран выполнен в виде единого блока, монтируется на раме автомобиля между кабиной и сдвинутым назад кузовом. Он включает следующие основные узлы: основание с маслобаком; колонну, нижняя часть которой является цилиндром поворота, а верхняя – цилиндром подъема; стрелу; внешние опоры; узел управления; гидроприводы и гидронасос, устанавливаемый на коробке отбора мощности.

На конце стрелы имеется телескопическое звено, к которому крепится на серьге крюк. Перемещение груза производится подъемом складывающейся стрелы с телескопическим звеном и поворота стрелы вокруг вертикальной оси. Две внешние опоры обеспечивают устойчивость крана от опрокидывающих моментов при работе.

Автотранспортные средства с кранами портального типа. Краны портального типа УКП (рис. 24, 25) устанавливаются на раме автомобиля или полуприцепа и применяются при перевозках с механизированной погрузкой-разгрузкой средне- и малотоннажных контейнеров, штучных грузов, в том числе пакетированных.

Автомобиль с портальным краном

Рисунок 24 – Автомобиль с портальным краном

Погрузка и выгрузка контейнеров осуществляется с помощью портала, шарнирно закрепленного на цапфах поперечины. Качательное движение портала происходит за счет двух цилиндров. Гидроцилиндры, установленные в верхней поперечине портала, перемещают каретку по поперечине и крюк по вертикали через системы блоков канатами.

Привод шестеренного насоса гидросистемы осуществляется от коробки отбора мощности, включение которой производится рычагом, расположенным в кабине водителя.

Установлена следующая номинальная грузоподъемность портальных кранов: 1,25 т (УКП-1,25); 3,0 т (УКП-3,0) и 5,0 т (УКП- 5,0).

схема гидропривода портального крана

Рисунок 25 – Принципиальная схема гидропривода портального крана: 1 – насос; 2 – трёхзолотниковый распределитель;3,4,5 –золотники; 6 – клапан ограничения давления; 7,8 – дроссели; 9 – гидрозамок; 10 – гидроцилиндр подъёма; 11 – цилиндр; 12, 13 – цилиндры поворота; 14, 15, 16, 17 – дроссели с обратными клапанами; 18 – предохранительный клапан; 19 – фильтр

Краны с качающимися порталами (рис. 26) предназначены для погрузки и выгрузки контейнеров массой 2,5 т.

Портал крана шарнирно соединен с полом кузова автомобиля и имеет гидравлический привод.

При погрузке контейнер закрепляется в верхней части портала, который, наклоняясь вперед к кабине автомобиля, опускает его на пол кузова. Выгрузка контейнера производится в обратном порядке.

При помощи гидравлического привода осуществляется не только подъем и опускание портала с грузом, но и фиксация его в любом промежуточном положении.

Привод гидросистемы портального крана осуществляется от шестеренного насоса, укрепленного на фланце коробки отбора мощности, которая включается рычагом из кабины водителя.

Автомобиль с качающимся порталом

Рисунок 26 – Автомобиль с качающимся порталом

Разработаны и выпускаются автомобили с портальными кранами на базе автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ и др. Принцип действия портальных кранов различной грузоподъемности одинаков.

2.2. Полуприцепы-контейнеровозы с грузовыми устройствами

На полуприцепах-контейнеровозах для погрузки-выгрузки контейнеров используют УКГ – устройство крановое грузоподъемное (рис. 27).

Полуприцеп-контейнеровоз с грузоподъемным устройством

Рисунок 27 – Полуприцеп-контейнеровоз с грузоподъемным устройством

Грузоподъемные устройства типа УКГ состоят из двух крановых механизмов консольного типа, устанавливаемых в передней и задней частях полуприцепа.

Такие крановые устройства выпускают в двух исполнениях:

  1. обеспечивающие погрузку контейнера с земли на платформу полуприцепа и обратно только с правой стороны полуприцепа;
  2. обеспечивающие погрузку контейнера с земли или железнодорожной платформы на платформу полуприцепа и обратно; штабелирование контейнеров в два ряда. При этом манипуляции с контейнером осуществляются с обеих сторон полуприцепа.

К контейнеровозам с крановыми погрузочно-разгрузочными устройствами относятся полуприцепы HLS 200.78/К, эксплуатируемые в нашей стране.

На шасси полуприцепа установлены два грузоподъемных устройства, представляющих собой балку основания, жестко закрепленную на раме. С основанием через общую ось шарнирно соединяются складывающаяся грузовая стрела, состоящая из двух звеньев, и опорная балка. Перевод грузовой стрелы из транспортного положения в рабочее состояние и обратно осуществляется гидроцилиндрами, взаимодействующими с поворотными звеньями грузовой стрелы и с опорной балкой. Крепление контейнера осуществляется за нижние угловые фитинги с помощью канатной подвески, шарнирно закрепленной на конце второго звена стрелы.

Крановое устройство приводится в действие от гидронасосов с приводом от дизельного двигателя мощностью 15 кВт, который установлен на полуприцепе перед первой грузовой стрелой за кабиной тягача. Устройство позволяет выгружать контейнер (типа 1С) только с правой стороны. Время выгрузки составляет 8… 10 мин.

3. Автотранспортные средства со съемными кузовами

Автотранспортное средство со съемным кузовом – специализированное транспортное средство, снабженное устройством для установки и съема быстроотделяющегося от шасси кузова, устанавливаемого при съеме на опоры или дорожную поверхность (рис. 28, 29).

Для перевозки съемных кузовов наиболее часто используются шасси одиночных автомобилей и полуприцепов. Съемные кузова могут быть выполнены в виде без бортовой платформы (рис. 30), фургона (рис. 31), цистерны (рис. 32), кассетной или самосвальной платформы (рис. 33).

Автомобиль со съемными кузовом

самосвальная выгрузка кузова

Рисунок 28 – Автомобили со съемными кузовами: а – снятиеустановка кузова; б – самосвальная выгрузка кузова

Автомобиль с портальным погрузчиком для съемных кузовов большой вместимости

Рисунок 29 – Автомобиль с портальным погрузчиком для съемных кузовов большой вместимости

Съемный кузов

Рисунок 30 – Съемный кузов в виде без бортовой платформы

Съемный кузов в виде фургона

Рисунок 31 – Съемный кузов в виде фургона

Съемный кузов в виде цистерны

Рисунок 32 – Съемный кузов в виде цистерны

Съемный кузов в виде самосвальной платформы

Рисунок 33 – Съемный кузов в виде самосвальной платформы

По принципу съема и установки кузовов различаются конструкции, приспособленные для вертикального подъема, скатывания и комбинированные (рис. 34).

Выпускаются устройства двух типов для снятия съемных кузовов:

  • УВП – устройство вертикального подъема;
  • УНС – устройство наклонного снятия.

Классификация автотранспортных средств со съемными кузовами

Рисунок 34 – Классификация автотранспортных средств со съемными кузовами

Устройство вертикального подъема УВП состоит из силового агрегата и подъемного надрамника, установленного на раме автомобиля. Применяется УВП при перевозках с механизированной погрузкой и разгрузкой съемных кузовов, оборудованных четырьмя откидными стойками. Номинальная грузоподъемность устройств: 3 т (УВП-3,0); 4,5 т (УВП-4,5) и 6,5 т (УВП-6,5).

Устройство наклонного снятия УНС, состоит из силового агрегата и наклонной рамы с механизмом снятия кузовов, устанавливаемых на раме автомобиля или полуприцепа. Применяется УНС при перевозках с механизированной погрузкой-разгрузкой съемных кузовов и крупных контейнеров. Номинальная грузоподъемность устройств: 8 т (УНС-8,0); 12 т (УНС-12,0) и 20 т (УНС-20,0).

Система съема и установки кузова производится по принципу «наклон – скатывание». Угол наклона рамы зависит от типа устройства.

Выполнение операций по съему и установке кузовов на шасси АТС может осуществляться с помощью гидравлического, пневматического, гидропневматического, электрогидравлического или механического привода.

Центрирование кузовов при установке осуществляется с помощью: а) надрамников, по которым скользят продольными балками кузова; б) направляющих роликов, вертикально установленных на боковых стенках в передней части кузова; в) конусных направляющих (конусный приемник в задней части рамы шасси, и конус в передней части кузова).

Крепление кузова на шасси осуществляется в двух, трех или четырех точках с помощью боковых ограничителей, откидных замков, фиксирующих пальцев, фитингов и т. п. Использование замков с гидравлической или пневматической системой управления запиранием и отпиранием кузовов существенно повышает эффективность использования УНС.

Часто используются автомобили с наклонным способом установки кузовов, с портальными кранами и со съемом кузовов на стойки.

Выпускается самосвальный съемный кузов роликового типа (рис. 35).

Самосвальный съемный кузов роликового типа

Рисунок 35 – Самосвальный съемный кузов роликового типа

Характерной особенностью данного устройства является то, что снятие и установка кузова выполняются путем его скатывания. Съем кузова осуществляется несколькими приемами. Сначала кузов освобождается от креплений, которые соединяют его с шасси, а затем сдвигается назад при укорочении горизонтальной части Г-образной балки. При этом он поворачивается в вертикальной плоскости вокруг оси крепления поворотной балки.

Перемещение кузова осуществляется по роликам скатывающего устройства до соприкосновения его пяты с дорожной поверхностью. После этого автомобиль начинает медленно двигаться вперед и одновременно передняя часть кузова опускается на погрузочную площадку. В снятом положении кузов готов для загрузки. Подъем кузова осуществляется в обратной последовательности. Все операции осуществляются водителем из кабины.

Фирмой Hydraulex (Швеция) разработана система съема кузова путем скатывания в продольной плоскости (рис. 36).

Шасси, оборудованное системой съема кузова фирмы Hydraulex

2

Рисунок 36 – Шасси, оборудованное системой съема кузова фирмы Hydraulex: 1 – щиток управления; 2 – гидравлическое замыкающее устройство; 3 – выключатель; 4 – опрокидывающая рама; 5 – захватное устройство; 6 – центральная цепь; 7 – опрокидывающие цилиндры двухстороннего действия; 8 – кассетный замок; 9 – червячная передача с гидравлическим двигателем; 10 – гидравлические вентили с пневмоуправлением

Дополнительное оборудование шасси автомобиля включает поворотный надрамник, два гидравлических цилиндра двухстороннего действия и гидромотор с приводной цепью, расположенной в центре надрамника. Приводная цепь снабжена захватным устройством для троса съемного кузова, а также кулачковым механизмом для перемещения кузова в горизонтальной плоскости.

В задней части поворотного надрамника установлены горизонтальные роликовые направляющие кузова и барабан для удержания троса. Данная система предусматривает возможность снятия кузова на опорные стойки при небольшой погрузочной высоте, на дорожную поверхность или на пол грузовой рампы.

Источник http://www.hheating.ru/boilers/types-of-trucks-for-carrying-capacity-types-of-truck-bodies/
Источник http://extxe.com/24399/kontejnerovozy-s-gruzopodemnymi-ustrojstvami-i-semnymi-kuzovami