Виды передних фар: Разъяснение

Содержание

Виды передних фар: Разъяснение

Виды передних фар: Разъяснение

Есть много неправильных представлений у автомобилистов, когда дело доходит до передних фар машины. Учитывая тот факт, что фары являются одной из самых важных особенностей в машине, многие из нас (вас) водителей думают, что слухов и дезинформации о передней оптике автомобилей не существует и впринципе не может быть. Ведь казалось бы, что здесь особенного, вся автомобильная передняя оптика имеет достаточно простую и понятную всем нам конструкцию. Но не торопитесь делать предположения и выводы, так как в автопромышленности существует множество разных видов конструкций передних фар, что часто вызывает путаницу у автомобилистов. В сегодняшней нашей статье мы хотим прояснить а заодно и объяснить всем заблуждающимся водителям, что передние автомобильные фары в наше с вами время бывают разного вида и различной конструкции с которыми вы уважаемые водители могли в жизни еще не встречаться.

И так друзья, приступим, мы разделили нашу статью на три части:

— Корпус и конструкция передних фар.

— Другая соответствующая информация (Разное).

РАЗДЕЛ 1. Корпус и конструкция передних фар

Корпус фары — это та часть оптики внутри которой установлена лампа освещения. Как вы все знаете на современном рынке автомашин существует множественное число разных ламп освещения, начиная от обычной галогеновой лампы и заканчивая теми же новыми лазерными технологиями. От того, какая лампа освещения стоит в передней оптике автомобиля зависит и сама конструкция корпуса этой автофары.

Отражатель

Виды передних фар: Разъяснение

Фары с отражателями, что установливаются сегодня в корпусе передней оптики, являются самыми распространёнными у всех автопромышленников. Хотя в настоящий момент наблюдается определенная тенденция по замещению фар с отражателями на линзованную оптику. Мы не собираемся утомлять вас друзья научной философией и объяснять в данной статье о том, как работает автомобильная фара. Если сказать об этом кратко, то все выглядит так,- внутри фары рядом с отражателем, как правило, установлена лампа освещения свет которой излучает сама фара и который отражается от хромированной краски, что нанесена на этот отражатель. В итоге свет лампы при отражении от хромированной поверхности выходит конкретно на дорогу.

Как правило, галогеновая автомобильная лампа имеет также небольшой участок хрома или защитного покрытия из другого материала (как правило, размещен на переднем торце лампы), который препятствует попаданию прямых лучей света в глаза водителей встречного транспорта. В итоге данная лампа излучает свет не сразу на дорогу, а попадает сначала в отражатель, который рассеивая лучи света отправляет их непосредственно на дорогу.

Недавно нам казалось, что этот тип ламп в скором времени по-просту исчезнет из автопромышленности. Особенно после того, как на свет появились ксеноновые лампы. Но что в итоге, на сегодняшний момент эти галогеновые лампы для автомобилей по-прежнему являются и остаются самыми распространенными во всем автомобильном мире.

Линза

Виды передних фар: Разъяснение

Автомобильные фары с линзами внутри в настоящий момент, постепенно отбирают популярность у оптики с отражателями. Напомним нашим читателям, что впервые эти линзованные фары появились и устанавливались на дорогих люксовых автомобилях. Но затем, по мере удешевления технологий, такая передняя линзованная оптика стала появляться и на обычных недорогих автотранспортных средствах.

Что же из себя представляет линзованная передняя оптика? Отвечаем. Как правило, этот вид фар вместо отражателей используют в себе так называемые линзы (это специальная оптическая колба, которая не отражает излучаемый свет от ламп на дорогу, а по сути, она с помощью проекции передает освещение на дорогу).

В настоящий момент существует уже огромное количество различных типов линз и конструкций таких линзованных передних фар.

Но смысл работы данной линзованной оптики у всех одинаков. Что же такое линза в передней фаре и как она работает?

Виды передних фар: Разъяснение

Дело в следующем, что эти лизнованные фары формируют пучок света для освещения дороги совершенно по-другому (т.е. по другому принципу) в отличие от обычной оптики с отражателями.

Например, внутри этой линзы тоже имеется отражатель с хромированным покрытием, который отражает свет от лампы. Но в отличие от обычного отражателя структура линзованного отражателя создана именно таким образом, чтобы не направлять сам свет на дорогу, а собирать его в специальном месте внутри фары в пучок на специальной металлической пластине. Вот эта пластина по сути и собирает свет в единый пучок а далее перенаправляет его в линзу, которая в свою очередь и проецирует уже направленный пучок света непосредственно на дорогу.

Как правило, такая линзовання фара обеспечивает превосходную светоотдачу с резкой линией среза и сфокусированным пучком света.

РАЗДЕЛ 2. Лампы

Как мы уже сказали, главным в любой фаре является сам источник света. Самым распространенными источниками света в автомобильных фарах на сегодня являются галогеновые лампы накаливания.

Галогеновая лампа представляет из себя вакуумную стеклянную колбу в которой содержится, как вы наверное догадались, газ двух галогенов (брома или йода) и специальная нить накаливания. Благодаря этому газу нить накаливания служит внутри колбы намного дольше. Также, благодаря этому галогеновому газу повышается и температура накаливания, что соответственно влияет на яркость такого свечения.

Галогеновые лампы

Виды передних фар: Разъяснение

Галогеновые лампы являются наиболее распространенным видом ламп накаливания в автопромышленности. В настоящий момент существует множество различных по конструкции галогеновых фар в зависимости от вида и типа использования отражателей и линз в передней автомобильной оптики.

К нашему сожалению, свечение большинства автомобильных галогеновых ламп дает в своем принципе желтоватый оттенок. Так что обычные автомобильные фары, в которых установлены обычные галогеновые лампы выглядят довольно таки скучно.

Ксеноновые лампы / HID лампы

Виды передних фар: Разъяснение

HID — ксеноновые лампы накаливания, по меркам истории всей автопромышленности в целом они пришли в наш автомир относительно недавно, если сравненивать их с галогеновыми лампами. Ксеноновые лампы по технологии своей работы более сложные, чем обычные лампы накаливания. Соответственно, что этот вид ламп имеет и более сложную конструкцию.

Например, в ксеноновой лампе сама электрическая дуга находится в стеклянной кварцевой колбе заполненной газом (ксеноном).

Ксеноновые лампы в отличие от галогеновых дают белый или голубоватый свет. В итоге своего свечение эти ксеноновые фары ближе всего к естественному дневному освещению.

Виды передних фар: Разъяснение

В результате этого данный вид фар обеспечивает превосходную светоотдачу. Также, внешне свечение ксеноновой оптики выглядит можно сказать просто шикарно и стильно, чем свечение той же галогеновой оптики (фары). Но не все в нашем мире как вы понимаете, идеально. Ксеноновые лампы несмотря на то что их срок службы значительно превышает срок службы галогеновых ламп, со временем начинают тускнеть. То есть, яркость их свечения постепенно уменьшается. Также не стоит забывать и о том, что ксеноновые лампы стоят значительно дороже по сравнению с обычными лампами накаливания. Кроме того, для работы ксеноновых ламп требуется специальное дополнительное оборудование (блок-расжига и т.п.).

Светодиодные лампы

Виды передних фар: Разъяснение

Это новейший вид автомобильных фар. Стоит здесь сразу отметить, что еще совсем недавно светодиоды не применялись в качестве ближнего и дальнего освещения дороги. Первое время автопроизводители использовали эти светодиоды только вместо дневных ходовых огней (габаритные огни освещения), а также для освещения салона машины и подсветки всеразличных кнопок.

И только недавно на авторынке стали появляться такие автомобили, где в фарах вместо галогенных или ксеноновых ламп стали применяться и использоваться светодиодные блок-лампы, которые установливаются прямо в линзованную оптику.

Главное достоинство таких светодиодов в их минимальном энергопотреблении. А еще одним из главных преимуществ светодиодов является их долгий срок службы.

Большинство светодиодных ламп дают белое свечение, которое также как и в ксеноновых лампах приближено к естественному дневному источнику свечения.

Виды передних фар: Разъяснение

Правда со временем эти светодиодные лампы могут тускнеть, что естественно сказывается на качестве их освещения. Главный минус светодиодных ламп — это их стоимость. Также, во многих современных автомобилях светодиодные лампы встроены в единую колбу или плату. Поэтому для замены даже одной такой лампы может понадобиться дорогостоящий ремонт непосредственно всей фары.

Вам будет интересно  Габаритные огни

Ну а в некоторых случаях придется приобретать полностью новую оптику. Но так как светодиоды имеют очень долгий срок службы, то естественно, даже сегодня такое применение светодиодного освещения дороги считается экономически оправданным.

Лазеры (будущее)

Виды передних фар: Разъяснение

В настоящий момент ряд автомобильных компаний уже начали эксперементировать и внедрять на некоторые дорогие модели своих машин новое поколение оптики, которое оснащается источником света основанного на инновационном применении лазеров.

Правда, пока эта лазерная оптика в автопромышленности остается еще достаточно большой редкостью и все из-за большой себестоимости изготовления подобной оптики.

Так как-же все-таки устроена эта лазерная оптика? Отвечаем. На самом деле в этих лазерных фарах также применяются светодиоды, которые под воздействием лазера выдают более равномерное и более яркое свечение. Так, к примеру, световой поток обычных светодиодов составляет 100 люменов, когда как в лазерной оптике такие светодиоды выдают 170 люменов.

Виды передних фар: Разъяснение

Главное преимущество лазерных фар в их энергопотреблении. Например, по сравнению со светодиодной автомобильной оптикой такие лазерные фары со светодиодами потребляют в два раза меньше энергии.

Еще одно преимущество лазерных фар — это размер применяемых в них диодов. Например, один лазерный светодиод, размер которого в сто раз меньше обычного светодиода, выдает тот же уровень свечения, что в конечном итоге позволяет автопроизводителям конкретно уменьшить размер самих фар без какой-либо потери качества освещения дороги.

К большому сожалению, в наши сегодняшние дни лазерные источники света в автопромышленности стоят очень и очень дорого. Так что в ближайшее время данная лазерная оптика не будет использоваться в автопромышленности массово. Но в будущем, а скорее всего скоро, лазерные фары постепенно вытеснят с рынка все традиционные источники освещения автомобилей.

РАЗДЕЛ 3. Другая важная информация / Разное

Виды передних фар: Разъяснение

Теперь, когда мы с вами рассмотрели все различные типы технологий передней автомобильной оптики, настало время поговорить о некоторых насущных возникающих вопросах. Так, например, давайте друзья узнаем с вами о том, можно ли использовать в галогеновых фарах ксеноновые лампы накаливания и наоборот?

Как правило, для использования ксеноновых ламп передняя оптика должна быть оснащена конкретно линзой, которая проецирует свет на дорогу. Также ксеноновая оптика обязательно должна оснащаться корректором фар.

В основном в наши дни используется автоматический корректор фар, который сам изменяет угол наклона линзы с целью обезопасить встречных водителей от яркого дневного света ксеноновых фар. Их угол изменяется в зависимости от количества пассажиров находящихся внутри салона авто. В том числе, все такие ксеноновые фары должны обязательно быть оборудованы омывателем оптики, поскольку ксеноновый источник света не совсем эффективен (или почти не эфективен) при грязных фарах.

Что касаемо галогеновых ламп, то они в отличие от ксеноновых могут быть установлены прямо в линзованную оптику. А как же тогда светодиоды? Отвечаем. Так как светодиодные лампы имеют как правило, направленный источник света, то устанавливать их в фару с обычными отражателями небезопасно, так как в этом случае эффективность освещения дороги ими будет низкой. Поэтому большинство автопроизводителей оснащает светодиодную оптику своих машин линзами, которые проецируют свет от светодиодов непосредственно на дорогу. Подробней об этом ниже:

Можно ли установить ксеноновые лампы в обычные фары с отражателями?

Виды передних фар: Разъяснение

В принципе это возможно, но ничего хорошего из этого не выйдет. Во-первых, согласно Российского законодательства применение ксеноновых ламп в фарах с отражателями категорически запрещено, поскольку это создает опасность на дороге встречному транспорту с водителями, которые могут быть ослеплены таким ярким источником света ксеноновых ламп, который рассеивается отражателями фар.

В своем итоге, установив в фары с отражателями ксеноновые лампы Вы получите только внешнее красивое свечение, а вот само освещение дороги будет намного хуже, чем при использовании тех же галогенных ламп, поскольку для ксеноновых источников освещения необходима именно линзованная оптика. Кроме того, ксеноновые лампы, установленные в отражатель, отвратительно освещают дорогу в дождливую погоду.

В том числе, хотим сразу здесь отметить, что ксеноновые лампы за короткий срок просто выжгут хромированное напыление ваших отражателей. В конечном итоге, даже после последующей установки в оптику снова галогеновых ламп эти фары будут светить уже не так эффективно, как они светили прежде.

Какая следует ответственность за установку ксеноновых ламп в фары с отражателями?

Как мы уже выше сказали, установка ксеноновых источников света в автомобильные фары оборудованные отражателями под галогеновые лампы, по-просту — запрещена!

Так что, в соответствии с частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет лишение водительских прав сроком от 6 месяцев до 1 года с конфискацией ксенонового оборудования и самих ламп.

То есть, другими словами можно сказать, если вы незаконно установите на свою машину в фары ксеноновые лампы, которые не предназначены для данного вида источников света, то вас за это не оштрафуют, а сразу же лишат водительского удостоверения на предусмотренный законом срок, а после окончания такого срока лишения вам предстоит уже пересдать теоретический экзамен. Так что думайте и решайте сами.

Можно ли установить светодиодные лампы в линзу ксеноновой фары?

Виды передних фар: Разъяснение

Теоретически это возможно. Но придется тогда покупать и ставить либо Китайский вариант, который вряд порадует вас качеством освещения дороги и долговечностью, либо предстоит непосредственно разбирать саму фару и устанавливать в нее другую блок-линзу. В последнем варианте качество освещения действительно будет лучше и возможно даже эффективнее тех же ксеноновых источников света. Но опять же, если вы для этого купите качественные светодиодные лампы и саму блок-линзу под них, которая надо заметить стоит немаленьких денег.

Что касаемо самого законодательства, то в настоящий момент прямого запрета на использования в обычных фарах светодиодных ламп ближнего и дальнего света нет. Также пока не существует и единых стандартов и ГОСТов, которые предписывали бы таковые правила установки и использования на транспортных средствах светодиодных источников ближнего и дальнего освещения.

Виды передних фар: Разъяснение

В настоящий момент такие правила и стандарты только разрабатываются. Так что в ближайшем будущем, и скорее всего, все это произойдет точно также, как произошло и с ксеноновыми лампами. Вспомните друзья, что творилось на Российских дорогах еще каких-то 10 лет назад, когда каждый второй автомобиль был оснащен не заводским ксеноном (лампами). Сегодня наблюдается почти тажа самая картина.

С каждым днем на дороге становится все больше и больше автомобилей с установленными на них незаводскими светодиодными лампами ближнего и дальнего света, когда как большинство владельцев автомобилей, оснащенных фарами с обычными отражателями больше не используют ксеноновые источники освещения, опасаясь за это лишиться прав (правда многие уже поняли, что «колхозный» ксенон реально снижает безопасность на дороге).

Виды передних фар: Разъяснение

Так что использовать в отражателях или в линзах под ксенон светодиодные лампы также опасно, как и «колхозный» применяемый ксенон, поскольку светодиодная лампа не будет освещать дорогу так эффективно в отражателе или в линзе, которая предназначена именно под ксеноновую лампу.

Помните друзья о том, что под сами светодиоды также нужен специальный прожектор (блок-линза со специальным оборудованием, который собирает свет от светодиодной лампы непосредственно в пучок и направляет его в линзу-стекло).

Что такое Би-Ксенон?

Термин Би-Ксенон означает, что автомобиль оснащен единой ксеноновой лампой, которая выполняет работу как источник ближнего света, так и как источник дальнего света. Это те автомашины, которые не оснащены Би-Ксеноновыми фарами и как правило оборудованы либо галогенными лампами, либо комбинированными источниками света (ближний свет- ксеноновые лампы, дальний свет- обычная галогенная лампа накаливания).

В самой автопромышленности сегодня распространены два вида Би-ксеноновых фар.

Первый вид использует в себе специальную шторку в линзе, которая расположена вне колбы ксеноновой лампы. В итоге при включении дальнего света эта шторка направляет источник света прямо в отражатель, который далее и отправляет уже свет в линзу в спектре свечения для дальнего света.

Вам будет интересно  Неоновая подсветка на авто (днища, салона), холодный неон

При втором виде Би-ксеноновых фар используется специальная Би-ксеноновая лампа, которая к напримеру, при включении дальнего света самостоятельно сдвигает колбу свечения лампы относительно самого отражателя встроенного в линзу. В итоге сам свет на дорогу проецируется в спектре уже ближнего освещения.

Какие фары лучше,- Галогеновые, Ксеноновые или Светодиодные?

В настоящий момент существует большие споры по этому поводу. Как говорится, сколько людей — столько и мнений. Но, тем не менее, сегодня уже точно известно, что галогеновые лампы не выдерживают никакой конкуренции в сравнении с ксеноновыми и светодиодными источниками искусственного света.

Но это не говорит о том, что галогеновые лампы исчезнут из автопромышленности в ближайшем будущем. Дело все в том, что несмотря на существенное снижение себестоимости ксеноновой и светодиодной оптики галогеновые фары в настоящий момент остаются самыми дешевыми в мировой автопромышленности. Именно поэтому многие автопроизводители пока-что не собираются отказываться от их применения.

В будущем же безусловно галогенные фары неизбежно должны исчезнуть из нашего автомира. Произойдет это тогда, когда себестоимость установки на новые автомобили ксеноновой или светодиодной оптики будет сопоставима с самими галогенными фарами.

Виды передних фар: Разъяснение

Сравнивая же ксеноновые и светодиодные лампы с другим источноком света, то конечно же светодиодная оптика имеет массу преимуществ перед ксеноновыми фарами. Но пока что ксеноновая оптика обходится автопроизводителям намного дороже ксеноновых фар. И это несмотря на то, что светодиодная оптика не нуждается в блоках розжига и в системе омывателя фар.

Да, безусловно, освещение светодиодных фар не намного эффективней той же ксеноновой оптики, но, тем не менее, в самом ближайшем будущем мы со своей стороны считаем, что светодиодное освещение потихоньку все-же будет появляться даже на недорогих автомобилях. А в конечном итоге через определенное время ксеноновая оптика также плавно и постепенно исчезнет из автопромышленности. Так что друзья, добро пожаловать в новый век автомобильного освещения, который можно назвать эпохой светодиодов и лазерных технологий.

Виды передних фар: Разъяснение

Скорее всего этот неизбежный переход на светодиоды даст производителям возможность разрабатывать электрические автомобили, в которых вопрос потребления электроэнергии стоит очень остро. Так например, эти светодиоды и лазерные источники освещения потребляют значительно меньше энергии, чем теже галогенные или ксеноновые лампы, и отсюда естественно, что развитие электрических автомобилей не может быть без разработок новых видов освещения с низким потреблением ими энергии.

Мы не раз уже публиковали материалы, которые позволяют нашим читателям сравнить различные технологии передней автомобильной оптики друг с другом, а также узнать для себя, какой вид автомобильных фар лучше. Вот уважаемые друзья список ссылок по которым Вы можете узнать по этой теме все более подробней:

Всё про автомобильные лампы головного света

Smiley face

В хорошем автомобиле используется около 200 различных источников света: наружные лампы, освещение салона, подсветка приборной доски… Но если отсутствие большинства из них создаст просто временные неудобства, то о головных лампах такого сказать нельзя: нормально работающие лампы ближнего света, лампы дальнего света и противотуманные фары – вопрос безопасности как самого водителя, так и всех окружающих на дороге.

История развития автомобильного света: погоня за комфортом

Smiley face

Вся история прогресса – это желание людей получить больший эффект при меньшем приложении сил. Автоиндустрия не стала исключением: и сам автомобиль, и каждая его система – результат простого стремления к комфорту и безопасности.

Первые осветительные приборы автомобилей – керосиновые фары – практически не выполняли своей прямой функции. Пришедшие им на смену ацетиленовые светильники давали яркий, но нерегулируемый свет, слепящий всех встречных водителей, и были до крайности неудобны в эксплуатации.

Как только появились первые электрические лампы, они практически сразу же стали использоваться в автомобилях, и поначалу это были мощные прожекторы. Революцию в автомобильном освещении произвела компания Bosch, выпустившая на рынок лампу с двумя нитями накаливания, которая начинает массово использоваться с 1925 года. А в 50-х годах был предложен способ неравномерного освещения дороги, который используется до сих пор.

С того времени лампы меняют свой вид и конструкцию, но уже почти 100 лет принцип действия автомобильных фар остается неизменным: разделение ближнего и дальнего света плюс асимметричный световой пучок, позволяющий не слепить водителей, едущих навстречу.

Виды ламп

Производители предлагают сегодня три основных вида автомобильных ламп: галогеновые, ксеноновые и светодиодные, и все они находят спрос у покупателей. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, которые учитываются при выборе. Простые лампы накаливания уже практически не используются, тем более в иномарках.

Галогеновая лампа – это модификация стандартных ламп накаливания, своего рода классика. Она также имеет вольфрамовую спираль, но нагревается до гораздо более высокой температуры (3000°С), а от перегорания (испарения вольфрама и истончения нити) ее предохраняет газ, закачанный в цоколь под большим давлением. Несомненными достоинствами таких ламп является огромный модельный ряд, отличные показатели работы при плохой погоде и на мокром асфальте, средний уровень энергопотребления, доступная цена. А основной недостаток – короткий срок службы, сравнимый с обычной лампочкой накаливания (700 часов), чувствительность к вибрации и худшие показатели светового потока, чем у других видов ламп. К тому же лампы накаливания сильно греются, постепенно приводя в негодность поликарбонатный отражатель и рассеиватель фары. Но, несмотря на появление более современных автоламп, галогеновые пользуются спросом и до сих пор устанавливаются на большинство моделей автомобилей, а производители продолжают их совершенствовать.

Smiley face

Ксеноновые лампы (HID или газоразрядные) – следующее поколение автомобильных ламп. В них уже не используется нить накаливания, а источником света является плазма – ионизированный газ, дающий яркое свечение. В зависимости от состава газа, лампы могут иметь как теплый, так и холодный свет, что позволяет выбрать именно такой тип ламп, как удобней самому водителю. Из преимуществ ксеноновых ламп можно выделить большой срок службы (3000-4000 часов), низкий процент отказов (лампа не боится тряски и перегрева), очень яркий свет. Недостатком ксенона является высокое потребление электроэнергии, требующее установки дополнительных преобразователей напряжения (с 12 В на 10-20 кВ), и, конечно, высокая цена. Установка ксенона требует личной ответственности: яркий свет может серьезно ослепить водителя встречной машины, если фары не будут нормально отрегулированы.

Smiley face

Ксеноновые лампы не ставятся в противотуманные фары: постоянно меняющий конфигурацию разряд нарушает строго рассчитанную геометрию светового пучка, и фара не выполняет свои прямые функции.

Smiley face

Светодиодные или LED лампы – самый современный, новейший вариант. Из бытового использования светодиоды быстро перешли в автомобильную отрасль, и поначалу использовались в основном для габаритных, боковых фонарей и подсветки салона, и только в последние годы начали применяться в качестве головного света. Преимущества LED ламп позволяют им успешно конкурировать с ксеноновыми: низкое энергопотребление (1,4 А против 5 А у галогеновых ламп и 3-4 А у ксенона), длительный срок службы, большой выбор температуры свечения, отсутствие УФ-лучей в спектре (не портят фару). Светодиодные лампы не боятся вибрации за счет отсутствия газа (твердотельные источники света). Но есть и недостатки: достаточно высокая цена, меньше дальность рассеивания и дальность пучка света (по сравнению с ксеноновыми лампами), а значит, меньше эффективность при скоростной езде по загородным (неосвещенным) трассам. При этом светодиодные фары дальнего света могут серьезно ослеплять водителей встречного транспорта (лампы последнего поколения уже лишены этого недостатка). А в самом тяжелом испытании – на мокром асфальте – ксенон и LED показывают себя хуже, чем классические галогеновые лампы.

Smiley face

Технологии не стоят на месте: уже в новейших автомобилях можно увидеть светодиодные лазерные фары, дающие рекордный по дальности световой пучок – до 600 метров.

Smiley face

Последние несколько лет компания Philips ведет работы над технологией органических светодиодов (OLED), работающих благодаря эффекту электролюминесценции органических материалов. Сегодня уже готовы осветительные приборы для помещений и первые автолампы на их основе, что предвещает серьезный прорыв в технологиях создания света.

Классификация автоламп по IEC (тип цоколя)

Классификация типов ламп принята по стандартам IEC (International Electrotechnical Commission – Международной электротехнической комиссии). В соответствии с ней можно по кодировке определить характеристики лампы и ее назначение.
Самые распространенные галогеновые лампы, используемые для ближнего, дальнего света и противотуманных фар, обозначаются как R2, H1, H3, H4, H7, HB3, HB4.

Smiley face

Типы галогеновых ламп

Эти же обозначения используются для светодиодных ламп с аналогичными цоколями. Производители предлагают LED лампы, взаимозаменяемые с галогеновыми.

Smiley face

Взаимозаменяемость галогеновой и LED лампы

Ксеноновые лампы обозначаются D1S, D2S, D2R, D3S, D3R, D4S, D4R. В этой маркировке D читается как discharge – газоразрядный. Лампы D_S предназначены для линзованных фар (в которых помимо отражателя установлена еще и линза), лампы D_R – для рефлекторных (без линзы, только с отражателем).

Вам будет интересно  Что это такое — габаритные огни

Smiley face

Типы ксеноновых ламп

Мощность, маркировка

На каждой лампе указана номинальная мощность в ваттах (В), для ламп ближнего света немного ниже, для дальнего света – выше. Суммарная мощность всех электроприборов автомобиля определяет общую нагрузку на генератор и аккумулятор. Поэтому лучше не устанавливать лампы, сильно отличающиеся по мощности от штатных: перегрузка электросети автомобиля не всегда проходит без последствий.

Smiley face

Маркировка на цоколе галогеновой лампы

Страна сертификации лампы:
1.Германия, 2.Франция, 3.Италия, 4.Нидерланды, 5.Швеция, 6.Бельгия, 7.Венгрия, 8.Чешская Республика, 9.Испания, 10.Югославия, 11.Великобритания, 12.Австрия, 13.Люксембург, 14.Швейцария, 16.Норвегия, 17.Финляндия, 18.Дания, 19.Румыния, 20.Польша, 21.Португалия, 22.Россия, 23.Греция, 24.Ирландия, 25.Хорватия, 26.Словения, 27.Словакия, 28.Беларусь, 29.Эстония, 31.Босния и Герцеговина, 32.Латвия, 34.Болгария, 37.Турция, 40.Македония, 42.ЕС (Евросоюз), 43.Япония, 45.Австралия, 46.Украина, 47.Южная Африка.

Указанное рабочее напряжение 12 V является номинальным показателем. Фактически все лампы работают при напряжении 12,6-13,8 V.

Обозначение U (вид лампы) означает галогеновую лампу с усиленной защитой от УФ излучения. Такая защита является обязательной для всех ламп, выпускаемых в Европе.

Иногда в конце строки пишется название страны производства лампы.

Характеристики света

Световая температура – пожалуй, один из самых важных показателей удобства автомобильных ламп. Означает он пропорцию желтого и синего цвета в световом потоке: чем больше желтого, тем ниже световая температура, и чем больше синего – тем она выше.

Самым комфортным для глаз является аналог солнечного освещения – белый свет без ярко выраженных оттенков, что соответствует диапазону 5000-6000 К (кельвин). Как правило, ксеноновые лампы имеют цветовую температуру 4500-5500 К, дающую максимальную эффективность.

Smiley face

Сравнение ламп дальнего света с разной световой температурой

Световой поток – это количество света, излучаемого лампой. Чем мощней световой поток, тем ярче получается свет лампы. Но тут есть определенные ограничения: чтобы ближний свет был достаточно эффективным и при этом не слепил водителей встречных машин, законодательно установлено ограничение в 1000±15% лм (люмен). Для дальнего света этот показатель может быть выше: 1650±15% лм. От мощности светового потока зависит качество освещения дороги впереди, то есть фактически эффективность самой лампы.

Конструктивные особенности ламп

Несмотря на развитие LED технологий, производители продолжают совершенствовать галогеновые лампы, которые пользуются спросом благодаря своей невысокой цене. Одной из таких модернизаций стало использование кварцевого стекла для колбы вместо обычного тугоплавкого. Это дало сразу несколько преимуществ: во-первых, кварцевое стекло практически не пропускает УФ-лучи, а значит, рассеиватель фары прослужит дольше. Во-вторых, у кварцевого стекла намного выше прочность и оно выдерживает большее давление. Это позволяет повысить давление газа внутри колбы, а значит, продлить срок службы лампы. И в-третьих, само стекло обладает большей прозрачностью, чем обычное, а значит, меньше поглощает свет. Разница кажется небольшой, но из таких мелких нюансов складывается общая эффективность лампы.

Окрашивание колбы в голубой цвет (полностью или частично) позволяет сделать свет более белым, поглощая желтый оттенок. Это часто используется на усиленных лампах (типа +80%), которые при грамотной настройке и качественных фарах будут светить ненамного хуже ксенона.

Галогеновые лампы для противотуманных фар могут окрашиваться в желтый цвет (в кодировке такой лампы будет буква Y – yellow). Они могут использоваться для получения максимально эффективного желтого света, если рассеиватель фары прозрачный.

Экологические требования заставили производителей отказаться от использования ртути в ксеноновых лампах. Это немного ухудшило их характеристики (уменьшилась сила светового потока), но избавило от необходимости специальной утилизации отработанных ламп.

Многие светодиодные лампы имеют своеобразный «кулер» — систему охлаждения, отводящую тепло. При работе светодиод греется (1/4 энергии уходит на свечение и 3/4 на тепло). В некоторых особо мощных лампах используются и миниатюрные вентиляторы.

Требования к фарам

Сама по себе лампа, какой бы хорошей и дорогой она ни была, требует соответствующего оснащения фары. При проектировании автомобиля производится компьютерное моделирование формы отражателя и рассеивателя, которые вместе с лампой строго заданных характеристик формируют оптимальное освещение дороги.

В первую очередь важно состояние рассеивателя: мелкие царапины (которые могут появиться даже при обтирании фары сухой тряпкой) и грязь на его поверхности рассеивают и частично поглощают поток света, и даже отрегулированные фары могут слепить встречных водителей. Также производители настоятельно рекомендуют следить за герметичностью фар: пыль и грязь, попадающие на отражатель, пригорают к нему (в первую очередь при использовании сильно греющихся галогеновых ламп) и выводят его из строя.

Вопреки распространенному мнению, при установке нештатных ламп часто может понадобиться и замена самой фары: ее геометрия строго рассчитана под определенную лампу и не подходит для другой, даже очень похожей. При установке ксенона вместо галогена игнорирование этой особенности приводит к разочарованиям: вроде и лампы дорогие, а разница в качестве освещения не такая уж большая.

И, конечно, на качество работы ламп влияет и техническое состояние электропроводки: окислы на контактах (особенно на «массе») ухудшают работу ламп в среднем на 20%.

Ксенон и биксенон

Smiley face

Фара с разделенными лампами ближнего и дальнего света (слева)
и биксеноновая (справа)

Установка газоразрядных ламп вместо галогеновых типа H4 (широко используемая лампа с двумя отдельно включающимися спиралями и встроенным отражателем для одной из них) требует полной замены фар: биксеноновые фары работают по другому принципу. Ксеноновая лампа светит всегда в полную силу, а переключение с ближнего света на дальний выполняется либо поворотом самой лампы, либо смещением светоотсекающей шторки.

Smiley face

Схема работы биксеноновой линзованной фары

При правильной установке и регулировке биксеноновая фара дает максимальную эффективность дальнего света – до 480 м на современных автомобилях.

Технологии будущего – адаптивные фары

Разработанная технология адаптивных фар (AFS или AFL), управляемых компьютером, уже используется на современных автомобилях (в частности, ее применяют концерны Audi и BMW). Их разработка стала возможной благодаря LED-лампам: именно они могут достаточно быстро переключаться и менять яркость свечения (ксенон отличается некоторым запаздыванием). Суть новой технологии – в изменении направления и яркости ближнего и дальнего света в зависимости от дорожной ситуации. Адаптивные фары могут создать теневой участок, чтобы не слепить водителя едущей впереди или навстречу машины, дополнительно осветить зону поворота, выделить препятствия на дороге или обочине (инфракрасный датчик различает тепловые объекты – людей и животных – на расстоянии до 500 метров). Пожалуй, одна из самых удобных функций адаптивных фар в том, что больше не нужно выключать дальний свет при приближении к встречному автомобилю: автоматика сама переключит направление света таким образом, чтобы никому не создавать неудобства.

Smiley face

Эффективность адаптивных фар подтверждается и сухими цифрами: по статистике, оснащенные ими автомобили на 40% реже попадают в ДТП.

«Старение» света или почему портятся автолампы

Любая лампа рано или поздно выходит из строя, даже самая дорогая и качественная. Этому есть совершенно объективные причины, повлиять на которые достаточно сложно.

Галогеновые лампы страдают в первую очередь от испарения вольфрама со спирали. Этот процесс, хоть и несколько замедляется газом, всё равно приводит к истончению и перегоранию спирали. Спираль может оборваться и от сильной вибрации.

Smiley face

Спираль новой (слева) и старой (справа) лампы

Лампы могут выйти из строя и досрочно. Наиболее частые причины – неправильная установка, скачки напряжения и другие сбои в автоэлектрике, низкое качество самой лампы.

Например, в процессе замены галогеновые лампы нельзя трогать голыми руками: на стекле (колбе) остаются жировые следы от пальцев, теплоотдача нарушается и лампа раньше перегорает. Этот нюанс хорошо известен профессиональным автомеханикам.

У ксеноновых ламп со временем меняется температура света: повышается примерно на 250 К. Помимо этого, происходит «старение» самой лампы: через примерно 2000 часов работы интенсивность свечения падает на 30%.

Самый лютый враг автомобилиста – дешевые низкосортные лампы и компоненты. Малоэффективные блоки розжига дают недостаточно энергии на лампу, чем ускоряют ее старение, а провода недостаточного сечения окисляются и перегорают. Некачественные пластиковые элементы цоколя испаряются от перегрева и портят отражатель фары.

Smiley face

Сравнение выгоревшего и нового отражателя

Старение LED ламп вызывается перегревом. И чем мощней лампа, тем бо́льший ток должен проходить через нее и тем сильней она греется. Это и есть причина того, почему маломощные светодиодные лампы (габаритные, боковые) служат дольше, чем лампы головного света. Проявляется старение светодиодов уменьшением яркости. Когда они начинают светить на 40-50% хуже, их нужно менять.

Меняют всегда две лампы сразу (слева и справа), чтобы яркость обеих фар была одинаковой. Большинство ламп и продаются парами.

Даже если замену ламп можно сделать самостоятельно, регулировку света лучше поручить мастерам на СТО.

Важность качественного освещения трудно переоценить. Достаточно сказать, что это один из компонентов безопасности на дороге. Поэтому вопросы, связанные с автосветом, регулируются законодательством. Проверка ближнего и дальнего света делается при каждом ТО (раз в полгода) для предотвращения отказов и поломок. Для качественного освещения нужна хорошая аппаратура, установленная и отрегулированная хорошим специалистом. Это не то, на чём можно экономить.

О том, как выбрать лампы и какие бренды заслуживают особого внимания, наш "Гид покупателя".

Источник http://https://1gai.ru/baza-znaniy/poleznoye/518350-vidy-perednih-far-razyasnenie.html
Источник http://https://dok.ua/stati-i-obzory/elektrika_i_osveshhenie/179/avtomobilnye-lampy-golovnogo-sveta