Выбор между колесным и гусеничным ходом для спецтехники – Основные средства

Выбор между колесным и гусеничным ходом для спецтехники

В линейке Cordiant Professional DM-1 есть шины для самосвалов, работающих в карьерах

Шины – прекрасное изобретение человечества. Они появились в XIX веке и верно служат людям в транспортных средствах уже более ста лет. И на протяжении всех этих долгих лет люди не перестают бороться с многочисленными недостатками технологии шин. В том же XIX веке изобретены гусеницы – как «замкнутое железнодорожное полотно». И это изобретение не было свободным от множества недостатков. С тех пор обе ходовые системы существуют в технике параллельно, постоянно модернизируются, и достигнуть совершенства пока не смогла ни одна из концепций. Поэтому перед покупателями современной специальной строительной техники по-прежнему стоит задача: что выбрать, колеса или гусеницы?

Шины против гусениц: кто кого?

Проходимость. Колесным машинам с обычными шинами сложно передвигаться по слабым грунтам, жидкой грязи, глубокому снегу. Они имеют больше шансов завязнуть, и чтобы выбраться, их придется брать на буксир гусеничной машине, поскольку способность не проваливаться на слабых грунтах благодаря небольшому давлению на грунт (за счет большей, чем у колеса, площади контакта с поверхностью грунта) является одним из преимуществ машин на гусеничном ходу.

Отечественный бренд Cordiant Professional предлагает шины линейки DM-1 с цельнометаллическим кордом, усиленным рисунком протектора и усиленной конструкцией брекера в наиболее массовых типоразмерах. В линейке есть модели для «самосвалов, работающих в условиях карьера и бездорожья», а также для автомобилей, перевозящих грузы.

За счет большой площади контакта и грунтозацепов гусеницы обеспечивают более высокое тяговое усилие, меньше повреждают почву. По этой же причине они лучше, чем колесные, работают на склонах.

из Челябинска, одна из крупнейших на российском рынке в этой отрасли, производит запчасти для ходовых систем гусеничной техники таких марок, как «ДСТ-УРАЛ», Shantui, Liebherr, Caterpillar, Shehwa, Hyundai, ЧЕТРА, ЧТЗ и др. Предлагаются башмаки и гусеницы в исполнениях: серийные, серийные облегченные, болотоходные, для трубоукладчиков, скальные. Гусеничные ленты могут оснащаться сухими шарнирами или герметизированными с консистентной смазкой.

К тому же рабочий сезон у гусеничной машины длится дольше, чем у колесной. Она может раньше начинать работать весной и позже заканчивать работы осенью, она может работать после проливного дождя, когда колесные погрузчики не способны проехать по раскисшей глине, а если все же попробовать их вывести, то дело может кончиться ремонтом колесной ходовой.

Однако существуют специальные шины низкого давления для езды по снегу или глубокой жидкой грязи, и в определенных условиях они могут быть даже более эффективны, чем гусеницы, – они способны обеспечивать более высокие тяговое усилие и проходимость.

Бульдозер с гусеницами от «Техтрон»

Устойчивость и грузоподъемность. Гусеничные машины более устойчивы по сравнению с колесными, и опрокидывающая нагрузка (а также и номинальная грузоподъемность) у гусеничной машины будет выше, чем у колесной такого же типоразмера. Поэтому в ситуациях, когда важна прежде всего устойчивость машины при работе, гусеницы работают лучше колес, например, при выемке грунта с уровня, который существенно ниже опорной поверхности машины.

Компания Hitachi предлагает оригинальные детали гусеничной ходовой части. Однако, если требуется отремонтировать экскаватор с большим сроком службы, можно воспользоваться более бюджетными вариантами запчастей: Hitachi 2Genuine and Hitachi Select Parts. Это аналоги фирменных деталей. Оба варианта проверены на соответствие стандартам Hitachi по надежности и долговечности. Они также покрываются гарантией производителя, как и оригинальные запчасти Hitachi.

Экскаватор Hitachi на оригинальных гусеницах Hitachi

Скорость и ходовые качества. Среди преимуществ колесных машин более высокие, чем у гусеничных, скорость движения и ходовые качества, особенно по твердым, ровным поверхностям. Поэтому колесный ход имеют машины, которые во время работы преимущественно ездят по дорогам общего пользования и по ровным поверхностям: автогрейдеры, а также погрузчики и другие машины, выполняющие погрузочно-разгрузочные и транспортировочные работы. Колеса в отличие от гусеничных траков не разрушают твердые дорожные покрытия.

С другой стороны, гусеничные машины могут разворачиваться на месте путем противовращения гусениц, у колесных машин радиус разворота больше.

Удобство транспортировки и масса. Кроме того, колесные машины легче гусеничных аналогов, поэтому колесные машины проще перевозить на далекие расстояния.

Цена покупки и эксплуатационные затраты. Гусеничная ходовая намного более сложный механизм, чем колесный ход, и поэтому колесные машины, как правило, дешевле гусеничных при покупке и в эксплуатации: замена и ремонт шин проще и дешевле, нежели гусениц. У гусеничной ходовой объем обслуживания больше, расход топлива у гусеничных машин всегда больше – все эти факторы повышают стоимость владения гусеничной машиной.

Итальянская компания Berco, которая считается лучшей по качеству среди поставщиков из этой страны, предлагает гусеницы в широком ассортименте: от мини-экскаваторов (0,5–6 т), экскаваторов и бульдозеров (7–50 т) до горнодобывающей техники (50–300 т): стандартные гусеницы, в том числе траки с одним грунтозацепом для эксплуатации в тяжелых условиях; гусеницы с BPR (жидкой смазкой со стопорными кольцами во всех секциях), которые обеспечивают качественное уплотнение траков и позволяют выдерживать значительные боковые нагрузки, увеличивают срок службы гусениц; гусеницы Heavy Duty с увеличенной высотой звеньев и втулками высокой степени износоустойчивости; гусеницы с консистентной смазкой с поли­уретановыми W-образными уплотнениями, удерживающими смазку внутри соединения и на 20% увеличивающими срок эксплуатации гусениц, уменьшающими виляние траковой ленты и снижающими уровень шума и расход горючего.

Гусеничная цепь BERCO

Итак, мы видим, что каждая система хода имеет преимущества и недостатки, и именно поэтому обе они применяются в современных машинах. Поэтому, делая выбор между машинами с колесным или гусеничным ходом, следует изучить все конкретные условия и обстоятельства, в которых предстоит работать машине, и тогда уже подобрать наиболее подходящую к данным условиям машину. А уж вопрос выбора конкретной марки и модели машины и ее шин или гусеничных лент можно обсудить со специалистами компании-дилера, продающей данные продукты.

Вам будет интересно  Daewoo Sens с 2001 г: В чем смысл Sens’a.

​Ввиду необычного технического задания конструкция Т-46 также не отличалась простотой. В конечном счёте это и погубило машину. - Колёсно-гусеничный тупик | Warspot.ru ​От Т-26, на базе которого изначально создавался Т-46, ещё на стадии эскизного проектирования ничего не осталось. - Колёсно-гусеничный тупик | Warspot.ru ​Модель Т-46 с обтекателями, которая продувалась осенью 1934 года в аэродинамической трубе. - Колёсно-гусеничный тупик | Warspot.ru ​Эта же машина на гусеничном ходу. - Колёсно-гусеничный тупик | Warspot.ru ​Эскизный проект колёсно-гусеничного танка Т-46, ноябрь 1933 года. - Колёсно-гусеничный тупик | Warspot.ru ​Ввиду прорабатывания в качестве альтернативного вооружения 76-мм орудий башня Т-46 была больше, чем у Т-26. - Колёсно-гусеничный тупик | Warspot.ru ​Опытный образец Т-46 на испытаниях, сентябрь 1935 года. - Колёсно-гусеничный тупик | Warspot.ru ​Первоначально Т-46 оснащался двумя глушителями, которые осенью 1935 года демонтировали. - Колёсно-гусеничный тупик | Warspot.ru ​Первый вариант трака Т-46 шириной 280 мм оказался неудачным. Мало того, что было слишком большим удельное давление на грунт, так ещё и венец ведущего колеса не подходил. - Колёсно-гусеничный тупик | Warspot.ru ​Т-46 стал первым в мире пушечным танком, оснащённым огнемётом. - Колёсно-гусеничный тупик | Warspot.ru ​Подобно другим советским танкам середины 30-х годов, Т-46 получил кормовую пулемётную установку. - Колёсно-гусеничный тупик | Warspot.ru

Популярные гусеничные вездеходы

Российские заводы производят несколько разновидностей вездеходов, которые отличаются размерами, техническими параметрами и условиями эксплуатации. Однако есть ряд самодельных транспортных средств, которые умельцы собрали на базе отечественного автопрома, но многие из них пока без названия.

«Охотец»

Российский вездеход оборудован китайским одноцилиндровым двигателем Lifan, который обладает мощностью 13-24 л.с. и объемом 389 см³. Под заказ можно установить японский двигатель от Mazda, но это повлияет на стоимость готового продукта. Коробка передач 4-ступенчатая от ВАЗ 2107, сиденья мягкие автомобильные, вместимость до 4 человек. Для передвижения по воде — 2 человека. Разворот и повороты осуществляются с помощью двух рычагов управления, как в танке. Максимальная скорость — 20 км/ч на суше,2 км/ч — на воде.

Вес вездеходного средства составляет 500 кг, что позволяет его перевозить в прицепе или в кузове грузового автомобиля. Все комплектующие вездехода «Охотец», кроме двигателя, производятся в России, что существенно упрощает ремонт и замену деталей.

Tinger Scout

Является легким гусеничным вездеходом туристического назначения. Транспорт состоит из пространственной рамы на основе труб, пластикового кузова, способного вместить до 2-4 человек, и бензинового 1- или 4-цилиндрового двигателя объемом от 380 до 1100 см³. Дополнительно агрегат оснащен вариатором и цепной передачей, которая позволяет рассогласовывать скорость гусениц.

В России происходит лишь сборка данных моделей. Двигатели закупают в Китае (Chery или Lifan), вариаторы — в США, а раму и кузов заказывают из Канады.

Самодельный гусеничный вездеход является индивидуальной разработкой российского умельца. В основу автомобильной техники «Ник (Никола)» положены кабина и запчасти от отечественного автопрома. Кабина герметична, что позволяет снегоболотоходу преодолевать водные преграды. Двигатель 200 л.с. обеспечивает развитие достаточно большой скорости. В кузове стоит коробка передач и руль от ВАЗ, что обеспечивает комфортное управление транспортным средством.

«Патруль Трак»

Всесезонный вездеход разработан на базе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) в 2020 г. Он представляет собой комбинацию снегохода и квадроцикла, легко передвигается по заснеженной целине и по болотистой местности. Техника способна преодолевать преграды до 50 см в высоту и до 70 см в глубину. Максимальная скорость по грунту — до 60 км/ч, по снежным сугробам — до 30 км/ч. Вездеход оборудован багажником, который способен перевозить до 200 кг груза.

Двигатель на «Патруле Трак» установлен бензиновый с мощностью 55 л.с. и объемом 708 см³. Бак вмещает 38 л топлива. Дополнительно установлен руль вместо рычагов, что упрощает управление транспортом и повышает маневренность.

«Ваер 1800»

Считается компактным легким вездеходом, который разработан российским мастером. Кабина рассчитана на 2 человек. Ход обеспечивается ведущими звездочками и ленточной цепью. Плавность движения «Ваера 1800» обеспечивают амортизаторы. Все комплектующие взяты из отечественных автомобилей, двигатель карбюраторный, коробка передач — стандартная. Кузов оснащен двумя мягкими автомобильными сиденьями, механической коробкой передач, управление обеспечивают два рычага вместо руля.

«Сайдсвайп»

Самодельный снегоход на гусеницах собран полностью из комплектующих российского автопрома:

  • двигатель и коробка передач — от автомобиля Ока;
  • подвеска и пост — от классического ВАЗа;
  • колеса — с Нивы с переваренной серединой;
  • гусеницы — из конвейерной ленты.

«Сайдсвайп» способен развивать скорость до 40 км/ч. Вес вездехода 850 кг, вместимость — до четырех человек. Двигатель установлен бензиновый 30 л.с. Полный привод. Единственный недостаток — техника не предназначена для передвижения по воде. Поэтому использовать ее на тонком льду нежелательно.

«Дозор»

Вездеход производится в Ярославской области на базе двигателей дизельных VAG 1.9 с мощностью 75 л.с. или бензиновых ВАЗ-21116 — 98 л.с. Кабина предназначена для перевозки пассажиров и грузов. Вместимость 5 человек + 1 водитель или 600 кг груза, может брать на буксир до 2 т. Максимальная скорость на суше до 50 км/ч, на воде — 3-6 км/ч. Ход подвески — 18 см. «Дозор» оборудован механической коробкой передач и рулем, что облегчает управление вездеходным средством.

Если не использовать технику на песчаном грунте, эксплуатация ведущих звездочек, которые считаются оригинальной российской разработкой, может продлиться до 5000 км.

«Лунтик»

Также является разработкой российского мастера. Двигатель взят из автомобиля Ока, коробка передач и вариатор — из ВАЗ 2101. Цепь двухрядная, опорные колеса размером R16, гусеницы — транспортерная лента. Поворот дифференциальный. Промежуточный редуктор «Лунтика» — от пускача бульдозера Т-130.

Синий гусеничный вездеход Лунтик

Категории

  • Буровая техника Установки статического зондирования
  • Буровые вращатели и редуктора
  • Бурильно-крановые машины
  • Установки для буровзрывных работ
  • Установки для завинчивания свай
  • Малогабаритные буровые установки
  • Установки разведочного бурения
  • Бурильно-шнековые машины
    Системы локации
    Буровой инструмент. Вертикальное бурение

См. также

  • Schofield tank
  • Колёсные танки
  • Полугусеничный движитель
  • Sd.Kfz. 254 — германский средний разведывательный колёсно-гусеничный бронеавтомобиль 1930-х годов. Дизельный двигатель развивал максимальную мощность 70 л.с. Этого хватало, чтобы машина с массой около 6,4 тонн разгонялась на колесах по шоссе и дорогам с твердым покрытием до 60-65 км/ч.
  • Боевая машина пехоты »Объект 19» — в качестве ходовой части использовалось колёсное шасси с колёсной формулой 4х4. Для движения по труднопроходимой местности использовался дополнительный гусеничный движитель, располагавшийся между осями колёс с обеих бортов машины. В качестве опорных катков использовались пустотелые катки плавающего танка ПТ-76. Время перехода с колёсного хода на гусеничный и наоборот составляло около 15

Сравнительные характеристики колёсно-гусеничных танков

ТТХ колёсно-гусеничных танков
[4]
Характеристика М.1928 «Кристи» М.1931 (T.3) «Кристи» БТ-2 БТ-5 БТ-7 (вып. 1937) БТ-7А ПТ-1 Т-29
Экипаж
3 4 5 5
Размеры
Боевая масса, т 7,8 10,5 11,3 11,5 13,8 14,65 14,2 28,8
Длина корпуса, мм 5180 5500 5660 7100 7370
Ширина корпуса, мм 2130 2230 2290 2990 3220
Высота, мм 1830 2280 2200 2250 2420 2450 2690 2820
Клиренс, мм 450 360 350 400 390 425 500
Вооружение
Калибр пушки, мм 37 45 76,2
Длина ствола, калибров 45 46 16,5
Боекомплект, выстрелов 126 92 72 (115 — без радиостанции) 132 (172 — без радиостанции) 188 88 67
Пулемёты, количество 2 1 1 + 1 зенитный 4 5
Пулемёты, калибр мм 7,62
Боекомплект 3000 2709 2394 3402 6930
Бронирование, мм
Лоб корпуса 12,7 13 22 20 10 30
Борт корпуса 16 13 10 13 10 20
Корма 16 10 20 13 10 30
Башня 16 13 15 10 30
Дно 10 6
Крыша 6 5 8
Подвижность и проходимость
Двигатель «Либерти» 338 л. с. М-5 400 л. с. М-17Т 450 л. с. В-2 500 л. с. М-17Ф 500 л. с.
Ёмкость топливных баков, л 132 337 360 650 580 400 660
Максимальная скорость по шоссе на колёсах, км/ч 112 75 72 86 90 57
Максимальная скорость по шоссе на гусеницах, км/ч 68 44 52 62 55
Запас хода по шоссе на колёсах, км 185 240 300 200 500 900 230 328
Запас хода по шоссе на гусеницах, км 120 240 200 120 230 400 183 230

Для чего нужны гусеницы? Плюсы и минусы конструкции

Основу аудитории водителей, устанавливающих гусеницы на машину, составляют экстремалы, охотники и рыболовы, которые в погоне за первозданными красотами и максимальным комфортом не скупятся на элементы модернизации авто. Учитывая цели использования собственного авто и размер своего кошелька, выбирать между покупкой гусениц и их самостоятельным изготовлением придётся самостоятельно. Если на бездорожье вы выезжаете крайне редко, и чаще всего ваша «Нива» видит только магистральную трассу, смысла в покупке нет.

Если же вы увлекаетесь рыбалкой и охотой, то увеличить проходимость транспортного средства за счёт подобной модификации жизненно необходимо для того, чтобы осваивать новые кордоны, а также безопасно, быстро и с комфортом добираться до так называемых рыбных мест. После установки можно заметить следующие положительные изменения:

  1. Существенно повышается уровень комфорта во время движения по бездорожью, разница между колёсами и гусеничным ходом ощущается сразу.
  2. Повышается скорость машины при передвижении по заснеженной, болотистой или песчаной местности. Показатели достигают 80 км/ч.
  3. Проходимость транспортного средства также увеличивается и данный параметр можно сравнить с показателями проходимости трактора «Беларусь». Единственное ограничение заключается в величине дорожного просвета, который для «Нивы» составляет 30 см.

Первые гусеницы на авто появились ещё около 100 лет назад и за это время автолюбители оценили их преимущества в полной мере, однако недостатки также существуют:

  1. Комплект гусениц стоит дорого, а при изготовлении самодельной конструкции не обойтись без базовых навыков и дополнительного оборудования.
  2. Косогоры, холмы и местность с резкими перепадами высот могут стать проблемой для системы подрессоривания и трансмиссии, поскольку автомобиль такого размера требует большей площади гусеничного модуля.
  3. Переехать упавший ствол дерева или подобное препятствие тоже не всегда получится.

За ненадобностью их можно хранить на колёсно-лыжном прицепе или багажнике. Установка гусениц в данном случае несколько более трудоёмкая, если сравнивать с классическими гусеничными механизмами, монтаж которых не занимает больше часа. Придётся следовать поэтапной инструкции:

  1. На первом этапе машину следует завести на гусеничный модуль, избавиться от колёс и опустить подвеску на ловители.
  2. Далее авто крепится к раме, а мост модуля соединяется с карданом.
  3. На завершающем этапе устанавливается блок управления и прокачивается гидравлическая система.

Устанавливается такой вездеходный механизм 2 часа, как минимум, после чего управление доступно посредством руля. После очередного внедорожного рейда автомобиль снова заводится на платформу, а гусеничные модули сменяют привычные колёса. Цена вопроса – 100 тыс. руб. и выше.

Как сделать вездеход на гусеницах самостоятельно

При желании вездеход на гусеницах можно попробовать собрать самостоятельно. Для этого нужно найти или составить чертеж будущей конструкции и собрать комплектующие для автомобильного средства.

Примерный список необходимых деталей следующий:

  • кузов (можно сделать самостоятельно из металла или взять за основу любой от машин ВАЗ);
  • листовой металл;
  • двигатель и ходовая часть (коробка передач, мосты, руль или рычаги и т.д.);
  • тормоза (колодки или дисковые);
  • сиденья (можно автокресла или свой вариант);
  • колеса размером R13-R16;
  • ступицы;
  • гусеницы.

Это минимальный набор, который поможет собрать бюджетный самодельный вездеход.

Управление вездеходом на гусеничном ходу

Управление гусеничным вездеходом осуществляется двумя способами в зависимости от установленной ходовой части. Так, например, если для управления снегоболотоходом используются рычаги, то дифференциалы располагаются по бокам, а в полу может размещаться пневморычаг, который отвечает за натяжение гусениц. Управление таким агрегатом аналогично с вождением трактора. Если был такой опыт, то проблем возникнуть не должно. Нужно лишь привыкнуть.

Если в основу положена ходовая часть от ВАЗа, то сложностей с управлением еще меньше, т. к. оно часто оснащено механической коробкой и простым рулем. Водителю нужно лишь немного попрактиковаться, чтобы привыкнуть к габаритам и отзывчивости поворотных частей.

Снижение расходов на содержание тяжелой гусеничной техники — факторы износа ходовой части

Стоимость трактора и расходы на его обслуживание достаточно велики, и, если первый показатель снизить может только производитель, то оптимизация второго вполне в руках эксплуатанта машины. Если учесть, что ходовая часть составляет примерно пятую часть стоимости трактора, а ремонтные работы по ней требуют половины всех затрат на обслуживание, то вопрос грамотного содержания гусеничной техники становится весьма актуальным.

Нас интересует, как продлить срок эксплуатации ходовой части и в полной мере использовать ее ресурс. Для этого следует рассмотреть входящие в ее состав детали и узлы, обратить внимание на их взаимодействие и причины ускорения износа.

Производитель хорошей техники занимается тщательным подбором деталей, в ходе которого рассчитываются параметры прочности и износостойкости для металлов и сплавов, проводится анализ причин снижения качества узлов. В результате достигается оптимальное соотношение параметров, которое и становится основой длительной эксплуатации машины без поломок. Для достижения наилучших показателей важно своевременно обслуживать ходовую часть трактора и соблюдать регламенты производителя.

Ходовая часть гусеничной техники

Рассмотрим устройство и компоненты на примере ходовой части техники John Deere, отлично зарекомендовавшей себя на рынке тракторов, машин для лесозаготовки, дорожных работ и строительства.

  1. Башмаки гусениц, при изготовлении которых высокая прочность и износостойкость достигается за счет технологии сквозной закалки металла.
  2. Звездочки. Кованые детали высокой прочности.
  3. Звенья гусениц. При изготовлении используется боросодержащая сталь, при этом детали заметно упрощают задачу демонтажа и установки траков.
  4. Катки и колеса. Применяется боросодержащая сталь для повышения прочности.
  5. Гусеничная тележка. Узел формируется как прочный каркас и точно рассчитанными нагрузками и запасом прочности.

Для защиты пальцев втулки от абразивного износа применяется технология герметизации с предварительной индукционной закалкой. Все детали, подверженные трению в процессе эксплуатации, проходят индукционную или сквозную закалку, исключение составляет только рама тележки.

Особенности конструкции ходовой части трактора и экскаватора

Гусеничная цепь трактора в зависимости от типа и назначения машины может быть разных конструкций.

  1. Сухая герметизированная конструкция представляет собой соединенные втулками звенья, в отверстия которых вставляются для удержания втулок конические шайбы из пружинной стали. Благодаря форме шайб к втулкам и пальцам не проникают абразивные частицы. Износ конструкции выражается в увеличении шага — одновременном износе пальцев и втулок в местах соприкосновения. Ресурс сухой цепи составляет 1600 моточасов.
  2. смазываемая герметизированная гусеничная цепь для экскаваторов имеет важную особенность — запрессованную при изготовлении на заводе смазку в места соединения втулок и пальцев. Это существенно снижает трение в узле и уменьшает уровень шума при работе. Ресурс в сравнении с сухой цепью заметно больше — он повышен до 2000 моточасов, то есть, на 40 %. После 900 моточасов работы при условии равномерного износа следует провести разворот цепи и заполнить полости смазкой.
  3. Гусеничная цепь герметизированная, смазываемая маслом, с полиуретановыми вкладками — конструкция с наименованием SALT увеличивает ресурс гусеничной цепи на 50 % в сравнении с сухой цепью. Трение между пальцами и втулками снижает масляная пленка, которую удерживает вкладка из полиуретана.
  4. Гусеничная цепь со втулками с покрытием SC-2, которое предотвращает износ втулок и их проворот, при этом позволяет использовать цепь до полного износа самих втулок. Большим преимуществом этого решения считается возможность использовать такие втулки в стандартной конструкции цепи.

Следует учитывать, что подобные изделия, технологические и конструкторские решения далеко не всегда могут быть применены для техники сторонних производителей. При правильном подборе запасных частей цепь может прослужить до 3000 моточасов, а расходы удастся сократить почти на треть в сравнении со смазываемой гусеницей. Для увеличения надежности и продолжительности срока службы ходовой части John Deere может использоваться решение Maximum Life, в котором к со втулкам с покрытием добавляются увеличенные детали и улучшенные уплотнения. Таким образом можно получить эффект увеличения ресурса до 4500 моточасов и снижения расходов на 57% при своевременно выполненном развороте цепи (после 2200 моточасов работы).

Причины и условия повышенного износа ходовой части

Износ деталей в любой механической системе следует рассматривать как естественное, неизбежное и предсказуемое явление. Ходовая часть трактора, экскаватора и любой другой машины является сложной системой, для которой характерны как износ, так и возможности его минимизации, продление срока годности деталей.

Факторы износа ходовой части трактора, подлежащие устранению и минимизации в ходе технического обслуживания перечислены нами ниже.

  1. Натяжение и провисание гусениц, которое корректируется в ходе регулировки, подбора ширины башмаков. Для гусеничной ленты нормальным считается провисание в пределах 5 см с допуском в 0,5 см. Износ увеличивается при перетяжке, причем увеличение может составить 50 %. Пример: гусеничный трактор, цепь которого провисает на 2 см. при мощности 80 л/с, создает усилие натяжения цепи в 25 кН, а при своевременной регулировке и соблюдении величины провисания — только 3 кН. Результатом излишнего натяжения гусеницы становится повышение нагрузки и износа всей ходовой части и рост потребления топлива. Проверка провисания производится в положении пальца на поддерживающим роликом после естественной остановки машины на ровной поверхности в движении накатом. Измеряется положение нижней точки гусеничной цепи.
  2. Ширина башмаков. Этот фактор также вызывает рост износа до 50%, если не проводить регулярный подбор башмаков в зависимости от грунта. Ширина башмака должна обеспечивать проходимость машины на определенном грунте, но быть избыточной. То есть, желательно использовать на твердых и каменистых грунтах узкие башмаки и увеличивать ширину только при переходе на мягкий грунт.
  3. Движение техники с неоправданно высокой скоростью. Этот фактор устраняется при грамотном планировании и организации работы гусеничной техники, сокращении количества непродуктивных перемещений по объекту.
  4. Движение машины задним ходом — причина повышения износа звездочек и втулок, поскольку при таком направлении хода втулки проворачиваются.
  5. Нерациональное использование защиты от камней приводит к износу опорных катков и звеньев из-за попадания между ними грунта в отсутствие камней.
  6. Большое количество разворотов и проскальзываний гусениц создает условия для износа грунтозацепов башмаков. При неизбежности поворотов в процессе работы желательно создать условия для одинакового количества маневров в обе стороны.
  7. Нагрузка на внешние и внутренние края башмаков возрастает при работе машины в ложбинах и на гребнях, при этом нагрузка оказывается неравномерной, что приводит к росту износа гусеничной цепи. Столь же вредно скопление грунта в ходовой части или неоправданное расположение на склоне, когда тяжесть машины приходится на ту часть ходовой, что оказалась ниже всего. При этом страдают катки и места контакта пальцев и втулок. Для предотвращения повышенного износа ходовой части в условиях неровных площадок следует регулярно менять расположение техники на склоне, разворачивая ее так, чтобы время пребывания одной каждой стороны под повышенной нагрузкой было примерно одинаковым.

Снижение износа техники достигается несколькими способами, среди которых следует отметить грамотную организацию работы, планирование задач, соблюдение графиков техобслуживания и исполнение регламентных работ. Расходы на содержание тяжелой гусеничной машины начинают быстро расти при отсутствии внимания к ее состоянию, нарушении сроков и порядка обслуживания и пренебрежении факторами износа.