Содержание
Защита автомобиля плёнкой
Защита автомобиля плёнкой представляет собой оклеивание панелей кузова защитной плёнкой (Paint protection film или сокращённо PPF ). Она состоит из нескольких слоёв, главным из которых является полиуретановый. Устанавливается на окрашенные поверхности с целью защиты лакокрасочного покрытия от сколов, царапин, других воздействий окружающей среды. Такая защита используется на самолётах, мобильных телефонах, мотоциклах, а также во многих других областях. Защитой чаще всего оклеиваются области, наиболее подверженные воздействию летящих с дороги камней и абразивных частиц, но может также оклеиваться весь кузов. Установка обычно осуществляется профессионалами в чистом помещении. Если подробно изучить инструкцию, то можно всё сделать самому. Нет ничего сверх сложного, тем более, если требуется защитить отдельные области, а не всю машину.
В этой статье мы подробно рассмотрим, как осуществляется защита автомобиля плёнкой, разберёмся, что она собой представляет, какие преимущества и недостатки имеет, как за ней ухаживать, чтобы продлить срока службы, как правильно удалять, если возникла такая необходимость.
Содержание:
Немного истории
Защитная плёнка впервые была использована военными. Во время Вьетнамской войны американские вертолёты падали из-за повреждения ведущих роторных лопастей осколками и песком. Чтобы защитить движущиеся части, американская армия попросила компанию 3М изобрести средство, которое бы было незаметным и легковесным. Изобретённая полиуретановая защита хорошо справилась со своей задачей. В 1970‑х военные продолжили её применять, оклеивая переднюю часть реактивных истребителей.
Что касается автомобилей, впервые защитную плёнку применили на гоночных машинах NASCAR . Первые плёнки были более толстыми, менее эластичными. Ими было сложно оклеивать сложные формы автомобильных кузовных панелей.
В 1990‑х защита машины полиуретаном стала доступна обычным автомобилистам. Сейчас такую защиту изготавливают несколько производителей. Лидирующие позиции занимают компании Suntek, Xpel, Llumar, 3M .
Из чего состоит защитная плёнка для автомобиля?
Все лидирующие бренды выпускают плёнки толщиной 150–200 микрон. Существуют также более толстые версии толщиной 250–350 микрон. Из-за толщины и эластичности она способна выдержать более сильные удары от летящих с дороги камней, чем другие покрытия. Состоит из 3 слоёв + 1 слой подложки, которая удаляется перед установкой.
- Верхний слой толщиной 13–25 микрон. Это самовосстанавливающийся слой, сделанный из полиуретана с содержанием резиновых полимеров.
- Базовый (основной) слой имеет толщину 125–150 микрон. Состоит из полиуретана, содержит УФ-фильтр, ударопрочный, термо- водостойкий.
- Клеевой слой толщиной 38–40 микрон также является эластичным.
Защита зависит от всей толщины. Состав плёнок разных производителей практически одинаковый. При этом разные продукты могут выглядеть по-разному (немного разная прозрачность, шагрень, блеск). Они практически не меняют внешний вид вашего автомобиля или меняют незначительно.
Главный ингредиент плёнки – полиуретан, крепкий полимер с уникальными свойствами. Он лёгкий, прозрачный как пластик. Но в отличие от пластика, полиуретан не хрупкий, не чувствителен к разрывам и трещинам, имеет высокую стойкость к ударам, абразивному воздействию и коррозии. Он также невероятно эластичный, способен возвращать свою первоначальную форму после растяжения. Первый, верхний слой может восстанавливаться. Царапины, которые образуются не глубже этого него, исчезают при нагреве (от двигателя, солнца, горячей воды, фена). Он имеет низкую поверхностную энергию, что ухудшает прилипание насекомых и птичьего помёта. Качественные плёнки известных производителей имеют гидрофобные свойства, как у керамического покрытия.
Какая разница между защитной и виниловой плёнкой?
В сравнении с защитной, виниловая плёнка имеет толщину всего 3 миллидюйма. Это почти в 3 раза тоньше, чем защитный полиуретан. Винил не сможет дать такой же защиты от сколов. Он защищает от УФ-излучения, небольших царапин. Виниловую плёнку легче устанавливать (см. статью). Она меняет внешний вид машины, а защитная остаётся прозрачной.
Какие преимущества и недостатки?
Преимущества:
- Предотвращает появление сколов и царапин
- Устойчива к коррозии и химическому воздействию. Защитит краску от птичьего помёта, кислотных осадков, не окисляется под воздействием солнечных лучей, сохранит лакокрасочное покрытие от выцветания.
- Имеет самовосстанавливающуюся функцию
- Имеет достаточно долгий срок службы. Может прослужить 10 лет, а при правильном уходе оставаться в хорошем состоянии.
Недостатки:
- Плёнка может желтеть. Особенно это заметно на белых машинах. Пожелтение более дешёвых аналогов происходит из-за окисления клея. Это также происходит по причине въевшихся загрязнений. Даже незначительное пожелтение будет хорошо заметно на белой машине. По этой причине оклеенные области, как и весь автомобиль, желательно защищать специальными гидрофобными составами.
- Граница оклеенной плёнкой области становится видимой со временем, потому что там собирается грязь.
- Хотя полиуретановый слой отлично защищает против сколов, он иногда повреждается от сильного воздействия. Если он повреждён, то потребуется его замена.
- В некоторых случаях полиуретановая защита может повредить краску при удалении, если слишком долго находилась на машине и удаляется неправильно.
- Защитную плёнку можно считать самым дорогим покрытием (в сравнении с воском, керамическим покрытием).
Большинство недостатков можно решить, нанося сверху дополнительно керамическое покрытие.
На какие части кузова устанавливается плёнка?
Защитой могут оклеиваться наиболее уязвимые для летящих с дороги камней места, а также целиком кузов автомобиля. Обычно полиуретановую защиту устанавливают на 1/3 часть капота, крылья, передний бампер. Кроме этого, оклеивают капот, крылья, бампер, зеркала и фары.
Продаются наборы для оклеивания конкретной модели автомобиля.
Подготовка кузова
- Для подготовки поверхности, её нужно отмыть и насухо вытереть микрофибровым полотенцем. Если останется пыль или частицы загрязнений, то они останутся под защитой и будут видны.
- После того, как поверхность полностью высохнет, её надо протереть изопропиловым спиртом с салфеткой без ворса.
- Остатки воска или полироли надо полностью удалить.
- Если автомобиль был недавно покрашен, то краска должна полностью отвердеть.
Рекомендуемая температура кузова и температура окружающей среды должны быть между 13–32 градусами. Лучше не устанавливать полиуретановую защиту под солнечными лучами. Надо устанавливать в чистом, хорошо освещённом помещении. Тщательно вымойте руки, чтобы не оставлять отпечатков пальцев на липкой стороне защиты.
Установка
Полиуретановая плёнка не требует нагрева при установки, так как является очень эластичной. Используется средство для скольжения плёнки, чтобы можно было её легко сдвигать в нужное положение. Как только она принимает нужное положение, жидкость из-под неё выгоняется при помощи сквиджа. Некоторые установщики обёртывают её вокруг края панели, другие обрезают вровень с краем.
При самостоятельном оклеивании лучше это делать с помощником.
- Резиновый сквидж для разглаживания
- Нож со сменными лезвиями
- Салфетка для обезжиривания
- Бутылка со спреем, заполненная мыльным раствором
- Бутылка со спреем, заполненная смесью со спиртом (для смывки мыльной воды и активации клея)
Установочное средство
Защитная плёнка устанавливается мокрым способом. Обычно используются 2 средства: для скольжения плёнки (slip solution) и со спиртом (tac solution), применяемое, чтобы её фиксировать. Смесь со спиртом смывает мыльную воду, а клеевой слой начинает выполнять свою функцию, закрепляя защиту. Также существует гель, благодаря которому она скользит в нужное положение, но меньше, чем с использованием мыльного средства.
Установочные составы можно купить или сделать самому.
- Средство для скольжения (slip solution) готовится следующим образом: 500 мл воды смешать с 6 мл/4 капли детского шампуня Johnson’s Baby Shampoo. Нужно налить его в бутылку со спреем.
- Средство для смывания мыльной воды (tac solution) состоит из 75% воды с 25% изопропилового спирта. При наклеивании больших сегментов защитного полиуретана без такого состава можно обойтись, так как они не сильно сдвигаются при разглаживании, когда приняли нужное положение. Более маленькие части будут сдвигаться, когда вы начнёте их разглаживать при помощи сквиджа. Эта смесь позволяет оставаться плёнке на месте, когда вы будете её разглаживать. Кроме того, хорошо очищает поверхность.
- Установочный гель состоит из 70–80% средства для дезинфекции рук, смешанное с 20–30% воды. Этот раствор позволяет позиционировать плёнку, при этом оно её удерживает на месте, в отличие от обычной мыльной смеси. Гель хорош тем, что не испаряется как раствор с мылом. Это хорошо для липкой стороны, но может создать проблему с лицевой, если использовать геля слишком много.
- Можно использовать комбинацию геля, мыльной воды и спиртового раствора, в зависимости от формы панели и размера плёнки.
Процесс установки
- Первым делом отрежьте плёнку из рулона. Это должен быть примерный размер панели, которая будет оклеиваться, потом отклейте подложку.
- Распылите средство (мыльный раствор) на кузов перед установкой.
- Увлажните липкую часть. Потом расположите плёнку на кузове. Если необходимо, сдвиньте её в нужную позицию. Лицевую сторону тоже требуется увлажнить средством, чтобы во время разглаживания позволить сквиджу хорошо скользить. Лицевую сторону необходимо смачивать мыльной смесью во время всего процесса.
- При оклеивании полиуретановой защитой сложных форм, её надо растягивать, чтобы она повторяла нужную форму. Нужно положить её, немного разгладить середину, чтобы закрепить, потом начать натягивать на другие области. Рекомендуется растягивать плёнку без какого-либо нагрева, используя эластичность самого материала. Она способна растягиваться максимум в 4 раза больше своего оригинального размера.
- В некоторых местах с глубокими углублениями может потребоваться сделать разрезы плёнки, чтобы она нормально подошла по форме.
- Как только плёнка была установлена в нужную позицию, начните аккуратно разглаживать её. Используйте резиновый сквидж, постепенно увеличивайте давление, чтобы убрать воздух с водой из-под неё. Как уже было написано, во время этого этапа лицевую часть и край сквиджа необходимо периодически увлажнять мыльным раствором, чтобы облегчить его скольжение.
- Движения нужно делать так, чтобы последующий проход перекрывал предыдущий наполовину. Это гарантирует, что под плёнкой не останется мыльного средства.
- Разглаживайте от центра к краям.
- Чтобы улучшить адгезию на краях, распылите под края смесь воды со спиртом (его изготовление рассматривалось выше). Оно смывает мыльную воду, активируя клей.
- Если сформировались складки с воздухом на плёнке, надо поднять её, распылить средство со спиртом внутрь складок, снова разгладить сквиджем.
- Помните, что поднятие с поверхности и перестановка плёнки возможны, пока она скользит. Если переставить, когда она уже приклеена, то могут остаться следы.
- После установки и разглаживания нужно срезать излишек по краям.
- Последним этапом нужно снова разгладить сквиджем наиболее критические области (углубления и края) при помощи влажного сквиджа, чтобы улучшить адгезию.
- После установки не мойте машину 24 часа.
Уход за автомобилем
Уход за плёнкой должен быть таким же, как уход за обычным лакокрасочным покрытием автомобиля. Её можно мыть, обрабатывать воском. При использовании мойки высокого давления необходимо соблюдать расстояние от дюзы до края плёнки около 30 см, чтобы край не отслоился.
Используйте только мягкую микрофибру, чтобы чистить плёнку. Не трите её, когда она горячая под солнечными лучами. Нельзя применять абразивные очистители или оттирать растворителем.
Если регулярно мыть машину, наносить средства защиты, то полиуретановая защита будет блестеть как лакокрасочное покрытие и прослужит более 10 лет.
Причины пожелтения, появления пузырей, отслаивания
После качественной установки, защита становится практически невидимой, не влияет на цвет краски. Некоторые жалуются, что со временем она начинает желтеть, покрываться пузырями, отслаиваться.
Раньше наблюдалось, что со временем плёнка желтеет, это значительно отражается на внешнем виде автомобиля, особенно белых машин. После расследования компаний-производителей, обнаружили, что причиной пожелтения является клеящее вещество, используемое для приклеивания полиуретановой защиты к автомобилю. УФ-воздействие окисляло клей, что вело к пожелтению. После этого расследования производители стали искать альтернативное клеящее вещество. Стали использовать акриловый клей, который применяется в большинстве современных продуктов. Этот новый клей имеет хорошую стойкость к УФ-излучению, не желтеет. Изделия низкого качества могут иметь клей старого типа, но известные производители используют акриловый клей.
Эффект пузырения может быть связан с качеством установки. Пузыри могут возникать из-за загрязнений, которые остаются между плёнкой и кузовом, ухудшая адгезию. Качественный процесс установки предполагает тщательную чистку. Подготовка автомобиля включает мойку, обработку чистящей глиной, полировку. Кроме того, профессиональный установочный центр создаёт контролируемые условия внутри помещения, где фильтруется воздух от мелких частиц. Таким образом, только непрофессиональная установка приводит к появлению пузырей.
Отслаивание происходит, когда края плёнки начинают отслаиваться от кузова. Это бывает из-за некачественного продукта или неправильной установки, но также причиной может быть неправильный уход за автомобилем. К примеру, если вы применяете мойку высокого давления, важно не подносить дюзу ближе 30 см к плёнке, особенно к её краям. От сильного напора края могут подниматься.
В итоге, проблемы могут произойти, если использовать некачественный продукт, неправильно его установить, неправильно ухаживать за кузовом. Если эти факторы исключить, то полиуретановая защита прослужит около 10 лет, оставаясь в хорошем состоянии.
Удаление защитной плёнки
В большинстве случаев плёнку можно удалить бесследно. Нужно поддеть и тянуть её под углом (0 — 45 градусов). Она будет растягиваться и отлипать, не оставляя следов. По мере увеличения угла более 45 градусов увеличивается вероятность того, что липкий состав останется на автомобиле. Если плёнка находилась на машине очень долго, то её удаление может усложниться. Кроме того, её сложно удалить, если машина холодная. Лучше всего удалять, когда температура кузова выше 10 градусов по Цельсию. При более низкой температуре надо греть феном.
Если плёнку сложно удалить по причине её износа, долгого нахождения на кузове или его низкой температуры, тогда можно использовать парогенератор. Пар размягчает полиуретан, облегчая его удаление. Пар помогает клею оставаться на плёнке, а кузов не потребует чистки. Также можно греть феном. Однако тогда клей может остаться на автомобиле, что потребует его удаления.
Источник http://kuzov.info/zashhita-avtomobilya-plyonkoy/
Источник