Содержание
Чем крепить груз: способы и средства крепления груза при транспортировке
Незакрепленный груз при транспортировке может смещаться, падать и переворачиваться. Это неизбежно приводит к его повреждению, появлению брака, и как следствие — к финансовому ущербу. Поэтому для безопасной перевозки какой-либо продукции необходимо использовать специальные средства крепления груза.
В данном вопросе определенные обязательства на перевозчика налагает и законодательство Республики Беларусь. Так, согласно постановлению Министерства транспорта и коммуникаций РБ №58 (от 10 октября 2005 г.), перевозчик обязуется обеспечивать безопасность транспортировки, контролируя крепление и размещение груза. Кроме того, водитель также обязан перед началом движения, а также в пути следования контролировать, надежно ли зафиксирован груз. Если средства крепления отсутствуют или повреждены, это создает угрозу безопасности дорожного движения. Следование такого транспорта запрещается. При этом глава 4 данного постановления подробно описывает требования к креплению грузов.
Таким образом, законодательство Беларуси делает перевозчика ответственным за безопасность крепления и размещения грузов. Поэтому использование соответствующих средств крепления грузов позволяет не только обеспечить сохранность транспортируемых грузов, но и избежать проблем с законодательством.
Крепление стяжными ремнями
Одним из наиболее распространенных и надежных способов закрепить груз является применение стяжных ремней. Они используются при автомобильных перевозках, а также при транспортировке контейнеров. По сравнению с иными средствами крепления грузов (веревками, цепями и т.д.), они отличаются простотой и легкостью применения, надежно и быстро крепят груз.
Устройство стяжных ремней:
- Прочная лента, выполненная из синтетической ткани. Чаще всего — полиамида, полиэстера или полипропилена. Она мягкая и упругая, поэтому не может повредить перевозимую продукцию.
- Натяжное устройство (храповик). Регулирует натяжение ленты.
- Фитинги. Это могут быть крюки, кольца и иные крепежные устройства, с помощью которых закрепляется груз в транспорте.
Одно из важнейших преимуществ стяжных ремней — их устойчивость к различного рода воздействиям: перепадам температур, ультрафиолету, бензиновым парам, химическим жидкостям. Металлические составляющие обрабатываются специальным антикоррозийным составом или производятся на основе оцинкованной стали, ввиду чего даже при тяжелых условиях эксплуатации на них не образовывается ржавчина.
Выделяют несколько видов стяжных ремней в зависимости от способа их крепления:
- Стандартный или составной (рэтчет). Именно данный вид используется наиболее широко. Выдерживает нагрузку до 10 тонн. Конструкция предельно проста: лента, трещотка и два крюка. Ими можно закрепить практически любой груз. По технике безопасности этот вид ремня используется в расчете минимум две штуки на единицу груза. Натяжное устройство (храповик). Регулирует натяжение ленты.
- Кольцевой. Лента ремня фиксирует перевозимую продукцию плотным кольцом. За счет этого полностью исключается ее качание при перевозке. Также изделие оснащено храповым механизмом.
- Автовозный. Применяется на автовозах и при транспортировке на железнодорожных платформах. Чаще всего используется для перевозки автомобилей. Конструкция такого ремня включает ленту, трещотку и три крюка. Оснащается антискользящими накладками.
Ремни также отличаются по свойствам фиксации и могут быть различны по длине — от 2 до 20 метров.
Правила крепления груза ремнями.
При выборе стяжных ремней необходимо учитывать нагрузку и номинальное натяжение и строго соблюдать соответствие с указанными на них параметрами. Кроме того, необходимо принимать во внимание форму груза, его массу, а также коэффициенты трения и скольжения. Это нужно, чтобы рассчитать и обеспечить максимальный прижим груза к платформе.
Варианты крепления
- Накидной. На груз сверху накидываются минимум 2 ремня.
- Якорный. Для этого используются 4 ремня и более, которые попарно перекрещиваются.
При этом перевозимая продукция закрепляется равномерно: в расчете один ремень на каждые 1,5 метра груза.
При использовании стяжных ремней необходимо их закреплять строго в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Для закрепления ленты:
- Поднять рукоятку трещотки.
- Заправить ленту в замок по направлению вверх и отрегулировать ее длину.
- Ручкой трещотки затянуть ленту. Для этого требуется не менее полутора полных оборотов механизма.
Для отпуска ленты:
- Нажать на язычок рукоятки трещотки, поднять вверх рукоятку.
- Освободить ленту.
Соблюдение этих простых правил поможет предупредить смещение и падение груза и, как следствие, его повреждение.
Правила эксплуатации крепежных ремней.
Также при использовании данных средств крепления грузов необходимо соблюдать ряд требований безопасности.
- Перед эксплуатацией необходимо проверить ремни на отсутствие каких-либо повреждений и убедиться в том, что груз размещен устойчиво.
- Перед эксплуатацией проверить наличие маркировки изделия. Четко соблюдать указанные параметры крепления, не допускать превышения допустимой рабочей нагрузки.
- Нельзя применять ремни для иных целей кроме фиксирования продукции при ее перевозке. Категорически запрещается поднимать на ремнях груз. Не использовать его для буксировки.
- Ремни должны полностью и равномерно обхватывать груз, не перекручиваясь и не завязываясь узлами.
- Не натягивать через острые углы или иные поверхности, которые могут нанести ленте повреждения.
- При наличии каких-либо дефектов ленты, шва, крепежных элементов эксплуатация изделия запрещается.
Крепление деревянными распорками
Достаточно часто, особенно при железнодорожных перевозках, перевозимая продукция закрепляется при помощи деревянных распорок, которые прибиваются к полу. У данного метода крепления имеется ряд достоинств:
- доступность по цене;
- надежность способа.
Однако вместе с тем он имеет и ряд недостатков:
- Сложность крепления. Некоторые виды грузов очень тяжело крепить данным методом, и приходится создавать сложные конструкции. Следовательно, это требует немало времени.
- Качество деревянных распорок должно быть высоким. Дерево не должно быть сырым, или, напротив, пересушенным. Нередко возникает необходимость в использовании определенной породы дерева, что не всегда осуществимо.
- Данный крепежный материал очень тяжелый. Таким образом, он добавляет веса перевозимой продукции, что нередко приводит к перегрузке транспортного средства.
Также иногда применяют распорные планки. Они прибиваются поперек кузова и не дают грузу перемещаться.
Крепление воздушными пакетами
Принцип такого крепления предельно прост. В пустоты между перевозимыми грузами помещаются ненадутые пакеты. После чего они накачиваются и полностью заполняют собой свободное пространство. Таким образом, они плотно фиксируют перевозимую продукцию и предотвращают ее смещение.
Этот метод имеет ряд преимуществ:
- Простота способа. Требуется минимум времени для размещения и крепления груза пакетами.
- Снижение трудозатрат. Крепить груз подобным образом может даже один человек.
- Существуют различные виды пакетов для разных грузов.
- Даже в надутом виде пакеты весят очень мало и не утяжеляют груз.
- После транспортировки пакеты легко сдуваются и вынимаются. Немаловажно, что они могут использоваться неоднократно.
- Могут выдерживать вес до 30 тонн.
Однако у пакетов есть и ряд существенных минусов. Главный — непостоянство давления внутри пакетов. Оно зависит от факторов окружающей среды и может легко меняться. Когда температура воздуха становится выше, давление в пакете растет, а когда температура снижается — пакет «сдувается». Иными словами, размещение и крепление груза может быть нарушено по независимым от перевозчика обстоятельствам.
Поэтому нередко можно встретить совет производителей: не накачивать пакеты до предела, если ожидается потепление, и накачивать сильнее, если грядет похолодание.
Какой способ крепления лучше?
Таким образом, способов крепления грузов существует довольно много. Поэтому при выборе оптимального средства необходимо, прежде всего, оценивать его эффективность для применения в каждом конкретном случае. Нередко приходится прибегать к применению нескольких средств крепления грузов одновременно.
Как правильно крепить груз в кузове грузового автомобиля
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 10 марта 2016 г. № 53 “О внесении изменений в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7”
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553, № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000, № 31, ст. 4196; 2011, № 17, ст. 2310, № 27, ст. 3881, № 29, ст. 4283, № 30 (ч. I), ст. 4590, № 30 (ч. I), ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4320; 2013, № 17, ст. 2032, № 19, ст. 2319, № 27, ст. 3477, № 30 (ч. I), ст. 4029, № 48, ст. 6165, № 52 (ч. I), ст. 7002; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 24, ст. 3370, № 29 (ч. 1), ст. 4359, № 48 (ч. I), ст. 6723) приказываю:
Внести изменения в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2014 г., регистрационный № 32585), согласно приложению к настоящему приказу.
Министр | М.Ю. Соколов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2016 г.
Приложение
к приказу Министерства транспорта РФ
от 10 марта 2016 г. № 53
Изменения,
вносимые в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»
1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Настоящие Правила определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее — субъекты транспортной деятельности).».
2. Пункт 39 изложить в следующей редакции:
«39. Размещение и крепление грузов в кузове транспортного средства, в контейнере производятся согласно схеме размещения и крепления грузов, применяемой к конкретному типу (модели) транспортного средства, контейнера с учетом технических условий транспортировки продукции, входящей в состав груза, предъявленной для перевозки (далее — схема размещения и крепления грузов), которая утверждается в соответствии с настоящими Правилами.
Схема размещения и крепления грузов утверждается для каждой перевозки субъектом транспортной деятельности. Для сборных грузов схема размещения и крепления грузов утверждается для каждой партии, содержащей сборный груз.
Схема размещения и крепления грузов должна содержать:
графическое изображение позиции (позиций) размещаемого(ых) груза (грузов) в кузове автомобильного транспортного средства;
графическое изображение мест крепления груза (грузов) с указанием типов средств крепления груза (грузов) и их рабочих нагрузок.».
3. Пункт 40 изложить в следующей редакции:
«40. Погрузка груза на транспортное средство должна проводиться в соответствии со схемой размещения и крепления грузов с соблюдением следующих требований:
перед погрузкой настил бортовой платформы, опорные поверхности груза должны быть очищены от снега, льда и иных загрязнений, снижающих поверхностное трение;
не допускается превышение предельной нагрузки на ось (оси) транспортного средства, вызванное изменением распределения массы груза при его частичной выгрузке (для сборных грузов).
При перевозках грузов навалом и насыпью (грунт, глина, гравий, песчаногравийная смесь и др.) грузоотправитель при погрузке должен равномерно размещать их в кузове автомобиля с таким расчетом, чтобы груз не выступал за верхние кромки открытого кузова. Во избежание выпадения груза из кузова во время движения автомобиля субъект транспортной деятельности должен дооборудовать кузов средством укрытия.».
4. Пункт 44 изложить в следующей редакции:
«44. Грузы, перевозимые транспортными средствами, закрепляются в кузове согласно схеме размещения и крепления грузов, независимо от расстояния перевозки.
Средства крепления грузов подразделяются на:
прижимные (ремни, цепи, тросы);
растяжные (ремни, тросы);
распорные (деревянные устройства, бруски, упоры);
фрикционные (противоскользящие маты).
Перед погрузкой субъектом транспортной деятельности проводится визуальный контроль состояния средств крепления.
Выбор средств и соответствующих им способов крепления грузов осуществляется на основании схемы размещения и крепления грузов.
Расчет количества прижимных средств крепления грузов и рабочей нагрузки на средства крепления осуществляется согласно приложению № 2 к настоящим Правилам.
Бортовые платформы, грузовые площадки для размещения груза, кузова оборудуются приспособлениями для увязки и крепления груза.
Средства крепления, которые предотвращают движение груза, должны находиться максимально близко к полу кузова транспортного средства, и угол между средством крепления и поверхностью пола кузова (платформы) должен составлять не более 60°.
Для устойчивости груза необходимо использовать не менее двух крепежных ремней при креплении к платформе и двух пар крепежных ремней при креплении растяжками в продольном и поперечном направлениях относительно платформы транспортного средства.
Уполномоченное субъектом транспортной деятельности лицо осуществляет контроль за размещением и креплением грузов согласно схеме размещения и крепления груза.».
5. Приложение к Правилам считать приложением № 1.
6. Правила дополнить Расчетом количества прижимных средств крепления и рабочей нагрузки на средства крепления (приложение № 2 к Правилам):
«Приложение № 2
к Правилам обеспечения безопасности
перевозок пассажиров и грузов
автомобильным транспортом и городским
наземным электрическим транспортом,
утвержденным приказом
Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7
Расчет количества прижимных средств крепления и рабочей нагрузки на средства крепления
Количество прижимных средств крепления грузов и рабочая нагрузка на средство крепления рассчитываются по следующим формулам:
n — количество прижимных средств крепления грузов, единицы;
— коэффициент ускорения инерциальных сил по осям х, у и z соответственно, единицы (таблица 1);
— кинематический коэффициент трения грузов и материалов, единицы (таблицы 2 и 3);
m — масса груза, кг;
g — ускорение свободного падения, ;
к — коэффициент передачи, единицы (таблица 4);
а — вертикальный угол между платформой и ремнем, градусы;
— достигаемая сила натяжения ремня, Н.
LC — рабочая нагрузка на средство крепления, Н;
— коэффициент ускорения инерциальных сил по осям х, у и z соответственно, единицы (таблица 1);
— кинематический коэффициент трения грузов и материалов, единицы (таблицы 2 и 3);
m — масса груза, кг;
g — ускорение свободного падения, ;
— вертикальный угол между платформой и ремнем, градусы.
Коэффициенты ускорения , и
Направление действия сил | Коэффициент ускорения | ||||
---|---|---|---|---|---|
продольного | поперечного | вертикального снизу | |||
вперед | назад | только скольжение | скольжение и опрокидывание | ||
Продольное | 0,8 | 0,5 | — | — | 1,0 |
Поперечное | — | — | 0,5 | 0,7 | 1,0 |
Кинематический коэффициент трения грузов и материалов
№ п/п | Комбинация грузов и материалов на поверхности соприкосновения | Коэффициент трения |
---|---|---|
Пиломатериал | ||
1 | Пиломатериал на пиломатериале/клееной фанере | 0,35 |
2 | Пиломатериал на рифленом алюминии | 0,3 |
3 | Пиломатериал на листовой стали | 0,3 |
4 | Пиломатериал на пленке с большой степенью усадки | 0,2 |
Пленка с большой степенью усадки | ||
5 | Пленка на пиломатериале/клееной фанере | 0,3 |
6 | Пленка на рифленом алюминии | 0,3 |
7 | Пленка на листовой стали | 0,3 |
8 | Пленка на пленке | 0,3 |
Картонные коробки | ||
9 | Картонные коробки на картонных коробках | 0,35 |
10 | Картонные коробки на деревянных поддонах | 0,35 |
Большие мешки | ||
11 | Большие мешки на деревянных поддонах | 0,3 |
Стальные и металлические листы | ||
12 | Смазанные маслом стальные листы на смазанных маслом стальных листах | 0,1 |
13 | Плоские бруски из стали на пиломатериале | 0,35 |
14 | Гофрированное железо на пиломатериале | 0,35 |
15 | Гофрированное железо без окраски на гофрированном железе без окраски | 0,3 |
16 | Гофрированное железо с окраской на гофрированном железе с окраской | 0,2 |
17 | Стальная бочка с окраской на стальной бочке с окраской | 0,15 |
Бетон | ||
18 | Стенка на стенке без промежуточного слоя (бетон/бетон) | 0,5 |
19 | Сборный элемент с промежуточным слоем из древесины в древесине (бетон/древесина/древесина) | 0,4 |
20 | Стена в стене без промежуточного слоя (бетон/решетчатая ферма) | 0,6 |
21 | Стальные рамы с древесным промежуточным слоем (сталь/древесина) | 0,4 |
22 | Стена в стальных рамах с древесным промежуточным слоем (бетон/древесина/сталь) | 0,45 |
Поддоны | ||
23 | Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, мягкая — европоддон (древесина) | 0,2 |
24 | Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, мягкая — ящичный поддон (сталь) | 0,25 |
25 | Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, мягкая — пластиковый поддон | 0,2 |
26 | Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, мягкая — поддон плоский деревянный | 0,15 |
27 | Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, решетчатая структура — европоддон (древесина) | 0,25 |
28 | Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, решетчатая структура — ящичный поддон (сталь) | 0,25 |
29 | Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, решетчатая структура — пластиковый поддон | 0,25 |
30 | Подкладка из клееной фанеры на синтетической смоле, решетчатая структура — поддон плоский деревянный | 0,2 |
31 | Алюминиевая подкладка на поверхности груза (штампованные бруски) — европоддон (древесина) | 0,25 |
32 | Алюминиевая подкладка на поверхности груза (штампованные бруски) — ящичный поддон | 0,35 |
33 | Алюминиевая подкладка на поверхности груза (штампованные бруски) — пластиковый поддон | 0,25 |
34 | Алюминиевая подкладка на поверхности груза (штампованные бруски) — поддон плоский деревянный | 0,2 |
Кинематический коэффициент трения материалов
№ п/п | Нагружаемая поверхность/груз | Сцепление материала | ||
---|---|---|---|---|
Сухое | Мокрое | Масляное | ||
1 | Дерево/дерево | 0,20-0,50 | 0,20-0,25 | 0,05-0,15 |
2 | Металл/дерево | 0,20-0,50 | 0,20-0,25 | 0,02-0,10 |
3 | Металл/металл | 0,10-0,25 | 0,10-0,20 | 0,01-0,10 |
4 | Бетон/дерево | 0,30-0,60 | 0,30-0,50 | 0,10-0,20 |
5 | Противоскользящие маты | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Коэффициент передачи k
№ п/п | Коэффициент передачи | |
---|---|---|
1 | При использовании одного приспособления предварительного натяжения | k = 1,5 |
2 | При использовании двух приспособлений предварительного натяжения | k = 2 |
Обзор документа
Скорректированы правила обеспечения безопасности перевозок грузов автотранспортом.
Введена обязанность грузоперевозчиков утверждать схему размещения и крепления грузов для каждой перевозки (для сборных грузов — для каждой партии, содержащей сборный груз). Определено содержание схемы.
Погрузка груза должна проводиться в соответствии со схемой размещения и крепления грузов. Установлены требования к погрузке. В частности, недопустимо превышение предельной нагрузки на ось (оси) транспортного средства, вызванное изменением распределения массы груза при его частичной выгрузке (для сборных грузов).
Предусмотрено обязательное закрепление грузов в кузове согласно схеме размещения и крепления грузов независимо от расстояния перевозки. Установлен порядок выбора средств и соответствующих им способов крепления грузов. Прописаны правила расчета количества прижимных средств крепления и рабочей нагрузки на средства крепления.
Источник http://https://namas-m.by/osnovnye-sposoby-krepleniya-gruzov-pri-transportirovke
Источник http://https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71311536/