Содержание
Датчик света в автомобиле: что это? Как работает датчик света в машине?
Автоматические помощники в электронной начинке автомобиля сегодня охватывают практически все функции его управления. Это в большей мере относится к системам обеспечения безопасности, но с появлением сенсорных чувствительных элементов охват интеллектуальных ассистентов значительно расширился. Так, все популярнее становится датчик света в автомобиле. Что это за устройство? Это своего рода детектор, который фиксирует пороговые значения освещения, при которых оптика может автоматически включаться или отключаться. В более развитых системах датчик также способен отслеживать условия освещенности в промежуточных состояниях, точнее настраивая автомобильное оборудование.
Что представляет собой датчик света?
Устройство датчика можно разделить на две части – это типовая электротехническая инфраструктура, благодаря которой устройство подключается к реле управления оптикой, и чувствительный компонент. Подключение к реле дает возможность датчику оперативно взаимодействовать с автомобильными огнями, своевременно активизируя их функцию. Главный же элемент прибора – это непосредственно детектор в виде фотоэлемента, реагирующего на параметры освещения. Наиболее распространен автономный датчик света в машине. Как работает эта модификация? Ее особенность заключается в независимости от основной электросети. То есть сигнал на реле поступает даже в случае сбоев на магистральной проводке. Разумеется, о гарантии работоспособности данной схемы можно говорить только при условии стабильного функционирования самой оптики и управляющего контроллера.
Преимущества и недостатки датчиков света
По большому счёту, у датчиков света достоинство всего одно, но очень важное: они позволяют водителю полностью сосредоточиться на дорожной обстановке и не отвлекаться на щёлканье переключателями. В сложных условиях плохой видимости это чрезвычайно важный плюс, благодаря которому датчики, возможно, уже спасли не одну жизнь.
Что касается минусов, то к ним можно отнести разве что пресловутый человеческий фактор. Привыкнув к вождению с датчиками света, человек забывает переключать фары и включать габариты, если приходится садиться за руль обычной машины.
Кроме того, выход электронного устройства из строя может некоторое время оставаться незамеченным, и водитель какое-то время движется по дороге с выключенными огнями. Однако очевидные преимущества «умного» устройства позволяют пренебречь перечисленными недостатками. В целом же наличие датчиков света делает вождение гораздо более безопасным и приятным.
Принцип работы устройства
В процессе движения автомобиля датчик постоянно контролирует вверенную ему зону, оценивая параметры освещенности. Обычно это элементарная яркость света, на которую и реагируют фотоэлементы. При достижении предельных значений датчик посылает сигнал на вышеупомянутое реле. В свою очередь, контроллер дает команду оптике включиться или, наоборот, отключиться. Важно подчеркнуть, что система действует не только на включение. Такие системы относятся к средствам активной безопасности, поэтому активизация света в темном переулке, к примеру, является ключевой задачей устройства. Но также при фиксации пороговых значений яркости прибор отключает оптику. Стоит отметить и особенности обработки сигнала, который посылает датчик света в автомобиле. Как работает в этой схеме управляющий блок? Изначально микросхема программируется на работу по нескольким каналам, связанным с определенной оптикой – огнями, фарами, «противотуманками» и т. д. Также и датчики отвечают за конкретные зоны, условно связанные с этими каналами. Таким образом, в каждом случае задействуется та или иная группа оптических приборов машины.
Описание устройства
Датчик освещенности, он же фотореле и сенсор света, сумеречный выключатель устанавливают между источником питания и потребителем в виде каких-либо осветительных приборов. В зависимости от места установки прибор внешне может быть представлен в виде автомата (на DIN-рейку) с выносным чувствительным элементом, встроенным в отдельный корпус или в светильник.
Фотореле
По сути, все сенсоры имеют общее устройство и принцип работы. Первым рабочим элементом является светочувствительный фотодиод, фототранзистор или фоторезистор (он стоит дешевле и чаще используется в производстве датчиков). Все они в разной степени обладают привлекательной способностью менять сопротивляемость в зависимости от уровня освещенности. Чем светлее, тем показатель меньше.
Фотоэлементы
С наступлением предельной степени темноты фоторезистор подает сигнал на усилитель. В цепи имеется реле, которое ее замыкает. В результате ток поступает к светильнику. Когда восходит солнце, цепь размыкается.
Порог чувствительности можно контролировать с помощью встроенного регулятора, если он есть. Установить его можно экспериментируя или постепенно. Последний считается наиболее практичным. Сначала ставят минимальный, потом, прибавляя постепенно, выходят на искомый уровень.
Зоны охвата
Базовое разделение предполагает обработку сигналов от двух зон охвата. В первую очередь, это глобальная зона. Она относится к пространству непосредственно у автомобиля. Вторая зона – передняя. Она распространяется на участок дороги перед машиной. Современные модели датчиков способны различать эти зоны, посылая на реле соответствующие сигналы. Казалось бы, если в текущих условиях наблюдается пониженный уровень освещения, то активизироваться должны оптические устройства, соответствующие условиям движения. Но разница как раз заключается в особенностях работы ближних и дальних фар, за которые отвечает датчик света в автомобиле. Что это разделение значит на практике? В условиях отсутствия видимости активизироваться должны дальние фары, а днем – ходовые огни с ближним светом. Однако пограничные состояния между этими условиями освещенности не всегда доступны для фиксации электроникой. Поэтому желательно, чтобы в датчике предусматривалась и возможность отслеживания промежуточных характеристик освещенности.
Разновидности
Различают готовые изделия по многим параметрам. К ним относятся мощность (1-3 кВт), месту установки (внутри и снаружи помещения, накладной и на DIN-рейку, с выносным датчиком). Есть модели, которые работают с энергосберегающими или лампами накаливания.
Управление может осуществляться разными способами:
- механический (принудительный);
- автоматический;
- программируемый.
Существуют сенсоры со встроенной функцией энергосбережения в ночное время. Различают также фотореле по наполненности. Это могут быть модели с таймерами или датчиками движения.
Вам это будет интересно Потолок из светодиодной ленты для осветительного короба
Фотореле с таймером
С таймером
Наличие встроенного таймера позволяет исключить ложное срабатывание, например, при свете фар или появлении тени. Для этого выставляется время выдержки. Если оно занимает несколько минут, то сенсор на кратковременные сигналы не отреагирует.
Другой вариант использования таймера актуален для бытовых приборов. Например, жильцы дома возвращаются с работы после полуночи. Тогда они устанавливают время включения датчика. То есть до приезда владельца свет будет оставаться в выключенном состоянии.
С датчиком движения
Такие устройства считаются самыми экономными. Причиной тому является включение света только тогда, когда в зоне действия датчика появляется человек. Различают модели по получения информации, которая приводит к замыканию цепи:
Датчики движения
- акустические различают звуки;
- инфракрасные реагируют на тепловое излучение;
- радиоволновые срабатывают на изменения волн;
- ультразвуковые работают по аналогии с предыдущими, только диапазон другой;
- комбинированные отличаются точностью.
При выборе устройства стоит знать, что домашние животные чувствительны к УФ излучению и вызывают реакцию ИК датчиков. Ложно сработать может радиоволновый сенсор от движения предмета за пределами зоны охвата чувствительного элемента.
С программируемыми настройками
Такие сумеречные датчики оснащены системой управления в виде релейного блока. Он имеет установки, которые можно запрограммировать на включение света во время движения и в соответствии с сезонными изменениями на любой период. Также имеется блок памяти для автоматического сохранения введенных данных.
Программируемый сенсор
Настройки датчика
Отчасти задачу разделения пограничных показаний освещенности можно решить с помощью базовых настроек. Как правило, предусматривается два режима эксплуатации устройства:
- В сумерках. Свет активизируется при наступлении сумерек, когда ночь еще не наступила, но уже наглядно темнеет.
- Ночью. Датчик включает фары при наступлении полной темноты.
В некоторых конфигурациях предусматривается и конкретное назначение фар, которые при тех или иных условиях включает датчик света в автомобиле. Что это такое с точки зрения обработки сигнала электроникой? Это программные параметры, которые логически обрабатываются в тех или иных условиях. Например, в первом режиме все еще будет работать ближний свет, а во втором – происходит активизация дальних фар.
Схемы подключения
Большинство моделей сумрачных датчиков доступны для монтажа своими руками. Схема подключения проста и логична, специальные знания не требуются. Исключением является установка дополнительного контактора. Весь процесс сводится к выбору места, протягиванию и подключению проводов, проверке проделанных работ и тестированию, настройке датчика.
Вам это будет интересно Особенности аварийного освещения
Выбор места установки
Самая распространенная ошибка начинающего электрика состоит в том, что он фотореле устанавливает рядом с осветительным прибором. В результате охватываемая зона действия прожектора или лампы задевает чувствительный элемент в сенсоре. Тогда датчик включения света срабатывает неоднократно, а прекращает при наступлении темноты.
Так датчик не реагирует
С учетом этой ошибки и других нюансов, которые нужно учитывать при выборе места установки, выделяют следующие правила:
- Доступная высота для обслуживания устройства. Его корпус периодически необходимо протирать, чистить от пыли, что проникает внутрь.
- Исключение источников для ложного срабатывания. В область действия датчика не должны попадать свет от фар, окон. На отключение света может повлиять тень проезжающего автомобиля.
- Беспрепятственность в зоне охвата. То есть солнечные лучи не должны преломляться из-за соседних строений.
Важно. При выборе места для монтажа на улице нужно учитывать класс защищенности корпуса прибора. Так, для установки датчика под навесом допускается IP 44. Если укрывающие конструкции отсутствуют, то можно выбрать IP55, а лучше IP65.
Фотореле IP 65
Процесс монтажа
Производители к приборам прилагают инструкцию. В ней указаны характеристики конкретной модели, правила эксплуатации и схема датчика света для монтажа. Также имеется пояснение относительно цвета изоляции провода. Чаще используют жилы со следующей оплеткой:
- черная или коричневая подводится к фазе;
- синяя к нулю;
- красная на подачу питания к осветительному прибору.
Если это DIN-рейка, то подготовка не нужна. В случае со стенами просверливают отверстия, соответствующие диаметру и расположению прорезей в фиксационной планке на корпусе датчика.
Далее следует процесс подключения фотореле:
- Отключают счетчик от основного питания. В распределительной коробке тока быть не должно.
- К датчику протягивают подающий провод.
- Жилы кабеля оголяют на 10-12 мм для их фиксации в клеммах.
Подготовка провода
- В корпусе формируют отверстия под провода, если они не предусмотрены изготовителем. Для герметичности эти пустоты закрывают специальными резиновыми уплотнители.
- Жилы закрепляют в соответствующем разъеме: L — фаза, N — нейтральная жила. Для заземления предусмотрена отдельная клемма в виде винта.
После проделанных действий фотореле закрепляют на подготовленном месте. После этого происходит подсоединение выключателя, магнитного пускателя, контактора, датчиков движения. Конечным потребителем в любом случае будет осветительный прибор. Если он в цепи единственный, то дальнейшие действия выглядят так:
- Отрезают провод длиной от сенсора до светильника и подключают к нему. Если корпус потребителя ток не проводит, то заземление не нужно. В противном случае должно быть предусмотрено гнездо для провода.
Патрон не проводит ток
- Фоторелейный датчик настраивают с помощью регулятора ручного управления. Сначала рекомендуется установить минимальной значение.
- Корпус закрывают защитной крышкой и подают питание на щитке.
Завершающий этап заключается в проверке правильности подключения устройств. Если все в порядке, то переходят к тестированию сенсора. Для этого в комплекте с фотореле предусмотрен черный пакетик, с помощью которого световые потоки можно перекрыть в области чувствительного элемента. При правильном монтаже он отреагирует должным образом.
Вам это будет интересно Использование программ для расчета освещения
Нередко схемы дополняют датчиками движения. Их подключают перед осветительным прибором. Если прожекторы или лампы в сумме нуждаются в большей мощности, чем номинал у фотореле, то между ними дополнительно устанавливают контактор.
Схема с датчиком движения
Для механического управления осветительным прибором можно воспользоваться выключателем. Его подключают двумя способами в зависимости от цели. Так, между датчиком и прожектором встраивают, чтобы контролировать только работу последнего. Параллельное подключение с фотореле позволяет отключить или включить свет как днем, так и ночью.
Настройка датчика
Настраивают сумеречный датчик после проверки его подключения и тестирования. Для регулировки чувствительности предусмотрен специальный поворотный диск. Он расположен в нижней части корпуса. Там же нестираемой краской или методом штампования нанесена разметка в виде знаков +/- или стрелок. Они выступают в качестве подсказок в какую сторону уменьшать или увеличивать порог срабатывания.
Настройка фотоэлемента
Технически более сложные приборы оснащены таймерами. Контроль показателей осуществляется механическим или дистанционным способом. То есть, либо имеются кнопки на корпусе, либо с помощью пульта или телефона.
Специальные версии датчика
Существуют модели датчиков, которые также отвечают за регуляцию света в салоне. В частности, они не просто включают, но и управляют параметрами яркости приборной панели. Собственно, вторая функция и является первостепенной, так как во время движения панель в любом случае работает. Но в таких системах при сильной нагрузке сигналами на реле возможны проблемы. Так, по словам пользователей, датчик света в автомобиле «Киа Рио» грешит некорректным управлением подсветкой той же приборной панели. Например, ночью система вполне оправдано активизирует работу дальнего света, но в салоне подсветка может включаться с максимальной яркостью, что доставляет водителю дискомфорт. Чаще всего подобные проблемы возникают из-за нарушений соединения проводки или ее повреждения – падает сопротивление, в результате чего и сигналы поступают неточные.
Датчик дождя
— сухое ветровое стекло;
б
— мокрое ветровое стекло.
1
— светодиод-передатчик;
2
— призма;
3
— фотодиод-приемник;
4
— капля воды.
Определяет наличие капель воды на ветровом стекле посредством оптоэлектронного метода измерений. Чувствительный элемент датчика состоит из одного или нескольких светодиодов (передатчик), призмы и фотодиода (приемник).
Испускаемые светодиодом инфракрасные лучи попадают через призму на ветровое стекло, отражаются от наружной поверхности и поступают на чувствительный фотодиод. От сухого и чистого стекла луч отражается практически полностью, а потому сигнал на фотодиоде имеет большую величину . При попадании на стекло капель воды лучи света преломляются, а потому лишь малая их часть попадает на приемник сигнала. Чем сильнее дождь, тем меньше лучей попадает на фотодиод.
Электронный блок непрерывно определяет количество воды на стекле и корректирует частоту взмахов и скорость работы дворников. Система даже умеет оценивать, грязное ли стекло: если после одного двойного хода дворников прозрачность не восстановилась, автоматически включается стеклоомыватель.
Монтаж своими руками
В первую очередь определяются места установки. Их может быть два – или за зеркалом заднего вида в зоне лобового стекла, или же на передней панели – тоже возле лобового стекла. В обоих случаях важно организовать свободное не прикрытое пространство, в котором будет работать датчик света в автомобиле. Своими руками выполнить монтаж несложно – в работе участвуют комплектные крепежные приспособления. В некоторых случаях достаточно выполнить клеевое крепление, а в других – реализовать механическую фиксацию метизами.
Отдельного внимания заслуживает проводка. Кабель желательно как можно короче делать на видимом месте и по возможности сразу от датчика заводить за приборную панель. Селектор станет конечным пунктом, к которому напрямую подсоединяется датчик света в автомобиле. Что это такое в схеме соединения детектора с реле управления? Селектор – это переходное звено, которое выполняет своего рода предобработку сигнала. Он может корректировать его параметры, определять те же каналы групп оптики и устранять помехи.
Инструкция по установке контроллера освещенности своими руками
Как установить датчик света своими руками (на пример Фольксваген Поло):
- В первую очередь, подбирается место для монтажа. Установка контроллера может быть произведена на лобовое стекло либо на центральной консоли, но учитывайте, что устройство не должно прикрываться.
- После установки девайса производится укладка проводки. Улаживать провода необходимо таким образом, чтобы они не висели и не мешали обзору водителя. Поэтому все кабеля укладываются под облицовкой салона. Конец провода при этом следует завести в саму консоль к месту монтажа селектора.
- Далее, извлекается селектор, от него следует отключить разъем с проводкой. К новому рычагу необходимо подключить управляющий модуль, а также разъем с проводами. Переключатель ставится на место, после чего можно проверить работоспособность контроллера.
Монтаж датчика освещения
Казалось бы, чего тут премудрого? Прикрутил (см.картинку в начале статьи), подключил, настроил, и всё! Но бывает, место установки выбрано неудачно, и начинаются проблемы.
У нас на улице одно время уличные светильники вечером включались замысловато. Включатся, потухнут, опять включатся, и так с периодом около 1 минуты. Потом, с наступлением хорошей темноты, включались окончательно.
Почему так? Просто датчик освещения ошибочно был установлен в зону освещения включаемого фонаря. Получается: стало темно – датчик сработал – фонарь загорелся – стало светло – датчик выключился – стало темно… И так далее, замкнутый круг.
Метки: дхо, дхо-30, автосвет, автосвет мини, дальний в пол накала, датчик света, контроллер
Комментарии 34
Идеальная штука, но сделали б её как обязательную опцию во всех кроссоверах. В пробках ужасно стоять в низкой маленькой машинке, когда за тобой мордастая яркая тумбочка с пучеглазами раскосыми фарами… Как не меняй положение зеркал-не спрятаться.
Пригасание ближнего света после остановки (Представте себе это, пригасание фар от 30% до 60% на светофоре)
Вспоминается бородатый прикол:
Вот так, с помощью нехитрых приспособлений буханку белого (или черного) хлеба можно превратить в троллейбус… но зачем?)
Это очень интересный вопрос, особенно в сообщество Автотюнинг.
Бесполезность решений не зависит от сообщества, в котором оно описано)
Что значит бесполезность? Лично мне эта функция нравится, когда на краткосрочных остановках есть пригасание автоматическое, и мне не нужно выключать ближний, если кто то считает что функция не нужна, она программно отключается.
Что такое датчик освещенности в автомобиле
В данном случае речь идет про вполне обычный датчик, в состав которого входят такие компоненты, как фотоэлемент, небольшой блок управления, а также компактное реле. Сам фотоэлемент ставится в самом освещенном месте в авто, которое не подвергается загрязнению. Чаще всего для этого выбирают место над или под ветровым стеклом. На практике, практически любой автомобилист может попросту забыть включить головную оптику в момент въезда в тоннель или выезда на другой затемненный участок дорожного полотна. Если водитель этого не сделает, то благодаря датчику автомобиль самостоятельно запустит фары. Что касается устройства, то оно в режиме реального времени отслеживает уровень освещения, и если света в текущий момент недостаточно, то соответствующим образом включаются фары. Впоследствии, если водитель выезжает из тоннеля или иного затемненного участка дороги, то ближний свет выключается автоматически.
Источник http://https://accbook.ru/transmissiya/kak-rabotaet-datchik-sveta-na-avtomobile.html
Источник http://