Световая сигнализация автомобиля | Автомобильный справочник

Содержание

Световая сигнализация автомобиля

Световая сигнализация автомобиля

Световая сигнализация автомобиля призвана облегчить распознавание автомобиля и предупредить других участников дорожного движения. Для световой сигнализации предписываются еди­ные, строго определенные цвета — красный, желтый или белый. Вот о том, что представляет собой световая сигнализация автомобиля, мы и поговорим в этой статье.

Белый, желтый и красный цвета используются для обозначения положе­ний автомобиля соответственно спереди, по бокам и сзади. Стоп-сигналы и задние проти­вотуманные фонари также красные. Желтые лампы используются в большинстве случаев для указателей поворотов. Лишь в США задние указатели поворотов могут быть красными.

По продольной оси сила света (минимальная и максимальная) для всех фонарей должна оста­ваться в пределах заданного диапазона в целях гарантированного распознавания автосигнала, однако без какого-либо раздражающего ослепле­ния для других участников дорожного движения.

Указатели поворотов и система аварийной сигнализации

Правила ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС определяют группу 1 (передние), группу 2 (задние) и группу 5 (боковые) указателей поворотов у автомоби­лей с тремя и более колесами. Фонари указате­лей поворота группы 2 являются достаточными для установки на мотоциклы и мопеды.

Позиционирование передних указателей поворотов

Контроль за работой указателей поворотов осуществляется электрическим способом. Требуется установка индикатора внутри авто­мобиля. Лампа индикатора указателя поворота приборного щитка может быть любого цвета.

Частота мигания равна 90±30 циклам в ми­нуту с периодом относительного освещения 30-80%. После включения сигнала излучение света должно происходить не позже, чем через 1,5 с. Все лампы указателей поворота с одной стороны автомобиля должны мигать синхронно. При выходе из строя одной лампы остальные лампы должны продолжать работать.

В режиме аварийной сигнализации все лампы указателей поворота должны мигать синхронно; они должны работать и при оста­новке автомобиля. Обязательно использова­ние светового индикатора работы системы.

Передних, боковых и задних ламп указателей поворота должно быть по две (цвет: желтый). В США для задних и боковых указателей пово­рота разрешается установка ламп красного или желтого цвета (SAE J588, ноябрь 1984).

Требования к конструкции световой сигнализации

Требования к конструкции световой сигнализации в Европе изло­жены в Правилах ЕСЕ R6, R7, R23, R38 и R87, а требования к установке — в Правилах ЕСЕ R48 (рис. «Расположение передних указателей поворотов«, «Расположение задних указателей поворотов» и «Расположение боковых указателей поворотов«).

Расположение задних указателей поворотов Расположение боковых указателей поворотов

В США количество, расположение и цвет сигнальных ламп регламентируются предпи­санием FMVSS 108. Требования к конструк­ции и параметрам освещения определены в соответствующих стандартах SAE.

Аварийная сигнализация и указатели пово­ротов у автомобилей без прицепа

Электронная система мигающей аварийной сигнализации и указателей поворотов содер­жит импульсный генератор для включения ламп через реле и контрольную схему для из­менения частоты мигания в случае выхода из строя любой лампы. С помощью рычажного переключателя осуществляется управление работой указателей поворотов, в то время как включение системы аварийной сигнализации производится отдельным выключателем.

Аварийная сигнализация и указатели пово­ротов у автомобилей с прицепом

Этот тип аварийной сигнализации и указате­лей поворотов отличается от используемого в автомобилях без прицепа способом управле­ния работой указателей поворотов во время мигания для указания смены направления.

Односхемный блок контроля

Тягач и прицеп оборудуются общим односхем­ным блоком контроля, служащим для включе­ния двух индикаторных ламп с определенной частотой мигания. Этот тип контрольного блока не может применяться для локализации выхода из строя любого фонаря. Частота ми­гания фонарей при этом остается постоянной.

Двухсхемный блок контроля

Тягач и прицеп оборудуются раздельными блоками контроля. Неисправность сигнализи­руется индикаторной лампой. Частота мигания фонарей при этом остается постоянной.

Задние и габаритные фонари

Согласно ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС, на автомо­билях с прицепом шириной более 1600 мм должны быть установлены габаритные фо­нари, обращенные вперед, а задние являются обязательным оборудованием для автомо­билей любой ширины Автомобили шириной более 2100 мм (например, грузовые автомо­били) также должны оснащаться передними и задними габаритными фонарями.

В технических нормах оговорена установка двух фонарей белого света. В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.

Обязательным техническим оборудованием являются два задних фонаря красного цвета. Когда используется совмещенная конструкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для вы­полнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1. Задние фонари должны работать вместе с габаритными.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J585e, сентябрь 77.

Габаритные фонари

У автомобилей шириной более 2100 мм должно быть два белых габаритных фонаря, обращенных вперед и два красных габарит­ных фонаря, обращенных назад. Они должны располагаться как можно дальше наружу и как можно выше.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J592e.

Боковые габаритные фонари

Согласно ЕСЕ R48, автомобили длиной более 6 м должны иметь желтые боковые габарит­ные фонари (SML), кроме автомобилей без кузова (только с шасси и кабиной).

Боковые габаритные фонари SM1 могут ис­пользоваться на автомобилях всех категорий. Боковые габаритные огни SM2 могут исполь­зоваться только на легковых автомобилях.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J592e.

Задние отражатели

Согласно ЕСЕ R48, на автомобилях должно быть два красных не треугольных задних от­ражателя (один на мопедах и мотоциклах).

Разрешаются дополнительные отражатель­ные элементы (красная отражающая лента), если они не ухудшают работу стандартно требуе­мого осветительно-сигнального оборудования.

На прицепах и на автомобилях, где все обращенные вперед лампы с отражателями скрыты (т.е. убираются), должно быть уста­новлено два бесцветных не треугольных пе­редних отражателя. Они разрешены и на всех других типах автомобилей.

На всех автомобилях длиной более 6 м и на всех прицепах должны быть желтые не­ треугольные боковые отражатели. Они могут устанавливаться и на автомобилях длиной менее 6 м.

На всех прицепах должно быть два крас­ных треугольных задних отражателя. Нанесе­ние их на автомобили запрещено.

Внутри треугольников не должно быть ламп.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J594f.

Стояночные фонари

Согласно ЕСЕ R48, транспортное средство может оснащаться или двумя стояночными фонарями спереди и двумя сзади, или одним стояночным фонарем с каждой стороны. Предписанные цвета — белый для обращен­ных вперед, красный для обращенных назад. Желтый цвет может быть использован для заднего стояночного фонаря, если он ис­пользуется как единый прибор совместно с указателем поворота.

Стояночные фонари предназначены для функционирования даже тогда, когда другие автомобильные приборы освещения не вклю­чены. Функции стояночных фонарей обычно принимает на себя задний и передний габа­ритные фонари.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.

Лампы освещения номерного знака

Согласно ЕСЕ R48, задний номерной знак должен быть освещен так, чтобы быть читае­мым ночью на расстоянии 25 м.

По всей поверхности номерного знака яркость должна составлять не менее 2,5 кд/м 2 . Не должен превышаться разброс яркости 2хВmin/см между любыми контрольными точками на поверхности номерного знака. Вmin определяется как минимальная яркость, измеренная в контрольной точке.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J587, октябрь 1981.

Как альтернатива лампе подсветки номер­ного знака в будущем могут быть разрешены самосветящиеся номерные знаки.

Стоп-сигналы

Согласно ЕСЕ R48, все автомобили должны быть оснащены двумя стоп-сигналами типа S1 или S2 и одним стоп-сигналом типа S3, во всех случаях красного цвета (рис. «Расположение стоп-сигналов«).

Когда используется совмещенная кон­струкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для выполнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1.

Расположение стоп-сигналов

Стоп-сигнал категории S3 (высокорас­положенный центральный стоп-сигнал) не должен комбинировать в одном блоке с дру­гими лампами.

В США действуют правила, изложенные в стандартах SAE J586, февраль 1984 и SAE J186а, сентябрь 1977.

Задние противотуманные фонари

Для стран ЕС/ЕЭК Правила ЕСЕ R48 пред­писывают один или два красных задних противотуманных фонаря у всех новых авто­мобилей. Расстояние между задним противо­туманным фонарем и стоп-сигналом должно быть не менее 100 мм (рис. «Расположение задних противотуманных фонарей«).

Расположение задних противотуманных фонарей

Видимая освещенная зона вдоль эта­лонной оси не должна превышать 140 см 2 . Электрическое питание должно обеспечивать работу противотуманного фонаря вместе с фарами ближнего, дальнего света и перед­ними противотуманными фарами. Также возможно в конструкции предусматривать независимое отключение противотуманного фонаря от передних противотуманных фар.

Вам будет интересно  Секретная кнопка для защиты авто: виды, установка 🦈

Задние противотуманные фонари можно использовать только при снижении видимо­сти из-за тумана до <50 м, так как они дают большую силу света, и в нормальную погоду могут серьезно ослепить движущихся сзади водителей. Индикаторная лампа должна быть желтой.

Фонарь заднего хода

Расположение фонарей заднего хода

Согласно ЕСЕ R48, разрешается использовать один или два белых фонаря заднего хода (рис. «Расположение фонарей заднего хода» ). Цепь питания должна быть разра­ботана с таким расчетом, чтобы обеспечивать работу фонаря только с включенными пере­дачей заднего хода и зажиганием.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J593c, февраль 1968.

Дневные ходовые огни

Правила ЕСЕ R87 регламентируют установку дневных ходовых огней на автомобилях в Ев­ропе (рис. «Расположение дневных ходовых огней» ). Их использование или исполь­зование фар ближнего света для движения в дневное время предписано в отдельных стра­нах (по состоянию на 2009 год это: Дания, Нор­вегия, Финляндия, Швеция, Латвия, Эстония, Литва, Австрия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Испания (вне населенных пунктов) и Италия (вне населенных пунктов)).

Расположение дневных ходовых огней

По состоянию на февраль 2011 года на­личие дневных ходовых огней согласно ЕСЕ R87, необходимо для легковых автомобилей, а ориентировочно с 2012 года их наличие будет необходимо и для автомобилей других классов (рис. «Фары и лампы в передней части автомобиля» ). Это постановление заменит собой национальные предписания.

Передние поворотные фары

В передней части автомобиля разрешается устанавливать две поворотных фары, из­лучающие свет на угол не менее 60°. Они используются при поворотах со скоростью не более 40 км/ч для более оптимального освещения дорог (примыкающих дорог или въездов в гаражи), которые обычно недо­статочно освещаются стандартными фарами. Передние поворотные фары включаются с помощью рычажка управления указателями поворотов или при повороте рулевого колеса.

Передние поворотные фары обычно дают такое же распределение света, как и ста­тичные поворотные фары. Однако условия включения различаются. И для передних по­воротных фар, и для статичных поворотных фар используется по большей части один и тот же отражатель.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J852, апрель 2001.

Опознавательные огни

Согласно ЕСЕ R65, опознавательные огни должны быть видны из любого направления и создавать впечатление мигания. Частота мигания составляет 2-5 Гц. Опознавательные огни синего цвета предназначены для уста­новки на автомобили специального назначе­ния. Огни желтого цвета устанавливаются для предупреждения об опасности.

Варианты конструкций фонарей

Цвет фонаря

В зависимости от сферы применения (на­пример, фонари стоп-сигнала, указателей поворотов, предупреждения о тумане), ав­томобильные приборы освещения должны излучать свет постоянной цветовой харак­теристики в красном или желтом цветовом диапазоне стандартной цветовой шкалы. Эти цвета определяются конкретными диапазо­нами стандартизированной цветовой шкалы (положение цвета).

Так как белый цвет образуется смешива­нием различных цветов, цветные светофиль­тры могут применяться для ослабления или полного фильтрования светоизлучения в нежелательных диапазонах цветового спектра. Роль цветного светофильтра могут выполнять либо подкрашенные отражатели приборов освещения, либо цветовые покры­тия, наносимые на стеклянные плафоны этих приборов.

Для проектирования рассеивателей фар можно также использовать технологию фильтрации, чтобы при выключении фары цвет совпадал с цветом автомобиля. Тем не менее, существующие правила выполняются, когда лампа включена. Расположение цветов изложено в нормативной документации ЕС/ ЕЭК. Они соответствуют длине волны около 592 нм для «желто-оранжевых» указателей поворота, и примерно 625 нм для «красных» стоп-сигналов и задних фонарей.

Сила света фонарей

Измерительный экран для проверки фонарей

По разным осям сила света (минимальная и максимальная) для всех фонарей должна оставаться в пределах заданного диапазона в целях гарантированного распознавания авто­сигнала, однако без какого-либо раздражаю­щего ослепления для других участников до­рожного движения. Та же базовая пропорция («унифицированный рисунок пространствен­ного распределения света») используется для большинства ламп. Уровни силы света по бокам, выше и ниже главной оси могут быть меньшими, чем вдоль самой оси (рис. «Измерительный экран для проверки фонарей» ). Однако эти значения могут отличаться от базового в зависимости от монтажной вы­соты или у особых фар (например, фар для дневных ходовых огней).

Фонари на основе линз Френеля

Свет от лампы проецируется прямо на рассе­иватель, использующий линзы Френеля для формирования луча нужным образом (рис. «Фонарь на основе линз Френеля» ). Эта концепция является очень экономи­чески выгодным решением — не требуется поверхность, получаемая при осаждении па­ровой фазы. Недостатками являются низкая эффективность и ограниченные возможно­сти в плане дизайна автомобиля.

Фонарь на основе линз Френеля

Фонари на основе рефлекторной оптики

Лампы с приблизительно параболическими отражателями или ступенчатыми отражате­лями направляют свет от лампы в виде осе­вого луча и формируют луч с помощью опти­ческих элементов в рассеивателе (рис. «Фонарь на основе рефлекторной оптики» ).

Фонарь произвольной формы с линзой Френеля

В фонарях с отражателями произвольной формы нужный спектр луча и световой ри­сунок, полностью или частично, получаются путем направления света с помощью отража­теля. Поэтому внешний рассеиватель может быть выполнен в виде прозрачной линзы, либо дополнен цилиндрическими линзами в горизонтальном или вертикальном направ­лении.

Также успешно применяются конструк­ции, сочетающие оба эти принципа. Принцип фонаря произвольной формы с линзой Фре­неля сочетает отличную световую отдачу с целым рядом возможных вариантов дизайна. В основном световой пучок формируется отражателем. Затем с помощью оптической линзы Френеля луч света изменяет направ­ление в целях получения необходимой про­екции (рис. «Фонарь произвольной формы с линзой Френеля» ).

В современных автомобилях используются в основном фонари с отражателями произ­вольной формы. Эти фонари дают наилуч­шие возможности адаптации к форме кузова и, следовательно, к доступному структурному пространству, и в то же время выдерживают требования к дизайну.

Фонари со светодиодами

Светодиоды (LED) все чаще используются в качестве источников света в фонарях. Свето­диоды уже несколько лет используются в до­полнительных стоп-сигналах. Здесь ключевым фактором является свобода в плане дизайна- возможность компактного исполнения с не­сколькими источниками света (рис. «Светодиодная фара с линзой Френеля» и «Светодиодный фонарь» ). Кроме того, светодиоды в стоп-сигналах – это, дополнительная безопасность. Светодиод до­стигает максимальной светоотдачи менее чем за 1 мс, в то время как лампам накаливания требуется 200 мс для достижения номиналь­ного светового потока. Это означает, что свето­диоды излучают сигнал торможения быстрее, что в свою очередь сокращает время реакции.

Светодиодная фара с линзой Френеля Светодиодный фонарь

Благодаря своей более высокой эффек­тивности в плане светового потока, яркости, термохарактеристик и механической кон­струкции светодиоды можно также исполь­зовать в областях с повышенными требова­ниями к освещению.

Что касается использования светодиодов в автомобильных фонарях, то они фунда­ментально отличаются от ламп накаливания и галогенных ламп тем, что не могут работать непосредственно от электрооборудования автомобиля. Им требуется определенное напряжение, которое, в зависимости от ма­териала полупроводника, варьируется от 2,2 до 3,6 В, и определенный ток, регули­рующий силу света. Для активации функций с низкими фотометрическими требованиями можно использовать решения на базе рези­сторов. В большинстве областей применения требуются линейные контроллеры или пре­образователи постоянного тока. Электронику можно либо интегрировать в лампу, либо реализовать в самостоятельном ЭБУ, монти­руемом на лампу или где-то в автомобиле.

Фонари с оптоволоконной технологией

С помощью оптических волноводов источник света можно отделить от точки его излуче­ния. Чтобы получить нужный световой рису­нок, требуются специальные пускатели лучей в оптических волноводах или оптически ак­тивные элементы на оптическом волноводе или перед ним. В качестве источников света можно использовать лампы накаливания, но их недостатком является высокий уровень инфракрасного излучения. Это вызывает не­обходимость использования термостойких материалов, таких как стекло и тепловые экраны. При использовании светодиодов, как «холодных» источников света, можно на­правлять свет непосредственно в прозрачный пластик, такой как поликарбонат (PC) или по­лиметилметакрилат (РММА). Лампы с опто­волоконной технологией используются в основном для создания элементов дизайна- узких полос или тонких колец (рис. «Фонарь на базе оптоволоконной технологии» ).

Фонарь на базе оптоволоконной технологии

Системы адаптивного заднего освещения

До сих пор функции заднего освещения выполнялись с одноуровневым контуром. В зависимости от версии и конструкции по­лучалась фиксированная сила света, которая должна была находиться в установленных правилами пределах для гарантирования минимальной видимости.

Фонарь на базе оптоволоконной технологии

Большое количество датчиков (яркости, за­грязнения, видимости, влажности и т.д.) озна­чает, что автомобиль сегодня способен более точно узнавать параметры окружающей среды и условия освещения. Для достижения опти­мальной видимости (например, достаточной силы света без излишнего ослепления) органы заднего освещения будут способны варьиро­вать силу излучаемого света в зависимости от окружающих условий, обнаруженных вокруг автомобиля. Например, стоп-сигнал будет ра­ботать в яркий солнечный день с большой си­лой света, а ночью — с меньшей, чтобы обе­спечить оптимальное обнаружение и распределение действий водителя (рис. «Допустимая сила света для адаптивных задних фонарей» ).

Освещение для удобства

Все чаще устанавливаются лампы, использу­емые у припаркованного автомобиля. Типич­ные области применения — подсветка зон в непосредственной близи от дверных проемов при открывании и закрывании дверей, лампы, обрисовывающие контуры автомобиля в нижней части кузова, и лампы, подсветки дверных ручек.

Функции, комбинирующие такие лампы с габаритными огнями и противотуманными фарами, получили название «проводи до­мой». Они активируются, к примеру, при от­пирании дверей.

Времонт.su — ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг

Основные неисправности в системе освещения и световой сигнализации автомобиля

Возможные причины их возникновения неисправностей в системе освещения и световой сигнализации автомобиля и способы их устранения приведены ниже.

Причина неисправности Способ устранения
Не работает вся система освещения и световой сигнализации
Обрыв в общей для всех световых приборов цепи от амперметра до центрального переключателя Проверить надежность соединений и исправность автомобильных проводов
Нарушение контакта в переключателе Проверить исправность переключателя и при необходимости заменить
Не горят отдельные лампы фар и фонарей
Перегорание предохранителя Заменить предохранитель
Перегорание или обрыв нити накала лампы Заменить лампу
Нарушение контакта в соединительных колодках Проверить надежность соединений в колодках
Нарушение контакта в патроне лампы Зачистить окислившийся контакт, подогнуть пружинный контакт патрона
Неисправность выключателя или переключателя Проверить исправность выключателя и переключателя, при необходимости заменить их
Частое перегорание нитей ламп накаливания
Повышенное напряжение питания Проверить регулятор напряжения
Повышенная вибрация спирали лампы вследствие слабого крепления ламп в патроне, оптического элемента в корпусе или светового прибора в целом на автомобиле Проверить крепление лампы, оптического элемента и светового прибора, при необходимости закрепить их
Мигание света ламп
Плохой контакт в патроне Подогнуть пружинный контакт в патроне
Обрыв провода и периодический контакт оборванных концов провода из-за вибрации Заменить провод
Плохой контакт проводов в местах соединений Проверить соединение штекерных колодок и проводов. При необходимости обеспечить надежное соединение
Периодическое замыкание проводов на массу в цепи питания световых приборов Заменить поврежденные провода. Закрепить провод, замыкающий на массу
Не переключается ближний и дальний свет фар головного освещения
Окисление контактов переключателя света фар Проверить переключатель контрольной лампой, при необходимости разобрать его и зачистить контакты
Не включается сигнал торможения
Неисправность выключателя сигнала торможения Проверить выключатель контрольной лампой, при необходимости заменить его
Отсоединение проводов от выключателя сигнала торможения Присоединить провода
Не выключается сигнал торможения
Неправильно отрегулирован выключатель сигнала торможения Проверить выключатель контрольной лампой, при необходимости отрегулировать или заменить
Не работают указатели поворота (в режиме аварийной сигнализации все лампы указателей поворота работают)
Перегорание предохранителей в цепях указателей поворота Проверить провода, устранить повреждёния и заменить автомобильные предохранители
Лампы указателей поворота горят без мигания
Спекание контактов исполнительного реле прерывателя Снять прерыватель, разомкнуть и зачистить контакты, отрегулировать зазор между ними
Указатели поворота не работают как в режиме маневрирования автомобиля, так и в режиме аварийной сигнализации
Перегорание предохранителей в цепях указателей поворота Проверить провода, устранить повреждёния и заменить предохранители
Плохой контакт в штекерных колодках прерывателя указателей поворота или выключателя аварийной сигнализации Проверить штекерные соединения, при необходимости обеспечить надежное соединение
Неисправность выключателя аварийной сигнализации Проверить выключатель контрольной лампой, при необходимости заменить
Не работает контрольная лампа указателей поворота
Перегорание лампы в одном из фонарей указателей поворота Заменить лампу
Не фиксируются рычаги переключателя указателей поворотов и света фар
Разрушение гнезд фиксаторов рычага Заменить переключатель
Выскакивание шарика фиксатора рычага Установить шарик фиксатора на место
Указатели поворота автоматически не выключаются после завершения маневрирования
Износ или разрушение механизма, обеспечивающего возвращение рычага переключателя указателей поворота в нейтральное положение Устранить неисправность, при необходимости заменить переключатель
Не перемещаются рычдаги переключателей поворота и света фар
Заедание шариков фиксаторов рычага Проверить и устранить заедание
Заедание сектора возврата рычага переключателя Устранить заедание, при необходимости заменить переключатель
Фары плохо освещают дорогу
Нарушение регулировки фар Проверить и отрегулировать фары
Повреждение или потускнение отражателя Заменить оптический элемент фары
Загрязнение рассеивателя Очистить рассеиватель
Затемнение колбы лампы накаливания Заменить лампу
Вам будет интересно  Организуем вежливую подсветку в салон по простой схеме: советы автомастера 2021 года

Основные элементы системы

Все элементы системы освещения можно разделить на две основных категории:

  • внешние;
  • внутренние.

Внешние элементы

Внешние элементы автомобильной оптики обеспечивают освещение дороги и информирование других водителей. К числу таких приборов относятся:

  • фары ближнего и дальнего света;
  • противотуманные фары;
  • поворотники;
  • задние блок-фары;
  • габаритные огни;
  • осветители номерного знака.

Передние фары

Передние фары современных автомобилей состоят из целого комплекса элементов:

  • ближнего и дальнего света;
  • дневных ходовых огней;
  • габаритных огней.

Чаще всего они расположены в едином корпусе. Также в многих автомобилей устанавливают поворотники.

Любая машина комплектуется двумя передними фарами, которые располагаются симметрично на правой и левой частях кузова.

В вечернее и ночное время для освещения дороги используется ближний свет. Благодаря ассиметричности световых пучков, он дополнительно обеспечивает освещение обочины дороги. При условии такой свет не доставляет дискомфорта водителям встречных автомобилей.

Дальний свет отличается большей интенсивностью. Его использование помогает выхватывать из темноты большую зону дорожного полотна. Однако использовать дальний свет допустимо только при отсутствии встречного потока. В противном случае фары будут ослеплять других водителей.

Габаритные огни

Для того чтобы другие водители могли оценить габариты машины, в системе освещения предусмотрены габаритные огни. Они используются и в момент остановки или стоянки машины. Располагаются габариты как в передних, так и в задних фарах.

В некоторых автомобилях дублирующие указатели поворота устанавливаются в боковое зеркало заднего вида

Поворотники

Поворотники – основной инструмент предупреждения о выполнении маневра. Они используются при повороте и развороте, перестроении или обгоне, съезде на обочину и при последующем начале движения.

Устанавливаться данные элементы могут как в передние и задние фары, так и отдельно от них. Часто на боковых элементах кузова и зеркалах заднего вида размещаются дублирующие приборы. Все они имеют насыщенный желто-оранжевый цвет и работают синхронно в режиме мигания. Автомобили, предназначенные для американского рынка, имеют красный цвет поворотников.

Дневные ходовые огни (ДХО)

Дневные ходовые огни появились в системе освещения автомобиля сравнительно недавно, поэтому они есть не в каждом транспортном средстве. От габаритов ДХО отличаются более интенсивным светом.

Противотуманные фары (ПТФ)

Этот вид автомобильной оптики применяется в условиях плохой видимости: во время тумана, дождя или снега. Широкий световой луч с усеченной частью не отражается от атмосферных осадков и не ослепляет водителя во время движения. В то же время ПТФ обеспечивают достаточное освещение дорожного полотна.

Противотуманки устанавливаются не только на передней, но и на задней части кузова. Впрочем, данные осветительные элементы не являются обязательными, поэтому на многих моделях машины ПТФ могут отсутствовать вовсе.

Стоп-сигналы – один из важнейших элементов задних блок-фар

Задние блок-фары

Задние автомобильные фары также устанавливаются на автомобиль парно и включают в себя несколько элементов. Наиболее простые варианты задних фар состоят из стоп-сигнала и габаритных огней. Во многих моделях в блок также входят поворотники и фонарь заднего хода, реже – задние противотуманные фары.

Основным элементом осветительной системы в задней части являются стоп-сигналы, информирующие о торможении или снижении скорости автомобиля. Для большей надежности элементы могут дублироваться на спойлере или на заднем стекле транспортного средства.

Также не менее важными являются фонари заднего хода. Они выполняют функции освещения и предупреждения других водителей о начале движения машины назад.

Внутренние элементы осветительной системы

Внутренние элементы отвечают за освещение в салоне и багажнике транспортного средства. В систему входят:

  • лампы в салоне автомобиля;
  • подсветка багажника;
  • лампы освещения приборной панели;
  • лампа в перчаточном ящике;
  • габаритные огни в дверях.

Освещение салона, багажника и пространства под капотом (при наличии) обеспечивает дополнительный комфорт водителя в темное время.

Подсветка приборной панели необходима для более легкого считывания информации при движении в темноте.

Габаритные огни в дверях необходимы для информирования других участников дорожного движения об изменении габаритов автомобиля при открытой двери.

Задние и габаритные фонари

Согласно ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС, на автомо­билях с прицепом шириной более 1600 мм должны быть установлены габаритные фо­нари, обращенные вперед, а задние являются обязательным оборудованием для автомо­билей любой ширины Автомобили шириной более 2100 мм (например, грузовые автомо­били) также должны оснащаться передними и задними габаритными фонарями.

В технических нормах оговорена установка двух фонарей белого света. В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.

Обязательным техническим оборудованием являются два задних фонаря красного цвета. Когда используется совмещенная конструкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для вы­полнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1. Задние фонари должны работать вместе с габаритными.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J585e, сентябрь 77.

Электрические цепи автомобиля, крепление батареи

Электрические цепи автомобиля служат для распределения тока между отдельными приборами и в соответствии со множеством потребителей они очень разветвлены. Полное представление об электрооборудовании автомобиля дает общая электрическая схема.

Электросеть автомобиля в основном выполняется однопроводной, отрицательный полюс источников тока в Европе соединяется с массой.

При размещении аккумуляторной батареи следует добиваться того, чтобы она соединялась но возможности коротким проводом со стартером и располагалась в легкодоступном месте. По соображениям безопасности батарею не следует располагать слишком близко к переднему краю автомобиля. Кроме того, следует предусмотреть то, чтобы от выделяющихся паров кислоты и газов не корродировали детали кузова. Для этого они должны быть защищены или закрыты. Крепление должно быть настолько прочным, чтобы при испытании на удар аккумуляторная батарея не отрывалась. Общепринятое в настоящее время нижнее крепление с приваренным или привинченным держателем в достаточной степени удовлетворяет этому требованию. Лучше всего, чтобы аккумуляторная батарея опиралась на выступ брызговика переднего колеса или на прикрепленный к нему кронштейн или на передний щит отсека двигателя, если для этого имеется место.

Обычно не все ответвления электрических цепей защищают предохранителями. Основные потребители энергии группируют таким образом, чтобы можно было обойтись 8—10 предохранителями, а дополнительные потребители энергии (радиоприемник, противотуманные фонари и др.) защищают по отдельности. Некоторые приборы, например фары, часто не защищают, поскольку опыт эксплуатации показывает, что выходят из строя они редко, а в случае возникновения неисправности ее легко найти (например, повреждение нитей лампы). Если фары все-таки решено защитить, то предохранитель должен быть предусмотрен для каждой нити. Блок предохранителей следует располагать в легкодоступном месте салона или в отсеке двигателя. Блок должен иметь маркировку, информирующую о защищаемых цепях, чтобы ею можно было воспользоваться при поиске причины отказа. В настоящее время блок предохранителей объединяют с колодкой диагностики и размещают в отсеке двигателя, кроме того, в этом месте имеется хороший доступ к реле. Выбор предохранителя (5,8 или 15 А) зависит от тока, потребляемого прибором, который является определяющим и при выборе сечения электропроводов. Зная обычное для автомобиля напряжение бортовой сети, равное 12 В, можно легко вычислить потребляемый ток.

Вам будет интересно  Cветодиодные лампы на 12 вольт: виды, цоколи, устройство и схема подключения

Автоматы перегрузки, применяемые в США взамен плавких предохранителей, в Европе по соображениям стоимости не получили распространения.

Внешние осветительные приборы

К внешним осветительным приборам относятся – передние фары, противотуманные фары, поворотники, задние блок-фары, осветители номерного знака.

Передние фары обеспечивают освещение дороги впереди автомобиля и предоставление информации встречному и впереди идущему транспорту информации о габаритах авто. На каждом автомобиле таких фар две, и расположены они симметрично справа и слева. На большинстве автомобилей передняя фара имеет единый корпус, при этом в нем заключено сразу несколько осветительных элементов – ближний и дальний свет, габаритные огни, дневные ходовые огни. На современных моделях в корпус часто помещаются также и поворотники, хотя не всегда.

Для освещения дороги при условии, что впереди движется встречный транспорт, применяется ближний свет. Этот свет является асимметричным, что обеспечивает более лучшее освещение правой стороны трассы и обочины и неинтенсивным, чтобы не слепить водителей впереди идущего транспорта.

Дальний же свет фар тоже применяется для освещения дорожного полотна, но, лишь когда впереди нет движущегося транспорта. Этот свет является более интенсивным и мощным, позволяя осветить дорогу на большее расстояние впереди автомобиля.

Габаритные огни и поворотники

Габаритные огни предоставляют информацию водителям других транспортных средств о размерах автомобиля. Часто эти огни используются во время остановок для обозначения авто и его положения, когда головной свет тушится. Габаритные огни помимо передних фар еще располагаются и в задних блок-фарах.

Поворотники предоставляют другим водителям на дороге информацию о совершении маневрирования (поворот, смена полосы передвижения, съезд на обочину для остановки). На многих автомобилях эти осветительные приборы входят в конструкцию передних фар и задних блок-фар, но есть и модели, где поворотники располагаются отдельно и устанавливаются на бамперы. Помимо этого часто имеются еще и дублирующие поворотники на боковых частях автомобиля, а также интегрированные в зеркала заднего вида. Особенностью этих осветительных приборов является то, что все они светят желтым цветом и синхронно, причем не постоянно, а в режиме мигания. То есть, при совершении маневра вправо, водитель переводит рычаг включения поворотов вверх, при этом сразу одновременно и с одной интенсивностью мигания включаются передний, боковой, расположенный на зеркале и задний поворотники с правой стороны.

Также поворотники выполняют роль аварийной сигнализации. При ее включении начинают мигать все лампы поворотов с обеих сторон автомобиля.

ДХО и ПТФ

Дневные ходовые огни (ДХО) нужны для улучшения видимости автомобиля другим участникам во время движения днем. Отличаются от габаритных огней более ярким и интенсивным светом. Появились эти огни в системе освещения сравнительно недавно, поэтому далеко не все авто ими оборудованы. Если машина ими не оснащена, то роль этих огней может выполнять ближний свет или же ПТФ.

Противотуманные фары (ПТФ) нужны для обеспечения лучшего освещения дороги при передвижении в условиях плохой видимости и атмосферных осадков. Они обеспечивают широкий световой луч, у которого усечена верхняя часть. За счет этого свет не отражается от атмосферных осадков, и не слепит водителя, обеспечивая только освещение дороги. Спереди авто противотуманные фары используются парно, сзади же может быть установлен как один, так и два таких фонаря, допускается и полное их отсутствие. Эти фонари являются необязательным осветительным элементом, поэтому используются они далеко не на всех автомобилях. Они располагаются на автомобиле обычно ниже других осветительных приборов и монтируются зачастую в бамперы.

Задние осветительные приборы

Задние блок-фары устанавливаются на автомобиль парно. Как и спереди этот блок совмещает в себе сразу несколько осветительных приборов. Самая простая задняя фара включает в себя габаритные огни и стоп-сигнал. Также в ней дополнительно могут располагаться поворотники и фонарь заднего хода. Если на автомобиле имеются задние противотуманные фары (одна или две), то они могут быть включены в блок-фару или устанавливаться отдельно на бампер. Также к задним осветительным приборам относится фонарь освещения номерного знака.

Стоп-сигнал предназначен для передачи информации другим участникам о том, что автомобиль замедляется или останавливается. Часто помимо блок-фар на авто имеется еще и дублирующий стоп-сигнал, установленный либо на заднем стекле, либо в спойлере.

Фонари заднего хода предоставляют информацию о том, что авто будет двигаться назад, при этом они еще выполняют освещение пространства сзади автомобиля.

Приборы освещения как средство безопасности движения

Приборы освещения служат для обеспечения возможности передвижения транспортного средства в условиях плохой видимости. Однако они помогают выполнять и другую задачу – указание о местоположении машины на дороге, а также информирование водителя встречной машины о дорожной ситуации впереди. Так, движение с включенными приборами освещения в дневное время позволяет своевременно заметить встречный автомобиль и определить до него дистанцию.

  • подача на перекрестке или в пробке короткой вспышки дальним светом – проезжай;
  • двойная вспышка дальним светом встречной машине – впереди опасный участок (затор, повреждение дорожного полотна, авария и т.д.) или ДПС;
  • серия вспышек дальним светом автомобилю, движущемуся с низкой скоростью в попутном направлении – уступи дорогу;
  • кратковременные, не больше одного-двух миганий аварийкой после обгона – знак благодарности, спасибо водителю обгоняемого автомобиля, например, за то, что уступил дорогу.

Конечно, приведенными примерами далеко не исчерпывается система, согласно которой с помощью приборов освещения осуществляется световая подача сигналов, предоставляя водителю дополнительную информацию о ситуации на дороге и позволяя ему предпринять необходимые действия. Хотя для этого используются приборы освещения, от этого она не становится менее эффективной.

Устройство

Система адаптивного освещения состоит из трех основных узлов:

  • устройства обработки данных, определяющие положение авто;
  • блок управления;
  • исполнительные механизмы (сервоприводы).

Обработку данных производит сложная сеть датчиков, определяющих условия движения:

  • угол поворота рулевого колеса;
  • частота вращения колес;
  • уровень освещенности и наличия осадков;
  • датчик осевого направления дорожного полотна.

В работе некоторых комплексов принимают участие видеокамеры, с помощью которых точнее и эффективнее производится контроль положения и освещенности.

Система AFS

Систему AFS впервые создала немецкая компания Volkswagen, но постепенно она распространилась на автомобили других марок. Аббревиатура AFS расшифровывается как Advanced Frontlighting System — система адаптивного освещения поворотов. Этот комплекс устройств считается наиболее популярным и применяется на автомобилях разных фирм:

  • Volkswagen;
  • Opel;
  • Ford;
  • Mercedes;
  • BMW;
  • На многих японских и корейских автомобилях.

Работа комплекса управляется бортовым компьютером. Фарам автомобиля придается определенный поворот при помощи шагового электродвигателя. Каждая из них получает свой угол, чтобы обеспечить наиболее удачный сектор освещенности, соответствующий текущей ситуации. Обеспечивается плавность движения, чтобы не отвлекать водителя рывками и резкими изменениями светового пучка. Особенностью системы AFS является работа только с биксеноновыми фарами.

Система AFL

Система AFL разработана инженерами фирмы Opel и встречается только на машинах этой марки. Отличие ее от наиболее распространенного комплекса AFS заключается в комплексном изменении режима подсветки. Вместе с изменением положения автомобильного головного света используется включение дополнительных лампочек, расширяющих освещенный сектор.

Работа системы зависит от скорости движения — если она превышает 70 км/ч, то система работает только на поворот фар. При снижении скорости включаются дополнительные лампы. Это позволяет безопасно проходить незнакомые участки дороги с резкими поворотами. Система также работает с биксеноновыми лампами, при выполнении обычных маневров она не включается.

Зачем разбираться в электросхемах?

Уметь читать такие схемы довольно важно для всех, у кого есть автомобиль, ведь это поможет сэкономить очень много денег на услугах специалиста. Конечно, какие-то серьезные поломки починить самостоятельно без участия профессионалов сложно, да и чревато, ведь ток ошибок не терпит

Однако если речь идет о какой-либо элементарной неисправности либо же нужно подключить аккумуляторную батарею, ЭБУ, фары, габаритные огни и прочее, то сделать это самостоятельно вполне реально.

Кроме того, нередко мы хотим ввести в цепь и дополнительные электронные устройства, такие как сигнализация, магнитола, автомобильный кондиционер, которые значительно облегчают процесс вождения и наполняют нашу жизнь комфортом. И здесь не обойтись без умения разбираться в электрических схемах, ведь зачастую они прилагаются ко всем перечисленным приборам. Также это актуально и для владельцев машин с прицепом, так как иногда возникают проблемы с его подключением. И тогда понадобится электросхема прицепа легкового автомобиля и, естественно, навыки, позволяющие разобраться в ней.

Отличие автосигнализации от иммобилайзера

Автомобильная сигнализация и имеют схожие охранные функции, но несколько существенных отличий. Эти два понятия часто путают, поэтому нужно внести немного ясности.

Автосигнализация – это целый охранный комплекс, который предупреждает владельца об угоне или попытке проникновения в автомобиль. Также есть множество других функций, таких как отслеживание по спутнику, и т.д.

Иммобилайзер также является эффективной противоугонной системой, но его функции ограничены блокировкой запуска двигателя при попытке завести машину незарегистрированным ключом. Устройство считывает код доступа с чипа (метки) в ключе и распознает владельца. Если угонщик попытается завести автомобиль, то это не получится. Двигатель не запустится. Как правило, иммобилайзер штатно устанавливается во всех современных моделях автомобилей.

Иммобилайзер не защитит машину от взлома и проникновения на стоянке. Он . Поэтому им одним обойтись нельзя. Нужна полноценная автосигнализация.

Звук и безопасность движения

Звуковая сигнализация в первую очередь применяется для оповещения водителей и пешеходов о приближении транспорта. Такой сигнал подается при работе различных устройств, сообщая об их состоянии. Например, при включении указателя поворотов появляется звуковой сигнал. В качестве обязательного элемента звуковая сигнализация входит в состав любой противоугонных систем.

  • по устройству – безрупорные и рупорные;
  • по характеру звучания – тональные и шумовые;
  • по принципу действия – электрические и электропневматические.

Несмотря на различия в устройстве, тональные и шумовые сигналы незначительно разнятся между собой, а наиболее распространенными являются электрические безрупорные и рупорные сигналы. Обычно звуковая сигнализация включает в свой состав несколько отдельных сигналов разного тона – низкого и высокого.

Световая и звуковая сигнализация является обязательной и неотъемлемой составной частью современного транспортного средства и служит для обеспечения безопасных условий при движении автомобиля и предотвращения дорожных происшествий.

Источник http://https://press.ocenin.ru/svetovaya-signalizatsiya-avtomobilya/
Источник http://https://centerakpp.ru/sistema-osvesenia-avtomobila/