Содержание
Транспортный налог на трактор — Тракторист
У этого термина существуют и другие значения, см. Трактор (значения).
Трактор Т-40 Соколова гора, Саратов. Производство тракторов в Союзе ССР и Российской Федерации, тыс. штук (график)
(англ. tractor «тягач») — самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями)[1].
Трактор отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Широко применяется в сельском хозяйстве для пахоты и перемещения несамоходных машин и орудий, как правило оборудуется съёмным или несъёмным навесным и полунавесным оборудованием сельскохозяйственного, строительного или промышленного назначения (например, буровым оборудованием) в зависимости от выполняемых задач. К примеру, промышленный трактор, оборудованный бульдозерным ножом, называется — бульдозер. Слово «трактор» происходит от английского track
(трак — основной элемент гусеницы), «след»[2][3]. Английское слово в свою очередь восходит к латинскому
trahere
, что означает «тянуть», «волочить»[4][5]. Лицо, управляющее трактором, в зависимости от типа, назначения, мощности двигателя, дополнительного оборудования называется: трактористом, машинистом, механиком-водителем, механизатором. В России к управлению любыми видами тракторов допускаются лица только после прохождения обучения и получившие в Гостехнадзоре удостоверение тракториста (тракториста-машиниста)[6].
Содержание
- 1 История 1.1 Изобретение
- 1.2 Внедрение
- 4.1 Колёсный трактор
- 6.1 Сельскохозяйственный трактор
История
Изобретение
Первые подобные тракторам машины появились ещё в XIX веке и были паровыми. Так, ещё в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард использовал для пахоты локомобиль. Во второй половине XIX века на полях Великобритании работало уже около двух тысяч таких машин. В 1892 году Джон Фролих из округа Клейтон, штата Айова, США изобрёл, запатентовал и построил первый трактор, работающий на нефтепродуктах.
Первым паровым гусеничным трактором в мире, вероятно, можно считать изобретение англичанина Джона Гиткота[en] (изобретатель промышленного ткацкого станка) в 1832 (патент) и постройку в 1837 рабочего экземпляра машины, предназначенной для вспахивания и осушения английских болот. В 1858 году американец W. P. Miller изобрёл и построил гусеничный трактор, с которым участвовал в сельскохозяйственной выставке города Мэрисвилл (Калифорния) в 1858 году и получил премию за оригинальное изобретение (патент от 1859 г. US N23853 Warren P.Miller). Ни изобретение Гиткота, ни трактор Миллера дальнейшего развития не получили. Первой признанной практической гусеничной машиной стал Lombard Steam Log Hauler[en] изобретателя Alvin Orlando Lombard в 1901 году.
В России первая заявка на «экипаж с подвижными колеями», то есть на гусеничный ход, была сделана в 1837 году русским крестьянином, впоследствии штабс-капитаном русской армии, Дмитрием Загряжским. Вот как он описал своё изобретение: «Около каждого обыкновенного колёса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твёрдую поверхность» (из привилегии, выданной в марте 1837 года)[7].
По недостоверным источникам, первый русский паровой гусеничный трактор был построен уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым. Согласно документам, в 1879 году он получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам» и вскоре построил такую гусеничную тележку для использования с конной тягой. Также Блинов выступал с докладом «Паровоз с бесконечными рельсами для просёлочных дорог» на нижегородской выставке в 1896 году[8]. Писатель Лев Давыдов (наст. фамилия Ломберг) утверждал, что постройка прототипа (самоходного) трактора была закончена Блиновым в 1888 году. Готовой паровой машины малых габаритов ещё не существовало, и Фёдор Абрамович сам соорудил её из листового железа и труб сгоревшего вблизи Балаково парохода. Затем он изготовил такую же вторую машину. Обе они делали по сорок оборотов в минуту. Каждая из них управлялась раздельно. Скорость движения трактора соответствовала скорости движения быков — три версты в час. Таким образом, устройство приводилось в действие двумя паровыми машинами (по одной на каждую «гусеницу») мощностью в 10-12 лошадиных сил каждая. Ф. А. Блинов продемонстрировал его в 1889 г. в Саратове и в 1897 г. на Нижегородской ярмарке. Однако этот трактор так и не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.[9] Несмотря на распространённость мнения о постройке Блиновым трактора, ни в архивах, ни где-либо ещё нет ни одного документального свидетельства об этом, есть только свидетельства о постройке им гусеничного вагона на гужевом ходу. Сведения о постройке Блиновым самоходного устройства ранее публикаций Льва Давыдова отсутствуют. (Подробнее см. Блинов, Фёдор Абрамович)
В 1896 году Чарльз В. Харт и Чарльз Парр разработали двухцилиндровый бензиновый двигатель. В 1903 году их фирма построила 15 тракторов. Их шеститонный #3 является старейшим трактором с двигателем внутреннего сгорания в Соединённых Штатах и хранится в Смитсоновском Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия. Бензиновый двухцилиндровый двигатель имел совершенно ненадёжную систему зажигания и мощность 30 л. с. на холостом ходу и 18 л. с. под нагрузкой[10].
Дэн Элбон с его прототипом Ivel Agricultural Motor. Фото из North Bedfordshire Gazette, 23 января 1903
Первым практически пригодным был трёхколёсный трактор Ivel Дэна Элборна 1902 года. Было построено около 500 таких лёгких и мощных машин.
В 1912 году немецкая фирма Hanomag начинает выпускать тракторы. В том же году начала выпуск гусеничных тракторов. Машина эта не была гусеничной в полном смысле этого слова, так как металлические ленты были надеты только на задние опорные колёса, а впереди у этой машины оставили обыкновенные колёса. В 1913 году на Всероссийской выставке в Киеве, где был выставлен «Холт», русские эксперты определили его неполноценность. учла указания русских инженеров и переделала трактор целиком на гусеничный ход в 1914—1915 годах.
Внедрение
В 1917 году в США началось массовое производство тракторов Fordson на заводах Форда.
Первый советский трактор «Коммунар»
В России оценило важность тракторов для страны только Советское правительство после 1917 года, выделив деньги на постройку тракторов в трудные для страны годы интервенции. Начиная с 1918 г. по указанию В. И. Ленина осуществляется подготовка производства для выпуска тракторов. В 1919 г. изобретатель Я. В. Мамин создал трактор «Гном» с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт. Производство тракторов было настолько важным, что был издан Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1921 г. о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности. В 1922 г. начинают выпускаться тракторы «Коломенец-1» конструкции Е. Д. Львова. В 1922—1923 годах создаётся трактор «Запорожец» под руководством инженера Л. А. Унгера. В 1923 году на токмакском начался выпуск первых в СССР тракторов[11].
В 1924 году в СССР начался выпуск сразу трех моделей тракторов: «Коммунар» (Харьковский паровозостроительный и «Фордзон-Путиловец» (Красный Путиловец). В 1930 году были основаны Сталинградский тракторный завод и Харьковский тракторный завод, а в 1933 году — Челябинский тракторный завод. С 1934 года в Ленинграде стал выпускаться трактор «Универсал» (копия трактора Farmall F-20[en] американской фирмы International Harvester) с керосиновым двигателем и металлическими колёсами. «Универсал» был первым отечественным трактором, экспортируемым за границу.
Несмотря на сохранившуюся дореволюционную производственную базу (пять заводов пригодных для изготовления тракторов) и наличие собственных разработок (тракторы «Гном», «Коломенец-1», «Карлик», «Запорожец», «Коммунар»), советская промышленность не смогла дать сельскому хозяйству ни достаточного количества тракторов, ни качества выпускаемой продукции. В 1924-25 годах планировалось выпустить 1 120 тракторов, однако этот план не был выполнен. В 1925-26 годах планировалось выпустить 1 800 тракторов всех типов (с одновременной закупкой за рубежом 14 950 машин), фактически же было произведено менее 900 тракторов, большинство из которых «разваливалось на части после нескольких недель или месяцев работы»[12]. Тем не менее, таким образом были заложены основы отечественного тракторостроения и подготовлены первые кадры тракторостроителей. Дальнейшее развитие страны требовало строительства крупных специализированных тракторных заводов. Используя полученную от продажи зерна, леса, нефти и нефтепродуктов валюту, с помощью американских и европейских инженеров и поставок оборудования нескольких сотен иностранных компаний, были построены: Сталинградский тракторный завод в 1930 г. (выпускал тракторы СТЗ-15/30 (McCormick Deering 15-30, фирма International Harvester), Харьковский тракторный завод в 1931 г. (выпускал тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ), Челябинский тракторный завод в 1933 г., выпускавший гусеничные тракторы С-60 (Caterpillar Sixty). За десять предвоенных лет отечественная промышленность произвела для сельского хозяйства порядка 700 тыс. тракторов. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40 % их мирового производства.
В годы Великой Отечественной войны был построен Алтайский тракторный завод, а в послевоенные годы — заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишинёве, Ташкенте, Павлодаре.
Устройство трактора
Основная статья: Устройство трактора
Мирный трактор, 1920-е годы.
Основные элементы трактора: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование. Вне зависимости от типа, силовой установкой современных тракторов является дизельный двигатель (раньше также использовались бензиновые, керосиновые, газогенераторные, нефтяные двигатели внутреннего сгорания). Рулевое устройство колёсных тракторов аналогично автомобильному. Для осуществления поворота гусеничных тракторов притормаживают одну из гусениц фрикционом.
Рабочее оборудование: Тракторы оборудуются гидравлической навесной системой (ГНС), которая служит для соединения трактора с навесной и полунавесной машиной, и управления работой этих машин. ГНС состоит из двух основных частей: из навесного устройства и гидравлической системы. Также на многих тракторах имеется вал отбора мощности (ВОМ), который предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых[13] с тракторами передвижных или стационарных машин.
Как зарегистрировать тракторы и самоходные машины в Подмосковье
Современное сельское хозяйство связано с использованием техники — тракторов и различных самоходных машин. О том, как поставить на учет эти транспортные средства, читайте в материале портала mosreg.ru.
Кто может получить услугу
Источник: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области
Собственники тракторов, самоходных машин и прицепов должны зарегистрировать свои транспортные средства. В Подмосковье эта услуга осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Поставить на учет транспортные средства могут как граждане РФ, так и иностранцы и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации. В случае, если собственником машины является физическое лицо до 14 лет, то от его имени должен выступить законный представитель. Собственники старше 14 лет, не достигшие совершеннолетия, подают заявление самостоятельно, но с письменного согласия родителей.
На учет ставятся внедорожные автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, не подлежащие регистрации в подразделениях Госавтоинспекции, а также номерные агрегаты и прицепы этих машин.
Государственная регистрация осуществляется после предъявления машины для осмотра.
Читайте, как в Подмосковье проходит ремонт дорог >>
Необходимые документы
Источник: Фотобанк Московской области, Анастасия Осипова
Для того чтобы поставить эти транспортные средства на учет, понадобятся следующие документы:
- заявление на совершение регистрационных действий;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя (при отсутствии в паспорте записей о регистрации по месту жительства представляется также документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания);
- паспорт самоходной машины и других видов техники;
- правоустанавливающие документы (в случае замены номерного агрегата);
- свидетельство о регистрации машины (при наличии);
- государственный регистрационный знак «Транзит» (если ранее выдавался);
- сертификат соответствия (на новую машину или изготовленную в порядке индивидуального творчества, или отремонтированную с изменением конструкции, или собранную копию серийно выпускаемых машин);
- сводный акт для машины, снятой с вооружения и переданной (проданной) из Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для использования в хозяйственных целях;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (если максимальная конструктивная скорость транспортного средства составляет более 20 км/ч);
- при обращении от доверенного лица – документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя;
- оплаченная квитанция (2350 рублей).
Как в Подмосковье оформить европротокол при ДТП через мобильное приложение>>
Где подать заявку
Источник: , пресс-служба администрации городского округа Красногорск
Заявление и комплект документов можно подать как лично, в отдел управления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области или в МФЦ, или онлайн через портал государственных и муниципальных услуг Московской области.
Как получить удостоверение тракториста в Подмосковье>>
Сроки предоставления услуги
Источник: Фотобанк Московской области
Максимальный срок оказания услуги – 22 дня. По истечении этого срока заявитель получает свидетельство о регистрации машины, государственный регистрационный знак, паспорт самоходной машины и других видов техники или ранее выданный паспорт самоходной машины и других видов техники с необходимыми в нем отметками.
Читайте, как получить разрешение на деятельность такси в Подмосковье>>
Отличия от других транспортных средств
Гусеничный трактор с паровым двигателем.
Необходимостью развития большой силы тяги при небольшой скорости движения обусловлены многие особенности конструкции трактора. Так на тракторах используются предпочтительно дизельные двигатели в том числе потому, что способны выдавать большой по величине крутящий момент при относительно низких скоростях вращения. Двигатели тракторов в большинстве случаев рассчитаны на возможность длительной работы при постоянной частоте вращения и высокой нагрузке.
трактора обычно имеет большое количество передач, для того, чтобы обеспечивать работу двигателя в оптимальном диапазоне оборотов при различных нагрузках и скоростях движения. Также на тракторах могут применяться гидротрансформаторы или даже электрическая передача.
Необходимость реализации большой силы тяги требует использования движителя соответствующего задаче. В большинстве случаев тракторы предназначены для движения по поверхностям, не приспособленным для движения транспорта, и могут быть не рассчитаны на движение по дорогам общего пользования. Наиболее распространены колёсные тракторы, в которых ведущие, либо все колёса имеют большую площадь контакта с поверхностью и грунтозацепы, а также гусеничные и полугусеничные. Для увеличения силы тяги применяется балластный вес.
С тракторами агрегируются различные навесные и прицепные агрегаты, а также рабочие органы. Некоторые из них требуют для своей работы подвода энергии. Для этой цели на тракторах устанавливаются валы отбора мощности, а также гидронасос создающий давление для работы гидроприводов.
Как рассчитать транспортный налог на трактор
Самостоятельный расчет транспортного налога на трактор производится по следующей формуле:
Сумма транспортного налога = мощность трактора * ставку налога * срок использования трактора в течение налогового периода (12 месяцев)/12
Мощность трактора определяется в соответствии с нормативом, указанным в паспорте транспортного средства. Для расчета налога мощность измеряется в лошадиных силах.
Если в указанном документе параметр указан в Квт, то для перевода этой единицы измерения в лошадиные силы необходимо умножить показатель на 1,36.
Ставка транспортного налога на трактор определяется законодательством региона, в котором зарегистрирован его владелец (ставки налога в отдельных регионах РФ указаны ранее).
Срок использования трактора определяется в месяцах фактического владения транспортом определенным собственником.
При определении параметра необходимо пользоваться следующими правилами:
- если трактор был поставлен на учет ранее 15 числа месяца, то этот месяц полностью включается в налоговый период;
- если трактор был поставлен на государственный учет позже 15 числа, то период налогообложения начинает исчисляться со следующего месяца.
Например, при регистрации трактора 27 мая период налогообложения составит 7 месяцев (с июня по декабрь соответственно).
Например, необходимо определить сумму транспортного налога на трактор мощностью 200 л.с., зарегистрированный в Свердловской области 8 сентября 2020 года.
Параметры для расчета:
Мощность | 200 л.с. |
Ставка налога в Свердловской области | 16 рублей за 1 л.с. |
Срок использования трактора | 4 месяца (сентябрь – декабрь) |
Сумма налога к оплате = 200*16*4/12 = 1 067 рублей.
Возможно ли повышение транспортного налога в 2020 году, рассматривается в статье: повышение транспортного налога в 2020 году. Как рассчитать транспортный налог в СПб в 2020 году, читайте здесь.
Тракторы по типу движителя
В тракторах применяются два вида движителей — колёсные и гусеничные. Оба типа имеют преимущества и недостатки.
Колёсный трактор
Современные колёсные тракторы можно использовать на дорогах общего пользования, где они могут развивать относительно большую скорость. Однако их сила сцепления с грунтом ограничена, а следовательно, ограничена и сила тяги. На рыхлой почве такие тракторы могут пробуксовывать. Для устранения этого недостатка были созданы тракторы с приводом на все колёса, однако такие машины отличаются большим весом и при движении по полю они слишком сильно уплотняют землю. Для снижения давления на почву ширина шин тракторов в последнее время увеличивается (особо тяжёлые модели оснащаются сдвоенными и даже строенными колёсами, как правило, на обеих осях). Некоторые колёсные тракторы имеют возможность перехода на полугусеничный ход, а также шины низкого давления для работы на переувлажнённых и рыхлых почвах.
Гусеничный трактор
ДТ-75
Гусеничные тракторы имеют бо́льшую силу тяги, чем колёсные. Основной недостаток большинства гусеничных тракторов — невозможность перемещения по асфальтированным дорогам без разрушения покрытия, исключение составляют тракторы с резинотросовыми гусеницами. Небольшие скорости движения гусеничных тракторов (5-40 км/ч) компенсируются уменьшенным давлением на грунт по причине большой площади контакта с грунтом, при той же массе, что и у колёсного трактора. Гусеничные тракторы широко применяются в сельском хозяйстве, на слабонесущих почвах и в промышленности из-за своей неприхотливости. В зависимости от назначения тракторы существенно отличаются конструктивными решениями.
Классификация тракторов по назначению
Сельскохозяйственный трактор
Особенности эксплуатации тракторов на сельскохозяйственных работах, а именно, сезонность работ и большие обрабатываемые площади предъявляют к конструкции трактора следующие требования:
- возможность быстрой смены навесного и прицепного оборудования;
- возможность работы и передвижения на повышенных скоростях при сохранении возможности работать с некоторыми машинами (например, картофелекопалками) на предельно малых скоростях;
- необходимость унификации присоединительных устройств у различных моделей тракторов и навесных машин;
- возможность обслуживания и ремонта в полевых условиях.
Поэтому в конструкции сельскохозяйственных тракторов применяются следующие решения:
- двигатель с повышенным числом оборотов;
- многоступенчатая коробка передач;
- возможность установки ходоуменьшителя;
- подрессоренная подвеска;
- унифицированная задняя навесная система (маятниковая, рычажно-маятниковая, рычажная);
Сельскохозяйственные тракторы, выпускавшиеся в Союзе ССР, в зависимости от силы тяги на крюке (в тонна-силах) разделялись на классы[15]: 0,2 («Риони»); 0,6 (Т-25); 0,9 (Т-28Х4, Т-40); 1,4 (МТЗ-50, ЮМЗ-6, МТЗ-80, МТЗ-82); 2,0 (Т-54С); 3,0 (ДТ-75, ДТ-75М, Т-150, Т-150К); 4,0 (Т-4А); 5,0 (К-700, К-701); 6,0 (Т-130).
- Колёсный трактор с калоризаторным двигателем, 1948 год Германия
- Унифицированная маятниковая навеска сельскохозяйственного трактора (с закреплённым водяным насосом дождевального агрегата)
- Унифицированная маятниковая навеска сельскохозяйственного трактора. Узкие колёса обеспечивают движение по междурядьям
- Ходовая часть быстроходного гусеничного трактора ДТ-75
- Колея пропашного трактора устанавливается точно кратной ширине междурядий
- Пахотный трактор. На каждую ось установлено по 6 колёс
Сельскохозяйственные тракторы подразделяются на пропашные и общего назначения.
- Пропашные тракторы предназначены для послепахотной обработки почвы и посевов, используются на сенокосах, уборке овощных и кормовых культур. Могут осуществлять вспашку лёгких почв в садах и теплицах. Отличительной особенностью пропашного трактора является проходимость в междурядьях. Различают несколько схем междурядной обработки, определяющие компоновку пропашного трактора.
Узкогабаритные пропашные тракторы имеют габаритную ширину меньше ширины междурядья и большой дорожный просвет. Используются при возделывании фруктовых и ягодных деревьев и кустарников, а также высокостеблевых овощных культур. К узкогабаритным пропашным тракторам относятся например садоводческие и виноградниковые модификации тракторов Т-38 и Т-70. Мотоблоки и мотокультиваторы также являются разновидностью узкогабаритных пропашных тракторов. Высококлиренсные пропашные тракторы имеют высоко поднятый остов, движущийся над рядами растений. Ходовая часть таких тракторов узкая, что позволяет уменьшить ширину междурядий. В зависимости от количества рядков растений, находящихся под остовом трактора различают однорядную, двухрядную и многорядную обработку. Для возделывания большинства культур вполне достаточно дорожного просвета 450 мм. С другой стороны, при таком дорожном просвете трактор всё ещё обладает достаточной устойчивостью, что позволяет использовать его и на других работах. Пропашные тракторы с дорожным просветом порядка 450 мм получили название универсально-пропашных
. Универсальность подразумевает как возможность возделывания различных культур, так и выполнение различных работ. Важной особенностью универсально-пропашных тракторов является возможность регулирования ширины колеи.
Кроме универсально-пропашных тракторов выпускаются и специализированные высококлиренсные пропашные тракторы. В частности хлопководческие тракторы имеют трёхколёсную ходовую часть и дорожный просвет от 650 мм до 1500 мм.
Универсально-пропашные тракторы могут использоваться для выполнения других работ, для привода стационарных машин. Универсально-пропашные тракторы в основном колёсные. Энергоёмкость универсально-пропашных тракторов лежит в пределах от 18 до 60 лошадинных сил на одну тонно-силу тяги.
Тракторы общего назначения подразделяются на пахотные и транспортные.
- Пахотные тракторы предназначены для сплошной пахоты почв на полях. Пахотные тракторы производства СССР имели
- тяговый класс от 3 до 10 тонно-сил и энергоёмкость от 25 до 30 лошадиных сил на одну тонно-силу тяги. Гусеничные тракторы осуществляют вспашку на скоростях 6-10 км/ч, а колёсные — 10-20 км/ч. Пахотные тракторы имеют смещённый вперёд центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы при работе с плугом равномерно распределить вес на всю длину гусеницы.
- Транспортные тракторы бывают только колёсными. Предназначены для перевозки сельскохозяйственных грузов на прицепах. Имеют высокие рабочие скорости — до 50 км/ч (Т-150). Перевозка сельскохозяйственных грузов транспортными тракторами менее затратна, чем грузовыми автомобилями повышенной проходимости аналогичной грузоподъёмности. Колёсные тракторы общего назначения сочетают в себе функции пахотных и транспортных. Тракторы общего назначения имеют меньший дорожный просвет по сравнению с пропашными.
В последнее время получили распространение пахотно-пропашные тракторы, ходовая часть которых допускает установку узких колёс для пропашных работ, широких колёс для транспортных работ и спаренных — для пахоты.
Ввиду большой универсальности сельскохозяйственных тракторов они также являются базовыми машинами лёгких строительных бульдозеров и коммунальной техники.
В СССР ряд сельскохозяйственных тракторов (Т-74, МТЗ-82, Т-150К, К-700) имели промышленные модификации для работы с прицепными скреперами, грейдерами, погрузчиками и другими строительными и дорожными машинами, требующими повышенных рабочих скоростей.
Промышленный трактор
Промышленный трактор предназначен для работы в качестве базовой машины в землеройном или строительном агрегате: бульдозере, скрепере, трубоукладчике. Промышленный трактор характеризуется следующими особенностями:
- эксплуатация в течение всего срока службы с одним и тем же типом рабочего оборудования;
- работа на пониженных скоростях с большим тяговым усилием в условиях буксования ходовой части;
- возможность работы на твёрдых (в том числе скальных) грунтах;
- возможность работы на переувлажнённых грунтах;
- необходимость точного позиционирования рабочего органа относительно грунта;
- доставка к месту проведения работ на спецтранспорте.
- Бульдозерно-рыхлительный агрегат Б-10 на базе промышленного трактора Т-170
- Для улучшения обзора машинистом бульдозерного оборудования промышленный трактор Т-330 имеет переднее расположение кабины. Сравнительно редкое техническое решение
- ДЭТ-250М — один из немногих в мире тракторов с электромеханической трансмиссией
- Жёсткая подвеска и усиленная гусеница помогают трактору работать на твёрдых грунтах. Для буксировки прицепных землеройных машин (скрепера, грейдера) трактор имеет тягово-сцепное устройство
- Бульдозерно-рыхлительный агрегат Caterpillar D9 (США)
Конструкция промышленных тракторов отличается следующими решениями:
- малооборотистый двигатель с высоким крутящим моментом;
- применение гидротрансформатора на тракторах тягового класса 15 и выше.
- коробка перемены передач с шестернями постоянного зацепления, смазываемыми под давлением;
- жёсткая (или полужёсткая) подвеска;
- ходовая часть и рама усиленной конструкции;
- бронированные капот и нижняя часть моторного отсека для защиты двигателя от камней, переваливающихся через отвал;
- наличие усиленных шарниров для крепления отвала, рыхлителя и гидроцилиндров;
- гидравлическое оборудование повышенной энергоёмкости;
- улучшенная обзорность из кабины вперёд;
- возможность работы при низких температурах.
Отличительно особенностью промышленных тракторов является смещённый назад центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы в составе бульдозерного агрегата (вес отвала может составлять до 20 % веса трактора) распределение веса на всю длину гусениц было равномерным. Поэтому, при использовании трактора без бульдозерного отвала на переднюю часть рамы устанавливается противовес.
Низкие рабочие скорости (2-3 км/ч) промышленных тракторов обуславливают их сравнительно невысокую энергоёмкость — порядка 15 лошадиных сил на одну тонно-силу тяги.
Для промышленных тракторов оптимальна гидромеханическая трансмиссия, позволяющая реализовывать полную мощность двигателя на особо малых скоростях. Встречаются тракторы с электрической передачей (например, ДЭТ-250М. ДЭТ-320).
В отличие от сельскохозяйственных тракторов, промышленные являются узкоспециализированными, изначально проектируемые для работы в составе конкретного типа машины (обычно бульдозерно-рыхлительного агрегата).
Промышленные тракторы преимущественно гусеничные, но для работы с погрузчиками и некоторыми дорожными машинами применяют и колёсные тракторы (в основном, модификации сельскохозяйственных тракторов).
В СССР на базе промышленных тракторов создавались сельскохозяйственные тракторы для пахоты целинных земель (Т-100МГС, Т-130, Т-170), отличавшиеся установкой задней навески сельскохозяйственного типа.
Трелёвочный трактор
Двигатели и кабина трелёвочного трактора расположены спереди. За ними платформа для трелёвки леса
Трелёвочный трактор предназначен для перевозки стволов деревьев от места рубки до места промежуточного складирования. Трелёвочные тракторы обычно строятся на базе сельскохозяйственных тракторов и отличаются от них компоновкой, позволяющей разместить на задней части рамы платформу с лебёдкой для чекерной трелёвки леса (например ТДТ-55, ТТ-4) или гидравлический захват для бесчекерной трелёвки леса (например ЛТ-187 на шасси ТТ-4М). Отличительной особенностью трелёвочных тракторов является ходовая часть с большой опорной площадью, что снижает эрозионное действие на лесную подстилку.
Трактор Катерпиллар, буксирующий орудия на фронте ПМВ (1916 год).
Армейский трактор
Ранее тракторы находили применение и в строевых частях вооружённых сил (армий) многих государств. Широко использовались в Первую мировую войну. Армейский трактор предназначен для буксировки артиллерийских орудий и других прицепных систем вооружения. Основные требования, предъявляемые к армейским тракторам — высокая скорость на марше, высокая проходимость, приспособленность для работы в различных климатических условиях. Армейские тракторы представляли собой, как правило, модификации сельскохозяйственных и трелёвочных. В годы Второй мировой войны в ряде действующих армий (в том числе в Красной армии) нашли применение бронетракторы, на которые устанавливалось пушечное вооружение или реактивные системы залпового огня «Катюша» (к примеру — СТЗ-5-НАТИ). В современных условиях применяются крайне редко, поскольку по тактико-техническим характеристикам уступают современным автомобилям-тягачам повышенной проходимости. В Советской армии ВС Союза ССР, начиная с 1950-х годов, тракторы применялись только в специальных войсках, хотя в армиях стран NATO — OTAN все ещё ограниченно используются для транспортировки артиллерийских орудий в условиях труднопроходимой местности.
Колесные тракторы
Продолжим тему о колесниках – Колесные тракторы.
Именно в 70-е годы начал накапливаться опыт работы в лесозаготовительной промышленности использования колесных тракторов на трелевке древесины. Раз применение колесников в лесу стало широко внедряться, то данный метод не стал «беспочвенным» результатом. Достоинством колесных трелевочников является то, что они более маневренны, чем гусеничные собратья, имеют большую удельную мощность (мощность, приходящую на единицу веса трактора), могут передвигаться по волоку с большими скоростями.
Использование наибольшей мощности за счет повышенных скоростей положительно отображается на производительности колесников. Колесные тракторы чрезвычайно эффективны при предельно дальних и средних расстояниях трелевки. Эффективность эта отображается в отрезке времени, расходуемого на формирование трелюемой пачки и она, будет меньше, чем доля времени, расходуемая на перемещение трактора.
Однако проходимость колесников по делянке на слабом грунте и глубоком снежном покрове значительно хуже, нежели у «гусеняк» (и это понятно). Стоит отменить такие колесники, которые имеют конструкцию с шарнирно-сочлененной рамой. Эти колесные тракторы значительно лучше работают на волоках с имеющимся значительным числом препятствий в виде камней и на песчаных грунтах. Гусеничные аналоги в этих условиях быстрее изнашивают свою ходовую часть.
Колёсные тракторы особенно эффективны на прямой вывозке. Это когда происходит перемещение деревьев или хлыстов на нижние склады именно с делянок, а также в горных условиях. Для того чтобы повысить эффективность работы колесников как в делянке (волоке), так и на дороге, технику оснащают шинами переменного давления.
Для примера хотелось бы привести примеры специализированных тракторов К-703, «Кировца» (аналог Т-150) и такое чудо как Т-5Л. В настоящее время им на смену пришли современные образцы, несколько усовершенствованные, но мало применяемые. Скорее всего, на это повлияло дороговизна техники. Ведь согласитесь, что например, «котиками» продолжают работать советских годов выпуска. Но вернемся к теме…
Итак, эти колесники оснащены лебедкой для сбора пачки, аркой либо щитом для подъема передней части трелюемой пачки. На данные трелевочники впереди устанавливают бульдозерное оборудование, которые используются на подготовительных и дорожных работах. Отвал позволяет расчищать путь при передвижении техники. Заднюю часть рамы и колеса тракторов предохраняет металлический щит.
Тракторы имеют двойную раму (2 части), которые соединяются между собой двойными шарнирами (горизонтальным и вертикальным). Многие знают эту «переламывающую» особенность, которая позволяет эффективно маневрировать этим колесникам и разворачиваться на волоках. Вертикальный шарнир служит для уменьшения радиуса поворота трактора, а горизонтальный – для приспособления колес к профилю дороги и разгрузки рамы от скручивающих нагрузок при движении по пересеченной местности.
В свое время небезызвестным ЦНИИМЭ, который специализировался на разработке лесохозяйственной и заготовительной технике, был разработан КТЦ (аналогичный Т-150). При средней рейсовой нагрузке 4,1м3 и расстоянии трелевки до 1 км его производительность в смену составила 45 м3 при среднем объеме хлыста 0,34-0,6 м3. Например, 75-ка (ТДТ-75) при этих же условиях выдавала лишь 24 м3 в смену.
Колесники, имея значительные скорости движения, изменяющиеся в широком диапазоне, успешно выполняли работу, как на трелевке, так и на прямой вывозке на расстояние до 8-10 км.
Мне не приходилось работать с «переламывающимися» тракторами. Однако по роду своей деятельности в лесхозе, во время проверок работы бригад, приходилось наблюдать работу Т-150. Поразила особенность работы этого колесника в заболоченной лесосеке (осенью), от которой многие заготовители отказались именно по причине недоступности и нецелесообразности применения «котиков». Бригада успешно работала на делянке с использованием Т-150, правда и ему доставалось изрядно! Особенно с высокой корневой, пни которых «растут» при интенсивной трелевке и разворотах.
В нашем предприятии на лесозаготовках работают лесозаготовительные бригады. Две бригады оснащены ТДТ-55, а третья – Беларусом МТЗ-82. «Белоруссовская» бригада по объему заготовленной древесины часто лидирует (на конец месяца). Лукавить не буду – под колесник подбирается ровная лесосека, с меньшим качеством косогоров и трясины. Тем не менее, бригада не разу не заготовила менее 1000м³ в месяц.
Пишите и обсуждайте тему колесные тракторы.
Доп.источник – технология и машины лесосечных и лесовосстановительных работ.
Похожие статьи:
- Колесные тракторы 2: сколько кубов можно заготовить?
Примечания
- Трактор
, статья из Большой советской энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. - Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.
- Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.
- Houghton Mifflin (англ.)русск..
The American Heritage Dictionary of the English Language (англ.). — 4th. — Boston and New York: Houghton Mifflin (англ.)русск., 2000. — P. 1829. — ISBN 978-0-395-82517-4. Архивная копия от 12 января 2012 на Wayback Machine - Merriam-Webster Unabridged (MWU). (Online subscription-based reference service of Merriam-Webster, based on Webster’s Third New International Dictionary, Unabridged. Merriam-Webster, 2002.) Headword tractor
. Accessed 2007-09-22. - Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 № 796 (ред. от 06.05.2011).
- Давыдов, 1949, с. 27.
- Скоренко, 2020.
- Давыдов, 1949, с. 21−22.
- Hart Parr #3 Tractor на сайте Национального музея американской истории (англ.)
- Удод И. С.
Токмак — родина отечественного тракторостроения // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 1, с. 87-92. - Sutton—Western-Technology-1917-1930.
- Система агрегатирования (неопр.)
.
Система агрегатирования в промышленности
(2007). - Александр Стёпченко.
Тракторы: классификация и характеристики (рус.).
Спецтехника инфо
. https://spectekhnika.info/.+Дата обращения 29 августа 2017. - Трактор: Учебн. пособие для учащихся 9 и 10 кл. сельск. школы / Под. ред. Орлова М. А.. — М.: Просвещение, 1977. — 303 с.
- НУК «Научно-технический музей истории трактора» (неопр.)
. trackmuseum.ru. Дата обращения 8 сентября 2020.
Ставки
Налогообложение владельцев тракторов и иной сельхозтехники производится в соответствии со следующим документами:
- Налоговым Кодексом (глава 28);
- региональными законами, например, в Санкт-Петербурге это Закон города от 16 октября 2002 года.
Федеральным законодательством установлено, что от оплаты налога на движимое имущества освобождаются все трактора, комбайны и самоходные машины, которые зарегистрированы на предприятия или частные лица, являющиеся производителями сельскохозяйственной продукции и используются исключительно в целях сельхозпроизводства (статья 358 НК РФ).
Региональными и федеральными законами установлены налоговые ставки, которые необходимы для самостоятельного расчета суммы налога на иные трактора и специальные автомашины.
Причем Налоговым Кодексом установлена общая ставка, а местными законами – региональная, которая не может отличаться от федеральной больше или меньше чем в 10 раз.
Какие ставки предусмотрены для сельскохозяйственной техники в разных регионах РФ?
Ответ на этот вопрос можно получить, ознакомившись со следующей таблицей (в целях налогообложения трактор попадает в категорию «другие самоходные транспортные средства»):
Особенности процедуры государственной регистрации самоходных машин
УСТРОЙСТВО САМОХОДНЫХ МАШИН СЕЛЬКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Специальность 3-74 06 51 Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ
Квалификация 3-74 06 51-52 Тракторист-машинист категории «А, В, С, D»
Обеспечение продовольственной безопасности страны и производство дешевых продуктов питания и сырья для перерабатывающей промышленности это важнейшие задачи сельскохозяйственного производства. Уборка зерновых и крупяных культур, семенников трав, кукурузы на зерно, а так же подсолнечника, рапса, сои в Республике Беларусь обеспечивается самоходными зерноуборочными комбайнами. Создан целый ряд самоходных комплексов для уборки кормовых и технических культур. Согласно машиностроительным нормативам самоходные комбайны относятся к машинам высшей категории сложности, так как кроме передвижения они выполняют сложный технологический процесс, связанный с уборкой и переработкой более 30 различных сельскохозяйственных культур. Практика показывает, что лучших результатов добиваются хозяйства, рационально использующие высокотехнологические современные сельскохозяйственные технологические комплексы. Эксплуатировать подобную технику должны грамотные специалисты. Цель предмета: дать будущим трактористам-машинистам теоретические знания и практические навыки по устройству, работе и техническому обслуживанию базовых моделей самоходных сельскохозяйственных машин.
В результате изучения предмета «Устройство самоходных машин сельскохозяйственного назначения» обучающийся должен:
- представлять роль комплекса самоходных сельскохозяйственных машин в современном сельскохозяйственном производстве;
- понимать устройство, процесс работы самоходных сельскохозяйственных машин, правила их эксплуатации;
- понимать способы выявления, устранения и предупреждения основных неисправностей, порядок выполнения регулировочных работ;
- характеризировать признаки и причины основных неисправностей самоходных сельскохозяйственных машин;
- выполнять демонтажно-монтажные работы по замене рабочих органов, других сборочных единиц и механизмов, проводить регулировочные работы;
- читать и применять техническую документацию.
Категории самоходных машин и удостоверения, необходимые для управления ими
Как преподавателю учебного центра мне приходится регулярно сталкиваться с фактами, когда учащиеся, да что там учащиеся – руководители предприятий, направляющие специалистов на обучение вождению той или иной техники, не представляют себе, какие удостоверения им для этого требуются. Между тем этот вопрос обеспечения безопасности труда на предприятии крайне важен как для рабочих, так и для самих руководителей. Ведь в случае каких-либо инцидентов на складе проводится расследование, и управление самоходной машиной одной категории водителем, имеющим удостоверение тракториста-машиниста другой, квалифицируется как управление без прав.
К ответственности, а в зависимости от последствий она может быть вплоть до уголовной, в таких случаях привлекаются как непосредственные исполнители, так и руководители (должностные лица), допустившие управление техникой не имеющим на это права персоналом. Между тем разобраться в категориях самоходных машин и удостоверениях, необходимых для управления ими, достаточно просто. Нам поможет в этом Постановление № 796 от 12.07.1999 г. Правительства РФ «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», где типы машин и необходимые удостоверения разложены по полочкам.
Итак, документ, разрешающий управление самоходной машиной и выдаваемый на руки водителю, называется удостоверением тракториста-машиниста. В нем присутствуют записи о следующих категориях техники.
Категория A – автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее. В нее входят:
• I – внедорожные мототранспортные средства (под эту категорию попадают квадроциклы и снегоходы);
• II – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тыс. кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (в нее входят так называемые болотоходы – четырехколесные машинки с двумя местами типа side-by-side и, как правило, с кузовом);
• III – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тыс. кг (за исключением относящихся к категории A IV). Примером машин этой категории может послужить карьерный самосвал или вездеход типа «Урал – Полярник»;
• IV – внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более восьми сидячих мест (в частности, перронный автобус, который применяется в аэропортах).
Категория B – гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт, неважно какого типа – хоть дизельным, хоть бензиновым или электрическим. Под нее попадают как мини-тракторы и мини-экскаваторы, так и большинство электропогрузчиков. Наиболее распространенные особые о, «тракторист», «водитель электропогрузчика».
Категория C – колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт. Это пожалуй, самая популярная категория: к ней относятся как большинство вилочных дизельных погрузчиков, так и фронтальные ковшовые погрузчики, начиная от их мини-варианта – «бобкэта» – до некоторых моделей «Амкодор». Наиболее распространенные особые о, «машинист экскаватора», «тракторист». Особые отметки могут быть такими же, как и в категории С.
Категория D – колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт. Мощные фронтальные погрузчики таких марок, как Dresta, Volvo, Caterpillar и др., предназначенные для перегрузки крупнотоннажных морских контейнеров, – вот представители этой категории. Особые отметки могут быть такими же, как и в категории С.
Категория E – гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт. Наиболее распространены такие особые о и «тракторист».
Категория F – самоходные сельскохозяйственные машины.
Пункты постановления определяют, какие записи и отметки допускается делать в удостоверении:
5. В целях обеспечения контроля за соответствием выполняемых работ присвоенной квалификации в графе для особых отметок удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) делается ограничительная или разрешительная запись о наличии квалификации (квалификациях).
6. При наличии в удостоверении тракториста-машиниста (тракториста) разрешающей отметки (о, «C», «D» и «E» не требуется внесения дополнительных записей для выполнения работ, соответствующих квалификации тракториста.
Что же такое особые отметки? Дело в том, что все трактористы-машинисты, как и любые рабочие, обучаются в учебных заведениях по определенным программам. Есть программы обучения на трактористов, есть – на машинистов экскаватора, есть – на водителей погрузчика. Существуют и другие, но эти – самые распространенные. Считается, что во время обучения учащиеся получают знания и навыки, необходимые для безопасной эксплуатации именно погрузчика, трактора или экскаватора. То есть водителю погрузчика или штабелера мало иметь права соответствующей категории: чтобы допустить его до работы, нужна и соответствующая особая отметка в удостоверении. Но отсутствие особых отметок – вовсе не сигнал о том, что «права» куплены на ближайшем рынке. В пункте «6» Правил сказано, в каком случае ее может и не быть – если у водителя открыты категории B, C, D и E.
Какие документы оформляются при регистрации в Гостехнадзоре?
18. При государственной регистрации техники (внесении изменений в регистрационные данные, снятии техники с учета) в паспорт техники (при отсутствии электронных паспортов техники) в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, органами гостехнадзора вносятся соответствующие отметки о проведенной государственной регистрации техники (внесении изменений в регистрационные данные, снятии техники с учета).
В случае отсутствия в паспорте техники записей о собственнике, его адресе, дате продажи (передачи) при государственной регистрации техники органом гостехнадзора осуществляется заполнение этих строк на основании представленных владельцем техники документов, подтверждающих право собственности на технику. … 21. При проведении государственной регистрации техники, не связанной с прекращением государственного учета или снятием с учета после утилизации техники, органом гостехнадзора владельцу техники или его представителю выдается свидетельство о государственной регистрации техники по форме согласно приложению N 3.
Записи в свидетельствах о государственной регистрации и паспортах техники производятся с использованием печатающих устройств. Свидетельство о государственной регистрации техники в виде электронного документа подлежит заверению усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче заявления о государственной регистрации техники с использованием Единого портала свидетельство о государственной регистрации техники направляется в личный кабинет заявителя на Едином портале. По желанию заявителя свидетельство о государственной регистрации техники в дополнение к электронному документу может быть выдано на бумажном носителе в органе гостехнадзора. … 34. Государственная регистрация техники сопровождается присвоением технике государственного регистрационного номера — индивидуального буквенно-цифрового обозначения, присваиваемого технике органом гостехнадзора, и выдачей государственного регистрационного знака в соответствии с ГОСТ Р 50577-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования». … 36. Выдача государственных регистрационных знаков производится в соответствии с кодами регионов Российской Федерации и закрепленными сериями государственных регистрационных знаков, предусмотренными приложениями N 4 и 5.
В результате посещения Гостехнадзора владельцу трактора или самоходной машины должны быть выданы:
- паспорт транспортного средства, в который внесены изменения;
- свидетельство о регистрации техники;
- табличка с номером.
В отличие от автомобилей, на самоходную технику свидетельство о регистрации может быть выдано в электронном виде. В этом случае по желанию собственника может быть дополнительно выдано и бумажное свидетельство.
Что касается номеров транспортных средств, то их присвоение имеет определенные особенности. В отличие от автомобилей, которым выдаются все серии номеров в пределах одного региона, Гостехназдор выдает в каждом регионе только номера определенных серий, закрепленных в приложении.
Например, в Тульской области (регион 71) могут выдавать номера типа 3 серий ТА, ТВ, ТЕ, ТМ, ТН, ТО, ТУ, ТХ.
Сельскохозяйственные машины
Каждая машина имеет марку. Марка
– это условное название машины данной конструкции, обычно составленное из начальных букв, определяющих тип машины, ее способ агрегатирования, а также цифр, определяющих ширину захвата, число рабочих органов или производительность. Например, марка плуга ПЛН-3-35 означает: П – плуг, Л – лемешный, Н – навесной, 3 – трехкорпусной, 35 – ширина захвата одного плужного корпуса в см; марка сеялки СПУ-6 означает: С – сеялка, П – пневматическая, У – универсальная, 6 – рабочая ширина захвата, м; марка комбайна КЗС-7 означает: К – комбайн, З – зерноуборочный, С – самоходный, 7 – производительность, 7 кг/с хлебной массы при соотношении зерна к соломе 1:1,5.
Машины, выпускаемые в последнее время АО «Лидсельмаш», маркируют по другому принципу. В данном случае марка состоит из буквы Л и трехзначного числа, причем первая цифра указывает тип машины (1-почвообрабатывающая машина, 2-сажалка, 6-картофелеуборочная машина), а последующие – модификацию.
При изменении конструкции машины изменяется и ее марка. Если это изменение не столь существенное, то к марке добавляют какую-нибудь букву, например, А или Б (по алфавиту), или М – модернизированная, У – усиленная.
1.
Классификация сельскохозяйственных машин
Сельскохозяйственные машины классифицируют:
1. По виду выполняемых работ – пахотные, почвообрабатывающие, посевные, для внесения удобрений, для уборки картофеля и др.
2. По способу производства работ – мобильные, стационарные, стационарно-передвижные.
Мобильные сельскохозяйственные машины
– это машины, выполняющие свои функции во время движения.
Стационарные машины
обрабатывают материал, доставляемый к ним транспортными средствами.
Стационарно-передвижные машины
перевозят с одной позиции на другую для обработки находящегося там материала.
3. По способу агрегатирования – самоходные, навесные, прицепные, полунавесные, монтируемые.
Самоходная машина
имеет свою ходовую часть и свой источник энергии. При этом в транспортном положении сила тяжести машины вместе с силой тяжести источника энергии воздействуют на почву или дорогу непосредственно через ходовую часть самоходной машины. Самоходными, как правило, изготавливаются зерноуборочные и другие комбайны.
У навесной машины
сила тяжести машины в транспортном положении воздействует на почву или дорогу непосредственно через ходовые колеса трактора. В рабочем положении машина, как правило, опирается на свои колеса,в транспортном – оторвана от почвы.
У прицепной машины
сила тяжести машины в транспортном положении воздействует на почву или дорогу через ходовую систему машины.
У полунавесной машины
сила тяжести машины в транспортном положении воздействует на почву как через ходовую часть машины, так и через ходовую часть трактора.
Важные моменты по самоходным машинам
Необходимо знать, на какие категории делятся самоходные машины и какие нужно получить права. От этого зависит уровень безопасности в компаниях и организациях.
Для управления подобными транспортными средствами требуется получать специальные удостоверения.
Сотрудниками ГИБДД управление самоходными машинами по несоответствующим правам квалифицируется, как вождение без удостоверения. Ответственность за нарушение данного правила может быть не только административной, но даже уголовной.
При достаточно серьезных нарушениях к ответственности могут быть привлечены не только исполнители нарушения и преступления, но руководители компаний, в которых они работают.
Наказания на них возлагаются по той причине, что они допустили управление техникой людьми, не имеющими на это права и должных навыков.
Какие документы нужны для регистрации?
- заявление по форме согласно приложению N 1 или 2;
- документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил;
- документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем;
- документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами;
- паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники со статусом «действующий» в системе электронных паспортов самоходной машины и других видов техники, оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее — электронный паспорт техники), с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 16 настоящих Правил;
- копия сертификата соответствия или декларации соответствия в случае, если обязательная сертификация установлена законодательством Российской Федерации (может быть представлена по инициативе заявителя);
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя);
- документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя).
Обязательные документы для регистрации самоходной техники:
- Заявление. Можно заполнить на месте (в Гостехнадзоре) или подать в электронном виде через портал Государственных услуг.
- Паспорт собственника или представителя, который обращается в Гостехнадзор.
- Договор купли-продажи или иной документ, подтверждающий право собственности на технику (в том числе свидетельство о праве на наследство, договор дарения).
- Паспорт техники (аналог ПТС).
Дополнительные документы, которые потребуются в некоторых случаях:
- Доверенность. Если в Гостехнадзор обращается не собственник, а его представитель.
- Документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную. В случае временного ввоза на территорию России.
- Согласие не регистрацию. Если техника имеет несколько собственников одновременно. Документ оформляется по аналогии с согласием на регистрацию в ГИБДД.
Документы, которые можно предоставить по желанию заявителя (если их не предоставить, Гостехнадзор проверит информацию самостоятельно):
- Копия сертификата соответствия или декларации соответствия.
- Полис ОСАГО.
- Квитанция об оплате Госпошлины.
Категории самоходных машин
Разобраться в основных категориях самоходных машинах, а также в удостоверениях, требуемых для управления ими, несложно. За основу в данном случае нужно брать Постановление № 796 от 12.07.1999 г.
В нем вниманию представлена вниманию информация, связанная с управлением машинами и выдачей предназначенных для данного процесса удостоверений.
Документ, который позволяет управлять самоходным автомобилем и выдаваемый водителю, называется в 2021 году, как и раньше, правами тракториста-машиниста.
В полученном удостоверении тракториста-машиниста могут присутствовать записи об определенных категориях современной техники. Каждый пункт классификации самоходных машин по категориям необходимо рассмотреть более подробно.
Категория А
Категория А – это современные автомоторные средства, которые не предназначены для передвижения по автомобильным трассам общего пользования или имеющие максимальный скоростной уровень, не превышающий 50 км/час.
Сюда можно отнести такие средства передвижения, как:
- I – это мототранспортные внедорожные средства передвижения – снегоходы и квадроциклы.
- II – автомобильные внедорожные средства передвижения с разрешенной массой до 3,5 тысяч кг и количеством сидячих пассажирских мест не более восьми. В данную подкатегорию входят болотоходы, машины категории side-by-side и обычно имеющие кузовом.
- III – это особая категория внедорожных автомобилей с разрешенной массой выше 3,5 тонн. В качестве примера данных средств передвижения можно привести вездеход или самосвал марки «Урал-Полярник».
- IV – внедорожные средства передвижения, которые предназначены для перевозки пассажиров, а также имеющие кроме водительского сиденья еще более восьми сидений. Примером здесь будет перронных аэропортный автобус.
Категория В
Категория В представляет собой колесные и гусеничные машины, с двигателями, мощность которых не превышает 25,7 кВт.
Данные средства передвижения могут быть совершенно разными – бензиновыми, дизельными, а также электрическими.
К данной категории относится основная масса электропогрузчиков, мини-тракторов и мини-экскаваторов.
Водителям электрических погрузчиков потребуется получить удостоверение машиниста-тракториста, должна быть открыта категория В и особая о.
Категория С
К данной категории относятся особые колесные машины, двигатель которых по уровню мощности колеблется от 25,7 до 110,3 кВт. Данная категория транспортных средств является самой популярной.
К ней можно отнести:
- Вилочные дизельные погрузчики.
- Погрузчики категории ковшовых.
- Мини-варианты Бобкэта.
- Некоторые модели «Амкорд».
В водительском удостоверении по данной категории можно встретить такие отметки, как тракторист, водитель погрузчика и машинист экскаватора.
Если интересует, к какой категории относятся трактора и другие самоходные машины, то это как раз категория С.
Категория D
В эту категорию входят специальные колесные машины, оснащенные двигателями с мощностью выше 110,3 кВт. Речь идет о таких достаточно мощных фронтальных погрузчиках, как Dresta, Volvo, Caterpillar.
Также сюда можно отнести авто, предназначенные для транспортировки морских контейнеров. В удостоверении могут присутствовать отметки, характерные для категории С.
Категория Е
Это особые гусеничные машины, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 25,7 кВт. В водительских удостоверениях данной категории проставляются о или «машинист экскаватора».
Категория F
В данной категории представлены все виды современных сельскохозяйственных машин.
Права тракториста
Какие трактора относятся к категории «Д»? Фото машины, представленной выше, свидетельствует, что техника для права управления требует квалификации «Д». Однако прежде чем рассмотреть эту модель, следует изучить основные правила, которые позволяют получить права тракториста.
Форма получения документов регламентирована службой Государственного технического надзора. Это обеспечивает единое оформление прав, которые представляют собой карточку, заполненную с двух сторон. На лицевой части представлены сведения о личности владельца, фотография и подпись. С обратной стороны имеется информация о классе используемой техники, а также право допуска к управлению машиной.
В принципе, права на управление трактором имеют схожесть с аналогичными водительскими документами для обычных транспортных средств, однако отличаются категориями и колером бланка. Основанием для выдачи таких прав служит подтверждение прохождения специальных курсов, выдаваемое по окончании теоретических и практических занятий.
Этот документ не является безусловным разрешением на управление техникой, а представляет собой определенный допуск к специальному экзамену в директиве Гостехнадзора. Без специального удостоверения допускается управление техникой, мощность которой не превышает четырех киловатт. Стоит отметить, что при несоблюдении установленного регламента за нарушения процедуры вождения спецтехники ответственность несет не только водитель, но и его работодатель.
Основные требования к водителям
Чтобы получить все перечисленные выше категории прав, водитель должен соответствовать определенным требованиям.
Для допуска к экзаменам потребуется:
- Пройти специализированное обучение и получить профессиональное основное или дополнительное образование. Изучаются программы, которые напрямую или косвенно связаны с управлением самоходными транспортными средствами перечисленных категорий. После пройденных курсов на руки выдается соответствующий документ о присвоенной квалификации.
- Пройти специальное медицинское освидетельствование для получения медицинской справки. Документ должен подтверждать полное отсутствие медицинских противопоказаний для управления самоходными транспортными средствами.
Для каждой категории прав требуется наличие соответствующего возраста и определенного стажа работы:
- Категория A I — от 16 лет;
- Категория A II — от 19 лет, стаж 12 месяцев по автомобильной категории B;
- Категория A III — от 19 лет, стаж 12 месяцев по категории C;
- Категория A IV — от 22 лет, общий стаж 12 месяцев по правам категории D;
- Категория B, С, Е, F— от 17 лет;
- Категория D — от 18 лет.
Только при полном соответствии всем перечисленным условиям можно проходить специальное обучение и сдавать соответствующие экзамены.
Для кого предназначены права на управление трактором?
Водительское удостоверение на право управления тех категорий ТС, к которым относятся тракторы, необходимо работникам сельскохозяйственных сфер. Специфичность использования обрабатывающих автомобилей предполагает и нюансы в получении подобных прав. Документ называют удостоверением тракториста-машиниста. Подобные права пригодятся и лицам, которые предпочитают экстремальные развлечения, такие как катание на квадроциклах и снегоходах. Необходимый возраст для приобретения водительских прав на самоходные машины зависит от вида используемого транспорта:
- С 16 лет доступно удостоверение на право вождения самоходных машин категории «А 1» ― внедорожников, управление которыми допускается вне территории магистралей и автомобильных дорог. Это квадроциклы, снегоходы, мотосани;
- В 17 лет доступны к получению права категорий «В», «С», «E» и «F» на колесные и гусеничные агрегаты, самоходные машины, использующиеся в сельском хозяйстве;
- С 18 лет разрешено наличие удостоверений категории «D» на колесные агрегаты, мощность двигателей которых составляет свыше 110,4 кВт;
- В 19 лет можно получить права категорий «AII» и «AIII», то есть на внедорожники с пассажирскими местами до 8 мест;
- В 22 года выдается удостоверение категории «AIV», используемое для перевозки более 8 пассажиров.
Сдача соответствующих квалификационных экзаменов ― необходимое условие для получения водительского удостоверения тракториста-машиниста. Курсы обучения проводятся в специализированных учебных заведениях с обязательным наличием государственной лицензии.
Основной порядок сдачи экзамена
Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:
- Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
- Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
- Сдача теории по ПДД.
- Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.
Гостехнадзор
Регистрацию самоходных машин осуществляют исключительно органы Гостехнадзора. Владелец обязан проходить процедуру регистрации такой техники не поздней 10 суток с момента ее приобретения.
Гостехнадзор представляет собой специальный орган, который проверяет техническое состояние специальной техники, дорожно-строительных машин, прицепных устройств к ним в ходе их использования для обеспечения безопасности окружающей среды, имущества и людей.
Кроме того, подобный орган осуществляет надзор за сельхозтехникой, которая применяется на агропромышленных предприятиях с целью контроля соблюдения рекомендаций и правил по эксплуатации машин, регламентированных стандартами и другими нормативами.
Как выглядит выданное удостоверение?
При сдаче экзаменов на категории самоходной техники, специалист получает профессиональное удостоверение тракториста-машиниста.
Ранее выданные права такого плана у него изымаются, а все разрешающие записи и отметки переносятся в новый документ.
В графе «Особые отметки» проставляются необходимые ограничительные, разрешительные и информационные записи. Это может быть стаж, ограничение квалификации, группа крови, отметка об управлении в линзах или очках и так далее.
Удостоверение машиниста-тракториста или просто тракториста выдается на срок до 10 лет. По истечении данного времени, документ подлежит замене, так как считается недействительным.
Трактор – это транспортное средство или самоходная машина
Тракторов огромное количество повсюду. Эти транспортные средства выполняют самую разную работу, принимая участие, в том числе, в строительстве дорог и других сооружений, сельском хозяйстве, ремонте коммуникаций, аварийно-спасательных операциях. Многие люди не задумываются о юридической стороне вопроса – то есть, к какой категории техники относятся трактора. Но тем, кто работает в данной сфере, обязательно необходимо знать, самоходная машина – это что такое согласно законодательству? И приравнивается ли к таким машинам трактор?
Перечень техники, подлежащей регистрации
Государственная регистрация самоходной техники в Гостехнадзоре должна проводится в отношении:
- Сельхозмашин.
- Мелиоративной техники.
- Самоходной дорожно-строительной техники.
- Вездеходов.
- Тингеров.
- Квадроциклов.
- Электроштабелеров.
- Ричтраков.
- Электрокаров.
- Асфальтоукладчиков.
- Снегоходов.
- Виброкатков.
- Трубоукладчиков.
- Хорвестеров.
- Снегоуборочных машин.
- Экскаваторов.
- Буровой спецтехники.
- Катков.
- Погрузчиков.
- Мини-тракторов.
- Тракторов (за исключением мотоблоков).
Если объем двигателя самоходной машины составляет менее 50 куб. см, регистрировать ее не нужно. Кроме того, регистрации не подлежат техсредства, самостоятельно собранные из агрегатов и запчастей.
Что такое самоходная машина
Самоходная машина, чтобы считаться таковой, должна отвечать следующим требованиям:
- передвигаться по земле;
- иметь независимый привод (то есть, прицепы не подходят);
- иметь двигатель внутреннего сгорания (бензиновый/дизельный неважно) объёмом больше 50 кубических сантиметров или электромотор мощность больше 4 киловатт.
Отдельно упомянуто, что в число «самоходок» входят и трактора.
Исключение – транспортные средства с максимальной скоростью более 50 км/ч и различная боевая самоходная техника, принадлежащая Вооружённым Силам, а также прочим органам, которые обеспечивают безопасность государства (например, ФСБ).
Является ли самоходная машина транспортным средством
Безусловно. Это можно понять, прочитав тот же пункт 1 раздела 1 Правил. Ведь в определении самоходная машина прямо называется транспортным средством.
В свою очередь, в действующей сейчас версии ПДД РФ (раздел 1, пункт 1.2) указано, что к механическим транспортным средствам относятся, в том числе, трактора и другие самоходные средства. Главное, чтобы транспорт предназначался для перевозки людей и грузов. Если двигателя нет, то транспортное средство перестаёт лишь быть механическим (как в случае с велосипедами). Так что, вопрос, трактор это транспортное средство или самоходная машина, не имеет смысла, ведь это и то и другое одновременно.
«Самоходка», легально ввезённая в нашу страну или произведённая в ней, должна иметь соответствующий паспорт (ПСМ) – аналог ПТС, но его тип несколько отличается.
В какой срок нужно зарегистрировать самоходную технику?
5. Владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Зарегистрировать трактор или самоходную машину нужно в течение 10 дней с момента покупки.
Классификация самоходной техники по категориям
Это разделение регламентируется теми же Правилами, которые утвердило Правительство РФ 12.07.1999 постановлением No796. В нём перечислены категории, на которые делятся данные виды техники. Что это значит? То, что при необходимости управлять той или иной машиной водитель сперва должен открыть соответствующую категорию в «правах». Для этого нужно в отделении Гостехнадзора сдать экзамены и оплатить госпошлину. В удостоверении будет указано не «водитель», а «машинист».
Классификация техники:
- Категория А. К ней относятся машины, имеющие «максималку» 50 км/ч и меньше либо не имеющие допуска на дороги общего пользования. Имеет дополнительную классификацию: внедорожные мотоциклы (включая снегоход и квадроцикл); внедорожные автомобили с максимальной массой до 3.5 тонны и вмещающие до 9 сидячих пассажиров (с водителем). Например, небольшие вездеходы; внедорожные грузовики (более 3,5 тонны); внедорожные автобусы (более 9 сидячих мест).
- Категория B. Колёсные и гусеничные машины, мощность двигателя которых составляет до до 25,7 кВт. Например, мини экскаватор или мини трактор (но не мотоблок).
- Категория С. Колёсные (не гусеничные!) машины мощностью от 25,7 до 110,3 кВт. Пример – трактор МТЗ-80 «Беларус».
- Категория D. Сюда попадают любые колёсные машины мощностью более 110,3 кВт. Например – могучий трактор К-744 «Кировец».
- Категория Е. Гусеничная техника с двигателем мощностью больше чем 25,7 кВт. Это, в частности, бульдозер или снегоболотоход вроде ГАЗ-3409 «Бобр», который построен с использованием кузова от Соболя.
- Категория F. Сельскохозяйственные устройства. Проще говоря, любой комбайн – кормоуборочный, свёклоуборочный, зерноуборочный и т.д. относится к этой категории.
Машины, имеющие пневматический ход, классифицируются по тем же признакам, что и другие.
Категория прав на погрузчик определяется его мощностью. Для небольших механизмов это А, но есть и такие, какие отвечают параметрам категории В или С. Вряд ли найдётся каток, который укладывается в А. Обычно каток подходит под категорию В, С или D.
Чтобы водить кран, который установлен на автомобильном шасси, и выполнять работы, связанные непосредственно с краном, нужно, кроме удостоверения водителя категории С, получить ещё удостоверение тракториста категории D.
В каких случаях трактор нужно снять с учета?
- прекращения права собственности на технику;
- списания (утилизации) техники;
- вывоза техники из Российской Федерации, за исключением случаев временного вывоза.
Обратите внимание, техника снимается с учета в том числе и в случае ее продажи или дарения.
51. Снятие с государственного учета техники в случае ее отчуждения осуществляется органом гостехнадзора на основании заявления прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники по формам, приведенным в приложениях N 1 и 2 к настоящим Правилам, с приложением документов, удостоверяющих личность заявителя, документов о заключении сделки, направленной на отчуждение техники, паспорта техники, государственного регистрационного знака и свидетельства о государственной регистрации техники, при условии отсутствия подтверждения государственной регистрации техники за новым владельцем.
При снятии с государственного учета техники в связи с ее списанием (утилизацией) осмотр не проводится.
Заявление прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники может быть подано с использованием Единого портала и подписано простой электронной подписью без необходимости подачи такого заявления в иной форме.
Пункт 51 правил регистрации, в котором рассказывается о снятии техники с учета при продаже, вызывает определенные вопросы. Из текста не понятно, в какой именно момент требуется снятие с учета.
С одной стороны, в списке необходимых документов присутствуют документ о заключении сделки (договор купли-продажи) и документы техники (паспорт, свидетельство о регистрации). То есть получается, что снять технику с учета нужно сразу же после заключения договора купли-продажи, но до ее передачи новому собственнику.
С другой стороны, в пункте говорится о том, что снятие с учета осуществляется при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем. Из этой части следует, что новый владелец после покупки техники может забрать все документы и зарегистрировать ее самостоятельно.
Александр продал трактор Борису 10 января 2021 года. Они договорились о том, что Борис самостоятельно зарегистрирует технику. 15 января 2021 года Александр узнал, что Борис не зарегистрировал технику и не собирается этого делать. Александр хочет обратиться в Гостехнадзор для снятия трактора с учета, однако сделать этого не может, т.к. документы и номера переданы покупателю.
В общем, данный пункт вызывает вопросы, т.к. не понятно, какой должна быть ситуация, чтобы его применить.
Источник http://https://xn—-8sban6b6a.xn--p1ai/selhozavto/kolesa-traktor-2.html
Источник http://https://pridesaratov.ru/selhoztehnika/samohodnye-selskohozyajstvennye-mashiny.html