Газобаллонное оборудование для авто: описание,принцип работы,регистрация

Газобаллонное оборудование для авто: описание,принцип работы,регистрация.

ГБО или газобаллонное оборудование — устройства, которые устанавливаются на машину и позволяют использовать газ в качестве топлива. Использование газового оборудования на автомобиле позволяет снизить затраты на бензин и увеличить ресурс двигателя, сократить ремонты, а также снизить количество вредных выбросов. При ежедневных перемещениях в районе 100 км установка ГБО на авто окупается в течение 3 — 4 месяцев.

ЧТО ТАКОЕ ГБО

Многие автолюбители слышали о ГБО, но не знают расшифровки этого сокращенного названия. А все просто: так называют систему устройств, подающих газ из баллона в двигатель, то есть газобаллонное оборудование. Данная конструкция монтируется как вспомогательная, и ее наличие позволяет переключаться с бензина на газ. Рассмотрим схематически, что входит в состав этого самого ГБО в машине. Если максимально упростить перечисление: баллон, газовые трубопроводы и приборы, которые обеспечивают правильную подачу газа. Первый важный прибор на магистрали «баллон–мотор» – испаритель.

Он необходим для того, чтобы превратить сжиженный (жидкий) пропан в газообразное состояние при помощи тосола из системы охлаждения двигателя. За счет разницы температур газ испаряется и уже в таком виде попадает в газовый редуктор. Какую роль играет редуктор? Самую важную: помогает подавать газ в нужном количестве и контролирует давление. Последний отрезок трубопровода ведет к смесителю или рампе с форсунками (в зависимости от поколения ГБО). В системе предусмотрен газовый фильтр, ведь попадание механических частиц в цилиндры двигателя внутреннего сгорания недопустимо.

Также подсоединены манометры для контроля давления в баллоне и редукторе. В инжекторных машинах газобаллонное оборудование управляется отдельным электронным блоком. От него в салон выводится кнопка «газ/бензин». Это значит, что если установлено ГБО, штатная система питания также остается, и в любое время можно переключиться на бензин.

ИСТОРИЯ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Пионером в газобаллонном оборудовании является Италия. Более 50 лет назад небольшие семейные компании на севере Италии начали осваивать производство компонентов для перевода бензиновых автомобилей на газ. Италия и по сей день является основным поставщиком газового оборудования на автомобили и новых газовых технологий.

В последнее время эту эстафету активно подхватили такие страны как Польша, особенно в области электроники, Турция, Китай и Литва. Помимо Италии, которая сегодня является страной с самым большим распространением газового оборудования на авто, много автомобилей с ГБО евро также появилась в Польше, России, Украине — Milano Ukraine, в странах Южной Америки, Индии, Китае и Австралии. Во многих из этих стран автопроизводители непосредственно на конвейере производят либо полностью газовые, либо двухтопливные (например, бензин и газ) автомобили.

Принцип работы ГБО

Газовое оборудование на авто работает на различных формах газа: сжиженной и газообразной. Чаще для работы используют сжиженный газ — пропано-бутановую смесь. Реже — сжатый природный газ (метан). Метановых заправок мало, поэтому баллоны со сжатым газом не пользуются популярностью. Как работает система ГБО? Газ поступает из баллона через фильтр к редуктору. Поскольку в баллоне он находится под давлением (около 16 атм), то по трубе он движется самотёком. Попадая в редуктор, сжиженный газ преобразовывается в пар — испаряется. Для этого редуктор снижает его давление и подогревает. Во время работы двигателя, для подогрева жидкого газа используется тепло от работы мотора. После редуктора пары газа проходят ещё через один фильтр и поступают в смеситель.

Во многих системах ГБО поступление в смеситель происходит через форсунки. Их количество соответствует количеству цилиндров — поршней. А их открытием руководит электронный блок управления. Подавая команды на форсунки, блок управления регулирует количество впрыскиваний и количество газа, которое поступает в камеру сгорания. Запуск двигателя и первые 20 — 30 секунд работы происходят на бензине. Как только редуктор прогреется, система управления газовым оборудованием автоматически включает подачу газа и его впрыскивание в систему сгорания.

При этом подача бензина автоматически выключается. Обратный переход на бензин происходит при снижении давления в трубах газа, то есть, когда газ в баллоне заканчивается. Кроме того, в системе управления есть возможность ручного переключения режимов «бензин — газ». Описанный принцип работы является схемой для сжиженного пропано-бутанового топлива. Для природного газа (метана) используется другая схема. Поскольку он является газом, то поступает сразу к газовым инжекторам и далее — в камеру сгорания без фильтра и редуктора.

Регистрация газового оборудования

Газовое оборудование необходимо регистрировать документально в соответствующих службах. Это утверждение справедливо и сильно ограничивает возможность установить ГБО своими руками. Дело в том, что для регистрации ГБО в Автоинспекции нужно предъявлять специальный сертификат и лицензию на право заниматься работами по установке такого газового оборудования. Получается, что самостоятельные вмешательства в конструкцию автомобиля недопустимы.

Среди автолюбителей не раз поднимался вопрос о том, что автомобиль с установленной, но не имеющей регистрации газовой системой питания, не может пройти ТО. Такие машины с ГБО отказываются ставить на учет или снимать с учета в ГАИ . Проблемы возникнут, но только при отсутствии соответствующих документов на установленное ГБО. Документы на ГБО на законных основаниях могут попросить также на газовой заправке, хотя на практике этого не возникает.

Вам будет интересно  Как рассчитать расход газа на автомобиле на 100 км

Сложности связаны с тем, что установка любых систем, а с 4-го поколения и выше особенно, потребует существенного переоборудования автомобиля. Для ГБО-4 нужно сверлить отверстия во впускном коллекторе для газовых форсунок, необходимо резать проводку к бензиновым форсункам, осуществлять подключение к датчикам автомобиля и т.д

Поколения ГБО

Особенности установки

БЕЗОПАСНОСТЬ ГБО

Слово «газ» само по себе несет некую опасность, поэтому производители газовых систем уделяют огромное внимание безопасности своих систем.

Арматура газового баллона оборудована пожарным, аварийным и электромагнитными клапанами, а также клапаном, перекрывающим поток газа, в случае обрыва газовой магистрали. Под капотом автомобиля газобаллонная электроника моментально перекрывает подачу газа, в случае использования бензина или остановки двигателя машины.

Все компоненты ГБО проходят обязательную сертификацию и многочисленные испытания, подтверждающие их безопасность. Стандарты безопасности для газобаллонного оборудования на авто, устанавливаемых на вторичном рынке абсолютно идентичны стандартам газовых автомобилей, производимых автопроизводителями. Установив ГБО на авто, Вы можете быть уверены, что защищены так же, как и владелец газового автомобиля с установленным газовым оборудованием непосредственно на конвейере.

Существуют некоторые мнения об опасности использования газового оборудования на автомобиле. На самом деле – это не более, чем миф.

Преимущества ГБО

Газовое оборудование для автомобилей экономичнее, чем работа бензинового или дизельного двигателя. Оно сокращает расходы топлива и продлевает жизнь двигателя. Приведём описание основных преимуществ машин «на газу»: Машина с ГБО может передвигаться как на газу, так и на бензине. Сокращаются расходы на топливо. Улучшается качество езды машины: движется мягче, без рывков, стартует и разгоняется быстрее. Сокращается количество вредных выбросов. Это происходит благодаря более полному сжиганию топлива. Смесь пропана и бутана отличается высоким октановым числом (до 108), благодаря чему прогорает почти полностью, не оставляя выхлопных газов или других выбросов. На заметку: по данным проведенных исследований, процент сокращения вредных выбросов для карбюраторного двигателя составляет 2/3 или 70%. Для дизельного — половина или 52%. Так же к преимуществам ГБО можно отнести: увеличение ресурса работы двигателя, благодаря бережному отношению к мотору, боле полному сгоранию топлива, меньшему количеству нагара на цилиндрах; увеличение пробега машины без дозаправки; вместо одного бензинового бака в машине — два бака с двумя видами топлива. Перечисленные выше достоинства присущи системам ГБО, установленным в лицензированных проверенных мастерских, с использованием качественного сертифицированного оборудования. Также важно после установки ГБО своевременно делать технические обслуживание и менять фильтры. А именно — каждые 10 — 15 тыс. км. На заметку: первый после установки ГБО осмотр надо пройти раньше — уже через 1,5 тыс. км.

Недостатки ГБО

Существенные денежные траты на установку газовое оборудование на автомобиль. Его стоимость составляет несколько десятков тысяч. Кроме того, необходимо оформить установку дополнительного оборудования в ГИБДД, что также потребует затрат денег и времени. Снижение количества свободного места — актуально для автомобилей с небольшим багажником. Однако этот недостаток можно сделать неактуальным, если использовать выносную модель газового баллона, которая крепится снаружи корпуса и не занимает пространства внутри багажника, салона. Увеличение количества техосмотров и оплаты на их проведение. Повышенные требования к соблюдению техники безопасности — газ опаснее бензина. Установка нового оборудования аннулирует гарантии производителя. Поэтому она не всегда целесообразна для нового автомобиля на заводской гарантии.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА АВТО

В настоящее время помимо традиционного и инжекторного газобаллонного оборудования на авто появились новые направления развития. Это дизельные газовые системы, так называемые газодизели. Иначе говоря — использование газа на дизельных автомобилях.

В таких системах ГБО газ подается в двигатель одновременно с подачей основного топлива — дизеля. Использование газодизельного оборудования позволяет существенно снизить затраты на топливо, особенно это актуально для использования на магистральных тягачах.

Вторым современным направлением является использование газа на бензиновых автомобилях с прямым впрыском бензина. На данных современных автомобилях бензиновые форсунки установлены непосредственно в камеру сгорания двигателя. ГБО под прямой впрыск, которое может быть установлено на данные машины, также использует одновременную подачу газа и бензина.

Еще одним современным направлением является углубление связей между газовыми и автомобильными системами управления. Современное газобаллонное оборудование умеет общаться со штатными автомобильными контроллерами через системы передача данных по определенным протоколам, что позволяет информировать водителя, например, через бортовой компьютер о возникших неполадках или сбоях в работе газобаллонного оборудования.

Что такое ГБО и как им пользоваться

Что такое ГБО? Газовое оборудование, состоящее из баллона, мультиклапана, редуктора, фильтра газа, рампы газовых инжекторов, ЭБУ, датчика давления и форсунок. Цель установки состоит в переводе автомобиля на второй вид топлива — газ. При этом водитель с помощью переключателя выбирает тот вид горючего, который оптимален на данный момент, или это происходит автоматически. Ниже рассмотрим, что это за система, как работает, какие бывают виды, и в чем выгода.

Что такое ГБО

Начнем с расшифровки, что такое ГБО в автомобиле. Под аббревиатурой скрывается термин «газобаллонное оборудование». Простыми словами, это дополнительная аппаратура, состоящая из нескольких элементов, и предназначенная для бензиновых двигателей. Она дает возможность пользоваться другим видом топлива — пропаном / бутаном, метаном.

Вам будет интересно  Запах выхлопных газов в салоне автомобиля - причины

Знание, как расшифровать в автомобиле ГБО — только первый этап в вопросе понимания принципов и особенностей системы. В зависимости от поколения комплектация и принцип действия немного отличаются. К примеру, если на машине стоит ГБО 4-го поколения, в состав входят следующие компоненты:

  • баллон для газа;
  • мультиклапан;
  • устройство для заправки;
  • редуктор;
  • фильтрующий элемент;
  • рампа с инжекторами;
  • ЭБУ;
  • датчик давления и разрежения.

Зная элементы системы ГБО, проще разобраться, что это такое в автомобиле, и для чего необходимо.

Как работает ГБО на автомобиле

Газ закачивается в бак, установленный в багажном отсеке, на 80%. Объем заправки ограничивает специальный поплавок, в дальнейшем закрывающий мультиклапан. В функции последнего входит защита и сброс давления до 25 атмосфер для большей безопасности. Далее топливо идет в редуктор, снижающий давление до 1 атм.

На следующем этапе газобаллонное оборудование для автомобиля обеспечивает очистку газа с помощью специального фильтра, где оседают крупные частицы. Далее очищенный газ подается в камеру сгорания через форсунки. Работа системы контролируется блоков управления, в функции в которого входит определение оптимального времени открытия форсунок. Блок управления обеспечивает переход между инжекторами (бензиновыми, газовыми).

Рассматривая, как работает ГБО на автомобиле, необходимо выделить переключатель в салоне. С его помощью водитель меняет вид топлива. В любой момент можно перевести двигатель с газа на бензин и обратно. В газобаллонном оборудовании 4-го поколения предусмотрены датчики давления / разрежения, определяющие разницу между разряжением в коллекторе впуска и давлением в рампе с форсунками.

Как пользоваться ГБО

Автовладелец должен знать не только особенности ГБО, что это в машине и расшифровку, но и принцип пользования системой. Основной элемент управления, который интересует водителя — кнопка. Именно с ее помощью происходит процесс управления. И здесь принцип отличается в зависимости от поколения:

  1. В 1-м поколении у переключателя имеется три позиции — бензин, газ и промежуточный вариант. Среднее положение используется для перекрытия подачи топлива. При подаче бензина горит красный индикатор, газа — зеленый. В средней позиции ничего не светится. Здесь нужно знать, как переводится горючее. Запуск доступен на любом топливе. При пуске от бензина необходимо прогреть мотор, перевести тумблер на среднее положение, а при снижении оборотов переключаться на газ.
  2. Во 2-м и 3-м поколении ГБО на авто режима три и нужно знать, что это значит. В первом режиме мотора работает от бензина, во втором — от бензина до 1500-2000 оборотов, но потом переходит на газовое топливо. Третий режим подразумевает запуск и работу от пропана.
  3. Для 4-го поколения характерна сенсорная кнопка. Ниже мы кратко рассмотрим, что такое ГБО 4 поколения в автомобиле, но пока отметим популярность этого вида. На кнопке имеется индикация уровня топлива: четыре зеленых светодиода и один красный. Режима работы — два. Переход на газ после прогрева происходит автоматически, а сама система запоминает последнюю установку. При этом водитель может вручную перейти на любое топливо.

Водитель должен знать, как пользоваться ГБО на автомобиле, уметь ориентироваться по индикации, и знать, по какому принципу запускать машину. К примеру, в газобаллонном оборудовании 4-го поколения можно принудительно запускать двигатель от газа путем длительного нажатия на кнопку и включения стартера.

Рассматривая, что такое ГБО в автомобиле на легковом транспорте, необходимо учесть существование нескольких видов таких систем. Выделяется шесть поколений:

  • 1-е — наиболее примитивное, ставится на двигателях с карбюратором / инжектором, газ подается через коллектор впуска, а его дозировка происходит через регистр мощности;

  • 2-е — усовершенствованный вид ГБО на автомобиль с шаговым двигателем, регулирующим подачу горючего автоматически и с помощью ЭБУ, имеет низку цену и сравнительно высокий КПД;
  • 3-е — для авто с распределенным впрыском, с подачей горючего в каждый цилиндр по отдельности, встречается редко;
  • 4-е — самая популярная газобаллонная аппаратура на автомобиль с инжекторным мотором и распределенным пуском, имеет свой газовый инжектор, редуктор, блок управления, отличается надежностью и низким расходом топлива;
  • 5-е — отличается подачей жидкого газа в цилиндры с помощью специального насоса, редуктор не предусмотрен, применяется на авто без возможности установки ГБО-4;
  • 6-е — жидкий газ подается через имеющуюся систему впрыска с помощью селектора топлива, газового редуктора / форсунок нет.

Последнее поколение наиболее дорогостоящее и пока редко применяется в России из-за высокой цены — около 250 000 рублей.

Выгода ГБО

Автовладельцы знают, что, если установлено ГБО, это помогает сэкономить на горючем и уменьшить расходы семейного бюджета на заправку. Но здесь нужно учесть активность использования автомобиля. Если машина выезжает несколько раз в неделю, новая аппаратура вряд ли окупится. По-иному обстоит ситуация, если в год автомобиль проходит 20 000 км и более. В таком случае потребуется около 10-12 месяцев, чтобы окупить расходы. Здесь многое зависит от расхода двигателя, типа газобаллонной аппаратуры, затрат на обслуживание и т. д.

Также автовладельцы должны знать особенности ГБО для двигателя, что это значит в машине с позиции ресурса некоторых узлов. В частности, продлевается срок службы катализатора и системы впрыска на 30-40 %. При длительной эксплуатации такая особенность позволяет снизить расходы.

Вам будет интересно  Как узаконить тюнинг авто: этапы, документы, цена

В завершение развеем несколько основных заблуждений, касающихся ГБО. Запомните:

  1. Эксплуатация и хранение автомобилей с газобаллонным оборудованием не опасно. Баллон имеет стенки толщиной 3-4 мм, что гарантирует защиту даже в случае ДТП. При этом газ более безопасен с позиции утечки при повреждении бака.
  2. Запаха газа внутри нет. При правильной настройке системы эта проблема исключается. Если такая проблема и появилась, нужно сразу ехать на СТО.
  3. От ГБО не прогорают клапана. Это возможно только при неправильной настройке, когда в двигатель подается обеденнная топливная смесь.
  4. Газобаллонную аппаратуру можно ставить на турбированный двигатель, в том числе с прямым впрыском. Главное — правильно подобрать поколение и выбрать оборудование.
  5. Расход пропана ненамного больше, чем бензина. При правильной настройке — до 20%.
  6. Применение специальных свечей не обязательно.
  7. Обслуживание ГБО не требует больших расходов. Стоимость техсервиса умеренная с учетом получаемой экономии.

Еще один миф, что на газ переходят только бедные. Это не так. Установка газобаллонной аппаратуры актуальна для людей, умеющих считать деньги.

Теперь вы знаете, что такое ГБО, его расшифровку и назначение на авто. В комментариях расскажите, установлено ли газобаллонное оборудование на вашем автомобиле, и почему вы приняли решение о переходе.

ГБО 4 поколения

ГБО 4 поколения

Темой нашей сегодняшней статьи станет общее описание, принцип работы, комплектация, а также ответ на вопрос о стоимости ГБО 4 поколения. Развитие бензиновых систем впрыска топлива, появление фазированного впрыска и применение новых, более быстродействующих бензиновых электронных блоков управления, привели к повышению удельной мощности бензинового двигателя внутреннего сгорания, и повышению его экономичности и экологичности (уменьшение выбросов вредных веществ продуктов сгорания бензина в атмосферу). Разработчики и проектировщики газобаллонного оборудования тоже не остались позади движения прогресса. Вместо «медленного» и морально устаревшего ГБО-3 на горизонте появилось новое поколение ГБО 4, которое удовлетворяло требования по обеспечению мощности и экологичности современных двигателей внутреннего сгорания.

Стандартный комплект ГБО 4 поколения

Газобалонное оборудование 4-го поколения состоит из:

Комплект ГБО 4

  • Газового баллона. Это одна из основных составляющих частей оборудования, подходить к выбору баллона нужно тщательно и со всей ответственностью.
  • Мультиклапана с запорной аппаратурой. О том, как самостоятельно установить мультиклапан в баллон мы подробно описывали в этой статье.
  • Магистралей (расходной и заправочной). О том, какую магистраль предпочесть можно узнать из этой статьи.
  • Редуктора. Это ключевой элемент системы, выбирать редуктор нужно исходя из мощности двигателя и стиля езды, а отдавать предпочтение лучше именитым брендам.
  • Микрокомпьютера – электронного блока управления газовым оборудованием, который еще часто называют «газовыми» мозгами.
  • Газовых форсунок (по количеству цилиндров двигателя), которые могут быть объединенные в общую рампу. Форсунки различаются по скорости работы, материалу и конструкции изготовления. Наиболее дешевый и относительно надежный вариант — это штоковые газовые форсунки Valtek.
  • Кнопки переключения газ-бензин.
  • Газовых фильтров (грубой и тонкой очистки).
  • Датчиков температуры (измеряют показатели охлаждающей жидкости).
  • Трех клапанов – входного или заправочного, выходного или расходного и аварийного или скоростного;

Схема ГБО 4 поколения

Схема оборудвоания ГБО 4-го поколения выглядит следующим образом:

  • Дополнительным узлом системы 4-го поколения иногда выступает Вариатор угла опережения зажигания, который способен продлить срок службы двигателя, работающего на газу, увеличить его мощность и снизить расход газа.

Принцип работы гбо 4 поколения

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания при работе 4 поколения ГБО выглядит следующим образом:

  • Двигатель автомобиля заводится в штатном режиме на бензине, и работает на нем до достижения определенной температуры охлаждающей жидкости. Эта температура задается индивидуально в настройках электронного блока управления газовой установкой и обычно равняется 40 градусам.
  • Температуру измеряет датчик температуры (обычно устанавливается на редукторе). Далее сигнал о достижении необходимой температуры охлаждающей жидкости обрабатывается «газовыми» мозгами.
  • Газовый ЭБУ прекращает подачу сигнала на бензиновые форсунки, что приводит к прекращению подачи бензина в двигатель и открытию газового клапана на мультиклапане, который расположен в баллоне.
  • Пропан-бутановая смесь в своей жидкой фазе, через расходную магистраль, поступает в газовый редуктор испаритель, где испаряется до газообразного состояния, после чего подается в рампу форсунок.
  • Пока газовые форсунки не получат сигнал на открытие от «газового» мозга впрыск газовой смеси в цилиндр двигателя не происходит.
  • Подачей кратковременных сигналов на газовые форсунки достигается впрыск порции газа в необходимый момент. Газовые форсунки пропускают сквозь себя газ через калиброванные отверстия, чем обеспечивается подача необходимой порции топлива.

Преимущества (плюсы) ГБО 4 поколения

По сравнению с предыдущими поколениями ГБО 4 имеет ряд неоспоримых преимуществ, давайте выделим некоторые из них:

  • Отсутствие характерных для работы газобалонного оборудования предыдущих поколений «хлопков» при работы двигателя на газу.
  • Относительно небольшое падение мощности двигателя по сравнению с его работай на бензине, а при условии использования вариатора угла опережения зажигания потеря мощности практически отсутствует.
  • Более экономный расход газа, по сравнению с предыдущими поколениями за счет более рационального и точного впрыска газовой смеси в форсунки.
  • Легкость в эксплуатации, не отличимая для водителя от эксплуатации автомобиля на бензине.

Недостатки гбо 4 поколения

  • Незначительно уменьшение мощности двигателя.
  • Повышенный износ седел выпускных клапанов и самих клапанов (справедливо).
  • Увеличение потребления бензина, по сравнению с предыдущими поколениями, которые позволяют заводить авто непосредственно на газу.

Стоимость установки

Цена комплекта оборудования ГБО 4 поколения и стоимость установки обычно рассчитывают в евро, т.к. оборудвоание закупается именно в этой валюте. Обычно цена на комплект оборудования с установкой стоит в пределах 350-500 евро, в зависимости от комплектующих и жадности установщиков. Последние же рассчитывают стоимость своих услуг в процентном соотношении к стоимости комплекта газобалонного оборудования.

Вывод

ГБО4 поколения обеспечивает оптимальный мощностной и экономичный режим двигателя работы на газу и на данный момент является оптимальным по соотношению цена/качество поколением газобалонного оборудования.

https://seite1.ru/obzory-i-sovety/gazoballonnoe-oborudovanie-dlya-avto-opisanieprincip-rabotyregistraciya/.html

Что такое ГБО

ГБО 4 поколения