Содержание
Периодичность замены масла в двигателе автомобиля
В целях обеспечения рабочего процесса, а также для выполнения защиты деталей и узлов двигателей внутреннего сгорания автомобилей применяется специальная смазочная жидкость, которая получила название моторное масло. Для качественной работы силового агрегата автомашины моторное масло должно осуществлять следующие ключевые функции:
- уменьшать силу трения между элементами мотора и как следствие предотвращать заклинивание за счет смазывания внутренних рабочих поверхностей;
- выполнять антикоррозийную и противозадирную защиту;
- осуществлять процесс охлаждения в местах соприкосновения элементом мотора в ходе рабочего процесса;
- выводить несгоревшее топливо из рабочей зоны;
- удалять в масляный фильтр появляющиеся металлические частицы.
В соответствии с возможностью применения того или иного вида моторного масла, оно подразделяется на соответствующие стандарты, допуски, классы. К основным таким классификаторам следует отнести:
- температурный режим эксплуатации;
- технические характеристики и тип силового агрегата (дизельный, бензиновый);
- основа для изготовления (синтетика, полусинтетика, минеральная);
- используемые в составе варианты присадок для формирования соответствующих характеристик.
Классификация моторной смазки
Для того чтобы правильно подобрать необходимую смазку для мотора в нашей стране наиболее распространенными считаются два вида классификация SAE и API.
1. Международная стандартизация SAE была выполнена Объединением автоинженеров (Society of Automotive Engineers). В основу такой классификации заложено разделение характеристик масла по параметрам вязкости (плотности) в зависимости от температуры внешней среды. Такая стандартизация подразумевает выделение трех типов смазочного материала в зависимости от режимов эксплуатации:
- Зимняя – данная смазка обеспечивает запуск и работу мотора при отрицательных температурах воздуха. Для обозначения данного типа используют символ «W», а минимальную температуру эксплуатации устанавливают минусованием показателя 35 от цифрового параметра.
- Летняя – указанный тип моторной смазки применяется в теплых условиях при температуре воздуха выше 0 градусов. При маркировке используют только цифровые показатели, при их возрастании увеличивается вязкость.
- Всесезонная – является самой распространенной смазывающей жидкостью. Применяются для круглогодичной эксплуатации, при маркировке используется двойное обозначение. Например, масло 10W40 может использоваться при температуре от – 25 (10-35) до + 40 градусов.
Классификация по API разработана Американским институтом топлива (American Petroleum Institute) и подразделяет моторные масла на возможность их применения в зависимости от типа мотора и комплекса присадок, обеспечивающих заданные характеристики.
Бензиновые двигатели грузовых и легковых автомобилей. Такие масла маркируются символом «S». Второй буквенный показатель указывает на основные характеристики данной смазки сформированными присадками. Наибольшее распространение в настоящее время получили следующие моторные жидкости:
- N – с невысоким содержанием фосфора, для автомашин с катализаторами.
- M – обладает повышенными показателями по износостойкости и способностью к окислению.
- L – с пониженной летучестью и увеличенным сроком службы.
- J – увеличенные качества против образования нагара и осадков.
Дизельные моторы грузовых и легковых автомашин. Обозначаются знаком «C». Вторая буква аналогично, как и в бензиновой квалификации указывает на параметры смазки. Кроме того, иногда применяются цифры 4 или 2, указывающие на тактность дизеля. Самыми распространенными в настоящий период являются следующие масла:
- I-4 – обладают низким содержанием серы и фосфора, используется в автомобилях с катализаторами.
- H-4 – предназначены для эксплуатации в высокооборотных дизелях.
- G-4 – высокие защитные параметры к образованию нагара и сажи.
Кроме указанных вариантов классификации, которые обозначаются на маркировке моторного масла, практически все ведущие автопроизводители используют собственные допуски, разрешающие применение данных смазок в силовых агрегатах автомобилей компании.
Различия моторных масел по основе изготовления
При разработке и последующем выпуске могут использоваться следующие основы для масел, к которым добавляются присадки возможным объемом до 25%:
- Минеральная – выпускается из натуральных компонентов природного происхождения, простая технология производства и потому имеют самую маленькую стоимость. Характеризуются небольшим сроком эксплуатации, быстрой потерей своих качеств и свойств, способно образовывать нагар на элементах мотора. Такое масло лучше использовать на возрастных автомобилях, а также на бюджетных машинах с небольшим годовым пробегом.
- Полусинтетическая – получается методом смешивания синтетических и минеральных основ (лучшая пропорция 70 к 30). Отличается низкой испаряемостью, качественными защитными показателями. Позволяет устранить основные недостатки минеральной смазки, а именно увеличивает период сохранения технологических качеств, снижает образование нагара. Располагает по сравнению синтетическим маслом более низкой ценой. Рекомендуется использовать в моторах автомобилей со средним пробегом.
- Синтетическая – получается в процессе химико-технологического синтезирующего цикла, поэтому в составе присутствуют только компоненты, не существующие в природном виде и обладающие уникальными свойствами. Такое масло характеризуется самыми высокими техническими параметрами и эксплуатационными данными, особенно хорошими противокоррозионными качествами. Сложный процесс производства формирует высокую стоимость данного масла. Лучше всего применять в высокооборотных моторах новых автомашин.
Выбор моторной смазки и стандартная периодичность замены
Зная характеристики двигателя автомобиля, классификацию масел по API и SAE, допуски автопроизводителя, а также определив тип основы можно подобрать моторное масло наиболее соответствующие данному силовому агрегату. При этом важно учитывать рекомендации автопроизводителя по использованию масла определенной компании, но это только в том случае если изготовитель не формируют собственные допуски.
Указанные допуски компании-производители автомобилей разрабатываются на основании сложных химико-технологических анализов и лабораторных исследований. Такие методы проводятся с целью изучения воздействие комплекса присадок или отдельной присадки на конструкционные материалы, используемые в двигателе. Дело в том, что обладая определенным химическим составом, одна присадка может давать положительные моменты в работе деталей двигателя установленного состава и вызывать коррозию и разрушения у элементов мотора изготовленных из других материалов.
Периодичность замены масла в моторе любого автомобиля закреплена действующими регламентами технического обслуживания. Для подавляющего количества автотранспортных средств такой период устанавливается от 10 до 15 тыс. км пробега для условий нормальной эксплуатации.
В последнее время целый ряд фирм производителей автомасел освоил выпуск моторной смазки с увеличенным сроком эксплуатации. Применять такой увеличенный период можно только в том случае, что у обозначенного масла есть допуск на эксплуатацию в двигателях определенной автомобильные фирмы с указанием конкретных моделей. Отсутствие такого допуска в случае использования может привести к негативным моментам для силового агрегата.
Факторы, снижающие срок службы моторного масла
Несмотря на то, что автопроизводители рекомендуют определенную периодичность смены моторного масла в двигателях автомобилей своей компании, опытные водители и специалисты автосервиса рекомендуют при эксплуатации автомашины в неблагоприятных условиях корректировать период смены моторной смазки.
К таким неблагоприятным условиям следует отнести:
1. Условия эксплуатации автомобиля.
Для того чтобы выполнить нормативный пробег между ТО 15 тыс. км автомобилю в городских условиях потребуется около 700 часов работы. При движении по загородным дорогам для выработки межсервисного пробега автомашине потребуется всего 200 часов. Разница во времени работы двигателя достигает практически четырехкратной величины. Это указывает на то, что при одинаковом пробеге в городском цикле моторное масло эксплуатировалось в четыре раза интенсивнее.
Такая увеличенная нагрузка однозначно привела к существенным снижениям технических характеристик смазочного материала. Кроме того, работа мотора в городских условиях связана с повышенной температурой и плохой вентиляции, что также является неблагоприятными факторами. Поэтому выбирая интервал замены масла в двигателе необходимо выполнять корректировку в зависимости от указанных условий эксплуатации автомобиля.
2. Регулярные короткие поездки.
Короткой следует считать поездку, за время которой двигатель автомобиля не успевает полностью прогреться. Это, например, поездки только на работу. За время стоянки автомашины между такими поездками в моторе возникает конденсат, который в дальнейшем смешиваясь с продуктами, возникающими от сгорания топлива, представляет кислотную смесь. Такая смесь разрушает структуру моторного масла и увеличивает коррозию деталей двигателя. Особенно опасны такие короткие передвижения в зимний период, как холодная и поврежденная смесью моторная смазка не выполняет качественно свои задачи, что сильно увеличивает износ силового агрегата.
3. Продолжительное движение с повышенной нагрузкой на двигатель.
Если автомобиль постоянно транспортирует прицеп, ездит с полной загрузкой или передвигается по пересеченной местности, то силовой агрегат автомашины работает продолжительное время на максимальной мощности. Такая эксплуатация приводит к более раннему окислению и изменению вязкости моторного масла, что негативно сказывается на работе двигателя.
Поэтому кроме правильного выбора моторного масла для двигателя автомобиля важно при определении периода замены учитывать условия эксплуатации.
Видео
Алексей Дель 15 сентября, 2020
Основной автор сайта и основатель нескольких автомобильных интернет-проектов
Как часто надо менять масло в моторе — какой пробег или срок
Каждый автомобиль требует к себе внимания и нуждается в полноценном уходе. Обязательно, в мотор заливается масло. Без этого продукта, агрегат не сможет полноценно работать. Если водитель заботиться о своем транспорте, вовремя заливает нужное масло, то и машина прослужит долгое время.
Во время работы автомобиля все важные функциональные узлы изнашиваются. Чтобы защитить мотор от негативного воздействия внешних факторов, достаточно менять смазку в определенный срок. Вот здесь-то и начинается самое интересное. Я столкнулся с тем, что далеко не все знают, через какой пробег и как часто надо менять масло. Вот об этом давайте и поговорим.
Как часто в моторе нужно менять масло?
Новый автомобиль при изготовлении снабжается специальной документацией. В тех. паспорте подробно описано, когда менять масло в двигателе необходимо, а когда, можно без этого вполне обойтись. При возникновении нестандартной ситуации, расход масла может увеличиться, а значит, замена потребуется немного раньше.
В качестве таких обстоятельств выделяют:
- повышенная влажность окружающего воздуха;
- при сильных заморозках или при постоянном изменении температурных показателей;
- высокий уровень запыленности, особенно в крупных городах;
- в горной местности, где часто встречаются постоянные подъемы и спуски.
Принимая во внимания все перечисленные факторы, сложно определить, когда, и через сколько нужно будет менять масляный состав. Здесь можно посоветовать ориентироваться не на пробег автомобиля, а на время пользования транспортом. Обязательно принимать во внимание условия совершения поездок и режим. Например, для автомобилей, которые постоянно работают под нагрузкой, масло стоит менять на 2-3 тыс. км. раньше чем прописано в инструкции от производителя.
Ориентируясь на средние показатели, можно сказать, что менять масло в моторах авто стоит в интервале 10-15 тыс. км пробега. Более точные данные по каждому автомобилю необходимо выяснять для каждой конкретной модели, дополнительно.
Что будет, если нарушить правила и заменить масло позже?
Водители часто задают вопросы, что будет, если нарушить правило и поменять смазку позже, чем указано в инструкции. Ничего страшного с мотором не произойдет, но в будущем нужно будет учесть этот момент и компенсировать просроченное значение.
Такая рекомендация касается только небольшой задержки. Производители указывают не превышать период просрочки больше, чем на 10-20% от рекомендуемого значения. Когда показатели будут больше, чем 4-5 тыс. км., речь пойдет уже о дорогостоящем ремонте. Без чистого, качественного масла некоторые детали движка могут выйти из строя. Владельцу транспорта придется позаботиться о замене поврежденных элементов.
Стоит ли придерживаться правила «рекомендованного интервала» по замене смазки в моторе?
Сфера автомобилестроения постоянно пополняется новыми моделями транспортных средств. Производитель проверяет и тестирует новые технологии и механизмы. В результате эволюционирования техники, масляные составы тоже приобретают новое качество и возможности. Данный момент вызывает и некоторые вопросы у людей. Водители не всегда могут определить, какое масло стоит купить и залить в двигатель.
Заполняя пункт о сроках смены масляного состава, автопроизводители желают помочь водителю. Важно чтобы владелец знал какой максимально допустимый срок эксплуатации авто без замены масла. Производители понимают, что если смазку не менять очень долго, то в негодность быстро придут запчасти автомобиля. Если не вписать в инструкцию такие ограничения, то производителю придется производить ремонт за свой счет, по гарантии.
Составляя инструкцию, производитель передает автомобилисту обязанности по контролированию количества смазки в двигателе. Без замены агрегат быстро придет в негодное состояние, а вот использование качественного продукта и своевременный уход за мотором станет гарантией более длительного периода работы движка.
Слишком часто менять масло не требуется. Это тоже не очень правильное решение, поскольку автомобиль будет испытывать своеобразный стресс. Особенно плохо может получиться, если постоянно заливаются разные масляные составы.
Как самостоятельно можно определить, нужна ли замена масла?
В автомобиле есть специальный щуп. Именно этот инструмент используется для определения уровня смазки в моторе. При помощи щупа можно проверить достаточное количество смазки в движке.
Порядок действий такой:
- Открыть капот авто и вынуть из двигателя щуп.
- Протереть инструмент чистой салфеткой.
- Вставить щуп обратно.
- Снова вынуть инструмент и рассмотреть конец.
На конце металлической пластинки есть две отметки, обозначающие максимальный и минимальный уровень масла. Если фактический показатель находится посредине между отметками, то все в порядке. Все остальные варианты указывают на то, что фактическое количество смазки не соответствует норме. В современных автомобилях такие сведения выводятся на панель управления. Дополнительно стоит рассмотреть цвет смазки. Проверять масло нужно каждую тысячу километров.
Заключение
В конце обзора можно представить выводы:
- По стандартным правилам менять масло в автомобиле нужно каждый 10-15 км пробега.
- При работе транспортного средства в жестких условиях стоит менять смазку на 2-3 тыс. км раньше. При нагрузке на мотор, стоит рассчитывать время замены масла по количеству дней эксплуатации авто.
- Когда не удается поменять смазку в срок, вреда мотору нанесено не будет, но нужно помнить, что время просрочки не должно превышать 10-20% от общего пробега.
https://autoiwc.ru/other/kak-chasto-nughno-menyat-maslo.html
https://maslo.biz/change-oil/kogda-menyat-maslo.html