Подушка безопасности: виды,устройство,работа

Содержание

Подушка безопасности: виды,устройство,работа.

Система подушек безопасности – одна из самых важных частей безопасности вашего автомобиля. При ее правильном срабатывании можно гарантировать, что вы и ваши пассажиры не пострадаете после удара, который мог бы причинить серьезную травму или смерть. Использование Airbag спасло тысячи жизней на протяжении многих лет. Но какое устройство и принцип работы подушек безопасности? Эта система чрезвычайно сложна и должна активироваться в течение миллисекунд после аварии, чтобы обеспечить защиту водителя и пассажиров.

Что такое подушка безопасности?

Подушки безопасности (Airbag) — это эластичные ткани или другие материалы, которые плотно упакованы в разных местах вашего автомобиля. В большинстве автомобилей есть подушки безопасности на передней приборной панели, а у многих автомобилей и вдоль боковой части автомобиля. Эти мешки сжимаются и хранятся в небольшой области. Когда происходит авария, они обеспечивают систему амортизации для людей в машине, которая поможет не вылететь наружу в случае аварии. Хотя это не всегда спасёт вас от серьезных травм или смерти, во многих случаях амортизация пассажиров может оказаться весьма целесообразной.

Разновидности подушек безопасности

Сегодня автомобили могут быть оборудованы сразу несколькими типами защитных элементов.

Фронтальные

«Аэрбеги», расположенные в рулевом колесе (водительские) и в верхней части панели инструментов (пассажирские), считаются самыми распространенными. Они устанавливаются даже на самые бюджетные машины. Эти подушки отличаются друг от друга по размерам, так как расстояние от руля до водителя значительно меньше, чем от человека, сидящего рядом, до «торпедо».

Элементы срабатывают только при столкновении передней части авто. Однако уже разработана подушка безопасности водителя многоступенчатого типа, которая активируется при столкновениях разного типа и тяжести.

Важно! На передней пассажирской подушке безопасности находится кнопка отключения, которую необходимо обязательно нажимать, если на таких сидениях перевозится ребенок в специальном автокресле.

При поездке в авто с фронтальными защитными элементами нужно обязательно уточнить у водителя, есть ли в «торпедо» пневмоподушка. Если таковая имеется, то в руках нельзя перевозить сумки, пакеты и прочие предметы или упираться коленями в место, где находится airbag.

Боковые

Данная разновидность пневмоподушек обычно встречается только в «продвинутых» комплектациях авто. Такие «аэрбеги» предназначены для зашиты плеч, грудной клетки, живота и таза в случае бокового столкновения. Как правило, эти элементы размещаются внутри передних сидений, но также есть и модели для задних кресел, предназначенные для защиты людей, сидящих сзади.

Полезно! Если в авто установлены боковые подушки, то в отсеках дверей нельзя хранить крупные или острые предметы.

Шторки

Также эти элементы часто называют головными подушками безопасности, которые по большому счету тоже предназначены для защиты пассажиров и водителя от боковых ударов, а также от осколков стекла. Они, как правило, устанавливаются либо только для передних сидений, либо для обоих рядов кресел. Размещаются эти элементы в боковых частях крыши авто (над окнами) и иногда в боковых стойках.

Коленные

Данные защитные элементы срабатывают при фронтальном ударе авто. Такие подушки устанавливаются преимущественно на автомобилях средней ценовой категории (С-класса). Как правило, защитные элементы этого типа находятся под рулем и под «торпедо».

Важно! При наличии такое пневмоподушки водитель должен отрегулировать свое кресло таким образом, чтобы от нижней части панели он был на расстоянии нем менее 10 см.

Также сегодня встречаются и менее распространенные разновидности «аэрбегов». К ним относятся задние боковые подушки и центральные пневмоподушки.

Стоит учесть, что при покупке б/у авто у многих может возникнуть логичный вопрос, как проверить подушки. Дело в том, что прежний владелец машины мог уже использовать газовый заряд устройства, но не наполнил airbag повторно (сделать это можно только в автосервисе).

Устройство

В устройстве любой airbag можно выделить три основных элемента:

  • Модуль подушки безопасности, включающий непосредственно саму подушку и сопутствующие ей механизмы фиксации и срабатывания(пружина, контактное кольцо и пиропатрон).
  • Датчики удара(деформации).
  • Модуль контроля работы системы.

Модуль контроля включает в себя систему регистрации данных от датчиков столкновения, систему диагностики состояния подушек безопасности(их исправности) и систему оповещения водителя в случае обнаружения неисправности в работе системы(сигнальную лампу).

Датчики деформации представляют собой устройства, которые стоят в разных участках частях машины и сработают при чрезмерно резких изменениях в скорости движения автомобиля.

Основными элементами модуля подушки безопасности являются разъем подушки безопасности, часовая пружина и контактное кольцо(для подушки, устанавливающейся в рулевое колесо), пиропатрон, газогенерирующий элемент, крышка и сама подушка. Подушка безопасности производится из тонкого нейлона толщиной порядка полумиллиметра, который обладает достаточной прочностью для торможения летящего по инерции тела водителя(пассажира).

Устройство подушки безопасности

Пиропатрон представляет собой детонирующее устройство, которое своей детонацией способствует выбросу из газогенерирующего элемента газа, раздувающего подушку за доли секунды.

Часовая пружина является специфическим для рулевой airbag элементом, который способствует бесперебойной подаче питания на модуль и его связь с модулем контроля. Разъём подушки обеспечивает подключение модуля к системе контроля, а так же оповещение о наличии проблем в работоспособности подушки при плохом подключении.

Крышка подушки безопасности(она же заглушка) является декоративным элементом, скрывающим подушку безопасности от глаз до момента срабатывания.

Принцип действия

В общих чертах, принцип работы airbag таков: после удара авто сработают датчики, которые находятся в машине. Как только они сработают и пошлют сигнал в устройство управления airbag, последнее определяет, сколько и какие airbag нужно активировать. Затем, подаётся сигнал и срабатывает пиропатрон, находящийся в airbag, раздувая подушку.

Теперь более подробно. При попадании автомобиля в аварию, в результате удара машина приобретает нехарактерное для неё ускорение, а так же получает повреждения. Резкое изменение скорости в результате удара — условия срабатывания подушек безопасности. Указанные изменения моментально фиксируется соответствующими датчиками. Датчики передают информацию в модуль управления, откуда сигнал идёт уже на конкретные модули подушек безопасности.

Сколько времени это занимает? Как правило, время срабатывания составляет порядка 15-25 миллисекунд. Такой короткий промежуток времени обусловлен необходимостью надува подушки прежде, чем она произведёт контакт с телом. В противном случае, удар о подушку будет не только не смягчающим, но может стать причиной серьёзных травм, и даже смерти. Такие случаи имели место на первых этапах истории развития подушек безопасности. Современные airbag лишены этих недоработок. Помимо мгновенного раскрытия, они имеют и такую особенность строения, как газоотводные отверстия. Это значит, что подушка начинает сдуваться почти сразу после срабатывания, тем самым компенсируя чрезмерное давление на тело пострадавшего не давая ему задохнуться(в случае с фронтальными подушками).

Возникающие проблемы

Передние подушки безопасности предназначены для защиты людей от взрослых. Поскольку дети меньше, они рискуют получить травму от её срабатывания. Поэтому они не должны занимать переднее сиденье, если в машине есть Airbag для пассажира. В авто не должны быть установлены принадлежности, которые могут ограничивать развёртывание Airbag-а или стать ракетой во время его срабатывания. Системы подушек безопасности обычно имеют контрольную лампу с индикатором. Если лампа не погаснет сразу после запуска или включается во время вождения, сверьтесь с руководством по эксплуатации и проверьтесь на СТО. Система обнаружила ошибку.

Если вы этого не сделаете, подушки могут неожиданно сработать во время ремонта, особенно во время электромонтажных работ. Это может привести к серьезным травмам, поэтому оставьте ремонт квалифицированным специалистам. Подушки безопасности разворачиваются с взрывной силой и далеки от больших пушистых подушек, которые могут себе представить некоторые люди. Не редко остаются небольшие травмы и ссадины от контакта с подушкой. Несколько изготовителей транспортных средств определяют срок службы компонентов подушек безопасности. Обычно загорается сигнальная лампа подушки безопасности, и компоненты должны быть заменены, прежде чем она погаснет.

Выключение подушек безопасности

Подушки безопасности разработаны таким образом, что их не нужно включать, но иногда их можно отключить. Это связано с соображениями безопасности, поскольку есть случаи, когда они могут нанести больше вреда, чем пользы. Когда автомобиль включает в себя возможность отключения подушек безопасности пассажира, механизм деактивации обычно располагается на пассажирской стороне приборной панели. Процедура снятия Airbag-а со стороны водителя, как правило, более сложная, и после неправильной процедуры может вызвать срабатывание подушки безопасности. Если вы обеспокоены тем, что защитная подушка с водительской стороны может нанести вам вред, для её отключения следует обратиться к специалисту.

Проверяем подушки безопасности

Сразу после покупки б/у авто, новый владелец железного коня должен убедиться не только в работоспособности своего приобретениея, но и проверить подушки безопасности. В первую очередь стоит убедиться в том, что они вообще предполагаются для данной модели машины. Об этом будут свидетельствовать соответствующие надписи SRS или Airbag на «баранке» и панели «торпедо». Вокруг этих аббревиатур не должно быть сколов или царапин, так как это означает, что защитный аксессуар уже был использован и не факт, что прежний владелец позаботился о дорогостоящей услуге по заполнению пневмоподушек газом. Однако, даже если переустановка изделия была все же произведена, нет гарантии, что процедура выполнена корректно.

Полезно! Срок годности подушек обычно составляет от 10 до 14 лет (в зависимости от модели, марки и года выпуска машины). После этого срока патрон разряжается и изделие приходит в негодность.

Также стоит обратить внимание на стекла (особенно на лобовое). Если они менялись, то вероятнее всего подушка безопасности уже использовалась.

Стоит обратить внимание на дату изготовления ремней безопасности. Данные должны совпадать на всех сиденьях. Если эти элементы были заменены, то возможная причина – сильный удар, который также провоцировал открытие «аэрбега».

Вам будет интересно  Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

Кроме этого, есть еще несколько способов, как проверить наличие и работоспособность подушек:

  • Включить зажигание и дождаться появления на приборной панели надписи «аэрбег», которая должна исчезнуть через несколько секунд.
  • Если в авто есть специальный разъем для диагностики работы систем (обычно расположен под рулем), то необходимо завести двигатель, подождать 30 секунд и закрыть контакты 4 и 13 при помощи обычной канцелярской скрепки. После этого кнопки на приборной панели должны начать моргать. Если на одной из них отображается человек с подушкой, и эта кнопка моргает чаще остальных, то это говорит об ошибке получаемого кода. Если лампочка и вовсе не подает признаков жизни, то это свидетельствует о том, что продавец авто вообще отключил этот модуль.

Сколько подушек безопасности бывает в современных автомобилях?

Рассмотрим, сколько подушек безопасности бывает в современных автомобилях:

  • 0 — в настоящее время выпускаются несколько старых моделей автомобилей, в которых вообще нет подушек. С каждым годом их остается все меньше.
  • 1 — фронтальная подушка безопасности водителя.
  • 2 — фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира.
  • 4 — фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира, боковые передние подушки безопасности.
  • 6 — фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира, боковые передние подушки безопасности, шторки безопасности.
  • 7 — фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира, боковые передние подушки безопасности, шторки безопасности, коленная подушка безопасности водителя.
  • 8 — фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира, боковые передние и задние подушки безопасности, шторки безопасности.
  • 9 — фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира, боковые передние и задние подушки безопасности, шторки безопасности, коленная подушка безопасности водителя.

Большинство современных автомобилей комплектуются 2 — 7 подушками безопасности. 8 и 9 подушек безопасности можно встретить только на ограниченном числе моделей.

Что делать, если сработали подушки безопасности?

Обычно подушки безопасности срабатывают при достаточно серьезных дорожно-транспортных происшествиях. Поскольку подушки являются одноразовыми, требуется полная замена всех сработавших подушек. Также требуется замена и датчиков подушек безопасности.

Кроме того, требуется замена обшивки, которая была сломана при срабатывании подушек. Ну и само собой требуется ремонт кузова и внутренних частей автомобиля после ДТП.

Отмечу, что нередко после срабатывания подушек безопасности автомобиль вообще не восстанавливают, т.к. стоимость ремонта может превышать стоимость аналогичного нового автомобиля.

Иногда на практике подушки безопасности могут сработать и без ДТП. Например, если неквалифицированный человек попытается разобрать подушку. В этом случае потребуется замена только подушки безопасности. Сама подушка стоит ориентировочно 10 — 20 тысяч рублей. Дополнительно придется оплатить и работы по ее замене.

Самостоятельный ремонт подушек безопасности автомобиля после ДТП я настоятельно рекомендую не выполнять. В первую очередьзащищают достаточно хорошо, и использовать это связано с тем, что проверить правильность работы подушек будет возможно только при следующем ДТП. Однако может быть уже поздно.

Можно ли установить дополнительные подушки безопасности в автомобиль?

Иногда у водителей возникает вопрос по поводу установки дополнительных подушек безопасности в автомобиль. Например, при покупке автомобиля денег на дополнительные подушки не хватило. Через пару лет деньги появились и водитель захотел повысить уровень безопасности автомобиля.

Теоретически дополнительные подушки установить можно, практически — это экономически нецелесообразно. И вряд ли кто-то возьмется за эту работу.

Дешевле получится приобрести аналогичный автомобиль с дополнительными подушками, чем пытаться «засунуть» подушки и датчики в свою машину.

Так что будем считать, что установить дополнительные подушки в автомобиль нельзя.

Совместная работа подушек и ремней безопасности

Некоторые водители, обладающие малыми познаниями в области автомобильной безопасности, считают, что если в автомобиле есть подушки безопасности, то они защищают достаточно хорошо и использовать ремни безопасности нет необходимости. Кое-кто даже пытается обмануть датчик непристегнутых ремней, пропуская ремень безопасности за спиной и застегивая его в замок. Подобные мысли нужно выбросить из головы.

Подушки безопасности разрабатываются с расчетом на то, что они будут использоваться совместно с ремнями безопасности. Так что если пассажир, не пристегнутый ремнем, попадет в ДТП, то он продолжит движение вперед по инерции. А «спасительная» подушка раскроется ему навстречу на скорости около 200 км/ч. В данном случае пассажир может получить тяжелые травмы.

Так что запомните. Ремни безопасности можно и нужно использовать в том числе и в автомобилях без подушек безопасности. А вот использовать подушки не пристегиваясь ремнями нельзя.

Критерии срабатывания подушек безопасности

Как проверить подушки безопасности при покупке автомобиля

В очередной статье из серии «Системы безопасности автомобиля» речь пойдет о еще одном важном элементе безопасности машины — подушках безопасности.

Подушки безопасности начали массово внедряться на несколько десятков лет позже ремней безопасности, поэтому они встречаются немного реже.

Тем не менее в 2020 году практически все новые автомобили (даже отечественных марок) оснащаются хотя бы одной подушкой безопасности.

Рассмотрим следующие вопросы:

  • Что такое подушки безопасности?
  • Для чего нужны подушки безопасности?
  • Какие типы подушек существуют? фронтальные;
  • передние боковые;
  • шторки;
  • коленные;
  • задние боковые.
  • Где находятся подушки безопасности в автомобиле?
  • Что делать, если сработали подушки безопасности?
  • Можно ли установить дополнительные подушки?
  • Как взаимодействуют подушки и ремни?
  • Неисправности подушек безопасности.

    Что такое подушки безопасности?

    Подушка безопасности — это элемент пассивной безопасности автомобиля, предназначенный для защиты жизни и здоровья водителя (или пассажира) в случае серьезного дорожно-транспортного происшествия.

    Подушки безопасности, хотя и называются подушками, имеют мало общего с одноименной постельной принадлежностью. Пожалуй единственное их сходство — и те, и другие должны быть мягкими.

    Существуют несколько типов подушек безопасности:

    • Фронтальные — в передней части автомобиля.
    • Боковые — в боковых частях автомобиля.
    • Шторки — над боковыми окнами автомобиля.
    • Коленные — в районе ног водителя или пассажира.

    При обыденном управлении автомобилем подушки безопасности никак не проявляют себя. Они находятся в сложенном состоянии и скрыты элементами обшивки салона.

    Как работают подушки безопасности?

    Рассмотрим механизм работы подушек безопасности. В случае дорожно-транспортного происшествия подушки за доли секунды автоматически раскрываются. Это происходит за счет наполнения их специальным газом. Водитель и пассажиры обычно даже не успевают заметить момент срабатывания подушек.

    При этом подушка раскрывается таким образом, чтобы заполнить собой пространство между человеком и элементами автомобиля. В случае ДТП человек избегает жесткого удара о руль, стойки, панель и т.п. Удар приходится на достаточно мягкую подушку. Это во многих случаях позволяет либо полностью избежать травм, либо избежать тяжелых последствий для организма.

    Кроме того, мягкая подушка позволяет избежать и внутренних травм. Одна из причин гибели людей при ДТП — удар внутренних органов о кости человека при быстром замедлении.

    Например, смерть может наступить из-за удара мозга о череп человека в момент ДТП.

    Подушки безопасности помогают уменьшить замедление, т.е. провести остановку тела более равномерно.

    Сразу же после столкновения подушки выпускают газ, чтобы не мешать водителю и пассажирам выбираться из автомобиля.

    Обратите внимание, подушки безопасности помогают только при первом ударе автомобиля (бывают ДТП с несколькими последовательными ударами), а также на то, что все подушки безопасности одноразовые.

    При повседневной езде раскрытие подушек исключено, поскольку они оборудованы специальными датчиками. Кроме того, подушки безопасности раскрываются только при определенных условиях, т.е. в случае серьезного ДТП.

    Например, если Вы заденете зеркалом автомобиля какое-нибудь препятствие, то подушки конечно же не сработают.

    Принцип работы

    Блок безопасности был разработан еще в середине прошлого века. С внедрением электроники он претерпел некоторые изменения, но принцип работы практически не изменился. Автопроизводители не придерживаются каких-то стандартов, более того – многие из них используют свои разработки.

    На первый взгляд кажется, что это означает узкую спецификацию составных частей. На деле – все как раз наоборот. Основные составные части блока:

    • набор датчиков;
    • подушки безопасности;
    • блок SRS;
    • проводка;
    • лампа на панели приборов;
    • пиропатрон;
    • натяжители ремней.

    Общий принцип остается неизменным вот уже многие годы. А выглядит он так.

    1. При ударе срабатывают датчики – всего их может быть до 10 и даже 15 штук. Они передают блоку SRS информацию о месте и силе удара.
    2. Электронный блок обрабатывает эту информацию. Учитывая сторону удара и количество пассажиров, подает сигнал на активацию подушки и ремня.
    3. Срабатывает пиропатрон и происходит выбивание крышек подушками безопасности.
    4. Стравливание воздуха через специальный клапан или отверстие.

    Рекомендуем: Рейтинг лучших производителей салонных фильтров по мнению экспертов и отзывам покупателей

    Помимо перечисленных выше пунктов, нужно обязательно уточнить один момент. Во время срабатывания подушек происходит запись Crash Data в электронный блок. После этого он перестает функционировать.

    Сколько подушек безопасности бывает в современных автомобилях?

    В 2020 году выпускаются всего несколько старых моделей автомобилей, в которых вообще нет подушек. С каждым годом их остается все меньше.

    Количество подушек 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Фронтальная подушка водителя + + + + + + + + + +
    Фронтальная подушка переднего пассажира + + + + + + + + +
    Боковые передние подушки (2) + + + + + + +
    Шторки (2) + + + + +
    Коленная подушка водителя + + + + +
    Боковые задние подушки (2) + + +
    Коленная подушка переднего пассажира +

    В большинство современных автомобилей устанавливаются от 2 до 7 подушек безопасности. 8, 9 и 10 подушек можно встретить только на нескольких моделях машин.

    Как проверить автомобиль перед покупкой

    Проверить историю автомобиля перед покупкой можно с помощью онлайн сервисов. Например, через всероссийский интернет-сервис «Автокод». Здесь можно за 5 минут получить информацию о том, участвовало заинтересовавшее вас транспортное средство в ДТП или нет. Если машина побывала в серьезной аварии – значит, и устройства безопасности уже срабатывали. А вот заменили их на новые или поставили муляж – проверять уже потенциальному покупателю.

    Чтобы стать обладателем информации о ДТП, в которых участвовал автомобиль, введите VIN или гос. номер ТС в форму поиска на главной странице сайта Автокод. В течение пяти минут вы получите сведения о типе и дате дорожного происшествия. К тому же, на схеме будет обозначено расположение наиболее существенных повреждений кузова.

    Кроме этого, подробный отчет содержит данные о бывших владельцах машины, историю регистрационных действий, реальный пробег авто, даты прохождения технических осмотров, информацию о наличии ограничений ГИБДД и другие полезные сведения о ТС.

    Чтобы окончательно быть уверенным в желаемой ласточке, следует осмотреть её на наличие технических неполадок. Однако если у вас недостаточно опыта, или вы находитесь в другом городе, автоэксперт сделает это за вас! Для этого достаточно оставить заявку на услугу выездной проверки на сайте «Автокод».

    Хотите узнать больше о том, как выбрать и проверить перед покупкой подержанный автомобиль? Читайте об этом в электронной книге, которую можно скачать с нашего сайта бесплатно.

    Вам будет интересно  Как выбрать и установить надёжную сигнализацию в машину? Обзор 8 лучших систем безопасности на 2018 год |

    Фронтальные подушки безопасности

    Фронтальные подушки — наиболее распространенный сегодня вид. Большинство новых автомобилей имеют фронтальные подушки водителя и переднего пассажира.

    Фронтальные подушки предназначены для защиты от удара в переднюю часть автомобиля. Например, от лобового столкновения.

    Кроме того, что эти подушки исключают удар об элементы автомобиля, они также уменьшают замедление человека в случае ДТП. То есть человек теряет скорость медленнее, а следовательно испытывает меньшие перегрузки. Это позволяет уменьшить риск травм внутренних органов.

    Фронтальная подушка безопасности водителя размещается в центре рулевого колеса. Фронтальная подушка переднего пассажира расположена в верхней части передней панели. Подушки пассажира и водителя различаются по размерам, поскольку расстояние между головой водителя и рулевой колонкой меньше, чем расстояние между головой пассажира и панелью.

    Фронтальная подушка безопасности переднего пассажира обычно имеет кнопку отключения. Отключение необходимо в том случае, если на переднем сиденье перевозится маленький ребенок в специальном кресле.

    Фронтальные подушки должны срабатывать только при ударах в переднюю часть автомобиля.

    При поездке в автомобиле с фронтальными подушками безопасности (место их расположения обозначается словом airbag на передней панели) следует соблюдать элементарные меры предосторожности.

    Например, пассажир не должен держать в руках сумку, пакет или другие предметы. Кроме того, не следует упираться коленями в место расположения подушки. Нарушение любого из этих правил может исказить эффект от использования подушек безопасности, т.к. пассажир получит травмы по собственной же вине.

    Примечание. Фронтальные подушки в 2020 году устанавливаются даже на самые бюджетные модели отечественных автомобилей (Lada Granta).

    Правила использования подушек безопасности

    Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

    Мало знать принцип работы подушек безопасности ещё с ними надо правильным образом взаимодействовать для того, чтобы избежать вреда от их срабатывания при ДТП. Риск получения повреждений при активизации подушки безопасности минимален, но он всё равно существует. Зачастую отдельные водители получали тяжёлые травмы именно потому, что не знали правил использования подушек безопасности.

    Детское автомобильное кресло.

    Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

    Многие родители зачастую неправильно устанавливают детское автомобильное кресло на пассажирское сиденье рядом с водителем и тем самым подвергают своего ребёнка серьёзной опасности. Они устанавливают кресло не спинкой вперёд, а наоборот. Лицо ребёнка, оказывается прямо перед открывающейся подушкой безопасности. Делать это категорически запрещено. Выстрелившая подушка безопасности может поломать шейные позвонки неокрепшего молодого организма.

    Наклейки.

    Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

    Использование наклеек в местах срабатывания подушек безопасности недопустимо. Заклеивание отстреливающих элементов салона может привести к нарушению порядка срабатывания подушки безопасности. Эффективность защиты в этом случае значительно уменьшается.

    Ремень безопасности.

    Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

    Игнорирование ремня безопасности в автомобиле зачастую приводит к тому, что подушка не срабатывает и не выстреливает. Тем самым существует серьёзный риск получения увечий или даже гибели.

    Регулировка рулевой колонки.

    Если рулевая колонка автомобиля имеет возможность регулирования не стоит этим злоупотреблять. Задранный вверх руль может привести к тому, что подушка безопасности сработает неправильно и выстрелит под углом. Это очень часто приводит к получению водителем серьёзных травм.

    Передние боковые подушки безопасности

    Боковые подушки распространены меньше, чем фронтальные. Они устанавливаются на более дорогих автомобилях или в более продвинутых комплектациях.

    Передние боковые подушки предназначены для защиты плеча, бока и таза при боковом ударе автомобиля. Обычно они устанавливаются в боковой части передних кресел (со стороны дверей автомобиля).

    В автомобилях с боковыми подушками безопасности нужно соблюдать дополнительные правила перевозки грузов. Нельзя размещать в карманах дверей сильно выпирающие предметы. В случае ДТП они могут помешать работе подушки и навредить человеку.

    Примечание. Передние боковые подушки в 2020 году устанавливаются как на отечественные (Lada Vesta), так и на недорогие иностранные модели (Renault Logan, Datsun On-do).

    Шторки безопасности

    Шторки безопасности предназначены для защиты головы водителя и пассажиров при боковых ударах.

    Бывают 2 типа шторок безопасности:

    • Только для переднего ряда сидений.
    • Одновременно для переднего и заднего рядов.

    Шторки безопасности размещаются в боковой части крыши автомобиля (непосредственно над оконными проемами), а также частично в боковых стойках.

    В случае бокового удара шторка безопасности раскрывается таким образом, чтобы полностью закрыть боковые стекла автомобиля. Она защищает от ранений осколками стекла, от ударов о стойки и другие жесткие предметы.

    Примечание. В 2020 году шторки безопасности можно встретить в том числе и на относительно бюджетных автомобилях B-класса (Kia Rio, Hyundai Solaris).

    Коленные подушки безопасности

    Коленная подушки безопасности предназначена для защиты коленей водителя или переднего пассажира при фронтальном (переднем) ударе.

    Подушка водителя располагается под рулевой колонкой в нижней части панели.

    Подушка переднего пассажира также выполняет защиту при переднем ударе, однако располагается она перед пассажирским сиденьем.

    Обратите внимание, при наличии коленной подушки безопасности нужно внимательно отнестись к регулировке водительского сиденья. Ноги водителя должны находиться не менее, чем в 10 сантиметрах от нижней части панели.

    Примечание. Коленная подушка водителя в 2020 году встречается на многих автомобилях C-класса, имеющих среднюю стоимость (Volkswagen Golf, Suzuki SX4).

    Коленную подушку пассажира в 2020 году можно найти только в дорогих внедорожниках (Toyota LC200).

    Как найти подушки безопасности в автомобиле?

    Подушки безопасности в автомобиле обозначаются значками airbag. Эти значки могут быть либо выдавлены на пластике, либо нанесены на специальные тканевые бирки.

    Выше уже речь шла о том, где располагаются подушки каждого вида. Фронтальные, коленная, задние боковые и шторки безопасности обычно отмечены на пластиковых деталях обшивки, передние боковые подушки отмечаются на тканевых бирках сбоку от сидений.

    Не рекомендую открывать или разбирать обшивку салона вблизи от подушек безопасности без отключения аккумулятора. Попытка снять подушку под напряжением может привести к ее срабатыванию. А это, в свою очередь, может повлечь тяжелые травмы.

    Грамотно проверяем подушки безопасности в авто до покупки

    Приобретая подержанное авто, естественно, необходимо убедиться в исправности всех его устройств и должном качестве всех элементов. И один из важнейших объектов, требующих внимания — подушки безопасности.

    Грамотно проверяем подушки безопасности в авто до покупки

    Местонахождение подушек безопасности. Автомобили различных классов и комплектаций могут быть оснащены подушками безопасности: -коленными — находятся под бардачком и рулем; -центральными — присутствуют в подлокотниках кресел; -боковыми — их помещают в спинки сидений, иногда в двери.

    Но чаще всего устройство защиты расположено вверху торпедо, в руле. Еще подушки могут находиться между стойками авто, спрятанные потолочной обшивкой и в таком виде они предотвращают повреждения головы. Чем дороже авто — тем больше видов подушек безопасности в нем можно обнаружить помимо распространенных фронтальных.

    Проще всего обнаружить любые устройства безопасности по надписи «Airbag» или «SRS» на закрепляющих заглушках. Затем нужно убедиться в наличии подушек под заглушками, так как к сожалению, отдельные нехорошие продавцы иногда меняют заглушки на свежие и сработавшие устройства — на муляжи.

    Как находить и проверять подушки безопасности. Чтобы купить машину с абсолютно новыми подушками безопасности от производителя, нужно осмотреть салон на предмет повреждений, напоминающих о минувшем ДТП.

    Также рекомендуется обратиться к датчику удара подушек, который можно заметить по сигнальной лампочке на приборной панели. Чтобы выполнить этот краткий тест, нужно повернуть ключ зажигания и оценить лампочку. Плохой знак, если она все еще горит, хотя другие индикаторы погасли — это может указывать на неисправность датчика. Если же лампочка вообще не загорается — можно начать подозревать продавца в том, что он отключил ее, надеясь утаить от покупателя некую проблему с подушками безопасности.

    Завершив вышеназванную поверхностную проверку, следует измерить сопротивление пиропатрона, для чего понадобится простой тестер. Пошаговый процесс выглядит так: -выключив зажигание, вытаскивают ключ из разъема; -с аккумулятора убирают клеммы; -подушку безопасности разбирают; -тестер активируют в режим омметра и измеряют сопротивление на разъеме устройства.

    Важно подчеркнуть, что неопытные автомобилисты рискуют допустить ошибки при таком использовании тестера, что чревато неожиданной активацией устройства защиты, что естественно — способно травмировать.

    Чтобы убедиться в исправности подушек безопасности, можно использовать диагностический сканер, также известный как мультиметр. Его возможности впечатляют — будучи подсоединенным к бортовому компьютеру, он позволяет получать ясную картину состояния почти любых механизмов и устройств автомобиля. Правда, цена на такой прибор немаленькая — порядка 50-60 тысяч рублей.

    И наконец, чтобы провести полноценную диагностику подушек безопасности, до покупки авто возможно заказать его полную проверку с надежном сервисном центре, где специалисты не упустят ни одного значимого нюанса.

    Итог. Подушки безопасности в авто играют очень важную роль безопасности, их наличие и исправность гарантия вашей безопасности. Перед покупкой автомобиля следует очень ответственно отнестись к их проверке.

    • Почему у китайского производителя GAC в России нет шансов

    Смотреть все фото новости >>

    Что делать, если сработали подушки безопасности?

    Обычно подушки безопасности срабатывают при достаточно серьезных дорожно-транспортных происшествиях. Поскольку подушки являются одноразовыми, требуется полная замена всех сработавших подушек.

    Также требуется замена датчиков подушек безопасности и элементов обшивки, сломанных при срабатывании подушек. Ну и само собой требуется ремонт кузова и внутренних частей автомобиля после ДТП.

    Отмечу, что нередко после срабатывания подушек безопасности автомобиль вообще не восстанавливают, т.к. стоимость ремонта может превысить стоимость аналогичного нового автомобиля.

    Иногда подушки безопасности могут сработать и без ДТП. Например, если неквалифицированный человек попытается разобрать подушку. В этом случае потребуется замена только подушки безопасности. Сама подушка стоит ориентировочно 10 — 20 тысяч рублей. Дополнительно придется оплатить и работы по ее замене.

    Самостоятельный ремонт подушек безопасности автомобиля после ДТП я настоятельно рекомендую не выполнять. В первую очередь это связано с тем, что проверить правильность работы подушек будет возможно только при следующем ДТП. Однако исправлять ошибки может быть уже поздно.

    Восстановление торпедо после срабатывания подушки безопасности

    Ремонт панели приборов после аварии – одна из самых трудоемких работ в системе пассивной безопасности SRS. Чтобы заменить аэрбег и «зашить» торпедо, требуется снятие приборной панели полностью. Самое сложное в работе – восстановить внешний вид накладки со стороны пассажира – если пластик заклеить или обшить материалом неаккуратно, это будет заметно.

    Восстановление панели после срабатывания подушек безопасности производится в следующей последовательности:

    • от аккумулятора отсоединяется минусовая клемма;
    • снимается бардачок;
    • демонтируется приборный щиток;
    • отворачиваются крепления каркаса панели приборов;
    • демонтируется панель с полной ее разборкой.

    Рекомендуем: Электромагнитный клапан адсорбера — где он применяется?

    При этом необходимо от торпедо отсоединить все провода, которые мешают снятию, вынуть из панели кнопки, дефлекторы и т. д. Полное восстановление торпеды с установкой новых аэрбегов обходится порой не в один десяток тысяч рублей, поэтому автовладельцам часто предлагается только восстановить обшивку, без ремонта и монтажа подушек безопасности. Но даже такая работа обходится недешево, многие хозяева автомашин стараются по возможности найти панель приборов б/у на авторазборках. Как правило, установка «бэушных» деталей обходится дешевле полного ремонта, к тому же родная панель смотрится натуральнее – если торпедо восстановлена, при внимательном рассмотрении все равно это заметно. Восстановлением панель приборов после ДТП занимаются ателье тюнинга, работа делится на несколько этапов:

    • демонтаж торпедо;
    • предварительная очистка и обработка приборной панели;
    • заделка поврежденных мест с помощью специальных клеевых составов;
    • изготовление выкроек из материала, выбранного заказчиком;
    • монтаж чехлов на восстановленной панели приборов;
    • установка торпедо, подключение электрики.
    Вам будет интересно  Ремонт подушек безопасности: инструкция по замене и возможные проблемы

    По желанию хозяина машины панель приборов украшается декоративными хромированными элементами или вставками из натурального дерева, монтируется дополнительная акустическая система. Тюнингованная панель выглядит очень эффектно, при этом скрываются все дефекты, которые имелись раньше на торпедо.

    Можно ли установить дополнительные подушки безопасности в автомобиль?

    Иногда у водителей возникает вопрос по поводу установки дополнительных подушек безопасности в автомобиль.

    Например, при покупке автомобиля денег на дополнительные подушки не хватило. Через пару лет деньги появились и водитель захотел повысить уровень безопасности транспортного средства.

    Теоретически дополнительные подушки установить можно, практически — это экономически нецелесообразно. И вряд ли кто-то возьмется за эту работу.

    Дешевле приобрести аналогичный автомобиль с дополнительными подушками, чем пытаться «засунуть» подушки, датчики и новые управляющие блоки в свою машину.

    Так что будем считать, что установить дополнительные подушки в автомобиль нельзя.

    Восстановление подушек безопасности

    Но, к сожалению, после того, как она сработала, требуется восстановление. Ремонт системы защищенности очень затратное предприятие, но цена жизни всегда будут дороже любых денег. Что же происходит в автомобиле при ударе? Пиропатрон – устройство, которое поставляет газ в подушку, сгорает, и после каждого случая срабатывания системы сохранности требуется его замена. В то же время потребуется замена преднатяжителей в ремнях безопасности, они, как и пиропатрон, становятся непригодными. И, наконец, обратите внимание на программное обеспечение автомобиля, после сигнала об ударе оно блокируется, и требуется перепрограммирование микросхемы. Обычно ремонту подлежат блок управления (программное обеспечение) и руль транспорта или торпедо. Если с рулем еще можно справится более или менее опытному автослесарю, то с программным устройством все обстоит намного сложнее. Будет правильнее обратиться в специализированный техцентр. При самостоятельной замене ПО новым, удостоверьтесь, что установка прошла успешно.

    Самостоятельное восстановление подушек безопасности очень хлопотное и к тому же травмоопасное дело.

    Принцип работы всех составляющих компонентов airbag был вкратце уже ранее описан. Что касаемо замены устройства защиты, помните, что лучше оригинальных запчастей нет ничего. Не приобретайте некачественные материалы. Самостоятельное восстановление очень хлопотное и к тому же травмоопасное дело. Нужно знать все нюансы работы этого умного устройства, разбираться “от и до”. Соблюдение техники безопасности – важное правило, ведь подушка может вылететь в любой момент, а скорость ее составляет 200 км в час, а то и 300 км в час на некоторых моделях. Ремонт и восстановление airbag начинается со стирания памяти программного обеспечения или замены его на новый (этот вариант разумнее, но дороже). Следующий этап – это замена датчиков, проверка проводки. Последний этап – установка новых подушек безопасности. Далее идут процедуры по проверке правильности выполнения предыдущих действий.

    Рекомендуем: Как заменить тормозные диски на ВАЗ-2114 самостоятельно

    Итак, всего есть 3 варианта восстановления airbag:

    1. Покупка нового комплекта у производителя – вариант самый безопасный, но придется не по карману многим.
    2. Установка муляжа – проблему безопасности не решает, но внешне автомобиль будет выглядеть как раньше.
    3. Полное восстановление системы SRS – это процедуры по восстановлению системы безопасности.

    Совместная работа подушек и ремней безопасности

    Некоторые водители, обладающие скромными познаниями в области автомобильной безопасности, считают, что если в автомобиле есть подушки безопасности, то они защищают достаточно хорошо и использовать ремни безопасности не нужно. «Самые умные» пытаются обмануть датчик непристегнутых ремней, пропускают ремень безопасности за спиной и застегивают его в замок. Так делать не следует.

    Подушки безопасности разрабатываются с расчетом на то, что они будут использоваться совместно с ремнями безопасности.

    Например, если пассажир, не пристегнутый ремнем, попадет в ДТП, то он продолжит движение вперед по инерции. А «спасительная» подушка раскроется ему навстречу на скорости около 200 км/ч. В данном случае пассажир может получить тяжелые травмы.

    Так что запомните. Ремни безопасности защищают в том числе и в автомобилях без подушек безопасности. А вот подушки работают только совместно с ремнями.

    Принцип работы Airbag

    Система безопасности Airbag включает в себя не только подушки безопасности, но также датчики и блок управления.

    • Датчики устанавливаются на кузове автомобиля. Они бывают электронными или механическими.
    • Блок управления координирует работу всех элементов системы безопасности. В нужный момент он активирует подушки и механизм натяжения ремней. Блок управления также информирует водителя обо всех неисправностях в системе, включая соответствующий индикатор.
    • Подушки безопасности срабатывают только в случаях лобового столкновения автомобиля. Airbag «надувается» за 20 миллисекунд благодаря безвредному пиропатрону. А уже через 5-10 с давление начинает падать. Работает вся система только тогда, когда ключ находится в замке зажигания в положении «ON» или «Start».
    • Механизм подушки безопасности состоит из прочной и мягкой оболочки, а также наполняющего устройства.

    Неисправности подушек безопасности

    При эксплуатации автомобиля могут возникнуть проблемы, связанные с работой подушек безопасности. При этом на приборной панели загорается специальная лампочка, сигнализирующая о неисправности. В данном случае требуется доставить автомобиль в сервисный центр для устранения неисправности.

    В заключение хочу отметить, что подушки существенно повышают безопасность водителя и пассажиров автомобиля. Так что чем больше подушек в машине, тем лучше. Скорее всего подушки безопасности никогда и не пригодятся, но на всякий случай они должны быть припасены.

    Особенности работы подушек безопасности в автомобиле и их разновидности

    Подушка безопасности – один из главных элементов автомобиля. Она находится в салоне и «оживает», едва машина встречает препятствие. Это оснащение способно предупредить множество травм во время ДТП.

    Схема действия приспособления

    Характеристика подушек безопасности

    Ниже мы поговорим детальнее обо всех технических параметрах и характеристиках этой «надувной» защиты.

    Назначение и функции

    Главной заботой подушки безопасности в автомобиле является забота о водителе и пассажирах. Она предотвращает столкновение людей, находящихся в машине, с приборной панелью, стеклами и другими предметами, которые могут нанести вред. Если в машине будет находиться ремень и подушка, травмы минимизируются.

    Обычно она находится в рулевой ступице, и открывается за 15-30 миллисекунд, как раз в то время, когда машина уже столкнулась с препятствием, но водитель не ударился об руль.

    Она состоит из таких элементов:

    Манекен за рулем машины

    • надувной мешок из плотного эластичного материала;
    • контрольная лампа;
    • датчик, который мгновенно срабатывает при столкновении автомобиля.

    Принцип действия

    Устройство срабатывает таким образом:

    1. Автомобиль встречает на своем пути препятствие.
    2. При столкновении срабатывает датчик, который находится в составе подушки. Вся система «просыпается» и начинает действие.
    3. От системы поступает сигнал к детонатору и тот провоцирует наполнение «мешка» газом, который находится под давлением. Она в мгновение заполняется газом и увеличивается в размерах.
    4. За доли секунд раскрывается, принимая на себя удар. Подавив его, сдувается и опадает (автор — Сергей Громов).

    Плюсы и минусы

    • защищает грудь и голову;
    • она не мозолит глаза, незаметна в салоне;
    • за ней не нужно ухаживать.

    Раскрытые подушки безопасности в салоне машины

    • иногда может сработать сама собой;
    • при наполнении издает сильный шум;
    • подушка безопасности водителя не работает, если машина переворачивается или происходит боковое столкновение.

    Виды подушек безопасности

    Давайте рассмотрим, какие бывают разновидности этих средств защиты в авто.

    Фронтальные

    Из названия можно понять, что это приспособление находится спереди и предназначено для того, чтобы защитить находящихся в автомобиле людей. Когда машина ударяется капотом о препятствие, срабатывает датчик и фронтальные подушки безопасности тут же выскакивают. Они уменьшают риск удара, предупреждают переломы и серьезные травмы внутренних органов.

    Они расположены с водительской и пассажирской стороны и имеют разные размеры. Руль с подушкой безопасности находится значительно ближе, чем панель, из которой возникает подушка со стороны водителя. Она имеет кнопку, которой пользуются в том случае, если впереди сидит ребенок.

    Кроме этого, нужно соблюдать правила, иначе она навредит. Человек, сидящий на пассажирском сидении, не должен держать в руках предметы, а также упираться коленями в место, где расположено устройство.

    Рулевое колесо со спустившимся мешком

    Передние боковые

    Они не так популярны, как предыдущие и преимущественно устанавливаются на дорогие автомобили. Назначение данных подушек элементарно: они защищают плечи, бока и тазовые кости при боковом ударе машины. Они устанавливаются по обеим сторонам от передних кресел. Боковые подушки также имеют некоторые меры предосторожности: например, не следует держать в карманах острые, громоздкие предметы. При раскрытии они могут навредить человеку.

    Шторки

    Этот вид предназначен для защиты головы водителя и пассажиров в случае бокового столкновения.

    Шторки безопасности могут быть двух видов:

    • для передних кресел;
    • для передних и задних кресел.

    Шторки устанавливаются в боковой части крыши автомобиля, над окнами и в боковых стойках. Они раскрываются так, чтобы закрыть собой боковые стекла и предупредить ранения осколками и травмы твердыми предметами.

    Коленные

    Этот вид предназначен для защиты ног и, в частности, коленных чашечек при столкновении капота машины с препятствием. Она находится в нижней части приборной панели под рулевым колесом. В случае раскрытия коленной подушки необходимо просчитать регулировку водительского сидения, ведь ноги должны находиться не менее чем в 10 см от нижней части приборной панели.

    Коленные подушки в салоне

    Задние боковые

    Этот вид предназначен для задних пассажиров, и защищает плечи, тазовые кости и бока. Они преимущественно размещены в нижней части боковой обшивки салона. Такие приспособления для безопасности не особо популярны и выпускаются в малом количестве.

    Меры безопасности

    Можно сделать вывод, что подушки безопасности могут изредка не только приносить пользу, но и причинять вред. Это случается при неправильном использовании.

    Чтобы избежать травм нужно следовать правилам:

    1. Между человеком и безопасным устройством должно быть расстояние не менее 25 см иначе возникнет травмоопасная ситуация.
    2. Если ребенок находится впереди, он должен сидеть в специальном кресле. Оно должно быть отстранено назад как можно сильнее. Если ребенок слишком мал, он должен находиться на заднем сидении в специальном кресле, тщательно закрепленный во избежание травм. Если с пассажирской стороны на приборной панели находится подушка безопасности, тогда ребенка не стоит сажать спереди.
    3. Пассажиры, которые находятся внутри, должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Если автомобиль во что-то врежется на своем пути, ремень замедлит скорость движения тела.

    Если правильно пользоваться приспособлением, оно убережет от травм, и, возможно, даже сохранит жизнь.

    Приспособление для безопасной езды

    Способы проверки работоспособности

    Иногда проверить приспособление, которой в случае опасности убережет от травм или гибели просто необходимо, например, если автомобиль побывал в ДТП или был в ремонте. Иногда при покупке машины необходимо изучить салон и обратить особое внимание на надписи Airbag. Таким образом выполняется визуальная проверка. Если на надписи и на панели заметны потертости или царапины, имеется большая вероятность, что подушка была заменена.

    Чтобы выяснить, находится ли она в надлежащем виде, необходимо после осмотра салона на предмет повреждений, осмотреть само приспособление для безопасности. Можно снять крышку с руля, ведь подушка срабатывает мгновенно при любом более или менее серьезном столкновении.

    Рулевое колесо со снятой крышкой

    Покрытие надувного мешка должно быть без царапин и порезов. На газогенераторе, который наполняет приспособление газом, тоже не должно быть повреждений.

    Кроме визуального осмотра можно воспользоваться также и электронной проверкой, встроенной в приборную панель. В случае неисправности, на приборной панели будет мигать лампочка, которая буквально кричит о том, что езда на автомобиле небезопасна.

    Если вы видите неисправность или царапины, можно сделать неутешительный вывод, что продавец перед продажей изменил настройки в приборной панели, чтобы скрыть поломку от потенциального покупателя. Некоторые продавцы таким образом пытаются сбыть машины с уже сработавшими и поврежденными устройствами безопасности.

    Фотогалерея

    Ниже представлены фотографии, благодаря которым наглядно можно увидеть, каким образом действует подушка безопасности.

    Видео «Как определить, сработает ли подушка безопасности?»

    От автора Учимся водить машину в видео ниже можно узнать, как определить исправность приспособления.

    https://seite1.ru/zapchasti/podushka-bezopasnosti-vidyustrojstvorabota/.html
    https://avtokart.ru/diagnostika-i-remont/srs-airbag-chto-eto-takoe.html
    https://avtozam.com/elektronika/safe/podushka-bezopasnosti/