КАМАЗ-4310, технические характеристики и эксплуатация, схема и устройство, двигатель, кабина, мост и коробка, модификации: самосвал, вездеход и лесовоз

Содержание

КАМАЗ-4310 – один из лучших вездеходов Советской Армии

Автомобиль КАМАЗ-4310 выпускался с 1979 года. В 1981 году была выпущена первая серийная партия. Большая часть данных автомобилей предназначалась для нужд Советской Армии. Кроме того, военная эксплуатация КАМАЗ-4310 показала, что данный грузовик может эффективно использоваться и в хозяйственной сфере. Особой популярностью пользуется КАМАЗ-4310 лесовоз, который за счёт своей проходимости и экономичности выгоднее в эксплуатации, чем ЗИЛ-131.

История появления КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310

В начале 1980-х годов автомобиль КАМАЗ-4310 представлял собой совершенный и высокотехнологичный грузовик. Так как производство данной машины было ориентировано на армию, вездеход имел следующие возможности:

  • Он мог преодолевать препятствия;
  • Подниматься на крутые подъёмы;
  • Спускаться по крутым спускам;
  • Преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 метров.

Массовое производство вездехода КАМАЗ-4310 началось в 1981 году. Данное событие было приурочено к 26-му съезду КПСС. Первым автомобилем серии традиционно стал КАМАЗ-4310 бортовой. Потом появились различные модификации с военными кунгами, а ещё позже появились гражданские модификации, среди которых одним из самых популярных стал КАМАЗ-4310 лесовоз.

Автомобили КАМАЗ-4310 производились на заводе в Набережных Челнах, но мало кто знает, что схема этого автомобиля была разработана на заводе ЗИЛ. Так как завод имени Лихачёва разработал армейские грузовики ЗИЛ-131, правительство уже через год дало инженерам задание разработать новую дизельную модель, используя полноприводную схему ЗИЛ-131.

За 10 лет, в течение которых инженеры завода ЗИЛ занимались разработкой нового дизельного грузовика для армии, удалось создать 12 прототипов, используя полноприводную схему ЗИЛ-131. Но правительство решило передать все разработки на новый завод КАМАЗ, чтобы именно там собирали новейшие модели советских грузовиков. Новый дизельный двигатель КАМАЗ является разработкой инженеров ЗИЛ.

Технические характеристики КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310 в лесу

ТТХ автомобиля КАМАЗ-4310 выглядят следующим образом:

  • Длина машины составляет 7 650 мм. Естественно, что некоторые модификации отличаются по габаритам. Например, КАМАЗ-4310 лесовоз значительно длиннее;
  • Высота — 3 590 мм;
  • Ширина – 2 500 мм;
  • Грузоподъёмность составляет 6 тонн;
  • Масса автомобиля – 8 410 кг;
  • Дизельный двигатель способен разогнать машину до 85 км/ч. При этом до 60 км/ч грузовик разгоняется за 35 секунд.

Благодаря устройству дизельного двигателя, удалось добиться огромной экономии топлива. Даже бронированные версии могут похвастаться расходом около 30 литров на 100 км. Если автомобиль передвигается в условиях бездорожья, то расход топлива вырастает до 35 литров. По сравнению с ЗИЛ-131, двигатель которого с лёгкостью «съедает» около 50 литров в условиях бездорожья, этот показатель расхода очень достойный.

Для того чтобы увеличить максимальный запас хода до 830 км, пришлось установить на машину два топливных бака по 125 литров каждый.

Особенности двигателя КАМАЗ-4310

Двигатель КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310 оснащался дизельными двигателями двух типов. Более ранние модели получили двигатель КАМАЗ-740.10, обладающий следующими характеристиками:

  • V-образный 8-цилиндровый мотор с жидкостным охлаждением;
  • Рабочий объём составляет 10,85 литра;
  • Мощность – 210 л.с.

Более поздние модели КАМАЗ-4310 получили мотор КАМАЗ-740.10-20, который технически ничем не отличался от предыдущего мотора, только его мощность увеличена до 220 л.с.

Устройство ходовой части КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310 на подъеме

КАМАЗ-4310 имеет полный привод 6х6. Его трансмиссия состоит из механической коробки передач и раздатки. Передний и задние мосты КАМАЗ-4310 снабжены блокировками дифференциала. Раздаточная коробка КАМАЗ-4310 служит для распределения крутящего момента между мостами автомобиля. Управление раздаточной коробкой КАМАЗ-4310 осуществляется дистанционно, за счёт электропневматического привода.

Грузовик имеет четыре карданных вала: один идёт на передний мост, один — на задний, один — промежуточный и один — на средний мост. Колёса вездехода имеют традиционную широкопрофильную «зубастую» резину. Все колёса подключены к системе автоматической регулировки давления.

Подвеска КАМАЗ-4310 рессорного типа. Передняя подвеска кроме рессор имеет амортизаторы. Рессоры полуэллиптического типа. Задняя подвеска является балансирной и снабжена реактивными штангами.

Тормозная система грузовика барабанная. Привод двухконтурный пневматический. Стояночный тормоз тоже пневматического типа. Запасной тормоз в машине совмещён со стояночным, а вспомогательный тормоз выполнен в виде моторного замедлителя. Он также имеет пневматический привод.

Военные грузовики КАМАЗ-4310 часто имеют механические барабанные лебёдки, снабжённые червячным редуктором и тормозом ленточного типа. Усилие на лебёдку подаётся за счёт карданной передачи через коробку отбора мощности.

Стандартный военный бортовой грузовик КАМАЗ-4310 имеет следующие особенности:

  • Имеются надставные решетчатые борта;
  • В кузове имеются боковые и средняя скамейки, которые позволяют перевозить до 30 человек;
  • Кабина КАМАЗ-4310 имеет три места, и оборудована независимым отопителем.

По сравнению с другими грузовиками тех лет, КАМАЗ-4310 имел хорошую шумоизоляцию кабины. Кроме того, водительское сиденье имеет возможность регулировок в нескольких положениях. Спального места в КАМАЗ-4310 не предусмотрено, но в более современных вариантах можно было заказать его в качестве опции на заводе.

Модификация «Тайфун» и легенда, связанная с ней

В начале 1990-х годов на базе КАМАЗ-4310 производилась полукустарная военная модификация, получившая название «Тайфун-1». Это был обычный внедорожный грузовик, который получил вместо кузова будку для перевозки солдат, обшитую листовой бронёй. Кабину водителя защищали ещё более толстые броневые пластины. Данная машина участвовала в Первой Чеченской компании, поэтому её эффективность проверили на практике.

КАМАЗ-4310 был выбран за основу не случайно. Его технические характеристики, а особенно мощный дизельный двигатель, позволяли машине легко передвигаться даже с толстым слоем брони.

Многие считают, что бронетранспортёры «Тайфун», которые появились в российской армии в 2011 году, являются модернизированной версией той боевой машины из 90-х, которая была создана на базе КАМАЗ-4310. На самом деле, общего у них только название, и платформа КАМАЗ-4310 не имеет к нему никакого отношения.

Основные модификации КАМАЗ-4310

Модификация КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310, который изначально создавался как военный внедорожный грузовик, со временем стал выпускаться в нескольких вариантах:

  • КАМАЗ-4310. Базовая модификация, которая предназначалась исключительно для армейских нужд. Отличается укороченной платформой с тентом. Имеет откидные скамейки для перевозки 30 человек и откидной задний борт. Выпускалась данная модификация с 1983 по 1990 годы;
  • КАМАЗ-43101 опытный. Опытная модификация. Имела Платформу от КАМАЗ-5320. У данной модификации откидывались три борта;
  • КАМАЗ-43101. Так как опытная модель оказалась удачной, на её основе было решено выпускать серийную модификацию. Имела увеличенную грузоподъёмность и более мощный двигатель. Выпускалась с 1989 по 2000 год;
  • КАМАЗ-431010. Специальная спортивная версия, подготовленная для участия в ралли Париж-Даккар. В 1992 году данная модель участвовала в марафоне Париж-Москва-Пекин;
  • КАМАЗ-43102 опытный. Тот же КАМАЗ-43101, только его кабина была оборудована спальным местом;
  • КАМАЗ-43103 опытный. Ещё одна модификация КАМАЗ-43101 со спальным местом;
  • КАМАЗ-43105. Специальная версия, созданная для гражданского использования. Не имела лебёдки и системы регулировки давления в шинах;
  • КАМАЗ-43106. Такая же модификация, как и предыдущая, только с более мощным двигателем. Выпускался по 2000 год;
  • КАМАЗ-43114. Специальная версия для российской армии. Имеет двигатель мощностью 260 л.с. Выпускается с 1996 года;
  • КАМАЗ-43115. Гражданская версия модернизированного для армии грузовика. Выпускается заводом с 1998 года;
  • КАМАЗ-43118. Ещё одна гражданская модификация, выпускаемая с 1996 года. Отличается увеличенной грузовой платформой;
  • КАМАЗ-4410. Специально сконструированный тягач на базе модели 4310. Может буксировать полуприцепы общей массой до 15 тонн.

Грузовые автомобили КАМАЗ-4320 до сих пор часто встречаются на дорогах России и СНГ. Несмотря на то, что во времена Советского Союза данные автомобили считались лучшими в своём классе, сейчас они безнадёжно устарели. Несмотря на это, в российской армии их всё ещё достаточно. Более того, их не спешат продавать. Если ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 с консервации продаются достаточно часто, то КАМАЗ-4310 встречается в продаже значительно реже.

Вам будет интересно  Что такое трансмиссия и как она работает

Камаз 4310: устройство и технические характеристики

КамАЗ модели 4310 – это хорошо известный в России грузовой автомобиль знаменитого отечественного производителя, который заслужил уважение и популярность благодаря своей надежности и высокой проходимости, а также полному приводу трех независимых осей. Благодаря своим конструктивным особенностям и техническим характеристикам, КамАЗ 4310 представляет собой транспортное средство многоцелевого назначения, которое, к тому же, может ехать по любому бездорожью.

Рассматриваемый грузовой автомобиль обладает достаточно большим потенциалом, что дает возможность использовать его в различных сферах жизнедеятельности человека. Изначально, производитель КамАЗ позиционировал эту машину, как одну из основных моделей, ориентированных для армейских нужд. Именно на службе технические характеристики КамАЗ 43101 позволили грузовику продемонстрировать свои возможности.

Модификации КАМАЗ 4310

С конвейера Камского автозавода сошли 3 модификации легендарного российского грузовика.

  1. Версия 105 была оборудована 210-сильным дизельным мотором КАМАЗ-740.10, и являлась многоцелевой машиной гражданского назначения.
  2. Версия 106 имела уже 220-сильную силовую установку КАМАЗ-740.10-20. Таким образом, технические характеристики КАМАЗ-43106 были улучшены, и за счет доработанной обновленной трансмиссии также.
  3. Версия 101 впервые была продемонстрирована в 89-м году. В дальнейшем она стала основной. В качестве силового агрегата на новом грузовике использовался тот же КАМАЗ-740.10-20, который приобрел несколько доработок и улучшений. Благодаря новым характеристикам КАМАЗ-43101, до полутора метров (с изначальных 0,8 м) увеличилась глубина брода, которую мог преодолеть грузовик.

Помимо трех упомянутых основных версий, на базе КАМАЗ-4310 по заказу армии был создан бронированный автомобиль «Тайфун-1». Этот транспорт предназначался для обеспечения выполнения боевых задач, которые решали спецподразделения различных силовых ведомств. Необходимо также отметить, что в конце 80-х годов завод начал делать особую версию грузовика с индексом C-4310, ориентированной на соревнования в гонках.

КамАЗ-4310 Схема работы рулевого управления гидроусилителя руля ГУР Камаз 4310

Историческая справка

Как известно, официальной датой начала работы Камского автомобильного завода считается 16 февраля 1976 года. В тот день с конвейера сошел первый грузовик, изготовленный на этом предприятии. Между тем создание вездехода, известного ныне как КамАЗ-4310, началось еще в 1967, то есть за два года до того, как на месте будущего гиганта советской индустрии был вырыт первый котлован.

Объясняется такой парадокс очень просто – эта машина, как и камский «первенец», автомобиль КамАЗ-5320, создавалась конструкторами Московского автозавода имени Лихачева, знаменитого и ныне уже погибшего ЗиЛа. Именно на этом предприятии, начиная еще с 1969 и по 1978 были изготовлены макеты, прототипы и первые образцы полноприводного грузового автомобиля КамАЗ-4310. Ответственным за проектирование и дальнейшую разработку был В. А. Вязьмин, а общее руководство было возложено на А. М. Кригера — главного конструктора ЗиЛа.


КамАЗ-4310 с манипулятором для погрузки

Появление

В соответствии с техническим заданием, полученным еще в 1967и уточненным приблизительно год спустя, предполагалось создать одновременно шесть различных вариантов новой машины:

  1. КамАЗ-4310. Основная модификация. Платформа для перевозки грузов снабжена задним откидывающимся бортом;
  2. КамАЗ-43103. В целом совпадает с базовой моделью, отличаясь от неё кабиной, внутри которой обустроено спальное место;
  3. КамАЗ-43101. Платформа для перевозки грузов имеет не один, а три откидывающихся борта;
  4. КамАЗ-43102. Совпадает с модификацией 43101, но в кабине размещено спальное место;
  5. КамАЗ-43104. Грузовой платформы нет, допускается установка различных видов кузова или какого-либо специального оборудования. Наиболее универсальный вариант – это могла быть бетономешалка, лесовоз, тягач, манипулятор – применение обеспечивалось оснащением;
  6. КамАЗ-4410. Представляет собой седельный тягач, способен буксировать полуприцеп массой в 15 тонн.

Первые 12 машин, среди которых присутствовали все перечисленные модификации, были изготовлены на ЗиЛе в период с 1972 по 1975 годы. Выпуск осуществлялся четырьмя последовательными небольшими сериями.

Межведомственные испытания проводились с апреля 1976 года и до марта 1977. По каким-то причинам варианты 43104 и 43101 участия в них не принимали, хотя едва ли это было принципиально, поскольку в основном конструкция всех модификаций совпадала.


Автомобили КамАЗ-4310, принимавшие участие в испытательном пробеге 1978 года

В ходе проверки автомобили преодолели от 33 000 до 37 000 километров, передвигаясь, в частности, в условиях высокогорья (вплоть до высоты в 3 370 метров), по грунтовым и шоссейным дорогам. Один из этапов испытаний проводился неподалеку от города Чита, при значительных морозах – до минус 42-х градусов. Кроме того, грузовики опробовали на специальном автополигоне НАМИ (научный автобильный и моторный институт).

Общий пробег некоторых опытных образцов КамАЗ-4310 после заводских и межведомственных испытаний превысил 200 000 км, а все вместе они проехали почти полтора миллиона километров.

Все обнаруженные недостатки и дефекты были устранены в довольно сжатые сроки, и уже в 1978 году доработанные машины были отправлены в новый пробег протяженностью в 18 000 км, в ходе которого полноприводные КамАЗы от Москвы доехали до строящейся Байкало-Амурской магистрали, затем отправились в Иркутск и, наконец, вернулись в столицу. После этого началась подготовка к серийному производству – уже в Набережных Челнах.

К тому времени Камский завод уже освоил выпуск грузовика КамАЗ-5320, однако, для изготовления полноприводной машины требовалась отдельная производственная линия. Её эксплуатация началась в феврале 1981, причем это событие было «подогнано» к началу XXVI съезда КПСС. Чтобы не опоздать с «поздравлением», первую партию автомобилей КамАЗ-4310 собрали «в наладочном режиме» на главном конвейере первой линии.


КамАЗ-4310, «подаренный» стране в честь партийного съезда. Серийным, в сущности, не был – собран на линии для производства КамАЗ-5320

Работу удалось завершить вовремя, и пять грузовиков-вездеходов отправили в Москву для демонстрации партийному руководству. Один из них, уже доехав до столицы, неожиданно вышел из строя – поломалось сцепление. Машину загнали в первую же попавшуюся подворотню, а оставшиеся четыре всё же добрались до Кремля, в том числе и КамАЗ-43105 под номером 001, на котором была сделана надпись о том, что он является подарком к съезду.

Во всём этом определенно присутствовали элементы «показухи», ведь реальное крупносерийное производство новых машин удалось развернуть лишь в 1983 году. Тем не менее КамАЗ-4310, безусловно, стал большой удачей для СССР: это был один из самых передовых автомобилей своего класса во всём мире.

Развитие

Переход к серийному производству еще не означал, что разработка нового грузовика повышенной проходимости завершена. Конструкторы продолжали улучшать КамАЗ-4310, стремясь, в частности, увеличить его грузоподъемность. Некоторые модификации машины получили возможность перевозить в кузове уже не 6, а 7 тонн. Кроме того, были предприняты меры по увеличению объема моторного масла.

В 1984 году полноприводные КамАЗы начали выпускать с обновленным бампером, а в 1989 – с более мощным двигателем. Одновременно целый ряд механизмов трансмиссии и подвески был усилен, что обеспечило повышение устойчивости к износу и механическим повреждениям.


Экспериментальный бронеавтомобиль «Тайфун-1»

В 90-е годы появилось еще несколько модификаций вездехода. Одна из них, получившая название «Тайфун-1», представляла собой попытку превращения армейского грузовика в бронеавтомобиль. Следует, однако, учитывать, что современные «Тайфуны» ничего общего с той экспериментальной машиной не имеют. Гораздо более перспективной оказалась модель КамАЗ-43118. Этот автомобиль, оснащенный двигателем мощностью в 260 лошадиных сил, способен перевозить до 10 тонн груза. В 2020 году КамАЗ-43118 был признан самым продаваемым грузовиком в России. Производство вездеходов продолжается до сих пор, хотя выпуск их базовой модели, 4310, прекращен еще в 1990 году.

Конструктивные особенности

Рулевой механизм машины включает несколько основных узлов.

  • Зубчатый вал.
  • Поршень-рейку.
  • Крепление.

В старших моделях предусмотрен также гидроусилитель руля. КамАЗ комплектуется надежными рессорными подвесками, где задняя – это конструкция балансирного типа, имеющая реактивные штанги, а передняя создана на базе полуэллиптических рессор с амортизирующими пружинами.

Колеса грузовика рассматриваемой серии характеризуются дисковым исполнением. Параметры обода колеблются в пределах 31.0-53.3 сантиметров. Для оснащения колес используется широкопрофильная резина и оборудование для регулировки давления в камере.

Барабанная механическая лебедка, являющаяся частью стандартного оборудования машины, приводится в действие благодаря карданной передаче. Подобное решение достаточно эффективно, поскольку наибольшие значения тяги имеют значения:

  • 10800 кгс (переднее);
  • 15400 кгс (заднее).
Вам будет интересно  Библиотека / Полезное / Toyota Prius - Приус гибрид: Статьи

Отметим, что всего же в автомобиле 4 карданных вала – по одному на привод каждого из трех мостов, и один промежуточный. Опционально платформа грузовика оснащается решетчатыми бортами и скамейками, рассчитанными на три десятка пассажиров.

Салон КамАЗ-4310

Рулевое управление, лебедка

Рулевой механизм КамАЗ-43101 сформирован из винта с шариковой гайкой и поршня в виде рейки. Он дополнен гидроусилителем, который обеспечивает передаточное число 20.

Лебедка на грузовике оснащена ленточным тормозом. Она представляет собой механизм барабанного типа. Привод осуществляется от коробки отбора мощности. Существует возможность движения троса вперед и назад, что осуществляется благодаря присутствию блока. Его рабочая длина колеблется в пределах 83,5 м.

Лебедка автомобиля КамАЗ-43101

Устройство лебедки автомобиля КамАЗ-43101

Двигатель и динамика

Стандартный автомобиль 4310-й серии оснащался двумя типами двигателей.

КамАЗ-740.10

Стартовые модификации (4310 и 43105) комплектовались V-образным четырехтактным восьмицилиндровым «дизельком» КамАЗ-740.10. Это 210-сильный мотор (154 кВт), рабочим объемом в 10,85 литра с крутящим моментом в 637 Нм. Система охлаждения жидкостного типа.

КамАЗ-740.10-20

На обновленных машинах (43106 и 43101) устанавливался четырехтактный восьмицилиндровый агрегат КамАЗ-740.10-20, который получил прозвище «Рэкс». Он напоминает предшественника, однако демонстрирует более высокий показатель мощности – 162 кВт или 220 «лошадок».

Динамические характеристики КамАЗ-4310 довольно впечатляющи. Он за 35 секунд разгоняется до 60 км/час, достигая «максималки» в 85 км/час. Также отметим, что при скорости в 40 км/час грузовик полностью останавливается через 17 метров с небольшим.

КамАЗ-4310 электрическая

Боевое применение

Как только начался крупносерийный выпуск автомобиля КамАЗ-4310, его стали отправлять в действующую армию. Больше всего машин поступило в состав «ограниченного контингента советских войск», находившегося на территории Афганистана. Военным новый вездеход понравился. Особых трудностей с его освоением не возникло, поскольку армия уже имела опыт применения грузовика КамАЗ-5320.

По сравнению с другими видами транспорта, которые использовались в условиях реальных боевых действий в Афганистане, КамАЗ-4310 был намного более комфортабельным. Кроме того, это была одна из наиболее надежных машин, поскольку военная приёмка не пропускала автомобили с низким качеством сборки. Особенной похвалы удостоилось рулевое управление – тяжелый грузовик не требовал от водителя значительных усилий при маневрировании.

В то же время эксплуатация в столь жестких условиях выявила и ряд недоработок. Нарекания вызывали, например, частые протечки системы охлаждения, которая оказалась чересчур «нежной» для дорожных условий Афганистана. Головки блока цилиндров тоже не проявляли требуемой герметичности – уже после 50 тысяч километров пробега из них начинало сочиться масло.

В итоге весь этот военный опыт позволил намного улучшить автомобиль. Доработки сделали конструкцию более живучей и прочной, характеристики её существенно повысились.


КамАЗ-4310 с зенитной установкой ЗУ-23-2 в кузове. Использовался для огневого прикрытия при проводке транспортных колонн

Грузоподъемность и габариты

В среднетонажном классе грузовых тягачей рассматриваемая модель является одной из наиболее габаритных. Линейные параметры кузова грузовика 3,59х2,50 метра, а колесной базы – 7,65х3,34 метра. При таких габаритах:

  • ширина колеи равна 2,01 метра.
  • радиус разворота – 1120 см;
  • высота – 153 см;
  • клиренс — 36,5 см.

Чистая масса КамАЗа равна 8410 килограммам, а максимальная грузоподъемность – 6 тонн.

Заправочные объемы

При эксплуатации авто КамАЗ-43101 необходимо учитывать следующие значения его заправочных емкостей (в литрах):

  • топливный бак – 125 (две штуки);
  • охлаждающая система – 36,6 (с учетом подогревателя);
  • емкость для смазки двигателя – 33;
  • гидроусилитель для рулевого управления – 4,2;
  • КПП – 8,5;
  • коробка раздаточная и отбора мощности – 5,4;
  • редуктор лебедки – 3,9;
  • гидропривод сцепления – 0,28 (заливается тормозным веществом).

Топливный бак КамАЗ-43101

Топливный бак КамАЗ-43101

Кабина

Технические характеристики КамАЗ-4310 будут неполными без упоминания кабины водителя. В современном грузовике она трехместная, и довольно комфортная, за что отвечает качественная термо/шумоизоляция. Также внутри установлен независимый обогреватель калориферного образца.

Отметим, что базовая версия отечественного авто не предусматривает наличия спального места, однако этот нюанс нетрудно исправить, заказав его как дополнительную опцию. Конструкция сидений позволяет производить персональную регулировку по наклону, вылету и весу.

Другое оснащение транспортного средства


Лебедка КамАЗ-43101

В КамАЗ-43101 присутствуют дисковые колеса. Предусмотрена возможность регулировки давления воздуха в пределах 3,2 кгс/см. Его задают с учетом существующих дорожных условий, что обеспечивает более эффективную эксплуатацию транспортного средства. Грузовик оснащен шестью колесами (плюс одно в комплекте для замены).

Основная тормозная система, установленная на транспортном средстве, относится к барабанному типу. Она имеет двухконтурный пневматический привод. Стояночный тормоз совмещен с запасным. Он представляет собой тормоза тележки, которые работают от пружинных аккумуляторов. В данной системе присутствует пневматический привод.

Роль вспомогательного тормоза исполняет моторный замедлитель. Прицеп оснащен приводом тормозной системы комбинированного типа с термодинамической сушкой сжатого воздуха.

Таблица: технические характеристики КАМАЗ 4310

Грузоподъемность 6 т
Масса буксируемого прицепа 10 т по шоссе / 7 т по грунту
Полная масса 15 т
Снаряженная масса 8,41 т
Погрузочная высота 1,53 м
Дорожный просвет 0,365 м
Колесная база 3,34 + 1,32 м
Колея передних / задних колес 2,01 / 2,01 м
Наружный радиус поворота 11,2 м
Максимальная скорость 85 км/ч
Расход топлива 30 л/100 км
Объем топливного бака 125х2 л
Запас хода 830 км
Двигатель
Диаметр цилиндра 120 мм
Ход поршня 120 мм
Рабочий объем 10,85 л
Степень сжатия 17
Мощность двигателя, (с ограничителем числа оборотов) 210 (154) л.с. (кВт) при 2600 об/мин
Трансмиссия
Сцепление двухдисковое сухое
Коробка передач механическая 5-ступенчатая (синхронизаторы 2, 3, 4, 5)
Раздаточная коробка 2-ступенчатая (1,692:1 и 0,917:1), с блокируемым межосевым дифференциалом (1:2)
Главная передача двойная, пара конических и пара цилиндрических шестерен (7,22:1)
Привод переднего моста постоянный неотключаемый
Привод задних мостов последовательный проходной
Размер шин/модель 1220×400-533/ ИП-184
Проходимость
Преодолеваемый брод 1,5 м
Преодолеваемый подъем 31 градус

Устройство автомобиля

По конструкции КамАЗ 4310 в основном схож с первой освоенной моделью 5320. Кабина, расположенная над двигателем, полностью аналогична кабинам «гражданских» КамАЗов. Она трёхместная, снабжена шумо- и теплоизоляцией. Для комфорта водителя его сиденье регулируется и оснащено подрессориванием. Задние опоры кабины также одновременно являются рессорами. Допускалась установка кабины со спальным местом, отдельного индекса такие грузовики не имели.

Камаз 43106

Двигатель модели 740.10 – восьмицилиндровый дизель объёмом 10.8 литров, его мощность достигала 210 л.с. Система охлаждения рассчитана на использование только антифризов (тосол), воду в неё заливать нельзя. Топливо в мотор поступало из двух баков емкостью по 125 литров. Коробка передач осталась механической, пятиступенчатой, но теперь крутящий момент через неё передавался на все шесть колёс. Для этого в конструкцию ввели раздаточную коробку с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала.

Подвеска грузовика рессорная, рулевое управление с гидравлическим усилителем.

Бездисковые колёса модели 5320 сменились дисковыми с широкопрофильными шинами. Сдвоенные колёса задних мостов уступили место односкатным. Запасное колесо подвешивалось к переднему борту кузова, между ним и кабиной. Тормозная система с пневматическим приводом, тормозные механизмы – барабанные. Установлен вспомогательный моторный тормоз. Армейские машины оснащались механической лебёдкой, которую приводил в действие вал отбора мощности. Длина троса – около 80 метров.

Народнохозяйственные исполнения грузовика предназначались для работы с двухосным прицепом ГКБ-8350 грузоподъёмностью до 8 тонн. Для военных автомобилей был разработан низкорамный прицеп 2-ПН-4М, который мог перевозить до 4 тонн. На армейские машины также зачастую вместо бортовой платформы устанавливались унифицированные кузова-фургоны (КУНГ).

В целом, для конца 70-х годов конструкция автомобиля была вполне современной, а для СССР – даже передовой. Благодаря сочетанию высоких эксплуатационных характеристик, неприхотливости и простоты в обслуживании, они остались незаменимыми ещё на целые десятилетия. А относительно высокий расход топлива могло помочь снизить правильное вождение.

КамАЗ-4310 технические характеристики и устройство

КамАЗ-4310 – многоцелевой автомобиль, способный передвигаться по тяжелому бездорожью. Потенциал данной модели достаточно высок, чтобы использовать грузовик во всех сферах. Для Камского автозавода это был один из основных автомобилей, предназначенных для российской армии. Там он зарекомендовал себя с лучшей стороны, и раскрыл все свои возможности в боевых условиях.

  • 1 Общие сведения
  • 2 Видео
  • 3 Модификации
  • 4 Технические характеристики
    • 4.1 Размеры и грузоподъемность
    • 4.2 Моторная гамма
    • 4.3 Динамические характеристики
    • 4.4 Расход топлива
    • 4.5 Трансмиссия
  • 5 Цены в России
  • 6 Конкуренты
Вам будет интересно  Трансмиссия грузового автомобиля- Агрегаты и устройство

Общие сведения

КамАЗ-4310 поступил в производство в 1981 году. Ведущие мосты грузовика имели несколько иной принцип действия, который отличался от предшествующих версий. Ключевые достоинства автомобиля – постоянный полный привод уже в базовой комплектации, четыре карданных вала, а также цельнометаллический кузов с откидными задними и боковыми бортами. Кроме того, в качестве альтернативы были доступны платформы с деревянной поверхностью, тентовым верхом и каркасом.

Обратим внимание, что грузовик способен перевозить практически любые грузы, так как это позволяет прочное ходовое шасси автомобиля. К тому же, вкупе с высокой выносливостью КаМАЗ-4310 становится практически незаменимым на бездорожье. В этом немалая заслуга колесной компоновке 6х6.

Видео

Модификации

Автомобиль получил не так много модификаций, как другие представители модельного ряда Камского автозавода. И все же, каждая из версий обладает огромным потенциалом. Итак, наиболее востребованными считаются три версии 4310, с обозначениями 106, 105 и 101. При этом стоит отметить, что модификация 101 поступила на конвейер в 1989 году и, по сути, стала следующим поколением 4310. Модель вобрала в себя основные преимущества предшественника, и при этом получила множество нововведений. И так постепенно, шаг за шагом, конструкция автомобиля была доведена до совершенства.

Что касается версии 105, она представляет собой гражданский вариант КамАЗ-4310, не предназначенный для военных нужд. На смену 105 пришла комплектация 106. Ее отличительные черты – улучшенная подвеска, доработанная трансмиссия и силовая установка.

Среди других модификаций КамАЗ-4310 не менее интересно ознакомиться с версией С4310. Такой автомобиль неоднократно использовался для спортивных соревнований. Предназначение автомобиля вынуждало конструкторов постоянно совершенствовать модель, чтобы не отставать от зарубежных аналогов, и по возможности занимать призовые места. Гоночная модификация получила более мощную силовую установку с турбокомпрессорами. Кроме того, в конструкции данной машины были предусмотрены дуги безопасности и новый тентовый верх. Премьера КамАЗа-С4310 состоялась в конце 1988 года на чемпионате мира по ралли среди грузовиков. По уточненным данным, грузовик дебютировал на европейском ралли «Ельч» в польском городе Вроцлав. Примечательно, что дебютная гонка принесла КамАЗу мировое признание – российской команде удалось занять первое место. В 1991 году началось производство специализированной модификации С4310 для легендарного ралли-марафона «Париж-Дакар».

Примечательно, что на базе 4310 была создана еще одна интересная – так называемый «Тайфун-1» с бронированным кузовом. Этот автомобиль служил транспортом для сотрудников спецподразделений, работающих в МВД. Более того, броневик на основе КамАЗ-4310 часто эксплуатировался в военных, специальных и антитеррористических операциях.
Что касается базовой модификации КамАЗ-4310, ее выпуск был завершен еще в 1990 году.

Технические характеристики

Размеры и грузоподъемность

КамАЗ-4310 можно по праву считать одним из самых габаритных грузовиков в среднетоннажном классе. Автомобиль имеет длину кузова 3590 мм, ширину 2500 мм, а длина и объем колесной базы достигают 7650 и 3340 мм соответственно. Ширина передней колеи составляет 2010 мм, а ширина между задними колесами также равна 2010 мм. Масса машины без груза составляет 8410 кг, а максимальная грузоподъемность достигает 6000 кг. КамАЗ-4310 обладает погрузочной высотой 1530 мм и наружным радиусом поворота 11200 мм. При этом клиренс равен 365 мм.

Моторная гамма

Для КамАЗ-4310 предусмотрено два типа моторов. Так, на первом этапе было освоено производство автомобилей с 8-цилиндровым двигателем 740.10 с жидкостным охлаждением. Его рабочий объем составляет 10,9 литра, а мощность и крутящий момент достигают 154 л. с. и 637 Н/м соответственно. Инженеры посчитали наиболее удачным V-образное расположение цилиндров, диаметр каждого из которых составляет 120 мм.

Производные версии КамАЗ-4310 – 43101 и 43106. Обе модификации отличаются от оригинала разве что модернизированным мотором большей мощности. Так, в их случае агрегат имеет обозначение 740.10-20, и развивает уже 162 лошадиные силы. Интересно, что у этого мотора есть официальное прозвище «Рэкс».

Динамические характеристики

Разгонные возможности КамАЗ-4310 весьма впечатляют. Так, максимальная скорость грузовика составляет 85 км/час, тогда как на достижение 60 км/час уходит 35 секунд. Расстояние тормозного пути с 40 км/час составляет 17,2 метра.

Расход топлива

КамАЗ-4310 – довольно экономичный автомобиль в своем классе. Неплохими показателями в плане расхода топлива может похвастаться даже бронированная модификация. Итак, согласно данным представителей Минобороны, средний расход топлива грузовика составляет порядка 30 литров. Естественно, расход может отличаться в ту или иную сторону в зависимости от условий эксплуатации, климата и манеры вождения. К сожалению, в холодное время года, а также на бездорожье, расход топлива повышается до 35-37 литров на 100 км. В связи с этим возникла необходимость в установке двух топливных баков по 125 литров каждый. Благодаря этому грузовик может похвастаться запасом хода в 830 км.

Трансмиссия

КамАЗ-4310 оборудован универсальной трансмиссией и полным приводом. В списке оснащения есть блокировка межосевого дифференциала, а также синхронизаторы для второй и пятой скоростей МКПП. Что касается непосредственно самой коробки, она имеет традиционную конструкцию с пятью передачами. Основная коробка дополнена раздаточной КПП с цилиндрическим блокируемым дифференциалом. Дифференциал – планетарного типа, обеспечивающий равномерное распределение крутящего момента между шестью колесами. Также в конструкцию трансмиссии входит двухступенчатый редуктор. Примечательно, что «раздатка» имеет несколько режимов с дистанционным управлением.

За передачу мощности от двигателя к КПП и колесам отвечает карданная передача. В конструкции КамАЗ-4310 предусмотрено всего четыре карданных вала – это привод переднего, заднего и среднего мостов, а также промежуточный привод.

Основные составляющие рулевого механизма грузовика – поршень-рейка и винт с шариковой гайкой. Последние модификации грузовика уже оснащаются современным гидроусилителем.

Автомобиль оснащен дисковыми тормозами с диаметрами покрышек 310-533 мм. Кстати, сами шины обычно широкопрофильные, с функцией подержания внутреннего давления воздуха.

В КамАЗ-4310 установлена рессорная полуэллиптическая передняя подвеска с амортизаторами, тогда как среди особенностей задней оси – реактивные штанги и такие же полуэллиптические рессоры, но со скользящими концами.

Тормозная система грузовика представлена относительно устаревшими барабанными 400-миллиметровыми механизмами. Зато в списке оснащения есть два привода – двухконтурного и пневматического типа. Интересно, что пневматический стояночный тормозы имеют в своем активе запасной тормоз, представляющий собой моторный замедлитель с пневматическим приводом.

Среди других особенностей, положительно повлиявших на возможности грузовика на бездорожье, особого внимания заслуживает механическая барабанная лебедка, оборудованная редуктором червячного типа, а также ленточным тормозом. Усилие на лебедку осуществляется через карданную передачу, по мере возрастания скорости.

Грузовая платформа КамАЗ-4310 обладает поистине универсальной конструкцией. В частности, разработчики предусмотрели в ней надставные решетчатые боковые борта, значительно повышающие скорость разгрузки и погрузки строительных (к примеру) материалов. Кроме того, грузовик можно дополнить откидными скамейками, которые размещены в платформе и позволяют перевезти до 30 человек.

К сожалению, базовая комплектация КамАЗ-4310 не имеет спального места, поскольку оно ни к чему на армейской службе. Другое дело – гражданские модификации, у которых данная опция наиболее распространена, и пользуется высоким спросом у грузоперевозчиков, имеющих дело с дальними расстояниями. Водительское сиденье снабжено рессорами, которые предоставляют водителю возможность регулировки по высоте, длине, массе и наклону. Примечательно, что самые дорогие версии КамАЗ-4310 могут похвастаться сиденьями с неким тропическим исполнением.

Цены в России

КамАЗ-4310 – относительно недорогой грузовик, а потом один из самых популярных в своей ценовой категории. На сегодняшний день можно найти в основное поддержанные версии. Но не смотря на возраст, им по-прежнему нет равных с учетом цены и качества исполнения.

Что касается цены, самая последняя обновленная версия КамАЗ-4310 обойдется примерно в 2 млн рублей. Но это базовая цена, которая с учетом всех дополнительных опций легко вырастит практически в два раза. Тем, кому такой многоцелевой грузовик не по карману, засматриваются на поддержанные экземпляры. Например, самые ранние версии модельных годов 1992-1997 можно приобрести за 400-700 тысяч рублей.

Конкуренты

Аналогов у КамАЗ-4310 не так много. Автомобиль наделен очень высоким потенциалом, поскольку его конструкция была изначально адаптирована под армейские нужды. Наверняка этим можно объяснить такую широкую востребованность грузовика в России и ряде стран СНГ. Что касается конкурентов КамАЗ-4310, среди них можно выделить разве что более современные аналоги КамАЗ-4310, которые выпускаются до сих пор. Зарубежные аналоги и вовсе не стоит рассматривать, поскольку у них совершенно другая цена, несравнимая с КамАЗ-4310.

https://warways.ru/gruzovye-mashiny/kamaz-4310.html
https://dosaafvlg-kotovo.ru/strelkovoe/tth-kamaz-4310.html

КамАЗ-4310 технические характеристики и устройство