Содержание
Чем является тюнинг, каким он бывает, и зачем его делают
Если дословно переводить английское слово tuning, то получается регулировка или настройка. Это понятие не способно в полной мере отразить суть такого направления в автомире, как тюнинг. Здесь речь идёт о конструктивных доработках, внешних изменениях, технических настройках, перепрограммировании автомобильной электроники и многое другое. Не все автомобилисты и просто автолюбители в полной мере понимают, что это такое, зачем нужен тюнинг и какие процедуры он в себя включает.
Что это
Начнём с вопроса о том, что же такое тюнинг автомобиля. Многие почему-то считают автотюнинг новым веянием в мире машин. Но в действительности первые доработки транспортных средств начались буквально сразу, как начали выпускать первые серийные модели еще в начале 20 века.
Причины для тюнинга в то время ничем не отличаются от нынешних. Это стремление сделать автомобиль более индивидуальным, подчеркнуть его особенности и выделить на общем фоне. Стремление к индивидуальности не исчезло за многие десятилетия, а только усилилось. Оно заставляет автовладельцев менять внешний и внутренний вид своего железного коня, а также корректировать стандартные технические возможности.
Нельзя отрицать тот факт, что раньше тюнингом занимались исключительно молодые автолюбители. Но теперь доработки всё чаще интересуют взрослых и рассудительных людей. Это обусловлено возможность оптимизировать работу автомобиля, снизить затраты на его содержание с помощью некоторых изменений заводского варианта исполнения машины. Есть целый ряд мер, позволяющих путём модернизации снизить расход топлива.
Тюнинг направлен не только на улучшение имеющихся возможностей, но и на создание новых функций. Выбор направления во многом зависит от того, какие именно цели преследует автовладелец.
Одни стремятся на базе стандартного заводского авто создать внешне изысканный шедевр, то есть они заинтересованы сугубо в изменениях внешнего восприятия. Другие хотят повысить комфорт, и сделать нахождение внутри машины максимально приятным. А есть и такая категория автомобилистов, которые не так важно, как авто выглядит внешне или смотрится изнутри. Им главное добиться максимальной мощности, повысить динамику разгона и улучшить технические параметры.
В связи с этим у тюнинга нет чёткого определения. Это любые работы, процедуры и мероприятия, направленные на изменение конструкции, внешнего вида, заводских настроек и функций.
Стоит отметить и то, что считается тюнингом автомобиля с позиции ГАИ или ГИБДД. Каждый владелец нестандартной и модернизированной машины подтвердит, что Госавтоинспекция не очень любит и жалеет такие автомобили. Это обусловлено возможными нарушениями, возникающими при внесении изменений в конструкцию или техническую составляющую транспортного средства.
Та же новая аудиосистема не может считаться правонарушением, и не входит в перечень запрещённых процедур по переоборудованию автомобиля. Но если установить слепящий встречные машины ксенон, использовать глухую тонировку на лобовом стекле или форсировать двигатель, не изменив при этом характеристики в официальной документации, ждите штрафов и возможности конфискации ТС до полного устранения неисправностей.
К выбору тюнинга нужно подходить очень внимательно и осторожно. Никто не выступает против того, чтобы улучшать проходимость машины, снижать расход топлива, повышать уровень комфорта. Но тюнинг не должен иметь обратный эффект, проявляющийся в виде ухудшения управляемости, снижении безопасности или нанесения вреда другим участникам дорожного движения.
Делая что-то новое, всегда следует помнить о правилах, нормах и законах. Идти вразрез законодательству настоятельно не рекомендуется. Можно наглядно посмотреть, как делают незаконный тюнинг и к чему это приводит в итоге. Форсируя двигатель на непредназначенной для этого машине, есть риск потери управления, взрыва силового агрегата. Какие-то доработки в салоне с использованием большого перечня энергозависимого оборудования, приводят к выходу из строя генератора, коротким замыканиям и возгораниям машины, поскольку она не выдерживает такие нагрузки.
Законы придумываются не просто так, а с целью обеспечить безопасное движение всем его участникам.
Существуют различные виды тюнинга для автомобилей, вне зависимости от их ценовой категории или исходных технических характеристик. На доработке какого именно типа остановиться, каждый автовладелец будет решать самостоятельно.
Нужно понять, чего не хватает машине в её нынешнем состоянии, и какими законными, безопасными методами эти недостатки можно компенсировать.
Традиционно тюнинг делят на несколько категорий, в зависимости от того, какие цели преследуются. Если это внешние изменения кузова, то тогда речь идёт о внешнем тюнинге. Корректировка интерьера считается внутренним тюнингом, а любые перемены в техническом плане уже классифицируют как технический тюнинг.
Но любая классификация достаточно условная, поскольку один элемент может выполнять несколько функций одновременно. Обвесы и антикрылья создают превосходный визуальный эффект, но также обеспечивают лучшую прижимную силу. Монтируя на внедорожный автомобиль лебёдку, также меняется внешний вид авто, но такая работа считается технической доработкой.
Можно выделить несколько наиболее распространённых и популярных направлений в тюнинге. Они касаются:
- аудиосистем;
- интерьера;
- мотора;
- кузова;
- подвески;
- колёс.
Плюс отдельно рассмотрим несколько наиболее уникальных и необычных направлений, пользующихся спросом у определённых групп автолюбителей.
Делая какие-то доработки для машин, помните о безопасности и законе. Очень часто автомобилисты делают то, что противоречит законодательству и несёт прямую угрозу самому водителю, а также другим участникам движения. Перед тем как модернизировать авто, применяя тот или иной тюнинг, подумайте о последствиях.
Аудиосистемы
Установка новой аудиосистемы, которая заменяет собой штатную магнитолу, уже считается тюнингом. Только он бывает абсолютно разным, в зависимости от того, насколько сильно меняются возможности мультимедийной системы транспортного средства.
Аудиотюнинг подразумевает установку и замену таких компонентов как:
- сабвуферы;
- усилители;
- колонки;
- цветомузыкальные комплексы;
- динамики;
- мониторы;
- компьютеры;
- видеооборудование и пр.
Большое количество автомобилистов преследуют цель создать из своего стандартного железного коня настоящий мультимедийный развлекательный центр.
С этой целью полностью меняется аудиосистема, в потолок или подголовники устанавливаются мониторы, в багажнике располагается усилитель с сабвуфером, и многое другое.
Аудиотюнинг является популярным направлением в мире доработок машин. Существуют даже специальные соревнования и выставки, на которых автовладельцы демонстрируют возможности своих аудиосистем.
Интерьер
У тюнинга интерьера для авто есть огромная армия поклонников. Причём многие воспринимают это направление сугубо как способ улучшить и модернизировать салон за счёт новых, высококачественных и необычных материалов.
Мода на доработку салона пришла из США и широко распространилась по всему миру. В большинстве случаев такой тюнинг действительно предусматривает выполнение процедур, целью которых является увеличение уровня комфорта и создание индивидуального дизайна.
Но существует и совершенно противоположное направление. Тюнинг интерьера также может быть нацелен на устранение всего лишнего. Это касается доработки автомобилей, которые принимают участие в гоночных заездах. Чтобы максимально снизить вес машины, но повысить безопасность, из салона серийной машины убирают практически всё. Внутрь монтируется защитный каркас, максимально упрощается приборная панель, меняется руль и зачастую остаётся лишь одно водительское кресло.
В своём классическом понимании тюнинг, направленный на изменение салона, может включать следующие мероприятия:
- установка чехлов на кресла;
- замена сидений;
- обшивка руля;
- замена потолка;
- установка ковриков;
- монтаж хромированных деталей на центральную консоль и торпедо;
- замена приборной панели;
- замена рулевого колеса;
- установка или замена штатного подлокотника и пр.
Если же речь заходит об установке более эффективного климатического оборудования или о монтаже подогрева сидений, то это считается уже техническими доработками. Они способны повлиять на интерьер и украсить его, но при этом основной целью является повышение функциональности. Ещё одно подтверждение того, что между разными видами тюнинга есть непосредственная связь, и практически отсутствуют чёткие границы. Всё взаимосвязано.
Двигатель
Куда более серьёзным в техническом плане выглядит тюнинг силового агрегата. Это наиболее сложный, но и одновременно с этим самый распространённый вид доработки транспортных средств.
Причём никто не заставляет автовладельцев повторять решения, в популярных фильмах об уличных гонщиках, где в техническом плане от серийного автомобиля практически ничего не остаётся. Только внешний вид.
Прежде чем автомобили начали оснащать электроникой и электронными блоками управления, любой тюнинг подразумевал внесение исключительно конструктивных изменений. В именно:
- растачивали цилиндры;
- увеличивали диметр заслонки дросселя;
- монтировали распредвалы спортивного типа и пр.
То есть целью было изменить базовые характеристики машины.
Но когда за работу двигателя во многом начала отвечать электроника, появилось совершенно новое направление, которое принято называть чип-тюнингом. С его помощью происходит оптимизация работы силовых установок программным путём. Если говорить грубо, к электронному блоку управления подключается компьютер, меняются настройки и всё, двигатель функционирует совершенно иначе.
При этом никто не отказывается от классического технического тюнинга путём замены составляющих подкапотного пространства. Те же фильтры нулевого сопротивления или монтаж ГБО являются полноценным образцом технических доработок, поскольку они напрямую влияют на работу двигателя.
Тюнинг двигателя может преследовать различные цели. Одним нужно повысить мощность, улучшить динамику разгона и обеспечить более высокие показатели максимальной скорости. Другие же, путём внесения некоторых изменений в конструкцию мотора или работу его электроники, снижают расход топлива и стараются сделать машину более экономичной.
Тюнинг не направлен исключительно на повышение характеристик. Это также способ оптимизировать затраты на эксплуатацию транспортного средства. При нынешних ценах на топливо много кто готов доработать машину, чтобы снизить потребление бензина с 10 до 8 литров на 100 километров. Либо применить иные решения, направленные на увеличение или уменьшение эксплуатационных параметров автомобиля.
Подвеска
Некоторые автовладельцы справедливо жалуются на то, что подвеска их автомобиля не отрабатывает должным образом, работает слишком жёстко или наоборот, оказывается чрезмерно мягкой для наших дорог.
Чтобы улучшить уровень комфорта, а также увеличить эффективность управления машиной при движении на большой скорости, проводят доработку подвески. Такой тюнинг пользуется объективным спросом, поскольку не все покупаемые машины отвечают требованиям и условиям эксплуатации.
Для модернизации подвески меняют её компоненты, среди которых чаще всего фигурируют амортизаторы, пружины и проставки.
Доработка подвески во многом зависит от того, какой цели хочет добиться владелец. Если ему нужно стабилизировать поведение и управляемость на высокой скорости, машину занижают. Для участия в гоночных соревнованиях, вопреки комфорту, приходится делать подвеску более жёсткой.
Когда машина слишком низкая, из-за чего не может проходить сложные участки и выезжать на серьёзное бездорожье, тюнинг подразумевает увеличение дорожного просвета. Такая практика распространена среди владельцев внедорожников и кроссоверов.
Кузов
Именно за счёт кузовного тюнинга удаётся изменить восприятие стандартного транспортного средства, которое в идентичном виде сходит с конвейера в огромном количестве экземпляров.
Чтобы серийная машина выглядела не как у вас, проводятся специальные внешние доработки. Изменение кузова и есть внешний тюнинг авто. При таком автотюнинге все усилия направлены на модернизацию экстерьера. Хотя не всегда. Иногда наружные доработки позволяют повлиять на технические составляющие автомобиля.
Изначально, когда зарождалась и стремительно развивалась мода на тюнинг, автомобилисты меняли не только внешний вид, чтобы повысить эстетическое восприятие авто. Также ключевым компонентом доработки считалась установка аэродинамических элементов. Это разные антикрылья, бампера и спойлеры. Они действительно меняли поведение автомобиля, и приносили пользу в плане прижимной силы.
Постепенно аэродинамические обвесы, антикрылья и спойлеры стали скорее декоративными элементами. Они перестали выполнять свою изначальную функцию. Можно сказать даже больше. Очень часто при нынешних внешних изменениях декоративные спойлеры и бампера, якобы улучшающие аэродинамику, на практике только ухудшают поведение машины. Она становится менее устойчивой на высокой скорости, нарушается балансировка. Потому к выбору подобных компонентов следует подходить предельно внимательно.
В настоящее время существует множество решений, позволяющих изменить внешность стандартного серийного автомобиля. К ним относятся:
- покраска;
- наклейки;
- вставки;
- накладки;
- жидкая резина;
- хромированные элементы;
- аэрография.
Наиболее сложным и дорогим способом изменить внешний вид машины за счёт тюнинга считается аэрография. Это нанесение уникального рисунка на часть кузова или весь автомобиль.
Услуги аэрографии пользуются заслуженным спросом. Они выглядят невероятно эффектно и могут заставлять всех прохожих и автомобилистов обращать внимание на машину.
Есть и более дешёвая альтернатива в виде наклеек, но они недолговечные, имеют менее презентабельный внешний вид. Зато при желании их можно быстро снять и заменить на новые.
Колёса
Самым простейшим примером тюнинга является замена штатных заводских колёс. Многих автовладельцев справедливо не устраивает внешний вид дисков, которые поставляет производитель и предлагает в выбранной комплектации.
Потому часто первое, с чего начинают любители выделиться, это замена дисков. Ассортимент колёсных дисков огромен, что позволяет выбрать подходящий размер, дизайн и материал. Если грамотно сочетать диски с резиной, моментально меняется внешнее восприятие транспортного средства.
Хотя замену колёс можно считать внешним и техническим тюнингом, эксперты рассматривают её как отдельное направление.
Особые виды тюнинга
Есть несколько особенно ярких направлений в мире автотюнинга, которые заслуживают внимания. Они зародились в разное время, и были на пике популярности. Но и сейчас встречаются подобные экземпляры. Зачастую они создаются ради выставок или участия в специальных заездах.
- Хотроды. Это автомобили, которые были выпущены в период с 1940 по 1960-ые года. Целью владельцев было модернизировать двигатель и сделать машину максимально быстрой. Для этого часто на хотродах отсутствуют элементы обвеса, что позволяет избавиться от лишней массы и сыграть на пользу скорости. Дополнительно они реставрируются, но поклонники хотродов стараются не менять первозданный облик раритетного автомобиля.
Лоурайдеры. Отличительной особенностью таких машин является предельно маленький клиренс, то есть дорожный просвет. От просто заниженных автомобилей лоурайдеры отличаются тем, что у них установлена специальная гидравлическая система. Её соединяют с ходовой машины, тем самым достигается эффект подпрыгивания. Такие автомобили способны резко подниматься на дыбы, скакать или переваливаться с одного бока на другой. Очень популярное направление тюнинга в США. Обычно для лоурайдеров использовали классические американские автомобили. Чаще всего без верха.
Это достаточно экзотические виды тюнинга, но имеющие полное право на существование.
Вне зависимости от того, какое направление выбирает автовладелец, он должен учитывать требования законодательства, а также действовать из соображений безопасности.
Преимущества и недостатки
Чтобы подвести итоги обсуждения темы автомобильного тюнинга, можно поговорить о его сильных и слабых сторонах.
Все согласятся, что тюнинг представляет собой крайне интересное и порой невероятно увлекательное действие. Сами владельцы машин, прошедших тот или иной вариант доработки, выделяют несколько главных достоинств.
- выраженные индивидуальные особенности. Всё же в настоящее время главной целью тюнинга считается создание уникального внешнего вида из серийного стандартного автомобиля. Автовладельцы хотят выделиться. И для этого не обязательно вмешиваться в работу двигателя и техническую составляющую;
- улучшенные технические характеристики. Проявляться улучшение может самым разным образом. Это не только повышенная мощность и улучшенный разгон, но также сниженный расход топлива или превосходная проходимость транспортного средства;
- это хобби. Такой пункт точно стоит отнести к преимуществам. Увлекаясь тюнингом, человек находит себе интересное занятие, знакомится с новыми людьми, постоянно чему-то учится и самосовершенствуется.
Планируя заняться доработкой своего транспортного средства, каждый автомобилист должен реально оценить свои возможности и перспективы. Не каждая машина предназначена для глобального тюнинга. И не всем это нужно. Иногда путём небольших корректировок можно удачно расставить акценты, подчеркнуть сильные стороны авто и скрыть его недостатки.
Ведь очень часто в руках неумелого специалиста и при минимальных финансовых вложениях результат совершенно не оправдывает ожидания. Именно так появляются образцы неправильного тюнинга, которые среди автомобилистов принято называть колхозом.
Самым ярким примером неправильного современного тюнинга считается почему-то очень популярный чип-тюнинг. Перепрошивая электронику автомобиля, владелец хочет одновременно повысить мощность, поднять крутящий момент и уменьшить расход топлива. Но даже не особо разбирающиеся в автомобилях люди понимают, что такого быть не может. Улучшая один параметр, параллельно ухудшается другой. Мощность возрастает за счёт увеличения расхода топлива, к примеру.
Чтобы рассчитывать на действительно заметный прирост мощности путём чип-тюнинга, нужно иметь в распоряжении достаточно мощный турбированный двигатель. В остальных случаях никаких существенных изменений вы не почувствуете. И главным условием успеха здесь является участие в процессе квалифицированного специалиста.
Существенным недостатком можно назвать проблемы при последующей продаже тюнингованного автомобиля. При перепродаже машина зачастую сильно теряет в цене, даже несмотря на то, что сам владелец вложил в неё целое состояние. Лишь в редких случаях, когда тюнинг направлен на улучшение, выполнен грамотно и не предусматривал каких-то экстраординарных решений, автомобиль купят даже по завышенной цене. Но это скорее исключение, чем правило.
Большинство покупателей, выбирающих машину на вторичном рынке, отдадут предпочтение стандартной серийной версии, которую не подвергали всевозможным доработкам. При необходимости они займутся тюнингом по собственным индивидуальным предпочтениям.
Тюнинговать машину или нет, каждый решает сам. Определённые методы доработки позволяют значительно улучшить состояние и поведение автомобиля. Но есть и такие случаи, когда тюнинг просто убивает транспортное средство. Медленно, но верно, за счёт агрессивно настроенного двигателя, нерационально установленных аэродинамических обвесов и прочих компонентов.
https://drivertip.ru/osnovy/tyuning-avtomobilya-i-zachem-on-nuzhen.html