УТИЛИТАРНОЕ И НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ — В ЧЁМ РАЗНИЦА?

Содержание

Утилитарное и наружное освещение — в чём разница?

Ещё каких-то сто лет назад темнота была привычным атрибутом ночи. Теперь наша планета на снимках, сделанных из космоса, светится паутиной электрической гирлянды. Пока учёные спорят, кто первым изобрел лампочку, шоссе и автомагистрали «разгораются» всё ярче и ярче, однако лампы накаливания не имеют к этому никакого отношения.

Утилитарное и наружное освещение — в чём разница?

Мы привыкли любое наружное освещение называть уличным, однако это не совсем корректно. Между декоративными фонарями у дома и освещением трассы есть большая разница — в первую очередь функциональная.

Под утилитарным освещением понимается освещение пешеходных улиц, автодорог, мостов, дворов, парков, стадионов, тоннелей и т.д. Его цель — безопасность и комфорт передвижения пешеходов и водителей транспорта.

Освещение проезжей части — в рамках строгого регламента

На проезжей части важна не столько цветопередача, сколько яркость, обеспечивающая видимость дорожного покрытия, и адекватный контраст, который позволяет вовремя заметить препятствие.

На трассах используются светильники с направленным потоком света, за счет чего достигается горизонтальное освещение дорожного покрытия. Рассеянный свет здесь недопустим, поскольку задача водителя — следить за дорогой.

Правила освещения дорог регламентируются государством. При проектировании и монтаже осветительных систем учитываются требования СНиП к уровню освещенности и нормы госстандарта по осветительным приборам.

таблица светового потока

Осветительные приборы характеризуются мощностью и световым потоком. Мощность измеряется в Ваттах (Вт), а световой поток — в Люменах (Лм). Эффективность или световая отдача измеряется соотношением Лм к Вт.

По мнению экспертов, в уличном освещении наиболее важными показателями являются:

количество световых точек или Вт на 1 км дороги;

эффективность или световая отдача (Лм/Вт);

ослеплённость (пороговое значение яркости).

Проезжая часть должна освещаться равномерно и с учетом допустимого коэффициента ослепления.

В пешеходных зонах, на сложных или опасных участках показано увеличение яркости и/или изменение цветности. Для этого используют прожекторы и маркерные светильники.

Нельзя допускать чередование освещённых и неосвещённых зон; на выезде на участок с низкой освещённостью яркость должна плавно уменьшаться.

Самый длинный тоннель в Норвегии имеет три «антидепрессивные» зоны, где можно припарковаться, чтобы восстановить силы. Синяя подсветка этих зон расслабляет и улучшает настроение.

2.jpg

 Самый длинный тоннель в Норвегии имеет три «антидепрессивные» зоны, где можно припарковаться

Освещение парков и микрорайонов — уют и личная безопасность

В местах общественного отдыха сочетается три вида освещения с разным функционалом.

Утилитарное — приборы для освещения аллей, игровых, спортивных и развлекательных площадок, обеспечивающие хорошую видимость.

Декоративное — световые композиции, прожекторы и фонари, подчеркивающие красоту ландшафта и дополняющие архитектурный ансамбль.

Контурное — декоративная или сигнальная подсветка ступеней, лестниц, сооружений, фонтанов, клумб с помощью встроенных ламп.

Комбинируются они с учетом санитарных норм, климатических условий и концепции оформления. Свет должен быть комфортным и достаточно ярким для безопасных прогулок и хорошего обзора, но не ослепляющим.

Комбинируются они с учетом санитарных норм, климатических условий и концепции оформления

Спальные районы — особая категория. Здесь важна личная безопасность. С одной стороны, надо обеспечить достаточную яркость проезжей части, с другой — снизить криминогенный риск, который в условиях плохой видимости увеличивается в разы.

надо обеспечить достаточную яркость проезжей части

Пешеход должен увидеть потенциального злоумышленника и своевременно распознать его намерения, что возможно только в условиях цилиндрической освещенности. Поэтому на территории микрорайонов, помимо горизонтальной, нормируется вертикальная, цилиндрическая, полуцилиндрическая или полусферическая освещенность на уровне человеческого лица.

Вам будет интересно  Автоэлектрик это кто такой Чем занимается Где обучают

Эпоха электричества — как менялись источники освещения улиц

В первой половине ХХ века улицы освещались с помощью ламп накаливания (ЛН) — малая эффективность и короткий срок службы делали их непригодными для наружного освещения, но других альтернатив не было.

Появление кварцевых галогеновых ламп проблему не решило — хотя они до сих пор используются для освещения офисов, производств и в автомобильных фарах. Примерно так же обстояло дело и с люминесцентными лампами, которым нашлось применение внутри помещений и в декоративной подсветке, но в уличной эксплуатации уступили дорогу конкурентам.

Переход на новый источник света состоялся в 60-е гг., когда было запущено производство дуговых ртутных ламп (ДРЛ), эффективность и срок службы которых оказались в 4-5 раз выше, чем у ЛН. На максимальный режим выходит через 7 минут после подачи напряжения, но повторное включение возможно только после полного остывания. Эксплуатируются до сих пор — в скверах, во дворах многоэтажек и на дорогах с низкой интенсивностью движения.

В 1980-е гг. появились дуговые натриевые лампы (ДНаТ), которые оказались вдвое эффективнее ДРЛ. Этот тип считается самым экономичным источником света и применяются везде, где нужно обеспечить контрастную видимость в любую погоду, в том числе на трассах и автомагистралях. Недостаток — жёлто-белый оттенок излучения и несовершенная цветопередача.

Вслед за ДНаТ были разработаны дуговые металлогалогенные лампы (ДРИ) с улучшенным индексом цветопередачи и более высокой световой отдачей. Они используются в освещении центральных районов, стадионов, парковых зон.

С 2011 года активно внедряются светодиодные лампы (LED), в связи с чем был утвержден новый стандарт ГОСТ Р 54350-2011, в который включен этот тип источника света. Такие лампы долговечны, мгновенно входят в рабочий режим, светят без пульсаций и вибраций, их белый спектр позволяет прекрасно различать цвета. Устойчивы к перепадам температур и напряжения, безопасны и экологичны. Единственный недостаток — высокая цена.

Для наружного освещения применяются светильники

Для наружного освещения применяются светильники мощностью от 150 до 250 Вт. Эволюцию источников света за последние 50 лет иллюстрирует таблица с характеристиками приборов разного типа мощностью 250 Вт.

Световой поток (Лм)

Световая отдача (Лм/Вт)

Срок службы (ч)

Зоны освещения

Дворы, придомовые территории, площадки, теплицы.

Дворы, парки, скверы, площадки, дороги с низкой транспортной нагрузкой.

Улицы, дороги с низкой интенсивностью движения, дворы, парки, площадки.

Улицы, тоннели, путепроводы, автомагистрали, аэропорты, вокзалы, парки — используется повсеместно.

Светодиодные (200 Вт)

Декоративное и утилитарное наружное освещение — без ограничений.

*Дуговые ртутно-вольфрамовые лампы — разновидность ртутных ламп. Не требуют пусконаладочной аппаратуры, могут подключаться вместо ламп накаливания. Быстро перегорают, дороги в обслуживании.

Кто «зажигает» фонари, или как работает уличное освещение

Электроэнергия идет по линиям электропередач на трансформаторные подстанции, где напряжение тока понижается до 0, 38 Вт. Оттуда она поступает в распределительные устройства, а после — к осветительным приборам: диспетчер подает команду с пульта, и уличные светильники зажигаются.

Освещение крупных объектов (магистралей, мостов, эстакад) регулируется программным управлением, в котором задается время включения/выключения светильников с учётом времени года, продолжительности светового дня, климатических условий. В пасмурные дни работают датчики, подающие на пульт управления сигнал о том, что нужен дополнительный источник света.

Освещение крупных объектов (магистралей, мостов, эстакад)

Вы наверняка замечали, что вечернее освещение ярче ночного? Действительно, в разное время суток работают разные режимы освещения. Вечерний — самый яркий, а ночью часть приборов отключается, чтобы не работать вхолостую.

Если речь идёт о частной территории, то распределительное устройство (электрощитовая) устанавливается владельцем самостоятельно. Современные аппараты позволяют подключать датчики движения, фотодатчики, таймеры и пульт дистанционного управления — по сути, это уменьшенные копии городских распределительных устройств. Для ландшафтного освещения используют трансформаторы, понижающие напряжение до 12-24 В.

Как создать грамотное освещение на дорогах

Уличное освещение сегодня очень разнообразно и многофункционально, в отличие от внутренней подсветки жилых и нежилых помещений. Для его правильной организации нужно знать нормы и требования, а также соответствующий ГОСТ, без которых невозможно оценить весь спектр факторов, влияющих на наружный тип подсветки.
В уличном освещении важную роль играет подсветка автомагистралей, ведь от этого напрямую зависит безопасность дорожного движения, а также жизнь и здоровье людей. Поэтому здесь имеются жесткие нормы и требования соответствия параметров ГОСТ в используемом осветительном оборудовании.

Вам будет интересно  Автомобильный свет в разное время суток

Освещение автомобильных дорог, особенно в городах и населенных пунктах городского типа, является самым важным элементом наружной подсветки. Наша статья расскажет вам о том, какие нормы, требования и ГОСТы существуют в этом вопросе, а также как грамотно подобрать и установить светильники на дорогах населенных пунктов.

Особенности подсветки проезжей части

Для любого города, как и в населенных пунктах поменьше, подсветка дорог представляет собой важную задачу. Это, прежде всего, связано с тем, что малейшие нарушения со стороны организации системы освещения могут повлечь за собой человеческие жертвы.

Обратите внимание! Освещение улиц и дорог является одним из значимых факторов, который обеспечивает безопасность автомобилистов и пешеходов.

Дорога и осветительные конструкции

Освещение улицы и дороги

  • полноценное освещение проезжей части в вечерние и ночные часы;
  • создание максимально безопасных условий для вождения на дорогах и автомагистралей;
  • светильники, размещенные вдоль проезжей части, должны давать достаточный уровень освещенности, чтобы водители даже в ночное время могли хорошо рассмотреть дорогу и увидеть на ней встречную машину или пешехода, идущего по обочине.

Ночной вариант освещения дорожного покрытия

Освещение на дороге ночью

Для того чтобы освещение проезжей части в населенных пунктах было достаточным, проводятся специальные расчеты. Здесь уличное освещение опирается на несколько параметров:

  • нормы и требования СНиП, которые касаются уровня освещенности;
  • ГОСТ, который определен для осветительных приборов. Все светильники, имеющие люминесцентное, светодиодное или галогеновое освещение, должны отвечать требованиям соответствующего ГОСТ;
  • мощность светового потока, который производят источники света (светодиодные, люминесцентные или галогеновые лампочки).

Обратите внимание! В организации уличного освещения большая роль отводится не столько осветительным приборам, сколько их источникам света. Лампочки, вкрученные в светильники, не должны иметь слепящий эффект и давать равномернее освещение конкретного участка на дороге.

Требования к подсветке дорожного полотна

Как уже отмечалось выше нормы, ГОСТ и требования, которые обязательно следует учитывать при создании наружного освещения на дорогах населенных пунктов, прописаны в регламентирующей документации – СНиП и СанПин. Причем больше всего в данной ситуации нужно опираться на нормы и ГОСТ, указанные в СНиП. В разных разделах этих документов четко прописаны нормы для каждой конкретной ситуации.
СНиП собой регламентирует необходимый уровень освещенности, при котором водители имеют возможность своевременно и адекватно оценивать дорожную ситуацию. Для проезжих участков в населенных пунктах необходимо рассчитать среднюю величину горизонтальной освещенности. Данный параметр должен быть следующим:

  • для магистральных дорог и улиц, имеющих районное значение, средняя величина горизонтальной освещенности должна быть около 6 лм/кв.м;
  • для дорог и улиц местного назначения, имеющих переходной тип покрытия — 4 лм/кв.м;
  • при наличии на улицах и дорогах покрытия другого типа — 2 лм/кв.м.

Приведенные выше в СНиП показатели гарантируют тот факт, что водитель сможет хорошо различать на достаточном удалении приближающие транспортные средства, а также все неровности дорожного покрытия.

Обратите внимание! Неровности и различного рода изъяны на дороге могут стать причиной ДТП.

Плохое дорожное покрытие и неровности на нем

Кроме этого освещение на проезжей части не должно быть сильно ярким, иначе световой поток будет слепить водителей, что в конечном счете приведет к аварии.
Таким образом, нормы и требования, а также ГОСТ дают возможность для каждой отдельной ситуации организовать необходимый уровень освещенности. Световой поток, создаваемый системой освещения, не должен быть низким или чрезмерным. Чтобы организовать уличное освещение на оптимальном уровне, в СНиП и указаны конкретные нормы.

Особенности организации подсветки дорожного полотна

Освещение для дорог и улиц в вечернее и ночное время является неотъемлемой частью современного общества.

Вам будет интересно  Автоматический включатель света фар с задержкой

Вариант ночного освещения улиц города

Ночное освещение города

При определении норм в СНиП за основу брались способности зрительного анализатора человека. Ночью зрение человека имеет возможность адаптироваться к плохой видимости и различать объекты в свете звезд при уровне освещенности в 0,1 люкс. Но чтобы человек имел возможность комфортно перемещаться по обочине дороге или ехать в автомобиле, уровень освещенности, создаваемый осветительными приборами, должен составлять не менее 2 люкс. Поэтому организация искусственного освещения автомагистралей и дорог в населенных пунктах является необходимостью.
Свет в данном случае должен отвечать следующим требованиям:

  • давать равномерное освещение дорожного полотна. Для этого светильники следует устанавливать через равные промежутки, которые прописаны в СНиП;

Размещение столбов для освещения дорожного покрытия

Равномерное размещение столбов подсветки вдоль дороги

  • световой поток следует направлять не в небо, а на дорогу;
  • полноценное освещение пространства вокруг движущего транспортного средства, включая обочину и соседнюю полосу;
  • наличие небольшого количества светового потока, который направлен по горизонтали. Такая подсветка позволяет увеличить дистанцию видимости и едущие навстречу машины будут намного заметнее даже глубокой ночью;
  • неслепящее освещению дорог.

Обратите внимание! Большое внимание в подсветке следует обращать на автомагистрали. Эти дороги предназначены для быстрой езды, поэтому для них следует создавать наиболее комфортные условия для перемещения автотранспорта.

Рекомендации по организации подсветки дорожного полотна

При организации освещения дорог и автомагистралей светильники следует устанавливать на определенных участках. Число световых точек, а также их расположение определяются такими параметрами:

  • характеристики дорожного полотка;
  • предназначение дороги (автомагистраль, проселочный участок и т.д.);
  • тип населенного пункта, через который проходит полотно (город, село и т.д.).

Поэтому светильники, с помощью которых формируется подсветка, будут различаться в зависимости от конкретного случая:

  • для широких дорог светильники должны иметь мощность в 250-400 Ватт;

Обратите внимание! Главные дороги, вне зависимости от ширины, всегда освещаются лучше всего. Это связано с тем, что на них имеется повышенный риск дорожно-транспортных происшествий.

Вариант освещения широкой дороги

Освещение широких дорог

  • для дорог второстепенного назначения светильники должны иметь мощность в 70—250 Ватт.

Кроме этого большое значение в создании подсветки дорожного полотна играют и сами светильники. От их правильности выбора зависит безопасность передвижения по населенным пунктам. Уличное освещение населенных пунктов будет тем интенсивнее, чем больше их площадь.

Правильно подбираем осветительные приборы для подсветки дорожного полотна

Именно от правильности выбора светильника и его размещения зависит качество уличного освещения. Подбор осветительной аппаратуры для дорог регламентирует ГОСТ. Для системы наружного освещения светильники должны отвечать ряду требований:

Вариант магистрального светильника

  • иметь простое и неприхотливое обслуживание;
  • обладать надежной защитой от разнообразных климатических условий (снег, дождь, град, сильные порывы ветра и т.д.);
  • иметь высокий класс влагозащищенности (не менее IP55);
  • обладать антивандальной защитой;
  • потреблять минимум электроэнергии и при этом давать мощный световой поток;

Обратите внимание! Самыми выгодными по всем параметрам на сегодняшний день являются светодиодные источники света. Но из-за их высокой стоимости они часто заменяются галогеновыми или люминесцентными аналогами.

Фонарный вариант консольного светильника

  • продолжительный срок службы, как светильника, так и источников света;
  • иметь простой дизайн и гармонично сочетаться с опорами. Особенно это важно (с эстетической точки зрения) для городских дорог:
  • наличие оптической системы для создания направленного светового потока.

Наиболее часто осветительные приборы имеют подвесной способ крепления, что позволяет эффективно их закреплять на фасадах зданий или специальных опорах (светильники консольного типа). Расстояние между столбами должно равняться 50 метрам, а их высота может варьироваться от 5 до 12 метров в зависимости от существующих потребностей.

Заключение

Подходить к освещению дорог и автомагистралей нужно с четким пониманием того, что от этого будут напрямую зависеть жизнь и здоровье людей. Поэтому учет норм, требований, а также ГОСТов в данной ситуации является необходимостью, без которой нельзя. Только в таком случае передвижение транспортных средств по дорогам будет комфортным и безопасным, а уличное освещение — правильным.

Источник http://https://www.revolight.ru/partners/learning/reviews/utilitar/
Источник http://https://1posvetu.ru/svetodizajn/osveshhenie-dorog.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *