Можно ли возить прицеп на коробке робот

Содержание

Вариаторной коробкой тянуть прицеп можно? Можно ли таскать прицеп на вариаторе

Что такое вариатор

Вторая по популярности КПП — вариаторная коробка передач. Современное название вариатора — CVT (Continuously Variable Transmission), с английского языка переводится как «трансмиссия с непрерывно изменяющимся крутящим моментом». Придумал принцип бесступенчатой передачи крутящего момента Леонардо да Винчи. Первый простенький вариатор использовали на мельницах, позже использовали в конструкциях станков для обработки металла, дерева.
На автомобили CVT начали устанавливать в середине прошлого века. Додумался до этого Хуберт ван Доорн — инженер родом из Голландии. Первая автомобильная бесступенчатая КПП имела название Variomatic и устанавливалась на авто марки DAF в 50-х годах XIX столетия.

Конструкция механизма

Конструктивно бесступенчатая коробка переключения — это два конуса, которые перемещаются друг относительно друга и направлены навстречу. Они соединены ремнём или цепью. При движении конусов меняется передаточное число. Современные вариаторы сложнее, но принцип действия именно такой.

На фото вариатор Тойота Рав 4



Как выбрать на популярных моделях авто

Несмотря на очевидные преимущества и минусы обоих вариантов, выбирать подходящий необходимо с учётом марки. У каждого авто есть свои болячки и слабые места, поэтому наиболее популярные вопросы выбора я осветил ниже.

Вариатор на Ниссан Кашкай

Ниссан Кашкай c 2014 года стал комплектоваться и CVT

С 2014 года на эту модель устанавливаются вариаторы от японского производителя Jatco (Джатко). Заявленный гарантийный срок 120 тыс. км. По отзывам владельцев, реальный срок службы от 130 до 200 тыс. км.

Вариатор на Ниссан Кашкай не способен выдержать большие нагрузки. Поэтому на таком авто не следует буксировать, тягать прицеп и тем более ездить по бездорожью. Срок службы вариатора сокращается в 1,5–2 раза. Это обычный городской автомобиль, а не внедорожник.

При эксплуатации Ниссан Кашкай с вариатором не следует забывать про замену трансмиссионной жидкости и фильтрующего элемента внутри каждые 60–70 тыс. км, а наружный картридж следует менять каждые 30–40 тыс.

Наиболее частая поломка ниссановской вариаторной трансмиссии — выход из строя микропереключателя – «концевика» на рукоятке, как результат, невозможно переключиться из положения «Паркинг». Ремонт недорогой, замена проводится быстро.

Вариатор в Subaru XV

Subaru XV подвергался рестайлингу

Автомобиль Subaru XV доступен в комплектации с вариатором и механикой. Бесступенчатая коробка переключения имеет название Subaru Lineartronic CVT. Инженеры японского концерна давно отказались от установки «автомата» на эту модель из-за дороговизны и громоздкости.

Вариатор Lineartronic позволяет эффективно использовать тяговые возможности силового агрегата, экономить топливо. Он обеспечивает плавность хода и высокий комфорт при езде. Lineartronic отличается высокой чувствительность, весело откликается на изменения положения педали акселератора и обороты двигателя. Ещё одно преимущество — это компактность: в результате в салоне появилось больше места.

Вариатор в Subaru XV — надёжный агрегат, и трудно найти отрицательные отзывы владельцев про его работу. Одна из проблем, на которую следует обратить внимание — это нестабильная работа двигателя при резком торможении. Если автомобиль глохнет при резком нажатии на педаль тормоза, то необходимо как можно быстрее провести замену трансмиссионной жидкости в вариаторе.

При несвоевремнных действиях ремонт коробки обойдётся намного дороже!

По словам производителя, при эксплуатации автомобиля в тяжёлых условиях замену масла в КПП следует проводить каждые 30–40 тыс. км. Условия на наших дорогах можно смело отнести к трудным, поэтому для продления срока службы вариатора и авто в целом следуйте рекомендациям производителя.

Renault Captur: автомат или вариатор, что лучше?

Один из популярных цветов Рено Каптур в 2020 году — оранжевый «Аризона»

Французский производитель автомобилей для своих поклонников предлагает комплектации с механикой, автоматом и вариатором. АКПП идёт на 2-литровые, вариаторы установлены на Renault Captur 1,6 литра. Полный привод идёт только с механикой или автоматом.

Вариатор выпускает Jatco, для Рено была проведена унификация. Инженеры внедрили персональные настройки в алгоритм работы бесступенчатой коробки.

Автоматическая коробка устанавливается предпоследнего поколения, новая версия агрегата просто не влезет в кузов, да и стоимость АКПП нового поколения высокая. Производитель хочет, чтобы их автомобиль был более доступным в плане цены, поэтому не спешить устанавливать новый автомат.

Если делать выбор: автомат или вариатор, то главными критериями могут служить стоимость обслуживания, экономичность и условия эксплуатации. Для спокойной городской езды подойдёт вариатор, для любителей спортивной езды и бездорожья лучшим решением будет механика или автомат.

Как выбрать коробку передач на Тойота Рав 4

На Toyota RAV 4 чаще выбирают автомат

Любители Toyota RAV4, проживающие в мегаполисе, предпочитают автоматические коробки передач. Они надёжнее и дешевле в ремонте, но обладают несколькими недостатками: расход топлива выше на 10–15%, комплектации с АКПП дороже, авто с неё менее динамичные.

Вариатор в Тойота Рав 4 поддерживает оптимальные обороты двигателя, что экономит топливо и позволяет получить стабильную динамику при разгоне. Движение автомобиля плавное и комфортное. Ресурс исправной работы бесступенчатой коробки, как заявляет производитель, до 100 тыс. км. Автомат же прослужит без проблем до 150 тыс. км.

Выбирая между вариатором и автоматом, следует определиться, что главнее для владельца: экономичность или надёжность. Второй по значимости критерий — это стиль езды. Для спокойного передвижения по городу более подходит вариатор.

style=»text-align:justify;»>Полезное видео про типы КПП



Буксировка

Паджеро мини
Буксировка авто с вариатором довольно небезопасна, так как это может обернуться неисправностью двигателя, не предназначенного для этого. Единственный вариант буксирования автомобиля – включить мотор и, желательно, быть уверенным в своих знаниях об эксплуатации авто. Есть смысл буксировки на жесткой или гибкой сцепке и обязательно при нейтральном положении селектора. При отсутствии этих условий возможен способ частичной погрузки, но только в том случае, если будут произведено вывешивание ведущих колес. Не взирая на это, возможен вариант поломки, поэтому для начала настоятельно рекомендуется узнать, как правильно пользоваться вариатором.


На что обратить внимание при эксплуатации автомобиля с АКПП

Уаз на гусеницах

В первую очередь, водитель транспортного средства, оборудованного «классической» АКПП с гидротрансформатором, должен знать, чего нельзя делать на машине с автоматической коробкой передач.

    В городском режиме при частых остановках и стартах со светофора не рекомендуется переводить селектор коробки передач из положения «D» (драйв) в положение «N» (нейтраль). Ввиду резкого изменения создаваемого давления в гидроблоке АКПП, он может подвергаться ускоренному износу.

При переводе селектора коробки переключения передач в положение «Р» (паркинг) необходимо затягивать стояночный тормоз, особенно если автомобиль стоит под уклоном. Если не затянуть стояночный тормоз, фиксатор шестерни, находящийся в коробке передач, может в любой момент оборваться, автомобиль начнет катиться по наклонной.

  • Не рекомендуется начинать движение транспортного средства с АКПП сразу же после запуска двигателя, особенно это касается холодного времени года, автомобилей без автозапуска и т.д.
  • Нельзя переключать селектор коробки передач с задней передачи на драйв или с драйва на заднюю передачу без полной остановки автомобиля, так как сокращается ресурс работы гидроблока и фрикционов АКПП.
  • Не пренебрегать режимами переключения скоростей на селекторе АКПП (3, 2, L и т.п.). Если автомобиль движется в городском потоке на небольших скоростях, не превышающих 40-50км/ч, коробка автомат не должна перескакивать на повышенную передачу, меняя при этом большое количество передаточных чисел. Если не соблюдать режимов переключения, может произойти перегрев, сократится ресурс АКПП, увеличится износ фрикционов.
  • Есть еще один не менее важный момент — буксировка автомобиля с АКПП. Водители часто задаются вопросом, можно ли буксировать автомобиль с АКПП, если да, то как, а если нет, то почему. Давайте остановимся на этом более подробно.

    Прежде всего, перед тем, как неисправный автомобиль с АКПП начнут буксировать, необходимо внимательно изучить эксплуатационную книгу (инструкцию по эксплуатации, мануал) производителя данного автомобиля. В мануале указано, можно ли данное транспортное средство буксировать, как именно это можно сделать и т.д.

    Может оказаться, что данный автомобиль с автоматом нельзя буксировать, при этом в инструкции по эксплуатации будет стоять соответствующее предупреждение. В этом случае необходимо вызвать эвакуатор, который доставит неисправный автомобиль на СТО.

    Фото 3 можно ли заводить машину с толкача

    Можно ли на вариаторе буксировать другую машину

    Это еще одно мнение, которое отличается от всего вышесказанного. Ведущий автомобиль должен тронуться с места максимально медленно. Управлять режимами работы трансмиссии лучше в ручном режиме. Двигаются вначале со второй скорости. А когда обороты на тахометре превысят 3-3,5 тысячи оборотов в минуту, можно переключиться на «L».

    И лишь после этого селектор переводят в положение «D». Но овердрайв должен быть при этом отключен. Использовать повышенные передачи категорически не стоит, в особенности если это большие расстояния. Так снизится ресурс элементов автоматической трансмиссии. Двигаться следует максимально аккуратно. Не должно быть резких торможений и стартов.

    Рывки провоцируют динамическую нагрузку, которая в несколько раз превышает статическую. Вес буксируемого авто в этот момент увеличивается в десятки раз. Именно поэтому специалисты рекомендуют использовать не трос для буксировки, а жесткую сцепку. И все-же, автомобиль стал на обочине и нужно буксировать на автомате другую машину.

    Можно или нет? Из всего выходит, что можно, но с особой осторожностью.

    Если тянется машина с МКПП, то на нейтральной передаче в механизме будет вращаться только одна шестерная. Когда осуществляется буксировка автомобиля с автоматом, то в нейтральном положении вращается весь механизм в целом. Это что касается вопроса «можно ли буксировать машину с коробкой автомат».

    Так как механизм АКПП не создавался для такой работы, то автоматическая коробка очень быстро перегреется в таком режиме и вполне может выйти из строя. Особо нужно отметить вопрос смазки. Масляный насос работает только в том случае, если заведен двигатель.

    Но, скорее всего, автомобиль будет буксироваться с заглушенным мотором, а значит, детали в системе трансмиссии не смазываются. Это может привести к тому, что АКПП просто выйдет из строя, а владельца ждет дорогостоящий ремонт.

    Если машина с автоматической трансмиссией само выступает буксиром, то трансмиссия в этом случае испытывает серьезные дополнительные нагрузки. И если в случае с МКПП никаких ограничений нет, то для автоматической КПП необходимо делать определенные “скидки”, чтобы не загубить механизм.

    Вам будет интересно  Тойота Рав 4 Коробка Вариатор Замена Масла ~

    Можно ли буксировать машину с коробкой автомат

    Сначала дадим ответ на вопрос, который кажется менее сложным.

    Если вам пришлось буксировать другой автомобиль на своей машине с автоматом, следует быть максимально осторожным во время всего процесса буксировки.

    Сразу скажем, что при возможности отказаться от такого процесса, обязательно отказывайтесь. Но если помочь вам нужно или очень хочется, то делать это нужно с соблюдением определенных правил:

    Еще почитать: Что необходимо знать при покупке квартиры на вторичном рынке

    Если в момент поломки у вас под рукой есть эксплуатационная книга от производителя, внимательно прочтите раздел о буксировке, и вы сможете найти ответ на этот вопрос.

    Автомобили, которые нельзя буксировать, имеют в инструкции по эксплуатации соответствующее предупреждение. Также для таких авто в инструкции может быть указано, что нужно сделать для буксировки.

    На старых автоматах можно было вручную отсоединить колесный привод от коробки, и тогда буксировать автомобиль можно хоть всю жизнь.

    Буксировка автомобиля с АКПП

    Движение на буксире возможно только при включенном двигателе со скоростью движения до 50 км/ в час.

    Чтобы не создавать дополнительных нагрузок, категорически запрещено держать рычаг управления КПП в положении D и на пониженных скоростях. Требуется только вторая или третья скорость.

    Это передвижение производится на расстояние не более 50 км. Если машина к этому моменту не доставлена в назначенный пункт, нужно сделать остановку.

    Каждым производителем автомобиля с автоматической коробкой передач любой модели без исключения, разрабатывается дополнительная инструкция, как перевозить и использовать данную машину в случае буксировки.

    В ней прописаны ограничения скорости и предельное расстояние движения автомобиля с АКПП.

    Также указан момент по полному запрету на буксировку и буксировочные работы, то есть перемещение вышедшего из строя авто, возможно только с помощью эвакуатора.

    Буксировка автомобиля с вариатором Featured

    Одна из «неприятных» черт автомобилей с немеханическим способом переключения передач – достаточно хрупкое «содержимое». Именно поэтому производители крайне не рекомендуют транспортировать машин «на галстуке».

    И они отчасти правы – если имеется возможность вызвать эвакуатор, лучше даже не забивать себе голову лишними проблемами. Особенно, если машина новая. Поломку вариатора в том случае, если ее причиной стали нарушения правил эксплуатации, производитель по гарантии не отремонтирует.

    А практически у всех «вариаторных» машин в инструкции указано – не буксировать на тросе. Как же быть?

    • Максимальная длительность буксировки – 40 километров. Показатель этот ориентировочный, но близкий к реальности. Испытания, которые проводят производители, показывают, что это расстояние, до достижения которого езда с отсутствующей циркуляцией масла не скажет критически на состоянии движущихся деталей.

    Как правильно буксировать автомобиль: особенности буксировок

    АКПП имеет свои отличия, поэтому нужно открывать инструкцию. Там будет указанно, как долго и с какой скоростью буксируется конкретная модель. Среди них, например, с коробкой автомат представлена Киа – популярная марка, которую редко увидишь в роли буксировщика. Хотя редко, когда буксировку на автомате или с вариатором запрещают вообще.

    Согласно ПДД, буксировка списанного в утиль автомобиля запрещается . Выход только один – транспортировка его на эвакуаторе. В противном случаи инспектор ГИБДД докажет, что буксировать такое авто на жесткой сцепке или находиться в нем не правомерно, ведь ТС не прошло ТО, а значит не обеспечивает безопасность другим участникам дорожного движения.

    Что такое вариатор на машине и как он работает

    Кроме роликов, тороидный механизм состоит из дисков, которые этими роликами обкатываются.

    И если у клиноременного вариатора слабое место, наиболее подверженное износу – боковые поверхности ремня, то у тороидного – это точка контакта диска и роликов.

    И в том, и в другом случае эти места испытывают большую нагрузку, что и является причиной того, что вариаторы не устанавливают на большие двигатели.

    Список современных автомобилей, оснащенных подобной коробкой переключения скоростей довольно длинный и постоянно пополняется. Среди них можно выделить такие марки как Audi (характерен для переднеприводных моделей), многие модели Mersedes, Toyota RAV-4, Nissan Qashkai, Х-trail, некоторые из модификаций Lanser.

    20 Июл 2020 stopurist 1778

    Особенности работы АКПП

    Система охлаждения ATF автомобиля с АКПП

    Основной причиной особых требований к буксировке на «автомате» другой машины служит то обстоятельство, что трансмиссионное масло в такой коробке играет роль рабочей жидкости, передающей крутящий момент от двигателя к трансмиссии. В движении масло сильно нагревается, в результате чего снижаются все его рабочие характеристики, включая способность полноценно снижать трение между деталями. Именно поэтому для охлаждения ATF в контур масляной системы обязательно устанавливается радиатор. Помимо этого, современные авто с «автоматом» имеют приборы для контроля температуры масла – как минимум, контрольную лампу, предупреждающую о перегреве жидкости.

    Что лучше автомат или вариатор

    Из-за разных конструктивных особенностей поведение автомобиля с автоматом и вариатором отличаются. У авто с CVT нет «провала» по тяге во время разгона. Скорость и мощность нарастает или падает постепенно.

    Автомат же на переключение ступеней тратит некоторое время, поэтому есть периоды, когда крутящий момент не передаётся на колёса, поэтому при разгоне авто с автоматической трансмиссией «дёргается». Инженеры постоянно стараются уменьшить время переключения между ступенями. В современных автоматах заметить пропадание тяги практически невозможно. Дёргание проявляется только при агрессивной, скоростной езде.

    Немного про экономию и надёжность

    Что из них выгоднее и надёжнее? Сравним некоторые основные показатели:

    1. Расход топлива: авто с «автоматом» прожорливей на 10–15%.
    2. Конструкция CVT легче и занимает меньше места в кузове автомобиля. Из-за этого салон такого автомобиля может быть более вместительный и комфортный.
    3. Трансмиссионная жидкость: вариатор требует более частой замены масла, да и стоимость жидкости для CVT выше.
    4. Ремонт: автоматическая коробка в эксплуатации и ремонте дешевле. Конструктивно вариатор намного сложнее, поэтому его ремонт может существенно ударить по карману автовладельца.
    5. Надёжность: вариатор не выдерживает большую нагрузку, он более «нежный». Его ременная передача быстро выйдет из строя при буксировке, движении по бездорожью, спортивной езде. «Автомат» более надёжен при эксплуатации в тяжёлых условиях.

    Вариатор (CVT): устройство, обслуживание и эксплуатация

    Итак, автомобили, оборудованные коробками передач вариаторного типа, составили серьезную конкуренцию АКПП по ряду причин. Вариатор (CVT) — бесступенчатая трансмиссия, которая допускает бесконечное количество передаточных отношений, что делает переключение передач практически незаметным для водителя.

    Основные отличительные характеристики вариатора CVT от других автоматических коробок передач:

    • вариатор — бесступенчатая автоматическая трансмиссия (за исключением моделей с виртуальными ступенями — 6,7,8);
    • данная КПП без особых потерь мощности передает крутящий момент от ДВС к ведущим колесам;
    • даже с учетом того, что по принципу действия CVT напоминает обычный автомат, такая коробка сильно отличается по конструкции.

    Еще добавим, что популярность данного вида трансмиссии обусловлена дешевизной в изготовлении по сравнению с другими типами автоматических коробок передач. Однако минусом такой коробки является сравнительно небольшой ресурс, особенно при работе с силовыми установками, обладающими высоким крутящим моментом.

    Это обусловлено тем, что вариаторная трансмиссия с учетом своих конструктивных и технических особенностей не способна долго работать в условиях высоких и ударных нагрузок. По этой причине вариатор обычно устанавливается в паре с ДВС, который выдает сравнительно небольшой крутящий момент.

    • Устройство и принцип работы CVT. В автомобиле с вариаторной коробкой передач роль сцепления выполняет гидротрансформатор. Именно он передает крутящий момент от ДВС.

    Условно гидротрансформатор можно «отключить», то есть поставить коробку на нейтральную передачу. При этом двигатель будет работать, а крутящий момент не будет передаваться на трансмиссию автомобиля.

    Основные ставные части CVT:

    • валы (ведущий, ведомый);
    • шкивы (образованны коническими дисками, одетыми на ведущем и ведомом валах и меняющие свой диаметр);
    • ремень вариатора или цепь;
    • гидроблок (регулирует подачу давления масла в шкивы);
    • помпа вариатора (регулирует процесс, когда шкивы сдвигаются и раздвигаются);
    • планетарный механизм (для движения автомобиля задним ходом);
    • масляный насос, фильтры вариатора (фильтруют масло, для каналов гидроблока), радиатор охлаждения.

    Общие правила и рекомендации по эксплуатации и обслуживанию вариаторной коробки передач напоминают правила для АКПП, однако есть и отличия. Например, на практике вариатор CVT требует более частого обслуживания (замена масла и фильтров). Если для АКПП средний показатель находится на отметке около 50-60 тыс. км, то для вариатора 30-40 тыс.

    Также ошибочно полагать, что если ступеней нет, коробка управляется электроникой и работает в «щадящем» режиме, вариатор не нуждается в отдельном внимании, его можно агрессивно эксплуатировать и т.д.

    На самом деле очень важно не допустить преждевременного износа CVT. Масляное голодание и недостаточный уровень трансмиссионной жидкости может привести к быстрому изнашиванию шкива и вариаторного ремня. Масло и масляные фильтры необходимо менять каждые 40 тыс. км пробега.

    На практике нужно избегать так называемого «рваного» режима езды автомобиля. При резком разгоне или экстремальном торможении на шкивах могут образовываться задиры, что приведет к некорректной работе данного вида трансмиссии.

    Также следует не допускать перегрева вариаторной коробки передач. При необходимости для дополнительного охлаждения устанавливают дополнительные радиаторы АКПП. Выход из строя датчиков скорости, давления или ABS также негативно сказывается на работе коробки. Неисправности этих датчиков могут привести к нарушению и сбоям вариаторной трансмиссии.

    Что такое вариатор на машине можно ли буксировать, другую, почему лучше обходить стороной, список

    Слово вариатор в настоящее время знакомо всем, кто следит за развитием событий на рынке мирового автопрома.

    В среде автовладельцев вариаторы уже успели заслужить как похвалу, так и славу не до конца продуманной системы.

    Разберемся, почему мнения обладателей автомобилей с вариаторами зачастую оказываются полярными.

    Основные моменты

    Вариатор в простом понимании слова – плавный, бесступенчатый переключатель скоростей. Вариаторную коробку переключения передач (ВКПП) очень часто путают с автоматической (АКПП).

    Главное их отличие – в наличии или отсутствии ступеней. Но АКПП, все-таки, переключает ступенями, но автоматически. Тогда как ВКПП – ступеней не имеет.

    Считается, что перед АКПП и всеми остальными видами КПП вариатор выступает явным лидером по эффективности использования мощности двигателя, и, соответственно, по высокой экономичности топлива.

    Применяется не только в автомобилях, но и в мото-, квадротехнике, снегоходах, станках, а также производственных конвейерах.

    Необходимые термины

    При обзоре вариаторов, их назначении и правил эксплуатации используют следующие определения:

    Вариатором называют устройство Способное плавно изменить передаточное число. Как правило, это 3-6, а иногда 10-12
    Передаточное число применительно к КПП Означает отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни
    Педаль акселератора Педаль ускорения, увеличивающая объем горючей смеси, которая поступает в мотор

    Главное назначение

    Способность вариатора изменять передаточное число безо всяких ступеней – его основное преимущество перед КПП остальных типов.

    Вам будет интересно  Как устроен вариатор на автомобиле: Принцип работы Плюсы Минусы

    Происходит это благодаря увеличению или уменьшению диаметров дисков – ведущего и ведомого.

    Полностью выжатая педаль акселератора на протяжении разгона обеспечивает выход мотора на высокие обороты.

    Водитель и его пассажиры ничего не ощущают – в этом предназначение автомобильного вариатора.

    Правовое регулирование

    Транспортные средства и самоходные машины, оснащенные вариаторами, на законодательном уровне в отдельную категорию не объединены.

    Однако правила допуска к их управлению регулируются законом:

    К управлению автомобилем с ВКПП допускаются лица, прошедшие обучение Сдавшие экзамены и получившие водительское удостоверение категории «В». Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 1097 (документ выдается Госавтоинспекцией)
    К управлению самоходными машинами с ВКПП Ккоторым относятся снегоходы, квадроциклы и снегоуборочные машины, допускаются лица, прошедшие обучение, сдавшие экзамены и получившие удостоверения тракториста-машиниста категории АI, AII. Это предусмотрено приказом Минсельхозпрода РФ № 807 (документ выдается Гостехнадзором)
    Наказание за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Определяется ст.264 УК РФ

    Что значит коробка-вариатор в машине

    Автомобиль, оборудованный вариатором, весьма трудно отличить от автомобиля с АКПП — педалей две, на рычаге КПП четыре режима.

    Но фиксации на определенную передачу у машины с ВКПП нет. Следовательно, нет и ощущения рывков в начале движения, при разгоне и торможении.

    При движении в гору умный вариатор сам немедленно увеличит крутящий момент, чтобы машина двигалась вверх уверенно.

    Режимы задает электроника, но это не скорости в обычном их понимании. Скорее, в виртуальном.

    Но некоторые вариаторы позволяют переключать скорости и вручную, как на машинах с ручным режимом АКПП. Машинам вариаторы обеспечивают выгодный режим работы двигателя.

    А поблагодарить вариатор следует за огромное, практически бесконечное число виртуальных передач.

    Его конструкция

    Современные машины оборудуются вариаторами нескольких типов. Самыми распространенными являются клиноременные, имеющие шкивы переменных диаметров.

    Буксировка автомобиля с АКПП

    Процесс буксировки автомобиля с автоматической трансмиссией более сложный, чем тяга машины на «механике». Фото: caronit.club

    Особенность буксирования машины на автомате в том, что такая важная функция как закачка масляным насосом смазки и поддержание ее давления в КПП осуществляется лишь при запущенном двигателе. При буксировании неисправного автомобиля АКПП будет лишена нужного количества смазки. Это приводит к поломке гидротрансформатора или ремня (на коробке типа вариатор). Именно поэтому, лишь в случае крайней необходимости длина максимальной дистанции, на которую можно отбуксировать автомобиль – не более 50 км. Кроме того, рычаг АКПП буксируемого транспортного средства необходимо перевести в нейтральное положение.

    В случае, если автомобиль с автоматической трансмиссией тянет неисправное транспортное средство, важно следовать следующим правилам: масса буксируемого автомобиля не должна быть больше массы неисправной машины; скорость буксировки должна составлять не более 40 км/ч; водитель тянущего автомобиля должен перевести рычаг коробки на вторую или третью передачу; для буксирующего автомобиля с автоматической трансмиссией рекомендовано использование метода жесткой сцепки. При поломке автомобиля с АКПП следует вызвать эвакуатор, так как применение буксировки в таких случаях ведет к потенциальным неисправностям трансмиссии – износу, некорректной работе, недолговечности.

    При поломке автомобиля с АКПП следует вызвать эвакуатор, так как применение буксировки в таких случаях ведет к потенциальным неисправностям трансмиссии – износу, некорректной работе, недолговечности.

    К процессу буксировки необходим ответственный подход. В случае если не учитывать вышеперечисленные правила и рекомендации, это может привести к дорожно-транспортному происшествию – порче имущества, травмам и даже гибели водителей. Именно поэтому, данный процесс следует доверить водителям со стажем. Для того, чтобы неожиданная поломка на дороге не вызвала страха и проблем, ученикам рекомендовано попрактиковаться буксировке на неоживленных дорогах.

    Также некоторые рекомендации по буксировке вы найдете в этом видео:

    • Далее Как подтянуть тросик ручника на ВАЗ 2110: цена и особенности процедуры
    • Назад Какие летние шины лучше выбрать: рейтинг 2016-2017 годов
    • 5 Сен, 2019
    • 4 Сен, 2019
    • 4 Сен, 2019
    • Безопасность / Советы

      Кроссоверы Audi / Новости

    • 3 Сен, 2019
    • 13 Апр, 2019
    • 12 Мар, 2019
    • 17 Фев, 2019
    • 11 Апр, 2019
    • Новости / Справочная информация

      Популярные кроссоверы

      Кроссоверы Acura Кроссоверы Audi Кроссоверы BMW Кроссоверы Cadillac Кроссоверы Chevrolet Кроссоверы Chery Кроссоверы Citroen Кроссоверы Dodge Кроссоверы Ford Кроссоверы Honda Кроссоверы Infiniti Кроссоверы Jeep Кроссоверы Hyundai Кроссоверы Kia Кроссоверы Lexus Кроссоверы Lada Кроссоверы Land Rover Кроссоверы Mazda Кроссоверы Mercedes Кроссоверы Mini Кроссоверы Mitsubishi Кроссоверы Nissan Кроссоверы Porshe Кроссоверы Peugeot Кроссоверы Opel Кроссоверы Renault Кроссоверы Ssang Yong Кроссоверы Skoda Кроссоверы Subaru Кроссоверы Suzuki Кроссоверы Toyota Кроссоверы Volkswagen Кроссоверы Volvo

      Почему нельзя буксировать автомобиль с неисправными тормозами

      Ответ на этот вопрос можно найти в любом учебнике физики. Автомобиль с неисправными тормозами будет двигаться по инерции. В результате этого буксируемая машина врежется в буксировщика при остановке последнего.

      В исключительных случаях для автомобилей с МКПП возможна буксировка машин с неисправными тормозами на жесткой сцепке. Это не целиком гасит инерцию, но решает некоторые проблемы перемещения таких машин на буксире. Автомобили на автомате в случае возникновения проблем с тормозной системой буксируют с помощью частичной погрузки.

      Правилами дорожного движения буксировка транспорта с неисправной тормозной или рулевой системой запрещена по уже указанным выше причинам. Законы физики никто отменить не может, и транспортное средство с неисправными тормозами может нанести существенный вред всем участникам движения. Описанные способы буксировки только снижают риски, но не исключают их полностью.

      Не нужно прислушиваться к словам тех, кто утверждает обратное, подкрепляя слова собственным примером. Там, где один автомобилист чудом избежал ДТП, другой может повредить имущество или даже нанести физические повреждения.

      Фото 4

      Режимы вариатора

      Определенные режимы работы вариатора, выбираются путем перевода селектора в положения, каждое из которых обозначено буквами и значками.

      Движение вперед

      «D» – движение вперед. Перевод селектора в положение с этим обозначением указывает на то, что автомобиль будет двигаться вперед. Именно этот режим и является основным при движении. При этом вариатор сам будет менять передаточное число, ориентируясь на обороты двигателя, а электронные системы будут следить как за работой вариатора, так и двигателя, чтобы обеспечить максимальную эффективность их работы.

      Движение задним ходом

      «R» – движение задним ходом. Конструкция вариатора такова, что реверсного движения ведомого вала, передающего вращение на ведущие колеса, у него нет. Поэтому в конструкцию были включены дополнительные механизмы. При переводе селектора в это положение, механизмы заднего хода включаются в работу.

      Во избежание поломок, переводить селектор в данное положение можно только после полной остановки авто. В некоторых моделях для перевода селектора в положение «R» нужно нажать клавишу, установленную на селекторе, при этом нажать на нее возможно будет только после полной остановки. Этим обеспечивается исключение возможности включения заднего хода без обездвиживания авто, что является дополнительной защитой вариатора.

      Нейталь

      «N» – нейтраль. При таком положении селектора силовая установка отключена от КПП. Используется это положение при длительной остановке, к примеру, в пробке. Также этот режим используется для запуска силовой установки. В целом, это обычная нейтральная передача, которая имеется во всех видах КПП. Однако не рекомендуется каждый раз при остановке, особенно краткосрочной, переводить селектор в данное положение.

      Парковка

      «P» — парковка. Данное положение селектора приводит к тому, что ведомый вал вариатора блокируется штифтом, исключая возможность самопроизвольного движения авто.

      Применять этот режим нужно только при постановке авто на стоянку. Часто, чтобы исключить возможность случайного включения данного положения, помимо нажатия на клавишу на селекторе, нужно еще выжать педаль тормоза, а также затянуть ручник, после чего только селектор станет в данное положение. Снятие селектора с этого положения тоже сопровождается данными действиями, выполненными в обратном порядке.

      Ручное управление

      «+», «-» – повышение и понижение передачи. Поскольку в вариаторе передач как таковых нет, то для удобства водителей применяется ручной режим переключения. Но данный режим является лишь эмулятором – вариатор может менять передаточное число на определенные значения, что имитирует ступенчатую коробку. То есть ступенчатое изменение крутящего момента вроде и есть, и его можно менять, кратковременно переводя селектор в «+» или «-», тем самым создавая иллюзию переключения передач, но оно является лишь условным. К тому же, полностью добиться соответствия работы вариатора как ступенчатой коробки не получится – электронные системы все равно будут следить за оборотами двигателя и при надобности самостоятельно изменять передаточное число. Делается это для того, чтобы защитить от перегрузок сам вариатор.

      Дополнительные режимы

      Многие модели, укомплектованные вариатором, имеют дополнительные режимы работы коробки передач, которые подстраивают её под определенные условия движения.

      «S» – режим спорт. Он обеспечивает более резвое поведение авто при нажатии на педаль. Этот режим предназначен для вождения в интенсивном режиме. Но все сводится к тому, что вариатор меняет передаточное число более медленно, что обеспечивает большую тягу при увеличении оборотов двигателя.

      «Е» – эконом, он же «Эко». Данный режим является полной противоположностью режима «спорт». Вариатор подстраивается так, что обеспечивается максимальное взаимодействие двигателя с коробкой для минимального потребления топлива.

      «L» – режим сложных условий эксплуатации. При переводе селектора в данное положение вариатор обеспечивает максимальное передаточное число, то есть тягу на ведущих колесах. Предназначен для движения по бездорожью, буксировке прицепа и т. д.

      Вариатор и прицеп

      Можно автомат спалить, сцепление на МКПП сжечь, вариатор убить, если регулярно нарушать правила эксплуатации. Многие «виртуозы» на автомате за счет педали газа удерживают машину на подъеме — вот эти первые на выход из строя автомата. Курите мануалы, эксплуатируйте технику ПРАВИЛЬНО.

      Не ну ладно не механике я в горку могу стоять на сцеплении+газ поменяю диск сцепления потом.Ну на автомате/ варике даже мысли не было на подъёме на «газе» стоять))) Нажми тормоз,а потом плавно и в тоже время интенсивно газ и нормально в горку тронешься,ну не загохнешь)))))))

      Как перевезти купленный прицеп с документами

      Каким образом можно забрать мой прицеп? Пошёл в ГИБДД, они отвечают: «неси документы напишем справку, тогда заберёшь свой прицеп». Как быть?Сергей (Купи Прицеп) 12.02.2015, 18:40

      Ну сделайте какой-нибудь договор подряда или письмо, что данный объект вы создали сами, и что транспортным средством он не является.

      Платите штрафы и на эвакуаторе забирайте. По дорогам самоделка не может ездить.

      юрий 12.02.2015, 22:05

      немного не понятно. если я сделаю договор купли продажи со своим братом и пойду с этим договором в гибдд, выдадут мне разрешение на возврат прицепа? Или надо составлять именно договор подряда на данную телегу (качку)? как и с кем составить, где можно посмотреть образец договор подряда? спасибо

      Анатолий 12.02.2015, 22:55

      Подскажите хочу купить прицеп с РММ до 750 кг, но на 16 колесах т.к будет другая машина.

      Общие правила буксировки

      Самое важное – наличие буксируемого троса в багажном отделении, контроль за его качеством и пригодностью использования. Старый, забытый трос в багажнике может рассохнуться

      Это может привести к тому, что во время срывания автомобиля с места, трос, с большой долей вероятности порвется. В таком случае, водителю придется собственноручно и оперативно изготовить трос из подручных средств, который ставит под сомнение безопасность буксировки.

      При наличности буксируемого троса, а также его пригодности, необходимо знание правил буксировки транспортных средств согласно действующей редакции ПДД РФ:

      • При применении гибкой сцепки обязательно присутствие водителя за рулем буксируемого транспортного средства;
      • В буксируемом автомобиле при использовании сцепки запрещена транспортировка пассажиров;
      • Управление транспортных средств, участвующих в процессе буксировки должно быть предоставлено водителям, которые имеют определенные навыки и опыт управления не менее 3 лет;
      • Необходимо соблюдать дистанцию.На гибкой сцепке это расстояние не менее 4 и не более 6 метров. На жесткой сцепке, дистанция между буксирующим и буксируемым транспортными средствами должна составлять максимум 4 метра. Использование короткого троса грозит возникновению дорожно-транспортного происшествием между автомобилями, которые участвуют в процессе буксировки;
      • 50 км/ч – определенная правилами максимальная скорость буксирования;
      • Буксировка двух и более транспортных средств строго запрещена;
      • При гололедице использование гибкой сцепки запрещается.

      Применение длинного троса доставит множество неудобств при прохождении поворотов. Фото: pitstore.com.ua

      Прочие рекомендации по буксировке

      Кроме предписанных норм в ПДД, важно учитывать следующие рекомендации:

      Не стоит забывать, что машина, которая буксирует неисправное транспортное средство должен обозначить себя на дороге включением ближнего света фар или же ходовых огней; Буксируемый автомобиль должен обозначить себя аварийной сигнализацией

      При ее неисправности – на заднем стекле или бампере крепится знак аварийной остановки, которым должен быть укомплектован каждый автомобиль; Важно помнить, что буксируемый автомобиль ввиду своей неисправности лишается вакуумного усилителя тормозов. Его функционирование обеспечивается при полноценной работе двигателя

      Соответственно эффективность торможения снижается и нажатие на педаль тормоза следует осуществлять с особым усилием; Водитель неисправный автомобиль, который буксируется, должен включить зажигание. Это предотвратит неожиданную механическую блокировку руля на повороте, что может привести к дорожно-транспортному происшествию;Также, не лишним станет отсоединение провода низкого напряжения от катушки зажигание. Данное действие позволит сохранить заряд аккумулятора, который пригодиться для использования дворников в суровую погоду, звукового сигнала.

      У автомобилей, которые участвуют в процессе буксировки, должны иметь проушины для крепления троса. При отсутствии проушин, трос может быть закреплен на тягово-сцепное устройство (фаркоп). При этом, важно качество троса и его надежность. Он должен иметь крепкие карабины, а сам материал троса должен иметь свойство тянуться. Это придаст большей амортизации при рывках в процессе буксировки. Обыкновенные тросы во время рывка могут порваться и отскочить в бампер, задний фонарь или переднюю фару, что приведет к их повреждению. Начало движение тянущего автомобиля, должно быть максимально плавным, чтобы не вызвать жесткий рывок с места буксируемого транспортного средства. Для этого необходимо быстро переключать, подбирать нужную передачу и обеспечить плавную работу педалями; Процесс буксировки можно облегчить, установив коммуникацию между буксируемым и буксирующим автомобилями. Обычно, для этого используют мобильные телефоны (звонок на громкой связи), рации. Альтернативным решением могут стать использование звуковых и световых сигналов, а также жесты.

      Можно ли буксировать прицеп с коробкой автомат

      Буксировка на «автомате» нагруженного прицепа или другого авто, конечно, возможна, но опять- таки нужно помнить об особенностях системы смазки автоматической трансмиссии. Ведь трансмиссионное масло для автоматов не только смазывает механизм, но и является рабочей жидкостью, передающей крутящий момент и усилия, связанные с переключением передач. Поэтому при возрастании нагрузки на трансмиссию жидкость нагревается быстрее и необходимо выбрать такой режим движения, чтобы масло успевало охлаждаться – двигаться на пониженных передачах (если предусмотрен выбор режима движения – никаких «Sport» и т.п. не включайте), избегать резких ускорений и труднопроходимых участков дорог. В сервисной книжке авто с АКПП всегда указываются правила буксировки прицепа, то есть на возможный вопрос будущего владельца авто – «можно ли буксировать на автомате прицеп?» – косвенным образом даётся положительный ответ. В качестве рекомендации – если Вы будете часто ездить с нагруженным прицепом, установите дополнительный масляный радиатор для АТФ. Увеличившиеся объём масла и площадь охлаждающей поверхности послужат дополнительной страховкой. Буксировать на автомате другой автомобиль можно, если масса буксируемого авто не превышает массу «тягача» и у автомобиля, взятого на буксир, исправны тормоза и рулевое управление. Как буксировать на автомате (и не только на нём) другой автомобиль, достаточно подробно регламентируют ПДД: – они едины для всех и не запрещают буксировать авто с коробкой автомат другую машину.

      Правила ПДД не запрещают буксировку «автомата» автоматом.

      • избегайте буксировки на дальние расстояния (свыше 30 км);
      • скорость движения не должна превышать 30 – 40 км/час.

      Такие ограничения обусловлены особенностями конструкции автоматических трансмиссий. В АКПП при движении на буксире с неработающим двигателем детали (подшипники и шестерни) вращаются практически без смазки и могут выйти из строя при перегреве. Если всё же придётся буксировать автомат на большие расстояния, необходимо делать перерывы в движении – для охлаждения АКПП.

      Тем же автовладельцам, которые сомневаются, можно ли буксировать на коробке автомат, можно посоветовать хотя бы поверхностно ознакомиться с устройством автоматической трансмиссии – здравый смысл подскажет, что ничего «преступного» в отношении авто они не совершат, если будут соблюдать осторожность.

      Как буксировать авто с вариатором CVT

      Начнем с того, что буксировка авто с вариатором при несоблюдении определенных правил может стать причиной серьезной поломки. Сразу отметим, по возможности буксировку автомобиля с вариаторной коробкой передач желательно исключать.

      Если же такой возможности нет, то есть автомобиль по каким-либо причинам не может самостоятельно продолжать движение, тогда нужно отдельно рассмотреть особенности буксировки. Прежде всего, буксировка автомобиля с вариатором в случае поломки зачастую возможна только при включенном двигателе.

      Итак, чтобы буксировать авто с вариатором:

      • двигатель автомобиля должен быть заведен;
      • перед началом буксировки рычаг коробки передач необходимо перевести в положении нейтраль «N».
      • во время буксировки скорость транспортного средства не должна превышать 50 км/ч.
      • Расстояние, на которое буксируется автомобиль, оборудованный вариаторной коробкой передач, должно быть по возможности минимальным и не превышать 50 км.

      При несоблюдении вышеперечисленных правил буксировка вариатора может повлечь за собой необратимые разрушения в самой коробке передач. В основном, это обусловлено масляным голоданием по причине того, что при заглушенном двигателе масляный насос вариаторной коробки не работает. Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно ездить на вариаторе CVT. Из этой статьи вы узнаете об особенностях езды на вариаторной коробке передач, а также что нужно учитывать для сохранения ресурса вариатора и увеличения срока службы данной трансмиссии.

      Соответственно, трансмиссионная жидкость не поступает по масляным каналам к узлам и механизмам CVT, требующим смазки. Также при буксировке автомобиля вариаторная коробка передач работает в нештатном режиме, в результате чего происходит перегрев входного вала, разрушение пластиковых подшипников и планетарного механизма. Все эти поломки приводят к необходимости замены не только входного вала, но и первичного, а также вторичного валов.

      Мир Honda FitJazz


      Никому не понравится, если его автомобиль одним «прекрасным» утром не заведется, или того хуже, заглохнет посреди дороги. Но не завестись автомобиль может по вполне пустячным причинам, например, из-за потери заряда аккумуляторной батареей.

      А вот если по причине такой легкой неприятности произвести буксировку своего автомобиля неприемлемым для него образом, то можно заработать такие проблемы, что замена, а тем более зарядка аккумулятора покажется практически благом, а не несчастьем.

      Что бы читатели «F/J» могли избежать серьезных поломок и аварий, которые могут возникнуть в результате неправильной буксировки автомобилей Honda Fit (Хонда Фит) и Honda Jazz (Хонда Джаз), сайт настоятельно рекомендует ознакомиться с данной статьей.

      При необходимости буксировки автомобиля обратитесь к услугам организации, профессионально занимающейся буксировкой.

      Существует три приемлемых метода буксировки автомобилей Honda Fit и Honda Jazz.

      1) Буксировка с использованием платформы

      При таком способе буксировки оператор устанавливает неисправный автомобиль на платформу грузовика. Это наилучший способ для транспортировки автомобиля.

      Для погрузки на платформу грузовика автомобиль имеет буксировочные крючья (A) и отверстия для крепежных крючьев (B).

      Буксировочный крюк используется для затягивания автомобиля лебедкой на грузовую площадку грузовика, а отверстия для крепежных крючьев используются для крепления на грузовике автомобиля.

      3. Вкрутите буксировочный крюк в отверстие (С) в бампере и надежно затяните его руками.

      Если автомобиль не может перевозиться на платформе грузовика, необходимо производить буксировку методом частичной погрузки с поднятыми передними колесами.

      2) Буксировка с использованием приспособления для подъема автомобиля за колеса

      Это метод частичной погрузки, при котором эвакуатор использует два поворотных рычага, которые подводятся под передние колеса и поднимают их над землей. Задние колеса остаются на земле.

      Можно ли буксировать вариатор

      Автопроизводители постоянно усовершенствуют системы и узлы выпускаемых с конвейера автомобилей. Благодаря такому прогрессу вместо механической трансмиссии появляются более прогрессивные конструкции. К ним относятся как давно завоевывающие рынок гидромеханические коробки, так и более молодые вариаторы (CVT).

      Для новых типов узлов, применяемых в процессе передачи крутящего момента от мотора к ведущей оси, изготовители предусматривают особые эксплуатационные ограничения. Они связаны с техническими особенностями, характерными для подобных агрегатов. Водитель должен знать, можно ли буксировать машину с вариатором конкретного автомобильного бренда.

      Особенности бесступенчатых КПП

      Существенную конкуренцию «автоматам» начинают составлять вариаторы. Они относятся к бесступенчатым типам трансмиссии, что в результате обеспечивает бесконечное количество ступеней и обеспечивает максимально плавный переход между передаточными числами. Водитель и пассажиры не ощущают этапы переключения.

      как правильно буксировать автомобиль с вариатором

      Важно знать, что коробка CVT (Continuously Variable Transmission) передает крутящий момент от силовой установки на ведущую ось практически без потерь.

      В вариаторах не применяются жесткие ступени, кроме моделей, в которых производители предусмотрели виртуальные ступени от шестой до восьмой. Хотя со стороны водителя заметить существенные отличия между CVT и АКПП не все сразу сумеют, но в конструкционном плане агрегаты имеют существенную разницу. Одним из плюсов подобной компоновки является ее относительно невысокая стоимость изготовления.

      Недостатки проявляются во время длительной эксплуатации, так как у применяемых передач невысокий ресурс. Дополнительными минусами признаны невозможность длительной работы во время динамических и высоких силовых нагрузок. Эти факторы вынуждают монтировать узел к двигателям, выдающим относительно невысокий силовой крутящий момент.

      Функционал сцепления передан гидротрансформатору. Для его отключения достаточно поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение. В подобной настройке мотор окажется работающим, а момент не будет отправляться на трансмиссию. Качественная работа предполагает своевременную замену масла через каждые 30–40 тыс. км пробега.

      К преждевременному износу такой КПП приводит низкий уровень трансмиссионной жидкости и масляное голодание. Результатом такого является скорый износ ремней и шкивов.

      Водитель должен избегать рваных режимов езды, которые сопровождаются внезапным торможением или активным разгоном. Это провоцирует задиры и дальнейшую проблемную работу такой передачи момента.

      разрешено ли буксировать машину с вариатором

      Так как буксировать авто с вариатором доводиться нечасто, то нужно знать, что недопустимо доводить коробку до перегрева. Улучшить охлаждение помогает монтаж дополнительного радиатора. Стоит контролировать датчики скорости и давления, так как их неисправность может сказаться на работоспособности узла.

      Можно ли буксировать вариатор

      Подтягивание проблемного авто с вариаторной коробкой без соблюдения некоторых правил может привести к поломкам, требующим дорогостоящего ремонта. Если есть вариант исключения буксировки, то желательно его задействовать.

      Когда буксировка вариатора оказывается неизбежной, то желательно соблюдать правила:

      • мотор транспортируемого авто должен быть заведен;
      • до старта в салоне переводим рычаг в нейтральную позицию «N»;
      • автомобиль, используемый в качестве тягача не должен превышать скоростной режим в 40 км/ч;
      • необходимо сокращать расстояние, на которое предполагается транспортировать авто, ведь этот лимит не должен превышать 30–40 км, в противном случае проявятся негативные факторы.

      Если тащить на буксире вариатор без соблюдения таких правил, то возникает риск необратимых разрушений в конструкции. Важно также следить за тем, чтобы работал масляный насос и не допускал масляного голодания.

      В том случае, когда смазка не достигает важных узлов и сопрягающихся поверхностей элементов, весь CVT перейдет в нештатный режим работы. Проявится перегрев входного вала, повредятся пластиковые подшипники и планетарный механизм. Быстро выйдет из строя вторичный вал.

      Правильный процесс

      В большинстве инструкций по эксплуатации конкретной модели авто с установленным в ней вариатором описываются допустимые условия транспортировки. Часто обязательным условием является наличие жесткой сцепки между машинами. Применение гибких тросов окажется недопустимым.

      Оптимальными являются три варианта транспортировки:

      • все колеса стоят на горизонтальной платформе эвакуатора;
      • частичная погрузка одной из осей также может применяться, когда пара колес жестко крепится к платформе тягача;
      • буксировка тросами предполагает крепление к тягачу тросами с крюками, при этом канаты заводят за подвеску или кузов (способ актуален не для всех авто, так как может привести к повреждениям во время транспортировки).

      В процессе подтягивания необходимо задействовать только штатные буксировочные петли, расположенные за бампером. Иногда петли бывают съемными, поэтому их приходится перед операцией ввинчивать.

      https://reforever.ru/vidy-dvigatelej/kak-buksirovat-variator-2.html
      http://ktonaavto.ru/avto-faq/raznoe/mozhno-li-buksirovat-variator.html

      Вам будет интересно  Что такое вариатор в автомобиле