Авторынок-2020: предварительные итоги, прогнозы и надежды

Содержание

Авторынок-2020: предварительные итоги, прогнозы и надежды

Аналитическое агентство «Автостат» на одной из онлайн-конференций подвело предварительные итоги автомобильного года в России как для первичного, так и для вторичного рынка, а также спрогнозировало развитие ситуации на год 2021-й. Внимательно изучаем предоставленную статистику.

Предугадать то, что случилось в 2020 году, не мог никто и никогда. Вообще представить, что в современном мире возможна почти полная остановка деятельности человечества в результате эпидемии, последствия которой уже сравниваются с мировой войной, было невозможно. Так или иначе, природа в очередной раз щелкнула зазнавшееся человечество по носу, показав, что даже самые современные технологии не в силах противостоять банальному вирусу, который уже год почти беспрепятственно гуляет по планете.

Само собой, резкое изменение уклада жизни перевернуло с ног на голову и бизнес-процессы, к которым, конечно же, относится и автопром. Остановка производств, разрыв логистических цепочек, закрытие на карантин дилерских центров привели весной 2020-го к обвалу продаж новых автомобилей, росту цен, дефициту и сумбурному восстановлению деятельности во второй половине года. На все это эксперты и участники отрасли смотрели с широко открытыми глазами, толком не понимая, что будет завтра. Сейчас же, наконец-то, какие-то детали начинают проясняться.

Общие данные

Итак, автомобильный рынок России после пандемийного закрытия весной и обвала почти на 80% к концу года стал выправляться за счет отложенного спроса, а также не потраченных людьми на летний отдых денег. Удивительно, но главным тормозящим восстановление фактором стали автозаводы: во-первых, на определенное время были нарушены логистические цепочки поставок как самих автомобилей, так и комплектующих; во-вторых, производства подстраховались и, что называется, с запасом пересмотрели планы выпуска, испугавшись затоваривания складов из-за отсутствующего спроса. Как оказалось, последний шаг был избыточным: как только сняли ограничения, покупатели, наученные горьким опытом, ринулись в автосалоны, в том числе и для того, чтобы «сбросить» наличные деньги.

В итоге для компенсации всех потерь из-за пандемии российскому авторынку не хватило чуть-чуть: на конец года ожидается падение порядка 10% от результата 2019-го. Это около 1,5 млн проданных за год автомобилей.

Что касается структуры, то ее можно признать сформировавшейся: львиную долю российских продаж новых автомобилей уже долгое время удерживают 10 наиболее локализованных на территории РФ марок: помимо традиционного лидера Lada это (в порядке убывания) Kia, Hyundai, Renault, Volkswagen, Skoda, Toyota, Nissan, Mitsubishi и Mazda. Все остальные, не считая брендов, специализирующихся на легком коммерческом транспорте, делят остатки легкового сегмента.

Авторынок-2020: предварительные итоги, прогнозы и надежды

Премиум-сегмент

Отдельной группой идет премиум-класс, который также ощутимо просел, что обычно ему не свойственно. Однако если традиционные лидеры удержали падение в пределах общего фона рынка, то менее значимые игроки потеряли от 30 до 50% продаж.

За верхнюю строчку, как обычно, бьются Mercedes-Benz и BMW. Причем в этом году баварцы таки опережают коллег из «трехлучевой звезды», да так, что даже имеют шансы закрыть год в плюсе. С двукратным отрывом за немцами следуют японцы из Lexus, которые прочно удерживают третью позицию. За ними идет компания Audi, почти полностью обновившая модельный ряд.

А вот оставшиеся премиальные марки присутствуют главным образом для разнообразия. Все вместе Volvo, Land Rover, Porsche, Mini, Infiniti, Jeep, Cadillac, Genesis и Jaguar продают на треть меньше, чем занимающий вторую строчку продаж Mercedes-Benz. Особенно обидно за британцев: Land Rover теряет в 2020 году почти 30%, а идущий последним Jaguar — почти 50%. К началу декабря «кошачьим» удалось реализовать всего 860 автомобилей.

Авторынок-2020: предварительные итоги, прогнозы и надежды

Структура по классам

С одной стороны, прогнозируемо, с другой — не без сюрпризов обстоят дела со структурой рынка. Медленно, но верно класс SUV, то есть кроссоверов и вседорожников, отбирает себе половину всех российских продаж. В лидерах тут, можно сказать, идеально сбалансированный по всем параметрам (в основном по цене) автомобиль Hyundai Creta.

Однако установленная в 2020 году доля в 48,3% все-таки немного лукавая, поскольку некоторые марки, следуя трендам, давно добавляют в модельную гамму все, что хоть как-то напоминает кроссовер. Модификации Cross, Stepway или X-Line обычных гражданских легковушек, а также высокие хэтчбеки типа Kia Soul тоже идут зачетом в кроссоверы. Результат такой не совсем объективной ситуации — значительная доля переднеприводных модификаций: до 60% проданных SUV числятся моноприводными, что дает повод производителям делать неправильные выводы относительно предпочтений россиян и вывода на рынок новых моделей.

Еще 37,3% рынка уходят в сегмент B/B+ — это не что иное, как класс бюджетников, безоговорочными лидерами которого является Lada Granta и Vesta. Сюда же входят «Солярисы», «Рио» и прочие «Поло» с «Рапидами». Главное изменение среди иномарок заключается в том, что по размеру и особенно уровню оснащения они уже обогнали машины класса C десятилетней давности, да и бюджетниками их называть уже не приходится: Solaris за миллион и Skoda Rapid за 1,2 млн давно стали нормой.

На третьем месте, хоть и с огромным отрывом, в 2020 году оказывается возродившийся класс D. Если до недавнего момента он практически целиком был посвящен одной Toyota Camry, то с этого года на рынок дерзко ворвалась модель Kia K5, которая пришла на смену востребованной Optima. Собственно, и родня по концерну в лице Hyundai Sonata тоже чувствует себя неплохо. Ну а оставшийся C-класс делят между собой сильно подорожавшая Skoda Octavia и целая россыпь модификаций Kia Ceed. Все остальные классовые и кузовные сегменты на рынке РФ выступают в качестве статистической погрешности.

Авторынок-2020: предварительные итоги, прогнозы и надежды

Слом стереотипов

Главный сюрприз года — уверенный напор китайских брендов. Из семи массовых марок (не считая двух премиальных), показавших рост продаж в 2020 году, пять — китайские компании. Да, безусловно, одним из важнейших факторов их успеха является низкая база. Однако, во-первых, она уже не такая и низкая. Во-вторых, в отличие от всех предыдущих периодов, в этом году динамика роста продаж автомобилей из Поднебесной носит систематический и долгосрочный характер.

Передовиками отрасли показали себя Haval и Geely, продавшие к декабрю 2020-го почти 15 и 14 тыс. автомобилей соответственно. Оба отметились постройкой заводов на территории России и Белоруссии и представлением востребованных моделей, что дает обоим повод для основательного закрепления на российском рынке.

Еще один успешный бренд — Changan, удачно перезапустивший проект присутствия на российском рынке и показавший рекордный рост: плюс 226%. Закрепляют тенденцию также бренды FAW и Chery, причем последний все больше уступает новичкам долю рынка. Haval и Geely отодвинули «земляка» уже на третью позицию, и есть вероятность, что в следующем году бронзовую награду может забрать Changan.

Вторичный рынок

Своеобразная ситуация сложилась на вторичном рынке, который в очередной раз показал куда лучшую устойчивость и востребованность. По результатам 2020 года, несмотря ни на какие пандемии и локдауны, спрос на «бэушки» может как минимум удержаться на уровне 2019 года, а как максимум — выйти в небольшой плюс. Особенность пандемийного года в том, что дефицит новых машин привел к резкому всплеску спроса на слегка подержанные автомобили, в результате чего россияне за лето вымели с площадок Trade-in все более-менее достойные варианты. Как следствие, заметно подскочили цены на появляющиеся достойный б/у экземпляры.

Правда, если говорить в общем, пока доля автомобилей старше 10 лет на вторичном авторынке преобладает. Данный факт, кстати, мешает развиваться легализованному бизнесу Trade-in, поскольку мало кто из официальных дилеров работает с «возрастными» автомобилями.

Так или иначе, выводы можно сделать следующие. Рынок новых автомобилей — это рынок спроса, где основную роль играет покупатель, выбирающий между своими предпочтениями и финансовыми возможностями. А вот вторичный авторынок — это рынок предложения, то есть продавца. На текущий момент оборачиваются практически все выставленные на продажу б/у автомобили. То есть что предложат, то и возьмут.

Авторынок-2020: предварительные итоги, прогнозы и надежды

Прогнозы

Учитывая, что ситуацию в 2020 году не мог (или не смог) предугадать никто, даже игроки отрасли теперь не загадывают более чем на несколько месяцев, а некоторые официальные организации вообще отказались от составления прогнозов по российскому авторынку.

Так, «Автостат» традиционно составляет три варианта развития событий: базовый, оптимистичный и негативный. Если внешние факторы не изменятся, то есть не настанет еще большего ухудшения экономической обстановки, эксперты прогнозируют. продолжение падения рынка, правда, в меньших масштабах: минус 5–6%. Объясняется это негативной инерцией падения доходов населения, а следовательно, и сокращением кредитного портфеля, на который приходится значительная часть сделок. Кроме того, от отрасли потребуется перестройка под новый формат интернет-торговли, к которой готовы окажутся явно не все.

Если же факторы пандемии, карантина и сокращения госпомощи усилятся, то стоит ожидать негативного развития, в частности падения авторынка в пределах 12%. Положительный сценарий, факторами которого видятся исключительно грамотное распределение государственной поддержки, а также тренд на ослабление курса доллара (рост стоимости нефти), а значит, удержания уровня цен, позволит повысить продажи автомобилей в пределах 5–6%. Правда, всерьез последний вариант не рассматривают даже ярые оптимисты.

Автомобильный рынок России

В России в августе 2021 года был продан 8731 новый автомобиль китайских марок, что на 42% больше, чем за такой же месяц 2020 года. Отмечается, что самым популярным китайским брендом в РФ по итогам августа остался Chery, на втором месте находится Haval, замыкает тройку Geely. Всего за период с января по август 2021 года на российском рынке было продано 65 304 новые машины китайских брендов, что на 120% больше, чем год назад.

Производящий автомобили Chery, Geely, Lifan завод «Дервейс» продают за 1,5 млрд рублей после банкротства

В апреле 2021 года стало известно об аукционе, с которого будет продано имущество завода «Дервейс». Недвижимость, оборудование и другие активы продаются одним лотом примерно за 1,5 млрд рублей. Подробнее здесь.

Старт работы реестра автотюнинга в РФ

1 февраля 2021 года в России стали действовать новые правила автотюнинга. Желающим модернизировать свое транспортное средство не выдадут разрешение, если в специальном реестре не будет заключения испытательного центра и протокола проверки. Подробнее здесь.

Доля продаж автомобилей с «автоматом» в России выросла до 62% (921 тыс. штук)

Продажи новых легковых автомобилей с автоматическими коробками передач в России по итогам 2020 года составили 921 тыс. штук. Это соответствует 61,9% в общем объеме авторынка, тогда как в 2019 году эта доля измерялась 59,4%. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат».

Рост доли автомобилей с автоматическими трансмиссиями эксперты связали с тем, что их реализация в 2020 году сократилась только на 5%, в то время как весь российский авторынок упал более чем на 9%. В результате за год рыночная доля легковых машин с «автоматом» увеличилась на 2,5 процентных пункта.

К категории транспортных средств с автоматической трансмиссией аналитики относят автомобили с классическими «автоматами», вариаторами, роботизированными коробками и другие машины, на которых установлена не механическая коробка переключения передач.

В «Автостате» отметили, что впервые продажи легковых автомобилей с автоматической трансмиссией превзошли покупки жителями РФ машин с механической трансмиссией в 2016 году (51,3%), и с тех пор доля такого автотранспорта на рынке продолжает расти. Максимальная доля таких автомобилей (63%) была зафиксирована в первом квартале 2020 года.

По словам экспертов, автоматические трансмиссии получили массовое распространение в нашей стране с многолетним запозданием. Дело в том, что в силу сложившихся стереотипов российские водители считали такие коробки передач слишком сложными и «задумчивыми», которые к тому же часто ломаются и требуют дорогостоящего ремонта. Однако со временем опыт езды на «автомате» развеял эти предубеждения, а выбор машин с автоматической трансмиссией охватил даже бюджетный сегмент.

Ключевым фактором роста сегмента автомобилей с АКПП называется то, что львиная доля продаж новых машин в России приходится на крупные города, где дорожная обстановка естественным образом способствует увеличению спроса на автоматическую трансмиссию. [1]

Снижение выручки на авторынке РФ на 2%, до 2,5 трлн рублей

Выручка на российском рынке автомобилей в 2020 году составила 2,5 трлн рублей, что на 2% меньше, чем годом ранее. В количественном выражении продажи машин сократились сильнее — на 8%, до 1,46 млн штук. Об этом свидетельствуют данные «Автостата».

Менее слабое падение рынка в денежном выражении, чем в натуральном, связано с увеличением доли дорогих автомобилей, а также ростом цен. Более 70% денег, потраченных россиянами на автомобили в 2020 году, пришлось на модели массового сегмента – 1,78 трлн рублей. При этом данный показатель за год сократился на 5%. Оставшиеся примерно 30% – это емкость рынка премиальных машин, которая, напротив, выросла (+6% до 0,72 трлн рублей).

При этом динамика розничных рекомендованных цен была еще более заметной — рост на 16%. В премиальном сегменте цены выросли на 13%, до 4,93 млн рублей, в массовом — на 4%, до 1,33 млн рублей.

По данным «Автостата», средневзвешенная цена легкового автомобиля с пробегом за 2020 год выросла на 10%. Для массового сегмента она составила 450 тыс. рублей (+10%), для премиального — 1,46 млн рублей. (+11%). Соотношение продаж всех автомобилей в РФ по физлицам и юрлицам — 85% на 15% соответственно.

Директор «Автостата» Сергей Целиков отметил, что в 2020 году продажи автомобилей корпоративным клиентам в России сократились на 12% и составили 218 тыс. штук. Он уточнил, что как корпоративные продажи учитывались те автомобили, которые регистрировались на юрлиц.

«

»

Согласно расчётам «Автостата», доля покупок новых автомобилей в trade-in в 2020 году достигла. В кредит было приобретено 640 тыс. авто (-9%). [2]

Продажи люксовых автомобилей в России просели на 15%, до 1114 единиц — «Автостат»

Продажи люксовых автомобилей в России в 2020 году просели на 15%. Спад был у всех марок, кроме Rolls-Royce. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат».

Всего по итогам 2020 года в РФ было продано 1114 новых легковых машин в наиболее дорогом классе против 1312 штук годом ранее. Объем этого сегмента сократился сильнее, чем весь российский авторынок (-8%).

Первое место по продажам люксовых авто в России занял бренд Mercedes-Benz Maybach S-Class, на который пришлось 35% рынка. Следом расположились:

    (299 проданных экземпляров);
  • Rolls-Royce (199); (139),
  • Maserati (52);
  • Ferrari (29); (9).
Вам будет интересно  Тест-драйв Renault Fluence. Не Логаном единым

Более половины (56%) продаж новых транспортных средств класса люкс традиционно пришлось на Москву — жители столицы в 2020 году купили 628 таких машин. Практически одинаковые показатели зарегистрированы Московская область и Санкт-Петербург (116 и 113 шт. соответственно).

Далее среди регионов, где люксовые авто пользуются наибольшим спросом, находится Краснодарский край, где в 2020 году было продано 51 автомобиль. В ТОП-5 регионов попадает и Свердловская область (17 шт.). Более десяти таких роскошных автомобилей было куплено в Татарстане (13 шт.) и Ростовской области (12 шт.). Еще в 57 субъектах РФ жители приобрели от 1 до 10 машин сегмента Luxury.

По данным «Автостата», продажи премиальных автомобилей в России в 2020 году сократились на 7,6%, до 147,2 тыс. штук.

Лидером по продажам стала марка BMW (42,7 тыс. шт.), а кроме нее в пятерку самых востребованных брендов вошли:

    (38,8 тыс. шт.); (20,6 тыс. шт.); (15,2 тыс. шт.); (8 тыс. шт.).

Автомобили бренда MINI россияне приобрели в количестве 2,5 тыс. экземпляров. У остальных представителей премиум-сегмента данный показатель составил менее 2 тыс. штук. [3]

Продажи легковых автомобилей в России упали на 9,1%

В 2020 году в России продано 1 598 825 легковых автомобилей, что на 9,1% меньше в сравнении с 2019-м. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Лидером на российском авторынке остался «АвтоВАЗ», который в 2020 году продал 343 112 машин, что на 5% меньше показателя годичной давности. На втором месте расположилась KIA с 201 727 автомобилями (-11%). Лидирующую тройку замкнула Hyundai с показателем 163 244 реализованных автомобиля, что на 9% ниже значения 2019 года. Следом в рейтинге идут:

    – 128 408 автомобилей (-11%); — 100 171 шт. (-4%); — 94 632 шт. (+7%); — 91 598 шт. (-12%); — 95 635 шт. (13%); — 51169 шт., (-20%); — 42721 шт. (+3%).

Что касается самых популярных моделей в России, то в первую пятерку вошли Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio, Hyundai Creta и Volkswagen Polo.

Лидерами по росту продаж в 2020 году оказались китайские бренды: Changan, продажи которого увеличились на 153%, до 7 102 штук, Chery (11 452 шт., +80%), Geely (15 475 шт., +61%) и Haval (17 381 шт., +41%). Кроме того, на 4369% выросли продажи Opel, который в конце 2019 года вернулся в Россию.

Резюмируя итоги года, в АЕБ подчеркнули, что 2020 год стал серьезным испытанием для отрасли, однако дилеры обошлись без крупных банкротств и массового ухода с рынка.

«

»

Более 18% от общего числа проданных в России в 2020 году автомобилей были реализованы по программам льготного кредитования.

По подсчетам АЕБ, падение авторынка в России по сравнению с другими европейскими странами выглядит незначительным, за счет чего страна переместилась с 5 на 4 место по сравнению с 2019 годом. Среди ведущих мировых авторынков РФ поднялась на две позиции по итогам 2020 года — с 12-го на 10-е место. [4]

Снижение продаж новых авто на 72,4% в апреле

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле 2020 года в России было продано 38 922 новых легковых автомобиля, в том числе лёгкого коммерческого транспорта. Это на 72,4% меньше относительно аналогичного периода 2019-го. При этом в марте продажи выросли на 4%, в феврале — упали на 2,2%. По итогам всего первого квартала 2020 года российский авторынок просел на 19,1%.

Спад произошёл из-за того, что автодилеры вынуждены были приостановить или ограничить свою работу в соответствии с указом президента о мерах борьбы с пандемией коронавируса COVID-19.

В лидерах падения Chevrolet и Ford, чьи продажи рухнули практически на 100%, а также Honda (-90%), Mitsubishi (-95%), Datsun (-88%), Volvo (-86%), Hyundai (-84%). Продажи Avtovaz (Lada) упали на 71%, KIA на 78%, Renault на 75%.

«

»

Председатель комитета автопроизводителей ассоциации Томас Штэрцель отметил, что апрельский обвал розничных продаж автомобилей оказался самым сильным за всю историю российской автомобильной промышленности. По его словам, «чёрный апрель» нанёс сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе скажется и на их устойчивости. Необходимо пробовать новые креативные форматы коммуникации и продаж, советует Штэрцель.

Международное рейтинговое агентство Moodyʼs Investors Service прогнозирует снижение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4% «на фоне продолжающегося медленного экономического роста и отсутствия мер государственного стимулирования».

В консалтинговой компании PwC допускают снижение продаж на 30% относительно 2019 года — до 1,142 млн машин. При этом прогноз PwC без учета стрессовых факторов (прежде всего коронавируса) на 2020 год предполагает уменьшение объёма рынка лишь на 3,7% до 1,57 млн автомобилей. [5]

Путин сообщил о мерах поддержки автомобильного рынка

24 апреля 2029 года президент России Владимир Путин заявил о необходимости выделить 2,5 млрд рублей на реализацию программы льготного лизинга для каршеринговых сервисов. Такое заявление глава государства сделал на совещании, посвящённом вопросам поддержки автопрома в условиях пандемии коронавируса COVID-19.

«

»

Он также отметил, что в последние годы каршеринговые услуги получили активное развитие.

Ранее частники транспортного рынка, в том числе каршеринговые компании, обратились к правительству Москвы с просьбой предоставить им финансовую поддержку в связи со снижением спроса на их услуги в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Столичная мэрия и правительство Московской области установила запрет на работу каршеринга до 1 мая 2020 года в рамках борьбы с распространением коронавируса нового типа.

В ходе совещания по вопросам развития автомобильной промышленности 24 апреля 2020 года Путин также заявил о необходимости изменения в правовой базе для обеспечения возможности дистанционной покупки машин. По его словам, «назревшие изменения» требуют правок в существующее законодательство.

Кроме того, президент заявил о необходимости направить 7 млрд рублей на поддержку льготного автокредитования для граждан России в условиях сложной экономической ситуации из-за распространения коронавируса. По словам Путина, такие меры должны способствовать повышению спроса на продукцию автомобильных заводов в РФ.

Глава государства также подчеркнул необходимость «дополнительно направить 6 млрд рублей» на развитие программ «льготного лизинга автомобильной техники, грузовых автомобилей, коммерческого транспорта, которые востребованы в малом и среднем бизнесе, на селе». [6]

За год российскими автозаводами произведено 1,72 млн авто

В 2019 году российские автозаводы в общей сложности произвели 1,72 млн единиц автомобильной техники. Самая большая доля в российском автопроме – у АвтоВАЗа (20,5%).

Сокращение производства, рост экспорта и импорта авто

Продано 1,759 млн новых авто (-2,3%)

По итогам 2019 года в России было продано 1,759 млн новых автомобилей, что на 2,3% меньше, чем годом ранее, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Об этом заявил на пресс-конференции в Москве глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Это стало первым падением с 2016 года, когда рынок сократился на 11%.

В списке самых продаваемых машин в РФ существенных изменений не произошло по сравнению с 2018 годом.

По данным АЕБ, лидером российского авторынка осталась Lada Granta, которая разошлась в количестве 135,8 тыс. штук. Самая дешевая модель рынка только укрепляет позиции: спрос вырос на 22%. В 2019-м Granta обновила комплектации и обзавелась версией повышенной проходимости.

Второе место в рейтинге заняла Lada Vesta со 111,5 тыс. проданных экземпляров. За год Vesta обзавелась модификацией с вариатором, а спрос на самую дорогую модель российского бренда за год вырос почти на 3%, что еще заметнее отодвинуло Vesta от южнокорейских конкурентов, говорится в отчёте.

Среди производителей лидерство на российском авторынке удерживает «Автоваз», реализовавший в 2019 году 362 356 автомобилей Lada (+1%). Второе место по объему продаж заняла KIA – реализация 225 901 машины (-1%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку сохраняет Hyundai с показателем 178 809 проданных автомобилей, что соответствует уровню годичной давности.

Продажи Kia за год сократились на 1%, но управляющий директор KIA Motors Rus Александр Мигаль отмечает, что для компании важен другой показатель. «Если смотреть чуть глубже, то 41% — это [продажи автомобилей Kia] Rio, 59% — это уже машины более высокого ценового сегмента.

2019 год «оказался более трудным, чем ожидалось», отметила АЕБ. Спад в первом полугодии «был ожидаем после увеличения НДС», а вот «надежды на восстановление во второй половине года не оправдались».

«

»

В АЕБ уверяют, что в 2019 году автопроизводители сделали все возможное для сохранения или хотя бы минимизации сокращения спроса на рынке. [7]

Самые продаваемые модели за 9 месяцев

Такси и каршеринг в Москве выгоднее личного автомобиля

Такси и каршеринг в Москве выгоднее личного автомобиля. Об этом говорится в исследовании, которое провели «Яндекс.Такси» и Data Insight. Данные обнародованы 22 сентября 2019 года. Подробнее здесь.

Рост продаж на 12%

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в 2017 году выросли на 11,9% — до 1,596 млн машин, сообщила в январе 2018 года Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Таким образом, авторынок показал рост впервые за последние четыре года. Продажи в декабре 2017 года увеличились на 14% — до 166 тыс. штук.

Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер заметил, что в декабре рынок находился «в гармонии с предыдущими месяцами», подчеркнув также «слабый старт в январе и феврале» 2017 года (восстановление спроса началось в марте). По мнению эксперта, рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, однако в 2017 году прервалась полоса падения продаж, которая наблюдалась последние четыре года.

По данным АЕБ, лидеры продаж — Lada и корейские Kia и Hyundai — сохранили свои позиции. Так, продажи Kia выросли на 22% до 181,9 тыс. машин, Volkswagen — на 21% до 89,5 тыс. штук, Ford — на 18% до 50,4 тыс. штук. Продажи лидера рынка Lada увеличились на 17% до 311,6 тыс. автомобилей. Из наиболее популярных марок спад в 2017 году показал только УАЗ: реализация машин бренда снизилась на 15% до 41,6 тыс. штук. На третьем месте по продажам за год после Lada и Kia находится Hyundai, объем реализации которой вырос на 9% до 157,9 тыс. автомобилей.

Самой продаваемой моделью в 2017 году стала Kia Rio (96,7 тыс. машин), за ней следуют Lada Granta (93,7 тыс.) и Lada Vesta (77,3 тыс.). На четвертом и пятом местах модели Hyundai — Solaris (68,6 тыс.) и Creta (55,3 тыс.). [8]

Самые продаваемые марки автомобилей в России в 2017 году:

Марка Продажи (в штуках)
Lada 311 588
Kia 181 947
Hyundai 157 858
Renault 136 682
Toyota 94 238
Volkswagen 89 469
Nissan 76 000
ГАЗ 58 617
Skoda 62 302
Ford 50 360

Проект Стратегии развития экспорта автопрома

Минпромторг России представил в июне 2017 года проект стратегии развития экспорта автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в Российской Федерации на период до 2025 года. Документ определяет приоритетные направления развития экспорта, меры поддержки отрасли, целевые показатели и ресурсное обеспечение.

Развитие экспорта позволит продолжить долгосрочную программу развития автомобильной промышленности и дать дополнительный стимул для локализации в России ключевых технологий, которые используются во многих отраслях промышленности.

В рамках проекта было проведено широкое обсуждение потенциала экспорта автопрома, барьеров и необходимых мер поддержки с участниками отрасли. По результатам было выделено четыре основных направления Стратегии, по каждому из которых подготовлена конкретная программа мероприятий:

  • Создание общей институциональной среды для работы экспорто-ориентированных предприятий автомобильной отрасли, включая крупных автопроизводителей, а также средние и малые компании, работающие на рынке компонентов и субкомпонентов;
  • Поддержка экспорта национальных производителей, включая развитие сбытовых/сервисных сетей, развитие и адаптацию продуктов, эффективные схемы финансирования;
  • Стимулирование международных автопроизводителей к размещению в России сборочных производств экспортно-ориентированных моделей для глобального рынка;
  • Стимулирование международных автопроизводителей к размещению в России заказов на компоненты для зарубежных сборочных производств.

Программа мероприятий включает как организационные меры, включая формирование Зон Свободной Торговли с приоритетными рынками и точечную доработку законодательной среды, так и меры налогового стимулирования и финансовой поддержки.

В базовом сценарии реализации стратегии и предлагаемых мер поддержки ожидается увеличение объемов экспорта продукции автопрома в размере 4,9 млрд долларов США.

Объём экспорта 2,4 млрд долларов

В 2016 году совокупный объем экспорта продукции автомобильной промышленности составил 2,4 млрд долл. США без учета шин (3,4 млрд долл. США с учетом шин). Всего в 2016 году экспортировано 82 тыс. автомобилей, в том числе 67 тыс. легковых, 6 тыс. легких коммерческих, 8 тыс. грузовых и около 2 тыс. автобусов.

Продажи автомобилей в РФ упали до минимума с 2010 года

Продажи новых автомобилей в России в январе 2016 года сократились на 29 процентов, до 82 тысяч машин. Это, пишет газета «Коммерсант», всего лишь на 8 тысяч автомобилей меньше, чем было продано в январе 2010 года, когда на российском авторынке были зафиксированы минимальные за последние семь лет продажи [9] .

Официальные данные о продажах автомобилей в январе Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), ведущая статистику по всем маркам, обнародует лишь в середине февраля. Однако, пишет «Коммерсант», рассчитать общие результаты для рынка можно уже сейчас, исходя из опубликованной статистики отдельных марок.

Падение продаж до худшего за последние семь лет уровня, отмечает издание, произошло несмотря на действующие госпрограммы утилизации, льготного автокредитования и лизинга. На эти программы только в 2015 году из бюджета был потрачен 31 миллиард рублей. В 2010 году, напоминает «Коммерсант», госпрограмм по поддержке авторынка не было.

2015: Снижение продаж на 35% до 1,6 млн машин

В 2015 г. российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизился на 35,7%, или на 890,187 тыс. машин, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

В 2015 г. было продано всего 1 млн 601,216 тыс. автомобилей.

Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 г. — 1,53 млн автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора.

Тройку лидеров российского рынка возглавляет «АвтоВАЗ», далее – VW, KIA.

Девять моделей из десятки лидеров продаж в 2015 г. новых легковых автомобилей — местного производства.

В топ-10 самых популярных марок в 2015 г. входят Lada, KIA, Hyundai, Renault, Toyota, Nissan, VW, УАЗ, ГАЗ, Škoda.

В топ-10 самых популярных моделей входят Lada Granta, Hyundai Solaris, KIA Rio, VW Polo, Renault Duster, Renault Logan, Lada Largus, Lada Kalina, Lada 4×4, Chevrolet Niva.

На фоне снижения продаж и нестабильности курса рубля в 2015 году автоконцерн General Motors объявил об уходе с российского рынка бренда Opel и большей части моделей бренда Chevrolet.

Калининградский автозавод «Автотор» после ухода Opel и Chevrolet решил законсервировать около половины своих мощностей, а завод GM в Санкт-Петербурге прекратил работу. «АвтоВАЗ» был вынужден перейти на сокращенную рабочую неделю [10] , а ряд других автозаводов в РФ останавливали конвейеры на длинные «зимние каникулы» в декабре 2015 — январе 2016 годов.

2012: Рост продаж на 10% до 2,76 млн штук

Продажи новых автомобилей в России по итогам 2012 года увеличились в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом на 21% — до 71 миллиарда долларов, сообщил на пресс-конференции руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers (PWC) Стенли Рут.

Так, объем продаж новых российских автомобилей за 2012 год сократился на 3%, до 6,7 миллиарда долларов, иномарок российского производства — вырос на 32%, до 31,2 миллиарда долларов, импорт новых автомобилей увеличился на 17%, до 33,1 миллиарда долларов.

Продажи легковых автомобилей в России в 2012 году в количественном выражении выросли на 10% — до 2,76 миллиона единиц, сообщает PWC.

Продажи автомобилей отечественных брендов показали снижение на 6,5% — до 580 тысяч единиц, иномарок российского производства — рост на 17% до 1,215 миллиона единиц, импорт новых автомобилей вырос на 15% — до 965 тысяч штук.

Вам будет интересно  Особенности BMW 6 Series Gran Turismo

Агентство отмечает, что после нескольких лет сильной волатильности продаж на авторынке стали заметны признаки стабильности на пути к устойчивому умеренному росту.

Так, иномарки отечественного производства показали лучший рост продаж в 2012 году и увеличили долю на авторынке до 44%, отмечает PWC [11] .

Наиболее популярной маркой машин в России остается Lada, а самой продаваемой легковушкой — Lada Priora, чей годовой тираж превысил 125,9 тысячи машин. Второй по популярности маркой стала Chevrolet, а лидером продаж среди иностранных моделей — Hyundai Solaris.

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто

В переменчивых условиях зимней дороги к шинам предъявляются жесткие требования. Одновременно они должны обеспечивать сцепление со снегом, льдом и с залитым реагентами асфальтом. Какой должна быть зимняя резина для холодного времени года? Советы и лайфхаки от нашего эксперта Александра Андреева, ведущего программы «Народный тест-драйв» на радио «Вести FM».
Показать полностью.

Шипованные или всесезонные?

Что общего между Россией, соседствующей с нами Финляндией, а также Норвегией, Японией и Кореей? Ответ на этот вопрос неочевиден: во всех перечисленных странах владельцы автомобилей два раза в год меняют резину и зимой передвигаются исключительно на зимних шинах. Не на цепях — как в Европе (и даже в горных районах). И не на всесезонной — как в Америке, где зимой ездят на более проходимых шинах, выдерживающих низкие температуры. Такие покрышки в США считаются зимними, или всесезонными, хотя, по сути, они являются летними.

«Опасность всесезонной резины состоит в том, что она создает мнимую уверенность в сцеплении, тогда как при нештатной ситуации может создаться аварийная ситуация, — поясняет Александр Андреев, ведущий программы «Народный тест-драйв» на радио «Вести FM». — Использовать всесезонные шины ни в коем случае не стоит, даже если вы живете в средней полосе России и уж тем более в климате куда более суровом. Да и создать универсальные шины для страны с таким широким температурным диапазоном — нереальная задача. Для нашей страны оптимальным решением могут быть фрикционные зимние покрышки, то есть шины, способные обеспечить сцепление с покрытием без специальных металлических элементов. Среди таких шин предпочтение стоит отдать скандинавскому типу с более агрессивным рисунком протектора».

Например, таким как Cordiant Winter Drive 2 — именно такие шины способны и к идеальному сцеплению, и к эффективному отведению влаги и снежной каши. При этом возможности покрышек зависят не только от рисунка протектора, заметное влияние оказывает и состав резины.

Направленный рисунок протектора шин Cordiant Winter Drive 2 с монолитным ребром, состоящим из V-образных сегментов, освобождает пятно контакта шины с дорогой. На обледеневшем асфальте достаточный уровень трения обеспечивается повышенным числом граней зацепления: при помощи ламелей (микроразрезы на поверхности блоков протектора различной формы) с различной частотой шага, а также сложных зубчатых контуров шашек, предназначенных для движения по скользкой дороге и уверенного выезда из колеи.

Популярное в среде автолюбителей с не очень большим стажем утверждение о том, что фрикционные покрышки не работают на льду, Андреев считает неверным. «Считается, что нешипованные шины менее надежно себя ведут в нештатных ситуациях, — рассказывает он. – Например, когда машина выезжает на обледеневший участок на слишком большой скорости, такой сценарий может привести к аварийной ситуации. Поэтому главное правило зимней езды — соблюдать скоростной режим, а зачастую даже ехать медленнее. Особое внимание следует обращать на эстакады — они хорошо продуваются, и на них часто бывает наледь. Перед эстакадой всегда снижайте скорость! Фрикционные шины, вопреки расхожему мнению, прекрасно работают на льду, просто на более низкой скорости, чем шипы».

Активация 3D-замков в ламелях шин Cordiant Winter Drive 2 гарантирует боковым шашкам необходимую в повороте жесткость. Центральная часть протектора, объединенная в единую систему полумостом, делает управление автомобилем предсказуемым даже на обледеневшей дороге.

Такой показатель, как твердость или мягкость шин, также имеет значение для зимней дороги. «Уровень сцепления мягких шин с дорожным покрытием выше, чем у жестких. Другая сторона медали — износостойкость. Чем мягче шина, тем быстрее она изнашивается, поэтому менять ее придется чаще, чем жесткую, — объясняет Александр Андреев. — За счет более низких температур и скользкой дороги зимняя резина снашивается меньше, чем летняя».

Делаем простой вывод: движение в холодное время года предъявляет повышенные требования к навыкам водителя, но при этом смягчает условия для эксплуатации покрышек. Тем более что производители стараются добавлять в состав шин специальные вещества, позволяющие снизить износ при сохранении качества сцепления.

Новая функциональная резиновая смесь шин Cordiant Winter Drive 2 эффективна в широком диапазоне температур на любых поверхностях с низким сцеплением, будь то наледь или мокрая дорога. Работать на сложных покрытиях, таких как залитый реагентами асфальт, шинам позволяет технология City-Cor. В состав резиновой смеси, из которой изготовлены шины Cordiant Winter Drive 2, включена двойная комбинация каучуков (натуральные и синтетические) с добавлением специальной марки силика для зимних шин. Данный состав резиновой смеси улучшает топливную экономичность, тормозные свойства и сцепные характеристики как на льду, так и на мокром асфальте.

Есть и еще одно достоинство фрикционных шин — комфорт для водителя и пассажиров с точки зрения шумоизоляции. Этот фактор некритичен, но все мы знаем о том, что есть водители и пассажиры, обращающие внимание на «шум покрышек». Если вы или ваши близкие относитесь к этой категории, стоит выбрать фрикционную резину — шум от движения таких шин по покрытию стремится к нулю.

Рисунок протектора шин Cordiant Winter Drive 2 спроектирован из блоков с переменным шагом, это сделано для снижения характерного для зимних покрышек шума.

Ошибки водителя исправят шины

Пятьдесят процентов успеха на дороге зависит от водителя, а другие 50% — от шин, утверждают эксперты. Неплохо было бы разделить эту ответственность между двумя этими факторами. Каким образом? «Я рекомендую ставить хорошие шины даже на недорогие автомобили, ведь качественные покрышки способны исправить недочеты в поведении машины на дороге, — говорит Андреев. — Например, в случае резких маневров водителя в непредсказуемых ситуациях или в случае резкого срыва оси. Во всех подобных сценариях установка качественных шин, максимально подходящих автомобилю и манере вождения, поможет частично или полностью сделать автомобиль управляемым».

Но какими бы ни были ваши шины, зимой ездить столь же уверенно, как летом, нельзя. Кроме дорожной обстановки и подготовки собственной машины, обязательно оценивайте других участников движения: они могут быть не готовы сами, а могут быть не готовы их автомобили. «Особенно внимательными водителям следует быть в межсезонье, еще до того, как выпадет постоянный снег. Из-за снижения продолжительности светового дня и увеличения количества осадков резко ухудшается видимость. Если опыта недостаточно, от поездок лучше воздержаться в течение всего периода межсезонья. Но и самым опытным водителям требуется время на адаптацию к новым условиям. Пока адаптация не прошла, аварийность резко повышается».

Натуральный каучук в составе резиновой смеси помогает шинам Cordiant Winter Drive 2 цепляться за лед, а рапсовое масло, являющееся натуральным смягчающим компонентом, позволяет покрышкам оставаться эластичными даже в мороз, способствуя контролируемому управлению автомобилем.

Подытожим? В зимний период не стоит пренебрегать тремя базовыми правилами: дистанция — больше, скорость — ниже, внимание — выше. Хорошая зимняя резина в любой ситуации придет на помощь вашему автомобилю, а задача его владельца — управлять согласно контраварийным правилам. Тех трех, что названы выше, вполне достаточно, чтобы по окончании зимы менять только шины, а не автомобиль.

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто запись закреплена
Маркетинговые исследования Агентство Инвестиции

Российский авторынок в августе упал на 17%

Российский авторынок сокращается за счет нехватки электронных компонентов. АЕБ ждет результатов продаж автомобилей в третьем квартале 2021 года, после чего прогноз по итогам года может быть изменен Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в августе 2021 года снизились на 17% по сравнению с августом прошлого года и составили 114 130 штук.
Показать полностью. Снижение значительное, хотят спрос остается стабильным, комментирует Томас Штэрцель, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ.

Маркетинговое исследование рынка легковых автомобилей в Москве и Московской области 2016-2020 гг., прогноз до 2025 г.(с обновлением) https://www.restko.ru/market/13075

По данным АЕБ, лидером среди автопроизводителей на российском рынке традиционно остается «Автоваз», в январе — августе продажи концерна выросли на 31% до 251 660 штук, но непосредственно в августе компания потеряла 32% в продажах. На втором месте KIA, продажи которой в годовом выражении выросли на 20% до 142 692 автомобиля, но в августе потеряли 13%. Третье место у Hyundai, снижение продаж которой в августе составило 19% (а показатели в январе — августе выросли на 24%).

«Падение производства в результате нехватки электронных компонентов на мировом рынке продолжает увеличивать разрыв между спросом и предложением, оказывая негативное влияние на объемы продаж. Никаких признаков быстрого решения этой проблемы нет, мы ожидаем нестабильность продаж и дальнейшее сокращение рынка в ближайшие несколько месяцев», — отмечает Штэрцель.

Российские заводы почувствовали дефицит чипов этим летом. Крупнейший российский производитель «Автоваз» за последние месяцы несколько раз приостанавливал выпуск Lada Granta, Largus и Xray из-за дефицита компонентов. В конце июня в Нижнем Новгороде остановили завод Группы ГАЗ филиала Volkswagen Group Rus, на котором выпускали кроссоверы Volkswagen Taos, Skoda Karoq и Kodiaq, а также лифтбеки Skoda Octavia.

Оставшись без чипов, «Автоваз» стал предлагать дилерам комплектации Lada Vesta, Xray и Largus без мультируля с функцией круиз-контроля и мультимедийной системы. А с 23 по 27 августа «Автоваз» вновь остановил производство на заводе в Тольятти из-за дефицита электронных компонентов Bosсh, сообщила ранее компания.

Чтобы избежать рисков остановки крупнейших автопроизводителей и возникновения дефицита российских автомобилей у дилеров, автоконцернам разрешили до конца года не устанавливать на машины в России и других странах ЕАЭС систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС).

Тем не менее в годовом выражении результаты остаются положительными. За период с января по август 2021 года продано 1 067 890 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 21,3% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

«Учитывая существующий тренд, пока мы оставляем наш прогноз на конец года (+9,8%, или всего будет продано 1,75 млн автомобилей) без изменений, однако вернемся к этому вопросу после третьего квартала», — заключил Штэрцель.

Но прогнозы других экспертов неутешительны. В 2021 году из-за дефицита полупроводников в мире будет выпущено на 7-9 млн автомобилей меньше, говорится в исследовании компании BCG (Boston Consulting Group).

В I квартале 2021 года производственные потери мировых автопроизводителей, по данным BCG, составили примерно 1,4 млн единиц. Сильнее всего упало производство в Европе — на 428 990 автомобилей, Китае — на 364 774 и Северной Америке — на 354 442 автомобиля. Российский рынок отдельно BCG не выделяет, но он входит в европейский. Во II квартале производство упало еще на 2,6 млн единиц (больше всего в Северной Америке — 866 924, Европе — 743 100 и Китае — 419 600).

Наиболее существенные потери производства в первом полугодии этого года понесли автоконцерны Ford (падение более 700 000 единиц), Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge, Fiat, Jeep и др. — падение почти 600 000) и Renault-Nissan-Mitsubishi (падение более 415 000).

В III и IV кварталах, по прогнозам BCG, падение составит еще от 3 млн до 5 млн единиц.

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто запись закреплена

«Яндекс» поменял тарифы на такси в нескольких регионах

«Яндекс» с 25 августа пересмотрел тарифы на поездки в такси, а также повысил комиссию для водителей в нескольких регионах. Компания сослалась на растущие издержки отрасли

«Яндекс.Такси» изменит структуру тарифа на поездки, а также повысит комиссию для водителей в некоторых регионах, написал ТАСС со ссылкой на пресс-службу компании.

«В некоторых городах мы повышаем комиссию и меняем структуру тарифа. Изменения обусловлены растущими издержками таксомоторной отрасли», — привело агентство цитату пресс-службы «Яндекс.Такси». Изменения вступят в силу с 25 августа, но не по всей стране: например, в Москве изменений не будет, сообщила компания. Какие тарифы изменятся и как именно, компания не уточнила. Какие регионы затронут перемены, тоже не поясняется.

Изменения позволят «больше инвестировать в качество и доступность сервиса, в безопасность поездок, а также помогут перевозчикам компенсировать растущие расходы, например, на обслуживание автомобилей и топливо», сообщил Forbes представитель «Яндекса».

Фактическая комиссия «Яндекса» после вычета всех вознаграждений партнерам и водителям составляет меньше 10%, говорил после первого квартала 2020 года гендиректор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко. Он отмечал, что компания в виде вознаграждений возвращает «значительную часть взимаемой комиссии» водителям. Компания намерена продолжать эту практику, написал 21 августа ТАСС. Согласно данным «Яндекс.Такси», в 2020 году водители заработали на платформе компании в общей сложности 300 млрд рублей. Эта сумма оказалась на 15% выше, чем было в 2019 году. Пресс-служба «Яндекс.Такси» ожидает, что в 2021 году доходы таксистов и таксопарков продолжат расти за счет распространения технологий «Яндекса» по распределению заказов, прогнозированию спроса и оптимальной маршрутизации, а также «новых возможностей для доставки заказов в логистике».

Telegram-канал Readovka опубликовал два снимка письма — предположительно, от «Яндекс.Про», через который работают таксисты, водителям: в одном из них говорится об изменении стоимости поездок в «Экономе» в Подмосковье, в другом — в Краснодаре. В группе «Подслушано у таксистов» публикуют аналогичные скриншоты с упоминанием Барнаула, Волгограда, Дзержинска (Нижегородская область), Саратова, Ульяновска и других городов.

В России готовится законопроект о регулировании такси. Его приняли в первом чтении еще в 2018 году, к обсуждению вернулись осенью 2020 года. Законопроект позволит властям Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и соседних регионов вводить минимальные тарифы на поездки на такси. Экономический факультет МГУ подсчитал, что если в Москве в случае принятия закона введут минимальный базовый тариф в 150 рублей, водители будут терять от 4,5 до 5,1 млрд рублей в год из-за отказа пассажиров от поездок, писал Forbes. На момент проведения исследования минимальная стоимость поездки в Москве составляла 99 рублей.

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто запись закреплена

Toyota может сократить производство автомобилей в сентябре на 40%

В сентябре Toyota произведет на 40% меньше автомобилей, чем планировала ранее, — в следующем месяце с конвейера сойдет примерно 500 000 машин, узнал Nikkei Asia. Сокращение производства, по данным издания, связано с дефицитом чипов

Маркетинговое исследование рынка легковых автомобилей в Москве и Московской области 2016-2020 гг., прогноз до 2025 г.(с обновлением) https://www.restko.ru/market/13075
Показать полностью.

В сентябре Toyota сократит производство своих автомобилей по всему миру на 40% по сравнению с предыдущими планами, пишет Nikkei.

Согласно июльскому прогнозу, компания рассчитывала произвести в следующем месяце около 900 000 автомобилей, однако из-за проблем с поставками чипов сократила их плановое количество до 500 000.

В результате производство Toyota в сентябре будет значительно ниже, чем в этом же месяце прошлого года, когда спрос начал восстанавливаться после пандемии. Тогда Toyota выпустила 840 000 автомобилей, уточняет издание.

Из-за сокращения производства со следующего месяца Toyota приостановит производственные линии на нескольких заводах в Японии, а производство в Северной Америке, Китае и Европе, вероятно, сократится на десятки тысяч единиц, пишет Nikkei. По данным издания, на ситуацию повлияло резкое увеличение заболеваемости COVID-19 во Вьетнаме, из-за которого увеличилась нагрузка на цепочки поставок и усложнился процесс закупки запчастей.

На фоне новостей о сокращении производства акции Toyota упали на 4,7%. Представитель Toyota отказался от комментариев.

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто запись закреплена
Свой стартап, идеи, дело — готовые бизнес планы

Московские таксисты могут потерять до 5,1 млрд рублей из-за введения минимальных тарифов

Вам будет интересно  Обзор Chevrolet Trailblazer последнего поколения

Введение единого минимального тарифа на поездку в такси в Москве (150 рублей) приведет к сокращению заработка таксистов на 4,5 — 5,1 млрд рублей в год, подсчитали эксперты. Законопроект с таким предложением депутаты Госдумы могут рассмотреть осенью

Если в Москве установят минимальный базовый тариф за поездку на такси в 150 рублей, водители будут терять от 4,5 до 5,1 млрд рублей в год из-за отказа пассажиров от поездок, говорится в исследовании экономического факультета МГУ (есть у Forbes). Оно посвящено экономическому эффекту, который может создать принятие законопроекта о регулировании такси. Такой документ депутаты собираются рассмотреть в осеннюю сессию 2021 года.

Закон о такси депутаты Госдумы приняли в первом чтении еще в 2018 году. Тогда его внесли на рассмотрение депутат Вячеслав Лысаков, председатель комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев и его первый заместитель Виталий Ефимов.

В 2019-м вторая редакция законопроекта, подготовленная ко второму чтению, вызвала резкую критику Государственно-правового управления (ГПУ) администрации президента и представителей агрегаторов такси. Новый документ ограничивал доступ иностранным юрлицам и филиалам иностранных компаний к работе в службе заказа такси и привлечение иностранного капитала, запрещал работу в такси для иностранцев и заставлял утверждать тарифы на поездки в Минтрансе.

Вновь активно обсуждать законопроект начали осенью 2020 года. В новой осенней сессии 2021-го Госдума опять вернется к обсуждению законопроекта, рассказал Forbes один из авторов исследования, ассистент кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ Антон Морозов. Поэтому Морозов и его коллеги подготовили исследование именно сейчас, добавил он.

Чтобы оценить потенциальное влияние нового закона на московский рынок пассажирских перевозок, исследователи МГУ использовали данные о среднемесячном заработке водителей такси в Москве и общем числе водителей с лицензией в 2020 году — их оказалось более 64 000 человек.

Согласно последней версии законопроекта (она появилась в мае), с которой ознакомился Forbes, власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и соседних регионов смогут устанавливать минимальные тарифы для легковых такси.

На момент проведения исследования МГУ минимальная стоимость поездки в такси по Москве составляла 99 рублей. Эксперты прогнозируют, что если она повысится хотя бы до 150 рублей, 70% пассажиров, которые выбирают тариф «эконом», откажутся от поездок. При этом общее количество поездок на такси во всех ценовых сегментах сократится на 3,1%. Если минимальная стоимость поездки вырастет до 250 рублей, общее количество поездок во всех ценовых сегментах сократится почти на 14%, говорится в исследовании. При этом введение минимального тарифа прежде всего сократит число поездок на небольшие расстояния, которые в среднем приносят водителям более высокий доход, чем дальние поездки, считают в МГУ.

Также, согласно законопроекту о такси, власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут ограничивать количество машин такси в городе. Исследователи МГУ рассчитали, как увеличится время ожидания такси для пассажира, если количество машин в Москве снизится по сравнению с 2020 годом хотя бы на 10%. По их расчетам, в этом случае время подачи такси увеличивается на 7,9% — 9,8%. Кроме того, из-за долгого ожидания пассажиры начнут отказываться от поездок: тогда потери московских водителей могут составить 638,6 млн рублей в год.

Основные убытки на рынке такси могут быть связаны с тем, что из-за ограничения количества машин часть водителей вынуждены будут перейти в теневой сектор. Совокупные потери таких водителей, по оценкам МГУ, составят до 475,1 млн рублей в месяц, или до 5,7 млрд рублей в год.

Введение минимального тарифа приведет к резкому снижению объемов спроса на рынке такси — это негативно скажется на заработке водителей, рассказала представитель «Ситимобила» Полина Ломоносова. По ее словам, компания не поддерживает введение ограничения числа разрешений на таксомоторные перевозки в Москве и других городах. Это приведет к росту «серого» рынка такси и создаст угрозу для безопасности пассажиров, отметила Ломоносова.

Такси «Максим» тоже не поддерживает инициативу разработчиков законопроекта о регулировании тарифов и введении квот, отметил представитель компании Павел Стенников. По его словам, цена перевозки — это баланс между суммой, которую пассажир готов заплатить за услугу, и суммой, за которую перевозчик готов ее оказать. «Мерилом стоимости поездки является не воля агрегатора и не желание перевозчика, а платежеспособность населения», — говорит Стенников. Административное вмешательство в этот процесс приведет к уничтожению рыночной модели ценообразования, считает он.

В такси «Максим» также считают, что в городах и регионах нет статистики и анализа, чтобы принимать адекватное решение по необходимому числу машин такси.

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто запись закреплена

Ремкомплект для бизнеса: как автосервисы Fit Service стали лидером рейтинга франшиз

Спрос на ремонт автомобилей, по данным «Авито Авто», вырос в 2020 году на 73%, почти на 25% увеличились покупки автозапчастей. На растущем рынке сеть станций послегарантийного обслуживания Fit Service в прошлом году увеличила выручку на 32%, до 4 млрд рублей, и открыла 28 новых автосервисов по франшизе
Показать полностью.

Маркетинговое исследование рынка автосервисных услуг в России 2015-2019 гг., прогноз до 2024 г. https://www.restko.ru/market/11088

Проект создал в 2008 году Сергей Кизеев, владелец дистрибьюторской компании автозапчастей Rossko, чтобы получить гарантированный канал сбыта своей продукции. «Рынок был полон сервисов, специализирующихся на одном виде работ или марке автомобиля, — объясняет Данил Соловьев, руководитель сети и партнер Кизеева. — Например, у мужа Honda, а у жены Subaru. Получается, что ремонтировать их нужно в разных местах. И это большая проблема». Сначала работали собственные автосервисы Fit Service, первый франчайзинговый открылся в июне 2013-го в Новосибирске. Через три года в сети было уже 60 партнерских точек, через год их число перевалило за сотню. Вывески Fit Service появились на улицах Краснодара, Новокузнецка, Волгограда, Красноярска, Барнаула, Томска, Москвы, Санкт-Петербурга.

Сегодня в сети более 250 автосервисов (242 по франшизе) в 126 городах России. Еще 177 точек готовится к запуску. Чтобы открыть автосервис с нуля, франчайзи нужно вложить около 5 млн рублей, которые окупятся за полтора года. Средняя выручка одной точки в 2020-м — 32 млн рублей, рентабельность — 24%. У компании есть мобильное приложение, центр обучения, образовательные стипендиальные программы для студентов, сервис по обслуживанию автопарков корпоративных клиентов. В интернет-магазине компании Franch Shop партнерам предлагается брендированная рабочая одежда на все сезоны и продукция для оформления сервиса, расходные материалы и сувениры.

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто запись закреплена

Apple начала переговоры с китайскими производителями аккумуляторов для электромобилей

Apple начала переговоры с кайскими CATL и BYD о поставках аккумуляторных батарей к разрабатываемым ей электромобилям. Одно из ключевых условий — завод по производству батарей должен быть построен в США

Обзор рынка аккумуляторов и батарей в России: комплексный анализ и прогноз
Показать полностью.
Apple вступила в переговоры с китайскими компаниями Contemporary Amperex Technology (CATL) и BYD о производстве аккумуляторов для ее планируемого к выпуску в 2024 году электромобиля. Об это Reuters сообщили четыре осведомленных собеседника.

Переговоры находятся на ранней стадии, а перспективы достижения соглашения с CATL или BYD, пока не ясны. Apple сделала условием для возможных поставщиков аккумуляторов строительство производственных мощностей в США, сказали два собеседника. Это же условие подтвердил высокопоставленный чиновник в администрации президента США Джо Байдена. По словам старшего экономического советника Белого дома Джареда Бернстайна, Apple говорит «о строительстве передовых заводов по производству аккумуляторов здесь, в США». «Это полностью соответствует тому, о чем говорил президент с точки зрения оншоринга цепочек поставок, особенно в тех областях, где мы могли бы захватить долю мирового рынка», — отметил Бернстайн. Два источника агентства сообщили, что CATL, крупнейший в мире производитель батарей для электромобилей, не хочет строить завод в США из-за политической напряженности между Вашингтоном и Пекином и роста затрат на производство в Соединенных Штатах.

Apple начала поиски поставщиков лазерных датчиков для своего беспилотного автомобиля https://www.restko.ru/market/10129

Предложенный Байденом инфраструктурный план стоимостью$ 1,7 трлн включает в себя бюджет в размере $174 млрд для стимулирования внутреннего рынка электромобилей с помощью налоговых льгот и грантов для производителей аккумуляторов, а также другие стимулы. Многие производители аккумуляторов наращивают производство, чтобы удовлетворить растущий мировой спрос на фоне ужесточения правил регулирования выбросов в атмосферу для борьбы с глобальным потеплением. Ожидается, что китайские производители аккумуляторов будут расти более быстрыми темпами, чем их зарубежные конкуренты, благодаря дальнейшему расширению крупнейшего в мире рынка EV, говорится в июньском отчете SNE Research.

Остается неясным, общается ли Apple с другими производителями аккумуляторов, помимо китайских. Apple, которая пока не объявляла публично о своих планах по выпуску электромобилей, отказался от комментариев. CATL и BYD, занимающая четвертую позицию среди производителей аккумуляторов в мире, также отказались от комментариев. Акции BYD закрылись в Шэньчжэне на 6,5% выше, CATL отыграла более ранние потери и финишировала на 0,5% выше, отмечает агентство. Неделей ранее оно сообщило, что CATL планирует построить новый крупный завод автомобильных аккумуляторов в Шанхае рядом с китайскими производственными мощностями Tesla Илона Маска.

Артур Петросян

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто

Автомобили Автомобильный рынок Анализ Обзор авто запись закреплена

Все по плану: как бывший советский чиновник создал компанию с выручкой более 200 млрд рублей и передал ее сыну

В мае 2017 года на торжественном вечере, посвященном 20-летию выпуска первого автомобиля компании «Автотор», ее сотрудники узнали, что на предприятии сменился владелец. Основатель компании Владимир Щербаков объявил, что отдает свой автомобильный бизнес сыну Сергею. На следующий год новый хозяин «Автотора» сменил отца и в рейтинге богатейших людей страны с состоянием $700 млн
Показать полностью.

Маркетинговое исследование рынка легковых автомобилей в Москве и Московской области 2016-2020 гг., прогноз до 2025 г.(с обновлением) https://www.restko.ru/market/13075

Десять лет назад Владимир Щербаков начал готовить сына к автобизнесу Десять лет назад Владимир Щербаков начал готовить сына к автобизнесу / Фото Саши Любина

Щербаков-младший, с 1991 года проживающий в Швейцарии, никогда не давал интервью, он редко появляется на публике, его отец тоже отказывался рассказывать подробности о наследнике. Что стало причиной смены владельца на одном из крупнейших автопроизводителей в России и как она происходила?

Карьера советского функционера и хозяйственника Владимира Щербакова стартовала в 1969 году с должности инженера на строительстве Волжского автомобильного завода и завершилась спустя 21 год отставкой с поста первого заместителя главы правительства СССР. За два десятка лет в частном бизнесе он тоже добился многого. В 2017 году, когда он передал бизнес сыну, созданный им «Автотор собирал на своих мощностях в Калининградской области около 140 000 автомобилей иностранных марок в год, выручка компании составляла 216 млрд рублей.

Щербаков сохранил советский стиль управления производством, практически все на «Автоторе» было завязано на него. «С момента создания компании в 1994 году я был главным, завершающим все дискуссии, все серьезные решения принимались при моем участии. Сегодня это уже невозможно», — признает основатель «Автотора».

По его словам, он давно предупредил ключевых сотрудников компании о том, что выйдет из бизнеса, как только ему исполнится 65 лет: «В таком возрасте человек должен с такой работы уходить». Осуществить задуманное ему помешал кризис 2014 года (в 2017-м Щербакову исполнилось уже 68 лет), сокративший производство компании в 2015-м почти на 40%. Кроме производственных проблем, основателю «Автотора» приходилось решать и политические. Во многом благодаря ему в Калининградской области в 1996 году заработал льготный режим особой экономической зоны. И компания воспользовалась им в полной мере: она беспошлинно импортировала машинокомплекты и после минимального уровня сборки торговала на российском рынке автомобилями иностранных брендов. Льготы не раз пытались отменить, компанию обвиняли в неуплате налогов и пошлин, но все атаки Щербаков успешно отбил.

Сможет ли его заменить наследник, если отец полностью отстранится от дел? «Если власть создаст какие-либо проблемы, прибегут, конечно, ко мне, — говорит основатель «Автотора». — Сергей вырос на Западе и считает, что все несправедливые действия власти можно оспорить в суде, но у нас так не работает. Если он начнет принимать решения с такими знаниями российской действительности и бизнес-среды, то угробит компанию. Пусть лучше решения принимает управляющий».

В 1991 году, когда Сергею исполнилось 14 лет, родители отправили его на обучение в престижную школу Le Rosey в Швейцарии, которую он окончил в 1996-м. В 2002 году он получил высшее образование в Европейском институте, затем MBA. От промышленного производства Щербаков-младший был очень далек, его специализация — инвестиции. Говоря о том, какие качества нужны для управления крупным промышленным предприятием, его отец приводит в пример встречу наркома нефтяной промышлености СССР Николая Байбакова с Иосифом Сталиным в 1944 году, когда Сталин сказал, что «наркому нужны прежде всего бычьи нервы плюс оптимизм». «Мы выпускаем по 800 автомобилей в день, [если] пошли дефекты какие-то, то через полтора часа это будет проблема из сотни машин, к вечеру — из 800, а через день — из 1600, — объясняет Щербаков-старший. — Весь план рушится, ты подводишь поставщиков и потребителей. Чтобы этого не произошло, у тебя должны быть эти «бычьи нервы», умение быстро сориентироваться и среагировать, а главное, ты должен уже несколько раз побывать в аналогичных ситуациях. Я не знаю, есть ли у моего сына предрасположенность к управлению производством, но в современном мире для собственника, наверное, это не так уж и важно».

Тем не менее 10 лет назад основатель «Автотора» договорился о трехмесячной стажировке Сергея в различных подразделениях австрийского производителя автомобилей и комплектующих Magna, а после ее окончания старался, чтобы сын как можно чаще присутствовал на совещаниях, переговорах и при решении производственных вопросов «Автотора».

«Я единственный ребенок в семье, о том, что я буду наследником созданного им бизнеса, отец мне говорил практически с самого детства, — рассказывает в интервью Forbes Сергей Щербаков. — Последние 10 лет мы стали более активно к этому готовиться, старались, чтобы я был под рукой». По его словам, топ-менеджеры предприятия с ним давно знакомы и смена собственника для них новостью не стала. На «Автотор» приходится 40% всей обрабатывающей промышленности Калининградской области и почти половина общего объема всех налогов, собранных на территории региона.

До пандемии Щербаков-младший приезжал на предприятие примерно раз в месяц, коронавирус закрыл границы и заставил перенести встречи и совещания в онлайн. Дел у наследника много.

25 богатейших женщин России — 2020 В конце июня 2019 года компания подписала с Минпромторгом России специальный инвестиционный контракт, по которому получила на ближайшие 10 лет гарантии неизменности условий работы и действующих мер господдержки. В ответ «Автотор» обязался вложить в перевооружение завода и увеличение уровня локализации порядка 12 млрд рублей и наладить выпуск 10 новых моделей по полному циклу. Уже через месяц компания подписала с немецкой Durr Consulting контракт на проектирование нового завода в Калининградской области производительностью 50 000 автомобилей в год. Значительные средства «Автотор» планирует направить на разработку и запуск в производство автомобилей на альтернативных видах топлива. По словам Сергея Щербакова, сейчас заканчивается строительство новых мощностей, а к 2023 году планируется выпустить автомобиль на электрической тяге. Детали не раскрываются, но, скорее всего, это будет разработка иностранного партнера с полностью локализованным производством в России.

«В перспективе мы разрабатываем три направления: газомоторное, электрическое и водородное, — рассказывает Сергей. — Водородное топливо мне больше по душе, поскольку еще нет батарей, которые способны давать автономию, сравнимую с углеводородным топливом, да и производство и утилизация современных аккумуляторов остаются очень грязными».

«Водородное топливо — правильное и перспективное направление, — соглашается Щербаков-старший. — Через 5–8 лет водород будет самым дешевым топливом, экологически чистым и снижающим себестоимость автомобиля. Сейчас мы бездумно сжигаем попутный газ, который можно использовать на электролиз огромных запасов пресной воды в Западной Сибири для извлечения из нее водорода». По его словам, он «пытается раскачать эту тему» и рад тому, что у российского правительства появилась по ней «более или менее обдуманная программа».

Однако сейчас «Автотор» переживает не лучшие времена. В 2020 году при общем падении авторынка в России на 9,1% выпуск автомобилей на калининградском предприятии упал на 27%, до 156 832 автомобилей. В марте 2021 года компания BMW заявила, что сокращает производство на «Автоторе» с восьми до трех своих моделей из-за экономической нецелесообразности. В мае Hyundai Motor начал запускать законсервированный автозавод в Санкт-Петербурге мощностью 98 000 автомобилей в год, который корейская компания выкупила у концерна General Motors в конце 2020 года. В общем объеме производства «Автотора» в 2019 году доля моделей Hyundai Motor достигала почти 90%, на BMW приходилось 8,1%. Какие модели будут выпускаться на новом российском заводе корейского автоконцерна, пока неизвестно.

«Мы остаемся в прекрасных отношениях со своими партнерами и для разрыва отношений не видим повода, — говорит Сергей Щербаков. — Обсуждаем и с другими производителями совместные проекты».

Нравится ли ему заниматься бизнесом, который создал отец?

«Я всегда любил автомобили и процесс их создания. Инвестиции, даже если они более прибыльные, меня меньше увлекают, — признается наследник. — Мне больше нравится созидание, где можно увидеть результат своей работы, а не цифры на экране»

Источник https://dvizhok.su/business/avtoryinok-2020-predvaritelnyie-itogi,-prognozyi-i-nadezhdyi

Источник https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Источник https://vk.com/club138393769

Источник