Содержание
Что такое кузов у машины. Виды кузовов автомобиля
На автомобилях применяются различные типы кузовов. Именно тип кузова во многом определяет цену автомобиля, его габаритные размеры, предполагаемый рынок сбыта и другие потребительские качества.
Типы кузовов различаются по назначению, конструкции, компоновке и степени нагруженности. Легковые автомобили имеют, как правило, пассажирские и грузопассажирские кузова полукаркасной и бескаркасной конструкции.
По компоновке различают кузова однообъемные (силовой агрегат, пассажиры и груз располагаются в одной пространственной конструкции), двухобъемные (силовой агрегат под капотом, пассажиры и груз в салоне) и трехобъемные (силовой агрегат под капотом, пассажиры в салоне, груз в багажном отделении).
В зависимости от степени нагруженности автомобиль оборудуется несущим кузовом (воспринимает все нагрузки), полунесущим кузовом (воспринимает часть нагрузок, приходящихся на раму) и разгруженным кузовом (воспринимает вес пассажиров и груза).
Основные типовые конструкции кузовов имеют устоявшиеся общепринятые названия. В некоторых странах отдельные типы кузовов имеют свои собственные названия.
Седан – трехобъемный пассажирский тип кузова, имеющий два ряда сидений и четыре двери. Автомобили с кузовом седан оборудуются жесткой крышей, уровень которой не изменяется по всей длине. Седан является самым распространенным типом кузова. В Великобритании седан имеет собственное название Saloon , в Италии – Berlina , во Франции – Berline . Различают седаны с удлиненной базой, относящиеся к автомобилям представительского класса. В названии таких машин присутствует буква L (от long – длинный).
Купе – трехобъемный закрытый пассажирский кузов с двумя (реже — четырьмя) дверями и одним или двумя рядами сидений. Двери у купе по размеру больше, чем у седана, второй ряд сидений уменьшен, крыша в задней части имеет покатую форму, чем достигается спортивный вид автомобиля. На некоторых моделях купе задние сидения не предназначены для частого использования, поэтому очень малы. В обиходе такие автомобили называют 2+2 .
Кузов купе представлен автомобилями от гольф-класса (С) до представительского класса (F). Купе, у которого отсутствует средняя стойка, носит название хардтоп-купе (Hardtop coupe ). У такого автомобиля при опускании стекол между передней и задней стойками образуется открытое пространство. В Италии купе носит собственное название Berlinetta .
Лимузин – изначально трехобъемный закрытый пассажирский тип кузова, оборудованный четырьмя дверями и двумя или тремя рядами сидений. Характерной особенностью лимузина является наличие стеклянной перегородки, при необходимости, отделяющей передний ряд сидений (водителя) от остального салона (пассажиров). Лимузин может выступать самостоятельной моделью автомобиля, так и удлиненной версией седана, внедорожника и хэтчбека. Португальское название лимузина – Espada .
Хэтчбек – двухобъемный закрытый пассажирский кузов, который оснащается тремя или пятью дверями и двумя рядами сидений. Характерной особенностью хэтчбека является наличие наклонной задней двери, выполненной совместно с задним стеклом. Хэтчбек является самым популярным типом кузова в Европе. Автомобили с кузовом хэтчбек представлены в A, B, C, D, реже Е классах по европейской классификации. Хэтчбек занимает промежуточное положение между кузовами седан и универсал (компактенее седана и менее громоздкий, чем универсал).
Благодаря свой конструкции хэтчбек может быть переоборудован в грузопассажирский кузов. Для чего снимается полка, закрывающая багажное отделение, и складывается задний ряд сидений. Задняя дверь хэтчбека может иметь изогнутую форму, с которой он напоминает седан. В США такой кузов носит собственное название нотчбек (notchback ).
Универсал представляет собой двухобъемный закрытый пассажирский тип кузова, характеризующийся наличием трех или пяти дверей, двумя рядами сидений и постоянным уровнем крыши. Характерными особенностями универсала, отличающими его от хэтчбека, являются длина, соизмеримая с седаном, и больший наклон стекла задней двери. Вместе с тем, позиционирование автомобиля в качестве универсала в большей степени определяется автопроизводителем.
При складывании заднего ряда сидений универсал превращается в грузопассажирский автомобиль. В Великобритании универсал именуется Estate car , во Франции – Break , в Португалии – Carrinha , в Италии – Giadinetta , в Германии – Kombi (от Kombinationswagen), в Дании – Stationcar . В США двухдверный грузопассажирский универсал без задних боковых окон называется Sedan delivery. Некоторые автопроизводители для продвижения на рынке дают универсалам собственные имена:
- Audi – Avant ;
- BMW – Touring ;
- Opel – Caravan ;
- Peugeot – SW ;
- Rover – Tourer ;
- Seat – Vario ;
- Skoda – Combi ;
- Volkswagen – Variant .
Кабриолет (другое название Ragtop ) – трехобъемный открытый пассажирский тип кузова, оборудованный мягкой (тканевой) и (или) жесткой складывающейся крышей, позволяющий вождение в открытом или закрытом режиме. Кабриолет со съемной крышей носит собственное название хардтоп (Hardtop ).
В отдельный тип кузова маркетологами выделяется родстер , представляющий собой, укороченный двухместный кузов со складывающейся мягкой крышей. Но по своей сути родстер это двухместный спортивный кабриолет. В Италии родстер именуется Barchetta .
По конструкции к кабриолету близки пассажирские кузова тарга (двухместный или 2+2 автомобиль со съемной средней частью крыши) и брогам (четырехместный автомобиль с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений).
Название минивэн пришло к нам из Северной Америки, европейское название – People carrier (дословно перевозчик людей). Под минивэном понимается однообъемный закрытый пассажирский тип кузова, имеющий три или четыре ряда сидений и способный перевезти шесть и более пассажиров. Минивэн отличает увеличенная высота крыши. Современные минвэны строятся на автомобилях гольф-класса (С), среднего класса (D) и фургонов.
Минивен, спроектированный на базе фургона, носит собственное название – микроавтобус (Minibus ). предназначается для перевозки до 16 пассажиров на нескольких рядах сидений. Доступ большинства пассажиров осуществляется через раздвижную дверь с одной стороны транспортного средства.
Фургон – однообъемный закрытый грузопассажирский тип кузова. Фургон имеет перегородку, которая отделяет грузовой отсек от пассажирского салона. У фургона отсутствуют задние боковые стекла, а также увеличена высота кузова. В Северной Америке фургон носит собственное название — Van . К типу кузова фургон относятся также хэтчбек и универсал без задних боковых стекол, предназначенные для перевозки малогабаритных грузов.
SUV , Sport Utility Vehicle , обиходное название джип ) – двухобъемный закрытый пассажирский тип кузова, имеющий пять или шесть дверей, из которых одна или две – задние, два или три ряда пассажирских сидений. Внедорожник отличают большие габаритные размеры, наличие полного привода, понижающей передачи и увеличенный дорожный просвет, позволяющий автомобилю передвигаться по дорогам и бездорожью. Поэтому внедорожник правильно называть вседорожником, но так его никто не называет. По своей сути внедорожник это универсал повышенной проходимости. Внедорожники, а также некоторые пикапы и фургоны имеют разгруженный рамный кузов.
(обиходное название «паркетник ») – двухобъемный закрытый пассажирский тип кузова. От внедорожника его отличает несущий кузов, компактность, меньший дорожный просвет. Кроссоверы базируются, как правило, на автомобилях гольф-класса.
Кузов автомобиля — это самый основной и в то же время самый дорогостоящий его элемент. В зависимости от конструкции, все автомобили делятся на два вида: с и с несущим кузовом. В первом типе кузов является несущей системой, а во втором — отдельным элементом автомобиля.
Практически все современные легковые автомобили имеют несущий кузов.
В составе кузова легковой автомобиль имеет моторный отсек, пассажирский салон и багажник. К самой конструкции либо в к подрамнику крепятся ходовая часть, трансмиссия, дополнительное оборудование, электроника и двигатель машины. Чаще всего в качестве материала для кузова автомобиля выступает металл, алюминий, реже – особые виды полимерных материалов.
В случае рамной конструкции автомобиля в качестве главного несущего элемента выступает рама. На раме устанавливаются все основные элементы: кузов автомобиля, ходовая часть и двигатель. У современных легковых автомобилей кузов всегда является несущим элементом, а в случае с грузовыми автомобиля, автобусами и внедорожниками главным несущим элементом является рама.
Классификация кузовов
В настоящее время есть общепринятая классификация кузовов всех автомобилей по их характеристикам:
- нагруженность;
- основное предназначение;
- конструкция;
- компоновка.
По степени нагруженности выделяют три вида кузовов:
- несущий – может принимать всю нагрузку на себя;
- полунесущий – в данном случае большая часть нагрузки воспринимается рамой;
- разгруженный – берет на себя нагрузку от веса пассажиров и перевозимого груза.
Типология кузовов по предназначению и компоновке
Компоновка разделяет кузов на следующие типы:
- однообъемные – груз, пассажиры и мотор находятся в одном объеме;
- двухобъемные – двигатель находится в моторном отсеке, пассажиры с грузом размещаются в салоне;
- трехобъемные – двигатель расположен в моторном отсеке, груз в багажнике, а пассажиры в салоне.
Давайте теперь более подробно рассмотрим классификацию трехобъемных кузовов по компоновке. Главная особенность трехобъемного кузова – последовательное расположение моторного отсека, багажника и салона. Эта категория, в свою очередь, подразделяется на седан, купе, кроссовер, кабриолет и другие типы кузовов.
Седан
В линейке моделей каждого автопроизводителя легковых машин есть седаны. Эти типы кузовов, имея классическую компоновку, все еще остается наиболее популярными среди покупателей. И это несмотря на то что они не самые функциональные. Такие машины имеют четыре двери, жесткую крышу и два ряда кресел. Багажник и моторный отсек отделены от основного салона. Седан, как и внедорожник или кроссовер, может иметь полный привод.
Изящные формы и зачастую спортивный внешний облик делают эти автомобили очень привлекательными. Но тесный салон, который может быть оснащен лишь одним рядом кресел, и две двери вместо четырех делают их очень непрактичными. Как правило, этот тип кузова оснащается мощными моторами и имеет низкую подвеску.
Кабриолет
Кабриолет очень похож на купе по всем характеристикам. Чаще всего такой тип кузова имеет мягкую крышу. У кабриолета может либо два ряда сидений, либо четыре, но дверей всегда две. Как и в купе, в кабриолете удобнее ездить вдвоем – пассажирам на заднем ряду будет дискомфортно.
Родстер
Очень редкий тип машин в наших краях. У родстера мягкая крыша и один ряд сидений. Как правило, они имеют низкую жесткую подвеску, мощные двигатели и тесный салон. Такой тип автомобиля можно иметь в качестве хобби или второй (третьей) машины, но никак не в качестве основного легкового авто.
Лимузин
Лимузин имеет очень длинную базу, оснащен как минимум двумя рядами сидений и отличается повышенным уровнем комфорта. Водитель лимузина отделен перегородкой от пассажиров. Данный тип кузова может быть сделан на базе как обычного седана, так и внедорожника. Лимузин используют либо очень обеспеченные люди, либо их берут напрокат для какого-либо торжества. За рулем лимузина обычно профессиональный водитель.
Пикап
Пикап по своей форме похож на внедорожник, только вместо багажника у него открытый грузовой кузов, отделенный от салона жесткой перегородкой. Отличная проходимость вместе с возможностью транспортировки объемных грузов делают их поистине универсальными автомобилями. Такие машины пользуются большим спросом у жителей сельской местности.
Двухобъемные
У автомобиля с двухобъемным кузовом салон находится в одном объеме с багажником. Багажник чаще всего очень большой и выполнен в форме двери со стеклом. Самые распространенные двухобъемные авто – это лифтбек, универсал, внедорожник, хэтчбек и кроссовер.
Универсал
Универсал — самый универсальный и продаваемый тип авто в Европе. Универсал имеет чаще всего пять дверей. Путем трансформации салона и без того немалый объем багажника можно увеличить. Для этого достаточно всего лишь сложить задние сидения. Больше всего машин с компоновкой универсал производится в США. Главный плюс этих авто — большой багажник. Как и кроссовер, универсал может иметь полный привод и увеличенный клиренс. Такие машины иногда называют универсалами повышенной проходимости.
Хэтчбек
Сегодня такой тип автомобилей становится все более популярным. Этот тип кузова сочетает в себе большой объем багажника универсала и привлекательную внешность. Хэтчбек обычно компактнее седана и универсала, но при этом его объем багажника сравним с последним. Задняя дверь у такой машины имеет небольшой наклон. Как и у универсала, у хэтчбека можно сложить задний ряд сидений, дабы получить ровный пол вместе с серьезно возросшим объемом багажника. Хэтчбек – это прекрасный вариант авто на каждый день, он имеет компактный размер и в то же время функционален; может транспортировать грузы и выглядеть привлекательно.
Лифтбек
– нечто среднее между хэтчбеком и седаном. Обычно лифтбек по размеру как седан, но его крышка багажника вместе со стеклом поднимается как у хэтчбека. Такая особенность делает машину гораздо более функциональной, нежели седан.
Внедорожник
По своему внешнему виду внедорожник похож на универсал или кроссовер большого размера. Его главная особенность — это наличие полного привода и увеличенного дорожного просвета. Основное предназначение внедорожных автомобилей – езда по плохим дорогам и направлениям. Внедорожник обычно имеет раму, в то время как кроссовер рамой чаще всего не располагает.
Кроссовер
Кроссовер отличается от внедорожника меньшими размерами и большей универсальностью. Кроссовер представляет собой некий компромисс между высоким уровнем проходимости и комфортом при движении по обычным дорогам. Сегодня все чаще покупают городские жители, чтобы чувствовать себя уверенней на плохих дорогах.
Однообъемные
Однообъемный тип кузова автомобиля не очень распространен. Основным представителем однообъемного кузова является минивэн. Компактвэны и микровэны распространены еще в меньшей степени.
Минивэн
Такой тип легковых автомобилей предназначен для перевозки людей. Очень часто у них есть три ряда сидений и боковая сдвижная дверь. Данный тип машин характеризуется большими размерами. Также эти типы кузовов очень популярны у больших семей.
Компактвэны и микровэны
Эти виды легковых автомобилей отличаются от минивэнов компактными размерами и более презентабельным внешним видом. Как и кроссовер, микровэн и компактвэн могут иметь полный привод и увеличенный дорожный просвет.
Автомобильные конструкторы знаменитых брендов продолжают конструировать новые автомобили, в том числе, и с новыми разновидностями кузовов. Появляющихся, все больше с каждым годом. Еще в начале 90х годов прошлого столетия, различных видов кузова насчитывалось на порядок меньше. Это говорит о том, что с каждым годом, становится все сложнее отличать различные типы транспортных средств. Тем более, что новые конструкции автомобилей, чаще всего конструируются по типу совмещения предыдущих моделей. Вследствие этого, на свет появляются похожие, но принципиально другие машины.
Тем более, что тип кузова влияет на цену конечного продукта, и на удобство эксплуатации в повседневной жизни. На сегодняшний день, существует примерно 15 различных типов кузова. Согласитесь, мало кто сможет назвать все варианты поименно, и сразу рассказать про положительные и отрицательные стороны одного из них.
Классификация автомобильных кузовов
Кузов — это элемент конструкции автомобиля, определяющая размер, тип и способность автомобиля к перевозке грузов и пассажиров. Распространены два способа изготовления кузова. В первом варианте, кузов машины крепится к несущей раме, на которую также крепятся все основные агрегаты и трансмиссия с ходовой частью. Во втором варианте, используются безрамные несущие кузова, усиленные в определенных местах, и одновременно выполняющие функции рамы.
В современном мире, автомобильные кузова классифицируются по нескольким параметрам:
Стоит отметить, что современные легковые автомобили, чаще всего используют бескаркасные и полукаркасные кузова.
По своей конструкции, кузова легковых автомобилей можно разделить на три класса:
Однообъемные — Это автомобили, конструктивно спроектированные таким образом, что в одном пространстве размещаются пассажиры. Груз и силовой агрегат.
Двухобъемные — Конструкция автомобиля, в котором силовой агрегат находится под капотом машины со своим отдельным пространством, но пассажиры и груз размещаются в одном салоне.
Трехобъемные — Это конструкция автомобиля, которая используется в современных седанах. В которых силовой агрегат, пассажиры и груз размещаются в разных отделениях кузова.
Также, кузова различаются по степени нагруженности:
Несущий — кузов автомобиля, несущий на себе всю массу автомобиля и вес пассажиров с грузом;
Полунесущий — общая нагрузка полностью снаряженного автомобиля распределяется между рамой и кузовом;
Разгруженный — тип конструкции кузова, при котором, на него воздействует вес только пассажиров и груза.
Как уже говорилось, Существует около 15 видов легковых машин. Которые мы рассмотрим далее в статье.
Трехобъемные кузова
Седан
Данный вид кузова используется большинством брендов автомобильных производителей. Классический вид автомобиля всегда остается популярным среди покупателей. А также, седаны остаются основным типом кузова для автомобилей повышенного комфорта.
Главные признаки седана — это явно выраженный капот, отдельное багажное отделение, четыре двери и два ряда кресел. Также, среди седанов премиум класса, получила свое распространение удлиненная база, позволяющая увеличить пространство в машине для задних пассажиров.
Но в данном типе автомобилей есть существенный недостаток — это нехватка места для людей сидящих на заднем сидении, из-за более покатой формы крыши.
Кабриолет
Родстер
Это один из видов кабриолетов, но обладающий тентованной складывающейся крышей и только двумя местами, для водителя и пассажира.
Брогам
Также относится к разновидности кабриолетов, но отличается жесткой и не складывающейся крышей над задним рядом кресел, но имеет возможность открываться над передним рядом. На данный момент, такой тип кузовов потерял свою популярность и уже не производится, но ценится отдельной категорией коллекционеров.
Тарга
Последняя разновидность кабриолетов, существующая скорее как дань традиции. В данном типе автомобилей, складывается только средняя часть крыши. При этом, крыша над задним рядом сидений является панорамной и полностью застеклена.
Пикап
Это один из типов автомобилей и видов кузова, которые частично относятся к грузовикам и чаще всего, сконструированных на базе внедорожников. Отличается открытой задней площадкой для грузов.
Стоит отметить, что данный тип автомобилей, особенно популярен среди американских и австралийских потребителей в качестве рабочих машин, в том числе и на фермах. Но в странах СНГ, это скорее автомобиль показывающий статус владельца.
Лимузин
По своей сути, лимузин — это торжественный вид транспорта, использующийся для особых торжественных празднований или некоторой категорией публичных и богатых лиц.
Двухобъемные
Универсал
От седана отличается увеличенным объемом багажного отделения, более высокой стоимостью и более усиленной конструкцией с большей грузоподъемностью. Многие универсалы, имеют складывающиеся задние ряды сидений, что позволяет значительно увеличить багажный объем за счет пассажирских мест. А также, могут иметь опциональную возможность с дополнительным рядом сидений, занимающих часть багажного отделения.
Хэтчбек
Является одной из самых удобной вариации автомобилей, идеально подходящей для повседневного использования большинством потребителей. Позволяющая перевозить объемные грузы за счет складывания заднего ряда сидений, и имеет компактный размер для городской эксплуатации.
Лифтбек
Данный тип машин, похож на седан или купе, но имеет конструкцию крышки багажника, позволяющую открывать ее, вместе с задним стеклом.
Внедорожник
Это отдельный тип транспортных средств, имеющие повышенные способности к преодолению пересеченной местности. По своему внешнему виду. Схожи с универсалами, но обладают увеличенным дорожным просветом, полным приводом, возможностью замыкания дифференциалов. А в некоторых случаях, также оборудуются третьим рядом сидений.
Кроссовер
Данный тип автомобилей, на сегодняшний день становятся все популярнее. Часто, их можно перепутать с внедорожниками, но имеют большую приспособленность к городской эксплуатации, и худшие возможности к преодолению бездорожья. Имеют более компактные размеры и более низкий клиренс.
По своей сути, является внедорожником, но рассчитанным на молодые семьи, предпочитающие проводить свободное время на природе, и заниматься активным отдыхом. Отличаются повышенным комфортом и большим багажным отделением. Однако. Могут не иметь полного привода, но обладают высоким дорожным просветом.
Однообъемные
Минивэн
Данные машины начали выпускаться с начала 80х годов прошлого столетия, и получили распространение среди многодетных семей Америки и Европы.
Микровэн
Одна из разновидностей минивэнов, имеющая скромные размеры, если сравнить со старшим братом, но крупнее хэтчбеков. Отличается небольшой длиной, но высокой крышей.
Компактвэн
Это промежуточный вариант между компактвэном и минивэном. Более приспособленная к повседневному городскому использованию, и может комплектоваться третьим рядом сидений. При этом, из-за более скромных габаритов, имеет уменьшенный объем багажного отделения.
К легковым автомобилям относятся авто, перевозящие до 8 пассажиров и массой машины менее 3,5 тонн. Еще интересное деление легковые автомобили получили в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя. Единицу измерения используют кубический сантиметр или литр. От названия «литр» пошли простонародные названия – малолитражка, микролитражка.
Основное назначение легкого автомобиля это быть средством передвижения для широкого круга людей для передвижения пассажиров и небольших грузов. Этот вид автомобиля носит массовый характер. К большим легковым машинам относятся такие, как лимузины или джипы, в советское время это были правительственные чайки и ЗИЛы.
В этой статье мы поговорим по каким классам делятся кузова легковых автомобилей.
Классификация кузовов легковых автомобилей
Минивэн или УПВ (универсал повышенной вместимости)
Однообъемный грузопассажирский класс кузова с двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений. Задняя часть салона, как правило, выполняется аналогично кузову типа «универсал», но имеет большее число трансформаций кресел и оборудования. Минивэн произошел от фургона, переделанного для перевозки пассажиров. Вместимость минивэна — до 7 человек, что не требует дополнительной водительской лицензии D класса. Багажное отделение небольшое, но вместительное.
Существует несколько классификаций кузова, которые можно рассматривать, как подтипы минивэна:
— компактвэн;
— микровэн, или однообъемник;
— мультивэн — минивэн, предназначенный для перевозки не только пассажиров, но и различных грузов.
Тип открытого трехобъемного пассажирского кузова с убирающимся верхом и опускающимися боковыми окнами. Современные автомобили-кабриолеты имеют верх из винила или полотна и, как правило, оснащены всего двумя дверьми. Реже крыша делается из металла.
Фаэтон — пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами Тарга — пассажирский кузов со складной или съемной частью крыши над первым рядом сидений. В конструкции крыши возможны варианты. Например, так называемая «Т-образная» крыша — с центральной, продольной балкой, разделяющей съемную часть на две половины.
Кабриолет-хардтоп — пассажирский кузов со съемной жесткой крышей.
Закрытый трехобъемный или двухобъемный пассажирский кузов с двумя или (реже) тремя дверьми (третья располагается сзади и объединена с багажником) и двумя рядами сидений. Второй ряд сидений может быть со стесненными посадочными размерами. Несмотря на то, что изначально «купе» — это тип кузова, предназначенный для двух пассажиров, часто встречаются авто с посадочной формулой 2+2 (в данном случае задние места предназначены исключительно для детей) и даже полноценные четырехместные конструкции. Такие модели кузова зачастую используются в спортивных автомобилях. Их отличает высокая комфортность для водителя и пассажира, сидящего спереди. Однако наличие только двух посадочных дверей затрудняет посадку на заднее сиденье, если таковое вообще имеется. Багажник у этих моделей, как правило, несколько больше по сравнению с седаном, но не существенно.
Иногда этот тип кузова разделяют на подтипы:
— Спортивное купе
— Представительское купе
Пассажирский кузов со складывающимся верхом, двумя боковыми дверями и одним или двумя рядами сидений. Второй ряд сидений отличается стесненными посадочными размерами (схема 2+1 или 2+2). В отдельных случаях эти кузова могут комплектоваться съемным жестким верхом.Кузов типа «родстер» абсолютно аналогичен кузову «кабриолет». Однако есть одно важное отличие: «родстер» рассчитан максимум на двух пассажиров. Естественно, зачастую «родстера» значительно компактнее «кабриолета».
Пассажирский кузов легкового автомобиля с открывающейся частью крыши над задними рядами сидений.
Закрытый трехобъемный пассажирский кузов высшего класса с четырьмя или шестью боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений и остекленной перегородкой, отделяющей пассажирский салон от места водителя. При трехрядной компоновке салона второй ряд сидений либо складной, либо расположен спиной к направлению движения.
Грузопассажирский кузов с закрытой кабиной для водителя и пассажиров и открытой бортовой платформой для груза. Кабина может быть оборудована двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями и иметь один или два ряда сидений по схеме 2+1, 2+2 или 2+3.
У грузовой платформы откидной задний борт, мягкий или жесткий верх. Возможна и установка пассажирских сидений. представляет собой модификацию легкового автомобиля или внедорожника (вседорожника) полной массой до 4,54 т и грузоподъемностью до 2,5 т. В случае оснащения кузова жестким верхом превращается в фургон.
Автомобили с данным классом кузова могут быть предназначены как для перевозки пассажиров, так и грузов в специально для этого отведенном отсеке.
В настоящее время условно существуют две основные конструкторские школы «пикапостроения»: европейско-австралийская, предполагающая создание пикапа на базе обычной легковой модели с несущим кузовом и американо-азиатская, в которой пикап основан на прочном рамном шасси, часто унифицированном с полноприводными внедорожниками (SUV).
Соответственно, в первом случае кабина пикапа представляет собой просто переднюю часть салона легкового автомобиля, а основание пола однобортовой платформы усилено дополнительными элементами или смонтировано на приваренной к лонжеронам кабины полураме, либо во втором случае используется передняя часть кузова внедорожника (SUV).
Трехобъемный кузов с двумя или тремя рядами сидений, с двумя или четырьмя дверьми и багажником, структурно отделенным от пассажирского салона. Данная модель кузова типична для большинства легковых автомобилей. Различается объемом багажника и салона. Удобен для перевозки пассажиров, однако практически не предназначен для перевозки грузов.
Заднее стекло на седане всегда жестко закреплено в рамке и не поднимается, хотя спинка заднего сиденья может быть либо оснащена лючком, либо откидываться для перевозки длинномерных предметов. В Северной Америке такой кузов часто называют нотчбеком .
Седан без центральных стоек, а иногда и со стеклами дверей без наружных рамок, именуется седаном-хардтопом .
Седан с двумя дверьми называется тудором .
Данный тип кузова является наиболее распространенным среди кузовов легковых автомобилей.
Двухобъемный кузов с тремя или пятью дверьми с одним или двумя рядами сидений, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой (задний ряд сидений складывающийся). Пассажиры третьего ряда сидений могут также располагаться или спиной к направлению движения, или на отдельных креслах вдоль бортов кузова.
Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и двухрядным расположением сидений. Крыша плавно спускается назад, а в изолированном от салона багажнике — проем люка от нижней кромки заднего окна до уровня пола (как у большинства трехобъемных кузовов).
Кузов легкового автомобиля, внешне напоминающий универсал, однако в нем отсутствуют окна и боковые двери (например, одна из модификаций «Москвича-412» типа «каблучок»).
Двухобъемный грузопассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и одной грузовой в задней части кузова (общее число дверей три или пять). Два ряда сидений. Второй ряд и расположенную за ним полку можно складывать или вообще снять, резко увеличив полезный объем грузового помещения.
Багажник, как правило, имеет меньший объем, чем у седанов, но складывающиеся задние сиденья и задняя дверь размером от крыши до бампера позволяют грузить и перевозить в хэтчбеке достаточно громоздкие предметы. Крыша плавно спускается назад, в задней стенке большой багажный люк.
От универсала отличается меньшим объемом багажника, а от минивэна — меньшей высотой.
Автомобиль давно не рассматривается только как средство передвижения, в нынешнее время он стал неотъемлемой частью цивилизации. Именно поэтому виды производства автомобилей стали такими разнообразными, предлагая машины со всевозможной комплектацией, призванной удовлетворить самые разные потребности покупателей. На современном авторынке представлено огромное множество моделей, отличающихся по типу кузова, все разновидности которых вряд ли сможет назвать даже самый продвинутый автолюбитель.
Основные предназначения автокузова
В сфере машиностроения за последние пару десятилетий было разработано и выпущено большое количество модификаций кузовов автотранспорта, среди которых, по самым скромным оценкам специалистов, только виды легковых автомобилей по типу кузова насчитывают более 15 наименований. И вот здесь назревает вопрос: зачем нужно столько типов кузова? Если вам приходилось покупать автомобиль, то в салоне консультант спросит, для каких целей нужен транспорт, большая ли у вас семья, по какой местности планируете разъезжать? Другими словами, он выявит ваши потребности, а их у людей, сопряжённых с автотранспортом, на самом деле очень много. Таким образом, кузов современного автомобиля способен удовлетворить разные требования потребителей: вместимость салона и багажника, форма и высота машины, отдельные функциональные особенности.
Современные и их классификация
Массовое автомобилестроение берёт своё начало с XX века. Первые модели больше походили на открытую повозку, которая приводилась в движение не с помощью лошадей, а двигателем внутреннего сгорания.
С ростом спроса на самоходный транспорт технология производства дорабатывалась, перед производителями стояла цель выпустить виды автомобилей, способные не только перевозить людей, но и предоставлять защиту и комфорт пассажирам. Так появились закрытые кузова, внутри которых люди были защищены от негативного влияния погодных условий (дождь, снег, ветер, солнце, холод).
На современном этапе классификация кузовов проводится в зависимости от многих критериев:
- Предназначения (кузова пассажирских, грузопассажирских и легковых авто).
- По степени загруженности.
- По компоновке.
- По конструктивным особенностям (открытые, закрытые кузова).
Типы кузовов по компоновке
Данный критерий классификации разделяет кузова по количеству визуально просматриваемых объёмов (частей) силуэта автомобиля:
- Однообъёмные кузова предполагают расположение пассажиров, двигателя и возможного груза в одной визуально цельной части.
- В двухобъёмных кузовах двигатель располагается в одной части конструкции (под капотом), а пассажиры и груз — в другой (салоне)
- Трёхобъёмный кузов состоит из капота, под которым находится ДВС, салона, предназначенного для перевозки пассажиров, и отдельного отсека для багажа (багажник).
Кузова по степени нагрузки
Автокузова могут конструктивно отличаться в зависимости от предполагаемой степени нагрузки на них:
- Несущий кузов имеют многие распространённые виды автомобилей (ВАЗ в том числе). Исключение составляют авто премиум-класса. Функциональной особенностью данного типа кузова является то, что все весовые нагрузки приходятся на кузовную часть.
- Полунесущий кузов применим для производства автобусов, в которых нагрузка распределяется между кузовом и рамой.
- Разгруженный кузов устанавливается на раму с помощью специальных резиновых накладок. Такой кузов берёт на себя нагрузку только от перевозимых людей и грузов.
Виды автомобилей с открытым кузовом
В категорию автомобилей с открытым верхом входят несколько моделей, среди которых не только всемирно известный кабриолет, но и родстер, брогам, тарга, фаэтон, спайдер и другие. Опишем самые распространённые:
Категория легковых авто с закрытым типом кузова
Основные виды автомобилей по типу закрытого кузова следующие:
Кузова грузовых автомобилей
Мировые автоконцерны производят не только пассажирские виды автомобилей, грузовых автомобилей по типу кузовов также сегодня существует огромное множество. Грузовики отличаются в первую очередь от легковушек тем, что у первых в обязательном порядке предусмотрено наличие рамы, которая берёт на себя часть нагрузок.
Что такое Хэтчбек, плюсы и минусы вариантов кузова легкового автомобиля
С момента появления первых автомобилей и до сих пор их кузова отличаются большим разнообразием по замыслу организации мест экипажа, размещения багажа и компоновки агрегатов. Это диктуется как назначением машин, так и просто автомобильной модой. Фантазия дизайнеров и инженеров повлекла за собой появление классификации машина по типу кузова, аналогично многим другим разделениям на классы.
Некоторые исполнения остались в истории или сохранились в экзотических модификациях, мало кто может сразу вспомнить что такое «брогам» или «ландо», но отдельные кузова существуют в каждой линейке моделей, став чрезвычайно популярными.
Что такое Хэтчбэк
Термин образовался от слияния английских слов hatch и back, что буквально означает дверь в задней части автомобиля.
Аналогичное строение имеет другой пятидверный кузов – универсал, но он создан на базе седана и обладает значительным задним свесом, то есть той частью кузова, которая расположена позади задних колёс и обычно используется для размещения объёмного багажа.
Характерными признаками хэтчбэков или хэтчбеков, чтение последнего слога может быть произвольным, являются:
- компактный двухобъёмный кузов, то есть явно выражены два отсека, для двигателя и пассажиров с багажом;
- удобная задняя дверь в торцевой части кузова для доступа к багажному отделению;
- небольшой задний свес, иногда практически полное его отсутствие, багажник располагается над задней осью;
- наличие нечётного количества дверей, их может быть три или пять.
Сформировалось некое классическое понимание хэтчбека, в которое входит не только описание кузова по канону классификации, но и общий тип автомобиля, включая его назначение и компоновку.
Никто же не станет называть, например, всем известную трёхдверную Ниву хэтчбеком, хотя именно так и следовало бы считать.
Скорее все машины повышенной проходимости именуются универсалами, независимо от свесов и количества дверей, а хэтч – это городской автомобиль скромных размеров, в котором всё посвящено экономии и прагматизму.
Хотя случаются и машины внушительных габаритов, с мощными двигателями и другими отклонениями от усреднённого образа. В том числе и с ярко выраженным спортивным характером, так называемые хот-хэтчи.
Типы кузова хэтчбэк
Внутри самого раздела классификации тоже единообразия не наблюдается. Естественно, ни одна автомобильная фирма не станет придерживаться чётких рамок, теряя при этом прибыль.
Наоборот, все стремятся выделиться, производя на базе одной модели сразу несколько незначительно отличающихся кузовов, что привело к появлению дополнительных подклассов.
Каммбэк
Это малоизвестная разновидность хэтчбека, названная в честь автора идеи, швейцарского инженера Вунибальда Камма, занимавшегося автомобильной аэродинамикой.
Именно ему принадлежит конструкция «Kamm tail», своеобразное оформление задка машины, призванное снизить её аэродинамическое сопротивление.
До этого считалось, что идеальной формой кузова будет нечто вроде дождевой капли с удлинённым хвостом. Спортивные автомобили, где малое сопротивление потоку позволяет выигрывать на гоночных трассах, именно так и строились. Но для гражданских версий это было бы непрактично из-за значительной длины и неудачной развесовки.
Камм заметил, что если вертикально срезать хвост автомобиля обтекаемой формы, то его сопротивление возрастёт очень незначительно, зато появится удобство организации багажника (или моторного отсека) и сократится общая длина.
Кузов был назван каммбэком, именно по такому принципу построены многие автомобили, в том числе и аэродинамически совершенные, вроде Citroen CX или Audi A7.
Даже прославившийся гибрид Toyota Prius, хоть и не известна эстетикой дизайна, благодаря кузову каммбэк имеет неплохую аэродинамическую эффективность.
Фастбэк
Часто идею Камма воплощают в виде кузова фастбэк, но при этом имя его не упоминается. Принято считать, что фастбэк – это та же каплеобразная форма задней части машины, переходящая в короткий срез торца, где располагаются бампер, фонари, номерные знаки и замок крышки багажника.
Сама крышка, как и положено у канонического хэтчбэка, поднимается вверх вместе с задним стеклом. Отличить от каммбэка довольно сложно, поэтому ту же Audi A7 многие считают фастбэком.
Большой багажный проём удобен для погрузки, хотя утилитарных машин с таким типом кузова мало. Практичность не нуждается в аэродинамичности форм. Но багажник у фастбеков имеется, и часто довольно вместительный.
Тем более, что сами машины велики по размерам, что связано с их мощностью и престижем. Даже легендарный советский фастбэк «Победа» не был тесным автомобилем, не говоря уже о Mercedes CLS или Bentley Continental GT.
Нотчбэк
Тоже наименование из тех, что не у всех на слуху, к тому же в него вкладывается разный смысл, в некоторых странах так называют обычные седаны. Да и внешне нотчи на них очень похожи.
Если не обращать внимания, что у них вместе с крышкой багажника поднимается и заднее стекло. Причём иногда раздельно, то есть это реально гибрид седана с хэтчбеком.
Классический пример — Skoda Superb, с виду седан с заваленными задними стойками, что вообще характерно для употребления термина нотчбек, но у этой машины можно при необходимости откинуть и заднее стекло салона.
Лифтбэк
Такой кузов появился в качестве компромисса между седаном, хэтчбеком и даже универсалом.
От седана здесь наличествует слегка выступающий багажник, машина несколько ушла от понятия двухобъёмника, от хэтчбека – откидывающаяся задняя нечётная дверь кузова, а универсал привнёс увеличенный объём багажника.
При этом у лифтбека в целом лучше аэродинамика, кузов не такой обрубленный сзади, как у более утилитарных машин, выигрывает и внешний вид. Поэтому многие автозаводы выделяют лифтбеки как самостоятельную разновидность кузовов в рамках одной модели.
Характерный признак – сильно скошенное заднее стекло вместе со стойками. На выступ багажника просится спойлер, что многие и делают.
Преимущества такого типа заставили даже наиболее дешёвую модель в России – Ладу Гранту, выпускать в виде лифтбека одновременно с универсалом и седаном.
Плюсы и минусы хэтчбеков
Сам факт огромной популярности хэтчбеков подразумевает наличие значительных преимуществ:
- кузов компактен и практичен, при минимальных внешних габаритах машины имеют большое внутреннее пространство;
- с места водителя предоставляется удобный обзор, в непросматриваемой зоне заднего свеса почти ничего нет, кроме бампера;
- короткая машина имеет малый момент инерции относительно вертикальной оси, поэтому хорошо управляется;
- небольшая масса позволяет уменьшить расход топлива;
- фактически расставленные по углам кузова колёса позволяют улучшить геометрическую проходимость;
- удобно грузить в багажник крупногабаритные предметы, что подкрепляется возможностями трансформации салона.
Недостатки также присутствуют, как и у любого другого кузова:
- у багажа и пассажиров общий объём, что не способствует комфорту;
- климатической установке приходится обслуживать багажник, которому это вовсе и не требуется;
- небольшая длина машины заставляет конструкторов делить пространство между пассажирами и багажом, выбирая компромиссный вариант;
- универсалы и седаны располагают заведомо большими багажными объёмами;
- у машин с вертикальной задней дверью постоянно загрязняется заднее стекло из-за плохой аэродинамики;
- в трёхдверных моделях затруднён доступ на задние сиденья.
Максимальной популярностью хэтчбеки пользуются в сегменте городских автомобилей.
Можно сказать, что это единственный приемлемый тип кузова в подобных условиях. А на базе таких машин создаются многочисленные варианты для спорта, где также важны компактность, малая масса и невысокая цена модели-прототипа.
Источник http://tdconti55.ru/what-is-the-body-of-the-car-types-of-car-bodies.html
Источник http://autovogdenie.ru/chto-takoe-kuzov-hatchback.html