Содержание
Датчик температуры охлаждающей жидкости автомобиля
Современный автомобиль оснащен множеством различных датчиков. С развитием технологий их число только растет. Все они призваны осуществлять контроль работы узлов и механизмов.
Одним из самых старейших контрольных устройств является ДТОЖ или датчик для измерения температуры охлаждающей жидкости. В статье содержится информация о назначении этого узла, принципе его работы, причинах неправильной работы, способах диагностики работоспособности, замене неисправного узла, определении оригинального товара для автомобиля.
Назначение
У автомобилей старой комплектации с карбюраторным впрыском топлива, ДТОЖ имеет простую функцию в цепи радиатор-двигатель-индикатор температуры приборной панели. Иными словами, этот датчик просто указывает показания температуры в двигателе. На работу систем впрыска он не влияет.
Современные автомобили с инжекторным впрыском топлива оснащены элементом ДТОЖ, который осуществляет контроль температурных показателей самого антифриза. Взяв за основу эти параметры, устройство передает сигнал ЭБУ, который в свою очередь:
- осуществляет включение дополнительного охлаждающего вентилятора;
- регулирует впрыск топлива в систему во время прогревания на холостых оборотах;
- принудительно останавливает работу мотора, если поступили данные о его перегреве.
Многие автомобилисты считают ДТОЖ датчиком замера температуры с блока двигателя. ДТОЖ установлен на корпусе термостата или в нижней части радиатора, все зависит от марки и модели автомобиля. У этих устройств есть главное отличие.
ДТОЖ имеет электрический 2 контактный разъем, а на ДТБД всего 1 контакт. ДТБД установлен прямо на блок двигателя для фиксации его температуры. Два похожих узла, но с разной функциональностью по отношению к ЭБУ.
Более сложные автомобили оснащаются сразу 2 термодатчиками. Один располагается до двигателя, поверх корпуса термостата, на патрубке термостата или радиаторе. Второй датчик установлен в месте вывода жидкости с двигателя. Часто это верхняя часть радиатора или патрубок.
Принцип действия
ДТОЖ реагирует на изменение температуры по принципу термистора. Внутри него находится пластина, которая реагирует на изменение температуры повышением своего электрического сопротивления. Именно изменяющееся сопротивление является сигналом для электронного блока управления. Это устройство входит в сложную электрическую цепь, работая в сети с датчиками регулировки впрыска, холостого хода, дополнительного вентилятора, ЭБУ.
Признаки неисправности
Температура охлаждающей жидкости серьезно влияет на работоспособность двигателя. Холодный мотор нестабильно работает, перегретый может просто выйти из строя из-за повреждения поршневой группы, гидроудара, или если прогорела прокладка блока цилиндров. На неисправность этого элемента указывает следующее:
- отказ работы температурного индикатора приборной панели;
- плохой пуск холодного двигателя;
- неравномерные обороты двигателя во время прогрева;
- снижение динамики автомобиля, плохая работа свеч зажигания;
- закипание антифриза при низких показателях указателя температуры;
- отсутствует своевременное включение вентилятора или если он включается не вовремя.
Все эти признаки могут быть причиной выхода из строя ДТОЖ. При появлении неисправности необходимо своевременно осуществить проверку датчика температуры охлаждающей жидкости.
Проверка
Проверить работоспособность ДТОЖ можно самостоятельно. Но перед снятием этого элемента стоит проверить следующее:
- Проверить соединительный электрический разъем. Часто контакты могут быть загрязнены, окислены. В этом случае необходимо просто почистить контакты наждачной бумагой.
- Проверить провода, отходящие от устройства. При обнаружении обрыва одного или обоих проводов, устранить неисправность обычным соединением с последующим изолированием места соединения.
- При помощи тестера проверить целостность предохранителей. При обнаружении неисправного элемента, заменить его работоспособным.
В случае, если описанных неисправностей не найдено, необходимо начать проверку самого ДТОЖ. Для этого его необходимо демонтировать. Стоит помнить, что при демонтаже этого элемента произойдет утечка охлаждающей жидкости.
Для демонтажа датчика необходимо:
- Дать двигателю остыть.
- Отключить от аккумуляторной батареи клемму «−».
- При необходимости слить часть антифриза.
- Отсоединить от датчика разъемное гнездо.
- Выкрутить деталь при помощи рожкового ключа на «19».
Перед проверкой элемента на неисправность, его необходимо очистить от грязи и осмотреть. При обнаружении трещин корпуса деталь не подлежит ремонту — ее необходимо заменить новой.
Существует несколько видов проверки ДТОЖ. Все они основаны на определении работоспособности по сопротивлению.
Способ 1
Он основан на обычной проверке сопротивления. Этот метод только укажет, что элемент не имеет внутреннего короткого замыкания, либо на целостность термистора. Проверка начинается с подключения щупов тестера к клеммам испытуемого устройства. Оптимальными данными можно считать показатели от 9400 до 5600 Ом. Также стоит проверить датчик на замыкание корпус. Для этого нужно установить тестер в режим прозвонки. Далее один щуп тестера соединяется с корпусом, а другой поочередно с каждым выводом датчика. Отсутствие реакции тестера укажет на целостность элемента.
Способ 2
Этот способ является самой точной проверкой работоспособности. Для проведения испытания понадобится емкость с водой, два провода, обычный домашний термометр и тестер. Для начала необходимо присоединить подготовленные куски провода к клеммам датчика. Это можно сделать при помощи скрутки или паяльника.
- Емкость с водой установить на печь.
- В емкость поместить датчик и термометр.
- Выводы датчика подключить к клеммам тестера.
В ходе проверки тестер должен быть установлен в режим определения сопротивления. При постепенном нагреве воды в емкости должно изменяться сопротивление датчика. Показания тестера необходимо сверять с температурой термометра. Точное соотношение показаний нужно сверить с таблицей, представленной ниже.
Следует помнить, что подобная проверка без использования термометра не покажет правильные данные, так как будет дана информация только о сопротивлении. Неисправный, но работоспособный датчик, установленный после подобной проверки, будет выдавать на ЭБУ ложные данные.
Если устройство показало правильные данные в ходе проверки, рекомендуется осуществить проверку других элементов, входящих в систему охлаждения и определяющих температуру двигателя.
Замена
Заменить неисправный ДТОЖ очень просто.
- Дождаться, когда двигатель полностью остынет.
- При необходимости слить антифриз из системы.
- Отсоединить клемму «минус» на аккумуляторе.
- Отсоединить разъемную клемму с датчика.
- Выкрутить элемент.
Замена осуществляется в обратном порядке. После завершения процедуры нужно включить зажигание без пуска двигателя. ЭБУ должен считать новую деталь, провести ее внутреннюю диагностику. Если прояснить причину неполадок не удалось, лучше обратиться в специализированный сервис.
Датчик охлаждающей жидкости очень важная деталь автомобиля. Поэтому для замены необходимо приобретать только оригинальные запасные части. Определить оригинальное производство ДТОЖ можно по артикулу, указанному на упаковке. Датчики для отечественных автомобилей ВАЗ маркируются артикулом 2101-3808600. Оригинальность моделей от зарубежных производителей для автомобилей ВАЗ и иномарок можно определить по таблице, представленной ниже.
Не стоит устанавливать подобные узлы от автомобилей других моделей. Электронная цепь может быть иной, датчик будет выдавать преждевременные, запоздалые, неточные данные, что повлияет на общую работоспособность автомобиля. Каждый датчик собран из учета объема двигателя, его мощности, общего объема охлаждающей жидкости в системе.
Система охлаждения важная часть систем автомобиля. Неисправный датчик может повлиять как на работу двигателя, целостность его составных элементов. Данная деталь достаточно дешевая по своей себестоимости. Ее замена поможет избежать целого ряда проблем с двигателем, а также больших финансовых вложений.
Видео по теме
https://osensorax.ru/klimat/datchik-temperatury-ohlazhdayushhej-zhidkosti