Дорожно-строительная техника: виды и назначение машин

 

 

Содержание

Дорожно-строительная техника: виды и назначение машин

Дорожно-строительная техника: виды и назначение машин

  • Общая классификация спецтехники виды, типы
  • Основные категории спецтехники виды, типы, разновидности
  • Дорожная спецтехника
  • Строительная спецтехника
  • Городская коммунальная спецтехника
  • Производственная спецтехника
  • Транспортная грузовая спецтехника
  • Подъемная спецтехника
  • Сельскохозяйственная спецтехника
  • Исследовательская спецтехника
  • Военная спецтехника
  • Какая спецтехника бывает еще
  • Марки и производители спецтехники ТОП
  • Характеристики спецтехники
  • Строительно-дорожные машины
  • Назначение и классификация экскаваторов, их основные части, эксплуатационные возможности и тип ходового устройства. Виды и основные элементы бульдозерного оборудования. Спектр использования самосвалов. Машины для уплотнения асфальта и земляного полотна.
  • Подобные документы
  • Виды строительной спецтехники техники, машин, оборудования
  • Для чего нужны автогрейдеры?
  • Что мы знаем про асфальтоукладчики?

Спецтехника – это сложное техническое транспортное средство, машины, механизмы имеющее четко определенное назначение, разрабатывается с учетом специфики сферы применения для выполнения конкретных задач и ускорения производства работ, следствием чего становиться увеличение эффективности и общее повышение КПД всего процесса производства. Еще ее называют специальной техникой или специализированной.

Производство в данном случае рассматривается как весь список работ и услуг, для которых используются специальные транспортные средства в любой отрасли.

Мы рассматриваем спецтехнику как транспортное средство, потому что работы и услуги спецтехники связаны с перемещением чего либо из одного места в другое. Будь это перевозка людей, доставка материалов, рытье канавы, разрушение, строительство и другое, во всех работах происходит перемещение.

Спецтехника применяется во всех отраслях материального производства и прямо влияет на качество жизнедеятельности человека. Чем более надежная и «умная» спецтехника, тем выше уровень нашей с вами жизни.

Далее рассмотрим со всех сторон спецтехнику виды, типы, категории, классификацию.

От сферы применения и специфики предстоящих работ зависит конструкция машин и механизмов спецтехники ее технические характеристики, габаритные размеры и другие показатели.

Специальная техника может быть огромной как космические корабли, так очень маленькой как нано-роботы, размер в данном случае это совершенно не важено, важно насколько качественно выполняется та работа, для которой данная спецтехника была разработана и произведена.

Общая классификация спецтехники виды, типы

Существуют разные классификации спецтехники в зависимости от сферы применения различают следующие типы специальной техники:

  • Воздушная,
  • Водная,
  • Наземная,
  • Подводная,
  • Космическая.

В зависимости от типа машин и механизмов спецтехнику разделяют на виды:

  • Авто,
  • ЖД,
  • Водную,
  • Воздушную.

Еще одной немаловажной классификацией является разделение типов спецтехники по способу передвижения и типу движителя:

  • стационарные, транспортируются с помощью других машин,
  • колесные или автомобильные,
  • рельсовые,
  • гусеничные,
  • летательные.

Основные категории спецтехники виды, типы, разновидности

Данные обобщенные классификации спецтехники невозможно представить без разделения их на категории по выполняемым работам в определенной сфере. Так, выделяют основные категории спецтехники:

  • Дорожная или рабочая,
  • Строительная,
  • Коммунальная или городская,
  • Производственная,
  • Военная,
  • Пожарная,
  • Спасательная спецтехника служб МЧС, и других,
  • Медицинская,
  • Грузовая спецтехника или транспортная,
  • Подъемная,
  • Сельскохозяйственная,
  • Исследовательская,
  • Спецтехника служб безопасности МВД и других правоохранительных служб,
  • Другая

Применение специальных механизмов и агрегатов происходит повсеместно будь то город, горы, лес, поле, море, космос, сегодня человечество уже не сможет существовать без помощи различных по своим характеристикам машин, которые называют одним словом спецтехника. Рассмотрим какая спецтехника бывает в каждой категории специальной техники более подробно.

Дорожная спецтехника

Дорожная спецтехника – техника и механизмы, применяемые для строительства и ремонта автодорог. Строительство и ремонт автомобильных дорог включает в себя множество работ, что бы выполнить каждый этап работ, были спроектированы и произведены различные виды дорожной спецтехники. Ежегодно миллионы таких дорожных машин выходят на работы по всей России. Сюда относится:

  • рыхлители,
  • кусторезы,
  • экскаваторы-погрузчики,
  • автогрейдеры,
  • катки дорожные, грунтовые, асфальтные,
  • асфальтоукладчики,
  • дорожные фрезы,
  • другие виды.

Строительная спецтехника

Строительная спецтехника – это отдельная обширная группа техники специального назначения применяемой при строительстве и разрушении различных объектов и сооружений. Сюда относятся машины и механизмы на колесном и гусеничном ходу:

  • бульдозеры,
  • экскаваторы,
  • трубоукладчики,
  • сваебойные машины,
  • машины подачи бетона,
  • самосвалы,
  • бетоносмесители,
  • техника для прокладки коммуникаций и множество другой специальной техники.

Городская коммунальная спецтехника

Городская коммунальная спецтехника – это особые машины, которые помогают убирать и очищать городские улицы, предотвращать и устранять последствия аварии в жилых районах. В эту большую группу можно отнести:

  • уборочные машины,
  • ассенизаторские машины,
  • илососы,
  • мусоровозы и другие машины обеспечивающие комфортную жизнь человека.

Производственная спецтехника

Производственная спецтехника – это техника, выполняющая работы по добыче полезных ископаемых и подаче материалов, обеспечивающая непрерывность добывающего и производственного процесса. Примерами могут служить:

  • транспортеры,
  • погрузчики,
  • трапы,
  • лесозаготовительная техника,
  • промысловая,
  • карьерная техника,
  • буровые установки,
  • различные мобильные установки и другая.

Транспортная грузовая спецтехника

Транспортная грузовая спецтехника – большая группа специальных машин, обеспечивающих перевозку и буксировку, толкание различных грузов по земле, воде и воздуху. В эту группу можно отнести:

  • седельные тягачи с полуприцепами,
  • множество модификаций грузовиков,
  • буксиры,
  • грузовые транспортные самолеты и вертолеты,
  • грузовые танкеры и корабли,
  • баржи и другое.

Подъемная спецтехника

Ни один процесс в жизнедеятельности человека не обходится без подъема или опускания предметов и объектов. Для обеспечения таких работ повсеместно разработана и применяется подъемная спецтехника. Погрузо-разгрузочные работы помогают производить:

  • различные лифты и подъемники,
  • вышки,
  • краны на колесном,
  • гусеничном и рельсовом ходу,
  • стационарные краны – башенные и мостовые,
  • автоманипуляторы и другие крановые машины и установки.

Сельскохозяйственная спецтехника

Сельскохозяйственная спецтехника – это специальная техника для производства работ в сельскохозяйственной отрасли и животноводстве. Разработанные машины применяются при работе на полях, во время обработки и сбора урожая, техника, которая доставляет продукцию на место ее переработки. Кроме комбайнов и тракторов включает в себя:

  • сеялки,
  • косилки,
  • доильные машины и молоковозы,
  • элеваторы и другую технику.

Исследовательская спецтехника

Исследовательская спецтехника – техника обеспечивающая проведение научных исследований на земле, под водой и в космосе.

Военная спецтехника

Военная спецтехника, такая техника призвана обеспечивать надежность и безопасность границ каждого государства. Танки, БТР, БМП, истребители, ракетные установки и множество других машин, применяемых в военной сфере.

Военная спецтехника это техника используемая армией и другими военизированными службами для организации и ведения боевых действий и спецопераций: военных, гражданских. Военная техника ее новизна, инновационность и укомплектованность боевыми единицами это показатель силы вооруженных сил, участвующих как в активном применении, так и пассивном сдерживании возможной агрессии и подрыва суверенитета государства.

Какая спецтехника бывает еще

Пожарная спецтехника, спасательная спецтехника МЧС, спецтехника скорой медицинской помощи, спецтехника служб безопасности МВД – группы спецтехники специальных служб.

Все сферы деятельности человека тесно связаны друг с другом, поэтому при таком множестве процессов, работ и услуг, которые необходимо выполнять ежедневно специальным машинам, можно выделить универсальные виды спецтехники. Так, например, огромное множество работ из разных сфер могут выполнять самосвалы, экскаваторы-погрузчики, тракторы и другие.

Различные виды спецтехники могут различаться по еще одному немаловажному фактору: системе управления. Если в прошлом все механизмы управлялись человеком напрямую, то в наше время кроме этого человек может управлять работой спецтехники находясь на расстоянии, а так же передав управление в руки компьютера, режим автопилота.

В будущем нас ждет роботизированная спецтехника, которая управляется вообще без помощи человека. Искусственный интелект разрабатывается ведущими информационными гигантами и постепенно входит в нашу жизнь.

Марки и производители спецтехники ТОП

Существует огромное множество марок спецтехники, есть как российские производители, так и иностранные. В каждой промышленно развитой стране есть свои производители спецтехники, однако качество и стоимость сильно различаются, поэтому важно сделать правильный выбор.

Список ТОП крупнейших мировых производителей спецтехники составляют: Caterpillar, Komatsu, Volvo, Hitachi, Terex, Liebherr, JOHN DEERE, XCMG, Sany, DOOSAN, Hyundai, Zoomlion, Shantui. В топе представлены японские, шведские, немецкие, южнокорейские, китайские, английские, французкие, финляндские, итальянские и американские производители. Ведущими мировыми производителями спецтехники являются США, Япония, Китай.

Российские производители не входят в топ марок производителей спецтехники, наша техника применяется только в нашей стране и СНГ. Крупнейшими являются: Камаз, Маз, ГАЗ, Четра, ЧТЗ, Россельмаш, Краз, Амкодор.

Характеристики спецтехники

Как видно вся существующая спецтехника – это разнообразная техника, машины и агрегаты каждая создана для выполнения специальных видов работ. Спецтехника позволяет перестать применять ручной труд и увеличить производительность, уменьшить расход сил и времени.

Производители спецтехники ежедневно ищут способы повышения КПД, улучшая различные характеристики, применяя новые материалы и разрабатывая новое навесное оборудование. Каждая специальная машина имеет следующие характеристики.

  • длинна,
  • ширина,
  • высота,
  • вес,
  • КПД (объем выполняемых работ за единицу времени)

Навесное оборудование позволяет сделать технику более универсальной и расширяет сферы ее применения.

На характеристики спецтехники влияют как ее размеры, так и инновационная составляющая. При одинаковых размерах качественная спецтехника крупнейших производителей может быть более эффективной и надежной по сравнению с аналогами.

Чем больше масштаб производимых работ, тем крупнее применяется спецтехника. Крупная большая спецтехника в сотни раз превышает размеры мини спецтехники.

Самая крупная спецтехника на земле это poторный карьерные экскаватор Bagger 293, разработанный немецкими инженерами. Масса Bagger 293 составляет 14,200 тонн. За сутки экскаватор способен переработать и отгрузить 240 тыс. м³ горной породы.

Размеры спецтехники, применяемой для строительных работ достаточно велики, что создает проблемы при ее транспортировке на новое место работы. Негабаритные размеры требуют применения специальных машин и согласований. Если вам требуется надежная перевозка спецтехники обратитесь в нашу компанию.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА.

Строительно-дорожные машины

Назначение и классификация экскаваторов, их основные части, эксплуатационные возможности и тип ходового устройства. Виды и основные элементы бульдозерного оборудования. Спектр использования самосвалов. Машины для уплотнения асфальта и земляного полотна.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

5 Машины для уплотнения асфальта и земляного полотна

Основными рабочими единицами строительно-монтажных процессов являются комплекты и комплексы машин, которые составляют машинные парки дорожно-строительных организаций. Эффективность их использования зависит от многочисленных факторов. При наличии одних и тех же производственных возможностей на предприятии можно получить различные результаты в зависимости от того, насколько целесообразно сформированы комплекты и комплексы машин, определена структура парка машин, каков уровень организации строительного производства.

Продукция дорожно-строительного предприятия может быть получена с использованием различных технологий, а значит, и отличающимся друг от друга типом и количеством машин и механизмов. Один и тот же технологический процесс может быть выполнен различными машинами, отличающимися друг от друга, как принципом работы, так и техническими параметрами. В таких условиях практика строительства и теоретические исследования в области механизации строительства в настоящее время не полностью обеспечивают однозначное решение вопроса оптимизации систем машин.

Большинство технологических процессов может быть выполнено различными машинами, отличающимися друг от друга, как принципом работы, так и техническими параметрами. Кроме того, некоторые технологические процессы являются альтернативными друг для друга, что может изменить количество машин, принимаемое к рассмотрению при оптимизации строительных работ.

Эксплуатационные параметры каждой машины в процессе ее старения изменяются по определенным законам [199, 204], и это должно учитываться в процессе оптимизации, что в практике строительства обычно не делается в силу отсутствия таких данных. Эти изменения вызваны различными факторами, к главным из которых следует отнести наработку, условия производственной эксплуатации, объем и периодичность обслуживающих и ремонтных воздействий.

Каждая дорожно-строительная организация выполняет работы, которые отличаются друг от друга как по виду (строительство земляного полотна, строительство дорожного основания из щебня, строительство асфальтобетонного покрытия и т.п.), так и по объёму. Для выполнения этих работ формируются специализированные комплекты машин (СКМ), отличающиеся друг от друга, как типами машин, так и их производительностью. Система машин, включающая в себя все СКМ, образует парк машин.

Парк машин – это совокупность машин для выполнения производственной программы предприятия, которые могут отличаться своим функциональным назначением, типоразмером, формой и степенью технологической взаимосвязи.

Необходимость выделения парка машин из общей структуры предприятия определяется следующими положениями. Во-первых, парк машин в дорожно-строительных организациях как часть основных производственных фондов имеет весьма большой удельный вес в структуре предприятия. Во-вторых, эту часть можно легко выделить, что облегчает дальнейшее рассмотрение с точки зрения эффективного использования. В-третьих, парк машин является наиболее динамичной частью овеществленного капитала предприятия, поскольку постоянно изменяется местонахождение машин, входящих в парк, их концентрация, срок службы, технологические требования, предъявляемые к машинам, и так далее.

Кроме того, именно средства механизации парка выполняют совместно с рабочей силой основные функции предприятия, а значит, и оказывают значительное влияние на конечный результат его работы. Качественный и количественный состав парка машин (ПМ) определяет темпы строительства, стоимость производства работ, качество выполняемых работ и в конечном итоге долговечность автомобильных дорог.

Парк строительных и дорожных машин – это сложная техническая система, характеризующаяся высокой размерностью, множественностью и сложностью зависимостей, динамичностью. Она представлена множеством различных факторов, большое количество из которых- переменные величины.

Данный вид строительной техники (рис. 2.1) выполняет копание и перемещение грунта посредством ковша или механизма непрерывного действия (цепного или роторного).

Исходя из этого требования, экскаваторы подразделяются:

-на одноковшовые экскаваторы периодического действия;

-на экскаваторы непрерывного действия.

Основными частями строительных экскаваторов являются ходовая часть (колесная или гусеничная), поворотная платформа с силовой установкой и сменное рабочее оборудование.

Чтобы верно оценивать эксплуатационные возможности машины, надо хорошо знать их индексацию. Первые буквы всегда будут обозначать классификацию, например ЭО – экскаватор одноковшовый. Далее следуют три основные цифры индекса:

размерная группа экскаватора (вместимость ковша);

конструкция рабочей подвески.

Имеется и четвертая цифра в индексе, которая обозначает порядковый номер модели экскаватора. Затем опять следует буквенная индексация: первая из дополнительных букв (А, Б, В и т.д.) означает порядковую модернизацию данной машины, последующие – вид климатического исполнения (С или ХЛ – северное, Т – тропическое, ТВ – для работы на влажных тропиках).

Например, индекс ЭО-5123ХЛ можно расшифровать так: экскаватор одноковшовый универсальный, 5-й размерной группы, на гусеничном ходовом устройстве, с жесткой подвеской рабочего оборудования, третья модель в северном исполнении.

Для каждой размерной группы обычно указывается несколько вместимостей ковшей – основного и сменных повышенной вместимости, причем для последних предусмотрены меньшие линейные параметры и более слабые грунты, чем при работе с основным ковшом. Основным считается ковш, которым экскаватор может разрабатывать грунт 4-й категории.

Вместимость основных ковшей экскаваторов составляет: для 2-й размерной группы – 0,25-0,28 куб.м, 3-й – 0,40-0,65 куб.м, 4-й – 0,65-1 куб.м, 5-й – 1,0-1,6 куб.м, 6-й – 1,6-2,5 куб.м, 7-й – 2,5-4 куб.м.

В последнее время все большее применение получают малогабаритные мини- и микро-экскаваторы. Они могут отрыть котлованы, траншеи, выполнить работу в труднодоступных местах.

Тип ходового устройства указывается цифрами с 1 по 9:

1 – гусеничное (Г);

2 – гусеничное уширенное (ГУ);

3 – пневмоколесное (П);

4 – специальное шасси автомобильного типа (СШ);

5 – шасси грузового автомобиля (А);

6 – шасси серийного трактора (Тр);

7 – прицепное ходовое устройство (Пр);

Условия применения различного рабочего оборудования.

Экскаваторы с оборудованием прямой лопаты и с разгрузкой в транспортные средства или отвал целесообразно применять для рытья котлованов, преимущественно в крепких, каменистых и скальных породах и грунтах, а также в устойчивых грунтах средней крепости.

Оборудование обратной лопаты используется для рытья узких траншей (шириной 0,7-1,5 м и глубиной до 8 м), особенно с вертикальными стенками для прокладки сетей канализации, устройства фундаментов в крепких и каменистых грунтах, а также сооружения небольших котлованов.

Рабочее оборудование экскаватора-драглайна состоит из стрелы и ковша, подвешенного к стреле при помощи подъемного и тягового канатов. Выемку грунта драглайн производит, как правило, ниже уровня установки экскаватора; ковши применяются различной емкости – в скальных предварительно разрыхленных породах допускается работа драглайна при емкости ковша свыше 10 м3. Продолжительность цикла обычно на 10-20% больше, чем при работе экскаватора с оборудованием прямой лопаты. С оборудованием драглайна работает до 40% одноковшовых экскаваторов.

Грейфер (рис.2.2) – грузозахватное приспособление экскаваторов, подъемных кранов, погрузчиков и монорельсовых тележек, снабженное поворотными челюстями для захвата груза. Грейферы применяют для перегрузки и транспортирования на небольшие расстояния сыпучих и кусковых грузов, лесоматериалов и др. Наиболее распространены грейферы для сыпучих грузов емкостью 0,8-1,5 куб.м. Грейфер для лесоматериалов (бревен, балансов, дров и т.д.) по устройству аналогичен грейферу для сыпучих грузов, но имеет челюсти специальной конструкции – каждая состоит из двух когтей, отогнутых вниз и соединенных балкой. Применение грейферов позволяет полностью автоматизировать операции захвата и освобождения различных грузов.

Бульдозером (рис.3) называют специализированную технику, которая представляет собой колесный или, чаще, гусеничный трактор с установленным рабочим органом – отвалом.

Отвал может быть, как прямолинейный, так и криволинейный и, который, в обязательном порядке, расположен вне колесной базы машины. Бульдозеры предназначены для послойного копания, перемещения и планировки грунтов.

Этот вид специализированной техники применяется в карьерах при добыче полезных ископаемых, при ремонтно-строительных работах дорожного полотна, а так же при строительстве недвижимости, каналов, и прочих сооружений. Бульдозеры различают, главным образом, по типу отвала.

Основными элементами бульдозерного оборудования являются отвал, толкающие брусья с раскосами и подкосами или толкающая рама с раскосами, гидроцилиндры подъема и опускания отвала, а также, на отдельных видах, механизмы поворота отвала в поперечной и горизонтальной плоскостях и изменения угла резания.

Отвал представляет собой сварную конструкцию коробчатого типа, обеспечивающую ему жесткость, с приваренным в передней части лобовым листом криволинейного профиля. Последний обеспечивает быстрое заполнение отвала материалом.

Бульдозеры общего назначения оснащаются основными отвалами, выпускаемыми почти всеми производителями.

Различают неповоротные, поворотные и универсальные отвалы. Неповоротные включают в себя прямой, сферический и полусферический отвалы. Торцы этих отвалов закрыты двумя боковыми щеками для снижения потерь грунта при транспортировании. Лобовой лист завершается вверху козырьком, приваренным под углом к лобовому листу. Козырек препятствует пересыпанию грунта через верхнюю кромку отвала и улучшает формирование призмы волочения грунта. Для защиты от повреждений гидроцилиндров и радиатора двигателя от пересыпающегося материала некоторые фирмы используют решетки, устанавливаемые сверху на отвалах, и щитки.

Прямой отвал, или отвал типа 5, используется при разработке широкого диапазона не мерзлых грунтов, включая легкие скальные.

Сферический отвал (U) особенно эффективен для перемещения значительных объемов легких грунтов на большие расстояния. Он состоит из трех секций: центральной и двух боковых. Последние расположены под углом в плане до 25° к центральной секции. Изогнутая в плане форма отвала обеспечивает смещение грунта к середине отвала, обеспечивая при транспортировании минимальные потери материала.

Полусферический отвал (SU) сочетает способности прямого отвала хорошо врезаться в грунт и сферического отвала перемещать большие объемы материала за счет коротких боковых секций, установленных под углом до 25° к центральной секции.

Отвалы U, SU и S имеют механизм перекоса (гидроцилиндр и винтовую стяжку), позволяющие им хорошо внедряться в прочные грунты. При наличии двух гидроцилиндров перекоса машинист из кабины имеет возможность изменять углы перекоса и резания отвала на ходу машины, приспосабливаясь к меняющимся грунтовым условиям.

Поворотный отвал (А) применяется при поперечной транспортировке грунта для засыпки траншей, укладки насыпи и при расчистке территории от снега, мусора, растительности. Отвал может поворачиваться в плане вокруг шарнира на раме в обе стороны. По форме это прямой отвал без боковых щек, удлиненный по ширине и укороченный по высоте.

Отвалы с регулируемыми углами поворота и перекоса (РАТ), которые имеют 6 степеней свободы (шестипозиционные отвалы). Это универсальные отвалы, способные изменять и поперечные, и продольные углы установки отвала, прикрепляемые шарнирно к П-образной толкающей раме.

Бульдозеры представляют собой навесное оборудование на базовый гусеничного или пневмоколесного трактора, хотя встречаются и экзотически модели, например на стальных колёсах, включающее отвал с ножами, толкающее устройство в виде брусьев или рамы и систему управления отвалом. Современные бульдозеры являются конструктивно подобными машинами, базовые тракторы и навесное оборудование которых широко унифицированы. Бульдозер-рыхлитель характеризуется тем, что на тракторы, оборудованные бульдозером с неповоротным или поворотным отвалом, сзади навешивают гидравлический однозубый или много зубчатый рыхлитель. К заднему мосту базового трактора 8 крепят на шпильках опорную раму, на которой внизу шарнирно установлена рама, а вверху – тяга. К тягам шарнирно прикреплена рабочая балка так, что образуется параллелограммный четырехзвенник. По диагонали четырехзвенника установлены гидроцилиндры. В рабочей балке закреплен зуб прямоугольного сечения, на конце которого установлен быстросъемный наконечник. Выдвигая шток гидроцилиндра, поднимают рабочую балку и зуб в верхнее положение, втягивая шток – заглубляют рыхлитель в грунт. Благодаря параллелограммному четырехзвеннику зуб перемещается при подъеме по траектории, близкой к вертикали. На тяжелых бульдозерах-рыхлителях применяют рыхлители, у которых вместо верхней тяги устанавливают гидроцилиндры, обеспечивающие угловые перемещения рабочей балки и зуба для получения больших разрушающих усилий машин.

Самосвал (рис.4) является универсальным средством для перевозки грузов, а благодаря специфике его кузова, который имеет функцию наклона, выгрузка грузов из такого автомобиля становится намного удобнее и быстрее.

Самосвалы представлены в нескольких категориях, основными из которых являются внедорожные и сочлененные. Естественно, существует различное множество значений грузоподъемности самосвалов: от 2 до 500 тонн и даже выше. Грузовые самосвалы широко используются в строительной отрасли, при добыче различных ископаемых в карьерах и шахтах и т.п. Для работы в карьерах используются самосвалы большегрузные, с грузоподъемностью от 20 тонн. Эти, так называемые, внедорожные грузовики-самосвалы доставляются на место работы по частям и уже там собираются. Именно по причине невозможности их использования на дорогах общего пользования в силу их габаритов, они и называются внедорожными так как, в силу своих габаритов, и, соответственно, веса, эксплуатация карьерных самосвалов на обычных дорогах невозможна. Эти внедорожные грузовые самосвалы оснащены дизельным двигателем, который приводится в действие, как правило, генераторами переменного тока. Тормозная система в них также основана на гидравлическом взаимодействии с электромоторами. Главной же характеристикой самосвалов сочлененных является наличие шарнирно-сочлененной рамы. Такие автомобили используются при необходимости работы на труднопроходимых местностях, так как они обладают высокой маневренностью. Существуют трехосные модели сочлененных самосвалов с шестью ведущими колесами и выключателем межколесного дифференциала. Самосвалы же для подземных работ, о чем и говорит их название, используются в шахтах при добыче полезных ископаемых. Грузоподъемность таких самосвалов варьируется от 35 до 80 тонн.

Без самосвалов на сегодняшний день не обходится ни одна стройплощадка. Этот многофункциональный грузовик с подвижным кузовом и высокой мощностью помогает оптимизировать процесс погрузки-разгрузки, как на стройках, так и в карьерах или в шахтах. Внедорожные самосвалы, самосвалы для работы под землей, полноприводные самосвалы – сегодня эти автомобили представлены в различных категориях.

5 Машины для уплотнения асфальта и земляного полотна

Уплотнительный рабочий орган асфальтоукладчика уплотняет смесь, доставляемую в виде сыпучего материала, облегчая, тем самым последующее уплотнение ее катком (рис.5)

Степень уплотнения асфальта зависит от условий укладки, т.е. от состава смеси, ее температуры, скорости и толщины укладки, стойкости основания, положения рабочего органа. Стандартные рабочие органы обычно обеспечивают плотность по Маршаллу от 85 до 92%, рабочие органы высокого уплотнения – примерно на 5-7% больше.

Систематические измерения за рабочим органом показали, что достигаемое предварительное уплотнение дороги неравномерно распределяется по ширине укладываемого слоя: в середине и на краях уложенной полосы оно ниже, чем между ними.

Высокое предварительное уплотнение дороги обычно преимущественнее, так как оно увеличивает несущую способность уложенной горячей смеси и позволяет рано применять тяжелые катки.

Статический трехвальцовый каток движется за укладчиком. Ведущие задние узкие вальцы отличаются очень высокой линейной нагрузкой

Статические катки представляют собой гладковальцовыа катки различных конструкций и различной массй:

-трехвальцовые катки с двумя ведущими вальцами большего размера сзади и одним ведомым передним вальцем меньшего размера, масса примерно от 4 до 16 т.

-тандемные катки с двумя вальцами одинакового размера, с одной или двумя ведущими осями, масса от 1 до 12 т.

-только «статическое» воздействие на материал,

-линейная нагрузка представляет собой нагрузку на 1 см ширины бандажа,

– удельное давление возрастает с повышением прочности смеси, т.е. в процессе уплотнения, так как бандаж меньше опускается в смесь и площадь его контакта с ней уменьшается.

Области применения катков:

Трехвальцовые катки: основное уплотнение,

выглаживание замыкающего слоя.

основное уплотнение (тяжелыми типами катков),

выглаживание замыкающего слоя.

Эти катки имеют от 5 до 11 колес и гладких шин, масса от 5 до 25 т.

– Уплотнение за счет собственной массы и сминания смеси в результате деформации шин в площади контакта с нею.

Необходимое число катков зависит от следующих факторов:

– производительность катка по укладке,

– предварительное уплотнение укладчиком,

– располагаемое время уплотнения.

На практике решение о числе используемых катков во многом определяется опытом. На площадках с большим временем работы на них соответствующее решение рекомендуется принимать по результатам пробного уплотнения.

В целом, можно сказать:

– одного катка недостаточно уже потому, что требуемые результаты уплотнения, такие как основное уплотнение, связь слоев, замыкание пор, шовные соединения, не могут быть получены катками различных типов в одинаковой мере.

Кроме того, при выходе катка из строя укатка сразу же прекращается и весь уложенный, но еще не уплотненный материал должен быть снова снят Поэтому даже на небольших строительных площадках всегда используются по меньшей мере два катка, если площадка не слишком уж мала.

– при обычно небольшой ширине укладываемой полосы больше трех катков обычно не применяется, так как они начинают мешать друг другу,

– обычно на один укладчик применяют два катка.

Смена направления движения Практические указания

– смена направления движения должна производиться плавно, без рывков, так как в ином случае образуются поперечные неровности. Каток должен медленно остановиться и затем сразу же плавно начать движение в другую сторону. Катки оборудуются «мягким» сцеплением, например, преобразователем вращающего момента, гидравлической автоматикой трогания с места,

– у виброкатков вибрация должна выключаться по времени так, чтобы в точке изменения направления движения вибрация плавно выключалась, для чего преимущественным является применение автоматики отключения вибрации,

 

 

– горячий каток ни в коем случае не должен останавливаться на горячей смеси, так как он может несколько опуститься в нее, образуя поперечные неровности.

Проскальзывающий (не ведущий) валец сталкивает перед собой уложенный материал, вследствие чего может образоваться «головная волна». Если поверхность охлаждена, то эта волна может разорваться с образованием поперечных трещи

Уложенная асфальтная смесь относительно быстро охлаждается под воздействием погодных воздействий в верхней и нижней части, в то время как середина слоя дольше остается горячей, сохраняя способность к уплотнению. Благоприятные (теплые, сухие) погодные условия удлиняют время укатки асфальта трудно уплотняемая смесь требует благоприятных условий укладки в отношении погодных условий и, иногда, большей толщины слоя, а также высоких температур укладки и их использования путем интенсивной укатки катком, идущим непосредственно за укладчиком, путем предварительного прогрева и высушивания холодного влажного основания с помощью плоскостных нагревателей потери тепла из уложенного слоя вниз можно снизить и тем самым удлинить располагаемое время уплотнения, если уплотнение при достижении критической температуры еще не закончено, то этот недостаток уже не может быть больше устранен дополнительными проходами катка.

Как правило, автогрейдеры (рис.6) – это колёсные машины с задним расположением силового агрегата и находящимся под хребтовой рамой основным рабочим органом – отвалом.

В классической трактовке эта дорожная машина предназначена для планировки, профилирования площадей и откосов, перемещения и выравнивания грунта и материалов. Своё название автогрейдер получил от английского grad- сравнивать, нивелировать.

Основной рабочий орган грейдера (отвал) расположен под рамой машины, причем располагается он на одинаковом расстоянии от передней оси и от заднего моста. Именно эта особенность конструкции позволяет грейдеру за несколько проходов практически идеально выровнять поверхность. То есть если передние колеса наезжают на неровность высотой десять сантиметров, отвал поднимется только на пять. При следующем проходе перед поднимется на пять, а отвал на два с половиной и т.д. Помогает этому и то, что средние и задние колеса скомпонованы на балансирных тележках: при наезде среднего или заднего колёс на неровность положение отвала также меняется незначительно. Ещё одна особенность рабочего процесса на автогрейдере заключается в том, что основной отвал может занимать любое положение от вертикального до горизонтального, выдвигаться вправо или влево, а также поворачиваться вокруг своей оси. И всё это во время движения! Такая подвижность отвала стала возможной благодаря оригинальной конструкции тяговой рамы, которая является основой крепления отвала к раме грейдера. Тяговая рама крепится к основной раме посредством шарового шарнира впереди и трёх гидроцилиндров сзади.

Кроме того передние колёса автогрейдера могут не только поворачиваться, но и наклонятся вправо или влево. Это уникальное свойство помогает машинисту четче держать заданный курс при перемещении материала валиком в одну сторону и при работе на поперечных уклонах. В конструкции большинства современных грейдеров применяется шарнирно-сочленённая (ломающаяся) рама. Вместе собранные эти оригинальные решения превращают данный механизм в своеобразный трансформер и позволяют использовать автогрейдер в довольно широком диапазоне работ. Ведь грейдер может сам построить невысокую дорожную насыпь, вырезать в ней, так называемое корыто, спланировать в нулевых геодезических отметках щебёночное основание, обустроить обочины, выровнять откосы, нарезать кюветы и даже сам уложить асфальт. И хотя этот механизм нельзя назвать очень распространённым, не одно дорожное строительство не может обойтись без него. Кроме того автогрейдеры используются в ирригационном, железнодорожном, гидротехническом и других строительствах.

Есть несколько видов классификаций автогрейдеров:

1) Деление на легкие – весом до 9 тонн, средние – до 14 тонн и тяжелые до 25тонн. От себя хочу добавить, что такое деление довольно условно. Тенденции развития автогрейдеров продвигаются в сторону увеличения массы, многие производители выпускают машины массой 14 – 18 тонн и позиционируют эти модели как полутяжёлые, хотя ещё 10 – 15 лет назад грейдеры с такой массой однозначно считались тяжёлыми. На страницах этого сайта, полутяжёлые модели будут рассматриваться как средние.

Лёгкие автогрейдеры используются в основном при ремонте и содержании дорог, а также при обустройстве придомовых территорий, в стеснённых условиях и при небольших объёмах работ. Часто бывают двухосными.

Средние – самый распространённый класс автогрейдеров, используются для практически всего спектра работ выполняемых этим механизмом.

Ну и тяжёлые – это в основном полноприводные машины, использующиеся при больших объёмах работ (строительство аэродромов, многополосных магистралей, выравнивании больших площадей), а также в тяжёлых грунтовых условиях эксплуатации.

Сейчас в это классическое деление следует добавить ещё два вида: минигрейдеры и сверхтяжёлые грейдеры. Минигрейдеры используются для планирования тротуаров и узких или очень маленьких территорий, а также внутри строящихся зданий где не развернутся даже лёгкому грейдеру.

Сверхтяжёлые производятся мелкосерийно или на заказ и применяются по большей части в горнодобывающей отрасли, для содержания грунтовых дорог на крупных, открытых разрезах и карьерах.

Большинство технологических процессов может быть выполнено различными машинами, отличающимися друг от друга, как принципом работы, так и техническими параметрами. Кроме того, некоторые технологические процессы являются альтернативными друг для друга, что может изменить количество машин, принимаемое к рассмотрению при оптимизации строительных работ.

Технологический процесс возведения земляного полотна включает следующие рабочие операции:

-разработку и погрузку грунта экскаватором;

-подвозку грунта автосамосвалом;

-уплотнение грунта катком на пневмомашине;

-планировка верха и откосов земляного полотна автогрейдером. Список используемых источников

1.Васильев А.А. Дорожные машины, 1987 г., стр. 416.

2.ЕНиР Сборник 2. Земляные работы. Выпуск 1. Механизированные и ручные работы. М.: Транспорт, 1988 г., стр. 223.

3.Некрасов В.К. Строительство автомобильных дорог. Том 1,2. М.Транспорт, 1980 г., стр.415.

4.СНиП РК 3.03-09-2003. Автомобильные дороги.

Подобные документы

Изучение строения крана с поворотной башней. Назначение и виды установок пневматического транспорта. Описание цепных траншейных экскаваторов. Классификация машин и оборудования для приготовления бетонных и растворимых смесей. Расчет параметров лебедки.

контрольная работа [1,4 M], добавлен 25.01.2015

Принципы устройства и технико-экономические показатели работы строительных машин, физическая сущность явлений, происходящих при их эксплуатации. Характеристика тракторов, кранов, экскаваторов, машин и оборудования для бурения и гидромеханизации.

учебное пособие [2,0 M], добавлен 06.11.2009

Восстановление звеньев гусениц

Гусеница как элемент ходовой части машины, ее структура и основные элементы, назначение в общем механизме. Методика и этапы восстановления гусениц в ходе капитального ремонта машины, основные причины их выбраковывания и порядок проведения работ.

курсовая работа [57,8 K], добавлен 24.05.2009

Модернизация рабочего оборудования автогрейдера ДЗ-143

Основные технологические схемы производства земляных работ автогрейдером. Производительность автогрейдера при возведении земляного полотна дороги из двухстороннего резерва грунта. КПД трансмиссии ходового оборудования в транспортном и рабочем режимах.

курсовая работа [2,3 M], добавлен 14.06.2014

Строительные и дорожные машины

Классификация бульдозеров по назначение, тяговым показателям, этапы рабочего процесса. Устройство бульдозеров с поворотным и неповоротным отвалом. Особенности производства работ бульдозерами, скреперами, грейдерами, одноковшовыми экскаваторами.

методичка [2,6 M], добавлен 22.11.2009

Дорожно-строительные машины и комплексы

Изучение устройства и работы машин для уплотнения грунта, тандемных шарнирно-сочлененных катков, оснащенных вибрационными вальцами. Описание операций приготовления и перемешивания раствора. Анализ технологического процесса асфальтосмесительных установок.

контрольная работа [569,8 K], добавлен 09.05.2011

Машины для дорожных работ

Назначение современного дорожного сервиса. Организационная структура предприятия ТОО “Жібек-Транссервис”. Машины для дорожных работ. Тенденции развития современных асфальтоукладчиков. Одноковшовые и многоковшовые экскаваторы. Современные дорожные катки.

отчет по практике [1,3 M], добавлен 27.09.2014

Машины для дорожных работ

Назначение дорожного сервиса. Строительство и содержание государственных автомобильных дорог общего пользования. Структура ТОО “Жібек-Транссервис”. Технические характеристики автогрейдера. Технология укладки асфальта. Основные разновидности бульдозеров.

отчет по практике [1,3 M], добавлен 15.09.2015

Строительные машины, используемые в строительстве для земляных, свайных, монтажных, железобетонных, погрузочно-разгрузочных и грузоподъемных работ. Автомобильный транспорт общего назначения (грузовые автомобили, полуприцепы) и специального назначения.

отчет по практике [211,6 K], добавлен 02.08.2012

Проектирование земляного полотна

Общие вопросы проектирования и технологии строительства земляного полотна, условия производства работ. Составление дорожно-климатического графика. Разработка проекта возведения земляного полотна для автомобильной дороги III категории протяженностью 10 км.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 09.11.2013

Дорожно-строительная техника – Развивающее видео для детей

Виды строительной спецтехники техники, машин, оборудования

Качество дорог зависит от нескольких важных компонентов:

  • качество используемых материалов;
  • профессионализм дорожных рабочих;
  • задействование профессиональной дорожно-строительной техники.

Стоит признать, что сегодня очень много различных вариантов подобной техники, которая используется в дорожных и строительных работах. Краткому обзору основных моделей специальных машин будут посвящены две статьи на нашем интернет-сайте.

Сегодня мы познакомимся с автогрейдерами и асфальтоукладчиками

Для чего нужны автогрейдеры?

Новый или Б/У автогрейдер – это очень востребованная специальная машина, которая широко применяется при выполнении различных дорожных работ. Эта техника, под управлением оператора, позволяет разрабатывать (разравнивать) земляное полотно для дороги, вырезать кюветные пролёты, профилировать боковые откосы и поверхность выемок, а также придавать необходимые поперечные и продольные уклоны.

Если автогрейдер достаточно мощный, он может быть использован и для разработки земляного полотна при нулевой отметки. Многих интересуют различия между бульдозерами и автогрейдерами. Основными различиями можно назвать:

  • колёсный ход;
  • изменение угла установки отвала;
  • возможность выноса отвала в сторону.

Помимо отвала, можно купить дополнительное оборудование для автогрейдера, например: кировщик. С его помощью может быть осуществлено вскрытие плотной почвы, изношенной дороги, скалывание толстого льда и т.п.

В редких случаях, для осуществления дорожно-строительных работ, принимается решение задействовать прицепной грейдер. Данная машина представляет из себя: раму с пневматическими колёсами, нож и гидравлическое оборудование. Движение прицепного грейдера обеспечивается трактором или другим грузовым автомобилем.

Что мы знаем про асфальтоукладчики?

Помимо автогрейдеров, в наше время активно осуществляется продажа асфальтоукладчиков, основная задача которых – укладка асфальтобетонной смеси на подготовленное дорожное полотно. Асфальтоукладчики могут иметь гусеничную или колёсную ходовую часть. Современные машины отличаются от своих, более ранних предшественниках, повышенной автоматизацией рабочих процессов, к которым относится: направление движения, скорость и подача рабочей смеси.

За ровность укладки асфальтобетонной смеси отвечает автоматическая система нивелирования. Для подогрева плиты может использоваться два способа: электрический и газовый. Первый более безопасный и экологически чистый, а последний более распространённый.

Конструкция асфальтоукладчика также включает в себя: выглаживающая плита, трамбующий брус и др. Для обеспечения необходимого обзора, кресло водителя можно перемещать за максимальные габариты техники, а пульт управления может передвигаться по всей машине.

К основным и обычным рабочим функциям можно отнести:

  • поджим и разгрузка плиты;
  • установка шнеков на необходимой высоте;
  • остановка и возобновление рабочих процессов.

В начале подзаголовка мы говорили о том, что асфальтоукладчики могут быть гусеничными, а могут быть колёсными. Если стоит задача оформить в лизинг более манёвренную и транспортабельную, то лучше всего выбрать колёсную специальную технику.

В следующей нашей статье, мы будем знакомиться с предназначением гудронаторов, дорожных катков и малой уплотнительной техники. При необходимости, Вы можете подробнее познакомиться с техникой, которая продаётся на нашем сайте, зайдя в соответствующий раздел.

Как продлить срок службы трансмиссии строительно-дорожных машин

Все чаще мы сталкиваемся со случаями поломки узлов трансмиссии на небольших пробегах.

Исходя из опыта ремонта и эксплуатации машин на гидромеханической трансмиссии факторами наиболее негативно влияющими на преждевременный выход из строя являются:

Не соответствие условиям эксплуатации, или низкие по качеству применяемые смазочные материалы

Вот один из примеров поломки КПП бульдозера SHANTUI SD 22.

Эксплуатирующая организация пренебрегала периодичностью замены масла в трансмиссии, а так же работала на дешевом трансмиссионном масле. В результате при наработке 2800 м/ч КПП вышла из строя.

Причиной стали куски отслоившихся РВД и попадания достаточно крупных элементов в распределитель. Заклинивание золотника, который отвечает за регулировку давления привело к работе КПП с ударами и пробуксовкой фрикционных дисков.

Как результат капитальный ремонт КПП.

 alt=

Несвоевременные и неполные операций по техническому обслуживанию

Вот другой случай: Организация даже не подозревала, что в инструкции по эксплуатации есть перечень фильтров трансмиссии и периодичность их замены, в совокупности с некачественной покраской картера главной передачи и отслоившейся краской это стало причиной выхода из строя насоса управления бульдозера SHANTUI SD 22.

to-5

На фото всасывающий фильтр трансмиссии забитый продуктами приработки деталей и хлопьями краски.

Тяжелые условия эксплуатации

Проблемой бульдозеров SHANTUI SD16F, работающих в лесу на прокладке дорог, является частый выход из строя бортовых редукторов и главной передачи. Так как на них приходятся основные удары и нагрузки при
работе. Исходя из практики, ремонтопригодность этих узлов в полевых условиях без специального оборудования очень низкая, а невысокий уровень квалификации механизаторов, делающих попытку отремонтировать данные узлы, не приводит к положительным результатам.

Наши специалисты хорошо разобрались в методах ремонта и отработали четкую технологию разборки и сборки данных узлов.

Человеческий фактор

Недавно нашей сервисной службе выпал случай поменять сразу два насоса трансмиссии и отремонтировать редуктор привода этих насосов на бульдозере SHANTUI SD 32.

Агрегаты вышли из строя по халатности оператора оставившего технику работать на холостых оборотах зимой, чтобы не глушить. Так случилось, что произошла утечка из РВД, и за ночь все масло из картера трансмиссии вытекло, насосы работали с масляным голоданием, а смазка подшипников редуктора происходит от насосов. В результате два насоса пришлось заменить и произвести ремонт редуктора с заменой подшипников.

Обратившись в нашу компанию в любое время вы можете:

  1. Заказать услугу технического обслуживания вашей техники со всеми необходимыми материалами и выездом на место нахождения техники.
  2. Получить рекомендации по подбору эксплуатационных материалов и фильтров для вашей техники.
  3. Получить информацию по периодичности обслуживания узлов и агрегатов спецтехники
  4. Приобрести запасные части, расходные материалы и смазочные материалы для агрегатов трансмиссии.
  5. А если случился отказ, качественно и в сжатые сроки устранить поломки трансмиссии любого уровня сложности.

В завершении хотелось бы добавить: Относитесь к технике разумно, ведь своевременное и полноценное обслуживание и бережное отношение всегда обойдется дешевле, чем ремонт.

Что такое трансмиссия и как она работает — фото видео.

Когда каждый человек еще в детстве начинает интересоваться автомобилями, он изучает не только марки и моделей машин, но и устройство автомобиля. Одним из главных агрегатов автомобиля является трансмиссия, которая состоит из множества более мелких узлов и агрегатов. В данной статье мы расскажем всем интересующимся молодым автомобилистам, что такое трансмиссия в автомобиле.

Определение понятия «трансмиссия»

Согласно научным изданиям машиностроения, трансмиссия – это совокупность механизмов и сборочных единиц, которые соединяют двигатель с ведущими колесами, в данном случае, автомобильного транспорта, а также совокупность системы, которая обеспечивает работу трансмиссии.

Трансмиссия является совокупностью агрегатов и узлов, которые передают крутящий момент от мотора к ведущим колесам, при этом могут изменяться тяговые усилия, скорость и направление движения. Автомобильная трансмиссия включает в себя механизмы, которые в науке относят к составу силового агрегата – это коробка передач и сцепление.

Назначение и схемы трансмиссий

Назначение. Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. При этом передаваемый крутящий момент изменяется по величине и распределяется в определенном соотношении между ведущими колесами.

Крутящий момент на ведущих колесах автомобиля зависит от передаточного числа трансмиссии, которое равно отношению угловой скорости коленчатого вала двигателя к угловой скорости ведущих колес. Передаточное число трансмиссии выбирается в зависимости от назначения автомобиля, параметров его двигателя и требуемых динамических качеств.

В транс­миссию входят:

  • сцепление,
  • коробка передач,
  • карданная передача,
  • главная передача, устанавливаямая в картере ведущего моста,
  • дифференциал
  • полуоси.

Сцепление позволяет на непродолжительное время отсоединить трансмиссию от двигателя и обеспечивает плавное включение трансмиссии при трогании автомобиля с места или при переключении передач.

Коробка передач служит для получения различных тяговых усилий на ведущих колесах путем изменения крутящего момента, передаваемого от двигателя к карданному валу, а также для изменения направления вращения ведущих колес при движении задним ходом и для отключения трансмиссии от двигателя на длительное время.

Карданная передача позволяет передавать крутящий момент от выходного вала коробки передач к заднему мосту при изменяющемся (при движении автомобиля) угле между осями вала коробки передач и ведущего вала главной передачи.

Главная передача служит для того, чтобы передать крутящий момент под углом 90 градусов от карданного вала к полуосям, а также для уменьшения числа оборотов ведущих колес по отношению к числу оборотов карданного вала. Уменьшение частоты вращения механизмов трансмиссии после главной передачи приводит к увеличению крутящего момента и, соответственно, увеличивает силу тяги на колесах.

Дифференциал обеспечивает возможность вращения правого и левого ведущих колес с разными скоростями на поворотах и неровной дороге. Две полуоси, связанные с дифференциалом через полуосевые шестерни, передают крутящий момент от дифференциала к правому и левому ведущим колесам. Дифференциалы, устанавливаемые между приводами колес ведущей оси, называют межколесными, между разными осями — межосевыми (в полноприводных трансмиссиях).

Трансмиссии по способу передачи крутящего момента разделяют на механические, гидравлические, электрические и комбинированные (гидромеханические, электромеханические). На отечественных автомобилях наиболее распространены механические трансмиссии, в которых передаточные механизмы состоят из жестких недеформируемых элементов (металлических валов и шестерен). На автобусах Ликинского и Львовского заводов, а также на большегрузных автомобилях БелАЗ применяют гидромеханические трансмиссии с автоматизированным переключением передач. Часть большегрузных автомобилей БелАЗ имеют электромеханическую трансмиссию с моторколесами.

Схема трансмиссии автомобиля. Она определяется его общей компоновкой: размещением двигателя, числом и расположением ведущих мостов, видом трансмиссии.

Схемы трансмиссий:
а — автомобиля 4X2, б — переднеприводного автомобиля 4X2, в — автомобиля 4X4, г — автомобиля 6X4

Автомобили с механической трансмиссией и колесной формулой 4X2 имеют чаще всего переднее расположение двигателя, задние ведущие колеса и центральное размещение агрегатов трансмиссии (автомобили ЗИЛ-130, МАЗ-5335, ГАЗ-24 и др.). Здесь двигатель 1, сцепление 2 и коробка передач 3 (рис. а) объединены в один блок и образуют силовой агрегат. Крутящий момент от коробки передач 3 передается карданной передачей 4 на ведущий задний мост 5.

Существенные отличия имеет трансмиссия переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108 с колесной формулой 4X2 (рис. 6). Особенностью этой схемы является выполнение ведущим переднего моста с управляемыми колесами. Это потребовало объединения в единый силовой агрегат двигателя 1, сцепления 2, коробки передач 3, механизмов ведущего моста 5 (главную передачу и дифференциал), карданных шарниров 6 равных угловых скоростей, соединенных с передними управляемыми колесами.

На (рис. в) представлена схема трансмиссии автомобиля с передним и задним ведущими мостами (автомобиль УАЗ-469). Отличительной особенностью этой схемы является применение в трансмиссии раздаточной коробки 7, которая через промежуточные 9 карданные валы передает крутящий момент переднему 8 и заднему 5 ведущим мостам. В раздаточной коробке имеется устройство для включения и выключения переднего моста и дополнительная понижающая передача, позволяющая значительно увеличить крутящий момент на колесах автомобиля в необходимых случаях.

Схема механической трансмиссии трехосных грузовых автомобилей КамАЗ представлена на (рис. г). На этих автомобилях средний 10 и задний 5 мосты являются ведущими. Крутящий момент к ним передается одним карданным валом 4, а в главной передаче среднего моста предусмотрен межосевой дифференциал и проходной вал, передающий крутящий момент на карданный вал 11 привода заднего моста. В других схемах трансмиссий трехосных автомобилей передача крутящего момента к ведущим мостам может производиться раздельно карданными валами от раздаточной коробки (автомобиль Урал-375).

Схемы гидромеханических трансмиссий предусматривают объединение в едином блоке двигателя и гидромеханической коробки передач, крутящий момент от которой передается ведущим колесам через карданный вал и механизмы заднего моста как в обычной механической трансмиссии.

На автомобилях (БелАЗ) с электромеханической трансмиссией дизельный двигатель приводит во вращение генератор постоянного тока, энергия от которого передается по проводам в электродвигатели колес. Колесный электродвигатель монтируют в ободе колеса совместно с понижающим механическим редуктором. Такая конструкция называется электромотор-колесом.

Классификация трансмиссий

Рассмотрим классификацию трансмиссий.

По методам передачи и преобразованию момента трансмиссии подразделяются на электромеханические, механические и гидромеханические.

Механическая трансмиссия

Трансмиссии механического типа (обычные и планетарные) в КПП содержат только фрикционные и шестеренчатые устройства. Преимущества их заключаются в коэффициенте полезного действия, небольшой массе и компактности, простоте в эксплуатации и на­деж­нос­ти в работе. Недостаток трансмиссии такого типа – ступенчатость изменения передаточных чисел, понижающая использование мощности силового агрегата. Длительное время на пе­рек­лю­че­ние рычагом передач усложняет управление автомобилем. Именно поэтому спор­тив­ные автомобили, оснащенные механической трансмиссией, снабжают электронными переключателями передач (кнопками на рулевом колесе, подрулевыми лепестками) и КПП со сверхбыстрыми синхронизирующими сервомеханизмами.

Использование трансмиссий механического типа свойственно советскому трак­то­ро­стро­е­нию.

Гидромеханическая трансмиссия

Трансмиссии гидромеханического типа оснащены гидромеханической КПП, которая состоит из механического редуктора и гидродинамического преобразователя момента. Преимущества таких трансмиссий заключаются в возможности автоматизации смены пе­ре­да­чи и облегчении управления, автоматическом изменении крутящего момента на основе внешних сопротивлений, фильтрации крутильных колебаний и уменьшении пиковых наг­ру­зок, действующих на агрегаты трансмиссии, и увеличении за счет этого долговечности и надежности трансмиссии поршневого мотора.

Главный недостаток таких трансмиссий – достаточно низкий коэффициент полезного действия из-за недостаточно большого КПД гидротрансформатора. Если КПД гид­ро­пе­ре­да­чи не меньше 0.8, диапазон изменения крутящего момента не выше трех, что заставляет иметь механический редуктор на 3-5 передач, включая передачу заднего хода. Необходимо располагать специальной системой охлаждения, а также подпитки гидроагрегата, что увеличивает габаритные размеры моторно-трансмиссионного отдела. Без фрикционов или специальных автологов пуск двигателя с буксира и торможением двигателем не обес­пе­чи­ва­ет­ся.

Трансмиссии гидромеханического типа активно применяются в западном трак­то­ро­стро­е­нии – «Леопард-2» (ФРГ), М1 «Абрамс» (США). В трансмиссиях перечисленных танков в основном приводе, кроме гидромеханических передач, также применяются в до­пол­ни­тель­ном приводе гидростатические передачи для выполнения поворота. Гид­ро­ме­ха­ни­чес­кой передачей оснащен дизель-поезд под названием Д1 венгерского производства, ра­бо­та­ю­щий на постсоветском пространстве ЖД-техники.

Гидравлическая трансмиссия

Трансмиссией гидравлического типа в транспортной технике является такая транс­мис­сия, в которой переключения осуществляются не механическим методом, а гид­рав­ли­чес­ки­ми аппаратами, т.к. чисто гидравлические трансмиссии встречаются довольно редко. Трансмиссия такого типа оборудована КПП с вторичным и первичным валами, а также, как и в обычной КПП, несколькими парами зубчатых колес, но включение необходимой пары в рабочий процесс выполняет не фрикционная или кулачковая муфта, а гидромуфта или же гидротрансформатор, который заполняется для включения передачи.

Главное достоинство трансмиссии такого типа – включение передач совершенно безударное и полное отсутствие механических муфт, стабильно работающих в процессе передачи больших крутящих мо­мен­тов (к примеру, на тепловозах), главный минус – необходимость монтажа отдельной гидромуфты для каждой передачи. Из-за своих особенностей гидропередача применяется в основном на железнодорожной технике. Из отечественных разновидностей техники гид­ро­пе­ре­да­чей оснащены, к примеру, дизель-поезд ДР1, маневровые тепловозы ТГМ6 и ТГМ4.

Гидростатическая трансмиссия

В трансмиссии гидростатического типа для передачи мощности применяется ак­си­аль­но-плунжерные гидромашины. Преимущества данной трансмиссии – небольшая масса и габариты машин, отсутствие механической связи между ведущим и ведомым звеньями трансмиссии, благодаря чему удается разносить их на достаточно значительные расстояния и придавать гораздо большее число степеней свободы. Главный минус гидрообъемной передачи – высокие требования к чистоте жидкости, участвующей в рабочем процессе, а также повышенное давление в гидролинии.

Гидростатическая передача применяется на дорожно-строительных машинах (в основном в катках, так как там необходимо обеспечивать достаточно большое передаточное число, а также очень часто приводить вальцы с торца, затруднено построение механической передачи), как вспомогательная – в авиационной технике, металлорежущих станках, теп­ло­во­зах.

Электромеханическая трансмиссия

Трансмиссии электромеханического типа состоят из тягового электромотора (или нескольких), электрического генератора, электрической системы контроля, а также со­е­ди­ни­тель­ных кабелей. Главным достоинством трансмиссий электромеханического типа яв­ля­ет­ся обеспечение более широкого диапазона автоматического изменения силы тяги и крутящего момента, а также отсутствие кинематической жесткой связи между механизмами электротрансмиссии, что дает возможность создать разные компоновочные схемы.

Главными минусами, которые препятствуют распространению трансмиссий элект­ри­чес­ко­го типа, являются большая масса, габариты и цена (особенно если применяются электромашины постоянного тока), меньший КПД (по сравнению с механической). Но с развитием электротехнической промышленности, широким распространением ин­дук­тор­но­го, вентильного, синхронного, асинхронного и других разновидностей электропривода открывается все больше новых возможностей для электромеханических трансмиссий.

Данные трансмиссии широко используются в тепловозах, тракторах, карьерных самосвалах, морских судах, военной технике, самоходных механизмах, немецких военных машинах «Мышонок» и «Фердинанд», а также автобусах, которые с трансмиссией этой разновидности более правильно называются теплоэлектробусы, к примеру, ЗИС-154.

На современных автомобилях, по большей части, используется трансмиссия ме­ха­ни­чес­ко­го типа. Трансмиссия механического типа, в которой изменение крутящего момента происходит в автоматическом режиме, называется автоматической трансмиссией.

На этом классификацию трансмиссий можно считать рассмотренной.

Трансмиссия автомобиля Принцип работы трансмиссии

Урок 6 — трансмиссия, виды коробок передач, механическая, автоматическая, типтроник, вариатор

https://mtz-80.ru/bez-rubriki/dorozhno-stroitelnaya-tehnika-vidy-i-naznachenie-mashin
https://dst38.ru/tehnoblog/transmissiya-dst.html

Что такое трансмиссия и как она работает — фото, видео

 

 

Интересные статьи

Leave a Comment