Содержание
План-конспект к уроку на тему Назначение и устройство системы смазки двигателя автомобиля «ГАЗ-3307»
Как проверить масляный насос ГАЗ 53 в полевых условиях?
Система смазки и в частности масляный насос ГАЗ 53 или любой другой машины играет важнейшую роль в нормальной работе двигателя внутреннего сгорания. Без смазки он проработает всего несколько минут, прежде чем заклинит или, того хуже, произойдет разрушение его деталей. Помните, датчик давления масла в системе всегда просигнализирует водителю, что с системой смазки что-то не так.
Чтобы вовремя принять меры по ремонту или обслуживанию грузовика, желательно немного владеть его техническими характеристиками, особенностями, правилами эксплуатации и навыками ремонта автомобилей.
Так выглядит масляный насос на ГАЗ-53
11.2. Масса основных агрегатов и узлов
Наименование | ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 |
Двигатель (со сцеплением и коробкой передач), кг | 600 | 341 |
Коробка передач, кг | 75 | 75 |
Задний мОСТ (с тормозами и ступицами), кг | 270 | 270 |
Рама, кг | 281 | 281 |
Передняя ось (с тормозами и ступицами), кг | 142 | 141 |
Кабина, кг | 303 | 303 |
Платформа, кг | 440 | 440 |
История автомобиля ГАЗ 3307
Автомобиль ГАЗ 33 07 может похвастаться внушительной историей выпуска, которая началась в 1989 году. Именно тогда модель впервые была выпущена на Горьковском Автомобильном Заводе, после чего быстро стала одной из самых популярных. Впоследствии она была вытеснена с рынка более поздней модификацией ГАЗ 3309, которые оснащались дизельным вариантом двигателя.
Последний раз модель была обновлена в 2008 году. Конструкторы оснастили её более совершенным карбюраторным двигателем с увеличенными мощностными показателями. В подобном виде авто выпускалось вплоть до 2012 года, после чего, его производство было прекращено. Несмотря на свою популярность на момент начала выпуска, спрос на авто быстро сошел на нет, что было связано с развалом СССР, а также с наличием на рынке более продвинутых аналогов. Поскольку в техническом отношении автомобиль существенно уступал улучшенной модели 3309, объемы производства 3307 были существенно сокращены.
Тем не менее, автомобиль выпускался в небольшом количестве экземпляров, используемых различными госструктурами. Предшественником данной модели, от которого он унаследовал множество технических наработок, представляется автомобиль 53-я модель ГАЗ. Ввиду явного отставания от конкурентов, а также несоответствия требованиям того времени, модель потребовалось усовершенствовать, что привело к появлению ГАЗ 3307.
Этот грузовик относится к 4-ому поколению моделей, выпускаемых данным заводом, несмотря на то, что большая часть узлов была перенесена от предыдущей модификации. Это позволяет существенно сократить затраты на ремонт машины, а наличие адаптированных узлов позволило автомобилю уверенно чувствовать себя при движении по городским дорогам.
11.3. Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений
Наименование соединений | Момент затяжки, даН×м (кгс×м) | |
ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 | |
Болты крепления: | ||
головки цилиндров | 21—23 | — |
крышек коренных подшипников | 20—22 | — |
маховика | 24—26 | — |
противовесов коленчатого вала | 12—14 | — |
шкива коленчатого вала | 24—28 | — |
форсунок | 2—2,5 | — |
фланцев карданной передачи | 12—16 | 5,0—6,2 |
крышек кронштейнов рессор: | ||
передних | 5—7 | |
задних | 8—11 | |
редуктора и муфты подшипников ведущей шестерни главной передачи | 9—11 | |
стартера | 5—6,2 | 8—10 |
Гайки крепления: | ||
головок блока | — | 7,7–8,2 |
крышек коромысел | — | 1,0—1,5 |
впускной трубы | — | 2,0—2,5 |
болтов шатунных подшипников | 18—20 | 6,8—7,6 |
крышек коренных подшипников | — | 10—11 |
маховика | — | 7,6—8,3 |
картера сцепления к блоку | 4,4—6,2 | 4,4—5,6 |
коробки передач к сцеплению | 7—10 | |
фланца вторичного вала коробки передач | 28—36 | |
шпилек полуосей | 12—14 | |
рулевого колеса | 6,5—8,0 | |
стремянок рессор: | ||
— передних | 18—20 | |
— задних | 22—25 | |
колес | 45—50 | |
рулевого механизма и его кронштейна | 4,4—6,2 | |
фланца ведущей шестерни главной передачи | 28—4 0 | |
сошки | 10—14 |
Примечание: моменты затяжки даны для контроля при ремонте и техническом обслуживании.
Техническое обслуживание «Газона»
Стоит помнить, что масляный насос ГАЗ 53 в случае больших нагрузок на мотор рассчитан на работу с масляным радиатором. Последний должен включаться водителем вручную при высоких температурах окружающего воздуха или же при тяжелых условиях эксплуатации автомобиля, например при езде с повышенной скоростью или большой нагрузкой. При низких температурах на легком режиме работы кран подключения радиатора обязательно должен быть закрыт.
Советуем посмотреть: технические характеристики ГАЗ-53.
Помните, что масло поступает в радиатор через предохранительный клапан (открываемый при давлении только от 1,0 кгс/см²). Нужно понимать, что высокое давление требуется для хорошего омывания всех элементов газораспределительного механизма и частичного охлаждения рабочих поверхностей движителя. При ТО-2 водитель должен проверить, поступает ли масло к осям коромысел.
Внешний вид двигателя ГАЗ-53
Если масляная помпа в двигателе ЗМЗ-53 не работает, то первым, кто об этом просигнализирует, станет контрольная лампа аварийного давления и стрелочный индикатор, показывающий аварийно низкое давление в агрегате.
Есть несколько способов определить, чем вызваны проблемы в системе смазки — насосом или другими элементами.
11.4. Лампы, применяемые на автомобиле
Место установки | Тип | |
ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 | |
Фара | АКГ24–75+70–1 | АКГ12–60+55–1 |
Передний фонарь: | ||
— указатель поворота; | А24–21–3 | А12–21–3 |
— габаритный свет | А24–5–1 | А12–5 |
Фонарь заднего хода | А24–21–3 | А12–21–3 |
Задний противотуманный фонарь | А24–21–3 | А12–21–3 |
Боковой повторитель указателей поворота | А24–21–3 | А12–21–3 |
Плафон кабины | А24–21–3 | А12–21–3 |
Задний фонарь: | ||
— указатель поворота и сигнала торможения; | А24–21–3 | А12–21–3 |
— габаритный свет, освещение номерного знака | А24–5–1 | А12–5 |
Подкапотная лампа | А24–5–1 | А12–10 |
Блок контрольных ламп | А24–1,2 | А12–1,2 |
Приборы | А 24–1 | АМН12–3–1 |
Блок сигнализаторов | А24–1 | А12–1 |
Кнопочные выключатели | А24–0,8 | А12–1,2 |
Контрольная лампа выключателя аварийной сигнализации | АМН-24–3 | А12–1,1 |
Ремонт двигателя
Силовые агрегаты, используемые в конструкции данной модели, отличаются повышенной надежностью и сравнительно редко требуют ремонта. При выявлении каких-либо неисправностей, их устранение не составляет труда, что обусловлено наличием в продаже множества запчастей от ГАЗ 3307.
Капитальный ремонт
При необходимости, используемые в конструкции двигатели можно подвергнуть капитальному ремонту, что позволит восстановить их первоначальное работоспособное состояние при наличии многочисленных неисправностей. Для этого, целесообразно придерживаться следующего алгоритма:
- Промыть и разобрать силовой агрегат, определив изношенные детали и узлы.
- Отремонтировать блок цилиндров.
- Отшлифовать коленвал, прочистить масляную систему. Если степень износа велика, целесообразно заменить деталь.
- Заменить прочие элементы с высокой степенью износа.
- Собрать агрегат с новыми комплектующими.
- Отрегулировать клапаны и обкатать двигатель с помощью специального стенда.
- Установить мотор на машину.
После того, как агрегат будет успешно установлен на машину, потребуется проверить целостность системы охлаждения, налив в неё воду. Если течи отсутствуют целесообразно слить её и заменить на тосол/антифриз. Кроме того, необходимо залить моторное масло.
Частичный ремонт
Если двигатель не имеет множественных поломок, допускается частичный ремонт, предусматривающий устранения небольшого количества неисправностей. Чаще всего, требуют ремонта блок цилиндров, клапаны, а также поршневые кольца. При обнаружении серьезных поломок, которые невозможно устранить другими методами, следует заменять элементы.
Одной из распространенных поломок представляется неисправность масляного насоса, которая устраняется его заменой. Подобная процедура крайне проста, так как доступ к нужному узлу осуществляется без каких-либо препятствий. Элемент расположен рядом с картером маховика.
Если двигатель демонстрирует нестабильную работу, часто глохнет и подергивается при движении, скорее всего, имеет место подсос воздуха из-за потери прокладкой герметичности. Для устранения потребуется демонтировать выпускной коллектор, заменить испорченные прокладки на новые и вновь установить узел.
11.5. Подшипники качения, применяемые на автомобиле
Тип | № подшипника | Кол-во на узел | Место установки |
Двигатель ЗМЗ-5231 | 942/8 | Карбюратор | |
Игольчатый с одним наружным штампованным кольцом | Водяной насос | ||
Шариковый радиальный однорядный | 20703К или 20703А1 или 20803КУ или 20803 АК1У | ||
Шариковый радиальный однорядный | 20703К или 20703А1 | Натяжной ролик | |
Шариковый радиальный однорядный | 203 или 203А | ||
Двигатели.Д-245.7 ЕЗ | 1160305 | Водяной насос | |
Шариковый радиальный однорядный | Топливный насос | ||
Роликовый конический | 7204А | Регулятор топливного насоса | |
Шариковый упорный | 8110 | ||
Шариковый упорный | 8202 | Привод насоса ГУР | |
Шариковый радиальный однорядный | 205К | ||
Шариковый радиальный однорядный | 207 | Компрессор | |
Трансмиссия: | |||
Шариковым упорный однорядный (ГАЗ 3307) | 588911 | Муфта выключения сцепления | |
Шариковый радиальный (ГАЗ-3309) | 280114С23 | 1 | |
Шариковый радиальный однорядный | 60205К | 1 | Передний первичного вала коробки передач |
Шариковый радиальный однорядный | В6–213АКУШII | 1 | Задний первичного вала коробки передач |
Шариковый радиальный однорядный | 6–311АКУ | 1 | Задний вторичного вала коробки передач |
Роликовый конический однорядный | 7207 А | 2 | дач |
Роликовый радиальный без колец | 64706 | 1 | Промежуточная шестерня заднего хода коробки передач |
Роликовый радиальный без колец | 264706 | 1 | Передний вторичного вала коробки передач |
Роликовый радиальный игольчатый двухрядный без колец | 664910Е | 5 | Шестерни вторичного ала коробки передач |
Роликовый игольчатый без внутреннего кольца | 804805К1 (ГАЗ-3309) или 804704К.ЧС10 (ГАЗ-3307) или 804704К5С10 (ГАЗ-3307) | 12 | Шарниры карданного вала |
Шариковый радиальный однорядный | 6–114 | 1 | Промежуточная опора карданного вала |
Роликовый конический | 27709У4Ш2 | 1 | Задний ведущей шестерни заднего мОСТа |
Роликовый конический | 27308АКУ | 1 | Передний ведущей шестерни заднего мОСТа |
Роликовый конический | У-807813А | 2 | Дифференциал заднего мОСТа |
Роликовый радиальный | 20–102605М | 1 | Ведущая шестерня заднего мОСТа |
Ходовая часть: | |||
Роликовый конический | 6–7515А | 2 | Ступицы задних |
У-807813А | 2 | колес | |
Роликовый конический однорядный | 7606АУ | 2 | Ступицы передних |
6–7609АК | 2 | колес | |
Рулевое управление: | |||
Роликовый конический без внутреннего кольца (ГАЗ-3307) | 987910К | 1 | |
977908К | 1 | Рулевой мехами ми | |
Шариковый радиально-упорный однорядный (ГАЗ-3309) | 916904Е | 2 | |
Роликовый игольчатый без внутреннего кольца карданный | 904700УС17 | 14 | Карданные шарниры рулевого вала |
Шариковый радиальный однорядный с двухсторонним уплотнением | 180204С17 | 1 | Опора рулевого вала |
Шариковый радиально-упорный | 636905 | 2 | Рулевая колонка |
Электрооборудование: | |||
Шариковый радиальный однорядный | 6–180502К1С9 (ГАЗ-3309) 6–180503КС9 (ГАЗ-3309) | 1 | Генератор |
6–180502К1С9 (ГАЗ-3307) 6–180603КС9 (ГАЗ-3307) | 1 | Генератор |
ГАЗ 24 > › Бортжурнал › 5) Переход с центрифуги на обычный фильтр.
Уж очень часто мне задают вопрос о том как я перешёл на обычный фильтр. И вот я решил в отдельной теме рассказать, как я это сделал.
Для чего собственно (лично я) решили избавиться от центрифуги?
1) При её обслуживании мотор частенько обливается маслом (не комильфо).
2) Она громоздкая, и в зависимости от модификации, порой мешает установке мотора тем что упирается в капот.
3) Хоть её и хвалят, как очень эффективный способ очистки масла, я всё же доверяю более современным фильтрам. тем более что современные масла имеют другие характеристики нежели те, которые применялись во времена разработки таких моторов.
4) Лично для меня это был самый удобный способ для коммутации нештатного масляного радиатора.
5) Т.к. я в следующей сборке планирую установку компрессора, мне центрифуга будет мешать, ведь она находится на пути у хвостовика нагнетателя.
Исходя из всех этих пунктов я не стал делать переходник под фильтр который бы крепился на штатное место, а приобрёл комплект из США для переноса фильтра. Таки образом я убил трёх зайцев, и от центрифуги избавился и на фильтр перешёл и масляный радиатор подключил. к тому же есть два технологических отверстия позволяющие установить доп датчики (температура масла и включение вентиляторов охлаждения масла).
Переходим к основной части.
Существует две схемы смазки для двигателей 511-513.
Первая. Я так предполагаю более ранняя версия. На моём блоке (89 года) схема уже другая.
В этой схеме применяется двухсекционный насос( поэтому признаку можно не вскрывая мотор понять какая у вас схема).
11.6. Манжеты, применяемые на автомобиле
Наименование | № детали | К-во на авт. |
Двигатель ЗМЗ-5231 | ||
Манжета передали коленчатого вала | 53–1005034 | 1 |
Манжета сальника крыльчатки водяного насоса | 11–8515-АЗ | |
Двигатель д-245.7 ЕЗ | ||
Манжета коленчатого вала двигателя задняя | 240–1002305 | 1 |
Манжета коленчатого вала двигателя передняя | 240–1002055 | 1 |
Манжета водяного насоса | 240–1307038-Б | 1 |
Трансмиссия | ||
Манжета крышки первичного вала коробки передач (ГАЗ-3307) | 309827-П | 1 |
Манжета фланца вторичного вала коробки передач | 51–1701210-А | 1 |
Сальник ведущей шестерни заднего мОСТа | 51–2402052-Б4 | 1 |
Рулевое управление | ||
Манжета вала сошки (ГАЗ-3307) | 53–3401022 | 1 |
Манжета черника (ГЛЗ-3307) | 63А-4207115 | 1 |
Сальник крестовины | 011–4502027 | 8 (ГАЗ-3307) 10 (ГАЗ-3309) |
Манжета винта (20×32) (ГАЗ-3309) | 3302–3401022 | 1 |
Манжета штока силового цилиндра (ГАЗ-3309) | 66–01–3405215 | 1 |
Сальник силового цилиндра (ГАЗ-3309) | 66–01–3405222 | 1 |
Сальник золотника внутренний (ГАЗ-3309) | 66–01–3430040 | 1 |
Сальник золотника наружный (ГАЗ-3309) | 66–01–3430044 | 1 |
Ходовая часть | ||
Манжета передней ступицы с пружиной в сборе | 25 31311511 | 2 |
Манжета задней ступицы с пружиной в сборе | 51–3104038-В2 | 2 |
Тормозное управление | ||
Манжета уплотнительная поршня | 12–3501051 | 2 |
Кольцо уплотнительное поршня колесного цилиндра тормоза | 24–10–3501051 | 3 |
Кольцо уплотнительное картера главного цилиндра тормозов | 53–11–3505120 | 2 |
Манжета уплотнительная цилиндра гидровакуумного усилителя тормозов | 24–3550033 | 4 |
Манжета уплотнительная поршня клапана управления | 53–3551058 | 4 |
Манжета уплотнительная | 52–12–3550051 | 2 |
Кольцо уплотнительное цилиндра гидровакуумного усилителя тормозов | 51П-3550036 | 2 |
Манжета уплотнительная поршня колесного цилиндра | 51–3501051 | 4 |
Манжета уплотнительная поршня колесного цилиндра | 51–3502051 | 4 |
Система охлаждения Газ.
Здравствуй Уважаемые друзья! В данной статье мы с Вами ознакомимся с системой охлаждения двигателя ЗмЗ 511 и модификаций. Двигатель ЗмЗ 511 в основном устанавливается на грузовики марки Газ: такие как Газ 53, Газ 3307, а также полноприводные грузовики марки Газ: Газ 66 и Газ 3308. Ну конечно грузовики Газ разных модификации. И так, давайте разберемся, что из себя представляет система охлаждения двигателя ЗмЗ 511.
Система охлаждения двигателя грузовиков Газ — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости, заполняется низкозамерзающей жидкостью Тосол. Система охлаждения Газ состоит из водяной рубашки двигателя, водяного насоса, радиатора, термостата, вентилятора с кожухом, жалюзи, пробки радиатора и соединительных патрубков. Емкость системы — 21,5 л.
Температурный режим. Наиболее выгодный температурный режим работы двигателя находится в пределах 80 — 90 °С. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически, и жалюзи, управляемых водителем.
Схема системе охлаждения двигателя ЗмЗ 511. (рис. 1.)
1 — радиатор; 2 — датчик сигнализатора перегрева двигателя; 3 — водяной насос; 4 — перепускной шланг; 5 — шланг радиатора подводящий; 6 — термостат; 7 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 8 — штуцер подсоединения подогревателя; 9 — водяная рубашка блока цилиндров; 10 — шланг радиатора отводящий; 11 — кран сливной радиатора; 12 — вентилятор; 13 — жалюзи; 14 — кожух вентилятора; 15 —пробка радиатора.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости, в кабине водителя, на щитке приборов, имеется указатель температуры, датчик 7 (ТМ100-В) которого устанавливается в водяной рубашке впускной трубы. Кроме того, на щитке приборов в указателе температуры, имеется сигнальная лампа, которая загорается красным светом, при повышении температуры охлаждающей жидкости до 104—109 °С.
Датчик 2 сигнализатора (ТМ104-Т) ввернут в верхний бачок радиатора. При загорании лампы красного света, в указателе температуры, следует немедленно остановить двигатель, выяснить и устранить причину его перегрева.
Термостат Газ 6 (рис .1.) с твердым наполнителем, одноклапанный ТС 108. Устанавливается в специальной полости на выходе охлаждающей жидкости из впускной трубы. Клапан термостата Газ начинает открываться при температуре 78—82 °С, а при температуре 93 — 95 °С он полностью открыт.
Водяной насос (помпа) Газ. (Рис.2.)
Водяной насос (помпа) Газ центробежного типа (рис.2). Валик 2 водяного насоса вращается в двух шариковых подшипниках, на концах имеет лыски. На один конец вала напрессовывается крыльчатка помпы Газ, а на другой — ступица. Крыльчатка закреплена болтом, ввернутым в резьбовое отверстие в торце вала. Ступица закреплена гайкой, навернутой на резьбовой конец вала.
Шариковые подшипники с находящейся между ними распорной втулкой, зажаты между ступицей шкива и упорным кольцом; имеют с наружных торцов войлочные сальники, вмонтированные в наружные обоймы подшипников, закрепленных в корпусе запорным кольцом.
Полость помпы Газ, в которой циркулирует охлаждающая жидкость, отделена от полости, в которой вмонтированы подшипники, резиновым самоподвижным сальником с уплотняющей шайбой из графитосвинцовой композиции.
В углубление крыльчатки помпы устанавливаются пружина 8, латунные обоймы 9 и 10, манжета 11, уплотняющая шайба 12 и запираются кольцом 13. Жидкость, просачивающаяся через сальник, стекает наружу через отверстие 7 в корпусе 3.
Через пресс-масленку 5, ввернутую в корпус водяного насоса (помпы) Газ, подшипники смазываются до тех пор, пока смазка не покажется в контрольном отверстии 4. Излишки смазки следует немедленно убрать во избежание попадания ее на ремни привода вентилятора и водяного насоса и ручьи шкива.
Замасленные ремни и ручьи необходимо протереть тряпкой, слегка смоченной в бензине. Для смазывания подшипников используется смазка Литол-24. В качестве дублирующей допускается использовать жировой смазочный материал.
Радиатор Газ, системы охлаждения (см. рис.1.) — трубчато-ленточный, медно-латунный, состоит из латунных (верхнего и нижнего) бачков, набора вертикальных латунных плоско-овальных трубок с располагаемыми между ними гофрированными медными лентами, пластин крепления радиатора, пробки радиатора и сливного краника.
К верхнему и нижнему бачкам радиатора Газ припаяны две стальные боковые стойки-пластины, с помощью которых радиатор и крепится, и они же придают радиатору необходимую жесткость, а также обеспечивают возможность крепления к нему кожуха вентилятора.
Радиатор Газ в нижней части крепится к специальным кронштейнам на раме посредством резиновых прокладок и в верхней части — двумя тягами. Пробка радиатора имеет два клапана: паровой, открывающийся при избыточном давлении 45 — 60 кПа, и воздушный, открывающийся при разрежении 1 — 10 кПа.
Вентилятор на грузовиках Газ 53 — шестилопастный, металлический, состоит из двух крестовин, между которыми вклепаны лопасти, крепится совместно со шкивом четырьмя болтами к ступице валика помпы. а на грузовиках Газ 3307 и модификации шестилопастной, пластмассовый, цельный, отлитый. Так же крепится совместно со шкивом четырьмя болтами к ступице валика помпы.
Вентилятор статически сбалансирован, приводится в движение от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Натяжение ремня осуществляется поворотом генератора, который приводится в движение этим же ремнем. Правильность натяжения ремня проверяют нажатием пружинным динамометром на него усилием 34 — 44 Н. При этом ремень вентилятора должен прогибаться на 10 — 15 мм.
Жалюзи — металлические, пластинчатые, управляются проволочной тягой с места водителя. Ручка тяги имеет несколько фиксируемых положений закрытия жалюзи для обеспечения необходимого температурного режима работы двигателя.
Верхний бачок радиатора Газ должен быть заполнен до заливной горловины. Понижение температуры приводит к снижению уровня жидкости, в связи с чем при отрицательных температурах возможно снижение ее уровня в радиаторе.
Однако даже при температурах ниже— 30°С уровень жидкости в радиаторе должен быть выше торцов охлаждающих трубок не менее чем на 50 мм. При прогреве двигателя с повышением температуры охлаждающей жидкости повышается ее уровень.
При отрицательных температурах допускается проводить, проверку уровня жидкости, на прогретом двигателе, для чего открывают пробку с радиатора Газ и убеждаются в наличии охлаждающей жидкости в верхнем бачке радиатора; устанавливают пробку на место, обращая внимание на ее установку; пробка должна плотно закрывать горловину радиатора для обеспечения герметичности системы охлаждения; прогреть двигатель до температуры выше 90 °С.
При ежедневном осмотре перед выездом проверяют натяжение ремней вентилятора. Ремень натянут правильно, если при нагрузке в 35 — 45 Н на середине участка между шкивами генератора и вентилятора прогиб будет в пределах 10 — 15 мм. Натяжение контролируют пружинным динамометром.
Через 4 года эксплуатации автомобилей Газ охлаждающую жидкость меняют, предварительно промыв систему охлаждения, для чего сливают охлаждающую жидкость, заполняют систему водой, пускают двигатель и прогревают его, затем, остановив, сливают воду, после охлаждения двигателя снова заполняют систему водой, повторяют промывку.
Жидкость из системы охлаждения Газ сливают при открытой пробке радиатора через три краника: с правой стороны блока цилиндров, на радиаторе и на шланге отопителя кабины.
В случае применения в системе охлаждения воды следует иметь в виду, что применение доброкачественной воды является одним из основных условий технически правильной эксплуатации двигателей, предупреждающей образование накипи и коррозии в системе охлаждения, что может привести к серьезным неполадкам, например к закупорке трубок радиатора.
Если уж так пришлось, залить воду в систему охлаждения двигателя, то лучше залить дождевую воду или растопленный снег. Так-как, содержание вредных для металла солей, в дождевой воде или растопленной снежной воде, минимальное количество. Применение воды с высокой жесткостью — артезианской или ключевой, а тем более морской — недопустимо.
Весной и осенью в случае применения воды, в систему охлаждения Газ, промывают. Примечание: Водяную рубашку двигателя и радиатор промывают отдельно. Промывку ведут в направлении, обратном циркуляции воды при работе системы. При промывке водяной рубашки двигателя необходимо снять термостат и вывернуть сливные краники. Радиатор снимают и промывают отдельно.
Неисправности помпы. Наиболее характерными неисправностями помпы Газ является течь воды через сальник крыльчатки в результате износа уплотняющей шайбы или манжеты сальника и изнашивание подшипника валика. Эти неисправности устраняются заменой изношенных деталей новыми.
Снимают водяной насос Газ с крышки распределительных шестерен. Зажав ступицу шкива в тисках, отвертывают болт крепления крыльчатки водяного насоса и снимают шайбы. Съемником спрессовывают крыльчатку с вала помпы.
Перед снятием крыльчатки, чтобы не повредить резьбу в валике водяного насоса, между торцом валика и болтом съемника необходимо поставить шайбу. Снимают запорное кольцо и вынимают уплотняющую шайбу, манжету сальника, обоймы манжеты и пружину сальника. Промывают и очищают детали водяного насоса.
Собирают крыльчатку с сальником, для чего в заднее углубление на крыльчатке укладывают последовательно пружину сальника, обоймы сальника, резиновую манжету, уплотняющую шайбу, и все эти детали закрепляют запорным кольцом. Если абсолютная величина изнашивания уплотняющей шайбы невелика, то ее можно установить вновь, повернув не изношенной стороной к корпусу водяного насоса.
Торец корпуса помпы Газ, по которому работает уплотняющая шайба, смазывают тонким слоем графитового смазочного материала перед напрессовкой крыльчатки на валик насоса. Это улучшает качество приработки рабочих поверхностей уплотняющей шайбы и торца корпуса помпы.
Напрессовывают крыльчатку на валик. Напрессовку производят до упора ступицы крыльчатки в торец лыски валика. На болт крепления крыльчатки надевают пружинную шайбу, плоскую шайбу и ввертывают болт в задний торец валика до упора; привертывают помпу к крышке распределительных шестерен, заменив его прокладку новой.
Если вдруг, Вы что то не нашли, или у Вас просто нет времени на поиски, то я рекомендую ознакомиться со статьями в категорий «Ремонт ГАЗ«. Я уверен Вы найдете ответ на свой вопрос, а если же нет напишите в комментариях интересующий Вас вопрос я обязательно отвечу.
11.7. Эксплуатационные материалы
Наименование топлива, масла, смазки, рабочей жидкОСТи | ГОСТ, ОСТ или ТУ | |
Бензин «Нормаль-80» (ГАЗ-3307) | ГОСТ р 51105–97 | |
Регуляр-92 (дубл.) — ГАЗ-3307 | ГОСТ р 51105–97 | |
Дизельное топливо (ГАЗ-3309) | ГОСТ р 52368–2005 | |
Масло «ТНК Мотор ойл» (ГАЗ-3307) | ТУ 38.310–41–148–01 | |
Масло уфалюб (ГАЗ-3307) | ТУ 38.302.032–90 | |
Масло уфалюб-Люкс (ГАЗ-3307) | ТУ 0253.004.0576654–96 | |
Масло Ангрол (ГАЗ-3307) | ТУ 38.601.01.220–92 | |
Масло «Лукойл Стандарт» | ТУ 38.601–07–21–02 | |
Масло «Яр-Марка» 1 и 2 (ГАЗ-3307) | ТУ 38.301.25.19–95 | |
Масло «Яр-Марка» Экстра (ГАЗ-3307) | ТУ 38.301.25.36–97 | |
Масло самойл (ГАЗ-3307) | ТУ 38.301.12002–94 | |
Масло велс 1 и 2 (ГАЗ-3307) | ТУ 0253.072.00148636–95 | |
Масло «Стандарт-3», «Стандарт-5» (ГАЗ-3309) | ТУ 38.301–19–79–98 | |
Масло «Лукойл-Стандарт» (ГАЗ-3307) | ТУ 38.301–29–77–95 | |
Масло «Спектрол» (ГАЗ-3307) | ТУ 0253.003.069113380–95 | |
Масло «Ферганол» (ГАЗ-3307) | ТУ уз.39.3–145–96 | |
Масло «НафтанМБ» (ГАЗ-3307) | ТУ рБ 057784770–90 | |
Масло «Лукойл Авангард» (ГАЗ-3309) | ТУ 025–075–00148636–99 | |
Масло «Лукойл Супер» (ГАЗ-3309) | ТУ 025–075–00148636–99 | |
Масло «Юкос плюс» (ГАЗ-3307) | ТУ 0253–003–48120848–01 | |
Масло «Consol Стандарт» (ГАЗ-3307) | ТУ 0253–017–17280618–2001 | |
Масло м-8В (ГАЗ-3307) | ГОСТ 10541–78 | |
Масло м63/10B (ГАЗ-3307) | ГОСТ 10541–78 | |
Масло м43/6В1 (ГАЗ-3307) | ГОСТ 10541–78 | |
Масло м10Г2 (ГАЗ-3309), М10Г2К (ГАЗ-3309) | ГОСТ 8581–78 | |
Масло м8Г К (ГАЗ-3309) Масло м10ДМ (ГАЗ-3309) | ГОСТ 8581–78 | |
ГОСТ 8581–78 | ||
Масло м8ДМ (ГАЗ-3309) | ГОСТ 8581–78 | |
Масло тАП-15В | ГОСТ 23652–79 | |
Масло тСП-15к | ГОСТ 23652–79 | |
Масло «Супер Т-3» (ТМ5) | ТУ 38.301–19–62–01 | |
Масло «Девон Супер Т» (ТМ-18) | ТУ 0253–035–00219158–99 | |
Масло «Лукойл ТМ-5» SAE 85W-90 | ТУ 38.601–07–23–02 | |
Масло «Лукойл ТМ-5» SAE 75W-90 | ТУ 38.601–07–23–02 | |
Масло тСп-10 | ГОСТ 23652–79 | |
Масло тСP-9 гип | ТУ 38.1011238–89 | |
Масло касторовое | ГОСТ 6990–75 | |
Масло для гидромеханических и гидрообъемных передач марки «Р» (ГАЗ-3309) | ТУ 38.101.1282–89 | |
Масло для гидромеханических и гидрообъемных передач марки «А» (ГАЗ-3309) | ТУ 38.101.1282–89 | |
Масло вМГЗ (ГАЗ-3309) | ТУ 38.101.479–00 | |
Масло веретенное АУ | ТУ 38.1011232–89 | |
ЖидкОСТь Амортизаторная АЖ-12т | ГОСТ 23008–78 | |
Смазка пушечная (ПВК) | ГОСТ 19537–83 | |
Смазка литол-24 | ГОСТ-21150–87 | |
Смазка солидол Ж | ГОСТ 1033-.79 | |
Смазка солидол С | ГОСТ 4366–76 ‘ | |
Смазка цИАТИМ-201 | ГОСТ 6267–74 | |
Смазка № 158 | ТУ 38.301–40–25–94 | |
Смазка лита | ТУ 38.1011.308–90 | |
Смазка графитная УСсА | ГОСТ 3333–80 | |
ЖидкОСТи тормозные: | ||
«РОСДОТ» | ТУ 2451–004–36732629–99 | |
«Томь» класса III марки «А» | ТУ 2451–076–05757618–2000 | |
АвтожидкОСТи охлаждающие: | ||
Тосол-А40М, ‘Тосол-А65М | ТУ 6–57–95–96 | |
ОЖ-40 «Лена», ОЖ-85 «Лена» | ТУ 113–07–02–88 | |
«Cool Stream Standard» | ТУ 2422–002–13331543–2004 | |
«Термосол“ | ТУ 301–02–141–91 |
Технические характеристики и применяемость
Двигатель ГАЗ 3307 обладает высокими техническими характеристиками. На транспортное средство устанавливались такие известные движки, как ЯМЗ-534, ММЗ Д-245.7Е4 и карбюраторный мотор ЗМЗ 523. Единственным недостатком бензинового варианта остаётся наличие карбюраторной системы впрыска вместо инжекторной.
Если сравнивать бензиновый и дизельный силовые агрегаты, то вторые считаются более надёжными и мощными, что доказал выбор большинства автомобилистов. Рассмотрим, основные технические характеристики моторов, которые устанавливались на ГАЗ 3307:
Технические характеристики 523-го:
Описание ЯМЗ 534:
Мотор ММЗ Д-245.7Е4
Как видно по техническим характеристикам, транспортное средство оснащалось отличными дизельными движками и не совсем надёжным карбюраторным силовым агрегатом. Именно из-за этого предпочтение большинства автомобилистов стал дизель, чем его бензиновый собрат.
Обслуживание и неисправности
Техническое обслуживание дизельных силовых агрегатов, которые устанавливаются на ГАЗ 3307, проводится каждые 15 000 км пробега. Так, в процессе меняются моторное масло, фильтра смазки грубой и тонкой очистки, а также топливные фильтрующие элементы.
Многие автолюбители задают часто вопрос — сколько масла в двигателе ЯМЗ 534 и ММЗ Д245? Согласно технической документации для технического обслуживания потребуется от 5,5 л до 6 литров.
Что касается бензинового брата, то техническое обслуживание рекомендуется проводить каждые 12 000-15000 км пробега.
Если на транспортном средстве установлена газобаллонная установка, что довольно часто, то необходимо сократить межсервисный интервал до 12 000 км пробега.
Как и любые другие силовые агрегаты на моторах ГАЗ 3307 встречаются неполадки. Так, наиболее часто из выхода на дизельных движках со строя выходят топливные насосы высокого давления, поскольку тяжело найти хорошее топливо на просторах СНГ. А тем более, как показывает практика, в грузовые ГАЗоны никто не стремится лить качественное горючее. Также, плохое топливо приводит к загрязнённости форсунок, которые требуют дополнительного ухода и обслуживания.
Такая же участь ждёт и бензинового собрата ЗМЗ 523. Наиболее частой поломкой становится выход со строя карбюратора, который начинает заливать цилиндры. Связано это с тем, что залипает игла внутри впрыскового устройства, что ведёт за собой ряд проблем.
Кроме этого, извечной болезнью становится поломка термостата вследствие чего, двигатель часто начинает перегреваться, а это неизбежно приближает его капитальный ремонт.
Устройство тормозной системы грузовиков ГАЗ-3307, ГАЗ-66
Несложный ремонт владельцы автомобилей часто делают своими руками, осуществить работы помогает руководство по ремонту и техническому обслуживанию. Руководство можно купить в виде книги или скачать издание в интернете.
По мере необходимости на модели 3307 приходится ремонтировать сцепление, двигатель, рулевое управление, тормозную систему, ходовую часть.
Схема тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель) с воздухоосушителем
Сама схема представлена на фото ниже.
- Компрессорная установка.
- Резервуар ГЦ.
- Аварийный датчик.
- Фильтр.
- Тормозная конструкция заднего колеса.
- Датчик.
- Выключатель пневмосигнала.
- Глушитель.
- Сливной кран.
- Тормозное устройство фронтальных колес.
- Индикатор критического давления.
- Резервуар воздушный.
- Клапан обратного типа.
- Защитный одинарный клапан.
- Пневмоусилитель.
- Модулятор.
- Контрольный клапан.
- Атмосферный баллон.
- Сушитель воздуха.
- Датчик поршня.
- Тормозной кран с двумя секциями.
Общее описание
При проектировке грузовика, который создавался практически с нуля, было принято решение разработать кардинально новую схему тормозной системы. Дизель ГАЗ-3309 оснастили конструкцией, которая не зависела от предшествующих модификаций. Составляющие элементы ТС условно делятся на три категории:
- Рабочий (основной) узел.
- Тормоз стояночный.
- Запасной блок.
Все системы направлены на одно действие – снижение скорости либо полную остановку автомобиля, в зависимости от подаваемых водителем команд. Немаловажным является тот фактор, что для грузового транспорта тормоза должны быть максимально надежными, гарантирующими остановку транспортного средства в любой ситуации, во избежание аварии с тяжелыми последствиями.
Основная система называется так, потому что эксплуатируется постоянно при движении авто. Любая конструкция тормозов состоит из привода и механики. Первый узел отвечает за активацию системы в нужный период, а механика создает сопротивление движению.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Хорошую проходимость;
- Высокий дорожный просвет;
- Систему полного привода;
- Возможность в некоторых модификациях установить систему подкачки шин;
- Хорошая ремонтопригодность и взаимозаменяемость деталей и запчастей;
- Умеет работать с различными перепадами температурного режима (от -50 до +50 градусов по Цельсию);
- Может работать на высоте до 4 500 метров над уровнем моря;
- Способен преодолевать броды, глубина каких может достигать 1-го метра;
- Есть большое количество предоставляемых модификаций;
- Среднее потребление горючего;
- Есть система ABS;
- Присутствует гидравлический усилитель рулевого колеса;
- Сидения оснащены ремнями безопасности;
- Внедорожный внешний облик;
- Большие колеса, помогающие во время езды по бездорожью;
- Силовые агрегаты отвечают экологическим европейским стандартам Euro-4.
Управление и назначение
Основным органом управления системы тормозов автомобилей ГАЗ-3309 является ножная педаль. Она устанавливается между аналогами сцепления и газа. Нужно отметить, что на предшественниках данный элемент имел очень тугой выжим. Обновленная конструкция лишена этого недостатка полностью, педаль идет мягко и плавно, что сравнимо с зарубежными аналогами.
В грузовике 3309 стояночный и запасной тормоза объединены в один комплект. Это позволило уменьшить количество комплектующих элементов с одновременным упрощением конструкции. Так называемый «ручник» служит для удержания транспортного средства на уклоне при трогании с места либо во время длительных стоянок. Опытные водители знают, что это важный элемент, так как груженую машину очень сложно поймать без отката, даже при небольшом уклоне. Ниже изображена стояночная тормозная система ГАЗ-3309 (дизель).
Схема приведена с пояснениями:
- Фиксатор.
- Рукоять рычажного типа.
- Статичный диск.
- Разжимной элемент.
- Колодки тормозные.
- Толкатель.
- Барабанный механизм.
- Пружина.
- Палец.
- Основной барабан.
Ремонт рулевого управления
Неисправности рулевого управления также влияют на безопасность движения, как и неисправности тормозной системы, и эксплуатация транспортного средства с подобными дефектами запрещена. Неполадки необходимо устранять сразу после их обнаружения. К неисправностям модели 3307 можно отнести:
- люфт руля свыше допустимой нормы;
- стук и при поворотах руля;
- тугое поворачивание руля;
- течь масла из рулевого механизма (редуктора).
Схема устройства рулевого механизма
Причиной неисправности может быть:
- люфт в шарнирах рулевых тяг или в рулевых наконечниках;
- износ червячной пары в редукторе;
- люфт в крестовинах рулевого карданного вала;
- заклинивание шарниров рулевых наконечником и тяг;
- люфт в подшипниках рулевого редуктора.
В рулевом механизме 3307 можно отрегулировать зазоры в червячной паре и в подшипниках, тем самым уменьшив люфт.
Регулировка червячной пары производится следующим образом:
- отворачивается колпачковая гайка на торце корпуса редуктора;
- снимается стопорная шайба (по наружному диаметру имеет форму звездочки);
- винт под колпачковой гайкой поворачивается по часовой стрелке до момента начала тугого вращения, затем немного отпускается;
- ставится стопорная шайба и проверяется люфт. Если руль вращается туго, то винт еще немного поворачивают назад против часовой стрелки. Если нужное положение найдено, ставят на место колпачковую гайку.
Регулировку зазора в подшипниках редуктора производят на снятом механизме:
- Из механизма сливают масло. Делается это путем ослабления четырех болтов крепления крышки;
- Снимают крышку. Под ней находятся прокладки. Прокладки могут быть разной толщины;
- Путем подбора толщины прокладок убирается люфт.
В книге или руководстве из интернета можно найти описание всех узлов и агрегатов автомобиля 3307. По описанию можно произвести капитальный ремонт двигателя, сделать техническое обслуживание, отремонтировать ходовую часть двигателя газ 3307.
Механика
Этот механизм состоит из разнообразных фрикционных деталей, монтируемых в прямой агрегации с колесом. Стояночный аналог в этом месте не агрегирует с главным узлом, имея отдельную конструкцию. Она монтируется на карданном валу с фиксацией при включении. В устройстве и схеме тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель) предусмотрены барабанные элементы, поскольку считаются оптимальными для рассматриваемого типа грузовых машин. Кроме самого барабана в конструкцию входят неподвижные колодки ленточной конфигурации, придавливаемые к нему.
Корпусная часть тесно взаимодействует с колесом, вращаясь вместе с ним. Во внутренней части имеются тормозные колодки на пружинах. При нажатии педали они прижимаются к барабану, замедляя его обороты. Фиксируются на ступице автомобиля они при помощи болтового крепления, обеспечивающего максимальное усилие. Материалом изготовления для колодок служит фрикционный сплав, устойчивый к истиранию.
История создания
Дебютная модель новенького автомобиля сошла с завода уже в 1989 году, а к завершению того же года смогли наладить серийный выпуск данного самосвала. Немного спустя данное транспортное средство потеснил другой грузовик ГАЗ-3309, на котором был установлен дизельный силовой агрегат.
Однако при наступлении 2008 года 3307 смог получить новенький карбюраторный мотор с увеличенной мощностью и снова стал производиться до 2012 года. Вообще, грузовой автомобиль стартовал достаточно успешно, однако почти сразу потерял популяризацию. Вслед за развалом Союза Советских Социалистических Республик машина ощутимо опустилась в спросе, и ее крупносерийный выпуск на заводе был прекращен.
Горьковским автомобильным заводом выпускаются специализированные модификации для госструктур. Перед моделью 3307 на рынке существовал грузовик ГАЗ-53. Под конец 1980-х годов подобный автомобиль сильно устарел и нуждался в усовершенствовании.
Это и подтолкнуло конструкторов к началу проектирования совершенно нового автомобиля. Машину приспосабливали для функционирования на твердом дорожном покрытии. «Газон» относили к 4-му поколению машин ГАЗа. К нему тоже относят грузовики ГАЗ-3309, ГАЗ-3306 и ГАЗ-4301.
Одна из целей, которой придерживался конструкторский состав во время проектировки машины, являлась полномасштабная синхронизация по главным элементам и узлам с прошлыми моделями. В итоге, автомобилю перешли множество деталей от 53-го Газона.
Благодаря такому решению удалось облегчить техническое обслуживание машины и сократить затраты на производство. Поэтому Газон 3307 по многочисленным характеристикам смог превзойти 53-ю модель. Капотную компоновку грузовой машины было решено сохранить.
Отличало модели наличие улучшенной кабины и нового оперения. Салон стал иметь обилие свободного пространства, удалось добавить вентиляцию и отопление. Небольшие перемены смогли затронуть и силовую установку. На предприятии в Горьком планировали 3307, как переходный вариант, какой позже можно было бы сменить на дизельные вариации с увеличенными экономическими характеристиками.
На заводе немного позже стали производить силовые агрегаты, которые работали на дизельном топливе. Выпуск карбюраторных версий «Газона» 3307 был полностью остановлен с началом нового десятилетия 1990-х годов.
Вариации с дизельными моторами тоже начали терять популяризацию с каждым годом, так как их производство было уже нерентабельное. На сегодняшний день Горьковское автомобильное предприятие может предложить лишь комплектации грузовых машин только с бензиновыми силовыми агрегатами (производство осуществляется лишь под заказ).
Невзирая на то, что основа для «Газона» 3307 является автомобили специального производства, конструкционные технические характеристики предоставляют возможность для транспортировки объемных и тяжелых грузов.
Невзирая на немаленькие габаритные составляющие грузовика, модель получилась достаточно маневренным транспортным средством, посему может применяться в городском потоке вполне свободно.
Более того, ГАЗ умеет передвигаться даже и на бездорожье. Пользоваться автомобилем можно в различных условиях климата, что для Российской Федерации весьма важное подспорье. Благодаря выносливости машина смогла стать популярной моделью.
Главным предназначением «Газона» является транспортировка разнообразных грузов. Благодаря большому количеству надстроек удается подбирать требуемую для определенных задач технику. На платформе машины выпускают автомобильные вышки вместе с молоковозами, автомобильными кранами и мусоровозами. А ведь это позволяет намного расширить область применений грузовика.
Автомобиль предназначается для транспортировки и быстрой разгрузки различных сыпучих материалов. Крайне удобно им пользоваться в сельскохозяйственных нуждах, ибо он хорошо способен преодолевать грунтовые дорожные покрытия. До тех пор, пока существовали колхозы, подобные самосвалы служили явным признаком любого машинного двора.
Приводная часть
Привод в схеме тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель) нужен для управления механизмом с последующим совершением определенных манипуляций. На грузовик монтируются механический и гидравлический рабочие приводы, отвечающие за функционирование стояночного и основного узла. Гидропривод выбран не случайно, так как считается оптимальным вариантом для простого грузовика.
Кроме указанной модификации, существуют еще приводы пневматической и электрической конфигурации, которые имеют узкую специализацию, и на автомобилях рассматриваемой серии не эксплуатируются. Ниже, для наглядности, на рисунке изображен колесный тормозной механизм.
- Колодка тормоза.
- Защита-колпак.
- Резервуар цилиндра.
- Поршень.
- Манжета.
- Поршень ведомый.
- Пружина стяжная.
- Скоба направляющая.
- Щит тормозной.
- Шайба.
- Гайка.
- Пальчиковый эксцентрик.
- Втулки.
- Пластины эксцентрика.
- Метки.
- Люк смотровой.
Кабина ГАЗ-33081. Отзывы водителей и владельцев о грузовике
Кабина ГАЗ-33081 – цельнометаллическая, с обширным, почти панорамным остеклением; максимально простым, утилитарным и практичным устройством. Сиденья водителя и пассажира – разделённые, достаточно мягкие и удобные, с превосходным для грузовика уровнем комфорта.
Шумоизоляция оставляет желать лучшего. При движении по шоссе громкий шум внедорожных шин слышится весьма ощутимо. Теплоизоляция хороша: в кабине легко поддерживать комнатную температуру даже в самые лютые морозы.
Радует гидравлический усилитель рулевого управления. По отзывам водителей, «баранка» спокойно вертится одной рукой, без напряжения, «с сигаретой в зубах». Из других плюсов отмечают то, что на ГАЗ-33081 нет необходимости гонять на полном приводе постоянно – передний мост отключается просто, рычагом из кабины, и так же легко подсоединяется в случае нужды.
Расходы на содержание и ремонт называют необременительными, так как автомобиль вынослив, а запасных частей на рынке для ГАЗ-33081 всегда имеется в избытке, и цена их достаточно невысокая. Расход топлива в целом соответствует тому, что заявлен по паспорту Горьковским автозаводом. По расходам на владение машиной, ГАЗ-33081 даже сравнивают с УАЗиком-буханкой, хотя это машины из двух совершенно иных «историй».
В качестве бонуса, владельцы ГАЗ-33081 радуются тому, что в ПТС, кроме категории С, указано «Специализированные МАС», и это даёт право как спецтехнике проезжать под запреты для грузовых автомобилей. Ввиду своей специфичности, ГАЗ-33081 всё-таки более распространён в качестве «рабочей лошадки» различных государственных и крупных частных организаций и структур, чем в собственности индивидуальных владельцев. И испытания суровыми условиями Сибири и Крайнего Севера он прошёл и продолжает проходить достойно. Как и полагается настоящему потомку ГАЗ-66.
Особенности
Обзор устройства тормозов грузовиков ГАЗ-3307 и 09 продолжим изучением своеобразной системы сигнализации, оповещающей о неисправности тормозов. Кроме того, в конструкцию входит усилитель гидровакуумного типа с резервуаром и запорным клапаном. Раздельные гидравлические контуры смонтированы на каждой оси транспортного средства. Это дает возможность, при выходе из строя одного контура, обеспечить выполнение возложенных обязанностей, предупреждая возникновение аварийных ситуаций.
Баллонные резервуары отвечают за питание каждого отсека по отдельности, что сделано также в целях безопасности. По ходу контуров предусмотрен встроенный контроллер усилия тормозных сил, служащий для создания требуемого давления, если один из контуров сломается либо потребуется корректировка равного нажатия на каждое колесо. Проще говоря, приспособление не дает удвоить силу давления в рабочем контуре. При этом дистанция хода педали увеличивается, что требует от водителя максимального ее выжима.
Тормозная система Газ 3307.
Здравствуйте Уважаемые друзья! В сегодняшней статье мы с Вами разберем и познакомимся с тормозной системой грузовика Газ 3307. Газ 3307 оборудован тремя тормозными системами: рабочий основной, действующий на все колеса; запасной — это если, допустим, у Вас отказали задние тормоза передние остаются в рабочем состояние, так — как у Газ 3307, тормозная система двух контурная: один контур на задние колеса и второй соответственно на передние.
И так, если отказал один контур второй остается рабочим, то есть, как получается запасной. И третья система: это конечно стояночный (ручной) тормоз. На старых моделях Газ 3307 стояночная тормозная система имеет механический привод, который воздействует на барабанный тормозной механизм, закрепленный на коробке передач. (см. рис.1.)
Рис.1. Стояночный тормоз Газ 3307, старого образца.
На новых моделях Газ 3307, уже начали устанавливать стояночный тормоз с воздействием на задние колеса.(см. рис.2.) Данная конструкция, стояночного тормоза, на легковых автомобилях используется уже достаточно давно. А вот на грузовых автомобилях не так уж давно. Боюсь конечно ошибиться, но все таки скажу: такую систему стояночного тормоза на грузовиках Газ 3307 начали устанавливать примерно после 2000 года. (Но если ошибаюсь прошу прощения, точно не помню, но это не так уж важно).
Рис.2. Ручной (стояночный) тормоз Газ 3307, нового образца.
1. Рычаг; 2. Передний трос; 3. Заглушка; 4. Регулировочный винт; 5. Разжимное звено; 6. Опорная втулка; 7. Рычаг привода; 8,9. Задние тросы; 10. Рычаг уравнителя; 11. Уравнитель; 12. Кронштейн; 13. Регулировочная гайка; 14. Контргайка.
Стоит обратить особое внимание на регулировку стояночного тормоза Газ 3307. И нужно поддерживать в рабочем состояние. Если не правильно отрегулирован, то может быть самоторможение или же слабое торможение стояночного тормоза. Могут быть разные последствия, поэтому, лучше во время и правильно отрегулировать стояночный тормоз. Что бы отрегулировать стояночный тормоз Газ 3307 нужно проделать следующие действия. Если при торможении стояночной тормозной системой рычаг 1 (см. рис. 2) при приложении к нему усилия 600 Н (60 кгс) и более фиксируется на крайних верхних зубьях сектора, то следует отрегулировать привод в следующем порядке:
- опустить рычаг 1 в крайнее нижнее положение, а рычаг коробки передач в нейтральное положение;
- полностью ослабить натяжение тросов, отпустив регулировочную гайку 13;
- поднять задние колеса домкратом;
- снять заглушку 3 в тормозном механизме;
- выворачивая отверткой через прорезь в щите регулировочный винт 4, выбрать зазор между разжимным звеном 5 и рычагом 7 привода, вращая рукой колесо вперед до его затормаживания;
- завернуть винт 4 до начала свободного вращения колеса;
- установить заглушку в тормозной механизм;
- отрегулировать второе колесо в той же последовательности;
- переместить рычаг 1 на один зуб запирающего механизма;
- вращая регулировочную гайку 13 переднего троса, натянуть задние тросы до начала притормаживания одного из колес;
- опустить рычаг 1 в крайнее нижнее положение и убедиться в отсутствии притормаживания задних колес;
- законтрить регулировочную гайку 13 контргайкой;
- опустить автомобиль на колеса.
При правильно отрегулированном приводе, стояночной тормозной системы, рычаг привода при приложении усилия 600 Н (60 кгс) должен перемещаться на 15-20 зубцов запирающего механизма.
Рабочая тормозная система автомобиля ГАЗ-3307.
На автомобиле ГАЗ-3307 установлен тормозной привод с системой сигнализации неисправностей, с раздельным торможением осей (см.рис.3) и имеющий в каждом контуре гидровакуумный усилитель и вакуумный баллон с запорным клапаном.
Рис.3. Схема тормозной системы Газ 3307.
I—разрежение; II—воздух; III—тормозная жидкость; 1—впускной коллектор (паук) двигателя; 2—запорный клапан; 3—вакуумный баллон переднего контура; 4—сигнализаторы; 5—гидровакуумный усилитель переднего контура; 6—вакуумный баллон заднего контура; 7—тормозной механизм заднего колеса; 8—картер заднего моста; 9—регулятор давления; 10—гидровакуумный усилитель заднего конура ; 11—воздушный фильтр; 12—датчик сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости; 13—наполнительный бачок; 14—главный цилиндр; 15—тормозной механизм переднего колеса.
Вакуумные баллоны обеспечивают независимое питание каждого контура. Контроль за величиной вакуума осуществляется вакуумными датчиками с сигнализаторами (на щитке приборов) красного цвета для каждого контура. Загорание одной из ламп сигнализаторов свидетельствует о недостаточной величине вакуума в соответствующем контуре.
В гидроприводе тормозных механизмов задних колес Газ 3307 установлен регулятор давления тормозных сил. Его функции в случае выхода из строя любого из двух контуров выполняет оставшийся исправным контур (переднего или заднего моста).
При этом наблюдается увеличение хода педали на 90—115 мм. Торможение в этом случае может наступать при зазоре между педалью и полом кабины-15 мм.
Главный тормозной цилиндр (ГТЦ).
Рис.4. Детали ГТЦ Газ 3307.
I—первичная полость; II—вторичная полость; 1—защитный колпачок; 2—датчик сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости; 3—пополнительный бачок; 4—соединительная втулка; 5—трубка; 6—штуцер бачка; 7 и 20—корпуса; 8—защитный колпак; 9—толкатель; 10 и 18—поршни; 11—упорный болт; 12—уплотнительное кольцо головки; 13—манжета; 14—головка поршня; 15—упорный стержень; 16—возвратная пружина; 17—упор первичного поршня; 19—пружина головки поршня; 21—упор вторичного поршня; 22—пластина клапана; 23—клапан избыточного давления; 24—штуцер.
Принцип работы ГТЦ Газ 3307.
На поршнях главного тормозного цилиндра Газ 3307 установлены плавающие головки 14, выполняющие роль перепускного клапана. В исходном (расторможенном) положении под действием возвратных пружин 16 устанавливается зазор между головкой и поршнем: рабочие полости переднего и заднего контуров при этом сообщаются с бачком 3. (см. рис.4).
При нажатии на педаль тормоза поршни перемещаются, головки 14 под действием пружин 19 прижимаются к торцу поршней, разобщая рабочие полости с бачком, и в приводе создается давление. Уплотнение обеспечивается за счет резиновых колец 12, установленных в головках поршней. Клапаны 23 поддерживают в системе избыточное давление тормозной жидкости 40—80 кПа (0,4—0,8 кгс/см2).
Выход из строя одного из контуров тормозной системы Газ 3307 сопровождается увеличением хода педали тормоза вследствие холостого перемещения поршня неисправного контура. В исправном контуре создается давление тормозной жидкости, необходимое для торможения.
Ремонт и техническое обслуживание ГТЦ Газ 3307.
Для замены износившихся деталей необходимо снять узел с автомобиля, разъединить корпуса 7 и 20 у вывернуть упорные болты 11 и вынуть поршни. Перед сборкой все детали промыть чистой тормозной жидкостью. Не допускать попадания в узел посторонних частиц, грязи, масла. Проверить наличие зазора 0,4—1 мм между торцом поршня и уплотнительным кольцом 12, отжав головку 14 руками до упора. При сборке узла упорные болты 11 должны войти в пазы поршней.
Питание системы тормозов Газ 330766 осуществляется из бачка 3. При снятом датчике 2 и новых накладках тормозных механизмов уровень жидкости в бачке должен быть на уровне метки «МАХ». Понижение уровня жидкости в эксплуатации при исправной тормозной системе Газ 3307 связано с износом накладок в тормозных механизмах, поэтому заливать жидкость в бачок не следует, так как после установки новых накладок уровень жидкости поднимается до нормального.
Загорание сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости свидетельствует о нарушении герметичности тормозной системы. Доливать жидкость в этом случае необходимо только после восстановления герметичности системы. Для проверки исправности датчика аварийного падения уровня жидкости необходимо, при включенном зажигании, нажать сверху на центральную часть защитного колпачка 1. При этом должен загореться сигнализатор на щитке приборов.
Ремонт и техническое обслуживание тормозных барабанов.
Тормозной барабан очищают от грязи, ржавчины и зачищают забоины. Барабан заменяют, если на его рабочей поверхности образовались трещины или он деформирован, или его рабочие поверхности износились настолько, что в случае его расточки диаметр рабочей поверхности будет более 383 мм. Мелкие задиры, царапины на рабочей поверхности барабана удаляют мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
Если барабан имеет биение более 0,3 мм, а также глубокие риски и задиры, то плотно прижимают фланец барабана к ступице с помощью гаек крепления колес, повернув их обратной стороной на шпильки, и, базируясь на наружные обоймы подшипников, растачивают барабан до исчезновения рисок и задиров.
Биение после расточки должно быть не более 0,2 мм. Биение проверяют относительно колец подшипников с навернутыми гайками. Диаметр расточенного барабана должен увеличиться не более чем на 3 мм, т. е. должен быть не более 383 мм.
Гидровакуумный усилитель тормоза ГАЗ-3307.
Рис. 5. Гидровакуумный усилитель тормозной системы Газ 3307.
1—диафрагма; 2—корпус; 3—тарелка диафрагмы; 4—толкатель поршня; 5—пружина; 6—вакуумный клапан; 7—атмосферный клапан; 8—крышка корпуса; 9—пружина атмосферного клапана; 10—корпус клапана управления; 11—пружина клапана; 12—поршень клапана управления; 13—перепускной клапан; 14—поршень; 15—клапан поршня; 16—манжета поршня; 17—толкатель клапана; 18—упорная шайба поршня; 19—цилиндр.
Гидровакуумный усилитель тормозов Газ 3307 состоит из камеры усилителя, гидравлического цилиндра и клапана управления (см. рис.5.). Корпус камеры соединяется с впускной трубой и атмосферой через клапан управления.
Запорный клапан тормозной системы Газ 3307 установлен в вакуумном баллоне каждого контура. При остановке двигателя он автоматически разъединяет впускную трубу с вакуумным баллоном. Это дает возможность за счет запаса вакуума в системе произвести четыре-пять эффективных торможений.
Регулятор давления тормозов Газ 3307 корректирует давление тормозной жидкости в приводе задних тормозных механизмов в зависимости от изменения нагрузки на задние колеса для предотвращения заноса автомобиля при интенсивном торможении.
В процессе эксплуатации и при замене задних рессор необходимо регулировать усилие, действующее со стороны упругого элемента на поршень регулятора.
Ну что же, думаю на этом, мы с Вами, поставим, так сказать, жирную точку. Надеюсь Вам что нибудь то поможет из этой статьи. Если вдруг, Вы что то не нашли, или у Вас просто нет времени на поиски, то я рекомендую ознакомиться со статьями в категорий «Ремонт ГАЗ«. Я уверен Вы найдете ответ на свой вопрос, а если же нет напишите в комментариях интересующий Вас вопрос я обязательно отвечу.
Тормозной цилиндр
В полный обзор устройства тормозов грузовика ГАЗ-3307 и 09 следует включить изучение особенностей главного тормозного цилиндра. Он активируется от нажатия педали, создавая за счет небольших поршней требуемое давление в контуре. Этот элемент располовинен для каждого контура. Поршни с плавающими головками являются модификацией перепускного клапана. Во время свободного состояния педали ТЦ связывается с расширительным резервуаром.
При нажатии на педаль поршни начинают движение, садятся на место и плотно перекрываются. Соответственно, прекращается взаимодействие ТЦ и бачка. При нормальной ежедневной работе грузовика уровень тормозной смеси приближен к максимальному показателю, особенно на новых колодках и снятом индикаторе. Ниже приведено изображение тормозного крана, без которого не обойтись при переоборудовании тормозной системы ГАЗ-3309.
- Рычажный корпус.
- Парный рычаг.
- Фиксирующий болт.
- Кулачок.
- Рабочая тяга.
- Направляющий элемент.
- Шток для прицепной секции.
- Диафрагма.
- Клапанное седло.
- Клапан впуска.
- Выпускной клапан.
- Выключатель «стопа».
- Выключатель сигнала.
- Диафрагма.
- Шток.
- Корпус.
Область применения и варианты исполнения ГАЗ-33081
Тем не менее, возможности использования у потомка «66-го» гораздо шире сугубо армейских. ГАЗ-33081 подходит для применения в самых разных сферах народного хозяйства. Его стихия – бездорожье. Он способен эффективно работать в тяжёлых климатических условиях Крайнего Севера и Сибири; в труднопроходимых пустынных, лесных и горных районах.
Вот почему этот относительно дешёвый и неприхотливый грузовик получил широкое распространение в нефте- и газодобывающей отраслях; в геологических экспедициях; современных сельскохозяйственных предприятиях; в охотничьем и лесном хозяйстве; медицинской, пожарной и спасательной службах; в различных структурах МВД и УИН России.
Всего для автомашины ГАЗ-33081 на сегодняшний день было разработано более ста видов специальных надстроек, среди которых – автоцистерны, гидроподъёмники и фургоны различного назначения. Одни из самых популярных – это вахтовые автобусы и «походки», мобильные ремонтные мастерские.
С самого начала своего серийного производства, в самом конце 90-х, на базе дизельного «Садко» начали выпускать не только бортовые и тентованные грузовики, но и автомобили с обычными и изотермическими фургонами, простые и телескопические автогидроподъёмники, крюковые погрузчики, бурильные и крановые машины, эвакуаторы, краны-манипуляторы, фургоны для перевозки заключённых, передвижные лаборатории и прочую спецтехнику. Кстати, полный список которой в прайсе производителя просто поражает воображение.
Удачным вариантом исполнения грузовика ГАЗ-33081 стала его модификация «Егерь-II» – с двухрядной пятиместной кабиной, разработанной производственным предприятием «Чайка-Сервис». В этой четырёхдверной, «грузопассажирской» версии задний ряд кресел можно при необходимости заменить на два спальных места. Что позволяет использовать грузовик для дальних грузоперевозок, либо для доставки ремонтных бригад и их последующей работы в отдалённой и труднодоступной местности.
Некоторую известность получила также модификация ГАЗ-330811-10 «Вепрь», которая представляет собой укороченный вариант грузовика ГАЗ-33081 с модульным цельнометаллическим кузовом, в пассажирском или грузопассажирском исполнении.
Усилитель
Этот элемент нужен для того, чтобы создавать добавочное давление в контурах узла. Это дает возможность улучшить качество торможения машины, при этом не требуется максимального усилия для нажатия педали. Принцип действия гидравлического вакуумного усилителя основан на создании дополнительного давления во впускной части силового агрегата, что обуславливает аналогичное действие и в ТЦ.
При поломке механизма качество торможения резко ухудшается, поскольку во впускную трубу двигателя подается постоянный поток воздуха. Это способствует обеднению топливной смеси в части цилиндров. По этой причине автомобиль может заглохнуть. При этом завести его получится только после ремонта тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель). Схема устроена таким образом, что при указанной неисправности несгоревшая смесь удаляет смазку и царапает зеркало цилиндра.
Кабина
Внутри стало больше свободного пространства. Приборная панель получила обилие всевозможных датчиков. Перед ними установили двухспицевое рулевое колесо с тонким ободом. Среди самых больших датчиков на приборной доске можно выделить находящийся слева круглый датчик оборотов силового агрегата и установленный в центре спидометр.
Кроме них, расположились датчики масла, температуры двигателя, уровня топлива, заряда аккумуляторной батареи и пневматической системы. Более современные транспортные средства имеют достаточно неплохие сидения с умеренной боковой поддержкой.
Справа от водителя можно заметить рычаг переключения коробки передач, какой получил изогнутый вид. Вся передняя панель выполняется из пластика, а дверные карты получили тканевый приятный материал.
Само водительское сиденье получило подрессоренный тип, а ведь прошлая модель такого не имела. Более того, кресло можно регулировать по углу наклона спинки и в горизонтальной плоскости.
Несмотря на то, что кабину грузового автомобиля разрабатывали в согласии со стандартами советских годов, и она имела наличие угловатых форм, если ее сравнивать с ее предшественниками, то стало больше свободного пространство, что, в свою очередь, положительно сказалось на комфортабельности.
На фальшпанелях дверей появились вспомогательные боковые карманчики, какие позволяли хранить в них различную мелочевку. Также поработали над хорошей термоизоляцией, какая повышала уровень комфорта, и пребывать внутри грузовика стало намного приятнее. Саму кабину позаимствовали у экспериментального автомобиля ГАЗ-4301, который был представлен в 1984 году.
У нее были увеличенные размеры, и она рассчитывалась на пару человек, включая водителя. Доставать до главных органов управления было довольно легко. Очень приятно, что стали устанавливать ремни безопасности, современную панель приборов вместе с мягкой обивкой внутренних панелей и дверей.
Принцип работы
После нажатия педали усилитель гидровакуумного действия улавливает данный маневр, многократно повышая усилие, переправляя его на главный ТЦ транспортного средства. На рабочих контурах поршневые элементы увеличивают давление жидкости в соответствии с силой нажатия педали. Сила давления при этом резко повышается, рабочие цилиндры колес смещают колодки в барабанах ТС.
Если педаль продолжает движение, усилие возрастает и далее, после чего механизмы полностью приводятся в рабочее состояние. Колодки, входя в сцепление с барабанными элементами, замедляют вращение колес с максимальным усилием там, где колесо входит в контакт с дорогой. Тормозная сила противодействует вращательному аналогу, в результате чего машина замедляется.
Для возобновления движения водитель снимает ногу с педали, после чего возвратный пружинный механизм возвращает ее в свободную позицию. Следом за этим элементом освобождаются поршни ТЦ. Колодки отходят от поверхности под усилием специальных пружин. Избыток смазки выдавливается через открытые головки, подается в расширительный бак. При этом показатель давления снижается до минимума.
Как прокачать тормоза на ГАЗ-3309?
Прокачка системы осуществляется следующим образом:
- Хорошо очищают перепускные клапана на цилиндрах колес.
- Отвинчивают крышку налива резервуара ГЦ (главный цилиндров).
- Заполняют бачок тормозной жидкостью. Заливать необходимо состав, предусмотренный инструкцией по эксплуатации.
- Давление в воздушных баллонах должно соответствовать показателю 0,6-0,8 Мпа.
- Прокачивают контур гидропривода передних колес.
- Снимают колпак перепускного клапана правого фронтального тормоза, надевают резиновый шланг, опускают его свободный край в тормозную жидкость, предварительно налитую в стеклянную емкость.
- Отвинчивают перепускной клапан на пол-оборота, выжимают несколько раз педаль тормоза. Гидропривод прокачивают до момента прекращения появления пузырьков в сосуде, куда опущен резиновый шланг.
- Закручивают перепускной клапан при нажатой педали.
- Прокачивают ТЦ левого переднего колеса аналогичным способом.
- Проделывают операцию с элементами заднего привода таким же методом.
- Прокачку выполняют в указанной выше последовательности.
- В бачок ГЦ доливают тормозную жидкость. Уровень должен быть на 1-2 сантиметра ниже максимального указателя на горловине бачка.
Выполняя указанную операцию, необходимо доливать рабочую жидкость, не допуская осушения дна резервуара.
Обслуживание
Профилактические меры по обслуживанию тормозной системы заключаются в периодическом осмотре соединений и уплотнений на предмет прокачки, надежности крепления, общего состояния узла. Чтобы избежать частого ремонта тормозов ГАЗ-3309, следует регулярно менять картридж воздухоосушителя. Кроме того, в зимнее время нужно следить за сливом конденсата, предотвращая его замерзание. Также необходимо обращать внимание на плотность прилегания чехла крана к корпусу и его состояние. Герметичность механизма проверяют при помощи мыльного состава.
Типы и конструктивные особенности вакуумных насосов ГАЗ-3306
На автомобилях ГАЗ-3306/33081/3309 в настоящее время используется только один тип и модель вакуумного насоса — «мокрый» роторный (шиберный) насос модели 33081-3548010-01.
Устроен насос крайне просто. Его основу составляет цилиндрический корпус с конической передней частью, на стенке корпуса расположен патрубок для соединения с вакуумным контуром тормозной системы. Внутри корпуса ассиметрично установлен цилиндрический ротор с четырьмя радиальными пазами, в которых свободно вставлены лопатки (шиберы). Ротор установлен на валике, который выходит через переднюю часть корпуса и заканчивается приводным шкивом. Валик опирается на два подшипника, зазор между валиком и корпусом уплотняется манжетой. В задней части насос закрыт крышкой на болтах, в которой предусмотрены штуцеры для подсоединения подводящего и отводящего масляных шлангов (они соединены с соответствующими штуцерами на двигателе и масляном фильтре).
На корпусе насоса предусмотрены проушины, с помощью которых осуществляется установка агрегата на двигатель и регулировка его положения (для нормального натяжения ремня). Привод насоса осуществляется клиноременной передачей от шкива вентилятора, который также вращает генератор и водяную помпу. Привод данных агрегатов реализован двумя параллельными ремнями, однако на насосе установлен одинарный шкив, поэтому при его установке наружный ремень заменяется на более длинный, он накидывается на шкив насоса и обеспечивает его вращение.
Источник http://https://zsm-miass.ru/avtobrendy/sistema-ohlazhdeniya-gaz-3307-shema.html
Источник http://https://minitraktor34.ru/gruzovaya/gaz-3307-tormoznaya-sistema.html