Содержание
Газовая установка 4 поколения, устройство, принцип работы, схема установки
Сегодня мы поговорим про ГБО 4 поколения, особенности конструкции, принцип работы, преимущества перед ранними поколениями ГБО, порядок установки на карбюраторные и инжекторные автомобили, что лучше использовать пропан или бутан. Итак, поехали.
Переоборудование автомобиля под использование газа в качестве основного топлива становится все более актуальным в условия вечно растущих цен на бензин.
Это оборудование позволяет функционировать на более дешевом топливе, без большого вмешательства в конструкцию авто.
С улучшением конструкции автомобиля, а также с ужесточением норм по токсичности, введенных в Европе, которые обозначаются как Евро, модернизировалось и газобаллонное оборудование.
Если ГБО 1 поколения была по конструкции очень простой, без использования электроники, то газовое оборудование 4 поколения – это уже сложное электронно-механическое устройство, хотя суть их работы одна – подача газа в цилиндры двигателя в определенных условиях.
Но у первого поколения газ поступал за счет разрежения, создаваемого в цилиндрах двигателя, и речи о точной дозировке топлива при разных режимах функционирования силовой установки там не шла.
ГБО 4 поколения, конструкция
Попытка сделать точную дозировку газа была предпринята только при создании ГБО 3 поколения.
Но подход к решению точной подачи газа был не совсем удачным, поскольку оборудование данного поколения устанавливалось параллельно штатной топливной системе, и это привело к слабой реализации контроля подачи газа.
Электронный блок, которым оснащался смеситель-дозатор опаздывал со считыванием сигналов с лямбда-контроля, в итоге реакция режим работы силовой установки тоже запаздывал.
Данная недоработка была устранена с появлением ГБО 4 поколения. Конструкция этого оборудования уже не является параллельной для штатной системы, а непосредственно подключается к ней.
С появлением ГБО 4 поколения от шагового дозатора-распределителя, который устанавливался на ГБО раннего поколения, отказались.
Дозировка подачи газа у оборудования 4 поколения уже производится электромагнитными форсунками, что обеспечивает высокую точность подачи количества газа в цилиндры.
Конструкция оборудования 4 поколения такова.
Имеется часть оборудования, стандартного для всех поколений ГБО: баллон с мультиклапаном, магистрали высокого давления, газовый клапан, редуктор и трубопроводы низкого давления.
Помимо этого, в конструкцию включена рампа с установленными в ней электромагнитными форсунками и электронный блок управления, который и осуществляет управление ими.
Также для точности определения некоторых параметров, влияющих на подачу газа, оборудование оснащается датчиками температуры и давления газа.
Принцип работы
Работает газовая установка 4 поколения по такому принципу.
Электронный блок управления подключается к проводке между блоком управления штатной топливной системы и бензиновыми форсунками.
Сигнал, идущий от блока к форсункам, считывается блоком управления газовой системой и на основе данного сигнала производится расчет количества газа, требуемого для подачи в цилиндр в данный момент.
После этого сигнал передается на газовую рампу. Газ в ней находится постоянно под определенным давлением, которое он получил от газового редуктора.
Поступивший на рампу сигнал производит открытие клапана электромагнитной форсункой, и газ поступает во впускной коллектор.
Этот сигнал также и произведет закрытие клапана форсунки, чем обеспечивается высокая точность подачи топлива.
В итоге получается, что управление топливной системой производится штатным электронным блоком управления на основе датчиков лямбда-контроля.
Блок управления газовым оборудованием лишь преобразует сигнал штатного блока под требования, которые нужны для нормальной работы силовой установки на газу.
В этом и заключается особенность работы ГБО 4 поколения.
Что лучше использовать метан или пропан?
Газовая установка 4 поколения в качестве топлива может потреблять как метан, так и пропан-бутан. Из-за используемого вида газа ГБО 4 поколения по конструкции между собой отличаются.
Поскольку метан в баллонах содержится под высоким давлением, то и баллоны должны соответствующие.
На выходе с баллона в конструкцию включен фильтр, для улавливания механических примесей в газе.
Газовые магистрали должны выдерживать высокое давление. Газовый редуктор у авто работающего на этом газе имеет две секции, проходя через которые, давление газа снижается до нужного. В остальном конструкция не меняется.
Недостатком использования этого вида газа является большой вес баллонов, что не всегда приемлемо на легковых авто.
К тому же метановых заправочных станций значительно меньше. Но этот газ – дешевле, поэтому его применение более актуально на коммерческом транспорте.
На установках, рассчитанных на использование пропан-бутана, поскольку этот газ находится в сжиженном состоянии, баллон по габаритам и весу значительно меньше.
Редуктор под этот газ имеет только одну секцию. Очистка газа от примесей производится фильтром, включенным в конструкцию после редуктора.
Установка оборудования на инжекторные и карбюраторные авто
Подключение всех элементов ГБО 4 поколения, кроме проводки, сравнительно не сложное. На заданное место устанавливается баллон, от него прокладываются магистрали к газовому клапану.
От газового клапана идут трубопроводы к редуктору. А из редуктора выходит трубопровод, идущий к газовой рампе. От газовой рампы идут трубки к впускному коллектору.
Затем производится подключение электронного блока управления к проводке штатной системы питания.
Установить ГБО 4 поколения на карбюраторные авто можно, но технологически это сделать сложно.
И если установить все элементы, начиная от баллона и заканчивая газовой рампой можно, то проблема возникает в управлении этим оборудованием.
Поскольку штатного блока управления топливной системой у карбюраторного двигателя нет, то и сигнал для управления газовыми форсунками брать неоткуда.
Некоторые умельцы, чтобы оборудование этого поколения на авто с карбюратором работало, начинают с установки датчиков, которые нужны для снятия требуемых показателей – температуры газа и охлаждающей жидкости, давления, лямбда-зонд.
Затем делают самодельные блоки управления, от которого и используется сигнал для блока управления ГБО.
По сути, они создают на карбюраторном двигателе имитацию работы инжекторной системы питания. Но это все очень сложно в реализации.
Поэтому установка данного оборудования на карбюраторное авто для любителя самому является практически неразрешимой задачей, поскольку придется решать множество проблем, которые возникают в процессе подключения оборудования.
Установить ГБО 4 поколения на инжекторный автомобиль самому можно. Нужно лишь правильно разместить все оборудование и выполнить врезку во впускной коллектор, произвести проверку герметичности системы.
Сложнее подключиться к штатной системе питания. Важно не перепутать провода.
Подводим итог
Сейчас ГБО 4 поколения является самым распространенным. При его установке не нарушаются параметры работы бензиновой системы питания.
Высокая точность дозировки обеспечивает более экономичный расход. В случае какого-то нарушения работы оборудования автомобиль автоматически переходит на использование бензина.
Конструкция этого ГБО четвертного поколения является универсальной, что позволяет ее использовать на двигателях с разным количеством цилиндров, нужно лишь подобрать редуктор по производительности и установить рампу с требуемым количеством электромагнитных форсунок.
При этом установка этого оборудования не нарушает заданную норму токсичности. Продолжение, установка ГБО 4 поколения своими руками.
Диагностирование и ТО системы питания газобаллонных автомобилей
Устройство газовых баллонов
Газовый баллон — ёмкость цилиндрической формы, наполненная газом, находящимся под давлением (до 15 МПа). В верхней её части находится отверстие с резьбой, в которое ввинчивается запорный вентиль.
Для каждого наполнителя требуется специальная конструкция вентиля, поэтому важно соблюдать соответствие между типом емкости и топливом-наполнителем.
К герметичности и надёжности ёмкостей предъявляются высокие требования.
В комплектацию металлического газового резервуара входят:
- вентиль;
- корпус, состоящий из сварной обечайки, верхнего и нижнего днища;
- опорный башмак — стальная кольцевая опора, для поддержания устойчивости в вертикальном положении;
- предохранительный колпак — пластиковый или металлический элемент для защиты вентиля при транспортировке и эксплуатации;
- кольцо горловины — металлическая деталь с резьбой, на которую навинчивается колпак;
- иногда редуктор — приспособление для выравнивания уровня давления.
Стандартный вентиль состоит из:
- корпуса;
- запорного элемента;
- маховика.
Корпус вентиля изготавливается из стали и имеет форму тройника.
На всех трёх частях вентиля резьба. Нижняя часть предназначена для крепления вентиля к баллону, верхняя для крепления штока клапана, а боковая для заглушки.
Запорный элемент состоит из штока и пропускного клапана. Клапан регулирует поток газа через корпус, шток передаёт крутящий момент с маховика на клапан.
Маховик соединяется со штоком с помощью гайки. При повороте маховика клапан открывает или закрывает поток.
Устройство баллона повторяет конструкцию газовой зажигалки. Внутри находится вещество в двух фазах: жидкой и газообразной. Пустое пространство над поверхностью сжиженного вещества заполнено им же, но уже в виде газа, который и поступает в надлежащее оборудование.
Виды газовых баллонов
Классификация по материалу корпуса
Металлические газовые баллоны
Баллон из металла — самое простое и экономное решение проблемы хранения газов. Его корпус изготавливается из малоуглеродистой или легированной стали. Выпускаются ёмкости из металла с объёмом 5, 10, 12, 20, 27, 40 или 50 литров.
Пятидесятилитровые резервуары хранятся только на открытом воздухе в специальном металлическом шкафу с соответствующей маркировкой. Ёмкости меньшего размера допускается устанавливать в помещении.
Масса нетто пустого металлического баллона в зависимости от объёма составляет 4—22 кг.
Композитные (полимерные) газовые баллоны
Если нет необходимости в хранении большого объёма газа, то разумнее выбрать композитный баллон.
Главное его преимущество по сравнению с металлическим — меньший вес.
Разница по этому показателю составляет до 70%, что даёт возможность с удобством пользоваться ёмкостью с полимерным корпусом любителям спортивного туризма, охоты и рыбалки.
Дополнительные достоинства композитных баллонов по сравнению с металлическими:
- повышенная ударопрочность и взрывобезопасность (даже при воздействии открытого пламени);
- конструкция, исключающая утечку наполнителя;
- полностью исключено появление ржавчины на поверхности устройства;
- исключено образование искр;
- современный привлекательный внешний вид.
Композитный (полимерный) баллон представляет собой прозрачную колбу, наполненную сжиженным газом и помещённую в сменный пластиковый кожух.
Для изготовления колбы используются стекловолокно и эпоксидная смола.
В стекловолокно, которое используют для изготовления полимерных ёмкостей, не добавляют бор, что имеет значение для людей, уделяющих большое внимание экологической безопасности изделия. В процессе эксплуатации цвет колбы может измениться, но это не является дефектом.
Повышенная безопасность эксплуатации полимерных ёмкостей обеспечивается:
- обратным клапаном избыточного давления;
- плавкой (плавящейся) вставкой.
Под действием повышения температуры газ расширяется, вследствие чего появляются его излишки, которые и создают избыточное давление на стенки баллона.
Обратный клапан стравливает (выпускает) эти излишки равными порциями, понижая давление.
При воздействии особенно высокой температуры (например при пожаре), плавкая вставка расплавляется и выпускает газ, но процесс при этом управляем. Плавкая вставка срабатывает необратимо, после её срабатывания ёмкость придётся утилизировать.
Стабильная работа композитного баллона возможна при температуре внешней среды от -40 до + 60 градусов Цельсия. Масса нетто — до 8 кг.
Газовые картриджи
Для переносных газовых горелок, ламп, плит и т. п. производятся компактные одноразовые картриджи с объемом от 100 до 450 г. По внешнему виду они похожи на аэрозольные спреи.
Материал корпуса — сталь, покрытая оловом. При покупке нужно обращать внимание на диапазон температур, подходящий для конкретной модели картриджа. Некоторые виды портативных моделей не работают при температуре ниже -4 градусов Цельсия. Этот показатель зависит от состава смеси.
Изготовители наполняют картриджи летними, зимними и всесезонными смесями.
Ещё один параметр — тип подключения. Он должен совпадать с типом подключения на газовом приборе, иначе понадобится переходник или эксплуатация картриджа будет просто невозможна.
Классификация по назначению
По месту установки и назначению газовые баллоны условно подразделяются на:
- бытовые — для плит, котлов и отопительных приборов;
- туристические — для горелок, грилей, шашлычниц, осветительных и паяльных ламп, обогревателей, которые можно взять с собой в поход или на рыбалку;
- автомобильные — для использования в автомобиле с двигателем, работающем на газовом топливе;
- медицинские — для хранения дыхательных смесей в машинах скорой помощи, спасателей и пожарников, а также в отделениях интенсивной терапии и для кислородных коктейлей;
- промышленные — для хранения газов, используемых в металлургии, фармацевтике, химической промышленности и т. д;
- универсальные.
Помимо перечисленных сфер использования резервуаров для хранения газа существует ещё множество отраслей деятельности человека, в которых они необходимы.
Классификация по составу смеси
Газовый резервуар по названию наполнителя может быть:
- пропановый;
- бутановый;
- ацетиленовый;
- водородный;
- азотный;
- аргоновый;
- углекислотный;
- гелиевый;
- со сжатым воздухом;
- кислородный и т. д.
В бытовых целях и в туристических баллонах чаще всего используются пропан, бутан и их смеси.
Техническое название их название — СУГ (сжиженные углеводородные газы).
От состава смеси газов зависит подходящий температурный режим. В обычных климатических условиях разница небольшая. Параметр важен в случаях, если нужен баллон для работы в зимних условиях, на высокогорье или для специфических целей (например, для паяльной лампы).
При низких температурах лучше себя проявляет смесь пропана с изобутаном (изомер бутана). Эта смесь не наносит ущерба озоновому слою.
Вдыхание пропана или бутана опасно для человека, вплоть до смертельного исхода. Прямой контакт тела человека с жидким бутаном или струёй этого газа вызывает охлаждение до минус двадцати градусов Цельсия.
В пищевой промышленности эти вещества применяются как пищевые добавки, а в косметической в дезодорантах.
Пропан применяется при производстве растворителей.
Бутан используется в зажигалках, в качестве хладагента в холодильных установках и кондиционерах. По сравнению с привычным фреоном он менее производителен, но выигрывает по экологической безопасности.
Ацетилен применяют для сварки и резки металлов, в ракетных двигателях, в химической промышленности для получения взрывчатых веществ, каучука, пластмасс, уксусной кислоты и др. Вещество взрывоопасно при контакте с открытым воздухом, поэтому к нему добавляют активированный уголь или кизельгур (специальная пористая масса).
Водород используется в химической (при производстве аммиака), пищевой промышленности (для производства маргарина, растительных масел), при сварке, как ракетное топливо.
Азот применяется в химической, нефтегазовой, металлургической, фармацевтической, электронной промышленности.
Специфическое его использование — продувка и очистка ёмкостей, труб, а также глубокая заморозка и пожаротушение.
Аргон используется в лампах накаливания, люминесцентных лампах, в металлургической и металлообрабатывающей промышленности при производстве многих металлов, в процессах, где необходимо исключить контакт расплавленной массы с кислородом (в том числе при пожарах), при сварке, в медицинских целях для наркоза и очистки воздуха, в пищевой промышленности, как упаковочный газ.
Углекислый газ заполняет огнетушители, им накачивают колёса велосипедов. Он используется в торговле как хладагент и в пищевой промышленности при производстве газированных напитков.
Гелий необходим при сварке, резке, плавке металлов, для заполнения аэростатов, воздушных шаров, дыхательных смесей для дайвинга, как хладагент в научных исследованиях. Сжиженный гелий — самая холодная жидкость на планете. Его транспортировку и хранение необходимо производить строго в вертикальном положении.
Сжатый воздух применяется во многих отраслях промышленности, но прежде всего для работы пневмоустройств и для получения инертных газов (гелия и др.).
Кислород используется для сварочных аппаратов, обогащения этим веществом водоёмов, при производстве кислот и взрывчатых веществ, для получения «кислородных коктейлей».
Аммиак — ядовитый газ, сильнейший растворитель, поэтому нуждается в повышенном внимании к безопасности его транспортировки и хранения.
Его применяют при производстве азотной кислоты, удобрений, взрывчатых веществ и в медицине в виде 10%-ного раствора с бытовым названием — нашатырный спирт.
Хлор — ещё одно ядовитое вещество, которое применяют при производстве поливинилхлорида и искусственного каучука, в быту для отбеливания тканей, в медицине для дезинфекции.
Метан — СПГ (сжиженный природный газ), безопасен для человека. Его применяют для производства аммиака, удобрений, в огнетушителях, в медицине как снотворное, как топливо.
Хладоны или фреоны — используются в кондиционерах, двухкамерных холодильниках и аэрозолях, а также при производстве пенопласта и пенополиуретана.
Классификация по способу подключения
При покупке газового баллона нужно выяснять тип подключения конкретной модели ёмкости и совместимость её с конкретным прибором.
Подключение может быть:
- Цанговое (нажимное или зажимное). Соединение происходит при помощи цанги, которая представляет собой цилиндрическую деталь, выполняющую роль зажима для подключаемой трубы. Чтобы соединить баллон с цанговым подключением и оборудование с резьбовым понадобится специальный переходник.
- Резьбовое (Еpi-gas). Подключение происходит за счёт соединения двух деталей с резьбой. Оно недостаточно надёжно для использования в газовом оборудовании, требует уплотнительных прокладок.
- Клапанное (Easy Click). Такое подключение гораздо проще и надёжнее резьбового, но используется лишь в некоторых моделях, в основном в Европе. Главное его преимущество — наибольшая степень защищённости от утечки.
Недостатком является то, что такие ёмкости продаются вместе с горелками и подобрать такой же, после того, как закончился наполнитель очень сложно. - Прокольное. Это тип подключения, предполагающий прокалывание оболочки баллона. Минус такого способа — невозможность отключить ёмкость от прибора до полного использования газа. Используется этот тип, в основном, для подключения небольших картриджей для туристических ламп, горелок, плит.
Как выбрать мультиклапан?
Мульт необходимо подбирать с учетом баллона, который будет устанавливаться на ваш автомобиль, так как мультиклапаны для цилиндрических и тороидальных баллонов отличаются между собой. Для этого каждый мультиклапан маркируется соответствующей надписью «Cil» (для цилиндрических баллонов), или «Tor» (для тороидальных баллонов), также следует учесть высоту баллона и мультиклапана. Свое предпочтение лучше отдать классу «А», так как этот тип мультиклапанов имеет высокую степень безопасности и оснащен клапаном избыточного давления.
Какой лучше
Наиболее предпочтительными в быту являются композитные(полимерные) ёмкости. Преимущества по надёжности, компактности и другим показателям делают их очевидными лидерами, по сравнению с металлическими аналогами.
Недостаток полимерного резервуара заключается лишь в меньшем максимальном объёме.
Если для металлического баллона этот показатель составляет 50 литров, то для композитного 33,5 литров.
То есть, металлический резервуар целесообразно приобрести лишь в случае, когда предвидится большой расход газа, так как реже будет возникать необходимость заправки.
Объём, способ подключения и прочие параметры должны подбираться индивидуально, в соответствии с потребностями покупателя.
Если нужен запас топлива для портативного, в том числе туристического, газового оборудования, то выбирать изделие нужно среди компактных одноразовых картриджей с соответствующим типом подключения.
Выбор зависит и от того, при какой температуре будет использоваться газовое оборудование. На ёмкости указывается вид смеси — зимняя, летняя или всесезонная.
Эксплуатация газовых баллонов
Чтобы определить, каким веществом наполнен баллон, принято окрашивать его корпус в присвоенный этому газу цвет. Кислородный резервуар окрашивается в голубой, пропановый — в красный, водородный — в тёмно-зелёный цвет и т. д. Цвет корпуса композитного резервуара не имеет значения.
Ёмкость объёмом 50 литров может храниться только на улице в специальном металлическом шкафу с отверстиями для вентиляции, в вертикальном положении.
Шкаф устанавливается на несгораемом основании, исключающем просадку, и обязательно крепится к стене или основанию соседнего здания на расстоянии не менее 50 см от окон и дверей первого этажа и 3 м от окон и дверей цокольного этажа, а также выгребных ям и колодцев. Основание монтируется на высоте 15—20 см от земли.
Баллоны с объёмом до 40 л устанавливаются в помещении, не предназначенном для сна, вдали от электропроводов, на расстоянии не менее 50 см от газовой плиты, 1 метра от отопительного прибора и 5 метров от открытого пламени.
Нельзя устанавливать или хранить резервуары с топливом на чердаке или в подвале.
В помещении не должно быть легковоспламеняющихся и горючих веществ. Ёмкости с объёмом до 40 л тоже могут размещаться на улице с соблюдением тех же требований, что и к хранению пятидесятилитрового баллона.
Кислородные ёмкости допускается устанавливать под наклоном таким образом, чтобы вентиль располагался выше башмака. Остальные модели должны быть установлены вертикально.
Подключать баллон к приборам нужно через редуктор, который предназначен для выравнивания давления до уровня, необходимого для эксплуатации газовой плиты или другого устройства.
Запрещается пользоваться резервуарами для хранения газа лицам в возрасте до 14 лет. К использованию также не допускаются лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Прежде чем приступить к использованию баллона, необходимо внимательно изучить инструкцию и правила безопасной эксплуатации оборудования.
- Нельзя оставлять без присмотра работающее оборудование.
- Запрещается использовать резервуар при обнаружении запаха газа или любой неисправности устройства и газовых коммуникаций. Для обнаружения утечки нельзя использовать открытое пламя.
- Запрещается использовать газопроводные трубы не по назначению.
- Нельзя подключать ёмкость с газом к самодельным приспособлениям.
- Запрещается пользоваться баллоном с утраченным серийным номером и штрих-кодом (если они стёрлись при эксплуатации). Это условие важно соблюдать, так как необходимо соблюдать соответствие марки топлива типу ёмкости.
- Периодически нужно проверять целостность клапана, который должен быть плотно ввинчен в соответствующее отверстие.
- В зимний период замёрзший вентиль допускается отогревать только горячей водой.
- Нельзя в одном помещении с кислородным резервуаром устанавливать ёмкости с другими газами.
- Запрещается использовать наполнитель баллона на 100% объёма. Требуемое остаточное давление не ниже 0,05 МПа, для ацетиленовых ёмкостей не ниже 0,3 МПа.
Порядок работы:
- Перед началом работы с газовым резервуаром или картриджем необходимо убедиться в исправности вентиля и резьбы бокового штуцера, для картриджа в исправности запорного устройства.
- Проверить на утечку.
- Прежде чем присоединить редуктор или шланг газового прибора к ёмкости, нужно ослабить регулировочный винт.
- После соединения ещё раз проводится проверка на утечку. Для это место подключения покрывают мыльной пеной. Если происходит утечка, появятся пузырьки.
- Если обнаружена утечка, необходимо оценить возможность самостоятельного устранения. Иногда достаточно подтянуть резьбовое соединение или сменить прокладку. Если таким образом утечка не устранена, то баллон подлежит отправке в ремонт.
- Если баллон исправен, то для начала подачи газа медленно повернуть маховик.
- После завершения использования баллона, установленного в помещении, вентили или краны на нём должны быть переведены в положение «закрыто».
Раз в пять лет металлический резервуар для хранения газа должен проверяться на исправность всех деталей.
Композитные изделия допустимо проверять один раз в 10 лет. Текущую проверку состояния ёмкости нужно проводить каждый раз перед, во время и после наполнения емкости топливом.
Маркировка годного изделия должна содержать следующую информацию:
- товарный знак изготовителя;
- дату изготовления;
- клеймо ОТК завода-изготовителя;
- номер баллона;
- рабочее давление;
- масса нетто;
- объём;
- дату проведения последнего контроля;
- клеймо испытательного пункта;
- пробное давление;
- год проведения следующего осмотра.
Для баллонов с ацетиленом дополнительно должны быть указаны:
- дата наполнения;
- клеймо наполнительной станции;
- дата проверки наполнителя;
- клеймо, подтверждающее факт проверки наполнителя.
После осмотра принимается решение о пригодности устройства для дальнейшего использования. Если обнаружены дефекты и неисправности ёмкость для газа в опорожнённом виде отправляется в ремонт.
Принцип действия
При подключении заправочного пистолета, под действием давления газа, шарик открывает входное отверстие клапана, перемещаясь по направлению к трубке соединённой с мультиклапаном.
После наполнения баллона пропан-бутановой смесью до заданного значения, пистолет отсоединяется, и остаточное давление в магистрали давит на шарик, который перемещается в обратном направлении запирая входное сечение. Так происходит запирание клапана.
Неисправности и ремонт
Гарантийный и послегарантийный ремонт газового баллона должны осуществляться квалифицированным специалистом.
Попытки самостоятельно устранить неисправности приводят к трагическим последствиям.
Причины, по которым резервуар для газа признаётся непригодным для эксплуатации при текущей проверке и отправляется в ремонт:
- неисправность вентиля, манометра (в том числе трещины на стекле, препятствующие снятию показаний);
- повреждение, смещение или отсутствие башмака;
- износ или неисправность резьбы кольца горловины;
- нарушение герметичности, утечка;
- для металлических ёмкостей несоответствие или нарушение окраски.
Резервуар для хранения газа подлежит утилизации, а не ремонту при обнаружении следующих недостатков:
- значительные наружные повреждения: коррозия, вмятины, выпуклости, свищи, трещины, риски, глубиной более 10% толщины стенки ёмкости;
- отсутствие паспортных данных, маркировки полностью или частично (если по остаточным сведениям нет возможности восстановить маркировку);
- трещины на сварном шве и вокруг него шириной более 0,2 мм и более 30% его длины.
Все остальные ёмкости после гарантийного или постгарантийного ремонта пригодны для дальнейшего использования.
Recommendations
Comments 20
Хочу поставить мультиклапан с поплавком.как правильно подогнать поплавок, чтоб отсекатель был на процентах 80 от полного балона?
я вообще снял отсекатель и все нормально
Отсекатель это ведь поплавок?
поплавок на месте
У тебя клапан стоит не правильно. его против часовой надо повернуть на 1 болт. Там поплавок по диагонали ходит а не вверх-вниз.
Спасибо, буду смотреть
На пустом балоне, при вкл или выкл зажигании точно не помню, нижимаешь кнопку начинает бегать шкала, считывает параметры, выкл зажигание, потом опять вкл. И едешь заправляться, такая же процедура и на полном балоне.
Точно не помню, но на гофасте можно кнопкой отрегулировать, а вот на других мозгах, не помню можно или нет.
Гарантия
На газовые баллоны устанавливается срок гарантии 1—2 года со дня продажи, в зависимости от материала корпуса. Срок службы резервуара — до 30 лет.
Условия для выполнения заводом-изготовителем гарантийных обязательств:
- наличие паспорта;
- сохранность заводской маркировки и серийного номера на устройстве;
- строгое соблюдение инструкции по транспортировке, хранению, установке, эксплуатации и обслуживанию устройства, а также руководства пользователя;
- наличие гарантийного талона, заполненного продавцом;
- для некоторых изготовителей обязательное условие — регистрация гарантии на официальном сайте завода;
- отсутствие следов попытки самостоятельного ремонта или переклеивания маркировки.
Исполнение гарантийных обязательств берёт на себя производитель.
- тестирование;
- бесплатный ремонт;
- замена на аналогичное по техническим характеристикам оборудование должного качества;
- денежная компенсация.
Гарантия не распространяется на кожух композитного баллона, а также на ёмкости со следующими внешними дефектами, возникшими при транспортировке и эксплуатации потребителем:
- механические повреждения цилиндра от контакта с острым предметом или полученные в результате падения, удара — царапины, выбоины, вмятины, деформация, трещины, потёртости, вызвавшие уменьшение толщины стенки баллона;
- потемнение цвета вентиля или появление вкраплений на его корпусе.
При наступлении гарантийного случая составляется лист рекламации, который должен быть направлен производителю.
Рекламация принимается при условии присутствия серийного номера изделия в базе данных завода-изготовителя или предъявления копий документов, подтверждающих факт продажи товара с не истёкшим сроком годности.
Производители газовых баллонов
Campingaz
Компания Campingaz — французский производитель товаров для отдыха и туризма. Производство находится в Китае.
Одно из направлений её деятельности — изготовление шашлычниц, грилей, паяльных ламп, горелок, плит, портативных осветительных ламп. Все эти приборы оснащаются газовыми баллонами— картриджами собственного производства.
Многолетняя история компании подтверждает высокий уровень качества, надёжности и безопасности её продукции. Тип подключения – цанговый, прокольный или клапанный. Гарантия на картриджи — 6 месяцев.
Coleman
Эта американская компания — партнёр Campingaz. Coleman создаёт свою продукцию, используя опыт и знания, накопленные любителями туризма, охоты и рыбалки со всего света.
В ассортимент компании входят портативные плиты для дачи, горелки, лампы и картриджи для них. Тип подключения – резьбовой. Гарантия — 1 год.
Fire-Maple
Fire-Maple — молодая компания по производству товаров для туризма. Завод находится в Китае. Кредо марки — качество за разумные деньги. Продукция компании сертифицирована и полностью соответствует требованиям международных стандартов.
Fire-Maple предлагает покупателям картриджи с резьбовым подключением объёмом 230 и 450 г. Гарантийный срок на них — 2 года.
Jetboil
Кредо американской компании Jetboil — полностью переосмысленный процесс мобильного приготовления пищи.
Для своей продукции Jetboil выпускает газовые картриджи объёмом 100, 230 и 450 г со смесью пропана и изобутана, которая подходит для использования в зимнее время.
Kovea
Южно-корейская компания Kovea производит газовое оборудование и сопутствующие товары. Сама компания и её продукция отмечены многочисленным наградами, что подтверждает высокий уровень качества товаров этой марки.
В ассортименте компании баллоны с цанговым подключением объёмом 220 г и с резьбовым подключением объёмом 230 и 450 г. Гарантия на все виды продукции — 12 месяцев.
Американский бренд MSR выпускает товары для туризма и альпинизма. Производство находится в Южной Корее.
Баллоны этой марки наполнены смесью бутан и пропана в соотношении 80:20, которая показала хорошие результаты работы при низкой температуре. Встроенный поплавковый датчик поможет определить остаток газа. Объём картриджа 110, 226 и 450 г.
Primus
Шведская марка Primus по производству снаряжения для туризма выпускает несколько видов газовых картриджей с резьбовым подключением. Среди них есть смеси для лета, зимы и всесезонные. Объём баллонов 100, 135, 190, 230 и 450 г.
Sledopyt
Sledopyt — российская марка товаров для туризма и активного отдыха. Вся продукция этого бренда проходит проверку в реальных условиях до поступления в продажу. В ассортименте компании два вида смеси для газовых баллонов: всесезонная и зимняя. Объём резервуаров 220, 230, 336, 450 г. Способ подключения резьбовой и нажимной цанговый.
Как работает ГБО и зачем переводить автомобиль на газ
Оставьте заявку и получите скидку -20% на 3D развал схождения!
Как работает ГБО и зачем переводить автомобиль на газ
ГБО — газобалонное оборудование, которое монтируют на автомобиль. В результате наряду с бензином в качестве топлива можно использовать газ — пропан, бутан или метан.
Что такое ГБО и как оно работает
Двигатели внутреннего сгорания работают на производных нефти — бензине или дизельном топливе, при этом бензиновый двигатель может работать и на газу. Для этого используется сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) или сжатый природный (метан). Чтобы в качестве топлива мотор использовал газ, на автомобиль устанавливают дополнительное оборудование — газобалонное (ГБО).
Дизельный мотор тоже можно переделать под газ, доработав механическую часть и понизив степень сжатия топливной смеси или частично замещая ДТ газом, но это не целесообразно для легковых автомобилей — такая экономия составит всего 20%.
С установкой ГБО в конструкции автомобиля практически ничего не меняется, разве что в топливную магистраль устанавливается электромагнитный клапан, который отключает подачу бензина. Газобалонное оборудование — дополнение, которое можно снять и выбросить в любой момент. После установки мотор сможет использовать и газ, и бензин. В основном на легковые автомобили устанавливают пропан-бутан.
ГБО устроено и работает проще, чем бензиновая система питания двигателя. Газ (пропан-бутан) хранится в сжиженном виде в герметичном баллоне под давлением. Баллон обычно установлен в багажнике. Мультиклапан на баллоне регулирует подачу газа, стравливая его по магистрали подачи в цилиндр.
Под давлением газ в виде жидкости поступает в редуктор, который подогревается антифризом из системы охлаждения. Электромагнитный клапан перед редуктором регулирует подачу газа. В редукторе газ испаряется до привычного газообразного состояния и поступает в смеситель через регулировочное устройство — дозатор.
Смеситель представляет собой железный элемент, который ставят перед дроссельными заслонками. Смеситель перемешивает газ с атмосферным воздухом — так готовится рабочая смесь. Затем смесь впрыскивается форсунками в цилиндры двигателя.
Переоборудование машины под ГБО важно доверять профессионалам, потому что помимо баллона в багажник приходится устанавливать дополнительное оборудование — комплекс датчиков и замера давления, рампу на цилиндры.
Как пользоваться ГБО
При установке ГБО на автомобиль переключатель газ-бензин выводится в салон, обычно его выносят на щиток приборов и устанавливают на три положения «газ», «бензин», «ничего». Соответственно водитель может перекрыть один или оба клапана.
При выключенном зажигании закрыты оба клапана — и на подачу бензина, и на подачу газа. В отдельных случаях ГБО самостоятельно прекратит подачу газа из баллона, если пропала искра зажигания.
На сегодняшний день вышло уже 6 поколений ГБО. Начиная с современных поколений 4 и 4+ электронный блок управления ГБО может управлять и бензиновым впрыском в цилиндры. То есть двигатель сам решает, когда какое топливо лучше использовать.
Переключатель ГБО в салоне позволяет водителю запустить двигатель на бензине, а затем переключиться на газ.
Переключение на газ происходит обычно на свободном участке дороги: водитель переводит переключатель в нейтральное положение и в момент, когда мотор выработал запас бензина и начинает глохнуть, включает положение «газ».
Переключение перед длительной стоянкой с газа на бензин происходит таким же образом.
Каждую тысячу километров (раз в 2-3 заправки) нужно сливать конденсат из редуктора, это простая операция — нужно только уточнить у установщиков местоположение винта (гайки) на редукторе.
Зачем устанавливают ГБО
Обычно автомобиль переводят на газ, чтобы экономить на топливе. Пропан-бутановая смесь стоит дешевле бензина практически вдвое, метан и того меньше.
Чтобы ожидания владельцев от установки ГБО оправдались, нужно ставить качественную газовую систему европейского производителя. Сама такая система и профессиональный монтаж с последующим техобслуживанием в лицензированной компании стоят немало. Поэтому важно считать окупаемость газобалонного оборудования.
Чем больше ездит автомобиль и чем выше расход топлива, тем более целесообразно поставить на неё ГБО. Перевод автомобиля на газ — долгосрочная инвестиция. В среднем при больших пробегах срок окупаемости газобалонного оборудования составляет год-два.
Кому нет смысла устанавливать ГБО:
- владельцам малолитражек — динамика автомобилей с малым объёмом двигателя после перехода на газ существенно пострадает, а существенно сэкономить не получится за счёт изначально малого топливного расхода;
- собственникам нового автомобиля — после установки ГБО, машина лишается гарантии на фирменное обслуживание;
- водителям, которые мало ездят — переход на газ имеет смысл рассматривать при пробегах от 15-20 тыс. км в год, иначе сроки окупаемости оборудования составят несколько лет;
- экономным экономистам — да, ГБО ставят, чтобы сэкономить. Но для корректной и безопасной работы важно выбрать современное надёжное оборудование, поставить его в специализированном сервисе, регулярно обслуживать, поменять регистрационные документы на машину и, помимо техосмотра, проходить ещё и регулярную диагностику ГБО. Всё это требует денег и внимания владельца. Если рассматривается вариант оборудования «по дешёвке» и смонтированного кое-как в гаражах, а вопрос с обслуживанием ГБО не рассматривается вовсе — от перехода на газ лучше отказаться, потому что в этом случае это экономия на безопасности своей и окружающих.
Когда ГБО необходимо:
- большие пробеги — если владелец проезжает в год свыше 20 тысяч километров в год
- высокий топливный расход — если расход бензина составляет от 8-9 литров на трассе и 11-12 литров в городе, это повод задуматься о ГБО
- использование АИ-95 и АИ-98 — если автомобиль нужно заправлять бензином с высоким октановым числом, экономия на газу будет очевидна.
Наш опыт установки ГБО на разные автомобили говорит о том, что в последнее время растёт спрос на установку газа на дорогие паркетники и премиум-седаны с большим объёмом двигателя и внушительным топливным расходом.
Преимущества установки ГБО
Экономия на топливе. Да, расход газа по сравнению с бензином выше на 10-15%, но за счёт двукратной разницы в стоимости при больших ежегодных пробегах получится значительно сэкономить.
Посчитать экономическую выгоду от перевода автомобиля на газ из расчёта на 1 км пути можно по формуле (Х * (Y₁ — 1,2 * У₂)) / 100, где
- Х — топливный расход машины, литрs бензина на 100 км пути
- Y₁ — цена литра бензина
- У₂ — цена литра сжиженного газа
- 1,1 — повышающий коэффициент, ведь расход газа будет в среднем на 10-20% выше, чем бензина
Разделив стоимость установки ГБО на полученную экономию с километра пути, получим срок окупаемости оборудования из расчёта пробега автомобиля.
Пример. Машина Андрея потребляет 14 литров АИ-95 на 100 км пути. Литр бензина стоит $0.77, литр пропана $0.42.
С установкой ГБО Андрей сэкономит (14 * (0.77 — 1,2 * 0.42)) / 100 = $0,037 на 1 километр пути.
Если Андрей поставит ГБО 4 поколения европейского производства ориентировочной стоимостью $750, окупаемость ГБО наступит через ($750 / $0,037) 20,27 тыс. км. Это примерный пробег авто за год.
Вместе с тем при расчёте окупаемости ГБО важно учесть и затраты на бензин, который мотор будет потреблять для запуска и прогрева, а также в режиме максимальных нагрузок.
Плюс траты на обслуживание ГБО: замена фильтров раз в 20 тыс. км (фильтр жидкой фазы) и 10 тыс. км (фильтр паровой фазы). Плюс единоразовая оплата внесения изменений в техпаспорт при оформлении газобалонного оборудования.
В свою очередь, установка ГБО позволит экономить на замене моторного масла, масляного и топливного фильтра из-за увеличения интервала обслуживания в полтора-два раза. Срок службы свечей зажигания увеличивается с установкой ГБО тоже.
Запас хода на одной заправке. За счёт параллельного использования газа и бензина суммарный пробег на одной заправке возрастает вдвое. Солидный запас хода пригодится в дальней дороге и позволит не заправляться в провинции или соседних странах.
Безотказность запуска двигателя. Даже если умер бензонасос, автомобиль с ГБО запустится. Бензонасос часто отказывает внезапно — и владелец остаётся без колёс. Но если машина переведена на газ, можно прогреть редуктор горячей водой и запустить двигатель на газе — этого хватит, чтобы добраться до сервиса своим ходом.
Экологичность. Использование газа в качестве топлива снижает уровень вредных выбросов в атмосферу. Газ экологичнее бензина в три раза, не содержит серы и присадок, как ДТ. По уровню токсичности ниже газа только электромоторы и водородные двигатели. Экологичность автомобилей ценится в Европе. Ограничения на въезд в определённые районы транспорта на «т
«тяжёлом» топливе не страшны автомобилям с ГБО.
Увеличение ресурса двигателя. Октановое число газа выше — порядка 110, он горит дольше и равномернее, чем бензин. Это значит, что ударные нагрузки на ЦПГ ниже, детонация в камере сгорания исключена. Износ деталей мотора с ГБО меньше на 30-45% по сравнению с бензиновым. Владельцы автомобилей на газу отмечают более мягкую плавную работу двигателя, снижение шума и вибраций.
Пропан-бутан подаётся в камеру сгорания в оптимальном газообразном состоянии и более равномерно смешивается с воздухом. За счёт этого детали ЦПГ испытывают меньшую нагрузку, а на стенках цилиндров не остаётся отложений и нагара. Моторное масло на «газовых» автомобилях чище, служит дольше. Защитная смазочная плёнка не смывается со стенок цилиндров, как это происходит с бензином.
А как насчёт недостатков?
В интернете полно легенд о ужасных последствиях перевода автомобиля на газ. Дискуссируют в основном диванные эксперты.
Типичные мнения — ГБО «убивает» двигатель, от него прогорают поршни и клапаны в цилиндрах; газ обязательно взорвётся; для перевода автомобиля на газ нужно перебрать полмашины и так далее.
На самом деле проблемы с дружбой газобалонного оборудования и ЦПГ моторов были во времена карбюраторов и ГБО первого поколения. Современным двигателям с ГБО поколения 4, 4+ бояться нечего при грамотной установке и настройках. За правильное приготовление смеси отвечает бензиновый контроллер и комплекс датчиков.
Взрывоопасность газа, сложность его обслуживания, вред двигателю и другую народную мифологию мы подробно рассматривали в статье «Пять мифов о вреде ГБО, которые мешают вам экономить». Рекомендуем к прочтению.
Среди установщиков ГБО и интересующихся есть выражение «подсел на газ». Подавляющее большинство автовладельцев после успешного опыта установки газа повторяют то же самое со всеми своими следующими машинами — и это, пожалуй, лучшая рекомендация.
Чтобы перевод автомобиля на газ оправдал ваши ожидания в полной мере, тщательно выбирайте производителя ГБО, доверяйте установку оборудования только специализированным аккредитованным сервисам и не забывайте время проходить техобслуживание баллонов каждые 10-15 тыс. км.
https://autotopik.ru/obuchenie/741-gbo-4-pokoleniya.html
https://xn—-8sban6b6a.xn--p1ai/rukovodstvo/kak-rabotaet-reduktor-gbo.html
https://gasautosystem.com/kak-rabotaet-gbo-i-zachem-perevodit-avtomobil-na-gaz/