Содержание
Как заливать масло в двигатель
Неотъемлемой частью двигателя внутреннего сгорания является система смазки. Она защищает внутренние детали силового агрегата от преждевременного износа. Для безотказной работы системы рекомендуется следить за ее техническим состоянием и вовремя доливать или менять масло. Мы расскажем, как самостоятельно контролировать уровень смазочной жидкости, чем чревато его повышение или понижение, а также, как правильно заливать масло в двигатель автомобиля.
Проверяем состояние и уровень масла
Многие владельцы новых машин даже не представляют, как доливать масло в двигатель, катаясь после покупки до первого технического обслуживания. Полагаясь на гарантии производителя, они забывают, что в инструкции по эксплуатации четко прописаны рекомендации по текущему обслуживанию автомобиля. Проверять уровень следует регулярно (раз в 1–2 недели), особенно перед длительными поездками.
Важно! Во избежание искажения значений уровень проверяется на холодном неработающем двигателе!
Итак, порядок работ будет следующим:
Метки на масляном щупе
Выставьте автомобиль на ровную площадку (для более точных показаний);
Если уровень оказался в допуске, установите щуп на место и закройте капот. Не торопитесь доливать масло в двигатель при минимальном показании. Возможно, сначала нужно устранить неисправность, но об этом поговорим позже.
Новое и отработанное моторное масло(темное)
При каждой проверке обращайте внимание на цвет и густоту масляной пленки. Цвет жидкости изменяется в зависимости от пробега машины после замены:
- Свежее – почти прозрачное со слегка желтоватым оттенком;
- При пробеге 4-5 тыс. км оно становится светло-коричневым;
- Ближе к концу срока (12-15 тыс. км) приобретает темно-коричневый или черный цвет и практически непрозрачное.
Пропорционально затемнению происходит его постепенное сгущение. Так что не удивляйтесь, если укатанная отработка будет сливаться, как кисель.
Внимание! Если вы обнаружили в каплях масла примесь белого цвета, значительное превышение уровня и белый дым из выхлопной трубы, срочно обратитесь в автосервис. Скорее всего, в систему смазки попадает охлаждающая жидкость!
Влияние уровня масла на состояние двигателя
Расход моторного масла во время эксплуатации автомобиля – это нормальное явление. Его величина зависит от стиля вождения, нагрузки на движок и частоты вращения коленвала. При обкатке нового мотора расход смазки обычно немного выше среднего. Как же влияет различный уровень на состояние двигателя и можно ли доливать масло в двигатель самостоятельно?
Рассмотрим причины, по которым уровень выходит за отметку MIN на щупе:
Течь масла двигателя
Естественный расход. Постепенное выгорание смазки, остающейся на стенках цилиндров во время работы мотора. Вовремя доливайте смазочную жидкость до средней отметки и тогда проблем не возникнет;
Причиной повышения могут стать следующие факторы:
- Попадание в картер посторонних жидкостей (тосол, топливо). При износе прокладок или образовании трещин в деталях двигателя происходит смешивание технологических жидкостей. В результате сразу проявляются явные симптомы неисправности мотора (сизый или черный дым из выхлопной трубы);
- Превышение при заливке масла. При обслуживании системы смазки довольно легко немного перелить жидкость. Если переборщили совсем немного, то излишек выгорит естественным путем. При явном завышении лучше слить лишнее и вновь довести до уровня. Иначе потекут сальники или выйдет из строя каталитический нейтрализатор.
Чтобы при обслуживании машины не возникало проблем, лучше заранее знать, как правильно доливать или менять масло в двигателе.
Как заливать масло в машину: меняем жидкость по правилам
Срок службы нефтепродукта исчисляется в километраже пробега либо периоде эксплуатации. Так, большинство производителей рекомендует заменять моторные масла через 12–15 тыс. км или 1 год. Большое значение имеют условия эксплуатации транспортного средства. Регионы с преобладанием высоких или низких температур, частая езда по пересеченной местности и пыльным дорогам, низкое качество топлива, все эти факторы значительно снижают ресурс смазки.
Замена технологической жидкости силового агрегата – достаточно простая процедура, которая под силу даже новичку. Но молодые автолюбители зачастую с трудом представляют, куда заливать масло в двигатель. Освоив эту операцию, вы узнаете не только как долить масло в двигатель, но и сэкономите на посещении автосервиса, получив приятные эмоции от работы. Для замены смазочной жидкости проделайте следующие манипуляции:
- Установите автомобиль с прогретым двигателем на яму или эстакаду;
- Откройте капот и отверните крышку наливной горловины;
- Подставив емкость под картер, выверните сливную пробку;
- Открутите фильтр;
- После полного стекания жидкости установите на место сливную пробку;
- Накрутите новый фильтр, предварительно смазав резиновое кольцо;
- Свежее масло залейте в двигатель через горловину, периодически контролируя уровень;
- Заверните крышку обратно.
По окончании заливки масла в двигатель дайте ему немного постоять и снова проверьте щуп. На этом процедуру замены можно считать законченной. Остается лишь запустить мотор и убедиться, что лампа давления погасла.
Не удивляйтесь, если при первом запуске лампочка потухла не сразу. После того как залито новое масло системе требуется несколько секунд, чтобы создать давление.
Проверка качества масла
Опытные механики оценивают состояние смазки по внешнему виду. Пока сквозь каплю на щупе видны отметки MIN и MAX, жидкость еще вполне пригодна. Не стоит, конечно, злоупотреблять этим советом, но доля правды в нем все-таки есть.
Теперь вы знаете, куда заливать масло в машине, имеете представление о причинах отклонения уровня и владеете базовыми знаниями по замене.
Чтобы самостоятельно обслуживать систему смазки этого более чем достаточно. Главное, тщательно следить за состоянием авто и вовремя устранять недочеты. И тогда машина будет радовать исправностью долгие годы.
Не умеешь – не лей: как правильно заменить моторное масло
Вас сразу заплюют, предадут остракизму, проклянут и выпишут направление к психиатру. А теперь утверждайте обратное: я никогда при замене не заливаю масло в фильтр. С вами сделают то же самое, только, возможно, последовательность изменится. Одним словом, даже тут возникает много споров, причём такой интенсивности, что предвыборные дебаты в Америке на их фоне покажутся вознёй детишек в песочнице. Поэтому изложим точку зрения профессионалов: как правильно заменить масло, не угробить двигатель, а попутно – сэкономить на визите в сервис и весело провести время.
«Правильно – не менять»
Разбираться с вопросом я поехал в хороший автосервис Санкт-Петербургского филиала Largusservice. Само собой, тут занимаются не только Ларгусами, но и многими другими автомобилями (хотя, конечно, Ларгусы, Логаны и Сандеро в приоритете). Как раз на подъёмнике стоял Рено Сандеро, проходящий очередное ТО. Вопрос мастеру я задал в лоб: «Как правильно заменить моторное масло»? В ответ – улыбка. И ответ, который и стоило бы ожидать от сервисмена: «Правильно его самому не менять. Для этого есть СТО». Само собой, я внутренне усмехнулся (а может, даже и внешне) и спросил: «А почему это?». Ведь ничего сложного тут нет!
Действительно, работа эта несложная. Подавляющему количеству автолюбителей она вполне по силам. Но бывают и случаи, которые мне показались забавными, а вот владельцам автомобилей, которые они пытались самостоятельно обслужить, печальными. Расскажу особо жуткую историю. Даже две.
Две жуткие истории
Купил человек иномарку (не буду уточнять, какую именно. Может, это даже и не иномарка вовсе?) Ездить к дилеру – дорого, в сервис – гордость не позволяет. А масло менять надо. Пробежали десять тысяч километров, пора засучивать рукава. Теоретически – всё просто, слил старое – залил новое.
На практике же хозяин автомобиля всё-таки приехал в сервис, только с другой проблемой: гудит коробка передач. Послушали, убедились – гудит. Первым делом стали проверять уровень масла в ней. КПП оказалась «сухая». В сервисе поинтересовались: что делали с машиной? Ничего, отвечает владелец, только моторное масло поменял. Сам. Своими руками. Вот этими самыми, чуваки, золотыми руками.
Ага, зацепочка есть. Стали проверять масло в двигателе. В общем, картина ясная: сливную пробку вывернул из картера коробки, а масло долил в мотор. Три литра. Зачем проверять его уровень по щупу? Правильно, не надо! Сказано в мануале три литра – отмерил и влил. Итог: коробка пустая, в двигателе – шесть литров масла. Коробку спасти удалось, масло залили, гул прошёл. Да и с двигателем повезло, сальники не выдавило. Слили шесть литров коктейля из старого и нового масла, залили новое.
Внимание, вопрос: как так можно сделать, если в процессе замены нужно было выкрутить фильтр (масло все равно бы хоть немного, но вытекло) и проверить как минимум дважды уровень масла по щупу? Вот и я не знаю.
Ну и гораздо более прозаичная картина. Есть у меня товарищ, который услышал стук в двигателе через несколько километров после замены. Он всё сделал правильно, но забыл завернуть сливную пробку и проверить уровень после замены. Тут цена невнимательности оказалась более высокой.
Вот такие последствия (прямо скажем – редкие) могут получиться, если не уделить операции должного внимания. Поэтому мастер из сервиса кое в чём прав: если импульсивный характер не позволяет подойти к работе с должным вниманием или вы путаете картер КПП с картером ДВС, то лучше ехать в сервис. Не убедил? Тогда поехали дальше.
Сосут? Сливайтесь!
Способов замены масла существует немало. Уже давно на многих СТО вошло в норму пользоваться вакуумными установками для замены масла. Такая штука позволяет высосать большую часть масла через отверстие для щупа. Что в этом хорошего? Почти всё, но только для владельца СТО: подъёмник или хотя бы яма не нужны, защиту картера часто снимать не приходится (всё зависит от месторасположения масляного фильтра), возиться со сливной пробкой не надо, ждать, пока масло стечёт полностью, тоже необходимости нет.
Другое дело, что для владельца автомобиля такой способ нельзя назвать идеальным. Дело в том, что полностью слить масло таким устройством не получится, в поддоне всё равно останется самый «сок», ведь там собирается самое тяжёлое, что есть в масле: металлическая пыль, грязь и прочие нехорошие вещи, от которых как раз надо избавляться в первую очередь. Перед заменой в сервисе уточняйте, как происходит процедура. Предлагают масло высосать – не соглашайтесь. Да, это обычно быстрее и дешевле, но эффективность этого подхода не самая лучшая.
Впрочем, мы же собрались поменять масло своими руками.
Тогда приступим.
Подготовка
Сливать старое масло лучше на тёплом (но не горячем) двигателе: оно будет жиже и сольётся быстрее. Поэтому считаем, что двигатель у нас прогрет, а всё необходимое для замены уже наготове. Ещё нет? Есть только канистра свежего масла и фильтр? Этого недостаточно.
Первым делом подумаем о том, чем будем откручивать защиту картера (если это необходимо на конкретном автомобиле) и сливную пробку. Если для первого, как правило, хватает гаечного ключа (на 13, 14, 15, 17 – об этом надо будет узнать заранее), то с пробкой придётся решить сразу два вопроса. Первый – как её выкручивать.
На большинстве машин она представляет собой обычный болт под скучный гаечный ключ. Но вполне вероятно, что ваш автомобиль приготовил сюрприз в виде пробки под шестигранник (неизвестно какого размера, кстати). Наиболее удачливым выпадает джекпот в форме звёздочки-торкса. Если в планах на будущее значится постоянная самостоятельная замена, то такой ключ, а лучше сразу набор, придётся купить.
Во-первых, вас не удалит из друзей в соцсетях друг, у которого вы постоянно эти ключи просите, а во-вторых, вполне вероятно, что торксы пригодятся и при замене воздушного фильтра, и при некоторых других работах планового ТО. Одна звёздочка в машине – это нонсенс (правда, если она на капоте, то это Мерседес). Если есть одна звёздочка, то где-то обязательно есть и остальные.
Допустим, ключи (шестигранники или torx) вы приготовили. Возможно, они даже правильного размера. Теперь самое время подумать о том, куда сливать старое масло.
Хитрые дяденьки в магазинах запчастей предлагают для этого неведомые пластиковые поддоны для слива масла. Ради интереса заехал и посмотрел: 850 рублей на шесть литров. Но мы, ценящие здравый смысл, таких вещей покупать не станем. Самый простой и заезженный до неприличия девайс – это пустая канистра с одной отрезанной стенкой. Если под рукой нет такой полезной вещи, то подойдёт всё что угодно, хотя бы разрезанная бутыль из-под питьевой воды. Главное – не выливать масло на землю. И без нас экология так себе.
И последнее, что должно быть наготове, это новая прокладка сливного отверстия. Чаще всего – это просто шайба, обычно – многослойная. Можно, конечно, закрутить и со старой прокладкой, но деталь это копеечная, экономить на ней может только гоголевский Плюшкин. Впрочем, есть среди автолюбителей убеждённые борцы за старую шайбу, дескать, да что ей будет! Может, им религия не позволяет, какие-то политические убеждения или экономические причины, но прокладку эту всё же менять надо. В сервисе настоятельно советуют её менять.
Итак, всё готово. Приступаем к работе
У Сандеро, стоящего на подъёмнике, защита уже снята. Да и нет смысла описывать то, как её снимать: вариантов много, всё зависит от вашего автомобиля. Поэтому просто ставим под машину ёмкость для сбора старого масла (в нашем случае, правда, стоит специальная установка для сбора масла, но это – атрибут СТО, вряд ли она часто встречается на гаражных полках) и осторожно выкручиваем пробку сливного отверстия. Пока масло стекает, можно помыть руки и обработать ожоги.
Вот он, первый камень преткновения с форумов автовладельцев: обязательно ли перед сливом масла открывать сверху крышку маслозаливной горловины? Есть мнение, что без неё масло вытекает быстрее. Тут надо смотреть на следующее: будет ли с машиной в это время производиться другая работа? Если вы не хотите ждать сложа руки, то пока вытекает «отработка», можно заменить воздушный фильтр или заняться какой-то другой работой. В этом случае крышку лучше не снимать: в горловину может попасть мусор, грязь или просто пыль, а это не так уж полезно мотору.
Оттого, что она будет открыта, масло намного быстрее не польётся. Даже просто быстрее не польётся. А если планы на день ограничены только заменой масла, то открутить можно, принципиальных отличий нет. Главное, чтобы в горловину ничего лишнего не попало.
Сначала масло льётся довольно быстро, потом ручеёк иссякает, и остаются тягучие капли (или не тягучие, масло бывает разным). Конечно, чем больше старого масла вытечет, тем лучше. Торопиться не надо – надо ждать, пока из сливного отверстия не вытечет всё, что может течь. Поэтому терпеливо ждём и приступаем к снятию масляного фильтра.
В идеале он откручивается рукой. На практике такое не всегда бывает, поэтому фильтр иногда надо чем-то открутить. Решений несколько.
Технически совершенное – это съёмник для конкретно вашего автомобиля. Выглядит он как чашка, бортики которой имеют выступы, совпадающие с углублениями в фильтре, и головку под гаечный ключ. Если фильтр вашего автомобиля не имеет граней, то подойдёт съёмник-цепочка, которым обхватывают корпус фильтра, и затем его откручивают. Но не стоит сразу бежать в магазин и обогащать производителей этих устройств разной степени надёжности. Есть и другие способы, чуть сложнее (есть даже варварский способ!), но не менее эффективные.
Способ, подходящий техническим маньякам, это хомут с болтом, под который к корпусу фильтра подкладывают напильник (чтобы не скользил). Иногда с помощью напильника удаётся отвернуть фильтр. Решение подходит для автомобилей, фильтры которых стоят в труднодоступных местах, как правило – почти вплотную к картеру или блоку. В сервисах так не делают: непрофессионально, да и съёмники обычно есть на любой вкус.
Последний способ – для последователей культа разрушения. Он прост, но неэстетичен: фильтр снимается с помощью отвёртки. Как? Её просто надо со всей силой вогнать в бок старого фильтра, затем провернуть его за рукоятку отвёртки. Метод эффективный, хотя и дикий. Тут важно не промахнуться, чтобы не пробить отверткой какой-нибудь ни в чем не повинный патрубок.
Итак, масло слили и старый фильтр сняли. Но заниматься заливкой нового масла ещё рано.
Сначала не забываем закрутить пробку сливного отверстия. Не надо прикладывать слишком много силы, иначе в один прекрасный момент ей можно оторвать «башку» в попытках отвернуть для очередного ТО. Ставим новую шайбу-прокладку, затягиваем (не со всей силы), радуемся. Теперь ставим новый фильтр.
Лить или не лить?
Итак, заливать ли в новый фильтр масло?
Если вы не владелец старых Жигулей (или тому подобной продукции советско-российского автопрома прошлого), то заливать масло в фильтр не надо. Более того, во многих автомобилях фильтры стоят под таким углом, что залитое в фильтр масло просто выльется.
Эта процедура – «привет» из далёкого прошлого, когда маслонасосы были не самыми эффективными, а почти всё масло – минеральным. В этом случае масляный насос мог не справиться с прокачкой фильтра. Сейчас необходимости заливать масло в фильтр нет. Но и ошибкой не будет, если масло всё же зальёте: это просто бесполезная трата времени. Масло так и так окажется в фильтре.
Другое дело – промазать маслом резинку прилегающей поверхности фильтра. Это делать надо, чтобы потом можно было легко открутить его. Закручивать фильтр лучше рукой, но если сил уж совсем мало, можно использовать какой-либо инструмент (только не отвёртку в бок!) В любом случае чрезмерного приложения сил не требуется.
Теперь всё готово к заливанию свежего масла. Специалист пользовался ёмкостью со шлангом. Во-первых, получится аккуратно, а во-вторых, производители масла нам не заплатили, чтобы мы показали фотографию канистры. Если такой ёмкости у вас нет (а её точно нет), то достаточно взять воронку.
Если объём картера 4,0 литра ровно, то не надо лить сразу 4 литра. Во-первых, слить абсолютно всё масло невозможно – что-то там наверняка осталось на дне. Во-вторых, откачать перелитое масло будет довольно трудно. Поэтому заливаем чуть меньше и даём маслу стечь. Опять же – проявляем терпение.
Перед тем, чтобы залить масло по верхней метке щупа, стоит узнать: любит ли ваш мотор такое количество масла? Например, Субару обычно любит, а некоторые французские моторы пытаются его вытолкнуть через сальники коленвала.
Где-то лучше масло держать между минимальной и максимальной отметках на щупе, а где-то – у верхней метки. Универсального совета тут нет, кроме, разве что, не оставлять масло на нижней метке. Но мы для того и ждём, чтобы оно стекло в поддон. Минут через пять-семь проверяем уровень, если всё в порядке, то закрываем горловину и запускаем мотор.
Смотрим, погасла ли лампа давления масла. Если погасла, то фильтр заполнился, давление есть. Но это ещё не всё: глушим мотор и ждём ещё минут пять. Ещё раз вытаскиваем щуп и проверяем уровень, а если есть необходимость, то доливаем масло.
http://driving24.ru/kak-zalivat-maslo-v-dvigatel/
https://www.kolesa.ru/article/ne-umeesh-ne-lej-kak-pravilno-zamenit-motornoe-maslo-2016-02-12