Как заменить масло в АКПП своими руками

Содержание

Как правильно поменять масло в коробке автомат самостоятельно

Всё больше автомобилистов пересаживаются в машины с автоматической коробкой. Да, пусть она уступает по надёжности классической механике, но существенно превосходит её в плане комфорта.

Машина с автоматикой

За последние годы производителям удалось сделать большой шаг вперёд в плане надёжности и долговечности АКПП. За ними не требуется такой тщательный уход, как в случае с МКПП. Но неизменной остаётся процедура замены трансмиссионного масла.

Существуют разные мнения на этот счёт. Некоторые полностью доверяют производителям, считая, что масло действительно не нужно менять в течение всего эксплуатационного срока. На практике всё иначе. Замена смазки является важной и порой просто обязательной процедурой.

Чтобы не тратить большие деньги на СТО, многие предпочитают выполнить процедуру самостоятельно в гаражных условиях. Прежде чем это сделать, нужно изучить все нюансы замены масла в коробке автомат, актуальные способы и периодичность.

Нужно ли менять

Раньше все поголовно с определённой периодичностью выполняли замену масла в АКПП первых образцов. Тогда производители советовали делать это в среднем через каждые 80 тысяч километров пробега.

Поддон для масла

Но сейчас крайне актуальным становится вопрос о периодичности и вообще о необходимости замены. То, как часто придётся в своей коробке автомат менять масло, зависит от целого ряда факторов. Не стоит полагаться на информацию от автопроизводителей, которые активно указывают на то, что смазку в АКПП менять не нужно. Якобы коробка способна прожить весь эксплуатационный период на одном заводском объёме смазки.

Заглянув в руководство по эксплуатации к таким машинам, вы вообще не увидите там данных о том, через сколько в вашей коробке автомат следует менять масло. Такое возможно лишь при идеальных условиях эксплуатации в течение 4-5 лет, но не более. Именно столько в среднем служат машины в Европе, а потом их меняют на новые. Отсюда и такие утверждения об отсутствии необходимости сливать старую ATF.

Запомните, что в наших условиях менять смазочную жидкость нужно. При этом на интервал замены масла в составе АКПП влияет насколько факторов. А именно:

  • условия эксплуатации;
  • возраст автомобиля;
  • общее состояние коробки;
  • манера вождения;
  • перегрев АКПП;
  • качество смазки.

Масло является многофункциональным элементом любой автоматической коробки. Оно занимается не только смазкой и охлаждением.

Среди основных функций выделяют такие:

  • отбор температуры от трущихся поверхностей;
  • предотвращение преждевременного износа;
  • смазка деталей;
  • защита от оседания частичек грязи на элементах коробки;
  • функция передачи крутящего момента в гидравлической системе;
  • переключение скоростей.

Если машина используется активно, коробка постоянно находится в работе. Не выполняя замену смазки, она попросту начнёт терять свои свойства и качества, не сможет выполнять возложенные обязательства, а потому состояние АКПП резко ухудшится. Это приведёт к поломкам и дорогостоящему ремонту.

Причины потери свойств ATF

Да, смазка в АКПП изнашивается не так интенсивно, как в двигателе. Но всё же жидкость также находится под влиянием некоторых факторов, способствующих потере её свойств.

  • В основном это касается высокой температуры, что наиболее актуально для тех, кто основную часть времени проводит на городских дорогах;
  • Параллельно начинает постепенно загрязняться радиатор, использующийся для охлаждения ATF в составе коробки автомат;
  • Частично изнашиваются фрикционные пластины и гидротрансформатор. С течением времени этих частиц от износа становится всё больше.

Из этого следует логичный ответ на вопрос о том, нужно ли вообще менять масло в АКПП. Да, делать это необходимо. Причём следует вовремя определять износ жидкости, чтобы разрушительные процессы не успели затронуть главные узлы и привести к серьёзным поломкам трансмиссии.

Трансмиссия коробка передач

Ходят активные споры относительно того, при каком пробеге наиболее правильно осуществлять такую процедуру. На практике старое масло, залитое в АКПП, может износиться быстрее рекомендуемого срока. Порой в несколько раз.

То, когда именно нужно будет менять в коробке автомат старое трансмиссионное масло, должен определять и контролировать автовладелец. Некоторые отталкиваются от среднестатистических показателей пройденного количества километров. Обычно такие автомобилисты меняют смазку при пробеге 60-80 тысяч километров. Но при подобных условиях масло в АКПП меняется лишь тогда, когда условия эксплуатации нормальные.

Если машина эксплуатируется в тяжёлых условиях, автомат работает под постоянной нагрузкой, авто движется на высоких скоростях, тогда указанный интервал лучше сократить. Тут самое главное следить за состоянием и поведением АКПП. Есть несколько характерных признаков, подсказывающих водителю, что старое масло со своими задачами уже не справляется. А именно:

  • автомат работает с перебоями;
  • передачи переключаются несвоевременно;
  • автомат выбирает неправильную передачу;
  • при разгоне и торможении появляются рывки, толчки;
  • АКПП работает с посторонними шумами.

Всё это наглядно говорит о том, что коробка активно изнашивается, появились первые признаки неисправностей. Продолжая игнорировать подобные симптомы, последствия окажутся крайне дорогостоящими.

Выбор интервала замены

Вопрос заключается не в том, нужно ли, а когда менять масло в своей коробке передач типа автомат.

Замена масла в двигателе

Для начала стоит забыть о так называемых необслуживаемых коробках, где менять масло, по уверению автопроизводителя, не нужно вообще. Все факты, приведённые выше, доказывают обратное.

Если в руководстве по эксплуатации указан срок замены, смело отнимайте от него около 20-30%. Это будет более справедливый пробег, при котором смазка успеет износиться и потерять свои изначальные характеристики.

Разные автопроизводители указывают различные интервалы замены. У некоторых в руководстве можно встретить значения от 60 до 80 тысяч километров пробега, у других это 100-130 тысяч км. Это объективно много, и даже при самых идеальных условиях коробка на одном масле столько не выдержит.

Самым правильным решением считается замена по мере износа. Для этого автовладельцу придётся проверять текущее состояние смазки, своевременно её меняя при изменении цвета и запаха.

Если вы купите автомобиль на вторичном рынке, и на машине стоит автомат, замену лучше сделать сразу. И не важно, что предыдущий владелец заменил смазку. Очень часто для предпродажной подготовки смазку в коробке меняют частично, и заливают наиболее дешёвые жидкости, дабы не тратить лишние деньги.

Предположим, что автопроизводитель рекомендует проводить замену через 80 тысяч км. При нормальных условиях более правдоподобной цифрой будет 60-70 тысяч километров. Добавьте к этом тяжёлые условия, и получите наиболее актуальный интервал в 40-50 тысяч км. К тяжёлым условиям относят:

  • частая езда по городу в условия пробок и светофоров;
  • транспортировка на машине тяжёлого груза;
  • постоянно езда при полном салоне людей;
  • эксплуатация в условиях плохой погоды (очень жаркой или холодно);
  • частый выезд на бездорожье.

Если хотя бы один пункт имеет непосредственное отношение к вашей ситуации, для безопасной, длительной и надёжной работы АКПП лучше меняйте в коробке масло через 30-50 тысяч километров пробега.

Проверка состояния

Как уже говорилось ранее, лучшим решением для автовладельца станет замена смазки в АКПП по мере её износа. А для этого необходимо контролировать состояние жидкости в коробке автомат.

Масляный щуп в двигателе

Даже если вы бывалый автомобилист с огромным опытом, определить износ масла исключительно по поведению машины или коробки не получится. Можно поступить куда проще, взяв из АКПП образец жидкости и проверив её состояние.

С помощью шприца или щупа, если такой предусмотрен, возьмите несколько капель жидкости из коробки, капните их на белую бумагу или ткань. Если образовалось тёмно-бурое или чёрное пятно с заметными следами примеси, нужна не просто замена, а полный слив старой смазки.

При проверке ATF отталкивайтесь от нескольких простых правил:

  • когда масло прозрачное и без посторонних примесей, пусть даже цвет поменялся по сравнению новым ATF, замена не нужна;
  • помутнение смазки указывает на необходимость частичной замены;
  • наличие следов металлической стружки в сочетании с горелым запахом сообщает о срочной замене.

Последний случай самый нежелательный, поскольку в коробке автомат уже начали развиваться неисправности, детали трутся и могут сильно износиться. Простая замена даже методом полного вытеснения старого масла не решит проблему. Желательно разобрать коробку и заменить изношенные компоненты.

Как меняют на СТО

Множество автовладельцев обращаются за заменой масла в своей автоматической коробке передач в автосервисы. Если вам нужно полностью поменять смазку, сделать это лучше через СТО, которое имеет соответствующее профессиональное оборудование.

Вам будет интересно  Пропала задняя передача на акпп: причины и ремонт

Замена масла на СТО

Хорошие автомастерские, специализирующиеся на замене масла во всех видах коробок передач, используют в работе соответствующие устройства. Суть их работы основывается на вытеснении старой смазки, вместо которой внутри оказывается полностью новая ATF.

Выглядит процесс следующим образом:

  • трубки от аппарата для замены подключаются к радиатору охлаждения автомата на машине;
  • запускается двигатель автомобиля;
  • постепенно совместная работа мотора и аппарата способствует вытеснению смазки;
  • параллельно мастер через смотровое окошко следит за внешним видом трансмиссионной жидкости;
  • когда цвет становится прозрачным и соответствующим свежему маслу, аппарат выключается.

На этом процедуру можно считать завершённой. В среднем на полную замену уходит примерно 10-12 литров масла. Всё зависит от изначального объёма трансмиссионной жидкости в коробке автомат вашего автомобиля. Чем больше АКПП, тем больше масла придётся использовать. Это напрямую влияет на конечную стоимость услуги. Но при самостоятельной полной замене в гаражных условиях может уйти около 20 литров.

Обращаясь в автосервис, вы получаете несколько преимуществ:

  • все процедуры выполняются специалистами;
  • не нужно никуда лезть своими руками, не зная устройство автомата;
  • можно контролировать процесс, что исключит любой обман;
  • старая смазка вытесняется полностью;
  • полное обновление ATF значительно улучшает работу коробки и продлевает срок её службы;
  • падает расход топлива;
  • на выполненную работу многие СТО дают гарантию.

Но не спешите отдавать свою машину в руки специалистов, которые будут менять масло под давлением методом вытеснения. Не все коробки автомат адаптированы под такие процедуры.

Ярким примером можно назвать автоматы, которые устанавливаются на автомобили компании Honda. У них несъёмные фильтры и поддоны. Если подать масло под давлением, фильтр закупорится. Это приведёт к крайне нежелательным и дорогостоящим ремонтно-восстановительным работам.

Самостоятельная частичная замена

Большинство автовладельцев отдают предпочтение частичной замене масла в своей АКПП, выполненной самостоятельно. В этой процедуре нет ничего сложного, и даже новичок может быстро научиться её выполнять.

  1. Для автомобиля нужно выбрать ровную площадку над ямой или эстакадой. В идеальных условиях используется подъёмник, но он мало у кого есть в обычном гараже.
  2. Если в коробке предусмотрена горловина для слива, вам повезло, поскольку тратить время и силы на дополнительные демонтажные работы не придётся. Тут следует открутить с помощью подходящего ключа болт крепления поддона коробки, снять фильтр внутри него.
  3. При чистом фильтре или в случае его замены нужно открутить пробку сливной горловины и дать маслу стечь самотёком. Предварительно следует прогреть коробку, чтобы масло вытекало быстрее. Но будьте аккуратными, дабы смазка не попала вам на кожу или слизистые.
  4. Если сливное отверстие отсутствует, тогда возьмите шприц и длинную тонкую полую трубку. Отлично подходят шланги от медицинских капельниц. Используя контрольное отверстие на АКПП, постепенно выкачивается старое масло. Вариант более сложный и требующий больше времени.
  5. Под сливное отверстие обязательно подставьте пустую тару подходящего объёма. Лучше брать чистую ёмкость, чтобы иметь возможность визуально оценить текущее состояние старой трансмиссионной жидкости. На руках при сливе обязательно должны быть резиновые плотные перчатки.
  6. Дождитесь, пока масло стечёт в тару. Тут важно точно измерить количество слитой смазки из АКПП. Ведь именно ровно такое же количество придётся заливать обратно. Но только уже новой ATF.
  7. Снимите крышку на заливной горловине. При её отсутствии также воспользуйтесь контрольным отверстием, где располагается щуп. Вставьте тонкую воронку или шприц в отверстие. Постепенно заливайте свежую смазку.
  8. Залив весь необходимый объём, закройте крышку и запустите двигатель. Дождитесь, пока мотор прогреется до рабочей температуры. Теперь переведите селектор АКПП в разные положения. На каждом из них нужно задержаться на 5-10 секунд. Это позволит маслу проникнуть во все зазоры коробки.
  9. Заглушите двигатель и переведите коробку в режим паркинга. С помощью щупа проверьте, сколько жидкости находится внутри АКПП. Если мало, долейте недостающее количество. Повторите процедуру с запуском мотора и переключением селектора автомата.

Теперь вы точно знаете, как можно поменять масло в своей коробке автомат, не обращаясь в автосервис и не тратя на их услуги большие деньги.

Замена масла в коробке автомат

Частичная замена обладает весомым преимуществом в виде своей простоты, возможности выполнить её самостоятельно, а также отсутствия больших финансовых затрат.

Но тут важно понимать, что такая замена позволяет слить и заменить не более 40-50% смазки. Если делать её с указанной периодичностью, не дожидаясь износа ATF, вам удастся поддерживать коробку в отличном техническом состоянии.

После завершения процедуры частичной замены обязательно следите за тем, как автомат отреагирует на поступление новой смазки. Если всё работает хорошо, это зелёный свет для проведения повторных аналогичных операций.

Самостоятельная полная замена

Вариант с полной заменой масла в АКПП более предпочтительный, поскольку это даёт возможность полноценно обновить ATF и нормализовать работу трансмиссии.

Замена масла в КП

В гаражных условиях возможен аналог профессиональной аппаратной замене масла в АКПП. Нужно лишь придерживаться некоторых правил, соблюдать регламент замены масла, а также подбирать ATF для своих АКПП в соответствии с требованиями автопроизводителей.

Если вы заметили, что автоматическое переключение работает нестабильно, наблюдаются рывки и прочие признаки износа смазки, следует в ближайшее время сменить ATF. Но не все знают, как в АКПП правильно менять масло методом полной замены, считая это исключительно прерогативой специализированных автосервисов.

Существует несколько шагов и действий, позволяющих без посторонней помощи максимально избавиться от старой ATF смазки, и залить вместо неё новую жидкость для коробки автомат.

  1. Установите машину на эстакаде или яме в своём гараже. Ключом открутите поддон коробки, снимите его, зачистите, поменяйте фильтр. Теперь всё верните на свои места. Лучше приобрести новый фильтр, который заменит старый после замены. Пока можете использовать очищенный старый фильтрующий элемент.
  2. В зависимости от конкретной конструкции коробки автомат, нужно от неё или от радиатора отключить магистрали для отвода масла;
  3. К отверстиям, куда входили магистрали, подключаются шланги. Один будет служить для подачи свежего масла, а второй для отвода старой жидкости.
  4. Теперь возьмите простой автомобильный компрессор, шланги из резины и канистру примерно объёмом 10 литров. В крышке канистры сделайте пару отверстий диаметром, который соответствует размеру шлангов. Зафиксируйте их плотно.
  5. Один шланг будет заполнять канистру воздухом, нагнетаемым компрессором, а второй выводить смазку. Шланг вывода следует опустить максимально на дно канистры.
  6. Суть приспособления в том, что компрессор начнёт создавать давление, под которым ATF будет поступать в коробку, тем самым вытесняя из неё старую жидкость.

Только не забывайте, что подающий шланг, предназначенный для заполнения системы новым маслом, подключается к одному патрубку на радиаторе. Второй служит для слива. Потому именно его соединяют со шлангом, который помещён в канистру.

Вытеснять и заливать ATF следует до того момента, пока из шланга для слива не начнёт выходить уже чистая, прозрачная и свежая трансмиссионная смазка. Как только вы увидели чистое масло, компрессор можно отключать и возвращать всё на свои места.

Масло для коробки автомат является чрезвычайно важным составляющим элементов. Если смазка потеряет свои свойства, это моментально отразится на работоспособности и целостности АКПП. Потому менять жидкость нужно, причём намного чаще, нежели рекомендует автопроизводитель.

Выполнить замену частичным методом можно в домашних условиях. Для этого не требуется никаких особых навыков, приспособлений и инструментов. Но если АКПП нуждается в полной замене, её лучше выполнить на хороших СТО, где есть специальное профессиональное оборудование.

Как заменить масло в автомате? 3 способа замены масла в АКПП

Как заменить масло в автомате? 3 способа замены масла в АКПП

Как заменить масло в автомате? 3 способа замены масла в АКПП

Чтобы заменить масло в автомате, нужно знать не мало нюансов, которые мы сейчас вам расскажем.

Замена масла в автоматической коробке передач отличается от замены масла в двигателе. Этот процесс намного сложнее из за своей особенности строения узла. Но если это вас не пугает, то переходим к самой статье.

В современных реалиях автопроизводители гласят в один голос, что масло в АКПП рассчитано на весь срок службы автомобиля и не требует замены. Но в регламенте все равно сказано, что если автоматическая коробка передач испытывает тяжелые эксплуатационные нагрузки, то периодически нужно проводить замену масла, примерно раз в 40 – 60 тысяч км. пробега. Что такое тяжелые эксплуатационные нагрузки, это когда коробка автомат вынуждена часто переключать передачи. Например в пробке происходят постоянные нагрузки на АКПП или на бездорожье. Легче всего работать АКПП за городом на шоссе, где вы практически без остановок едите на высокой скорости и коробка, тем самым, почти не работает.

Зачем менять масло в автомате.

Масло со временем теряет свои свойства и не защищает АКПП, как раньше. Все в этом мире имеет свой запас прочности, и коробка передач не исключение. При работе она разрушается и появляются маленькие кусочки металла в масле. Гуляя по АКПП вместе с маслом, эти кусочки еще сильнее повреждают вашу автоматическую коробку передач.

Чтобы увеличить срок службы АКПП, просто необходимо проводить замену масла. Об этом говорят не только в автосервисах, но и некоторые производители автомобилей. Лучше их послушать, ведь они имеют больший опыт в этом вопросе. А они говорят что проводить замену нужно каждые 50 – 60 тысяч км. пробега автомобиля. И менять нужно не на абы что, а на качественное масло, лучше всего на оригинальные. Так же не помешает и почистить поддон коробки передач, и поменять фильтр.

Вам будет интересно  Буксировка автомобиля с АКПП- Правила буксировки

Оригинальное масло или аналог

Я уверен, что вы на рынке сможете найти просто огромное количество аналогов оригинальных масел. Для них главное не дать вам лучшее масло за небольшие деньги, а заработать. Такие масла удовлетворяют общему стандарту качеству, но оно не удовлетворяет заводским. Такое масло может быть намного больше подтверждено тепловому расширению. Это не так страшно, как сжатие масла до такого, что его уровень будет намного ниже допустимого. А это в свою очередь вызывает масляное голодание. Маленькая цена говорит о том, что производитель использовал дешевую основу и просто добавил пакет присадок.

  • Как заменить масло в автомате? 3 способа замены масла в АКПП

Когда выбираете аналоговое масло, выбирайте брендовое масло, последнее что нужно смотреть в предпочтении, так это на низкую цену.

В автосервисах, чаще всего используют масла Mobil, так как эти масла лучше всего соответствуют цена – качество. Это не касается современных коробок последнего поколения. Хоть они не так уж и сильно отличаются от предыдущих версий, изменения все равно присутствуют. Именно благодаря этим изменениям, аналоговые масла могут больше навредить вашей АКПП.

Современные автоматические коробки передач имеют множество переходных режимов, когда его фрикционы не зажаты полностью, а находятся в режиме пробуксовки. Для этого масло должно создать нужный тепловой баланс и иметь необходимые смазывающие свойства. Разве аналог справиться также с этой задачей, как и оригинальное масло? Заливая аналоговое масло, вы сами начинаете убивать свою коробку. Ведь если АКПП проработает долгое время, даже на качественном аналоговом масле, у вас просто напросто износятся фрикционы. Хоть и во время езды вы не почувствуете, что у вас какая то неисправность, но со временем у вас она точно выйдет из строя. Вам же нужна исправная АКПП, а заливая не то в коробки передач вы сами их убиваете.

Опасность замены масла в АКПП.

Опасность замены масла заключается в том, что новое масло имеет сравнительно лучшие моющие средства, чем уже использующиеся. Как мы говорили уже ранее, все детали подтверждены износу. При износе деталь разрушается, и ее частицы могут держаться на стенках всей гидросистемы. Свежее масло, благодаря своим омывающим свойствам, может смыть эти частицы и принести их в гидроблок, тем самым засорив соленоиды, которые там находятся. Все это приводит к поломке, которые выражаются в рывках и задержке при переключении передачи. Именно поэтому фирмы, которые занимаются диагностикой и ремонтом коробок передач, всегда берут с клиента расписку, что он предупрежден о возможном ухудшении качества работы АКПП после замены масла.

Как заменить масло в автомате? 3 способа замены масла в АКПП

Грязь на поддоне

Менять масло в АКПП частично или полностью

Существует два решения замены масла частичное и полное.

Частичная замена масла

Частичная замена масла является самым распространенным и безопасным методом замены масла.

  • Замену масла можно осуществить самому.
  • Используется малое количество масла.
  • Очищается поддон и заменяется фильтр.
  • По отложениям на поддоне и состоянию слитого масла можно предугадать поломку.
  • Меньше риск сломать АКПП.
  • Полностью поменять масло таким способом нельзя.
  • Для замены большего количества, нужно будет проводить процедуру несколько раз.

Обычная частичная замена масла.

Ее используют по расписанию, то есть когда нет никаких неисправностей и ваш автомобиль проехал уже определенное расстояние, при котором следует заменить масло. Такая работа стоит около двух тысяч рублей. Во время работы снимают поддон(если возможно), сливают картерный объем и меняют фильтр. Ее также применяют после нескольких щадящих замен масла. Рекомендуем это сделать, так как, вы тем самым продлите жизнь автомату.

Безопасная (щадящая) частичная замена масла.

Безопасная замена масла происходит без снятия поддона и замены фильтра. Отметим, что в среднем полный заправочный объем АКПП составляет 10 л. При таком подходе из картера коробки в идеале выйдет только половина. Обычно сливают пару литров и потом доливают свежее масло до необходимого уровня. Потом авто катается примерно 1 тысячу км. И операция повторяется. Этот метод замены масла используют, когда приобрели автомобиль, у которого пробег больше 100 тысяч км. и точно никак не узнать, как обслуживалась коробка передач и обслуживалась ли вообще. Еще используют, когда считают, что есть какая то неисправность, но исправить ее пока не нет возможности.

Всегда окончательное решение можно принять, только после оценки состояния слитого масла. Если оно имеет черный цвет, это еще не так страшно. Но если оно имеет характерный горелый запах, то лучше использовать безопасный способ.

Полная замена масла

  • Вас не смогут обмануть с количеством используемого нового масла, вы все видите сами.
  • При полной замене масла в АКПП, уменьшает расход топлива.

Как заменить масло в автомате? 3 способа замены масла в АКПП

  • АКПП может повредиться.
  • Стоит дороже чем частичная замена масла.

Полную замену масла можно осуществить только с специализированной установкой. Ее нужно подключить к магистрали гидросистемы АКПП. Эта установка вытесняет с помощью давления старое масло и заменяет его новым. Процесс замены хорошо виден через прозрачные трубки. По одной идет старое, темное, грязное масло, выходящее из автоматической коробки. А по другой чистое и прозрачное масло. Чтобы полностью заменить масло в коробке, потребуется больше свежего масла, чем старого. Свежее масло будет выталкивать и перемешиваться с старым. Поэтому потребуется больше нового масла, чтобы полностью заменить масло на чистое.

Чаще всего, станция используют, когда до этого залили в коробку плохое аналоговое масло, которое плохо повлияло на работу АКПП. Так же ей проверяют пропускную способность материала, после ремонта коробки.

Замена масла в АКПП: периодичность, расходники, порядок работы

Замена масла в АКПП сильно отличается от этого же процесса, но производимого в механической коробке передач: слить весь объем смазочной жидкости невозможно. Большая часть остатка находится внутри бублика, меньшая часть в гидроплите и исполнительных механизмах.

Замена масла в АКПП

Несмотря на то, что автоматические коробки переключения передач (гидроавтоматы) отличаются по своим характеристикам, порядок замены масла в АКПП одинаков для любой трансмиссии этого типа. Ведь вне зависимости от количества передач и максимального крутящего момента, общий принцип работы и процессы, протекающие в коробке, одинаковы.

Как устроена АКПП

Этот агрегат состоит из следующих механизмов:

  • гидротрансформатора (ГТД или бублик);
  • планетарного ряда (установленных одним из нескольких редукторов планетарного типа);
  • селектора;
  • электронного блока управления (ЭБУ);
  • гидравлические исполнительные механизмы (цилиндры и поршни);
  • масляные насос и фильтр;
  • фрикционы;
  • тормозные ленты.

Бублик выполняет в автоматической трансмиссии две важных функции – подобно сцеплению частично отключает двигатель от вала КПП и увеличивает крутящий момент во время старта за счет снижения скорости вращения.

Гидротрансформатор АКПП

Чувствителен к чистоте масла, но не влияет на характеристики смазочной жидкости.

Планетарный ряд

Это основной механизм АКПП. В зависимости от блокировки той или иной шестерни меняется коэффициент передачи. Передаточные числа подобраны таким образом, чтобы обеспечить работу двигателя в оптимальных условиях. Очень чувствителен к чистоте масла, а по мере износа в трансмиссионную жидкость попадают металлические пыль и стружка.

Селектор

Этот компонент расположен в салоне авто и является многопозиционным переключателем, с помощью которого водитель выбирает режим работы АКПП. Соединен с ЭБУ и никак не связан с трансмиссионной жидкостью, поэтому не зависит от ее чистоты и не влияет на состояние масла.

Это «электронный мозг» трансмиссии. ЭБУ отслеживает все параметры движения автомобиля и, в соответствие со вшитым в него алгоритмом, управляет всеми элементами коробки. Не зависит от состояния масла и никак не влияет на него.

Гидравлические исполнительные механизмы

Гидроплита и гидроцилиндры. Являются «руками» ЭБУ и по команде от блока управления воздействуют на тормозные ленты и фрикционы, меняя режим работы трансмиссии.

Гидроблок АКПП

Крайне чувствительны к чистоте масла, но не влияют на его состояние. Даже небольшой фрагмент сажи или металла может перекрыть канал, через который жидкость поступает к гидроцилиндру, что нарушит нормальную работу автоматической трансмиссии.

Масляные насос и фильтр

Масляный насос – сердце коробки, ведь именно он создает давление трансмиссионной жидкости, необходимое для работы гидравлических исполнительных механизмов.

Оба механизма чувствительны к загрязнению трансмиссионной жидкости. А несвоевременная замена масла в коробке автомат может снизить пропускную способность фильтра, что приведет к падению давления в системе и нарушению работы трансмиссии.

Фрикционы

Это еще один аналог сцепления в АКПП, облегчающий переключение передач и повышающий плавность этого процесса. Чувствительны к чистоте масла, а также являются главными его загрязнителями. При сильной нагрузке они перегревают масло, что сокращает ресурс трансмиссионной жидкости и частично меняет ее основные параметры.

Фрикционы АКПП

Тормозные ленты

Управляют планетарным рядом, блокируя отдельные редукторы, тем самым меняют коэффициент передачи, то есть включают ту или иную скорость. Малочувствительны к загрязнению трансмиссионной жидкости, а при большом сроке службы или высоких нагрузках истираются, добавляя в масло металлическую пыль.

Вам будет интересно  Как проверить АКПП: диагностика коробки переключения автомат

Как работает АКПП

Когда селектор находится в положении «N» и двигатель работает на холостых оборотах, ГТД передает на первичный вал трансмиссии лишь часть энергии, причем с очень медленной скоростью вращения. При этом первый фрикцион разомкнут, поэтому энергия кручения дальше него не передается и никакого воздействия на колеса нет. Масляный насос создает в системе давление, достаточное для срабатывания всех гидроцилиндров. Когда водитель выбирает любой из режимов движения, сначала включаются гидроцилиндры, управляющие тормозными лентами, благодаря чему планетарный ряд получает коэффициент передачи, соответствующий первой (низшей) скорости.

Принцип работы АКПП

Принцип работы АКПП

Когда водитель нажимает на газ, обороты двигателя увеличиваются, затем включается первый фрикцион, а ГТД преобразует вращение вала двигателя, резко снижая обороты и увеличивая крутящий момент. Все это, при правильной работе коробки, обеспечивает плавное начало движения и относительно быстрый набор скорости.

По мере разгона ЭБУ коробки переключает передачи, а размыкание первого фрикциона и блокировка планетарных редукторов с помощью тормозных лент делают этот процесс плавным и незаметным.

На что влияет масло в АКПП

Трансмиссионная жидкость выполняет в коробке 3 важные функции:

  • смазывает и охлаждает трущиеся элементы;
  • представляет собой рабочее тело гидротрансформатора, передавая энергию от одной части к другой;
  • является гидравлической жидкостью, обеспечивая работу всех гидроприводов.

Пока смазка чистая и ее параметры неизменны, все системы АКПП работают правильно, а выделение коробкой сажи или металлической пыли/стружки минимально. По мере загрязнения жидкости и ухудшения ее параметров происходит следующее:

  • возрастает износ трущихся деталей, из-за чего резко увеличивается скорость образования грязи;
  • снижается эффективность преобразования крутящего момента ГТД;
  • нарушается работа гидроплиты, ведь кусочки грязи забивают тонкие каналы и снижают ее пропускную способность.

Состояние трансмиссионной жидкости

Состояние трансмиссионной жидкости

Эти процессы происходят в любой АКПП. Но чем сильней ее износ, тем раньше они начинаются и более интенсивно проходят. Поэтому пробег до замены масла в новой автоматической коробке передач заметно больше, чем у уже уставшей.

Замена масла

Замена масла в АКПП сильно отличается от этого же процесса, но производимого в механической коробке передач: слить весь объем смазочной жидкости невозможно. Большая часть остатка находится внутри бублика, меньшая часть в гидроплите и исполнительных механизмах. Поэтому используют следующие типы замены масла:

  • частичный (неполный);
  • двойной частичный;
  • полный (аппаратный).

При частичном сливают примерно половину жидкости, затем доливают новую до необходимого уровня. Двойной метод заключается в том, что сначала производят частичную смену жидкости, затем на небольшое время заводят двигатель, чтобы смазка перемешалась, и выполняют еще одну частичную замену. Этим методом удается заменить примерно 70% жидкости.

Замена масла в автоматической коробке передач

Замена масла в автоматической коробке передач

Аппаратный метод позволяет заменить 95–98% трансмиссионки, однако для него требуется серьезное вмешательство в масляную систему АКПП и удвоенный, а нередко даже утроенный объем нового масла.

Частичная замена

Эта операция является основной, потому что включает в себя все базовые действия:

  • слив трансмиссионной жидкости;
  • замену фильтра;
  • очистку поддона;
  • заливку масла;
  • регулировку уровня трансмиссионной жидкости.

Эти действия названы базовыми, потому что их приходится выполнять при любом способе замены масла.

Вот оборудование и инструменты, которые потребуются для выполнения этой операции:

  • гараж с ямой, эстакадой или подъемником;
  • набор рожковых и торцовых ключей;
  • набор отверток;
  • пассатижи;
  • емкость для слива отработки;
  • шприц или система для заливки новой жидкости (нужно подбирать по коробке или автомобилю).

Заливная система VAS 6262

Заливная система VAS 6262

Этот инструмент и оборудование необходимы для работы с любыми АКПП.

Порядок действий

Чтобы провести эту процедуру, действуйте так:

  1. Установите машину на яму, эстакаду или подъемник и подоприте ее противооткатными упорами.
  2. Отключите аккумулятор, чтобы защитить ЭБУ двигателя и коробки, на некоторых машинах его лучше убрать, это облегчит доступ к верхней части АКПП.
  3. Освободите доступ к трансмиссии со стороны капота, это необходимо лишь в тех случаях, когда вам, по каким-то причинам, удобней заливать масло сверху, например, через отверстие сапуна.
  4. Снимите защиту АКПП, она может быть выполнена как одним листом с защитой двигателя, так и стоять отдельно.
  5. Подставьте емкость и выкрутите сливную пробку, на некоторых трансмиссиях придется выкрутить еще и мерную трубку, без этого не получится слить масло.
  6. Когда жидкость закончится, снимите поддон, чтобы получить доступ к фильтру и гидроплите.
  7. Поменяйте внутренний фильтр. Несмотря на то что некоторые мастера рекомендуют его промывать, мы советуем менять, ведь стоимость нового элемента не идет ни в какое сравнение с тем уроном, который может нанести промытый фильтр.
  8. Замените внешний фильтр, если он установлен на вашей трансмиссии (если его нет, мы рекомендуем установить, так вы продлите срок службы АКПП).
  9. Замените прокладку и установите на место поддон. Часть автопроизводителей, например, BMW, не продает прокладку отдельно, только вместе с поддоном и новым крепежом. Поэтому вам решать, брать ли заменитель, то есть неоригинальную прокладку неизвестного качества, или все же ставить то, что предлагает производитель.
  10. Вкрутите сливную пробку, если коробка оснащена мерной трубой, то сначала вкрутите ее.
  11. Залейте масло до нужного уровня. Способ проверки и регулировки количества смазки зависит от конструкции коробки.
  12. Установите на место и подключите аккумулятор.
  13. Заведите двигатель и проверьте уровень еще раз, эту операцию выполняют по-разному, в зависимости от конструкции АКПП.

Частичная замена масла в АКПП

Частичная замена масла в АКПП

Установите снятые детали на место.

Двойная частичная замена

Такую замену масла в коробке автомат выполняйте по описанному выше алгоритму. Только после первой замены заведите двигатель и дайте ему поработать 5–10 минут, чтобы вся жидкость в АКПП перемешалась, а также несколько раз переключите рычаг селектора поочередно по всем положениям. Затем заглушите мотор и поменяйте смазку еще раз.

Аппаратная замена

Этот способ является наиболее действенным, однако осуществлять его должен специалист, хорошо разбирающийся в автоматических трансмиссиях. Для этого метода разрывают обратную линию подачи масла и сливают отработку, затем насос подключают к емкости с чистой трансмиссионной жидкостью и заполняют ею коробку, вымывая остатки старой смазки. Такая промывка удаляет не только отработку, но и осевшую в каналах грязь. Метод получил свое название благодаря тому, что его можно выполнить только с помощью специального стенда (аппарата), а все попытки обойтись подручными средствами резко снижают эффективность.

Аппаратная замена масла в АКПП

Аппаратная замена масла в АКПП

Для полной промывки системы необходим объем масла, в 3–4 раза превышающий стандартное количество трансмиссионной жидкости в системе. После любой смены трансмиссионки коробке потребуется адаптация, чтобы ЭБУ АКПП привыкло к работе с новым маслом.

Какой способ предпочтительней в различных условиях

Выбор оптимального способа замены масла в АКПП зависит от состояния агрегата. Если жидкость чистая и коробка работает правильно, но по регламенту подошло время менять смазку (30–60 тысяч км), то достаточно частичной замены. При пробеге в 70–120 тысяч километров делайте двойную частичную смену жидкости, а когда пробег составит 150–200 тысяч, выполняйте аппаратную замену. Затем повторяйте весь цикл, выполняя каждое действие с интервалом 20–40 тысяч км пробега, пока агрегат не начнет пинаться или как-то иначе работать неправильно. При пробеге свыше двухсот тысяч такие симптомы говорят о необходимости ремонта вне зависимости от цвета или запаха трансмиссионной жидкости.

Какой способ замены масла в АКПП выбрать

Какой способ замены масла в АКПП выбрать

Также поступайте и в том случае, если при небольшом пробеге (120 или менее тысяч км) масло в трансмиссии черное или с эмульсией, но сильного запаха гари нет. Если же при небольшом пробеге оно сильно пахнет гарью, то вне зависимости от способа его замены агрегат быстро потребует ремонта. Ведь его фрикционы, а может быть и не только они, сильно изношены, поэтому уже не могут эффективно выполнять свою работу.

Можно ли самому поменять масло

Заменять трансмиссмиссионку в АКПП самостоятельно можно первыми двумя способами, то есть частичным и двойным частичным. Для этого подойдет любой гараж с ямой или эстакадой, а также обычный набор инструментов, применяемых для ремонта машины. Если вы сами выполняете хоть какой-то ремонт механической части, то справитесь и с этой задачей. Главное, соблюдать простые правила:

  • не используйте герметик вместо штатной прокладки;
  • хорошо изучите инструкцию по эксплуатации ТС и тематические форумы, на которых пользователи оставляют различные отзывы и комментарии;
  • посмотрите несколько видео, на которых эксперт показывает, как именно выполнять то или иное действие;
  • если защита АКПП и двигателя изготовлена из толстого материала и выполнена в виде единого листа, то не проводите снятие в одиночку, попросите кого-нибудь помогать вам;
  • проводите обслуживание агрегата, ориентируясь не только на пробег, но и его состояние;
  • если не уверены, что сможете все сделать правильно, обратитесь в не обязательно специализированный, но хороший автосервис.

Эти правила помогут вам избежать серьезных ошибок и правильно обслужить трансмиссию.

Заключение

Своевременная замена масла в АКПП, а также правильная эксплуатация автомобиля являются залогом долгой и безупречной службы автоматической трансмиссии. Правильный выбор способа выполнения этой операции продлевает срок службы не только автоматической коробки, но и всей машины.

https://drivertip.ru/repair/kak-zamenit-maslo-v-akpp-svoimi-rukami.html
https://autorait.ru/2020/06/11/kak-zamenit-maslo-v-avtomate/

Замена масла в АКПП: периодичность, расходники, порядок работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *